Долго я сдерживал себя от того, чтобы написать сравнительный обзор этой камеры. Новинку анонсировали 7 января 2020, в личку мне прислали несколько сообщений с предложением сделать обзор Никон Д780, а я не знал, о чем писать: понятно, что новинка лучше, чем Д750, и понятно, что возможностей камер предыдущих генераций достаточно, чтобы с лихвой закрыть потребности любого фотолюбителя и большинства профессионалов. Но всё же мочи нет больше терпеть, слова просятся наружу. Поэтому сегодня в деталях попробую разобраться, чем отличаются Д780 от Д700, Д610, Д750, Д850, Зет 6 и Сони А7 Марк 3. И главное, поговорим о том, почему некоторым читателям этой статьи можно кардинально улучшить снимки, забыв вообще о покупке нового фотоаппарата или объектива на ближайший год или два.
Содержание
- Как сделать свои снимки лучше, не покупая новый фотоаппарат или объектив.
- Сравнение картинки с D780 и беззеркалки Fujifilm X-T3.
- Основные отличия от D750.
- Сравниваем с D700.
- Стоит ли предпочесть D850.
- Родной брат – беззеркальная Nikon Z6.
- Картинка в сравнении с Sony A7 III и Canon 5D Mark IV.
- Какую вспышку выбрать.
- Об авторах иллюстраций в обзоре.
- Заключение.
Примечание. Это фото используется в первой главе серии отзвов о путешествии по Индии.
1. Как можно серьезно улучшить качество своих фотографий без покупки новой фотокамеры или оптики?
Давние гости сайта знают мою позицию: то, насколько шумная в нашем фотоаппарате матрица, насколько широкий или узкий у нее динамический диапазон, не сильно влияет на то, снимаем ли мы шедевры или угрюмое г… И здесь мне хочется еще раз повторить слова фотографа Олега Лукьянова, которые я приводил в сравнительном обзоре Nikon Z6 и Z7: «Небольшое отступление про линзы: иногда знакомые и незнакомые люди просят меня посоветовать им недорогой объектив для Canon/Sony/Fuji и т.п. И я каждый раз вздрагиваю. В основном потому, что это спрашивает человек, у которого в кармане лежит телефон, снимающий лучше, чем камера Картье-Брессона. И вместо того, чтобы идти и снимать лучше, чем Брессон, он про объективы какие-то спрашивает».
Ну серьёзно. Вы фотографируете на зеркалку Nikon D5300 с шикарной (для КРОПа) матрицей, но мечтаете перейти на Full Frame и готовы инвестировать несколько тысяч долларов в покупку тушки Nikon D780 и качественной оптики под нее? Вы считаете, что рабочего ISO 1338 единиц у D5300 маловато, а система фокусировки недостаточно точная и быстрая, чтобы успеть заснять «тот самый момент»? Вот подборка фотографий знаменитого советского фотографа Нины Свиридовой, снимавшей с ISO 32-250 и ручным фокусом.
Ваши фотографии несут такой же эмоциональный заряд, и лишь ограничение матрицы и автофокуса – это те преграды, что не дают возможности получить лучшие изображения? Тогда вперед – в магазин за Nikon D780 (хотя ниже поговорим о том, что может и D750, D610 или даже D700 вам достаточно)!
Если хотите еще аргументы против покупки Никон Д780, прямо сейчас посмотрите снимки 16-ти советских послевоенных фотографов на сайте Cameralabs.
Итак, вы боретесь с непреодолимым желанием купить новую камеру, а я говорю, что можно улучшить наши фотографии в 2020 году другими способами, не потратив ни копейки. Как? Очень просто трудно. Вот перечень некоторых способов, которые приводит талантливый тревел-фотограф Дэвид ДуШемин (David duChemin) из Канады. Эти советы-пожелания он публиковал накануне Нового года в своём блоге (ниже – мой вольный перевод/изложение с английского языка с некоторыми добавлениями).
«Улучшите свои навыки. Изучите новый аспект фотографического мастерства. Но сначала только один. Научитесь снимать движение на длинной выдержке или ставить эмоциональное освещение при съемке портрета. Потренируйтесь выбирать ISO, выдержку и диафрагму в ручном режиме без подсказки экспонометра, чтобы правильная экспозиция у вас получалась с закрытыми глазами. Сходите на мастер-классы к опытным коллегам. Но реально приложите усилия, чтобы поднять свой уровень на ступеньку выше. Копайте глубже. Потратьте год, чтобы стать мастером, а не просто побаловаться. Мы и так балуемся слишком много.
Улучшите свое понимание композиции и визуальный язык. Не нужно просматривать тысячи фоток мастеров каждый день в «Инстаграм». Посмотрите один или два кадра, но проанализируйте, почему они работают и как вы можете повторить этот эффект, чтобы вызвать у зрителя похожие чувства. Поработайте ближайший год на то, чтобы понять, что дает вашим снимкам больше глубины, энергии, баланса, позволяет им рассказывать историю.
Тренируйте в себе творческое мышление. Не знаете, что снимать в этом унылом месте? А попробуйте снять шедевр даже у себя на кухне.
Работайте над тем, чтобы тренировать в себе работоспособность, углубляться, снимать личный проект, даже когда он становится трудным, уходит вдохновение, и вы оказываетесь на плато (когда приходится много заниматься, а прогресса нет). Даже оставшись без музы, вы должны уметь творить магию самостоятельно.
Улучшите свою способность сидеть в одном месте и по-настоящему видеть его. Научитесь противодействовать внутреннему голосу, который нашептывает: «Ты много потеряешь, если не пойдешь в то или вот в то место!»
Не могу сейчас найти ссылку на источник, но вспоминаю рассказ великого Сергея Максимишина о том, как он снимал свой кадр «Памятник затопленным кораблям» в Севастополе. Он сидел и смотрел на него весь день. Один удачный снимок как премия за несколько часов ожидания (посмотреть его можно в статье Birdinflight).
Улучшите свое желание и возможности снимать больше пробных кадров. Фотограф — не снайпер, ему не нужно делать лишь один выстрел. Больше фотографий – больше ошибок – меньше беспокойства о том, что думают о вашем творчестве другие.
Расширьте гамму своего мастерства. Фотография – это намного больше чем цифровой отпечаток и пара кликов в «Lightroom». Потратьте деньги, предназначенные для покупки Nikon D780 или нового объектива, например, на принтер. Научитесь качественно печатать снимки.
Улучшите качество выхода ваших работ. Речь не идет о том, чтобы больше постить в «Инстаграм». Делайте меньше и медленнее, вместо того, чтобы «молотить», потратьте творческий запал на более длительные проекты с глубоким редактированием. Создайте фотокнигу. Распечатайте монографию. переместите ваши снимки с жестких дисков в мир осязаемого.
