Чуть больше года назад я перешел с кропнутой зеркалки Nikon D5100 на полнокадровую модель Nikon D610. Сразу же мне стали задавать вопросы о том, имело ли смысл вообще тратить деньги на покупку полного кадра. Мой ответ был таков: фулфреймовая матрица, кроме того, что имеет рабочее ISO в два-три раза выше, так еще позволяет получить более сильное размытие заднего плана и значительно улучшить детализацию изображения, характеризуется другой геометрией картинки. Если первые два фактора особо не вызывают сомнений у опытных фотографов, то последние утверждения нуждаются в пояснении. Сегодня будем разбираться, каким образом полный кадр меняет восприятие снимка зрителем.
***
Примечание. Как был написан этот фотоурок? Сначала я составил теоретическую часть, нарисовал схемы, поясняющие утверждения и теоретически сделал вывод, что полный кадр существенно лучше КРОПа по геометрии картинки.
Затем я взял полнокадровую камеру Nikon D610 и кропнутую Nikon D5100, отправился в город, чтобы снять реальные примеры фотографий для иллюстрации того, что я рассказал в статье. И что же? На практике оказалось, что разницу часто можно вообще не заметить!
Я специально не меняю текст ниже (написанный изначально), чтобы вы, дорогой читатель, смогли увидеть моменты, в которых я, возможно, заблуждался.
***
В том, что в полнокадровых фотокамерах типа Nikon D750 или Canon EOS 5D Mark III уровень рабочего ИСО превосходит значения кропнутых зеркалок, например, Nikon D7100 и Canon EOS 70D, мы убедились в сравнительном обзоре моей новой зеркалки Nikon D610 (ссылка внизу страницы). Уверен, что производители специально не выпускают КРОП с уровнем светочувствительности, равным полному кадру, поскольку тогда они могут потерять существенную часть рынка: многие фотолюбители не станут покупать более дорогие версии зеркалок или беззеркалок.
Влияние полного кадра на степень размытия фона (бокэ) можно пояснить на схеме. Допустим, мы хотим сфотографировать портрет прекрасной девушки на кропнутую зеркалку Nikon D5200 и объектив Nikon 50 mm f/1.4G.
Что нужно сделать, чтобы снять кадр на FX-камеру Никон Д800 в таких же границах? Существует 2 способа: подойти ближе на 30% или остаться на месте, но использовать объектив с фокусным расстоянием в 1,5 раза короче (например, Сигма 35 мм f/1.4 Арт). Как мы знаем, степень размытия фона зависит от нескольких факторов, в том числе – от расстояния до объекта съемки: чем оно меньше, тем бокэ более выразительное, а чем фокусное короче – тем бокэ слабее.
Заблуждение о том, что на КРОПе увеличивается фокусное расстояние объектива
Когда речь заходит о таком понятии, как фокусное расстояние, видно, что многие фотографы путаются в терминах «эквивалентное фокусное расстояние» и «угол обзора», часто используемых для описания характеристик матриц различных фотоаппаратов.
1) Реальное фокусное расстояние объектива
Если сказать упрощенно, то фокусное расстояние – это расстояние от оптического центра объектива до сенсора фотокамеры, на который осуществляется проецирование изображения.
Мы должны четко понимать, что понятие «фокусное расстояние объектива» – это оптический параметр, на который никак не влияет модель камеры или тип сенсора, в ней используемый. Величина реального ФР обычно указывается производителем на корпусе линзы. Например, на объективе Samyang 14 mm f/2.8 указана настоящая величина, которая не изменяется, используем ли мы этот ширик на кропе Nikon D7200 или на полном кадре Nikon D810.
2) Поле зрения
Поле зрения (еще называют «угол обзора» или «угол поля зрения») – тот участок изображения, который виден при использовании объектива вместе с камерой: с низу до верха, слева направо. Если мы снимаем на цифровую зеркалку, то поле зрения – почти та картинка, что мы видим в видоискателе. Правда, в некоторых зеркальных камерах, покрытие видоискателя меньше 100%, поэтому в нем мы видим меньше, чем будет отображено на фотографии. Например, у любительской камеры Nikon D5500 поле зрения видоискателя составляет 95%, т.е. оно на 5% меньше, чем сфотографирует фотоаппарат. Отсюда реальное поле зрения – то, что камера снимет, необязательно – то, что мы видим в видоискателе.
3) Угол обзора (угол поля зрения)
Производители объективов часто используют термин «угол обзора» или «максимальный угол обзора» в характеристиках. Например, при использовании на полном кадре, фикс Canon EF 20mm f/2.8 USM имеет максимальный угол 94°, а макрообъектив Canon EF 180mm f/3.5L Macro USM — только 13°40′.
Как мы можем видеть, 94° намного шире 13°40′. Вот почему при фокусном расстоянии 20 мм в кадр войдет много пространства, а при 180 мм мы увидим более узкую часть изображения.
Главное отличие между углом обзора и полем зрения – то, что первый относится к характеристикам объектива, а второе – к связке объектива и камеры, на которой он используется. Например, упомянутый выше фикс Canon EF 20mm f/2.8 USM покажет угол обзора 94° только на полном кадре Canon EOS 5D Mark III. Как только мы установим его на фотоаппарат Canon EOS 80D с кропнутой APS-C матрицей, поле зрения, т.е. изображение, что мы получим, становится меньше: 63°.
Угол поля зрения для Кэнон мне пришлось рассчитывать самостоятельно, а вот компания Nikon публикует данные и для КРОПа, и для полного кадра на своем сайте: «зеркальные фотокамеры Nikon формата FX» и «цифровые зеркальные фотокамеры Nikon формата DX».
Фактические, реальные физические характеристики объектива (то, что он видит) не меняются. Как поясняется ниже, матрица кропнутой зеркалки просто «обрезает» часть изображения, что приводит к сужению «угла поля зрения».
