В ноябре 2011 я купил свою первую зеркальную камеру Nikon D5100 KIT 18-55, которой спокойно фотографировал до лета 2013, когда желание сменить штатный объектив на что-нибудь более качественное стало совсем уж непреодолимым. Моей первой линзой на замену КИТу стал телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, который я взял практически наугад, не понимая особо, в чем разница между разными моделями. Просто исходил из желания: хочу, чтобы можно было птичек качественно издалека снимать. В сегодняшнем обзоре предлагаю оценить более осознанно, в чём плюсы и минусы выбранного варианта, и посмотреть, какие альтернативы для него существуют на рынке.
Прежде чем продолжить, сделаю небольшое пояснение: текст, который вы сейчас читаете, был обновлен 5 апреля 2018 года (первая версия опубликована 4 августа 2013). В феврале 2015 я перешел с кропнутой Nikon D5100 на полнокадровый Nikon D610 – по тегу «Nikon 70-300» можно найти на сайте большое количество статей со снимками, полученными с данным стеклом в связке с обеими камерами.
Содержание обзора Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
Сначала предлагаю почитать текст, написанный в 2013 году – может быть, в нем вы встретите и свои мысли по поводу использования телевика на практике.
- Введение. Пояснение, почему меня перестало устраивать качество КИТового Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G.
- Рассуждения на тему, какой объектив можно взять на кропнутую зеркалку в качестве штатника.
- Примеры фотографий, снятых на любительскую зеркальную фотокамеру Nikon D5100 и рассматриваемый телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
Далее идет дополнение, написанное в 2018 году с учетом опыта использования Никон 70-300/4,5-5,6 на DX-камеру Никон Д5100 и FX-фотоаппарат Никон Д610.
- Зачем фотографу нужен телеобъектив.
- Обновленный отзыв о телевике Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
- Конкуренты, могущие рассматриваться, как альтернатива данной модели.
- Заключение к обзору.
1. Почему мне захотелось сменить КИТовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G
Когда я фотографировал в одиночку, качество картинки с КИТовой линзы меня полностью устраивало. Но, мы же всегда смотрим, что там происходит у соседа, и, когда я увидел, что получается у друзей, поставивших на Никон Д5100 более качественную оптику, хотелось заплакать.
Так, среди моих знакомых есть девушка, владеющая камерой Никон Д3100, еще более простой, чем моя модель. Недавно она купила себе портретник Никон 50/1,8Г и профессиональный зум Никон 17-55/2,8 – с тех пор большинство её снимков по-другому, нежели «восхитительно», я охарактеризовать не могу. Понятно, что на качество изображения влияет, в первую очередь, умение фотографа построить композицию и работать со светом. Но даже, когда в этом плане у моей знакомой случаются проколы, критиковать её снимки трудно. Ведь технически картинка очень и очень хороша!
Убедиться в том, что мой любительский КРОП Nikon D5100 может выдавать шедевры, если его оснастить хорошими стёклами, мне довелось и до приобретения подругой полтинника: дело в том, что свою камеру я взял в один день с товарищем, в одинаковой комплектации. Месяца через два Михаил решил заменить КИТовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G на тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 Macro. Эх, как же красиво она рисует, какие глубокие снимки выдает…
Где-то через полгода мой друг решил, что тревел-зум от Сигмы слишком тёмный, и взял подержанный репортажный зум Никон 17-55/2,8. К сожалению, сегодня я не смогу показать примеры фотографий на Никон Д5100 и этот репортажник, но поверьте на слово: данный объектив заслуженно считается лучшим вариантом на КРОП для съемки в путешествии.
Примечание, через несколько месяцев после написания статьи я купил и себе тоже Nikon 17-55mm f/2.8G, в отзыве о поездке в ботанический сад «Nong Nooch Botanical Garden» в Таиланде можно увидеть репортаж, снятый на Nikon D5100 с объективами 17-55/2.8G, 70-300/4.5-5.6G, а также с шириком Samyang 14mm f/2.8.
И еще — крокодилы в зоосаде парка «Nong Nooch» города Паттайя.
В общем, с тех пор, как двое моих друзей-единомышленников сменили штатные объективы на более качественную оптику Nikon 50mm f/1.8G и Nikon 17-55mm f/2.8G (и, конечно, неидеальный, но все же качественный тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 Macro), кадры, снятые на мой Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G, стали казаться тусклыми и невыразительными. И у меня появилась мечта: поставить на мой Nikon D5100 что-нибудь посерьезнее.
2. Что взять на кроп Никон Д5100 в качестве штатника?
Многие начинающие фотолюбители задают себе этот вопрос и не могут найти на него однозначный ответ… Я тоже не могу… Прочитав сотни страниц обсуждений объективов на различных фотографических форумах, я составил для себя список объективов, которые можно было бы использовать в качестве штатного на моем Nikon D5100:
- Nikon 17-55mm f/2.8 – для съемки в отпусках, на каждый день;
- Nikon 16-85mm f/3.5-5.6 – для съемки в путешествиях;
- Sigma 17-50mm f/2.8 – для съемки в самостоятельных путешествиях и на каждый день;
- Tokina AT-X 124 PRO DX II Nikon F – для съемки пейзажей на кропнутую камеру.
В данном списке, по соотношению цена/качества, по мнению большинства фотолюбителей лидирует объектив Nikon 16-85mm f/3.5-5.6. Он неплохо рисует картинку, резкий и имеет удобный диапазон фокусных расстояний. Из минусов – темноват. Именно Никон 16-85/3.5-5.6 я хотел купить перед самостоятельной поездкой на Шри-Ланку, чтобы фотографировать животных на сафари в Яла Парке. Но не судьба: приехал в магазин за день до начала путешествия, а его продали…
Второй вариант – Сигма 17-50/2,8. Очень хорошее стекло, но по отзывам частенько встречается фронт- или бэк- фокус. Нужно внимательно выбирать свой экземпляр при покупке. Подозреваю, что отзывам этим негативным не стоит особо доверять. Ведь на любом форуме вы найдете от силы 10 негативных отзывов, но при объемах продаж в сотни тысяч единиц – наличие десяти бракованных объективов – смешная статистика!.. Но, все равно, я его не купил… 🙂
Однажды я попробовал рассчиатать статистку того, какими фокусными расстояниями я чаще всего пользуюсь в самостоятельных путешествиях во время отпусков. Изучение двух сотен фото из нашего путешествия на арендованной машине по Мексике показало, что примерно 60% всех кадров сняты на фокусном 18мм, немного – на 32 и 48 мм, почти ничего – на 24 мм и немножко – на 55 мм.
Таким образом, совершенно очевидно, что чаще всего в отпуске я фотографирую на широкоугольных фокусных расстояниях и мне, по идее, нужна Токина AT-X 124 PRO DX II Nikon F, считающаяся лучшим пейзажным объективом для кропнутых камер.
Еще один вариант – светосильный зум Никон 17-55/2,8. Конечно, данная оптика – просто мечта, просто лучший репортажник для кропа (а в отпуске очень часто основной жанр съемки – репортаж). Минус Nikon 17-55mm f/2.8 – его цена… И, хотя я мечтаю о том, чтобы в качестве штатного объектива на моем Nikon D5100 стоял великолепный 17-55/2,8, я его пока не купил. И вот почему…
Однажды в магазине я пролистывал какую-то книгу-руководство по цифровой фотографии. Название и автора не помню, так как она меня не особо впечатлила. Мне врезалась в память мысль, которую автор руководства изложил в предисловии: «Если начинающий фотограф хочет, чтобы у него получались неординарные фотографии, то перед тем даже, как начать изучение основ фотодела (композиция, постановка света, передача динамики и объема на фотографии и т.д.) ему следует задуматься о покупке объектива с нестандартными фокусными расстояниями». Подумайте: миллионы фотолюбителей по всему миру покупают себе любительскую зеркальную камеру начального уровня (будь то Nikon D5300 или Canon 700D) с штатным объективом со стандартными фокусными расстояниями 18-55 мм и каждый день снимают сотни миллионов фотографий на этих стандартных фокусных.
Если вы приобретете себе широкоугольник (тот же Tokina AT-X 124 Pro DX II) или длиннофокусный телеобъектив (например, Nikon 55-300), то вы уже выделите свои фото из общего вала обычных фотографий. Недавно я листал электронный журнал, в котором самостоятельные фотопутешественники выкладывают фотоотчеты из своих туров по разным странам мира. Знаете на какой мысли я поймал себя просматривая их фотографии?.. Мне нравятся больше, сильнее цепляют струнки души те фото, которые были сняты на фокусных расстояниях меньше 18 мм и больше 55 мм. То есть, видимо, за 2 года съемок на свой Nikon D5100 с китовым объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom мне данный диапазон фокусных расстояний достаточно «приелся».
В результате (не буду вдаваться в подробности процесса поиска и приобретения) я стал счастливым обладателем бывшего в употреблении объектива Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED). И сейчас я попробую на пальцах на снимках доказать постулаты, перечисленные ранее в этой моей статье:
- Фотографии, сняты на объектив с нестандартным фокусным расстоянием смотрятся более оригинально, чем сфотографированные на KIT 18-55;
- Тушка Nikon D5100, оснащенная объективом более высокого класса, чем штатный Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G показывает просто превосходные результаты;
- Чтобы удовлетворить свои потребности в получении высококачественных фотографий в разных жанрах и условиях, начинающий фотолюбитель, рано или поздно, придет к решении того, что парк стекол должен включать несколько зумов и ряд фиксов.
3. Примеры фоток, снятых на Nikon D5100 в паре с Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G
Одной из причин, побудивших меня открыть вот этот сайт начинающего фотолюбителя и путешественника стала невозможность найти практические рекомендации по съемке натюрмортов при естественном освещении. Нужно сказать, когда я пытался найти примеры фотографий, снятых на Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED, установленном на мою зеркалку Nikon D5100, то это тоже – не очень простая задача. И сейчас я постараюсь облегчить вам ее решение: вы увидите примеры фото, снятых на этот прекрасный телезум.
На многочисленных форумах, при обсуждении тестов данного объектива, в плюсы ему записывают приятную картинку, отличную резкость в диапазоне фокусных расстояний 70-250 мм, хорошую работу стабилизатора (все фото в обзоре далее сняты с рук, часто при недостаточном освещении). В минусы – то, что он «пылесос» (как и многие телевики), большой вес и слабую светосилу (хотя, за такую цену, слабая светосила – это не недостаток, а компромисс).
Чтобы получить хорошие результаты при съемке телеобъективом Никон 70-300/4.5-5.6, вам придется привыкнуть к использованию высоких значений ISO. Многие фотографии в данном обзоре сняты при ИСО 800-1000 единиц. До покупки этого телевика я на своем Никон Д5100, чаще всего, пользовался ИСО 100-400 единиц, а более высокие значения старался избегать, т.к. боялся появления шумов (глядя на фотки ниже, скажу, что матрица от Nikon D7000, установленная на нашем Nikon D5100, действительно, ведет себя хорошо на высоких ISO, и меня фото при таких значениях светочувствительности вполне устраивают).
3.1. Первые впечатления от объектива Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED
Выше я упомянул, что свой Nikon AF-S VR 70-300 мм я приобрел на вторичном рынке. На мой вопрос продавцу, почему он продает объектив так дешево, последовал ответ, что внутри достаточно много пыли (пыль я не вижу визуально и, как вы увидите ниже, на снимках ее действие тоже не проявляется), как, впрочем, будет у любого подержанного телевика.
Мы встретились, я прикрутил Никон 70-300/4.5-5.6 к своей тушке Никон Д5100 и сделал несколько тестовых кадров на разных фокусных расстояниях от 70 до 300 мм при различных диафрагмах. Закончив тест объектива, я поехал домой, чтобы на компьютере посмотреть результаты тестирования и, когда увидел на экране монитора фотографии, снятые этим телевиком, я просто ахнул! Это просто новый уровень! Какое боке! Какая резкость! Ни в какое сравнение с мои КИТовым Никон 18-55!
В тот же вечер, как я стал счастливым обладателем Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G, собрал вещички в рюкзак – и в лес, тестировать мой новый телевик на фотоохоте…
Первое разочарование: я пару часов бродил по лесу, по болоту, но так и не смог снять ни одной птички, ни одной зверушки, т.к. они не подпускают к себе… Вот вам урок: лесных птиц нужно снимать из укрытия-засидки! Второе разочарование: угол поля зрения телевика 70-300 на КРОПе сужается до 105-450 мм (эквивалентное фокусное расстояние) — ничего не влезает в кадр! В первый вечер я с трудом смог снять несколько кадров:
Видите на телеобъектив Nikon 70-300 можно снимать почти макро? И какая передача глубины пространства!!!
Вот эти три кадра – всё, что я смог снять на свой новый объектив Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G в первый вечер испытаний Nikon D5100 в полевых условиях.
Главные выводы: 1) на моем D5100 данный телевик выдает потрясающую картинку; 2) в кадр ничего не влезает; зачем тогда я его купил; 3) нужно покупать новый штатив и фоторюкзак (мой хлипенький трипод такую здоровенную бандуру держит с большим трудом). А рюкзак нужен, т.к. одним телеобъективом я не смогу обойтись, и придется пока пользоваться штатным КИТом: например, при съемках пейзажа потребуется, хотя бы, стандартный 18-55 мм.
Через недельку мой друг попросил поснимать его во время полета в воздушной трубе, и я снова захватил новую оптику, чтобы испытать ей в условиях пасмурного дня.
Чтобы аэротруба на этих кадрах вместилась в кадр на моем кропнутом Nikon D5100 с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, пришлось отойти на добрые 20-30 метров от объекта съемки. На мой взгляд, телеобъектив дает неплохие результаты и при использовании его в качестве портретника:
Портрет «Жена начинающего фотографа» снят с расстояния почти 18 метров (кроп из центра кадра). Кстати, на данном фото моя супруга держит фотоаппарат Nikon D5100 c объективом Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX (это камера моего друга, о которой я рассказал в начале моего обзора).
Кстати, вот три портрета, снятые на телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, когда я тестировал его перед покупкой. Можно посмотреть, как линза размывает фон на различных фокусных расстояниях.
Вечером мы поехали на озеро. Хотя было ветрено и пасмурно, мне захотелось поснимать сёрфингистов.
Обратите внимание на особенность телеобъективов сжимать пространство. На данном фото сёрф располагается примерно в 100 метрах от камеры, а берег на заднем плане – приблизительно в паре километров. На фотографии же, кажется, что берег сзади – совсем рядом.
На этих же фото видно, что, несмотря на то, что уровень ИСО 1000, качество картинки вполне приемлемо. Как я говорил ранее, низкий уровень шумов – положительная сторона матрицы Nikon D5100, устанавливаемой от старшего брата, Nikon D7000.
В своем тесте я совсем позабыл информировать вас о том, что между съемками гусениц на болоте в первый день и фотографированием парусников на озере у меня был еще один поход в лес с целью фотоохоты на пернатых. И в тот раз я вообще не смог близко подобраться хоть к одной птичке и ничего не снял. Поэтому вечером пришлось отыграться на дворовых воробьях и голубе.
Ну, а вот на этом снимке можно посмотреть, какие натюрморты получаются при съемке на Nikon D5100 и телеобъектив Nikon 70-300 мм при естественном освещении из окна.
И, для сравнения, посмотрите натюрморт, снятый на Nikon D5100 KIT 18-55. Единственное, что данный снимок фотографировался с освещением от двух больших окон (как-нибудь я напишу статью о съемке этого натюрморта и постановке света), а кадр выше получен с освещением из маленького оконца в бане (тоже планирую написать статью по постановке света при съемке натюрморта с полевыми цветами).
Еще через недельку я снова выбрался в лес, но испортилась погода, все небо затянуло тучами, и только на небольшой промежуток времени выглянуло солнышко и устроило такое вот светопреставление.
На данном фото также хорошо видна особенность телеобъективов сжимать расстояние. Видите, какими близкими кажутся облака?
Друзья, наличие телевика в вашем парке объективов не дает вам покоя: снова и снова вы пытаетесь пофотоохотиться в свободное время. В солнечный погожий денек я выбрался в лес и, опять же, не смог «подстрелить» ни одной птички. Так хорошо, что хоть шмели не боялись начинающего фотоохотника! 🙂
Примечание. В разделе «Фотодело» можно найти обзор полнокадровой зеркалки Nikon D800 с примерами фотографий, снятыми с использованием разных объективов. Так вот, в комментариях к ней владелец обратил внимание на такое явление, как “focus breathing”: уменьшение (иногда значительное) фокусного расстояния при съемке на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). Оказывается, фокусное расстояние, указанное на корпусе объектива – та величина, что замеряется при фокусировке на бесконечность, и чем ближе объект съемки, тем оно меньше (у некоторых моделей). Самый известный и вопиющий случай – профессиональный и дорогой телевик Nikon 70-200 F/2.8 VR II, который на МДФ имеет всего лишь около 134 мм, вместо заявленных 200 мм.
