Недели две назад жена сообщила, что в поселке Арти Свердловской области намечается грандиозное событие: турнир косарей. У нас в городе Красноуфимск живут родственники – предложено поехать в гости, а заодно посетить данный фестиваль. Сначала идея меня не очень увлекла, но, тем не менее, я согласился. Не знал же я, что соревнование косцов может быть таким увлекательным! Давайте покажу фотографии и расскажу о мероприятии, состоявшемся в прошедшую субботу 16 июля 2016 года.
В обсуждении моего обзора Nikon D610 со сравнением зеркалки с другими моделями Никон у нас с читателями вспыхивали неоднократно споры на тему того, можно ли использовать мою модель для съемки свадеб, дней рождения, торжеств и других фоторепортажей. Я всегда отстаивал позицию, что Никон Д610 уступает, конечно, камере Никон Д750 по скорости и точности фокусировки, тем не менее, на неё тоже можно снимать интересные кадры. Посмотрите репортаж с турнира косарей в Арти, снятый на эту камеру с набором объективов, как подтверждение моих слов: репортажный светосильный зум Nikon 24-70mm f/2.8, телеобъектив Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6 и сверхширокоугольный Samyang 14mm f/2.8.
Поселок Арти расположен на берегу небольшой уральской речушки Артя в 170-ти километрах западнее Екатеринбурга. Основан он в 1753 году, когда граф Строганов построил здесь мельницу. Позже, в 1783 году в поселке решили возвести железоделательный завод. В 1783 году здесь стали выпускать косы, ставшие основной специализацией предприятия. Их завод производит и по сей день.
Из Красноуфимска до места проведения турнира косарей добраться сложностей не составило, поскольку в поселке на каждом перекрестке вывешены указатели для гостей мероприятия.
Начало соревнований анонсировано на 10:00. Как приехали, веселье было в самом разгаре. Журналисты отводили участников в сторонку и брали у них интервью.
Как оказалось, турнир косарей в Арти – соревнования международного уровня. В разные годы сюда приезжали команды из Франции, Германии, Италии и Австрии. В 2016 году почетными участниками стали косцы из Словакии, привлекшие своими яркими костюмами наибольшее количество посетителей.
Народу на мероприятии было, на удивление, очень много: по моим ощущениям, несколько тысяч человек. Кроме соревнований косцов, здесь можно было вкусно покушать, отведав блюда уральской кухни, и посмотреть (приобрести) сувениры, сделанные руками наших ремесленников.
Хочешь – плети игрушки из мочала. Можно взять мастер-класс прямо на фестивале от местной мастерицы.
Желаешь – купи себе валенки. На морозном Урале это – самая необходимая обувь.
В отдельном шатре уральская Матрёна продавала куклы-Матрёны…
Выше вы видели примеры репортажных снимков, снятых на полный кадр Nikon D610 и универсальный зум Nikon 24-70mm f/2.8. Теперь пришло время посмотреть, на что способен бюджетный телевик Nikon 70-300mm, будучи использованным фуллфрейме. Вот на сцену стали приглашать всех участников соревнований, мне не удалось подойти ближе – использовал телеобъектив.
Жаль, мне редко приходится снимать репортажи. Читая советы профессионалов, имеющих большой опыт съемки свадеб, дней рождения и других торжеств, часто встречаем следующую рекомендацию: знайте заранее план проведения мероприятия – тогда сможете загодя выбрать удобную точку съемки и получить интересный кадр.
Я вспомнил об этом совете, когда ведущий объявил, что все косари и зрители могут проследовать на площадку, где будет кошение. Самые лучшие кадры получились, наверное, у тех фотографов, кто встал в удобной позиции за мостиком через речку. Мне оставалось только подвинуться в сторонку и фотографировать моей зеркалкой D610 в режиме LiveView, вытянув камеру высоко над головой.
К слову, в этот раз я активно использовал функцию «Автоматическое ISO», что позволило мне не завышать без надобности значение светочувствительности матрицы. Столько времени понадобилось, чтобы разобраться с этой опцией! Зато, как сейчас я доволен!
Я занял позицию напротив команды из Словакии, так как мужики эти выглядели наиболее колоритно в своих национальных одеждах.
Зрители ждут. Некоторые одеты так же нарядно, как и участники соревнований.
Вы видите, что многие снимки получены с экспокоррекцией «в минус 0,67EV». Напомню, что в уроке фотографии для новичков мы отмечали, что при съемке на темном фоне автоматика камеры ошибается старается завысить экспозицию, при фотографировании на светлом фоне – занизить. Чтобы кадры не получались серыми, нам и приходится задействовать функцию экспокоррекции.
Итак, выстрел из стартового пистолета! Косцы приступили к косьбе. Их сопровождают судьи, группы поддержки и мешающие простым зрителям папарацци.
Сейчас, разглядывая снимки, думаю, что зря я не попробовал снять кадр с длинной выдержкой. Возможно, размытая коса придала бы динамики и «жизни» кадру…
У некоторых участников соревнований болельщики были особо изобретательны. Например, вот косарь из Башкирии ведет за собой целый оркестр с баяном и песнями.
Победители определялись сложной системой подсчета баллов. Учитывалась не только скорость покоса: за то, что участник одет в национальную одежду, прибавлялись премиальные очки. Если за косцом оставались нескошенные травинки, он получал штраф. Поэтому одни участники приходили к финишу быстро-быстро, другие – не спешили, делали всё на совесть, как для себя.
Пока люди соревновались в скорости и качестве косьбы, та животина, ради которой всё это затевалось, паслась потихоньку в сторонке.
Обратили внимание, что из-за сверхширокого угла мне пришлось очень сильно корректировать экспозицию? На ширик в кадр попадает либо много светлого неба, либо тёмной земли, поэтому и приходится пользоваться экспокоррекцией чаще, чем с другими линзами.
Рядом с коровой – грабли для сена на лошадином приводе. Еще в моё детство их активно использовали на колхозных лугах. Хотя, мои дедушка и бабушка собирали сено простыми граблями.
В турнире косарей, как я сказал ранее, принимали участие не только специалисты из разных регионов нашей страны и из зарубежья. Вот — делегат из Башкортостана.
Не могу тут не вспомнить стихи Янки Купалы, народного поэта Беларуси…
Дзе вы, брацці-ўдальцы, дзе вы, хлопцы-касцы?
Гэй, дакуль на вас трэба чакаць?
Час вам косы кляпаць, час вам на сенажаць,
Час вам сілу сваю паказаць!
Пакуль згіне раса, хай засвішча каса,
Няхай вале ў пракосы траву;
Няхай прыйдзе канец на сівец, на званец, —
Хай пазнаюць усе грамаду!
Сонца паліць агнём, пот ліецца цурком...
Гэй, прывыклі да гэтага вы!
Як вы толькі ўзраслі, к працы цяжкай ішлі,
I ніхто не жалеў вас ані!
Пот ліецца цурком — абмахні рукавом
Дый касой замахай весялей,
I з упаўшай грудзі песню слёз завядзі,
Песню родную долі сваей!
Песню пей і касі, пакуль ясныя дні,
Пакуль хмараў на небе няма;
Зямля, плуг і каса — гэта наша краса,
Гэта наша пацеха адна!..
Взято на сайте: //yankakupala.ru/kastsam.
В фестивале проводились соревнования не только среди мужчин, но и среди женщин, а также – среди смешанных команд. Поэтому косари на турнир приезжали семьями. Вот — ячейка из города Верхняя Салда.
Как я уже сказал, турнир косарей оказался увлекательным мероприятием! Гости активно поддерживали соревнующихся криками, речёвками и даже песнями.
После окончания мужского этапа соревнований наибольший ажиотаж вызвала словацкая команда. Наши мужики дивились широкому лезвию косы, особой позе, с которой словаки косят траву. Шло бурное обсуждение.
Понятно, что гость из далекой Словакии не выдерживал натиска, распалялся и показывал своё мастерство снова: «Я не умею косить? Да у меня ферма столько-то гектар! Да я кошу с малых лет!»
В это время зрители женского пола плели себе венки из полевых цветов и охотно позировали фотографам.
А средства массовой информации, улучив свободную минутку, брали у косарей интервью.
В ожидании начала соревнований между женщинами-косарями хожу меж лотков с сувенирами. Гостей фестиваля подвозят на автобусах, люди прибывают самостоятельно на автомобилях. Оживленно!
Наконец, выходят женщины. Косят они не хуже, чем мужчины. А уж сколько азарта!..
