X
    Categories: Фотодело

Как я снимал фоторепортаж на Sony A6000 с мануальными объективами под байонет Nikon F

Беззеркальные камеры славятся функцией «Фокус Пикинг» (подкрашивание резких участков на фото цветом), облегчающей фотографу процесс фокусировки вручную. В связи с этим, якобы, им и не нужны современные автофокусные объективы – снимай себе в удовольствие на какой-нибудь старенький Гелиос-44-2 да подсмеивайся над коллегами-зеркальщиками. Или ставь на Сони А6500 более дешевую оптику от Canon – короткий рабочий отрезок позволяет. Сегодня проверяем на практике, что получится, если на Сони А6000 накрутить топовую оптику от Nikon и фотографировать динамику. Разберем слабые места адаптеров под байонеты E-Mount. Посмотрим рекомендованные старинные объективы под матрицу 24 Мп.

Начало августа. Теплый денек. Аэродром Логиново на окраине одноименной деревни в окрестностях Екатеринбурга. Тысячи людей приехали на всероссийский авиационный фестиваль «Крылья Урала», чтобы посмотреть показательные полеты авиации, прыжки парашютистов и воздушные бои авиамоделистов. Взрослые наблюдают за самолетами в небе, дети лазают по ним на земле. Самые продвинутые гости взяли с собой коврики, раскладные стульчики и термосы с бутербродами. Пикник и праздник. Автор сего обзора бродит с фоторюкзаком, беззеркалкой Сони А6000, неавтофокусным переходником под байонет Sony E-mount и топовыми объективами от Никон с целью проверить, насколько важно иметь в камере систему автоматической фокусировки.

Фото 1. Съемка репортажа на фестивале «Крылья Урала» беззеркалкой Sony A6000 и репортажным зумом Nikon 17-55mm f/2.8 через адаптер Viltrox NF-NEX. Настройки: В=1/500 сек, экспокоррекция +0,7 EV, ISO 125.

Фотография 2. Съемка портретов на камеру Сони А6000 + телеобъектив Никон 70-200/2.8. Можно ли фотографировать на беззеркалку с ручным фокусом? 1/1000, ISO 500.

Для съемки я использовал переходник с байонета Nikon F на Sony E-mount без чипа Viltrox NF-NEX, поэтому полные данные EXIF по диафрагме и фокусному расстоянию привести не могу (кроме выдержки, экспокоррекции и ISO), и не всегда могу отличить, когда я использовал зум Nikon 17-55mm f/2.8, а когда ширик Samyang 14mm f/2.8, когда просто телеобъектив Nikon 70mm f/2.8, а когда его же с телеконвертером Nikon TC-14E II. Придется угадывать — на репортаже записей с пояснениями, какая оптика применялась в том или ином кадре, я не делал.

Содержание обзора

  1. Отзыв по мануальному адаптеру Viltrox NF-NEX.
  2. Советы, как фокусироваться беззеркалками Sony Alpha вручную (режим автофокуса MF).
  3. Слабые места переходников под байонеты с зеркалок на беззеркалки.
  4. Рекомендации по старым мануальным объективам, которые можно использовать на полнокадровых беззеркальных фотоаппаратах Sony Alpha.
  5. Выбор телеобъектива на Сони.
  6. Правила съемки фоторепортажа.
  7. Заключение к обзору.

1. Адаптер Viltrox NF-NEX и оптика Nikon на беззеркальном фотоаппарате Sony A6000

Для тех гостей сайта, кто будет читать мой обзор впервые, расскажу, что с 2011 года являюсь владельцем техники «Никон». Тогда в ноябре я купил любительскую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55mm f/3,5-5,6 вместо мыльницы Sony Cyber-shot DSC-W350. Поснимав пару лет, приобрев подержанный телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 (темноватый, но очень качественный), был так уж восхищен картинкой, что заменил КИТ на ширик Samyang 14mm f/2.8 и репортажный светосильный зум Nikon 17-55mm f2.8.

В феврале 2015, после долгих колебаний, был куплен полный кадр Nikon D610 – самая простая и дешевая модель в линейке фуллфреймов «Никон». К тому времени я уже знал, что матрица у всех камер одного КРОП-фактора стоит одинаковая, поэтому по качеству изображения они не отличаются (разница — в удобстве управления, точности автофокуса и количестве мегапикселей). Исходя из этого убеждения, было решено взять тушку подешевле, но оптику подороже: вместо Nikon 17-55mm f2.8 под КРОП приобретен Nikon 24-70mm f/2.8 под фуллфрейм.

Перед самым Новым годом в декабре 2016 я сделал себе еще подарок: заменил телевик Nikon 70-300mm f4.5-5.6 на топовый Nikon 70-200mm f/2.8 + экстендер Nikon TC14-E II (покупал подержанным с хорошим дисконтом).

Пару месяцев назад для съемки в командировках была куплена беззеркалка Sony A600 KIT 16-50mm f3.5-5.6. Сразу же на «AliExpress» заказал переходник Pixel TF-334 для «горячего башмака» «Nikon F – Sony E», чтобы можно было снимать с помощью внешних вспышек Yongnuo YN-685N или управлять ими от радиосинхронизатора Yongnuo YN-622N-TX. Также куплена заглушка для «горячего башмака», сумочка и адаптер Viltrox NF-NEX, позволяющий присоединять объективы Nikon к камерам Sony Alpha с байонетом Sony E-mount.

Фото 3. Неавтофокусный адаптер Viltrox NF-NEX для беззеркалок Sony A6000, A6300, A6500, а также Sony NEX и полнокадровых Sony A7, Sony A7R и других.

Под брендом «Viltrox» производятся как автофокусные переходники для Sony E-mount, так и ручные. В предыдущих статьях я писал, что АФ адаптеров даже от «Sony» работает не всегда быстро и точно, не говоря уже о сторонних производителях. По этой причине, да и просто потому, что КРОПнутый Sony A6000 и близко не сравнится с моим полнокадровым Nikon D610, покупать дорогой переходник с поддержкой автофокуса смысла не было.

Бренд «Viltrox» принадлежит компании «Shenzhen Jueying Technology Co.» со штаб-квартирой в городе Шэньчжэнь (это на границе с Гонконгом, мы приехали туда на ночном поезде из города Гуйлинь, когда путешествовали по Китаю в 2011 году самостоятельно). Специализируется она на производстве диодных светильников постоянного света для видеосъемки, HDMI-мониторов, HDMI-дисплеев для съемки видео, переходников под различные байонеты, удлинительных макроколец, внешних вспышек и радиотрансмиттеров, пультов дистанционного управления фотоаппаратами и т.п.

Модель адаптера Viltrox NF-NEX предназначена для использования оптики Nikon F на беззеркалках Sony NEX, Sony Alpha 6000-й серии, и Sony A7-й серии. Переходник будет работать с объективами, имеющими в обозначении: G, F, AI, S, D. Не будет функционировать с новейшими стеклами, в которых используется электронное управление диафрагмой (AF-P в маркировке). Еще это устройство можно использовать для присоединения линз к видеокамерам Sony NEX-VG10, VG20, Sony NEX-FS100 и Sony NEX-FS700.

На сегодняшний день компания «Nikon» производит лишь 4 модели линз типа AF-P, поэтому не думаю, что это большой минус адаптера, что мы рассматриваем.

  • Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR.
  • Nikon AF-P DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR.
  • Nikon Nikkor 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR AF-P DX.
  • Nikon Nikkor 70-300mm f/4-5.6E ED VR AF-P.

Переходник Viltrox NF-NEX изготавливается из алюминиевого сплава высокой плотности. Производитель утверждает, что поддерживает высокую точность (малые допуски) изготовления, поэтому гарантируется фокусировка на бесконечность (о проблемах с бесконечностью поговорим ниже).

