В ноябре 2011 я купил свою первую зеркальную камеру Nikon D5100 KIT 18-55, которой спокойно фотографировал до лета 2013, когда желание сменить штатный объектив на что-нибудь более качественное стало совсем уж непреодолимым. Моей первой линзой на замену КИТу стал телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, который я взял практически наугад, не понимая особо, в чем разница между разными моделями. Просто исходил из желания: хочу, чтобы можно было птичек качественно издалека снимать. В сегодняшнем обзоре предлагаю оценить более осознанно, в чём плюсы и минусы выбранного варианта, и посмотреть, какие альтернативы для него существуют на рынке.
Прежде чем продолжить, сделаю небольшое пояснение: текст, который вы сейчас читаете, был обновлен 5 апреля 2018 года (первая версия опубликована 4 августа 2013). В феврале 2015 я перешел с кропнутой Nikon D5100 на полнокадровый Nikon D610 – по тегу «Nikon 70-300» можно найти на сайте большое количество статей со снимками, полученными с данным стеклом в связке с обеими камерами.
Содержание обзора Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
Сначала предлагаю почитать текст, написанный в 2013 году – может быть, в нем вы встретите и свои мысли по поводу использования телевика на практике.
- Введение. Пояснение, почему меня перестало устраивать качество КИТового Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G.
- Рассуждения на тему, какой объектив можно взять на кропнутую зеркалку в качестве штатника.
- Примеры фотографий, снятых на любительскую зеркальную фотокамеру Nikon D5100 и рассматриваемый телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
Далее идет дополнение, написанное в 2018 году с учетом опыта использования Никон 70-300/4,5-5,6 на DX-камеру Никон Д5100 и FX-фотоаппарат Никон Д610.
- Зачем фотографу нужен телеобъектив.
- Обновленный отзыв о телевике Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
- Конкуренты, могущие рассматриваться, как альтернатива данной модели.
- Заключение к обзору.
1. Почему мне захотелось сменить КИТовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G
Когда я фотографировал в одиночку, качество картинки с КИТовой линзы меня полностью устраивало. Но, мы же всегда смотрим, что там происходит у соседа, и, когда я увидел, что получается у друзей, поставивших на Никон Д5100 более качественную оптику, хотелось заплакать.
Так, среди моих знакомых есть девушка, владеющая камерой Никон Д3100, еще более простой, чем моя модель. Недавно она купила себе портретник Никон 50/1,8Г и профессиональный зум Никон 17-55/2,8 – с тех пор большинство её снимков по-другому, нежели «восхитительно», я охарактеризовать не могу. Понятно, что на качество изображения влияет, в первую очередь, умение фотографа построить композицию и работать со светом. Но даже, когда в этом плане у моей знакомой случаются проколы, критиковать её снимки трудно. Ведь технически картинка очень и очень хороша!
Убедиться в том, что мой любительский КРОП Nikon D5100 может выдавать шедевры, если его оснастить хорошими стёклами, мне довелось и до приобретения подругой полтинника: дело в том, что свою камеру я взял в один день с товарищем, в одинаковой комплектации. Месяца через два Михаил решил заменить КИТовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G на тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 Macro. Эх, как же красиво она рисует, какие глубокие снимки выдает…
Где-то через полгода мой друг решил, что тревел-зум от Сигмы слишком тёмный, и взял подержанный репортажный зум Никон 17-55/2,8. К сожалению, сегодня я не смогу показать примеры фотографий на Никон Д5100 и этот репортажник, но поверьте на слово: данный объектив заслуженно считается лучшим вариантом на КРОП для съемки в путешествии.
Примечание, через несколько месяцев после написания статьи я купил и себе тоже Nikon 17-55mm f/2.8G, в отзыве о поездке в ботанический сад «Nong Nooch Botanical Garden» в Таиланде можно увидеть репортаж, снятый на Nikon D5100 с объективами 17-55/2.8G, 70-300/4.5-5.6G, а также с шириком Samyang 14mm f/2.8.
И еще — крокодилы в зоосаде парка «Nong Nooch» города Паттайя.
В общем, с тех пор, как двое моих друзей-единомышленников сменили штатные объективы на более качественную оптику Nikon 50mm f/1.8G и Nikon 17-55mm f/2.8G (и, конечно, неидеальный, но все же качественный тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 Macro), кадры, снятые на мой Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G, стали казаться тусклыми и невыразительными. И у меня появилась мечта: поставить на мой Nikon D5100 что-нибудь посерьезнее.
2. Что взять на кроп Никон Д5100 в качестве штатника?
Многие начинающие фотолюбители задают себе этот вопрос и не могут найти на него однозначный ответ… Я тоже не могу… Прочитав сотни страниц обсуждений объективов на различных фотографических форумах, я составил для себя список объективов, которые можно было бы использовать в качестве штатного на моем Nikon D5100:
- Nikon 17-55mm f/2.8 – для съемки в отпусках, на каждый день;
- Nikon 16-85mm f/3.5-5.6 – для съемки в путешествиях;
- Sigma 17-50mm f/2.8 – для съемки в самостоятельных путешествиях и на каждый день;
- Tokina AT-X 124 PRO DX II Nikon F – для съемки пейзажей на кропнутую камеру.
В данном списке, по соотношению цена/качества, по мнению большинства фотолюбителей лидирует объектив Nikon 16-85mm f/3.5-5.6. Он неплохо рисует картинку, резкий и имеет удобный диапазон фокусных расстояний. Из минусов – темноват. Именно Никон 16-85/3.5-5.6 я хотел купить перед самостоятельной поездкой на Шри-Ланку, чтобы фотографировать животных на сафари в Яла Парке. Но не судьба: приехал в магазин за день до начала путешествия, а его продали…
Второй вариант – Сигма 17-50/2,8. Очень хорошее стекло, но по отзывам частенько встречается фронт- или бэк- фокус. Нужно внимательно выбирать свой экземпляр при покупке. Подозреваю, что отзывам этим негативным не стоит особо доверять. Ведь на любом форуме вы найдете от силы 10 негативных отзывов, но при объемах продаж в сотни тысяч единиц – наличие десяти бракованных объективов – смешная статистика!.. Но, все равно, я его не купил… 🙂
Однажды я попробовал рассчиатать статистку того, какими фокусными расстояниями я чаще всего пользуюсь в самостоятельных путешествиях во время отпусков. Изучение двух сотен фото из нашего путешествия на арендованной машине по Мексике показало, что примерно 60% всех кадров сняты на фокусном 18мм, немного – на 32 и 48 мм, почти ничего – на 24 мм и немножко – на 55 мм.
Таким образом, совершенно очевидно, что чаще всего в отпуске я фотографирую на широкоугольных фокусных расстояниях и мне, по идее, нужна Токина AT-X 124 PRO DX II Nikon F, считающаяся лучшим пейзажным объективом для кропнутых камер.
Еще один вариант – светосильный зум Никон 17-55/2,8. Конечно, данная оптика – просто мечта, просто лучший репортажник для кропа (а в отпуске очень часто основной жанр съемки – репортаж). Минус Nikon 17-55mm f/2.8 – его цена… И, хотя я мечтаю о том, чтобы в качестве штатного объектива на моем Nikon D5100 стоял великолепный 17-55/2,8, я его пока не купил. И вот почему…
Однажды в магазине я пролистывал какую-то книгу-руководство по цифровой фотографии. Название и автора не помню, так как она меня не особо впечатлила. Мне врезалась в память мысль, которую автор руководства изложил в предисловии: «Если начинающий фотограф хочет, чтобы у него получались неординарные фотографии, то перед тем даже, как начать изучение основ фотодела (композиция, постановка света, передача динамики и объема на фотографии и т.д.) ему следует задуматься о покупке объектива с нестандартными фокусными расстояниями». Подумайте: миллионы фотолюбителей по всему миру покупают себе любительскую зеркальную камеру начального уровня (будь то Nikon D5300 или Canon 700D) с штатным объективом со стандартными фокусными расстояниями 18-55 мм и каждый день снимают сотни миллионов фотографий на этих стандартных фокусных.