Обновите своих наставников. Существует мир потрясающих фотографов, необязательно они должны быть живыми, чтобы у них учиться. Хватит читать сайт Сергея Лахардова или смотреть обзоры того чувака, что купил фотоаппарат два года назад и теперь ведет семинары и продает пресеты для «Lightroom». Изучайте работы мастеров. В обзоре Nikon D800 я приводил трейлер фильма «Соль Земли» о жизни и творчестве великого бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо – обязательно посмотрите, если хотите получить вдохновение на съемку шедевров. А вот, например, ролики на основе фотографий таких мастеров, как француз Вилли Рони (Willy Ronis) и американец Родни Смит (Rodney Smith), альбомы которых можно купить на «Amazon».
Обновите свой опыт. Забудьте про новый фотоаппарат – сэкономьте деньги и отправляйтесь в Индию (см. в разделе «Самостоятельные путешествия» мои рассказы об этой удивительной стране) или возьмите отпуск на неделю и сделайте портреты, или езжайте на море или в соседний городок, или проведайте своих детей или стареющего отца. Делайте то, что имеет для вас значение, что рождает в вас чудо, которое бросает вам вызов. Делайте это дома или путешествуйте (это не имеет значения), но делайте это. А потом фотографируйте эти события. Не поддавайтесь идее, что лучшая камера снимает лучшие фотографии. Они просто будут чуть более резкими изображениями того самого старого материала. Потратьте деньги на переживания, которых жаждет ваша творческая душа, и изучите их с помощью камеры, которую вы знаете.
Фотооборудование у вас достаточное, и, очевидно, его возможностей хватит еще надолго. Проапгрейдите фотографа в себе. Это будет дешевле, это принесет меньше разочарований, и, что еще важнее, это будет единственное обновление, которое изменит как ваш опыт фотографий, так и сами фотографии.
Это длинный список. Не пытайтесь воплотить всё сразу. Не позволяйте себе устать. Просто выберите себе одно направление и наслаждайтесь свободой делать это вместо того, чтобы думать, что вы должны купить новый фикс 35mm f/1.7, потому что он более светосильный, чем 35mm f/1.8. Если вы захотите, сможете снять качественный снимок тем объективом, то у вас есть. Но быть усталым – простой способ застрять. Дайте себе свободу делать одну или две вещи и делать хорошо, а не все десять в течение 365 дней. Это долго. Поборитесь!»
2. Сравнение Nikon D780 и Fujifilm X-T3
Что же, пора представиться тем читателям, кто пробрался сквозь тернии занудных рассуждений выше и готов читать их дальше. Свой блог я начал вести 3 апреля 2013 года, владея любительской зеркалкой Nikon D5100 KIT 18-55mm f/3.5-5.6G. Позже, 2015 году, перешел на полный кадр Nikon D610. В 2017 пришлось на работе взять беззеркалку Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6, чтобы ездить с ней в командировки. А в 2019 появилась возможность временно пользоваться служебной камерой Fujifilm X-T10 с объективами Fujifilm 16-55mm f/2.8 и Fujifilm 50-200mm f/3.5-4.8. Фотографировать шедевры за это время я не научился (скорей всего, потому что не следовал советам профессионала, размещенным выше), но обзоры новых фотоаппаратов писать наловчился.
Сразу обращаю внимание, что свою статью я пишу для фотолюбителей и с позиции любителя базового уровня. Утверждения в обзоре могут кардинально не вписываться в систему координат профессиональных фотографов. Например, для съемки портрета «я и моя сран…я кошка», «я и мой сран…й автомобиль» достаточно возможностей автофокуса и ёмкости буфера любого фотоаппарата, выпущенного с начала изобретения еще камеры обскура. А съемка интересного сюжета с соревнований по прыжкам в воду в тёмном зале потребуют от фотокамеры самого точного АФ и большого буфера, чтобы профи мог «строчить» серию кадров (чтобы они все были в фокусе) и потом выбрать из них самый эффектный.
Примечание. Это фото используется статье о смене главного редактора сайта.
Также многое зависит от условий съемки конкретного фотографа. Например, на мой взгляд, фуллфрейм Nikon D610 заведомо лучше любого КРОПа ввиду более высокого рабочего ISO (примерно 1200 единиц у КРОПа против 2900 у полного кадра). Еще можно было бы поговорить о пороге дифракции, но не будем заострять на этом внимание (детали см. раздел №10 с таблицей зависимости дифракционного предела от диафрагменного числа и количества пикселей в обзоре D610).
Долгое время я ездил в путешествия по дальним странам с фоторюкзаком весом 8,5 кг (см. отчеты в разделе «Самостоятельные путешествия» – Таиланд 2015 и 2017, Индия 2015 и 2017, Китай 2017, Турция 2016) – всё снято на Nikon D610. А потом обстоятельства поменялись. Главным событием стало рождение ребенка. С тех пор пришлось мне уменьшить размеры и вес рюкзака – уже трижды я ездил в отпуск с КРОПнутыми беззеркалками:
- путешествие по Белоруссии с Sony A6000 плюс Sony 18-105mm f/4;
- поездки по Турции и Таиланду с Fujifilm X-T10 плюс Fuji 16-55mm f/2.8 плюс Fuji 50-200mm f/3.5-4.8.
Что могу сказать: мне очень нравятся характеристики Nikon D780, но сам я очень серьезно подумываю о покупке какой-нибудь Fuji X-T2 или X-T3. Да, возможно, они хуже снимают, но здесь слово «хуже» не значит «плохо». Для меня правильнее сказать: «приемлемо» (если учитывать, какие габариты и вес у этой системы).
Вот я показал 3 пары снимков похожего сюжета: представления в дельфинариях, снятые в путешествиях на разные камеры разными людьми. Специально не указал фокусные расстояния и диафрагменные числа, чтобы вы сами сказали, какие изображения получены на Никон Д610 плюс Никон 70-200/4, а какие — на Фуджи Х-Т2 в комплекте с Фуджи 50-140/2,8.
Как видим, угол обзора, ЭФР и глубина резкости у них примерно одинаковые. Ответ что на что снято я дам в конце статьи.
Беззеркалка Fujifilm X-T3 имеет преимущество перед Nikon D780 по таким параметрам, как вес и габариты. Система «Fujifilm X» — единственная в сегменте КРОП (КФ=1,5), у которой есть в наличии вся линейка светосильной оптики под APS-C матрицы, аналоги Nikon 14-24mm f/2.8, Nikon 24-70mm f/2.8, Nikon 70-200mm f/2.8:
- Fuji 8-16mm f/2.8;
- Fuji 16-55mm f/2.8;
- Fuji 50-140mm f/2.8.
