Значительная часть фотографов не видит «магического рисунка» полного кадра и с удовольствием осталась бы на кропе, так как камеры этого типа легче, компактнее и стоят дешевле. Основная причина, почему опытные фотолюбители решаются на смену формата – в 2-2,5 раза более высокое рабочее ИСО на фуллфрейме, что порождает значительный рост в качестве изображения при съемке в помещении без вспышки, спортивных соревнований, детских утренников и диких животных, то есть во всех тех ситуациях, где при не очень хорошем свете требуется короткая выдержка, обеспечиваемая повышением светочувствительности. И вот на рынок вышла новая модель беззеркалки Fujifilm X-T2, у которой сегодня, по многочисленным отзывам и, исходя из примеров снимков в сети, рабочее ИСО приближается к 3200 единиц, как у полного кадра от Nikon и Sony. Давнишний читатель сайта Павел Черталев недавно взял на тест-драйв эту камеру, после чего сразу же продал свой полнокадровый Nikon D800 со всеми объективами, и перешел на Фуджи Х-Т2. Давайте смотреть образцы его снимков и анализировать: в чем плюсы и минусы кропнутой беззеркалки профессионального уровня, кому можно ее покупать, а кому, возможно, следует воздержаться.
Статья получится объемной по количеству текста, так как мне хотелось разместить достаточно аналитической информации, которая поможет кому-то сделать выбор в пользу той или иной модели. Содержание будет следующим:
Содержание обзора
- Анализ сильных и слабых сторон беззеркальных фотоаппаратов в сравнении с зеркалками.
- Обзор технических характеристик флагмана Fujifilm X-T2 и сравнение их с параметрами второй топовой модели этого производителя Fujifilm X-Pro2.
- Разбираемся, чем отличается Fuji X-T2 от младшей беззеркалки X-T20.
- Попытаемся понять, в каких случаях беззеркалки «Fujifilm X» явно не стоит покупать. Сравниваем с топовыми кропами от Canon и Nikon.
- Заключение к обзору.
- Ссылка на обзор Fujifilm X-T3.
Ну, и, прежде, чем мы перейдем к обзору, предлагаю посмотреть, какие снимки получались у Павла, когда он владел камерой Nikon D800 и разными объективами. В комментариях к статье с рассказом о том, как создавали модель Nikon D750 можно прочитать первый отзыв Павла о новом комплекте Fujifilm X-T2 с зумами Fujifilm XF 16-55mm f/2.8 R LM WR, Fujifilm XF 50-140mm f/2.8 R LM OIS WR и внешней вспышкой Nissin i40.
* * *
1. Плюсы и минусы зеркалок и беззеркалок
Когда только появились первые беззеркальные фотоаппараты, фотолюбители их встретили довольно прохладно, поскольку уж очень много было в них недостатков. Но время идет, производители вкладывают огромные средства в новые разработки, в улучшения своих фотоаппаратов, в рекламные кампании, популяризирующие компактные камеры со сменными объективами. Давайте попробуем проанализировать сильные и слабые стороны зеркалок и беззеркалок, чтобы лучше понимать, что заставляет некоторых фотографов переходить на Фуджифильм Х-Т2.
1.1. Ограничения, характерные для зеркальных фотоаппаратов
Зеркалки, ввиду наличия у них зеркала, имеют следующие слабые стороны в своей конструкции:
- Большие размеры: вращающееся зеркало и электронный затвор не позволяют сильно уменьшить габариты фотоаппарата.
- Вес: корпус современных зеркалок выполняют из магниевого сплава или из углепластика. Но зеркало и пентапризма занимают много места, и весят немало. Кроме того, объективы для зеркалок, особенно для полного кадра, больше и тяжелее, чем для КРОПа.
- Сложность конструкции зеркала и механического затвора: в корпусе зеркалки зеркало то поднимается, то опускается, чтобы позволить световому потоку попасть на матрицу. Все это вызывает огромные проблемы у конструкторов: хлопок зеркала, механизм торможения, ограничения по скорости непрерывной съемки, движение воздуха внутри камеры, вызывающее загрязнение матрицы, сложности в обслуживании.
Почитайте интервью с командой инженеров, принявших участие в разработке зеркального фотоаппарата Nikon D750 – там описываются причины, по которым не удалось добиться минимальной выдержки 1/8000 в этой камере.
- Нет возможности увидеть заранее, как будет выглядеть картинка: когда мы смотрим в оптический видоискатель, мы не можем понять, достаточная ли экспозиция, будет ли изображение переэкспонированным или недоэкспонированным. Мы вынуждены ориентироваться на подсказку системы экспозамера, но автоматика часто работает некорректно.
- Проблемы с точностью фокусировки при использовании фазовых датчиков: в зеркалках используются фазовые датчики, и при малейшей неточности в сборке системы «тушка – объектив», появляется фронт- или бэкфокус.
- Цена: производители, под давлением конкурентов от беззеркалок, изо всех сил стараются снизить свои затраты и сделать стоимость зеркальных камер оптимальной. Но в конструкции зеркалок используются сложные в изготовлении электромеханические узлы, потенциально ограничивющие возможность снижать затраты на производство этого тип фотоаппаратов.
1.2. Сильные стороны беззеркальных фотоаппаратов?
Многие эксперты фотографического рынка предсказывают, что в недалеком будущем беззеркальные камеры займут основную долю в предпочтениях начинающих и продвинутых фотолюбителей. Уже сейчас мы видим, что и Canon, и Nikon с каждой новой моделью не могут удивить чем-то новеньким: революции не происходит – ну, вставили WiFi и GPS, повысили емкость буфера… Точность и скорость фокусировки – на максимуме возможного, процессоры позволяют снимать HD-видео в режиме 60 к/с.
У беззеркальных камер есть большой потенциал на будущее, так как они принципиально лишены некоторых недостатков, характерных для зеркалок.
- Меньше размеры и вес: нет зеркала и пентапризмы внутри. Многие модели являются кропнутыми, и для этого типа фотоаппаратов выпускаются объективы с меньшим весом и габаритами.
- Внутри нет механизма привода зеркала (по факту, в зеркалке стоит два зеркала), поэтому ничего не хлопает, что приводит к следующим вещам:
- Возможность малошумной или бесшумной съемки.
- Нет вибраций от хлопка зеркала.
- Меньше загрязнение матрицы, так как ничего не двигает воздух.
- Легче добраться до матрицы для чистки.
- Меньше ограничений для увеличения скорости непрерывной съемки, поэтому, потенциально, беззеркальные камеры могут снимать быстрее, чем 14 к/с , которые сегодня выдает рассматриваемый Fujifilm X-T
- Меньше узлов в конструкции – больше надежность и проще обслуживание.
- Предварительный просмотр изображения: заглянув в электронный видоискатель или в откидной экран, вы сразу видите ту картинку, которая получится после нажатия кнопки спуска: ББ, насыщенность и контраст, пересветы и т.п.
- Нет проблем с точностью фокусировки из-за фазовых датчиков: последние модели беззеркалок идут с датчиками фазового АФ, устанавливаемыми прямо в матрицу фотоаппарата. Поскольку датчик находится в той же плоскости, что и матрица, нет проблем с фронт- или бэкфокусом.
- Цена: теоретически, стоимость производства беззеркальных фотоаппаратов ниже, поскольку нет необходимости в точной механике (нет зеркала), и меньше узлов в конструкции. Но Sony, Olympus и Fujifilm вынуждены вкладывать огромные средства в совершенствование систем автофокуса, ЭВИ и других технологий, а также тратить деньги на рекламу, преодолевая инерцию и недоверие фотографов. Поэтому сейчас стоимость беззеркалок выше, чем у зеркалок. Но в будущем она, определенно, имеет резервы для снижения.
- Электронный видоискатель: специалисты утверждают, что этот узел является наибольшим конкурентным преимуществом беззеркалок, и именно с его помощью они вырвутся вперед, хоть сейчас ЭВИ и нет так хорош, как мог бы быть.
- Наложение информации: когда мы смотрим в оптический видоискатель (ОВИ) зеркалки, мы видим небольшое количество данных. Но их объем ограничен. В то же время в ЭВИ можно выложить намного больше информации: от гистограммы до «фокус пикинга».
- Предпросмотр готового фото: всё то, что показывается на экране в режиме LiveView, можно вывести на ЭВИ, что позволит фотографу проверять фотографию, не отрывая глаз от видоискателя.
- Просмотр изображения: вы видели, как снимают профессионалы видео на зеркалки в отельной статье – чтобы просматривать картинку на ЖК-экране в солнечный день, нужно покупать специальный кожух. А с ЭВИ можно о ярком внешнем свете не беспокоиться.
- Focus Peaking: читатели блога неоднократно давали ссылку на видео, демонстрирующего работу «Фокус Пикинга» (подкрашивание цветом резких участков изображения) на дисплее Sony. Но тоже самое можно вывести в ЭВИ, что невозможно в ОВИ.
- Полное покрытие видоискателя: обычно в зеркалках в ОВИ теряется примерно 5% картинки, в ЭВИ можно показать до 100%.
- Намного более яркий дисплей: как происходит фокусировка в сумерках или в темноте через оптический видоискатель? Мы ничего не видим. В камерах с ЭВИ можно включить режим «нормальный», и видимость будет как днем.
- Цифровое увеличение: когда я фотографирую пейзажи в режиме LiveView на объектив Samyang 14mm f/2.8, я нажимаю кнопку масштабирования, чтобы увеличить картинку до 100%. Очень удобно наводить резкость вручную! Так вот, в беззеркалках эту функцию можно вставить в электронный видоискатель, что невозможно сделать с ОВИ.
- Слежение за лицом и за глазами. Поскольку в ЭВИ показывается, как будет выглядеть реальная картинка, можно добавить специальный анализ данных и камера будет следить за человеком, или даже фокусироваться на ближний к объективу глаз.
- Потенциально неограниченное число точек фокусировки: в статье с интервью с разработчиками Nikon D750 по ссылке выше мы выслушали мнение одного из инженеров, который объяснял, почему невозможно расширить зону расположения точек АФ в видоискателе. В беззеркалках фазовые сенсоры расположены прямо на матрице, контрастные можно разместить в любом месте.
- Система слежения за объектом съемки: сейчас в некоторых зеркалках появился режим 3D-слежения, но работает он не очень хорошо. С учетом расположения прямо в матрице точек автофокуса, существует вероятность, что в ближайшем будущем беззеркальные фотоаппараты превзойдут зеркальные по точности работы данной функции, поскольку информация считывается напрямую с сенсора.
- Опасность повреждения глаз: в инструкции к любой зеркалки можно прочитать предупреждение об опасности повреждения сетчатки глаза, если смотреть на солнце через ОВИ. В случае с ЭВИ такой опасности не существует.
1.3. Ограничения беззеркалок
Выше перечислены преимущества беззеркальных фотоаппаратов для идеального мира. Но на сегодняшний день существует ряд нерешенных технологических проблем, характерных для этого типа камер (владельцы Fujifilm X-T2 утверждают, что часть из них в этой новой модели уже не актуальна).
- Задержка отображения картинки в ЭВИ: лишь самые последние версии компактных камер со сменными объективами могут похвастать более-менее нормально работающим электронным видоискателем. Ранние модели вызывали нарекания у фотолюбителей.
- Непрерывный автофокус и слежение за объектом съемки: выше мы говорили, что, потенциально, беззеркалки в скором будущем опередят зеркалки по скорости и точности фокусировки в режиме слежения. Но на сегодняшний день, при съемке птиц на лету или съемке спорта зеркальные фотоаппараты обходят своих конкурентов.
- Срок работы аккумулятора: из-за необходимости подачи энергии на ЭВИ, который постоянно включен, среднее количество кадров, которое можно снять на одном заряде – 300 снимков. У зеркальных камер этот показатель – 1000 и более. Может, это и не большая проблема (на Никон Д5100 у меня получалось 450 фото с одной зарядки, и мне хватало), и можно докупить дополнительные аккумулятор, но это – деньги и вес фоторюкзака.
- Цветные пятна: из-за короткого концевика объективов для кропнутых беззеркалок, свет отражается от матрицы на заднюю линзу и обратно, поэтому при съемке кадров, где присутствует солнце, могут появиться цветные пятна. Технологически эта проблема нерешаема.
- Высоко контрастная картинка в ЭВИ: большинство электронных видоискателей имеют такой же контраст, как экраны телевизоров – много черного и светлого, и мало полутонов. Не проблема, но нюанс.
Несмотря на большое количество положительных сторон, в целом, беззеркалки на сегодняшний день проигрывают. Есть и технические проблемы, до сих пор нерешенные, и трудности выбора. Владелец зеркального фотоаппарата может легко найти на рынке огромное количество подержанных объективов, подходящих для его задач. Найти неродные линзы, вспышки, радиосинхронизаторы и прочие аксессуары для зеркалки гораздо проще, и цена, скорей всего, будет ниже, чем для беззеркалки.
По поводу «легко найти на рынке б/у объективы», наверное, я погорячился. Когда для КРОПа Nikon D5100 искал светосильный Nikon 17-55mm f/2.8G, ждал 2 месяца, пока в Екатеринбурге появится единственный экземпляр. Для полного кадра Nikon D610 светосильный зум Nikon 24-70mm f/2.8 подержанным найти не удалось, взял новый. В декабре 2016 решил взять для будущей поездки на фотосафари в Индию Nikon 70-200mm f/2.8G и телеконвертер TC-14E II. В Екатеринбурге не было, в Челябинске, Тюмени и Перми — по 1 экземпляру. На 3 миллиона человек — всего лишь 3 объектива! Экстендер б/у так и не нашел, пришлось за ним ехать в Москву. В итоге комплект обошелся на 50% дешевле, чем новый. А теперь посмотрите, как много на рынке предложений по подержанным телевикам Fujifilm XF 50-140mm f/2.8, и за какую цену их предлагают…
Тем не менее, беззеркальные камеры агрессивно борются за место под солнцем. Еще недавно выбор объективов был неширок, вспышку не найти, но уже сегодня ситуация стала гораздо лучше. И всё больше владельцев больших и тяжелых зеркальных фотоаппаратов переходят на легкие и технологичные компакты.
2. Обзор компактного беззеркального фотоаппарата Fujifilm X-T2
Беззеркальная камера Fujifilm X-T2, анонсированная 7 июля 2016, является наследницей Fujifilm X-T1, но обладает более высоким разрешением, улучшенной системой автофокусировки и превосходными для камеры с конструкцией корпуса, похожей на зеркалку, возможностями видеозаписи. Как и топовая модель Fujifilm X-Pro2, модель X-T2 оснащена такой же 24,3-мегапиксельной матрицей X-Trans CMOS III.
Тушка камеры практически полностью изготовлена из магниевого сплава и имеет защиту от брызг. Высокая степень устойчивости к пыли и влаге достигается благодаря специальному уплотнению в 63 точках корпуса Фуджи Х-Т2. Отсутствие перед матрицей низкочастотного фильтра позволило Fuji заявить о самой высокой четкости изображения среди камер серии Фуджифильм X».
Фотокамера продается в комплекте литий-ионным аккумулятором NP-W126S, зарядным устройством BC-W126 и вспышкой EF-X8 (ведущее число 11 при ISO 200), а также крышкой для байонета, плечевым ремнем, зажимом для ремня, заглушкой для горячего башмака и отсека крепления батарейной ручки, крышкой гнезда для синхронизации и руководством пользователя.
Для фотоаппаратов Фуджи Х стандартным китовым объективом является Fujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II. У меня сложилось мнение, что компания Фуджи не делает плохих объективов – и эта модель выдает превосходную картинку. Примеры фотографий со штатника Фуджи ХС16-50 можно увидеть в статье со сравнительным обзором Nikon D5100 vs Fujifilm X-M1.
Но опытные фотографы знают, что на изображение влияет не только качество стекла объектива, но и способность открыть по максиму диафрагму, позволив тем самым снизить ISO при съемке. Поэтому покупатели предыдущих моделей топовых Fuji X-T1 или Fuji X-Pro1, часто в комплект брали Fujinon XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS. Ну, а Павел взял самый универсальный зум для путешествий, хоть он и довольно тяжелый, и громоздкий: Fujinon XF16-55mm F2.8 R LM WR.
Диапазон длинных фокусных расстояний владелец рассматриваемой Fuji X-T2 закрыл, приобретя универсальный телевик Fujinon XF50-140mm F2.8 R LM OIS WR, имеющий угол поля зрения на КРОПе, аналогичный телеобъективам Nikon 70-200mm f/2.8G или Canon EF 70-200mm f/2.8L на полном кадре.
Какой бы ни была светосила объектива, качественно снимать в помещении, особенно, если речь идет о динамичных сценах, без внешней вспышки невозможно. Поэтому сразу же в комплекте с указанной выше оптикой, была приобретена вспышка Nissin i40.
2.1. Кто является покупателем Фуджифильм Х-Т2
Флагманские модели Фуджифильм серии X становятся все более популярными среди профессиональных фотографов и фотожурналистов, и Фуджи Х-Т2 обладает всем необходимым для таких пользователей функционалом. Она также подойдет для продвинутых любителей, которые хотят получить преимущества беззеркальной камеры формата APS-C не только со стандартными возможностями настроек при фотосъемке, но и поддержкой 4К-видео.
Выбор между моделями Fujifilm X-T2 и X-Pro2 (обладающими одинаковыми матрицами и процессором) будет определяться тем, какое исполнение тушки вам больше нравится и нужно ли вам 4К-видео, которое может снимать только X-T2. В таблице ниже сравниваются возможности X-T2, X-T1 и X-Pro2.
Параметр | X-T2 | X-T1 | X-Pro2 |
Тип корпуса | Как у зеркалок | Как у дальномерных фотоаппаратов | |
Эффективное разрешение | 24.3MP | 16.3MP | 24.3MP |
Процессор | X Processor Pro | EXR Processor II | X Processor Pro |
Максимальный размер изображения | 6000 x 4000 | 4896 x 3264 | 6000 x 4000 |
Максимальное разрешение видео | 3840 x 2160 px | 1920 x 1087 px | |
Натуральный диапазон светочувствительности | ISO 200-12800 | ISO 200-6400 | ISO 200-12800 |
Расширенный диапазон светочувствительности | ISO 100-51200 | ||
Максимальная скорость непрерывной съемки | 14 кадр/с с электронным затвором; 11 к/с с батарейной ручкой, 8 к/с в режиме автофокуса | 8 к/с в режиме автофокуса | |
Гибридная система автофокусировки | 325 точечная (169 фазовых датчиков) | 49 точек | 273 точки (169 с фазовыми датчиками) |
Карты памяти | Два слота SD/SDHC/SDXC, совместимость с UHS-I / UHS-11 | 1 слот SD/SDHC/SDXC, совместимый с UHS-I / UHS-11 | Два слота SD/SDHC/SDXC, UHS-I, слот 1 совместимый с UHS-11 |
Экран | Откидной в двух плоскостях (по горизонтали и вертикали) 1’040’000 точек | С наклоном по вертикали 1’040’000 точек | Встроенный 1’600’000 точек |
Видоискатель | Электронный 2’360’000 точек по технологии OLED, 0.77-кратное увеличение, 100% покрытие, точка зрения — примерно 23 мм | Гибридный оптический/электронный, 2’360’000 точек OLED, 0.6-кратное увеличение, 92% покрытие, точка зрения 16 мм | |
Интерфейс USB | USB 3.0 | USB 2.0 | |
Аккумулятор / емкость | NP-W126S / 340 снимков/заряд | NP-W126 / 350 снимков/заряд | |
Размеры | 132.5 x 91.8 x 49.2 мм | 129.0 x 89.8 x 46.7 мм | 140.5 x 82.8 x 45.9 мм |
Вес (с аккумулятором) | 507 грамм | 440 грамм | 495 грамм |
Фотографам, занимающимся ночной съемкой, наверняка понравится одна из особенностей дизайна камеры: целых две настройки для длинных выдержек. Поскольку шкала на диске значений выдержки ограничена величиной в 1 секунду, то при более длинной экспозиции нужно использовать режим T или B.
В любом из этих случаев необходимо установить камеру на штатив, чтобы избежать смаза изображения. Также рекомендуется использовать пульт — приобретаемое дополнительно проводное устройство дистанционного спуска затвора Fujifilm RR-90 (подключается через микроразъем USB) или воспользоваться стандартным тросиком, подсоединяемым к кнопке спуска камеры.
При использовании режима «T» (приоритет выдержки), кнопку спуска необходимо удерживать в течение всего времени экспозиции. Весь этот период на экране отображается таймер обратного отсчета. Как только кнопку отпустили, делается снимок.
При установке режима B (bulb) необходимо вручную нажимать кнопку спуска в начале и конце экспонирования. При этом на дисплее также отображается время от начала экспозиции. При выборе на диске значений диафрагмы режима «A» устанавливается выдержка 30 секунд. В противном случае затвор остается открытым вплоть до 60 минут, пока остается нажатой кнопка спуска.
2.2. Дизайн и эргономика беззеркалки Фуджифильм Х-Т2
Тушка Fuji X-T2 больше и тяжелее, чем предшественник, отличается дизайном и внутренними усовершенствованиями. Снаружи Х-Т2 напоминает Х-Т1 литым защищенным корпусом из магния и массой дисков управления. Ручка обхвата немного крупнее и на задней панели расположен массивный упор для большого пальца для более удобного и надежного расположения камеры в руке.
Большую часть передней панели занимает байонет объектива, а кнопки управления рассредоточены вокруг. В их числе кнопка освобождения объектива в нижней части передней панели рядом с байонетом, вторая функциональная кнопка (Fn2) между ней и лампой подсветки автофокуса/таймером, переключатель режима фокусировки с противоположной стороны крепления объектива от кнопки спуска и разъем синхронизации вспышки (со съемной заглушкой) чуть выше.
Первый диск управления расположен в нижней части верхней панели, чуть ниже объединенной кнопки спуска/включения/выключения камеры. Диски управления на верхней панели расположены так же, как и у Fuji X-T1, при этом слева от видоискателя/разъема под внешнюю вспышку находится диск установки чувствительности ISO/переключения видов съемки, а справа – диск управления выдержкой и компенсацией экспозиции, между которыми расположена другая функциональная кнопка (Fn1).
В отличие от предшественника, у Fujifilm X-T2 отсутствует отдельная кнопка для записи видео. Эта опция добавлена на диск выбора режимов съемки в качестве отдельного состояния видеозаписи. При выборе этой опции запись видео начинается и останавливается нажатием кнопки спуск.
Для большего удобства Fuji внесла пару небольших, но существенных изменений в элементы управления на верхней панели. Во-первых, диск управления значениями чувствительности и совмещенный диск выдержек и экспозамера стали больше и немного выше. Последний также был сдвинут вперед, чтобы избежать случайного нажатия. В разблокированном состоянии все три диска вращаются с более заметным щелчком, чтобы было легче контролировать используемые настройки. При выборе режима «A» диск выдержек не блокируется автоматически.
Экран на задней панели такой же, как и у Fuji X-T1: с разрешением 1.04 млн. точек и возможностью наклона в горизонтальное положение и вниз примерно на 45 градусов – удобно снимать, держа камеру над головой. Он также может быть наклонен в двух направлениях, когда камера удерживается вертикально (новая функция), но экран до сих пор не сенсорный.
Также без изменений (за исключением большего резинового наглазника) остался электронный видоискатель с разрешением 2,36 млн. точек и высокой частотой обновления 100 к/с, и временем задержки дисплея 0,005 секунды. Лаг видоискателя был снижен вдвое, позволяя производить серийную съемку в режиме LiveView (при визировании по экрану) со скоростью до 5 к/с.
Вынос точки зрения на 23 мм облегчает использование видоискателя для фотографов, которые носят очки, а 0.77-кратное увеличение обеспечивает четкость изображения. Диоптрийной поправки в диапазоне от -4 до +2 м-1 будет достаточно для большинства фотолюбителей.
Большинство элементов управления справа от монитора остались прежними, хотя кнопка увеличения в точке фокусировки «Focus Assist» на Fujifilm X-T1 была заменена на кнопку “Q” чуть выше, используемую для вызова быстрого меню. Ее место занял позиционный джойстик, аналогичный которому имеется в модели Fujifilm X-Pro2. Его можно использовать для изменения точки АФ на экране или для навигации по меню камеры. При нажатии можно менять размер области фокусировки вращением дисков управления на передней или задней панели. По отзывам владельцев, уже только одно появление данного джойстика – серьезная причина покупки Х-Т2, поскольку удобство выбора точек АФ повысилось в разы.
Направляющие кнопки панели выбора расположены немного выше и более удобны при нажатии. И, наконец, диски управления на передней и задней панелях, как и на Fujifilm X-Pro2, можно нажимать для переключения между настройками диафрагмы и коррекции экспозиции, увеличения выбранной области АФ и выбора ручного режима фокусировки.
Теперь, вместо одного слота для карт памяти, на правой боковой панели располагаются 2 отсека для карточек формата SD, совместимых со скоростными картами UHS II класс 3, рекомендуемыми для записи видео. Крышка отсека для карт памяти выполнена из твердого пластика, имеет переключатель с фиксатором.
На противоположной боковой панели расположены различные интерфейсные порты. Сверху вниз в нем расположены 3.5 мм разъем для микрофона, разъем микро USB 3.0, порт микро HDMI и гнездо дистанционного спуска. Крышка этого отсека также изготовлена из твердого пластика, но переключатель с фиксатором на ней отсутствует.
На нижней панели находится батарейный отсек, металлическое гнездо для штатива (на одной линии с оптической осью объектива) и прорезиненный разъем для присоединения бустера Fujifilm VPB-XT2. Данный аксессуар был специально разработан для Х-Т2 и может вместить два дополнительных аккумулятора, емкости которых хватит на 1000 снимков (если установлено 3 батареи, в том числе 1 — в самой камере). Камера способна отображать уровень заряда каждого аккумулятора в отдельности, и можно заряжать их в батарейной ручке через поставляемый блок питания.
На батарейной ручке также расположены элементы управления, позволяющие работать с камерой в вертикальном положении. Здесь вы найдете дублирующую кнопку спуска затвора, кнопку быстрого меню, функциональные кнопки, а также передний и задний диски управления, кнопки блокировки автофокуса и фиксации экспозиции, джойстик управления фокусировкой. Дополнительно на рукоятке имеется разъем для наушников 3,5 мм, который отсутствует на камере.
2.3. Что нового в модели Fujifilm X-T2
Помимо матрицы с более высоким разрешением, по сравнению с X-Pro2, основными усовершенствованиями X-T2 являются улучшенная система автофокуса, возможность записи 4K-видео, а также поддержка более скоростного интерфейса USB 3.0. Именно эти функции отличают X-T2 от X-Pro2, в которых установлены одинаковые матрицы и процессор.
Гибридная фазово-контрастная система автофокуса в X-T2 имеет значительно больше точек фокусировки по сравнению с предшественником X-T1. При выборе в меню камеры опции «Область фокусировки», на экране отображается ряд маленьких квадратиков размером 13×7 (суммарно 91 точка), занимающих примерно 65% кадра. В центральном секторе 7×7 расположены фазовые точки фокусировки, занимающие почти 40% кадра.
Дальнейшие действия зависят от выбранного режима АФ. Если выбрать настройку «Область автофокусировки», то далее можно выбирать между зонами размером 3×3, 5×5 или 7×7 точек внутри области размером 25 x 13 точек, которая отображается на экране при нажатии джойстика. При выборе настройки «Точечный автофокус» можно выбрать любую из 325 точек с помощью джойстика.
Все 325 точек используются в режиме «Широкий/Следящий», объединяющем Широкий (покадровая автофокусировка) режим со Следящим (непрерывная автоматическая фокусировка). При покадровой АФ алгоритмы управления автоматически идентифицируют и отслеживают область в фокусе внутри массива точек. При непрерывной АФ камера непрерывно отслеживает объект, удерживая его в центре кадра.
Увеличение скорости удержания и отслеживания позволило Фуджифильм утверждать, что камера может сфокусироваться за 0.06 секунд. Кроме того, теперь есть пять предустановок автофокусировки, позволяющие пользователям определять, как камера реагирует на скорость и/или направление движения объекта в кадре, и где фотоаппарат устанавливает приоритет фокуса внутри кадра. Пользователи также могут создавать и сохранять до шести индивидуальных настроек, регулируя чувствительность трекинга и скорости отслеживания, параметры переключения зоны фокусировки.
Как и Fujifilm X-Pro2, в Fujifilm X-T2 также есть функция распознавания лица и глаз, предоставляющая фотографу возможность выбирать способ фокусирования на правом, левом, или ближайшем к камере глазу. Как и режимы покадровой и следящей АФ, ручной фокус включается с помощью переключателя на передней панели камеры, и фотографы могут воспользоваться преимуществами различных способов наведения резкости.
Шкала расстояний отображается вдоль нижнего края экрана (как в видоискателе, так и на дисплее), при этом белой линией показан индикатор фокусировки, а синей — глубина резкости, причем каждая из них изменяется по мере настройки фокуса и диафрагмы. Если для параметра «Проверка АФ» установлено значение «Вкл.», нажатие заднего диска управления увеличивает выбранную область в 2,5 или 6 раз.
Если вы продолжите нажимать диск, камера переключится в режим «Цифровое разделение изображения», который показывает двойное изображение в центре кадра. Вращение кольца фокусировки позволяет вам совместить эти изображения для точного ручного фокуса. Если вы продолжаете нажимать диск, дисплей переключится в режим «Подсветка фокусировки», который выделяет области, находящиеся в фокусе (focus peaking). Вы можете выбрать белый, красный или синий контур и установить степень выделения на низкую или высокую.
Возможность записи 4K-видео выделяет Fujifilm X-T2 среди прочих; это первая камера серии Fuji X с таким функционалом и обладающая UHD разрешением пользовательского уровня 3840 x 2160 с частотой кадров 30p, 25p и 24p. Для записи 4K-видео рекомендуются скоростные карты памяти UHS класс 3 и время записи ограничено 10 минутами. Использование батарейной ручки VPB-XT2 увеличивает время непрерывной записи видео до 30 минут.
Фотоаппарат Фуджифильм Х-Т2 может записывать видео формата Full HD с частотой 50p или 25p и HD-видео (1280 x 720) с частотой кадров до 50p для системы PAL. В первом случае время непрерывной записи ограничено 15 минутами, в последнем – 29 минутами. Видео сохраняется в формате MOV со сжатием MPEG-4 AVC / H.264 и линейным ИКМ стереозвуком 48 кГц. В таблице ниже представлены все опции, доступные для систем PAL и NTSC.
Тип видео | Размеры кадра | Частота кадров | Максимальное время записи на карту 8Гб/16Гб, минуты |
UHD 4K 2160/29.9P | 3840 x 2160 (4K) |
29.97 fps | 9/20 |
UHD 4K 2160/25P | 25 fps | ||
UHD 4K 2160/24P | 24 fps | ||
UHD 4K/23.98P | 23.98 fps | ||
Full HD 1080/59.94P | 1920 x 1080 (Full HD) |
59.95 fps | 9/20 |
Full HD 1080/50P | 50 fps | ||
Full HD 1080/29.97P | 29.97 fps | ||
Full HD 1080/25P | 25 fps | ||
Full HD 1080/24P | 24 fps | ||
Full HD 1080/23.98P | 23.98 fps | ||
HD 720/59.94P | 1280 x 720 (HD) |
59.95 fps | 19/30 |
HD 720/50P | 50 fps | ||
HD 720/29.97P | 29.97 fps | ||
HD 720/25P | 25 fps | ||
HD 720/24P | 24 fps | ||
HD 720/23.98P | 23.98 fps |
Видео, записанное в формате 4K, имеет битрейт 100 Мбит/с, кадр обрезается по ширине с кроп-фактором 1,17. У видеозаписей формата Full HD битрейт такой же, а для HD снижен до 50 Мбит/с. Кадры в формате Full HD и HD обрезаются только вертикально, чтобы получить соотношение сторон 16:9.
Режим видеосъемки устанавливается с помощью диска выбора, и вы можете снимать видео в P, A, S и M. Во время записи видео горит световой индикатор, можно настраивать параметры экспозиции, вводит экспокоррекцию в пределах +/-2EV и пользоваться зумированием объектива.
Доступны два способа фокусировки: «мульти» (с автоматическим выбором точки автофокусировки) или «зона» (фокус на выбранной области).
Также можно выбрать место записи видеофайлов: на карту памяти или на подключенный HDMI-рекордер (или другое устройстве, поддерживающее 4K). Когда к камере подключено записывающее устройство и выбрана запись на карточку памяти, видео будет писаться на карту в разрешении 4K, и на устройство HDMI в формате Full HD.
При выборе опции HDMI (F-Log) запись 4K-видео производится на устройство HDMI без записи на карту. Для создания видеоматериала, пригодного для постобработки, используется более низкое значение гаммы и цветовое пространство с широким охватом. Минимальная чувствительность устанавливается на ISO 800.
Пример съемки видео на камеру Fujifilm X-T2 в формате 4К.
Новый механизм затвора укоротил минимальную выдержку до 1/8000, а выдержку синхронизации вспышки — до 1/250 секунды при использовании механического затвора. Максимальная скорость электронного затвора осталась такой же, как у Fujifilm X-T1, и составляет 1/32000 секунды. Непрерывная съемка поддерживается со скоростью до 8 к/с в режиме СН (непрерывный высокоскоростной) или 11 к/с при использовании батарейной ручки. При выборе электронного затвора скорость непрерывной съемки — до 14 к/с.
Емкость буферной памяти зависит от частоты кадров, формата изображения и размера файла. При 8-ми кадрах в секунду буферная память может вместить до 83 фотографий JPEG с высоким разрешением, 33 файла в формате RAWсо сжатием без потерь или 27 RAW без сжатия. При скорости 14 кадров в секунду объем буфера составляет 42, 28 и 25 кадров соответственно.
В модели Fujifilm X-T2 есть интервальный таймер для замедленной съемки с возможностью выбора интервала между кадрами от 1 секунды до 24 часов, насколько позволит заряд аккумулятора и объем карты памяти. Через диск выбора режимов съемки доступна мультиэкспозиция (хотя наложение ограничено двумя кадрами), а также панорамная съемка и настройки брекетинга.
Wi-Fi реализован аналогично модели Fujifilm X-Pro2. Беспроводная связь по технологии NFC не поддерживается.
2.4. Дополнительные принадлежности для Фуджи Х-Т2
Фотоаппарат Fujifilm X-T2, как и Fujifilm X-T1, продается в комплекте со внешней вспышкой EF-X8, подключаемой через горячий башмак. Вспышка небольшая и не очень мощная, с ведущим числом 6.1 (при ISO 100) и весит всего 41 грамм. Ее мощности достаточно для освещения близко расположенных объектов, и её можно использовать в качестве ведущей вспышки при студийной съемке. Поддерживается синхронизация по передней и задней шторке. Также к камере можно подключить более мощные вспышки от Фуджи и других производителей.
Дополнительно приобретаемая батарейная ручка Fujifilm VPB-XT2 была специально разработана для Fujifilm X-T2 и может использоваться как дополнительная мощность к аккумулятору камеры или для облегчения съемки при повороте камеры в вертикальное положение. При установке двух полностью заряженных аккумуляторов для электронного затвора доступна непрерывная скорость съемки 14 кадров в секунду, а максимальная частота кадров при использовании механического затвора повышается до 11 к/с. Время задержки срабатывания затвора уменьшается с 50 до 45 миллисекунд.
Использование батарейной ручки Fujifilm VPB-XT2 добавляет 273 грамм к весу камеры, а установка в нее аккумуляторов — дополнительно до 369 грамм, что составляет примерно 60% от веса тушки с установленным аккумулятором. Если вам действительно необходима дополнительная мощность и производительность, обеспечиваемая батарейным блоком, то такой дополнительный вес себя оправдывает.
В комплекте с батарейной ручкой идут 2 аккумулятора, сетевой адаптер (AC-9VS) и удлинительный кабель для наушников. Вы можете зарядить обе батареи прямо в ручке, подключив блок питания.
3. Основные различия между Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-T20
Модель Fujifilm X-T2 находится во главе номенклатурного ряда беззеркальных фотоаппаратов Фуджи Х. Чтобы удовлетворить потребности фотолюбителей, не готовых платить за все преимущества топовой Х-Т2, предлагается упрощенная версия Fujifilm X-T20, имеющая много общего со своей старшей сестрой: новейшая матрица 24MP APS-C X-Trans III, продвинутая система гибридного автофокуса с настраиваемыми режимами АФ, видео в формате 4К и 30 к/с. Но есть и различия, которые предлагаю рассмотреть более внимательно.
3.1 Корпус, кнопки и диски управления
Во-первых, сравнивая Fuji X-T2 vs Fuji X-T20, видим, что первая имеет большие размеры и вес: 132.5 мм x 91.8 мм x 49.2 мм vs 118.4 мм x 82.8 мм x 41.4 мм; 507 г vs 383 г). Во-вторых, в любительской Фуджи Х-Т20 нет пыле- и влагозащиты.
Если посмотреть на верхнюю панель обеих тушек, видно, что обе имеют диски управления, но схема реализации чуть различается. На беззеркалке Фуджифильм Х-Т2 основные колесики отвечают за настройку ISO, выдержки и экспокоррекции. Удобно, что первые два сдвоены так, что нижний диск может управлять несколькими функциями: для ИСО — форсированный режим, брекетинг, видео, панорама, быстрая серия, мультиэкспозиция, расширенный фильтр; и режим замера экспозиции для соответствующего колесика экспозиции.
В отличие от Х-Т2, на Фуджи Х-Т20 с помощью дисков можно настроить только выдержку, экспокоррекцию и режимы: форсированный, брекетинг, видео, панорама, быстрая серия, мультиэкспозиция, расширенный фильтр.
Младшая камера позиционируется, как любительская, поэтому есть возможность переключить X-T20 в полностью автоматический режим съемки, а также имеется встроенная вспышка.
В старшей модели установлен слот на две SD карты, который поддерживает новейший формат UHS-II, в то время, как в Х-Т20 слот на одну карту и только на UHS-I.
3.2. Поворотный экран
В камере Fujifilm X-T20 имеется откидной экран, способный отклоняться на 90 и поворачиваться вниз на 45 градусов. Это — вторая модель в линейке Фуджифильм Х, в которой экран сенсорный (первая – Fujifilm X-A3), позволяющий осуществлять спуск затвора и выбирать точку фокуса касанием. В режиме просмотра можно пролистывать изображения или их увеличивать, проведя пальцем по стеклу.
Особенность Fujifilm X-T2 (и среднеформатной камеры Fujifilm GFX 50S) – поворотный экран, способный поворачиваться по трем осям: кроме вверх и вниз, он откидывается на 45 градусов в сторону, что удобно при съемке в вертикальном положении корпуса. В отличие от Х-Т20, дисплей в старшей модели не сенсорный.
3.3. Электронный видоискатель (ЭВИ)
В обеих моделях имеется встроенный ЖК-видоискатель разрешением 2,36 мегапикселей, расположенный по центру корпуса. Но в профессиональной Fujifilm X-T2 он больше (0.5” vs 0.39”) и имеет лучшее увеличение (0.77x vs 0.62x).
Кроме того, в форсированном режиме (при подключении батарейного блока) частота кадров в видоискателе Фуджи Х-Т2 может быть повышена с 60-ти до 100 к/с. Не нашел точно, но вроде как, у Х-Т20 этот параметр ограничен цифрой 60 к/с, так как батарейной ручки для этой модели не предусмотрено.
3.4. Максимальная скорость механического затвора
В обеих моделях имеется скоростной электронный затвор, которым можно снимать с выдержкой 1/32’000 секунды, и при этом беззвучно. В комментариях к сравнительному обзору любительской беззеркалки Fujifilm X-M1 я приводил примеры случаев, когда электронный затвор использовать невозможно, вместо него включают механический. Так вот, если сравнивать Х-T2 и Х-Т20, разница у них составляет: 1/8000 vs 1/4000 секунды. Кроме того, скорость синхронизации вспышки тоже отличается: 1/250 versus 1/180 секунды.
3.5. Скорость непрерывной съемки и емкость буфера
На первый взгляд, разницы между Fuji X-T2 и Fuji X-T20 по скорости непрерывной съемки нет: 14 к/с в режиме электронного затвора или 8 к/с в режиме механического. В режиме LiveView скорость составляет 5 к/с.
Но преимущество Фуджи Х-Т2 появляется, если к ней присоединить батарейную ручку (бустер): в режиме механического затвора скорость непрерывной съемки становится 11 к/с. Как мы помним, к Х-Т20 присоединить батарейный блок возможности не имеется.
Еще одна разница между этими фотоаппаратами – разная емкость буфера: 27 несжатых РАВов против 23-х, 33 сжатых RAF против 25-ти, и 83 кадров в JPEG против 62-х.
3.6. Шестая пользовательская настройка автофокуса
В камере Fujifilm X-T20 установлена та же система гибридного АФ, как и в Fujifilm X-T2, и имеется возможность устанавливать его настройки. Они включают в себя 5 алгоритмов изменения чувствительности Правда, в Fujifilm Х-Т2 имеется 6-й режим – пользовательский пресет, которого нет в Х-Т20.
3.7. Полное чтение матрицы, гамма-коррекция F-Log Gamma и ограничения по съемке видео
Обе камеры X-T2 и X-T20 в настоящий момент единственные в линейке Fujifilm X, которые могут писать 4К видео (UHD 3840 x 2160) при 24, 25 и 30 к/с с битрейтом 100 mbps. Также оба фотоаппарата позволяют выводить картинку 8-bit 4:2:2 4K по кабелю HDMI.
К видео можно применить те же фильтры с симуляцией пленки, что и при фотосъемке, но только в Фуджи Х-Т2 есть профиль гамма-коррекции F-Log, доступный через HDMI. При видеосъемке можно установить ИСО в диапазоне 200-12800, настраивать вручную все параметры экспозиции.
При съемке видео в формате 4K/30fps лимит составляет 10 минут для обеих моделей, но если на Fuji X-T2 поставить батарейный блок, то он увеличивается до 30 минут. В режиме видеосъемки Full HD и 60fps две модели пишут видео в течение 15 минут.
Модель Фуджифильм Х-Т2 обрезает видео до кроп-фактора Кф=1,17 при съемке в 4К, а Х-Т20 этого не делает. Видимо, это означает, что Х-Т20 не может выполнить полное чтение матрицы (full pixel readout), а значит четкость изображения хуже, чем у флагмана.
3.8. Порты аудио
В любительской модели Fujifilm X-T20 микрофонный вход — 2.5 мм, в профессиональной – 3,5 мм. У обеих нет разъема для наушников, но в батарейной ручке для X-T2 он имеется – можно контролировать звук при видеозаписи.
3.9 . Дополнительно приобретаемый бустер
Несколько раз мы отметили, что для модели Fujifilm X-T2 предлагается батарейный блок Fujifilm VPB-XT2, незаменимый при съемке спорта, фотоохоте, свадеб и 4К видео. Бустер не только увеличивает срок работы на одном заряде батареи, но и существенно повышает удобство съемки в вертикальном положении, благодаря дополнительным управляющим элементам, а также включению форсированного режима (продленное время записи видео, качество работы ЭВИ, скорость и точность фокусировки).
Для Фуджи Х-Т20 батарейного блока не существует, поэтому владелец не сможет улучшить параметры своей камеры.
Для лучшего восприятия разницы параметров рассматриваемых беззеркалок предлагают посмотреть сравнительную таблицу.
Параметр | Fujifilm X-T2 | Fujifilm X-T20 |
Матрица | 24MP X-Trans III | 24MP X-Trans III |
Механический затвор | 1/8000 | 1/4000 |
ЭВИ, точек и частота кадров | x0.77, 2.36M, 100 к/с | x.062, 2.36M, 60 к/с |
Экран | 3″, 3:2, 1040K, 3-осевой поворотный | 3″, 3:2, 1040K, 2-осевой откидной |
Сенсорное управление | Нет | Да |
Настройка АФ | 5x пресетов, 1x пользовательский | 5x пресетов |
Скорость непрерывной съемки, к/с | 8 к/с, буфер на 83 кадров JPEG | 8 к/с, буфер на 83 JPEG |
Съемка в режиме LiveView | 5 к/с, 130ms задержка | 3 к/с, 280ms задержка |
Съемка видео | 4K 30p F-Log | 4K 30p, 10 минут предел, битрейт 100Mbps |
Слоты для карт памяти | Dual UHS II (два слота) | Single UHS I (один слот) |
Защита от пыли и влаги | Да | Нет |
Батарейная рукоятка | VPB-XT2 | Нет |
4. Стоит ли покупать Fujifilm X-T2 или Fujifilm X-T20, или вообще взять зеркалку?
На сайте есть статья о том, какой фотоаппарат лучше купить начинающему фотолюбителю. В комментариях к ней — опросный лист, который я прошу заполнить, перед тем, как задавать вопрос какую камеру или объектив предпочтительно выбрать. Главные вопросы:
- Сколько денег готовы потратить?
- Насколько определяющими являются вес и размеры фотоаппарата?
- Какие сюжеты в основном будете снимать?
Так вот, предположим, что вы планируете фотографировать спорт или диких животных, или еще что-то, где требуется использование телеобъектива. В линейке Fujifilm, на сегодняшний день, представлен лишь один телевик Fujinon XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR, цена его — 2’200 USD. Сторонние производители Tamron и Sigma стекла для Фуджи не выпускают. За цену Fuji X-T2 вы возьмете полный кадр Nikon и выберете телевик из нескольких десятков моделей, как родных, так и сторонних производителей, с фокусным расстоянием 400, 600 и 800 мм.
Второй пример: вы серьезно увлекаетесь макросъемкой. Для Фуджифильм есть только Fujinon XF 60mm f/2.4 и Zeiss Touit 50mm f/2.8M Lens. Понятно, что в макросъемке автофокус особо не нужен, и через переходник можно прицепить «чужие» макрики (например, Samyang 100mm f/2.8 ED UMC Macro), но все же… Для Nikon без танцев с бубнами вы используете не только родные макрики Nikon 40, 55, 60, 85, 105 и 200 мм, но и Tamron 60, 90, 180 мм, Tokina Macro 100 F2.8, Sigma 105, 150 мм.
К сожалению, портал Dxomark не замеряет параметры камер Fujifilm X по динамическому диапазону, цветопередаче и рабочему ISO – можно ориентироваться лишь на личное восприятие картинки. Давайте, хотя бы ради любопытства, сравним технические характеристики Fujifilm X-T2 и топовых зеркалок конкурентов Canon EOS 7D Mark II и Nikon D500.
Параметр | Сanon EOS 7D M2 | Nikon D500 | Nikon D7200 | Fuji X-T2 |
Цена, руб. | 97’700 | 145’000 | 65’600 | 109’000 |
Поворотный экран | Фиксированный | Откидной | Фиксированный | 2 оси |
Чувствительность АФ | -3EV | -4EV | -3EV | -3EV |
Скорость съемки | 8 к/с | 10 к/с | 6 к/с | 8 к/с
14 эл.затв. |
Емкость буфера | 103 JPEG 26 RAW |
200 JPEG
79 RAW |
100 JPEG
18 RAW |
83 JPEG 27 RAW |
Минимальная выдержка | 1/8000 | 1/8000 | 1/8000 | 1/8000
1/32000 эл.затв. |
Скорость синхронизации | 1/250 | 1/250 | 1/250 | 1/250 |
Кол-во слотов под карты | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ёмкость аккумулятора | 670 | 1240 | 1100 | 340 |
Сравнивать с Canon EOS 7D Mark II мне тяжело, так как по параметрам матрицы (ДД, ЦП и ИСО) он находится непреодолимо далеко, чем любой кроп от Nikon, выпущенный в последние 5 лет. Я уверен, что по этим параметрам Кэнон 7Д Марк 2 не конкурент и Фуджику. Все же сравним: по цене камеры сопоставимы, по качеству объективов для КРОПа, как писал в обзоре выше: Fuji не делает плохих объективов. Никаких особых технологических преимуществ Canon EOS 7D Mark II, на мой взгляд, не имеет (непрерывная съемка, скорость и емкость буфера и т.п.). Таким образом, считаю, что продвинутый фотолюбитель, владеющий камерой Canon EOS начального уровня, мечтающий перейти на продвинутый КРОП, вполне может выбрать и профессиональную модель Fujifilm X-T2, как альтернативу. Если же фотограф занимается специальной съемкой (спорт, концерты, фотоохота), нужно внимательно сравнивать парк объективов по выбору и цене, тестировать скорость АФ на беззеркалке.
Забыл сказать, при сравнении Nikon, Canon и Fuji, к цене Fujifilm X-T2 сразу нужно добавлять 180 USD (стоимость 3 дополнительных аккумуляторов, или 370 USD за батарейную ручку).
Сравнивать Fuji X-T2 с профессиональным Nikon D500 смысла не вижу, так как не знаю, кто покупает последний – см. сравнение с полным кадром Nikon D610.
Ну, если посмотреть на различия между Fujifilm X-T2 и Nikon D7200, который явно уступает по рабочему ИСО и по весу системы, с учетом выбора качественных объективов на КРОП, то тут есть над чем поразмыслить. И главная головоломка — что предпочесть: низкое ИСО и цену у Никон Д7200 или высокое ISO и стоимость Х-Т2?
А вот проблемы выбора Fujifilm X-T2 vs Fujifilm X-T20 не вижу. Просто откройте свои альбомы с фотографиями и посчитайте: какая доля из них снята под дождем, как часто вы «строчите» сериями по 50 кадров и собираетесь ли покупать за 370 USD батарейный блок. Уверен, что 95% из тех фотографов, кто колеблется между Фуджифильм Х-Т2 и Фуджифильм Х-Т20, выберут младшую модель.
5. Заключение к обзору беззеркалки Fujifilm X-T2
У меня не было задачи агитировать за покупку Fujifilm X-T2 или, наоборот, отговаривать. Тщательный сравнительный анализ и примеры фотографий, представленных Павлом и другими владельцами этих беззеркалок, показали, что фотоаппарат имеет, действительно, очень много положительных сторон, и не так уж много минусов, если равняться на среднестатистического фотографа. Но если сравнивать стоимость владения (тушка, объектив, вспышка, прочие аксессуары) и широту выбора, то возникает много поводов направить свой взгляд на другие марки. В любом случае, замечательно, что на рынке представлены такие фотокамеры: растет конкуренция, заставляющая производителей думать об улучшении продукта и о снижении цены, от чего выигрываем все мы. И особая благодарность Павлу Черталеву за представленные интересные снимки с его замечательной Fujifilm X-T2. Желаю ему только восхитительных кадров!
Примечание: все фотографии в этом сравнительном обзоре сняты в формате RAF и обработаны в родном редакторе Silkypix Developer Studio Pro 8.0 с применением различных цветовых профилей + доведение в Photoshop.
* * *
Следующая информация может быть интересна потенциальным покупателям или владельцам Fujifilm X-T2.
Вместо послесловия. Пока готовил этот обзор, фотограф Дмитрий Кочергин выложил на Youtube сравнительный анализ снимков, полученных на Фуджи Х-Т20 и Х-Т10, где он сравнивает изображения на высоких ИСО. Общий вывод, по параметрам матрицы модели друг от друга практически не отличаются, и причин для предпочтения новинки, по его мнению, могут быть только два: 1) вас не удовлетворяет скорость работы автофокуса Х-Т10; 2) вам не нравится, что в матрице предыдущей модели лишь 16 мегапикселей.
По ссылке можно скачать образцы фотографий в формате RAW, снятых Дмитрием на Fujifilm X-T20 и X-T10. Исходя из данных таблицы сравнения X-T2 и X-T1, делаю вывод, что новинку могут предпочесть те фотографы, кому требуется более быстрый и точный АФ, и кому не обязательно нужны 2 слота под карты памяти.
Кстати, пару слов о Д. Кочергине, блог которого я читаю уже несколько лет. Замечательный фотограф с Южного Урала. Посмотрите на его работы в Контакте (аккаунт: norcoman74 в ЖЖ) – возможно, захотите отправиться с ним в фототур. Дмитрий организует фотопоездки по нашим краям – вернетесь с классными кадрами и отличным настроением.
Какой фотоаппарат Fujifilm X выбрать в 2019 году
Кроме рассмотренных Fujifilm X-T2 и X-T20, к концу 2018 года на рынок компания выпустила еще модели X-H1, X-E3 и X-T3.