4) Эквивалентное фокусное расстояние
Теперь перейдем к определению «эквивалентное фокусное расстояние», с пониманием которого у многих фотографов возникают сложности. Слово «эквивалентное» связано с эрой пленочной фотографии. В те времена фокусное расстояние всегда было таким, какое указано на корпусе линзы. Когда стали выпускать цифровые зеркалки, размер матрицы стал не всегда равняться размеру кадра на пленке 35 мм (чаще – меньше, для снижения стоимости). Уменьшение размера сенсора привело к обрезке краев снимка – то, что фотографы называют «кропом». Самое интересное, что изображение не обрезается матрицей или камерой – оно просто «игнорируется».
Давайте посмотрим на иллюстрацию (красные стрелки – свет, попадающий в камеру):
Как видно на рисунке (а), полнокадровый сенсор захватывает большую часть изображения, передаваемого объективом, а кропнутая матрица показывает, в основном центральную область (б). Мы видим, что свет проходит одинаковый путь внутри камеры, но в кропнутой зеркалке экспонируется лишь определенная его часть, а остальная – проходит мимо. Термин «обрезка» может приводить к заблуждению, поскольку он обычно ассоциируется с «обрезанием» части изображения. Но еще раз – картинка не обрезается, просто часть лучей проходит мимо сенсора, игнорируется.
Производители знают об этом явлении, поэтому предлагают объективы, спроектированные специально для кропнутых камер, чтобы уменьшить их размеры и удешевить. В обозначениях Nikon ставится “DX”, у фотоаппаратов Canon — “EF-S”. В таких линзах схему построения изображения можно описать, как на варианте «а» картинки выше, только диаметр кружка будет меньше – изображение (в).
Если поставить DX-объектив, например, Nikon 17-55 mm f/2.8 на полнокадровую камеру Nikon D700, то он «захватит» лишь часть сцены, появится темная виньетка по краям. Правда, современные полнокадровые фотоаппараты Никон распознают кропнутые линзы и автоматически понижают разрешение (если включить эту опцию в меню), а вот стекла Canon EF-S вообще не работают на полном кадре.
Как получается, что фотокамеры с разным размером сенсора имеют матрицу с одинаковым разрешением? Например, полнокадровый Nikon D750 имеет 24,3 Мп и кропнутый Nikon D7200 оснащается матрицей 24,2 Мп. Все потому, что у Никон Д7200 размер пикселей намного меньше (и, соответственно, их плотность на датчике выше). На практике получается, что в центральную область объектива при использовании КРОПа входит больше пикселей, и требуется объектив более высокого качества, способный «разрешить» эту плотность. Если линза не обладает хорошими оптическими свойствами, картинка получится менее резкой.
Вернемся к определению «эквивалентного фокусного расстояния». Читая на форумах рассуждения о выборе телеобъектива на кропнутую зеркалку, можно встретить такие высказывания: «Телевик Nikon 70-300 на Nikon D7100 будет иметь поле зрения, эквивалентное тому, что будет у объектива с фокусным расстоянием 105-450 на полном кадре». И это – верное утверждение. Другой фотолюбитель говорит: «Мой телеобъектив Никон 70-300 на моем Никон Д5500 превращается в 105-450 мм, сильнее увеличивает картинку». И это – неправильное утверждение, так как степень увеличения не изменилась.
Откуда пришли эти большие цифры 105-450 мм? Давайте рассмотрим, что такое кроп-фактор и как эти «эквивалентные» цифры рассчитываются.
5) Что такое кроп-фактор?
Мы увидели, как матрицы меньшего размера игнорируют большой кружок изображения. Теперь обсудим кроп-фактор, которым оперируют производители цифровых фотоаппаратов и фотолюбители, описывая сенсоры и рассчитывая «эквивалентное фокусное расстояние». Читая обзоры камер, вы встречали фразы типа «камера Nikon D3300 имеет кроп-фактор 1,5» или «Canon EOS 750D имеет кроп-фактор 1,6». Понятие кроп-фактора было введено, когда начали производить цифровые фотоаппараты с матрицей меньшего, чем у пленки размера, и используется оно для того, чтобы показать насколько меньше поле зрения получится при использовании объектива и такого мелкого сенсора. Производителям нужно было как-то объяснить, как сильно изображение на маленькой матрице выглядит «увеличенным» в сравнении с пленочным кадром 35 мм (35*24 мм).
Когда я рассчитал площадь матрицы полнокадрового фотоаппарата и сравнил ее с площадью датчика кропнутой камеры (например, Nikon D810 и Nikon D3200), то сильно удивился, так как она оказалась в 2.3 больше: на полном кадре S=36*24=864 мм2, на кропе S=24*16=384 мм2. Но, когда мы рассчитываем фокусное расстояние, мы говорим не о площади матрицы. Величина кропа рассчитывается делением длины диагонали полного кадра на длину диагонали кропнутого сенсора.
Самое время вспомнить геометрию. Помните, как рассчитывается длина диагонали прямоугольного треугольника? Вот формула: L=√ (X² + Y²). На полном кадре она равна 43.26 мм (корень квадратный из 352+242), а для КРОПа — 28.84 мм (корень от 242 + 162). Если поделить 43.26 на 28.84, получим 1.5 – соотношение длин диагоналей полнокадровой и кропнутой матриц (это — округленное число, настоящее – около 1.52).
Что делать с этим соотношением? На него нужно умножать, чтобы получить “эквивалентное фокусное расстояние”. Например, макрик Nikon 105mm f/2.8G на кропнутой зеркалке Nikon D500 имеет поле зрения эквивалентное 157,5 мм.
У меня нет данного макрообъектива, поясню на примере зума Никон 70-300. Допустим, я установил его на кропнутую зеркалку Nikon D5100 и выставил фокусное 105 мм, а потом решил переставить на полный кадр Nikon D610 — чтобы получить одинаковое поле зрения, для полнокадровой камеры можно выставить фокусное расстояние объектива в 157,5 мм.
Глядя на рисунок 1 со схемой съемки портрета на полный кадр Nikon D810 и на кроп Nikon D5200, вспоминается еще один миф, процветающий на форумах фотолюбителей: «Для фотоохоты на птиц и зверей больше подходят кропнутые зеркалки, чем полнокадровые, поскольку на КРОПе фокусное расстояние умножается на кроп-фактор! Например, телеобъектив Tamron SP AF 70-300mm f/4.0-5.6 Di VC USD Nikon F на кропнутой камере Nikon D7100 будет выдавать фокусное 105-450 мм (умножил на Кф=1,5 у Никон)».
