Рано или поздно увлечённый фотолюбитель приходит к мнению, что для полного счастья ему не хватает телеобъектива. Для системы «Fujifilm X» на сегодняшний день предлагается три модели с диапазоном фокусных расстояний от 50 до 230 мм и одна – от 100 до 400 мм. В сегодняшней статье попробуем разобраться, чем отличаются первые три линзы, что теряет и что приобретает фотограф, выбирая тот или иной вариант.
В частности, мы говорим о следующих телевиках:
- Fujinon XC 50-230mm F4.5-6.7 OIS;
- Fujinon XF 50-200mm F/3.5-4.8 OIS R LM;
- Fujifilm XF 50-140 f/2.8 R LM OIS WR;
- Fujifilm XF 100-400mm f/4.5-5.6 R LM OIS WR;
- А также о Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports и Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD G2.
По ссылке ниже можно прочитать мой обзор штатников для Фуджи Х. В нем приводится расшифровка букв и цифр в обозначении моделей. Исходя из этого видим, что первая позиционируется как любительская, остальные относятся к профессиональному сегменту.
Большая часть кадров в сегодняшней статье снята на Fujifilm 50-200mm f/3.5-4.8 с тушкой Fujifilm X-T10. Также есть один кадр на Fuji 50-230mm f/4.5-6.7 с камерой Fuji X-M1 и несколько снимков на Fujinon 50-140mm f/2.8 с фотоаппаратом X-T2.с полнокадровым телеобъективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и беззеркалки Fuji X-M1 с телезумом 50-230mm f/4.5-6.7.
Как видим, благодаря невысокой светосиле наш телевик с максимальным фокусным расстоянием 200 мм имеет габаритные размеры не больше, чем светосильный Fujinon 16-55mm f/2.8.
Содержание
- Для чего фотографы используют телеобъектив.
- Три параметра объектива: зум, светосила и качество картинки.
- Особенности Fujinon XF 50-200mm F/3.5-4.8 OIS R LM.
- Преимущества и недостатки бюджетного телевика Fujinon XC 50-230mm F4.5-6.7 OIS.
- Плюсы и минусы Fujifilm XF 50-140 f/2.8 R LM OIS WR.
- Альтернативы.
- Заключение.
1. Для чего фотографам нужен телеобъектив
В 2011-м году я купил свой первый фотоаппарат со сменной оптикой: зеркалку Nikon D5100 kit 18-55mm f/3.5-5.6. В то время я, как и большинство новичков, был уверен, что телевик нужен только для фотоохоты или съемки соревнований. Поскольку я серьезно не увлекаюсь ни тем, ни другим жанром, то такое стекло мне особо и не нужно было. Хотя, конечно, приятно, когда есть возможность поснимать в парке уточек и белочек или в отпуске устроить фотоохоту на крокодила.
Так вот, друзья, лишь спустя несколько лет я понял, что область применения этого типа оптики (как, впрочем, и шириков) гораздо шире. Телевик позволяет сжать перспективу (на снимке объекты, отстоящие далеко от переднего плана, кажутся ближе к переднему), что делает его специальным творческим инструментом. В противоположность теледиапазону ширик растягивает перспективу (объекты на заднем плане значительно отдаляются от переднего), что тоже используется как креативный инструмент. Поэтому общепринятое заявление «широкоугольный объектив нужен, чтобы снимать в ограниченных пространствах, а телеобъектив – чтобы фотографировать издалека» требует дополнения и звучит оно так: «ширик нужен, чтобы подойти к объекту как можно ближе, а телевик – чтобы отойти как можно дальше». Сейчас буду пояснять свою мысль.
Берем штатный зум Fujinon XF 16-55mm f/2.8 и снимаем сюжет, подвинув фотоаппарат практически впритык к главному объекту.
Обратите внимание, как вытянут у нас поверженный белый ферзь. Пешка, предводитель черной армии и ладья стоят на одной линии. Слон отдален на одну клетку. Конь – еще на одну. Мы четко видим глубину кадра, различаем передний, средний и дальний планы.
Теперь сфотографируем тот же сюжет в тех же границах, но на телеобъектив. Для этого мне придется отойти от шахматной доски на пару метров.
В первую очередь обращает внимание, как сплющились клетки шахматной доски. Это и есть «сжатие перспективы» телевиком. Еще одно изменение – белый ферзь укоротился, а черные фигуры стоят практически на одной с ним линии, хотя, по факту, их расположение осталось неизменным. И видите, как увеличился в размерах наш конь?
