В начале ноября 2013-го, накануне выхода в продажу новой модификации зеркальной камеры Nikon D5300, предназначенной для начинающих фотолюбителей, я написал большой обзор и сравнение характеристик с предшествующими моделями. Изначально моей целью было написать разъяснения для новичков, что означает тот или иной параметр зеркалки, как он влияет на качество снимков, действительно ли он так важен, как говорят маркетологи. Когда же я стал дотошно разбираться в чём отличие между Nikon D5300 от Никон Д5200, Д5100, Д3100, Д3200 и Д7000, то пришёл к выводу, что новый фотоаппарат хорош, конечно, но не стоит тех денег, что просит за него производитель. В обзоре были приведены примеры фоток, снятых на самую младшую, «устаревшую» модель зеркалки Nikon D3100 (специально взял в кавычки это ложное определение) с качественным и недорогим объективом – фиксом Nikkor 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. Было очевидно, что главное – купить хорошее стекло и тогда камера, даже выпущенная 4 года назад, сможет отлично себя показать. С тех пор утекло много воды и появилось большое количество реальных владельцев Никон Д5300. Сегодня мы с вами имеем шанс посмотреть примеры фотографий, снятых на эту новую модель зеркалки Nikon D5300 KIT 18-140 VR и решить, был ли я прав…
Большое отступление для тех, кто вообще не знает что такое зеркальный фотоаппарат и чем он отличается от «мыльницы»
Когда вы приходите в магазин и видите огромный выбор беззеркалок, зеркальных камер и компактов («мыльниц»), сравниваете цены на них, то сразу возникает желание сэкономить. И тут встает вопрос: «Что лучше – купить продвинутую мыльницу или зеркалку начального уровня? В чем между ними принципиальное отличие?»
Профессиональные фотографы говорят следующее. Продвинутые мыльницы могут иметь возможность регулировать параметры съемки в широком диапазоне. Компакты могут уметь фокусироваться по точкам, снимать в разных режимах: портрет, пейзаж, приоритет выдержки или диафрагмы, регулировать баланс белого и время автоспуска. Различия между мыльницей и зеркалкой можно разбить на две группы: «технические» и «требования маркетологов».
К «требованиям маркетологов» профессионалы относят:
- Намного большие размеры матрицы у зеркального фотоаппарата (не в количестве пикселей – это всё ерунда, а в миллиметрах). Поэтому на снимках у зеркалок присутствует значительно меньше шумов и есть возможность красиво размывать фон на портрете (боке).
- Зеркальные фотоаппараты позволяют менять объективы. Поэтому для съемки своей сестры вы можете поставить на свой Nikon D5300 портретник Nikkor 50/1.8G, а для фотоохоты – накрутить телевик Nikkor 70-300, для кадра «Во поле берёзонька стояла» использовать широкоугольный Samyang 14/2.8 и т.п.
- Возможность регулировать большое количество параметров съемки, причем, с помощью кнопочек, размещенных на корпусе зеркального фотоаппарата. В мыльнице приходится лезть в джунгли многоуровнего меню.
- Для производства зеркалок используют более качественные электронные компоненты и стекла для объективов.
Данные параметры относят к категории «маркетологи настояли» потому что нет физических преград, чтобы сделать мыльницу с большой матрицей (скажем с кроп-фактором КФ=1,5, как у начальных зеркалок, а не КФ=5.6, как это делают сейчас) и возможностью использовать объективы от Nikon D5300. Просто тогда процент покупателей дорогущей зеркальной камеры значительно снизится. Ведь большинство фотолюбителей покупают зеркалку со штатным КИТовым объективом и всю жизнь используют только его.
«Технические различия» — вызваны особенностями конструкции зеркалок.
- Благодаря наличию зеркала вы наблюдаете в видоискателе именно ту картинку, что видит объектив. Нет запаздываний, а картинка – более четкая, чем на экране мыльницы.
- В компактных фотоаппаратах используется более простая система автофокуса, поэтому она работает медленнее, чем у зеркалки. В зеркальной камере применяются более быстрые датчики фокусировки. Допустим, вы снимаете конькобежцев. Там, где мыльница или беззеркалка покажут мыло (нерезкие кадры), зеркалка успеет сфокусироваться и сделать хорошую фотографию.
В чем отличие разных модификаций Nikon D5300, продающихся в магазинах
Еще одно разъяснение для совсем начинающих фотолюбителей, касается отличий в маркировке разных модификаций одной и той же модели зеркалок. Если в поисковике ввести запрос «Сколько стоит любительская камера начального уровня Nikon D5300», то увидим, что фотографам предлагается большое количество вариантов: Nikon D5300 body, Никон Д5300 КИТ 18-55, Nikon D5300 KIT 18-105 VR или, чаще всего – Nikon D5300 KIT 18-140 VR. Все фотоаппараты продаются по разной цене. В чём отличие? Какой из них лучше?
Ответ состоит в том, что преимущество имеет тот комплект, у которого качественнее объектив. Дело в том, что любая зеркальная камера (будь то Никон, Canon, Sony или Pentax) может продаваться без объектива (только корпус) и тогда она имеет обозначение Nikon D5300 body (это слово в переводе с английского значит «корпус», профессиональные фотографа называют ее «тушка») и стоит дешевле.
Но ведь новичок побоится покупать фотоаппарат без объектива! Поэтому маркетологи придумали уловку. Они продают набор: корпус + дешевый объектив. А в переводе на английский язык набор означает «kit». Вот почему на витрине фотомагазина вы видите ценник с обозначением Nikon D5300 KIT.
Зачем же профессионалы покупают фотоаппарат без линзы? А затем, что они хорошо представляют какое конкретно стекло им нужно для решения конкретных задач. И они не хотят платить за штатный, KIT-объектив, который все равно выбросят.
Почему в разных интернет-магазинах цена на зеркалку Никон Д5300 КИТ отличается в широких пределах? Потому что в наборе могут идти разные стекла. Честные продавцы пишут обычно Nikon D5300 KIT 18-140 VR, KIT 18-105 VR или KIT 18-55 VR. И в обозначении данных комплектов еще не все буковки проставлены. Буквы и цифры после слова КИТ расскажут вам о том, каким объективом будет укомплектована ваша первая зеркалка: Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR, Nikkor 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR DX AF-S или Никкор 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX.
Давайте разберем подробно, что значит каждый символ в обозначении и какая разница между данными линзами.
Китовый объектив Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX
Минимальное фокусное расстояние – 18 мм, максимальное – 55 мм. При этом на коротком конце (ФР=18 мм) можно открыть диафрагму до f/3.5, а на длинном – только до f/5.6. Что такое диафрагма, выдержка и ИСО, как они влияют на качество фотографии и, вообще, какие настройки выставлять на фотоаппарате Canon, Sony или Nikon, я постарался объяснить в отдельном фотоуроке. А в статье с советами, какие режимы съемки использовать на концерте рассказал, почему объектив Nikkor 17-55/2.8 лучше справляется, чем штатник Никкор 18-55.
G – нет возможности изменять значение апертуры вручную, кольцом на объективе (в современных фотокамерах данная функция и не нужна).
AF-S – модель объектива использует для автоматической фокусировки встроенный ультразвуковой мотор, чтобы он вращал линзы при наводке фотоаппарата на резкость. В профессиональных зеркальных камерах, типа Nikon D800, например, мотор уже встроен в тушку и профессионалы говорят, что она оснащена «отверткой». В некоторых стеклах, как, например, в Nikkor 85/1.8D своего привода нет, а значит наводиться на резкость с камерами без «отвертки» придется руками, вращая кольцо фокусировки на объективе. У Nikon D5300 и родственников D3xxx, D5xxx отвертки нет.
VR – линза имеет встроенный стабилизатор изображения, позволяющий снизить влияние микросмаза при относительно длинных выдержках. Данная функция удобна при съемке в сумерках с рук и в других случаях, когда нет хорошего освещения. Нужно понимать, что стабилизатор помогает лишь в очень небольшом диапазоне. А когда вы снимаете в условиях очень слабой освещенности – без штатива не обойтись. Для чего профессиональные фотографы используют штатив читайте в соответствующем фото уроке. Ну и формулу для определения минимальной выдержки, при которой можно снять резкую фотографию с рук, читайте в означенном ранее уроке фотографии для новичков «Про настройки камер Nikon, Canon и Sony».
DX – объектив предназначен для использования только на кропнутых камерах. На полноформатных зеркалках будет в центре кадра круг, а по краям – черная зона.
KIT-объектив Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX
Видим, что он отличается от предыдущего штатника диапазоном фокусных расстояний: от 18 до 105 миллиметров, а значит, может приблизить изображение почти в 2 раза крупнее, чем 18-55. Также, от используемого фокусного расстояния зависит степень размытия на фотографии (еще от диафрагмы, расстояния до объекта и от него – до фона), т.е. боке. Поэтому, данный объектив будет фотографировать портреты, например, чуть лучше, чем первый вариант штатного стекла на Nikon D5300.
ED – для уменьшения искажений (хроматических аббераций) в конструкции используется стекло из специального состава Extra-Low Dispersion. На сайте Nikon можно прочитать технические характеристики всех перечисленных объективов. Мы увидим, что у 18-55 ED-стёкла не применяются, у 18-105 используется всего лишь 1 штука, у нового КИТового Nikkor 18-140 тоже стоит 1 элемент из низкодисперсионного стекла. Ради интереса посмотрел еще данные по тем линзам, что лежат в моем фоторюкзаке Ainogirl A-2163 : Никкор 70-300 имеет 2 линзы из материала с низкой дисперсией и Nikkor 17-55/2.8 оснащен серьезнее: 3 ED и 3 асферических элемента.
Примеры фотографий, снятых на штатник Никкор 18-105 и камеру Nikon D5200 приводил в своем обзоре телевика 70-300 Апис Красноярский. Если вы хотите почитать, откуда пошло наименование объективов «Nikon Nikkor», история бренд приведена в комментариях к этой статье.
Образцы фотографий, полученных на камеру Nikon D5300 KIT 18-140 VR
Фотки для публикации мне предоставил фотолюбитель Михаил из Москвы. Его ник на фотографических форумах Ктототам. Он не профессионал, так же как и я, в течение последних 2-х лет снимает для удовольствия. И его предыдущей камерой был Nikon D5100.
Получается, как мы сейчас увидим, у него очень даже неплохо. Как и любой фотолюбитель, только недавно ставший обладателем новой зеркалки, он провел испытания на пчелках, шмелях, кошках и воробьях.
Начинаем обзор кадрами с насекомыми.
По-моему, очень красивая картинка получается! Макрофотографии нравятся. Вот пример съемки цветов.
Когда я увидел данные образцы фото, сразу пришла мысль, что, возможно, я был не прав, когда в отговаривал новичков покупать новинку…
Вот пример фото с пейзажем в дневное время, снятый на Nikon D5300 KIT 18-140 VR.
Далее, посмотрим, как зеркалка Никон Д5300 КИТ 18-140 ВР справляется с ночными пейзажами.
Одни из самых красивых фотографий природы получаются при съемке пейзажей на закате и на рассвете. Образец снимка, снятого в закатное время выглядит так.
Вернемся к просмотру фото на садово-огородную тему. Посмотрите еще раз, как китовый объектив Nikkor 18-140 VR красиво нарисовал боке.
Ну и попробуем Никкор КИТ 18-140 ВР в условиях фотоохоты.
Как говорится, без комментариев. В статье с обзором характеристики фотоаппарата Nikon D5300 я писал, что это отличная камера, но цена на нее завышена. Сегодня же, увидев фото с него, мне захотелось стать обладателем подобного агрегата.
Конечно же, посмотрев примеры фотографий, снятых на данную камеру, хочется сразу же выставить что-нибудь в ответ, снятое на мою зеркалку Nikon D5100. Но выбрать достойных конкурентов не так-то и легко. Как мы видим, Михаил активно снимает пейзажи в режимное время, когда свет не жесткий и снимки получаются самые выигрышные. Я ленивый, поэтому в режимное время снимал мало. Пожалуй, я могу только противопоставить фотки из деревни Коуровка и те снимки рассвета, что снял одним осенним прохладным утром на микрорайоне Химмаш. Правда, соревнование не будет справедливым, так как на Никон Д5100 стояли более качественные объективы: фикс Samayng 14/2.8, родные Nikkor 70-300 и 17-55/2,8.
Мог бы еще показать картинки из будущего отчета о поездке самостоятельно в Таиланд.
Но делать этого не стану, так как тогда мне нечего будет показывать в своих рассказах… 😉 Добавлю только, что вы можете посмотреть образцы картинок с Никон Д5100 и телевиком Никкор 70-300 в обзоре этого объектива. Там много похожих сюжетов: шмели, воробьи и кошки.
Отзыв владельца камеры Nikon D5300 KIT 18-140 VR
Давайте возьмем небольшое интервью у Михаила. Ведь, интересно не только посмотреть примеры фотографий, снятых и на довольно новую модель фотоаппарата, и линзы.
— Михаил, на своем сайте я выразил мнение, что зеркальная камера Nikon D5100 – это лучшее предложение на рынке для новичков, исходя из соотношения цена/качество снимков. Поэтому, первый вопрос, который меня интересует: что побудило Вас перейти на новую модель?
— По поводу посыла я не очень уверен, т.к. вменяемому человеку ясно, что и Никон Д5100 снимает не хуже. И, как вы сказали, по соотношению стоимость и качество — это объективно лучший выбор на данный момент. Фотоаппарат Nikon D5300 стоит дорого, но при этом он новее, есть преимущество и по 24Mpx матрице. Плюс наличие вайфая, которым я пользуюсь регулярно, чтобы скинуть фото на телефон. Уверен, что и GPS многим окажется полезным. Никаких иллюзий я по поводу качества картинки не питал. Хотел лучший автофокус, ну и аппарат новее.
– Матрица Вашей зеркалки имеет больше пикселей. Возникали у Вас проблемы с тем, что файлы с фотографиями (особенно в формате NEF) много весят при обработке на компьютере? Каковы параметры Вашего ПК? Пришлось ли или придется в будущем докупать память?
— Никаких проблем не возникает. Сейчас слишком мощные процессоры для таких мелочей. Память стоит копейки. У меня ноутбук Asus G750 на i7 с 16 Гб оперативки.
— Были ли проблемы с микросмазом из-за того, что очень мелкие пиксели?
— Бывает. Делая несколько технических снимков в одинаковых условиях, один или два из 5-ти выделяются резкостью.
— Требуется ли на практике увеличенная скорость непрерывной съемки? На сколько фоток хватает буфера памяти фотоаппарата при съемке в RAW?
— Не снимал сериями еще. Эта информация, думаю, и официальная есть.
— Кстати, обычно в каком формате фотографируете: в RAW или RAW+JPEG или JPEG только?
— Я снимаю только NEF (так у Nikon обозначается формат RAW). Если нужен Жпег для телефона, все равно, сам обрабатываю в аппарате.
— В каких режимах чаще снимаете? Например, я чаще использую «Приоритет диафрагмы».
— Я также, чаще всего, ставлю «А» или «М».
— В технических характеристиках новой зеркалки Nikon D5300 значится, что максимальная светочувствительность у нее 12800 против 6400 на моей. Ощутили разницу по ISO на практике?
— Не снимал пока на таких ИСО.
— Почему большинство Ваших фотографий снято на диафрагме f/5,6? Спрашиваю, потому что, обычно, пейзажи фотографирую на f/8 – f/11, а портреты, например, для размытия фона снимаю на f/2.8-3.5. У Вас же апертура одна и та же используется.
— В связи с дифракционным пределом. После f/5.6 объектив начинает мылить. Проверено лично мной после слов профессионального фотографа.
— Удобно или нет, что в новой модели больше точек фокусировки: 39 против 11 на старой Nikon D5100?
— Лично мне – да.
— Вспышкой встроенной тоже не пользуетесь?
— Также не приходится использовать штатную, как и Вам.
— Ваше мнение про поворотный экран? Нужен он? Лучше чем у Никон Д5100?
— Да он такой же, как и у предыдущих моделей. Конечно, с экраном удобнее.
— Производитель заявляет, что у новинки более емкий аккумулятор. Вам его хватает?
— Было пару раз, когда не хватило. Лучше, конечно, иметь еще один источник питания.
— Планируете ли еще другие объективы приобретать на свой Nikon D5300? Какие марки и почему?
— Думаю, в дальнейшем, придется еще купить Nikkor 55-300 или 70-300. Люблю живность. Фокусного расстояния 140 мм на моем Nikkor KIT 18-140 для этого мало.
— Пользуетесь ли штативом?
— Пользовался на природе пару раз. Пока я в процессе ознакомления с этим агрегатом.
— Применяете ли вы при съемке какие-либо фильтры?
— У меня есть только UV-фильтр.
— Какой совет можете дать тем начинающим фотолюбителям, кто еще только раздумьях покупать ли новую зеркалку Nikon D5300?
— Ну, на этот вопрос мне часто приходится отвечать. Если деньги есть и их не жалко на фотографию, то лучше выбрать модель новее. Она ничем не хуже D5100 и Nikon D5200. Плюс имеет свои фишки, довольно полезные. Но если бюджет ограничен и вопрос стоит взять Nikon D5300 KIT 18-55 или же Никон Д5100 с объективом Nikkor 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR DX AF-S или каким-то другим набором, который качественно лучше, чем 18-55, то я однозначно за 5100.
Такой вот рассказ про новую зеркалку Nikon D5300 KIT 18-140 VR у нас сегодня получился. Я впервые выступил в качестве журналиста, а Михаил – в роли звездного фотографа для журнала, хоть и не National Geographic, но для будущего портала самостоятельных путешественников и начинающих фотолюбителей. Надеемся на вашу, друзья, поддержку: голоса в Google+ (см. кнопки соцсетей ниже), репосты «В контакте и прочие». Ваши интересные комментарии ждем тоже!
Думаю, вас могут заинтересовать и такие статьи на этом сайте:
Дополнение к обзору Nikon D5300 от 18.08.2018
С момента публикации статьи прошло уже 4 года. За это время на сайте появилось большое количество фотоуроков, которые помогу владельцам Никон Д5300 получить более эффектные фотографии. Давайте я опубликую список вопросов от начинающих фотолюбителей и ссылки на статьи, где даются подробные ответы на них. Авось, пригодится информация.
Какой объектив купить для Nikon D5300
КИТовый ъектив Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 – это относительно недорогой универсальный инструмент, дающий возможность своему владельцу познакомиться с основами фотографии, влиянием фокусного расстояния на технические и художественные аспекты творчества.
При этом у него есть свои плюсы и минусы, и он способен выдавать изображение, удовлетворяющее 80% фотолюбителей. Остальные 20% фотографов, кто захочет сменить штатную оптику на что-то другое, стоят перед выбором:
- Зум или фикс?
- Нормальный зум или тревел-зум?
- Широкоугольный объектив, нормальный, телеобъектив или макрообъектив?
- Темный и дешевый или светосильный и дорогой?
Прежде всего, отмечу, что матрица Nikon D5300 с разрешением 24 Мп по своим характеристикам практически не отличается от моделей: Nikon D3200, D3300, D3400, D5200, D5500, D5600, D7100, D7200, D7500 и D500, а так же Sony A6000, A6300 и A6500. Соответственно, если вы ищите ответ на вопрос о том, какую оптику выбрать для своей камеры, не обязательно искать примеры именно с Д5300: можно смотреть, на что снимают фотографы, владеющие любой из перечисленных выше зеркалок и беззеркалок.
Чем отличается зум от фикса, какие преимущества и недостатки есть у этих типов оптики, рассказывается в статье с примерами фото на беззеркалку Sony A6000. Там же даны советы, на чем фокусироваться при съемке группового портрета, пейзажа или натюрморта. И самое важное – во второй части фотоурока приведен перечень вопросов, которые нужно задавать, анализируя свои и чужие снимки, чтобы снять лучше.
Лично я и для КРОПнутой зеркалки Nikon D5100, и для полного кадра Nikon D610 выбрал стратегию комплектации парка оптики светосильными зумами. Соответственно, считаю, что для Nikon D5300 оптимальным зумом в среднем диапазоне фокусных расстояний является Nikon 17-55mm f/2.8 либо его более дешевые аналоги: Thamron 17-50mm f/2.8, Sigma 17-50mm f/2.8 или Tokina 16-50mm f/2.8. Преимущество светосильной оптики – возможность снимать при более низком ИСО, чем, если у нас стоит темный объектив.
Например, мы фотографируем на Никон Д5300 КИТ 18-140/3.5-5.6 в пасмурный вечер ребенка на велосипеде. При данных условиях освещения на диафрагме f/5.6 для обеспечения выдержки 1/500 сек., нам пришлось выставить ИСО 4000 ед. В этой же ситуации при использовании светосильного зума Сигма 17-50/2.8, мы сможем выставить f/2.8, и светочувствительность снизится до 1000 единиц, от чего качество изображения заметно повысится (меньше цифровых шумов – больше детализация).
Урок фотографии для новичков о том, какие преимущества дает светосильная оптика, приведен в отдельной статье.
Примеры фотографий на связку Nikon D5200 + Nikon 17-55 mm f/2.8, снятых во время туристического похода, размещен в отдельной статье.
Объективы делятся не только на светосильные и темные, но и по типу фокусного расстояния: ширики, нормальные, телевики. Широкоугольная линза позволит больше захватить в кадр, телеобъектив – приблизить изображение. Но самое главное – телевик и ширик позволяет изменять перспективу (см. отдельный урок), что является мощным художественным приемом.
Штатный объектив Nikon D5300 KIT 18-140mm f/3.5-5.6 можно отнести к тревел-зумам: в одном оптическом приборе присутствуют фокусные расстояния широкого диапазона. Им удобно фотографировать в путешествии: не снимая линзу с тушки, получаем фотки и интерьера в старинном замке, и какаду на ветке в национальном парке, и портрет жены с размытым фотом. Недостатки: не очень резкий и слабая светосила (возрастает цифровой шум).
На сайте можно посмотреть примеры съемки на два таких тревел-зума. Во-первых, обзор с фотографиями на Nikon D5200 + Sigma 18-200mm f/3.5-6.3, снятый во время похода выходного дня на скалы Аракульский шихан. Во-вторых, в комментарии к обзору беззеркалки Sony A6000 есть образцы фото на Tamron 18-200mm f/3.5-5.6, который можно так же установить на Nikon D5300.
На коротком конце тревел-зум и простые зумы имеют фокусное расстояние 16-18 мм, то есть являются шириками. Чтобы снять хорошо фотографию на широкоугольный объектив, нужно знать правила построения композиции с таким типом оптики.
В разделе «Фотодело» также есть обзор самой простой любительской зеркалки Nikon D3200, которая от Nikon D5300, в общих чертах, отличается лишь ухудшенной системой автофокуса, а матрица у нее такая же. Так вот, в той статье можно увидеть, на что способна камера, если на нее поставить качественный фикс: примеры фотографии на макрообъектив Nikon 105mm f/2.8 и советский Гелиос – 44-2 2/58.
Какую вспышку выбрать для фотоаппарата Nikon D5300
Любительские зеркалки приобретают для съемки в путешествии, для фотографирования домашних праздников, натюрмортов, предметки и любимых детей. Какую бы модель фотоаппарат мы ни выбрали (даже профессиональный полнокадровый Nikon D5), в помещении качественные фото получить трудно, так как не хватает света, приходится повышать ИСО – лезут цифровые шумы.
Решение проблемы – купить для вашего Никон Д5300 внешнюю вспышку. Родные модели типа Nikon SB-700 качественные, но дорогие. На рынке присутствует огромное количество китайских аналогов, которые можно приобрести, потратив гораздо более скромный бюджет.
Примеры фото на любительскую КРОПнутую зеркалку Nikon D5100 и на полнокадровую Nikon D610 с комплектом из двух внешних вспышек Yongnuo YN-685N и радиосинхронизаторов Yongnuo YN-622N-TX. В статье рассказывается, как выбирать вспышку, в чем отличие от студийных моноблоков, какие модификаторы света приобрести, как поставить освещение при съемке портретов и интерьеров или фуд-фотографии. Также обсуждается, когда выгодно покупать для вспышки батарейки, а когда аккумуляторы, как продлить их срок службы и почему лучше взять «умное» зарядное устройство.
Какой штатив для фотоаппарата выбрать для Nikon D5300
По ссылке в конце интервью можно прочесть фотоуроки с описанием, зачем вообще нужно это устройство. Без трипода не обойтись при съемке многих сюжетов: натюрморты, ночной пейзаж, фуд-фотография, предметная съемка для интернет-магазинов, панорамы и HDR. Еще одна статья на эту тему – обзор карбонового штатива Sirui T-2204X. Данный трипод дешевым не назовешь, я сомневаюсь, что вы купите его для Nikon D5300, но в статье подробно описано, чем отличаются разные модификации триног Sirui и штативных головок. Можно выбрать более демократичный по цене вариант из алюминия.
Как снимать видео на Nikon D5300
Фотоаппарат прекрасно справляется не только с фотосъемкой, но и с записью видеороликов. Если вы ведете свой канал на YouTube, делаете обзоры товаров для интернет-магазина, записываете мастер-классы и т.п., и хотите на Никон Д5300 получить профессиональное видео, придется изучить:
- Как настраивать зеркалку для видеосъемки, какую выдержку ставить, чтобы изображение было плавным.
- Как сделать так, чтобы в фильме не было слышно звука фокусировки объектива.
- Как вообще фокусироваться при видеосъемке.
- Какие аксессуары приобрести для домашней видеостудии.
- Как обрабатывать видео перед публикацией в Интернет.
Обо всем об этом в общих чертах мы рассуждаем в уроке для новичков по профессиональной видеосъемке.
Вот пример того, на что способна зеркалка D5300 в съемке видео. Ролик снят на объективы: Nikkor 35mm 1.8G и Nikkor 18-55mm Kit. Стабилизация изображения осуществляется ручным стедикамом Zhiyun Crane 2.
Почему фотографии на Nikon D5300 получаются нечеткими
Как показывает опыт, самая частая причина нерезких снимков – смаз изображений из-за длинной выдержки. Способы настройки времени экспозиции, ИСО и диафрагмы с реальными примерами на снимках пейзажей, портретов, свадеб, спорта и других сюжетов описаны в фотоуроке, ссылка на который дана в конце интервью с владельцем Никон Д5300.
Вторая причина нерезких фотографий – неправильная настройка режима фокусировки. Самый главный фотоурок по автофокусу – здесь. Также рекомендую прочитать статью «Еще раз изучаем принципы настройки фокусировки в беззеркалках Sony A6500» — отличия от Nikon D5300 небольшие есть, но дается логика выбора зоны АФ, покадрового и следящего АФ.
Как привезти из отпуска интересные фотографии
Когда мы едем на отдых в чужие земли, по сути, мы отправляемся снимать фоторепортаж. В специализированном уроке рассматривается, как построить повествование из серии снимков, чтобы зрителям было интересно их рассматривать. В комментариях – список сюжетов, которые обязательно должны быть в вашем фотоальбоме по возвращению с пляжного отдыха.
Заключение к обзору Никон Д5300
Сегодня вы посмотрели, какие прекрасные фотографии можно сделать на Nikon D5300 KIT 18-140mm f/3.5-5.6, узнали, на что нужно ориентироваться при выборе объектива на замену штатному, как научиться настраивать автофокус и как снимать профессиональное видео. Буду благодарен, друзья, если поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях. Удачных вам фотографий.
В общем, тестировал я его неделю, решил не сдавать. Заметил, что при разном освещении и разном угле по-разному фокус работает. Бывает, немного бек-фокус, а бывало так, что даже и фронт-фокус. Но это все — если приглядеться. Думаю, общий результат удовлетворительный, если смотреть в точку фокусировки, то все четко, и вокруг нее также.
Сергей, вопрос: сегодня хочу пойти вечером поснимать ночные портреты на улице на Nikon D5300 KIT 18-140mm f/3.5-5.6G. Какой режим выбрать? Ночной портрет? Помню где-то у Вас видел статью на эту тему, не могу ее найти. Там описывалось, что режим вспышки нужно подбирать правильный. Фотографировать будут со штативом.
И еще: какой режим лучше: обычный или LiveView для такой съемки?
Поздравляю, Владимир, что сердце успокоилось, и теперь Вы можете спокойно начинать учиться фотографировать!
Штатив нужен в тех случаях, когда можно снимать с длинной выдержкой. Портреты — это съемка людей. Даже если они будут стоять неподвижно, выдержка должна быть достаточно короткой. Поэтому штативом можно воспользоваться, но не очень-то и поможет.
В конце этого обзора перед параграфом «Какой объектив купить для Nikon D5300» стоит блок ссылок. Самый главный из них — по настройкам цифровых камер. Советую начинать читать его.
Можно попробовать и «Ночной портрет», хотя в приоритете диафрагмы правильнее.
По работе со вспышками есть много информации в обзоре Yongnuo YN0685N — см. раздел «Фотодело». А в сравнительном тесте Nikon D5100 и Fujifilm X-M1 демонстрируется съемка с синхронизацией вспышки по передней и задней шторке.
Зеркальные камеры в режиме «Live View» фокусируются медленнее, поэтому я им пользуюсь при съемке неподвижных сюжетов: пейзаж, натюрморт, предметка, архитектура и интерьеры. Удобно, что сразу видишь картинку в границах кадра, как будет на фото.
При фотографировании активных действий фокусируюсь через видоискатель: портреты, спорт, танцы, любой фоторепортаж.
Сергей, как считаете: стоит ли сразу брать фикс 35 мм? Планирую съемку ребенка на Новый год на свой Nikon D5300. В принципе, еще китовый объектив Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 не опробовал толком, времени не было.
Владимир, я бы расширил вопрос до такого: стоит ли взять светосильный фикс для новогодних фотосессий с ребёнком или вместо него, к набору Nikon D5300 KIT 18-140mm f/3.5-5.6 приобрести компект из внешней вспышки Yongnuo YN-685N и трансмиттера Yongnuo YN-622N-TX?
И тогда я бы Вам не смог ответить, так как это похоже на вопрос: что лучше купить — фоторюкзак или штатив для съемок пейзажей? И то, и то нужно.
Преимущества вспышки: в помещении ребенка снимать тяжело даже с самым светосильным объективом. Вспышка — маст хэв!
Преимущества светосильного фикса: картинка будет покрасивее, чем с КИТового Никон 18-140/3,5-5,6…
Лично я купил себе на замену Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 другой объектив только через 2,5 года после приобретения, когда стал сам чувствовать, какая оптика мне нужна. И я взял зум Nikon 17-55mm f/2.8G, так как репортаж (а новогодние праздники — это репортаж) легче снимать на зум, чем на фикс. И сейчас, спустя 7 лет, ни 35 мм, ни 50 мм портретник так себе и не купил…
Зато взял 2 вспышки Yongnuo YN-685N и трансмиттер Yongnuo YN-622N-TX, и сейчас наверное буду покупать третью, так как стал часто снимать родственников для семейного фотоальбома, и нужен контровый свет для каемки на волосах. 😉
Кстати, в комментариях к обзору Sony A6000 мы недавно смотрели фотки, снятые на эту беззеркалку с объективом Sigma 30mm f/1.4.
Если посмотреть, как рисует фикс, какие возможности дает по съемке в помещении, где нельзя вспышку использовать, то ответ на Ваш вопрос не очень однозначный. 🙂 Матрицы у Sony A6000 и Nikon D5300 примерно одинаковые (у Д5300 чуть лучше), поэтому результат новогодних съемок будет у Вас похожий, если 35 мм фикс купить.
Так далеко в плане оборудования я ещё не добрался. Если по объективам понятно, то пока, зачем такая дорогая вспышка, не разбирался. Как по мне, и встроенная неплохая!
Вспышка Yongnuo YN-685N в комплекте с трансмиттером Yongnuo YN-622N-TX стоит 177 USD. Объектив Nikon 50mm f/1.8G подержанный — примерно столько или подороже.
При этом вспышка позволяет получить качественное изображение даже в темноте, фикс — только при слабом свете (но он должен быть).
Вообще, я думал над Вашим вопросом и решил, что я неправильно ответил. Нужно было спросить: «Прежде чем покупать какое-то новое оборудование к имеющемуся Nikon D5300 KIT 18-140mm f/3.5-5.6 профи советуют очень детально разобраться с тем, что есть. Наверное, Вы снимаете в JPEG? А Вы уже научились выставлять правильно все настройки при съемке в JPEG? Вы регулируете степень воздействия шумодава при съемке на разных ИСО? При каком уровне ISO Вас перестает удовлетворять качество изображения? И т.п.»
Думаю, сейчас Вы не готовы ответить обдуманно на эти вопросы, а поэтому и покупать новое оборудование не следует.
Вот сейчас Вы понимаете, что Вам хватает качества изображений, получаемых при съемке со встроенной вспышкой. Конечно, тогда нет смысла покупать Yongnuo YN-685N! Тогда и решить, нужен ли Nikon 35mm f/1.8G тоже просто: устраивает Nikon 18-140? Тогда берем. Не устраивает — разбираемся почему. 🙂
Просто начитался обзоров и понял что Nikon 35mm f/1.8 — маст хев для съемки в помещении. Ну, немного да: КИТовый — так себе резкость в помещении. В принципе, не накладно — могу в рассрочку взять, то вообще нормально тогда.
Просто думал о том, что много фотографировать в помещении на Новый год и праздники, и хочу это делать правильным объективом. Судя из теории, ту что я уяснил, в помещении лучше взять f/1.8.
Кстати вопросик: проверка на бек- и фронт-фокус будет более «деликатная»? Так как на f/1.8 четкость должна быть именно в центре.
КИТовый объектив Nikon 18-140mm f/3.5-5.6G, как по мне, больше для улицы и для путешествий предназначен.
Поскольку я не снимал фиксом Nikon 35mm f/1.8G, то для меня это тоже теория. И в теории я высказался в первом сообщении: фикс чуть получше за счет размытия, вспышка лучше за счет того, что позволит снимать в более тяжелых условиях, поэтому она нужна даже для Никон 35/1,8 в квартире. А значит, в теории, если и покупать, то сначала вспышку.
Раз Вас устраивает встроенная, значит не покупать. Начинать с фикса. 🙂
По поводу «разобрался ли я» — ну я понял самое главное — это теорию. Зависимости ИСО, выдержки и диафрагмы друг на друга. Выдержка на резкость (хотя при высокой выдержке красивые фотки со штатива можно делать), диафрагма — на размытость фона, ИСО — на уровень шумов, экспозиции и выдержки.
Ок, Сергей, спасибо. Покупаю! Бек-фокус и фронт-фокус, я так понимаю, смотреть главное в центре? На f1.8 у Nikon 35mm f/1.8G размытие же больше?
Владимир, я думаю, Вам нужно взять любой калькулятор ГРИП и посмотреть, где на Никон 35/1,8 с расстояния тестирования находится примерно ближняя и задняя границы резкости, и по этой информации ориентироваться. Мне кажется, важно, чтобы в центр попадал.
Вечером уже у меня будет Nikon 35mm f/1.8G! Я так понимаю, исходя из всего прочитанного, не имеет значение что снимать светосильным объективом, да? Одел и использую, как штатник? Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 теперь только одевать, когда нужно приближение?
У каждого фотографа индивидуально. Я снимаю, в основном, репортажи — считаю, что для этих целей удобнее зум, поскольку тот же Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 сочетает в себе и ширик, и портретник, и телевик по фокусным расстояниям. А фокусные — это инструмент художественного выражения автора снимка.
В отличие от КИТа, Nikon 35mm f/1.8 имеет фиксированное фокусное, т.е. художественные возможности несколько более узкие. Считаю, что фиксом удобнее, в принципе, снимать или в студии, или на определенной тематической фотосессии, где не требуется часто менять оптику.
Но Nikon 35mm f/1.8G — особенный фикс: фокусное расстояние относительно удобно и с точки зрения ширины, и с точки зрения длины. Поэтому и говорят, что им можно снимать всё.
P.S. Думаю, что теперь Никон 35/1,8 станет штатником, на КИТовый Никон 18-140 вряд ли вернетесь.
Ну и, собственно, вопрос тогда… Может, КИТовый Nikon 18-140 продать? Смысл ему пылиться…
Почему бы Вам не спросить у меня, стоит ли Вам ездить на своей машине или новую поискать? Или жить ли в том городе, где сейчас находитесь, или может перебраться в другое место? Никто, кроме Вас, не ответит на вопрос, какой объектив ему подходит, какой нет и почему.
Перечитал нашу переписку. Да снимаю в JPEG. А где почитать про степень регулировки шумодава при разных ISO и в каких случаях это нужно?
Простите, если закидал вопросами. Стабилизатор VR должен быть включен всегда, кроме штатива, верно?
Владимир, стабилизатор у меня включается всегда, кроме тех ситуаций, когда камера стоит на штативе. Правильно.
По использованию шумоподавления – цифровой шум возникает в следующих случаях:
— съемка на высоких ISO;
— съемка на длинных выдержках;
— съемка в JPEG с функцией осветления теней «Активный D-Lighting».
Нужно учесть, что при включенном шумодаве расходуются ресурсы процессора на вычисления, поэтому камера тормозит. Кроме того, теряется детализация картинки. Следовательно, функцию шумоподавления нельзя просто включить и не трогать – ее применяют только в определенных ситуациях, перечисленных выше. И степень подавления шумов выбирается тоже разная.
Как включить шумодав – читайте в инструкции для своего Nikon D5300. Попробуйте поснимать с выключенным подавлением шумов, со включенным с разной степенью интенсивности. И тогда поймете, какой вариант в каких ситуациях следует применять.
Поскольку я фотографирую в NEF, то у меня шумодав и на Nikon D5100, и на Nikon D610 всегда выключен: и камера не зависает, и удаление шума плагином «Dfine» от «Goole Nik Collection» получается более качественным.
Ясно, понятно. А что Вы используете для защиты объектива? У меня — только бленда. Не очень хочется фильтр, так как есть мнение, что он портит изображение немного. Да и от удара, вроде, бленда должна спасти.
Владимир, я уже отвечал на Ваш вопрос о том, использую ли я защитный фильтр или бленду, и почему. 🙂
Спасибо! Хорошего дня!С наступающим Новым годом! И классных фоток!
Сергей, при съемке пейзажей на Nikon D5300, как фокусироваться правильно? Я так понимаю, нужно включать точечную фокусировку и выбирать дальнюю точку АФ? А, если еще человек в кадре, то таким же образом? Ну и f10, скажем…
Владимир, спасибо за поздравление. Желаю, что Новый год был лучше, чем этот. Чтобы всё получалось, было отлично и в семье, и на работе!
При съемке пейзажей я фокусируюсь по одной точке. В любом жанре, хоть в портрете, хоть в пейзаже, в кадре должен быть главный объект. Чаще всего он должен быть резким, поэтому точку АФ наводят на него.
Ну, а если хотят, чтобы и окружающее пространство было резким, должны учитывать такое понятие, как ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) и гиперфокальное расстояние. Советую внимательно почитать обзор Sony A6000 — там представлены схемы, поясняющие данные понятия.
Спасибо. Получаются классные фотки на Nikon D5300 + Nikon 35mm f/1.8G по резкости. Новым объективом, доволен. Но пока никак не выходит вечером, чтобы и модель, и задний фон были резкими одновременно. Либо модель резкая, а фон размывается, либо наоборот… Как фокус ни выставляю… Видимо, как-то не так фокусируюсь.
В конце этого обзора есть глава «Почему на Nikon D5300 получаются нерезкие фотографии» со ссылкой на урок по настройке фокусировки. Вы фотографируете, выбирая вручную точку АФ, используя джойстик на задней панели камеры? Или съемка происходит автоматически?
Если фокус стоит на автомате, то ничего неожиданного в том, что Никон Д5300 мажет в темноте, да еще при такой малой ГРИП.
Фотографировал с приритетом дифрагмы, полностью автоматическая фокусировка, f/8 где-то.
Сергей, в Вашей статье Вы, в основе, показывали флору и фауну, а что насчет портретной съемки на этот фотоаппарат? Думаю приобрести его, но незнание того, как у него дела обстоят с портретной съемкой, меня смущают.