Но выше мы уже разобрались, что фокусное расстояние объектива – величина, остающаяся постоянной и на КРОПе и на полном кадре. Допустим, мы взяли с собой на фотоохоту новейшую полнокадровую модель Nikon D5 с телевиком Nikon 70-200 mm f/2.8 и встретили в лесу лося. Сфотографировали его с расстояния 20 метров.
Теперь меняем тушку на профессиональный кропнутый фотоаппарат Nikon D500 и фотографируем зверя с той же дистанции. Из-за меньшего поля зрения, при том же фокусном, получили «обрезанное фото». Когда мы будем рассматривать результат нашей фотоохоты на Full HD мониторе, изображение «растянется» на весь экран и будет казаться, что оно увеличилось.
Кто-то воскликнет: «Я же говорил, что КРОП Никон Д500 в полтора раза увеличивает изображение, поэтому он лучше подходит для съемки диких зверей и птиц!» На это я отвечу: «Еще раз – фокусное расстояние, а значит и масштабирование остаются неизменными на обеих типах матриц. Кропнутая зеркалка Nikon D500 предпочтительнее, если вы фотки будете печатать на бумаге максимальных размеров. Если же вы показываете свои снимки гостям на мониторе 1980*1020 px или храните их в фотоальбоме с размерами не более 20*30 см, то для фотоохоты больше подходит полный кадр, так как у него в 1,84 раза выше рабочее ИСО. Цифры взяты с сайта Dxomark (у Никон Д5 – ISO 2434 единицы против 1324 у кропа Никон Д500).
Устроим фотоохоту на практике. Возьмем полнокадровую зеркалку Nikon D610 и сфотографируем воробья.
Если мы хотим снять кадр с точно такими же границами на кроп Никон Д5100 с тем же телеобъективом Никон 70-300, нам придется отойти на 50% дальше от объекта съемки.
Допустим на вашем телеобъективе фокусное расстояние 250 мм – максимум, т.е. вы не смогли бы приблизить картинку на 50%, стоя в той же позиции, что и на фото 10-1. В чем преимущество полного кадра? В том, что он уже имеет запас для КРОПа на 50% больше. Плюс – выше рабочее ИСО в 2 раза, чем у кропнутых моделей, что помогло бы при съемке в сумерках.
Еще пример преимущества полного кадра над КРОПом: если сравнить модели Кенон Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 70D, то рабочее ISO у них 926 и 2293 соответственно – значит полный кадр позволит сделать намного короче выдержку, что важно в этом жанре (кстати, у Кэнон 70Д и цветопередача заметно хуже, если посмотрите на сравнительную таблицу: 22,5 и 24 бит при различимой разнице в 1 бит).
Таким образом, снимая дикую природу на полный кадр Nikon D5 мы получаем преимущество высокого рабочего ИСО, и можем обрезать (т.е. «кропить») изображение, при необходимости, с тем коэффициентом, что захотим, а не с «предустановленным» на Nikon D500 кроп-фактором Кф=1,5…
Фотография 14. Тот же самый кадр, но с кроп-фактором Кф=3.0. Легко можно вырезать часть изображения, если снимали на полный кадр. На кропнутой зеркалке при съемке начального кадра с заданными размерами, уже такое качество не получилось бы.
Почему на полном кадре выше детализация картинки
В описании фотоохоты на лося представим, что нам нужен кадр именно такой, как на рисунке 9-а. Тогда фотографу, использующему кропнутую зеркалку Nikon D500, придется либо отойти в 1.5 раза дальше, либо взять телевик с фокусным расстоянием в 1.5 раза длиннее. Понятно, что на расстоянии 30 метров все детали будут выглядеть мельче. Ради интереса, сравним разные картинки не только с полного кадра и КРОПа, но и с других устройств для цифровой фотографии: мыльниц и смартфона.
Вот схема, отображающая разницу между полнокадровой матрицей, кропнутой матрицей зеркалки или беззеркалки, компактными камерами и телефонами. Для анализа возьмем следующие модели (в скобках: кроп-фактор, реальное фокусное, ЭФР):
- полный кадр Nikon D610 (кроп-фактор 1.0);
- кропнутую беззеркалку FujiFilm X-Pro2 (Кф=1,5);
- дорогую мыльницу Sony Cyber-shot DSC-RX10 (Кф=2,7; 8.8 — 73.3 мм; 24 — 199.2 мм);
- компакт в среднем ценовом диапазоне Sony CyberShot DSC-HX60 (Кф=5,62; 4.3-129 мм; 24-720 мм)
- смартфон iPhone 6s (Кф=7,21, фокусное: реальное 4,15 мм; 29,89 мм – ЭФР).
Если мы хотим получить кадр с одинаковыми границами, то придется отходить на расстояние, пропорциональное кроп-фактору цифровой камеры.
Для проведения эксперимента, я беру полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8 и снимаю 5 кадров.
Примечание: на каждом кадре «ваза» опускается ниже – это моя недоработка: при отдалении от объекта съемки, для сохранения одинакового ракурса, следовало пропорционально поднимать высоту штатива.
Полученные снимки красноречиво свидетельствуют об изменении детализации изображения при съемке на фотокамеры с разными размерами матриц. При этом, в нашем эксперименте не уменьшается размер пикселя: мы используем один и тот же полнокадровый сенсор на 24 Мp от Никон Д610. На практике, кроп FujiFilm X-Pro2 имеет тоже 24,3 Мп (хотя площадь в 2,3 раза меньше), дорогая мыльница Sony Cyber-shot DSC-RX10 – 20,9 Мп (площадь в 7,4 раза меньше), дорогой ультразум Sony CyberShot DSC-HX60 – 20,4 Мп (площадь в 30,2 раз меньше) и телефон iPhone 6s – 12 Мп (площадь в 50 раз меньше).