Если вы приобретете себе широкоугольник (тот же Tokina AT-X 124 Pro DX II) или длиннофокусный телеобъектив (например, Nikon 55-300), то вы уже выделите свои фото из общего вала обычных фотографий. Недавно я листал электронный журнал, в котором самостоятельные фотопутешественники выкладывают фотоотчеты из своих туров по разным странам мира. Знаете на какой мысли я поймал себя просматривая их фотографии?.. Мне нравятся больше, сильнее цепляют струнки души те фото, которые были сняты на фокусных расстояниях меньше 18 мм и больше 55 мм. То есть, видимо, за 2 года съемок на свой Nikon D5100 с китовым объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom мне данный диапазон фокусных расстояний достаточно «приелся».
В результате (не буду вдаваться в подробности процесса поиска и приобретения) я стал счастливым обладателем бывшего в употреблении объектива Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED). И сейчас я попробую на пальцах на снимках доказать постулаты, перечисленные ранее в этой моей статье:
- Фотографии, сняты на объектив с нестандартным фокусным расстоянием смотрятся более оригинально, чем сфотографированные на KIT 18-55;
- Тушка Nikon D5100, оснащенная объективом более высокого класса, чем штатный Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G показывает просто превосходные результаты;
- Чтобы удовлетворить свои потребности в получении высококачественных фотографий в разных жанрах и условиях, начинающий фотолюбитель, рано или поздно, придет к решении того, что парк стекол должен включать несколько зумов и ряд фиксов.
3. Примеры фоток, снятых на Nikon D5100 в паре с Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G
Одной из причин, побудивших меня открыть вот этот сайт начинающего фотолюбителя и путешественника стала невозможность найти практические рекомендации по съемке натюрмортов при естественном освещении. Нужно сказать, когда я пытался найти примеры фотографий, снятых на Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED, установленном на мою зеркалку Nikon D5100, то это тоже – не очень простая задача. И сейчас я постараюсь облегчить вам ее решение: вы увидите примеры фото, снятых на этот прекрасный телезум.
На многочисленных форумах, при обсуждении тестов данного объектива, в плюсы ему записывают приятную картинку, отличную резкость в диапазоне фокусных расстояний 70-250 мм, хорошую работу стабилизатора (все фото в обзоре далее сняты с рук, часто при недостаточном освещении). В минусы – то, что он «пылесос» (как и многие телевики), большой вес и слабую светосилу (хотя, за такую цену, слабая светосила – это не недостаток, а компромисс).
Чтобы получить хорошие результаты при съемке телеобъективом Никон 70-300/4.5-5.6, вам придется привыкнуть к использованию высоких значений ISO. Многие фотографии в данном обзоре сняты при ИСО 800-1000 единиц. До покупки этого телевика я на своем Никон Д5100, чаще всего, пользовался ИСО 100-400 единиц, а более высокие значения старался избегать, т.к. боялся появления шумов (глядя на фотки ниже, скажу, что матрица от Nikon D7000, установленная на нашем Nikon D5100, действительно, ведет себя хорошо на высоких ISO, и меня фото при таких значениях светочувствительности вполне устраивают).
3.1. Первые впечатления от объектива Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED
Выше я упомянул, что свой Nikon AF-S VR 70-300 мм я приобрел на вторичном рынке. На мой вопрос продавцу, почему он продает объектив так дешево, последовал ответ, что внутри достаточно много пыли (пыль я не вижу визуально и, как вы увидите ниже, на снимках ее действие тоже не проявляется), как, впрочем, будет у любого подержанного телевика.
Мы встретились, я прикрутил Никон 70-300/4.5-5.6 к своей тушке Никон Д5100 и сделал несколько тестовых кадров на разных фокусных расстояниях от 70 до 300 мм при различных диафрагмах. Закончив тест объектива, я поехал домой, чтобы на компьютере посмотреть результаты тестирования и, когда увидел на экране монитора фотографии, снятые этим телевиком, я просто ахнул! Это просто новый уровень! Какое боке! Какая резкость! Ни в какое сравнение с мои КИТовым Никон 18-55!
В тот же вечер, как я стал счастливым обладателем Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G, собрал вещички в рюкзак – и в лес, тестировать мой новый телевик на фотоохоте…
Первое разочарование: я пару часов бродил по лесу, по болоту, но так и не смог снять ни одной птички, ни одной зверушки, т.к. они не подпускают к себе… Вот вам урок: лесных птиц нужно снимать из укрытия-засидки! Второе разочарование: угол поля зрения телевика 70-300 на КРОПе сужается до 105-450 мм (эквивалентное фокусное расстояние) — ничего не влезает в кадр! В первый вечер я с трудом смог снять несколько кадров:
Видите на телеобъектив Nikon 70-300 можно снимать почти макро? И какая передача глубины пространства!!!
Вот эти три кадра – всё, что я смог снять на свой новый объектив Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G в первый вечер испытаний Nikon D5100 в полевых условиях.
Главные выводы: 1) на моем D5100 данный телевик выдает потрясающую картинку; 2) в кадр ничего не влезает; зачем тогда я его купил; 3) нужно покупать новый штатив и фоторюкзак (мой хлипенький трипод такую здоровенную бандуру держит с большим трудом). А рюкзак нужен, т.к. одним телеобъективом я не смогу обойтись, и придется пока пользоваться штатным КИТом: например, при съемках пейзажа потребуется, хотя бы, стандартный 18-55 мм.
Через недельку мой друг попросил поснимать его во время полета в воздушной трубе, и я снова захватил новую оптику, чтобы испытать ей в условиях пасмурного дня.
Чтобы аэротруба на этих кадрах вместилась в кадр на моем кропнутом Nikon D5100 с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, пришлось отойти на добрые 20-30 метров от объекта съемки. На мой взгляд, телеобъектив дает неплохие результаты и при использовании его в качестве портретника:
Портрет «Жена начинающего фотографа» снят с расстояния почти 18 метров (кроп из центра кадра). Кстати, на данном фото моя супруга держит фотоаппарат Nikon D5100 c объективом Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX (это камера моего друга, о которой я рассказал в начале моего обзора).
Кстати, вот три портрета, снятые на телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, когда я тестировал его перед покупкой. Можно посмотреть, как линза размывает фон на различных фокусных расстояниях.
Вечером мы поехали на озеро. Хотя было ветрено и пасмурно, мне захотелось поснимать сёрфингистов.
Обратите внимание на особенность телеобъективов сжимать пространство. На данном фото сёрф располагается примерно в 100 метрах от камеры, а берег на заднем плане – приблизительно в паре километров. На фотографии же, кажется, что берег сзади – совсем рядом.
На этих же фото видно, что, несмотря на то, что уровень ИСО 1000, качество картинки вполне приемлемо. Как я говорил ранее, низкий уровень шумов – положительная сторона матрицы Nikon D5100, устанавливаемой от старшего брата, Nikon D7000.
В своем тесте я совсем позабыл информировать вас о том, что между съемками гусениц на болоте в первый день и фотографированием парусников на озере у меня был еще один поход в лес с целью фотоохоты на пернатых. И в тот раз я вообще не смог близко подобраться хоть к одной птичке и ничего не снял. Поэтому вечером пришлось отыграться на дворовых воробьях и голубе.