Именно этот эффект (объекты на заднем плане получаются очень крупными) я люблю использовать, когда снимаю портрет человека на фоне высоких гор, циклопических памятников или небоскребов.
Вот пример съемки архитектуры. Чтобы сравнить кадры на 55 и на 190 мм фокусного расстояния, мне пришлось отойти больше чем на 1,2 км от исходной точки.
Видите, на снимке слева здание торгового центра занимает почти всю высоту кадра, небоскреб по сравнению с ним относительно небольшой. Увеличим фокусное расстояние на 50% (до 105 мм) – и высотка уже в 2 раза выше, чем ТЦ.
Сами видите, с увеличением фокусного расстояния здание на заднем плане «приближается» к переднему, его масштаб увеличивается.
Проанализировав снимки, можем подумать, что лучше всего снимать архитектуру (по крайней мере, небоскребы, башни и другие высотные объекты) на как можно большем фокусном расстоянии. Видим, что здание на 190 мм выглядит просто циклопическим. Однако, если бы я выбирал претендента на включение в фотоотчет о поездке по Екатеринбургу, оставил бы изображение с ФР=156 мм или ФР=164 мм. Почему? Потому что грузовик внизу дает возможность зрителю еще лучше прочувствовать масштабы небоскреба (предоставляет «отправную точку» при анализе). Кроме того, он создает контекст, что важно для атмосферы истории на снимке (см. отдельный фотоурок о том, как снимать интересные кадры по ссылке ниже).
Вот примеры использования телевика Фуджи 50-200/3,5-4,8 для фотографий в горах – всё то же «сжатие перспективы».
Хочу сказать, что, несмотря на мою любовь к картинке на длинном фокусном расстоянии, в путешествиях я пользуюсь им не так уж и часто: не более 5% от всех кадров. Связано это с тем, что не всегда есть возможность отойти так далеко, чтобы нужные объекты вместились в границы снимка, и с тем, что лично мне не хватает навыка видеть крупноплановые сюжеты. Телеобъектив очень для них подходит, так как позволяет отсечь лишние объекты, сконцентрировав взгляд зрителя на главном.
Возвращаясь к названию главы, в отдельном фотоуроке я приводил образцы сюжетов, для съемки которых используется ширик и телевик. Сейчас напомню лишь кратко:
- Для приближения удаленных объектов.
- Для изолирования основного сюжета от отвлекающих деталей.
- Для сжатия перспективы и передачи масштаба.
- Еще одно применение – макросъемка (точнее, фотографии мелких объектов издалека, макро – это масштабы 1:1 или крупнее).
- Снимаем спорт, концерты, танцы и другие массовые общественные мероприятия.
- Из-за большого фокусного расстояния телевик позволяет размыть фон на портретах.
- Панорамирование (съемка с проводкой).
На форумах бытует мнение, что телевик нужен еще и для стрит-фотографии. Мол, вы можете стоять на одном краю улицы и исподтишка фотографировать сценки, происходящие на другом, не привлекая к себе внимание.
Я с таким предложением не соглашусь: подавляющее большинство качественных уличных фотографий, репортажей с различных событий, что я видел, сняты на широкий и сверхширокоугольный углы. Это связано с особенностью ширика, которая по-английски называется «inclusive» («вовлечение, затягивание»). Рассматривая такие снимки (фото, снятые вблизи на коротком фокусном расстоянии), мы буквально физически ощущаем себя внутри кадра, иногда кажется, что можно протянуть руку и потрогать предмет «за стеклом».
На картинках же с телевика всегда чувствуется, что между объектом и фотографом дистанция. Если бы снимок №18 я сделал не на 128 мм, а на 16 или 12 мм, ощущения от него были бы более сильными, так как на этих турецких туристов вы бы смотрели не с со стороны, а «изнутри» группы, будто бы находясь среди героев сюжета.
В общем, ребята, для стрит-фото нужно не телевик покупать, а тренировать свои навыки близкого контакта с незнакомцами, чтобы не стесняться фоткать их на ширик. А именно этот кадр я снимал телеобъективом не для того, чтобы «спрятаться», а чтобы сжать перспективу и показать крупным планом вид, открывающийся со смотровой площадки.