Размеры пикселя можно вычислить, разделив площадь на их количество. Понятно, что у компактных фотокамер он очень маленький, что приводит к возрастанию цифровых шумов (их «душит» встроенный шумодав, но при этом теряется детализация картинки) и требований к оптике (а на дешевых цифровых фотоаппаратх она не такая качественная).
У читателя может возникнуть вопрос: «Почему же на практике нам не приходится фотографировать такую композицию с большого расстояния»? Ответ: «Из-за кроп-фактора смартфон iPhone 6s вырезает только маленький кусочек изображения из центра, и мы имеем возможность подойти ближе. Раньше мы видели, что эквивалентное фокусное расстояние у него равно 29,89 мм. И если бы матрица iPhone 6s была такая же большая, как у полного кадра Nikon D610, то фото №15 выглядело бы так.
Думаю, что практическое значение имеют фотографии с полного кадра и с кропа, поскольку остальные модели оснащаются короткофокусными объективами, позволяющими значительно ближе подойти к объекту съемки. Но когда мы отходим или приближаемся во время фотографирования, мы изменяем перспективу изображения (вот почему на каждом снимке выше «ваза» становится мельче, хотя КРОПил я так, чтобы границы кадров совпадали).
Давайте, чтобы не раздувать обзор, дальше будем рассматривать только полнокадровые и кропнутые фотоаппараты.
Особенности передачи перспективы на двумерной плоскости разными объективами, используемыми на КРОПе и на полном кадре
Подробно о закономерностях передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости снимка описывается в замечательном учебнике Лидии Дыко «Основы композиции в фотографии» 1988 года выпуска (еще одну замечательную книжку этого автора — «Беседы о фотомастерстве» мы обсуждали в статье, как научиться выставлять настройки цифровых фотоаппаратов). Приведу здесь изложение одного из интересных моментов, описывающих правила изображения линейной перспективы на плоскости.
Очевидно, что объекты съемки включают несколько элементов, каждый из которых отстоит от фотоаппарата на некоторой дистанции. На фотографии масштаб каждого блока определяется тем, как соотносятся его размеры на снимке и в реальности. Всё это описывается формулой, показывающей, что масштаб изображения обратно пропорционален дистанции до объекта съемки и в прямой пропорции зависит от фокусного расстояния объектива. В итоге, чем объект съемки ближе к фотографу, тем он крупнее на фотографии, а чем дальше – тем становится мельче.
Возьмем пример: мы фотографируем весенний пейзаж тремя яблонями одинаковой высоты на полнокадровый фотоаппарат Nikon D750 с фиксом Nikon 85mm f/1.4G. Расстояние между каждым деревом составляет 3 метра.
На рисунке 22-1 расстояние от камеры до передней яблоньки составляет 50 метров. Соответственно, до 2-й – 53 метра, до 3-й – 56 метров. Видно, что разница дистанций не так уж и велика: между ближним и дальним деревом – 12% ((56/50)*100%-100%). Именно поэтому все три объекта имеют приблизительно одинаковый размер на снимке. А когда габариты предметов схожи, зрителю кажется, что они находятся совсем рядом друг с другом и между ними нет зазора – перспектива совсем не чувствуется.
Теперь подойдем на 20 метров ближе (рисунок 22-2) – соотношение дистанций между первой и последней яблоней выросло в 2 раза: 20% (от первого дерева 30 метров, от второго – 33 м, от третьего – 36; ((36/30)*100%-100%=20%). Линейная перспектива на таком снимке чувствуется лучше, так как размеры более далеких объектов уменьшились заметнее.
Если фотолюбитель подходит еще на 10 метров (рисунок 22-3), разница увеличивается до 30% (20, 23 и 26 метров). А когда он совсем близко подошел (22-4), до 5-метров, передняя яблоня не вошла в кадр, задние – совсем мелкие. Зритель отлично понимает, что между объектами в кадре существует пространство, чувствует глубину (5, 8 и 11 метров, 120%).
Теперь подумаем, что произойдет, если фотограф снимет со своей камеры Nikon D750 портретный фикс Nikon 85mm f/1.4G AF-S и заменит его на сверхширокоугольный объектив Nikon 14mm f/2.8D ED AF Nikkor Nikkor. Ему придется подойти ближе на расстояние в 6.1 раза (Р=85/14=6,07): с 50-ти до 8,2 метров. Тогда соотношение между передней и задней яблоней составит 73% (8.2, 11.2 и 14.2 метра).
Возвращаясь к теме статьи «чем отличается КРОП от полного кадра»: если фотолюбитель решит сменить Никон Д750 на кропнутую зеркалку Никон Д7200, ему придется отойти на 50% дальше, т.е. остановиться в 12.3 метрах от объекта съемки. Соответственно, разница отношений между передним и задним планами также станет другой: 49% (12.3, 15.3 и 18.3).
Может, эти 24% разницы между 73 и 49% покажутся не так уж и велики. Но пропорция заметно меняется, если взять другие расстояния между нашими деревьями. Например, посмотрите в таблице ниже, каковы будут соотношения, если одна яблоня от другой будет отстоять не на 3 метра, а на 20 метров.
Почему на полном кадре дисторсия больше, чем на КРОПе
В уже упомянутом уроке фотографии про то, как настроить параметры съемки камер Nikon, Canon, Sony и других, мы отмечали, что высокие здания нужно фотографировать издалека и с возвышенности, чтобы ось объектива была как можно больше горизонтальной. Давайте посмотрим на схеме, что происходит, если мы подходим близко к объекту съемки, который выше фотографа.
Видим, что при съемке на большом расстоянии длины верхнего (1-2) и нижнего (1-3) луча приблизительно одинаковы. А как подошли ближе, длины отрезков существенно изменилась (4-2 и 4-5). Разница расстояния Р1 заметно больше, чем Р0. Из пояснений выше мы знаем: чем больше эта дельта, тем размеры объектов на переднем плане крупнее аналогов позади; поэтому и происходит искажение, наклон вертикальных линий, если во время фотографирования ось объектива не горизонтальна.
Вот еще одна схема, показывающая, как изменяются пропорции объекта, если мы наклоняем ось фотоаппарата вверх или вниз и объясняющая, почему высокие здания нужно снимать с возвышенности.