Как видно на фото ниже, адаптер Viltrox NF-NEX имеет кольцо для управления диафрагмой объектива Nikon. Оно имеет маркировку: F, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Я думал, это означает, что можно вручную выставить диафрагменные числа от f/1.0 до f/8.0, поэтому для достижения большей ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) закрывал диафрагму до 8… Затем сообразил, что здесь речь идет не о диафрагменных числах, а о шагах экспозиции. То есть несколько кадров у меня получились снятыми с апертурой f/22.0 на моем Nikon 70-200mm f2.8, что привело к дифракции и падению, соответственно, четкости изображения. После того, как я осознал ошибку, не поворачивал кольцо с диафрагмой на переходнике больше, чем до 4 — картинка больше не деградировала.

Кольцо управления диафрагмой выставляется от значения меньше, чем «0» (меньше деления F) до «8». Если посмотреть на гистограмму, то она слегка меняется в диапазоне «меньше 0 – F) и не изменяется на значениях «7» и «8» при использовании, например, зума Nikon 17-55mm f/2.8. Поэтому не могу точно сказать, какая диафрагма стоит на линзе, если на переходнике установлено «F»: f/2,8 или, скажем, f/3,2…

Итак, еще раз: деления на шкале переходника Viltrox NF-NEX означают полные стопы экспозиции. Для разных объективов значения диафрагменных чисел будут отличаться.

Модель объектива

Диапазон

диафрагм

Стопы экспозиции на кольце управления диафрагмой

F

2

3

4

5

6

7

8

Nikon

70-200mm f/2.8

2.8-22.0

2.8

4.0

5.6

8.0

11.0

16.0

22.0

?

Samyang 14mm f/2.8

2.8-22.0

2.8

4.0

5.6

8.0

11.0

16.0

22.0

?

Nikon

70-300mm f/4.5-5.6

4.5-5.6

5.6

8.0

11.0

16.0

22.0

32.0

?

?

Мой отзыв по адаптеру Viltrox NF-NEX следующий: особых претензий не имею, кроме одной – есть едва заметное прокручивание в байонете Sony A6000 (приблизительно на 0,5 мм ёрзает). Это не очень приятно, но на форумах читал, что такой болезнью страдают многие переходники других марок.

Чтобы под весом тяжелых объективов не отломать байонет, производитель рекомендует крепить беззеркалки Sony Alpha на штатив не через штативное гнездо тушки, а через лапку адаптера Viltrox. В ней – стандартное отверстие под штатив с резьбой ¼ дюйма.

Кому важно, вес переходника составляет 168 грамм, толщина тушки увеличивается примерно на 25 мм.

Фото 4. Ты приехал снимать фоторепортаж на Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6? Смешно! Вот каким объективом фотографируют самолеты профессионалы любители понтов! Телеобъектив Nikon 70-200mm f/2.8 + экстендер Nikon TC-14E II + адаптер Viltrox NF-NEX.

Эту встречу с Павлом Кравченко (слева) сняла Галина Исаева (за что ей отдельная нечеловеческая благодарность) на свой комплект Nikon D5200 + Sigma 18-200mm f/3.5-6.3, обзор которого я давал отдельно. Настройки: выдержка 1/800 сек, f/7.1, ISO 100, фокусное расстояние 44 мм.

Мне сейчас не хочется особо отвлекаться на рассказ о посещении фестиваля «Крылья Урала». Отмечу лишь, что мероприятие проводилось ДОСААФ на аэродроме в Логиново в третий раз. Зрители могли посмотреть выступления парашютистов, парапланеристов, дельтапланеристов, авиамоделистов и создателей дронов. Планировались, но не состоялись из-за сильного ветра, полеты воздушных шаров.

Мне очень понравилось. Лето. Запах трав. Солнышко. Интересные конкурсы и выступления. Если авиационный фестиваль в Логиново будут проводить и в 2019 году, рекомендую съездить – всего 55 км от Екатеринбурга по направлению на Каменск-Уральский.

Далее буду показывать снимки, не привязываясь к тексту – так вы посмотрите, можно ли снимать репортаж мануальными стеклами и узнаете о некоторых нюансах, связанных со съемкой на беззеркалки Sony Alpha и некоторые объективы.

Фотография 5. Полеты авиамоделей на аэродроме в Логиново. Съемка на Sony A6000 с телеконвертером Nikon TC 14-E II и телеобъективом Nikon 70-200mm f/2.8. Настройки: 1/640, +0.7 EV, ISO 500.

Судя по тому, какое ИСО, здесь диафрагма зажата до f/22 (значение «8» на шкале адаптера Viltrox NF-NEX).

При поиске адаптера под байонет Nikon F важным вопросом является, собираетесь ли вы снимать на старые мануальные объективы, новые модели с буквой «G» в обозначении и кольцом диафрагмы или же в маркировке стоит «E» (электронное управление апертурой).

Старые объективы с кольцом для установки диафрагмы в большинстве случаев нормально работают даже с дешевыми переходниками за 25 долларов.

Если хотите снимать на объективы Nikon типа «G», в переходнике должен быть рычаг управления диафрагмой. Как я понимаю, мой Viltrox NF-NEX является точной копией модели Metabones MB_NFG-E-BM1. Только стоит 37 USD, а не 140 USD.

Если вы собираетесь фотографировать на линзы с обозначением «E», то адаптер существует только один: Commlite ENF-E1 (цена на AliExpress – 290 USD). Правда, в отзывах пишут, что автофокус у него работает пока плохо.

Адаптер Metabones MB_NFG-E-BM1 был первым переходником под объективы Никон «G», но сейчас его скопировали предприимчивые китайские ремесленники. По отзывам, именно эта модель коротковата и не подходит для широкоугольной оптики с плавающими элементами (большинство современных линз). Говорят, что представители «Zeiss» на вопрос, какой переходник лучше подходит под их объективы «Otus», советуют «Novoflex», поскольку они точнее выдерживают рабочее расстояние. Американцы хвалят адаптеры «Rayqual» (на «Амазоне» продавцы утверждают, что это «Kindai»).

В обзоре Sony A6000 с КИТовым Sony 16-50mm f/3.5-5.6, телевиком 55-210mm f/4.5-6.3 и фиксом Sony 50mm f/1.8 приведен список вопросов для анализа своих и чужих фотографий.
Упражнение, где за 600 шагов мы тренируем видение кадра. Описывается, как я обрабатываю снимки с перепадами яркого неба и темными деревьями на переднем плане.
Детальный анализ, как настраивать режим фокусировки при съемке автофокусными объективами Sony. Сравнение КРОПов Сони А6000, А6300 и А6500 с полным кадром Сони А7.
Фотоурок по съемке натюрмортов с импульсным светом. Камера Сони А6000 со вспышками Yongnuo N685N и трансмиттером Yongnuo YN-625N-TX.

2. Как фокусироваться вручную при съемке на Sony A6000 и другие фотоаппараты Sony Alpha c мануальной оптикой

В любом обзоре новой модели фотоаппарата, вы прочтете упоминание о том, что автофокус в ней стал лучше. На любом форуме, как только новичок спросит совета, какую камеру лучше купить, его сразу начнут убеждать, что нужно брать самую новейшую (читай: самую дорогую), поскольку фокусировка у нее значительно лучше. Подразумевается, что предыдущая модель вообще не могла фокусироваться. Но сегодня я попробую снимать просто без автофокуса. И, как увидите, жить можно….

7. Можно ли фотографировать репортаж на Sony A6000 с мануальными объективами? Примеры фото с телевиком Nikon 70-200mm f/2.8 и телеконвертером Nikon TC-14E II, закрепленным в адаптере Viltrox NF-NEX. Видимо, здесь также диафрагма зажата до f/22 (значение «8» на кольце переходника). 1/160, +0.7EV, 400.

На этом фоторепортаже я снял 511 кадров (к слову, о работе аккумулятора – камера показывает, что осталось заряда 60%, то есть я мог получить и 1000 снимков при паспортных 360 фотографий для батареи Sony Alpha ILCE-6000).

При фокусировке, в основном, ориентировался на подсветку «Focus Peaking». Мне сейчас лень считать точно — приблизительно 60% снимков вышли размытыми. При подготовке этой статьи я нашел в Сети «Руководство по мануальным объективам для полнокадровых беззеркалок Sony ILCE-7», автор которого утверждает, что данная функция предназначена больше для выпендрёжа, чем для практического применения: работает не точно.

