В разделе сайта «Фотодело» вы можете прочитать две большие статьи, в которых я давал советы, на что обратить внимание при выборе между той или иной камерой, между беззеркалкой и зеркалкой. В основном, из-за лучшего соотношения цены/качества, доступности оптики и аксессуаров, я агитировал в пользу зеркальных фотоаппаратов. Но существует огромная армия фотолюбителей, голосующих рублем за их беззеркальных конкурентов. В поддержку этой аудитории мне захотелось опубликовать сегодняшний обзор – авось, кто-то для себя почерпнет что-то новенькое. В нем мы поговорим об отличиях моделей Sony A7, A7 Mark II и A7 Mark III друг от друга и от новой беззеркальной камеры Canon EOS R. А главное — увидим замечательные фотографии со съемки исторических реконструкций фотографом Андреем Рутом на Кенон 7Д Марк 2 и Сони А7 Марк 2 с телеобъективом Кенон 70-200/4. Автор снимков дал мне небольшое интервью, где поделился своими секретами.
Содержание обзора
- Сравнение Sony A7 Mark II и Sony A7.
- Анализ отличий Sony A7 Mark III и A7 Mark II.
- Интервью с Андреем Рутом, снимающим на Сони А7М2 реконструкции в мануальном режиме фокусировки.
- Сравнение Sony A7 Mark III и Canon EOS R.
- Выбор телеобъектива для полнокадровой Сони и Кенон.
- Заключение.
1. Сравнение моделей Сони А7 и Сони А7М2
Сначала отмечу, что в блоге есть большая таблица, в которой сравниваются параметры матриц зеркалок Nikon, Canon и беззеркалок Sony Alpha по динамическому диапазону, цветопередаче и рабочему ИСО (low-light ISO) на основе данных сайта DxOmark. Там же – детальный анализ различий между полнокадовыми Sony A7, A7R и A7s первого и второго поколения.
Если же сравнивать конкретно выбранные сейчас А7 и А7 Марк 2, то основные отличия сводятся к следующему:
- В более старой нет стабилизатора изображения, в отличие от A7 Mark II. Это имеет существенное значение при съемке видео с рук без стедикама, и практически никакого при фотографировании (см. по ссылке ниже обзор Nikon Z6 и Nikon Z7, где приведена соответствующая таблица с аргументами в пользу такой позиции).
- В модели Сони А7 иногда встречается проблема отражения источников света на матрице. Второе поколение Сони А7М2 от этого избавилось.
- Более новая камера A7M2 лучше по эргономике, но при этом заметно тяжелее.
- Самый главный недостаток Sony Alpha 7 – байонет частично выполнен из пластика, со временем он разбалтывается, что приводит к потере резкости изображений. В более новой камере ILCE-7M2 крепление объективов металлическое.
- В системе фокусировки обеих моделей одинаковое количество точек, но, по отзывам фотографов, снимавших и на А7, и на А7М2, во второй генерации фокус быстрее, теперь она более-менее хорошо работает с линзами Canon. Читал вполне удовлетворительный отзыв о съемках на Sony A7 Mark II и телевик Canon 70-200mm f/4 через адаптер Commlite – фокус работал в диапазоне фокусных расстояний 70-140 мм. Функция фокусировки по глазам через переходники – несбыточная места. У старушки А7 при использовании адаптеров, считай, автофокуса нет.
- У камеры Сони А7 очень неудобно расположена кнопка спуска затвора (сверху на крышке). В отличие от нее, у А7М2 эта кнопка установлена на рукоятке – удобно.
- Для съемки видео A7 Mark II лучше подходит из-за более нового кодека XAVC S codec и log profile.
При всем при этом, если вы покупаете беззеркалку для съемки с мануальными объективами, у Sony A7 имеется существенное преимущество: она дешевле. Качество изображения у старушки идентичное с Sony A7 Mark II, обе эти камеры уступают слегка новике A7 III. Зайдите на сайт DxOmark и во вкладке «Measurements» посмотрите графики зависимости динамического диапазона, цветопередачи и ИСО.
2. Сравнение беззеркалок Sony A7 Mark II и A7 Mark III
Теперь посмотрим отличия второго и третьего поколения этих камер.
- В новинке А7 III больше точек АФ (117 vs 693). При этом их чувствительность гораздо выше: -3 EV vs -1 EV. Фокусировка стала быстрее и точнее, но все еще сливает зеркалкам (см. ссылки на честные обзоры в статье с отзывом по Nikon D610). Зато есть функция наведения резкости по глазам, в том числе, в режиме AF-C.
- Беззеркалки Сони славятся дичайшей прожорливостью аккумуляторов. В модели А7М3 их емкость увеличили вдвое в сравнении с А7М2. Кроме того, новинку можно заряжать через USB-кабель.
- Новая модель снимает видео в 4К при 30 к/с, Full HD при 120 к/с (замедленное). Второе поколение может предложить видеосъемку только в Full HD при 60 к/c.
- Новинка A7 III строчит в режиме непрерывной съемки 10 кадров в секунду при емкости буфера 89 кадров в формате RAW, что несколько больше, чем у A7 II (5 кадров в секунду, 28 RAW). Могу отметить, что в своей Sony A6000 я чаще всего снижаю скорость до 5 к/c, чтобы не мучиться потом с выбором из одинаковых снимков. Поэтому тут особого преимущества для меня лично нет ни у той, ни у другой модели.
- В модели А7М3 наконец появился 2-й слот под карточки памяти. И в А7, и в А7М2 – только один.
В общем, вывод у меня такой: если собираетесь купить полнокадровую беззеркалку, и вас не пугает, что комплект родных светосильных зумов на Сони стоит где-то на 3000 USD дороже, чем на Nikon или Canon, и хотите снимать автофокусной оптикой, то выбирайте между Sony A7 Mark II или A7 III. А если планируется использование кривых переходников или полностью мануальных объективов, то A7 – самый дешевый и лучший на сегодня вариант.
3. Интервью с Андреем Рутом, снимающим исторические реконструкции на Sony A7 Mark II с телевиком Canon 70-200mm f/4
В одном из последних номеров журнала «PhotoCasa» мне попался на глаза небольшой рассказ о съемке самодельным макрообъективом от фотографа Андрея Рута. Мне захотелось посмотреть на его работы, нашел страничку во «Вконтакте». Оказалось, что Андерей еще снимает потрясающие фоторепортажи с исторических реконструкций. Мне захотелось показать гостям блога его работы, узнать подробнее о нюансах съемки. Написал письмо, и ниже вы можете прочить интервью.
В альбоме «Исторические реконструкции» у Андрея больше трех сотен снимков. Было чрезвычайно трудно отобрать из них лучшие для сегодняшнего обзора. Рекомендую зайти и посмотреть другие – они не худшие, просто места у меня на сайте нет.
С: «Андрей, расскажите о себе: где родились, где живете, чем занимаетесь».
А: «Родился я в Санкт-Петербурге, где и проживаю по сей день. Профессиональная деятельность моя никак не связана с фотоделом: работаю в строительной сфере.
Увлекаюсь, конечно, фотографией. Каких-то основных жанров за собой закрепить не могу. Я фотографирую не только историческую реконструкцию, но и макро, портреты и т.п.
Фотографирую всегда и везде. Если со мной нет фотоаппарата, значит, я уже веду съёмку на телефон».
С: «Как давно Вы занимаетесь фотоделом, с чего все начиналось? Как учились фотографировать, обрабатывать? Можете дать советы начинающим фотолюбителям?»
А: «Фотографией я занялся очень давно. Первое время пытался фотографировать на плёнку, потом появились электронные мыльницы. Сначала снимал просто для себя, но последние года четыре стал подходить к фотосъемке более серьёзно.
Искусству фотодела нигде не учился — просто смотрел на работы других авторов и пытался снять что-то своё. Обработку осваивал по разным видео из Интернета. Сейчас, по-моему, всему можно научиться, не выходя из дома, главное — иметь доступ в Сеть».
С: «Составляете ли Вы перед съемкой список кадров, которые нужно сделать для репортажа (например, крупный план, средний, боец смотрит на самолет, оружие – детали, и т.п.)?»
А: «Такого списка нет. Если говорить о военно-исторической реконструкции, то я даже не особо представляю, что за кадры получатся с очередного мероприятия».
С: «В Вашем портфолио в разделе «Историческая реконструкция» очень и очень много эмоциональных кадров – будто смотришь кино. Люди позируют или Вы их «поджидаете». Как научиться ловить момент, чтобы снять такие живые снимки?»
А: «Нет, в основном, мне не позируют. Дело в том, что я фотографирую на зум Canon 70-200mm f/4L, что подразумевает довольно большое фокусное расстояние — человек может просто стоять, общаться со своими знакомыми и не замечать, что я делаю какой-то кадр. Это для меня — больше репортажная съёмка.
Научиться ловить момент очень просто: проведите 2-3 такие съёмки, и на следующий раз вы будете уже примерно знать, чего ожидать! Тут именно опыт фотосъёмки поможет лучше всего».
С: «В одном из интервью фотограф Валерий Щеколдин сказал, что из известных военных фотографий лишь 5% реальные, остальные — постановочные. Сколько процентов у Вас реальных?»
А: «Ну, смотря, что зазывать реальными кадрами? Военная реконструкция — полностью постановка, реконструкторы, переодевшись в военную форму, уже как актёры играют на сцене — тут только ходи и лови красивый кадр».
С: «У вас на многих портретах присутствует сюжет «в губах сигарета дымит» (или просто сигарета). Я когда-то читал, что это – специальный прием, позволяющий получить эмоциональный снимок. Вы специально так снимаете или неосознанно этот трюк применяете?»
А: «У меня часто бывают такие портреты — нравится такой кадр, и поэтому, когда я вижу, что кто-то закуривает, стараюсь снять интересный портрет. А на реконструкциях часто ещё курят трубки или сигары — это придаёт особенный «шарм» кадру».
С: «Опишите кратко процесс обработки своих работ. Новичкам интересно будет узнать и об этой стороне фотодела».
А: «У меня все обработки одинаковы. Сначала я открываю изображение в «Лайтруме», где за несколько лет уже накопились пресеты для реконструкции.
Есть пресеты для зимних сюжетов, есть для летних. В зимних снимках, обычно, больше контраст на белом и вытягивание баланса белого в определённую сторону.
На летних – это, обычно, насыщенность в плюс и в плюс же жёлтые с зелёным цвета. Обязательно в «Выборочной коррекции цвета» тонирую изображение. Обычно, это — вся обработка.
В некоторых случаях, я накладываю текстуру состаренной бумаги. Но в последнее время делаю это нечасто.
Если мне очень сильно хочется увести кадр в «киношную картинку», то я тут же пользуюсь плагином «Alien Skin» — там очень много интересного для обработки именно исторических реконструкций.
И добавляю чёрные горизонтальны полосы, как будто это — кадр из кинофильма. Но это подходит не для всех сюжетов. Вот и вся обработка».
С: «Вы снимаете бесплатно или за деньги? Поступают ли заказы на платные съемки?»
А: «Само мероприятие по военной реконструкции я снимаю, конечно, бесплатно. Да, на платные съёмки по реконструкции также бывают заказы. Обычно, это один или два человека. Тогда уже я придумываю, как и где будем фотографировать, какой реквизит используем. Какие-то кадры пытаюсь повторить из военной хроники или из того, что просят снять заказчики.
Бесплатные съёмки тоже бывают, но это редко. Тут уже всё зависит от идеи автора: если у вас есть весь реквизит, вы сами всё продумали и мне интересна такая съёмка, то я готов сделать её бесплатно».
С: «Можете ли дать советы, где прочитать толковую литературу по особенностям съемки исторической реконструкции?»
А: «Я такую литературу не встречал. Может она и есть, но мне не попадалась. Тут можно только посоветовать следующее: если у вас намечается такая съёмка, то посмотрите в Интернете работы других авторов — там вы увидите много интересного, и уже будете примерно понимать для себя, какие кадры хотите снять, и как примерно они должны выглядеть.
То же самое можно сказать и по обработке: ведь все фотографы обрабатывают в разных стилях. Кто-то выкладывает все фото сразу же без малейшей обработки (своего рода, обычная репортажка). Кто-то переводит в черно-белое изображение и накрывает всё кучей текстур в ретро-стиле.
Тут у каждого своё видение конечного кадра».
С: «На Ваших снимках нет зрителей. Эти съемки проходят, когда представление организуется специально под Вас, под съемки? Как действовать новичку, который хочет поснимать историческую реконструкцию без помех?»
А: «На них нет посторонних, потому что считаю не сочетающимся кадр со зрителями и реконструкторами. Обычно, такие фотокарточки уходят в брак, хотя есть и исключения. Если кадр очень хорош, а на заднем плане есть зрители, то, скорее всего, я их «уберу» в «Фотошопе».
Новичку посоветовал бы отходить подальше от толпы: обычно, на реконструкции очень много народу и всегда можно сделать кадры без людей на заднем плане, главное — не стоять на месте, а искать хороший ракурс для съёмки.
И ещё: наверное, лучший совет для новичков и людей, которые хотят попробовать себя в таких съёмках — приезжайте на реконструкцию за 2-2,5 часа до официально назначенного времени организаторами. У меня 70% всех кадров сделано именно до начала мероприятия.
Именно до реконструкции происходит общее построение всех участников — тут у вас будет огромный шанс сфотографировать всех в одном месте. Именно в это время вам не будут мешать посторонние люди, желающие сделать «свой» кадр с дядей в форме. Именно в это время реконструкторы заняты делами приготовления к мероприятию, и им совершенно не до вас, а это и предполагает «живые», непостановочные кадры».
С: «Я читал советы по съемке реконструкции: готовьтесь заранее – изучайте литературу по битве, которая реконструируется, осмотрите место боя, смотрите работы других фотографов и т.п. Вы так делаете?»
А: «Историю боя или реконструируемого события всегда полезно читать и знать, но конкретно для самой съёмки это вам ничего не даст. Место боя тоже нет смыла осматривать.
Как вариант, можно поинтересоваться у организаторов, как и что будет проходить, и где будет использована пиротехника во время боя. Это позволит вам знать заранее, где можно будет снять интересные кадры и чего стоит ожидать.
Работы фотографов, как я уже говорил, тоже стоит посмотреть – обычно, анонс реконструируемого события вывешивают в группах во «Вконтакте», там есть и история боя, и можно посмотреть снимки других авторов с прошлой реконструкции. Вот там-то и можно примерно понять, что ожидается и где, возможно, будут интересные кадры.
Я всегда смотрю прошлогодние фотоснимки».
С: «Расскажите о своей фототехнике. Вы говорили, что снимаете только на телевик Canon 70-200mm f/4L. А тушки у Вас побывали – и КРОПнутая Canon 7D, и полнокадровая Canon 5D Mark II. Сейчас фотографируете на фуллфреймовую беззеркалку Sony A7 Mark II. Каковы, по-Вашему, плюсы и минусы каждой из систем? Какой переходник под байонет E-mount используете? Его преимущества и недостатки, скорость автофокуса? Почему взяли А7-2, а не, например, Кэнон 1Д?»
А: «Когда я только начинал снимать реконструкции, у меня был Сanon 7D и зум Canon 24-105mm f/4L. На то время, довольно хороший фотоаппарат (конкретно для моих целей), довольно шустрый в плане скорострельности, и всё меня в нём устраивало.
Но, как я уже говорил, я снимаю не только реконструкцию, и хотелось обзавестись полным кадром. Со временем, я сменил Сanon 7D на Canon 5D Mark 2, и к парку оптики добавил Canon 70-200mm f4. Этот фотоаппарат, конечно, более медлителен в плане съёмки динамики, и я не сразу к нему привык.
А вот фокусное в 70-200 мм именно для моего стиля фотосъёмки мне показалось идеальным. Во-первых, им всегда можно довольно далеко «достать» объект съёмки. Во-вторых, можно неплохо им «отсекать» зрителей на мероприятии.
На данный момент, я перешёл на беззеркалку Sony A7M2. Почему? Потому что давно хотел более компактный фотоаппарат, который можно взять с собой в любую поездку. А вот объектив Canon 70-200mm f4 я так и оставил у себя, и теперь использую его через переходник Fotga Auto Focus Lens Adapter Canon EOS EF-S Lens to Sony NEX A7 E-Mount.