Плюс у них закрыта линейка полусветосильных зумов:
- Fuji 10-24mm f/4;
- Fujinon 18-55mm f/2.8-4 (Fujinon 18-70mm f/4);
- Fujinon 50-200mm f/3.5-4.8.
Ни «Sony», ни «Nikon», ни «Canon» для КРОПнутых фотоаппаратов такой роскоши предложить не могут, а значит уступают «Fuji X» (речь идет именно о зумах, с фиксами, возможно, другая история).
Аргумент против Fuji X-T3 – на КРОПе меньше размывается фон. Да, это так. Но на сайте мы изломали бесчисленное количество копий, доказывая, что разницу нельзя назвать критической. И магию полного кадра я искал безуспешно многие лета. Вставлю, для демонстрации, видео со сравнением боке от Х-Т3 с фиксом Fujifilm XF 56mm f/1.2 R и полнокадровой беззеркалки Sony Alpha a7 III с портретником Sony FE 85 мм F1.4 GM.
Еще один видеоролик на тему «Fujifilm X-T3 vs Nikon D750»: фотограф Хизер Лахтинен (Heather Lahtinen) показывает снимки, полученные с объективами Fujinon 50-140mm f/2.8 и с Tamron SP AF 70-200mm f/2.8 Di VC USD (A009) при схожих настройках.
Примечание. Это фото используется в отзыве о посещении зоопарка Кхао Кхео в Таиланде.
3. Что отличает Nikon D780 от предшественника Nikon D750?
В этой статье мне пришлось бы много повторяться, так как аргументы я использую все те же, что и в предыдущих обзорах. Поэтому сейчас я опишу их кратко. Если хотите подробности, почитайте предыдущие статьи в блоке ссылок ниже.
Внешне новинка очень похожа на предыдущую модель Д750, главное отличие — внутри. По сути, Никон Д780 – это Никон Зет 6 с оптическим видоискателем. Хм, не так: это Nikon D750, в который вставили внутренности от Z6, но оставили ОВИ.
В отличие от D750, камера D780 может выдавать скорость непрерывной фотосъемки 12 кадров в секунду (при качестве RAW, установленном на 12 бит) при съемке через задний экран (Live View) и с «тихим затвором». В разделе «Фотодело» есть чрезвычайно интересное интервью с разработчиками Nikon D750, где инженеры объясняли, почему они не смогли обеспечить выдержку 1/8000 секунды, ограничили ее 1/4000 секунды. Как видим, ничего невозможного нет: при том же размере корпуса, в D780 мы опять имеем 1/8000 секунды, как в старом добром D700.
Серьезное преимущество у Никон Д780 перед Д750 – в съемке видео. Новый процессор EXPEED 6 (кто-нибудь объяснит, почему производители никогда не раскрывают детали – сколько ядер, какова частота и т.п.?) с сенсором 180000-pixel RGB делает возможным снимать в режиме «Live View» превосходные видеоролики с быстрой и плавной фокусировкой со слежением за объектом. Вы можете получить видео в формате 4K с полным считыванием пикселя (full pixel readout) и выводить 10 бит N-log или HDR. Камера имеет много функций, схожих с Nikon Z6 и Z7, как например: зебра, focus peaking.
Вот примеры съемки видео на фотоохоте, сняте на эту тушку с объективами Nikon 500mm f/4G и Nikon 14-24 f/2.8G со штатива Manfrotto 055XProB с головкой Manfrotto 498RC4.
Как и D750, модель D780 оснащается двумя слотами под карты памяти, но теперь можно вставить более скоростные карточки UHS-II. Задний экран тоже откидывается (так же плохо, как и в D750: меньше степеней свободы, чем в Nikon D5100 или D5600) и имеет разрешение 2,36 Мп. У тушки есть USB-С порт, позволяющий заряжаться по проводу.
В отличие от Никон Д750, на корпусе появилась отдельная кнопка блокировки автофокуса «AF-ON». Формально, из-за того, что убрали встроенную вспышку, срок службы аккумулятора (при измерении по стандартам CIPA) увеличился с 1230 до 2260 кадров на одном заряде. Как и в предшественнике, корпус выполнен из магниевого сплава и имеет защиту от пыли и влаги.
Не всем фотографам понравится то, что в новинке убрали встроенную вспышку (нелья ею, например, смягчить тени у модели при съемке днём) и исключили возможность использования батарейного блока.
Таблицу со сравнением характеристик Nikon D780 с другими камерами из обзора я приведу ниже.
Если хотите скачать RAW-файлы, можете взять их в обзоре Nikon D780 на сайте Prophotos или DPReview. Фотограф Олег Гуляков делится своими впечатлениями от новинки на Rosphoto.
4. Сравнение Nikon D780 и D700
Если вы спросите меня, какая зеркалка лучше, если не брать во внимание стоимость тушки и мощного компьютера, я отвечу, что Nikon D850. Если забыть про цену фотоаппарата, но сэкономить на компьютере, то это — Nikon D780. Если денег нет, но хотите полный кадр, то и в 2020 году лучшая фотокамера по соотношению цены, удобства использования и качества картинки – это старушка Nikon D700, выпущенная на рынок аж в июле 2008 года.
Да, в ней стоит старенькая матрица, но рабочее ISO значительно выше, чем в навороченном КРОПе Nikon D500. С хорошим светосильным объективом Д700 выдаст картинку лучше, чем Д780 с темной оптикой.
На сегодняшний день сайт «DxOMark» еще не опубликовал результаты замеров динамического диапазона, цветопередачи и рабочего ISO (Low-Light ISO) камеры D780, но с большой долей вероятности можно сказать, что они у нее будут такими же, как в беззеркалке Nikon Z6. Посмотрите графики для этих моделей.
На рисунке «А» приведены суммарные баллы по глубине цвета, динамическому диапазону и рабочему ISO (вот ссылка на сравнение на сайте «DxOMark»).
Напомню, по версии «DxOMark», значение глубины цвета 22 bit считается отличным показателем, а разница в 1 bit заметна невооруженным взглядом. Динамический диапазон 12 EV – очень хорошо, а 0,5 EV можно заметить глазами. Как эти два параметра завязаны на рабочее ISO (Low-Light ISO) рассказывается в комментарии к обзору беззеркалки Sony A6000.
Видим, что Nikon D700 не уступает D780 и Z6 по глубине цвета. По динамическому диапазону он хуже D780 почти на 5 заметных глазу диапазонов (12,2 EV vs 14,5 EV) и по светочувствительности — на 1000 единиц слабее беззеркалки Z6.
Но дьявол кроется в деталях. В своих статьях я неоднократно утверждал, что качество фоток на 80% зависит от фотографа и на 20% от техники, а та, в свою очередь, определяется 80% объективом и 20% тушкой.