Фото 8. Снимаем спорт мануальными объективами на беззеркалку любительского уровня Sony A6000. 1/320, +0.7, 320.

Опытные владельцы беззеркалок Sony Alpha дают следующие советы по съемке с ручной фокусировкой.

1. Фокусировочная лупа. В меню Сони А6000 «Параметры пользовательских клавиш» я задал функцию кнопки «AEL» — «Фокусировочная лупа». Теперь, если во время наведения резкости я нажму «AEL» один раз, в видоискателе (или на дисплее, если снимаю в «Live View») появляется коричневая рамка. Джойстиком ее можно перемещать по кадру, выбирая нужную область увеличения. Если нажать второй раз, изображение увеличивается в 5,9 раз, третий – в 11,7 раз. В настройках можно задать время показа увеличенной картинки: 2 или 5 секунды, или без ограничения.

Бывалые фотографы советуют назначить вызов фокусировочной лупы на легкодоступную кнопку. Как я сказал, на Сони А6000 я выбрал «AEL» (по умолчанию была «C1»), на Сони А7 это может быть кнопка «AF/MF».

 

2. Фокус Пикинг (Focus Peaking). Если включить данную функцию, то в видоискателе зона резкости будет подкрашиваться красными (или желтыми, если выберете в меню) цветом.

 

Профи утверждают, что эта опция имеет ряд проблем. Во-первых, даже если настроить минимальную чувствительность, подсвечивается слишком большая зона: если увеличить картинку фокусировочной лупой, видно, что изображение не такое резкое, как могло бы быть. Во-вторых, если мы снимаем сцену с большим количеством мелких деталей (например, полянку в лесу), зальется чуть ли не весь кадр.

Поэтому, рекомендуется пользоваться фокус пикингом для съемки быстрых объектов, когда изображение не будет очень резким само по себе. В общем, эта функция полезна иногда, но не всегда.

Совет №1. Если мы снимаем в RAW (ARW), то в меню 1-4 «Творческий стиль» можно выставить «Черно-белое изображение». Тогда «Focus Peaking» виден лучше.

Совет №2. При фокусировке покрутите кольцо на объективе вперед-назад, чтобы найти оптимальную область резкости.

Я писал, что 60% снимков из этого репортажа вышли нерезкими. Думаю, все дело в «Фокус Пикинге», а не в том, что я не успевал фокусироваться из-за мануальной фокусировки. Как доказательство – большое количество кадров с быстро летящими авиамоделями вышли резкими, а многие стоящие на месте объекты — размытыми.

Фотография 9. Съемка динамических сюжетов на беззеркалку Сони А6000 и объектив Никон 17-55/2.8, установленным берез адаптер Вилтрокс «Никон — Сони Е». 1/320, 200.

Фото 10. Споттинг с камерой Sony A6000. Как я фотографировал с ручной фокусировкой на объективы от Nikon. 1/2000, 100.

На этом снимке модель истребителя летала быстрее, чем настоящий самолет: я едва успевал поворачивать за ней объектив. И, тем не менее, при серийной съемке 11 кадров/секунду, большинство фоток вышли резкими.

Третий способ фокусироваться мануальными линзами на беззеркалке Сони Альфа

Если мы хотим фокусироваться мануальными стеклами быстрее и точнее, можно воспользоваться техническим несовершенством ЭВИ (электронного видоискателя). Фотоаппарат не использует всю поверхность матрицы, а генерирует изображение Live View, пропуская линии. Поэтому возникает муар («мельтешение» изображения при съемке мелких текстур), которые можно сделать преимуществом.

Когда мы смотрим на тонкие структуры через ЭВИ, мы видим мерцающие пиксели. Профи фотографы говорят, что, ориентируясь на них, они получают более резкое изображение, даже не нажимая кнопку «Фокусировочная лупа».

Совет №3. Усилить эффект можно, повысив резкость до максимального значения +3 (Творческий стиль/ Черно-белый/ Резкость). В результате снимки в JPEG будут перешарплены, но нам все равно, так как мы фотографируем в ARW, а на него настройки творческого стиля не действуют.

Фото 11. Снимаем парапланы и парашютистов на беззеркальную камеру Сони А6000 с мануальными стеклами под байонет Никон Ф. Настройки: 1/320, +0.7, 250.

Фото 12. Фоторепортаж всероссийского авиационного фестиваля «Крылья Урала 2018». Снято на беззеркалку Сони А6000 + профессиональный зум Никон 17-55/2.8 через переходник Вилтрокс «Никон – Сони Е-маунт». 1/2000, +0.7, 100.

3. Обзор адаптеров под байонет Sony E-mount

При установке объективов сторонних производителей на камеры Sony Alpha требуется переходник. Первая, самая очевидная причина – каждый производитель фотоаппаратов имеет свою конструкцию крепления объективов (байонет), вторая – в фотоаппаратах Sony Alpha очень короткий рабочий отрезок (расстояние от опорной поверхности объектива до плоскости матрицы).

В камерах Сони Альфа рабочий отрезок – всего 18мм. Когда этот параметр у объективов больше, чем у тушки, невозможно сфокусироваться на бесконечности, или вообще, нет фокуса. Поскольку в большинстве фотоаппаратов рабочий отрезок больше, чем в Sony Alpha, то на эти беззеркалки можно поставить оптику, практически от любого фотоаппарата.

Фото 13. Сравнение рабочего отрезка камеры Sony A6000 и Nikon D5100. Используем объектив Nikon 17-55mm f/2.8 с адаптером Viltrox NF-NEX.

Посмотрите на схему на снимке выше. В камерах с байонетом «Nikon F» рабочий отрезок равен 46,5 мм, а в «Sony E-mount» – 18мм. Таким образом, адаптер должен иметь длину:

D=46,5-18=28,5мм

3.1. Проблемы переходников для байонета Sony E-mount

Кратко пробежимся по недостаткам, с которыми придется столкнуться, используя неродные объективы на беззеркалках Сони Альфа.

Оптимальная ситуация — когда мы закрепляем объектив в байонет переходника, они становятся с фотоаппаратом единой системой. На практике, даже родные линзы Sony E-mount немного люфтят (имеются радиальные подвижки). Причина – прецизионная механическая обработка очень дорога, и, чтобы снизить себестоимость производства объективов и переходников, производители используют большие допуски. По отзывам на форумах, разные переходники ведут себя по-разному.

  1. «Novoflex» и «Rayqual» закрепляются плотно: практически нет люфта. Стоят дорого.
  2. Различные китайские адаптеры «Noname» – как повезет: какие-то хорошо сидят, какие-то можно выбрасывать.
  3. Многие фотографы советуют переходники «K&F». Они почти не люфтят: не заметишь, если специально не обращаешь внимания.

Как я говорил, в моем адаптере Viltrox NF-NEX небольшой люфт имеется.

Модельный ряд переходников под разные байонеты фирмы «K&F».

Фото 14. Пример фото на Sony A6000 и зум Nikon 17-55mm f/2.8. Снято с адаптером Viltrox NF-NEX под байонет Sony E-mount. 1/320, +0.7, 320.

Фотография 15. Съемка на широкоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8 и тушку Sony ILCE-6000. Настройки: 1/320, +0.7, 250.

3.2. Толщина адаптера Sony E-mount

Выше коротко рассмотрено, как взаимосвязаны рабочие отрезки объектива и камеры. В теории, переходник, объектив и тушка составляют единое целое с заявленными в технических характеристиках длинной рабочего отрезка. В жизни же каждый из компонентов системы может иметь вариации:

  1. Объектив может быть некалиброванным, поэтому бесконечность наступает еще до того, как установлена риска на тушке со значком на его корпусе. На хорошо откалиброванном фотоаппарате он может вообще не фокусироваться.
  2. Точность изготовления байонета на камерах Sony E-mount, особенно первых поколений, по отзывам владельцев, скачет туда-сюда от экземпляра к экземпляру.
  3. Переходник тоже изготавливается разными заводами с разными допусками и системами контроля качества.