Плюсы и минусы этих систем? Почему не Canon EOS 1D? Отвечу так: если бы у меня была финансовая возможность, конечно, я бы взял для съёмок реконструкций скорострельный Кенон 1Д и телевик Кенон 70-200/2,8. До кучи — ещё Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM. Но, как я уже говорил, реконструкцию я снимаю нечасто, и она не является для меня доходной съёмкой. Поэтому я сейчас снимаю на то, что есть.
Телезум Canon 70-200mm f/4 у меня на Сони А7 Марк 2 стоит через адаптер Fotga, и автофокус тут, мягко сказать, никакой. Поэтому пользуюсь телевиком в ручном режиме. Поначалу было не очень удобно, но через пару съёмок привык, и теперь руками даже быстрее навожусь, чем автофокусом.
Также очень выручает при съёмке функция «фокус пикинг», которая есть на беззеркалках. Для тех, кто не знаком с этой фишкой, объясню: когда вы наводите фокус, то те зоны, которые будут у вас в резкости, подсвечиваются на экране определённым цветом. Ну очень удобная штука, особенно, для фотосъемки на мануальную оптику!»
С: «Почему используете только телевик? Почему не снимаете также на ширик, потретники или на универсальный зум Canon EF 28-300mm f/3.5-5.6L?»
А: «Первое время, как я уже сказал, снимал на тревел-зум Canon 24-105mm f/4L — в принципе, и с ним удобно, но, когда проходит реконструкция, и всё действие перемещается на дальний край, то вам никто не даст выбежать на поле и снимать поближе.
Менять оптику тоже не очень удобно во время боя. А вот фокусное расстояние 70-200 мм, лично для меня, в самый раз. Тут и портрет отлично выйдет, и, если надо до дальнего окопа — можно приблизить. Ещё он неплохо фон моет – тоже, своего рода, плюс.
Тут ещё надо понимать, что во время съёмки на «ширик» у вас в кадр влезет куча всего ненужного, будут другие люди, фотографирующиеся с реконструкторами, и т.д. Лично для меня это очень неудобно».
С: «Какое еще оборудование используете: фоторюкзак, штатив, вспышки, фильтры и т.п.?»
«Из оборудования, у меня камера Sony A7 Mark II, объектив Canon 70-200mm f/4. Иногда, беру с собой ещё фикс Сони 28 f/2 (SEL28F20), несколько SD-карт – обычно, за съёмку я делаю около 200-300 кадров (в итоге, в Сеть попадает только 20-30 штук). И три аккумулятора: беззеркалки многим известны своей прожорливостью, мне на всё мероприятие с подготовкой трех аккумуляторов всегда хватает».
С: «У вас много крупноплановых портретов. Мне вот трудно себя заставить «заполнить кадр» — потом жалею, что не снял крупный и сверхкрупный план. Вы как-то тренировались, учились?»
«Нет, как я уже говорил выше, я не тренировался и не учился. Всё приходит с опытом.
Кстати, обычно сам кадр не такой уж и крупноплановый. Почти всегда я в процессе обработки кадрирую снимок до нужного мне состояния. Тут уже на помощь приходят свойства хорошей техники. Более профессиональная камера всегда позволяет без особой потери качества спокойно вырезать нужный участок, чего не скажешь о более бюджетной технике — тут нужно думать о кадре заранее.
P.S. Съёмку военно-исторических реконструкций и других похожих мероприятий, в обязательном порядке, советую всем новичкам и тем, кому нужно набрать портфолио для себя. Здесь ваша задача — только ходить и ловить интересный кадр своим фотоаппаратом. Почти все реконструкторы великолепно исполняют свои роли. Они уже спокойно относятся к камере. Вам не нужно искать визажистов и костюмеров. Вы можете быть уверенны, что вся форма и костюмы соответствовать действительности, и всё будет, как надо.
Иногда на просторах Интернета натыкаешься на кадры, сделанные в военном стиле, где моделей одевают в то, что нашли в шкафу: автомат из «Звёздных Войн», шапка 90-х годов, а сама сцена разыграна в стиле 40-х. Это, конечно, очень смешно выглядит, особенно, если вы хоть немного разбираетесь в униформе.
На реконструкции же, можете быть абсолютно спокойны. Тут всё по-настоящему».
С: «Читал совет фотографу исторической реконструкции: не выделяться, одеть ту же военную форму, вместо рюкзака – вещмешок солдата, штатив – старинный деревянный, фуражка вместо спортивной шапки, и т.п. Вы – член исторического клуба? Как вы выглядите во время съемок?»
А: «Я обычно в повседневной одежде фотографирую. Единственное, если это зима, то одевайтесь теплее и обувь поудобнее берите. Тут фотографы делятся на два лагеря: те, кто снимает прямо внутри боевого действия, и те, кто фотографирует из толпы.
Нет смысла одеваться в военную форму и тащить с собой штативы. Вы либо реконструктор, который выступает вместе с клубом, либо просто фотограф от зрителей. Фотограф-реконструктор ведёт фотосъемку прямо из самой реконструкции – там, конечно, кадры получаются совсем другие. Там полное погружение в действие. Многие снимают на старые плёночные камеры, и кадры получаются очень натуральными. Советую посмотреть их в Интернете — там настоящие мастера своего дела.
А фотограф от зрителей перемещается только вдоль самого действия рядом с толпой и не имеет права заходить вглубь происходящего действия».
С: «Нужно ли получать аккредитацию перед съемками военной реконструкции? Как это сделать?»
А: «Аккредитацию получать желательно, хотя я почти всегда снимаю без неё. Но не на всех мероприятиях она есть. Что она даёт и как это происходит? Если на мероприятии есть аккредитация, то перед реконструкцией проводится общий сбор фотографов, объясняются правила поведения и безопасности, а также рассказывают, где будет использована пиротехника.
Иногда выдают бейдж фотографа, чтобы волонтёры видели, что ты аккредитован и пускали тебя на «фотометр» (1 метр). Фотометр — эта та граница, на которую тебе разрешают отходить от зрителей. То есть стоит толпа, и ты можешь снимать прямо перед ними, не прыгая через головы и т.д., но дальше фотометра вглубь заходить нельзя.
Стоит сказать, что, прежде всего, нужно как фотограф вести себя правильно. Не нужно нагло прыгать перед зрителями, выползать перед камерами и пробираться вплотную к самому действию. Помните, что за вами — толпа зрителей, которые смотрят реконструкцию, а ещё стоят видеокамеры от разных телеканалов, которые снимают репортаж, и ваша физиономия с фотоаппаратом будет совсем не к месту.
Также на реконструкциях присутствуют «военкоры» от самих клубов. Если вы будете нарушать правила техники безопасности и ненадлежащим образом вести себя на мероприятии, скорее всего, доступ на следующие бои с аккредитацией вам будет закрыт».
С: «Ваши пожелания фотолюбителям-гостям моего сайта?»
А: «Снимайте больше, снимайте чаще и просматривайте работы знаменитых фотографов. Всем удачи и отличных кадров!»
4. Сравнение Sony A7 Mark III и Canon EOS R
Разу уж сегодня у нас зашла речь о беззеркалках, используемых с оптикой Canon, то давайте сравним их с новинкой Canon EOS R. До осени 2018 года компания «Сони» безраздельно властвовала на рынке беззеркальной фототехники, но теперь ей придется изрядно потесниться, так как оба главных конкурента предлагают свои альтернативы.
Итак, сравним технические характеристики фотокамер Canon EOS R, Sony A7 III и A7R III.