В частности, сфотографировать стрекозу, как на снимке выше, при использовании телеобъектива Nikon 70-200 F/2.8 VR II не получится, поскольку при реальном фокусном 134 мм с этого расстояния она будет значительно мельче. Похожая ситуация и с ультразумами типа Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-6.3G ED VR или Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR DX…
Думаю, кроме всего прочего, данный обзор объектива Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G отлично показывает, насколько важно в фотографии поймать правильный свет. Вот, выше было показано пять фотографий, снятых при солнечном свете, и, думаю, что результат сразу бросается в глаза. А вот фотография при облачной погоде.
Согласитесь, разница в качестве восприятия изображения сразу бросается в глаза? А вот пример съемки телеобъективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 уже совсем в сумерках…
3.2. Мое мнение о качестве фотографий пары Nikon D5100 и объектива Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G
Что же, вы прочитали мой обзор о качестве фотографий, полученных связкой камеры Nikon D5100 и телеобъектива Nikkor AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED, и, наверное, хотите узнать мое мнение? Попользовавшись уже в течение месяца этим замечательным стеклом, могу сказать следующее:
-
- Качество картинки, которое выдает Никон 70-300/4,5-5,6 на тушке Никон Д5100. Посмотрите на мои фотографии, сделанные до сегодняшнего дня – все они сняты на штатный объектив Nikon 18-55/3.5-5.6. Думаю, что споров не будет – мой новый телевик выдает картинку на голову выше, чем КИТовая линза. И теперь я точно знаю, что при первой возможности поменяю штатный 18-55 на более качественный объектив. Мне кажется, мой сегодняшний тест телеобъектива от Nikon доказал постулат о том, что дешевая тушка с дорогим стеклом покажет отличные результаты (думаю, что фотки будут лучше, чем на дорогой камере с дешевым объективом). Т.е. начинающему фотолюбителю следует ориентироваться на такую комбинацию: дешевая тушка + качественный объектив (если бюджет ограничен).
- Надеюсь, вам, как и мне, бросилось в глаза, что фотографии на фокусных расстояниях, отличных от КИТовых 18-55, смотрятся интереснее.
- В начале своего отчета я упомянул, что объектив стоил довольно дешево (7000 рублей у перекупщика), потому что внутри него много пыли. Бывалые фотографы утверждают, что пыль почти не влияет на качество картинки. Конечно, мне не приходилось снимать новым телеобъективом Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G, но мой пыльный старичок меня на сегодняшний день вполне устраивает. Влияния пыли я пока не замечал.
-
- Как и многие другие владельцы данного телеобъектива, я считаю, что у него очень хорошо работает стабилизатор. Вы видели, что многие фотографии в данном обзоре объектива Nikkor AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED в связке с Nikon D5100 сняты в пасмурное и вечернее время с рук. И качество фотографий получается вполне приемлемым.
В заключение хочу сказать, что поскольку теперь я уже совсем не хочу снимать на КИТ Никон 18-55/3.5-5.6, то мой идеальный набор объективов на все случаи жизни для КРОПа выглядит так:
- Nikon 17-55mm f/2.8 – в отпуск и на каждый день;
- Tokina AT-X 124 PRO DX II Nikon F – пейзажи;
- Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G – фотоохота, съемки на сафари (только представьте, какие фотографии я мог привезти из моей самостоятельной поездки на сафари в национальный парк Яла на Шри-Ланке или из поездки в национальный парке Селестун в Мексике если бы на тот момент у меня был этот телеобъектив);
- Фиксы 35/1.8 G и 50/1.8 G – съемка портретов;
Ох, и совсем не хочется считать во сколько это все хозяйство обойдется по деньгам!
4. Для чего фотографы используют телеобъективы
Текст выше написан в 2013 году, всё, что ниже – в 2018. Во-первых, хочу сказать, что за 5 лет компания «Никон» не сделала революции в производстве матриц, и, на сегодняшний день, модель Nikon D5100 является одним из лучших вариантов для приобретения первого фотоаппарата. Согласно измерений сайта DxOmark, по рабочему ИСО (Low-light ISO), динамическому диапазону и цветопередаче она не сильно проигрывает в разы более дорогой, современной Nikon D5500. И, если стоит выбор между новинкой с КИТовым объективом или D5100 с качественной оптикой, то я голосую за второй вариант.
Во-вторых, в камере Никон Д5100 система автофокуса включает лишь 9 точек фокусировки, что не очень удобно. Конечно, в течение 3-х лет я снимал с этим фотоаппаратом и был доволен, но, перейдя на полный кадр Никон Д610 с его 39-ю точками, оценил, насколько они важны: нерезких из-за промаха АФ кадров на D610 практически не бывает (на D5100 случаются). Поэтому, как вариант, можно рассматривать Никон Д7000 с такой же матрицей, но с более продвинутой системой управления и автофокуса.
В-третьих, объектив Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 по качеству картинки довольно неплохой. Если научиться правильно обрабатывать снимки в редакторе «Lightroom» или «Photoshop», можно получать результаты, которые вполне удовлетворят многих фотолюбителей. Долгое время, учитывая его невысокую стоимость, на страницах блога, когда меня спрашивали, какой штатник выбрать на кропнутую зеркалку, я советовал именно эту модель. Но, попробовав поснимать на Canon 600D KIT 18-135mm f/3.5-5.6, сочетающий в себе не только широкоугольник и объектив с нормальными фокусными, но и телевик, пришел к выводу, что лучше переплатить немного и на КРОПнутый Nikon взять в качестве КИТа Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G.
Варианты Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 или Nikon 18-200mm f/3.5-5.6 не предлагаю, так как стоят они дороже, и фотолюбитель должен осознанно понимать, что он приобретет, и что потеряет, купив данные линзы. Если бюжет ограничен, лучше потренироваться на 18-55 или 18-105.
Чем КИТовый объектив плох? В первую очередь, тем, что он тёмный. Например, в ситуации, когда на Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 нам придется при f/5.6 выставить ISO 6400, на Nikon 17-55mm f/2.8 будет достаточно снимать при f/2.8 на более-менее приемлемых ISO 1600, а на Nikon 50mm f/1.4G при f/1.4 — и вовсе получится настроить ISO 400, чтобы обеспечить ту же выдержку. Каждому опытному фотолюбителю известно, что для кропнутых камер Никон и Кэнон более-менее рабочими являются 1000-1600 единиц.
Прежде чем двигаться дальше, предлагаю прочитать фотоуроки для новичков, объясняющие, зачем фотографам нужны светосильные объективы, для чего используется ширик и телевик, как пользоваться этими специфическими типами линз. Когда прочитаете эти статьи, станет понятнее, нужен ли вам Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 и стоит ли переплачивать за более дорогие версии.
5. Отзыв об использовании телеобъектива Никон 70-300/4,5-5,6 на КРОПе и на полном кадре
В корпусе Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G установлены 2 элемента из низко-дисперсионного стекла (ED, extra low dispersion glass), снижающих хроматические аберрации, а значит, повышающих чёткость картинки. И на кропнутой зеркалке Nikon D5100, и на полном кадре Nikon D610, на который я перешел в феврале 2015, на фокусных расстояниях 70-230 мм объектив выдает очень качественную картинку. В диапазоне 230-300 мм начинает мылить, поэтому можно считать, что их у вас просто нет.
В телеобъективе Никон 70-300/4,5-5,6 имеется возможность включить стабилизатор в одном из двух режимов: нормальный (когда фотограф остается неподвижным) и активный (например, когда вы снимаете, находясь в движущемся автомобиле). Работа стаба меня полностью устраивает.
Большим плюсом данной модели считаю относительно небольшие габариты и вес. Да, с покупкой Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G мне пришлось сменить фотосумку на более вместительный фоторюкзак, но в сравнении со светосильным телезумом Nikon 70-200mm f/2.8G, который я приобрел в декабре 2016, тёмный собрат – дюймовочка и пушинка (см. первый отзыв о Никон 70-200/2.8, сделанный сразу после покупки, под которым я подпишусь и сегодня).
Для тех фотографов, кто в будущем планирует сменить КРОПнутую тушку на полнокадровую, немаловажным фактором при выборе телевика будет то, что Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G выпускается под фуллфрейм – не придется сразу же тратиться на смену объектива.
В общем, если вы ищете относительно недорогой телеобъектив, которым можно снимать приличные фотографии для любительского фотоальбома, альтернативы Никон 70-300/4,5-5,6 я не вижу, и от всей души его рекомендую. Правда, и минусы у данной модели тоже имеются, но о них мы поговорим ниже.
6. Конкуренты Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Какой телеобъектив купить
В статье о том, что я снимаю широкоугольным объективом, а что телевиком, по ссылке выше, я поделился главным своим заблуждением: раньше я считал, что объектив с большими фокусными расстояниями нужен только, чтобы приближать удаленные объекты, но на практике оказалось, что чаще он нужен, чтобы сжать перспективу. Вы берете Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и отходите с ним как можно дальше от объекта съемки, установив максимальное фокусное расстояние — получаете картинку, где и передний план, и задний – одинаково огромные (сжатая перспектива).
В качестве отступления: ширик нужен тоже не для того, чтобы в кадр вместить как побольше объектов; он требуется, чтобы подойти как можно ближе, и тогда передний план будет крупным, а задний – очень мелким (растянутая перспектива).
Таким образом, телеобъектив может быть использован, когда требуется фотографировать следующие сюжеты.
- Нужно приблизить отдаленные объекты. Примеры: съемка спортивных соревнований, фотоохота на диких животных.
- Съемка людей издалека, чтобы они тебя не заметили. Примеры: стрит-фото, дети, играющие на детской площадке перед домом. Правда, я лично считаю, что данные жанры лучше снимать шириком – более затягивающее изображение получается.
- Фотографирование портретов с размытым фоном. Мы знаем, что боке зависит от дистанции до объекта, до фона, от фокусного расстояния объектива и степени открытия диафрагмы. Телевик с ФР=200 мм отлично размывает задний план «в хлам».
- Макросъемка. Модель Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G для макро не очень подходит из-за довольно большой МДФ (минимальная дистанция фокусировки), но я умудрялся фотографировать и змей, и пауков, к которым близко подходить не очень хочется.
- Изолирование главного объекта. Представьте, на митинге в толпе вы видите интересно одетого персонажа. Вы можете снять его на телевик, чтобы другие люди не отвлекали взгляд зрителя от главного.
- Передача масштабов объектов в кадре. Мой любимый прием. Пример: вы приехали в незнакомый город и увидели огромный памятник. Как показать зрителю, что он очень большой? Отходите от него подальше и снимаете на большом фокусном расстоянии. Ну, то о чем мы говорили выше: сжимаем перспективу.
Исходя из перечисленных сюжетов, для съемки которых может понадобиться телеобъектив, всех конкурентов Никон 70-300/4,5-5,6 разделим на четыре группы:
- Телевики с невысокой ценой и сходными характеристиками.
- Объективы среднего ценового диапазона.
- Профессиональные светосильные телезумы.
- Телеобъективы с большим диапазоном фокусных расстояний.
6.1. Дешевые альтернативы Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
В данный раздел предлагаю включить, например, следующие модели, выпускаемые компанией «Никон» и сторонними производителями:
- Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S;
- Nikon 70-300mm f/4.5-6.3G ED AF-P DX;
- Nikon 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR AF-P Nikkor;
- Tamron LD DI AF 70-300mm 1:4-5.6 Tele-Macro (1:2) A17;
- Tamron SP AF 70-300mm f/4.0-5.6 Di VC USD A005;
- Sigma AF 70-300mm f/4-5.6 APO Macro DG;
- Sigma AF 70-300mm f/4-5.6 DG MACRO;
К недостаткам телеобъективов Nikon, перечисленных в этом списке, я бы отнес то, что они предназначены для КРОПнутых камер.
Примечание. Поймите правильно: я имел опыт только съемки на мой Никон 70-300/4,5-5,6 и на Никон 70-200/2.8, поэтому мои размышления нельзя принимать за чистую монету, я просто пытаюсь немного анализировать.
Версию Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G часто ругают за очень низкую скорость фокусировки. Неродные объективы Tamron и Sigma могут иметь отличного качества изображение, но компания «Никон» периодически обновляет прошивки для своих фотоаппаратов, после чего у владельцев сторонней оптики могут начаться проблемы. Имейте это ввиду, делая свой выбор.
Основная самая слабая черта всех перечисленных моделей, включая Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G – их низкая светосила. Профессионалам часто приходится снимать в условиях недостаточного освещения (например, спортивные соревнования в зале или фотоохота в режимное время), и для получения качественной картинки они открывают диафрагму, чтобы не слишком повышать ISO. Тёмные телевики с диафрагмой f/5.6 (или, того хуже, f/6.3) заставят фотографировать при очень высокой светочувствительности (см. урок про светосильную оптику по ссылке выше).
Именно по причине низкой светосилы я бы отнес Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и его конкурентов из первой группы к любительской оптике: профи вытащить качественную картинку при плохом свете трудно, а любители часто фотографируют днем, когда проблема высокого ISO не стоит так остро.
6.2. Что можно взять взамен Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G в среднем ценовом диапазоне
В эту категорию, по моей версии, попадают родной полусветосильный Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S и неродные объективы Tamron SP AF 70-200mm f/2.8 Di LD (IF) Macro, Sigma AF 70-200mm f/2.8 APO EX DG OS HSM.
Как фотограф, перешедший с Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G на светосильный телезум Nikon 70-200mm f/2.8G, скажу, что выбор между перечисленными тремя вариантами непростой. Огромное преимущество Никон 70-200/4 – малые габариты и вес при отличном качестве изображения (на уровне более дорогой версии Никон 70-200/2,8), и при несколько большей светосиле.
Телезумы Tamron 70-200mm f/2.8 и Sigma 70-200mm f/2.8 выигрывают по возможности снимать в условиях недостаточной освещенности, и по красоте боке, но гигантская масса 70-200/2,8 меня смущает даже после года владения… Прежде чем сделать выбор в пользу этой версии, сходите в магазин, подержите в руках, и только после этого принимайте решение.
Если сравнивать Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor и Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S, то у второго мы имеем рабочие 200 мм фокусного расстояния против 230 мм у первого. При этом владелец версии 70-200/4 может докупить телеконвертер Nikon TC-14E II, если ему не хватает приближения, и получить объектив 98-280/5.6, и эти 280 мм будут рабочими!
Таким образом, если бы я выбирал себе телеобъектив сейчас, остановить выбор было бы непросто:
- Никон 70-300/4,5-5,6 – относительно легкий, небольшой, но недостаточно светлый.
- Никон 70-200/4 – имеет очень качественную картинку, но цена кусается и светосила – ни туда, ни сюда.
- Тамрон 70-200/2,8 и Сигма 70-200/2,8 – классные объективы с рисунком и боке, но вес и цена заставляют голосить мою шею и руки.
6.3. Дорогая альтернатива для Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
Тут всё ясно: речь идет об объективе Nikon 70-200mm f/2.8G. По ссылке выше вы читали первый отзыв о своём приобретении: выбор я остановил в пользу светосилы и качества изображения, но, попользовавшись им, шокирован массой и размерами. Пришлось покупать новый фоторюкзак, в который входит меньше вещей, чем когда у меня был Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
Еще раз про светосилу. Данное фото, если бы на Никон Д5100 и Никон 70-200/2,8 я прицепил телеконвертер Никон ТС-14 Е2, снижающий светосилу с f/2.8 до f/4.0, пришлось бы фотографировать при ISO, приблизительно, 850 единиц. Если заменить телевик на более темный Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, то при f/5.6 придется выставить уже ISO 1600 единиц. При съемке на новую модель телевика Nikon 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR для КРОПа с его диафрагменным числом f/6.3 на открытой — ISO 2000. См. по ссылке выше статью, зачем фотографам светосильная оптика.
Плюсы и минусы у данного варианта те же, что у Tamron 70-200mm f/2.8 и Sigma 70-200mm f/2.8 из предыдущего пункта.
6.4. Телеобъективы с большим фокусным расстоянием, как вариант вместо Никон 70-300/4,5-5,6
Первые три альтернативы мы рассматривали с точки зрения похожего диапазона фокусных расстояний и руководствовались светосилой. Другой подход к выбору телевика базируется на его способности сжимать перспективу. Мы никогда не сможем получить на Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G при 300 мм фокусного расстояния такой же впечатляющий кадр с огромным самолётом “Airbus А380”, загораживающим собой все здание аэровокзала, как на 600 мм (см. видео в фоторепортаже о споттинге в аэропорту «Кольцово» с камерой Nikon D5100).
Для таких эффектных кадров предлагаю рассмотреть следующих конкурентов:
- Nikon 80-400mm f/4.5-5.6D ED VR AF Zoom-Nikkor.
- Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor (относительно невысокая цена, резкий на всех фокусных).
- Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD (A011) или Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD G2 (A022).
- Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Contemporary или Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports.
Прямо скажем, купить такой тяжелый объектив будут готовы те фотографы, кто чётко понимает, чего с ним добьется: тут либо приближение очень удаленных объектов, либо все та же пресловутая игра с перспективой. Обычный человек таскать на себе такой вес не готов.
Преимущества сверхтелевиков: приближение и очень сильное сжатие перспективы. Недостатки – слабая светосила. Посмотрим, какое ISO придется установить, чтобы снять в сумерках утреннего леса крадущуюся лисицу на f/6.3…
Судя по отзывам, у Никон 80-400/4.5-5.6 вполне рабочий диапазон фокусных расстояний вплоть до 400 мм. У Тамрон и Сигма – до 500 мм. Одну из самых качественных картинок выдает Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor при отличной работе автофокуса и возможностью прикрутить телеконвертер без потери качества картинки. Знаю, что смотреть примеры фото на видео — моветон, но все же выложу здесь видео, где демонстрируются примеры снимков на этот телезум и профессиональную кропнутую камеру Nikon D500.
По качеству картинки супертелевик Nikon 200-500mm f/5.6 уступает только Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Sports. Вот примеры видео, снятого на этот зум + Nikon D7100.
7. Заключение к обзору Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
На этом отзыв с примерами фото на КРОПнутый Nikon D5100 и телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G заканчиваю. Как уже говорил, в блоге можно найти множество статей с примерами съемки на эту линзу в различных ситуациях. Считаю, что для тех фотолюбителей, у кого денег в обрез, альтернативы данной линзе фактически и не существует. Более состоятельные фотолюбители могут себя помучить, рассматривая светосильные варианты. Ну и, когда вы ищете ответ, на вопрос, какой телеобъектив купить, не забывайте про старые версии. Например, Nikon 80-200mm f/2.8 ED AF-S многие владельцы хвалят (но тут еще нужно смотреть, есть ли в вашей камере отвертка).
Удачных вам фотографий, други мои! Надеюсь, мой отзыв и рассуждения об альтернативных вариантах кому-то помогут сделать правильный выбор.
Дополнение от 01 ноября 2022
Случайно обнаружил, что на КРОПнутые камеры «Никон» и «Кэнон» есть аналог полнокадровому телевику 70-200mm f/2,8. Речь идет о светосильном телеобъективе Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX (AT-X 535 PRO DX).
С учетом КРОП-фактора Кф=1,5 на Nikon его эквивалентные фокусные расстояния составят 75-202,5 мм. Судя по обзорам, качество изображения у этого телевика отличное. Правда, он работает только на камерах с «отвёртками», на дешевых версиях типа Nikon D5600 автоматической фокусировки не будет.
Ну и, скорость фокусировки у Tokina 50-135/2.8 не сравнить с тем же Nikon 70-200mm f/2.8G.
Да, и в зуме для APS-C матриц нет встроенного стабилизатора изображения.
Если правильно понимаю, версия Canon EF все же имеет свой встроенный мотор фокусировки.
Вот примеры фотографий, снятых на этот телеобъектив с тушкой Nikon D300 (у нее есть отвертка).
Насчёт матрицы Вы, коллега, слегка напутали. Она такая же как на Nikon D7000, а не Nikon D7100. С Никон Д7100-м матрица одинаковая у Никон Д5200, смотрите мои фотки — там есть полноразмерные JPEG в папке с храмами.
Тут Вы правы — напутал. 🙂 На нашем фотоаппарате Nikon D5100 стоит матрица от Nikon D7000. Посмотрел Ваши храмы — первая мысль: «Это же, с какой точки он их фотографировал, чтобы они в кадр влезли!?» 🙂 Потом увидел, что объектив у Вас AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED… Зато тушка другая: Nikon D5200. Отличное дополнение к моим примерам фото в связке Nokon D5100 -Nikkor 70-300 и теперь: Nikon D5200 — Nikkor 18-105. Спасибо!
P.S. Да Вы еще и на Шри-Ланку летали? Точно — коллега по всем статьям! 😉
Да, отдыхали в Шри-Ланке. Правда, на экскурсию в Ялу времени пожалел, зато посмотрите, какие фотки пляжей и закатов.
🙂 У Вас закаты получились лучше, чем на самом деле! Самые красивые закаты — в Тайланде и на Филиппинах… На Шри-Ланке таких закатов не было. 😉 Вот, от силы, такой:
«Закат на пляже Негомбо на Шри-Ланке»
«Закат на острове Краби в Тайланде.»
«Романтичный закат на острове Боракай, что на Филиппинах»
Лучшие закаты снимают на Байкале!
Сибиряк, я с этим не буду спорить… 🙂 Хотя, мне кажется, нужно вести разговор не о том, где лучшие закаты, а когда они случаются! Сколько я ни выезжал на съемку заката или рассвета, всегда он был невыразителен. Зато, если выехал из дому без фотоаппарата, солнце такое светопреставление на небосводе устраивает, что обкусаешь все локти от досады!!! 🙂
Пробовал найти советы в Интернет, как определить, будет ли красивый закат по приметам (ну, может следить за давлением атмосферным, влажностью и т.п.) ничего дельного не нашел…
Большое спасибо за примеры фотографий! Точно такие же выводы пришлось сделать и мне, причем, еще не читая вашей статьи. Значит, все, действительно, так и есть. Купил недавно объектив Nikkor AF-S VR 70-300 mm на свой Nikon D5100, но похвастать снимками еще не могу, т.к. жду поездки в Горный Алтай.
Валерий Алексеевич, я вот читаю свой отчет и понимаю всю нелогичность моей покупки: чаще фоткаю на коротком фокусе, а купил телевик! 🙂 Так и Вы: в горах логичней пользоваться шириком. Мой искренний совет: отжалейте денег и купите в горы какую-нибудь Tokina 124-2 или 116. Не пожалеете! Скиньте ссылочку на фотоальбом как вернетесь. Я бы хотел посмотреть. На Алтае не был, но был на Западном Тяньшане — горы Чимган. Ходил один в поход выходного дня. Впечатлило! Може отчет как-нибудь напишу…
Вы, видимо, не в то время были в Шри-Ланке. У нас закаты были ещё краше, чем на фотках: народ со всех гостиниц каждый вечер выходил любоваться и фотографировать. Но это — «расплата» за неспокойное море: периодически шли дожди, один раз чуть пол острова не смыло, были жертвы. Хотя, по календарю уже начался высокий сезон…
Ничего себе… 🙁 У нас на западе острова море было неспокойное, а на Востоке — тишь да гладь….
Так то май, а мы в ноябре были, ровно за день до отъезда наступил полный штиль, тоска…
Сергей, почитайте пока отчет вот об этом путешествии по Горному Алтаю. Возвращение на Укок.
travel.drom.ru/24735/
Мне все, пока, не удается выбраться в путешествие, т.к. погода сломала все мои планы.
Валерий Алексеевич, большое спасибо за ссылку! Посмотрел Ваши фотографии о путешествии по Алтаю на машине — прям самому захотелось включить такой маршрут в список своих планов! 🙂 Честно говоря, Вы показали ДРУГОЙ Алтай. Не тот, который я видел на картинках друзей, что сплавлялись на рафтинге и ездили на лошадях по стандартному маршруту.
Только я все же не понял: это отчет о Вашем путешествии или Вы планируете взять за аналог чужой маршрут?
P.S. Кот зачетный! 🙂 +5 баллов!
Сергей, это — не мое путешествие… Я прорабатывал возможные будущие варианты путешествия, вот и нашёл на Drom эту статью, решил показать её Вам для ознакомления. Когда я сам смогу поехать в Горный Алтай, я даже не знаю, очень многое зависит как от погоды, так и наличия свободного времени.
Понятно. Согласен, что погода на многое влияет… В свое время рассматривали вариант поездки на Алтай или в Египет… По расходам получалось примерно одинаково… Но есть вероятность, что приедешь на Алтай, а там 2 недели туманов и дождей… Отпуском не захотели рисковать и поехали в Египет… 🙂 Там тоже, кстати, поднимались в горы и встречали рассвет… 🙂 Так что тяга к горам она по всей Земле проявляется! 🙂
У Вас ошибка в тексте! 🙂 Матрицы у зеркалок Nikon D5100 такие же, как у Nikon D7000, а сенсор у Никон Д7100 одинаковый с Никон Д5200…
Михаил, спасибо за то, что указали на ошибку. В первом же комментарии Апис Красноярский указал на эту оплошность с моей стороны. Теперь вижу, что нужно сделать исправление в тексте. Вечером исправлю.
Спасибо за интересные и очень полезные статьи и обзоры. Благодаря вашей статье я решилась на покупку телевика Никкор 70-300.
Светлана, также очень Вас благодарю и за добрые слова по поводу моего творчества и за то, что не поленились потратить время на небольшой комментарий. Ведь комментарии читателей дают понять, что я не зря потратил время на написание статей для сайта.
Объектив, конечно, имеет свою специфику о которой я рассказал в отчете: узкий угол и поэтому – ограниченное количество сюжетов, для которых он может применяться. Если знаете для чего будете его использовать, тогда уверен, что порадуетесь своей покупке!
Посмотрите как потрясающе смотрятся пейзажи, снятые на длинном фокусе в моем рассказе про поездку в деревню Коуровка.
Хорошего Вам режимного света! 🙂
У меня есть телеобъектив Nikkor 55-200. Для фотоохоты это маловато. Конечно, хотелось бы с лучшей светосилой, но пока для меня это неоправданно дорого. Но зато есть к чему стремиться 🙂
Я уже писал в статье, что многие птички и зверушки и на 300 мм не подпускают. На блогах фотоохотников много информации о том, что нужно строить укрытия (засидки) и с них снимать. Тогда мелкие птицы подпускают на расстояние 2-3 метра, крупные 10 м. И тогда, наверное, и Ваши 200 мм будет достаточно.
Здравствуйте! Читал где-то отзыв, что зеркальная камера Nikon D5100 в связке с этим телеобъективом тормозит. Так ли это? Спасибо за интересный обзор Nikon 70-300! 🙂
Алексей, может я не использовал его до сих пор активно, но я не заметил, что он тормозит. Правда снимал больше пейзажи, чем динамичные события. При съемке мелких птичек в кустах удобнее использовать ручную фокусировку — так как они вертятся и выходят из ГРИП или фокус промахивается и цепляется за ближайшие веточки. Но, наверное, при съемке на штатник Никкор 18-55 так же легче было бы снимать на ручном фокусе.
Телевик Nikkor 70-300 — отличнейший объектив! Один из моих любимых. А, что касается Вашего выбора между Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor и Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon F, то Вы не совсем, на мой взгляд, правы. Был у меня Никкор 17-55/2,8 на тушке Nikon D90 (12 мегапикселей). А сейчас на Nikon D7000 (16 мегапикселей) стоит Сигма 17-50 OS. Так вот, объектив Sigma по картинке, по разрешению, значительно лучше родного. Кроме того, у Сигмы — приличный стабилизатор. Единственное, в чем Никон 17-55/2,8 выигрывает, так это в 5 мм фокусного расстояния.
Стекло Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon F резче и, при этом, в 2.5 раза дешевле. Владею им уже 2 года. Купил в Америке.
Поделюсь одной хитростью: нужно поставить самую раннюю прошивку на фотоаппарате. Потому что в более поздних версиях программного обеспечения корпорация Nikon стала активно бороться со всеми неродными линзами. Это выражалось во множественных глюках с фокусировкой и откровенных стопорах автофокуса. Я поначалу грешил на качество стекла. Но позже добрые люди на форумах подсказали в чем дело. И теперь, слава богу, все отлично.
Кстати, аналогичная ситуация происходит и на камерах камерами Canon, но у них нельзя откатить прошивку на более раннюю.
Объектив Nikkor 17-55/2.8 на 16 Mpx стал уже не таким резким и мы с ним расстались друзьями.
А еще, я купил объектив Sigma 50-150/2.8 OS. Вот это стекло!!! У него картинка ЛУЧШЕ, чем у многих ФИКСОВ!!! Я не преувеличиваю. В моем распоряжении побывали полтинник, 35/1,8G, 35/2.0D, 85/1.8 и 17-55/2,8. Если кому-то нужна более ранняя прошивка на Nikon D7000, могу прислать на почту.
А на Nikon D5200 уже, наверное, в первой прошивке испорчено всё?
Что-то сайт глючит. Владимир ответил Апису: «Скорее всего. Проблема решается в сервисном центре SIGMA, они перепрошивают объектив, удаляя влияние прошивки камеры. Так и живем. Зум SIGMA 17-50/2.8 — один из немногих объективов, способных разрешить матрицу 24 мегапикселя. Сам проверял. Правда, фотоаппарат был Nikon D3200».
Владимир, отлично, что разместили такой, как мне кажется, полезный отзыв об объективах Sigma. Думаю, что для многих фотолюбителей, мучающихся вопросом, какой объектив купить на свой Никон (сейчас уже актуально – на свой Nikon D5300), Ваши рекомендации будут полезными.
Я, например, даже не знал о существовании SIGMA AF 50-150 MM F/2.8 APO EX DC OS HSM NIKON F. Посмотрел примеры фотографий. Сильно! Хотя, конечно, Sigma 10-20 подмыливает немного по краям. Но с обоих объективов, соглашусь с Вами, картинка очень приятная.
Пользуясь случаем хочу отметить для всех посетителей блога, что данный обзор Nikkor 70-300 писался уже очень давно. С тех пор много воды утекло и много изменений в моем парке фототехники случилось. Я закрыл потребность в зумах.
Для съемки пейзажей, все таки, решил остановиться на фиксе Samyang 14/2.8. Сначала он меня не сильно впечатлил, но со временем я в него влюбился. Фотки с телевика и суперширика Samyang можно посмотреть в разделе «Фоторассказы»: «Пейзажи в деревне Коуровка» и «Один цветной рассвет». А с телевика еще и в «Охота на тетёрку» и «Фотоохота на Рататуя».
Для съемок в путешествии взял б/у Nikkor 17-55/2.8. Пока он у меня не раскрылся. Не удалось поснимать при нормальном освещении. Всё в сумерках или в пасмурные дни. С него примеры фоток — в разделе «Фотодело» отзыв по штативу Sirui T-2204X с головкой G20X, в самостоятельных путешествиях – фото в Германии (экскурсия в Palmengarten и по Дюссельдорфу), прогулка по Баку.
Пока из всех объективов больше всего нравится фикс Самьянг 14/2,8. Если посмотреть примеры фото на Nikon D3100 и Nikkor 50/1.8 G (в статье «Стоит ли покупать Nikon D5300) и на 35/1,8G у других фотографов, то уже сейчас мне ясно, что рано или поздно буду переходить с зумов на фиксы. 😉
Еще раз благодарю Вас за то, что потратили минутку-другую на написание ваших замечаний, поделились опытом! Удачных кадров!
Сергей, совершенно с вами согласен, что Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR на тушке Nikon D5100 очень красиво рисует картинку. Кстати, портреты тоже получаются очень симпатичными. Лично я купил это стекло за 16000 рублей и ни капельки не пожалел. Правда, этот объектив очень требовательный к свету. Если освещение слабое, то фотки получаются на четвёрочку. Ну вот, темноват как-то. Зато, если света хватает, то это — просто земля и небо по сравнению с китом. Есть у меня, правда, для портретов ещё и фикс AF-S Nikkor 35mm f/1,8G. Полтинника пока нет. 🙂 Тоже очень красивые и резкие фотки получаются.
Юрий, подозреваю, что на кропе линзу Nikkor 35/1.8G удобнее использовать, так как угол обзора не такой широкий. А телевик – да-а-а. Мне нравятся с него и пейзажи, и портреты. Жду – не дождусь поснимать им в отпуске зверушек всяких. А видели, как рисует телеобъектив Кэнон 70-200/2,8 (правда, на Canon EOS 500D) у Михаила? http://photo-and-travels.ru/sri-lankas-summer/
Я тоже в восторге! Его можно в Яндекс-фотки найти по нику shmakov.misha2012 и посмотреть другие классные фотографии.
Вообще-то, у Миши — телевик Canon EF 70-200mm f/4L IS USM, но фотки, всё равно, потрясающие на FF Canon EOS 6D. Посмотрим, как он с телеконвертером без автофокуса управится, ГРИП-то совсем маленький, а с увеличением ФР ещё падает и светосила пропорционально.
Олег, ты прав. Я не обратил внимания, что у его телевика светосила f/4. На сегодняшний момент сказать точно является ли проблемой отсутствие автофокуса сказать не могу. Я писал, что когда птички в кустах, то автоматический фокус наводится на резкость по ближайшим веточкам. Все равно приходится наводиться вручную. Может быть, это окажется и не критичным. Ну, а ГРИП на полном кадре, действительно, меньше.
Хотя, я не пойму физику процесса. С одной стороны – я уверен, что на КРОПе не происходит увеличения фокусного расстояния: просто вырезается часть кадра из середины. С другой стороны, почему же ГРИП меньше?
Тоже с интересом жду его фоток из отпуска в Индии. Посмотрим на результаты! А так полный кадр + качественный телеобъектив = классная картинка.
Не знаю, насколько за год изменилась актуальность вопроса про ГРИП, но, по-моему, все просто: у кропнутых камер физический размер пикселя меньше! В соответствии с этим меняется и понятие ГРИП.
evtifeev.com/3136-grip-chto-takoe.html
Владимир, спасибо за полезную статью! Михаил купил к своему объективу телеконвертер CANON EF 2.0X III extender. Оказалось, что на объективе Canon EF 70-200mm f/4L USM у него не работает автофокус. Поэтому, лежит экстендер без дела и калькулятор ГРИП не понадобился.
Ой. Что-то не прочитал комментарии ниже про телеобъектив Canon EF 70-200mm f/4L USM — уже разобрались 🙂
Павел, в то время, как я мечтаю о переходе на полный кадр… 🙂 я прочитал много восторженных отзывов и увидел отличные примеры фотографий, снятых на телеобъектив Nikkor 70-200/2.8. По ходу дела, это стекло — одно из самых удачных, если не обращать внимание на цену… 🙂 И для меня было откровением, когда недавно я увидел образцы фоток, а затем и прочитал отзывы владельцев, что Sigma AF 70-200mm f/2.8 APO EX DG OS HSM Nikon F также дает очень красивую картинку. При этом цена — в два раза меньше родного Никкор 70-200/2,8. Раньше даже не знал о существовании такого стекла, как Сигма 70-200/2,8. Рекомендую изучить вопрос…
Сергей, у Михаила — телевик Canon EF 70-200mm f/4L USM с максимальной диафрагмой f=4, а не f2.8. Это — отличный телеобъектив для Кэнонистов. Но у Никона есть Nikkor 70-200mm f/4G ED VR AF-S, не хуже. Сам рассматриваю приобретение его на будущее, как замену Никкор 70-300 VR на Nikkor 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II Zoom, который, конечно, лучше. Но в 2 раза больше и тяжелее.
В воскресенье с Даниилом, который недавно стал владельцем полнокадровой зеркалки Nikon D600, съездили на пленэр в музей деревянного зодчества в деревне Нижняя Синячиха Свердловской области. Так что, скоро покажу примеры фото, снятого на Никон Д600 и телевик Nikkor 70-300 и, очень много, на широкоугольник Samyang 14/2.8. Мы с коллегой поразились картинке, которую рисует этот фикс на полном кадре!!! К выходным постараюсь разместить отчет. Еще, меня ОЧЕНЬ впечатлило видео, которое выдает Nikon D600 с объективом Nikkor 24-70/2.8 при съемке в режиме 60fps…
Внимательнее отнеситесь к объективу Nikkor 70-200mm f/4G ED VR AF-S. Он просто супер для кропа, однако на ФФ может разочаровать, почитайте отзыв HalloArt.ru на Яндекс Маркете и тесты на the-digital-picture.com/Reviews/Nikon-70-200mm-f-4G-AF-S-VR-Lens-Review.aspx.
Боюсь, что переход на него с 70-300 «не сделает революции», тем более уменьшение максимального ФР тоже не в его пользу.
Я не люблю изучать все эти технические сравнения. Просто смотрю примеры фотографий, снятых фотографами с «прямыми руками» и ощущаю: нравится, не нравится… Большинство фоток, снятых на телевик Никкор 70-200/2,8 меня цепляли, они — потрясающи!.. Не проверял, как у Nikkor 70-200/2.8 с резкостью во всех диапазонах фокусного расстояния, но у 70-300 — после ФР=250 мм нерабочая зона. Поэтому выигрыш в фокусном не такой уж и большой…
P.S. Вот обзор телевика Никон 70-200/4 на тушке Никон Д610. Приведено большое количество примеров фотографий, дано сравнение с Никон 70-200/2,8 и светосильными аналогами от Тамрон и Сигма.
Коллеги и Коллежки!.. 😉 Мы уже почти выиграли в фотоконкурсе от Самьянг Электроникс!!! Осталось всего-то 6 голосов до 2-го места и 12 – до первого из нескольких десятков претендентов. Если вы проголосуете сами и попросите одного знакомого отдать голос за мою фотку, скоро в этом блоге появится тест и обзор замечательного, уверен, объектива от Самьянг Оптикс!!! Сделайте сегодня приятное человеку, более того, фотогафу 😉 И у вас карма почистится! Безмерно благодарен Вашей личной помощи!!!
Здравствуйте! Какой объектив универсальный купить на первое время: КИТ 18-105 или КИТ 18-140. Спасибо.
Алексей, во-первых, ни один из этих объективов я не «держал в руках» и среди моих близких знакомых владельцев нет. Во-вторых, один из моих читателей и онлайн-друзей под псевдонимом Апис Красноярский (можно найти на yandex фотки) владеет Nikon D5200 + Nikkor 18-105 и утверждает, что качество фотографий у него лучше, чем было у моего КИТ 18-55. Да простит меня Олег, я с этим не согласен и считаю, что фотки у этих двух объективов одинаковые, но на линзе 18-105 удобнее диапазон фокусных… В третьих, всех фотолюбителей можно разделить на 2 большие группы: 1) те, кто покупает камеру с KIT объективом, полностью всем доволен и она лежит в шкафу, раз в год на день рождения достается, чтобы снять «вспышкой в лоб» (таких 80%); 2) те, кто как я начинает гонку за всё более дорогим стеклом, камерой, аксессуарами (таких 20%).
Я не могу сказать, к какой из 2-х категорий Вы будете принадлежать. Если ко второй – то купите сейчас лучше Nikkor 16-85 или (Я неделю назад вернулся из второй самостоятельной поездки по Китаю и Таиланду. Брал с собой Samyang 14/2.8, никоновские 17-55/2.8 и 70-300. В реале 90% снимков сняты на 17-55. И сейчас я считаю, что универсальность объектива по светосиле важнее, чем по фокусному расстоянию. Часто 55 мм было достаточно, чтобы снять хороший кадр, но не хватало светосилы. Поэтому рекомендовал бы посмотреть Sigma 17-50/2,8 или такой же Тамрон или Токину) светосильный зум.
Если к первой – берите Nikkor 18-140, так как удобнее диапазон фокусных. Но, если вдруг окажется, что вы захотите переметнуться во вторую группу, то сейчас важно не переплатить за объектив. Поэтому идеальным ответом на вопрос: «Какой объектив выбрать новичку для начала?» был бы: «Купите б/у Nikkor 18-105… Например, на Avito в Екатеринбурге его предлагают вместе с защитным фильтром за 6000 рублей против цены нового Никкор 18-140 за 12900 рублей… В Москве на Авито цены – в диапазоне от 7000 до 9000… Думаю при торге еще, как минимум, 1000 «деревянны» можно скинуть. По мне, красная цена такому стеклу — 5000 руб. Уверен, что ничего «криминального» с бывшим в употреблении китовым стеклом не может случиться. Вы сможете существенно сэкономить… Если читали мои другие статьи, знаете, что свой Nikkor 70-300 я купил не новым за 7000 рублей против 15900 за свеженький и 17-55/2.8 за 31000 рублей против 49000 за новенький…
В-четвертых, нужно уточнить у реальных владельцев будет ли видна тень на фото от объектива при использовании встроенной вспышки. Мне отписывались, что от 16-85 она присутствует в кадре. Почти уверен, что тень появится… Если это будет единственная линза – нужно 7 раз отмерить, хотите ли вы лишать себя возможности использовать штатную вспышку… У меня, процентов 10 фоток снималось с встроенным освещением…
Как то так.. 😉 Удачного выбора и красивых фотографий!
В начале 2013 я купил (абсолютно ничего не зная ни о фотокамерах, ни о фотографии вообще) Nikon D3000 с китом Nikkor 18-55. Через неделю приобрел Никкор 35 1.8, а в начале февраля того же года стал обладателем Никкор 55-200 (ну еще покупал фильтры и вспышку).
В июне взял тушку Nikon D5100. В июле — телеобъектив Никкор 70-300 Vr. В августе стал владельцем объектива Sigma 17-70. Потом ещё из Китая заказал вспышку и наглазник Tenpa 1.36.
В июне этого года (2014), продал зеркалку Nikon D3000 KIT 18-55, продал фотоаппарат Nikon D5100 с фиксом Никкор 35/1.8. Так же продал и телевик Nikkor 55-200. Сейчас у меня есть Nikon D7100 + телеобъектив Nikkor 70-300 + Sigma 17-70 плюс вспышка и несколько фильтров. К чему это я всё? Да то, что за довольно таки короткое время поюзал много бюджетного фотооборудования. С китовым Nikkor 18-55 только поначалу кажется «Вау!!!». Потом быстро (тем более, если просматривать чужие фото) становится понятно, что можно лучше. И для этого «лучше» нужно другое стекло.
Фикс Nikkor 35mm f/1.8G AF-S DX — очень хорошее стекло: недорогое, резкое, светосильное и на КРОПе в квартире позволяет снимать. Но я его продал, потому что 17-70 Сигма ему практически не уступает (хотя стоит в 2,5 раза дороже). А иметь из двух равноценных, естественно, оставил репортажный зум. Телевик Nikkor AF-S 55-200 mm f/4-5.6G IF -ED DX VR Zoom — тоже хороший объектив.
Я, вообще, купив впоследствии Никкор 70-300 поначалу не врубился: «Да почему он стоит в 3 с лишним раза больше?» Но, поснимав, учуял разницу: Nikkor 70-300 может поймать в автофокус летящую на полном ходу ласточку напротив кустов, а Никкор 55-200 — только парящего неспешно канюка в небе. Да и, всё таки, порезче он.
Линза SIGMA AF 17-70 mm F/2.8-4.5 ASP IF DC HSM — хороший, резкий репортажник.
А тушу поменял только из-за отвертки и подстройки автофокуса в Никон 7100. Картинка в Nikon 5100 полностью устраивала меня. Хочу ещё взять Tokina AT-X 116 PRO DX AF Nikon F, но ширик нужен очень редко, поэтому уже перед тем, как в горы или на море соберусь, тогда и куплю.
Вот как то так об объективах для начинающих.
Максим, благодарю Вас за столь обстоятельный отзыв по объективам и фотоаппаратам! А, например, про существование специальных наглазников я вообще ничего не знал до сегодняшнего дня.
Думаю, что более высокое качество картинки у телеобъектива Nikkor 70-300 в сравнении с Никкор 55-200, отчасти, можно объяснить наличием у первого 2-х элементов из низкодисперсионного стекла (у дешевого объектива – 1 ED элемент).
Вы написали, что еще купили в Китае вспышку. В статье со сравнением параметров Nikon D5300 и Никон Д5100 начинающий фотограф Татьяна задала вопрос про внешние китайские вспышки Yongnuo Speedlite YN560-III. Не могли бы помочь мне с ответом? У меня не было опыта работы вообще ни с какими: ни с NikonSB-900, ни с их аналогами из Китая.
Здравствуйте, Сергей! В будущем, а точнее через полгода, планирую покупать себе зеркальную фотокамеру. Перечитав ваши статьи и комментарии, я остановилась на зеркалке Nikon D5100 с объективом Nikkor 70-300mm. Раньше я фотографировала на Panasonic Lumix DMC-GF3 Kit и немного на зеркальный фотоаппарат Nicon 3100 kit. Вообще, я люблю фотографировать пейзажи, животных, и семейные фото (портретные фотографии, но это так, между делом). Подойдёт ли для таких целей такой комплект? Меня очень впечатлили ваши фотографии, особенно, природы.
Виктория, благодарю Вас за высокую оценку моего творчества! И представляю, как, должно быть, не терпится поскорее приобрести себе зеркальный фотоаппарат! 🙂 Но, у Вас еще есть время обдумать всё хорошенько…
Мне очень нравится телеобъектив Nikon 70-300, но как я и писал в данном обзоре, его применение — специфично: слишком маленький угол обзора, мало что входит в кадр. На мой взгляд, телевик — объектив, который покупают в дополнение к основному.
В течение последних полутора лет мое мнение о том, какую линзу приобрести в качестве штатника менялось многократно. На сегодняшний день я считаю, что главное стекло у фотографа — светосильный зум со стандартными фокусными расстояниями 17-55. Сейчас 90% снимков в отпуске я делаю на мой Nikkor 17-55/2.8, остальные 10% — на телевик и ширик.
Конечно, родной Никкор 17-55/2,8 — дорогое удовольствие. Можно посмотреть аналоги Sigma 17-50/2.8, Tamron или Tokina. Что касается других объективов, то много обсуждали в этой статье, в обзоре характеристик Nikon D5300. Последняя моя версия изложена в комментарии от 28.07.2014 в 15:26 в статье «Фотограф из Воронежа и ее детская фотосессия».
Удачного выбора, Виктория, и хороших фотографий в будущем!
Виктория, боюсь телеобъектив Nikkor 70-300 вряд ли получится полноценно использовать для пейзажей и семейных фото. Хотя бы, потому, что на не полнокадровом фотоаппарате Никон Д5100 с кропом К=1.5 фокусные расстояния объектива равны: 70*1.5 — 300*1.5 = 105-450мм. Это — очень большое увеличение: угол обзора объектива очень мал и, чтобы, например, сделать ростовой портрет человека, Вам придется отходить метров на 25 от него. А говорить о съемке таким телевиком в квартире просто не приходится: разве что, только лицевых портретов и малюсеньких котят. Ну и для пейзажей больше подходят широкоугольные объективы с фокусным расстоянием 14-24 мм. КРОП, конечно, сделает это фокусное поуже. Такие широкоугольники имеют шире обзор и позволяют больше деталей добавить в кадр.
На вашем Панасонике фокусные равны 14-42 мм, что, при его кроп-факторе К=2, равно 28-84 мм. Так вот, выкрутите на максимум зум вашего Панасоника и попробуйте поснимать домашних и пейзажи: и этот максимальный зум Panasonic — это, все равно, будет давать больший угол обзора (меньшее увеличение), чем минимальное фокусное расстояние телевика Никон 70-300.
Так что, в том наборе, что Вы предложили, будете иметь постоянное мощнейшее увеличение картинки со всеми сопутствующими, и снять какой-либо сюжет на близком расстоянии у вас просто не получится.
Я, так же как и Сергей, посоветовал бы Вам, для начала, что-нибудь стандартное:
— Сигма 17-50 f2.8 очень хорош. На открытой диафрагме мягковат, великолепное качество снимков начинается с диафрагмы f4;
— Sigma 17-70 f2.8-f4 — тоже хорошее стекло. Менее светосильное, но фокусные поудобнее.
— Никкор 17-55 f.2.8 (бескомпромиссный, тяжелый профессиональный высококачественный объектив. БУ видел за 28000 рублей на Авито)
Если хотите больше универсальности, можно рассмотреть: китовый объектив Никон 18-140 (уж очень мне понравился его обзор 101tema.ru/photo/content/testobzor-obektiva-af-s-dx-nikkor-18-140mm-f35-56g-ed-vr). Ну, или Nikkor 18-200 — периодически смотрю фотки фотографа, работающего с этим стеклом — не плохо. Картинка у этих стекол похуже, но диапазон фокусных очень хороший.
А если хотите бескомпромиссное качество, то тут нужно брать фиксы: Nikon 50mm 1.8g или Nikon 35mm 1.8g, Никкор 85mm 1.8g и Самъянг 14mm f2.8.
Обзор — не обзор, но примеры фотографий, снятых на Nikon D5300 и упомянутый новый КИТ 18-140, можно и в моем блоге (в разделе «Фотодело») посмотреть… 🙂
И точно — читал этот пост с примерами снимков на Никон Д5300 КИТ 18-140 ВР. В общем, очень неплохой штатный объективчик. Для начинающего самое то.
Спасибо за быстрый ответ. А неродные аналоги зума Никкор 17-55/2,8 сильно ему уступают? Я выбрала тушку, но вот с объективом все определиться не могу. Посмотрела Ваши фото и очень понравились. А вот родной Nikon 17-55/2.8 я по бюджету не потяну, а из аналогов, какой лучше?
Виктория, у меня есть четыре объектива сейчас: КИТовый Никкор 18-55/3,5-5,6 ВР, светосильный Nikkor 17-55/2.8, телевик Nikkor 70-300 и ширик Samyang 14/2.8. На сайте приводил еще примеры фоток, снятых на зеркалку Nikon D5100 и Sigma 18-250. Мне фотки с данного стекла очень нравились, но владелец его быстро продал, так как считал, что оно тёмное. Еще есть фотки с полтинника Никкор 50/1,8G и Никон Д3100. Великолепный объектив, но он фикс со всеми плюсами и минусами линз с фиксированным фокусным расстоянием…
Других объективов в руках не держал. Уступают или нет линзы сторонних производителей — вопрос субъективности мнения конкретного фотографа. Ранее я писал, что сам склонялся к покупке светосильного объектива Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon F. Но, в один прекрасный день, мой друг — бывший владелец Сигма 18-250, купил родной Nikkor 17-55/2.8 и я решил подкопить и купить б/у такое же стекло для себя.
Считаю, что если при покупке есть возможность спокойно проверить качество объектива на фронт- и бэкфокус, то Сигма 17-50/2,8 — отличный вариант по соотношению качество/цена. Вот посмотрите примеры фотографий, снятых на данной стекло и тушки от Canon: photography-on-the.net/forum/showthread.php?s=a4e3b7e6d85031b8d759ecc256e0bd8d&t=886454&page=141