\n

Опыт макросъемки с применением макрофильтров Close Up

Рано или поздно начинающий фотолюбитель решает попробовать свои силы в макросъемке. И тут выясняется, что увлечение макрофотографией – дорогостоящее хобби. Для получения качественных фотографий вам потребуется купить макрообъектив, который стоит не так уж и дешево.


Вы не уверены будете ли заниматься макросъемкой постоянно или будете фотографировать макро лишь время от времени. Поэтому появляется желание немного сэкономить: вы можете использовать специальное переходное кольцо, позволяющее прикрутить обычный объектив к камере обратной стороной. Еще более дешевой альтернативой могут стать макрокольца, макролинзы и макрофильтры.

Макролинза или, как ее часто называют, линза close up, по сути представляет собой увеличительное стекло с резьбовой оправой. Поэтому макролинзу иногда еще называют макрофильтром, т.к. она накручивается на внешний конец объектива, как, например, поляризационный фильтр.

Одним прекрасным днем я решился купить набор макрофильтров Banner, содержащий линзы Close-up с диоптриями +1, +2, +4, +8 и +10. Первый опыт использования макролинз показал, что не так-то просто при фотографировании, например, цветов поймать фокус: небольшое колыхание от ветра – и все фокус смазан. При съемке такими линзами ГРИП очень мала и отклонение объекта съемки на 1 мм уже приводит к фатальным последствиям. Со штативом не всегда удобно подойти близко, а с рук – трудно навестись на резкость. Пробовал снимать насекомых – убегают… 🙂

Так и лежал у меня набор макрофильтров без дела до сегодняшнего дня, когда я решил протестировать свои линзы в лабораторных, читай студийных условиях, чтобы вынести окончательный вердикт: стоит или нет покупать close up фильтры.
Съемка проводилась дома со штатива при естественном освещении от окна. Фотомодели – какие-то цветочки, что растут у нашего подъезда.

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Так выглядела моя макростудия для получения макрофотографий к данному обзору макролинз close up. Сорри за качество – снято на мобильный телефон. Вы видите, мой фотоаппарат Nikon D5100 с КИТ-объективом Nikkor 18-55 установлен на штативе. При чем, камера закреплена не на штативной головке непосредственно, а на макрорельсах, которые я купил совместно с комплектом макрофильтров. Должен сказать, что макрорельсы – удобное устройство для наведения на резкость при макросъемке. Включаете камеру в режиме live view, увеличиваете фрагмент кадра, по которому наводится фокус, и, вращая валик, очень плавно перемещаете фотоаппарат вместе с зубчатой рейкой. Использование макрорельсов упрощает жизнь в условиях малой ГРИП.

Давайте посмотрим примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 с KIT объективом Nikkor 18-55 и макрофильтрами close up.

Пример №1

Согласно технических данных фотоаппарат Nikon D5100 c КИТ-объективом 18-55 имеет минимальное расстояние для фокусировки – 28 сантиметров. Вот, что снимает камера с такого расстояния без использования макролинзы.

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Пример №2

Попробовал отключить у объектива функцию автоматической фокусировки и навестись на резкость в мануальном режиме. Удалось сфокусироваться с расстояния 16 см.

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Пример съемки макрофильтром №3

На объектив навинчена макролинза +1. Положение камеры не менялось, чтобы было понятно какова степень увеличения. Видим, что линза почти не увеличивает картинку.

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Тушка - Nikon D5100.

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Тушка — Nikon D5100.

Пример фотографии, снятой с применением линзы close up №4

Меняем увеличительное стекло на close-up +2. Изображение стало чуть-чуть крупнее (кстати, расстояние 17 см получилось в результате перемещения салазок в процессе наводки на фокус; с 16 см сфокусироваться не удалось).

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikon 18-55.

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikon 18-55.

Пример №5

Используем макрофильтр +4. Также я бы не сказал, что он заметно увеличивает картинку в сравнении с первым вариантом. Глубина резкости вполне приемлемая.

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Пример №6

После замены насадки +4 на линзу close up +8 сфокусироваться с расстояния 17 см не удалось. Пришлось передвинуть штатив ближе, чтобы плоскость фильтра оказалась на расстоянии 11 см от цветка.

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Пример съемки макрофильтром №7

Устанавливаем последнюю линзу в моем наборе – close up +10. Как видно ГРИП стала значительно меньше. На данном фото резкость наводилась по тычинкам, а пестик – почти выходит из зоны ГРИП.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на Nikon D5100 KIT 18-55 плюс Close up +10.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на Nikon D5100 KIT 18-55 плюс Close up +10.

Пример съемки close up линзой №8

Эксперименты показали, что я могу сфокусироваться на минимальном расстоянии 4 см от цветка. При этом ГРИП у фильтра +10 очень маленькая.

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Вот тот же кадр с линзой +8.

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Пример макрофотографии снятой с использованием макрофильтров №9

Как можно увеличить ГРИП? Зажав диафрагму (для чистоты эксперимента диафрагма на всех кадрах одинаковая f=13) либо уменьшив фокусное расстояние. На кадре ниже видно, что ГРИП при фокусном расстоянии 18 мм на линзе +10 вполне приемлемое. Только вот увеличение становится почти не заметным, в сравнении с фокусным 55 мм.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Все кадры в данном обзоре представлены «как есть», без кропления. Для размещения фотографий в интернет обычно не требуется размер 4928×3264 пикселей, как снимает наша камера Nikon D5100. Вы можете вырезать из центра кадра необходимый фрагмент. Вот, что может у вас получиться.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Во время тестирования в кадр даже попала личинка какого-то насекомого. Только вот фокусировка была произведена по тычинкам и животное не в зоне резкости.

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

В заключение своего обзора с примерами фотографий, снятых макрофильтрами close up, хочу отметить, что поскольку пока что я использую простенький штатив Era ECSA-3512, а макрорельсы меняют центр тяжести конструкции, то камера довольно сильно шевелится в процессе наведения на резкость. При макросъемке ГРИП очень маленькая и даже едва заметное движение приводит к выходу объекта фокусировки из зоны резкости.

Таким образом, сегодняшние испытания макролинз подтвердили, что для макросъемки требуется более жесткий штатив. Посмотрим, как покажет себя карбоновый Sirui T-2204X с головкой G20X, рассчитанной на нагрузку 15 кг.

Основные выводы, которые я сделал для себя после тестирования макрофильтров close up: данные приспособления нельзя рассматривать, как серьезный инструмент для макросъемки. Наиболее удобные линзы с точки зрения ГРИП — +4 и +8.

В одном из отзывов, что я нашел в сети Интернет, говорится о том, что макролинзы хорошо показывают себя при съемках на длинных фокусных расстояниях (от 100 мм). Может быть, стоит для моего нового телеобъектива Nikkor 70-300 приобрести только вот указанные две линзы и попробовать его на 200 мм фокусного расстояния…

Nedorogoi makrik Tamron SP AF 90mm f 2 8 Di Macro 1 1 272E NII pozvolit snimat gorazdo bolee kachestvennoe makro Obzor i primery foto na polnom kadre Nikon D600.
Недорогой макрик Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 (272E NII) позволит снимать гораздо более качественное макро. Обзор и примеры фото на полном кадре Nikon D600.
SHirokougolnyi makroobieektiv Laowa 15mm f4 1 1 Macro Ego preimushchestvo mozhno sniat i obieekt i pokazat sredu obitaniia Primery foto na fullfreim Nikon D800 i kropnutyi Nikon D5600.
Широкоугольный макрообъектив Laowa 15mm f4 1:1 Macro. Его преимущество – можно снять и объект, и показать среду обитания. Примеры фото на фуллфрейм Nikon D800 и кропнутый Nikon D5600.

Пример реальной фотоохоты на насекомых с макрофильтрами Close UP

Ну и напоследок – три примера макрофотографий, снятых с использованием линз close up не в студии, а в полевых условиях.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фотография 14. Маленькие титаны... Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Фотография 14. Маленькие титаны… Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Чтобы получить эти две фотографии пришлось снять несколько десятков дублей. Муравьишки постоянно двигаются, а поскольку ГРИП невелико, то поймать их в зоне резкости очень трудно. За 40 минут съемки так и не получил ни одного полностью резкого кадра.

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фотографии муравьев и кузнечика – кроп из центра кадра.

После последних трех фотографий уже не могу поставить точку в своем обзоре макрофильтров и сказать точно, следует ли покупать close-up линзы… Хочется «помикрофотоохотиться» еще… 🙂

Надеюсь, что мой отчет вам пригодится. Удачных макросъемок!

1) Формулы расчета максимального увеличения, которое можно достичь с использованием удлинительных колец или перевернутых объективов. Как достичь увеличения 10:1, используя объектив от микроскопа.

2) Обсуждение основных понятий, связанных с макросъемкой (что такое масштаб 1:1, рабочее расстояние макрообъектива, уменьшение диафрагмы при макро, советы по выбору макрообъектива).

3) Таблица параметров макрообъективов Tamron 90mm f/2.8 и Tamron 180mm f/3,5. Как меняется степень увеличения и диафрагма в зависимости от расстояния съемки.

4) Одна из самых известных фотографов-макрушников, Ирина Козорог, выложила видео с уроком о том, как снимать макро с летающими осами. Также она показывает, как выглядит ее домашня макростудия для съемки муравьев.

Prodolzhaem testirovat Samayang
Еще примеры фотографий на макролинзы можно посмотреть в статье про прогулку в лесу с шириком Samyang 14/2.8 и штатным KIT 18-55 с макрофильтрами
 Moj otvet na vopros, kakoj tip fotoapparata vybrat' nachinajushhemu fotografu: zerkal'nyj, bezzerkal'nyj ili kompakt (myl'nicu)
Какие фотографии получаются при съемке на настоящий макрообъектив можно посмотреть в обзоре любительской зеркалки Nikon D3200. Там же есть примеры фото, снятых данной камерой на советский объектив Гелиос и KIT 18-105
Primery fotografij, snjatyh na professional'nyj teleob#ektiv Nikon 70-200/4G i polnokadrovyj fotoapparat Nikon D610. Sravnenie raznyh modelej televikov mezhdu soboj.
Примеры фотографий, снятых на профессиональный телеобъектив Nikon 70-200/4G и полнокадровый фотоаппарат Nikon D610. Сравнение разных моделей телевиков между собой.
Ne znaju, naskol'ko primenimy avtomaticheskie rezhimy fokusirovki v makros#emke, no v drugih zhanrah, naprimer, pri fotoohote, fotograf dolzhen chetko ponimat', kak nastroit' avtofokus. Besplatnyj urok dlja nachinajushhih fotoljubitelej.
Не знаю, насколько применимы автоматические режимы фокусировки в макросъемке, но в других жанрах, например, при фотоохоте, фотограф должен четко понимать, как настроить автофокус. Бесплатный урок для начинающих фотолюбителей.
Chtoby kachestvenno snimat' makro, nuzhno horosho razbirat'sja v takih bazovyh ponjatijah, kak vyderzhka, diafragma i svetochuvstvitel'nost'. Urok fotografii po vyboru nastroek dlja novichkov
Чтобы качественно снимать макро, нужно хорошо разбираться в таких базовых понятиях, как выдержка, диафрагма и светочувствительность. Урок фотографии по выбору настроек для новичков
Pri makros#emke fotograf dolzhen chetko ponimat', kak sebja vedet GRIP (glubina rezko izobrazhaemogo prostranstva). Simuljator boke i kal'kuljator GRIP dlja novichkov..
При макросъемке фотограф должен четко понимать, как себя ведет ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Симулятор боке и калькулятор ГРИП для новичков.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Pleer.ru
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 589 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 36

  1. Апис Красноярский:

    Почитав и посмотрев примеров, заказал себе линзу Close UP +3, на моем объективе КИТ 18-105 мм должно быть нормально, посмотрим по приходу.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ничего себе! 🙂 Вообще-то я писал отчет, чтобы показать, что может быть следует рассмотреть вопрос покупки макрообъектива, ну или там — макроколец…. 🙂 А эффект совершенно обратный: разместил статью, через пару часов человек решил купить макрофильтр…. 🙂 Удивили!

      View Comment
    • игорь:

      На 105 мм фокусного нужна макролинза 5х… Всё, что автор показал, можно выбросить в топку. Пусть проводит исследования дальше.

      View Comment
  2. Сергей:

    Потому что макролинзы забирают немного светосилы. Поэтому нужен запас диафрагмы

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Сергей, спасибо за комментарий. Мне кажется, что с диафрагмой 1,8 даже без макролинзы очень маленькая ГРИП. А если еще и макролинзу прикручиваем — ГРИП уменьшаяется катастрофически. Мне приходится при съемках уменьшать диафрагму как можно меньше, чтобы вытянуть ГРИП.

      У вас с маленькой ГРИП проблем не возникает?

      View Comment
  3. Сергей:

    Макро хорошо идет на фикс Nikkor AF-S 50мм F1.8G с макрокольцом +3. Аппарат тот же.

    View Comment
  4. Сергей:

    Добрый день, Сергей. Макролинзы не увеличивают, они позволяют сфокусироваться ближе, чем может объектив без них. За счет этого картинка «увеличивается». Поэтому фильтры Close UP эффективны на объективах с большими МДФ (минимальная дистанция фокусировки), например 0,7 метра и более.

    У объективов с МДФ 20-30 см эффект «увеличения» будет незначительным, а у объективов с МДФ менее 20 см — практически, будет отсутствовать.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте! Да, понятно. Только для съемки всяких жучков и паучков нужно бОльшее расстояние до объекта фотографирования. А макрофильтры сокращают МДФ — получается, что они предназначены для съемки неподвижных объектов. Возможно, нужно снимать много кадров с фокусировкой на разных частях объекта и потом «сшивать» их в фотошопе. В целом, как я писал, сейчас думаю, что лучше все же купить макрообъектив.

      View Comment
  5. Марина:

    Помогите разобраться с макросъемкой. После прочтения положительных отзывов я купила макролинзу Marumi DHG Achromat Macro 200(+5) 58mm для фотоаппарата Nikon D5100 и объектива Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G VR. Но при попытке съемки фотоаппарат даже не фокусируется, в видоискателе ничего не видно, сплошное размытие и так на разных фокусных расстояниях. Что делать?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Марина, я уже давно макрофильтры не использовал (вот год назад только). Не могу вспомнить. Кажется, у меня он тоже не фокусируется автоматически. Переключаете объектив в ручной режим фокусировки и наводите вручную… На моих 55 мм ГРИП настолько мала, что только при ручном режиме и можно было поймать фокус.

      В мануальном режиме если нет фокуса — значит нужно приблизить или отодвинуть камеру. Прочитайте в технических характеристиках объектива, какое у него минимальное расстояние фокусировки. Кажется, у Nikkor 55-300 оно составляет 1,4 метра. Помню, что приходилось опытным путем находить это расстояние… С использованием макрофильтра оно уменьшается. На сколько — поищите формулу в интернет.

      View Comment
  6. Stanislav:

    А если сразу все макролинзы накрутить на объектив? Пробовали?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Станислав, простите за то,что Ваше сообщение не опубликовалось сразу — антиспам почему-то сработал.

      Попробовал накрутить кольца Close Up +1, +2, +4 и +8 (десятка не накрутилась, так как она слишком выпуклая). Величина ГРИП столь мала, что невозможно ни на что сфокусироваться.

      Жаль, что Марина, не нашла времени отписаться, получилось ли у неё навести фокус в автоматическом режиме на её телевике Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G VR. Как я отметил раньше, на длинных фокусных расстояниях картинка должна получиться интереснее, так как ГРИП будет больше.

      Сейчас попробовал установить линзу Close Up +10 на свой KIT Nikkor 18-55 (как давно, оказывается, не брал я его в руки!!!). Отлично фокусируется на афтофокусе. Только вот диапазон расстояний для наводки на резкость от конца объектива до объекта съемки намного меньше. В нормальных условиях условиях минимум — это 28 сантиметров. А с макрофильтром — наводится сам, если оно составит примерно 5 см.

      View Comment
      • Марина:

        Здравствуйте, Сергей! Я была в отъезде, поэтому не могла написать Вам, что же у меня наконец получилось с макросъемкой. За это время мне удалось поснимать и цветы, и насекомых с макролинзой.

        Фотографировала в ручном режиме. Навести резкость мне удалось с очень близкого расстояния до объекта: около 10 см и меньше. На больших ФР глубина резкости совсем минимальная. Сфокусироваться удавалось лишь на некоторых тычинках цветка. И то резкость оставляла желать лучшего.

        Например, кузнечика снимала только с ФР 55. Очень неудобно то, что у меня частенько просто не входил весь объект в кадр. Если чуть подальше (буквально на миллиметр) отодвинуть камеру, тут же пропадала резкость.

        Очень тяжело было фокусироваться, тем более, если малейший ветерок качал ветки или насекомое двигалось. В итоге я разочаровалась в такой съемке. Без макрофильтра снимать было более удобно и снимки получались качественнее. Может, я что-то не правильно делала.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Спасибо, Марина, что отписались! Жалко, конечно! Мне казалось, что ГРИП на телеобъективе с макрофильтром Close Up должна быть больше, чем на 55 мм, так как расстояние до объекта съемки тоже более далекое… И сам подумывал купить макролинзу для своего телевика Nikkor 70-300… Теперь, наверное, буду копить на макрообъектив… 🙂

          View Comment
          • Марина:

            Буду пробовать снимать еще. Может быть надо было больше закрывать диафрагму, тогда зона резкости увеличилась бы. Я думаю, для телевика нужна линза с меньшей кратностью. А для ФР 18-55 как раз подошла бы моя линза Х5.

            View Comment
        • игорь:

          Все это — начальная стадия: я 4 года снимаю с макролинзами, много. У меня есть и два макрообъектива. Но я — противник замен объективов без большой надобности, особенно, в условиях улицы. Потом чистить матрицу замучаешься. Поэтому чаще снимаю с линзами. Вот варианты: https://my.mail.ru/bk/ffoto1/photo/26

          View Comment
          • Сергей:

            Игорь, прошло уже 3 года, как я опубликовал этот обзор. Брал с собой в отпуск Close UP макрофильтры — снял два кадра и забросил. Посмотрел Ваши примеры фотографий — да, неплохо… Пока не посмотришь, как фотографируют люди с нормальными макрообъективами.

            В конце обзора есть ссылка на примеры макро, снятого на простенькую любительскую зеркалку Nikon D3200 с макриком Nikon 105mm f/2.8G. В разделе «Фотодело» есть отчет об использовании на полном кадре Nikon D600 макрообхектива Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di MACRO 1:1. Владелец купил его всего за 10’500 рублей.

            Посмотрел те фотографии и Ваши примеры (и мои тоже). Скажу так: использование Close UP фильтров можно сравнить со съемкой портретов на китовый объектив Nikon 18-55 и на портретный фикс Nikon 50mm f/1.8G. Если фотограф талантливый, умеет грамотно ставить свет и выстраивать композицию, передавать эмоции в кадре, он снимет потрясающие фотографии и на Никон 18-55. Но всегда качество картинки будет уступать тому, что он мог получить, снимая на более качественный объектив. Поэтому все эти макрофильтры, макрокольца, удлинительные трубы — деньги на ветер. Уж лучше купить мыльницу с режимом «Макросъемка» и ею фотографировать.

            P.S. Вчера смотрел документальный фильм по BBC, в котором рассказывалось, как проходила видеосъемка всяких тропических пауков, жуков и сколопендр: у них в банках живут тысячи насекомых, съемка происходит в студии с отражателями, осветительным оборудованием, даже выезжающий козырёк закрывает плавно лампу на потолке, чтобы имитировать тучи или заход солнца. Кому интересно, недавно давал ссылку на интервью с фотографом, увлекающимся макросъемкой муравьев в квартире. Там тоже много интересного: как устроена макростудия дома, как сделать ловушку для муравьев, чтобы они не убегали и т.п.

            View Comment
  7. Джевэл:

    Спасибо, теперь понял, что мне эти фильтры Close Up не нужны.

    View Comment
    • Сергей:

      Ну, я тоже не проникся идеей макрофильтров. Съемка в этом обзоре была последним случаем, когда я их использовал. Брал с собой Close Up в Таиланд весной этого года, но так и не стал пользоваться… Была идея попробовать купить переходник и прикрутить Nikkor 18-55 обратным концом — получится макрик. Но потом решил, что все это — ерунда. Нужно покупать нормальный макрообъектив Nikkor 105/2.8 (см. в разделе «Фотодело» примеры снимков, снятых на Никон Д3200 и этот фикс Никкор 105/2,8)… Им и портреты можно фотографировать, и насекомых. Все остальное — напрасная трата денег.

      View Comment
  8. Игорь:

    Сергей, приветствую! То ли память мне изменяет, то ли ещё что-то, но помнится, было у Вас описание, как снимать макро с перевёрнутым КИТовым объективом. Не могу найти на сайте.

    Или я что-то путаю, и это было не здесь? Хотел освежить в памяти.

    View Comment
    • Сергей:

      Здравствуйте, Игорь. Нет, я не пробовал фотографировать макро таким образом, так как после макрофильтров жалко выбрасывать деньги. Считаю, что нужно инвестировать в макрообъектив.

      Проблем со съемкой там никаких особо не предвижу: покупаешь реверсивное кольцо для макросъемки и привинчиваешь обычный объектив задом наперед. Автофокус придется наводить вручную.

      View Comment
      • Игорь:

        Покопался у себя в закладках и нашел путеводитель по маросъемке для начинающих. Не знаю почему, но мне показалось, что это было на данном ресурсе.

        View Comment
        • Сергей:

          Тем, кто знает английский язык, советую посетить сайт «Extreme macro», ссылку на калькулятор шага стеккинга на котором я давал в комментариях к обзору макрообъектива Tamron 90mm f/2.8.

          Там можно почерпнуть следующую информацию:
          — Как фотографировать со стекингом по фокусу.
          — Как снимать макро, не используя стекинг.
          — Статьи с обзорами макрообъективов, макрофильтров и макроколец.
          — Всё, что касается освещения при макросъемке.
          — Как оборудовать макростудию (макрорельсы, макроподъемники, микроскопы и т.п.), программы для обработки макро.
          — Как пользоваться гистограммой для макро, HDR в макросъемке.
          — Как искать насекомых, их повадки, съемка ночных и водных насекомых. Как их фотографировать живыми и мёртвыми.
          — Калькуляторы стекинга, ГРИП, степени увеличения макроколец, бесконечности, макрофильтров и т.п.

          Короче, бери и учись! 🙂

          View Comment
    • Сергей:

      Посмотрел еще раз примеры макросъемки с реверсивными кольцами. Возможно, причина в том, что настоящие макрики — это фиксы с качественными стёклами, которые дают шикарную, высокодетализированную картинку с нормальным микроконтрастом, а с реверсом макро снимают на КИТовый (пластиковый) зум. А может быть дело в том, что на макрики чаще фотографируют с нормальным светом, а обзоры реверсивных колец делают дома при свете от лампочки…

      Но я остаюсь при мнении: покупка Close UP фильтра, удлинительных колец или реверсивного кольца — выброс денег на ветер. Надо брать самый дешевый, но настоящий макрообъектив. С него картинка «играет».

      View Comment
  9. Сергей:

    Позвольте не согласиться с последним постом. Дополнительные линзы (макрофильтры и объективы задом наперед), естественно, ухудшат детализацию, т.к. это — дополнительные элементы. А удлинительные кольца не имеют «лишних стекол», они лишь отодвигают объектив, смещая зону фокусировки.

    View Comment
    • Сергей:

      Сергей, согласен, что удлинительные кольца дают лучший результат, чем макрофильтры. Вообще, мне кажется, по степени возрастания качества изображения при съемке макро все устройства можно расположить в следующем порядке: Close UP (макрофильтры), макролинза с двумя стеклами Raynox DCR-250, макрокольца, реверсивное кольцо + обычный объектив, макрообъектив.

      А фразу свою давайте перефразирую. Мне жаль полутора тысяч, выброшенных на ветер при покупке своих макрофильтров Close Up. И те примеры фото, снятых с использованием удлинительных колец, что я видел, меня тоже не вдохновили: все это – компромисс. Поэтому при принятии решения, что купить (макрокольца или самый дешевый, подержанный макрообъектив), внимательно изучить образцы снимков и согласиться или нет на такой компромиссный выход.

      Я себя побороть не могу: если мне не нравится картинка, то я вообще не снимаю, а если фотографирую, то потом эти снимки не смотрю. Поэтому и смысла вкладываться в макрокольца или макролинзы для себя не вижу – выброс денег на ветер. Но вполне допускаю, что для других фотографов решение может быть другим.

      View Comment
  10. Юрий:

    Здравствуйте, дамы и господа. Очень интересно тут у вас.

    Хочу спросить знающих людей о макрообъективе Никон 105/2.8Д, о том, который «под отвертку» и без стабилизатора. Этот объектив выпускался довольно долго, и думаю, что на него снято немало шедевров. А?

    И чтобы два раза не вставать, спрошу, насколько сильно «убивается» камера при пользовании «отверткой»? Ведь имеется нагрузка на моторчик камеры. У меня сейчас Никон Д610.

    Или этот вопрос в тему про камеру? Спасибо.

    View Comment
    • Сергей:

      Добрый день, Юрий. Лично я не могу ответить ничего по этому вопросу, так как ни разу в жизни не встречался с упоминанием об износе привода двигателя в камерах с отверткой. Думаю, Вам нужно пойти на сайт MyWed. Там общаются профессиональные свадебные фотографы, снимающие по нескольку сотен тысяч кадров в год, в том числе на Nikon D700 плюс Nikon 50mm f/1.8D (и с другими объективами серии «D»), и задать этот вопрос про износ байонета у отверточных камер.

      Думаю, при съемке свадеб и других репортажей смена объективов происходит намного чаще, чем при фотографировании макро. И привод в камере в этих жанрах находится под гораздо большими нагрузками, чем при макросъемке, поэтому фотографы-свадебщики более компетентны в этом вопросе.

      P.S. Сколько ни читал интервью с фотографами-макрушниками, все в один голос говорят, что при съемке макро автофокус не используется, наводят резкость вручную. Поэтому, может быть, и на Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor он особо не пригодится.

      View Comment
      • Юрий:

        Сергей, вот спасибо! Не ожидал, что ответ будет так оперативно.

        Как-то не получается у меня снимать ос и пчелок в ручном режиме, как в том видео Ирина Козорог. Эх, вечная война хотелок и наличия денег! 🙂

        В любом случае, лучше такой, но родной макрик, чем тамрон с бэкфокусом.

        И, да, спасибо за сайт. Не удаляйте ничего. Полезные статьи не только для новичков, но и для людей с некоторым опытом фотографии. С большим интересом читаю раздел «Фотодело».

        View Comment
        • Сергей:

          Хотелки и наличие денег — первостепенный вопрос в фотоделе. 🙂 Я тоже уже пару лет облизываюсь на то, чтобы приобрести макрообъектив (иногда, хочется из путешествия привезти портреты каких-нибудь экзотических паучков и тараканов), но жалею средств… Только вздыхаю.

          Спасибо за комплименты. Пока удалять ничего не планировал — холю и лелею свой сайт, и трачу на него слишком много времени. 🙂 Но без блога, наверное, уже давно забросил бы фотографию.

          View Comment
  11. Дмитрий:

    Добрый день, Сергей!

    С удовольствием прочитал Вашу статью, и тоже захотелось бы поснимать макро, но чтобы картинка получалась еще более увеличенная, почти как на микроскоп.

    В своем арсенале имею Nikon D610 и Nikon N AF-S Micro Nikkor 105mm 1:2.8G. Не могли бы Вы посоветовать, что мне прикупить: макрокольца или макролинзы, или и то, и другое. Может какие-то конкретные модели посоветуете.

    Заранее благодарю.

    View Comment
    • Сергей:

      Здравствуйте, Дмитрий! Вы владеете макрообъективом – у Вас опыт в макрофотографии в 100 раз больше, чем у меня. По сути, вот этот опыт съемки цветочков и муравьев на Nikon D5100 KIT 18-55 с помощью макрофильтров Close UP – единственные мои практические занятия. J

      Порылся в Интернете, могу порассуждать только теоретически, отвечая на Ваш вопрос, как достичь на Nikon D610 с объективом Nikon 105mm f/2.8 большего увеличения, чем 1:1…

      Итак, какие опции у нас есть по макрофотографии:

      1. Макрофильтры Close UP и макролинзы.
      2. Удлинительные кольца (Световой поток уменьшается, особенно если чернение внутренней поверхности некачественное).
      3. Прикрутить объектив обратной стороной с помощью реверсивного кольца.
      4. Прикрутить один объектив к другому (лицом к лицу).
      5. Телеконвертер (экстендер).
      6. Использовать объектив от микроскопа.

      Применение марофильтров и макролинз, переворачивание обычного объектив с помощью реверсивного кольца – считаю, деньги на ветер (хотя, в комментариях выше фотографы показывали неплохие картинки, в сравнении с Вашим Nikon 105mm f/2.8 они проигрывают).

      Объектив от микроскопа – я встречал примеры фото с Nikon CFI Plan 10x/0.25NA 10.5mm WD Objective. К нему прикручивали переходное кольцо на 62 мм, с помощью которого присоединялись к телезуму Nikon AF Nikkor 70-210 mm f/4. Достигается масштаб 13:1 (в других источниках – 10:1).  

      Расчет масштаба увеличения при съемке с удлинительными кольцами и другими приспособлениями для макро

      Максимальное увеличение системы, где один объектив присоединяется фронтальной стороной к другому, производят по формуле:

      М = ФР осн.объектива / ФР реверсивного объектива.

      Например, если мы возьмем полтинник Nikon 50mm f/1.8G и прикрутим его к моему телеобъективу Nikon 70-200mm f/2.8, то масштаб можно получить М=200/50=4:1. Если я правильно понял, эта формула не относится к подлинным макрообъективам: там нужно прибавлять его масштаб. Например, если тот же Nikon 50mm f/1.8G прикрутить к Nikon 105mm f/2.8 (увеличение 1:1), то увеличение составит: М=1+100/50=1+2:1=3:1.

      Увеличение удлинительных колец, используемых с не макрообъективами, рассчитывается по формуле:

      М = Длина колец (мм) / ФР объектива (мм).

      Например, если набор удлинительных колец имеет длину 68 мм, и мы его прикрутим к фиксу Nikon 35mm f/1.8, то достижимый масштаб: М=68/35=1.94:1. Получается, что к телевику Nikon 300mm f/4 нет смысла их прикручивать, поскольку будет не увеличение, а уменьшение? М=68/300=1:0.23? Я не знаю…

      Увеличение удлинительных колец с макрообъективами рассчитывается также прибавлением реального масштаба: М=1+ (Длина колец (мм)/ФР объектива (мм)). Так, для макрика Nikon 105mm f/2.8 масштаб составит М=1+68/100=1.68:1.

      Все эти формулы я взял на англоязычных форумах… Дальше не могу ручаться за перевод. Фотограф пишет: вышеприведенное увеличение для макрика – не совсем верное, поскольку при минимальной дистанции фокусировки происходит дыхание объектива (focus breathing) и его фокусное расстояние уменьшается до бесконечности. Фокусное расстояние макрообъектива на минимальном фокусном расстоянии рассчитывается ФР=МДФ/4 – для макрообъектива 100 мм оно составляет 75 мм, поэтому максимальное увеличение М=1+68/75=1.9:1.

      Для объективов, которые прикручивают обратной стороной к тушке нормальной формулы увеличения нет. Из практики: полтинник Nikon 50mm f/1.8 даст масштаб 1:1, а фикс Nikon 28mm f/1.8G – 3:1.

      Не пойму, почему в Сети нет особо информации по использованию экстендеров с марокобъективами (вот я давал ссылку с примерами). Нашел расчеты, так для ознакомления: если на Ваш Nikon 105mm f/2.8 прикрутить мой телеконвертер Nikon TC-14E II (1.4x), то получим ФР=147 мм при f/4.

      Но нужно иметь ввиду, что реальная диафрагма при съемке на МДФ уменьшается. У вашего Никон 105/2,8 она сужается до f/4.8, с экстендером 1.4 – до f/6.7.

      Понятно, что при таких масштабах невозможно фокусироваться автоматически – только с электронными макрорельсами. Придется делать стекинг по фокусу. В обсуждении макрообъектива Тамрон 90/2,8 я давал ссылку на очень полезный для макрушников англоязычный сайт – там и программы расчета шага стекинга, и советы, как снимать живых и мертвых насекомых, и обсуждение программного обеспечения для макрофотографии.

      View Comment
    • Сергей:

      Дмитрий, Вы спрашивали о приспособлениях для макросъемки с большим масштабом. Вчера я опубликовал обзор широкоугольного макрообъектива Laowa 15mm f4 1:1 Macro. Так вот, пока готовил статью, выяснил, что у компании есть ультра-макрообъектив Laowa 25mm f/2.8 2.5-5X Ultra Macro — у него оптическое увеличение может меняться от 2,5 до 5 раз.

      На сервисе «Flickr» можно посмотреть примеры фотографий — по-моему, очень даже неплохо получается. Жалко, конечно, что фокусное расстояние очень короткое. Зато ГРИП шире.

      View Comment
  12. Дмитрий:

    Сергей, большое спасибо за столь информативный и быстрый ответ. Опыта у меня по макросъемке не очень много, буду пробовать.

    View Comment
    • Сергей:

      Дмитрий, забыл еще сказать, что удлинительные кольца советуют брать самые дешевые, без автофокуса (при такой малой ГРИП он все равно будет плохо работать).

      Еще раз благодарю. Удачных Вам опытов в макрофотографии!

      View Comment
  13. Сергей:

    Думаю, «чтобы картинка получалась еще более увеличенная, почти как на микроскоп» удлинительные кольца и макролинзы не помогут. Тут или фотик к микроскопу через переходник цеплять, или аналог микроскопа из объективов делать: т.е. 2 объектива соединять реверсивным кольцом передними линзами друг к другу.

    Пример написан выше, но повторюсь: чтобы получить увеличение в 10 раз, придется взять, например, объективы с фокусным расстоянием 500 и 50 мм. А чтобы получить увеличение 30 — взять объективы с разницей фокусных в 30 раз. При этом еще нужно учитывать, что глубина резкости будет меньше 1 мм.

    View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 589 подписчикам сайта!

* indicates required