Получается некая игра со стороны производителя: ты можешь сделать очень точный переходник, и он будет хорошо работать с большинством комбинаций «объектив/фотоаппарат», но некоторые фотографы не смогут фокусироваться на бесконечности именно с их конкретными линзами. Чтобы этого не происходило, большинство производителей адаптеров делают их слегка короче – это гарантированно даст возможность достичь фокуса на бесконечности. Но приводит к нежелательным последствиям:

  1. Шкала фокусировки на объективе не совпадает с реальными дистанциями. Чем фокусное расстояние короче, тем больше разрыв.
  2. На мануальных линзах значок бесконечности нужно игнорировать, так как объектив фокусируется за ним.
  3. Заметно падает качество изображения объективов с плавающими внутренними элементами (большинство современных шириков, включая зумы).

Поясню третий пункт. Обычно фокусировка в объективе происходит перемещением линзы (группы линз). Чтобы улучшить качество изображения, может применяться механизм, изменяющий расстояние между группами оптических элементов. Производители такую систему называют по-разному. Nikon – CRC (Close Range Correction), Canon – «floating system», «Hasselblad» и «Mamiya» — FLE (floating lens element).

Насколько проблематично иметь слишком короткий адаптер? Это становится проблемой при съемке на ширике с плавающими элементами. В Интернете можно найти примеры фото, когда на полном кадре Sony A7 II с одним и тем же адаптером фиксом ZEISS Milvus 1.4/50 показывает отличный результат, а с Zeiss Milvus 2.8/21 – мылит, как на дешевых переходниках была плохая резкость, на Laowa 12mm f/2.8 Zero-D и Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, на Canon EF 16-35mm f/4L IS USM. Приводятся примеры, когда Samyang 14mm f/2.8 на Sony A7R II мылит по краям с адаптером «K&F» и отлично работает с «Rayqual».

Хорошая новость: если вы купили переходник под байонет «Sony E-mount» и объектив мылит из-за укороченной длины рабочего отрезка, можно попробовать исправить эту проблему, открутив накладку на торце и подложив под нее листочки фольги!

Фото 16. Съемка на Sony A6000 и объектив с байонетом Nikon F. Напомню, что здесь стоит Nikon 17-55mm f/2.8 или Samyang 14mm f/2.8. Параметры съемки: 1/100, +0.7, 125.

Фотография 17. Считаю, что ширик лучше всего подходит для съемки репортажей и стрит-фото. Тушка Sony A6000, объектив — либо Nikon 17-55mm f/2.8, либо Samyang 14mm f/2.8. Параметры съемки: 1/1250, +0.7, 1000.

Фото 18. Съемка мотоспорта на беззеркалку Sony A6000 и репортажный зум Nikon 17-55mm f/2.8. Тестируем переходник с байонетом Nikon F на Sony E-mount. 1/400, +0.7, 1250.

3.3. Отражение внутри переходника

Очень редко, и лишь с некоторыми объективами, встречаются ситуации, когда внутри переходника поверхность недостаточно поглощает свет и тогда падает контраст изображения. Можно купить самоклеящийся черный бархат и проклеить трубу адаптера изнутри.

3.4. Щели в переходнике

Не каждый адаптер абсолютно светонепроницаем. Это становится заметно на длинных выдержках, особенно при съемке с плотным нейтральным фильтром ND.

3.5. Долговечность адаптера

На форумах можно встретить сообщения, что дешевые китайские переходники быстро разбивают свой механизм крепления и их приходится выбрасывать.

3.6. Заключение к обзору проблем с переходниками

Мы так подробно остановились на слабых местах адаптеров, что можно подумать, что от них одна головная боль. На самом деле ничего страшного нет.

Во-первых, если пошерстить форумы фотографов, видно, что у многих родных объективов Sony E-mount похожая проблема: то угол мылит, то с фокусом не в порядке. Во-вторых, полно людей, кто купил адаптер за 20 баксов и снимает себе, не имея никаких проблем.

Вот я взял Viltrox NF-NEX, по-моему, единственное замечание – небольшой люфт в байонете и кольцо регулирования диафрагмы начинается не с одного стопа, а раньше. Но ведь неплохой фоторепортаж получается с тем, что есть, и снимки удовлетворительные по качеству?

Фото 19. Можно ли с беззеркалкой Sony A6000 и с ручными объективами фотографировать в путешествии? Пример съемки на телевик Nikon 70-200mm f/2.8 с экстендером Nikon TC-14E 2, закрепленном в адаптере Viltrox NF-NEX. Настройки: 1/160, +0.7, 200.

Фотография 20. Мне бы в небо. Тестируем переходник с байонета «Nikon F» на «Sony E-mount» на тушке Sony A6000. Настройки: 1/400, +0.7, 800.

Фото 21. Как я снимал репортаж на Сони А6000 с всероссийского авиационного фестиваля «Крылья Урала 2018». 1/2500, +0.7, 200.

4. Какие мануальные объективы использовать на беззеркалках Sony Alpha

В этом разделе мне хотелось бы упомянуть линзы, примеры снимков на которые и отзывы, о которых я встречал на форумах от владельцев полнокадровых камер Sony A7 и Sony A7R II. Не уверен, что ими будет удобно снимать на КРОПовые Sony A6000, Sony A6300 или Sony A6500 из-за меньшего угла поля зрения матрицы APS-C, но пусть владельцы беззеркалок имеют ввиду:

  • Carl Zeiss Distagon T* 2.8/28 (250 USD).
  • Olympus OM-System Zuiko AUTO-T 100 2.8 (100 USD).
  • Minolta MC Rokkor-PF 1:1.4 (60 USD).
  • Minolta MD 50mm f/2 (25 USD).
  • Minolta MD Rokkor 35mm 1:2.8 (70 USD)
  • Minolta MD 35-70 Mm F/3.5

4.1. Какие преимущества у мануальных стекол

  1. Они могут быть очень-очень дешевыми: можно найти объектив 50mm f/1.4 за 50 USD, и в большинстве сюжетов он даст картинку с качеством 90% от Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA за 1000 USD. За эти деньги, тысячу баксов, можно купить набор фиксов, покрывающих диапазон фокусных расстояний от 10 до 300 мм.
  2. Фотолюбитель имеет выбор из 1000 моделей, от экзотических со «своим характером» до суперкачественных.
  3. Есть фиксы, выпущенные 35 лет назад, у которых картинка лучше, чем у современных объективов.
  4. Старинные объективы меньше падают в цене. При достаточном терпении можно продать их по той же стоимости, по которой мы их купили. А новые объективы, как машины: выехал за порог автосалона – потерял 20-30% стоимости.

4.2. Недостатки мануальной оптики

  1. Нужно самому выставить диафрагму и фокусное расстояние. Кому-то это не нравится.
  2. Фокусировка происходит медленнее. Хотя, если потренироваться, можно снять гораздо больше интересных кадров, чем кажется, когда держишь в руках какой-нибудь старый «Гелиос-44-2». Но с АФ, количество резких снимков будет больше.
  3. Если адаптер мануальный, как мой Viltrox NF-NEX, фотокамера не распознает объектив, параметры в EXIF не сохраняются (диафрагма и фокусное расстояние; ИСО и выдержка, как видите, доступны). При съемке в JPEG не доступны такие опции, как исправление дисторсии, виньетирования, хроматических аберраций. Все снимки в сегодняшнем обзоре я обработал в редакторе «Lightroom» (и снимал, естественно, в ARW-формате) — пришлось вручную вводить профиль соответствующих объективов (Nikon 70-200mm f/2.8, Samyang 14mm f/2.8 или Nikon 17-55mm f/2.8), чтобы исправить оптические искажения. В общем, мануальная оптика для съемки в JPEG не подходит, нужно фотографировать в RAW.
  4. В ручных стеклах не стаба. При съемке телевиком придется чаще пользоваться штативом. В новых моделях, как Sony A6500 или Sony A7 III, или Sony A7R III стабилизатор встроен в тушку, поэтому с ними можно, вроде бы, снимать комфортно. Но вы должны ввести значение фокусного расстояния, на чем теряется 2-3 секунды.
  5. На старых объективах хуже антибликовое покрытие, поэтому съемка в контровом свете оборачивается малоконтрастным изображением. Но многое зависит от конкретной модели и года выпуска.