Опять же, при съемке нашего здания на полнокадровую беззеркальную камеру Sony Cyber-shot DSC-RX1R II мы подходим ближе, чем, фотографируя на КРОПнутую беззеркалку Fujifilm FinePix X100, поэтому и степень дисторсии получается выше.
Что лучше: КРОП или полный кадр?
У каждого фотографа свой ответ на этот вопрос. Для меня покупка полнокадровой зеркалки Nikon D610 означала возможность получить лучшую детализацию картинки, высокое рабочее ISO и низкие цифровые шумы, более заметное боке. Очевидный минус – высокая цена (хотя, все зависит, какие параметры использовать для сравнения стоимости: в обсуждении камеры Никон Д610 я сравнивал ее с продвинутым КРОПом Никон Д7200, где отмечал, что полнокадровый фотоаппарат дороже кропнутого… всего на стоимость двух фиксов-полтинников).
Обращаю внимание, что описанные в данной статье технические особенности полного кадра не имеют такого уж серьезного значения, если фотограф не знает правил и законов художественной съемки. Если профессионал возьмет в руки кроп Canon EOS 1200D, он снимет в сотни раз больше интересных снимков, чем начинающий фотолюбитель, купивший себе профессиональный полный кадр Canon EOS 5D Mark III. Хотя, именно профессионал будет испытывать неудобства, вносимые ограничениями любительского Кэнон 1200Д в сравнении с Кэнон 5Д Марк 3…. Вы видели, что отличные параметры технических характеристик моего Nikon D610 не приводят к таким же высоким результатам в художественной ценности моих снимков. Понимаю, что учиться фотографировать можно было продолжать и тем комплектом, что у меня был: кропнутая зеркалка Nikon D5100, ширикоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8, репортажник Nikon 17-55mm f/2.8 и телевик Nikon 70-300. Но, как писал раньше: охота – пуще неволи.
Удачных вам фотографий, други мои! Пусть фототехника, которой вы владеете сейчас, долгое время приносит только удовольствие и радость от хороших снимков.
P.S. Не возражаю, если подпишитесь на извещение о новых статьях на сайте (см. форму ниже). А уж если поделитесь ссылкой на статью в соцсетях, просто расцелую!
Постскриптум. Примеры реального фоторепортажа, снятого на одинаковые объективы с полным кадром Nikon D610 и кропом Nikon D5100
Теория теорией, но она должна проверяться на практике. Представьте, что вы взяли два фотоаппарата и приехали в Екатеринбург, прогулялись по пешеходной улице имени Вайнера. Будет ли так уж сильно ограничивать вас КРОП Никон Д5100? Смогут ли зрители отличить, на какую зеркалку снят тот или иной кадр?
Представляю Вашему вниманию парные снимки. Я старался, по возможности, использовать одинаковые настройки (но не всегда, так как забывал, а записывать было лень) и примерно одинаковые ракурсы. Сохраню интригу: не буду подписывать какое фото на какую фотокамеру получено.
Правильный ответ: примеры фото 28, 30, 32, 35, 36, 39 и 40 сняты на кропнутую зеркалку Nikon D5100 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8. Остальные снимки получены на полный кадр Nikon D610 с этим же репортажным зумом.
Какой вывод могу сделать исходя из сравнения этих парных снимков? Во-первых, бросается в глаза более широкий динамический диапазон и цветопередача Никон Д610 в сравнении с Никон Д5100. Во-вторых, с геометрической точки зрения разница в картинке почти не заметна. В-третьих, если купить более новую кропнутую модель, например, Nikon D7200, то по ДД и глубине цвета, как мы видели на графиках с сайта Dxomark в моих обзорах ранее, она сопоставима с Nikon D610.
Дополнение от 20.08.16
Наибольшие споры в обсуждении данной статьи вызвало утверждение, что на КРОПе детализация изображения получается хуже, чем на полном кадре из-за того, что приходится либо отходить от объекта съемки на 50-60% дальше, либо использовать более широкоугольный объектив, что меняет перспективу изображения. Вот, можете посмотреть пейзаж, снятый на полный кадр Nikon D610 при фокусном расстоянии 24 мм, на КРОПнутую Nikon D5100 с шириком Самъянг 14мм f/2.8 и на КРОПнутый Canon EOS 600D, полученный при ФР=18 мм. Видно, что отличий, практически, не заметно. Признаю свою неправоту.
Пример ситуации, когда полный кадр выигрывает из-за того, что у него выше рабочее ИСО и можно использовать фокусные расстояния при съемке меньше, чем на КРОПе.
Один из читателей блога, риэлтор по профессии, владеющий камерой Canon EOS 1100D KIT 18-55, попросил совета, какой тип фотоаппарата и объектива выбрать, чтобы улучшить свои снимки интерьеров квартир, выставляемых на продажу.
Дополнение от 23.11.19
Статья получилась неоднозначной. Вы видите ниже, что под ней уже почти 400 комментариев – холивар за холиваром. За то время, что прошло со дня публикации, мы неоднократно обсуждали каждый пункт, в ней описанный (не только здесь, но и в обсуждении других публикаций). Лично я искал возможность показать, что фуллфрейм дает «магию полного кадра» и проводил разные опыты с разной оптикой на разных фокусных расстояниях – не доказал.
По состоянию на сегодняшний день, мои убеждения следующие:
- При использовании оптики с одинаковым эквивалентным расстоянием перспектива передается одинаково. То есть при съемке на Nikon Z50 с объективом 35 мм и на Nikon Z6 с фиксом 50 мм геометрически картинки будут сопоставимы, если снимать с одной и той же точки.
- На матрице APS-C получается немного большая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).
- В камерах с мелким пикселем раньше наступает дифракционный предел, из-за чего падает резкость. В статье с обзором Никон Д610 (см. ссылку под котёнком выше) в разделе №10 приведена таблица зависимости дифракции от диафрагмы – для Fuji X-T3 он наступает при f/6.1, для Sony A7 Mark III – при f/9.1, что значит, что фотограф может зажимать отверстие сильнее при съемках, например, пейзажа.