Предположим, Саша Богатеев решил потратиться на покупку дорогой камеры Никон Д780, но денег у него не хватило на нормальный объектив Nikon 24-70mm f/2.8G и он взял темный Nikon 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR AF-S Nikkor. А Вася Скрягин решил оставить Никон Д700, но купить к нему все же 24-70mm f/2.8. И вот они вышли снимать репортаж с выступления музыкальной группы на вечеринке. Света мало, поэтому даже на открытой диафрагме приходится поднимать ИСО. Скажем, у Васи на f/2.8 пришлось выставить ISO 3200, чтобы обеспечить выдержку без смаза. Саше же с его темной диафрагмой f/4.5 в тех же условиях придется задрать этот показатель до 8063 единицы.
Как видим на графике «В», динамический диапазон матрица D700 покажет практически такой же, как D750, D780 и Z6, а глубина цвета у старичка будет выше, соотношение сигнала к шуму (SNR 18%) тоже выше (то есть шумит она меньше). Если вам плохо видны подписи: оранжевая линия показывает Nikon D700, красная – Nikon D750, желтая – Nikon Z6 и, предположительно, D780.
Понятно, что это преимущество старой модели сохраняется только при съемке подвижных объектов при плохой освещенности, когда нужна короткая выдержка и мы открываем диафрагму на максимум (репортаж, путешествия, танцы, спортивные события, собаки на ринге, свадьбы, церкви и корпоративы). При съемке предметки, пейзажей, архитектуры и интерьеров ставим тушку на штатив и снимаем на минимальной нативной чувствительности. Здесь Nikon D750 и Nikon D780 перед D700 фавориты по динамическому диапазону и цветопередаче (что такое «нативное ISO» см. в обзоре D800).
Если рассуждать об остальных параметрах, то в Nikon D700, так же, как и в D780, 51 точка фокусировки (из них 15 штук в центре – чувствительные крестовые), минимальная выдержка – 1/8000 секунды. Правда, чувствительность точек АФ поменьше: -1…+19 против -3…+19 EV у новинки D780 (причем, в режиме «Live View» последняя имеет чувствительность -5…+19 EV (-7…+19 EV с включенной функцией «Low-Light AF»).
По какой-то причине в новинке Д780 убрали фонарь подсветки АФ (в Д700 он имеется), тем не менее нет сомнений, что фокусировка у этой модели одна из лучших в классе.
Насколько хуже -1…+19 EV в сравнении с -3…+19 EV, мне трудно сказать. В комментариях к обзору о моем фотоаппарате Nikon D610 фотографы сообщали, что на открытой диафрагме светосильный фикс Nikon 85mm f/1.8G нещадно мажет. За 5 лет владения камерой при съемке своими более темными зумами f/2.8 я вообще не имел никаких проблем с точностью и скоростью АФ, хотя у меня 9 крестовых точек (против 15-ти штук у Д700). Ставил такой эксперимент: при фотосъемке неподвижной модели камера быстро и точно фокусируется в темной комнате при выключенном свете (освещение – только через дверь из коридора).
Примечание. Это фото используется в отзыве об экскурсии в старинный город Сукхотай в Таиланде.
Говоря о модуле автофокуса, стоит еще остановиться на количестве доступных точек при разных диафрагмах (подробную таблицу смотри на рисунке №36 в обзоре Nikon D610), а сейчас кратко:
- Nikon D700 при f/5.6 – 15 штук в центре, при f/5.6-f8 – 0, меньше f/8 – 0;
- Nikon D750 и D780 при f/5.6-f/8 – 15 штук, меньше f/8 – 11 штук;
- Nikon D610 при f/5.6-f8 – 33 штуки, меньше f/8 – 7 штук.
Все это имеет существенное значение, например, при съемке на телеобъективы с экстендерами. При использовании экстендера 1.4x мы теряем 1 стоп светосилы, 1.7x — 1½ стопа, 2x – 2 стопа. Скажем, мой телевик Nikon 70-200mm f/2.8G при накручивании телеконвертера Nikon TC-14E II превращается в 96-280mm f/4, при использовании Nikon TC-17E II – 119-340mm f/4.8, Nikon TC-20E III – 140-400mm f/5.6. Всё еще неплохо, с точки зрения доступности всех точек АФ и, соответственно, уверенной работы системы фокусировки.
Пример использования телеобъектива Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S.
Теперь представим, что мы используем экстендер Nikon TC-14E II с темным телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Светосила уменьшается до f/6.3-f8.0 и старенькая тушка D700 становится слепой, в то время как D750, D780 и D610 все еще могут нормально наводиться на резкость.
Посмотрим картинку со схемой доступности крестовых точек в D600, D610, D750, D850 и D5.
Примеры фотоохоты на тушку Nikon D610 с телевиком Nikon 70-200mm f/2.8G и экстендером Nikon TC-14E II можно посмотреть в отзыве о птичьем заповеднике «Кеоладео Гхана» в Индии.
В общем, несмотря ни на что, на сегодняшний день Nikon D700 — все еще отличная камера даже для профессиональных фотографов, не говоря уже о любителях. И этим фотоаппаратом можно снимать потрясающие фотоистории.
Вот, посмотрите видеообзор старушки (на английском языке) с примерами фотографий.
На следующем видео – сравнение внешнего вида и эргономики Д700 и Д780.
Хочу еще кратко сравнить D700 и D610. Вот обсуждение на сайте свадебных фотографов MyWed.
Коротко отличие в следующем:
- В D610 нет магниевого корпуса (ну и не важно) и разъема 10 Pin.
- В D610 скорость съемки — 6 кадров в секунду против 8 кадров в секунду у D700.
- Минимальная выдержка 1/4000 vs 1/8000 секунды (для объективов со светосилой f/2.8 это не проблема, для f/1.4 будет не хватать).
- Брекетинг экспозиции 2 или 3 AE против 9 AE в D700 (меня это бесит при попытке съемки заготовок для HDR).
- Скорость синхронизации вспышки (X-Sync) – 1/250 против 1/320 секунды.
- Количество точек АФ – 39 (9 крестовых) против 51 (15 крестовых) (см. ограничения при зажатой диафрагме в обсуждении выше; по-большому счету не вижу проблемы, так как в Д610 мы теряем всего лишь верхние и нижние 3 точки в центре).
- Качество матрицы (динамический диапазон, цветопередача, ISO) в D610 на уровне D750, то есть лучше, чем в D700.
Пример видео в формате 4K на телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6.
5. Что лучше купить: Nikon D780 или Nikon D850?
В комментариях к обзору Nikon D800 я сравнивал ее с D850 и D750. Посмотрите теперь отличия старшей по рангу модели от D780.
Во-первых, Д850 имеет большее разрешение (45,7 vs 24,5 Мп), что делает ее более специализированной, и заточена она под печать снимков большого формата. Низкое нативное ISO 64 единицы обеспечивает чуть больший динамический диапазон (любят ее за это фотографы-пейзажисты). Все обзорщики не преминут подчеркнуть, что в D780 стоит антиалиасный фильтр (у конкурента его нет).
