Совсем скоро, уже с 14 ноября 2013 года, начнутся продажи нового поколения зеркальной камеры начального уровня Nikon D5300. Стоимость тушки на 300 долларов дороже моего Никон Д5100. Давайте попробуем проанализировать стоит ли овчинка выделки, имеет ли смысл новичку при покупке первой зеркалки заплатить за фотоаппарат без объектива на 300 баксов больше?
По многим параметрам новая модель превосходит мою камеру, а также предыдущую модель D5200 и еще более простую и старую версию D3100. Поэтому, на первый взгляд, у начинающего фотолюбителя ответ на вопрос «какой фотоаппарат купить?» сомнений не возникает: тот, который обладает более совершенными техническими характеристиками. Однако, с учетом моего двухгодичного опыта съемок на зеркальную камеру, я готов оспорить это мнение.
На мой взгляд, такой подход имеет право на жизнь при покупке профессиональных зеркалок, которыми вы будете конкурировать за заказы ваших клиентов. Но Nikon D5300 – это любительская камера начального уровня. И, да не навлеку я гнев маркетологов компании Никон Корпорейшн, начинающему фотолюбителю логичнее было бы потратить минимум денег на «пожилую» модель фотоаппарата и хороший объектив, получить максимально качественную картинку и остаться довольным полученным результатом. А для следования этой логике, как раз новая камера не очень то и подходит. И вот почему…
Сравнение фотоаппаратов Nikon D3100, D5100, D5200 и D5300
Сначала давайте посмотрим, кто есть кто в моем сравнительном обзоре.
Камера Nikon D3100 – младшая модель в линейке зеркальных аппаратов от Никон. Поступила в продажу в 2010 году. Имеет несколько более простые технические характеристики, чем мой D5100 KIT 18-55. Однако с хорошим объективом она способна выдавать картинку лучше моей камеры со штатным стеклом.
Моя зеркалка Nikon D5100 находится в продаже со второго квартала 2011 года. Я приобрел ее в ноябре 2011 года как раз для съемок в самостоятельной поездке в Китай, Гонконг и Филиппины (отзыв о той поездке еще не опубликован в блоге). Но вы можете посмотреть отчет о поездке дикарями за рулем арендованной машины по Шри-Ланке с примерами фоток, снятых на эту связку: камера + китовый объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G. И вообще, на указанную систему сняты почти все фотографии, полученные до июня 2013, когда я стал покупать дополнительные объективы (телевик Nikkor 70-300, широкоугольник Samyang 14 мм/2,8 и универсальный зум Никкор 17-55/2.8).
Зеркальная камера Nikon D5200 пришла на смену моему старичку в конце 2012 года. До сегодняшнего дня я не вникал в детали технических параметров данной зеркалки, но чуть ниже мы увидим, в чем отличия и имеют ли они существенные преимущества перед Nikon D5100.
Ну и предмет сегодняшнего обзора – новинка Никон Д5300. Продажи стартуют с середины ноября 2013 года. По очень многим параметрам она превосходит перечисленные ранее камеры. Недостаток один – наверняка, вначале продаж магазины будут просить за неё неадекватные деньги.
Зайдем на официальный сайт компании в России и проставим галочки для сравнения параметров камер. Я еще добавил старшую модель D7100 (напрямую сравнивать в статье ее не буду, но в конце пару замечаний сделаю). И еще, прежде, чем мы приступим к обсуждению преимуществ и недостатков каждой фотокамеры, хочу сделать важные замечания:
1) По моему мнению, компания Никон Корпорейшн производит замечательные фотоаппараты, как начального, так и профессионального уровня. Для любительских целей общего характера (когда вы не планируете каких-то специальных съемок) любой из аппаратов, описываемых в обзоре, подходит идеально. Если вы уже являетесь владельцем одной из данных зеркалок, поздравляю вас! Вы сделали отличный выбор.
2) Если вы планируете использовать камеру для специальных целей (например, коммерческая съемка, корпоративы, свадьбы, споттинг или фотоохота), то вам нужно более детально уделять внимание определенным характеристикам, о которых пойдет речь ниже.
Другими словами, мы с вами договариваемся, что сравнение зеркалок в сегодняшней статье я провожу с точки зрения новичка, который планирует купить новую камеру для съемок чего угодно: в отпуске, на дне рождения у тёти Клавы, натюрморты, кошки, птички и собачки, пейзажи и портреты. Позже, он сможет определиться со своими предпочтениями, а сейчас – непонятно, как выбрать фотоаппарат, чтобы он прослужил долгие годы и приносил радость.
Сравнение цен на зеркальные камеры начального уровня Nikon D3100, D5100, D5200 и D5300
На сегодняшний день (2 ноября 2013) на Яндекс.Маркет тушки вы можете купить по следующим ценам:
- D3100 – 13’500 рублей
- D5100 – 15’500 рублей
- D5200 – 24’000 рублей
- D5300 – см. комментарий ниже
Цены на камеру D5300 еще не объявлены. Но на американском сайте B&H Photo-Video-ProAudio уже можно сделать предзаказ по цене 796,95 USD. То есть, по курсу ЦБ РФ стоимость данного аппарата составляет 25646,5 рублей. Стоимость Д5200 на этом же сайте – 696,95 USD или на 14% дешевле. Экстраполируем тогда цену на body D5300 в России: 24000 * 1,14= 27’360 рублей, что на 11’860 рублей дороже моего Nikon D5100. Думаю, что на нашем рынке камера будет продаваться либо по этой цене, либо снимут с производства Д5100, немного снизят цену на B5200, а Д5300 будут продавать тысяч по двадцать шесть.
Кстати, советую запомнить этот магазин B&H Photo-Video-ProAudio. Быть может, как и многие фотолюбители, вы еще будете на нем недорого покупать объективы через интернет.
Сравнение технических характеристик Nikon D3100, Nikon D5100, Nikon D5200 и Nikon D5300
Ну и теперь начнем свой анализ того, стоит ли покупать новинку по цене на 12000 рублей дороже младшего брата D5100 или лучше купить камеру попроще и инвестировать в хороший объектив.
1) Эффективное количество пикселей у них составляет 14,2/16,2/24,1 и 24,2 миллионов соответственно. Размеры изображения 4608*3072, 4928*3264, 6000*4000 и 6000*4000 также для каждой камеры. Матрицы больших размеров имеют преимущество перед малыми с точки зрения четкости картинки, если требуется печать снимков на бумаге большого размера — это факт. Но это — и недостаток, поскольку требуется покупать качественные и дорогие объективы, а не то фотографии будут получаться нечеткими.
И, насколько плоха меньшая матрица? В конце отзыва вы увидите примеры фотографий, снятых на Nikon D3100 с объективом Nikkor 50/1.8 G и решите, устраивает ли вас «устаревший» сенсор этого фотоаппарата. Быть может, как и я, вы решите, что разница в качестве фотографий не стоит 12000 рублей.
Что касается размеров изображения. То здесь не все однозначно. Если вы будете распечатывать свои фотографии на листах большого формата (скажем, формата А3), то вам стоит заплатить за более крупный фотодатчик. В моем случае, за 2 года использования зеркалки я только один раз распечатывал фотографии на формате 10*15 см. Разрешение картинки при просмотре на экране FullHD монитора составляет 1920*1080. Все картинки в моем блоге имеют разрешение 1024 пикселей по длинной стороне. То есть, вроде как бы и нет смысла в больших размерах снимка. Более того, при уменьшении оригинального снимка до размеров публикации в Интернет, требуется дополнительно обрабатывать его в Photoshop, чтобы вернуть утраченную при сжатии резкость.
Кроме того, обычно я фотографирую в формате RAW и каждый кадр весит 15-20 Мб. У Nikon D5200 формат NEF уже занимает от 25 Мб (ребята, у кого есть данная камера, отпишитесь, пожалуйста, в комментах сколько конкретно он у вас весит). Поэтому, покупая камеру с большим разрешением, нужно держать в уме, хватит ли мощности вашего компьютера для обработки таких фоток, придется ли покупать дополнительное хранилище для личного фотобанка.
С другой стороны, техника развивается, компьютеры дешевеют и мощности их процессоров их растут. Если сейчас вы купите фотоаппарат с большим разрешением матрицы, то через 10 лет будет приятнее смотреть их на мониторе 5000*6000 точек, которые, наверное, к тому времени будут стоять в каждом доме.
Имея запас по размерам изображения, вы всегда можете без потери качества вырезать изображение из плоскости кадра. Например, вот эта фотка с муравьями – кроп 30% из полного кадра.
В общем, сравнивая разные фотоаппараты по этому параметру, решать вам имеет он высокое или низкое значение.
2) Скорость непрерывной съемки у младшей модели в нашем отзыве Nikon D3100 составляет 3 кадра в секунду. Моя зеркалка Д5100 выстреливает 4 кадра в секунду, а старшаки – до 5 кадров.
Я в повседневной съемке пользуюсь этой функцией очень редко. В моем фотоархиве из нескольких тысяч фотографий, только несколько штук сняты с мультисъемкой.
Платить 12000 рублей за возможность снимать 5 кадров в секунду вместо 4-х, на мой взгляд, целесообразно, когда вы планируете в 80% случаев снимать спортивные соревнования. В нормальной жизни данная функция особого значения не имеет. Точнее 4 кадра в секунду вполне достаточно. Если вы собрались на Никон Д5300 фотографировать спорт, животных, другие сюжеты, где требуется непрерывная съемка, сравните данные модели по емкости буфера и времени непрерывной съемки. По ссылке есть таблица с анализом емкости буфера и зеркалок, перечисленных в обзоре, и многих других. Например, при съемке в качестве «14 бит, не сжатый файл», камера Nikon D5100 будет фотографировать непрерывно 4 секунды, фотоаппарат Nikon D5300 — 1.2 секунды, а новинка Nikon D7200 — 4,3 секунды. После заполнения буфера скорость съемки замедлится.
3) Все четыре камеры имеют кучу режимов съемки: P, A, S, M и большой набор сюжетных режимов. Здесь нужно сделать оговорку, что совсем начинающие фотолюбители снимают обычно на автомате и получают кадры, не сильно отличающиеся от результатов съемки хорошей мыльницей. Затем переходят к использованию сюжетных режимов. И уже после ты приходишь к пониманию, что удобнее всего снимать именно в PSAM. Лично я не совсем понимаю, зачем нужен режим P и никогда его не использую. В зависимости от сюжета снимаю в S или A. Иногда, например, при съемке панорам, HDR или в темноте – могу использовать M. Таким образом, на мой взгляд, количество режимов вообще не имеет значения.
4) Диапазон светочувствительности младшей модели 10-3200 единиц, у Nikon D5100 и D5200 он составляет 100-6400 единиц ИСО, и у новой модели D5300 светочувствительность уже побольше: 100-12800 единиц ISO. По моему мнению, данный параметр камеры имеет действительно важное значение. Его можно рассматривать, как один из важных аргументов в пользу покупки именно Никон Д5300. Высокая светочувствительность матрицы позволяет получать отличные снимки при низкой освещенности объекта. Особенно это касается съемки с рук без вспышки (например, в музее или зоопарке). Помню, как я был впечатлен, качеством фотографий, снятых в комнате с простой люстрой с тремя лампами по 60 Вт. В сравнении с мыльницей – технический шедевр!
Ну, а поскольку вы уже почувствовали, что основное направление этого обзора – отговорить вас платить больше за функции, которые вам не понадобятся совсем или вы будете пользоваться ими очень редко, то приведу факты в защиту Nikon D5100 (максимальное значение ISO 3200 у самой простой модели Д3100 действительно маловато).
Высокие значения ИСО приходится использовать в темных помещениях при съемке портретов без вспышки, при фотографировании на телеобъектив, при съемке быстродвижущихся объектов при низком уровне освещения и т.п.
Сейчас я «прошерстил» свой фотоархив с фотографиями из самостоятельных путешествий в Тайланд, Китай, Гонконг, Филиппины, Нью-Йорк, Мексику и Шри-Ланку. Из почти полтысячи фоток я не нашел снимков, снятых на экстремально высоких ИСО. Максимум – 3200 единиц. Не могу понять почему: то ли меня качество фотографий на значениях ISO более этой цифры не устраивает, то ли не было подходящих условий.
На самом деле, примерно 80% моих фотографий – это пейзажи. А при съемке пейзажа в темноте нужно ставить ISO как можно меньше, чтобы снизить шумы на снимке. Поэтому большинство ночных фоток у меня и снято на ISO 100 единиц.
Примечание от 08.08.2015
На качество фотографии главным образом влияют параметры матрицы фотоаппарата: динамический диапазон, цветопередача и описанная в этом разделе светочувствительность. Только учтите, что даже у профессиональных зеркалок рабочий диапазон ИСО 50-6400 единиц, так что 12800 у Nikon D5300 — рекламный ход.
5) Количество точек фокусировки у Nikon D3100 и Nikon D5100 составляет 11 штук. У двух старших моделей система фокусировки взята от Nikon D7100 и вы можете использовать на выбор 11 или 39 точек. Из своего опыта скажу, что в 90% случаев я использую фокусировку по точкам, не используя автоматические режимы фокусировки. Мне моих 11 штук в большинстве случаев хватает (правда, я ни разу не фотографировал камерой, имеющей 39-титочечную фокусировку). Мне кажется, что 39 точек удобны при съемке видео, когда камера автоматически следит за объектом съемки и сама наводится на резкость. В нормальных условиях, например, при съемке портрета такое большое количество будет только мешать и скорость фокусировки уменьшится в 4 раза (вам же нужно «перескакивать» с точки на точку).
В любом случае, почитайте отзывы на зеркалку Nikon D7000 и вы узнаете, что только ленивый не ругает Никон Корпорейшн за то, что точек много, но они не охватывают всю плоскость снимка.
В этом пункте, наверное, я не могу авторитетно заявлять стоит или не стоит 39 точек, дополнительно уплаченных за Nikon D5300, двенадцати тысяч рублей. Ведь я не пробовал их в деле. Могу только сказать, что 11 точек тоже не плохо.
6) Встроенная вспышка. Здесь мне особо нечего комментировать, так как на практике встроенной вспышкой пользуюсь чрезвычайно редко, поскольку она делает лица плоскими.
Во всех остальных случаях я предпочитаю поднимать ISO, чем использовать встроенную вспышку.
7) Поворотный экран есть у всех моделей, кроме D3100. У нашей новинки Никон Д5300 он на 6 мм больше и имеет более высокое разрешение, что не существенно и не стоит лишние 12000 рублей. Картинка на поворотном дисплее и мониторе компьютера очень сильно отличается. На ЖК дисплее фотоаппарата вы можете только лишь предварительно оценить качество снимка.
Отсутствие поворотного экрана у Nikon D3100 для меня бы стало препятствием при покупке. Так как вначале я думал, что от него не много толка. Но жизнь показала, что довольно большой процент фотографий я снимаю из предельно низкого положения. Не будь у меня экрана – пришлось бы лечь на землю, чтобы сделать снимок.
Вот этот кадр я сделал практически с земли. Не будь поворотного мониторчика – пришлось бы лечь в грязь. А так, я просто присаживаюсь на корточки, откидываю экран и снимаю с рук.
Также, я уже упоминал, что мне нравится снимать пейзажи, кадрируясь не через видоискатель, а именно через экран фотоаппарата.
8) Аккумуляторная батарея на новом фотоаппарате имеет самый большой ресурс – 600 кадров, против 400 фотографий на моей камере. Отношение к данной характеристике очень зависит от условий использования вашей зеркалки. За два года эксплуатации Nikon D5100 у меня ни разу не было случая, чтобы закончился заряд аккумулятора, и мне пришлось прекратить съемку. Да, зимой при температуре -25 градусов, при съемке пейзажей и кадрировании через ЖК монитор бывали случаи, когда уровень заряда приближался к нулю. Я вынимал батарею, грел ее подмышкой, и камера позволяла спокойно закончить фотосессию. Если же вы будете использовать вашу зеркалку в более напряженном режиме или отправитесь в поход, то вы, все равно, приобретете запасной аккумулятор или батарейную ручку.
9) Желание заплатить 12000 рублей за наличие WIFI и GPS модуля у новой модели смешно даже комментировать.
Основные выводы по результатам сравнения камер Nikon D3100, Nikon D5100, Nikon D5200 и Nikon D5300
Компания Nikon Corporation вывела на рынок новую, улучшенную модель зеркальной камеры Nikon D5300 для начинающих фотолюбителей. По таким важным техническим характеристикам, как диапазон светочувствительности и количество точек фокусировки она превосходит своих более возрастных собратьев. Если вы решили купить себе первую зеркалку и при этом можете позволить себе заплатить немного больше, чтобы обладать чуть большими возможностями, то я рекомендую приобрести именно этот фотоаппарат.
Если же вы хотите купить фотокамеру, позволяющую вам получить великолепные снимки, но при этом вы хотите сэкономить – успевайте (пока еще не сняли с продажи) купить Nikon D5100. Я не настаиваю на приобретении Nikon D3100, так как у него ниже светочувствительность матрицы и нет поворотного экрана. При этом разница с Д5100 составляет всего 2000 рублей. Но и с этой камерой, несмотря на более дешевую матрицу, можно сделать очень хорошие снимки (см. примеры фоток ниже).
Образцы фотографий, снятых на Nikon D5100 со штатным объективом Nikkor 18-55, вы можете увидеть почти на всех страницах моего блога, на которых рассказывается о событиях до июня 2013, когда я стал покупать к нему дополнительные объективы. Например, посмотрите фотки из нашей самостоятельной поездки по Мексике на арендованной машине. Как фотографирует зеркалка Nikon D5200, если на неё установить профессиональный, светосильный объектив Nikon 17-55mm f/2.8G, можно посмотреть в отдельном обзоре.
Почему я в данном обзоре сравнивал камеры без объективов (body или тушки, как принято говорить у профессиональных фотографов)?
Потому что сегодня, с учетом моего двухгодичного опыта съемок на зеркальную камеру, если бы у меня было 27300 рублей на покупку Nikon D5300 KIT 18-55, я бы не стал покупать этот фотоаппарат с объективом. Я бы купил отдельно тушку и стекло к нему. Как я уже советовал, в качестве тушки я бы выбрал Nikon D5100, а вот с объективом возможны варианты:
1) Есть деньги и желание получить высококачественные фотографии – покупаем б/у Nikkor 17-55/2.8 за 30-35 тысяч рублей. Тогда комплект камера + объектив обойдется в 45000 рублей.
2) Нет денег – покупаем один из лучших универсальных зумов для большинства условий съемки – объектив Nikon 16-85 mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor. Бывший в употреблении он обойдется тысяч в 12000 -13000 рублей (как раз наша разница с Nikon D5100). Итого, комплект обойдется в 28500 рублей.
3) Я не стал советовать новичкам купить фикс. Он дает еще большее качество картинки, но начинающему фотолюбителю, наверное, трудно будет привыкнуть к отсутствию зума. И вы еще не знаете, что вас больше всего увлечет: портрет, пейзаж, макросъемка, предметка и ли еще что-то. Но лично я купил бы объектив с фиксированным фокусным расстоянием (может полтинник, а может – 35 мм).
Вот и все. Эту статью я написал в ответ на часто поступающие вопросы «какую зеркальную камеру выбрать новичку», «какая зеркалка лучше», «как выбрать фотоаппарат» и тому подобные. Как и при принятии любых важных решений, советую вам не опираться на мнение только одного человека, а посоветоваться с другими фотолюбителями. Напоследок, хочу вам показать несколько фотографий, снятых на самую простенькую, проигравшую камеру в нашем обзоре – Nikon D3100 с объективом Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor.
Примеры фотографий, снятых на Nikon D3100 с объективом Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor
Еще в отзыве на телеобъектив Nikkor 70-300 с примерами фотографий, снятых на Nikon D5100 я упоминал, что среди моих читателей есть девушка – владелица Nikon D3100. Сначала у нее был стандартный КИТ 18-55, но затем она приобрела подержанный Nikkor 17-55/2.8 и сразу же продала штатник. А позже Екатерина всего за 5000 рублей купила Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. И с тех пор, она даже Nikkor 17-55/2.8 применяет крайне редко, несмотря на то, что фикс имеет свои неудобства в использовании.
Я упросил Екатерину дать мне несколько образцов, чтобы вы могли убедиться в моих аргументах высказанных ранее: при ограниченности бюджета лучше купить камеру подешевле, но объектив подороже, чем дорогую тушку и дешевое стекло.
В целом, чтобы получить отличную картинку, нужны следующие факторы (в порядке убывания значимости): 1) талант; 2) светлая голова; 3) качественный объектив; 4) хорошая камера.
Выдержка: 1/500 сек. Диафрагма: f/1.8. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 200. Компенсация экспозиции: 0 eV. Режим съёмки: ручной. Вспышка: не сработала. Время съёмки: 12 октября 2013, 19:14
Выдержка: 1/50 сек. Диафрагма: f/1.8. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 400. Компенсация экспозиции: 0 eV. Режим съёмки: ручной. Вспышка: не сработала. Время съёмки: 12 октября 2013, 20:38
Оценивая качество представленных фоток сделаем скидку на то, что они сняты вечером в пасмурный день. Мне больше нравятся снимки, сняты в солнечную погоду. Тогда они начинают «играть». Ведь фотография – это светопись.
Также вы видите, что некоторые кадры слишком плотно обрезаны – как я говорил, новичку сложно обращаться с фиксом, да еще при таких узких углах обзора, как на 50 мм фокусного расстояния. Я постоянно критиковал Екатерину за то, что она «обрезала» руки и ноги своим моделям, за слишком малое пространство над головой и снизу. Но когда сам попытался снять ребенка в движении на телеобъектив Nikkor 70-300, понял, что очень трудно при узком угле обзора правильно компоновать кадр.
Что же, надеюсь, вы убедились, что подвергая сомнению необходимость покупки более дорогой камеры в пользу дорогого объектива, я не блефовал. Комплект Nikon D3100 с подержанным объективом 50/1,8 общей стоимостью 18500 рублей позволяет вам получить такое качество картинки, которое вы никогда не достигнете на Nikon D5300 со штатным KIT 18-55 ценой 27300 рублей.
В любом случае, желаю вам сделать хороший выбор. И удачных снимков, друзья!
P.S. Кстати, хочу показать обзор любительской зеркалки Nikon D3400, в котором представлено очень много тестовых снимков с этого фотоаппарата в разных условиях. Дается подробное сравнение с моделью Nikon D3300. Анализируются слабые и сильные места. Даются советы фотографам. Тест камеры Никон Д3400 Никитой Биржаковым на сайте Fotoexperts (fotoexperts.ru/articles/nikon-d3400.html).
P.S. Дорогой гость, благодарю Вас за то, что заинтересовались моим обзором технических характеристик зеркального фотоаппарата Nikon D5300 Kit и их сравнением с более ранними моделями в номенклатуре Никон! На сегодняшний день, к данному тесту написано огромное количество комментариев, где начинающие и бывалые фотографы делятся своими мыслями, советами, дают ценные замечания. Надеюсь, что Вам будет удобнее, если я кратко размещу содержание этих нескольких страниц с комментариями:
Также, в комментариях к данному обзору вы найдете большое количество обсуждений, какой объектив выбрать для своей зеркалки в качестве штатника, и других вопросов, связанных с фотографией. |
Дополнение от 06 марта 2016 к рекомендациям, какую зеркалку выбрать новичку
C момента написания обзора прошло почти 2,5 года. Всё это время в комментариях к статье проходило бурное обсуждение и споры по поводу верности выбора той или иной модели, в продаже появились новые кропнутые зеркальные камеры: Nikon D3300, Nikon D5500, Nikon D7200 и Nikon D500. Кроме того, лично я перешел на полнокадровую зеркалку Nikon D610 и приобрел другие знания, стал более опытным фотолюбителем. Давайте поделюсь своими соображениями на сегодняшний день.
Итак, линейка кропнутых зеркальных камер Никон Д5100, Никон Д5200, Никон Д5300, Никон Д7000, Никон Д7100 не отличается существенно по самым главным показателям: динамический диапазон, цветопередача и светочувствительность. При этом все перечисленные камеры, кроме Nikon D5100, оснащаются матрицей с большим количеством пикселей (24 Мп против 16 Мп). Это — их существенный минус, так как появляются цифровые шумы и предъявляются высокие требования к качеству объективов, чтобы их стекла имели достаточную разрешающую способность. Новые модели Никон Д5500 и Никон Д7200 имеют матрицу чуть лучше, но у них и значительно более высокая стоимость. Уверен, что Никон Д5100 с профессиональным объективом даст картинку лучше, чем Никон Д5500 с дешевым КИТ 18-105 ВР – мы убедились в этом на примере снимков с Никон Д3100 и недорогого портретного полтинника.
Следующим фактором, влияющим на качество изображения (после параметров матрицы), является удобство, скорость и точность фокусировки. А на него влияет количество точек фокусировки и особенно – количество крестовых точек. У модели Nikon D5100 и Nikon D3200, D3300 – 9 точек, только одна крестовая. У остальных (Nikon D5200, D5300 и D5500) – 39 точек, 9 – крестовые (более чувствительные).
Когда я фотографировал на Никон Д5100, то не испытывал проблем с фокусировкой и считал, что 9 точек достаточно. Перейдя на полный кадр Никон Д610, понял, что 39 точек дают намного больше удобства и точности. Совсем недавно я брал на пробу кропнутую зеркалку Canon EOS 600D и написал обзор со сравнением с другими моделями Кэнон. Когда-то ее называли конкурентом Nikon D5100 (на мой взгляд, Д5100 на голову выше, нужно сравнивать Кенон 600Д и Никон Д3100). Так вот, у нее — тоже 9 точек (1 крестовая) и теперь я испытывал некоторый дискомфорт.
Поэтому сейчас на вопрос, что выбрать из пары Nikon D5100 vs Nikon D5200 ответить стало очень трудно, каждый сам должен для себя решить: версия Д5100 действительно не уступает по качеству матрицы, ей не требуются дорогие топовые объективы, но по точности работы автофокуса она уступит конкуренту. Насколько это критично? Посмотрите по тегу Никон Д5100 внизу статьи сотни других снимков, снятых мною на эту модель и решите для себя сами. Нерезкие снимки у меня встречаются… но нельзя сказать, что я сильно страдал из-за этого… Кроме того, многие проблемы с нерезкостью связаны с тем, что я не умел правильно выставлять настройки зеркалки.
Если вы твердо решили купить Nikon D5300, предлагаю сравнить цены. Сегодня тушка D5100 стоит 21’000 рублей, D5300 – 33’000 рублей. При этом цена на Nikon D7000 (с матрицей от Д5100, но системой автофокуса, как у Nikon D5500) составляет 38’000 рублей. Если в будущем фотограф планирует покупать объективы, модель Никон Д7000 здорово поможет ему сэкономить средства, так как она оснащается устройством внутрикамерной подстройки фокуса: очень много объективов сторонних производителей и родных имеют проблему фронт-фокуса или бэк-фокуса. Камеру 3-й или 5-й серии придется сдавать в сервис, а в 7-й серии точную настройку АФ можно сделать самостоятельно. Кроме того, Nikon D7000 может управлять внешними вспышками и имеет на корпусе больше кнопок управления, что повышает удобство использования.
Думаю, что начинающим фотографам могут быть интересны также следующие статьи:
Какой фотоаппарат купить в 2018 году. Что еще придется приобрести вместе с камерой
Прошло почти пять лет, как я написал этот сравнительный обзор, а в выборе тушек и объективов ничего особо не изменилось. На вопрос о том, какая кропнутая модель Nikon сегодня самая лучшая по техническим характеристикам, я отвечу: «Nikon D500». А на просьбу дать совет, какую камеру купить новичку, скажу: «Nikon D7000, так как в Nikon D5100 фокусировка, все таки, неудобная». По ссылкам выше можно перейти к детальному обсуждению нюансов в комментариях. Если же говорить коротко, какую фототехнику я бы советовал начинающим фотолюбителям взять в 2018 году, то мой ответ такой:
- Подержанная тушка Nikon D7000, как более профессиональная модель с той же матрицей, что в Nikon D5100.
- Не новый объектив Nikon 18-105mm f/3.5-5.6 (либо другие, тут большой простор для выбора – я исхожу из минимальных нужд).
- Фоторюкзак Ainogirl A2163 (или аналог). Советую взять именно рюкзак для фотоаппарата, а не фотосумку, так как с ним легче передвигаться в походах и можно положить личные вещи фотографа.
- Карта памяти класса скорости 10.
- Если собираетесь снимать пейзаж, предметку, натюрморты, интерьеры, макро, размывать воду «в молоко», учиться фотографировать панорамы и снимки с расширенным динамическим диапазоном, обязателен к приобретению штатив (см. отдельный урок с объяснением, зачем нужен трипод, в блоке ссылок выше).
- Чистящий карандаш Lenspen для удаления отпечатков пальцев с объектива.
- Если собрались фотографировать портреты в помещении (особенно детей), получить нормальные фото без дополнительного источника света невозможно. Сразу нужно брать внешнюю вспышку. В блоке ссылок выше есть обсуждение моделей. В 2018 году я бы рекомендовал взять вспышку Yongnuo YN685N и (необязательно, но желательно) к ней радиосинхронизатор Yongnuo YN-622N-TX, который позволит вам поставить этот внешний источник освещения в сторону от камеры и получить более красивый свет.
Вспышку Yongnuo YN685N и радиосинхронизатор Yongnuo YN-622N-TX можно заказать на AliExpress. Вместе с ним можно купить за 1,5 доллара отражатель-лопух (ищется по фразе «flash light reflector»), хотя его можно и самому сделать, если не лень. В будущем, возможно, захочется прикупить телескопическую стойку под вспышку с зонтом (белым, серебристым и черным), большой отражатель (его можно и самому сделать), которые позволят получить более приятный, мягкий светотеневой рисунок.
Защитные фильтры ни к чему. Со временем, когда ознакомитесь с основами, возможно, захотите взять нейтральный серый ND-фильтр (им размывают воду в водопадах) и поляризационный фильтр (убирает блики на листве, воде и витринах, делая снимки более сочными).
Спасибо за внимание. Удачного выбора и красивых фотографий. Буду благодарен, если поделитесь ссылочкой в соцсетях на этот обзор.
Как вы считаете, стоит ли для Nikon D5100 менять объектив Nikkor 18-108 на новую Сигму AF 18-250mm f/3.5-6.3 DC OS HSM Macro Nikon. Именно с точки зрения получения универсального зума. Оригинальный универсал Никкор 18-200 и 300 слишком дорог. Кто-то хвалит данную линзу от Sigma, кто-то нет. Но вроде бы она лучше предыдущих моделей и Тамрона и не хуже никоновского объектива Никкор 18-108. Менять же Nikkor 18-108 на Никон 18-140 не вижу смысла.
Не смогу я Вам обоснованно ответить. Во-первых, нужно сравнить два объектива, о которых я мало знаю. Стекло Сигма 18-250 было у моего друга и он продал его через полгода из-за недостаточной светосилы. Я сравнивал фотографии, снятые на Никкор КИТ 18-55 и на его Sigma 18-250 и жутко завидовал. По упомянутому Вами Nikkor 18-108 я даже информации не могу найти. Насколько понимаю, это какой-то старинный (выпускавшегося ранее для Nikon D90) аналог современного штатника 18-105?
Всех фотографов можно разделить на 2 лагеря: те, кто предпочитает универсальность, возможно, в ущерб не идеальной картинке. И тех, кто готов таскать килограммы фотообъективов и приспособлений, но не хочет идти на компромисс по качеству фото… Поскольку я таскал за плечами в этом году 6,5 килограмм фототехники в фоторюкзаке по всему Китаю и Таиланду, наверное, я принадлежу ко второй группе. И тогда, конечно, скажу, что Sigma 18-250 станет заменой шила на мыло…
Ищите примеры фотографий на это стекло. Сравнивайте с качеством картинки от Вашего Nikkor 18-108 и делайте вывод. Если фотки с Сигмы Вам нравятся, то – берите. Только проверяйте качество при покупке на фронт и бэк фокус.
Еще можете задать вопросы Владимиру, который в статье «Примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 с объективом Nikkor 70-300/4.5-5.6G» в комментарии от 24.12.2013 оставил отзывы об объективах Sigma (правда, с другими фокусными). Он ими очень доволен. Рекомендует не менять прошивку на фотоаппарате, так как, по его опыту, в последних версиях компания Никон специально занижает резкость линз сторонних производителей.
Конечно же, опечатка. Я имел ввиду китовый Nikon 18-105.
Тут посмотрел старые фотографии в связке Nikon D40 + китовый объектив Nikkor 18-55, который еще без стабилизатора VR. Какой же кошмар. При этом, есть пример фото, полученных на Никон Д40 + Никкор 18-105, которые на целый порядок лучше. Да, скорее всего, что обновленный КИТ Nikkor 18-55 с VR лучше. Но все же, штатник Никон 18-105 светлей на фокусе 55 + помогает стаб. И это при том, что на Nikon D40 светочувствительность ISO выше 800 единиц — вообще не рабочее, да и на 800 прилично матрица шумит.
Да уж, Nikon D40 перестали выпускать в 2008 году… Всё таки, технологии с тех пор шагнули вперёд…
Тем не менее, фотографии, снятые на более современный объектив Nikkor 18-105, выглядят достаточно неплохо для любительского фото. Вот пример: fotki.yandex.ru/users/royaltiger/album/415845/ .
Так что, сама тушка — это еще не все. А ведь и Никкор 18-105 — это, всего лишь, универсальный зум со всеми его плюсами и минусами. Стоит отметить, что разница при смене объектива была не менее существенна, чем при смене body на Nikon D5100. Как я говорил, все же, плюс новой модели Никон 5100 — это, в первую очередь, более широкий диапазон рабочих ISO. Поэтому во многих простых случаях или, возможно, с более светлым объективом и вспышкой, хватило бы возможностей и Nikon D40. И начинающим фотографам, вероятно, стоит рекомендовать лишние средства потратить не на более современный фотоаппарат (камень в сторону Nikon D5300), а — на лучшее стекло.
Где-то читал, по-моему, у фотографа Артема Кашканова мнение: «Всё, что нужно для съемки неплохих фотографий на зеркалку придумали лет пять назад. А модели зеркальных фотоаппаратов, выпускаемые в настоящее время — модификации с добавлением разных маркетинговых фишек…»
По-моему, Ваши кадры доказывают этот постулат. Примеры фотографий ничем не отличаются от снимков, снятых на Nikon D5100 во время нашей поездки в Китай в 2011 году… Конечно, в экстремальных условиях (низкое освещение) — Ваш старичок может и уступил бы в качестве снимков. Хотя, на представленных образцах ночных кадров качество тоже очень хорошее, на мой взгляд.
Спасибо за примеры фото!
Еще раз проанализировал данные по объективам. Действительно Nikkor 18-55 mm f/ 3.5-5.6 G II ED существенно отличается от своего приемника с VR. По факту, обновленный KIT получился лучше предшественника и дающий весьма неплохую картинку, что видно и на ваших фотографиях. Жаль, что в свое время я не провел детальное сравнение старого кита Никон 18-55 и Никон 18-105. Кстати, тушку Nikon D40 у меня купили для инфракрасных фоток. Так как в этой камере ИК фильтр слабый, хорошо пропускает ИК-излучение и этот фотоаппарат годится для ИК-фоток без доработок. Так что, иногда старые фотоаппараты могут иметь преимущество перед новыми 🙂
Вы знаете, один из давних моих читателей, Апис Красноярский, владеет зеркалкой NIKON D5200 Kit AF-S 18-105 DX VR. Недавно он купил телеобъектив, как у меня — Nikkor 70-300 и даже написал подробный отзыв с примерами фотографий, снятых на телевик и на штатник Никон 18-105. Так вот, у нас с самого начала были жаркие споры.
Он говорил: «Зачем на просьбу совета, какой объектив купить новичку вместе с камерой ты советуешь взять КИТ Никон 18-55/3.5-5.6 VR или дорогой Nikkor 16-85? Считаю, что мой штатник Никкор 18-105 дает картинку не хуже, чем Никон 16-85, и намного лучше, чем 18-55…»
Я всегда возражал, что, по крайней мере, если сравнить китовый Nikkor 18-55 и 18-105, то рано или поздно их придется менять. И 18-55 стоит дешевле изначально, при продаже будешь меньше терять… Сейчас я подумал вот о чем: «Когда начинающий фотолюбитель переходит с мыльницы на зеркалку, он надеется значительно улучшить качество фотографий. В том числе, он ассоциирует это с размытым фоном (боке). Степень размытия зависит от расстояния до объекта съемки, до заднего плана и от диафрагмы. Получается, что нужно было советовать новичкам купить, всё таки, в качестве штатника (если не брать во внимание Никкор 16-85, а выбирать только из 2-х данных КИТов) Ваш Nikkor 18-105. Ведь, на длинном конце ФР=85 мм у него фон размоется лучше…»
Сергей, добрый вечер! Посоветуйте начинающему чайнику. Хочу купить для своей зеркалки Nikon D5200 вспышку Yongnuo Speedlite YN560-II или Yongnuo Speedlite YN560-III. Теперь возникла дилемма: какую выбрать или вообще они мне не подойдут. Дайте пожалуйста совет!
Здравствуйте, Татьяна! У меня нет и не было никогда внешней вспышки. Поэтому рассуждать могу только теоретически. На сколько я понимаю, существует два типа вспышек:
1) Полностью автоматические, работают по тому же принципу, что и встроенная в зеркалку. Только они более мощные, их можно повернуть в сторону или в потолок, чтобы создать более интересный рисунок. Их можно поставить на штатив в стороне от объекта съемки и получить боковое освещение. Такие вспышки полностью синхронизированы с вашим фотоаппаратом и, когда вы на камере устанавливаете диафрагму f/2.8, ISO 100 и выдержку 1/200 секунды, то вспышка понимает, какой силы импульс нужно выдать, чтобы получилась оптимальная экспозиция.
2) Ручные. Вы должны сами понимать, какие параметры нужно установить на фотоаппарате и на вспышке, чтобы не получилось ни пересветов, ни темных участков.
На сколько я понимаю, вспышки Yongnuo Speedlite YN560-III (и во второй версии) – полностью мануальные, но они могут «поджигаться» от внешнего радиосинхранизатора или от источника света. Это делает их неудобными для съемки репортажа, например, на свадьбе, когда у вас вспышка установлена на камере. Но зато, использование такого китайского аналога может быть оправдано (ввиду очень низкой цены) при съемке, например, в студии. Вы установили фотоаппарат на один штатив, одну или несколько вспышек на триподах по сторонам. Нажали на спуск затвора, сработала встроенная вспышка – «китайцы» засекли яркий свет и тоже сработали…
Как уже сказал, внешняя вспышка может «поджигаться» от светового сигнала или от радиосигнала. Я не знаю, есть ли у Yongnuo Speedlite YN560-II возможность «ловить» свет (по-моему, нету). И знаю точно, что любительские камеры Nikon D5200, D5300 и D5100 не имеют функции, когда встроенная вспышка является управляющей для внешних. Такой «фичей» оснащают более продвинутые кропнутые Никон Д7000, Д7100 и профессиональные зеркалки. Поэтому, если купите Yongnuo Speedlite YN560-II, вам нужно будет еще докупить радиосинхронизатор для Nikon D5200.
Всё это – мои теоретические знания. Если кто-то может подтвердить, опровергнуть или дополнить мой ответ, буду очень благодарен.
«И знаю точно, что любительские камеры Nikon D5200, D5300 и D5100 не имеют функции, когда встроенная вспышка является управляющей для внешних». Увы, я владелец Nikon D5200 + Yongnuo Speedlite YN560-II. Вспышка замечательно поджигается от встроенной на аппарате.
Владимир, спасибо за уточнение! Я писал, что слабо владею вопросами, связанными с использованием вспышки, так как сам ее применяю. Вот, что можно прочитать у Радоживы:
1) Что такое высокоскоростная синхронизация вспышки и как её использовать. radojuva.com.ua/2011/05/flesh-dnem-kak-ispolzovat/
2) Как пользоваться командным режимом работы вспышек (CLS). radojuva.com.ua/2012/06/nikon-cls-master-slave-mode/
На сколько я понял, у Nikon D5200, как и у других камер начального уровня серий 3ххх и 5ххх, нет FP-режима (fast pulse, fast sync). Также в дешевых зеркалках нет Nikon CLS (Nikon Creative Lighting System) — если покупать их отдельно, придется заплатить 200 долларов сверху.
Уважаемая, Татьяна! Почти год назад я стоял перед тяжёлым выбором: какую вспышку брать? И понял так, что Yongnuo хороша в основном своей ценой. Если живёте в Москве или Питере — особого риска нет: по гарантии всё сделают, а неприятности с этими вспышками случаются очень часто.
Родные Никон не рассматриваем из-за их необоснованно завышенной цены,. Для профессиональных фотографов это может быть и оправдано — стабильная работа, относительная долговечность. Я живу в Красноярске, и с ремонтом Yongnuo могли возникнуть некоторые задержки. Всякие, якобы «поляроиды» и т.п., тоже особым качеством не отличаются. Модели у них зачастую отличаются лишь шильдиком на корпусе (то есть одна и та же вспышка может называться и Поляроидом и например Полярисом или по-другому, но собираются в одних «цехах»).
В результате мой выбор пал на вспышку Nissin Di-622 Mark II, которая отличается от почти всего «бюджетного» ряда в первую очередь автоматическим изменением ширины луча — в зависимости от установленного фокусного расстояния объектива. И вообще, в отличие от многих других поделок, фирма Nissin — чисто японская и специализируется на вспышках. Качество сборки — на высоте, гарантия — 2 года. Возможен режим работы, как на камере — автомат, так и в качестве ведомой с синхронизацией либо от световой вспышки, либо от различных синхронизаторов.
Снимаю ей как на различных торжествах на довольно приличных расстояниях — до 10 метров и более, так и дома — семью, детей и всё, что угодно при необходимости. Очень удачен опыт съёмки макро с этой вспышкой, можете посмотреть у маня на ЯФ или Вконтакте. Да, цена несколько выше, но это совсем другой уровень, включающий практически всё, что нужно любителю.
Если ещё есть вопросы — пишите сюда.
Апис Красноярский и Tiger Claw, благодарю Вас за то, что откликнулись на мою просьбу прокомментировать мои размышления! У Аписа — тоже камера Nikon D5200 (это для Татьяны на заметку). Как я понимаю, в сравнении с Nissin Di-622 Mark II, Yongnuo и родной Никон ДБ910 отличия состоят только в мощности?
И есть еще неудобство в том, что на наших зеркалках нет встроенного радиосинхронизатора.
А если снимаем так, чтобы вспышка была установлена на башмаке зеркалки, то разницы между родной и не родной нет никакой?
Не совсем так: модель вспышки YN-560 Speedlite мощнее, чем Nissin, но она — не автоматическая. По сути, она больше предназначена быть ведомой, а «нормальная» Yongnuo YN-565EX стоит уже, практически, как Ниссин 622, а то и дороже. Родная Nikon SB-910, теоретически, надёжнее и точнее «пыхает» (при сопоставимой яркости), но цена не сравнима.
Доброго дня, для новичка внешняя китайская вспышка Yongnuo YN560, как говорится — «не айс». А вот модель Yongnuo YN-565EX стоит 4500-5000 в Китае. Цена вспышки Nissin же составляет 6700-8000 рублей у нас в России. Даже пыха YongNuo YN-568EX Speedlite в Китае стоит меньше Nissin 622, а ведь YN568 — это уже 866 Nissin. Но, если есть деньги, однозначно лучше купить родную внешнюю вспышку Nikon Speedlight SB-910. Отличия между собой у этих вспышек есть.
У меня YN468-II, мне кажется для начинающего лучше автомат. Конечно в ряде условий автоматика может промахиваться, но это видно и корректируется. Для любителя хватит YN468-II, хотя сейчас я жалею, что не взял 568, тогда она из-за более низкого курса доллара на алиэкспресс стоила совсем не дорого. Но для любителя хватит и 468, тем более ее цена в китае совсем не высокая. Покупать вспышку рекомендую, она очень хорошо для съемок в помещении и не только.
Tiger Claw, благодарю Вас за отзыв. Не могли бы описать чуть подробнее, как происходит процесс съемки? Вспышка находится на камере? Какие параметры приходится задавать вручную? Я ни разу не снимал с внешней вспышкой, но рано или поздно приду к покупке…
Вспышку устанавливаю на фотоаппарат. Режим TTL — экспозицию замеряет камера, а фокусное расстояние для зуммирования головки вспышки — автоматическое. Это очень важно, иначе может быть пересвет и недосвет. Если TTL промахивается, то на вспышке корректируется экспозиция с шагом 1/3EV вручную.
Также, аккумуляторы должны быть заряженными. Когда их заряд близок к нулю, вспышка может ошибаться. Ну и у YongNuo 468-II есть небольшой недостаток: вспышка хоть и включается при удержании кнопки «Вкл.», включаться в сумке она может самостоятельно. Поэтому, при транспортировке просто подкладываю бумажку в батарейный отсек. Кроме корректировки экспозиции, если требуется, в основном, все регулируется направлением вспышки по горизонтали и вертикали + использование отражателя и рассеивателя.
Понятно! Благодарю Вас! А чем же тогда YongNuo 468-II отличается от родной внешней вспышки Nikon Speedlight SB-910? Ведь, и Ваша может, как я понял, рассчитать зуммирование (= мощность импульса)…
Если брать Yongnuo YN-468-II Speedlite для Nikon, то это — мощность. У нее меньше ведущее число. Но Yongnuo 568 тут уже не уступает. Ну и самое главное — цена. Новичок еще не знает зачем и насколько ему нужна вспышка. А YN-468-II стоит в районе 70-80 долларов на Али.
Если эти обсуждения о выборе внешней вспышки читают те фотолюбители, кто владеет беззеркалкой Fujifilm (или собирается её купить), предлагаю почитать обсуждение, какая модель подойдет для вашей системы.
Недавно я посоветовал взять мыльницу Fujifilm X30 в комплекте с внешней вспышкой модели Fujifilm EF-42 TTL Flash. Фотографии в помещении получаются просто потрясающими для компакта! Но, как оказалось, есть и другие варианты. О них и рассказывается в этом комментарии.
Спасибо Вам за то, что Вы пишите и отвечаете людям! А насчет вспышки — первую я брал Nissin Di466. Это — самая дешевая, но японская вспышка. Ведущее число у нее — 33, и использовал я её для портретов с Nikon D3000. Она замечательно работала с этой камерой при том, что TTL отрабатывал и в лоб, и в потолок замечательно. Купив зеркалку Nikon D5100, пришлось отказаться от Nissin Di466, так как она не поддерживает эту камеру, то есть вспышка «пыхает», но как попало.
Поэтому заказал в Китае Yongnuo yn-565ex за 4500 рублей (Ниссин, хоть и дешевый самый у нас, но он стоил 5000 рублей). Ведущее число у неё — 58, зум 24-105. По сравнению с Ниссин, вспышка Yongnuo yn-565ex, конечно, имеет больше возможностей: мощности — как у топовых брендов, в лоб ТТЛ отрабатывает хорошо и на Nikon D5100, и на Никон Д7100. В потолок, бывает, ошибается, но есть сетка автофокуса. Но, так как она неплотно сидит в башмаке (она не болтается, но сама нога вспышки чуть уже башмака), свести центр фокуса камеры и центр фокуса вспышки бывает gроблематично.
Главный минус сейчас для меня — это отсутствие FP синхронизации. Если честно, я просто забыл об этом, когда заказывал, так бы взял 568 модель. Она в цене упала сейчас до, примерно, 5700-6000 в Китае, а по функционалу уступает только родной вспышке Nikon SB 900 или SB 910. Но даже Yongnuo 565 многим фотолюбителям за глаза хватит. Но они тяжелы.
Вот, например, фото связки Nikon D3000 + телеобъектив Nikkor 55-200 + внешняя вспышка Nissin Di466, без обработки.
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/147401/view/533176?page=0
А здесь — примеры фотографий, снятых на продвинутую зеркалку Nikon D7100 + телевик Nikkor 70-300.
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/425/view/588887?page=2
Камера Nikon D5100 + телеобъектив Никкор 70-300.
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/150495/view/566604
Максим, какие у Вас шикарные фотографии!!! Сразу вижу, что убирать из названия моего блога «начинающий» еще рано… 🙂 Есть, чему у Вас учиться… Спасибо за примеры фото и разъяснения по вспышке!
Спасибо Вам, Сергей, за высокую оценку моих фоток. 🙂 У Вас, ведь, тоже отличные снимки, иначе тут Ваши обзоры не читало бы такое количество людей.
Максим, вы нашли мой сайт по поисковому запросу «Как снимать на телеобъектив». При этом — у вас отличные фотографии, снятые на Nikon D7100 и Никон Д5100 на телевик! Интересно, что еще вы ожидали найти? 😉
Могу только посоветовать прочитать мою статью про то, как выбирать настройки для зеркалок Canon, Sony и Nikon. Там я очень рекомендую прочитать книгу Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве». Считаю, что этот учебник реально поможет поднять уровень мастерства фотолюбителя ближе на уровню профессионала.
Есть у меня советский объектив Гелиос 77М-4. Вот как время свободное появится и прикуплю переходник, буду с ним экспериментировать. А потом, если понравится, (а судя по отзывам — должно))) есть ещё у кого «пошукать» на халяву советскую оптику.
В данном сравнении Никон Д5300 с предыдущими модификациям я привел примеры фотографий, снятых на зеркалку Nikon D3100 с полтинником Nikkor 50/1.8G. Их автор Екатерина Ступникова попробовала фотографировать и на советские объективы (несколько моделей). На мой взгляд, рисунок у советской оптики очень красивый! Но есть и свои нюансы. Нужно привыкать к отсутствию автоматического фокуса, например. Катерина обещала написать две статьи с примерами фотографий, снятых на Nikon D3100 с советскими стёклами, но… обещанного три года ждут! Да, Катя? 😉
С манульной оптикой работать на зеркалке Nikon D5100 не слишком комфортно, так как видоискатель темноват. Наглазник типа Тенпа (TENPA) за счет приближения несколько облегчает работу, но цена этой примочки завышена: у нас — порядка 2000 руб., в Китае брал за 1450 руб. А вот на камере Nikon D7100 — намного лучше: в видоискателе отчетливо видно ГРИП.
Спасибо за рекомендованную книгу. Я пока читал только Брайана Петерсона. Рекомендую всем начинающим фотографам его учебник «Как снимать шедевры любой камерой. Сила экспозиции». А потом можно и остальные его книги почитать.
По поводу запроса о правильной съемке на телеобъектив, отличие камер Никон Д5100 и Nikon D7100 ещё и в матрице. Чем больше этих самых пикселей, тем она чувствительней к тряске (смазу) при съемке. То есть, если на фокусном 300 мм (450 мм на КРОП) минимально длинная выдержка с рук может быть 1/500 секунды на Nikon 5100 (и то это — не гарантия смаза), то на Никон Д7100 выдержку нужно уменьшать до 1/800 секунды.
Хотя, ещё одно преимущество Nikon D7100 — это возможность работать на более высоких ИСО. Но я очень не люблю задирать ISO, поэтому выискиваю другие способы получить качественную картинку. А ведь телевик Никкор 70-300 — далеко не светлый объектив, да и максимальная резкость достигается у него на дырке f/8. И резкости на отрезке 200-300 миллиметров все таки хочется побольше. Вот и представьте сколько света нужно камере Nikon D7100 + Nikkor 70-300!
Насчет стабилизации в объективах, на вашем Никкор 17-55/2.8 её нет и это правильно. Не знаю зачем её всунули в линзу Сигма 17-70… Видимо, маркетологи постарались. Я стабилизатор включал 2 раза ради интереса. На Nikkor 70-300 она нужна, но режим «Normal» позволяет снимать только статичные объекты, режим Activ — объекты, движущиеся по прямой (машина, едущая по асфальту). Это, конечно, перекрывает многие потребности, но, например, иногда и футбол хочется поснимать! 🙂
Пока снимал на зеркалку В5100 — это меня как бы не задевало. Да и стаб я включал считанное число раз. Вообще, с удовольствием приобрел бы камеру Nikon D7100 но с 16 мегапиксельной матрицей. Зеркалку Nikon D7000 не предлагать, поскольку там другой модуль автофокуса. Долго смотрел на Никон D300s, но стара уже моделька. И, вообще, если бы позволяли финансы, оставил бы я Nikon D5100. И на Никон Д7100 жила бы у меня 17-70 Sigma, а на 5100-ом стоял бы телевик 70-300, вот как то так… 🙂
Максим, спасибо и Вам за совет мне и гостям, какую книгу по фотографии почитать. Обязательно посмотрю. Хотел бы отметить, бытует мнение, что в телеобъективе Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom режим работы стабилизатора «Normal» предназначен для предотвращения «смаза» при съемке с рук, когда фотограф стоит на твёрдой поверхности. А вариант «Active» используется, когда фотолюбитель снимает, находясь внутри движущегося автомобиля. Например, поехал человек на фотосафари в Африку или на Шри-Ланку (как я описывал в соответствующей части отчета о поездке за рулем по Цейлону), вот ему и пригодится такая работа стабилизатора, когда будет «рассекать» по саванне на джипе.
А вообще, чем Вам стабилизатор на объективе Sigma AF 17-70mm f/2.8-4 DC MACRO OS HSM Nikon F мешает? Влияет на резкость? На энергоресурс аккумулятора фотоаппарата?
Да, Сергей, извините по поводу стабилизации Normal/Activ. Вы правильно объяснили работу, я тоже исправлюсь не своими словами :
Я же сказал наоборот, то есть неправильно. В объективе Сигма он не мешает, если его не включать. Я хочу сказать, что на таких фокусных расстояниях и на такой светосиле он просто не нужен: стекло репортажное. То есть, съемка обычно — моментальная, а как известно, стабилизатору нужно какое-то время для срабатывания. Поэтому, при такой съемке он будет только мешать. На таких фокусных стаб полезен для съемок ночью, но он не заменит штатив.
К слову, я смотрю, Сергей, вы и с отправкой комментариев проблему решили?
Андрей, уже благодарил Вас за совет поставить кнопку «Вверх». Полезно иметь с читателями обратную связь! 🙂 Я теперь ей сам активно пользуюсь и не представляю, как блог функционировал без нее. 🙂 Еще сделал «миниатюры» к каждой записи. Страницы с большим количеством комментариев получались очень длинными — сделал «пагинацию» комментов и страниц на главной. Привел в более приглядный вид футер и поставил на сайт внутренний поиск от «Гугл», который работает более корректно, чем от Вордпресс.
Осталось решить вопрос, как заставить текст «обтекать» миниатюры…
Кстати, кто хочет, чтобы в комментариях отражался не «монстрик», а нормальный аватар — нужно зарегистрироваться на ru.gravatar.com и загрузить туда свое фото. Тогда во всех блогах, форумах и соцсетях, где поддерживается «граватар», будет отражаться ваш собственный аватар. Он будет привязан к вашему адресу e-mail, который использовали при регистрации.
Полтора года мучался с комментариями, а оказалось, что на блоге стоял плагин против СПАМа, который отсчитывал время написания и при превышении лимита блокировал сообщение. Теперь применил другую защиту и все стало ОК. Тьфу-тьфу-тьфу!
Удачи с фотками! 🙂 И еще, интересно какой объектив Вы купили к своему Nikon D5100? Думаю, что подавляющее большинство гостей моего сайта беспокоит именно вопрос «Какой объектив выбрать в качестве штатника?»
Добрый вечер, Сергей! Я смотрю, Вы все же поставили кнопку «Наверх»! 🙂 Хотелось бы вам похвалиться покупкой: я купил зеркалку Nikon D5100. Теперь нужно будет его изучать и изучать. 🙂 Начал уже делать снимки, но пока на режиме «Авто». В помещении так себе получаются, а на улице в солнечный день — намного лучше. Хотя, я понимаю, что с помощью зеркальной камеры в режиме «Авто» никто не фотографирует. Поэтому скоро начну знакомиться с азами фотосъемки.
И ещё, пробовал снимать видео в помещении, получается не очень: много шумов (но, опять же, на «Авто», я так понимаю, и видео никто не снимает). Хотя, на мою мыльницу видео в автоматическом режиме получалось даже и ничего. Кстати, я вот думаю купить на объектив светофильтр, как думаете стоит ли его приобретать?
По поводу видео, вот пример ролика, снятого на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 и китовый объектив Nikkor 18-105 VR. Снимал на концерте группы «Мельница» с вытянутых рук: youtube.com/watch?v=F0b7rX-jLL4&list=UUYrre4bPIry3o_b6FDeQuYA. А вот с динамическими сценами наш фотоаппарат справляется плохо.
Tiger Claw, по-моему, отличное видео получилось у Вас. Только временами лица засвечены. Думаю, как и я во время съемки концерта музыкантов в ночном клубе (ссылка на урок фотографии о съемке на Nikon D5100 при ИСО 6400 в Швейцарии» дана в конце данного обзора) вы использовали режим «матричный замер экспозиции». Если бы поменяли на «точечное измерение», то тогда экспозиция была бы правильнее.
Андрей, поздравляю с приобретением!!! 🙂 Желаю быстро пройти азы и начать снимать шедевры! Чтобы получать отличные кадры в помещении на Nikon D5100, нужно либо снимать при естественном освещении у окна (здесь свои ограничения на расстояние до объекта съемки), либо — использовать внешнюю вспышку.
Рекомендую поскорее отходить от режима «авто», как говорят профессиональные фотографы: «Выйти из зеленой зоны» (такого цвета значок на диске управления фотоаппаратом). Хотя бы, используйте полуавтоматические режимы — сцены: «портрет», «пейзаж», «ночной портрет» и тому подобное.
В солнечный день тоже трудно фотографировать так, чтобы достойное фото получилось. Обычно снимают качественное фото в режимное время. 🙂 По поводу шумов на видео — в режиме авто (и во многих других случаях) используется автоматическое управление светочувствительностью. У меня тоже были проблемы с высоким ИСО. Как их решить я писал в статье «Про справедливость цены на Nikon D5300».
Про качество видео на мыльницу и зеркалку я где-то уже в блоге писал. Раньше снимал видеоролики на компактную дешевую камеру в формате 720p и казалось, что они превосходного качества. В этом году в Таиланде мы ездили на те же экскурсии, что и в 2010 году в городе Паттая. Тогда я наснимал много видео на мыльницу. В эту поездку снимал всё то же самое, но на зеркалку Nikon D5100 с репортажным объективом Nikkor 17-55/2.8. Когда-нибудь (очень не скоро), когда мой отчет о поездке в Китай и Таиланд дикарями дойдет до рассказа про съемку концерта на шоу слонов в парке Нонг Нуч и про шоу «Альказар», я сделаю сравнительный анализ роликов, снятых на компакт и на зеркальный фотоаппарат. Можно будет увидеть, какая поразительная разница между ними. Мыльница даже рядом не стояла!
P.S. Обязательно прочитайте очень внимательно урок про настройки фотоаппарата в разных условиях. 🙂
И вопросы про фильтрам мне уже задавали в комментариях к данному обзору. Мое мнение и позицию других фотографов читайте в комментах с 02 по 30 декабря 2013 года.
Спасибо вам за подсказки! 🙂 У меня всё банально: стандартный объектив Nikon DX AF-S NIKKOR 18-55 mm 1:3.5-5.6 G VR. Кстати, сейчас делаю фото, в свой блог для новой статьи именно своей новой зеркалкой! Могу сказать, что очень нравится, получаю удовольствие. И, со временем, мне кажется, начну задумываться о дополнительных плюшках для фотика (объективы, вспышки и т.д.). 🙂
Тут в поле зрения попала неплохая статейка, ничего серьёзного, конечно, но я бы рекомендовал к прочтению каждому начинающему фотографу, особенно имеющему камеру со сменной оптикой, с анонсом:
Вы фотограф? Или хотя бы любитель? Значит, наверняка стараетесь сделать все возможное, чтобы получить отличные изображения. Многие, находясь в поиске приличных результатов, стремятся улучшать имеющееся фотооборудование и рано или поздно, но обнаруживают, что тратят больше времени на поиски нового волшебного объектива, магического фильтра или сверхъестественного аксессуара, чем на самом деле фотографируют с ними.
Почему это происходит? Почему некоторые фотографы так одержимы оснащением? ЧИТАЙТЕ в нашем материале о том, насколько качество фототехники влияет на качество полученных фотографий и что нужно знать, прежде чем обновлять свой фотоарсенал. => http://fotogora.ru/?page_id=6381
Спасибо за сравнительный обзор! Фото девушки, снятой на Nikon D3100 с полтинником, очень понравились, а качество видео трудно оценить: слишком быстро крутите камерой туда-сюда. Нежнее, нежнее надо — ничего не разобрать.
Благодарю Вас, Ян, за отзыв о моем обзоре. Если Вы имеете ввиду фотографии, снятые на Nikon D3100, надеюсь, посмотрели в разделе «Фотодело» свежую статью: «Фотограф из Воронежа. Детская фотосессия». Можете оценить прогресс в мастерстве съемки и обработки, который совершила Екатерина за последние полгода. Там тоже примеры фоток, снятых на Никон Д3100 и портретный объектив Nikkor 50/1.8G, еще более качественных.
Что касается примеров профессионального видео, которое можно получить, снимая на зеркальные камеры Nikon D5200, Nikon D5100 и Nikon D3100 — лучше почитайте комментарии к этой статье от 17-19 июня 2014. Там, как мне кажется, настоящие профессионалы снимали.
Я же неоднократно признавал, что видео снимать не умею — мельтешу… 🙂
Сделал апгрейд с Nikon D3100 на Nikon D5300, очень не жалею. Зеркалка Никон Д3200 на Никон Д3100 — это нерабочее ИСО. Светочувствительность 1600 единиц — условно, не снимал выше ISO 800 единиц. Сейчас фотографирую до ИСО 6400 (стоит настройка Auto-ISO 6400 и выдержка 1/50 секунды), хотя со стабом вполне прилично здания ночью и на выдержке 1/15 секунды получаются. На фотоаппарате Nikon D5300 качество при ISO 6400 лучше, чем ИСО 1600 на Никон Д3100.
Так как хотел пощупать новый объектив Nikkor 18-140 VR, то и взял Никон Д5300 КИТ 18-140 ВР. С оказией цена получилось 33 тысячи рублей. Учитывая стоимость этого объектива сейчас, можно сказать, что фотоаппарат Nikon D5300 достался «по номиналу». Ещё фишка камеры Nikon D5300 — съемка 1080p видео, но фокусировка на Никонах — не очень хороша. Так что, пока это — не жирный плюс.
Павел, спасибо за Ваш отзыв! В выводах к обзору я писал, что не советую покупать Nikon D3100, так как разница в цене с моей камерой минимальна, но зато у Никон Д3100 матрица не может снимать при ИСО выше 3200 единиц, нет поворотного экрана и бреккетинга экспозиции. Ну и далее говорил, что новый фотоаппарат — хороший выбор для новичка, если у него все в порядке с финансами и он гонится за передовыми технологиями. Если есть желание сэкономить, то можно покупать смело зеркалку Nikon D5100, которая может выдать фотки не хуже, но цена будет существенно ниже.
Вы относитесь к первой категории — тех, кто может позволить себе не очень экономить и взять новинку. Поздравляю Вас с удачным приобретением и желаю, чтобы каждый Ваш кадр радовал своим качеством!
Про фокусировку на Никон, Вы, наверное, имели ввиду младшие модели Nikon, потому что на Nikon D7100 уже, вполне себе, радует. Хотя и на Никон D5100 не напрягала особо.
Сходили мы на сплав, были на стыке Башкирии и Челябинской области. Но суть в том, что там довелось поснимать на камеру с полупрозрачным зеркалом Sony Alpha SLT-A77 и я хочу поделиться ощущениями и кратко сравнить с Nikon D5100. Сони A77 — из более высокой ценовой группы и, по сути, должна соперничать с Никон Д7000 (для сравнения с Nikon D7100 эта Cонька явно устарела) .
Фотоаппарат Sony SLT-A77 был с китовыми 18-55 и 55-200 стеклами. Что тушка, что стекла — чувствительно легче чем Nikon D5100, поэтому стаб, встроенный в тушку — вполне себе оправдан. На Nikon я редко задействую стабилизатор. На Соньке же -это необходимость. Матрица 24 Мп, но по сравнению с сенсором у Никона — очень шумная. Я даже такого не ожидал, что на ИСО 200 увижу шум цветовой.
Камера была с грязной матрицей, а так как она не моя, то в походных условиях я не стал заниматься чисткой, но скажу, что из-за неподвижного зеркала чистить матрицу у Сони труднее, чем у Никон.
По сути съемка в РАВ ничем не отличается у камер любых производителей. Все навороты это для ДЖИПЕГА. Так как я на камеру не снимаю видео, то один из явных плюсов Sony мне побоку, а вот то, что скорострельность значительно выше даже по сравнению с моей нынешней Nikon D7100, мне должно было понравиться. Да стреляет она быстро (но и карточка должна быть шустрой), но явного преимущества как бы я не заметил.
А вот самый явный косяк Сони — это невозможность в мануальном режиме управлять коррекцией экспозиции. И бог бы с ним, если бы она просто не работала, но камера сама корректирует по своему усмотрению и часто уводит в темноту, а при проявке и осветлении вылазят шумы.
В программном режиме и режимах приоритетов, корректируй экспозицию, как хочешь ,а вот в мануале — фиг вам (и какой к фигу это мануальный режим). Короче, либо я не смог за 2 дня освоить Соньку, либо виноваты объективы — явно супер бюджетные. То ли — всё вместе, но снимки с SONY A77 меня более, чем не впечатлили (да и в сети, даже снятые на более качественные объективы, не увидел ничего выдающегося).
С моей точки зрения Nikon D5100 при прочих равных фото делает лучше, но если вам нужно боле-менее неплохое фото и хорошего качества видео в одном флаконе то Sony А77 может вас удовлетворить. Сейчас у меня будет доступ к этой тушке(хозяин за два года освоил только съемку в приоритете выдержки, и очень обрадовался? когда нашел кого-то, кто объяснил бы ему остальное). И может со временем поменяется отношение к этой тушке (но мне кажется, без приобретения достойных объективов — не поменяется). Хотя, у хозяина есть переходник и пара советских объективов, он мне показывал примеры фото с них. Но он фотограф пока никакой, а для более-менее нормальной съемки нужно знать что такое диафрагма 🙂 Но пока она явно проигрывает в моих глазах даже Никону Д5100. Если кому-то интересно, могу дать примеры в RAW.
Максим, спасибо огромное за бесценную информацию! Странно, конечно, что зеркалка Sony показала худшие результаты. Насколько я помню, ведь Nikon на некоторых моделях использует их матрицы?.. Может быть нужно приноровиться… И не совсем понял рекомендацию: «… но если вам нужно боле-менее неплохое фото и хорошего качества видео в одном флаконе то Sony А77 может вас удовлетворить…» А что Nikon D5100 или Никон Д7000 неудовлетворительно видео снимают?
Я так понимаю, что катализатром для решения сплавиться по реке на границе Башкирии и Челябинска стал мой отчет о походе на гору Ялангас под Белорецком? 😉
Я, когда порыл инфу по Sony Alpha SLT-A77, нашел подтверждение по матрице, то есть не я один обратил внимание на шумность: есть отзывы от владельцев этой камеры. У Соньки видео лучше, а есть люди, которые очень трепетно относятся к качеству видео в зеркалках, Никоны снимают видео удовлетворительно, но их конек, всё же, фото (и применительно к зеркалкам так и должно быть,моё ИМХО).
И ещё забыл написать про видоискатель, у Sony Alpha SLT-A77 он электронный, и после Никона меня очень раздражал: картинка более контрастная, мелкие детали уходят, ну я думаю это дело привычки.
Катализатор… )) Мы каждый год в это время проводим детский сплав. В этом году закрыли реку Ай, хотя в том году ходили туда же, но нынче состав изменился сильно и поэтому решили снова туда. Неделю до нашего выхода шли дожди,вода поднялась в пике по словам местных до 3 метров, всё напоминало классическую весну, из 40 км маршрута грести пришлось километра 3 всего. ))).Зато устроили дневку с баней.
Фотки пока выложил только Вконтакт, чтобы участники ознакомились.
Да уж. Наверное, поэтому Sony предпочитает двигать беззеркалки. Где-то читал, что, кажется, зеркальных камер Сони больше выпускать не будет.
У меня Никон Д5100 и Сони А58, пользуюсь обеими камерами. Как я понимаю, Вы не особенно разбираетесь в фотографировании!
Здравствуйте, Степан! Да, Вы правильно поняли: в фотографии я не разбираюсь, только учусь. Думаю, другим фотолюбителям было бы интересно узнать Ваше мнение и сравнение двух моделей: Nikon D5100 и Sony Alpha SLT-A58, как владельца.
Хочется огромное спасибо сказать за такой интересный, познавательный и увлекательный сравнительный обзор зеркалок Nikon! Это — на самом деле, самое полезное из того, что я прочитала на просторах Интернета за последние несколько дней. Благодарю!
Здравствуйте, Дарья! И Вам большущее спасибо за такой тёплый отзыв! Подписывайтесь на обновления блога (оранжевая форма подписки — внизу), тогда не пропустите еще что-нибудь интересненькое! 🙂 Например, сейчас пишу обзор на Nikon D3200 и примеры фотографий с него на советский объектив Гелиос и макрообъектив Nikkor 105/2.8… Удачных Вам фотографий!