2. Три характеристики объектива: зум, светосила и качество изображения
Перечисленные в заголовке три параметра я отношу к самым важным не только при выборе телевика, но и любого другого объектива.
Зум (точнее, диапазон фокусных расстояний) говорит нам о том, в каких пределах мы можем играть перспективой, насколько сильно мы имеем возможность приблизить объект. Также он влияет на размытие заднего плана: чем больше фокусное расстояние, тем сильнее размываются объекты. Как видим, все три телевика в этом обзоре (Fuji 50-230, 50-200 и 50-140) практически одинаковы по этому параметру.
Светосила – способность пропускать свет (измеряется понятием относительного отверстия). От нее зависит степень размытия заднего плана: чем диафрагма шире, тем более выраженное боке. Но, что более важно, светосила во многих случаях прямо влияет на качество изображения, так как заставляет поднять или опустить ISO, чтобы обеспечить заданную выдержку (от этого зависит уровень цифровых шумов и динамический диапазон).
В отдельном фотоуроке «Зачем фотографам светосильная оптика» (см. ссылку ниже) я рассказывал об этом в подробностях и с демонстрировал таблицу изменения светочувствительности в зависимости от нужной выдержки при заданной диафрагме. Сейчас остановлюсь кратко. Беру телевик и снимаю 3 кадра на разных диафрагмах (с одной и той же выдержкой – 1/250 секунды).
Видим, что светочувствительность на f/4.8 и f/6.4 (имитация f/6.7 у Fujinon 50-230mm f/4.5-6.7) отличается ровно в 2 раза. Картинка маленькая, поэтому увеличение шумов особо не заметно. Да и ISO не очень высокие. Но здесь, в условиях съемки именно этого сюжета, было достаточно освещения, чтобы не задирать светочувствительность слишком высоко.
А вы посмотрите снимок №2, он снят на открытом отверстии f/4.2 при ISO 1600. В той же ситуации телевик Фуджинон 50-230/4.5-6.7 при f/6.7 заставил бы выставить ISO 3200. Кстати, Fujinon 50-140mm f/2.8 при f/2.8 потребовал бы лишь ISO 800 — именно в этом и состоит особое преимущество светосильной оптики перед темной.
Для большей наглядности приведу графики изменения количества цифровых шумов и динамического диапазона разных фотоаппаратов.
Возьмем новинку Fujifilm X-Pro3 (красный график) и поставим на нее дешевый телевик Fujinon 50-230mm f/4.5-6.7. Для обеспечения выдержки 1/250 секунды он заставит выставить ISO 3200, из-за чего динамический диапазон матрицы сузится до приблизительно 7,5 EV. А теперь на мою старенькую Fuji X-T10 поставим светосильный телевик Fujinon 50-140mm f/2.8. При f/2.8 у нас ДД составит приблизительно 8.2 EV. По данным сайта «DxOMark», человек может заметить разницу в 0,5 EV, то есть в данном случае качество картинки у старичка Х-Т10 будет лучше, чем у супердорогой новинки Х-Е3, и оно обеспечивается светосилой телезума.
Если для анализа взять модель тушки Fuji X-T100 с байеровской матрицей, то видим, что падение динамического диапазона у нее еще сильнее: с 8,2 до 6,0 EV на ISO 800 и 3200 единиц соответственно.
Как видим, уровень цифровых шутов считывания матрицы X-Pro3 в зависимости от светочувствительности (читай светосилы телеобъектива) может вырасти почти на треть. Если зайдете на сайт «Photons to Photos» и проверите значения для X-T10 — разница почти в 2 раза
Качество изображения определяется резкостью, разрешающей способностью, микроконтрастом и отсутствием хроматических операций (ХА). Во многих обзорах пишут, что по качеству картинки Fuji 50-200mm f/3.5-4.8 ближе к Fuji 50-140mm f/2.8. У меня лично двоякое ощущение. С одной стороны, к резкости претензий нет, с другой – эффекта «вау» от более дешевой версии в сравнении с дорогим аналогом тоже нет. Возможно это связано с тем, что в конструкции флагмана используется больше всего элементов из низкодисперсионного стекла, уменьшающих хроматические операции (чем больше фокусное расстояние, тем заметнее ХА). Вот таблица сравнения основных параметров конкурентов сегодняшнего обзора.
Таблица
Таблица с основными характеристиками телеобъективов системы Fujifilm X.
3. Особенности телеобъектива XF 50-200mm f/3.5-4.8
Теперь, когда мы разобрались, какие характеристики определяют картинку того или иного телевика, нам будет проще их сравнивать.
Модель Фуджи 50-200/3.5-4.8 со своими 200 мм на длинном конце позволит сильнее приблизить объекты, чем 50-140/2.8, и заметнее сжать перспективу (примерная разница — как на снимке №8).
Конечно, широкий диапазон фокусных расстояний удобен в тех ситуациях, когда нам часто нужно менять крупноплановость. Например, мы легко, не меняя оптики, показали общий план, чтобы зритель оценил место действия, а затем крупный, чтобы показать эмоции нашего спортсмена-скалолаза.
При этом качество изображений при съемке репортажей (где требуется большая светосила) у этой версии будет заметно хуже из-за необходимости использовать более высокие значения ISO.
При съемке неподвижных сюжетов (скажем, пейзажей) на закрытой диафрагме особой разницы между Fuji 50-230/4.5-6.7, 50-200/3.5-4.8 и 50-140/2.8 быть не должно.
Еще раз повторюсь, что нам не обязательно всегда использовать самое большое фокусное расстояние из доступных. Вот еще две пары снимков, демонстрирующих, как включение окружающей обстановки в кадр позволяет внести контекст.
На форумах можно встретить утверждение, что высокая светосила f/2,8 для телевика не столь важна, так как из-за малой ГРИП ее нигде не применить, все равно приходится диафрагму поджимать. На мой взгляд, это и так, и не так. Если объект мелкий, снимается с близкого расстояния, то, действительно, из-за малой глубины резкости открытую диафрагму возможно не удастся применить. Например, утку на снимке №2, наверное, при f/2.8 не удалось бы снять полностью резкой. А если объект крупный и снимаемый издалека? Вот съемка мотоциклистов – здесь явно f/2.8 не помешала бы, чтобы размыть деревья и машины на заднем плане, отвлекающие зрителя.
Если сравнить Фуджи 50-200/3,5-4,8 и штатник 16-55/2,8, то мне не нравится, что в телевике на кольце диафрагмы нет надписей значений диафрагменных чисел – приходится смотреть эту информацию на заднем экране или в электронном видоискателе, что неудобно.
У меня не было возможности сравнить этот телеобъектив с премиальным Fujinon 50-140mm f/2.8, но в сравнении с 16-55/2,8 наш герой обзора – медленная, слепая черепаха. Фокусировка происходит заметно дольше времени, «цепкость» оставляет желать лучшего.
Например, при съемке движущегося объекта резкими получаются считанные кадры из нескольких десятков или даже сотен.
Справедливости ради, нужно отметить, что и сама тушка Фуджи Х-Т10 скоростью следящего автофокуса похвастать, мягко говоря, не может.
Когда я снимал иллюстрации к обзору графического планшета XP-PEN Deco 02, расположение предметов «черный на черном» для Фуджи 50-200/3,5-4,8 явилось смертельной ситуацией. Я смог фокусироваться только вручную, в то время как Фуджинон 16-55/2,8 наводился на резкость сам, без посторонней помощи.
Все три телеобъектива снабжаются оптическим стабилизатором изображения. В обзоре беззеркалок Nikon Z6 и Z7 я приводил схему, поясняющую, почему считаю это устройство малоинтересным при фотосъемке. На практике мне им пользоваться не приходится. Ну, вот для статьи попробовал снять «портрет» с рук. Да, не очень сильный смаз для выдержки в 1 секунду впечатляет. Только всё равно такие сюжеты при такой освещенности я фотографирую со штатива, и от наличия OIS (оптический стабилизатор) мне ни тепло, ни холодно.
Примечание. Натюрморт с шахматами и графический планшет сняты с освещением от внешних вспышек Yongnuo YN-685N, управляемых радиосинхронизатором Yongnuo YN-622N-TX. Этот комплект студийного света я собрал для своих камер Nikon, с Fuji X он работает только в ручном режиме. Ниже представлены ссылки на 4 фотоурока, где подробно обсуждаются все нюансы, связанные с искусственным светом в фотографии.
4. Преимущества и недостатки недорогого Fuji 50-230mm f/4.5-6.7
Исходя из всего вышеописанного вы и сами можете ответить на этот вопрос о плюсах и минусах этой модели. Она легкая и малогабаритная – без проблем войдет в фотосумку во время путешествия. Качество изображения приемлемое, если мы снимаем днем или со штатива.
А вот для ситуаций, где требуется снимать быстро движущиеся объекты в условиях плохого освещения, качество изображения заметно снижается из-за необходимости ставить высокие ISO. Если вам нужно фотографировать спортивные соревнования в зале, танцы, охотиться на птиц и зверей в «золотой час», в общем, снимать в условиях слабого освещения, то линза совершенно не подходит (точнее, выдаст худший результат из трех претендентов).
Разница в фокусных расстояниях 30 мм (200 vs 230 мм) составляет всего 15%, что незначительно. Еще из особенностей этой модели – нет кольца управления диафрагмой (настраивается через меню камеры) и корпус у неё пластиковый.
5. Плюсы и минусы Fujinon XF 50-140mm f/2.8
Здесь так же все понятно: высокая светосила позволяет максимально снизить ИСО и получить более качественные изображения при съемки репортажей в плохих условиях освещения (см. обзор Fujifilm X-T2 в разделе «Фотодело», там много примеров фотосъемки танцев).
Возможность выставить диафрагму f/2.8 во всем диапазоне фокусных расстояний также помогает размыть фон, убрать отвлекающие детали.
Примечание. Если интересно, посмотрите, какими получаются фотографии пернатых при фотографировании их на полный кадр Nikon D610 c полусветосильным телезумом Nikon 70-200mm f/4G вот здесь.
Потенциальных покупателей может смутить более короткое фокусное расстояние (140 vs 200 vs 230 мм), но нужно учесть, что вы можете приобрести экстендер Fujinon XF1.4X TC WR, который «съест» один стоп светосилы, но увеличит фокусное расстояние. Ваш зум 50-140мм превратится в аналог телевика 70-196mm f/4. Судя по отзывам владельцев, качество картинки остается приемлемым и светосила — все еще самая лучшая в классе. Именно по такому пути я пошел, используя на полном кадре Nikon 70-200mm f/2.8g телеконвертер Nikon TC-14E II (см. рассказ о фотоохоте на птиц в Индии).
Если же такой телеконвертер поставить на более темные модели, то диафрагма уменьшится значительно, что повлияет на скорость и точность фокусировки, а также на появление цифровых шумов и снижение динамического диапазона.
Еще одна особенность XF 50-140mm f/2.8 – в нём есть защита от влаги (аббревиатура WR в обозначении – “water resist”), в отличие от двух более дешевых конкурентов.
Недостатки Fuji 50-140mm f/2.8 – огромные габариты и вес. И цена конечно.
6. Альтернативы
Все три зума имеют относительно небольшое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР): от 75 до 345 мм (от 50 до 230 реальное ФР). Для фотоохоты на птиц желательно иметь ЭФР не менее 600 мм. Но и пейзажи с сжатием перспективы, пожалуй, тоже хотелось бы попробовать пофотографировать в таком диапазоне.
Здесь на ум приходит родной Fujinon 100-400mm f/4,5-5,6 (ЭФР 150-600 мм). Вот видео с примерами фотоохоты на птиц с этой оптикой с тушкой Fujifilm X-T3 на Фарерских островах.
Другой вариант – взять «взрослый» сверхтелевик Tamron SP 150-600mm F/5-6.3 Di VC USD G2 или Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports, выпущенные под байонет Canon EF или Nikon F, и через адаптер присоединить к вашей тушке Fujifilm X. Вот статья с рассказом об использовании оптики Nikon через недорогой мануальный переходник Viltrox NF-NEX на тушках Sony Alpha для съемки репортажа. Такой же можно приобрести и для байонетов Fujifilm X (Viltrox NF-FX1).
А вот видео с демонстрацией работы автофокусного адаптера Fringer EF-FXII в паре с Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Contemporary.
Здесь — ссылка на форум, где фотограф показывает примеры снимков на Фуджи Х-Т3 с данным супертелевиком Sigma 150-600mm F5-6.3 Contemporary.
7. Заключение
Мы рассмотрели три основных телевика для системы Фуджи X. Попытались разобраться, в чем преимущества и недостатки каждой из моделей. Несмотря на малые размеры и вес Fuji XC 50-230mm f/4.5-6.7, лично я бы его не рассматривал (хотя, если фотографировать только днём или со штатива неподвижные объекты, то почему бы и нет).
Что касается выбора между Fujinon 50-140mm f/2.8 или XC 50-200mm f/3.5-4.8, то здесь каждый фотограф решает сам, что ему важнее качество или габариты и вес. В идеале хотелось бы иметь обе этих линзы: профессиональную и светосильную – для съемки в сложных условиях, полусветосильную – для съемок в путешествии, когда не хочется таскать тяжелый фоторюкзак с собой.
Надеюсь, моя статья, други мои, поможет вам сделать более осознанный выбор. Если это так, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на нее в социальных сетях – помогает продвижению сайта.
P.S. Мы не ответили еще на один вопрос: что лучше взять – ширик или телевик? По-моему, всё равно. Каждый из них является творческим элементом в руках владельца. Вот два примера съемки памятника на оба типа оптики – по-моему, они оба интересные получились.
Эти кадры я показывал в своём рассказе о путешествии на автомобиле по интересным достопримечательностям Башкирии на майские праздники здесь.
Сергей, как наглядно ты показал сравнения широкоугольного объектива и телевика на примере шахмат и небоскрёба «Высоцкий»! В данных случаях мне больше понравились фотографии, снятые широкоугольным объективом — они пропорциональные. А вот фотографиии с горами на телеобъектив здорово получаются, и макро тоже нравится.
Спасибо, Валентина. Снять что-нибудь интересное с шахматами уже давно хотелось. Вот сейчас и повод нашёл.
Мне картинка с ширика тоже больше нравится. В отпуске уже три раза брал собой Fujifilm X-T10 — очень не хватало какого-нибудь Samyang 12mm f/2 или Tokina 11-16mm f/2.8. Или, прости, Господи, Fujinon XF 8-16mm F2.8 R LM WR… 🙂
Я — фанат телеобъективов, поэтому статью прочитал с огромным интересом, хоть и снимаю на Nikon. Два момента показались спорными. Во-первых, на мой взгляд, телеобъектив все-таки подходит для стрит-фото. Стрит-фотография — разная, и съемка с дальнего расстояния тоже имеет место быть. И не факт, что снимок №18 на широкий угол, получился бы лучше. Мне лично очень понравился этот кадр. Может, конечно, машины на переднем плане немного мешают, но в принципе получилось здорово. Такое ощущение, что сразу за парапетом — огромная пропасть. На ширик так не снять.
Широкоугольный и телеобъектив по-разному передают окружающий мир, и это замечательно. И говорить, что один подходит для стрит, а другой — нет, на мой взгляд, не совсем правильно.
Второе замечание касается высказывания, что оптический стабилизатор для телеобъектива является малоинтересным при фотосъемке. Для тех, кто снимает много статичных объектов, как, например я, на Nikon AF-S VR 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED, который не может похвастаться высокой светосилой, стабилизатор — отличное подспорье. Это возможность снимать на более низких значениях ИСО, что, особенно важно для кроп-матриц, залог получения более качественной в техническом плане фотографии.
Евгений, признаюсь, мне надоедает писать каждый раз «в некоторых случаях», «при определенных условиях» и т.п. Конечно, по обеим замечаниям я с Вами согласен. И нечего сравнивать ширик и телевик (в том плане, какой из них лучше) — это два разных инструмента для решения задач фотографа. Такое сравнение — это как каллиграфы будут спорить о том, какое перо лучше: жесткое или мягкое… Каждое — для своего предназначения.
И замечание про стабилизатор для описанных условий, конечно, верное. Более того, я сам столкнулся с ситуацией, когда нужен стаб: съемка с рук портрета в темном помещении со вспышкой (см. статью про новогодний портрет). Там нужно выставить как можно более длинную выдержку, чтобы проработать фон, и телевику стабилизатор очень поможет. Если обычно я исхожу из формулы В=1/(2*ФР), то получаем, что при съемке позирующего человека на 200 мм мне нужно 1/400 секунды. Стабилизатор OIS в Fuji 50-200mm f/3.5-4.8 обеспечивает до 4,5 стопов… Возьмем «гарантированные» 3 стопа. Получаем, что время экспозиции можно удлинить до 1/50 секунды. Достаточно, чтобы снять без смаза, и ИСО ого-го как можно уменьшить.
Позже выложу в конце обзора ссылку на Ваше замечание.