Параметр | Canon EOS R | A7 III | A7R III |
---|---|---|---|
Внутренний диаметр байонета, мм | 54.0 | 46.1 | 46.1 |
Рабочий отрезок объектива, мм | 20.0 | 18.0 | 18.0 |
Разрешение матрицы, Мп | 30.4 | 24.2 | 42.4 |
Тип матрицы | CMOS | BSI CMOS | BSI CMOS |
Размер матрицы, мм | 36.0 x 24.0 | 35.6 x 23.8 | 35.9 x 24.0 |
Антиалиасный фильтр | Да | Да | Нет |
Встроенный стабилизатор | Нет | Да, 5-тиосевой | Да, 5-тиосевой |
Размер пикселя, µ | 5.36 | 5.9 | 4.35 |
Размеры изображения | 6,720 x 4,480 | 6000 x 4000 | 7952 x 5304 |
Процессор | DIGIC 8 | BIONZ X | BIONZ X |
Max емкость буфера (14-bit RAW), кадры | 47 | 40 (несжатые) | 28 (несжатые) |
Нативное ISO | ISO 100-40,000 | ISO 100-51,200 | ISO 100-32,000 |
Расширяемое ISO | ISO 50, ISO 51,200-102,400 | ISO 50, ISO 102,400-204,800 | ISO 50, ISO 51,200-102,400 |
Снижение пыли / Очистка матрицы | Да | Да | Да |
Видоискатель | Электронный | Электронный | Электронный |
Тип видоискателя / Разрешение | OLED / 3.69 Мп | OLED / 2.36 Мп | OLED / 3.69 Мп |
Покрытие видоискателя | 100% | 100% | 100% |
Увеличение видоискателя | 0.76x | 0.78x | 0.78x |
Встроенная вспышка | Нет | Нет | Нет |
Flash Sync Speed | 1/200 | 1/250 | 1/250 |
Карты памяти | 1x SD (UHS-II) | 2x SD (1x UHS-I, 1x UHS-II) | 2x SD (1x UHS-I, 1x UHS-II) |
Скорость непрерывной съемки | 8 к/с (нет AF), 5 к/с с АФ | 10 к/с | 10 к/с |
Минимальная выдержка, сек. | 1/8000 — 30 | 1/8000 — 30 | 1/8000 — 30 |
Диапазон брекетинга экспозиции | ±3 EV | ±3 EV | ±3 EV |
Срок службы затвора, циклы | 150,000 | 200,000 | 500,000 |
Передняя электронная шторка затвора | Да | Да | Да |
Система автофокуса | Hybrid PDAF | Hybrid PDAF | Hybrid PDAF |
Фокусировка по глазам | Да, но только в AF-S. | Да | Да |
Количество точек АФ | 5655 | 693 (фазовые ), 425 (контрастные) | 399 (фазовые AF), 425 (контрастные) |
Фокус пикинг | Да | Да | Да |
Стекинг по фокусу | Нет | Нет | Нет |
Макс. разрешение видео | 4K @ 24/25/30 FPS | 4K @ 24/25/30 FPS | 4K @ 24/25/30 FPS |
1080p макс. частота кадров, к/c | 60 | 120 | 120 |
4K Video Crop Factor | 1.74x | 1x | 1x |
HDMI Out / LOG | 4:2:2 10-bit HDMI Output / Да | 4:2:2 8-bit HDMI Output / Да | 4:2:2 8-bit HDMI Output / Да |
Запись звука | Да | Да | Да |
Разъем под наушники | Да | Да | Да |
Размер экрана и тип | 3.2″, поворотный, сенсорный | 3.0″ поворотный, сенсорный | 3.0″ поворотный, сенсорный |
Вращение экрана | Да, поворотный и вперед/назад | Да, поворотный | Да, поворотный |
Разрешение экрана, точки | 2,100,000 | 921,600 | 1,440,000 |
Wi-Fi | Встроен | Встроен | Встроен |
Bluetooth | Да | Да | Да |
Аккумулятор | LP-E6N | NP-FZ100 | NP-FZ100 |
Съемка на одном заряде, кадры | 350 (CIPA) | 610 (CIPA) | 530 (CIPA) |
Погодозащищенность | Да, частично | Да, частично | Да, частично |
Версия USB | 3.1 | 3.0 | 3.0 |
Масса с аккумулятором и картами, г | 660 (850 грамм с адаптером Canon EF-EOS R) | 650 | 657 |
Размеры, мм | 135.8 x 98.3 x 67.7 (с адаптером толщина 91,7 мм) | 126.9 x 95.6 x 73.7 | 126.9 x 95.6 x 73.7 |
Цена, USD | 2295,40 (с адаптером Canon EF-EOS R) | 2371,92 | 3519,47 |
Как видим, между фотоаппаратами есть много отличий, и большинство из них – в пользу Sony A7 III. Например, в Canon EOS R нет встроенного в тушку стабилизатора (IBIS), и при съемке видео в формате 4K картинка обрезается с кроп-фактором Кф=1,74). Беззеркалки Сони имеют более высокую скорость непрерывной съемки (10 vs 5 кадров в секунду) и два слота под карты памяти (при чем, 1 из них совместим со скоростными карточками UHS-II). Известная примочка Сонек – фокусировка по глазам (Eye-AF), которая работает и в следящем режиме AF-C, а не только в AF-S, как Кенон Р. Таким образом, на бумаге Сони выигрывает Кенон по большинству позиций.
Тем не менее, в беззеркалке Кэнон стоит новый байонет Canon RF с большим диаметром отверстия (54 vs 46.1 мм) и большим углом падения лучей света на матрицу (36.87° против 31.6°). В долгосрочной перспективе это позволит компании выпустить особо качественные, суперсветосильные объективы. Как, например, новый полтинник Canon RF 50mm f/1.2L USM и репортажник Canon RF 28-70mm f/2L USM.
Кстати, в обзоре Nikon Z6 и Nikon Z7 я приводил выдержку из интервью с инженерами компании – они обращают внимание, что из-за короткого рабочего отрезка объективов в их беззеркалках намного заметнее пыль на матрице, придется ее чаще чистить.
Также, в беззеркалке Canon EOS R стоит хорошо зарекомендовавшая себя система автофокуса Dual Pixel AF – отлично справляется с видеосъемкой. Имеется экран с большей степенью свободы вращения – удобнее снимать видео в студии с самим собой в кадре. У Кенон больше точек фокусировки.
В области видео Кенон выигрывает у A7 III по качеству выходного сигнала (10-bit HDMI против 8-bit HDMI), но проигрывает из-за обрезки картинки с кроп-фактором 1,74х и невозможности снимать замедленные ролики при скорости 120 к/с.
Ну ладно. Это все не очень интересно: неоднократно на страницах блога я показывал, что все камеры, выпущенные за последние 8 лет, отлично подходят для любительской фотосъемки. Смысла сравнивать фотоаппараты по техническим параметрам нет: даже если у Кенона матрица чуть похуже, им все равно можно снимать фотографии, которые победят в самом престижном международном конкурсе.
У Canon EOS R есть гораздо более серьезный козырь в рукаве: наличие на рынке огромного и разнообразного парка новой и подержанной оптики, которая без проблем и танцев с бунами позволить фотографировать с автофокусом. А комплект новых зумов из «святой троицы» (ЭФР 14-24 mm f/2.8, 24-70 mm f/2.8, 70-200mm f/2.8) обойдется на 3000 USD дешевле, чем для A7-2 или A7M3 (см. таблицу в обзоре Nikon Z6 vs A7 Mark III).
Посмотрите очень хороший обзор Canon EOS R на канале Валентина Христича. Он нашел много минусов, но учтите, что снимает в обычной жизни, в основном, на профессиональную зеркалку Canon 1D. Понятно, что придирки будут.
И у этого же автора — обзор Sony A7 Mark III.
Большой плюс беззеркалок (любых производителей: хоть Canon EOS R, хоть Sony A7 Mark III, хоть Nikon Z6 или Z7) – удобство при съемке объективами с ручным управлением. Мы видели, что Андрей Рут не стал продавать свой телевик Canon 70-200mm f/4L, при переходе на Сони. Зум удобен при съемке фоторепортажей, к коим относится и фотосъемка исторических реконструкций. А вот для фотографирования дикой природы популярны также и фиксы. Причем, они должны быть с большим фокусным расстоянием и желательно как можно более светосильные.
Сколько стоит Canon EF 300mm f/4L IS USM? Новый – 1350 USD. Для Sony Alpha ILCE-7M2 можно приобрести на «eBay» старенький Canon FD 300mm f/4.0 L за 400 USD. А фотографирует он тоже очень хорошо. Вот в ветке владельцев беззеркалок примеры съемки на этот телевик с КРОПнутой Sony A6000.
А сколько стоит светосильная версия такого телеобъектива от Сони? Модель Sony 300mm f/2.8G (SAL-300F28G) в США продают за 7498.00 USD. В то же время, на eBay старичок Canon FD 300mm f/2.8 стоит 820 USD. Если к нему прикрутить телеконвертер получим телевик шикарный фикс для съемки птиц 420mm f/4.
Вот на Flickr посмотрите примеры фото на этот телевик с тушкой ILCE-7R.
Вот альбом на Flickr этого фотографа, снимающего превосходные портреты на камеру Сони А7Р и объектив Кэнон ФД 300/2,8.
Раз уж сегодня речь зашла о беззеркалках, то упомяну и систему Микро 4/3. Вот пример видео, снятого на камеру Panasonic LUMIX GH3 с тем же фиксом. Уж очень он мне понравился — хоть покупай Canon FD 300mm f/2.8 для моей Сони А6000.
Заключение к обзору
На сегодняшний день беззеркалка Sony A7 – полнокадровый фотоаппарат с выдающимися параметрами матрицы и при самой низкой цене. Она несколько уступает в функциональности Sony A7 Mark II, но само изображение точно такое же. Когда я обдумывал идею этой статьи, решил показать, что и мануальной оптикой можно снимать очень интересные кадры. Что у маркетинга одна цель: «загнобить» предыдущую модель, как только выходит новая, чтобы вы тратили деньги на приобретение новинки. Мне кажется, фотографии Андрея Рута помогли мне достичь требуемого результата.
Буду вам благодарен, если в комментариях расскажите о своих впечатлениях от снимков Андрея. Если у вас тоже есть опыт в съемке исторических реконструкций, и вы сможете дать дополнительные советы. Как всегда, прошу поделиться ссылкой на обзор в социальных сетях, очень поможете.
Удачных кадров и до новых встреч, други мои!
В обычной Сони А7 все хорошо, но, судя по отзывам с «Сони-клуба», автофокус в ней мертвый.
Хорошая статья, прочитал с удовольствием.
По ценам на стекла, соглашусь, что у «Сони» дорого, но раз выпускают новые, значит спрос есть. Мне кажется, тут уместна цитата руководителя подразделения мобильных телефонов «Сони». Ему задали вопрос от журналистов: «Почему у вас такие цены, учитывая, что «Huawei», «Xiaomi» и прочие китайцы предлагают более интересные характеристики за меньшую сумму?» Ответ был очень прост: «Кто такие Хуавей и Хиаоми по сравнению с нами?» Бренд. 🙂
Когда-то императоры Римской империи спрашивали: «Кто такие германцы? Дикари. Они, как обезьяны, на деревьях живут». Сейчас как-то немцы превосходят итальянцев по технологическому развитию. Так и с «Сони» может получиться, если на китайцев будут свысока смотреть. 🙂
Спасибо за отзыв, Александр. Не знаю, как статья, а фотографии у Андрея Рута мне очень нравятся — уже не по одному десятку раз пересмотрел, и плакал, когда для статьи нужно было отсеять лишние.
Мне очень обработка нравится. Расскажите адепту, что за тонирование фотографий?
Я задавал вопрос по алгоритму обработки Андрею. Он ответил:
1) Обработка в Lightroom с помощью пресетов (отдельный для зимы, отдельный для летних фото).
2) На некоторых — наложение текстуры газетной бумаги.
3) Эффект "кинокартинки" — с помощью плагина "Alien Skin" для "Photoshop".
От себя могу добавить. Пресетов для Лайтрум можно найти миллион штук во "Вконтакте". Тут главная задача — не скачивать их себе слишком много. У меня было несколько десятков — потом забываешь, какой нужен.
И проблема — один и тот же пресет может подходить к одному фото, но совершенно не подходить к другому. Тогда ты начинаешь использовать для разных снимков разные пресеты — получается разнобой, серия фото перестает быть гармоничной. Вот, в конце статьи дана ссылка на примеры фото с Nikon D610 + Nikon 70-200mm f/4G — там автор Миша Карякин увлекается пресетами, и мне не нравится, что все фотографиями тонированы по-разному.
У меня в блоге есть глава о поездке в древний китайский городок Фенхуан. Там обработка — тонирование в Лайтрум с помощью пресета. А вот еще показательный пример: в отчете о прогулке по португальскому городу Галле на Шри-Ланке фото №8 "Старинная улица" обработано тоже пресетом. Но он подошел именно к этому снимку. К другим — некрасиво. Так я и оставил 1 снимок, и он, к сожалению, выбивается из серии.
Вот обзор плагина Alien Skin. Как я вижу, он по своей концепции подобен набору плагинов, которыми я пользуюсь "Google Nik Collection", который состоит из нескольких "подразделов". Я применяю Dfine для подавления шумов (см. фото №3 в статье "Зачем менять цвет на фотографии") и Color Efex Pro 4 (см. статью "600 шагов с Сони А6000"). Но в наборе еще есть "Silver Efex Pro 2" для перевода в черно-белое изображение картинки (см. статью "Почему я счастлив, что узнал про яркостные маски" — фото №39, снятое на Сони А6000 я перевел в ч/б с помощью этого приложения) и "Analog Efex Pro 2" для состаривания картинки. Есть еще "HDR Efex Pro 2", но я им не пользовался.
Так вот, Analog Efex Pro 2 позволяет получить эффект "съемка на плёнку", применить "ламповое тонирование". Я не знаком детально с "Alien Skin", но судя по обзору, ссылку на который я дал выше, он похож на "Analog Efex Pro 2", но более продвинутый.
Раньше набор "Nik Collection" стоит 180 USD, потом компанию купил "Гугл" и назвал его "Google Nik Collection", и сделал бесплатным (именно тогда я его себе установил в Фотошоп). К сожалению, собственник перестал развивать программу, а года два назад перепродал небезызвестной "DXO". Теперь набор называется "Nik Collection by DxO" и продается за 69 евро.
Вот, для понимания, видео с обзором плагина "Analog Efex Pro 2", где рассказывается, как обработать снимки "под плёнку".
А вот — обзор и фотоурок по использованию "Alien Skin Exposure", которым пользуется Андрей Рут.
В заключение, еще раз отмечу: при использовании плагинов нужно стараться, чтобы в серии снимков были обработаны все в одном стиле, чтобы не выделялись. И нужно обязательно делать настройку каждого случая применения плагина, чтобы обработка не получалась слишком кричащей.
Сергей спасибо большое. Торрент нам поможет для плагинов! 🙂
Найти бы под капчу такое количество пресетов.
Мне очень понравилось снимать исторические реконструкции. Кадры динамичные, «живые» получаются.
Тоже стараюсь снять без зрителей — для этого надо правильно выбрать место съёмки и иметь телевик, как минимум, на 200 мм фокусного. Лучше, конечно, и побольше, но любим, что имеем. 🙂
А сами реконструкторы всегда благодарно попозируют, отказов никогда не было. Очень понравились фотографии Андрея!
Я побывал на исторической реконструкции только два раза. Первый раз — на фестивале «Легенды Малково» (ссылка в конце сегодняшнего обзора), и там очень понравилось. Второй — с тобой и Павлом Кравченко в окрестностях города Реж: на «Покровском рубеже». Там уж очень много было народу, не понравилось фотографировать. Потому и удивился, что у Андрея Рута нет зрителей на фотографиях. Я был уверен, что он и сам является реконструктором, и съемки эти проходят без зрителей.
Кстати, для читателей из Екатеринбурга — я подписан через сервис «Google Alerts» на извещения о новостях, связанных с исторической реконструкцией. Сегодня пришло письмо: ближайшее подобное событие состоится 9 Мая в ЦПКО.
Видел твои фотографии, Галина, и с «Покровского рубежа», и с других исторических реконструкций. Писал уже: завидую твоим живым кадрам! Мне кажется, и ты, и Андрей Рут, не договариваете секрет, как получить красивые, интересные портреты. А ларчик просто открывается, сейчас расскрою вашу тайну всему Интернету: нужно, чтобы фотограф был хорошим человеком, интересовался от чистого сердца и реконструкцией, и людьми, в ней участвующими, тратящими свои деньги и время на «игру в войнушку». Тогда установятся человеческие отношения с моделями и результат будет лучше.
Поводу больших фокусных расстояний. Я вот, после этой статьи, просмотрел множество примеров съемки на мою беззеркалку Sony A6000 с телевиком Canon FD 300 mm f/ 2.8 L и Canon FD 300mm 1:4 L. Не знаю, как светосильный фикс (он дорогой, все же), f/4 захотелось очень сильно приобрести. И на фотоохоту выбраться летом, и на репортаж типа исторической реконструкции. Поставить экстендер 1.4x — вообще красота будет.
А что касается съемки без зрителей, после публикации моего репортажа о фестивале исторической реконструкции «Легенды Малково» на меня выходили организаторы и предлагали провести съемку в другой день. Так что, тут многое от фотографа зависит.