Фотография 22. Пример съемки фоторепортажа на беззеркалку Sony A6000 с объективом под байонет Nikon F. Использован переходник Viltrox NF-NEX. 1/800, +0.7, 500.

Фото 23. Использование ширика Samyang 14mm f/2.8 на тушке типа Sony A6000 или Sony A6300, Sony A6500. Настройки: 1/250, +0.7, 320.

Фотография 24. Снимаем репортаж на авиашоу «Крылья Урала». Тушка — Sony A6000, объектив Samyang 14mm f/2.8. Адаптер с байонета Nikon F на Sony E-mount — Viltrox NF-NEX. 1/4000, +0.7, 1600.

Опытные владельцы Sony A7 II говорят, что на вопрос, может ли объектив, выпущенный 35 лет назад хорошо снимать на современные беззеркалки, дают короткий ответ: «Да». Длинный ответ: «Существует большое количество оптики, способной порадовать владельца, и еще больше объективов, никуда не годящихся».

По мануальной оптике на тушках Sony А7 следующие замечания:

  • Многие объективы неплохо разрешают 24 Мп, но картинка ухудшается на матрице 36 Мп. На открытой диафрагме f/1.4 в старых объективах контраст и резкость хуже, чем в современных линзах.
  • Многие старые объективы резки по центру от f/2.0 до f/2.8, но плохи по краям. Если диафрагму зажать до f/8.0 по всему полю кадра будет такая резкость, что не каждый фотограф поймет, снято ли это фото на дешевый древний фикс или на современный объектив за 2100 USD.
  • Старые зумы качеством не блестели. Хотя были и исключения. Например, бывалые фотографы утверждают, что Minolta MD 35-70 Mm F/3.5, которую на «eBay» можно купить за 50 USD, резче по всему полю кадра, чем Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* 24-70mm f/4 ZA OSS (SEL2470Z) за 1000 USD (хотя, у Цайса микроконтраст лучше).

Ну, и в заключение: большинство фотографов беспокоятся о резкости фотографии, а любители старых мануальных объективов любят их не за это, а за «характер». На форумах они пишут: «Ты ничем не сможешь получить картинку, как на Гелиос 58/2, выпущенный в 1938 году. Или на Carl Zeiss Planar 1,7/50 T*, или на Minolta MC Rokkor-PF 55 mm f/ 1.7. Короче, ищите примеры и решайте сами, стоит ли брать тот или иной экземпляр.

Вот какой набор фиксов предлагается владельцам фулфреймовых беззеркалок Sony A7:

  • Canon FDn 24 mm f/ 2.8 (90 USD).
  • Переходник K&F Canon FD Adapter ($25 USD).
  • Minolta MD 2.8/35 (65 USD).
  • Minolta MC 1.7/55(35 USD).
  • Minolta MD 2.5/100(140 USD).
  • Адаптер K&F Minolta MD Adapter (21 USD).

Фото 25. Съемка авиамодели на беззеркалку Sony A6000 и мануальный объектив Nikon. Использован адаптер с байонета Nikon F на Sony E-mount. 1/400, +0.7, 250.

Если обсуждать переходники с байонета «Nikon F» на «Sony E-mount», то нужно проверять, какое исполнение в вашем объективе: есть кольцо управлением диафрагмой или нет. Вот внес информацию о работоспособности с разными типами линз в таблицу.

26. Таблица с данными о работе автофокуса и возможностью управления диафрагмой в переходниках с байонета Nikon F на Sony E-Mount при установке разных типов объективов.

Для легких и компактных камер типа Sony A6500 могу посоветовать приобрести фоторюкзак Case Logic TBC-411-black. Чем он удобен в сравнении с фотосумкой.
План саморазвития фотографа за 52 недели. Заданиz для новичков. Примеры снимков на древнюю зеркалку Nikon D50 с фиксом Nikon 35mm f/1.8G.
Фоторепортаж о походе по зимнему лесу, снятый на зум Nikon 17-55mm f/2.8 и тушку Nikon D5200.
2. Фоторепортаж, снятый на военно-спортивных соревнованиях «Гонка героев». Там я использовал мыльницу Fujifilm X30 и тоже некрасиво заморозил винты вертолетов.

5. Выбор телеобъектива для беззеркалки Sony Alpha

Когда читателям блога я рассказал, что заказал на «AliExpress» переходник с байонета «Nikon F» на «Sony E», один из гостей спросил: «Ты собираешься снимать на топовые объективы от Никон, которые стоят, как самолет. В чем практический смысл покупки такого адаптера? Не лучше ли, если у человека хватило денег на Sony A6500 или Sony Alpha ILCE-A7R III, потратиться уже тогда на родные стекла от «Sony», или на те же «Sigma Art» с байонетом «Sony E» и автофокусом? Или уже хотя бы на адаптеры с поддержкой АФ?»

Ну, не знаю, что ответить… Наверно, в 90% случаев ответ положительный: « Да, не нужно мучиться с мануальной фуксировкой. Может, лучше приобрести автофокусную оптику». Но есть и другие варианты: например, при съемке видео не нужен особо автофокус. Ставим систему фоллоу-фокуса (follow focus)  и фокусируемся вручную. Посмотрите, какая шикарная картинка получается на телеобъектив Nikon 70-200mm f/2.8 на открытой диафрагме

Фото 27. Пример съемки на Sony A6000 и светосильный зум Nikon 70-200mm f/2.8.  Крепление через адаптер Viltrox NF-NEX. 1/1600, +1.0, 160.

Фото 28. Снимаем потрет на светосильный телевик Никон 70-200/2.8 и тушку Сони А6000. Настройки: 1/2000, +0.7, 160.

Фотография 29. Можно ли снимать фоторепортаж, не имея автофокуса? Камера Сони А6000, объектив Никон 70-200/2.8. Настройки: 1/1000, +0.7, 100.

Сравним цены:

  1. Телевик Nikon 70-200mm f/2.8 стоит 1650 USD. Можно найти б/у за 1300 USD.
  2. Родной объектив Sony FE 70-200/2.8 — 2600 USD. Подержанный – еще поищите!
  3. При этом всего за 530 USD можно взять Nikon 80-200mm f/2.8, который по качеству картинки будет почти такой же, как мой Nikon 70-200mm f/2.8…  Есть над чем задуматься …

Фото 30. Съемка стрит-фото на беззеркальный фотоаппарат Sony A6000 и телеобъектив Nikon 70-200мм f/2.8. Тестирование переходника Viltrox NF-NEX с байонета «Nikon F» на «Sony E-mount». 1/3200, +1.0, 200.

Фотография 31. Стрит-фото на камеру Сони А6000 с оптикой под байонет «Никон Ф». 1/640, +1.0, 100.

То же касается светосильных зумов в среднем диапазоне фокусных расстояний. Аналога Никон 17-55/2.8 в линейке оптики Сони не существует. Вы можете взять Сони 16-70/4 с автофокусом, но со средней светосилой, а можете — переходник Viltrox NF-NEX за 50 USD и Tamron 17-50mm f/2.8 или Sigma 17-50mm f/2.8 за «копейки». После сегодняшнего репортажа я вижу, что пользоваться ими можно вполне эффективно и не имея автофокуса.  Особенно для видеосъемки.

Фотография 32. Съемка репортажа на Sony A6000 и зум Nikon 17-55mm f/2.8. Настройки камеры: 1/3200, +1.0, 1250.

Фото 33. Для съемки самолетов на Sony A6500 вы можете взять Sony 55-210mm f/4.5-6.3, но он ведь темный… Снято на Sony А6000 плюс Nikon 17-55mm f/2.8 с адаптером Viltrox NF-NEX. 1/400, +1.0, 100.

