Осенью я опубликовал отчет о поездке в старинные уральские сёла Нижнеиргинское и Шуртан, затерявшиеся между гор, в тайге Красноуфимского района Свердловской области. В тот раз мне не повезло с погодой (было пасмурно) и я решил, что, по возможности, съезжу сюда еще раз зимой, чтобы снять пейзаж в режимное время. И вот, на новогодние праздники мы с Катей снова отправились к родственникам в Красноуфимск. И опять не повезло с погодой – метеорологи грозились, что всю неделю небо будет затянуто мглой. Тем не менее, я решил снять, хотя бы, репортаж. Ведь есть же у меня на сайте отчет о прогулке по китайской деревне Ma’An из района Chengyang, что на Юго-востоке Поднебесной! Давайте сравним, как живет народ в уральской провинции. Также, в конце отчета, мы обсудим, какие настройки выставлять при съемке фотоаппаратом в зимнее время, чтобы фото не получались серыми, как пользоваться камерой в мороз, чтобы не повредить её. Все снимки получены на любительскую зеркалку Nikon D5100 с репортажным зум-объективом Nikon 17-55mm f/2.8G.
Вообще, на долгие новогодние каникулы у меня были грандиозные планы: хотел отправиться фотографировать в горы Башкирии, поснимать скалы в селе Чусовое и близ города Каменск-Уральский, заглянуть в природный парк «Оленьи ручьи». Всё испортила ненастная погода – не хочется снимать фото, если нет красивого света. Если же вы не маниакальный фотограф, а простой российский турист, рекомендую, пока еще есть время, съездить погулять в лес. Сейчас на природе – красотища!
Данное фото было снято, приблизительно, через пять километров после поворота в село Бажуково, где начинаются маршруты по национальному парку «Оленьи ручьи». Даже хмурое небо не портит, как мне кажется, потрясающий природный ландшафт! А представляете, как красиво сейчас в самом парке?
Как фотографировать в пасмурную погоду
Если на пути из Екатеринбурга в Красноуфимск было ненастно, но, хотя бы, снег не шёл, то на следующий день, когда я планировал подняться на гору в деревне Нижнеиргинское, все время, не переставая, продолжался снегопад. В английском языке есть меткое название тому апокалипсису, что творился на улице: «snow storm» — снежный шторм. Поначалу, я вообще хотел отложить съемку, но затем вспомнил, какие колоритные фотографии получились, когда год назад я ездил в на машине в командировку в Пермский край. Кроме того, в блоге вы можете увидеть несколько отчетов о съемке в туман, когда всё кругом серое, но снимки получаются довольно выразительными. Главное – поместить в кадр какой-нибудь яркий, цветной объект. Тогда монохромные зимние фотографии заиграют, обретут свою собственную жизнь. Давайте посмотрим, был ли я прав.
Село Нижнеиргинское расположено, приблизительно, в сорока километрах от райцентра. По дороге мне захотелось устроить фотоохоту на проезжающие автомобили.
Представьте, каково, наверное, было удивление водителей! Зима. Снегопад. Всё белым бело. Чистое поле. На обочине стоит дядька с фотоаппаратом Nikon D5100 body, огромным объективом с блендой Nikkor 17-55/2.8 и… с зонтиком (им я защищал камеру от снега), и фотографирует приближающиеся машины…
Пока снимал автомобили, заметил в стороне, у соседней деревни настоящий ледяной фонтан.
Есть у меня мечта: отправиться в один прекрасный день в Патагонию, в национальный парк Лос-Гласиарес, к леднику Перито-Морено. Когда я смотрю фотографии в отчетах самостоятельных путешественников, всегда удивляюсь, какой изумрудный лёд получается у них на фотографиях. А оказывается, и на Урале, в Свердловской области он — тоже зеленый…
В деревню Нижнеиргинское я приехал 6 января 2015 года. Задержись еще на один день, смог бы бесплатно попасть на праздничный концерт.
Если из-за кризиса у вас возникли финансовые проблемы, можете в селе Нижнеиргинское купить товары по сниженным ценам. По крайней мере, так гласит вывеска на деревенском магазине.
На самом деле, здесь есть и нормальные «торговые центры». Хотя, чем-то напоминают они мне «ларек» на границе Казахстана и России, который я снимал в летней командировке.
Далее прошёлся по улице вдоль горы, на которую мне предстояло забраться.
Примечание: чтобы во время съемки зимой снег не получался серым, требуется вводить небольшую экспокоррекцию в плюс. Все фотографии, что вы сейчас видите в отчете, обработаны мною заново в октябре 2016 года уже после публикации урока фотографии, в котором объясняется, почему при съемке на белом снегу, на белоснежном пляже или в темно-зеленом лесу нужна коррекция экспозиции. По ссылке вы можете перейти на страницу фотоурока, а сравнить, как выглядит снимок без экспокоррекции и с ней, можно ниже.
На фото скала не кажется такой уж и большой… Но взгляните на крайний дом справа, соотнесите масштабы, и вы поймете, что мне предстояло совершить почти подвиг. Как тому самому Мюнхаузену…
Вот отделение Почты России – такое же, как и в других сёлах нашей необъятной страны.
На «Голубой Стреле» развозят Почтальоны Печкины ваши открытки с поздравлениями с Новым годом.
У каждого второго дома к воротам прибита красная звезда – знак, что здесь живет ветеран, воевавший в Великую Отечественную Войну.
Подхожу к мосту через реку Иргина, давшей название уральской деревне.
Вот как выглядит сельская улица на Урале.
Хорошо в деревне зимой!
Нужно было остаться до вечера, чтобы снять зимний пейзаж на селе: домики, снег, свет в окошке, дым из трубы, тайга на заднем плане…
Во всём Советском Союзе в городах и сёлах центральная улица носила имя вождя мирового пролетариата. Деревня Нижнеиргинское – не исключение.
В конце года я опубликовал новогоднее представление, рассказал, как снимал открытку с козочкой, сделанной из ламп накаливания. А вот на селе мелочиться не стали – выполнили козу, почти, в натуральный рост.
Снега навалило — мама дорогая! Как же без лыж мне подняться на гору? Ведь идти придется по хребту, приблизительно, пятьсот метров.
Вы обратили внимание, наверное, уже, что я не фотографировал местных жителей. Это – явный недостаток моего фоторепортажа. Все фотки сняты на универсальный объектив Nikkor 17-55/2.8, поскольку у него – большущая бленда, защищающая переднюю линзу от непрекращающегося снега. Был бы телевик (он лежал в моем фоторюкзаке, но бленды нет), можно было бы незаметно поснимать и селян. А так… Только друзей местных жителей отважился фотографировать.
Года три назад, в засуху, в Нижнеиргинском случилась беда — сгорело 7 домов. Сейчас место пожара выглядит жутко – как Хатынь…
Во время снегопада колоритно выглядит лес, ощетинившийся на горах вокруг деревни.
Если селяне на меня особо внимания не обращали (насколько возможно не удивляться фотографу с зеркалкой и зонтиком, лазающему по сугробам вокруг заброшенных домов), то Canis lupus familiaris особо не жаловали.
Следующий кадр, как раз, доказывает, что человек в яркой одежде или бобик, контрастирующий с окружающим зимним пейзажем, сразу привлекают к себе внимание, делают кадр не скучным.
Судя по EXIF снимков, подъем на гору занял у меня минут сорок. Несмотря на отсутствие лыж, в снег проваливался, всего лишь, по колено – кто-то совсем недавно съездил на вершину на снегоходе, и идти было, относительно, легко. Всё хочу написать отчет о том, как года два назад со своей зеркалкой Nikon D5100 KIT 18-55 VR я отправился снимать необычный пейзаж зимой на Изоплитском щебеночном карьере. Тогда мне пришлось «катиться», как Мересьеву, по снегу около километра в 25-тиградусный мороз, так как глубина снежного покрова была по грудь.
Хотя я и устал от марш-броска по снежной целине, но был доволен собой. Поставил цель снять пейзажную фотографию уральской деревни зимой – выполнил.
Спуск обратно в село оказался легче – снег почти прекратился, да и по своим следам идти проще.
Если бы синоптики пообещали ясную погоду, я мог бы, наверное, съездить в Пермский край в музей деревянного зодчества Хохловка, похожий на тот, что мы видели в деревне Нижняя Синячиха. Сфотографировал бы старинные деревянные избы, ветряную мельницу. Но, с другой стороны, в селе Нижнеиргинское такого добра тоже хватает.
Всё не верится, что я покорил эту громадину без лыж, зимой.
Позвонила жена: «Баня будет готова через час…» — значит, пора возвращаться домой.
Вот еще одна звездочка. Знакомый говорит, что она может означать не только то, что хозяин служил на фронте в Великую Отечественную, но, может, кто-то принимал участие в боях еще в Гражданскую. Хотя, вспоминая рассказ Гайдара «Тимур и его команда», думаю, первая версия реалистичнее.
Кстати, на другой горе стоит памятник в честь отмены крепостного права в России в 1861 году. Жаль, не добрался до него – начинало смеркаться.
Весь день мело. К вечеру в Нижнеиргинское приехала снегоуборочная техника.
Вот такой фоторепортаж о прогулке по уральской деревне у меня получился. И, кажется, несмотря на ненастную погоду и снегопад, он вышел довольно интересным.
Внизу статьи вы увидите ссылки на другие статьи с фотографиями, снятыми в подобных, не совсем подходящих для съемки пейзажа условиях. Например, рассказ о поездке в Пермский край прошлой зимой. Стоял мороз, иней на деревьях. Фотки колоритные получились.
Если говорить про красивые деревни Урала, хочу отметить село Коуровка, рассказ о съемке осенних пейзажей на рассвете, в которой есть на сайте. Вот как деревня выглядит зимой.
Вот ссылки на статьи, в которых рассказывается о поездках в деревни Урала и не только.
Советы профессионалов, как фотографировать зеркальными камерами Nikon и Canon зимой
В заключение хочу поделиться информацией, раздобытой на просторах вселенной Интернет по поводу того, как снимать в холодное время года.
Во-первых, когда мы снимаем нашей зеркальной камерой Nikon D5100 или Canon EOS 600D в зимний день, рекомендуется ввести коррекцию экспозиции +0,3…+0,7 EV. Фотоаппарат не понимает, что мы фотографируем снег (кстати, камере также не различает цвета). Если не пользоваться экспокоррекцией, зеркалка сделает снег серой массой.
Во-вторых, еще в обзоре модели Nikon D5300 и сравнении ее с любительской зеркальной камерой Nikon D5100, я писал, что у меня еще не случалось такого, чтобы закончился заряд аккумулятора во время съемок, даже на морозе. Но нужно отметить, что при съемке зимой я достаю батарею из камеры и держу ее во внутреннем кармане куртки, а вставляю обратно только в момент съемки. Зимой аккумулятор зеркалки служит меньше, получится сделать на 30-50% меньше снимков, чем в теплое время года.
В-третьих, нужно беречь наш зеркальный фотоаппарат Nikon D3200 или Canon EOS 1200D от запотевания. Если зайти с холодной камерой с улицы в помещение, его объектив и все части корпуса мгновенно запотеют. Всегда, перед тем, как зайти в здание, нужно камеру положить в сумку, объективы в чехол и не трогать их 2 часа. Еще читал мнение, что нужно вообще завернуть сумку с камерой в полиэтиленовый пакет перед заходом в дом, но не могу придумать логического обоснования этому, ведь конденсат, по-моему, скапливается на поверхности фотосумки…
В-четвертых, для съемки зимой хорошо бы приобрести специальные фотографические перчатки. У них «откидываются» кончики пальцев, что удобно для управления параметрами нашей камеры Canon EOS 700D и Nikon D7100, не снимая перчаток.
В-пятых, если мы фотографируем людей на морозе на нашу зеркалку Никон D5200 или Кэнон 650Д, портреты могут получиться с алыми щёками и красными носами. Чтобы убрать красноту с лица, во время редактирования файла RAW профессионалы рекомендуют убрать насыщенность красного (примерно -10…-15) и оранжевого (-5…-10). Всё, нос должен приобрести нормальный цвет.
В-шестых, обратите внимание, как красиво смотрятся фотографии со снегопадом, снятые на большом фокусном расстоянии – от 70 миллиметров (а лучше – от 200 мм). Если установить диафрагму на телеобъективе f/4.5-f/6.3 и установить как можно более короткую выдержку, хлопья снега будут казаться на снимке просто огромными. Необычный эффект!
В-седьмых, если говорить о съемке пейзажей зимой, то солнце, конечно, в это время ходит низко над горизонтом и режимное время длится дольше, чем летом. Все же, фотографии, снятые в «золотой час» получаются лучше.
В-восьмых, как написано выше, для укрытия камеры от снега я использовал зонт и это, если честно, не очень помогло: объектив моего Nikon D5100, когда я достал фотоаппарат из рюкзака через 2 часа, был весь покрыт каплями воды. Лучше для съемок зимой приобрести специальную защиту для камеры от снега.
В-девятых, если, как у меня, фотокамера, все же, намокла, обмотайте ее полотенцем и оставьте в покое на какое-то время. Не рекомендуется ее вытирать – можно «загнать» капли воды на электронную плату и сжечь что-нибудь.
И, в-десятых, сам фотограф при съемке зимой должен одеваться тепло. Перед подъемом на гору в селе Нижнеиргинское я заехал в магазин «Охотник» и купил специальные туристические бахилы (попросту, резиновые сапоги с войлочным носком и специальными завязками для предотвращения попадания снега внутрь). То ли, снег все равно попал в сапог, то ли нога потела, но к вечеру ноги были мокрыми. Лучше купить специальную туристическую одежду и обувь из мембранных материалов.
В нашем городе уже второй день идет снег. Думаю, пришла пора вспоминать, как снимать зимой, чтобы не повредить фотоаппарат, и какие настройки выставлять, чтобы белоснежные пейзажи не выглядели серыми. Напомню, что при съемке сюжетов, в которых много светлых цветов автоматика камеры ошибается в замере экспозиции и снег получается серым, а не белоснежным. Тоже самое, если мы фотографируем пейзажи, где много тёмных тонов (например, съемка в темно-еловом лесу) — замер экспозиции тоже будет выполнен неправильно.
Всё это обсуждалось в уроке фотографии «Как фотографировать против света». Там мы узнали, почему при съемке зимой или при фотографировании на пляже с белым песком, нужно устанавливать экспокоррекцию в плюс. А при фотографировании на тёмном фоне нужно вводить поправку экспозиции в минус.
Все снимки в этом репортаже сегодня обработаны заново: изначально при съемке я не вводил экспокоррекцию, и они были серыми. Сейчас выглядят немного веселее. Хотя был пасмурный день, если добавить слишком много экспозиции, теряется совсем текстура снега и он превращается в белое пятно… Поэтому фотки и не слишком радостные.
Сергей, представляю, как удивлялись селяне, увидев мужика в деревне с зонтом, да ещё и в снегопад! 🙂 Интересный репортаж получился. Мне очень понравились фото №2 и №20.
На фото №20 подумала сначала, что это — картина на деревянной стене, пока не прокрутила фотографию во весь рост.
Да, для жителей Нижнеиргинского это было неординарное событие! 🙂
Наверное, фото №20 — пример того, что правило композиции «Рамка в кадре из окружающих объектов», и правда, работает.
Вообще, сейчас я смотрю на эти снимки другими глазами: некоторые снял бы по-другому. Тем не менее репортаж можно признать удачным. Фото №17 опубликовано в книге, посвященной достопримечательностям Свердловской области.
Мне еще запомнились наличники, что показала Галина Исаева на первой странице комментариев к этому рассказу про прогулку по селу Нижнеиргинское.
Здравствуйте. У меня вопрос, касающийся работоспособности объектива Никон 17-55мм 2,8 в мороз до -300C. Штатник Никон 18-105/3,5-5,6 прошлый год отработал без проблем. В этом году купил Nikon 17-55mm f/2.8G и скоро уезжаю на фототур. Могут ли возникнуть проблемы у этого объектива в такие минусовые температуры?
Добрый день, Василий. Мне в такие морозы снимать не приходилось. Фотографировал при 15-20 С — всё было нормально. С полнокадровой тушкой Nikon D610 и аналогом Nikon 17-55mm f/2.8G под фуллфрейм Nikon 24-70mm f/2.8 снимал при -23 С и сильном ветре, когда ездил на Северный Урал — проблемы не было.
Вообще, нужно следить за тушкой. Как мне представляется, самая большая опасность при съемке в мороз — конденсат внутри камеры:
— Вышли на улицу, фотоаппарат охладился.
— Зашли в помещение — образовалась влага внутри, в том числе, на шторках затвора, на лепестках диафрагмы.
— Вышли из дому — образовались ледяные шарики. Затвор на выдержке 1/4000 секунды может повредиться.
Как я себе представляю, при съемке зимой, камеру желательно вообще не заносить в тепло — только когда полностью закончили фотосессию. А до этого — только аккумулятор под мышкой прячем, чтобы не разрядился.
P.S. В комментарии к обзору ширика для КРОПа Tokina 11-16mm f/2.8 владелец объектива пожаловался, что при долгих съемках на морозе примерзает диафрагма. Мне так и не удалось выяснить, является ли это проблемой именно данной версии «Токина» или любого объектива, в том числе, и Никон 17-55/2.8 касается.
Ситуации «тепло — холод — тепло» в коротких промежутках времени не будет. Выезд на съемку на восходе и на закате. В промежутках между выездами фоторюкзак с аппаратурой лежит в холодном коридоре. Образование влаги, таким образом, пытаемся исключить, наверное.
Если при -23 С проблем не было, то и до -30 С все будет хорошо,надеюсь.
При зимней съемке, по-моему, кроме аккумулятора, есть еще одно тонкое место: шторный затвор. На морозе шторка «дубеет», затвор работает медленнее, да и шторка может просто отклеиться из-за плохой эластичности.
На морозе лучше работают центральные затворы, а не шторные. Поэтому я бы не стал оставлять фотоаппарат на морозе, лучше подумать об уменьшении конденсации влаги в корпусе…
Я имел ввиду оставить камеру на морозе, но в пакете, чтобы конденсат (иней) образовывались только снаружи, а не изнутри. Но, наверное, Вы правы: раз шторки затвора изготавливают из ткани, они могут задубеть при низких температурах.
В общем, съемка в морозы — не самые простые условия для фотокамеры.