Вот, пока я снимал фоторепортаж, жена сняла видео на смартфон Asus Zenfone Max. Только настройки нужно выставить на FullHD.
В перерыве между этапами соревнований – всё те же споры со словаками о технологии косьбы. Да и просто обсуждение технических нюансов кос, изготовленных на заводе в Арти, а также итальянскими и австрийскими мастерами.
Даже, когда косец из Словакии покидает площадку, наши уральские специалисты не могут успокоиться.
А на центральной сцене, между тем, начался конкурс «Коса-модель Арти 2016». Девушки стараются поразить жюри своими костюмами, умением петь или декламировать стихотворения. Близко к ним не пробиться – использую телеобъектив Nikon 70-300.
На площадке фестиваля можно полюбоваться творениями уральских мастеров и мастериц.
За некоторыми кадрами моего репортажа приходилось, буквально, устраивать фотоохоту: стоять поодаль в засаде и ждать, пока прохожие сформируют интересную композицию.
Хотя, мне больше нравится снимать репортаж широкоугольным объективом Samyang 14mm f/2.8. Картинка получается интереснее – жаль только, что он неавтофокусный, трудно снять резким активно движущиеся объекты. Приходится довольствоваться телевиком.
На соревнование косцов прибыли, кстати, не только люди, но и их четвероногие друзья. Правда, происходящим вокруг они мало интересовались, главное, чем были увлечены – получилось ли красивое селфи…
Тем временем, на площадку вышли участницы конкурса «Коса-модель Арти», чтобы продемонстрировать свое мастерство управляться древним инструментом. Тут я понял, почему профессионалы-фотографы говорят, что на съемках репортажа главный враг – коллега. Трудно снять кадр без папарацци!
Следующие два снимка напомнили мне строчки из песни «… от печали до радости…»
Эх, поставил антирекорд по количеству фотографий в одной статье. Знали бы вы, дорогие читатели, как трудно удержаться и не опубликовать все материалы, что снял. Как тяжело выбрать лучшее…
Надеюсь, мой рассказ смог вас хоть немного заинтересовать. И в следующем году вы отправитесь в Арти самостоятельно, чтобы лично посмотреть на соревнования косарей. Приезжайте к нам на Урал, будет интересно!
На этом репортаж, снятый на Никон Д610, заканчиваю. Думаю, что минусом его снова стало то, что я забыл сфотографировать сверхкрупные планы. В который раз убеждаюсь, что на съемку нужно брать сценарий. Например, в этот раз я планировал получить такой кадр: «косовище, сжатое мускулистой рукой косаря». Отвлекся и пропустил… Как всегда, готов выслушать критические замечания. Думаю, вас могут заинтересовать и другие статьи, связанные со съемкой фоторепортажа.
Сергей, как я, все же, доволен, что попал на Ваш сайт! Прочитал и просмотрел сейчас Ваш фоторепортаж с «Турнира косарей» — время уже два часа ночи, и не мог оторваться, настолько все так интересно!
Главное — мне нравится, как Вы общаетесь с людьми: доброжелательно, спокойно принимаете критику, если она есть! Фотографии очень понравились, правда, я не видел снимки корреспондента «Комсомольской правды», но, даже если они и лучше чем у Вас, то это еще не говорит о том, что у Вас хуже. Он же — специалист, он должен быть мастером своего дела в своей работе, и было бы, наверно, плохо, если бы его фотографии были хуже, чем у вас.
Это первый рассказ, который я прочитал. Хочется читать дальше, но глаза закрываются и поэтому оставляю на завтра. Очень мне нравится тот момент, что Вы под своими фотографиями указываете экспозицию съемки: есть о чем подумать и проанализировать не только по композиции кадра, ритмичности, передаче пространства, ну и по другим не менее важным параметрам съемки.
Кстати, в одном из ответов Вашему читателю, Вы написали, что у Вас есть задумка пояснять, почему в том или ином случае Вы выбрали ту или иную экспозицию для кадра. Мне кажется, что это — очень правильное решение и его обязательно нужно претворить в жизнь. Это будет очень полезно.
С уважением,
Виктор
Виктор, еще раз спасибо за такие добрые слова! В минуту, когда руки опустятся и решу бросить писать статьи, прочитаю Ваш отзыв и снова вдохновение найду. 😉
По поводу критики я писал уже не один раз: да, я обычный человек и мне бывает очень тяжело выслушивать критические замечания, но за то, чтобы получить обратную связь, люди платят огромные деньги (ходят в фотошколу), а я получаю её бесплатно. Критика очень помогает поднять свой уровень мастерства. Вот, в этом отчете про «Турнир косарей в Арти», в первых комментариях, Игорь обратил внимание на то, что на снимках баланс белого неправильный.
Почитайте вторую часть обзора премиальной мыльницы Fujifilm X30, в конце которой я разместил фотографии с репортажа о «Гонке героев» в Екатеринбурге, снятые на Nikon D610 + Nikon 24-70mm f/2.8 через пару недель после «Турнира косарей». Мероприятие тоже проходило в пасмурный день, но я прислушался и сделал фотки «холоднее» — теперь, как мне кажется, цвета более приятные. Это и есть пример, когда критика помогла стать лучше.
Задумка написать серию уроков «Почему я снял это фото именно так» с описанием причины выбора конкретных настроек и задействованных правил композиции есть. Но у меня сейчас порядка 40 статей стоят на очереди (я даже не беру с собой фотоаппарат в последнее время, так как, все равно, нет времени печатать репортажи об экскурсиях) – нет возможности все реализовать. К слову, в упомянутом выше обзоре Фуджи Х30 я в описании одного из снимков описал подробно, почему выбрал определенные настройки при съемке.
Сейчас провел переговоры с директором школы фотожурналистики: предложил написать статью о том, как правильно снимать фотоистории, находясь в отпуске, или фотографируя семейные торжества (свадьбы, дни рождения, корпоративы). Вроде, заинтересовался и, надеюсь, в скором времени сможем порадовать интересным материалом. На мой взгляд, при той же свадебной съемке, возможны три уровня мастерства:
1) Снимаем абы как, не умея даже настроить фотоаппарат, чтобы получились четкие снимки.
2) Технически настраивать камеру научились, но не знаем правил композиции.
3) Выучили правила композиции, фотографируем жениха и невесту, заставляя их позировать. «Позирование» всегда заметно зрителю. В зависимости от мастерства фотографа, такие снимки могут быть уже довольно интересны. И большинство свадебных фотографов снимает таким образом.
4) Недавно нашел в англоязычном Интернете большой сайт о семейной фотожурналистике: свадьба снимается без позирования, получается визуальный ряд, предоставляющий, так называемый “story telling” (рассказ истории в фотографиях). Вот, надеюсь, что в этой новой статье, о которой мы договорились с директором школы фотожурналистов, он постарается дать советы, как рассказать историю в снимках наиболее ярко.
P.S. На сайт Вы попали не случайно: я веду большую работу по продвижению сайта в поисковых системах Яндекс и Google. И Вы можете помочь, поделившись ссылкой на понравившуюся статью в социальных сетях или на форумах. Это полезно для продвижения блога. И за это буду благодарен отдельно. 🙂 Удачных фотографий, Виктор!
Спасибо, Сергей! Мне нравится Ваша целеустремленность и преданность такому интересному делу, как фотография! А самое главное — делиться своими знаниями и опытом с людьми, которые так же увлечены фотографией и которые хотят останавливать миг прекрасного, запечатлев его на свою камеру.
Знаете: сколько людей, столько и мнений. Я не видел еще фотографии второй части обзора премиальной мыльницы Fujifilm X30, которую вы рекомендуете посмотреть, что я непременно сделаю, но те фотографии, которые размещены у Вас в этой статье, на мой взгляд, достаточно хорошего качества, и мне лично нравятся, и по балансу, и по насыщенности, и по цветам. Я люблю такие колоритные цвета.
Кстати, я хотел спросить у Вас, чем бы я мог помочь Вам в развитии и продвижении сайта? Но Вы уже ответили на мой вопрос и я с удовольствием буду помогать Вам и буду в обязательном порядке делиться ссылками в социальных сетях, на форумах и даже при личной встрече с теми, кто увлекается фотографией. Тем более, что мы с вами почти земляки: я родился в Пермском крае, более тридцати лет прожил в Тюмени, часто бывал в Екатеринбурге и мне знакомы те места, которые Вы представляете на фотографиях.
