Обычно первый фотоаппарат покупают с универсальным зумом, имеющим стандартный диапазон фокусных расстояний от широкоугольного до телеобъектива. Рано или поздно фотолюбитель начинает испытывать потребность либо в более широком угле, либо в более мощном телевике. В сегодняшней статье я поделюсь своим мнением о неплохом, по соотношению цены и качества, ширике Самъянг 14/2.8, расскажу о его плюсах и минусах, сделаю обзор модельного ряда оптики, выпускаемой компанией «Samyang Optics».
В ноябре 2011 перед поездкой в Китай, Гонконг и Филиппины мы купили себе зеркалку начального уровня Nikon D5100 с объективом Nikon 18-55 мм. Фотографии, получаемые на данной камере поначалу очень впечатляли. Но позже, когда я увидел на что способна моя камера, если ее оснастить качественным объективом , зародилось и все крепло желание приобрести что-нибудь более качественное, чем штатник.
Содержание обзора Samyang 14mm f/2.8
- Короткий рассказ о том, как я пришел к необходимости приобрести широкоугольный объектив для моей зеркалки Nikon D5100 в дополнение к КИТовому Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Первые впечатления от нового ширика.
- Отзыв о модели Samyang AE 14mm F2.8 ED AS IF UMC после трех лет владения.
- Что значат буквы и цифры в обозначении данной модели.
- Обзор недостатков.
- Обзор сильных сторон.
- Заключение к статье.
- Модельный ряд объективов компании «Samyang Optics».Автофокусные объективы Samyang.
- Оптика, разрешающая матрицы с большим количеством пикселей.
- Мануальные фиксы.
- Простые кинообъективы.
- Премиальные кинообъективы под торговой маркой “XEEN”.
- Докстанции для регулировки автофокуса объективов Самъянг.
- Пример съемки на замечательный фикс Samyang 12mm f/2.0 NCS CS, выпускаемый под КРОПнутые камеры с байонетом Sony E-mount и Fujifilm X.
1. Первые впечатления от Samyang 14mm f/2.8 на КРОПе
В моем сегодняшнем представлении идеальный объектив на кропнутую камеру от Nikon для фотографирования в отпуске – репортажник Nikon 17-55mm f/2.8G. Данный зум-объектив имеет удобный диапазон фокусных расстояний для репортажа и великолепное качество картинки. За эти преимущества производитель просит немалые деньги, и поэтому как-то так получается, что я иду к своей мечте сторонними тропинками…
В начале лета был куплен телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6. В своем обзоре с примерами фотографий, снятых на Nikon D5100 c этим телевиком я рассказал и показал, как разительно отличается качество картинки в сравнении с КИТовым. Стало понятно, что снимать на Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 больше не хочется и придется покупать что-то на замену.
В той же статье с тестом телевика я рассказал, что, согласно моей личной статистике, чаще всего в отпуске я пользуюсь фокусным расстоянием 18 мм. Поэтому следующей покупкой, по логике, должен стать широкоугольный девайс.
Снова здравствуйте, десятки часов в сети Интернет за просмотром примеров фотографий, обсуждениями, какой ширик лучше подходит для кропнутых камер. После долгих мук выбора я пришел к выводу, что оптимальным решением для моего Nikon D5100 было бы купить Tokina AT-X 124 PRO DX II Nikon F, который выдает качественную картинку и имеет удобные фокусные расстояния. И купил… суперширокий Samyang AE 14mm F2.8 ED AS IF UMC.
Почему не стал приобретать Tokina 12-24mm f/4? Во-первых, до последнего момента мучился сомнениями на тему: «А стоит ли вообще покупать широкоугольный объектив»? Во-вторых, стоимость этого зума значительно выше, чем у фикса. В-третьих, многие фотографы утверждают, что дешевый фикс дает лучшее качество картинки, чем дорогой зум.
Судя по многочисленным отзывам в Интернет, широкоугольник от Samyang считается оптимальным выбором по соотношению цена/качество рисунка для полноформатных камер. В Сети вы можете найти множество примеров фотографий, снятых на Samyang 14mm f/2.8 и полнокадровые фотоаппараты, но почти нет примеров фоток, полученных на КРОПнутую камеру и данный ширик. Более того, многие фотографы утверждают, что данное стекло раскрывает свои способности именно на полном кадре. Однако те примеры фотографий, снятых на кропе, что я видел, меня тоже впечатлили качеством картинки, резкостью, да и владельцы оставляют, в основном, положительные отзывы.
Еще, вы наверное слышали мнение, что для разных рынков это стекло выпускается под разными торговыми марками (Rokinon, Bower и т.п.). Поэтому, когда я все же принял решение купить себе ширик, заказал в интернет-магазине Rokinon 14mm f/2.8 IF ED MC Nikon F (FE14M-N). На сайте «Rokinon» указано, что объектив выпускается в двух версиях: с чипом и без него — в комментарии к заказу я отметил, что хочу купить именно чипованный вариант.
Естественно, доставили объектив без чипа, и от него пришлось отказаться. Ждать заказ заново не хотелось, поехал в off-line магазин, чтобы посмотреть на Samyang 14mm f/2.8 своими глазами. С собой на тест объектива взял фотоаппарат, штатив и ноутбук (чтобы результаты теста ширика можно было сразу же увидеть экране компьютера).
Продавец позволил сколько угодно снимать в магазине. Я даже фотографировал на два объектива: Самьянг 14/2,8 и свой штатный Никон 18-55/3,5-5,6. Более того, вместе с представителем фотомагазина мы вышли на улицу, где я сделал несколько пробных снимков при естественном освещении (жесткий солнечный свет). Очень понравилась детализация картинки на улице, и я стал счастливым обладателем этого корейского чуда оптических технологий.
Вечером отправился за город на берег озера, чтобы протестировать свою новую покупку в полевых условиях. К сожалению, не повезло с погодой: солнце скрылось за облаками и нормального обзора с примерами фотографий, снятых на Samyang 14mm f/2.8 на кропнутой камере Nikon D5100 у меня не получится.
Итак, на первой паре фотографий мы видим примеры картинки на кропнутый фотоаппарат Никон Д5100 со штатным зумов Никон 18-55/3,5-5,6 и широкоугольным фиксом Самъянг 14/2,8 без обработки (только выравнивание горизонта, ресайз).
Теперь посмотрим эту же пару фотографий, но после обработки их в программе «Lightroom» и небольшой доработки в «Photoshop».
Видно, что угол обзора несколько увеличился, но не драматично. Также, качество картинки не скажу, чтобы сильно отличалось от штатника. Например, когда я снял первые кадры на телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, то был просто поражен разительным отличием изображения в сравнении с КИТ-объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Хотя, нужно отметить, что перспектива растянулась заметно: камни на пирсе на снимке, снятом на Самъянг 14/2,8 находятся от зрителя дальше, чем на кадре №3.
Вот еще несколько примеров фотографий, снятых супершириком Samyang 14mm f/2.8 на кропнутую зеркалку Nikon D5100.
Широкоугольный объектив используется фотографами также для того, чтобы снимать кадры с большой долей негативного пространства: т.е. снимки, где много однородного фона вокруг главного объекта. В этот вечер, к сожалению, я не нашел, что поместить на передний план на фоне неба, чтобы получит более выразительное фото.
В заключение этого короткого обзора моего первого знакомства с Самъянг 14 мм/2,8 хочу отметить, что пока испытываю легкое разочарование. В этой статье я уже писал, что когда был куплен Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, произошло, на мой взгляд, кардинальное улучшение картинки в сравнении с штатником Nikon 18-55mm f/3.5-5.6. Также, раннее я писал, что мои друзья пользуются светосильным зумом Nikon 17-55mm f/2.8, фиксом Nikon 50mm f/1.8 G и приводил примеры фотографий, снятых на Sigma 18-250mm f/3.5-6.3, которые выдают изображение заметно лучше КИТ-объектива.
А вот корейский суперширик на первых съемках меня не особо впечатлил. Ну, будем надеяться, что просто мне не повезло со светом в этот вечер. В следующий раз постараюсь фотографировать с хорошим освещением…
Дополнение от 2 ноября 2014:
Фикс Самъянг 14/2,8 стал моим любимым объективом. Я очень счастлив, что выбрал его. В блоге можно найти большое количество примеров фотографий, снятых на Nikon D5100 с этим шириком, если нажать метку «Samyang 14». Также, по ссылке в табличке ниже можно увидеть фотки на полный Никон Д600 и Samyang 14mm f/2.8 (правда, там фотограф снимал с рук и не привык к ручному фокусу).
Мой друг, владелец такого же Никон Д5100 взял у меня этот ширик на пробу в отпуск и сразу же купил такой же. Теперь он перешел на полный кадр: Nikon D610 и радуется безмерно широкой картинке на фокусном 14 мм.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить отчет о походе в музей автомобилей и техники в городе Зинсхайм (Auto- und Technikmuseum Sinsheim), где половина фотографий снята на этот объектив, а другая — на репортажник Nikon 17-55mm f/2.8G, который я все же себе купил. Хотя… Вы уже можете посмотреть отчет о походе в музей «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма в разделе «Походы выходного дня по Свердловской области», где тоже много фоток с данного стекла. Даю пару кадров «для затравки».
Ради интереса, размещу здесь еще один кадр, снятый в том же музее на ту же тушку Nikon D5100, но с репортажным зумом Nikon 17-55mm f/2.8G. Сравните, есть ли разница в изображении.
Дополнение к обзору Samyang 14mm f/2.8 от 11 июля 2015 года
В феврале я купил новый фотоаппарат: полнокадровую зеркалку Nikon D610. На нём сначала было трудно приноровиться фотографировать на объектив с таким широким углом поля зрения. Но, когда научишься, Самъянг 14/2.8 — великолепен! По тегу «Samyang 14mm f/2.8» вы можете найти статьи с примерами фотографий, снятых на эту связку: Никон Д610 + ширик.
2. Обзор ширика Samyang AE 14mm F2.8 ED AS IF UMC по результатам использования на кропе Nikon D5100 и полном кадре Nikon D610
Сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8, по отзывам профессионалов, отлично подходит как для съемки пейзажей, так и для астросъемки (при фотографировании звезд требуется короткое фокусное расстояние и хорошая светосила, чтобы обеспечить выдержку по правилу «600»). На территории США его продают под брендом Rokinon 14mm f/2.8, хотя встречаются и другие названия: Vivitar, Falcon, Rokinon, Walimex, Bower, Opteka, Polar и Pro-Optic.
В настоящее время ширик Самъянг 14/2,8 выпускается почти для всех существующих современных цифровых фотоаппаратов: Canon EOS, Fujifilm с байонетом X-Mount, с байонетом Micro Four-Thirds, Nikon, Olympus, Pentax, Sony Alpha и Sony E. Учитывая его относительно невысокую стоимость и превосходные оптические свойства, можно утверждать, что это – один из лучших вариантов широкоугольного объектива среди представленных на рынке. Хотя, конечно, он не избавлен и от некоторых недостатков. Давайте попробуем оценить минусы и плюсы этой линзы.
Посмотрите видео на английском языке, снятое на заводе «Самъянг» в городе Чханвон, где показано производство оптики данной фирмы.
3. Что значат цифры и буквы в обозначении сверхширокоугольного объектива Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE
Маркировку именно моего экземпляра можно расшифровать следующим образом:
- ED (Extra Low Dispersion) в конструкции используются линзы из специального стекла с сверхнизкой дисперсией, позволяющие минимизировать хроматические аберрации.
- AS (Aspherical Lens) — применяются асферические элементы, обеспечивающие отличные оптические характеристики объектива при сохранении небольших размеров корпуса.
- IF (Internal Focusing) – при наведении на фокус не вращается наружный элемент. Для шириков Самъянг 14 мм f/2.8 это не актуально, так как, все равно, нет возможности использовать полярик.
- UMC (Ultra Multi Coating) – специальное многослойное просветление для улучшения светопропускания и повышения контрастности картинки.
- AE (Auto Exposure) – объектив продается с чипом, передающим сигнал камере и позволяющий задействовать систему автоматического подбора экспозиции (режимы «A», «S» и «P»). На момент покупки ширик предлагался для байонета «Nikon F» в 2-х вариантах: с чипом и без него (не было в маркировке букв AE). Для камер Canon EOS доступна была только версия без Auto Exposure. Для вариантов объективов без наличия функции AE главные минусы: нет подтверждения автофокуса, не записывается EXIF и, что самое печальное – могут быть ошибки с замером экспозиции. Исправить этот недостаток можно покупкой чипа отдельно и установкой его на объектив. Видимо, магазины сами наклеивают «одуванчик Лушникова», поскольку в США на сайте известного магазина B&H Photo Video Pro Audio есть в продаже версия Rokinon 14mm f/2.8 IF ED UMC Lens For Canon EF with AE Chip.
- Существует еще одна модификация данного широкоугольного объектива — Samyang 14 mm T 3,1 ED AS IF UMC VDSLR. Отличается он наличием специального кольца фокусировки с глубоким рифлением – для использования с системой Follow Focus при видеосъемке (см. что такое Фолоу Фокус в уроке про то, как снимать профессиональное видео на зеркальную камеру) и тем, что у него диафрагма «не прыгающая», т.е. переключение происходит не щелчками, а плавным ходом. Также, обратите внимание, что светосила указана в T-стопах. Объяснять отличие F-стопа от T-стопа долго. Если кратко: T-stop учитывает потери света из-за конструкции и материалов объектива. У данной модели Samyang 14mm T3.1 ED AS IF UMC VDSLR II, при физическом размере отверстия F/2.8, света будет пропускаться столько, как на F/3.1 (поэтому в обозначении стоит T3,1). Данный параметр очень важен при съемке и монтаже видео: если снять один сюжет, например, объективом Никон 50мм f/1.8 при диафрагме f/2.8, другой — на Самъянг 14 мм при таком же относительном отверстии f/2.8, то экспозиция, из-за потерь светового потока, может получиться разной. Когда два ролика будут монтироваться в одно видео, будет заметен перепад освещенности. Поэтому, на каждый объектив нужно найти данные по T-стопам и при съемке видео пользоваться ими, чтобы синхронизировать экспозицию разных роликов.
Вот видео с примером съемки на полнокадровую беззеркальную камеру Sony A7s и кинообъектив Samyang 14mm T3.1. На мой вкус, здорово получается.
4. Недостатки объектива Samyang 14 mm f/2.8
- Мануальный фокус. Нельзя сказать, что это смертельно, но некоторым фотографам может не понравиться, если раньше они пользовались только автофокусными стеклами. Исходя из моего опыта, для съемки пейзажей или архитектуры особого смысла в АФ нет, поскольку гиперфокальное расстояние на зажатой диафрагме f/8.0 начинается с 1,5 метров (см. таблицу расстояний). При съемке неподвижных объектов со штатива я часто перехожу в режим Liveview, что облегчает процесс фокусировки. Но мне очень нравится специфическая картинка на широком угле, хотелось бы использовать Самъянг 14 мм f/2.8 и в других жанрах (например, стрит-фото и прочий репортаж), а с мануальным фокусом я не успеваю навести резкость. Примеры уличных фото на полный кадр Nikon D610 и Samyang 14/2.8 можно увидеть в рассказе о прогулке по гхатам у реки Ганг в Варанаси.
- Большие размеры и масса. Ширик имеет довольно заметные габариты и вес (552 грамма), что довольно много. Хотя, нужно иметь ввиду, что родные линзы Canon 14mm f/2.8L или Nikon 14mm f/2.8D весят еще больше (645 и 670 грамм). В принципе, широкоугольные объективы с фокусным расстоянием 14 мм — не легкие, если только не рассматривать стекла для беззеркалок (например, Fujifilm XF 14mm f/2.8 R). Правда этот ширик для Фуджифильм предназначен только для камеры с байонетом Fuji X и с кропнутой матрицей APS-C, а Самъянг 14/2.8, Кэнон 14/2.8 и Никон 14/2.8 могут использоваться и на КРОПе, и на полном кадре.
- Бленда. Как и у других сверхширокоугольных объективов, она довольно большая, чтобы защитить выпирающую вперед линзу. Но бленда в Samyang 14mm f/2.8 несъемная – нельзя просто снять ее и положить в задний карман. Кстати, выдающийся вперед передний элемент не позволяет использовать поляризационный или нейтральный фильтры. Хотя, сейчас появился в продаже держатель Samyang holder SFH-14 и фильтры к нему: нейтральный Cokin 154 ND8 Neutral Density Filter, градиентный Cokin 121M Graduated ND4 filter и голубой Cokin 123S Gradual Blue B2 Soft filter (для подчеркивания облаков). При этом размеры конструкции получаются еще большими, а цена – космическая. Еще есть держатель «Haida 150 Filter Holder Kit for Rokinon/Samyang 14mm f/2.8 IF ED UMC Lens» — используется для квадратных стёкол шириной 150 мм и толщиной 2 мм (можно закрепить 2 фильтра одновременно). Также можно посоветовать набор с фильтрами SW150 Mark II.
- Длинный ход фокусировочного кольца. Я особых проблем не чувствую, но, по отзывам других фотографов, наведение на резкость происходит плавно, требуется повернуть кольцо на большой градус, чтобы охватить весь диапазон фокусировки. Поэтому трудно навести фокус быстро, особенно, при съемке объектов на небольшом расстоянии и часто требуется переходить в режим Liveview. Кроме того, шкала расстояний на корпусе не очень точная, поэтому нельзя просто поставить риску на бесконечность и забыть. Лично я проверял свой экземпляр Samyang 14/2.8 на совпадение шкалы расстояний с реальными данными и проблем не обнаружил. Если окажется, что ваш экземпляр поражен этим недугом, придется открутить три винтика и ввести поправку (читайте, как исправить проблемы с бесконечностью Самъянг 14/2,8 в Интернете).
- В определенных условиях появляется засветка. В большинстве случаев съемка на Samyang 14 mm f/2.8 происходит нормально, но, когда мы фотографируем яркие источники света, например, солнце на краю фотографии, могут появиться разноцветные зайцы.
- Существенная волнистая дисторсия. Если вы снимаете в формате JPEG без последующей обработки, будете разочарованы наличием изгиба по краям и «холмика» по центру горизонта. Я всегда фотографирую в формате RAW, в Lightroom установил профиль Rokinon 14 mm через Adobe Lens Profile Downloader, что позволяет решить проблему геометрических искажений одним кликом мыши.
5. Положительные стороны ширика Samyang 14 mm f/2.8
- Качество сборки. Объектив собран из качественной пластмассы и металла, хорошо лежит в руке и чувствуется, что в конструкции применяется много стекла. Кольца управления фокусировкой и диафрагмой вращаются очень плавно (поскольку у меня вариант с чипом, то диафрагма поставлена один раз на f/22 и больше колечко я ни разу не вращал – внутрикамерное управление апертурой). В то же время, они достаточно тугие, чтобы избежать непреднамеренного сдвига.
- Линза очень резкая, даже на открытой диафрагме. При съемке звезд требуется открывать диафрагму на максимум. По отзывам других фотографов, для достижения хорошей четкости на шириках Nikon 14 mm f/2.8 и Canon 14 mm f/2.8 приходится зажимать отверстие на один стоп, на Samyang 14/2.8 этого не требуется. Пример снимка со звездами с объектива Самъянг 14/2.8 на полном кадре Nikon D600 можно увидеть на фото №22 в статье «Блогу 2 года».
- Очень небольшие коматические аберрации (comatic aberration). Данное свойство позволяет предотвратить искажения при съемке точечных источников света (как, например, звезды) по краям кадра. Поскольку Samyang 14/2.8 – сверхширокоугольный объектив, то видимое движение по краям изображения выше, поэтому по углам заметны небольшие треки звездочек при выдержке 30 секунд и дольше.
- Этот ширик светосильный. Диафрагма f/2.8, в сочетании с широким углом и фокусным 14 мм, отлично подходят для астросъемки. Из-за того, что фокус мануальный, мне редко доводилось снимать другие жанры на открытой апертуре – не успеваю сфокусироваться.
- Самъянг 14/2,8 очень широкий. Угол обзора очень широк. Например, на полном кадре Canon EOS 6D и Nikon D750 он составляет 115.7°, на КРОПе Nikon D5200 — 93.9°, на кропнутых зеркалках Canon EOS 60D — 89.9°. Если не ошибаюсь, для полного кадра существует только одна линза, которая имеет более короткое фокусное расстояние (12 мм) — Sigma AF 12-24mm f/4.5-5.6 DG HSM II, но у неё диафрагма f/4.5, что уже довольно мало для съемки звезд (для пейзажей, конечно, темнота линзы такого значения не имеет).
- Объектив недорогой. По данным Market-Yandex стоимость ширика Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F составляет 27’200 рублей, родного Nikon 14mm f/2.8D – 84’000, Canon EF 14mm f/2.8L II USMf/2.8L – 170’000 рублей. Если только вы не считаете, что можно заплатить 130’000 за автофокус, ширик Самъянг 14/2,8 – отличная альтернатива.
6. Заключение по широкоугольному Самьянг 14 мм f/2.8
При такой невысокой цене, Samyang 14mm f/2.8 – одна из самых классных линз для любого фотографа, который собрался заниматься астросъемкой или пейзажной фотографией. На полном кадре он предлагает невероятно широкий угол зрения и отличную резкость даже на полностью открытой диафрагме. Большой ход фокусировочного кольца и неточная шкала расстояний (в некоторых случаях) доставляют некоторые неудобства, но они не критичны. С учетом того, что большинство альтернатив для полного кадра стоят значительно дороже, Самъянг 14/2,8 – одно из лучших предложений для цифровых камер со сменным объективом по соотношению качества картинки и цены. Но лично мне сейчас не хватает автофокуса для съемки репортажей на широком угле. Как варианты на замену, рассматриваю подержанный Nikon 14-24mm f/2.8 или Tamron SP 15-30mm f/2.8 Di VC USD (последний тоже хвалят за хорошее изображение при наличии АФ и невысокой цены), но вес, габариты и цена этих шириков несопоставимы.
Если у вас кропнутая зеркалка, можно найти и другие варианты. Лично я серьезно рассматривал Tokina AT-X 116 Pro DX II Nikon F и Tokina AT-X 124 AF PRO DX, но они и стоят дороже, и при переходе на Nikon D610 пришлось бы, все равно, искать полнокадровую альтернативу.
Вот видео, где в формате 4K можно посмотреть примеры снимков на полнокадровую зеркальную камеру Nikon D750 с моим любимым шириком.
Вас могут заинтересовать следующие статьи:
7. Обзор модельного ряда объективов Samyang
Дополнение от 21 октября 2018
Компания «Samyang Optics» основана в Южной Корее в 1972 году. Изначально она специализировалась на производстве камер наружного наблюдения, но постепенно стала выпускать и объективы для фотоаппаратов. За более чем 40-летнюю историю фирма вывела на рынок больше десятка брендов: Vivitar, Falcon, Gloxy, Rokinon, Walimex, Bower, Opteka, Bell и Howell, Polar, и Pro-Optic.
В 2004 произошло слияние «Samyang Optics» с японским производителем «Seikou», что дало синергетический эффект: больше денег в научно-исследовательскую деятельность – выше качество продукции.
В 2013 году, когда я купил свой ширик, выпускались только мануальные объективы, но в 2016 появилось несколько автофокусных моделей для беззеркалок Sony Alpha с байонетом Sony FE. По состоянию на сентябрь 2018 года парк оптики очень сильно расширился, сейчас попробуем вместе разобраться, что предлагает фотографам компания «Samyang Optics».
Сайт на русском языке не очень информативный, поэтому лучше искать параметры объективов на официальном международном портале: https://www.samyanglensglobal.com.
Итак, сегодня выпускается 5 групп объективов и аксессуаров Samyang:
- Автофокусные линзы маркирующиеся «AF»
- Премиальные фиксы, разрешающие матрицы 50 Мп и видео 8K. В обозначении – «XP».
- Мануальные объективы, к которым относится и мой Samyang 14mm f/2.8. В обозначении – «MF».
- Кинообъективы. В обозначении используется аббревиатура «VDSLR» и при маркировке диафрагмы добавляется «T». Например: Samyang 50mm T1.5 AS UMC VDSLR. Что значит в аббревиатуре буква «T», мы разбирали выше на примере модели Samyang 14mm T3.1 ED AS IF UMC VDSLR.
- Кинообъективы для профессиональной видеосъемки под торговой маркой «XEEN»
- Станция для регулирования автофокуса объективов с байонетом Canon EF и Sony E.
Теперь пройдемся по каждой группе в отдельности, чтобы лучше понять, какие модели они включают.
7.1. Автофокусные объективы Samyang
В настоящее время выпускается 8 моделей, покрывающих фокусные расстояния от сверхширокоугольных до слабых телевиков.
Как видим, одна модель (ширик Samyang AF 14mm f/2.8F) предназначена для камер Nikon, одна (Samyang AF 85mm f/1.4 EF) – для кропнутых беззеркалок Canon EF (здесь EF- это EOS M), остальные – для Sony FE.
7.2. Премиальные объективы Samyang с мануальным фокусом
В данной группе предлагаются всего 3 модели:
- Samyang XP 50mm f/1.2 – под байонет Canon EF.
- Samyang XP 14mm f/2.4 – под крепление Canon EF и Nikon F.
- Samyang XP 85mm f/1.2 – под Canon EF.
Высочайшее качество позволяет снимать фото на камеры с матрицей разрешением 50 Мп и видео с разрешением 8K. Думаю, с выходом на рынок беззеркалок Nikon Z6 и Z7, Canon EOS R и зеркалок Nikon D850, Canon EOS 5DS, Canon EOS 5DSR интерес фотографов к этим линзам только возрастет.
Пример видео, снятого на премиальный объектив Samyang XP 85mm f/1.2 с цифровой кинокамерой Canon EOS C300 Mark II.
При светосиле f/1.2 модели Samyang XP 50mm f/1.2 и Samyang XP 85mm f/1.2 будут иметь очень маленькие ГРИП (глубина резко-изображаемого пространства). Наверное, при съемке портретов придется использовать штатив. В сравнительном обзоре беззеркалок Nikon Z6 и Nikon Z7 приведено видео, как фотографировать на объектив со светосилой f/0.95 – пригодится и при съемке на f/1.2.
7.3. Объективы Samyang с ручной фокусировкой (классические модели)
В эту группу входит 21 фикс, предназначенный для полнокадровых, КРОПнутых фотоаппаратов, а также для систем Micro 4/3: байонеты Canon M, Canon EF, Fujifilm X, Samsung NX, Sony E, Nikon F и MFT (Micro Four Thirds).
Кроме моего полнокадрового ширика Samyang 14mm f/2.8 и кропнутого Samyang 12mm f/2.0, обзор которого на тушке Fujifilm X-T2 есть в разделе «Фотодело», я бы обратил внимание на тилт-шифт модель Samyang T-S 24 f/3.5 ED AS UMC и макрообъектив Samyang 100mm f/2.8 ED UMC Macro. Первый подойдет для профессиональной съемки интерьеров и архитектуры – не имеет дисторсии, второй – для фотоохоты на рептилий и насекомых.
Вот пример видео, снятого на тушку Sony A7s и макрик Samyang 100mm f/2.8 ED UMC Macro.
Обладателям КРОПнутых зеркалок и беззеркалок может быть интересным сверхширокоугольный Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS CS. К слову, в обозначении новых моделей Самъянг, мы видим буквы «NCS CS» – они означают «систему с нанопокрытием» (Nano Coating System), которое используется вместо UMC (Ultra Multy Coating, ультра- мульти- покрытие) для еще большего уменьшения отражения светового потока внутри объектива, чтобы повысить микроконтраст картинки.
7.4. Кинообъективы CINE от Samyang
Всего предлагается 19 моделей, у которых кольцо фокусировки имеет специальные насечки для лучшей работы системы ручной фокусировки «Follow Focus» (маркировка – «VDSLR»), а значение светосилы учитывает потери светопропускания (в маркировке T-числа, вместо F-чисел диафрагмы).
7.5. Премиальные кинообъективы XEEN
Компания «Samyang Optics» начала их производить в 2015 году. Это светосильные фиксы (от T/1.5), накручивающиеся к Canon CN, Fujinon CINE LENS и другим. Такая оптика превосходит объективы для фотосъемки по конструктивному исполнению, возможностям управления диафрагмой и фокусировкой, по высочайшему качеству изображения.
Выпускаются кинообъективы Samyang XEEN под байонеты PL, Canon EF, Nikon F, Sony E и Micro 4/3.
Вот пример съемки видео в формате 4K на тушку Panasonic Lumix GH5 с кинообъективами Samyang Xeen 24mm T1.5 Pro и Samyang Xeen 50mm T1.5 Pro Cine Lens.
Объективы устанавливались через адаптер Metabones Speed Booster «S» Version. Кто не знает, переходник «спид бустер» — это «телеконвертер наоборот», т.е. он уменьшает фокусное расстояние объектива и увеличивает светосилу.
* * *
За сим заканчиваю свой обзор. Сегодня мы познакомились с замечательным сверхширокоугольным объективом Samyang AE 14mm F2.8 ED AS IF UMC и узнали, что на замену ему вышел автофокусный собрат Samyang AF 14mm f/2.8. Мы рассмотрели линейку других моделей компании «Samyang Optics» — надеюсь, стало легче ориентироваться. По ссылке ниже можно посмотреть фото, снятые на более подходящий для КРОПнутых камер Sony Alpha и Fujifilm X, фикс Samyang 12mm f/2.0 NCS CS.
Буду вам очень благодарен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях. Спасибо вам, братцы, заранее. Удачных фотографий.
Показал фотографию, где видно, как выглядит чип, вмонтированный в байонет объектива. |
Дополнение от 23.05.2020
Светосильная альтернатива — Sigma AF 14mm f/1.8 DG HSM Art
Мне захотелось дополнить свою статью, рассмотрев аналоги рассматриваемого ширика. Свой Самъянг 14/2,8 я так и не поменял на Nikon 14-24/2.8, хоть и хочется это сделать. Дело в том, что широкоугольный объектив я чаще всего использую для съемки фоторепортажей (фактически, фотосъемка в путешествиях, в походах выходного дня по Уралу, домашние праздники, корпоративы, свадьбы, крещения – всё это и есть репортаж), где требуется удобный диапазон фокусных расстояний, автофокус и хорошая светосила.
На сегодняшний день на рынке появились варианты с такими же или еще более короткими фокусными расстояниями. Выше вы видели ссылку на обзор макроширика Laowa 15mm f/4 Wide Angle Macro, там же – примеры фотографий на объектив с почти нулевой дисторсией Laowa 12mm f/2.8 ZERO-D (еще предлагается более длиннофокусная версия Laowa 15mm f/2 Zero-D). Для любителей такого экстремального угла обзора может быть интересным Irix 11mm f/4 Blackstone.
Честно говоря, сколько ни искал примеров красивых фотографий на 11 мм фокусного, не нашёл кадров, которые бы меня зацепили. Даже на 14 мм строить композицию так, чтобы вышло зачётно, трудно, а на 11 или 12 мм это уже невозможно. По мне, так и 14 мм широко, для меня было бы идеально иметь фикс на 18 или 21 мм (например, Sigma 20mm f/1.4 DG HSM Art – он заметно шире 24 мм моего зума Nikon 24-70mm f/2.8G).
Но всё же 14 мм продвинутому фотографу нужны. А также нужна светосила, чтобы снизить ISO, получить более широкий динамический диапазон и цветопередачу при съемке в слабоосвещенном месте (фактически, при фотографировании большинства репортажей). И здесь чемпион – ширик Sigma AF 14mm f/1.8 DG HSM Art (выпускается под байонеты Canon, Nikon F, Sony E-mount, Sigma).
Вот видео с примерами фотографий на Сигма 14/1,8 с тушкой Canon 5D Mark III.
В чем преимущество этого объектива перед, например, Canon EF 11-24 f/4L USM? Более 2-х стопов светосилы (2 1/3, если быть точным). Что это даёт? На 9:43 минуте видеоролика приведена фотография, снятая в океанариуме (настройки: 1/320, f/2.0, 3200). Видимо, фотограф захотел получить максимальную резкость и чуть поджал диафрагму до f/2. Если бы у него был навинчен родной Кенон 11-24/4, то в этой ситуации на полностью открытой f/4 ему пришлось бы поднять светочувствительность до 12800 единиц. Согласитесь, качество картинки на Canon 5D Mark III будет отличаться на ISO 3200 и 12800 единиц? Не только по шумам, но и по динамическому диапазону и цветопередачи (см. примеры графиков зависимости этих параметров от ИСО, например, в статье с рассуждением о выборе штатного зума для беззеркалок Fujifilm X – рисунок №48).
Дополнение от 31 мая 2020
Второе поколение ширика Samyang MF 14mm F2.8 MK2 MF 14mm F2.8
Производитель объявил о выпуске второго поколения рассматриваемого в обзоре. Модель называется Samyang MF 14mm F2.8 MK2 MF 14mm F2.8.
Оптическая схема та же, что и у моего ширика. Основные отличия в следующем:
- На корпусе имеется кнопка блокировка фокусировки: вы навели резкость, нажали кнопочку, и фокус не собьется. Эта опция может заинтересовать фотографов, занимающихся съемкой звезд, тайм-лапсов и других ситуаций, где требуется снимать последовательность фотографий.
- Еще одно нововведение: кнопка «де-клика»: при переключении в этот режим диафрагму можно менять не ступенчато, а плавно. Возможно, она понравится видеографам, желающим менять диафрагменное число прямо во время съемки.
- Уменьшилась МДФ (минимальная дистанция фокусировки) с 28 см до 11 см. Теперь этот ширик по данному показателю близок к Laowa 15mm f/4 Wide Macro 1:1 с его 12 см.
Стоит отметить, что сейчас компания «Samyang Optics» выпускает фиксы 14 мм с ручной фокусировкой также и под байонеты Nikon Z (MF 14mm F2.8 Z), и под Canon RF (MF 14mm F2.8 RF). С автоматическим автофокусом — под беззеркалки Canon (AF 14mm F2.8 RF) и Sony (в маркировке на конце — FE), а также зеркалки Nikon и Canon (Samyang AF 14mm F2.8 F и AF 14mm F2.8 EF соответственно).
Дополнение от 10 сентября 2022
С момента написания обзора линейка полнокадровых сверхширокоугольных объективов расширилась. Например, сейчас можно взять Laowa 9mm f/5.6 FF RL – выпускается под байонеты Leica M и L, Sony FE и Nikon Z. Можно и его рассмотреть, хотя, если я выше писал, что и на Irix 11mm f/4 Blackstone мало шедевров видел, что можно ждать от 9 мм?
На КРОПе фокусное расстояние 14 мм – это все еще слишком много. Долгое время нормальным вариантом для неполнокадровых камер Nikon были Tokina AT-X 116 Pro DX II Nikon F (см. обзор с примерами снимков) и Tokina AT-X 124 AF PRO DX. Владельцы беззеркалок с байонетами Sony E-mount и Fujifilm X радовались наличию Samyang 12mm f/2 (в наши дни, кстати, продается и автофокусная версия).
Сегодня узнал, что, оказывается, под байонет Nikon F, Canon EF, Pentax K, Sony A и E, Fujifilm X (то есть под матрицу APS-C) выпускается модель Samyang MF 10mm f/2.8 ED AS NCS CS AE. Отличное решение для КРОПнутых зеркалок (для беззеркалок версия 12mm f/2, на мой вкус, предпочтительнее).
И ещё по поводу искажений. Если фотографировать людей на фоне природы, возможно исправить в редакторе.
К искажениям людей у меня особо претензий нет. В обзоре Samyang 12mm f/2 показывал примеры снимков от профессиональных фотографов в разных жанрах (свадьбы, репортаж, тревел-съемка) — и у них, похоже, нету.
Добрый день! Сменил свой КРОП на Nikon D610 и уже две недели метаюсь по всевозможным обзорам в поисках полнокадровых замен своему набору объективов. В итоге ничего не могу решить: на следующий день читаю отзывы или тесты — и пытаюсь решить всё заново.
У меня есть неплохой старый телеобъектив Nikon 80-200/2.8, фикс Sigma 50mm f/2.8 Macro и немного виньетирующий на ФФ Nikon 35mm f/1.8. Хочу закрыть широкоугольное фокусное расстояние (в основном, для пейзажей и репортажной съёмки), и вот фавориты моих терзаний:
Всё ещё немного осложняется тем, что у меня есть неплохой поляризационный, градиентный, защитный и ND-фильтры с диаметром 77 мм. Какие-то из данных объективов с другим диаметром, на Samyang вообще ничего не поставить. Ремарка не принципиальная, но тоже важная.
Может, есть ещё какие-то варианты? Помогите, пожалуйста, с выбором.
Здравствуйте, Антон. Поздравляю с покупкой, желаю, чтобы Nikon D610 радовал результатом!
Вижу, что Вы нацелились на предельно низкий бюджет по стеклам — я Вам не смогу подсказать ничего нового. В разделе «Фотодело» у меня есть отчет о новогодней фотосессии, снятый на эту тушку и Tamron AF SP 24-70mm f/2.8, а также урок по ночному пейзажу, где его автор Николай Обухов показывает примеры с Nikon 18-35mm f/3.5-4.5G ED AF-S.
Но оба этих объектива стоят гораздо выше, чем позволяет Ваш бюджет.
Из Вашего списка я имел дело только с Samyang 14mm, которым я очень доволен, хоть и мечтаю о смене на автофокусный Nikon 14-24mm f/2.8G для репортажа. Автор отчете о ночной съемке Николай Обухов купил себе Samyang 14mm T3.1 ED AS IF UMC VDSLR — это версия моего фикса, но для видеосъемки. Ему не понравилось то, что диафрагма меняется плавно — в пейзаже неудобно, продал.
Кстати, есть сайт, где можно посмотреть модели старых объективов для Nikon, выпускавшихся в разные годы.
http://www.photosynthesis.co.nz/nikon/lenses.html
Там можно посмотреть другие версии. Например, зум Nikon ED AF Nikkor 18-35mm 1:3.5-4.5D IF сейчас на «Авито» стоит вменяемых денег.
Спасибо за ответ! Помучаюсь ещё! 🙂
Приветствую, Антон! По поводу фильтров — есть переходные кольца (на том же "Алиэкспрессе") и вполне с 77 мм можно перейти на 55 мм, например. Внешний вид, конечно, не фонтан, но если фильтры качественного производителя, то я бы на внешний вид забил — в конце концов «тут шашечки или ехать»? (с) важнее? Как по моему мнению — второе.
По поводу Сигмы, по-моему, новую ее за 25 тысяч рублей не взять (возможно, ошибаюсь). Но на б/у Сигму эту точно не стоит смотреть: качество у нее не очень. Вот посмотрите можно и прочесть — там немного.
https://nesovet.livejournal.com/434156.html
Спасибо! Я остановился-таки на варианте Nikon 16-35mm f/4: он хоть и достаточно дорог для меня, но в целом ничем не уступает разрекламированному Nikon 14-24mm f/2.8 по качеству. И даже имеет преимущества: более интересные фокусные расстояния, не выпирающая передняя линза (кстати, с диаметром светофильтров 77 мм), вес и размер.
Потом, возможно, приобрету что-то на 24(28)-70(105), а пока между шириком и телевиком (80-200) у меня есть Nikkor DX 35mm F1.8 (с малым виньетированием) и Sigma 50mm F2.8 Macro.
"У меня есть неплохой старый телеобъектив Nikon 80-200/2.8, фикс Sigma 50mm f/2.8 Macro и немного виньетирующий на ФФ Nikon 35mm f/1.8. Хочу закрыть широкоугольное фокусное расстояние (в основном, для пейзажей и репортажной съёмки), и вот фавориты моих терзаний…"
Антон, я бы вам очень порекомендовал Никон 24/1,4 — владею им лет 5 и он мне очень нравится. Или чуть более широкий Никон 20/1,8 — я им пользуюсь, в основном, для астрофото.
Это два ширика, "которые навсегда". К сожелению, не знаю российских цен, но я думаю, что, как и у нас, они сейчас очень просели и сравнимы с Никон 16-35.
Добрый день, Сергей! Вдохновленный Вашим блогом, в последние два года понемногу перевооружаюсь в части фотоарсенала. И вот, на счастье, когда задался целью обзавестись «шириком», наткнулся на Ваш обзор Samyang 14mm f/2.8. Признаюсь, метался недолго, потому как планировал его использовать, как и Вы, в связке с Nikon D610.
Мне кажется, весьма неплохое сочетание. Потому Ваши тесты этой связки мне дают огромную надежду на то, что и я смогу приручить этого непростого «корейского зверя». 🙂 Короче, на днях стал счастливым обладателем экземпляра с чипом. 🙂
В этой связи хотел у Вас уточнить… Если объектив имеет подтверждение автофокуса, необходимо ли при его использовании на D610 переключать на камере рычажок с AF на М? Логика подсказывает, что если на камере переключать на «М», то подтверждение автофокуса на объективе пропадет. К тому же, при ручной фокусировке для подтверждения автофокуса через зеленый кружок предварительно приходится нажимать кнопку затвора, а потом крутить кольцо фокусировки на объективе.
В то же время, вроде как, если при использовании мануального объектива не переключить на камере на «М», то может навернуться привод автофокуса фотоаппарата. Надеюсь, пока тестил объектив камере навредить не успел. Потому как снимал, предварительно не переключив рычажок с AF… Заметил уже позже.
Здравствуйте, Юрий! У Вас экземпляр именно с чипом, который передает данные (вшитые в него, а не реальные, конечно) о фокусном расстоянии объектива, а не объектив с автофокусом (ну т.е. объектив сам не фокусируется при нажатии кнопки затвора), а чип только «эмулирует», что у Вас якобы установлен объектив с передачей данных (хотя он, как Вы верно понимаете, мануальный и ничего реально не передает). Поэтому, конечно, переключать рычажок AF на М нужно, потому что привода («отвертка» или тем более электрического моторчика) в самом Samyang 14mm f/2.8 нет.
Если Вы говорите про «зеленую точку» подтверждения наведения на резкость в видоискателе, то она, конечно, будет работать — для этого (и не только) у Вас на объективе и стоит чип подтверждения (погуглите «одуванчик Лушникова»).
Но если хотите заморочиться (т.к. промахи автоматики иногда все же будут особенно при плохой освещенности) ручным наведением на резкость мануальных объективов, тут уже «на вкус и цвет»: либо ставят «клинья Додена», либо «видоискатель на ЖК-экран фотоаппарата (я выбрал второе — да громоздко, но очень и очень доволен результатами).
«К тому же, при ручной фокусировке для подтверждения автофокуса через зеленый кружок, предварительно приходится нажимать кнопку затвора, а потом крутить кольцо фокусировки на объективе.» Это можно перенастроить на другую кнопку. Многие (и я в их числе) перестраивают на кнопку AE-L/AF-L. Нажал на нее большим пальцем (указательный в это время уже лежит на кнопке спуска затвора) и крутишь объектив пока не появится «зеленая точка» в видоискателе, отпускаем AE-L/AF-L и все — фокус зафиксирован!
Даже на автофокусных объективах в нужной точке, теперь при нажимании спуска затвора точка фокусировки будет в том месте, куда вы «прицелились» (ну, например, на линию финиша спортсменов) и не собьется, как, например, в Вашем варианте: нажав спуск до половины автофокус может и «уехать», благо точек фокусировки в Никон D610 имеется далеко не одна (хотя на нее тоже можно перенастроить, конечно, режим).
Добрый день, Роман. Спасибо за комментарий. 🙂 Я так понимаю, мало приобрести «ширик» без автофокуса. Надо, в принципе, научиться и приспособиться к работе в мануальном режиме и постараться научиться оптимизировать процесс съемки в таких условиях. 🙂 Ваши советы как нельзя кстати.
«Поэтому, конечно, переключать рычажок AF на М нужно, потому что привода («отвертка» или, тем более, электромоторчика) в самом обьективе нет». Как-то нелогично прозвучало, как мне кажется. Если нет моторчика, то и вроде как ломаться нечему, если в «М» не переключать. Другое дело — не переключил на «М» и сломал автофокус на камере…
Я свои страхи про переключения с AF на М почему высказал? Ниже выдержка из мануала Nikon D850 (по-моему, в D610 тоже самое написано):
«Не используйте объективы AФ, если переключатель режима фокусировки объектива установлен в положение M, а переключатель режимов фокусировки фотокамеры установлен в положение AF. Несоблюдение данной меры предосторожности может повредить фотокамеру или объектив. Это не относится к объективам AF-S и AF-P, которые могут быть использованы в режиме M без установки переключателя режимов фокусировки фотокамеры в положение M».
Вот чОрт! Иногда использую свой зум Nikon 24-70mm f/2.8G в режиме «М» (переключаю ползунок на корпусе линзы), но при этом никогда на корпусе камеры не перевожу рычажок из «АФ» в «М». Оказывается, могу ее сломать.
А-а-а! Отбой. Мой зум имеет полную маркировку AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED — согласно выдержки из инструкции выше, к нему данное предупреждение не относится, так как он из группы AF-S.
Здравствуйте, Юрий! Значит, Вы — один из тех несчатных, кто наткнулся на мой блог и в результате спустил кучу денег на фототехнику? 🙂 Давно уже думаю в шапке сайта поставить надпись: «Не читать. Опасно для семейного бюджета. Продолжая чтение Вы принимаете на себя все риски и последствия такого чтения». 🙂
Что-то я давно не фотографировал и не помню, ставлю ли я переключатель AF в M. По-моему нет, не ставлю. И я практически никогда не пользуюсь подтверждением автофокуса. При съемке неподвижных сюжетов, в LiveView увеличиваю изображение и проверяю, чтобы было в резкости. При съемке подвижных — нет времени на контроль, поэтому выставляю фокусное расстояние «на глаз» и фотографирую.
Вечером попробую поставить объектив на камеру и вспомнить, что я там делаю с переключателем AF/M.
Поздравляю с покупкой. По соотношению цена/качество, мне кажется, хорошее приобретение. Если интересно, в комментариях к КРОПнутому Samyang 12mm f/2 можете почитать рассказ владельца, как он фокусируется при фотосъемке разных сюжетов. Может и Вам пригодится.
Приветствую, Сергей! На самом деле «отвертка» как бы плавает/подпружинена и, если даже не отключен режим AF, она просто упрется в объектив, но т.к. зацепиться ей не за что, то ничего не произойдет и все будет работать штатно. Это (плавание) сделано, я так думаю, чтобы вал привода автофокуса (отвертка) мог попасть в «шлиц» объектива с автофокусом — ведь они не всегда «соосны» и попадают «ключ в ключ» при установке объектива на камеру.
З.Ы. Я в Ваш блог попал, когда уже спустил кучу денег. 🙂 Но это не меняет дела. Сейчас тоже снимаю мало: уже с лета камеру в руки не брал с этой пандемией. Раньше утренники у дочки были, выступления, а теперь туда нельзя, сюда нельзя, а дома на кошке тренироваться уже как-то приелось.
Хотя, конечно, многое, что было, на автомате забывается от такого простоя, но камеру прятать нельзя! У меня как наступает такая хандра «а может продать все нафиг?», достаю старые фотоальбомы (большинство фоток не моих там, к сожалению) и думаю: «Эх, вот тогда бы надо было камеру с собой взять!» И начинаю по новой фотографией заниматься. Но это все приступами.
Роман, здравствуйте. У каждого — своя хандра. 🙂 Я, как посмотрю ленту в Инстаграме, где куча фотографов, снимающих потрясающие кадры с простыми, казалось бы, вещами, так в депрессию впадаю. 🙂 Вот всякие группы типа «Российские деревни» или «Природа России». Там же одни шедевры. 🙂
У меня сын подрос — теперь, как появляется свободное время, жалко его на фотографию тратить. Заставляю себя провести его лучше с Мирославом. Вот и не фотографирую. Все собираюсь взять фотоаппарат на работу, чтобы в обеденный перерыв поснимать, да порох вышел…
Не стоит корить себя, Сергей! 🙂 Безусловно, блог стимулирует. Но если результат от творчества радует (а меня он радует!), то вопрос вложений просто не стоит. Естественно, с учетом личных потребностей и опыта, которым я располагаю. А там, если честно, еще учиться и учиться!!! 🙂
Да, спасибо за поздравления! Закрыл я линейку своего арсенала, наконец-то, шириком. Вопросов по его использованию, конечно, масса. Но стараюсь методом проб и ошибок нащупать ту самую прелесть от его использования. Плюс, как оказалось (и не удивительно), я полный профан в ручной фокусировке. Так что, заодно и этот аспект в творчестве фотографа подтяну.
Очень советую прочитать мой конспект «Как пользоваться широкоугольным объективом».
«Закрыл я линейку своего арсенала наконец-то шириком». Если бы я сейчас собирал комплект оптики, то начал бы с приобретения широкоугольной оптики.
В 2020 году с семьей ездили в отпуск в Турцию. С собой у меня был комплект из КРОПнутой Fujifilm X-T10, зума Fujinon XF 16-55mm F2.8 и телевика Fujinon XF 55-200mm F/3.5-4.8. Сверхширика так не хватало, что половину кадров привез, снятыми на смартфон. Хоть этот комплект не мой личный (служебный), пообещал себе, что в следующее путешествие куплю за свои деньги Samyang 12mm f/2 или в отпуск не поеду. 🙂
В 2021 в отпуск не поехал. 🙂
Да, да… Прочитал я уже до этого Ваши рекомендации и советы. 🙂 Хорошую работу провели! И знаете, буквально один раз поснимав на ширик (вчера), уже как-то по-другому воспринимаешь все написанное Вами. Более осознанно что ли… Пока снимал, а потом, когда оценивал свои «шЫдевры», поймал себя на мысли, что при определенной сноровке, в первую очередь связанной с ручной фокусировкой, ширик вполне прокатывает и для стрит фото… Хотя бы минимально соблюдая правила съемки с этим объективом, понимаешь, что даже в этом случае, в качестве второстепенных объектов, в кадр может попасть и что-то интересное, что может приобщить твое фото к стриту к жанровому.
Мне такая перспектива прям зашла.
Пока не разобрался до конца с возможностью установления фокуса на бесконечность. Как-то мыльно получается. Не исключаю, что все это из-за попытки снять против солнца на f/20 (для получения лучиков). Предполагаю, это далеко не рабочее значение для объектива. А вот на f/8 резкость показалась вполне себе приличной.
И да, еще один вопрос, если позволите. Опять про ручную фокусировку… Я так понимаю, при ручной фокусировке, фокусировка происходит только по одной точке? Возможность наведения резкости по группе точек фокусировки в данном случае отсутствует?
И еще… Я правильно понял, Вы Live View тоже используете для более точной фокусировки? Каким образом фокусировка происходит? Тоже через изменение цвета квадрата фокусировки с красного на зеленый?
Спасибо.
В дополнение к ссылкам Романа отмечу, что после фото №14 в обзоре Samyang 12mm f/2.0 (ссылку на приемы фокусировки от Павла Черталёва я Вам дал выше) приведено видео с демонстрацией, как проверить правильность фокусировки объектива с помощью рулетки и как крутить эти винтики.
Докладываю. Добрался до своего Nikon D610 и поставил на него Samyang 14mm f/2.8. Как оказалось, у меня всегда на тушке стояло AF, в ручной режим не переводил никогда. Сейчас попробовал — никакой разницы в поведении системы, что при «АФ», что при «М» не увидел.
Если фокусируюсь через видоискатель, то объектив похож на автофокусный, у которого вместо электропривода — рука, есть зеленая точка, подтверждающая наводку на резкость и стрелки, показывающие, куда крутить (по часовой или против), чтобы попасть в фокус. Если в видоискателе менять точку автофокуса, то камера понимает, что вы выбрали дальний/ближайший объект и, соответственно, вращать кольцо фокусировки придется по-разному.
Группу точек я никогда не использую на автофокусных объективах, поэтому тут ничего не скажу про мануальный режим. Точность фокусировки (как и в случае с АФ) зависит также от освещенности объекта: в темноте фокусируется хуже.
В жизни я этим методом не пользуюсь, поскольку для съемки динамичных сцен он не удобный: слишком длинный ход кольца от 28 см до бесконечности. Динамику я пытался снимать, выставляя фокусное расстояние «на глаз», но не очень в этом преуспел. Поэтому репортажных снимков (для чего, в основном предназначен светосильный ширик) у меня мало. Поэтому в обзоре и писал, что сегодня хотел бы взять автофокусный Nikon 14-24mm f/2.8G. Благодаря массированной рекламе системы Nikon Z5, Z6 и Z7 люди скидывают зеркальные тушки и объективы. Да и вообще интерес к фотографии упал. Сейчас на «Авито» можно взять Никон 14-24/2,8 тысяч за пятьдесят рублей.
«Ширик вполне прокатывает и для стрит-фото». Если речь идет конкретно о Самъянг, с такой формулировкой согласен. Если вообще о широкоугольной оптике, то добавлю, что считаю, что только лишь ширики и подходят для стрит.
Статичные сцены, как я писал, снимаю с фокусировкой через LiveView. Сначала навожу резкость, ориентируясь по экрану. Затем прямоугольником выбираю главный объект в кадре и лупой увеличиваю картинку, перепроверяя, попал ли в резкость. После фото №26 данного отзыва есть ссылка на обзор широкоугольного макрообъектива Laowa 15mm f4 1:1 Macro. Там на снимках №4, 5 и 6 автор показывает свой процесс фокусировки при фотоохоте на лягушек с камерой Nikon D800. А в видеоролике перед заключением к той статье — фотоохота на змею с тем же мануальным макриком (фокусировка по экрану КРОПнутой Nikon D5600).
Про бесконечность — уже Роман все расписал. Первый шаг — берите рулетку, отмеряйте расстояние от матрицы (соответствующий значок сверху корпуса фотоаппарата) до объекта съемки и проверяйте, правильно ли объектив фокусируется.
P.S. Учтите, что иногда появляются кадры, в которых уж очень нерезкие края снимка. Я связываю их с ситуацией, когда снимаешь что-то с низкого ракурса. На ширике в кадр входит очень широкая сцена. На переднем плане у вас расстояние — 30 см, на заднем — 10 метров, т.е. в ГРИП все объекты не входят. Вот и получается передний план размытый. Тут, наверное, только стекинг по фокусу поможет (или очень зажатые диафрагмы).
Юрий, я тут на Ваш комментарий отвечу.
«Как-то нелогично прозвучало, как мне кажется. Если нет моторчика, то и вроде как ломаться нечему, если в «М» не переключать». Дело в том, что обьективы автофокусные грубо можно поделить на два вида: те, у которых мотор встроен внутрь обьектива и он управляется фотоаппаратом через контакты на обьективе, а есть другой вид автофокусных обьективов (механические, т.е. внутри них нет никакого моторчика, но есть набор шестеренок, а у обьектива со стороны фотоаппарата есть отверстие, в которое фотоаппарат «вставляет» привод (в простонародье — «отвертку»)). Он визуально похож на "плоскую отвертку" — потому и такое прозвище.
У мануальных обьективов нет ни электромоторчика внутри, ни набора шестеренок — соответсвенно, фотоаппарат будет пытаться «воткнуть» отвертку во фланец обьектива. Я и говорю: она подпружинена и прямо так вот, чтобы отломилась из за этого, конечно, не отломится, но регулярно такое действие, думаю, будет не полезным для фотоаппарта. Ведь эту «отвертку» в нем тоже крутит моторчик (причем в некоторых моделях "Никон" он очень даже мощный, и случаи отказа по пальцам пересчитать, а в некоторых — откровенно слабый, и в ремонте их меняют уже чуть не с закрытыми глазами.
Юрий, не знаю как Сергей, я маленько помучался с Live View — тупит он жутко! Пока дождешься подтверждения (смены красного на зеленый) фокусировки, можно пару кадров и пропустить. Поэтому, как писал выше, купил ЖК-видоискатель на экран. Погуглите. Очень полезная штука!
Роман, спасибо ликбез! 🙂 Теперь понятно.
В общем, если даже объектив без моторчика, то вероятность сломать привод у камеры всегда имеется.
Насчет видоискателя я вообще не в теме, если честно. Но интересно. Спасибо за наводку. 🙂
Вот у Дмитрия Евтифеева я про них впервые прочел. Собственно, чем хороша эта штука? Сам ЖК-экранчик может увеличить картинку («приблизить»), и за счет линзы в видоискателе это еще увеличение аж до 3х.
И ее, самое главное, можно выжать в 100% случаев, хотя не быстро. Но мануальные обьективы и не предполагают спортивной скорострельности.
Да, Юрий, еще по поводу "пока не разобрался до конца с возможностью установление фокуса на бесконечность, как-то мыльно получается." Я забыл написать, я свой Самъянг 14мм разбирал и выставлял бесконечность, т.к. есть у них эта проблема с наведением резкости на бесконечности, причем с завода (по отзывам в Интернете). Многие прямо из коробки начинают его переюстировать заново.
В принципе, ничего особенно сложного там в нем нет, но результат все равно у всех разный. Резкость на бесконечности получают в итоге все, но она разная на каждом экземпляре: у кого-то прямо бритвенная, у кого-то — "мыло мыльное", у кого-то мыло в одном углу. Вот такое корейское качество.
К сожалению, фототчет не делал, сам по фото в Интернете все чинил, А вот потом фишай 8 мм того же Самъянга разобрал (он по конструктиву — как и 14мм, такой же).
Ааааа… Точно. Читал я про промах резкости на бесконечности у этого Самьянга. Но это отзывы были давнишние. И, наверное, рассчитывал, что у моего нового объектива сегодня такого косяка не будет.
Где-то даже Сергей писал здесь в блоге про разбор и настройку резкости вручную, как Вы и пишите. Но я не технарь и сам, конечно, в него не полезу. Наверное, тогда буду делать юстировку, раз уж на то пошло. За ссылку спасибо.
Да там не нужно быть технарем. Почитайте неторопясь — там под резинкой маленькие винтики, их отпускаете и понемногу крутите обьектив (несильно, буквально на 1 час максимум, а лучше — меньшими шажками) и проверяете наводку на резкость.
Я тут сейчас оставлю несколько ссылок как раз на темы по регулировке бесконечности у Samyang 14mm f/2.8, ну и текст (не помню откуда я его стащил). Это очень все мне помогло в настройке. Думаю, и Вы справитесь, хоть и не «технарь».
Вот по этим ссылкам походите, почитайте. «И это все о нем, как говорится». Надеюсь, Сергей меня не забанит в совем блоге за них.
https://dmitry-novak.livejournal.com/72897.html?page=3
http://www.ayukov.com/photo/equipment/samyang_14mm.html
https://dewynter.livejournal.com/355133.html
https://www.diyphotography.net/a-diy-guide-for-fixing-the-rokinonsamyang-mft-fisheye-focus-issue/
https://club.foto.ru/forum/view_topic.php?topic_id=555870&page=9#listStart
Сделал и я свой объектив по инструкции. Мне критична не только бесконечность, но и совпадение шкалы. Открутил это алюминиевое кольцо, которое оказалось не кольцом, а тремя частями от кольца. Хочу сказать, что объектив собран на самом деле странно. После того, как зафиксировал по инструкции бесконечность и открутил эти алюминиевые детали на болтиках под фигурную отвертку и чуть крупнее, попытался провернуть шкалу фокусировки, но она не поддалась, т.к. под ней было немного резинового клея.
Я аккуратненько вычистил зубочисткой клей, который достал, а потом потихоньку по всему периметру поддевал кольцо шкалы отверточкой в зазор между кольцом диафрагмы и пытался отодвинуть кольцо шкалы в сторону передней линзы. Оно быстро сдалось и слезло, стало свободно гулять по фокусировочному кольцу и прокручиваться куда угодно.
Очень важно выставить бесконечность правильно — тогда и вблизи шкала совпадет, и по всему полю. Самое интересное, что сначала бесконечность выставил слегка неверно, и минимальная дистанция фокусировки у меня вместо 28 см стала реально 20 мм, так что я опять перенастроил бесконечность и реальная дистанция фокусировки встала на 28 см, и бесконечность на своем месте, и 40, и 70 см… Вот только оказалось, что кольцо шкалы от проворота держалось только на капле резинового клея, да на том самом скотче, а алюминиевое кольцо служит просто его ограничителем, чтобы не гуляло слишком сильно.
То есть после того, как выставил шкалу и прикрутил алюминиевые полукольца, кольцо шкалы продолжает люфтить и вращаться вокруг оси. Просунул под него немного скотча, да и сверху снова зафиксировал скотчем… Вот такие вот корейцы! 😉 Но картинка уж очень нравится.
Да, уж… Объектив хороший, но, чтобы сделать его практически идеальным, нужно еще что-то подкрутить… 🙂 Не сомневаюсь, что все эти манипуляции действительно работают, но сам точно не полезу. Склонен юстировку доверить спецам. 🙂
Опять же, попробую снова более досконально проверить резкость в полевых условиях… Все таки, нет у меня об объективе еще полного представления.
Спасибо, Роман, за обширную информацию.
Да, Юрий, можно и не в полевых. Зимой в морозы стало скучно, и я распечатывал МИРУ (специальная такая картинка), но, так как она только формата А3 размером в Сети есть, а объектив уж очень широкоугольный, пришлось их напечатать несколько штук.
Наклеил на стену и сфотографировал со штатива с таймером (чтобы не было «шевелёнки») и потом на мониторе рассмотрел все по углам и в центре насколько объектив резок. Это, конечно, называется фотод..во (извините за мой французский), но зато дальше уже понятно — это не рука дрогнула или глаз промахнулся, это просто предел данного экземпляра объектива.
Для вдохновения — примеры фотографий со статичными и динамичными сценами на Samyang 14mm f/2.8 от профессионалов свадебной фотографии с сайта MyWed.
Спасибо, Сергей, за Ваши рекомендации. На самом деле очень много черпаешь из такого практически онлайн-общения.
Понимаю, что многими нюансами, элементарно, не владею. Ваш блог реально помогает многому научиться и во многом разобраться.
Добрый день!
Сегодня купила Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE (название скопировано с сайта магазина). На сайте также прописано, что данная модель — с чипом.
По факту дали мне коробку с надписью Samyang F2.8/14mm ED AS IF UMS Ultra Wide Angle Lens. На самом объективе нет букв AE, как указано у Вас в статье.
Вот и ломаю теперь голову: с чипом мне продали или надурили? 🙁
Может, на новых моделях не пишут теперь АЕ? На коробке наклеена наклейка от магазина, и там прописано, что объектив с АЕ. Но вот на объективе и в инструкции ничего нет.
Тоже покупаю Никон Д610, надеюсь снимками не разочаруюсь. Сейчас снимала на Никон Д7000. Резко, но не так, как у Вас на фото с речкой и травкой (на Никон Д610). Там прямо звенящая резкость. Может, конечно, от камеры многое зависит.
Здравствуйте, Элла! Есть ли чип узнать просто: если на байонете (та часть, которая вставляется в камеру) есть контакты (такие «металлические пупырышки» в рядок, как на других Ваших объективах автофокусных от «Никон»), значит чип есть. Если контактов нет, то и чипа, соответственно, в нем нет.
В принципе, чип особо-то и не нужен (разве что, данные о том, что снято именно вот с такой диафрагмой и такой выдержкой на 14 мм объектив нужны вам при обработке). Там резкость, как говорится, «от 2 метров и до горизонта».
Никон сам прекрасно делает экспозамер выдержки через объектив при выставленной диафрагме.
По резкости — к сожалению, да, есть такая проблема у Самъянга (и братии: Рокинон, Бовер и т.п.): резкость от экземпляра к экземпляру разная.
У меня сейчас два объектива Rokinon и Bower 14mm. Один более резок, это видно даже просто при рассмотрении «народного теста»: фотографии кирпичной стены. Не говоря уже о сравнении их лоб в лоб на фотографиях миры.
Я ширик Bower покупал для замены задней линзы в Rokinon (у моего слезло просветляющее покрытие после протирки спиртом – вообще, берегите покрытие, особенно, на задней линзе; сколько смотрю на «Авито», у большинства она с царапкой). И резкость на «Рокинон» после замены снизилась, а на Bower улучшилась (но у него, к сожалению, и передняя линза царапаная) — пришлось все вернуть обратно.
Элла, здравствуйте. Прикладываю фотографию, где видно, как выглядит чип на моем Самъянге. Очевидно, что это — пластинка с контактами, вклеенная сбоку корпуса ширика.
Правда, в обзоре на снимке №15 уже есть подобное изображение чипа. С ним (с чипом) файлы сохраняются с полными данными EXIF. Мне лично это нравится.
Резкость от камеры мало зависит. Во-первых, при съемке на высоких ISO у полнокадровых камер будет меньше шумов, а значит — выше детализация, ну и впечатление о резкости. Во-вторых, на фуллфрейме выше порог дифракции — можно сильнее зажимать дифрагмы.