Ну, а вот на этом снимке можно посмотреть, какие натюрморты получаются при съемке на Nikon D5100 и телеобъектив Nikon 70-300 мм при естественном освещении из окна.
И, для сравнения, посмотрите натюрморт, снятый на Nikon D5100 KIT 18-55. Единственное, что данный снимок фотографировался с освещением от двух больших окон (как-нибудь я напишу статью о съемке этого натюрморта и постановке света), а кадр выше получен с освещением из маленького оконца в бане (тоже планирую написать статью по постановке света при съемке натюрморта с полевыми цветами).
Еще через недельку я снова выбрался в лес, но испортилась погода, все небо затянуло тучами, и только на небольшой промежуток времени выглянуло солнышко и устроило такое вот светопреставление.
На данном фото также хорошо видна особенность телеобъективов сжимать расстояние. Видите, какими близкими кажутся облака?
Друзья, наличие телевика в вашем парке объективов не дает вам покоя: снова и снова вы пытаетесь пофотоохотиться в свободное время. В солнечный погожий денек я выбрался в лес и, опять же, не смог «подстрелить» ни одной птички. Так хорошо, что хоть шмели не боялись начинающего фотоохотника! 🙂
Примечание. В разделе «Фотодело» можно найти обзор полнокадровой зеркалки Nikon D800 с примерами фотографий, снятыми с использованием разных объективов. Так вот, в комментариях к ней владелец обратил внимание на такое явление, как “focus breathing”: уменьшение (иногда значительное) фокусного расстояния при съемке на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). Оказывается, фокусное расстояние, указанное на корпусе объектива – та величина, что замеряется при фокусировке на бесконечность, и чем ближе объект съемки, тем оно меньше (у некоторых моделей). Самый известный и вопиющий случай – профессиональный и дорогой телевик Nikon 70-200 F/2.8 VR II, который на МДФ имеет всего лишь около 134 мм, вместо заявленных 200 мм.
В частности, сфотографировать стрекозу, как на снимке выше, при использовании телеобъектива Nikon 70-200 F/2.8 VR II не получится, поскольку при реальном фокусном 134 мм с этого расстояния она будет значительно мельче. Похожая ситуация и с ультразумами типа Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-6.3G ED VR или Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR DX…
Думаю, кроме всего прочего, данный обзор объектива Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G отлично показывает, насколько важно в фотографии поймать правильный свет. Вот, выше было показано пять фотографий, снятых при солнечном свете, и, думаю, что результат сразу бросается в глаза. А вот фотография при облачной погоде.
Согласитесь, разница в качестве восприятия изображения сразу бросается в глаза? А вот пример съемки телеобъективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 уже совсем в сумерках…
3.2. Мое мнение о качестве фотографий пары Nikon D5100 и объектива Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G
Что же, вы прочитали мой обзор о качестве фотографий, полученных связкой камеры Nikon D5100 и телеобъектива Nikkor AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED, и, наверное, хотите узнать мое мнение? Попользовавшись уже в течение месяца этим замечательным стеклом, могу сказать следующее:
-
- Качество картинки, которое выдает Никон 70-300/4,5-5,6 на тушке Никон Д5100. Посмотрите на мои фотографии, сделанные до сегодняшнего дня – все они сняты на штатный объектив Nikon 18-55/3.5-5.6. Думаю, что споров не будет – мой новый телевик выдает картинку на голову выше, чем КИТовая линза. И теперь я точно знаю, что при первой возможности поменяю штатный 18-55 на более качественный объектив. Мне кажется, мой сегодняшний тест телеобъектива от Nikon доказал постулат о том, что дешевая тушка с дорогим стеклом покажет отличные результаты (думаю, что фотки будут лучше, чем на дорогой камере с дешевым объективом). Т.е. начинающему фотолюбителю следует ориентироваться на такую комбинацию: дешевая тушка + качественный объектив (если бюджет ограничен).
- Надеюсь, вам, как и мне, бросилось в глаза, что фотографии на фокусных расстояниях, отличных от КИТовых 18-55, смотрятся интереснее.
- В начале своего отчета я упомянул, что объектив стоил довольно дешево (7000 рублей у перекупщика), потому что внутри него много пыли. Бывалые фотографы утверждают, что пыль почти не влияет на качество картинки. Конечно, мне не приходилось снимать новым телеобъективом Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G, но мой пыльный старичок меня на сегодняшний день вполне устраивает. Влияния пыли я пока не замечал.
-
- Как и многие другие владельцы данного телеобъектива, я считаю, что у него очень хорошо работает стабилизатор. Вы видели, что многие фотографии в данном обзоре объектива Nikkor AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED в связке с Nikon D5100 сняты в пасмурное и вечернее время с рук. И качество фотографий получается вполне приемлемым.
В заключение хочу сказать, что поскольку теперь я уже совсем не хочу снимать на КИТ Никон 18-55/3.5-5.6, то мой идеальный набор объективов на все случаи жизни для КРОПа выглядит так:
- Nikon 17-55mm f/2.8 – в отпуск и на каждый день;
- Tokina AT-X 124 PRO DX II Nikon F – пейзажи;
- Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G – фотоохота, съемки на сафари (только представьте, какие фотографии я мог привезти из моей самостоятельной поездки на сафари в национальный парк Яла на Шри-Ланке или из поездки в национальный парке Селестун в Мексике если бы на тот момент у меня был этот телеобъектив);
- Фиксы 35/1.8 G и 50/1.8 G – съемка портретов;
Ох, и совсем не хочется считать во сколько это все хозяйство обойдется по деньгам!
4. Для чего фотографы используют телеобъективы
Текст выше написан в 2013 году, всё, что ниже – в 2018. Во-первых, хочу сказать, что за 5 лет компания «Никон» не сделала революции в производстве матриц, и, на сегодняшний день, модель Nikon D5100 является одним из лучших вариантов для приобретения первого фотоаппарата. Согласно измерений сайта DxOmark, по рабочему ИСО (Low-light ISO), динамическому диапазону и цветопередаче она не сильно проигрывает в разы более дорогой, современной Nikon D5500. И, если стоит выбор между новинкой с КИТовым объективом или D5100 с качественной оптикой, то я голосую за второй вариант.
Во-вторых, в камере Никон Д5100 система автофокуса включает лишь 9 точек фокусировки, что не очень удобно. Конечно, в течение 3-х лет я снимал с этим фотоаппаратом и был доволен, но, перейдя на полный кадр Никон Д610 с его 39-ю точками, оценил, насколько они важны: нерезких из-за промаха АФ кадров на D610 практически не бывает (на D5100 случаются). Поэтому, как вариант, можно рассматривать Никон Д7000 с такой же матрицей, но с более продвинутой системой управления и автофокуса.
В-третьих, объектив Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 по качеству картинки довольно неплохой. Если научиться правильно обрабатывать снимки в редакторе «Lightroom» или «Photoshop», можно получать результаты, которые вполне удовлетворят многих фотолюбителей. Долгое время, учитывая его невысокую стоимость, на страницах блога, когда меня спрашивали, какой штатник выбрать на кропнутую зеркалку, я советовал именно эту модель. Но, попробовав поснимать на Canon 600D KIT 18-135mm f/3.5-5.6, сочетающий в себе не только широкоугольник и объектив с нормальными фокусными, но и телевик, пришел к выводу, что лучше переплатить немного и на КРОПнутый Nikon взять в качестве КИТа Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G.
Варианты Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 или Nikon 18-200mm f/3.5-5.6 не предлагаю, так как стоят они дороже, и фотолюбитель должен осознанно понимать, что он приобретет, и что потеряет, купив данные линзы. Если бюжет ограничен, лучше потренироваться на 18-55 или 18-105.
Чем КИТовый объектив плох? В первую очередь, тем, что он тёмный. Например, в ситуации, когда на Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 нам придется при f/5.6 выставить ISO 6400, на Nikon 17-55mm f/2.8 будет достаточно снимать при f/2.8 на более-менее приемлемых ISO 1600, а на Nikon 50mm f/1.4G при f/1.4 — и вовсе получится настроить ISO 400, чтобы обеспечить ту же выдержку. Каждому опытному фотолюбителю известно, что для кропнутых камер Никон и Кэнон более-менее рабочими являются 1000-1600 единиц.
Прежде чем двигаться дальше, предлагаю прочитать фотоуроки для новичков, объясняющие, зачем фотографам нужны светосильные объективы, для чего используется ширик и телевик, как пользоваться этими специфическими типами линз. Когда прочитаете эти статьи, станет понятнее, нужен ли вам Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 и стоит ли переплачивать за более дорогие версии.
5. Отзыв об использовании телеобъектива Никон 70-300/4,5-5,6 на КРОПе и на полном кадре
В корпусе Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G установлены 2 элемента из низко-дисперсионного стекла (ED, extra low dispersion glass), снижающих хроматические аберрации, а значит, повышающих чёткость картинки. И на кропнутой зеркалке Nikon D5100, и на полном кадре Nikon D610, на который я перешел в феврале 2015, на фокусных расстояниях 70-230 мм объектив выдает очень качественную картинку. В диапазоне 230-300 мм начинает мылить, поэтому можно считать, что их у вас просто нет.
В телеобъективе Никон 70-300/4,5-5,6 имеется возможность включить стабилизатор в одном из двух режимов: нормальный (когда фотограф остается неподвижным) и активный (например, когда вы снимаете, находясь в движущемся автомобиле). Работа стаба меня полностью устраивает.
Большим плюсом данной модели считаю относительно небольшие габариты и вес. Да, с покупкой Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G мне пришлось сменить фотосумку на более вместительный фоторюкзак, но в сравнении со светосильным телезумом Nikon 70-200mm f/2.8G, который я приобрел в декабре 2016, тёмный собрат – дюймовочка и пушинка (см. первый отзыв о Никон 70-200/2.8, сделанный сразу после покупки, под которым я подпишусь и сегодня).
Для тех фотографов, кто в будущем планирует сменить КРОПнутую тушку на полнокадровую, немаловажным фактором при выборе телевика будет то, что Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G выпускается под фуллфрейм – не придется сразу же тратиться на смену объектива.
В общем, если вы ищете относительно недорогой телеобъектив, которым можно снимать приличные фотографии для любительского фотоальбома, альтернативы Никон 70-300/4,5-5,6 я не вижу, и от всей души его рекомендую. Правда, и минусы у данной модели тоже имеются, но о них мы поговорим ниже.
6. Конкуренты Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Какой телеобъектив купить
В статье о том, что я снимаю широкоугольным объективом, а что телевиком, по ссылке выше, я поделился главным своим заблуждением: раньше я считал, что объектив с большими фокусными расстояниями нужен только, чтобы приближать удаленные объекты, но на практике оказалось, что чаще он нужен, чтобы сжать перспективу. Вы берете Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и отходите с ним как можно дальше от объекта съемки, установив максимальное фокусное расстояние — получаете картинку, где и передний план, и задний – одинаково огромные (сжатая перспектива).
В качестве отступления: ширик нужен тоже не для того, чтобы в кадр вместить как побольше объектов; он требуется, чтобы подойти как можно ближе, и тогда передний план будет крупным, а задний – очень мелким (растянутая перспектива).
Таким образом, телеобъектив может быть использован, когда требуется фотографировать следующие сюжеты.
- Нужно приблизить отдаленные объекты. Примеры: съемка спортивных соревнований, фотоохота на диких животных.
- Съемка людей издалека, чтобы они тебя не заметили. Примеры: стрит-фото, дети, играющие на детской площадке перед домом. Правда, я лично считаю, что данные жанры лучше снимать шириком – более затягивающее изображение получается.
- Фотографирование портретов с размытым фоном. Мы знаем, что боке зависит от дистанции до объекта, до фона, от фокусного расстояния объектива и степени открытия диафрагмы. Телевик с ФР=200 мм отлично размывает задний план «в хлам».
- Макросъемка. Модель Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G для макро не очень подходит из-за довольно большой МДФ (минимальная дистанция фокусировки), но я умудрялся фотографировать и змей, и пауков, к которым близко подходить не очень хочется.
- Изолирование главного объекта. Представьте, на митинге в толпе вы видите интересно одетого персонажа. Вы можете снять его на телевик, чтобы другие люди не отвлекали взгляд зрителя от главного.
- Передача масштабов объектов в кадре. Мой любимый прием. Пример: вы приехали в незнакомый город и увидели огромный памятник. Как показать зрителю, что он очень большой? Отходите от него подальше и снимаете на большом фокусном расстоянии. Ну, то о чем мы говорили выше: сжимаем перспективу.
Исходя из перечисленных сюжетов, для съемки которых может понадобиться телеобъектив, всех конкурентов Никон 70-300/4,5-5,6 разделим на четыре группы:
- Телевики с невысокой ценой и сходными характеристиками.
- Объективы среднего ценового диапазона.
- Профессиональные светосильные телезумы.
- Телеобъективы с большим диапазоном фокусных расстояний.
6.1. Дешевые альтернативы Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
В данный раздел предлагаю включить, например, следующие модели, выпускаемые компанией «Никон» и сторонними производителями:
- Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S;
- Nikon 70-300mm f/4.5-6.3G ED AF-P DX;
- Nikon 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR AF-P Nikkor;
- Tamron LD DI AF 70-300mm 1:4-5.6 Tele-Macro (1:2) A17;
- Tamron SP AF 70-300mm f/4.0-5.6 Di VC USD A005;
- Sigma AF 70-300mm f/4-5.6 APO Macro DG;
- Sigma AF 70-300mm f/4-5.6 DG MACRO;
К недостаткам телеобъективов Nikon, перечисленных в этом списке, я бы отнес то, что они предназначены для КРОПнутых камер.
Примечание. Поймите правильно: я имел опыт только съемки на мой Никон 70-300/4,5-5,6 и на Никон 70-200/2.8, поэтому мои размышления нельзя принимать за чистую монету, я просто пытаюсь немного анализировать.
Версию Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G часто ругают за очень низкую скорость фокусировки. Неродные объективы Tamron и Sigma могут иметь отличного качества изображение, но компания «Никон» периодически обновляет прошивки для своих фотоаппаратов, после чего у владельцев сторонней оптики могут начаться проблемы. Имейте это ввиду, делая свой выбор.
Основная самая слабая черта всех перечисленных моделей, включая Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G – их низкая светосила. Профессионалам часто приходится снимать в условиях недостаточного освещения (например, спортивные соревнования в зале или фотоохота в режимное время), и для получения качественной картинки они открывают диафрагму, чтобы не слишком повышать ISO. Тёмные телевики с диафрагмой f/5.6 (или, того хуже, f/6.3) заставят фотографировать при очень высокой светочувствительности (см. урок про светосильную оптику по ссылке выше).
Именно по причине низкой светосилы я бы отнес Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и его конкурентов из первой группы к любительской оптике: профи вытащить качественную картинку при плохом свете трудно, а любители часто фотографируют днем, когда проблема высокого ISO не стоит так остро.
6.2. Что можно взять взамен Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G в среднем ценовом диапазоне
В эту категорию, по моей версии, попадают родной полусветосильный Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S и неродные объективы Tamron SP AF 70-200mm f/2.8 Di LD (IF) Macro, Sigma AF 70-200mm f/2.8 APO EX DG OS HSM.
Как фотограф, перешедший с Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G на светосильный телезум Nikon 70-200mm f/2.8G, скажу, что выбор между перечисленными тремя вариантами непростой. Огромное преимущество Никон 70-200/4 – малые габариты и вес при отличном качестве изображения (на уровне более дорогой версии Никон 70-200/2,8), и при несколько большей светосиле.
Телезумы Tamron 70-200mm f/2.8 и Sigma 70-200mm f/2.8 выигрывают по возможности снимать в условиях недостаточной освещенности, и по красоте боке, но гигантская масса 70-200/2,8 меня смущает даже после года владения… Прежде чем сделать выбор в пользу этой версии, сходите в магазин, подержите в руках, и только после этого принимайте решение.
Если сравнивать Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor и Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S, то у второго мы имеем рабочие 200 мм фокусного расстояния против 230 мм у первого. При этом владелец версии 70-200/4 может докупить телеконвертер Nikon TC-14E II, если ему не хватает приближения, и получить объектив 98-280/5.6, и эти 280 мм будут рабочими!
Таким образом, если бы я выбирал себе телеобъектив сейчас, остановить выбор было бы непросто:
- Никон 70-300/4,5-5,6 – относительно легкий, небольшой, но недостаточно светлый.
- Никон 70-200/4 – имеет очень качественную картинку, но цена кусается и светосила – ни туда, ни сюда.
- Тамрон 70-200/2,8 и Сигма 70-200/2,8 – классные объективы с рисунком и боке, но вес и цена заставляют голосить мою шею и руки.
6.3. Дорогая альтернатива для Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
Тут всё ясно: речь идет об объективе Nikon 70-200mm f/2.8G. По ссылке выше вы читали первый отзыв о своём приобретении: выбор я остановил в пользу светосилы и качества изображения, но, попользовавшись им, шокирован массой и размерами. Пришлось покупать новый фоторюкзак, в который входит меньше вещей, чем когда у меня был Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
Еще раз про светосилу. Данное фото, если бы на Никон Д5100 и Никон 70-200/2,8 я прицепил телеконвертер Никон ТС-14 Е2, снижающий светосилу с f/2.8 до f/4.0, пришлось бы фотографировать при ISO, приблизительно, 850 единиц. Если заменить телевик на более темный Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, то при f/5.6 придется выставить уже ISO 1600 единиц. При съемке на новую модель телевика Nikon 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR для КРОПа с его диафрагменным числом f/6.3 на открытой — ISO 2000. См. по ссылке выше статью, зачем фотографам светосильная оптика.
Плюсы и минусы у данного варианта те же, что у Tamron 70-200mm f/2.8 и Sigma 70-200mm f/2.8 из предыдущего пункта.
6.4. Телеобъективы с большим фокусным расстоянием, как вариант вместо Никон 70-300/4,5-5,6
Первые три альтернативы мы рассматривали с точки зрения похожего диапазона фокусных расстояний и руководствовались светосилой. Другой подход к выбору телевика базируется на его способности сжимать перспективу. Мы никогда не сможем получить на Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G при 300 мм фокусного расстояния такой же впечатляющий кадр с огромным самолётом “Airbus А380”, загораживающим собой все здание аэровокзала, как на 600 мм (см. видео в фоторепортаже о споттинге в аэропорту «Кольцово» с камерой Nikon D5100).
Для таких эффектных кадров предлагаю рассмотреть следующих конкурентов:
- Nikon 80-400mm f/4.5-5.6D ED VR AF Zoom-Nikkor.
- Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor (относительно невысокая цена, резкий на всех фокусных).
- Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD (A011) или Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD G2 (A022).
- Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Contemporary или Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports.
Прямо скажем, купить такой тяжелый объектив будут готовы те фотографы, кто чётко понимает, чего с ним добьется: тут либо приближение очень удаленных объектов, либо все та же пресловутая игра с перспективой. Обычный человек таскать на себе такой вес не готов.
Преимущества сверхтелевиков: приближение и очень сильное сжатие перспективы. Недостатки – слабая светосила. Посмотрим, какое ISO придется установить, чтобы снять в сумерках утреннего леса крадущуюся лисицу на f/6.3…
Судя по отзывам, у Никон 80-400/4.5-5.6 вполне рабочий диапазон фокусных расстояний вплоть до 400 мм. У Тамрон и Сигма – до 500 мм. Одну из самых качественных картинок выдает Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor при отличной работе автофокуса и возможностью прикрутить телеконвертер без потери качества картинки. Знаю, что смотреть примеры фото на видео — моветон, но все же выложу здесь видео, где демонстрируются примеры снимков на этот телезум и профессиональную кропнутую камеру Nikon D500.
По качеству картинки супертелевик Nikon 200-500mm f/5.6 уступает только Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Sports. Вот примеры видео, снятого на этот зум + Nikon D7100.
7. Заключение к обзору Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
На этом отзыв с примерами фото на КРОПнутый Nikon D5100 и телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G заканчиваю. Как уже говорил, в блоге можно найти множество статей с примерами съемки на эту линзу в различных ситуациях. Считаю, что для тех фотолюбителей, у кого денег в обрез, альтернативы данной линзе фактически и не существует. Более состоятельные фотолюбители могут себя помучить, рассматривая светосильные варианты. Ну и, когда вы ищете ответ, на вопрос, какой телеобъектив купить, не забывайте про старые версии. Например, Nikon 80-200mm f/2.8 ED AF-S многие владельцы хвалят (но тут еще нужно смотреть, есть ли в вашей камере отвертка).
Удачных вам фотографий, други мои! Надеюсь, мой отзыв и рассуждения об альтернативных вариантах кому-то помогут сделать правильный выбор.
Дополнение от 01 ноября 2022
Случайно обнаружил, что на КРОПнутые камеры «Никон» и «Кэнон» есть аналог полнокадровому телевику 70-200mm f/2,8. Речь идет о светосильном телеобъективе Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX (AT-X 535 PRO DX).
С учетом КРОП-фактора Кф=1,5 на Nikon его эквивалентные фокусные расстояния составят 75-202,5 мм. Судя по обзорам, качество изображения у этого телевика отличное. Правда, он работает только на камерах с «отвёртками», на дешевых версиях типа Nikon D5600 автоматической фокусировки не будет.
Ну и, скорость фокусировки у Tokina 50-135/2.8 не сравнить с тем же Nikon 70-200mm f/2.8G.
Да, и в зуме для APS-C матриц нет встроенного стабилизатора изображения.
Если правильно понимаю, версия Canon EF все же имеет свой встроенный мотор фокусировки.
Вот примеры фотографий, снятых на этот телеобъектив с тушкой Nikon D300 (у нее есть отвертка).
Поснимав немного летом в ЗАГСе и (он у нас маленький) в церкви, решил, всё таки, вернуть себе фикс 85mm (телевик Nikon 80-200 слишком большой по своим размерам физическим, а Nikon 105mm f/2.8G слишком узка углом), но выбирал уже из 85-ок Сигмы и Тамрона. Взял Sigma AF 85mm f/1.4 EX DG HSM. Думал-думал, и тут подвернулся новый (практически) Сигма 85 1.4 за недорого, проверил и купил. fotki.yandex.ru/next/users/mcsusanin/album/527986/view/1582222
Мне не нравился Nikon 85mm f/1.8G тем, что очень тупил автофокус в недостаточной освещенности (Nikon 70-300 фокусировался в тех же условиях уверенно). А вот Sigma AF 85mm f/1.4 EX DG HSM очень уверенно цепляет в тех же условиях, и быстро. Резкость от f/1.4 (ссылку выше смотри).
Примеры фотографий на полный кадр Nikon D750 и портретный фикс Sigma AF 85mm f/1.4 EX DG HSM по ссылкам.
1) fotki.yandex.ru/next/users/mcsusanin/album/527986/view/1581811
2) fotki.yandex.ru/next/users/mcsusanin/album/527986/view/1581809
3) fotki.yandex.ru/next/users/mcsusanin/album/527986/view/1582063
Максим, рисунок, выдаваемый Сигма 85mm f/1.4 EX DG HSM на Никон Д750 очень понравился!!! Не знаю, кто победит, если сравнивать этот фикс с родным Никон 85мм f/1.8, но по отдельности шикарно смотрится. Поздравляю!!! Чувствую, придется проситься к тебе в гости, чтобы сделать обзор твоего парка объективов с Nikon D750 и Nikon D610. 🙂
Хочу отметить, что на портретах девочки (особенно, где она в сторону смотрит) слишком много синего. Что-то с пресетами при обработке намудрил.
Насчет синего ты прав, но это — первый опыт работы с Фотошопом. 🙂 Там всё выставлял на автомате, и даже глаза — слишком синие. Только сейчас увидел, что некоторые фотки грешат этим. 🙁
Вот, кстати, фотография №3 — первая, обработанная мной в Фотошопе.
Максим, на мой вкус, небольшой перебор с усилением резкости: появляется ощущение «Фотошопа». Волосы на челке как-то неестественно резки, по-кукольному. Я бы оставил шарп на бровях, глазах и губах. Но но это — субъективно. Нравится, как с цветом фона поработал.
Спасибо, учту советы по обработке снимков.
А вообще — осваивай ретушь с частотным разложением, сможешь свет выравнивать на лице. Правда, для таких манипуляций желательно монитор иметь хороший.
Что-то со светом, или с ББ, или с обработкой — в тенях синевы перебор. А так картинка очень неплохая, хотя у меня при съёмке своим Tamron 90mm F/2.8 Di VC USD Macro на кропнутом Nikon D5200 при «грудном» портрете глубина резкости едва ли не меньше (боке, кстати, тоже нравится). Обычно, для увеличения ГРИП зажимаю дырку до f/4-5,6.
Олег, синева мне тоже не нравится на этих примерах фотографии. Фото нравится не только из-за малой ГРИП, но, в первую очередь, из-за микроконтраста или резкости… Не знаю, как правильно этот параметр называется.
Бывает резкость «колючая», а здесь — всё резко, но не колюче. 🙂
В гости для обзора Nikon D750 — хорошо, в гости — это замечательно. 🙂
Поздравляю, Максим, с покупкой еще одного отличного стекла! Наверно, меня переплюнул в количестве пройденных через руки объективов. 🙂 На самом деле, я не заметил ничего такого в рисунке, отличного от Nikon 85mm f1.8. Может, потому что я уже перестал верить в наличие такого мифического параметра, как рисунок. 🙂
Главной проблемой Никон 85 1.8, на мой взгляд, являются хроматические аберрации. Он меня просто убивал своим хромом. Максим, как у стекла Сигма 85мм 1,8 с аберрациями на открытой? На моем Nikon D800 фикс Nikon 85mm f1.8 фокусировался лучше, чем Nikon 70-300mm. Возможно, дело в камере: процессор в Nikon D800 постарше.
Единственное отличие, что мне бросается в глаза — это меньшая глубина резкости на f/1.4. Особенно на портретном расстоянии. И, соответственно, бокэ более маслянистое на открытой. Все, что выше f/1.8 плюс/минус получишь и на Nikon 85mm фиксе от Nikon — зависит от рук.
Вот несколько примеров c Nikon 85mm f/1.8 на Nikon D800 на открытой, для сравнения:
1) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6232634090026714033/6232634297474106482
2) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6232641257627236545/6232641721602830066
3) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6190043044033119793/6190044456024985650
4) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6190043044033119793/6190048048864396114
5) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6190043044033119793/6190048269763509314
6) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6196264701864393265/6196264845241023330
Пора уже запретить выкладывать примеры фоток с полного кадра и портретного фикса: слюной изойдешь и потратишься на новые объективы. 🙂
Павел, только 2 первые ссылки открываются у меня (остальные — доступа нет). Говорят, что Sigma 85mm до f/2.8 хроматит сильно, но я пока не видел. Вот еще пример. fotki.yandex.ru/next/users/mcsusanin/album/527986/view/1580111
На сильном контрасте не снимал.
Посмотрел снимки у Максима на Nikon D750 + Sigma 85mm f/1.4 еще раз — нравятся больше, чем у Паши на Nikon D800 + Nikon 85mm f/1.8G. Вот теперь не пойму: объектив этот Сигма лучше, или обработка более тонкая? Максим, расскажи, пожалуйста, в двух словах, как обрабатывал снимки. Такая картинка ни в какое сравнение с моим Nikon 24-70mm f/2.8G. 🙁
Максим, постучись ко мне в Google Plus — тебе станут доступны все мои альбомы.
Сергей, дело, конечно же, не в стекле. Дело в месте съемки, открытой апертуре, обработке. Если бы вы снимали вместе с одних ракурсов (ты на Nikon 24-70mm f/2.8, а Максим на Sigma 85mm f/1.4) на одинаковых значениях апертуры, а потом Максим это обработал, то результат был бы одинаковый.
Вот, Павел, не уверен. Мне кажется, фиксы для художественной съемки обладают каким-то особым микроконтрастом. Если на полнокадровом объективе Nikon 24-70mm f/2.8 это не очень заметно, то у кропнутого Nikon 17-55mm f/2.8 это бросается сильно в глаза: он мне нравился своей резкостью, но картинка с него скучная. Когда я смотрел примеры фото на Никон 17-55 и на Самъянг 14мм, снятые на 17 и 14 мм соответственно, то мне с Samyang 14mm f/2.8 всегда нравилось изображение больше. И не из-за разницы в геометрии (её почти не уловить), а из-за специфичного рисунка.
И твой Nikon 35mm f/1.4G на открытой даст картинку намного интереснее, чем Nikon 24-70mm f/2.8 на 35 мм фокусного расстояния.
Сергей, я делал парные снимки — разницы нет. Если хочешь, для тебя специально сделаю. Могу сравнить телевик Nikon 70-200mm f/4.0 и Nikon 24-70mm f/2.8 на фокусном 70 мм при f4 — уверен, разницы ты не заметишь.
Так же, как я не смог угадать на твоих фото где кроп, а где полный кадр. Нету никакого рисунка. Есть характер размытия на открытой из-за разного количеств лепестков диафрагмы. Еще есть разница в резкости по краям, есть дисторсия. А разные мифы про характер, душу, художественность рисунка, объемность картинки — все это опиум для страждущего, старающегося объяснить себе, почему он потратил столько денег на топовую оптику. Все, что тебе нравится в фотках Максима — это все его руки: как он снял, как он выбрал фон, как он обработал. Ну и апертура f1.4 на Sigma 85mm f/1.4 — тут уж без такого стекла никак. Ни больше, ни меньше. Стекло это — лишь инструмент, позволяющий свету оставить максимально правдивый отпечаток на матрице. Такое моё мнение.