Из общения с реконструкторами сделала свои выводы: реконструкции эпохи Средневековья сложнее, затратнее и ещё не очень раскрученные.У них мало «домашних», хороших фотографов. А вот реконструкции событий Великой Отечественной — они уже более популярные, близкодоступные, более «на слуху». И клубов, занимающихся этой тематикой, гораздо больше. У них всегда достаточно своих фотографов. Но они очень рады получить интересные фотографии от любителей. Отзывы всегда доброжелательные.
Вообще, меня очень привлекает съёмка именно средневековой тематики, поэтому очень бы хотелось попасть на фестиваль «Легенды Малково» в этом году.
Мне кажется, большее удовольствие получишь при индивидуальной съемке. Найди во «Вконтакте» координаты организаторов, посмотри, какие клубы исторической реконструкции участвуют в фестивале «Легенды Малково», свяжись с ними.
Можно будет фотографировать в удобное время, без помех от зрителей, никуда не спеша.
Ах, как хотелось бы мне поснимать Средневековье! Надеюсь, выберусь как-нибудь на реконструкцию событий того времени!
Андрей, с Вашим опытом съемки исторической реконструкции и общения с реконструкторами, думаю, что снять Средневековье не проблема. Хотя, вот обрабатывать — нужно подумать: по-моему, все примененные пресеты для Второй Мировой, не подойдут.
Особо не представляю, как оно должно выглядеть. При подготовке этой статьи видел фотографии с американских реконструкций времен войны Юга и Севера. Понравились портреты «под старину», но там снимали не репортаж, а в студии. А вот при съемке на улице — нужно поломать голову, как обработать.
Хотя, уверен, что для Вас это не проблема.
Как только увидел фотографии в анонсе, сразу понял кто автор! 🙂
Спасибо за статью. Как всегда, интересно и познавательно.
Игорь, что значит, Вы сразу поняли, кто автор снимков в этом обзоре c Sony A7M2? Вы знакомы с творчеством Андрея Рута и до этой статьи?
Благодарю и от себя, и от Андрея за обратную связь. Мы вдвоем старались сделать интересную статью для гостей блога. 🙂
По-моему, статья более чем получилась! Я не ожидал, что столько про технику будет. Для себя также много нового почерпнул в этом обзоре.
Андрей, у меня красной нитью в блоге из статьи в статью проходит мысль: с выходом каждой новой модели фотоаппарата предыдущая не становится автоматически никчемным куском железа, революции в фотоаппаратостроении за последние 8 лет не происходило. Вот не удержался, и с Вашими примерами фото показал, что необязательно Сони А7М3 покупать, чтобы делать шикарные фото, что супер-пупер автофокус — не панацея, Вы снимаете свои репортажи вообще вручную.
Ну и, Ваше интервью тоже имеет большое значение: не каждый день можно почитать мысли опытных коллег о том, как снималось то или иное фото, особенно, когда речь о такой специфической области фотографии, как съемка исторической реконструкции.
Сергей, да. Просматриваю его страничку в VK давненько. Периодически поглядывал. Потом подписался.
Сам мечтаю попасть на такое мероприятие, но у нас такого не бывает. Поэтому рассматриваются чужие работы.
Снимки Андрея очень понравились и обработкой, и четкостью (резкостью), и какой-то чистотой.
Спасибо за статью! Понравились фотографии и обработка. Показалось, что подобная обработка с тонированием придает особый шарм.
У нас в феврале (на праздник) второй год проводят реконструкцию времён Гражданской войны. В этом году сходил поснимал, но не обрабатывал.
Площадка небольшая, рядом с прудом в городе. Куча зрителей. Не удалось снять всё, что предполагал. Но некоторые выводы для себя сделал и работу над ошибками провёл. Снимать интересно.
Миша, при тонировании фотографий главное — вовремя остановиться, не «налить кислоты». У меня с этим не всегда гладко проходит. Обработка Андрея нравится. Есть у человека вкус.
Интересно было бы и твой репортаж с исторической реконструкции посмотреть. Напиши (хотя бы в соцсетях), как определишься, где будешь блог продолжать вести, пожалуйста.
Говорят, что блогспот всё-таки не закроют — тогда, наверное, продолжу там же. Впереди предполагаются некоторые перемены в жизни, и, если здоровье позволит, начну больше снимать и заниматься блогом.
С реконструкции снимки не обрабатывал, и когда дойдут руки сложно пока сказать.
Фотографии отличные, весьма впечатляют. Статью читать тоже интересно (как всегда).
Николай, тоже благодарю за комплименты. Ты говорил, что подумываешь о переходе на полный кадр. Не дрогнуло сердце в сторону Sony A7 или A7M2 после сегодняшнего обзора? 🙂 Пейзажи можно снимать твоей оптикой для Nikon плюс взять какой-нибудь мануальный Carl Zeiss…
Не, пока смотрю в сторону б/у Nikon D610. Хотя, серьезно не изучал Соньки, ну и у меня все объективы на КРОП, их все равно менять придется.
Создалось впечатление (возможно, ошибочное), что у «Sony» все очень дорого (и ты ведь где-то писал, что «аналогичный комплект оптики у Сони стоит на $3К дороже), для меня финансовый вопрос имеет большое значение.
Ну и, к зеркалкам как-то привык, не нравились никогда беззеркалки (в т.ч. пленочные дальномерки), хотя должен сказать, что современные беззеркальные камеры в руках не держал, чисто теоретические предпочтения.
У меня дрогнуло. 🙂 Я писал, что родные стёкла на Сони стоят намного дороже (действительно, новый комплект из «святой троицы» 14-24/2.8, 24-70/2.8 и 70-200/2,8 обойдется на 3000 USD дороже, чем для Nikon или Canon), но не задумывался об использовании неродных или мануальных объективов.
Вот сейчас, если поеду на сафари в Африку или еще раз на Шри-Ланку, возьму второй тушкой подержанную тушку Sony A7 + фикс типа Canon FD 300mm f/2.8 с экстендером.
Сергей, ну не 3 тысячи разница в цене. Примерно 500 т.р. стоит комплект оптики у «Никона» и 600 тысяч рублей у «Сони» в топовом сегменте. У «Sony» нет такого деления в ФФ — топ не топ, только топ и за очень дорого.
В моем понимании, у кого есть такие деньги на фотооборудование, не будет заморачиваться: соткой больше, соткой меньше. 🙂 Вопрос вкусовщины.
Если брать не топовые стекла, то «Сони» проигрывает в светосиле F4 против F2.8 у Никона при равной цене. Хотя, гуманная стоимость у Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD (A036) — 750$ и анонсированный Tamron 17-28 мм f/2.8 Di III RXD может внести свои корректировки.
Зум Тамрон 28-75/2.8, судя по отзывам, нравится людям. Остается открытым вопрос телевика 70-200, но не каждому человеку он необходим.
Ни в коем случае ничего не продвигаю, просто делюсь своим взглядом. Но не буду отрицать, что, в целом, выбора на Никон/Кенон больше, плюс дешевле, плюс Авито/барахолки.
Александр, в обзоре Nikon Z6 и Nikon Z7 я приводил таблицу цен на «святую троицу» (рис. №9). У меня получилось по 4000 USD на Nikon и Canon, 7000 USD на Sony. Правда, там еще добавлен телеконвертер 1,4x — я сравнивал комплект оптики, что сам хочу иметь.
Но это неважно. Во-первых, Вы сказали, что полно неоригинальных объективов (правда, использование Тамрон напоминает ситуацию, когда человек купил «Мерседес» и ставит на него резину «Яршина»). Во-вторых, не всем нужна «святая троица» — у меня у самого Nikon 14-24mm f/2.8G нет. В-третьих, не зря Андрей Рут отказывался обсуждать в интервью технические нюансы съемки исторической реконструкции: в прямых руках любая современная камера с любым объективом даст результат, от которого захочется воскликнуть: «Ах!»
Посмотрел повнимательнее на Sony A7 в сравнении с Никон Д610 и не увидел (для себя) преимуществ в ее покупке:
— Показатели DXOMARK сравнимы (Никон чуть лучше).
— Цена сравнима с Nikon D610 (Никон чуть дороже), но дополнительные аккумуляторы почти догонят цену.
— У Сони А7 минимальная выдержка — 1/8000 секунды, которой я не пользуюсь (на 1/4000 никогда не снимал).