В комментарии к данному обзору можно посмотреть сравнение Фуджи Х-Т3 и Х-Т2, а также графики, на которых видна разница в динамическом диапазоне и цифровым шумам разных матриц (как беззеркалок, так и зеркалок, включая новинки Nikon Z6, Nikon Z7 и Canon EOS R).
Также много времени уделяется тому, какие параметры должны быть у компьютера, чтобы он смог без тормозов обработать видео в формате 4K с битрейтом 400 Mbps с фотоаппарата Фуджи Х-Т3. Какая флешка потребуется для записи такого видеоролика.
Если вы собрались покупать подержанную камеру Fujifilm X, советую внимательно отнестись к проверке механической работоспособности. И в комментариях ниже читатели указывали на случаи, когда очень быстро отваливались кнопки, не работали диски, и вот ветка владельцев Fujifilm X-T3 – по отзывам, фотоаппараты находятся в сервисе по полтора месяца, и так и не ремонтируются.
Поступил вопрос в личку по поводу выбора объектива для КРОПнутой камеры. Поскольку я всех читателей прошу обсуждение фототехники делать через сайт (и другим может пригодиться, и мне не придется по многу раз на одинаковые вопросы отвечать), перемещаю его сюда.
Анатолий спрашивает:
«Сергей, здравствуйте! Очень много прочитал Ваших статей в блоге про использование фотоаппарата в путешествиях. Много для себя узнал, у Вас написано все доступно и без лишней информации. Спасибо!
Так сложилось, что сейчас выбираю обьектив для путешествий на велосипеде, и мне кажется, никто лучше Вас не поможет мне с выбором, так как я сам уже запутался. Если не против, я хотел у Вас спросить.
Выбираю обьектив из двух категорий:
— фикс на 21мм в 35мм эквиваленте;
— зум 18-55мм/2.8-4 (в 35 мм эквиваленте).
Цели сьемки — в основном, красивые природные места (озера на фоне гор, лес, реки) и архитектура, а также съемка жены 🙂 на фоне этих красот. Мы путешествуем на велосипедах. Вот сначала хотел фикс, но прочитал Вашу статью о том, что широкоугольные обьективы отдаляют фон от обьекта, и немного засомневался (имею мало опыта в фотографии). Я боюсь, что снятый человек на фоне гор или какого-то красивого пейзажа (леса, каньона и т.д.) будет сильно отдален от фона, горы будут выглядеть крошечными и невыразительными.
Часто слышу, что люди в путешествиях обходятся фиксами на 28 мм для сьемки любых сцен. Плюсы фикса для велосипедиста вижу в его компактности, но очень боюсь быть ограниченым только сьемкой пейзажа без людей на фоне пейзажа.
Можно узнать Ваше мнение по этим фокусным расстояниям? Может с Ваших советов я сдвинусь с точки, в которой застрял в выборе обьектива. Зараннее спасибо!»
Мой ответ:
«Анатолий, Вы не указали, на какую камеру выбираете объектив, но я так понимаю, что речь идет о выборе между Fujinon 18-55mm f/2.8-4 и Fujinon 14mm f/2.8? Совет дать невозможно, так как здесь нет правильного решения. Вы и сами назвали преимущества короткофокусного фикса: маленький и лёгкий. Его особенность — чтобы получать качественные снимки, нужно на передний план ставить какой-либо объект, и Вы правильно сказали, что показать огромные горы с его помощью не получится. Чтобы показать громадину на заднем плане, нужно большое фокусное расстояние.
Тут уж нужно самому выбирать, что важнее. Лично я отдал преимущество объективам с универсальным фокусным расстоянием, т.е. в Вашем случае — Fujinon 18-55mm f/2.8-4, так как он сочетает в одном корпусе и фикс, и слабенький телевик. Можете посмотреть мой отчет о поездке в Башкирию на машине — там есть кадры и с Samyang 14mm f/2.8 (т.е. с Вашим ЭФР 21 мм), и с Nikon 17-55mm f/2.8G (т.е. по фокусным — аналогом 18-55mm f/2,8-4).
Меня нельзя назвать увлечённым велосипедистом, но в путешествиях я несколько раз брал на прокат велосипед и ездил на экскурсию. Могу сказать так: если у Вас есть фоторюкзак, то Вам нет разницы, насколько большой у Вас объектив. Вот, например, велопрогулка по территории старинного города Сукхотай в Таиланде — у меня в фоторюкзаке лежит полный кадр Nikon D610, фикс Samyang 14mm f/2.8, универсальный зум Nikon 24-70mm f/2.8 (аналог Вашего Fuji 18-55mm f/2.8-4) и телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
На снимке №7 можете посмотреть, как я себя чувствую с фоторюкзаком за плечами — не мешает.
А вот — рассказ о велопрогулке в окрестностях старинного городка Орчха в Индии — там у меня в фоторюкзаке вместо лёгкого Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G лежал тяжеленный Nikon 70-200mm f/2.8G с телеконвертером.
В общем, на основе моего опыта, зум Fujinon 18-55mm f/2.8-4 будет удобнее. Собственно, на эту же тему в разделе «Фотодело» приведена большая статья, где я сравниваю разные штатники для системы Fuji и привожу примеры фото на 16 мм и на 55 мм».
Сергей, приветствую. Спасибо за статью: подробно и доступно, как всегда, в общем. Резкость у Фуджика заставляет задуматься, не продать ли мне все свое фото- и видеооборудование и купить этот аппарат. Для предметки — самое то.
Уже смотрел предметных фотографов — на эту камеру получается очень классно. Снял, и без обработки, почти можно обойтись. Хотя цена на весь комплект выходит большой. Цена меня и остановила в свое время от покупки Fuji X-T30 одной тушки без объектива. Может быть и до этого времени собирал бы на стекло.
Но снимки классные на таких ISO, без мыла, четкость зашкаливает. Может и ФФ дают такую картинку, не смотрел. Жаль, объективы найти будет не просто.
Но резкость… 🙂
Добрый день, Евгений. В моём понимании, резкость — это 80% от объектива и 20% от постобработки, поэтому тут нет заслуги Fuji X-T2 и Fuji X-T30 не даст лучший результат.
А для съемки предметки супер-пупер камера не нужна. Достаточно Nikon D5100 и хороший объектив. Для крупных предметов какой-нибудь фикс типа Nikon 50mm f/1.8G, для мелких — пойдет старенький макрик Nikon 105mm 1:2.5 Nikkor AI-S. Если хочется Fuji, можно и Fuji X-T10 взять б/у плюс переходник под адаптер Nikon F и тот же макрообъектив. В предметке ведь главное — свет.
Да не, это я так мечтаю. 🙂 Конечно, брать не буду и буду все с имеющимся снимать. Фотографирую, получается, и даже ISO 1600 поддается обработке. Единственно, сужу для стоков. Не получится зарабатывать по-другому у меня, и не хочу. Мне лучше дома тихо одному возиться, чем бегать снимать свадьбы и т.д. Да, природа.
А с предметкой недавно услышал мудрейшие слова: мы снимаем отраженный свет от объекта. Даже не сам объект как таковой, он идет фоном. Свет, якобы, основа. Скорее всего, автор про. Фотография — это же светопись, ну и…
Надо быть полным идиотом, чтобы перейти с ФФ на КРОП… Я понимаю, что тема беззеркалок с каждым днем все актуальнее и данная статья написана не столько для пользы, сколько для просмотров. Люди не вникают в это, люди реально читают этот бред и принимают его за чистую монету. Вы сравниваете КРОП с ФФ, Вы серьезно?! Пфффф…
Николай, спасибо за Ваше, хоть и столь категорично-эмоциональное, мнение. 🙂
Я понимаю Ваши сомнения, но я перешел на КРОП после нескольких лет на ФФ. Прошло уже 3 года и я на КРОПе вполне доволен и не собираюсь возвращаться назад.
Позвольте мне спросить: a Вы прошли такой путь, чтобы высказывать свое мнение в этом вопросе да еще и столь категорично? И хотя Вам это, наверно, странно слышать, но я себя идиотом ни в коей мере не ощущаю. 🙂
Более того, за все эти годы, мое мнение еще сильнее укрепилось в том, что в современных реалиях размер матрицы совсем не влияет на качество фотографии.
Справедливости ради, скажу, что фото, которые здесь представлены, были сделаны сразу после перехода на новую систему, и сейчас мне уже не особо нравятся. И я уверен, что сейчас я мог бы их сделать лучше.
Николай, с того момента, как я опубликовал этот обзор, у меня появились в служебном пользовании КРОПнутые Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 и Fuji X-T10. Одновременно я владею полным кадром Nikon D610.
Перечисленные беззеркалки по качеству картинки в подмётки не годятся полному кадру. Но… после рождения ребёнка я уже четыре раза ездил в путешествия с ними, а не с фуллфреймом. И в предстоящий отпуск я, как бы ни хотелось, буду брать Фуджи Х-Т10, и даже почти решился взять для него сверхширик Tokina 11-16mm f/2.8.
Это я к тому, что параметров выбора фотоаппарата очень много, для каждого фотографа они разные, и они могут меняться. И нужно быть идиотом, чтобы этого не понимать.
Если бы я не терял слишком много денег от продажи своей системы Никон (а сюда входят и оптика, и вспышки, и трансмиттер для них), наверное, уже перешел бы, как и Павел, на Fuji X-T2.
Унылые, пластмассовые цвета… Полиэтилен какой-то… Увы, после закрытия производства Fujifilm S5 Pro (знаменитой «Пропятки») цвета «умерли»…
Так понимаю, здесь идет речь о том, что «на вкус и цвет фломастеры разные». 🙂 В субботу вернулся из очередного отпуска в Таиланд, куда снова (как и в Турцию) ездил с комплектом Fujifilm X-T10 и Fujinon 16-55mm f/2.8, XF 55-200mm f/3.5-4.8, а вчера проявлял фотки для первой главы отчёта. Порадовался именно цветам: они мне больше нравятся, чем с Nikon или с Sony A6000.
А вообще, уже приводил в комментариях к этому обзору слова выдающегося репортажного фотографа Сергея Максимишина, касающиеся фетиша некоторых фотолюбителей по поводу цветов плёночных фотографий. Считаю, что они относятся и к Вашему «полиэтилену». 🙂
Поступил вопрос от гостьи сайта. Поскольку всех читателей прошу общаться через комментарии в блоге, размещу ответ здесь.
Нина:
«Сергей, добрый день.
Меня зовут Нина, и мне тоже 37 лет. Я — мама двухлетней дочери.
Я обладательница Fujifilm X-T2 и набора линз к ней, благодаря мужу, который поддержал мое желание двигаться в фотографии.
У меня есть проблема из проблем: я ничего не успеваю — быт, дочь. Списки только множатся, а производительность никакая. Да, можно оправдаться в очередной раз, что это ребенок. Пережди, подрастет… Но дальше некуда, намерена двигаться.
Какие-то знания есть, но, получены они были еще до рождения дочери, и когда берусь за дело, понимаю, что не хватает именно тренировки и понимания той технике, которой владею. Сижу в Интернете, в Ютубе, разбираюсь потихоньку, но какими-то мелкими шагами. А по КРОПнутым Fujifilm X вообще мало информации.
Очень рада, что нашла Ваш сайт и замечательные статьи. Благодарю Вас за Ваш труд!
Кое-что стало понятно: в первую очередь то, что инструкцию нужно не просто читать, а разбираться и учить. 🙂
Про ISO и выдержку знаю, но, честно, никогда не доходила до таких коротких как, например, 1/2000 секунды. Светочувствительность повышаю в сумерках и меняю диафрагму, соответственно, если стиль съемки под эту диафрагму подходит.
Подошла к серьезному шагу, переломив себя, выходя из зоны комфорта и назначила съемку знакомой семье. Да, фотосъемка бесплатная, но люди готовятся, будут ждать результата, а я вся в быту и очень мало возможности по подготовке.
Хочу провести семейную съемку на закате. Семья — двое взрослых и трое детей (5 человек).
Сценарий на природе. Бег, игра, танцы, статика на пледе, позы, а учитывая детей (постоянное движение). И здесь мне страшно. Мазилово у меня выходит часто.
Если у Вас есть возможность, подскажите, как мне настроить камеру, чтобы все вышло?..
Основная задача, с которой мне сложно — получение резких людей в движении на снимках.
В первую очередь, меня смущают настройки камеры, которые я не понимаю. Как пример, в качестве изображения, помимо основных, таких как тон светов, тон теней, цвет, резкость. Также интересует настройка AF & MF.
Из оптики, у меня есть следующие линзы в мм:
Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS, Fujifilm XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS, Fujifilm XF 35mm f/2 R WR, Fujifilm XF 56mm f/1.2 R.
Мне нравится Fujifilm XF 35mm f/2 R WR и Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS для широкого угла. Портретник 56 мм тормозит.
Вопросы:
1. Основные настройки камеры?
2. Какие два объектива из имеющихся использовать на предполагаемой съемке, с примерами приложенных кадров?
3. Как добиться фокуса резкости всех 5-ти участников съемки с размытым задним фоном, как на кадре №1, №3? На Fuji 56mm f/1.2 получится? Но он очень тормозной в фокусе. 🙁
4. Как снимать движение, с какими настройками, кадры #2,4. Я понимаю, что закатное солнце и свет постоянно меняется – соответственно? настройки тоже двигаются, ИСО растет.
Сергей, помогите, пожалуйста, если это возможно. Если Вы владеете ресурсом времени. Буду первый раз механически снимать, а дальше увижу, буду углубляться и тренироваться.
Вы — мой единственный шанс утопающего. 🙂
Заранее очень благодарна,
Нина.»
Мой ответ:
«Здравствуйте, Нина. Спасибо большое за добрые слова! Что такое «не хватает времени с маленьким ребенком» я теперь тоже знаю: сыну 2 года и 5 месяцев. И все же, чтобы провести семейную съемку на высоком уровне, Вам придется много почитать. Как минимум — почитать мои фотоуроки.
1) Какие настройки использовать.
Самый идеальный вариант — почитать мои статьи. Там очень все подробно разжевано. Сейчас дам только краткие ответы на Ваши вопросы:
Основные настройки камеры. Я снимаю 95% времени в режиме «Приоритет диафрагмы + Авто ИСО». В этом варианте фотограф задает в меню минимальную выдержку (скажем, для не очень быстро бегающих детей это примерно 1/250 секунды) и максимальный порог ИСО (скажем, для Fuji X-T2 — 1600 единиц). Теперь во время съемки Вам нужно только выбирать диафрагму, а камера будет автоматически выставлять такое ИСО, чтобы обеспечить 1/250 секунды. Если на улице темно и 1600 единиц не хватает, тогда выдержка будет длиннее (скажем, 1/50 секунды) и будет смаз.
Смаз, по большей части возникает из-за слишком длинной выдержки. Как решить эту проблему мы разобрали выше. Вторая наиболее распостраненная причина — правильная настройка автофокуса. Я в 90% снимаю с фокусировкой по одной точке (ее навожу на глаза), но можно фотографировать и в других режимах (об этом ниже). Режим фокусировки — следящий (AF-S). Но, если мне нужно перекадрировать кадр, я блокирую фокус кнопкой AF-L на задней панели камеры — фактически получаю AF-C.
В разделе №2 базового фотоурока разбираются настройки при съемке различных сюдетов: портрет с размытым фоном, с резким фоном, бегущего человека, группы людей, пейзажа и т.п.
Во второй части обзора мыльницы Fuji X30 (фото №25) я приводил описание настроек меню (оно аналогично X-T2).
2. Какой объектив выбрать?
У Вас есть примеры групповой съемки на широком угле (~16 мм) — их можно снимать как на Fuji 18-55mm f/2.8-4, так и на Fujinon XF10-24mm F4. Тут Вам выбирать, какой удобнее. И есть примеры на 35-55мм — тут тоже фотографу выбирать. Там, где требуется размытый фон, конечно, лучше использовать фиксы Fuji 35mm и 56mm. Там, где фон не размывается или где снимается группа людей (зажимается диафрагма), можно и Fuji 18-55mm f/2.8-4 применять.
Чтобы добиться резкости на групповом портрете, нужно обеспечить ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) достаточную, чтобы все люди вошли в нее. Она, ГРИП, зависит от фокусного расстояния объектива, от расстояния до объекта фокусировки, от диафрагмы. Степень размытия фона зависит от этих факторов и еще от расстояния до фона. Поэтому точную цифру сказать нельзя. В каких-то случаях это может быть f/5.6, а в каких-то f/11, а в каких-то достаточно f/2.8.
3. Какие настройки при съемке группового портрета, чтобы все люди были резкими?
Подробная схема и ответы, в какой точке фокусироваться при съемке группового портрета приведена на рисунке в разделе №3.2 обзора Sony A6000.
4. Как сделать так, чтобы дети в движении были резкими?
Как снимать движение. Коротко: приоритет диафрагмы + Авто ИСО. Режим слежения — AF-C. Если нужно, чтобы люди на заднем плане были размыты, нужно приоткрыть диафрагму (значение выбирается опытным путем; для 1 человека — попробовать f/3.2, для двух детей — f/4; как писал выше, степень размытия родителей зависит и от фокусного расстояния объектива, и от расстояния между детьми и родителями). Еще раз — читайте главу с описанием настроек камеры из п.№1 выше. Также советую почитать статью про настройку автофокуса в камерах Sony A6500 — хоть и другая система, все равно станет понятнее, как фокусироваться на Фуджи Х-Т2.
Желательно на съемки взять отражатель (рефлектор) — поможет снять мягкие портреты.
Желаю удачных съемок! Чтобы результатом остались довольны.
P.S. Как время течет! Нужно переписать раздел «Об авторе»: мне уже 44 года, у Вас с 37-ю — все впереди.» 🙂