- Рабочее ISO на полном кадре в среднем в 2 раза выше, чем на КРОПе. Данный параметр отражает увеличение количества цифрового шума, а также падение динамического и тонального диапазона матрицы при его увеличении. Подробно описывается в комментарии к обзору Sony A6000.
- Большинство фотолюбителей приобретает зеркальный или беззеркальный фотоаппарат для универсальных целей: съемка в путешествии, фотографирование детей на спортивных соревнованиях и танцах, свадеб, крещений, корпоративов и прочего. Всё это – варианты репортажа. Если нужно получить художественные снимки, нужно активно менять фокусные расстояния. С фиксами это делать неудобно, нужны светосильные зумы.
Если фотограф нацелен на компактную и лёгкую систему, обеспечивающую при этом великолепный результат, среди КРОПнутых фотоаппаратов есть только одна альтернатива: Fujifilm X (с оговорками о скорости и точности автофокуса в условиях плохого освещения или контрастного фона). Дело в том, что только этот производитель выпускает «святую троицу» (зумы с ЭФР 14-24 мм, 24-70 мм и 70-200 мм) под APS-C матрицу: Fujifilm 8-16mm f/2.8, 16-55mm f/2.8 и 50-140mm f/2.8.
Для Canon и Nikon есть лишь один светосильный ширик: Tokina 11-16mm f/2.8 и не существует светосильного телевика. Есть альтернативы по универсальному фокусному расстоянию: Tokina AF 16-50/2.8, Tamron и Sigma 17-50mm f/2.8, а также родной Nikon и Canon 17-55mm f/2.8.
Для беззеркалок Sony не выпускается ни одного объектива из «святой троицы», поэтому для серьезного репортажа они не подходят априори.
Естественно, вы можете использовать оптику для полного кадра, но тогда потеряете удобный диапазон фокусных расстояний и вынуждены таскать больший вес, чем владельцы Fujifilm X. Вы также можете заменить зумы на фиксы, но тогда снизится комфорт при съемке репортажей. Еще вариант – снимать на более тёмную оптику, что сразу приводит к падению качества картинки из-за необходимости увеличения ИСО (и, соответственно, большего уровня шумов, худшего динамического и тонального диапазона).
На практике, пункты №1-3 и №5 я либо не замечаю, либо готов смириться с ними. Единственный серьезный аргумент за фуллфрейм — №4.
Посмотрите видео, иллюстрирующее, насколько отличается ГРИП при съемке на сопоставимых фокусных расстояниях и диафрагмах (портреты сняты на Sony A9 с фиксом Sony FE 85mm f/1.8 и Sony A6100 с Sigma 56mm f/1.4 DC DN).
Хочу привести еще одно видео со сравнением и примерами снимков камер разного ценового диапазона… Так сказать, информация к размышлению о том, насколько значимо преимущество рабочего ИСО в современных фотокамерах.
У кого есть деньги на полный кадр — не думайте, а берите. Нечего тут мозги парить! Я не шибко грамотный и опытный в цифровой фотографии, но вот мой маленький опыт: я задолбался поднимать ИСО и крутить выдержку там, где темновато, где большая динамика движения. Замучился при увеличении в просмотре фото получать в ухо шумами и поганой детализацией. Я за полный кадр везде, и даже в мыльницах!
Игорь, я тоже считаю, что главное преимущество полного кадра — в 2-3 раза более высокие уровни рабочего ISO. Хотя еще больше мне нравится с моим фуллфреймом — как выразился мой друг, тоже владеющий Nikon D610 после кропнутого Nikon D5100: «Мне с ним не тесно». 🙂
Что касается шумов на КРОПнутой матрице, то после перехода Павла Черталёва с фуллфрейма Nikon D800 на кропнутую Fujifilm X-T2, мне показалось, что монополия на качественную картинку при съемках в условиях слабого освещения у FF разрушена. Две недели назад я брал на пробу в поход выходного дня Fujifilm X-T1 и сейчас готовлю обзор: на ISO 3200 изображение, на мой вкус, приемлемое.
Да, это Leica D-Lux 5. Я не знаю, кто выдал такие рабочие ИСО 132. Я щёлкаю ISO 800-1600, и всё чистенько, но это днём. В сумерках вполне рабочие ИСО 400. А Рекса (Сони РХ-100) пробовал: ужасно не понравился. Ну, матрица у ней дюйм, ну и Бог с ней. Насчёт того, что 5-лейка — клон Панаса-5… М-м-м… Это вопрос ещё: кто у кого спёр.
Насчёт полного кадра я ещё вот что добавлю. Размер матрицы 35х24 мм давно пророс мхом и устарел, как бивень мамонта. Очень желал бы иметь фотоаппарат с матрицей, ну скажем, 90х55 мм… Ну, сейчас все КРОПанутые меня сожрут (шутка)!
А что, разве худо? У такой матрицы рабочие ИСО будут, минимум, 12000 единиц, плюс хороший обьектив — и вот оно счастье. Не надо крутить ISO, не нужно тыкать выдержку — там бы на автомате шло минимум — 1/2000. Пока спецы с умным видом вертят свои кропы и ловят кадр, я их уже 10 нащёлкаю.
Ну вот помечтал и будет. А Лейка — это подарок мне, сидел я на Сони А3500, и снимал бы дальше, но стал думать о малышке, и чтобы нормальное качество… И мне повезло. Ни на какую Сони Рекс я её не поменяю, но сидит в одном месте полный кадр… Пока осилить не могу по деньгам (Сони RX-1). Эту «Рыську» бы я взял.
Сам я никогда на средний формат не снимал, и даже вживую не видел… 🙂 Хотя, по ссылке где я дал сравение фуллфрейма Nikon D610 и Leica S, есть примеры фото, снятые на Hasselblad. Но, по поводу Вашего предположения «Пока спецы с умным видом вертят свои кропы и ловят кадр,я их уже 10 нащёлкаю», могу предложить поискать в Интернете обзор по запросу «Лисейкина Fujifilm GFX 50 s или каково снимать стрит на средний формат.»
