Совсем скоро, уже с 14 ноября 2013 года, начнутся продажи нового поколения зеркальной камеры начального уровня Nikon D5300. Стоимость тушки на 300 долларов дороже моего Никон Д5100. Давайте попробуем проанализировать стоит ли овчинка выделки, имеет ли смысл новичку при покупке первой зеркалки заплатить за фотоаппарат без объектива на 300 баксов больше?
По многим параметрам новая модель превосходит мою камеру, а также предыдущую модель D5200 и еще более простую и старую версию D3100. Поэтому, на первый взгляд, у начинающего фотолюбителя ответ на вопрос «какой фотоаппарат купить?» сомнений не возникает: тот, который обладает более совершенными техническими характеристиками. Однако, с учетом моего двухгодичного опыта съемок на зеркальную камеру, я готов оспорить это мнение.
На мой взгляд, такой подход имеет право на жизнь при покупке профессиональных зеркалок, которыми вы будете конкурировать за заказы ваших клиентов. Но Nikon D5300 – это любительская камера начального уровня. И, да не навлеку я гнев маркетологов компании Никон Корпорейшн, начинающему фотолюбителю логичнее было бы потратить минимум денег на «пожилую» модель фотоаппарата и хороший объектив, получить максимально качественную картинку и остаться довольным полученным результатом. А для следования этой логике, как раз новая камера не очень то и подходит. И вот почему…
Сравнение фотоаппаратов Nikon D3100, D5100, D5200 и D5300
Сначала давайте посмотрим, кто есть кто в моем сравнительном обзоре.
Камера Nikon D3100 – младшая модель в линейке зеркальных аппаратов от Никон. Поступила в продажу в 2010 году. Имеет несколько более простые технические характеристики, чем мой D5100 KIT 18-55. Однако с хорошим объективом она способна выдавать картинку лучше моей камеры со штатным стеклом.
Моя зеркалка Nikon D5100 находится в продаже со второго квартала 2011 года. Я приобрел ее в ноябре 2011 года как раз для съемок в самостоятельной поездке в Китай, Гонконг и Филиппины (отзыв о той поездке еще не опубликован в блоге). Но вы можете посмотреть отчет о поездке дикарями за рулем арендованной машины по Шри-Ланке с примерами фоток, снятых на эту связку: камера + китовый объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G. И вообще, на указанную систему сняты почти все фотографии, полученные до июня 2013, когда я стал покупать дополнительные объективы (телевик Nikkor 70-300, широкоугольник Samyang 14 мм/2,8 и универсальный зум Никкор 17-55/2.8).
Зеркальная камера Nikon D5200 пришла на смену моему старичку в конце 2012 года. До сегодняшнего дня я не вникал в детали технических параметров данной зеркалки, но чуть ниже мы увидим, в чем отличия и имеют ли они существенные преимущества перед Nikon D5100.
Ну и предмет сегодняшнего обзора – новинка Никон Д5300. Продажи стартуют с середины ноября 2013 года. По очень многим параметрам она превосходит перечисленные ранее камеры. Недостаток один – наверняка, вначале продаж магазины будут просить за неё неадекватные деньги.
Зайдем на официальный сайт компании в России и проставим галочки для сравнения параметров камер. Я еще добавил старшую модель D7100 (напрямую сравнивать в статье ее не буду, но в конце пару замечаний сделаю). И еще, прежде, чем мы приступим к обсуждению преимуществ и недостатков каждой фотокамеры, хочу сделать важные замечания:
1) По моему мнению, компания Никон Корпорейшн производит замечательные фотоаппараты, как начального, так и профессионального уровня. Для любительских целей общего характера (когда вы не планируете каких-то специальных съемок) любой из аппаратов, описываемых в обзоре, подходит идеально. Если вы уже являетесь владельцем одной из данных зеркалок, поздравляю вас! Вы сделали отличный выбор.
2) Если вы планируете использовать камеру для специальных целей (например, коммерческая съемка, корпоративы, свадьбы, споттинг или фотоохота), то вам нужно более детально уделять внимание определенным характеристикам, о которых пойдет речь ниже.
Другими словами, мы с вами договариваемся, что сравнение зеркалок в сегодняшней статье я провожу с точки зрения новичка, который планирует купить новую камеру для съемок чего угодно: в отпуске, на дне рождения у тёти Клавы, натюрморты, кошки, птички и собачки, пейзажи и портреты. Позже, он сможет определиться со своими предпочтениями, а сейчас – непонятно, как выбрать фотоаппарат, чтобы он прослужил долгие годы и приносил радость.
Сравнение цен на зеркальные камеры начального уровня Nikon D3100, D5100, D5200 и D5300
На сегодняшний день (2 ноября 2013) на Яндекс.Маркет тушки вы можете купить по следующим ценам:
- D3100 – 13’500 рублей
- D5100 – 15’500 рублей
- D5200 – 24’000 рублей
- D5300 – см. комментарий ниже
Цены на камеру D5300 еще не объявлены. Но на американском сайте B&H Photo-Video-ProAudio уже можно сделать предзаказ по цене 796,95 USD. То есть, по курсу ЦБ РФ стоимость данного аппарата составляет 25646,5 рублей. Стоимость Д5200 на этом же сайте – 696,95 USD или на 14% дешевле. Экстраполируем тогда цену на body D5300 в России: 24000 * 1,14= 27’360 рублей, что на 11’860 рублей дороже моего Nikon D5100. Думаю, что на нашем рынке камера будет продаваться либо по этой цене, либо снимут с производства Д5100, немного снизят цену на B5200, а Д5300 будут продавать тысяч по двадцать шесть.
Кстати, советую запомнить этот магазин B&H Photo-Video-ProAudio. Быть может, как и многие фотолюбители, вы еще будете на нем недорого покупать объективы через интернет.
Сравнение технических характеристик Nikon D3100, Nikon D5100, Nikon D5200 и Nikon D5300
Ну и теперь начнем свой анализ того, стоит ли покупать новинку по цене на 12000 рублей дороже младшего брата D5100 или лучше купить камеру попроще и инвестировать в хороший объектив.
1) Эффективное количество пикселей у них составляет 14,2/16,2/24,1 и 24,2 миллионов соответственно. Размеры изображения 4608*3072, 4928*3264, 6000*4000 и 6000*4000 также для каждой камеры. Матрицы больших размеров имеют преимущество перед малыми с точки зрения четкости картинки, если требуется печать снимков на бумаге большого размера — это факт. Но это — и недостаток, поскольку требуется покупать качественные и дорогие объективы, а не то фотографии будут получаться нечеткими.
И, насколько плоха меньшая матрица? В конце отзыва вы увидите примеры фотографий, снятых на Nikon D3100 с объективом Nikkor 50/1.8 G и решите, устраивает ли вас «устаревший» сенсор этого фотоаппарата. Быть может, как и я, вы решите, что разница в качестве фотографий не стоит 12000 рублей.
Что касается размеров изображения. То здесь не все однозначно. Если вы будете распечатывать свои фотографии на листах большого формата (скажем, формата А3), то вам стоит заплатить за более крупный фотодатчик. В моем случае, за 2 года использования зеркалки я только один раз распечатывал фотографии на формате 10*15 см. Разрешение картинки при просмотре на экране FullHD монитора составляет 1920*1080. Все картинки в моем блоге имеют разрешение 1024 пикселей по длинной стороне. То есть, вроде как бы и нет смысла в больших размерах снимка. Более того, при уменьшении оригинального снимка до размеров публикации в Интернет, требуется дополнительно обрабатывать его в Photoshop, чтобы вернуть утраченную при сжатии резкость.
Кроме того, обычно я фотографирую в формате RAW и каждый кадр весит 15-20 Мб. У Nikon D5200 формат NEF уже занимает от 25 Мб (ребята, у кого есть данная камера, отпишитесь, пожалуйста, в комментах сколько конкретно он у вас весит). Поэтому, покупая камеру с большим разрешением, нужно держать в уме, хватит ли мощности вашего компьютера для обработки таких фоток, придется ли покупать дополнительное хранилище для личного фотобанка.
С другой стороны, техника развивается, компьютеры дешевеют и мощности их процессоров их растут. Если сейчас вы купите фотоаппарат с большим разрешением матрицы, то через 10 лет будет приятнее смотреть их на мониторе 5000*6000 точек, которые, наверное, к тому времени будут стоять в каждом доме.
Имея запас по размерам изображения, вы всегда можете без потери качества вырезать изображение из плоскости кадра. Например, вот эта фотка с муравьями – кроп 30% из полного кадра.
В общем, сравнивая разные фотоаппараты по этому параметру, решать вам имеет он высокое или низкое значение.
2) Скорость непрерывной съемки у младшей модели в нашем отзыве Nikon D3100 составляет 3 кадра в секунду. Моя зеркалка Д5100 выстреливает 4 кадра в секунду, а старшаки – до 5 кадров.
Я в повседневной съемке пользуюсь этой функцией очень редко. В моем фотоархиве из нескольких тысяч фотографий, только несколько штук сняты с мультисъемкой.
Платить 12000 рублей за возможность снимать 5 кадров в секунду вместо 4-х, на мой взгляд, целесообразно, когда вы планируете в 80% случаев снимать спортивные соревнования. В нормальной жизни данная функция особого значения не имеет. Точнее 4 кадра в секунду вполне достаточно. Если вы собрались на Никон Д5300 фотографировать спорт, животных, другие сюжеты, где требуется непрерывная съемка, сравните данные модели по емкости буфера и времени непрерывной съемки. По ссылке есть таблица с анализом емкости буфера и зеркалок, перечисленных в обзоре, и многих других. Например, при съемке в качестве «14 бит, не сжатый файл», камера Nikon D5100 будет фотографировать непрерывно 4 секунды, фотоаппарат Nikon D5300 — 1.2 секунды, а новинка Nikon D7200 — 4,3 секунды. После заполнения буфера скорость съемки замедлится.
3) Все четыре камеры имеют кучу режимов съемки: P, A, S, M и большой набор сюжетных режимов. Здесь нужно сделать оговорку, что совсем начинающие фотолюбители снимают обычно на автомате и получают кадры, не сильно отличающиеся от результатов съемки хорошей мыльницей. Затем переходят к использованию сюжетных режимов. И уже после ты приходишь к пониманию, что удобнее всего снимать именно в PSAM. Лично я не совсем понимаю, зачем нужен режим P и никогда его не использую. В зависимости от сюжета снимаю в S или A. Иногда, например, при съемке панорам, HDR или в темноте – могу использовать M. Таким образом, на мой взгляд, количество режимов вообще не имеет значения.
4) Диапазон светочувствительности младшей модели 10-3200 единиц, у Nikon D5100 и D5200 он составляет 100-6400 единиц ИСО, и у новой модели D5300 светочувствительность уже побольше: 100-12800 единиц ISO. По моему мнению, данный параметр камеры имеет действительно важное значение. Его можно рассматривать, как один из важных аргументов в пользу покупки именно Никон Д5300. Высокая светочувствительность матрицы позволяет получать отличные снимки при низкой освещенности объекта. Особенно это касается съемки с рук без вспышки (например, в музее или зоопарке). Помню, как я был впечатлен, качеством фотографий, снятых в комнате с простой люстрой с тремя лампами по 60 Вт. В сравнении с мыльницей – технический шедевр!
Ну, а поскольку вы уже почувствовали, что основное направление этого обзора – отговорить вас платить больше за функции, которые вам не понадобятся совсем или вы будете пользоваться ими очень редко, то приведу факты в защиту Nikon D5100 (максимальное значение ISO 3200 у самой простой модели Д3100 действительно маловато).
Высокие значения ИСО приходится использовать в темных помещениях при съемке портретов без вспышки, при фотографировании на телеобъектив, при съемке быстродвижущихся объектов при низком уровне освещения и т.п.
Сейчас я «прошерстил» свой фотоархив с фотографиями из самостоятельных путешествий в Тайланд, Китай, Гонконг, Филиппины, Нью-Йорк, Мексику и Шри-Ланку. Из почти полтысячи фоток я не нашел снимков, снятых на экстремально высоких ИСО. Максимум – 3200 единиц. Не могу понять почему: то ли меня качество фотографий на значениях ISO более этой цифры не устраивает, то ли не было подходящих условий.
На самом деле, примерно 80% моих фотографий – это пейзажи. А при съемке пейзажа в темноте нужно ставить ISO как можно меньше, чтобы снизить шумы на снимке. Поэтому большинство ночных фоток у меня и снято на ISO 100 единиц.
Примечание от 08.08.2015
На качество фотографии главным образом влияют параметры матрицы фотоаппарата: динамический диапазон, цветопередача и описанная в этом разделе светочувствительность. Только учтите, что даже у профессиональных зеркалок рабочий диапазон ИСО 50-6400 единиц, так что 12800 у Nikon D5300 — рекламный ход.
5) Количество точек фокусировки у Nikon D3100 и Nikon D5100 составляет 11 штук. У двух старших моделей система фокусировки взята от Nikon D7100 и вы можете использовать на выбор 11 или 39 точек. Из своего опыта скажу, что в 90% случаев я использую фокусировку по точкам, не используя автоматические режимы фокусировки. Мне моих 11 штук в большинстве случаев хватает (правда, я ни разу не фотографировал камерой, имеющей 39-титочечную фокусировку). Мне кажется, что 39 точек удобны при съемке видео, когда камера автоматически следит за объектом съемки и сама наводится на резкость. В нормальных условиях, например, при съемке портрета такое большое количество будет только мешать и скорость фокусировки уменьшится в 4 раза (вам же нужно «перескакивать» с точки на точку).
В любом случае, почитайте отзывы на зеркалку Nikon D7000 и вы узнаете, что только ленивый не ругает Никон Корпорейшн за то, что точек много, но они не охватывают всю плоскость снимка.
В этом пункте, наверное, я не могу авторитетно заявлять стоит или не стоит 39 точек, дополнительно уплаченных за Nikon D5300, двенадцати тысяч рублей. Ведь я не пробовал их в деле. Могу только сказать, что 11 точек тоже не плохо.
6) Встроенная вспышка. Здесь мне особо нечего комментировать, так как на практике встроенной вспышкой пользуюсь чрезвычайно редко, поскольку она делает лица плоскими.
Во всех остальных случаях я предпочитаю поднимать ISO, чем использовать встроенную вспышку.
7) Поворотный экран есть у всех моделей, кроме D3100. У нашей новинки Никон Д5300 он на 6 мм больше и имеет более высокое разрешение, что не существенно и не стоит лишние 12000 рублей. Картинка на поворотном дисплее и мониторе компьютера очень сильно отличается. На ЖК дисплее фотоаппарата вы можете только лишь предварительно оценить качество снимка.
Отсутствие поворотного экрана у Nikon D3100 для меня бы стало препятствием при покупке. Так как вначале я думал, что от него не много толка. Но жизнь показала, что довольно большой процент фотографий я снимаю из предельно низкого положения. Не будь у меня экрана – пришлось бы лечь на землю, чтобы сделать снимок.
Вот этот кадр я сделал практически с земли. Не будь поворотного мониторчика – пришлось бы лечь в грязь. А так, я просто присаживаюсь на корточки, откидываю экран и снимаю с рук.
Также, я уже упоминал, что мне нравится снимать пейзажи, кадрируясь не через видоискатель, а именно через экран фотоаппарата.
8) Аккумуляторная батарея на новом фотоаппарате имеет самый большой ресурс – 600 кадров, против 400 фотографий на моей камере. Отношение к данной характеристике очень зависит от условий использования вашей зеркалки. За два года эксплуатации Nikon D5100 у меня ни разу не было случая, чтобы закончился заряд аккумулятора, и мне пришлось прекратить съемку. Да, зимой при температуре -25 градусов, при съемке пейзажей и кадрировании через ЖК монитор бывали случаи, когда уровень заряда приближался к нулю. Я вынимал батарею, грел ее подмышкой, и камера позволяла спокойно закончить фотосессию. Если же вы будете использовать вашу зеркалку в более напряженном режиме или отправитесь в поход, то вы, все равно, приобретете запасной аккумулятор или батарейную ручку.
9) Желание заплатить 12000 рублей за наличие WIFI и GPS модуля у новой модели смешно даже комментировать.
Основные выводы по результатам сравнения камер Nikon D3100, Nikon D5100, Nikon D5200 и Nikon D5300
Компания Nikon Corporation вывела на рынок новую, улучшенную модель зеркальной камеры Nikon D5300 для начинающих фотолюбителей. По таким важным техническим характеристикам, как диапазон светочувствительности и количество точек фокусировки она превосходит своих более возрастных собратьев. Если вы решили купить себе первую зеркалку и при этом можете позволить себе заплатить немного больше, чтобы обладать чуть большими возможностями, то я рекомендую приобрести именно этот фотоаппарат.
Если же вы хотите купить фотокамеру, позволяющую вам получить великолепные снимки, но при этом вы хотите сэкономить – успевайте (пока еще не сняли с продажи) купить Nikon D5100. Я не настаиваю на приобретении Nikon D3100, так как у него ниже светочувствительность матрицы и нет поворотного экрана. При этом разница с Д5100 составляет всего 2000 рублей. Но и с этой камерой, несмотря на более дешевую матрицу, можно сделать очень хорошие снимки (см. примеры фоток ниже).
Образцы фотографий, снятых на Nikon D5100 со штатным объективом Nikkor 18-55, вы можете увидеть почти на всех страницах моего блога, на которых рассказывается о событиях до июня 2013, когда я стал покупать к нему дополнительные объективы. Например, посмотрите фотки из нашей самостоятельной поездки по Мексике на арендованной машине. Как фотографирует зеркалка Nikon D5200, если на неё установить профессиональный, светосильный объектив Nikon 17-55mm f/2.8G, можно посмотреть в отдельном обзоре.
Почему я в данном обзоре сравнивал камеры без объективов (body или тушки, как принято говорить у профессиональных фотографов)?
Потому что сегодня, с учетом моего двухгодичного опыта съемок на зеркальную камеру, если бы у меня было 27300 рублей на покупку Nikon D5300 KIT 18-55, я бы не стал покупать этот фотоаппарат с объективом. Я бы купил отдельно тушку и стекло к нему. Как я уже советовал, в качестве тушки я бы выбрал Nikon D5100, а вот с объективом возможны варианты:
1) Есть деньги и желание получить высококачественные фотографии – покупаем б/у Nikkor 17-55/2.8 за 30-35 тысяч рублей. Тогда комплект камера + объектив обойдется в 45000 рублей.
2) Нет денег – покупаем один из лучших универсальных зумов для большинства условий съемки – объектив Nikon 16-85 mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor. Бывший в употреблении он обойдется тысяч в 12000 -13000 рублей (как раз наша разница с Nikon D5100). Итого, комплект обойдется в 28500 рублей.
3) Я не стал советовать новичкам купить фикс. Он дает еще большее качество картинки, но начинающему фотолюбителю, наверное, трудно будет привыкнуть к отсутствию зума. И вы еще не знаете, что вас больше всего увлечет: портрет, пейзаж, макросъемка, предметка и ли еще что-то. Но лично я купил бы объектив с фиксированным фокусным расстоянием (может полтинник, а может – 35 мм).
Вот и все. Эту статью я написал в ответ на часто поступающие вопросы «какую зеркальную камеру выбрать новичку», «какая зеркалка лучше», «как выбрать фотоаппарат» и тому подобные. Как и при принятии любых важных решений, советую вам не опираться на мнение только одного человека, а посоветоваться с другими фотолюбителями. Напоследок, хочу вам показать несколько фотографий, снятых на самую простенькую, проигравшую камеру в нашем обзоре – Nikon D3100 с объективом Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor.
Примеры фотографий, снятых на Nikon D3100 с объективом Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor
Еще в отзыве на телеобъектив Nikkor 70-300 с примерами фотографий, снятых на Nikon D5100 я упоминал, что среди моих читателей есть девушка – владелица Nikon D3100. Сначала у нее был стандартный КИТ 18-55, но затем она приобрела подержанный Nikkor 17-55/2.8 и сразу же продала штатник. А позже Екатерина всего за 5000 рублей купила Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. И с тех пор, она даже Nikkor 17-55/2.8 применяет крайне редко, несмотря на то, что фикс имеет свои неудобства в использовании.
Я упросил Екатерину дать мне несколько образцов, чтобы вы могли убедиться в моих аргументах высказанных ранее: при ограниченности бюджета лучше купить камеру подешевле, но объектив подороже, чем дорогую тушку и дешевое стекло.
В целом, чтобы получить отличную картинку, нужны следующие факторы (в порядке убывания значимости): 1) талант; 2) светлая голова; 3) качественный объектив; 4) хорошая камера.
Выдержка: 1/500 сек. Диафрагма: f/1.8. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 200. Компенсация экспозиции: 0 eV. Режим съёмки: ручной. Вспышка: не сработала. Время съёмки: 12 октября 2013, 19:14
Выдержка: 1/50 сек. Диафрагма: f/1.8. Фокусное расстояние: 50 мм. ISO: 400. Компенсация экспозиции: 0 eV. Режим съёмки: ручной. Вспышка: не сработала. Время съёмки: 12 октября 2013, 20:38
Оценивая качество представленных фоток сделаем скидку на то, что они сняты вечером в пасмурный день. Мне больше нравятся снимки, сняты в солнечную погоду. Тогда они начинают «играть». Ведь фотография – это светопись.
Также вы видите, что некоторые кадры слишком плотно обрезаны – как я говорил, новичку сложно обращаться с фиксом, да еще при таких узких углах обзора, как на 50 мм фокусного расстояния. Я постоянно критиковал Екатерину за то, что она «обрезала» руки и ноги своим моделям, за слишком малое пространство над головой и снизу. Но когда сам попытался снять ребенка в движении на телеобъектив Nikkor 70-300, понял, что очень трудно при узком угле обзора правильно компоновать кадр.
Что же, надеюсь, вы убедились, что подвергая сомнению необходимость покупки более дорогой камеры в пользу дорогого объектива, я не блефовал. Комплект Nikon D3100 с подержанным объективом 50/1,8 общей стоимостью 18500 рублей позволяет вам получить такое качество картинки, которое вы никогда не достигнете на Nikon D5300 со штатным KIT 18-55 ценой 27300 рублей.
В любом случае, желаю вам сделать хороший выбор. И удачных снимков, друзья!
P.S. Кстати, хочу показать обзор любительской зеркалки Nikon D3400, в котором представлено очень много тестовых снимков с этого фотоаппарата в разных условиях. Дается подробное сравнение с моделью Nikon D3300. Анализируются слабые и сильные места. Даются советы фотографам. Тест камеры Никон Д3400 Никитой Биржаковым на сайте Fotoexperts (fotoexperts.ru/articles/nikon-d3400.html).
P.S. Дорогой гость, благодарю Вас за то, что заинтересовались моим обзором технических характеристик зеркального фотоаппарата Nikon D5300 Kit и их сравнением с более ранними моделями в номенклатуре Никон! На сегодняшний день, к данному тесту написано огромное количество комментариев, где начинающие и бывалые фотографы делятся своими мыслями, советами, дают ценные замечания. Надеюсь, что Вам будет удобнее, если я кратко размещу содержание этих нескольких страниц с комментариями:
Также, в комментариях к данному обзору вы найдете большое количество обсуждений, какой объектив выбрать для своей зеркалки в качестве штатника, и других вопросов, связанных с фотографией. |
Дополнение от 06 марта 2016 к рекомендациям, какую зеркалку выбрать новичку
C момента написания обзора прошло почти 2,5 года. Всё это время в комментариях к статье проходило бурное обсуждение и споры по поводу верности выбора той или иной модели, в продаже появились новые кропнутые зеркальные камеры: Nikon D3300, Nikon D5500, Nikon D7200 и Nikon D500. Кроме того, лично я перешел на полнокадровую зеркалку Nikon D610 и приобрел другие знания, стал более опытным фотолюбителем. Давайте поделюсь своими соображениями на сегодняшний день.
Итак, линейка кропнутых зеркальных камер Никон Д5100, Никон Д5200, Никон Д5300, Никон Д7000, Никон Д7100 не отличается существенно по самым главным показателям: динамический диапазон, цветопередача и светочувствительность. При этом все перечисленные камеры, кроме Nikon D5100, оснащаются матрицей с большим количеством пикселей (24 Мп против 16 Мп). Это — их существенный минус, так как появляются цифровые шумы и предъявляются высокие требования к качеству объективов, чтобы их стекла имели достаточную разрешающую способность. Новые модели Никон Д5500 и Никон Д7200 имеют матрицу чуть лучше, но у них и значительно более высокая стоимость. Уверен, что Никон Д5100 с профессиональным объективом даст картинку лучше, чем Никон Д5500 с дешевым КИТ 18-105 ВР – мы убедились в этом на примере снимков с Никон Д3100 и недорогого портретного полтинника.
Следующим фактором, влияющим на качество изображения (после параметров матрицы), является удобство, скорость и точность фокусировки. А на него влияет количество точек фокусировки и особенно – количество крестовых точек. У модели Nikon D5100 и Nikon D3200, D3300 – 9 точек, только одна крестовая. У остальных (Nikon D5200, D5300 и D5500) – 39 точек, 9 – крестовые (более чувствительные).
Когда я фотографировал на Никон Д5100, то не испытывал проблем с фокусировкой и считал, что 9 точек достаточно. Перейдя на полный кадр Никон Д610, понял, что 39 точек дают намного больше удобства и точности. Совсем недавно я брал на пробу кропнутую зеркалку Canon EOS 600D и написал обзор со сравнением с другими моделями Кэнон. Когда-то ее называли конкурентом Nikon D5100 (на мой взгляд, Д5100 на голову выше, нужно сравнивать Кенон 600Д и Никон Д3100). Так вот, у нее — тоже 9 точек (1 крестовая) и теперь я испытывал некоторый дискомфорт.
Поэтому сейчас на вопрос, что выбрать из пары Nikon D5100 vs Nikon D5200 ответить стало очень трудно, каждый сам должен для себя решить: версия Д5100 действительно не уступает по качеству матрицы, ей не требуются дорогие топовые объективы, но по точности работы автофокуса она уступит конкуренту. Насколько это критично? Посмотрите по тегу Никон Д5100 внизу статьи сотни других снимков, снятых мною на эту модель и решите для себя сами. Нерезкие снимки у меня встречаются… но нельзя сказать, что я сильно страдал из-за этого… Кроме того, многие проблемы с нерезкостью связаны с тем, что я не умел правильно выставлять настройки зеркалки.
Если вы твердо решили купить Nikon D5300, предлагаю сравнить цены. Сегодня тушка D5100 стоит 21’000 рублей, D5300 – 33’000 рублей. При этом цена на Nikon D7000 (с матрицей от Д5100, но системой автофокуса, как у Nikon D5500) составляет 38’000 рублей. Если в будущем фотограф планирует покупать объективы, модель Никон Д7000 здорово поможет ему сэкономить средства, так как она оснащается устройством внутрикамерной подстройки фокуса: очень много объективов сторонних производителей и родных имеют проблему фронт-фокуса или бэк-фокуса. Камеру 3-й или 5-й серии придется сдавать в сервис, а в 7-й серии точную настройку АФ можно сделать самостоятельно. Кроме того, Nikon D7000 может управлять внешними вспышками и имеет на корпусе больше кнопок управления, что повышает удобство использования.
Думаю, что начинающим фотографам могут быть интересны также следующие статьи:
Какой фотоаппарат купить в 2018 году. Что еще придется приобрести вместе с камерой
Прошло почти пять лет, как я написал этот сравнительный обзор, а в выборе тушек и объективов ничего особо не изменилось. На вопрос о том, какая кропнутая модель Nikon сегодня самая лучшая по техническим характеристикам, я отвечу: «Nikon D500». А на просьбу дать совет, какую камеру купить новичку, скажу: «Nikon D7000, так как в Nikon D5100 фокусировка, все таки, неудобная». По ссылкам выше можно перейти к детальному обсуждению нюансов в комментариях. Если же говорить коротко, какую фототехнику я бы советовал начинающим фотолюбителям взять в 2018 году, то мой ответ такой:
- Подержанная тушка Nikon D7000, как более профессиональная модель с той же матрицей, что в Nikon D5100.
- Не новый объектив Nikon 18-105mm f/3.5-5.6 (либо другие, тут большой простор для выбора – я исхожу из минимальных нужд).
- Фоторюкзак Ainogirl A2163 (или аналог). Советую взять именно рюкзак для фотоаппарата, а не фотосумку, так как с ним легче передвигаться в походах и можно положить личные вещи фотографа.
- Карта памяти класса скорости 10.
- Если собираетесь снимать пейзаж, предметку, натюрморты, интерьеры, макро, размывать воду «в молоко», учиться фотографировать панорамы и снимки с расширенным динамическим диапазоном, обязателен к приобретению штатив (см. отдельный урок с объяснением, зачем нужен трипод, в блоке ссылок выше).
- Чистящий карандаш Lenspen для удаления отпечатков пальцев с объектива.
- Если собрались фотографировать портреты в помещении (особенно детей), получить нормальные фото без дополнительного источника света невозможно. Сразу нужно брать внешнюю вспышку. В блоке ссылок выше есть обсуждение моделей. В 2018 году я бы рекомендовал взять вспышку Yongnuo YN685N и (необязательно, но желательно) к ней радиосинхронизатор Yongnuo YN-622N-TX, который позволит вам поставить этот внешний источник освещения в сторону от камеры и получить более красивый свет.
Вспышку Yongnuo YN685N и радиосинхронизатор Yongnuo YN-622N-TX можно заказать на AliExpress. Вместе с ним можно купить за 1,5 доллара отражатель-лопух (ищется по фразе «flash light reflector»), хотя его можно и самому сделать, если не лень. В будущем, возможно, захочется прикупить телескопическую стойку под вспышку с зонтом (белым, серебристым и черным), большой отражатель (его можно и самому сделать), которые позволят получить более приятный, мягкий светотеневой рисунок.
Защитные фильтры ни к чему. Со временем, когда ознакомитесь с основами, возможно, захотите взять нейтральный серый ND-фильтр (им размывают воду в водопадах) и поляризационный фильтр (убирает блики на листве, воде и витринах, делая снимки более сочными).
Спасибо за внимание. Удачного выбора и красивых фотографий. Буду благодарен, если поделитесь ссылочкой в соцсетях на этот обзор.
Здравствуйте! Я — начинающий фотограф, хочу начать фотографировать свадьбы (фотоаппарат Nikon D5100). Фотографирую в большом городе на Nikkor 18-55/f3.5. Заказов много. Посоветуйте объектив какой выбрать Nikkor 18-55/f1,8 или Никкор 70-300/f4.5-5. Посоветуйте свой выбор. Заранее спасибо!
Юлия, я не снимаю свадьбы… И, вообще, ни разу еще не принимал участия в платных съемках… В идеале, я полностью согласен с тем набором объективов, которые предложил Максим ниже…
Могу добавить следующее: съемка свадеб за деньги — это начало своего небольшого бизнеса. Я в своей жизни несколько раз начинал свое дело и знаю, что хотелось бы много чего, но, как правило, в начале пути нет возможности приобрести все эти замечательные объективы, что порекомендовал Максим…
В таком случае, я бы начал со светосильного зума: Nikkor 17-55/2.8 или его дешевого аналога, что порекомендовал Максим: Sigma 17-50/2.8… Ну и, конечно, для съемок в помещении жизненно необходима хорошая вспышка… Без нее ничего толкового не получится — это точно.
Фотограф Екатерина Ступникова, чьи примеры фотографий на зеркалку Nikon D3100 и фикс Никкор 50/1,8 мы видим в данном обзоре, долгое время снимала, в том числе и свадьбы, на комплект: Никкор 17-55/2,8 плюс полтинник.
Интересных заказов Вам! И успешного их выполнения!
Здравствуйте, Юлия. Для свадеб (деньги зарабатывать) я бы себе собрал такой набор начального уровня (минимум): универсальный репортажный объектив Nikkor 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom (или Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon F), фиксы Nikkor 35/1.8G, Никкор 50/1.8G и Никкор 85/1.8G (для постановочных фото).
Ну, и хотелось бы на отдельную тушку телевик Никкор 70-300. Обязательно приобрести вспышку (минимум — Nikon SB-700, и то — с натягом, лучше SB-910) и светорассеиватель. Очень хорошо бы помощника с отражателем. На тушку Nikon D5100 можно, при наличии сноровки, и свадьбу качественно снять.
Китовый объектив Nikkor 18-55/3.5-5.6 для зарабатывания денег не годится. Телевик Никкор 70-300 в свадьбе не помешает, но если у фотографа одна тушка, то его применение мало реально.
Приветствую, Юлия! Во многом, к тому, что написал Максим, стоит прислушаться, но есть один нюанс… У каждого фотомастера могут быть свои предпочтения… Поэтому, каждый может насоветовать свой рабочий комплект, который, в конечном итоге, Вам не будет комфортным.
Могу привести в пример, мою знакомую, которая, вздыхая по фиксам и светосильным объективам, благополучно уже не первый год своим Canon 60D снимает свадьбы шедшим в комплекте при покупке объективом Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS. И при этом получает те деньги, которые просит… 🙂
Это я к чему? 🙂 Все зависит и от того, какую ценовую нишу Вы планируете занять… 🙂 Возможно и с китовым Nikkor 18-140 Вы ухитритесь получить законченный цикл зарабатывания соответствующего… 🙂 🙂 А возможно, набором кучи объективов Вам это не удастся…
Думаю, Сергей и завсегдатаи этого блога выскажут свое мнение, но, поверьте, НИКТО дистанционно не подберет вариант, который Вас устроит на 100 процентов. Поэтому, изучите статью с общими советами про подбор комплектов объективов на Nikon: vasili-photo.com/articles/nikon-lens-choice.html
А потом попробуйте проробовать… 🙂 Неплохо было бы, чтобы из круга знакомых фотографов кто-то дал Вам «пристреляться» на тех объективах, которые Вы, в конце концов, выберете исходя из «виртуальной» формировавшейся картины…
Ибо умный учится на чужих ошибках… 🙂 Не повторяйте подвиг такого дурака, как я, который учился на своих… 🙂 В частности, совет дополнить китовый Nikkor 18-55 телевиком Никкор 55-200 оказался дешевым, но непригодным вариантом КОНКРЕТНО В МОИХ условиях…
Удачи!
Update
В приведенной статье есть раздел «Свадебная фотография», советы из которого практически созвучны с тем, что писал Максим… Вникните в нюансы…
В самом то деле, конечно, дело не в объективах — человек знающий и умеющий снимать свадьбы сделает с одним штатником Nikkor 18-140 намного лучше свадебный репортаж, чем я с той кучей объективов, что написал. Поэтому человеку начинающему нужно учиться.
Я поснимал один раз на свадьбе, попросили в ЗАГСе снять знакомые — снимки получились не хуже, чем у свадебных наших фотографов. Но, именно, репортажные из ЗАГСа, без претензий на художественность. Естественно, снимал за бесплатно.
Для полноценного свадебного альбома я не готов браться. Мне лично не нравится, как снимают у нас в городе школьников, потому что фотограф приходит с одним объективом Nikkor 17-55/2.8 (или подобным) снимает группу,а потом этим же стеклом снимает портрет лицевой, и ничего что на портрете получается лицо как у алкаша: fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/146366/view/601774
А должно быть примерно так: fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/146366/view/601775 (и за такой портрет 160 рублей просят)…
Благодаря Вашей статье я передумала покупать Никон Д5300 и решила взять Nikon D5200 KIT + объектив Nikkor 55-300. Это для начала… 🙂 А там посмотрим… 🙂
🙂 Да уж, хотел написать такую статью, которая не будет отговаривать покупать новую зеркалку Nikon D5300, а просто поможет начинающему фотолюбителю сделать осознанный выбор, понимать за что он платит деньги… А в результате получилась антиреклама…
Могу еще продолжить отговаривать Вас. 😉 На страницах этого блога уже несколько человек высказали сожаление о том, что приобрели телевик Nikkor 55-300 — не устраивает по скорости фокусировки и по качеству картинки. Бывшие владельцы считают, что зря потратили деньги на него…
Поэтому, если берете Nikon D5200 KIT, то может стоит пока повременить с покупкой телеобъектива Никкор 55-300? 😉 Начнете фотографировать, поймете лучше что к чему, а потом сделаете выбор…
Желаю Вам удовольствия от покупки!!! Добро пожаловать в нашу армию Одержимых фотографией! 😉
Да нет же! Передумала, потому что рвалась купить именно Никон Д5300! Но, прочитав статью, поняла что к чему, и сделала, ну, может быть, на 98% осознанный выбор, ведь, я, всё же — начинающий фотограф!
А насчёт телевика Nikkor 55-300 — я, тем не менее, попробую! Буду учиться и стараться! 🙂 Если что, всегда можно продать, обменять и т.д. 🙂
Интересно, а КИТовый объектив какой берете: Никкор 18-55, 18-105 или Nikkor 18-140?
Китовый объектив беру: Nikkor 18-55. Когда хотела покупать Никон Д5300 Кит, думала взять его с линзой Nikkor 18-105.
По поводу телевика Никкор 55-300 — его не имел, но был у меня объектив Nikkor 55-200mm f/4-5.6G AF-S DX VR IF-ED Zoom. И, после приобретения телеобъектива Nikkor 70-300, я был даже немного разочарован: скорость фокуса старшего брата (70-300) пригодится, лишь, в 5 процентах от общего числа снимаемых на телевик кадров, а разница в фокусе 200-300 мм, практически, незаметна.
Посоветовал бы приобрести Никкор 55-200/4,5-5,6 VR. В плюсах: он в два раза дешевле, чем объектив Nikkor 55-300, картинка — на уровне и, если что — продать легко (в отличии от Nikkor 55-300).
Благодарю за совет — приму к сведению, подумаю! 🙂
Решила, всё же, телевик Nikkor 55-200 брать… 🙂 Хочется жутко с диафрагмой хотя бы f/2.8, но она уж очень много денег стоит! 🙁
И тут мнения ученых разделились… 🙂
Я, как бывший владелец именно такой комбинации (KIT 18-55 и Nikkor 55-200), которую считают наиболее дешевой и легкой для начинающих (описано в достаточно неплохой статье по подбору объективов на Nikon, ссылку на которую я давал в комментарии от 5 октября 2014 несколькими позициями выше), со временем пришел к выводу, что это — самый бессмысленный вариант.
Подтверждено было это несколькими моими знакомыми Никонианцами :), которые, пришли к схеме «тревелзум + набор фиксов». У Сергея в блоге описывается похожий вариант: можете полистать статьи и обратить внимание, что обсуждаются работы, снятые, в основном, на фикс Samyang 14 mm, универсальный Nikkor 17-55 с постоянной диафрагмой f/2.8. Кое-где фигурирует телевик Никкор 70-300.
Так вот! Моя рекомендация — начните с того, что для Вас будет наименее болезненно по деньгам: объектив Nikkor 18-105 или Никкор 18-140. Если найдете такой вариант в виде КИТа, ибо покупать такой объектив отдельно — сомнительный выбор… ПОТОМ придет понимание КОНКРЕТНО ВАШЕЙ СИТУАЦИИ: «я снимаю на длинных фокусных расстояниях, выкручивая 140 мм до упора и мне не удобно » – тогда будете рассматривать вариант более мощного объектива в плане зума.
Или: «я снимаю пейзажи и не могу в поле зрения скомпоновать кадр, как хотелось бы» – значит, будете искать что-то в диапазоне фокусных 10-14мм…
А может: «хотелось бы большей светосилы, другого боке и у меня есть время крутить объективы и походный рюкзак с линзами не вызывает дискомфорта». Тогда вы откроете для себя волшебный мир фиксов… 🙂 🙂 🙂 с апертурой f/1.4-1.8 при фокусных 14, 35, 50, 85 и, возможно, 105 миллиметров…
Скажу больше — у нас есть свадебный фотограф, который, просчитав компоновку кадра в стандартных локациях, в которых он работает, оставил себе ДВЕ тушки и на них два фикса: Nikkor 35/1.8 и 85/1.8. Снимки — просто шикарные! И он никогда не пропускает в процессе «верчения» объективов что-то в развитии событий…
Не могу сказать, насколько такая схема работы приемлема для всех, но есть и такой вариант…
Поэтому, поверьте на слово — с вариантом Nikkor 18-55 плюс 55-200 Вам будет дико не комфортно…
Олег, спасибо за развернутый отзыв бывшего владельца телевика Nikkor 55-200… Мне бы нужно сохранять нейтралитет между твоей позицией и Максима, но, раз ты очень быстро продал свой Никкор 55-200, рискну предположить, что не от того, что с него безумно нравилась картинка!.. 🙂
Совет, начать свою фотографическую историю только с одного КИТа, чтобы сэкономить деньги выглядит очень здравым… В своих последних комментариях я писал, что в этом свете приобретение KIT 18-105 выглядит, как наименьшее зло… И только великолепные фотки, снятые на Nikkor 18-140 заставили бы меня колебаться при выборе между этими двумя стеклами… 😉
Если говорить про мои объективы, то Nikkor 17-55/2.8 — это рабочая лошадка, которую можно взять с собой в любую поездку и быть уверенным, что он поможет сделать резкий, довольно симпатичный снимок почти в любых условиях. Но когда хочется снять что-то для души, то моя любовь — фикс Samayng 14/2.8… 🙂
Серж, вопрос тут даже не в том, что мне что-то не понравилось в картинке. Мне попался объектив без стаба, и спасибо тебе, что, когда ты посмотрел в личной переписке фото с использованием этого объектива, то подсказал правило, которое мы, начинающие фотодеятели 🙂 к своему стыду, не знали: выдержка должна быть 1/ФР, а для камер с большими значениями разрешения — даже 1/2*ФР.
Таким образом была решена проблема смаза, которую этот телевик сразу выпятил. И все бы было ничего, если бы не одно «НО»… В 90 процентов случаев, когда мы что-то снимали — некогда было «винтить» объективы… Поэтому я с тоской вспоминал проданную камеру SONY R1 с такой же APS-C матрицей и с объективом по лицензии Carl Zeiss, где фокусные были 14-71 c апертурой 2.8-4.8 и позволяли без лишних телодвижений снять 95 процентов сюжетов. А шикарная картинка лицензионного Цайса всплывала в памяти, как молчаливый упрек кошмарным КИТовым объективам 18-55 3.5-5.6… :):):)
Можете еще раз полюбоваться предтечей класса беззеркалок, в которой в момент выпуска сама концепция была доведена, практически, до безупречной реализации. И только покупка MINOLTA увела в сторону SONY от очень перспективной разработки… 🙂
ixbt.com/digimage/sony_cyb_shr1.shtml
Поэтому — дело не в картинке, а в «юзабилити»: зеркальная камера с китовым объективом 18-55 по фокусным и по светосиле, это — как «мерседес» с велосипедными колесами! 🙂
С таким же успехом можно взять продвинутую мыльницу…
А все мы помним, Серж, твой постулат: интереснее смотрятся снимки , сделанные в нестандартных фокусных. Таким образом, с моей точки зрения, начинающим фотолюбителям лучше начать с недорогого универсального зума, который взять в КИТовом комплекте, но с фокусными «длиннее», чем стандартные 55 мм. И это будет не факт, чтобы кардинально лучше по картинке, но однозначно УДОБНЕЕ во многих ситуациях…
Насчет связки Nikkor 18-55 и Nikkor 55-200 согласен, скорее, с Олегом. Тому, кто только начинает фотографировать, скорее пригодится недорогой универсальный зум, чтобы потом решить, какую связку выбрать.
Сами по себе объективы Nikkor 18-55 и Никкор 55-200 не отличаются чем-то выдающимся. Тут надо учесть, что кроме тушки и так найдется, что таскать с собой постоянно. А мой опыт использования показал, что тот же Nikkor 18-105 в реальных боевых условиях будет куда лучше KIT 18-55.
А вот, что касается КИТ 18-140. Лучший зум, но до недавнего времени в прошивке для него не корректируется дисторсия. Уже посмотрел: информация не верна. Но Nikon D5100 — в пролете. Новая пошивка L ставится на тушки начиная с Никон Д5200. Хотя на Nikon D7100 — ставится.
Да, дисторсия там была приличная и не только. Но, по всем тестам, весьма резкий объектив. Так что, наверное, сейчас, лишившись последнего недостатка, он, однозначно, для новичков предпочтительнее с тушкой Nikon D5200 и выше.
Сергей, я написал, ведь, только то, что лучше, по моему, купить телевик Nikkor 55-200, а не — Никкор 55-300. А совсем начинающему фотографу я бы присоветовал взять КИТ 18-105 или 18-140, так как, опять же, для большинства случаев он подойдёт.
Я покупал объективы в такой последовательности: KIT 18-55 (полное незнание), потом Nikkor 35/1.8G, затем Никкор 55-200. Но, если нужен телевик «кровь из носу», то при ограниченности бюджета, всё таки, Nikkor 55-200 — это лучший вариант (я пользовался Никкор 55-200 месяца 3-4, а потом купил Nikkor 70-300 «для птичек». Продал через полтора года с разницей от нового в 700 рублей. 🙂
Продал, естественно, объектив Nikkor 55-200, а Никкор 70-300 живет у меня и сейчас… 🙂
Максим, с пояснением: «Телеобъектив нужен кровь из носу!» — всё стало на свои места… 🙂 Тогда все высказавшиеся говорят, практически, об одних и тех же вариантах объективов…
И всё таки, связка Nikkor 18-55 + Никкор 55-200 имеет право на жизнь: цена такого набора (Nikon D5200 КИТ 18-55 с телеобъективом Nikkor 55-200) в Перми на 2500 рублей дешевле, чем Никон КИТ 18-105.
Для неискушенного в фото человека мои пейзажные снимки с Nikkor 18-55 нравились очень, на это стекло получалось при прочих равных более летняя «теплая» картинка, на объектив Никкор 55-200, при хорошем свете естественном или со вспышкой, тоже вполне приличные снимки выходили (я здесь в обсуждении одной из статей приводил примеры свои и с Nikkor 18-55 и с Никкор 55-200 на камеру Никон Д5100). Оба объектива любят свет. Да все бюджетные зумы Никон любят свет!
На Nikkor 18-105 я снимал лишь раз — он лучше, чем штатник 18-55. Но, даже после всего самим же мной написанного, всё равно, для новичка, по моему, удобнее КИТ 18-105 ВР, если, конечно фокусные расстояния в диапазоне 200-300 мм не является обязательным условием…
Вот посмотрите примеры фотографий, снятых на Никон D5100 КИТ 18-55:
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/147304/view/548648?page=0
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/147304/view/548657?page=1
А вот фотки, на Nikon D5100 и телевик Nikkor 55-200:
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/146207/view/549782?page=1
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/146207/view/547512?page=1
По последней ссылке: котик здОрово получился! И — где этот же котик хвостик лапкой держит!
А вот где котик хвост лапкой держит — это и снималось на 35 1.8 фикс… 🙂
Exif в Яндекс-Фотках показывает, что котик по 4-й ссылке снят именно на телевик NIKON AF-S 55-200 mm f/4-5.6G IF-ED DX VR Zoom… Что-то ты запутал, Максим!
Сергей, я думаю, Bat имеет ввиду вот эту фотку: fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/146207/view/553573?page=2
fotki.yandex.ru/next/users/maxcps/album/146207/view/553569?page=2
Эта фотография тоже очень мне нравится! 🙂 Сегодня своих кошек снимала — посмотрю, что получилось…
Кит, кит… Так и хочется вставить свои пять копеек. По мне, так эти китовые объективы — ну просто как, извините, затычки. Ну, типа, надо же с чего-то начинать любителям. Психология: раз пошел в магазин за фотиком, извольте тут нас дома всех поснимать и шедевры показать! 😉 Мало того, не знаю как сейчас — они в этих КИТах даже не удосуживались бэк/фронт фокус проверить. Тоже мне, комплект!
Или уж как-то криво делали: ну, типа, тушку под объектив подгоняли, ну или не знаю уж, как там можно было «настроить». В общем, я к тому, что вообще не стоит эти КИТовые наборы брать (опять же, повторюсь, так было раньше). Будут потом эти стекла на полке пылиться… Взять то же «полтос»или 35-ку — не дороже этих КИТовых зумов выйдет. Зато, будут и отличные фото, и придет понимание, что нужно, каких фокусных не хватает.
Да, вот так неожиданно — сразу фикс! Но сразу придет понимание, что такое качественный снимок, а не уплывшие цвета в копеечном «ките». Может, поначалу, и будут «обрубки», но все придет с опытом. А на тот же КИТовый Nikkor 18-70, в свое время, я специальную кривую в камеру заносил, что бы, хоть как-то, цвета натуральными были…
Все это — IMHO. Может, я и отстал от жизни чуток, так сказать… 😉
Насчёт «китового» фикса — то есть, брать тушку и к ней более-менее бюджетный фикс — тут я целиком согласен. Причём, предпочтительнее диапазон фокусных расстояний 30-40 мм для КРОПа. Их есть несколько у Никона, и совместимых. Не зря такие объективы называют стандартом.
Лично я, в далёкие советские времена, 14-летним пацаном начинал фотографировать на ч/б плёнку на дальномерке с объективом 50 мм и светосилой 2.0. По тем временам, возможности этой связки казались безграничны (с докупленным экспонометром, вспышкой, тросиком спуска, струбциной-штативом и набором самостоятельно изготовленных отражателей с фотолампами). Работа с этим всем хозяйством научила понимать саму суть фотографии. Финансов на что-то более дорогое просто не было, но для начинающего — и так слишком много возможностей и информации.
Жизнь повернула так, что увлечение фотографией пришлось прервать на 30 лет, но навыки полученные той техникой помогают далее постигать тонкости фотографии и сейчас, с использованием новых технологий.
Ну, почему же, у ФФ тушек — довольно-таки неплохие КИТовые объективы. Или, всё таки, будем учитывать финансовую составляющую? Так вот, с этой точки зрения, объектив КИТ 18-55 стоит на 500 рублей дороже просто тушки. Как и фикс Nikkor 35, этот зум не даст снимать лицевые портреты. Вот тут уже выходит зум Nikkor 18-105.
А если учесть, что у более 95% людей, приобретших зеркалку это не перерастает в серьезное увлечение, то приобретение КИТа Никкор 18-105 ещё более оправдано.
Я приобрел Nikkor 35 1.8 через неделю после приобретения КИТа Никкор 18-55 (купил я себе фотоаппарат абсолютно ничего не зная о фотографии, полный ноль). Затем начал читать и смотреть снимки и вот так быстро пришёл к Nikkor 35.
Первый раз снимал торжество на него — домашний юбилей брата. И оказалось, что вся его светосила в такой ситуации ничего не стоит: ГРИП то совсем малюсенький на дыре f/1.8, то есть, для этого нужна вспышка по-любому. А со вспышкой и на f/3.5 снимать можно.
Я со своим (очень небольшим) опытом, и с такими же знаниями 🙂 считаю, что если человек решится сразу же брать Nikkor 35/1.8, то пусть и 500 рублей доплатит за КИТ 18-55, чтоб хотя бы разницу увидеть в резкости этих стекол.
Но, всё таки, своего мнения о КИТе Nikkor 18-105 для начинающего не изменю: он удобнее и полезнее новичку.
Соглашусь с Максимом на 300 процентов! 🙂
Дело в том, что на апертуре 1.8 и 1.4 будет очень маленькая глубина резкости. Еще раз вспоминаем беззеркалки SONY, в которых есть, даже в бюджетных моделях, репетир диафрагмы и очень удобно видеть, еще до спуска затвора, что будет попадать в зону ГРИП.
А в свое время, пытаясь снимать полтинником, я попался на то, что функции DOF нет в зеркалках Никон… Опять-таки, вспоминаем мысль Сергея, которую он обосновывает во многих своих репортажах своими экземплярами объективов, которые, насколько я помню, практически все — б.у. Если нивелировать ценовой фактор, то можно подобрать очень удачный и четко подходящий под задачи фотографа объектив более высокого уровня.
Еще раз подчеркну, насколько точно подметил Максим особенность Фулфреймовых КИТовых объективов: мы случайно купили боксовый в идеальном состоянии Nikkor 24-85 3,5-4.5 дешевле, чем китовый DX-овый Никкор 18-105. И, хотя, как бы проиграли в фокусных расстояниях, но картинка с КИТового фулфреймового Никкор 24-85 очень нравится.
Но, если бы брать его за полную стоимость новым (порядка $550-600), то смысла в таком приобретении нет…
То, что DOF нет в зеркальных камерах Nikon — не совсем верно. На некоторых моделях нет, не вводите людей в заблуждение… 😉
Да, сори, не дописал, что нижнего ценового диапазона… Я говорю о том, что в бззеркалках SONY эта функция встоена в аппараты даже нижнего ценового диапазона. А у Вас есть данные, с каких моделей в зеркалках Nikon эта функция присутствует?
Из опыта — в серии Никон Д3000 и Д5000 ее нет, а точных данных у меня нет.
В зеркалке Nikon D7100 есть DOF, но я им пользовался считанное число раз, как-то уже так, примерно, знаю, где будет ГРИП.
Вы понимаете, Максим, в режиме приоритета апертуры в беззеркалках Sony, по-умолчанию, при установке числовых значений диафрагмы на дисплее, происходит одновременно изменение отверстия диафрагмы на объективе… 🙂
Так что, режим DOF там включен по-умолчанию. 🙂 А к бонусам привыкаешь быстро. 🙂 Даже, если такая функция, на первый взгляд, не является востребованной.
Такая же процедура в режиме «P» (изменение диафрагмы) НЕ вызывает изменения отверстия апертуры на самом объективе… Так что, работа электроники в этих камерах дает большую свободу выбора приемов работы… 🙂
Алексей и Апис, в ваших словах есть много правильного, но что-то мне не дает согласиться с вами… 🙂 С одной стороны, вы правы: фикс, в сравнении с КИТом, будет просто великолепен!
Но! Олег, который с Украины, правильно напомнил, что интереснее смотрятся снимки, выполненные на нестандартных 18-55 мм фокусных расстояниях. И добавлю еще: «Просто на разных фокусных». Возьмите любой мой отчет о самостоятельном путешествии. Как бы ни были хороши снимки, но 250 фотографий на ФР=35 мм — тоска зеленая!
И следуя вашему совету, фотограф автоматически «попадает» на покупку дорогого зума, так как после фикса, снимать на КИТ уже не захочет… 🙂
А правильный ответ я не знаю! 🙂
Как говорится в рефрене «Х-Files»: «Истина — где-то посередине». Для путешествий — самое интересное (в художественном плане) — это набор фиксов. Например, 14-35-85-200 мм. А самое удобное, особенно, в какие-нибудь пустыни — ультразум Nikkor 18-200 (Никкор 18-300 уж слишком монструозный, дорогой и, скажем так, не очень резкий). Правда, ширик тоже желателен. Но это — если надо снимать в тесных улочках. Реально полезен за адекватные деньги Nikkor 18-140. А в жизни — каждый решает сам! 🙂
Ну да, естественно, если покупать фотик и фикс перед поездкой на отдых в жаркие страны, то, конечно, такой фикс будет мал: мне и 18 мм на КРОПе бывало мало, что уж там говорить про фиксированные фокусные расстояния 35-50 мм.
Конечно, для таких поездок нужен некий универсальный объектив. И тут, естественно, диапазон расстояний 18-70 (и выше) более предпочтительнее. Перекручивать оптику во время экскурсии — запаришься, спору нет. А вот, если никуда не едем, то почему-бы и нет. Ну и, опять-же, мое мнение: если покупаем удаленно, то лучше тушку купить отдельно, а не КИТ.
Во всяком случае, они боле-менее стандартно настраивались, а не вкривь-вкось. Собственно, об этом в то время многие сходились во мнении. А вот потом уже, под нее подбирать стекло, хотя это все и чуть дороже выйдет, и времени чуть больше займет. Ну или, действительно, взять на первое время объектив Nikkor 18-105, для новичка будет в самый раз наверно.
И, кстати, да — после фикса придет понимание, чего тушка действительно ‘может’ 😉 Но, «как говорят французы»:»Мы не настолько богаты, что бы покупать дешевые вещи»!..
Кстати, совсем забыл, Апис Красноярский в своем блоге опубликовал репортаж о прогулке по Красноярску с зеркалкой Nikon D5200 и фиксом Nikkor 35/1.8G: kr-apis.livejournal.com/1166.html.
Мне кажется, что он опровергает мой тезис о том, что много фотографий на одном фокусном расстоянии «приедаются» зрителю. Как видно, снимая репортаж по классической схеме (общий, средний, крупный, сверхкрупный планы на фотках), можно получить интересную фотоисторию…
Для получасовой прогулки вполне реально использовать 1 фикс. Но для целой поездки или разноплановой съёмки на целый день он, действительно, притомит. Да и универсального зума (типа 17-50 для КРОПа или 24-85 для FF), будет периодически не хватать. И даже 18-300 не решит проблемы полностью, если уже попробовал раньше снимать на ширик.
Ой-ой! Господа, вы меня совсем запутали! 🙂 Дело в том, что Nikon KIT 18-55 я уже приобрела! Про второй объектив — думаю…
Фотоаппарат приобретался мной не просто для любительской съёмки, а с учётом «на вырост». Пока саму камеру выбирала — мозг чуть в кубик-рубик не превратился! Бюджет у меня скромный, к сожалению, а тут ещё и с работы уволилась.
Так вот! Камера приобреталась не просто для любительской съёмки, а с целью саморазвития и самосовершенствования до профессионального фотографа (когда-нибудь) :). Планируются фото-курсы, ну и интернет мне в помощь!
Образование у меня художественное, так что не совсем с нуля начинаю, а вот в техническом плане — как раз с нуля! В терминах, что и как устроено, что и для чего нужно — пока очень плохо разбираюсь…
И вот, теперь пришло время голову ломать над объективом!.. Бюджет, как ни смешно — 10 — 13 т.р. 🙁
Совет мой Вам: от души поснимайте на этот КИТ! Что не понравится — покажите, расскажите, что Вас не устраивает. Может, выявите для себя предпочтения и сами решите. Ну, или мы поможем посильно… 🙂
Благодарю! 🙂 На первых порах чувствую, что мне очень сильно не хватает линзы для макро-съёмки!
В статье с примерами фоток на Nikon D3200 показаны снимки, снятые на советский объектив Гелиос 44. Сейчас в Екатеринбурге на Авито продается такой за 1500 рублей. Правда, нужно изучать вопрос более детально по различным модификациям… Но чем не вариант для первых шагов в макросъемке?
Сегодня наткнулся на очередной обзор новой полнокадровой зеркалки Nikon D750. Наверное, каждому фотографу, имеющему камеру с кропнутым APS-C датчиком и уже увлекшемуся фотографированием, иногда приходят мысли о переходе на фуллфреймовую камеру.
А, собственно, я опять задумался не только о полном кадре, но ещё и о функционале. Ну, вот ненужна мне в камере функция съемки видео и WiFi очень ненужен! А в новые камеры всё больше и больше наворотов пихают. Да, конечно, никто не мешает не пользоваться этим, но ведь мысль гложет, о цене.
Вот думаю (хотя маркетологи любой конторы очень не так думают): «Была бы камера без видео, да даже без JPEG, снимала в RAW, ну, естественно, FX матрица. То есть, у неё есть экран хороший, настройки баланса белого и авто, в том числе, выбор ИСО, выдержки и диафрагмы. Режимов съемки только 3: мануал, приоритет выдержки, приоритет апертуры). «Отвертка» обязательно, точная подстройка автофокуса, буфер для серийной съемки, хотя бы, на 40 кадров. Короче ничего другого, чем съемка в РАВ. Такая камера не составила бы конкуренцию любительскому сегменту, поэтому цену на неё можно не задирать».
Я бы лично, взял такую (и хочу) второй камерой в студию, например. Да и вообще хочу вот такую, но второй… 🙂 Ещё, конечно, много слов могу об этом сказать, но основная мысль такая… 🙂
Максим, маркетологи, как бы мы их не ругали, разрабатывают продукт, который удовлетворит, как можно большее количество потенциальных покупателей. Даже, если посмотреть на мой блог, то видно, что я стараюсь (для повышения посещаемости) расширить тематику: здесь информация и для владельцев Nikon, и для обладателей Canon, есть фотоуроки для начинающих и рассказы о путешествиях. Тоже самое и с новыми зеркалками.
Последние полторы недели я провел в командировках, в том числе, 10 дней «катался» по Германии. В субботу специально поехал в фотомагазин, чтобы посмотреть на новую модель Nikon D750 у них уже продается.
Вот мне, как я неоднократно упоминал, нужен позарез поворотный экран, так как процентов 15 фотографий я снимаю с таких ракурсов, когда по-другому снять либо трудно, либо невозможно. А еще в 50% я фотографирую, кадрируя фотографию в режиме Live View. И, хотя у Никон Д750, как оказалось экран не такой полноценный, как у Nikon D5100, все равно, это будет основная причина, почему я возьму именно его, а не, скажем, Nikon D610, который по характеристикам ничем не отличается.
Когда я писал данный обзор Nikon D5300, не мог определиться толком нужно или нет мне видео на зеркалке. Посмотри мой обзор о путешествии по Китаю в марте 2014 года — очень много роликов снято именно на Nikon D5100. И, в сравнении с мыльницей, видео — просто великолепно. В Тайланде мы пошли на концерт «Альказар Шоу», где снимал тоже видеоролик. Когда дома показывал его друзьям, они не могли поверить, что видео снято не на профессиональную камеру.
А когда мы с Даниилом записали обзор алюминиевого штатива Sirui R-2004 на его полнокадровый фотоаппарат Nikon D600 в формате 60fps — у меня все сомнения отпали: в современной зеркальной камере ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть возможность снимать качественное видео.
Не думаю, что все перечисленные тобой излишки (наличие сюжетных режимов съемки, поворотный экран, съемка видео в FullHD качестве) заметно влияют на конечную цену. Все они реализованы в самой младшей модели Никон Д3100 стоимостью 16000 рублей. При цене в Германии новой модели полнокадровой зеркалки Nikon D750 в 2146 евро, возможность снимать видео, думаю, обходится фотографу не дороже 1000 рублей… Просто маркетинг…
Ну и со всеми остальными твоими выкладками, Максим, я согласен: все эти надстройки для съемки в JPEG фотографу, пусть не профессионалу, но с опытом выше начального, совсем не нужны.
Сегодня в группе В Контакте увидел извещение от компании Никон. Они стали предлагать всем желающим взять новую зеркалку Nikon D750 на тест-драйв у официальных дилеров (в Екатеринбурге их два). Можно будет взять тушку и попробовать на ней свои объективы. Руки чешутся испытать! 🙂
Сергей, я пытался работать с GoPro 2 и 3. Экстрим — их стихия, но качество не то, по сравнению, даже, с зеркалкой Nikon D5100.
Это к тому, что видео, всё таки, должно сниматься на хорошую, именно, видеокамеру.
Максим, соглашусь, все ж таки, с мыслью Сергея про видео в фотоаппаратах и проиллюстрирую примерами. Вот видео песен моей давней знакомой. Оно снято на зеркалку Canon 5d mark 2:
youtu.be/dto3GoKJ7P4
Стоимость такой камеры, насколько я помню, составляет порядка 2000 USD. Клипы снимались за небольшие деньги…
А вот видео, которое снималось в дорогой компании, с очень приличным бюджетом, на цифровую видеокамеру RED, стоимостью, если тоже правильно помню, порядка 50 000 USD:
youtu.be/Zz1FSfLzO_w
Если не брать во внимание спорную художественную составляющую творчества моей знакомой, а отталкиваться от картинки, если честно, мое мнение — РЕЗУЛЬТАТ СОПОСТАВИМ… Таким образом, на фотоаппарат, с учетом более «красивой» картинки, благодаря возможности получить шикарную ГРИП, использовать сменные объективы для разных планов и более низкой стоимости комплекта, проще начать снимать качественно видео с картинкой, технически сопоставимой с той, которая получается при использовании комплекта оборудования более высокой ценовой категории.
На это и «бьют» маркетологи, учитывая такую возможность использовать их фотокамеры в небольших проджект-студиях, которым сходу покупка RED не по карману…
Олег, спасибо за видеоролики. В комментарии от 17 июня 2014 я также приводил примеры видео, снятого на любительские зеркалки Nikon D5100, D3100 и D5200… Скажу одно: «Что бы я так снимал!» 🙂 Конечно, может профессиональная видеокамера и выдаст картинку лучше, но для большинства фотографов среднего ценового диапазона будет достаточно возможностей зеркального фотоаппарата…
Но спорить с Максимом не буду, ибо это — вопрос того, что каждый фотолюбитель считает ценным для себя. Правильных ответов здесь нет…
Максим, ответ на вопрос о том, что видео нужно снимать на видеокамеру зависит от того, для какого применения оно предназначено. Вот я смотрю видео в формате FullHD, 30fps снятое в поездке в Китай на большом телевизоре и в восторге от качества изображения!!! Мне кажется, что Nikon D5100 снимает, почти, в формате 3D…
На сегодняшний день мне большего не нужно. Тем более, что для этого «большего» пришлось бы затратить деньги на приобретение видеокамеры и таскать дополнительную тяжесть по горам… 🙂 А так: есть что запечатлеть на видео — включил кнопочку и снимай… Не было бы данной функции — было бы печально…
Мммм — дааа…. Уже сейчас вижу, что где-то не хватает зума, а где-то макро-линзы…
Ничего не могу Вам посоветовать больше к тому, что сказано раньше. 🙂 Если Вас утешит, знайте, что Вы — не одна такая, иначе не было бы 4-х страниц комментариев к этой статье с вопросами, советами, какой выбрать объектив для начинающего или продвинутого фотографа… 😉
🙂 Это был, больше, риторический комментарий… 🙂 Чувствуется, постоянно, что китовому объективу Никкор 18-55 сильно не хватает света…
Вот бы фикс взять на время попробовать поснимать! ))) Сергей, Вы же в Екатеринбурге живете, у Вас не найдётся, случаем, фикса, хоть на денёк, поснимать на пробу? 😉 Так расхвалили его, что аж слюнки текут!.. 🙂 Зум Nikkor 55-200 и макро я, примерно, могу визуально представить себе, как работают и снимать как на них, а вот фикс — для меня новинка… 🙂
Честно скажу, пока, идея давать в аренду свои объективы мне не нравится!.. 🙂 В Екатеринбурге уже есть люди, которые дают фототехнику напрокат. Не буду у них хлеб отбирать…
Я очень трепетно отношусь к своим выбранным объективам. Было, что у меня просили попользоваться и в поездку заграницу, и просто поснимать… Ну-у-у-у-у, не знаю… Для меня это уже — как нательное белье: интимное. 🙂 Поэтому правильно Сергей сказал: либо аренда, либо по объявлениям посмотрите, кто продает, договоритесь на тест взять… Вот и пощелкаете 🙂
А ещё мне очень нравится моя аватарка тут у вас! 🙂 Такое милое зелёное существо с лапками. 🙂 Даже писать сюда приятно и не хочется общение заканчивать. 🙂
Не знаю получится ли, но вот один удачный снимок: vk.com/id22060818?z=photo22060818_341690963%2Falbum22060818_00%2Frev
Пока больше ничего не выкладывала.
🙂 У начинающих фотографов кошки, наверное — самые частые профессиональные фотомодели!.. 😉
Да-да, потому что они — самые доступные для фотосессии! И бесплатно для обеих сторон… 🙂 Разве что, за еду для кошки и мурчание для фотографа… 🙂
Кстати, продолжая тему универсальных объективов: Тамрон выпустил зум Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 Di II VC PZD. Звезд с неба от такого универсала, конечно, не стоит ожидать. Да и цена вышла приличная. Но он легок и универсален.
Думаю, что фотограф, попробовавший снимать нормальным зумом или, тем более, фиксом, на такой объектив никогда не перейдет…
Так такие зумы используют не профессионалы, хотя и профи иногда тоже. Эти универсальные объективы позиционируются, именно, как тревел-зумы: когда нет возможности быстро менять объективы, подбегать к объекту съемки и т.д.
Вот поехал наш турист с гидом на экскурсию в жарком Египте. А любая подобная экскурсия — это беготня за экскурсоводом, тут времени в притык выставить минимальные настройки и, хоть как-то, скадрировать, а не объективы менять. И на подобный тревелобъектив можно привезти больше интересных фоток.
А еще такие линзы сильно выпрямляют руки, ибо не прощают ошибок… 🙂 Но, если грамотно выставлять параметры, можно получать весьма неплохие фотки.
🙂 Да это я так… ворчу… Думаю, что Tamron 16-300mm f/3.5-6.3 окажется не хуже, чем описываемый в одном из обзоров в разделе «Фотодело» объектив Сигма 18-250. В чем-то один другому может и уступает, но, в целом, дает картинку лучше, чем штатник Nikkor 18-55.
Тем кому лень менять стекла, как раз подойдет. Более того, такой вариант может оказаться дешевле, чтобы понять, какой профессиональный объектив нужен фотографу и нужен ли вообще. Сейчас на Яндекс он стоит, в среднем, 30 тысяч рублей. А набор из КИТа, широкоугольника Samyang 14/2,8 и телевика Nikkor 70-300 — тоже, около 30 000 рубликов… Но, после приобретения этих двух стекол — 100% захочется прикупить светосильный нормальный зум 17-50/2,8… 🙂 А это — уже другие деньги! 😉
В общем, здравствуйте! Таки, приобрела я телеобъектив Nikkor 55-200. Вот… И ещё — набор макроколец 12/20/34 от Полароид. Кольцами довольна просто обалденно!! А вот Никкор 55-200, пока что, толком не использовала… Хотя — луну снимала!..
О-о-о-о, снимать луну — это что-то новенькое! 🙂 Обычно, все таки, фотографируют кошек и собак в первую очередь… 😉 Поздравляю с приобретением! Теперь нужно на фотоохоту на снегирей, дубоносов и зеленушек готовиться!
На телевик Никкор 55-200, конечно, можно снимать луну, но больше, как ради экспериментов. Ну и без штатива — нереально.
Я в вопросы съемки луны, честно говоря, сильно углублялся. В целом, с Tiger Claw согласен: если снимать обычную фотографию луны, редко когда художественное фото можно получить, так как сама по себе она мало интересна.
Неделю назад ездил переснимать Храм на Крови для статьи с описанием настроек для фотоаппаратов Nikon и Canon, так светила яркая, крупная луна. Решил снять отдельно панораму города и спутник Земли. А потом в фотошопе совместить 2 фотки, увеличив, при этом, масштабы луны. Видел в интернет красивые фотографии подобного рода.
Снимал ее со штатива, режим «M». Получаются нормальные кадры при настройках: ФР=300мм, f/5.6, ISO 100, В=1/200 секунды. Таким образом, если поднять ИСО до 200 — 300 единиц, можно и с рук было бы снять… Но объектив не хочет сам фокусироваться, пришлось в мануальном режиме «докручивать» фокус…
Все равно, получился баланс белого на фото луны и ночном пейзаже города совершенно разный… Нормально свести в редакторе 2 изображения не смог, навыков не хватает… А луна сама по себе — не интересна…
Я тоже фотографировал луну. Для получения максимальной детализации при кадрировании в масштабе 100%. Тут без штатива ИМХО никак. ISO тоже сильно не задерешь. Диафрагму зажимал сильней, для большей четкости, при полнолунии света от луны достаточно, ну и выдержку делал меньше. Хотя, при фотографировании месяца можно получить больше детализации по краю тени.
Но вот если фотографировать луну, то на это — youtube.com/watch?v=tvJ44kQO87Q 🙂 Телескоп не нужен. Качество, конечно, у 65-кратного ультразума Canon PowerShot SX60 HS посредственное, он весит и стоит, как бюджетная зеркалка, но зато — не нужен телескоп. 🙂
Посмотрел пример видео с луной, снятого на Canon PowerShot SX60 HS. Впечатляет! Поискал примеры фотографий с этого ультразума – качество, как у нормальной мыльницы. Я имею ввиду, что хуже, чем у зеркалки, но не критически… И вот какой вопрос возник: по всем новым зеркалкам Nikon с большим количеством пикселей идут споры о том, что это – зло, так как увеличиваются шумы, микросмаз…
Проведем анализ размеров пикселя у разных зеркалок и ультразума. Дано: у зеркального фотоаппарата Nikon D5100 количество пикселей (Кп) составляет 16 Mpx, у модели Никон Д5200 количество Кп=24 Mpx при кроп-факторе Кф=1,5 и у Nikon D800 – Кп=36 Mpx при КРОПе Кф=1,0. А ультразум Canon PowerShot SX60 HS оснащается матрицей с КРОП-фактором 5,62 и разрешением, как у зеркалки Nikon D5100 — 16 Mpx.
Размер пикселя рассчитаем по формуле: Рп=(24*35мм)/Кф/Кп
Получаем следующие величины:
• зеркалка Nikon D800 Рп=(24*35)/1,0/36=23,33 (не знаю, как величина называется, микрометр?)
• зеркальная камера Никон Д5200 Рп=(24*35)/1,5/24=23,33
• зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 Рп=(24*35)/1,5/16=35,00
• ультразум Canon PowerShot SX60 HS Рп=(24*35)/5,62/16=9,34
Таким образом, размер пикселя у ультразума Кэнон Пауэршот Эс ИКс 60 в 3,74 раза меньше, чем у зеркального фотоаппарата Nikon D5100 и в 2,45 раз мельче, чем у более новых камер. При этом, качество картинки не скажу, что так уж драматически хуже…
Всё это – не к тому, чтобы агитировать всех выбирать ультразумы вместо зеркалок, а к тому, что, похоже, влияние размера пикселя на качество картинки у новейших моделей зеркальных фотоаппаратов Nikon D5300 и D5200, D800 несколько преувеличено…