Кстати, когда я искал в Интернете информацию по телевикам для беззеркалок Sony A6000, A6300 и A6500, нашел отзывы об использовании КИТового Sony 55-210mm f/4.5-6.3 с экстендером Olympus TCON‑17X. Пишут, что нужно купить адаптер Fotodiox Metal Step Down Ring Filter Adapter 49-55mm (стоит всего 7USD) и получить телевик с фокусным расстоянием 357 мм. Качество — так себе, зато система компактная и легкая. Но учтите, что диафрагма с телеконвертером 1.7x уменьшится с f/6.7 до f/11 — считаю съемку возможной лишь на солнце (а кому нужны фотки с жестким светом?).

Не обойтись без адаптера и в том случае, когда нужны супертелеобъективы. У компании «Сони» нет аналогов Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Sports или Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S. Если не снимать птиц в полете, автофокус особо и не нужен, как показал наш сегодняшний фоторепортаж.

Фото 34. Съемка на беззеркальную камеру Sony A6000 со светосильным профессиональным телезумом Nikon 70-200mm f/2.8 с ручным адаптером Viltrox NF-NEX. 1/125, +1.0, 160.

Обратите внимание на лопасти пропеллера — трижды я снимал летящие самолеты и вертолеты (см. рассказ о выставке вооружений в Нижнем Тагиле с Nikon D610, о споттинге в аэропорту «Кольцово» c Nikon D5100 и с соревнований «Гонка героев» с мыльницей Fuji X30). Мне не нравилось, что транспортные средства с замороженными винтами выглядят статично. Во второй главе отчета о споттинге я расписал формулу, какую выдержку нужно использовать, чтобы винты описали полную окружность. В этот раз знания применил на практике, и картинка выглядит интереснее!

Правда, при солнечном свете не получилось выставить время экспозиции короче 1/60 секунды, поэтому винты не описывают полный круг, но картинка более живая, чем, если бы они были «приклеены».

Основы предметной съемки для фотографов. Выбор света. Как снимать для каталога обувь, одежду, мебель, станки и грузовые автомобили.
Примеры съемки военного репортажа на выставке вооружений. Там я фотографировал на фуллфрейм Nikon D610 и дешевый телезум Nikon 70-300mm f/4.5-5.6.
Как снять интересный репортаж на споттинге. Технические нюансы съемки авиатехники. Как сделать так, чтобы винты у самолетов и вертолетов размыло.
Как снимать видео на беззеркалку Sony, чтобы оно выглядело профессионально. Как настроить камеру. Что приобрести для домашней видеостудии.

6. Немного о правилах съемки репортажа

Считаю, что одним из самых полезных фотоуроков в рублике «Фотодело» на сайте является статья с советами, как рассказать фотоисторию в серии снимков. Из нее можно узнать, как правильно выстраивать композицию фоторассказа, на какие вопросы должны давать ответы наши снимки, и почему нужно чередовать планы.

Для меня тяжелее всего оказалось научиться видеть интересные крупные и сверхкрупные планы. Как ни старался, а и в сегодняшнем рассказе крупноплановых фото не выложил. Снял несколько, но они получились скучными, недостойными стать иллюстрацией. Над этим нужно работать еще.

Фото 35. Общий план при съемке фоторепортажа. Тушка Sony A6000 плюс телевик Nikon 70-200mm f/2.8. Настройки фотоаппарата: 1/640, +1.0, 100.

Фото 36. Съемка крупного плана при съемке фотоистории на беззеркальный фотоаппарат Сони А6000 и телеобъектив Никон 70-200/2.8. Параметры: 1/200, +1.0, 125.

Фотография 37. Еще один общий план нашей фотоистории. Тестируем съемку на беззеркалку Sony A6000 с мануальными стеклами и конвертером Viltrox NF-NEX. 1/200, +1.0, 100.

В комментариях к тому уроку по фотоочеркам недавно я привел очень важный совет: отправляясь на съемки, нужно подготовить список сюжетов, которые желательно привезти домой. Если вы посмотрите на мой листок, который я захватил на авиационный фестиваль «Крылья Урала», обнаружите, что многие кадры в сегодняшнем рассказе сняты согласно намеченному плану.

38. Советы по съемке фоторепортажа. Заготовьте таблицу с перечнем необходимых сюжетов и ракурсов.

Этот перечень сюжетов был составлен после выполнения подготовительных работ:

  1. Я поискал фотоотчеты о посещении фестиваля «Крылья Урала» фотографами в 2015, 2016 и 2017 годах.
  2. Ничего толкового не нашел — стал смотреть видео с репортажами телекомпаний, чтобы уяснить локацию и подсмотреть какие ракурсы выбирают видеооператоры.
  3. Поискал репортажи профессиональных фотографов из изданий типа «Русский репортер» или «Ведомости», снятые на различных авиашоу. В основном, идеи черпал оттуда.

 

Для меня эталоном по фоторепортажам служат профессиональные фотографы издательства «Коммерсантъ». Я люблю просматривать раздел «Фото дня» и анализировать снимки профи. Так вот, 12 августа 2018 года аэродром в Логиново и фестиваль «Крылья Урала» посетил не только ваш покорный слуга, но и фотокорреспондент «Коммерсанта» Марина Молдавская.

Пролистайте фоторепортаж «Крылья взлетели» — моя особая гордость: из 19 снимков 4 снято с теми же ракурсами, что выбрал и я. Еще несколько фоток снято так, как я бы хотел, но не смог, поскольку не был аккредитован и не имел возможности выйти на поле. Например, крупным планом потрет летчика с надписью: «ДОСААФ России» или портрет парашютиста на фоне кукурузника (мне такого кадра не хватило в дополнение к серии фото №35, 36, 37).

Виден класс фотографа. Я снял фото №34 просто с самолетом Ан-2, а Марина Молдавская подождала, пока к нему пойдут друг за другом парашютисты, и получила эмоционально насыщенную историю в одном снимке.

Фото крупным планом парашютиста на траве с отражением неба в солнцезащитных очках – тот крупный план, который я не увидел.

Зато зрители под крылом желтого самолетика, считаю, у меня вышли интереснее! 🙂

7. Заключение к отчету о съемке репортажа мануальной оптикой на беззеркалку Сони А6000

Друзья, уверен, что фоторассказ вышел многогранным и полезным для фотолюбителей-новичков. Мы увидели, что поклонение технике — не самое разумное занятие: снять фотоисторию можно даже на мануальный объектив без автофокуса. Хотя… может быть именно технический уровень беззеркальной фотокамеры Sony A6000 или Sony A7 II и позволяет легко получить такие кадры неавтофокусными линзами. Теперь мы понимаем, какие проблемы могут поджидать владельца беззеркалки, купившего адаптер вод байонет «Sony E-mount», и как их устранять. Мы еще раз вспомнили, как подготовиться к съемке и получить интересную фотоисторию из серии кадров. Буду признателен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях. Удачных вам фотопоездок!

Фотография 39. Сюжет «Ребенок на фоне взлетающего самолета» я подсмотрел в репортаже об авиационном фестивале «Тульские Крылья». Только тетенька в синей куртке подпортила кадр. Снято на Sony A6000 + Nikon 70-200mm f/2.8. Настройки: 1/200, +1.0, 250.

P.S. Похоже, эта женщина – и есть Марина Молдавская из издательства «Коммерсант». Как-то готовился снимать соревнования по мотокроссу. У кого-то из профессиональных фоторепортеров вычитал фразу: «Уж лучше коллега на съемке фоторепортажа окажется гомосексуалистом, чем фотографом с широкоугольным объективом… Поскольку он постоянно будет попадать в кадр и портить картинку».

P.P.S. После публикации этой статьи в блоге появились и другие примеры съемки на беззеркалки с неавтофокусной оптикой (например, фотосъемка на полный кадр Sony A7 II с телевиком Canon 70-200mm f/4).

Для камер Альфа не выпускается сверхтелеобъективов, поэтому владельцам придется ставить аналоги от других производителей. Вот посмотрите, как можно организовать фотоохоту на Sony A7 IV с Sigma 150-600mm f/5.0-6.3

 

Обзор недорогого макрообъектива Tamron 90mm f/2.8 и примеры фото на Nikon D610. Много советов в комментариях. Этот макрик выпускается и с байонетом Sony E-mount.
Как рассказать историю в фотографиях. Какие вопросы нужно ставить и как на них отвечать. Это один из самых важных фотоуроков на сайте.
Для чего я использую широкоугольные объективы и телевик. Примеры. Как держать телеобъектив на съемке.
Как выстраивать композицию при съемке широкоугольными и сверхширокоугольными объективами, чтобы кадр вышел приятным.
Что дает фотографу покупка светосильной оптики. Пояснительная таблица. Репортаж на Nikon D610 плюс Nikon 24-70mm f/2.8.
Чем определяется ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), и как размыть фон. Симулятор боке и калькулятор гиперфокального расстояния. Пример съемки котят в домашней студии.
Сергей Лахардов:

View Comments (24)

  • Сергей, мне понравился твой фоторепортаж. Интересные фото. Только хотела спросить, летал ли Як-52, да увидела в видеорепортаже, что летал. Надо же, он кажется таким маленьким, игрушечным, а на нём ещё и летают.

    • Здравствуй, Валентина. Спасибо за доброе слово - в этот раз мне и самому результаты фотосъемки понравились.

      На авиационном фестивале летал и настоящий самолет Як-52, и авиамодели, очень похожие на оригинал. Теперь вот я не могу сказать, изображен ли на заглавном фото самолет или модель. :)

  • Репортаж понравился. Очень даже неплохо эксперимент прошел.

    Раньше, когда снимал обычным механическим фотоаппаратом на мануальную оптику, казалось, что при съемке динамики автофокус может здорово помочь. Потом, когда появилась автофокусная камера, понял, что АФ не панацея. И там, и тут надо набивать руку и учитывать разные нюансы.

    Я, наверное, никогда так дотошно не готовлюсь к предстоящей съемке. Не помню, писал ли когда шпаргалки с перечислением сюжетов. Это, наверное, плохо, потому что о некоторых не снятых сюжетах, бывает, сожалею уже потом, просматривая снимки.

    • Спасибо, Михаил! Автоматика облегчает жизнь фотографу, но, чтобы им стать, нужно знать основы. Мануальная фокусировка - одна из таких основ. Поэтому не повредит иногда поснимать и вручную.

      Так тщательно, с составлением письменного списка необходимых сюжетов, который периодически доставал из фоторюкзака и с ним сверялся, я на съемку в первый раз выехал. Но в более простом варианте (список кадров в голове) уже довольно давно фотографирую. Правда, когда приезжаешь на локацию, глаза загораются и обо всех намётках забываешь. А потом дома жалеешь. Поэтому считаю: "Что написано пером, не вырубишь топором!" - надо составлять перечень на бумаге.

      • Сергей, какой вес телевика Никон 70-200/2,8? В районе полутора килограммов? Не страшно за байонет было?

        Посетила меня глупая мысль: прикупить мануальный телевик, а-ля Минольта. :)

        • Александр, комплект из телеобъектива Nikon 70-200mm f/2.8G, экстендера Nikon TC-14E II и адаптера Viltrox NF-NEX весит 1908 грамм. Недавно устроил фотоохоту на синичек, снимал с рук – так на следующий день руки болели, будто с гантелями позанимался.

          При съемке телевиком с рук я основной вес распределяю на левую руку, правой только придерживаю фотоаппарат. Когда фотографирую со штатива, использую штативну лапку Nikon 70-200mm f/2.8G.

          P.S. Много раз говорил, что читать мой блог может быть опасно для семейного бюджета. После обзора Sony A7M2 с телевиком Canon 70-200mm f/4L мне тоже, как писал в той статье, захотелось чего-нибудь более длиннофокусного. Тем не менее, советую трижды подумать прежде, чем решитесь на покупку. У меня съемки на телеобъектив и ширик ведутся в 5% каждым типом объектива, остальное – на универсальный зум ЭФР 24-70mm f/2,8G. Большую часть времени лежит в фоторюкзаке.

  • Сергей, спасибо! А я переживал о весе мануальной "Минольта", там всего с переходником 800 грамм получается.

    Думаю, может прикупить Minolta AF Zoom 70-210 mm f/4, которую банкой зовут, и китайский переходник. Такой набор будет стоить около 5-7 тысяч рублей. Не хочется родной КИТовый телевик брать с диафрагмой в f/6.3 за 12 тысяч, особенно, увидев резкость на сайте DxoMark.

    Но есть следующий вопрос, а нужен ли мне мануальный телевик? Что я им фотографировать буду, голубей на соседнем доме? Удобно ли крутить сразу три кольца?

    Мои фокусные, по аналогии с полным кадром: 45 мм -90% и 24 мм КИТом в 10%.

    Покупкой банки Minolta AF Zoom 70-210 mm f/4, думаю, закрою вопрос с портретником, благо отзывы хорошие на него. Также останется вариант поиграться с большими фокусными. Сумму 30 тысяч рублей пока не готов отдать за Sigma 56mm f/1.4 для портрета, лучше за эти деньги ширик аналогичного производителя прикупить.

    • Александр, в принятии решения о необходимости объектива я не помощник. Тут сам фотограф должен решить – поэтому я и советую всем начинать с КИТового, чтобы понять, какое фокусное более востребованное.

      Я снимал 2.5 года на Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 и долго решался на покупку ширика, т.к. анализ показывал, что 60% кадров сняты на широком угле. Однако первым купил телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Это была спонтанная покупка: увидел низкую цену на «Авито», поехал и купил. Причина – месяца за три до того момента мы ездили отдыхать на Шри-Ланку, я хотел купить Nikon 16-85mm f/3.5-5.6G, но пожалел денег. А потом кусал локти, что 55 мм на фотосафари – ничего не снять.

      Итак, я был уверен, что телеобъектив нужен, «чтобы птичек поснимать и для стрит-фото». По-факту, за 6 лет владения Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и Nikon 70-200mm f/2.8G я применял его для птичек не более 5 раз, наверное. Для хорошей стрит-фотографии, как оказалось, телевик не подходит вообще: здесь царствуют широкоугольные и сверхширокоугольные линзы. При всем при том, я без телевика обойтись не могу: нужен для сжатия перспективы и передачи масштабов объектов (особенно в горах, в городах), для изолирования и т.п. (см. ссылку статью «Зачем мне ширик и телевик» в конце сегодняшнего текста).

      P.S. Для размытия фона я использую телеобъектив неосознанно, это – побочный эффект. Т.е., когда я осматриваю сцену передо мной, у меня никогда не возникает мысли: «О, попробую сменить свой Nikon 24-70mm f/2.8G на Nikon 70-200mm f/2.8G, чтобы фон размыть». Чаще всего, это: «Нужно показать, какой человечек маленький на фоне вот того огромного монумента. Нужно поставить телеобъектив, чтобы дать это почувствовать зрителю».

      Примеры таких кадров (кроме упомянутой статьи о ширике и телевике) – например, в отчете о поездке по Башкирии на машине. Там я фотографировал на древний КРОПнутый Nikon D80 и Nikon 70-200mm f/2.8G. Кадры с монументом «Тыл - фронту», отдых в горах (овцы), типичный пейзаж (с горами и отарой), домики на фоне скал, химический завод, шихан Торатау, циклопическая труба ТЭЦ, изолированные коровы, скала Уклы-Кая, машина на фоне гор, лошадь на фоне Малиновой, Катя и башкирское бычье – все это ситуации, где телеобъектив нужен для передачи масштабов объектов.

      Ну и, там же – примеры, как ширик используется тоже для передачи масштабов: школьники на фоне памятника, люди на склоне Мурадымовского ущелья, жена на горном хребте, жена в распадке.

      • Сергей, я и не прошу совета. Понимаю, что мне необходимо решить надо или не надо.

        Телевик Minolta AF Zoom 70-210 mm f/4 брать если только как игрушку: с тремя кольцами особо что-то не поснимать, статику только.

        Но все равно спасибо за развернутый ответ.

  • Вот взял себе полнокадровую беззеркалку Сони А7 и теперь боюсь туда ставить Бокину из за пласмассового байонета. Также думаю о мануальной старой оптике на байонетах Минолта sr, Olimpus om, M42 и Canon FD.

    Но, как они будут отображать картинку, неизвестно. Вы не подскажете, может лучше взять мануальные переходники на Никон или Кенон, потому что автофокус у дорогих переходников так себе, даже родной не особо хорош?

    • Денис, я не знал, что такое "Бокина"? Только сейчас пришлось прочитать, что "Bokina" называли легендарный макрообъектив Tokina AT-X 90mm 1:2.5 Macro за его красивое боке.

      Что сказать? Если Вы купите переходник, наверное, непосредственно в байонет Sony A7 нечасто будете объективы вкручивать: в основном, через адаптер.

      Ну, я писал и в этой статье, и в других, что нормально работающих переходников на беззеркалки Сони мало. Поэтому сами смотрите - ради хороших старых объективов стоит присмотреться и к мануальным адаптерам.

      Вы читали статью про съемку исторической реконструкции? Там много примеров фотографий, снятых на Sony A7 Mark II и телевик Canon 70-200mm f/4. А в заключении - упоминание о недорогих фиксах. Я как опубликовал этот материал, еле-еле сдержался, чтобы себе не прикупить еще и переходник под байонет Canon и телевик Canon FD 300mm f/2.8. Если судьба заведет на остров Борнео, обязательн возьму эту связку на свою беззеркалку Sony A6000.

      • Читал, что пластиковые байонеты на Сони А7 в мастерских по ремонту меняют на металлические аналоги.

        • Поискал информацию в "Google" - действительно, легко поменять самому это пластиковое кольцо байонета на металлическое. Их выпускает фирма "Fotodiox" - называется "TOUGH E-Mount" и стоит 40 USD на "Amazon". На "AliExpress" можно за 26 USD купить медное кольцо "Commlite Comix E-Mount Copper" (в описании сказано, что есть версии для Sony A7RII, Sony A7R, Sony A6300/, Sony A6000).

          Вот видео, где фотограф меняет пластиковое кольцо байонета Sony A7 на металлическое Meike MK-EM1.

           

          А вот другой видеоролик - после того, как пластиковое кольцо байонета откололось, фотограф тоже решил заменить его на металлическое.

           
          Всё-таки, в компании "Sony" работают мошенники: в моей Sony A6000 нет пластиковой заглушки для горячего башмака вспышки, если не ошибаюсь, в комплекте с Sony A7 нет зарядного устройства, еще и копеечное металлическое кольцо байонета жалеют...

          P.S. При выборе производителя этого кольца, наверное, следует ориентироваться и на отзывы по адаптерам байонета: тут, скорее всего, те же требования к допускам изготовления, влияющим на резкость.

  • Выдержит ли байонет Sony A7 такой вес? Хорошо обдумаю Ваши советы! Вы меня очень обрадовали. Жалко, масса у объективов не малая. А как Вы думаете, стоит ли брать штатив из Китая?

    • Денис, я думаю, Вам следует полистать раздел "Фотодело" моего блога: там есть ответы на некоторые Ваши вопросы. Например, я давал обзор моего карбонового штатива Sirui T-2204X, который покупал в Китае, когда еще "AliExpress" даже не было на нашем рынке, и приводил обзор всей линейки этого производителя.

      Как я отвечал Александру в комментариях выше, я свой объектив Nikon 70-200mm f/2.8G, который с адаптером и экстендером весит почти 2 кг, держу за корпус или за штативную лапку. А тушку Sonya A6000 лишь придерживаю, вес на неё не распределяю, чтобы не было проблем с байонетом.

      • Так, ну а вспышками из Китая пользовались, проблем нет? А куда Вы крепите штатив на Сони А6000, если объектив 2 кг весит?

        • Перед фото №7 расположен блок ссылок на другие статьи, в том числе - на рассказ о съемке натюрморта с освещением от вспышек Yongnuo YN-685N, управляемые от триггера Yongnuo YN-622N-TX. Он установлен на тушку Sony A6000 через адаптер горячего башмака Pixel TF-334.

          У меня основная камера - Nikon D610, поэтому вспышки от неё. Под Sony A7 лучше купить конкурента: Godox. Почему? Рассказывается в отдельной статье, где сравниваются преимущества и недостатки "Годокс vs Йонгнуо". Там же - примеры применения закона обратных квадратов.

          У телеобъектива Nikon 70-200mm f/2.8G имеется штативная лапка - на неё и креплю. Также у самого адаптера байонета Viltrox NF-NEX тоже есть возможность крепления к штативу, чтобы не нагружать байонет тушки.

        • Денис, Sony A6000 плюс Godox TT350s и синхронизатор Godox - проблем нет. Все заказано было на "Aliexpress". Если брать автофокосный переходник, то Sigma MC-11. Если мануальные стекла, то, считаю, обычного за 300 рублей более чем.

          И по поводу стекол нужно определиться. Красивый рисунок даст объектив от 7-10 тысяч рублей. Добавив 4 тысячи на КРОП Сони, можно купить автофокусный полтинник. В пользовании был Гелиос 44. Впечатлений никаких, только геморрой! :)

          • Да, я хочу фикс 35 мм докупить, мануал и 50mm f/1.2 или f/1.4, ночью чтобы фотографировать. Ну, насчет 35 мм - хорошие мануальные фиксы стоят от 5000 рублей, но там светосила f/2.8.

            Или может 28 мм лучше взять для фото в полный рост? Выбора 28 мм - море и вагон, а так объективы на Сони А7 стоят дорого, но думаю они оправдывают свои вложения. Ну, а 55mm f/1.2 подождет. У меня есть Сони 50/1.8: сегодня пришел, просто хочу побольше светосилы, чтобы ИСО не поднимать.

  • Могу предложить почитать мой обзор беззеркалок Nikon Z6 и Z7. Там есть видео, где фотограф рассказывает о съемке портрета на Sony А7 RII с объективом Mitakon Speedmaster 50mm f/0.95 Sony E со штатива Benro FTA28CV1 Travel Angel Series 2. Возможно, пригодится информация при фотографировании на светосильные фиксы.

    По поводу дорогих объективов не совсем согласен с Александром. Вот ссылка на рассказ фотографа Андрея Рута (его фото с Сони А7М2 и Кэнон 70-200/4 мы видели в отдельной статье) о том, как он снимает макро на связку Индустар-50-2 и объектив от фотоувеличителя Индустар-100У (И100У). Там можно кликнуть по ссылке на профиль во Вконтакте и в альбоме "Макро" увидеть сотни шедевров. А стоит такой комплект пару тысяч рублей.

  • Здравствуйте, спасибо за статью!

    После Nikon D80 взял Sony NEX-5 и потихоньку обмазываюсь мануальными линзами за копейки + щелкаю на то, что есть для Никона. Любителю с редикими вылазками достаточно.

    Хотелось бы спросить вот что: у Вас на многих снимах "странная", как по мне, экспозиция - грязное небо, пережженные тени. Это намеренно сделано или снимки выложены без обработки?

    Спасибо.

    • Добрый день, Александр.

      Некоторые люди не слышат нот - им медведь на ухо наступил. Я не вижу проблемных мест обработки - мне этот зверь на глаза наступил. :)

      Эти замечания к фотографиям - моя проблема (не умею обрабатывать), фотоаппарат не виноват. Снимки обработаны, просто так коряво.

      • Сергей, понял Вас. Уверен, что если захотите, то сможете этому натренироваться. Если Вам это, конечно, нужно. ;)

        Спасибо за оперативный ответ. Удачи Вам в Вашей практике фотосъемки и обработки.