Насчет рисунка. Как-то в комментариях к обзору Nikon 28-70 f2.8 вышел у меня забавный спор с одним из комментаторов обзора, утверждающего, что Nikon 28-70mm f2.8 рисует лучше, чем Nikon 24-70mm f2.8, а древний Nikon 35-70mm f2.8 — так вообще огонь, и ничто с ним не сравнится.
В итоге нашелся человек, у которого оказались все 3 этих объектива — он сделал парные фотки, ну и, как и ожидалось, никто не смог отгадать, где какой объектив. 🙂
Паша, я с тобой спорить не буду по поводу того, что на разных объективах одного класса при одинаковых настройках получится на 90% одинаковая картинка. Сам не сравнивал, но поверю, что это так…
Хотя, есть необъяснимые вещи: вот в этом альбоме, есть примеры фото на Canon EOS 5D с объективом Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM. Ну не верится мне, что это только обработка! Я пищу от красоты картинки! 🙂
fotki.yandex.ru/next/users/vadim-a-ivanov/album/214766/view/880168
Сергей, возьми свой 24-70mm поставь например 60mm (все-таки f2 и f2.8 не одно и тоже) и f2.8, подойди поближе и получишь почти тоже самое. Лепестков диафрагмы у полтинника от сигмы равно 9 так же как и на твоём стекле. Я проверил MDF — в центре разрешение 24-70mm даже на открытой открытой диафрагме выше чем у этой Сигмы. Возможен разный характер заднего фона, из за скругления лепестков диафрагмы но и все. Остальное обработка.
Может, попросим Максима сделать парные фотки без обработки с одинаковыми настройками на Сигму 85mm 1.4 и его телевик? 🙂
Паша, пойми меня правильно: не спорю, а размышляю… 🙂 По твоей логике получается, что картинка при f/4.0 на Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM и на КИТовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 будет одинакова. Наверное, это не так, поскольку у КИТа, все же, хуже стёкла.
Также, ты хочешь сказать, что у Sigma 50mm f/1.4 EX DG HSM и Nikon 50mm f/1.4G картинка тоже не отличается? Ну, может и есть разница, но соглашусь, что сделав одинаковые кадры мы их, скорей всего, не сможем отличить.
При этом, отличие, наверное, есть в скорости и точности фокусировки каждого объектива. Почему ж тогда люди покупают Сигму Арт, Тамроны и т.п. Хотят сэкономить?
Сергей, я скачал оригиналы и вижу, что фотки очень сильно перешарплены. Не бывает такой картинки без обработки. Для таких портретов стариков очень подходит такой жесткий шарп. Вот и все чудеса картинки.
С портретами стариков согласен — нужно учитывать этот факт и прибавлять резкости при обработке. Если бы Максим сделал такой сравнительный анализ, было бы классно. Присоединяюсь к просьбе.
Главная причина покупать Сигму или Тамрон, конечно же, только одна: экономия. Они бы попросту не продавались, если бы стоили, как топовые стекла Nikon. Ну и Sigma старается выпускать все-таки стекла, выделяющиеся из общей массе, как, например, зум-объектив Sigma 18-35 f1.8 — это прорыв.
Насчет кита Nikon 18-55 — он просто не очень резкий, и у него маленькая светосила. Снимки с него быстро надоедают, потому что у него скучные фокусные: полуширик из-за кропа и полутелевик из-за 55 мм фокусного, ну и сложно снять снимки с размытием заднего фона.
Итого мой вывод такой: видишь красивую фотку, похвали автора, а не его стекло. Борщ у хозяйки вкусный не потому, что у неё хорошие кастрюли. И, если кажется, что «будь у меня такое же стекло, я бы тоже снял такие волшебные портреты», то это — скорее всего, самообман: нет не снял бы, а если бы и сфотографировал, то не смог бы так классно обработать. По крайней мере, пока сам не начнешь делать фотографии, от которых люди начнут восхищаться.
А поэтому — снимать, снимать, снимать, и обрабатывать, обрабатывать, обрабатывать. Говорю это, как человек, который перепробовал уйму фиксов. Я считаю, что наличие их не делает фотки круче — одна из главных причин, по которой я их продавал и менял на более удобные мне. Я уверен, что если мы сойдемся в фотосхватке с, например, Олегом Зотовым, и у меня будет топовый Nikon 85mm 1.4, а у него — дешевый телевик, то его портрет, все равно, будет интереснее, чем мой.
Заметил, кстати, что мастера, когда критикуют крутые, на мой взгляд, фотографии, всегда безэмоциональны в отношении картинки и сухо, по-обыденному, излагают, что в фотографии им не нравится, и что они сделали бы по-другому. Думаю, чтобы стать таким критиком, нужно пресытится своими крутыми фотографиями.
Максим, я не вижу сильно контрастных участков на этом фото. Попробуй ветки деревьев сфотографировать на фоне яркого неба. Или снимок против солнца сделай.
Добавил ключ к фотографиям:
1) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6190043044033119793/6190044456024985650?authkey=CLXmjtrgqp64lwE
2) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6190043044033119793/6190048048864396114?authkey=CLXmjtrgqp64lwE
3) plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6190043044033119793/6190048269763509314?authkey=CLXmjtrgqp64lwE
Паша, третий портрет снизу — не очень нравится, что ГРИП очень мал и уши у модели уже в зоне нерезкости. Когда я фотографировал котят в домашней фотостудии, мне говорили: «Тут не портрет котёнка, тут одна голова». 🙂 Теперь вижу, что твое фото из той же серии.
То же самое относится к портрету девочки (хотя, я этот снимок использовал в обзоре Nikon D800, теперь присмотрелся и вижу, что малая ГРИП в данном случае не на пользу).
Сергей, я выбрал фото на для красоты, а для демонстрации малой ГРИП и размытия заднего фона. Из снимков, что я показал, мне только первые 2 и 5 нравятся. Как ты заметил, у Nikon 85mm f/1.8 даже на 1.8 ГРИП очень мала, и не обязательно фикс с f/1.4 покупать ради малой глубины резкости. Тут важнее характеристики вроде резкости на открытой, отсутствие хроматических аберраций, хороший автофокус.
Кстати насчет «не портрет, а голова» — я множество портретов видел от мастеров, где просто голова крупным планом на снимке. Мне, например, этот мой портрет нравится, не смотря на то, что я не очень хорошо попал в ГРИП:
plus.google.com/photos/118139542653004520473/album/6190043044033119793/6190043208311149074?authkey=CLXmjtrgqp64lwE
Думаю, тут — просто дело вкуса.
Паша, вот этот твой портрет очень нравится, но тоже считаю, что если бы вся голова модели вошла в ГРИП, смотрелось значительно лучше.
Так как дико не люблю такую структуру комментариев, ибо ее древовидность приводит именно к «растекашеся мыслию по древу», попробую написать «по касательной» о том, что зацепило в этом вашем последнем обсуждении…
Думаю, многие видели этот ролик со сравнением фиксов и зумов.
youtu.be/aPqNNPRnrRQ
Так что, мысль Павла по поводу фиксов созвучна той, что высказывается в ролике.
Эх, Олег, разрушил романтику… 🙁 В этом видеообзоре я увидел свои статьи: «Не нужно покупать новейший Nikon D5500, когда Nikon D5200 снимает так же, а стоит на порядок дешевле», «Зачем брать полный кадр Nikon D750, когда в большинстве случаев простому любителю хватает Nikon D610″… И так далее, и тому подобное… 🙂
Сегодня взял и поснимал спорт на Sigma 85mm F1.4 EX DG HSM, и знаете — вполне себе ничего. Конечно, на имеющийся у меня SIGMA AF 50-500 mm было бы комфортнее снимать, или на не имеющийся Nikon 70-200 ещё комфортнее. Вполне себе автофокус справляется.
Примеры снимков на Nikon D750 + Sigma 85mm F1.4 EX DG HSM: fotki.yandex.ru/users/mcsusanin/album/533670/
Максим, так чего он не будет справляться? Нормальное освещение, камера с одной из лучших на сегодняшний день систем автофокуса. Если даже где-то в отзывах или в отчетах проскакивает «Сигма тупит», так это с чем сравнивать? Может, на 1/10’000 секунды и есть задержка, но нормальный человек с руками этого не заметит. 🙂
А меня впечатлило! Так много резких снимков почти на открытой. Возможно, ГРИП был побольше из за удаления, но все равно впечатляет. У меня светосильным фиксом на таких диафрагмах очень большой процент кадров «мимо». Хотя, может быть, Максим нам показал как-раз этот малый процент. 🙂
Максим, кадров не очень много, если посмотреть на весь результат. Какой процент, по Вашему, получился точным? Мне очень нравится, как вы снимки обрабатываете.
Точных кадров не меньше, чем на Nikon 70-300 или Sigma 50-500: всего снял порядка 120 фотографий, откровенно мимо — около 10 штук, при этом половина из десяти — моя вина. Если бы было много, я бы не стал говорить, что автофокус хорош. 🙂
Здравствуйте, прочитал Ваши обзоры про Nikon 70-300. Но мне стало интересно, как Вы определили МДФ 134 мм вместо заявленных 200 мм у Nikon Nikkor 70-200 F/2.8 VR II? Потому что я пока разрываюсь между обьективами Nikon 70-300 или Tamron 70-300 usd vc и Tamron 70-200 f/2,8 usd vc.
Приветствую, Александр! Разницу в фокусных расстояниях можно определить по изменению угла поля зрения: берут два объектива (у одного имеется «lens breathing», у другого нет) и снимают со штатива одинаковую картинку на одинаковых ФР. В статье с примерами фотографий на Nikon D800 и Nikon 70-300 в комментариях размещено видео, где демонстрируется это явление.
Обращаю внимание, что объектив Nikon 70-200mm f/2.8G второй версии выдает 134 мм фокусного расстояния лишь при фокусировки на МДФ (минимальная дистанция) на объект, находящийся рядом с фотографом. Чем дальше находится субъект, тем меньше разница в заявленных и фактических фокусных расстояниях: на бесконечности эта же линза обеспечивает 192 мм.
В конце этого обзора есть ссылка на примеры фотографий, снятых на полный кадр Nikon D610 и телевик Nikon 70-200mm f/4.0G; там так же сравниваются параметры его и неродных Tamron 70-200mm f/2.8, Sigma 70-200mm f/2.8G. Лично я чуть больше месяца назад, перед Новым годом, купил себе Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II Zoom-Nikkor + экстендер Nikon TC-14E II, но пока серьезных испытаний не проводил – в разделе «Походы выходного дня» есть лишь рассказ о поездку на оленью ферму у озера Иткуль, где есть снимки с этого стекла.
Тем не менее, рекомендую почитать мой отзыв о предварительных впечатлениях: я пока не могу сказать, рад или нет покупке – пришлось менять фоторюкзак, и есть определенные неудобства. Возможно, Никон 70-200мм 4.0 был бы предпочтительнее.
Хочу приобрести первую зеркалку Nikon D5300 или Nikon D5500. Подскажите, пожалуйста, какие объективы лучше взять (оговорюсь сразу: я — дилетант). Не судите строго, просто спросил совета.
У Сергея, по сути, одна часть блога посвящена путешествиям, вторая — искусству светописи, а третья — вопросу выбора фототехники. Так что, если Вы внимательно читали его статьи, то ответ в них уже дан.
Так вот, как начинающий (дилетант — это чуть другое), скажите, какую конкретно Вы функцию ищете в камерах Nikon D5300 или Nikon D5500? Что вместо них:
1) нельзя взять Nikon D3300;
2) невозможно найти более дешевыe Nikon D5100 или Nikon D5200, чтобы сэкономить на тушке, чуть ужавшись в функционале, но потом взяв оптику получше?
Попробуйте сначала ответить на эти вопросы, а потом перейдем к обсуждению оптики. Или сразу перейдите к его одной из первых статей на тему того, какой фотоаппарат лучше выбрать начинающему фотолюбителю.
Алексей, на сегодняшний день, я считаю, что для дилетанта наиболее подходящим решением будет покупка подержанного фотоаппарата Nikon D5100 с подержанным объективом Nikon 18-105mm. Почему? Подробно рассказывается в нескольких сравнительных обзорах в разделе фотодело, где, в том числе, и сравниваются модели Nikon D5300 и Nikon D5500.
Сравнение Никон Д5500 и предлагаемой Олегом модели Никон Д5300 приведено в отдельном комментарии к обзору Д5300.
Да. Все же у меня напрашивается покупка Nikon 70-300mm.
Долго рассматривал различные варианты 70-200, но цена, размеры и вес перевесили мои редкие потребности в данном стекле в отрицательную сторону.
Но телевик нужен, как ни крути.
Был бы в нашем городе прокат, глядишь, и обошелся бы разовыми акциями, но его нет. И кругом засилиe Canon, так, что и взять не у кого.
Светосила 5.6 ну что же. При светлом дне вполне себе, плюс RAW от Nikon D610 позволяет хорошо подтянуть недоэкспонированный кадр до приемлемой картинки.
Снимал же я тёмным телевиком на камеру, у которой уже на ISO 800 снимки шумели.
И ничего. Сейчас смотрю на снимки и даже нравятся.
Игорь, теперь понимаю, почему на форумах бывалые фотографы отвечают новичкам на вопрос, какую камеру купить: «Такую, как у ваших друзей». 🙂 Поменяли бы свой Canon 700D на Canon 6D Mark II, не было бы проблемы, какой телеобъектив взять — у знакомых на пробу (на время) одолжили бы.
Да-а-а, давно я не заглядывал на сайты магазинов, посмотреть сколько оптика стоит! Аж 43000 рублей за Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR… А увидел цены на Nikon 70-200mm f/4 и Nikon 70-200mm f/2.8 — чуть плохо не стало!
Посмотрел сейчас на Ebay подержанные экземпляры более-менее по вменяемым ценам предлагаются. Вам там проще в Китае искать.
Считаю, что Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G из недорогих вариантов — самый подходящий для покупки. Да, светосила невысокая. Да, после 230 мм начинает падать качество картинки. Но в пределах 70-230/5,6 хорошо рисует. Автофокус быстрый.
Сергей, да я был и не против Canon 6D Mark II, но цена останавливает. Мой экземпляр Nikon D610(новый) и объектив к нему(б/у) вышли дешевле чем одна тушка кенона.
Эх, кенону 700Д добавить нормальную матрицу с рабочим ИСО, хотя бы до 3200 и это был бы мой любимый аппарат.
А объектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G я смотрю б/у. На авито есть интересные предложения.
Сергей, 230 мм вычислить опытным путём и поставить метку на корпусе?
Так в репортаже всем равно прокручу 🙂
Если посмотреть по тегу «Nikon 70-300mm f/4.5-5.6» мои фотоотчеты о поездках по разным странам, то видно, что этот объектив и на ФР=300 мм сносно рисует (хотя, заметно хуже, чем на 200 мм). Поэтоум помечать 230 мм не придется. 🙂