— 6 к/сек у Никона в сравнении с 5 к/сек у Сони А7 для меня неважны, т.к. и на нынешнем Nikon D7100 на 6 к/сек и не снимаю, хватает 4 к/сек (спорт не фоткаю, а для бытовухи — слишком много дублей).
— Сони на 200-250 грамм легче — для меня не настолько принципиально, ну и дополнительные аккумуляторы догонят вес.
— С аккумуляторами вообще беда: слушал как-то подкаст Александра Ермолицкого, он возит со своей Сонькой (вроде, Sony A99) семь аккумуляторов. У меня для Никон Д7100 уже есть 4 аккумулятора (хотел 3, но случайно получилось заиметь 4). Пока использовал, максимум, 3 шт. (с ночной съемкой на сплаве и на съемке в мороз). На Сони А7 придется покупать штук 6-7 или трястись хватит/не хватит. Это у меня на Кэноне так было: 4 аккумулятора и на 7 дней не хватало, заряжал где-то в деревне в предпоследний день и все время экономил (а тогда ночью и не снимал).
— Большее количество точек фокусировки у Сони… Автоматический выбор точек меня не устраивает (у Никонов), в ручном из 51 не особо удобно выбирать, на старом Кэноне вообще ставил одну центральную и не парился (у Д610 есть 39 точек, думаю, хватит). Как там у Сони А7 работает автофокус — не знаю, для пейзажа это неважно, для бытовухи тоже можно пережить, обходился же одной точкой.
— Видео не снимаю, поэтому неважно.
— Остаются объективы. Родные для «Сони» стоят конских денег. Мануальные… Так для Никона тоже можно взять такие же мануальные (тот же Самьянг). Для Сони с переходниками (как я понял) какая-то непонятная фигня: то работает с какими-то объективами автофокус, то не работает… Что-то как-то меня все это напрягает, фоткать хочется, а не маяться с техникой.
Честно говоря, телевик без автофокуса — для пейзажа/портрета еще можно использовать, а для какого-нибудь спорта или зверей — тяжело.
Короче, каждый смотрит на свой стиль съемки, на свои сюжеты. Конечно, и стиль, и сюжеты могут меняться в зависимости от имеющейся оптики. Лучше иметь весь диапазон и проанализировать потом статистику.
У меня за 2 года такая статистика по используемым фокусным расстояниям (в 35-мм эквиваленте):
— сверхширик (менее 20 мм) = 38%;
— ширик (20-30 мм) = 30%;
— стандартный (31-73 мм) = 15%;
— теле (75-300 мм) = 18%;
Поэтому брать тяжелый и дорогой телевик не планирую.
Думал для бытовухи купить какой-нибудь б/у Никон Д3100 КИТ, но не хочется перескакивать с камеру на камеру, и бытовуху иногда хочется получить более качественную (с меньшими шумами), когда-то помучить их в Фотошопе.
Николай, согласен: если подумать с остуженной головой, то в пользу зеркалок (для таких нужд, как у тебя) больше аргументов, чем в пользу беззеркалок.
Когда я сказал, что «у меня внутри дрогнуло», я имел ввиду возможность купить относительно недорогой светосильный фикс для фотоохоты. Если не снимать птиц в полете, то можно фокусироваться и вручную. Более того, я фотографировал репортаж с авиационного фестиваля на Sony A6000 и Nikon 70-200mm f/2.8G, и снимал авиамодели истребителей в полете – большая часть кадров получилась резкой.
Поэтому и рассматриваю Sony A7 в качестве запасной камеры при съемках на сафари. Но речь идет о серьезной и дорогой поездке, например, в Кению. Читал отзывы – в Африке пыльно, объективы менять не получится, нужна дублирующая фотокамера. На одной – телевик, на другой нормальный зум ЭФР 24-70mm f/2.8 для близкоподошедших животных.
Но это я так, мечтаю. В ближайшее время мне никакое сафари не светит, и Sony A7 покупать я не буду. 🙂
Очень понравились фотографии, интересные, динамичные.
А с какого максимального расстояния можно так чётко снять на телеобъектив?
Спасибо, Валентина, за отзыв, за тёплые слова. Качество изображения, на мой взгляд, зависит от расстояния до объекта: чем дальше, тем выше помехи от воздушной дымки. Я крупные объекты типа самолетов и автомобилей снимал с расстояния где-то до сотни метров, и качество было вполне нормальным (см. отчет о походе на выставку военной техники с Nikon D610 и Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G).
https://photo-and-travels.ru/fotografii-s-vystavki-vooruzhenij-rae-2015/
А мелкие объекты, типа синичек, мне кажется, метров с 20-50 нужно снимать, не дальше.
Спасибо за этот материал и за все предыдущие. Я — фанат Вашего сайта. Вставлю свои пять копеек на эту тему, так как снял на фото и видео несколько исторических реконструкций в составе реконструкторов.
Мои фото больше репортажные, чем художественные. А видео для меня — как сопутствующий продукт. Первая ссылка на саму реконструкцию, снятая на основании предоставленных материалов с нескольких аппаратов.
Другая — взгляд на работу операторов со стороны зрителя. Этому видео побудила дискуссия про место оператора на реконструкции, так как все хотят быть среди реконструкторов и часто мешают своим присутствием другим, так как попадают в самый неподходящий момент в кадр.
Александр, благодарю, что читаете мою писанину! Очень приятно, что есть и фанаты. 🙂
С удовольствием посмотрел Ваши видео — именно то, чего не хватало нашему интервью с Андреем. На первом получился настоящий художественный фильм, иногда мурашки по спине бегали, когда смотрел. После просмотра второго видеоролика сделал для себя выводы:
1) Все-таки операторы должны быть одеты, как реконструкторы.
2) Лучшая камера для съемки исторической реконструкции — Fujifilm X. Больше похожа на старинный фотоаппарат.
3) Понятно, почему у Андрея получаются такие эмоциональные кадры — реконструкторы забываются и «играют» от души, не глядя на фотографа.
4) Зрителям нужно понять, что снять такой же кадр, как фотографу в гуще событий, не получится. Поэтому лучше спрятать фотоаппарат и наслаждаться представлением. А за кадрами — либо приезжать пораньше, как Андрей советовал, либо договариваться об отдельных съемках.
Еще раз спасибо за дополнение. Удачных снимков!
Александр, забыл еще добавить, что когда-то собирался ехать на съемку соревнований по мотокроссу и читал статьи с советами, как фотографировать такие репортажи. Попалась интересная мысль, связанная и с фотосъемкой исторических реконструкций: «Пусть лучше друг-фотограф окажется геем, чем владельцем короткофокусного объектива!» Чтобы не мешал коллегам снимать… 🙂
Хочу дать ссылку на рассказ знаменитого фотографа Александра Петросяна, как он снимал свой кадр с залпом из пушки на исторической реконструкции в Петербурге. Тогда он фотографировал еще не на Olympus OM-D E-M1 Mark II, а на полный кадр Nikon D800E.
Все таки, главное в работе репортажного фотографа — не быть стеснительным и быть немножко безбашенным: если не нарушишь слегка правила, не получишь интересное фото.
Сергей, хочу выразить особую благодарность за статью. Она имеет особую ценность. Есть публикации чисто технические, есть «фотографические», если так можно выразиться. Но здесь и технические вопросы описаны со знанием дела, и, в то же время, понятно и доходчиво, и мастерство Андрея Рута с замечательными снимками.
Глядя на снимки Андрея, убеждаешься в прописной истине: снимает не камера, а мастер своего дела. В статье очень удачно соединились таланты Андрея и таланты Сергея, как мастера слова, который, к тому же, является и фотографом.
Хочу добавить еще одну техническую особенность камер серии SONY A7… Может кому-то будет полезно. Помимо съемок для души, я еще снимаю предметку в формате 3D, а это, в среднем, по 600 кадров на один предмет (с учетом стекинга), поэтому для меня эта особенность является определяющей при выборе камеры. Ресурс механического затвора (из разных источников) имеет гарантированное количество срабатываний от 150’000 до 300’000. Если учесть, что в беззеркалках затвор при съемке одного кадра срабатывает дважды, то при фотосъемке предметки мне его хватит, чтобы снять 200-250 предметов (всего-то).
В первых семерках затвор только механический, а начиная с Sony A7III, A7RII и A7SII камеры имеют электронный затвор. Помимо многократного увеличения ресурса мы еще избавляемся от микровибраций от механического затвора. Буду рад, если кому-то эта информация поможет при выборе камеры.
Здравствуйте, Леонид. Большущее спасибо за комплименты и в мой адрес, и Андрею! Честно скажу: мы старались!
Не знал, что в беззеркалках механический затвор дважды срабатывает — сейчас посмотрел видео (в комментариях к интервью с инженерами, разработавшими Nikon D750 я размещал его), где, действительно, видно, что шторки в ILCE двигаются по-другому.
Заодно и начитался о недостатках электронного затвора:
— Скорость синхронизации вспышки меньше. Например, на официальном сайте Nikon в описании беззеркалки Nikon 1 V3 написано, что у механического затвтора X-Sync=1/200 сек., у электронного — 1/60 сек.
— Боке портится.
— В описании Sony A9 на официальном сайте написано, что не работают некоторые функции: вспышка, шумоподавление при длительной экспозиции, режим «Bulb», непрерывная съемка при длинных выдержках (не длиннее 1/8 сек.), ИСО выше 25600 единиц, управление спуском от пульта ДУ Sony FA-WRC1M Wireless Radio Commander, функции Smart Zoom, Clear Image Zoom и Digital Zoom при непрерывной съемке.
Кроме того, у Sony Alpha 9 ограничения на выдержку:
— 1/16000 секунды, кроме «S» (Shutter Priority) и «M» (Manual Exposure), и во время брекетинга (кроме WB bracket или DRO Bracket).
— 1/16000 секунды в режиме «Авто ИСО».
Всегда рекомендуют выключать электронный затвор, если в кадре есть быстродвижущиеся объекты.
Вот ссылка на английском языке на официальный сайт «Сони».
В общем, век живи — век учись! Спасибо за комментарий и уточнение.
Да, Сергей, спасибо за дополнения, это я знаю. В моем случае ни один из недостатков мне не мешает, а ресурс является более, чем критичным. Никто не мешает в разных ситуациях использовать тот или иной режим, но если этого выбора нет, это гораздо хуже.
Что-ж, будем ждать глобальный затвор, который устранит все это проблемы. В видеокамерах такой затвор уже не диковинка, а в фото ближе всех к глобальному затвору приблизилась камера SONY A9.
Всё-таки я очень многое беру либо от читателей блога, либо — как результат общения с ними. Леонид, я до сего момента не знал о том, что такое «глобальный затвор». После Вашего сообщения пришлось разобраться.
Да, штука хорошая. Правда, о ней уже говорят несколько лет. Видимо, сложности и с технологией, и с энергопотреблением. Вообще, когда писал обзор беззеркалки Fujifilm X-T2, упоминал, что есть мнение, что в будущем матрицы таких фотоаппаратов смогут оценивать освещенность объектов и сразу улавливать свет разными пикселями в разных количествах. Т.е. получится «внутрикамерный HDR» — сразу темные участки изображения получают большую экспозицию, светлые — меньшую, средние — промежуточную. Вероятно, что с глобальным затвором такую функцию реализовать проще.
P.S. Так, для информации, для меня было секретом — может еще кому понадобится информация. В последнее время удивляют возможности смартфонов по качеству изображения, по возможности размыть фон на портретах, по малошумности матрицы. Оказывается, всё дело в нескольких камерах на телефоне. Боке на портретах — результат совмещения двух изображений, снятых на 2 объектива с коротким и длинным фокусным. Малые шумы на ночных фото — один объектив снимает черно-белое изображение (акцент на свете), второй — цветное (акцент на цвете), потом процессор их совмещает.
Спасибо Вам, Сергей, за проделанную работу по этой статье и всем остальным! Я уже давно читаю Ваш сайт и извлек оттуда много чего полезного для себя.
Но в этой статье некоторые моменты не соответствуют действительности, позвольте вставить свои 5 копеек.
1. Беззеркалки по автофокусу уже давно не сливают зеркалкам — заявляю, как пользователь Sony A7III. С фокусом проблем еще ни разу не возникало — что в сумерках, что в контровом свете. Все отлично работает. Плюс нет необходимости в юстировке объектива, т.к. фазовые точки расположены на самой матрице.
Проводили с другом, который снимает на Nikon D750, сравнение фокусов: в режиме «Live View» Nikon фокусируется очень медленно и рывками, по фазовым точкам примерно одинаково, но стоит добавить, что у Sony эти точки расположены по всему видоискателю, и точку фокусировки можно задать, просто тапнув на экран в нужном месте.
2. Стоимость оптики Sony E-mounth, на мой взгляд, по цене не сильно отличается от оптики топовых серий Canon и Nikon. Если взять для сравнения объективы 24-70 всех трех производителей, стоимость будет примерно похожая, а новый 24-70 на Nikon Z-серии стоит ровно столько же сколько и на Sony.
А если нет желания платить за бренд, есть Tamron, который, по многочисленным обзорам, не уступает оригинальному. Пользуюсь Тамрон 28-75, очень доволен.
Благодарю и Вас, Алексей, за отзыв о нашей с Андреем Рутом работе и за дополнение к обзору.
1. В том, что Сони А7М3 фокусируется лучше, чем Никон Д750 в режиме «Live View» — бесспорно. По поводу автофокуса по фазовым точкам — я не снимал ни той, ни другой камерой, но встречал много мнений, что A7 Mark III не намного, но проигрывает по точности и скорости. Но опровергнуть или подтвердить это не смогу, поэтому в конце статьи вставил ссылку на это Ваше замечание, чтобы потенциальные покупатели могли послушать аргументы и «за», а не только «против».
2. В статье с обзором Nikon Z6 и Nikon Z7 на рисунке №9 я приводил таблицу с рассчетом стоимости в России подержанной оптики на Sony, Nikon и Canon. У меня получилось, что комплект из святой троицы (Sony 16-35mm f/2.8, 24-70mm f/2.8 и 70-200mm f/2.8) и телеконвертера SEL 14TC стоит на 3000 USD дороже. В той же статье я рекомендовал «сониводам» обратить внимание на Tamron 28-75mm f/2.8 Di III RXD (A036) Sony E и давал ссылку на форум свадебных фотографов MyWed, где можно увидеть множество примеров и отзывов об этом объективе.
Понимаю, что есть фотографы, для которых сумма 3000 USD не имеет значения. Для тех же, для кого цена на объективы — не последний факто в выборе камеры, говорю: откройте «Avito» и посмотрите, насколько обширно предложение в Вашем регионе на подержанную оптику.
В обзоре Nikon D610 на рисунке №53 я приводил статистику, какими камерами фотографируют профессиональные свадебные фотографы в 2019 году: 62% — Canon, 34% — Nikon, 2% — Sony, 1% — Fujifilm и 0,3% Olympus, Pentax и Leica. Если фотолюбитель живет в Москве или Санкт-Петербурге, наверное, у него не будет проблем найти подходящий объектив на вторичке. Подозреваю, жителю Минеральных Вод, Андижана или Норильска купить по выгодной цене подержанный Sony FE 16-35mm f/2.8 GM будет сложнее, чем Nikon 14-24mm f/2.8G или Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM. И с продажей в последующем будет та же история.
Хотя, продавать оптику будет всем нам всё сложнее: смартфоны убивают фотоаппараты, потенциальных покупателей с каждым годом становится меньше.
Многие фотографии — с зеленью, некоторые — откровенно зеленые. Одна фотосессия?
Я учусь, но тут перебор. Градус познавательного упал в разы: 15 умных слов разбавлены 15 тысячами воды. Раньше было интереснее…
Здравствуйте, Вячеслав. Если Вы можете анализировать фотографии и видите недочёты, то от этого тоже польза. Мне снимки нравятся, тлетворного влияния зелени не вижу.
Если «градус познавательного» относится к моему тексту, то что тут скажешь? Только Стивен Кинг писал так, что каждый роман выходил шедевром, да и то в последнее время исписался. Что уж говорить про обычного фотолюбителя?
Спасибо за обратную связь.
Здравствуйте, Сергей. «Тлетворность зеленого» очевидна. Автор, глубоко разбирающийся в технике и технологии, не может такое выкладывать как показательное. Заметно у Вас влияние басни Крылова. Удручен, т.к. РАНЬШЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНЕЕ!