\n

Опыт макросъемки с применением макрофильтров Close Up

Текст статьи обновлён: 14.02.2019

Рано или поздно начинающий фотолюбитель решает попробовать свои силы в макросъемке. И тут выясняется, что увлечение макрофотографией – дорогостоящее хобби. Для получения качественных фотографий вам потребуется купить макрообъектив, который стоит не так уж и дешево.


Вы не уверены будете ли заниматься макросъемкой постоянно или будете фотографировать макро лишь время от времени. Поэтому появляется желание немного сэкономить: вы можете использовать специальное переходное кольцо, позволяющее прикрутить обычный объектив к камере обратной стороной. Еще более дешевой альтернативой могут стать макрокольца, макролинзы и макрофильтры.

Макролинза или, как ее часто называют, линза close up, по сути представляет собой увеличительное стекло с резьбовой оправой. Поэтому макролинзу иногда еще называют макрофильтром, т.к. она накручивается на внешний конец объектива, как, например, поляризационный фильтр.

Одним прекрасным днем я решился купить набор макрофильтров Banner, содержащий линзы Close-up с диоптриями +1, +2, +4, +8 и +10. Первый опыт использования макролинз показал, что не так-то просто при фотографировании, например, цветов поймать фокус: небольшое колыхание от ветра – и все фокус смазан. При съемке такими линзами ГРИП очень мала и отклонение объекта съемки на 1 мм уже приводит к фатальным последствиям. Со штативом не всегда удобно подойти близко, а с рук – трудно навестись на резкость. Пробовал снимать насекомых – убегают… 🙂

Так и лежал у меня набор макрофильтров без дела до сегодняшнего дня, когда я решил протестировать свои линзы в лабораторных, читай студийных условиях, чтобы вынести окончательный вердикт: стоит или нет покупать close up фильтры.
Съемка проводилась дома со штатива при естественном освещении от окна. Фотомодели – какие-то цветочки, что растут у нашего подъезда.

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Так выглядела моя макростудия для получения макрофотографий к данному обзору макролинз close up. Сорри за качество – снято на мобильный телефон. Вы видите, мой фотоаппарат Nikon D5100 с КИТ-объективом Nikkor 18-55 установлен на штативе. При чем, камера закреплена не на штативной головке непосредственно, а на макрорельсах, которые я купил совместно с комплектом макрофильтров. Должен сказать, что макрорельсы – удобное устройство для наведения на резкость при макросъемке. Включаете камеру в режиме live view, увеличиваете фрагмент кадра, по которому наводится фокус, и, вращая валик, очень плавно перемещаете фотоаппарат вместе с зубчатой рейкой. Использование макрорельсов упрощает жизнь в условиях малой ГРИП.

Давайте посмотрим примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 с KIT объективом Nikkor 18-55 и макрофильтрами close up.

Пример №1

Согласно технических данных фотоаппарат Nikon D5100 c КИТ-объективом 18-55 имеет минимальное расстояние для фокусировки – 28 сантиметров. Вот, что снимает камера с такого расстояния без использования макролинзы.

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Пример №2

Попробовал отключить у объектива функцию автоматической фокусировки и навестись на резкость в мануальном режиме. Удалось сфокусироваться с расстояния 16 см.

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Пример съемки макрофильтром №3

На объектив навинчена макролинза +1. Положение камеры не менялось, чтобы было понятно какова степень увеличения. Видим, что линза почти не увеличивает картинку.

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Тушка - Nikon D5100.

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Тушка — Nikon D5100.

Пример фотографии, снятой с применением линзы close up №4

Меняем увеличительное стекло на close-up +2. Изображение стало чуть-чуть крупнее (кстати, расстояние 17 см получилось в результате перемещения салазок в процессе наводки на фокус; с 16 см сфокусироваться не удалось).

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikon 18-55.

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikon 18-55.

Пример №5

Используем макрофильтр +4. Также я бы не сказал, что он заметно увеличивает картинку в сравнении с первым вариантом. Глубина резкости вполне приемлемая.

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Пример №6

После замены насадки +4 на линзу close up +8 сфокусироваться с расстояния 17 см не удалось. Пришлось передвинуть штатив ближе, чтобы плоскость фильтра оказалась на расстоянии 11 см от цветка.

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Пример съемки макрофильтром №7

Устанавливаем последнюю линзу в моем наборе – close up +10. Как видно ГРИП стала значительно меньше. На данном фото резкость наводилась по тычинкам, а пестик – почти выходит из зоны ГРИП.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на Nikon D5100 KIT 18-55 плюс Close up +10.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на Nikon D5100 KIT 18-55 плюс Close up +10.

Пример съемки close up линзой №8

Эксперименты показали, что я могу сфокусироваться на минимальном расстоянии 4 см от цветка. При этом ГРИП у фильтра +10 очень маленькая.

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Вот тот же кадр с линзой +8.

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Пример макрофотографии снятой с использованием макрофильтров №9

Как можно увеличить ГРИП? Зажав диафрагму (для чистоты эксперимента диафрагма на всех кадрах одинаковая f=13) либо уменьшив фокусное расстояние. На кадре ниже видно, что ГРИП при фокусном расстоянии 18 мм на линзе +10 вполне приемлемое. Только вот увеличение становится почти не заметным, в сравнении с фокусным 55 мм.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Все кадры в данном обзоре представлены «как есть», без кропления. Для размещения фотографий в интернет обычно не требуется размер 4928×3264 пикселей, как снимает наша камера Nikon D5100. Вы можете вырезать из центра кадра необходимый фрагмент. Вот, что может у вас получиться.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Во время тестирования в кадр даже попала личинка какого-то насекомого. Только вот фокусировка была произведена по тычинкам и животное не в зоне резкости.

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

В заключение своего обзора с примерами фотографий, снятых макрофильтрами close up, хочу отметить, что поскольку пока что я использую простенький штатив Era ECSA-3512, а макрорельсы меняют центр тяжести конструкции, то камера довольно сильно шевелится в процессе наведения на резкость. При макросъемке ГРИП очень маленькая и даже едва заметное движение приводит к выходу объекта фокусировки из зоны резкости.

Таким образом, сегодняшние испытания макролинз подтвердили, что для макросъемки требуется более жесткий штатив. Посмотрим, как покажет себя карбоновый Sirui T-2204X с головкой G20X, рассчитанной на нагрузку 15 кг.

Основные выводы, которые я сделал для себя после тестирования макрофильтров close up: данные приспособления нельзя рассматривать, как серьезный инструмент для макросъемки. Наиболее удобные линзы с точки зрения ГРИП — +4 и +8.

В одном из отзывов, что я нашел в сети Интернет, говорится о том, что макролинзы хорошо показывают себя при съемках на длинных фокусных расстояниях (от 100 мм). Может быть, стоит для моего нового телеобъектива Nikkor 70-300 приобрести только вот указанные две линзы и попробовать его на 200 мм фокусного расстояния…

Дополнение от 25 ноября 2018. На сегодняшний день, на Aliexpress можно взять макрофильтры за 10-20 USD, но это будет аналог тех фильтров, что я рассмотрел. За 70 USD продают более качественную линзу Raynox DCR-250 Super Macro Snap-On. В то же время, советский макрообъектив МС Волна-9 2.8/50 MACRO при цене на Avito в 50-70 USD даст просто отличную картинку, а Nikon Micro-Nikkor 55mm 1:2.8 (AI-S) на E-Bay продают за 80-100 USD — он поможет снять почти шедевры. Поэтому я рекомендую не тратить напрасно средства на эксперименты с Close UP, а присмотреться к этим, например, вариантам.

Nedorogoi makrik Tamron SP AF 90mm f 2 8 Di Macro 1 1 272E NII pozvolit snimat gorazdo bolee kachestvennoe makro Obzor i primery foto na polnom kadre Nikon D600.
Недорогой макрик Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 (272E NII) позволит снимать гораздо более качественное макро. Обзор и примеры фото на полном кадре Nikon D600.
SHirokougolnyi makroobieektiv Laowa 15mm f4 1 1 Macro Ego preimushchestvo mozhno sniat i obieekt i pokazat sredu obitaniia Primery foto na fullfreim Nikon D800 i kropnutyi Nikon D5600.
Широкоугольный макрообъектив Laowa 15mm f4 1:1 Macro. Его преимущество – можно снять и объект, и показать среду обитания. Примеры фото на фуллфрейм Nikon D800 и кропнутый Nikon D5600.

Пример реальной фотоохоты на насекомых с макрофильтрами Close UP

Ну и напоследок – три примера макрофотографий, снятых с использованием линз close up не в студии, а в полевых условиях.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фотография 14. Маленькие титаны... Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Фотография 14. Маленькие титаны… Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Чтобы получить эти две фотографии пришлось снять несколько десятков дублей. Муравьишки постоянно двигаются, а поскольку ГРИП невелико, то поймать их в зоне резкости очень трудно. За 40 минут съемки так и не получил ни одного полностью резкого кадра.

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фотографии муравьев и кузнечика – кроп из центра кадра.

После последних трех фотографий уже не могу поставить точку в своем обзоре макрофильтров и сказать точно, следует ли покупать close-up линзы… Хочется «помикрофотоохотиться» еще… 🙂

Надеюсь, что мой отчет вам пригодится. Удачных макросъемок!

1) Формулы расчета максимального увеличения, которое можно достичь с использованием удлинительных колец или перевернутых объективов. Как достичь увеличения 10:1, используя объектив от микроскопа.

2) Обсуждение основных понятий, связанных с макросъемкой (что такое масштаб 1:1, рабочее расстояние макрообъектива, уменьшение диафрагмы при макро, советы по выбору макрообъектива).

3) Таблица параметров макрообъективов Tamron 90mm f/2.8 и Tamron 180mm f/3,5. Как меняется степень увеличения и диафрагма в зависимости от расстояния съемки.

4) Одна из самых известных фотографов-макрушников, Ирина Козорог, выложила видео с уроком о том, как снимать макро с летающими осами. Также она показывает, как выглядит ее домашня макростудия для съемки муравьев.

5) За тысячу рублей можно собрать макрообъектив из старой советской оптики. В комментариях — подробное описание.

Prodolzhaem testirovat Samayang
Еще примеры фотографий на макролинзы можно посмотреть в статье про прогулку в лесу с шириком Samyang 14/2.8 и штатным KIT 18-55 с макрофильтрами
 Moj otvet na vopros, kakoj tip fotoapparata vybrat' nachinajushhemu fotografu: zerkal'nyj, bezzerkal'nyj ili kompakt (myl'nicu)
Какие фотографии получаются при съемке на настоящий макрообъектив можно посмотреть в обзоре любительской зеркалки Nikon D3200. Там же есть примеры фото, снятых данной камерой на советский объектив Гелиос и KIT 18-105
Primery fotografij, snjatyh na professional'nyj teleob#ektiv Nikon 70-200/4G i polnokadrovyj fotoapparat Nikon D610. Sravnenie raznyh modelej televikov mezhdu soboj.
Примеры фотографий, снятых на профессиональный телеобъектив Nikon 70-200/4G и полнокадровый фотоаппарат Nikon D610. Сравнение разных моделей телевиков между собой.
Ne znaju, naskol'ko primenimy avtomaticheskie rezhimy fokusirovki v makros#emke, no v drugih zhanrah, naprimer, pri fotoohote, fotograf dolzhen chetko ponimat', kak nastroit' avtofokus. Besplatnyj urok dlja nachinajushhih fotoljubitelej.
Не знаю, насколько применимы автоматические режимы фокусировки в макросъемке, но в других жанрах, например, при фотоохоте, фотограф должен четко понимать, как настроить автофокус. Бесплатный урок для начинающих фотолюбителей.
Chtoby kachestvenno snimat' makro, nuzhno horosho razbirat'sja v takih bazovyh ponjatijah, kak vyderzhka, diafragma i svetochuvstvitel'nost'. Urok fotografii po vyboru nastroek dlja novichkov
Чтобы качественно снимать макро, нужно хорошо разбираться в таких базовых понятиях, как выдержка, диафрагма и светочувствительность. Урок фотографии по выбору настроек для новичков
Pri makros#emke fotograf dolzhen chetko ponimat', kak sebja vedet GRIP (glubina rezko izobrazhaemogo prostranstva). Simuljator boke i kal'kuljator GRIP dlja novichkov..
При макросъемке фотограф должен четко понимать, как себя ведет ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Симулятор боке и калькулятор ГРИП для новичков.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 672 подписчикам сайта!

* indicates required



комментария 74

  1. Айдар:

    Сергей, красиво получилось снять водопад с поляриком! Фото №4 понравилось: очень здорово выглядит, как вода размывается в молоко.

    • Сергей:

      Отмечу, что полярик и нейтральный фильтр я использовал «ноу нейм», да не совсем. В статье «Что подарить фотографу» показаны фотографии — это Kenko ND-4 и Kenko Circular PL. Понятно, конечно, что они ненастоящие: брал где-то по 500 рублей в 2011 году в Китае.

      Те фильтры — под КИТовый объектив Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 с диаметром резьбы 52 мм. Когда купил полный кадр Nikon D610 с универсальным зумом Nikon 24-70mm f/2.8G, у того объектива диаметр резьбы — 77 мм. Полярик Hoya HD-Circular PL под него купил, а на нейтральный ND-фильтр поначалу пожалел денег. Так и мучаюсь. Правда, поляризационный фильтр тоже забирает 1-2 стопа экспозиции, поэтому иногда его вместо ND-2 использую.

      В статье с отчетом о поездке на водопад Эраван в Таиланде приведен урок, как размывать воду и есть примеры съемки «в молоко» с поляриком Hoya HD-Circular PL.

      Вообще, себе хочу взять либо ND-1000, чтобы размывать воду даже при дневном свете, либо набор из нескольких менее плотных нейтральных фильтров.

  2. Сергей:

    Переменный, или как говорят «Варио ND» легко сделать: берется два полярика и скручивается (если CPL, то «лицом к лицу»). И получаете ND с регулируемой плотностью.

    • Сергей:

      Сергей, я рассуждаю теоретически, но думаю, что мне такое решение не очень подходит. Когда я пользовался своим китайским нейтральным фильтром Kenko ND-4, писал, что 2 стопа удлинения выдержки — это мало, нужен хотя бы ND-32. Сейчас полагаю, что мне нужен ND200 или ND500.

      Полярик забирает сколько? Наверное, максимум 2 стопа экспозиции. Не знаю, по какой формуле посчитать эффект от применения 2-х поляриков, но наверняка это не больше квадрата, т.е. получим эквивалент ND-4. Конечно, это — лучше, чем ничего, но все же не решение вопроса.

  3. Сергей:

    Ошибаетесь: минимальное затемнение действительно получается, как затемнение 2-х фильтров, а максимальное — ничего не увидите. Возьмите 2 полярика (у Вас же есть) и сложите (если CPL, то «лицом к лицу»), и посмотрите, вращая один относительно другого.

    Vario-ND фильтры так и устроены. Линейные полярики можно просто один в другой вкручивать (любой стороной).

  4. Сергей:

    У вас же еще Kenko был.
    Чтобы «посмотреть», без разницы что они разные и разных диаметров.

  5. Сергей:

    Для тех, кто хочет познакомиться с макро за небольшие деньги.

    В журнале «Photocasa» в выпуске №7 (51) за январь-февраль 2019 года вышла небольшая заметка от макрофотографа Андрея Рута. В ней он рассказывает о своей системе: он взял советский объектив Индустар-50-2 с резьбой под фотоаппараты «Зенит» М42 и приклеил к нему клеем по металлу объектив от фотоувеличителя Индустар-100У (И100У).

    Получается фиксированный макрообъектив. Если требуется еще приближение – накручивает удлинительные макрокольца от Зенита (большое и среднее). Если фотографировать мелких букашек, то используется два сразу макрокольца.

    Вот его рассказ на странице во «Вконтакте».


    Подобное решение, когда накручиваются два объектива друг на друга я встречал и у других фотографов. Сейчас не могу вспомнить (отпишусь позже), там девушка на Гелиос прицепила второй объектив, закрепив вообще изолентой. И снимает шедевры.

    • Игорь:

      У него Кенон, ему проще. Переходник взял и вперед.

      • Сергей:

        Игорь, я не очень разбираюсь в переходниках. А разве для крепления Индустар 50-2 нет переходника М42 под Nikon F? Или есть какие-то подводные камни?

        • Игорь:

          У объективов М42 рабочий отрезок короче, чем у Никона, поэтому возникает проблема фокусировки на бесконечности.

          Переходники есть, конечно, но их применение вносит коррективы в оптическую схему, т.к. там, в переходнике, установлена корректирующая линза. Все это сказывается на качестве картинки. Хотя, я видел и отличные, на мой взгляд, фотографии.

          Сам лично не применял, но есть приятели, кто использовал такие переходники. Да и отзывов в сети достаточно.

          Тогда уж, проще найти объектив не М42, а какой-нибудь с байонетом «Н», который совместим с байонетом «F». Например, Helios 81H.

          По поводу применения старой оптики — это еще один вечный спор кенонистов и никонистов, когда кто-то спрашивает: «Какую камеру лучше купить новичку?» И тут начинается: «Зато на Кэнон можно накрутить все, что угодно!» — и т.д. 🙂

          • Сергей:

            Спасибо за разъяснение. У Радоживы сейчас почитал — чтобы на бесконечность фокусироваться с переходником М42 на Никон, нужно, чтобы в нем была линза.

            Что касается макросъемки, то тут такой проблемы нет: мы же вблизи фотографируем. Поэтому схема «Индустар 50-2 плюс Индустар и-100 у» и к нашим фотоаппаратам должна подойти.

          • Сергей:

            Какая бесконечность в макросъемке?

            К примеру, вы снимаете с расстояния 1 см. Ну да, переходник с линзой для Никона добавит вам 0,05 мм. И что?

            Еще и на Пентакс можно накручивать любые объективы с байонетом М42, да еще и без чипов, и автоматическая установка выдержки будет работать. Да и зенитовской оптики с пентаксовским байонетом много.

          • Игорь:

            Ну так-то да. Для макро вполне. Но вдруг захочется применить его для чего-то еще?

            Объектив «Helios 81H 50mm MC f2/50 Mount NIKON» на eBay стоит 50 долларов. И никаких переходников не нужно.

            Не знаю, зачем я прокомментировал пост про М42? Что я хотел этим сказать? Просто сказал, что для Кенона все проще. Вот и все.

            Если откатиться назад, то надо было написать, что для Никона надо взять объектив не «М42», а с байонетом «H», и слепить точно такую же конструкцию.

            Вот как-то так. 🙂

  6. Сергей:

    Какая разница Кенон или другой, также переходник взял и вперед.

  7. Сергей:

    «Просто сказал, что для Кенона все проще»?

    Для Пентакса еще проще — чипа не нужно.

  8. Сергей:

    Вспомнил фотографа, о котором говорил. Это Владлена Лапшина. Во Вконтакте ведет онлайн-школу по макросъемке. Вот ее статья, как фотографировала снежинки на шарфе.


    Фотоаппарат у нее раньше был Nikon D5100, сейчас могу ошибиться, но, кажется, она его сменила на Nikon D5300. Объективов 3 штуки: Гелиос 44-2» 2/58, Индустар 61 Л/Д и макрокольца Phottix без автофокуса.

    Фотографирует чаще всего дома на подоконнике при естественном свете от окна – получается такая домашняя фотостудия для съемки макро. Разложила растения, листочки – фотографируй насекомых. Из пульверизатора брызгает, чтобы получить капли. На задний план ставит металлизированный картон – дает блики, на объектив Гелиос 44-2» 2/58 получается красивое боке с кружочками.

    Советует при съемке насекомых использовать серийную съемку – я вот не догадался: из-за малой ГРИП и активности букашек, трудно снять резкое фото.

    Обработки не много: яркость, контрастность, цветокоррекция.

  9. Игорь:

    Вообще, макросъёмка — очень увлекательное занятие. Пробовать и экспериментировать, безусловно, стоит.

    Перепробовал много разных вариантов на Sony A6000. Начал с имеющихся советских макроколец с объективами Гелиос 44М-6 и Мир-1. Эта связка неплохо зарекомендовала себя при оцифровке старых фотоплёнок. В качестве сканера использовал советский фотоувеличитель. Но в полевых условиях столкнулся с большим неудобством при мануальной наводке резкости.

    Затем пробовал связку с перевёрнутыми друг к другу объективами Гелиос и Sony 55-210, и просто перевёрнутыми единичными объективами. Здесь также, чтобы снять букашку, требовалось приблизить объектив почти вплотную. Разумеется, объекты съёмки сразу же разбегались.

    Недавно на форуме Сони попались на глаза довольно удачные снимки с использованием макрофильтров (стёкол). У меня давно валялись неиспользованные советские светофильтры, диаметром 46 мм. Их резьба совпала с резьбой бюджетного объектива Sigma 30mm f/2,8. Разбил один фильтр и вклеил туда очковое стекло +5.5, предварительно подогнав на алмазном наждаке диаметр последнего.

    Снимки, сделанные этой связкой, меня вполне удовлетворили. Качество получилось не хуже, а, в ряде случаев, и лучше, чем с использованием макроколец. Но, в этом случае я получил два огромных плюса. Во-первых, фокусное расстояние позволило фокусироваться гораздо дальше от объекта съёмки (до 10-15 см), и, во-вторых, не надо мучаться в полевых условиях со сменой оптики. Просто накручиваю макрофильтр на объектив и осуществляю фотосъёмку!

    Это открытие удовлетворило меня настолько, что, не долго думая, заказал на «АлиЭкспресс» ещё кучу макрофильтров.

    Другой Игорь…

    • Сергей:

      Игорь, у Вас уже другой уровень подхода к макросъемке: выточить самому линзу — не шутка. 🙂 Я вот читаю-читаю рассказы про фотосъемку макро, все больше загораюсь купить хороший макрообъектив и устроить макрофотоохоту. Если искать б/у где-нибудь на eBay, то за вполне вменяемые деньги можно взять какого-нибудь «старичка».

  10. Игорь:

    Сергей, это, безусловно, лучший вариант исканий. Сам давно думаю об этом. Но, к сожалению, всякий раз появляются новые, незапланированные, аварийные, страховые и прочие траты. Вот и приходится искать прочие бюджетные варианты… А мечты, они имеют тенденцию к осуществлению, пусть и не сиюминутную. Стремление к совершенствованию и творческому росту — это прекрасно!

    Кстати, не доводилось пользоваться макрообъективом Sony 30mm f/3.5 Macro E? Это достаточно бюджетный вариант, и о нём на форумах прямо противоположные мнения. Я недавно отказался от такого в пользу среднеформата Сигма 30/2,8. Думаю, надо брать макро посолиднее, ибо хочется фасеточной детализации. Но, это в будущем….

  11. Денис:

    Я вот думаю, брать Vivitar Series 1 90mm f/2.5 Macro стоит ли?

    • Сергей:

      Тут я не помощник, поскольку опыта макросъёмки мало. На сайте есть обзор объектива Tamron 90 mm f/2.8 (272EN). Думаю, на тушке Сони А7 он получше разрешение должен давать (у меня — примеры с Никто Д600), а стоит столько же.

      • Денис:

        Так это та же Токина, только типо Gmaster, как у Сони. Просто стоит ли таких это денег? На eBay за 20000 уходит цена.

  12. Игорь, Пенза:

    Пришли из Китая макрофильтры Close Up. Тут же сделал пробную фото и видеомакросъёмку аквариумных рыбок камерой Sony A6000 с объективом Sigma 30mm f/2.8. Конечно, особого качества от них я не получил (да и не ждал). Но, как бюджетный вариант для не особо требовательных фотолюбителей, и в качестве методического материала, вполне себе подойдут. Здесь можно посмотреть посмотреть примеры съемки.

     

    Одним из плюсов макрофильтров считаю чуть большую глубину резкости (ГРИП), чем при использовании макроколец и перевёрнутых объективов, особенно, при использовании небольших диоптрий… Мне это пригодилось при съёмке образцов минералов: получились вполне приличные отображения.

    • Сергей:

      Разрешение видео низкой — трудно сделать однозначный вывод. Но в целом, смотреть такие крупные планы в аквариумы интересно. Не задумывался, что фильтры Close Up можно использовать не только для съемки насекомых, цветочков, но и для аквариумных рыбок!

      Я вот макрообъектив не покупаю пока, но душа не выдержала: пару дней назад заказал на американском «Amazon» книгу «Understanding Close-Up Photography: Creative Close Encounters with Or Without a Macro Lens» под авторством Брайана Петерсона. На русский язык можно перевести, как «Понимание съёмок крупным планом: творческие подходы с/без макрообъектива». В аннотации пишет, что «крупный план» — это не обязательно макро.

      Сейчас я читаю его учебник на русском языке «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии» — очень толково объясняет, как тренировать видение кадра. Рекомендую! Надеюсь, и англоязычная книга порадует.

  13. Игорь, Пенза:

    Да, я так и указал: для нетребовательных фотографов. Согласен, крупный план — не обязательно макро. Вполне сносные видео и фотосюжеты крупным планом у меня выходили при использовании простенького бюджетного суперзума Sony Cynershot DSC-H50.

     
    Разрешение, правда, низковато, снято почти 10 лет назад в Египте, но для истории вполне устраивает. Но, именно желание сделать лучше и толкает нас к дальнейшему развитию и творчеству.

    Спасибо за рекомендации книг опытных фотографов. К сожалению, с английским у меня никак, дальше языка калькулятора в загранпоездках дело не заходило. Сейчас предпочитаю видеоуроки на Ютьюбе, там больше практики. Многое даёт общение с единомышленниками на форумах.

  14. Игорь, Пенза:

    Где-то в Интернете прочел о возможном использовании старого советского объектива Индустар-50У-1, применявшегося в фотоувеличителях, в качестве макрообъектива. Решил попробовать. Заказал на «Алиэкспресс» переходник на резьбу адаптера M42-NEX и, как только потеплело, отправился в лес. Прихватил с собой и макрофильтры «Close Up» для сравнения.

    Первый снимок сделан с помощью макрофильтра +10 диоптрий, второй — с объективом Индустар И50У-1 3,5/50.

    1.

    Пример съемки макро на беззеркальную камеру Sony A6000 с КИТовым объективом Sony 16-50mm f/3.5-5.6 и Close Up фильтром +10 диоптрий.

    2.

    Пример макросъемки на беззеркалку Сони А6000 с объективом Индустар И50У-1 3,5/50.

    Съемка в первом случае велась на фотоаппарат Сони А6000 с КИТовым объективом Сони 16-50/3,5-5,6. Выдержку старался использовать как можно меньшую: от 1/200 до 1/500 секунды. Диафрагма f8-f11, ISO 100-320. Отснятый материал слегка (цвета, тон, резкость) обработан «Фотошопом».

    По качеству снимки получились чуть лучше с Индустаром И50У-1 3,5/50. Лучше размыт фон, немного четче детализация, из-за чего картинка кажется «вкуснее».

    А для себя открыл ещё один бюджетный вариант макросъемки. У многих старичков-фотолюбителей такой объектив завалялся в комплекте со старым фотоувеличителем. Если нет, то цена его на рынке онлайн — сущие копейки…

    Возможно кому-то мой опыт пригодится.

    • Сергей Лахардов:

      Большое спасибо, Игорь, за сравнительные примеры макросъемки с макрофильтрами Close Up и советским Индустар И50У-1 3,5/50. Наверное, не «где-то в Интернете» прочитали, а в комментариях на этой странице выше, где дана ссылка на профиль Андрея Рута во «Вконтакте», где он рассказывает про свою связку Sony A7M2 + Индустар-50-2 52 mm f/ 3.5 с байонетом под «Зенит» + Индустар 100У 4/110…

      Мне тоже нравится больше Ваш результат, полученный именно на Индустар И50У-1 3,5/50. Хотя, наверное, такое фото нельзя называть «макро», это просто крупноплановый снимок. В моем представлении, макрофотография — это такая фотография, где масштаб объектов составляет 1:1 и крупнее. Ну или пускай меньше, например: 1:2. Размер матрицы беззеркалки Sony A6000 составляет 23.5 x 15.6 мм, размеры цветка — где-то 10 мм. На Вашем примере он в 3 раза меньше короткой стороны кадра, а при истинном макро занимал бы почти всю площадь.

      Ну это я так, придираюсь к терминологии. 🙂 Еще раз спасибо за примеры.

  15. Игорь, Пенза:

    Сергей, здесь (в случае с объективом Индустар) масштаб увеличения — примерно 2,5-3:1, поэтому я и посчитал эту съёмку макро. Попробую ещё потренироваться на букашках.

    Прилагаю ещё один снимок, снятый на фикс Индустар И50У-1 3,5/50 в связке с Сони А6000: серёжку, по-моему, ивы. Мне он понравился больше прочих своей довольно приличной для такого простенького объектива детализацией и хорошим размытием фона.

    https://yadi.sk/i/jRifT0l6zv4Mvw

    Хороших праздничных дней!

    • Сергей:

      О, это уже макро! Теперь нужно все остальные дела подтягивать: композицию, освещение, историю в кадре. 😉



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 672 подписчикам сайта!

* indicates required