В Никон Д850 стоит еще более продвинутый модуль автоматической фокусировки: 153 точки (99 крестовые). К тому же их чувствительность выше (-4…+20 EV против -3…+19 EV). При зажатой диафрагме f/8 доступно 15 точек против 11-ти у D780. Это важно и при съемке с использованием экстендера (как мы разобрались выше), и при фотосъемке в следящем режиме подвижных объектов, и при видеосъемке.
Где Никон Д780 превосходит Д850 так это при съемке в режиме «Live View»: здесь он превращается в Никон Зет 6: фокусировка происходит быстрее и точнее, доступен фокус по лицу и по глазам, на задний экран выводится гистограмма. Также D780 слегка получше для видео, так как выдает 4K с full readout и выводом по HDMI-порту качество 10 bit (у D850 – 8 bit).
Ну и цена на D780, если покупать новый, заметно ниже: 2160 vs 2700 USD. Правда, если брать Д850 подержанным, то стоимость сравнится с новеньким Д780. Если вы собираетесь обрабатывать видео в формате 4K с максимальным битрейтом, посчитайте, во сколько обойдется покупка современного компьютера с мощным процессором и видеокартой (см. пример расчета в обзоре Fujifilm X-T3) – речь идет о нескольких тысячах долларов.
Вот интересное видео от фотографа Тейлора Джексона (Taylor Jackson) с рассуждением о том, какая из этих двух камер лучше подходит для свадебной съемки (на английском языке).
Если коротко, автор говорит, что до сих пор он считал лучшей камерой на рынке D850. В отличие от «Sony» у нее «бесконечный буфер» и не нужно ждать 10-20 секунд, пока скинутся фотки. Она очень быстро переключается из режима «фото» в «видео». Но теперь появилась D780 с теми же характеристиками. При этом она лучше подходит для видеосъемки и также быстро переключается в видео/фото, что может иметь значение для свадебного фотографа.
Примечание. Это фото используется в статье с рассказом о съемке репортажа на продвинутую мыльницу Фуджи Х30.
Примечание. Сравнение буфера: D780 при скорости 7 к/с может выдать в формате RAW 100 кадров (Lossless 12-bit) или 68 кадров (Lossless
14-bit), а в D850 эти значения при 7 или 9 к/с — 170 и 51 соответственно (зависит от типа установленного аккумулятора – см. таблицу со сравнением с D750 по ссылке выше). В переводе на время это означает, что в формате сжатия «Lossless 12-bit» камеры могут «строчить» по 14 и 24 (19) секунд без перерыва.
Требуется ли такой буфер в жизни фотолюбителю? Я снимал на Nikon D5100 и затем на Nikon D610 семь лет и не страдал, поскольку серийной съемкой почти не пользовался – лень было разбирать завалы одинаковых кадров. Но в последнее время наоборот стал активно задействовать эту функцию, чтобы снять интересные репортажные кадры. Думаю, если вы – профессиональный фотограф, зарабатывающий деньги фотографией, вы будете крайне заинтересованы в том, чтобы камера могла снимать без перерыва как можно дольше. От этого зависит ваша возможность получать шедевры. Фотолюбитель же должен сделать выбор сам.
Очень много примеров ситуаций, когда от фотокамеры требуется самая короткая из возможных выдержка, высокая скорострельность и ёмкий буфер показано в статье с отзывом о съемке демонстрации военной техники в Нижнем Тагиле. Там вы увидите кадры со снарядом, вылетающим из пушки ТОС-1 «Буратино», ракетами, догоняющими истребители в небе, вертолетом, совершающим виражи перед трибунами со зрителями и т.п.
В целом, новинка свадебщикам подходит лучше, так как не слишком высокое разрешение матрицы (на D850 он большую часть времени снимал в среднем размере, поскольку в максимальном файлы слишком тяжелые), в ней стоят более дешевые карты SD (USH-II) – посчитайте, сколько стоит взять пару карточек XQD на 64 Гб и картридер для них. Ну и по возможностям видео она — как Nikon Z6. Автофокус при видеосъемке, может быть, чуть отстает от Sony, зато вес и габариты больше, что делает систему сбалансированной.
6. Что взять: Nikon Z6 или Nikon D780?
Здесь я хочу привести видео от Александра Смелова, который сравнивает 2 камеры бок о бок.
Если кратко пересказать содержание, то он считает, что D780 – это гибрид D850 и Z6. Из недостатков D780 – скученность точек автофокуса в ОВИ (оптический видоискатель). Из особенностей Nikon Z6:
- Корпус меньше – страдает эргономика.
- Электронный видоискатель: каждый, кто пользовался беззеркалками знает, что смотреть в ЭВИ – как в телевизор, в ОВИ – как в окно, приятнее.
- Объективы серии Nikon S-Line лучше по резкости, цветопередаче и микроконтрасту, но цена на них…
- Можно заряжать от Power Bank.
- Имеется встроенный в тушку матричный стабилизатор.
- Отлично работает фокус по глазам (удобно снимать портреты в студии).
- Только одна карта памяти, и она — XQD (см. затраты на картридер и карточку).
Если с беззеркальными камерами всё так хорошо, почему не все фотографы на них переходят? При съемке с контрастным фокусом в темноте фотоаппарат становится слепым. В очень темном помещении «Live View» при резкой смене света (например, дискотека) АФ скачет с объекта на объект и на стену, не успевает за быстрым движением. Зеркалки в этих условиях чувствуют себя увереннее. Поэтому Nikon D780 – идеальный вариант, сочетающий плюсы одной и другой системы.
7. Сравниваем Д780 с Сони А7 III и Кэнон 5Д Марк IV
Для тех, кто любит попиксельное сравнение, могу продемонстрировать видео со сравнением одинаковых снимков.
Отмечу, хоть Canon 5D Mark IV слегка проигрывает по показателям матрицы, но зато какие у него цвета! Сравнение с Sony A7 III я делал подробно в обзоре Nikon Z6 и Nikon Z7. Главное отличие – комплект родной качественной оптики из светосильной троицы (ЭФР 14-24mm f/2,8, 24-70mm f/2,8 и 70-200mm f/2.8) плюс телеконвертер x1.4 обойдется на 3000 USD дороже, чем на Nikon D780 (см. рисунок №9 в обзоре Z6). Что тут дальше сравнивать?
Кстати, если вы собираетесь заниматься свадебной фотографией, советую посмотреть следующее видео с бэкстейджем фотосессии, снятой на Sony A7III и Sony A7 RIII. Посмотрите, как легко фотограф налаживает отношения с клиентами, как непринужденно подсказывает, как себя вести перед объективом.