С уважением,
Виктор
Виктор, помочь можно добрым словом… что Вы и делаете. 🙂
Фотографии нравятся точно до того момента, пока не посмотришь на примеры снимков, снятые более опытными и талантливыми фотографами. 🙂 Как зайду на сайт 35photo, так сразу депрессия начинается. 🙂
P.S. Еще раз просмотрел фотографии: видно, что день пасмурный, а фотографии — такие сочные!
Нет, депрессировать не нужно. У Вас все получится, все приходит со временем.
Прочитала первый фоторассказ «Турнир косарей» и сразу же подписалась на новые рассылки от автора. Мне очень понравились фото и сам отчет. Спасибо! С удовольствием продолжу знакомство с Вашим «Блогом начинающего фотографа и путешественника».
Здравствуйте, Donna! Сейчас у меня 301 подписчик при 269-ти статьях. Если округлить: один отчет — один подписчик. Рад, что на «Турнир косарей» я Вас «поймал». 🙂 Спасибо за поддержку! Добро пожаловать на сайт.
Обожаю такие праздники. Вот просто сума схожу. Непоказушные… 🙂
Оксана, извещение, как о новой статье пришло. Прошу прощения — сбой по моей вине: новую главу с отчетом о походе по каньону в Турции с заглавной страницы переместил на вторую, чтобы не нарушать последовательность повествования, вот и «Турнир косарей» вновь появился на главной, а вам пришло сообщение.
Вообще, я не любитель подобных фестивалей. Но принимать участие в качестве фотографа-репортажника понравилось. И, на удивление, атмосфера была очень праздничная — мы нисколько не пожали, что съездили в Арти. Показуха или нет, но получилось весёлое, благостное мероприятие.
А я увидела то, что мне понравилось. 🙂 Так что, Бога ради! Значит, так и было надо.
Спасибо, за интересный репортаж и фото!
Для меня, поселок Арти – родные места детства, как и Нижний Тагил, река Чусовая, Чебаркуль, Красноуфимск, да и Урал в целом до 23 лет моей жизни, в прошлом веке…
И косы из Артей славились на весь СССР.
Я вчера косил на даче косой из Артей, которая пережила моего деда, маму и брата, да и меня переживает тоже… Эта коса у нас, как реликвия, хотя и всегда в работе уже более 50 лет и каждый год. Сначала косили для коровы на Урале – Арти, Нижний Тагил, потом — в Ханты-Мансийске, сейчас — в Кингисеппе… Такая вот крепкая сталь из Артей.
Сергей, мне нравится, как ты подробно пишешь: с уклоном в фотографию и технику – это интересно для всех, кто интересуется фотографией…
Успехов и далее!
В который раз, Владимир, удивляюсь, как тесен наш мир. Казалось бы, где Кингисепп, а где — Урал. А оказывается, земляки! Приятно встретиться на страницах этого электронного ресурса. 🙂
Для меня, человека далекого от сенокоса (хотя, это и не совсем так: все детство в деревне прожил, на Урале несколько лет подряд в начале 2000-х тётка держала целое стадо коров, а я помогал сено заготавливать), коса и коса. Никогда не задумывался, где и кем она произведена. А сейчас вот думаю: если бы в Арти не производился качественный инструмент, не поехали бы туда на турнир косари со всей Европы. Молодцы!
Коса в вашей семье легендарная — теперь уж не косить, беречь в домашнем музее нужно. У моего деда была ложка из нержавейки трофейная: с финской войны осталась — тоже реликвия.
Спасибо за приятный отзыв, Владимир. Я неоднократно писал, что блог открыл для того, чтобы обсуждать вопросы фотодела с единомышленниками — вот и затрагиваю эти темы.
И еще, большой привет и жене за её замечательный ролик, снятый простым смартфоном! Видео снято без дерганий — видимо, есть уже опыт, и хорошо предает накал страстей соревнований косарей…
Кстати, Сергей, я уже пару раз давал ссылку в клубе Фото.ру на твой блог – так что, читателей должно добавиться…
Спасибо от жены, Владимир. Для человека, далёкого от видеосъемки, снимать видео горизонтально (а не вертикально, как делают это девушки со смартфонами) — уже подвиг! 🙂 А уж снимать плавно — это, как чёрный пояс в карате.
Благодарю за помощь в продвижении сайта — авось, кому из новичков пригодится моя информация по основам фотосъемки.