\n

Опыт макросъемки с применением макрофильтров Close Up

Текст статьи обновлён: 30.04.2020

Рано или поздно начинающий фотолюбитель решает попробовать свои силы в макросъемке. И тут выясняется, что увлечение макрофотографией – дорогостоящее хобби. Для получения качественных фотографий вам потребуется купить макрообъектив, который стоит не так уж и дешево.


Вы не уверены будете ли заниматься макросъемкой постоянно или будете фотографировать макро лишь время от времени. Поэтому появляется желание немного сэкономить: вы можете использовать специальное переходное кольцо, позволяющее прикрутить обычный объектив к камере обратной стороной. Еще более дешевой альтернативой могут стать макрокольца, макролинзы и макрофильтры.

Макролинза или, как ее часто называют, линза close up, по сути представляет собой увеличительное стекло с резьбовой оправой. Поэтому макролинзу иногда еще называют макрофильтром, т.к. она накручивается на внешний конец объектива, как, например, поляризационный фильтр.

Посмотрите видео, где автор наглядно показывает действие подобного приспособления и демонстрирует степень уменьшения МДФ (минимальной дистанции фокусировки) при накручивании линз с разными диоптриями.

 

Одним прекрасным днем я решился купить набор макрофильтров Banner, содержащий линзы Close-up с диоптриями +1, +2, +4, +8 и +10. Первый опыт использования макролинз показал, что не так-то просто при фотографировании, например, цветов поймать фокус: небольшое колыхание от ветра – и все фокус смазан. При съемке такими линзами ГРИП очень мала и отклонение объекта съемки на 1 мм уже приводит к фатальным последствиям. Со штативом не всегда удобно подойти близко, а с рук – трудно навестись на резкость. Пробовал снимать насекомых – убегают… 🙂

Так и лежал у меня набор макрофильтров без дела до сегодняшнего дня, когда я решил протестировать свои линзы в лабораторных, читай студийных условиях, чтобы вынести окончательный вердикт: стоит или нет покупать close up фильтры.
Съемка проводилась дома со штатива при естественном освещении от окна. Фотомодели – какие-то цветочки, что растут у нашего подъезда.

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Фото 1. Студия для съемки макро в домашних условиях. На снимке: алюминиевый штатив ERSA, фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR с макрофильтром

Так выглядела моя макростудия для получения макрофотографий к данному обзору макролинз close up. Сорри за качество – снято на мобильный телефон. Вы видите, мой фотоаппарат Nikon D5100 с КИТ-объективом Nikkor 18-55 установлен на штативе. При чем, камера закреплена не на штативной головке непосредственно, а на макрорельсах, которые я купил совместно с комплектом макрофильтров. Должен сказать, что макрорельсы – удобное устройство для наведения на резкость при макросъемке. Включаете камеру в режиме live view, увеличиваете фрагмент кадра, по которому наводится фокус, и, вращая валик, очень плавно перемещаете фотоаппарат вместе с зубчатой рейкой. Использование макрорельсов упрощает жизнь в условиях малой ГРИП.

Давайте посмотрим примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 с KIT объективом Nikkor 18-55 и макрофильтрами close up.

Пример №1

Согласно технических данных фотоаппарат Nikon D5100 c КИТ-объективом 18-55 имеет минимальное расстояние для фокусировки – 28 сантиметров. Вот, что снимает камера с такого расстояния без использования макролинзы.

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Фотография 3. Так снимает Nikkor D5100 KIT 18-55 с минимального расстояния для фокусировки без использования фильтра Close UP

Пример №2

Попробовал отключить у объектива функцию автоматической фокусировки и навестись на резкость в мануальном режиме. Удалось сфокусироваться с расстояния 16 см.

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Фото 3. Такой кадр можно снять без использования макрофильтров при ручной фокусировке. Камера Никон Д5100 КИТ 18-55

Пример съемки макрофильтром №3

На объектив навинчена макролинза +1. Положение камеры не менялось, чтобы было понятно какова степень увеличения. Видим, что линза почти не увеличивает картинку.

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Тушка - Nikon D5100.

Фото 4. Действие линзы close up +1 почти не заметно на объективе Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Тушка — Nikon D5100.

Пример фотографии, снятой с применением линзы close up №4

Меняем увеличительное стекло на close-up +2. Изображение стало чуть-чуть крупнее (кстати, расстояние 17 см получилось в результате перемещения салазок в процессе наводки на фокус; с 16 см сфокусироваться не удалось).

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikon 18-55.

Фотография 5. Приме фотографии, снятой с макролинзой +2 на китовом объективе Nikon 18-55.

Пример №5

Используем макрофильтр +4. Также я бы не сказал, что он заметно увеличивает картинку в сравнении с первым вариантом. Глубина резкости вполне приемлемая.

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Фото 6. Пример фотографии, снятой на макролинзу +4. Фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55

Пример №6

После замены насадки +4 на линзу close up +8 сфокусироваться с расстояния 17 см не удалось. Пришлось передвинуть штатив ближе, чтобы плоскость фильтра оказалась на расстоянии 11 см от цветка.

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Фотография 7. Обзор набора Close Up. Макрофильтр +8 не может сфокусироваться с 17 см

Пример съемки макрофильтром №7

Устанавливаем последнюю линзу в моем наборе – close up +10. Как видно ГРИП стала значительно меньше. На данном фото резкость наводилась по тычинкам, а пестик – почти выходит из зоны ГРИП.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на Nikon D5100 KIT 18-55 плюс Close up +10.

Фото 8. Примеры макросъемки с макрофильтрами. Этот кадр снят на Nikon D5100 KIT 18-55 плюс Close up +10.

Пример съемки close up линзой №8

Эксперименты показали, что я могу сфокусироваться на минимальном расстоянии 4 см от цветка. При этом ГРИП у фильтра +10 очень маленькая.

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Фотография 9. Минимальное расстояние для фокусировки при использовании макрофильтров и китового Nikkor 18-55 составляет 4 см. Камера Nikon D5100

Вот тот же кадр с линзой +8.

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Фото 10. Макролинза Close-UP +8 с расстояния 4 см дает такое увеличение

Пример макрофотографии снятой с использованием макрофильтров №9

Как можно увеличить ГРИП? Зажав диафрагму (для чистоты эксперимента диафрагма на всех кадрах одинаковая f=13) либо уменьшив фокусное расстояние. На кадре ниже видно, что ГРИП при фокусном расстоянии 18 мм на линзе +10 вполне приемлемое. Только вот увеличение становится почти не заметным, в сравнении с фокусным 55 мм.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Фотография 10. На малых фокусных расстояниях даже макрофильтр +10 не дает заметного увеличения картинки. Пример использования на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.

Все кадры в данном обзоре представлены «как есть», без кропления. Для размещения фотографий в интернет обычно не требуется размер 4928×3264 пикселей, как снимает наша камера Nikon D5100. Вы можете вырезать из центра кадра необходимый фрагмент. Вот, что может у вас получиться.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Фото 11. Выполнив кроп кадра, снятого с макролинзами, можно увидеть даже микроскопическую личинку насекомого.

Во время тестирования в кадр даже попала личинка какого-то насекомого. Только вот фокусировка была произведена по тычинкам и животное не в зоне резкости.

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

Фотография 12. При макросъемке с использованием close up линз величина ГРИП очень мала

В заключение своего обзора с примерами фотографий, снятых макрофильтрами close up, хочу отметить, что поскольку пока что я использую простенький штатив Era ECSA-3512, а макрорельсы меняют центр тяжести конструкции, то камера довольно сильно шевелится в процессе наведения на резкость. При макросъемке ГРИП очень маленькая и даже едва заметное движение приводит к выходу объекта фокусировки из зоны резкости.

Таким образом, сегодняшние испытания макролинз подтвердили, что для макросъемки требуется более жесткий штатив. Посмотрим, как покажет себя карбоновый Sirui T-2204X с головкой G20X, рассчитанной на нагрузку 15 кг.

Основные выводы, которые я сделал для себя после тестирования макрофильтров close up: данные приспособления нельзя рассматривать, как серьезный инструмент для макросъемки. Наиболее удобные линзы с точки зрения ГРИП — +4 и +8.

В одном из отзывов, что я нашел в сети Интернет, говорится о том, что макролинзы хорошо показывают себя при съемках на длинных фокусных расстояниях (от 100 мм). Может быть, стоит для моего нового телеобъектива Nikkor 70-300 приобрести только вот указанные две линзы и попробовать его на 200 мм фокусного расстояния…

Дополнение от 25 ноября 2018. На сегодняшний день, на Aliexpress можно взять макрофильтры за 10-20 USD, но это будет аналог тех фильтров, что я рассмотрел. За 70 USD продают более качественную линзу Raynox DCR-250 Super Macro Snap-On. В то же время, советский макрообъектив МС Волна-9 2.8/50 MACRO при цене на Avito в 50-70 USD даст просто отличную картинку, а Nikon Micro-Nikkor 55mm 1:2.8 (AI-S) на E-Bay продают за 80-100 USD — он поможет снять почти шедевры. Поэтому я рекомендую не тратить напрасно средства на эксперименты с Close UP, а присмотреться к этим, например, вариантам.

Nedorogoi makrik Tamron SP AF 90mm f 2 8 Di Macro 1 1 272E NII pozvolit snimat gorazdo bolee kachestvennoe makro Obzor i primery foto na polnom kadre Nikon D600.
Недорогой макрик Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 (272E NII) позволит снимать гораздо более качественное макро. Обзор и примеры фото на полном кадре Nikon D600.
SHirokougolnyi makroobieektiv Laowa 15mm f4 1 1 Macro Ego preimushchestvo mozhno sniat i obieekt i pokazat sredu obitaniia Primery foto na fullfreim Nikon D800 i kropnutyi Nikon D5600.
Широкоугольный макрообъектив Laowa 15mm f4 1:1 Macro. Его преимущество – можно снять и объект, и показать среду обитания. Примеры фото на фуллфрейм Nikon D800 и кропнутый Nikon D5600.

Пример реальной фотоохоты на насекомых с макрофильтрами Close UP

Ну и напоследок – три примера макрофотографий, снятых с использованием линз close up не в студии, а в полевых условиях.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фото 14. Однако даже такое дешевое решение, как Close up дадут вам возможность заглянуть в волшебный микромир. Пример макросъемки на Никон Д5100 КИТ 18-55 с макрофильтром.

Фотография 14. Маленькие титаны... Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Фотография 14. Маленькие титаны… Обе фотографии сняты на close up +4 и любительскую зеркалку NikonD5100 KIT 18-55

Чтобы получить эти две фотографии пришлось снять несколько десятков дублей. Муравьишки постоянно двигаются, а поскольку ГРИП невелико, то поймать их в зоне резкости очень трудно. За 40 минут съемки так и не получил ни одного полностью резкого кадра.

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фото 15. Стоит ли покупать макрофильтр. Кузнечик снят на close up +8

Фотографии муравьев и кузнечика – кроп из центра кадра.

После последних трех фотографий уже не могу поставить точку в своем обзоре макрофильтров и сказать точно, следует ли покупать close-up линзы… Хочется «помикрофотоохотиться» еще… 🙂

Надеюсь, что мой отчет вам пригодится. Удачных макросъемок!

P.S. Напоследок хочу показать видео, где в увлекательной форме показаны примеры того, какие сюжеты можно снимать на макрообъектив у себя дома.

 

1) Формулы расчета максимального увеличения, которое можно достичь с использованием удлинительных колец или перевернутых объективов. Как достичь увеличения 10:1, используя объектив от микроскопа.

2) Обсуждение основных понятий, связанных с макросъемкой (что такое масштаб 1:1, рабочее расстояние макрообъектива, уменьшение диафрагмы при макро, советы по выбору макрообъектива).

3) Таблица параметров макрообъективов Tamron 90mm f/2.8 и Tamron 180mm f/3,5. Как меняется степень увеличения и диафрагма в зависимости от расстояния съемки.

4) Одна из самых известных фотографов-макрушников, Ирина Козорог, выложила видео с уроком о том, как снимать макро с летающими осами. Также она показывает, как выглядит ее домашня макростудия для съемки муравьев.

5) За тысячу рублей можно собрать макрообъектив из старой советской оптики. В комментариях — подробное описание.

Prodolzhaem testirovat Samayang
Еще примеры фотографий на макролинзы можно посмотреть в статье про прогулку в лесу с шириком Samyang 14/2.8 и штатным KIT 18-55 с макрофильтрами
 Moj otvet na vopros, kakoj tip fotoapparata vybrat' nachinajushhemu fotografu: zerkal'nyj, bezzerkal'nyj ili kompakt (myl'nicu)
Какие фотографии получаются при съемке на настоящий макрообъектив можно посмотреть в обзоре любительской зеркалки Nikon D3200. Там же есть примеры фото, снятых данной камерой на советский объектив Гелиос и KIT 18-105
Primery fotografij, snjatyh na professional'nyj teleob#ektiv Nikon 70-200/4G i polnokadrovyj fotoapparat Nikon D610. Sravnenie raznyh modelej televikov mezhdu soboj.
Примеры фотографий, снятых на профессиональный телеобъектив Nikon 70-200/4G и полнокадровый фотоаппарат Nikon D610. Сравнение разных моделей телевиков между собой.
Ne znaju, naskol'ko primenimy avtomaticheskie rezhimy fokusirovki v makros#emke, no v drugih zhanrah, naprimer, pri fotoohote, fotograf dolzhen chetko ponimat', kak nastroit' avtofokus. Besplatnyj urok dlja nachinajushhih fotoljubitelej.
Не знаю, насколько применимы автоматические режимы фокусировки в макросъемке, но в других жанрах, например, при фотоохоте, фотограф должен четко понимать, как настроить автофокус. Бесплатный урок для начинающих фотолюбителей.
Chtoby kachestvenno snimat' makro, nuzhno horosho razbirat'sja v takih bazovyh ponjatijah, kak vyderzhka, diafragma i svetochuvstvitel'nost'. Urok fotografii po vyboru nastroek dlja novichkov
Чтобы качественно снимать макро, нужно хорошо разбираться в таких базовых понятиях, как выдержка, диафрагма и светочувствительность. Урок фотографии по выбору настроек для новичков
Pri makros#emke fotograf dolzhen chetko ponimat', kak sebja vedet GRIP (glubina rezko izobrazhaemogo prostranstva). Simuljator boke i kal'kuljator GRIP dlja novichkov..
При макросъемке фотограф должен четко понимать, как себя ведет ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Симулятор боке и калькулятор ГРИП для новичков.

Ваша поддержка даёт возможность уделять время сайту, и это означает, что я могу продолжать публиковать статьи, полезные для читателей на Урале, в России и во всем мире. Каждый перечисленный вами платеж, большой или маленький, очень ценен для проекта. Перед тем, как нажать клавишу "Пожертвовать", выберите желаемую сумму и источник средств: Яндекс-кошелёк или банковская карта.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 761 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 76

  1. Айдар:

    Сергей, красиво получилось снять водопад с поляриком! Фото №4 понравилось: очень здорово выглядит, как вода размывается в молоко.

    • Сергей:

      Отмечу, что полярик и нейтральный фильтр я использовал «ноу нейм», да не совсем. В статье «Что подарить фотографу» показаны фотографии — это Kenko ND-4 и Kenko Circular PL. Понятно, конечно, что они ненастоящие: брал где-то по 500 рублей в 2011 году в Китае.

      Те фильтры — под КИТовый объектив Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 с диаметром резьбы 52 мм. Когда купил полный кадр Nikon D610 с универсальным зумом Nikon 24-70mm f/2.8G, у того объектива диаметр резьбы — 77 мм. Полярик Hoya HD-Circular PL под него купил, а на нейтральный ND-фильтр поначалу пожалел денег. Так и мучаюсь. Правда, поляризационный фильтр тоже забирает 1-2 стопа экспозиции, поэтому иногда его вместо ND-2 использую.

      В статье с отчетом о поездке на водопад Эраван в Таиланде приведен урок, как размывать воду и есть примеры съемки «в молоко» с поляриком Hoya HD-Circular PL.

      Вообще, себе хочу взять либо ND-1000, чтобы размывать воду даже при дневном свете, либо набор из нескольких менее плотных нейтральных фильтров.

  2. Сергей:

    Переменный, или как говорят «Варио ND» легко сделать: берется два полярика и скручивается (если CPL, то «лицом к лицу»). И получаете ND с регулируемой плотностью.

    • Сергей:

      Сергей, я рассуждаю теоретически, но думаю, что мне такое решение не очень подходит. Когда я пользовался своим китайским нейтральным фильтром Kenko ND-4, писал, что 2 стопа удлинения выдержки — это мало, нужен хотя бы ND-32. Сейчас полагаю, что мне нужен ND200 или ND500.

      Полярик забирает сколько? Наверное, максимум 2 стопа экспозиции. Не знаю, по какой формуле посчитать эффект от применения 2-х поляриков, но наверняка это не больше квадрата, т.е. получим эквивалент ND-4. Конечно, это — лучше, чем ничего, но все же не решение вопроса.

  3. Сергей:

    Ошибаетесь: минимальное затемнение действительно получается, как затемнение 2-х фильтров, а максимальное — ничего не увидите. Возьмите 2 полярика (у Вас же есть) и сложите (если CPL, то «лицом к лицу»), и посмотрите, вращая один относительно другого.

    Vario-ND фильтры так и устроены. Линейные полярики можно просто один в другой вкручивать (любой стороной).

  4. Сергей:

    У вас же еще Kenko был.
    Чтобы «посмотреть», без разницы что они разные и разных диаметров.

  5. Сергей:

    Для тех, кто хочет познакомиться с макро за небольшие деньги.

    В журнале «Photocasa» в выпуске №7 (51) за январь-февраль 2019 года вышла небольшая заметка от макрофотографа Андрея Рута. В ней он рассказывает о своей системе: он взял советский объектив Индустар-50-2 с резьбой под фотоаппараты «Зенит» М42 и приклеил к нему клеем по металлу объектив от фотоувеличителя Индустар-100У (И100У).

    Получается фиксированный макрообъектив. Если требуется еще приближение – накручивает удлинительные макрокольца от Зенита (большое и среднее). Если фотографировать мелких букашек, то используется два сразу макрокольца.

    Вот его рассказ на странице во «Вконтакте».

    Как снимать макро дёшево.

    Как снимать макро на объектив Индустар?


    Подобное решение, когда накручиваются два объектива друг на друга я встречал и у других фотографов. Сейчас не могу вспомнить (отпишусь позже), там девушка на Гелиос прицепила второй объектив, закрепив вообще изолентой. И снимает шедевры.

    • Игорь:

      У него Кенон, ему проще. Переходник взял и вперед.

      • Сергей:

        Игорь, я не очень разбираюсь в переходниках. А разве для крепления Индустар 50-2 нет переходника М42 под Nikon F? Или есть какие-то подводные камни?

        • Игорь:

          У объективов М42 рабочий отрезок короче, чем у Никона, поэтому возникает проблема фокусировки на бесконечности.

          Переходники есть, конечно, но их применение вносит коррективы в оптическую схему, т.к. там, в переходнике, установлена корректирующая линза. Все это сказывается на качестве картинки. Хотя, я видел и отличные, на мой взгляд, фотографии.

          Сам лично не применял, но есть приятели, кто использовал такие переходники. Да и отзывов в сети достаточно.

          Тогда уж, проще найти объектив не М42, а какой-нибудь с байонетом «Н», который совместим с байонетом «F». Например, Helios 81H.

          По поводу применения старой оптики — это еще один вечный спор кенонистов и никонистов, когда кто-то спрашивает: «Какую камеру лучше купить новичку?» И тут начинается: «Зато на Кэнон можно накрутить все, что угодно!» — и т.д. 🙂

          • Сергей:

            Спасибо за разъяснение. У Радоживы сейчас почитал — чтобы на бесконечность фокусироваться с переходником М42 на Никон, нужно, чтобы в нем была линза.

            Что касается макросъемки, то тут такой проблемы нет: мы же вблизи фотографируем. Поэтому схема «Индустар 50-2 плюс Индустар и-100 у» и к нашим фотоаппаратам должна подойти.

          • Сергей:

            Какая бесконечность в макросъемке?

            К примеру, вы снимаете с расстояния 1 см. Ну да, переходник с линзой для Никона добавит вам 0,05 мм. И что?

            Еще и на Пентакс можно накручивать любые объективы с байонетом М42, да еще и без чипов, и автоматическая установка выдержки будет работать. Да и зенитовской оптики с пентаксовским байонетом много.

          • Игорь:

            Ну так-то да. Для макро вполне. Но вдруг захочется применить его для чего-то еще?

            Объектив «Helios 81H 50mm MC f2/50 Mount NIKON» на eBay стоит 50 долларов. И никаких переходников не нужно.

            Не знаю, зачем я прокомментировал пост про М42? Что я хотел этим сказать? Просто сказал, что для Кенона все проще. Вот и все.

            Если откатиться назад, то надо было написать, что для Никона надо взять объектив не «М42», а с байонетом «H», и слепить точно такую же конструкцию.

            Вот как-то так. 🙂

  6. Сергей:

    Какая разница Кенон или другой, также переходник взял и вперед.

  7. Сергей:

    «Просто сказал, что для Кенона все проще»?

    Для Пентакса еще проще — чипа не нужно.

  8. Сергей:

    Вспомнил фотографа, о котором говорил. Это Владлена Лапшина. Во Вконтакте ведет онлайн-школу по макросъемке. Вот ее статья, как фотографировала снежинки на шарфе.


    Фотоаппарат у нее раньше был Nikon D5100, сейчас могу ошибиться, но, кажется, она его сменила на Nikon D5300. Объективов 3 штуки: Гелиос 44-2» 2/58, Индустар 61 Л/Д и макрокольца Phottix без автофокуса.

    Фотографирует чаще всего дома на подоконнике при естественном свете от окна – получается такая домашняя фотостудия для съемки макро. Разложила растения, листочки – фотографируй насекомых. Из пульверизатора брызгает, чтобы получить капли. На задний план ставит металлизированный картон – дает блики, на объектив Гелиос 44-2» 2/58 получается красивое боке с кружочками.

    Советует при съемке насекомых использовать серийную съемку – я вот не догадался: из-за малой ГРИП и активности букашек, трудно снять резкое фото.

    Обработки не много: яркость, контрастность, цветокоррекция.

  9. Игорь:

    Вообще, макросъёмка — очень увлекательное занятие. Пробовать и экспериментировать, безусловно, стоит.

    Перепробовал много разных вариантов на Sony A6000. Начал с имеющихся советских макроколец с объективами Гелиос 44М-6 и Мир-1. Эта связка неплохо зарекомендовала себя при оцифровке старых фотоплёнок. В качестве сканера использовал советский фотоувеличитель. Но в полевых условиях столкнулся с большим неудобством при мануальной наводке резкости.

    Затем пробовал связку с перевёрнутыми друг к другу объективами Гелиос и Sony 55-210, и просто перевёрнутыми единичными объективами. Здесь также, чтобы снять букашку, требовалось приблизить объектив почти вплотную. Разумеется, объекты съёмки сразу же разбегались.

    Недавно на форуме Сони попались на глаза довольно удачные снимки с использованием макрофильтров (стёкол). У меня давно валялись неиспользованные советские светофильтры, диаметром 46 мм. Их резьба совпала с резьбой бюджетного объектива Sigma 30mm f/2,8. Разбил один фильтр и вклеил туда очковое стекло +5.5, предварительно подогнав на алмазном наждаке диаметр последнего.

    Снимки, сделанные этой связкой, меня вполне удовлетворили. Качество получилось не хуже, а, в ряде случаев, и лучше, чем с использованием макроколец. Но, в этом случае я получил два огромных плюса. Во-первых, фокусное расстояние позволило фокусироваться гораздо дальше от объекта съёмки (до 10-15 см), и, во-вторых, не надо мучаться в полевых условиях со сменой оптики. Просто накручиваю макрофильтр на объектив и осуществляю фотосъёмку!

    Это открытие удовлетворило меня настолько, что, не долго думая, заказал на «АлиЭкспресс» ещё кучу макрофильтров.

    Другой Игорь…

    • Сергей:

      Игорь, у Вас уже другой уровень подхода к макросъемке: выточить самому линзу — не шутка. 🙂 Я вот читаю-читаю рассказы про фотосъемку макро, все больше загораюсь купить хороший макрообъектив и устроить макрофотоохоту. Если искать б/у где-нибудь на eBay, то за вполне вменяемые деньги можно взять какого-нибудь «старичка».

  10. Игорь:

    Сергей, это, безусловно, лучший вариант исканий. Сам давно думаю об этом. Но, к сожалению, всякий раз появляются новые, незапланированные, аварийные, страховые и прочие траты. Вот и приходится искать прочие бюджетные варианты… А мечты, они имеют тенденцию к осуществлению, пусть и не сиюминутную. Стремление к совершенствованию и творческому росту — это прекрасно!

    Кстати, не доводилось пользоваться макрообъективом Sony 30mm f/3.5 Macro E? Это достаточно бюджетный вариант, и о нём на форумах прямо противоположные мнения. Я недавно отказался от такого в пользу среднеформата Сигма 30/2,8. Думаю, надо брать макро посолиднее, ибо хочется фасеточной детализации. Но, это в будущем….

  11. Денис:

    Я вот думаю, брать Vivitar Series 1 90mm f/2.5 Macro стоит ли?

    • Сергей:

      Тут я не помощник, поскольку опыта макросъёмки мало. На сайте есть обзор объектива Tamron 90 mm f/2.8 (272EN). Думаю, на тушке Сони А7 он получше разрешение должен давать (у меня — примеры с Никто Д600), а стоит столько же.

      • Денис:

        Так это та же Токина, только типо Gmaster, как у Сони. Просто стоит ли таких это денег? На eBay за 20000 уходит цена.

  12. Игорь, Пенза:

    Пришли из Китая макрофильтры Close Up. Тут же сделал пробную фото и видеомакросъёмку аквариумных рыбок камерой Sony A6000 с объективом Sigma 30mm f/2.8. Конечно, особого качества от них я не получил (да и не ждал). Но, как бюджетный вариант для не особо требовательных фотолюбителей, и в качестве методического материала, вполне себе подойдут. Здесь можно посмотреть посмотреть примеры съемки.

     

    Одним из плюсов макрофильтров считаю чуть большую глубину резкости (ГРИП), чем при использовании макроколец и перевёрнутых объективов, особенно, при использовании небольших диоптрий… Мне это пригодилось при съёмке образцов минералов: получились вполне приличные отображения.

    • Сергей:

      Разрешение видео низкой — трудно сделать однозначный вывод. Но в целом, смотреть такие крупные планы в аквариумы интересно. Не задумывался, что фильтры Close Up можно использовать не только для съемки насекомых, цветочков, но и для аквариумных рыбок!

      Я вот макрообъектив не покупаю пока, но душа не выдержала: пару дней назад заказал на американском «Amazon» книгу «Understanding Close-Up Photography: Creative Close Encounters with Or Without a Macro Lens» под авторством Брайана Петерсона. На русский язык можно перевести, как «Понимание съёмок крупным планом: творческие подходы с/без макрообъектива». В аннотации пишет, что «крупный план» — это не обязательно макро.

      Сейчас я читаю его учебник на русском языке «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии» — очень толково объясняет, как тренировать видение кадра. Рекомендую! Надеюсь, и англоязычная книга порадует.

  13. Игорь, Пенза:

    Да, я так и указал: для нетребовательных фотографов. Согласен, крупный план — не обязательно макро. Вполне сносные видео и фотосюжеты крупным планом у меня выходили при использовании простенького бюджетного суперзума Sony Cynershot DSC-H50.

     
    Разрешение, правда, низковато, снято почти 10 лет назад в Египте, но для истории вполне устраивает. Но, именно желание сделать лучше и толкает нас к дальнейшему развитию и творчеству.

    Спасибо за рекомендации книг опытных фотографов. К сожалению, с английским у меня никак, дальше языка калькулятора в загранпоездках дело не заходило. Сейчас предпочитаю видеоуроки на Ютьюбе, там больше практики. Многое даёт общение с единомышленниками на форумах.

  14. Игорь, Пенза:

    Где-то в Интернете прочел о возможном использовании старого советского объектива Индустар-50У-1, применявшегося в фотоувеличителях, в качестве макрообъектива. Решил попробовать. Заказал на «Алиэкспресс» переходник на резьбу адаптера M42-NEX и, как только потеплело, отправился в лес. Прихватил с собой и макрофильтры «Close Up» для сравнения.

    Первый снимок сделан с помощью макрофильтра +10 диоптрий, второй — с объективом Индустар И50У-1 3,5/50.

    1.

    Пример съемки макро на беззеркальную камеру Sony A6000 с КИТовым объективом Sony 16-50mm f/3.5-5.6 и Close Up фильтром +10 диоптрий.

    2.

    Пример макросъемки на беззеркалку Сони А6000 с объективом Индустар И50У-1 3,5/50.

    Съемка в первом случае велась на фотоаппарат Сони А6000 с КИТовым объективом Сони 16-50/3,5-5,6. Выдержку старался использовать как можно меньшую: от 1/200 до 1/500 секунды. Диафрагма f8-f11, ISO 100-320. Отснятый материал слегка (цвета, тон, резкость) обработан «Фотошопом».

    По качеству снимки получились чуть лучше с Индустаром И50У-1 3,5/50. Лучше размыт фон, немного четче детализация, из-за чего картинка кажется «вкуснее».

    А для себя открыл ещё один бюджетный вариант макросъемки. У многих старичков-фотолюбителей такой объектив завалялся в комплекте со старым фотоувеличителем. Если нет, то цена его на рынке онлайн — сущие копейки…

    Возможно кому-то мой опыт пригодится.

    • Сергей Лахардов:

      Большое спасибо, Игорь, за сравнительные примеры макросъемки с макрофильтрами Close Up и советским Индустар И50У-1 3,5/50. Наверное, не «где-то в Интернете» прочитали, а в комментариях на этой странице выше, где дана ссылка на профиль Андрея Рута во «Вконтакте», где он рассказывает про свою связку Sony A7M2 + Индустар-50-2 52 mm f/ 3.5 с байонетом под «Зенит» + Индустар 100У 4/110…

      Мне тоже нравится больше Ваш результат, полученный именно на Индустар И50У-1 3,5/50. Хотя, наверное, такое фото нельзя называть «макро», это просто крупноплановый снимок. В моем представлении, макрофотография — это такая фотография, где масштаб объектов составляет 1:1 и крупнее. Ну или пускай меньше, например: 1:2. Размер матрицы беззеркалки Sony A6000 составляет 23.5 x 15.6 мм, размеры цветка — где-то 10 мм. На Вашем примере он в 3 раза меньше короткой стороны кадра, а при истинном макро занимал бы почти всю площадь.

      Ну это я так, придираюсь к терминологии. 🙂 Еще раз спасибо за примеры.

  15. Игорь, Пенза:

    Сергей, здесь (в случае с объективом Индустар) масштаб увеличения — примерно 2,5-3:1, поэтому я и посчитал эту съёмку макро. Попробую ещё потренироваться на букашках.

    Прилагаю ещё один снимок, снятый на фикс Индустар И50У-1 3,5/50 в связке с Сони А6000: серёжку, по-моему, ивы. Мне он понравился больше прочих своей довольно приличной для такого простенького объектива детализацией и хорошим размытием фона.

    https://yadi.sk/i/jRifT0l6zv4Mvw

    Хороших праздничных дней!

    • Сергей:

      О, это уже макро! Теперь нужно все остальные дела подтягивать: композицию, освещение, историю в кадре. 😉



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 761 подписчикам сайта!

* indicates required