\n

Опыт макросъемки с применением макрофильтров Close Up

Рано или поздно начинающий фотолюбитель решает попробовать свои силы в макросъемке. И тут выясняется, что увлечение макрофотографией – дорогостоящее хобби. Для получения качественных фотографий вам потребуется купить макрообъектив, который стоит не так уж и дешево.


Вы не уверены будете ли заниматься макросъемкой постоянно или будете фотографировать макро лишь время от времени. Поэтому появляется желание немного сэкономить: вы можете использовать специальное переходное кольцо, позволяющее прикрутить обычный объектив к камере обратной стороной. Еще более дешевой альтернативой могут стать макрокольца, макролинзы и макрофильтры.

Макролинза или, как ее часто называют, линза close up, по сути представляет собой увеличительное стекло с резьбовой оправой. Поэтому макролинзу иногда еще называют макрофильтром, т.к. она накручивается на внешний конец объектива, как, например, поляризационный фильтр.

Одним прекрасным днем я решился купить набор макрофильтров Banner, содержащий линзы close-up с диоптриями +1, +2, +4, +8 и +10. Первый опыт использования макролинз показал, что не так-то просто при фотографировании, например, цветов поймать фокус: небольшое колыхание от ветра – и все фокус смазан. При съемке такими линзами ГРИП очень мала и отклонение объекта съемки на 1 мм уже приводит к фатальным последствиям. Со штативом не всегда удобно подойти близко, а с рук – трудно навестись на резкость. Пробовал снимать насекомых – убегают… 🙂

Так и лежал у меня набор макрофильтров без дела до сегодняшнего дня, когда я решил протестировать свои линзы в лабораторных, читай студийных условиях, чтобы вынести окончательный вердикт: стоит или нет покупать close up фильтры.
Съемка проводилась дома со штатива при естественном освещении от окна. Фотомодели – какие-то цветочки, что растут у нашего подъезда.

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Так выглядела моя макростудия для получения макрофотографий к данному обзору макролинз close up. Сорри за качество – снято на мобильный телефон. Вы видите, мой фотоаппарат Nikon D5100 с КИТ-объективом Nikkor 18-55 установлен на штативе. При чем, камера закреплена не на штативной головке непосредственно, а на макрорельсах, которые я купил совместно с комплектом макрофильтров. Должен сказать, что макрорельсы – удобное устройство для наведения на резкость при макросъемке. Включаете камеру в режиме live view, увеличиваете фрагмент кадра, по которому наводится фокус, и, вращая валик, очень плавно перемещаете фотоаппарат вместе с зубчатой рейкой. Использование макрорельсов упрощает жизнь в условиях малой ГРИП.

Давайте посмотрим примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 с KIT объективом Nikkor 18-55 и макрофильтрами close up.

Пример №1

Согласно технических данных фотоаппарат Nikon D5100 c КИТ-объективом 18-55 имеет минимальное расстояние для фокусировки – 28 сантиметров. Вот, что снимает камера с такого расстояния без использования макролинзы.

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Пример №2

Попробовал отключить у объектива функцию автоматической фокусировки и навестись на резкость в мануальном режиме. Удалось сфокусироваться с расстояния 16 см.

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Пример съемки макрофильтром №3

На объектив навинчена макролинза +1. Положение камеры не менялось, чтобы было понятно какова степень увеличения. Видим, что линза почти не увеличивает картинку.

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikkor 18-55

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikkor 18-55

Пример фотографии, снятой с применением линзы close up №4

Меняем увеличительное стекло на close-up +2. Изображение стало чуть-чуть крупнее (кстати, расстояние 17 см получилось в результате перемещения салазок в процессе наводки на фокус; с 16 см сфокусироваться не удалось).

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikkor 18-55

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikkor 18-55

Пример №5

Используем макрофильтр +4. Также я бы не сказал, что он заметно увеличивает картинку в сравнении с первым вариантом. Глубина резкости вполне приемлемая.

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Пример №6

После замены насадки +4 на линзу close up +8 сфокусироваться с расстояния 17 см не удалось. Пришлось передвинуть штатив ближе, чтобы плоскость фильтра оказалась на расстоянии 11 см от цветка.

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Пример съемки макрофильтром №7

Устанавливаем последнюю линзу в моем наборе – close up +10. Как видно ГРИП стала значительно меньше. На данном фото резкость наводилась по тычинкам, а пестик – почти выходит из зоны ГРИП.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на close up +10.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на close up +10.

Пример съемки close up линзой №8

Эксперименты показали, что я могу сфокусироваться на минимальном расстоянии 4 см от цветка. При этом ГРИП у фильтра +10 очень маленькая.

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Вот тот же кадр с линзой +8.

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Пример макрофотографии снятой с использованием макрофильтров №9

Как можно увеличить ГРИП? Зажав диафрагму (для чистоты эксперимента диафрагма на всех кадрах одинаковая f=13) либо уменьшив фокусное расстояние. На кадре ниже видно, что ГРИП при фокусном расстоянии 18 мм на линзе +10 вполне приемлемое. Только вот увеличение становится почти не заметным, в сравнении с фокусным 55 мм.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Все кадры в данном обзоре представлены «как есть», без кропления. Для размещения фотографий в интернет обычно не требуется размер 4928×3264 пикселей, как снимает наша камера Nikon D5100. Вы можете вырезать из центра кадра необходимый фрагмент. Вот, что может у вас получиться.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Во время тестирования в кадр даже попала личинка какого-то насекомого. Только вот фокусировка была произведена по тычинкам и животное не в зоне резкости.

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

В заключение своего обзора с примерами фотографий, снятых макрофильтрами close up, хочу отметить, что поскольку пока что я использую простенький штатив Era ECSA-3512, а макрорельсы меняют центр тяжести конструкции, то камера довольно сильно шевелится в процессе наведения на резкость. При макросъемке ГРИП очень маленькая и даже едва заметное движение приводит к выходу объекта фокусировки из зоны резкости.

Таким образом, сегодняшние испытания макролинз подтвердили, что для макросъемки требуется более жесткий штатив. Посмотрим, как покажет себя карбоновый Sirui T-2204X с головкой G20X, рассчитанной на нагрузку 15 кг.

Основные выводы, которые я сделал для себя после тестирования макрофильтров close up: данные приспособления нельзя рассматривать, как серьезный инструмент для макросъемки. Наиболее удобные линзы с точки зрения ГРИП — +4 и +8.

В одном из отзывов, что я нашел в сети Интернет, говорится о том, что макролинзы хорошо показывают себя при съемках на длинных фокусных расстояниях (от 100 мм). Может быть, стоит для моего нового телеобъектива Nikkor 70-300 приобрести только вот указанные две линзы и попробовать его на 200 мм фокусного расстояния…

Ну и напоследок – три примера макрофотографий, снятых с использованием линз close up не в студии, а в полевых условиях.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фотография 14. Маленькие титаны... Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Фотография 14. Маленькие титаны… Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Чтобы получить эти две фотографии пришлось снять несколько десятков дублей. Муравьишки постоянно двигаются, а поскольку ГРИП невелико, то поймать их в зоне резкости очень трудно. За 40 минут съемки так и не получил ни одного полностью резкого кадра.

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фотографии муравьев и кузнечика – кроп из центра кадра.

После последних трех фотографий уже не могу поставить точку в своем обзоре макрофильтров и сказать точно, следует ли покупать close-up линзы… Хочется «помикрофотоохотиться» еще… 🙂

Надеюсь, что мой отчет вам пригодится. Удачных макросъемок!

Prodolzhaem testirovat Samayang
Еще примеры фотографий на макролинзы можно посмотреть в статье про прогулку в лесу с шириком Samyang 14/2.8 и штатным KIT 18-55 с макрофильтрами
 Moj otvet na vopros, kakoj tip fotoapparata vybrat' nachinajushhemu fotografu: zerkal'nyj, bezzerkal'nyj ili kompakt (myl'nicu)
Какие фотографии получаются при съемке на настоящий макрообъектив можно посмотреть в обзоре любительской зеркалки Nikon D3200. Там же есть примеры фото, снятых данной камерой на советский объектив Гелиос и KIT 18-105
Primery fotografij, snjatyh na professional'nyj teleob#ektiv Nikon 70-200/4G i polnokadrovyj fotoapparat Nikon D610. Sravnenie raznyh modelej televikov mezhdu soboj.
Примеры фотографий, снятых на профессиональный телеобъектив Nikon 70-200/4G и полнокадровый фотоаппарат Nikon D610. Сравнение разных моделей телевиков между собой.
Ne znaju, naskol'ko primenimy avtomaticheskie rezhimy fokusirovki v makros#emke, no v drugih zhanrah, naprimer, pri fotoohote, fotograf dolzhen chetko ponimat', kak nastroit' avtofokus. Besplatnyj urok dlja nachinajushhih fotoljubitelej.
Не знаю, насколько применимы автоматические режимы фокусировки в макросъемке, но в других жанрах, например, при фотоохоте, фотограф должен четко понимать, как настроить автофокус. Бесплатный урок для начинающих фотолюбителей.
Chtoby kachestvenno snimat' makro, nuzhno horosho razbirat'sja v takih bazovyh ponjatijah, kak vyderzhka, diafragma i svetochuvstvitel'nost'. Urok fotografii po vyboru nastroek dlja novichkov
Чтобы качественно снимать макро, нужно хорошо разбираться в таких базовых понятиях, как выдержка, диафрагма и светочувствительность. Урок фотографии по выбору настроек для новичков
Pri makros#emke fotograf dolzhen chetko ponimat', kak sebja vedet GRIP (glubina rezko izobrazhaemogo prostranstva). Simuljator boke i kal'kuljator GRIP dlja novichkov..
При макросъемке фотограф должен четко понимать, как себя ведет ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Симулятор боке и калькулятор ГРИП для новичков.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 19

  1. Апис Красноярский:

    Почитав и посмотрев примеров, заказал себе линзу Close UP +3, на моем объективе КИТ 18-105 мм должно быть нормально, посмотрим по приходу.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ничего себе! 🙂 Вообще-то я писал отчет, чтобы показать, что может быть следует рассмотреть вопрос покупки макрообъектива, ну или там — макроколец…. 🙂 А эффект совершенно обратный: разместил статью, через пару часов человек решил купить макрофильтр…. 🙂 Удивили!

      View Comment
    • игорь:

      На 105 мм фокусного нужна макролинза 5х… Всё, что автор показал, можно выбросить в топку. Пусть проводит исследования дальше.

      View Comment
  2. Сергей:

    Потому что макролинзы забирают немного светосилы. Поэтому нужен запас диафрагмы

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Сергей, спасибо за комментарий. Мне кажется, что с диафрагмой 1,8 даже без макролинзы очень маленькая ГРИП. А если еще и макролинзу прикручиваем — ГРИП уменьшаяется катастрофически. Мне приходится при съемках уменьшать диафрагму как можно меньше, чтобы вытянуть ГРИП.

      У вас с маленькой ГРИП проблем не возникает?

      View Comment
  3. Сергей:

    Макро хорошо идет на фикс Nikkor AF-S 50мм F1.8G с макрокольцом +3. Аппарат тот же.

    View Comment
  4. Сергей:

    Добрый день, Сергей. Макролинзы не увеличивают, они позволяют сфокусироваться ближе, чем может объектив без них. За счет этого картинка «увеличивается». Поэтому фильтры Close UP эффективны на объективах с большими МДФ (минимальная дистанция фокусировки), например 0,7 метра и более.