Елена взяла Fujifilm GFX 50, у которой матрица имеет размеры 44х33 мм, и вышла в город фотографировать. Она много снимает на кропнутые Фуджи, поэтому имеет представление о скорости работы этих камер. Так вот, по её словам GFX 50 намного более медлительная, а камеры с еще большим сенсорм — еще медленнее. Другими словами, средний формат ориентирован на неспешную съемку в студии.
Так что, не факт, что нам бы удалось нащелкать больше кадров… 🙂
Про ИСО и танцы с бубном: друг у меня видеооператор, свадьбы и прочие не потребные гулянки (шутка) снимает. Так он купил PENTAX K-70… ISO 102’400! Как, впечатляет?
Но, пока его не пробовали ещё. Жду что он скажет. Фирма старая и уважаемая, и, думаю, можно поверить, ну хоть на половину.
Ну, пусть не больше нащёлкаем, но качество фото всё окупит. Так считаю.
Вот здесь можно посмотреть ссылки: 1) на примеры фото со среднеформатной камеры Hasselblad H5D и фиксом Hasselblad HC 100mm f/2.8 стоимостью 45 тысяч долларов (с объективом) и с матрицей 49 х 37 мм; 2) снимки, полученные на старенький любительский КРОП Nikon D3100 с полтинником Nikon 50mm f/1.8G ценой 350 USD…
Игорь, у меня есть сомнение, что «качество всё окупит». Как человек, который перешел с КРОПа Nikon D5100 на полный кадр Nikon D610, и так и не начавший снимать шедевры, скажу, что «тренировки видеть кадр, играть со светом, с ритмом, с динамикой и статикой» всё окупят.
Всё так, Сергей, но не забываем, что полный кадр (давай сократим — ПОК, нормально?) до ума так и не довели. Надеюсь, что он всё же вытеснит все эти дрянные и убогие КРОПы с рынка в отдельный ряд, в уголок для бедноты. Хотя и сам я — гольная беднота.
Думаю, что в настоящее время на многое влияют маркетологи. В частности, и сейчас каждый тип фотоаппаратов занимает свою, заслуженную нишу. И КРОПнутые зеркалки и беззеркалки имеют полное право на существование. Благодаря меньшим габаритам и весу, оснащенные кропнутыми объективами, они выглядят привлекательно для огромного количество фотолюбителей.
Имея низкую цену они позволяют большому количеству «бедноты» прикоснуться к прекрасному, ощутить счастье творчества, выразить себя, рассказать о событиях в жизни… Так что, я не соглашусь с негативными определениями в адрес DX-камер. Мне нравится FX, но это мои личные «закидоны». Вы довольны своей Leica LX-5, к которой я отнёсся скептически. Ну и что, раз она меня не впечатлила? Главное, Вас она устраивает!
Глянул по ссылке ваши фото. Здоровские! Одно удручает: таскать с собой этот кирпичик и мешок со стёклами разными. Лейкой доволен тем, что она подарена. Обьектив у неё шикарный, в остальном — одно имя и непомерная цена. Хотя, и обьектив под вопросом: на днях запачкал впопыхах, помыл, протёр, и на тебе — крошка на обратной стороне линзы. Как попала и откуда — как всегда, загадка.
Так и я про габариты пекусь: вот бы в мою малышку сунуть ПОК. И в другие малышки тоже, думаю, до этого технический прогресс всё же доползёт. Разве плохо иметь полный кадр в мыльнице?
Ну, сейчас полнокадровая мыльница Sony Cyber-shot DSC-RX1 у нас новая стоит 170 тысяч рублей. Б/у на «Авито» можно взять за 70-100 тысяч. Идет в комплекте с объективом 35mm f/2.0… Чем не вариант для любителей FF и компактности? 🙂
В Москве на Авито я видел Сони РХ-1 за 50 штук. Хорошее состояние. Продал бы Лейку и докопил на Рыську, но… подарки не продают. Буду так копить.
Классная статья, благодарю по вопрсам отличия полного кадра и фуллфрейма! Хоть и снимаю давно, но некоторая техническая информация стала для меня полезной!
Здравствуйте, Дарья! Спасибо за Ваш отзыв. Статья со сравнением полного кадра и КРОПа родилась из желания проанализировать, чем же все таки эти две системы отличаются друго от друга. Ну и хотелось показать «для будущих споров», что при съемке на КРОПнутый фотоаппарат не происходит увеличение фокусного расстояния (а значит, и приближения картинки). 🙂
Сергей, считаю правильными утверждения на просторах Интернет: «Возьмем, скажем, полтинник Canon EF 50mm f/1.4 USM. На фулфрейме он, что неудивительно, ведет себя, как полтинник 50 мм с диафрагмой f/1.4. На кропе же, он ведет себя, как эквивалент 50 (ФР) * 1.6 (кроп-фактор) = 80 мм, т.е. из стандартного превращается в слабый телевик — это почти все знают. Однако многие не знают, что его эквивалентное минимальное диафрагменное число ТОЖЕ изменяется: превращается в 1.4 (F) * 1.6 (кроп-фактор) = F/2.24!
Таким образом, если отталкиваться от озвученного выше определения эквивалентности кадров, на кропнутой камере этот полтинник позволяет получать кадры, эквивалентные тем, которые получились бы на полнокадровой камере при использовании (не существующего в реальности) объектива Canon 80mm f/2.24.
Итак, на кропе ЭФР и эквивалентнoе диафрагменное число увеличиваются пропорционально кроп-фактору. Это касается, разумеется, не только полтинника, но и всех прочих объективов.»
Из схемы из Вашей статьи на Рисунке №7 напрашивается вопрос: высказанное выше действительно для использования EF объектифа на ФФ, EF объектива на Кропе, так как не все проходящие через объектив лучи света попадают на более маленькую относительно ФФ матрицу, тогда диафрагменное число справедливо пересчитывать с учётом кроп-фактора. Для Canon это — 1,6.
Но, опять же, исходя из схемы, при использовании EF-S объектива на Кропе, получается, что всё, что прошло через объектив, попадает на матрицу. Значит, если EF-S объектив имеет светосилу f/2,8 то она останется неизменной, без всяких пересчётов на кроп-фактор.
Евгений, вопросы, обсуждаемые в этой статье, очень дискуссионые. Мы в волю похоливарили в комментариях здесь, и в других разделах сайта. Последний раз я делал опыты, стараясь доказать отличие фуллфрейма от КРОПа в статье с примерами фото на Фуджи Х-Т2. Не доказал…
Отвечая на Ваш вопрос:
1) При использовании полтинника на КРОПнутом Canon, угол поля зрения будет, как у объектива 80 мм, но увеличение останется, как у полтинника.
2) Эту разницу в увеличении невозможно, практически, заметить (см. опыт в статье про Fujifilm X-T2).
3) Возможно ГРИП на КРОПе будет соответствовать диафрагме f/2.8.
4) При этом количество света, проходящего через линзу, останется, как у f/1.4. Другими словами, если при использовании Canon 50mm f/1.4 на фуллфрейме нам нужно ИСО 200, то и на КРОПнутой зеркалке останется ИСО 200, снижения светосилы не произойдет (необходимости в повышении ISO не появится).
Сергей, привет. Не буду загадывать на годы вперёд: вроде как, нашёл я своего конька (Fujifilm X-A2 Kit 16-50mm F3.5-5.6 OIS II) — взял неделю назад. Наконец-то, счастлив и возможностями Фуджика, и главное — качеством фото.
О полном кадре уж и забыл. Хватит мне 1.5 кропа моего. Удачи, Серж, во всём!
Привет, Игорь. В нашем деле главное — вовремя остановиться в погоне за дорогой фототехникой, решить где предел. Могу только поздравить с покупкой Фуджи Х-А2 и пожелать побольше шедевральных снимков!
Ну, на шедевры надо бы и таланту чуток, да, видно, не дано мне. Учиться и учиться. Фуджи Х-А2 взял новый, с магазина: не должна техника быть с чужих рук.
Здравствуйте. Я пришел сюда читать статью только ради детализации. По моим наблюдениям на ФФ лучше передается глубина, объем изображений, можно добиться эффекта присутствия. Не знаю, так ли это на самом деле, ищу подтверждения этому. Что можете подсказать? Хочу снять фото леса с глубокой картинкой, типа такого: https://yadi.sk/i/FgWb-iDh3Tkgyz. Думаю, вы понимаете, о чем я. Ищу подтверждение своей догадки. Тут больше навык играет роль или ФФ/кроп?
А еще из статьи я так понял, что в тесте детализации вы сняли все на Никон Д610, а потом откропали так, как бы это соответствовало перечисленным девайсам — считаю это некорректным сравнением, так как фактически сравнения не было.
Здравствуйте, Роберт. В дополнение к статье выше я делал еще несколько опытов. Выяснил: во-первых, что камеры с объективами с одинаковыми ЭФР передают перспективу одинаково. Во-вторых, считаю, что разница в картинке между КРОПом и полным кадром должна быть, но практически это доказать не смог. Если две фотки поставить рядом и убрать EXIF, угадать, где чем снято будет очень трудно. Может и угадаешь, но факт один — разница очень незначительна…
Последний мой провальный опыт найти разницу между фуллфреймом и КРОПом — в комментариях к обзору Fujifilm X-T2.
Но этот эксперимент неполный. Описание полной версии можно найти в комментарии к обзору Nikon D610.
Я его так и не провел, так как охладел к этой теме. Считаю, что существенная разница между DX и FX, при условии использования одинковых ЭФР (эквивалентные фокусные расстояния) есть только по рабочему ИСО. При этом у камер Фуджи с их матрицей «X-Trans» еще и ISO очень достойное.
Раньше я противился всерьез рассматривать системы «Микро 4/3», но в последней статье с заданиями для фотографов давал ссылки на профили Дмитрия Зверева и Александра Петросяна, снимающих на Olympus E-M1 Mark II. Вывод у меня один: для таких целей, как у меня: ведение блога о путешествиях не имеет значения, чем снимать от Micro 4/3 до Full Frame. Мне нравится Никон Д610, я им фотографирую. Почти тоже самое вышло бы и на Сони А6000. Ну, где-то на ночных снимках зернистость была бы повыше… Но в целом, разницы нету. Разница в умении видеть кадр — если у меня этого нет, то и ничто другое не поможет.
P.S. А пример фото, который Вы показали — на мой взгляд, качественный монтаж из двух снимков. На переднем плане — по папоротникам прошлись кистью «Dodge&Burn», на заднем плане, на елях — тоже самое. В природе свет так не падает: равномерно и папоротники освещены, и ели.
Фото я не критикую — отличная работа, сам хотел бы уметь так качественно обрабатывать.
Ну, а если это, действительно, с одного кадра снято, то мастер обработки точно также и КРОПнутый снимок смог бы обработать: согласно измерений сайта DxoMark, динамический диапазон и цветопередача у DX и FX одинакова примерно, разница в ИСО. Но такие пейзажи со штатива снимают.
Ничего, что влез? Привет всем. Своего ФФ у меня нет, да и не надо уж. Но много брал у знакомых и Никон, и Кенон и Соньи А7 — все ФФ. Никакого шибкого присутствия не увидел.
Роберт, а с чего Вы взяли, что эту картинку сняли на ФФ? Вы думаете, что картинка на КРОП отличалась бы?
С чего взял? ХЗ, интуитивно, детализация высокая, глубина и т.д., на кропах обычно такого нет. Все ищу идеальный образец — не находится. Видимо, даже с ФФ не каждому дано передать глубину.
Павел, моя графика выдала, что этот снимок получен на Никон D3X, а это FF.
Сейчас фото не открывается, но в той картинке, что я скачал EXIF нет — я не понимаю, откуда такие выводы. Это во-первых. Во-вторых, фото явно подверглось серьезной обработке в Фотошопе. В-третьих, не существует признака полного кадра, по которому можно было узнать FF, кроме EXIF, если он есть.
И, если на открытой диафрагме можно попробовать предположить по сильной глубине резкости, то на пейзажных снимках на прикрытой диафрагме это просто не возможно. Все, что вам кажется глубиной и объемом, создается светом, тенями, разноплановостью.
Если ищите объем, то рекомендую поискать его не в размере матрицы, в статье про про то, как создать объем в фотографии.