Чтобы меня не закидали тухлыми помидорами, отмечу, что «Сони» открыла коды для сторонних производителей – теперь вместо дорогой родной оптики можно взять по более гуманной цене аналоги от Tamron, Sigma и многих китайских производителей. Тога говорить о разнице в затратах в размере 3000 USD не приходится.
Примечание. Это фото используется в статье с обзором фикса Nikon 35mm f/1.4G.
Еще хочу привести видео с отзывом об использовании Sony A7 III в течение года фотографом Андреем Уваровым. Меня очень повеселило искромётное и очень меткое высказывание: «Разделы меню для этой камеры писал сам Сатана!» Автор рассказывает о том, как приехал на коммерческую съемку, но не смог фотографировать, так как забыл одну карту памяти дома, а как заставить камеру заработать с одной, он не смог разобраться.
Как человек, снимающий на Sony A6000, скажу, что это истинная правда: ты можешь за месяц выучить все пункты меню, но сделав перерыв на пару недель, снова всё забываешь. У меня была аналогичная проблема с Fuji X-T10: в обзоре я писал, как перед путешествием не смог разобраться, как включить съемку в формате RAW и пришлось, матерясь и психуя, ехать через весь город по пробкам в магазин за помощью (вместо того, чтобы готовиться к поездке).
Еще Андрей говорит о том, что файлы RAW в «Lightroom» и «Photoshop» у него открываются/записываются гораздо дольше, чем с Nikon D3s или Canon. У него есть претензии к долгому просыпанию камеры Sony A7 III при включении: прямо всё то же, что у меня с Fuji X-T10 – иногда ты просто не достаёшь ее из рюкзака, когда видишь интересный сюжет, так как понимаешь, что не успеешь снять. И ему не нравится работа шумодава.
Автор предлагает оценить стоимость, а также наличие подержанной оптики в вашем городе перед покупкой Сони А7 Марк 3. Он говорит, что в больших городах типа Санкт-Петербурга нет проблемы купить/продать или дать в аренду нужный объектив. А вот что в маленьких – вам самим стоит проверить.
У Sony A7 III пластиковый башмак вспышки – уже один раз отломился. Автофокус по глазам при съемке в студии ему очень нравится, но… иногда камера начинает рыскать туда-сюда даже при относительно неплохом освещении (подсветки автофокуса в этих беззеркалках нет).
В целом, камерой он доволен, так как не снимает репортажи в жестких условиях (например, свадьбы). Нравится фокусировка по глазу (нормально работает только при съемке одного человека), недорогой универсальный зум Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD (A036), наличие слота под 2 флешки. На улице он практически всегда снимает с электронным затвором – его не слышно, не привлекает внимание. В помещении с искусственным светом эта опция не применима: проблема полос в кадре.
Параметры Nikon D610, D750, D810 и Canon 5D Mark IV мы анализировали в комментариях к обзору D610 (там же см. и Canon 6D Mark II). Несмотря на все минусы, эту систему любят за красивые цвета, за наличие портретников Canon EF 50mm f/1.2L USM и Canon EF 85mm f/1.2L II USM.
Пример видео на светосильный зум Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD (A036) с использованием ручного стедикама Zhiyun Weebill S.
8. Выбор вспышки для Никон Д780
Когда мы ждали рождение ребенка, я решил купить внешнюю вспышку Yongnuo YN-685N и триггер Yongnuo YN-622N-TX, чтобы снимать портреты для семейного фотоальбома. Так случилось мое знакомство с импульсным светом. Оказалось, что искусственное освещение – это отдельная параллельная вселенная. Многое, что я знал об обычной фотографии с натуральным светом, неприменимо в студии или на улице, когда вы используете пыху.
По результатам самообучения я составил конспекты, из которых выросли подробные уроки для новичков. Рекомендую с ними ознакомиться. Если читать нет времени, а совет нужен быстро, то он такой: для любителей — универсальный комплект, состоящий из радиосинхронизатора Godox Xpro-N TTL, вспышек типа Godox ThinkLite TT685N i-TTL и софтбоксов 90 см. Профессионалам лучше присмотреться к более мощным моделям: Godox AD200 и помощнее.
Вот очень неплохое видео об использовании внешних вспышек для свадебной съемки (на английском языке).
В нем авторы рассказывают о том, что для съемки банкета во время свадьбы они используют минимум 3 вспышки, управляемых от радиосинхронизатора. Источники освещения ставятся по углам на высоких стойках. Такой подход имеет ряд преимуществ:
- Если фотографируем без вспышки, например, со светосильным объективом, у нас, скорей всего, будет некрасивое, скучное освещение на фотографиях (не говоря уже о необходимости высокого ИСО в большинстве случаев).
- Если используем отражение от потолка, то убиваем атмосферу в кадре, так как освещение получается очень ровное. Кроме того, от люстр могут получаться некрасивые тени под глазами, как при съемке в полдень на улице.
- При использовании трёх источников света на стойках, управляемых дистанционно, получаем гораздо более приятный рисунок, получаем «атмосферу кинематографа».
Вот еще бэкстейдж со свадебной съемки на беззеркалку Fuji X-T3 с внешними вспышками Godox V1 и Godox AD200.
Пример съемки на рассматриваемую камеру с зумом Nikon 24-70mm F2.8 VR, портретным фиксом Nikon 85mm F1.4G и светодиодным осветителем Godox SL60W.
9. На какие камеры сняты иллюстрации к обзору
В этой статье есть примеры съемки на Д780, но их не много. Большинство иллюстраций получено на мою зеркалку D610, но есть и другие. Зачем я это сделал? Чтобы потенциальный покупатель мог посмотреть и решить, стоит ли инвестировать средства в покупку новой тушки или ему достаточно качества изображения более старой модели.
Фотографии с Nikon D780 мне выслала Екатерина Шестакова, свадебный фотограф из Рязани (её сайт: https://katrinshest.ru). Мне кажется, она – едва ли не первый владелец этой камеры в России. Хочу ей сказать огромное спасибо за то, что пошла навстречу и подготовила образцы – без неё этого обзора, скорей всего, и не было бы.
Кому интересно покрутить NEF, я закачал исходники на Яндекс-Диск.
Мне показалось, что читателям будет интересно послушать мнение не только моё, простого любителя, но и профессионала, зарабатывающего съемкой деньги. Я попросил Екатерину дать короткий отзыв о приобретении. Вот какая переписка у нас состоялась:
— Приобрела Nikon D780 после D750. Мне показался этот выбор более логичным, чем покупка старших моделей или беззеркалки. Камера сразу очень понравилась, в отличие от Д750, которую купила после Д700, и от нее плевалась.
Равы с Д780 тянутся прекрасно, очень похожи на РАВы с Nikon Z7. Заряд держится отлично: дольше, чем у Д750. Насчет автофокуса D780 ничего «Вау» сказать не могу, он такой же, как у Nikon D750.
Отличная рабочая камера для тех, кто снимает очень много: свадьбы, семейные фотосессии, индивидуальные съемки и т.д.
— Неужели на Д750 плевались после Д700? Кроме выдержки 1/4000, на что там можно было плеваться?
— Он был даже на ощупь дешевле. Тянулись NEF плохо. Экран дешманский. Про режим «Лайфвью» вообще молчу: считай, его нет. Идиотское расположение кнопок.
Если я вас запутал с тем, какие иллюстрации на какую камеру были сняты, берите бумагу, ручку и записывайте, чтобы пройтись по статье еще раз и понять who is who (хотя, может вы и без подсказки разобрались).
- Fujifilm X-T2. Фотограф Павел Черталёв, г. Санкт-Петербург. Кадры: 5, 6, 7.
- Nikon D5600. Автор Хуан Ма Гонсалес (Juan Ma Gonzalez), Мексика. Макроснимок: 31.
- Nikon D610 с телеобъективом Nikon 70-200mm f/4. Автор Михаил Каряки, г. Екатеринбург. Кадры: 8, 9, 10.
- Nikon D700. Фотограф Екатерина Шестакова, г. Рязань. Кадры: 16, 24, 25.
- Nikon D750. Екатерина Шестакова. Фотографии: 15, 20, 26, 27.
- Nikon D780. Екатерина Шестакова. Снимки: 3, 14, 19, 34, 35,
- Nikon D800. Фотограф Павел Черталёв, г. Санкт-Петербург. Кадры: 2, 11.
- Sony A7 Mark II. Фотограф Андрей Рут, г. Санкт-Петербург. Снимок №28.
- Fujifilm X-T10. Автор Сергей Лахардов, г. Екатеринбург. Снимок №30.
- Остальные снимки сняты мною на полный кадр Nikon D610.
10. Заключение к обзору
Компания «Nikon Corporation» выпустила на рынок одно из лучших своих творений, возможности которого удовлетворят очень многих любителей и профессионалов. Лично я очень бы хотел стать владельцем новинки, но покупать не буду пока не выполню хоты бы часть рекомендаций из первого раздела. А уж стоит ли тратить на нее деньги или взять более дешевые Nikon D750, D610 — решать вам. Стоит ли переходить с уже имеющегося полного кадра на D780 или инвестировать средства в приобретение качественной оптики, что тоже может позволить получить лучшее изображение? Риторический вопрос. Самым важным в моей статье считаю демонстрацию того, что фотки можно кардинально улучшить, не потратив ни копейки на фототехнику.
Всё имеет свою цену. Давайте посчитаем, во сколько обойдется приобретение новой камеры D780 в сравнении с другими моделями. Причем я исхожу из предположения, что мы говорим о простом фотолюбителе, который готов взять б/у технику (кто хочет, может провести самостоятельное исследование рынка и поставить свои значения для нового фотооборудования).
Таблица затрат на приобретение комплекта фототехники на базе Nikon Z6, D850, D780, D610, D700 в комплекте с набором светосильных-зумов и картами памяти.
Тушка |
Z6 |
D850 |
D780 (новая) |
D750 |
D610 |
D700 |
Цена тушки |
1900 (с адаптером байонета FTZ) |
2172 |
2172 |
950 |
678 |
475 |
Штатный объектив Nikon 24-70mm f/2.8 |
882 |
882 |
882 |
882 |
882 |
882 |
Ширик Samyang 14mm f/2.8 |
203 |
203 |
203 |
203 |
203 |
203 |
Телевик Nikon 70-200mm f/2.8 |
1154 |
1154 |
1154 |
1154 |
1154 |
1154 |
Переходник Nikon FTZ |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Карта памяти 32Гб (2 шт.) |
240 |
160 |
136 |
46 |
46 |
46 |
Картридер XQD |
18 |
18 |
— |
— |
— |
— |
Итого |
4447 |
4589 |
4579 |
3235 |
2963 |
2760 |
Ввиду того, что Никон Д700 уже слишком старенькая, заложим сверху 300 USD на возможный ремонт.
Если у вас старый монитор запланируйте еще потратить долларов 500-1000 – не купите же вы фотоаппарат за 4600 USD, чтобы потом редактировать фотки на TN-матрице? Собрались редактировать видео (даже не в формате 4K)? Или просто вы снимали на Nikon D90 с его файлами RAW весом 16 Мб, а теперь решили перейти на Nikon D850 с его 92 Мб? Проверьте, не нужно ли проапгрейдить компьютер еще на 1000-9000 USD (вы же посчитали по ссылке выше стоимость железа для обработки 4K-видеороликов?).
Также стоит иметь ввиду и другие траты, на которые придется идти фотографу, если он собрался улучшить качество своих снимков не только путем выполнения тех рекомендаций, которые мы обсуждали в начале обзора, но и инвестированием средств:
- Качественный трипод с подходящей для тяжелой оптики головой.
- Фоторюкзак (см. отзыв по Lowepro Flipside 400 AW).
- Хороший полярик, градиентный и нейтральный серый (как выбирать ND-фильтр обсуждаем в комментариях к обзору светосильного ширика под КРОП Tokina 11-16mm f/2.8).
- Ручной стабилизатор для видеосъемки.
- Ну и другие специализированные приспособления, как например: макрорельсы для макросъемки, головка для астросъемки с часовым приводом и т.п.
Спасибо за внимание. Желаю, друзья, вам отличных снимков, денег от клиентов и радости от творчества. Удачи!
P.S. Если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях, это поможет продвинуть сайт в поисковых системах. Другой благодарности и не прошу.
P.S.S. Не впечатлили снимки Нины Свиридовой? А как вам работы липецкого фотографа А.Н. Козина?
Так были ли бы лишние средства вообще не вопрос..Но я понимаю (а зеленая квакает что понимаю правильно) покупкой только ФФ камеры на которую я наскребу, все не закончится же, а денег только на ФФ как бы в притык..а надо еще весь парк DX оптики заменить на ФФ оптику, которая ни фига ни так же стоит как DX..А это как говорится уже совсем другие деньги..
Добрый день, Сергей. Спасибо вам большое за блог начинающего фотографа. Периодически возвращаюсь сюда, если возникают нерешаемые вопросы, либо, сомнения и хочется еще раз перечитать интересующую тему и наконец-то принять верное решение. Ранее я к вам уже обращался за советами. Но, в этот раз решил снова вам написать, хотя, многие ответы на вопросы уже получил. Но, как это часто бывает, продолжают терзать сомнения. Все равно, хотелось бы лично от вас получить рекомендацию. Я помню, году в 18 мучился с выбором техники, и обращался к вам за советом, что выбрать: Fujifilm иди полнокадровую камеру. В итоге принял решение и приобрел XT-4 с объективом 16-55 и позже докупил 50-140. За два с половиной года эксплуатации я так и не смог подружится с этой техникой. Внутри постоянно неудовлетворение от результата. А причина тому — изображение. Я помню, в комментариях, кажется в диалоге с Павлом Черталевым вы написали, что у Фуджи картинка какая то синтетическая. Абсолютно с вами согласен. Я не вижу в изображении натуральности. Разница с фотографиями, снятыми на Nicon, огромная. Поэтому, для себя сделал вывод, что вес техники не важен, важно качество изображения во всех его деталях: цвет, текстура, натуральность, что еще там может быть, а не синтетика. И вот, как и многие разочаровавшиеся фотолюбители, подошел к моменту, когда надо решение принимать. Либо просто смирится и оставить как есть и дальше переживать, быть постоянно неудовлетворенным результатом до конца дней своих, либо, все продать и сменить систему. Правда сейчас такой переход невообразимо дорого обойдется. Смотрю на Nicon D780 и D850. Первый — 130-140 тыс, второй — 180-200 тыс. Хотелось бы такие же фокусные, как и на Фуджи. Объективы 24-70G -100 — 110 тыс, 24-70Е -150 — 160 тыс, 70-200G -100 — 110 тыс, 70-200E -150 — 160 тыс. Да уж, с точки зрения здравого смысла, это конечно сумашествие для обычного человека, увлекающегося фотографией не за деньги. Сергей, может какой совет дадите. И еще вопрос по объективам. Буква G — механическая диафрагма, Е — диафрагма с электронным приводом. Есть между ними еще различия в стеклах. Читал. По вашему мнению, стоит ли покупать дорогущие объективы с обозначением Е, либо, выбрать с G. Что теряем или приобретаем, покупая G, либо Е объективы. Спасибо Вам Сергей за внимание и терпеливое отношение к читателям Вашего блога. Хорошо все таки, что есть такая возможность обратиться к человеку, профессионально разбирающемуся во всех тонкостях фотоискусства.
Здравствуйте, Дмитрий. Большое спасибо за столько комплиментов. Конечно, очень приятно. Но я думаю, Вы не по адресу обратились: я уже давно почти не фотографирую, а когда снимаю, то в основном на Sony A6000 KIT 16-50/3.5-5.6 или на Fujifilm X-T10. Да, вижу, что картинка уступает полному кадру. Да, на Nikon D610 мне всё нравится больше. Однако сейчас я в шкуре Паши Черталёва (двое маленьких детей), и сознательно иду на сокращение веса и объема фототехники.
Ваш вопрос, мне кажется, лежит не в фотографической, а в психологической плоскости. Не пользовался объективами Nikon E и не могу сказать, что они плохие. У меня два объектива Nikon G (Nikon 24-70mm f/2.8G и Nikon 70-200mm f/2.8G) – они меня полностью устраивают, и у меня нет никакого желания переплачивать и менять их на Nikon E.
Тоже самое и с новыми камерами Nikon Z и оптикой с Z-байонетом. Ну вижу я глазами, что картинка чуть интереснее, чем с Nikon D… Но на мой взгляд, разница не настолько больше, насколько выше цена.
Так всё, что я перечислил – это моё мироощущение. А если Вы спать не можете без перехода на полный кадр, то что Вам до моего мнения? Думаю, уж лучше обратиться к практикующим фотографам и их мнения спросить.
В моём случае всё осталось, как было: прежде чем я бы покупал новую технику (будь то камера или объектив), я бы задал себе несколько вопросов.
— Ты научился строить композицию кадра, автоматически применяешь все приемы композиции и контекста?
— Ты научился работать со светом?
— Обрабатываешь фотографии, как бог фотодела?
— Ты хотя бы один месяц тренировался в съемке ежедневно?
У меня на все эти вопросы ответ «Нет»…
Дмитрий, добрый день! Позвольте мне небольшой комментарий — покупать в конце 2024 года зеркалку не разумно за такие деньги. Если нравится картинка, которую дают камеры Никон, то самый бюджетный вариант — это Z5+24-200Z. Если рассматривать оптимальный по цене/качеству/удобству — это Z6-3/Z8 + 24-120Z + Tamron 70-180 G2. Или в качестве универсального объектива Tamron 35-150.
И ИМХО — современные БЗК от Никон/Кэнон/Сони дают «правильную» картинку по цветам/резкости/ и т.д.. А Фуджи «интересную», но её нужно уметь получать.
Есть такой профессиональный фотограф детей Игорь Губарев (давал его видео в обзоре вспышек Yongnuo; https://web.telegram.org/a/#-1001360965018). Так вот в своём телеграм-канале он выкладывал чек с демонстрацией того, во сколько ему обошёлся переход на полнокадровую беззеркалку Canon EOS R3.
Меня, признаться, поразила стоимость карты памяти и UV-фильтра для объектива.
Каждый, конечно, сам для себя определяет что ему нужно и какую цену он готов за это заплатить. Для себя остаюсь на позиции, что оптика важнее, чем тушка. И при этом навыки фотосъемки, которые мало зависят от оптики и тушки, еще важнее.
Сам радуюсь, когда удается снять фотографию с хорошим светом, с игрой теней, с классной композицией. Эти вещи мало зависят от техники.
Поэтому «покупать в конце 2024 года зеркалку не разумно за такие деньги» — может и верно. Но «покупать в конце 2024 зеркальную систему с оптикой» — вопрос дискуссионный.
Сергей, я на 125% согласен, что в фотографии техника стоит месте на 8-9-10 месте! Я, как любитель обыкновенный, считаю, что любая исправная фотокамера выпущенная после 2010-2011 года позволяет получать отличные фотографии. Но, согласитесь, приобретать за 535 тыс. руб. зеркальную систему в 2024 году не разумно, т.к. и корпус и объектив проиграют современным беззеркальным аналогам.
Карты памяти формата CFExpress действительно стоят дорого — ведь по сути это очень-очень быстрый PCI-E SSD диск в маленьком корпусе + фактор маленького рынка сбыта по сравнению с дисками для обычных ПК.
«Но, согласитесь, приобретать за 535 тыс. руб. зеркальную систему в 2024 году не разумно, т.к. и корпус, и объектив проиграют современным беззеркальным аналогам».
Ладно, Павел, не буду спорить. Сам в последнее время снимаю много макровидео. И отмечу, что снимать видео да еще маленьких объектов на беззеркалку гораздо проще, чем на зеркалку. Правда, я пользуюсь древней Sony A6000 с макрообъективом под Nikon D байонет: Tokina AT-X M100 PRO D 100mm F2.8 MACRO. 🙂