    У объективов с МДФ 20-30 см эффект «увеличения» будет незначительным, а у объективов с МДФ менее 20 см — практически, будет отсутствовать.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте! Да, понятно. Только для съемки всяких жучков и паучков нужно бОльшее расстояние до объекта фотографирования. А макрофильтры сокращают МДФ — получается, что они предназначены для съемки неподвижных объектов. Возможно, нужно снимать много кадров с фокусировкой на разных частях объекта и потом «сшивать» их в фотошопе. В целом, как я писал, сейчас думаю, что лучше все же купить макрообъектив.

      View Comment
  5. Марина:

    Помогите разобраться с макросъемкой. После прочтения положительных отзывов я купила макролинзу Marumi DHG Achromat Macro 200(+5) 58mm для фотоаппарата Nikon D5100 и объектива Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G VR. Но при попытке съемки фотоаппарат даже не фокусируется, в видоискателе ничего не видно, сплошное размытие и так на разных фокусных расстояниях. Что делать?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Марина, я уже давно макрофильтры не использовал (вот год назад только). Не могу вспомнить. Кажется, у меня он тоже не фокусируется автоматически. Переключаете объектив в ручной режим фокусировки и наводите вручную… На моих 55 мм ГРИП настолько мала, что только при ручном режиме и можно было поймать фокус.

      В мануальном режиме если нет фокуса — значит нужно приблизить или отодвинуть камеру. Прочитайте в технических характеристиках объектива, какое у него минимальное расстояние фокусировки. Кажется, у Nikkor 55-300 оно составляет 1,4 метра. Помню, что приходилось опытным путем находить это расстояние… С использованием макрофильтра оно уменьшается. На сколько — поищите формулу в интернет.

      View Comment
  6. Stanislav:

    А если сразу все макролинзы накрутить на объектив? Пробовали?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Станислав, простите за то,что Ваше сообщение не опубликовалось сразу — антиспам почему-то сработал.

      Попробовал накрутить кольца Close Up +1, +2, +4 и +8 (десятка не накрутилась, так как она слишком выпуклая). Величина ГРИП столь мала, что невозможно ни на что сфокусироваться.

      Жаль, что Марина, не нашла времени отписаться, получилось ли у неё навести фокус в автоматическом режиме на её телевике Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G VR. Как я отметил раньше, на длинных фокусных расстояниях картинка должна получиться интереснее, так как ГРИП будет больше.

      Сейчас попробовал установить линзу Close Up +10 на свой KIT Nikkor 18-55 (как давно, оказывается, не брал я его в руки!!!). Отлично фокусируется на афтофокусе. Только вот диапазон расстояний для наводки на резкость от конца объектива до объекта съемки намного меньше. В нормальных условиях условиях минимум — это 28 сантиметров. А с макрофильтром — наводится сам, если оно составит примерно 5 см.

      View Comment
      • Марина:

        Здравствуйте, Сергей! Я была в отъезде, поэтому не могла написать Вам, что же у меня наконец получилось с макросъемкой. За это время мне удалось поснимать и цветы, и насекомых с макролинзой.

        Фотографировала в ручном режиме. Навести резкость мне удалось с очень близкого расстояния до объекта: около 10 см и меньше. На больших ФР глубина резкости совсем минимальная. Сфокусироваться удавалось лишь на некоторых тычинках цветка. И то резкость оставляла желать лучшего.

        Например, кузнечика снимала только с ФР 55. Очень неудобно то, что у меня частенько просто не входил весь объект в кадр. Если чуть подальше (буквально на миллиметр) отодвинуть камеру, тут же пропадала резкость.

        Очень тяжело было фокусироваться, тем более, если малейший ветерок качал ветки или насекомое двигалось. В итоге я разочаровалась в такой съемке. Без макрофильтра снимать было более удобно и снимки получались качественнее. Может, я что-то не правильно делала.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Спасибо, Марина, что отписались! Жалко, конечно! Мне казалось, что ГРИП на телеобъективе с макрофильтром Close Up должна быть больше, чем на 55 мм, так как расстояние до объекта съемки тоже более далекое… И сам подумывал купить макролинзу для своего телевика Nikkor 70-300… Теперь, наверное, буду копить на макрообъектив… 🙂

          View Comment
          • Марина:

            Буду пробовать снимать еще. Может быть надо было больше закрывать диафрагму, тогда зона резкости увеличилась бы. Я думаю, для телевика нужна линза с меньшей кратностью. А для ФР 18-55 как раз подошла бы моя линза Х5.

            View Comment
        • игорь:

          Все это — начальная стадия: я 4 года снимаю с макролинзами, много. У меня есть и два макрообъектива. Но я — противник замен объективов без большой надобности, особенно, в условиях улицы. Потом чистить матрицу замучаешься. Поэтому чаще снимаю с линзами. Вот варианты: my.mail.ru/bk/ffoto1/photo/26

          View Comment
          • Сергей:

            Игорь, прошло уже 3 года, как я опубликовал этот обзор. Брал с собой в отпуск Close UP макрофильтры — снял два кадра и забросил. Посмотрел Ваши примеры фотографий — да, неплохо… Пока не посмотришь, как фотографируют люди с нормальными макрообъективами.

            В конце обзора есть ссылка на примеры макро, снятого на простенькую любительскую зеркалку Nikon D3200 с макриком Nikon 105mm f/2.8G. В разделе «Фотодело» есть отчет об использовании на полном кадре Nikon D600 макрообхектива Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di MACRO 1:1. Владелец купил его всего за 10’500 рублей.

            Посмотрел те фотографии и Ваши примеры (и мои тоже). Скажу так: использование Close UP фильтров можно сравнить со съемкой портретов на китовый объектив Nikon 18-55 и на портретный фикс Nikon 50mm f/1.8G. Если фотограф талантливый, умеет грамотно ставить свет и выстраивать композицию, передавать эмоции в кадре, он снимет потрясающие фотографии и на Никон 18-55. Но всегда качество картинки будет уступать тому, что он мог получить, снимая на более качественный объектив. Поэтому все эти макрофильтры, макрокольца, удлинительные трубы — деньги на ветер. Уж лучше купить мыльницу с режимом «Макросъемка» и ею фотографировать.

            P.S. Вчера смотрел документальный фильм по BBC, в котором рассказывалось, как проходила видеосъемка всяких тропических пауков, жуков и сколопендр: у них в банках живут тысячи насекомых, съемка происходит в студии с отражателями, осветительным оборудованием, даже выезжающий козырёк закрывает плавно лампу на потолке, чтобы имитировать тучи или заход солнца. Кому интересно, недавно давал ссылку на интервью с фотографом, увлекающимся макросъемкой муравьев в квартире. Там тоже много интересного: как устроена макростудия дома, как сделать ловушку для муравьев, чтобы они не убегали и т.п.

            View Comment
  7. Джевэл:

    Спасибо, теперь понял, что мне эти фильтры Close Up не нужны.

    View Comment
    • Сергей:

      Ну, я тоже не проникся идеей макрофильтров. Съемка в этом обзоре была последним случаем, когда я их использовал. Брал с собой Close Up в Таиланд весной этого года, но так и не стал пользоваться… Была идея попробовать купить переходник и прикрутить Nikkor 18-55 обратным концом — получится макрик. Но потом решил, что все это — ерунда. Нужно покупать нормальный макрообъектив Nikkor 105/2.8 (см. в разделе «Фотодело» примеры снимков, снятых на Никон Д3200 и этот фикс Никкор 105/2,8)… Им и портреты можно фотографировать, и насекомых. Все остальное — напрасная трата денег.

      View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту