Считаю, что в разделе «Фотодело» блога одним из важнейших является фотоурок о том, как составить фотоисторию. Он применим к большинству ситуаций, где используется серия снимков: будь то репортаж с празднования юбилея, съемка на свадьбе или крещении, фотоотчет об отпуске или обзор товара для интернет-магазина. В той статье мы рассуждали, в какой последовательности разместить фото, чтобы получилось повествование. Сегодня попытаемся понять, какие факторы делают конкретное изображение притягательным для зрителей и создают историю в одном кадре.
Содержание:
- Базовые знания для съемки фоторепортажа.
- Шаблоны композиции.
- Понятие контекста в фотографии.
- Какой фототехникой я пользовался для съемок иллюстраций к этой статье.
- Практические примеры по использованию шаблонов.
- Заключение к статье.
1. Что нужно знать фотографу, отправляясь на съемку репортажа
В любой статье, в любом уроке мы встречаем первый совет: досконально знать свою технику и владеть приемами настройки и использования ее в деле. На эти темы у меня также на сайте достаточно материала:
- Как выбрать настройки ISO, выдержки и диафрагмы.
- Как настроить режимы автофокуса, снимая на зеркалку и беззеркалку.
- Почему фотографу требуется экспокоррекция, как пользоваться гистограммой и почему я увожу ее вправо.
- Как размыть фон на снимке: что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) и гиперфокальное расстояние. На какой точке фокусироваться при съемке группы людей, чтобы все они были резкими.
- Как настроить внешнюю вспышку, чтобы снимок выглядел натурально.
Также есть несколько статей о том, что влияет на восприятие снимка:
- Зачем мне нужен ширик, а зачем телеобъектив. Как я играю перспективой.
- Как правильно фотографировать широкоугольным объективом.
- Набор упражнений для развития видения кадра.
- Использование рамки кадрирования для быстрой тренировки насмотренности.
- Уже упомянутый фотоурок по созданию фотоисторий.
Весь этот материал я знаю и активно использую, помню о нём, когда смотрю в видоискатель своей фотокамеры. И что, я снимаю увлекательные фотоотчеты? Нет! Кадры выходят средними: не слишком провальные, но и нет эффекта «вау»!
Вот почитайте комментарий Павла Черталёва к фотоотчету о прогулке с беззеркалкой Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 по берегу Северного Ледовитого океана. Если коротко: есть неплохие снимки, но используются одни и те же приемы, поэтому репортаж скучно смотреть.
И я с этим согласен. И сегодня хочу сделать попытку анализа, как улучшить свои фоторепортажи. А чтобы закрепить «открытия» я отправился на областной праздник Сабантуй с камерой наперевес. Посмотрим, что получится.
Прежде чем перейти к следующей главе, совсем новичкам советую прочитать статью «20 правил композиции». Хотя для более сильного эффекта нужно почитать хорошую книгу на эту тему. Например: «Композиция в цифровой фотографии. Творческие приемы создания удачных фотоснимков» от Майкла Фримана.
У него есть ещё лучшее издание: «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки». Правда, я читал оригинал на английском языке, он называется: «The Photographer’s Eye: Composition and Design for Better Digital Photographs». Очень рекомендую!
Ну и самое главное (то, чего я не делаю) — нужно постоянно тренироваться: искать сочетания цветов, видеть элементы и ритмы, игру света и тени, текстуру и форму объектов, контраст (не только световой, но и смысловой: стекло и железо, гладкое и ворсистое, вода и огонь, веселый человек и грустный, и тому подобное).
Видео с обсуждением основ фотокомпозиции.
Вот демонстрация того, что наличие объектов на переднем плане придает снимку глубины и контекста, тем самым создавая фотоисторию.
Теперь помещаем зрителей – снимок стал более сложным и в построении, и в способности рассказать фотоисторию.
Фотографы активно используют направляющие линии при построении кадра. Вот видеоурок на эту тему.
2. Шаблоны композиции для съемки фоторепортажа
В 2016 году я съездил посмотреть турнир косарей. Когда опубликовал свой фотоотчет, стал анализировать различия моих снимков и профессиональных фотографов, побывавших на этом же мероприятии. Если прочтете обсуждение ниже этого комментария (по ссылке в предыдущем предложении), увидите, что тогда я сделал следующий вывод: профи в работе используют определенные шаблоны (заготовки), которые воздействуют эмоционально на зрителя. Если корреспондент «Комсомольской правды» или издательского дома «Коммерсантъ» поедет снимать запуск ракетоносителя на космодром «Байконур», он привезет похожие по структуре фото, только вместо кос, правил и оселков у него в кадре будут фигурировать предметы космической тематики.
Этой же темы я касался, когда писал статью с набором заданий для фотолюбителей. Во второй ее части попытался проанализировать работы знаменитых фотографов Александра Петросяна и Дмитрия Зверева – выделил 4 шаблона, наиболее часто используемых ими в своих снимках.
И вот, с месяц назад, мне попалась статья тревел-фотографа Этьена Боссо (Etienne Bossot). Он живет во Вьетнаме, организует фототуры и мастер-классы в Азии – советую присмотреться, может съездите с ним в фотопутешествие. Называется его труд «Как использовать шаблоны фотокомпозиции, чтобы улучшить свои снимки». Вот ссылка на тот фотоурок на русском языке – обязательно прочитайте перед тем, как мы пойдем дальше.
В статье даются примеры и описания использования каждого шаблона:
- Правило третей (см. снимок №1).
- Правило третей со сбалансированным задним планом (см. фото №2).
- Правило третей с оживленным передним планом.
- Динамическая диагональ.
- Рамка.
- Рамка, созданная из фигур людей.
- Правило 1/10 кадра.
- Треугольник.
- Симметричные кадры с динамическим объектом посередине.
- Взгляд субъекта на зрителя.
- Гильотина – обрезанная голова или хотя бы ее верх, чтобы не было видно глаз главного героя.
Вы почитайте статью в оригинале, а здесь для удобства я размещу схемы описанных заготовок композиции.
Посмотрите видеоурок по использованию рамок в фотокомпозиции от Валентина Христича.
3. Контекст фотографии
Хм… По правде говоря, большую часть приемов, описанных в статье Этьена Боссо, я уже применяю довольно долгое время. Только почему у профессиональных фотографов получаются шедевры, а у меня скукота?
Открываю сайт журнала «Огонек» и начинаю внимательно изучать фоторепортажи, опубликованные в этом издании. На издательство «Коммерсантъ» работают первоклассные профессионалы – нужно понять, как они строят кадры, чтобы получилось интересно.
Вот PDF-файл, где даны ссылки на 12 репортажей. Каждый из них я посмотрел раз пять, анализируя, почему тот или иной кадр цепляет.
Что могу сказать? Все эти публикации – фотоистории, состоящие из серии кадров, каждый из которых, в свою очередь, тоже рассказывает историю. Чем отличаются фотоснимки профессионалов от миллионов простых фотолюбителей? Тем, что профи снимает фотографии, воздействующие на зрителя эмоционально. Средний любитель сфотографирует хорошо выглядящую Эйфелеву башню — профессиональный фотограф передаст вам дух Парижа. Середнячок получит неплохой портрет при закатном свете — профи заставит вас смотреть на карточку снова и снова. Любитель расскажет о своём путешествии — талант заставит, глядя на изображения, совершить своё. Профи делают так, что их снимки звучат, они резонируют с прошлым опытом зрителя.
Как получается, что фото начинает рассказывать историю? Потому что у профи оно с контекстом!
У слова контекст есть различные определения. Одно из них звучит следующим образом: это смысловая ситуация — исходя из нее, значения слов могут приобретать разную смысловую нагрузку, зачастую, им совсем не свойственную.
Ну, например, кто-то может сказать, что у него сказочный начальник, имея ввиду контекст «он хороший». Другая ситуация: в одной стране недавно принят закон об ответственности за оскорбление представителей власти. Первый штраф присудили человеку, который написал про президента на страничке во «Вконтакте»: «Сказочный… (матерное слово, означающее глупого человека)». Теперь если кто-то говорит: «В наш город приехал сказочный президент…» — все понимают, что речь идет не о восхищении и не о восхвалении правителя. Слово одно и то же, но в разном контексте имеет совершенно противоположный смысл.
Еще контекст – это недосказанность, которая заставляет зрителя додумывать историю, которая рассказана не полностью. Вот посмотрите два видеоролика, где звучит стихотворение «Я видел, как плачет мама…» поэтессы Ирины Самариной-Лабиринт.
В первом просто читается текст в студии телеведущий Владимир Глазунов.
Во втором случае актёр Максим Калужских читает это же стихотворение, но в качестве видеоряда используется игра актёров, делающих то, о чем говорится в тексте.
Эмоциональное воздействие во втором случае намного меньше, поскольку зрителю нет необходимости создавать историю в своем воображении, за него это напрямую сделал режиссер ролика…
Контекст в фотографии объяснить сложнее. Вообще, это то, что позволяет зрителю понять, о чем фото, не читая пояснения автора.
Пример. Представьте, вы увидели фото шприца на сайте лаборатории, отбирающей медицинские анализы. А теперь — это же изделие, но на портале по борьбе с наркотиками. Один и тот же объект, а смысл, ощущение от просмотра совершенно разные.
В фотографии главный объект, его окружение и задний план играют одинаково важные роли. И нужно помнить — свет также имеет огромное значение. Нужно понимать, что задний план — он не просто, чтобы заполнить пустоту, это часть снимка. Фон в комбинации со светом может сказать очень много на изображении.
Контекст в портрете. Мы снимаем обычный портрет улыбающейся девушки на равномерном, насыщенном фоне (например, на фоне размытой листвы). Зритель, глядя на такое фото, предполагает, что девчонка наслаждается прогулкой на природе. Теперь фотографируем ту же героиню, но на черном фоне в темной комнате. У разглядывающего снимок зрителя может появиться вопрос: «Почему она так счастлива? Что может заставить улыбаться в таком угрюмом месте?»
Контекст пейзажной съемки? Допустим, мы снимаем лодку у пирса на спокойной воде ранним туманным утром. Такой кадр вызывает ощущение умиротворенности и какого-то волшебства. Теперь уберем воду. Например, заброшенная лодка привязана к столбу у высохшего озера. Даже если фотографировать этот сюжет при одинаковом освещении, отсутствие воды заставит все выглядеть совершенно по-другому.
В наше уравнение нужно добавить свет и цвет. Луч света может привлечь внимание или отвлечь, если направлен не туда. Когда наш взгляд притягивается в неправильную точку — снимок рушится. То же касается цветового оформления. Просматривая уроки по обработке фотографий в «Лайтруме», не раз встречал ситуацию, когда автор говорит: «Добавлю снегу голубого оттенка, чтобы передать ощущение холода».
Вывод из этого раздела? Помните, я рассказывал про корреспондента «Комсомольской правды», снявшего интересные кадры на турнире косарей и использующего те же приемы на фоторепортажах из Байконура? Посмотрев репортажи «Огонька», я сделал такие выводы:
- Профи всегда включают в кадр детали, определяющие контекст.
- Контекст бывает физический, психологический, социальный, культурный и временной.
- В репортаже используется не просто набор шаблонов композиции, но и вставляются объекты с элементами контекста, что делает снимки эмоционально сильнее.
Непонятен второй пункт? Физический контекст (где происходит событие). Допустим, мы снимаем репортаж на соревновании шахтёров – в кадре должны быть детали, дающие понимание зрителю об этом (налобный фонарь, отбойный молоток и т.п.).
Фотографируем митинг против партии жуликов и воров? В кадре – бабушка, зажимающая в руках мелочь, и на заднем плане — губернатор с жирным пузом (социальный контекст).
Снимаем свадьбу осенью – желтая листва должна присутствовать на изображении (временной контекст).
Вы фотографируете крещение своего племянника? Яркое пятно света на младенце и улыбка родителей (психологический контекст).
Что касается третьего пункта, изучив упомянутые репортажи в журнале «Огонёк» издательства «Коммерсантъ», я сделал для себя следующий список:
- Главный герой в центре – за ним полукругом стоят отдельные участники группы.
- Две истории в кадре (две раздельные группы), размещенные в одной плоскости.
- Двухслойная композиция: действие на переднем плане, отдельно — на заднем плане.
- При съемке спорта главный герой находится в одной из точек пересечения третей, но фокус на зрителях.
- Съемка рук крупным планом (например, художник держит кисть, мусульманин перебирает чётки и тому подобное).
- Рамка из людей, ткани, любых материалов. Высший пилотаж — человек что-то держит в руках, и этот предмет образует рамку. Например, женщина поднимает несколько сушеных рыбин – фотограф снял ее лицо в просвете между ними.
- Спортсмен на фоне неба.
- Большой передний план — занимает значительную часть кадра.
- Различного рода отражения, в которых виден главный герой (часто они образуют рамку).
- Гильотина.
- Центральная композиция.
Не увидел в репортажах «Огонька», но заметил, что часто используется фотографом Александром Петросяном приём, который я назвал копия переднего плана. На таких снимках задний план перекликается с передним. Например, спереди стоит женщина с пышной прической, сзади – копна сена похожей формы.
Ну вот, теперь мы знаем главный секрет профессиональных фотографов. Айда со мной практиковаться! Например, едем фотографировать башкирский праздник окончания весенне-полевых работ «Сабантуй».
4. Примечание. На какую фототехнику я снимал иллюстрации к данной статье
Особый интерес представляет то, что я уже фотографировал такое же мероприятие год назад на беззеркалку Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6. Поэтому есть шанс сравнить фотки с картинкой от Fujifilm X-T10 с зумом Fujinon 16-55mm f/2.8, которыми я снимал в этот раз. Также можно посмотреть, пошли ли мне на пользу сегодняшние изыскания контекста в фотографии.
Отзыв об этой камере есть в разделе «Фотодело» — там примеры на этот же зум, и на телеобъектив Fujinon XF 55-200mm F3.5-4.8 OIS R LM, поэтому сейчас останавливаться на впечатлениях от этих стёкол не буду – впереди два обзора по каждому объективу отдельно.
Все снимки обрабатывал по алгоритму, уже известному постоянным читателям сайта:
- Импорт в «Lightroom» и базовая коррекция. Профиль камеры – фуджиковский «Camera Classic Chrome», поэтому такой цвет нестандартный.
- Обработка в «Photoshop» с использованием яркостных масок.
- Применение пресета, составленного из набора плагинов «Google Nik Collection», о котором я рассказывал в статье «600 шагов с Сони А6000».
- Уменьшение размера и повышение резкости, как описано в статье «Почему я не снимаю в JPEG, а только в RAF».
5. Практическая работа по использованию контекстов в фоторепортаже.
Сразу скажу, что искать сюжеты оказалось нелегко – я даже не предполагал, что это так трудно. Поэтому некоторые шаблоны я не смог применить, а некоторые выполнил неидеально. Но все равно размещу их в сегодняшней статье, так как обсуждение и анализ ошибок — это тоже способ поднять уровень своих навыков.
Пойдем по порядку.
1. Главный герой в центре, за ним стоят полукругом другие персонажи – не нашел такой сюжет.
2. Две истории в кадре с двумя сюжетами в одной плоскости. Здесь возможны два способа реализации: а) просто две группы людей, занимающиеся каждая своей деятельностью; б) между ними существует реальная физическая перегородка.
Вариант «а» даже у профессиональных фотокорреспондентов, на мой взгляд, получается так себе, на грани фола. И я тоже нашел лишь один кадр с таким построением, да и то не идеально: одна из героинь смотрит в объектив.
За все время увлечением фотографией я снял лишь два кадра типа «б» (в одно утро, прогуливаясь по индийскому городу Варанаси). Вот один из них.
По идее, этот снимок можно разделить на два, и каждый из них будет работать. Но и в «собранном» виде эта композиция сильнее цепляет зрителя.
Еще один вариант на эту тему.
Этот сюжет не идеален, так как внутри шатра люди сгруппировались в неясную массу. Было бы их меньше и стояли бы они более рассредоточено, получилось бы две истории в одном кадре.
Правила фотокомпозиции часто используются не в одиночку, а в комплексе. В данном случае это и рамка, и правило третей.
Отчасти, заготовкой «две не сообщающиеся между собой группы в одной плоскости» можно считать мое фото с волейболистами. Однако оно не совсем подходит под такое определение, поскольку здесь спортсмены слева взаимодействуют взглядом с теми, кто ведет борьбу за мяч справа.
3. Двухслойная композиция – одно действие на переднем плане, второе — на заднем. Между собой не связаны. Этот сюжет в чистом виде мне снять не удалось тоже.
Есть такой вариант (плохо, что главный герой позирует и слишком сильно закрывает второстепенных героев на заднем плане).
Нужно учесть, что взгляд героев имеет чрезвычайно высокий композиционный вес. Если девушки на заднем плане начинают смотреть в кадр, вся картинка немедленно распадается.
Есть еще один снимок, который я затрудняюсь, к какому типу отнести – кажется к шаблону №3.
Шаблон №4. Действие происходит спереди, но фокус на зрителях. Не нашел такой сюжет. Хотя сейчас, разглядывая фото №30, могу сказать, что мне следовало стать напротив девочки и сфокусироваться на неё, а отец в прыжке пусть был бы нерезким. Выло бы очень интересно.
Шаблон №5. Съемка рук крупным планом. Этот кадр присутствует практически во всех репортажах профессионалов. Мы пришли к художнику в мастерскую? Фотографируем руку и кисточку. К стоматологу? Снимаем бормашину в руках. К ветерану войны? Фотографируем старые скрюченные артритом пальцы, сжимающие самокрутку.
Не снял, хотя был отличный шанс получить кадр с руками торговца, пересчитывающего деньги (о нём поговорим ниже).
Шаблон №6. Рамка. Это правило я бы разбил на две части: а) когда обрамление является передним планом (из людей, фрагментов их тел, из разных объектов); б) рамка в одной плоскости с субъектом.
Вариант №6Б особой проблемы не вызвал.
Хотя тоже не всё всегда проходило гладко. Например, вот я пытался сделать рамку из развивающихся на ветру лоскутков.
Вот как выглядит этот сюжет без рамки.
Очень сильное эмоциональное воздействие на зрителя оказывают кадры, где рамка служит элементом контекста. Например, фотографируем спорт через олимпийские кольца на ограде стадиона. Или корабль на дрейфе стоит снятый через спасательный круг на берегу.
Прогуливаясь вдоль павильонов с сувенирами, я увидел дядю, пересчитывающего свою дневную выручку.
Сначала я снял этот кадр с плотным кадрированием, а затем решил взять более широкий угол, чтобы рамка образовалась башкирскими шапками, которыми торговал наш главный герой.
Наверное, следовало поджать диафрагму, чтобы товар попал в ГРИП – было бы более понятно, что у нас на переднем плане.
Кадры, выглядящие как представленные ниже, я обычно обрезал так, чтобы моделей справа не было видно.
Может зря? Они ведь тоже создают окаймление…
Как пишет в своей статье фотограф Этьен Боссо, рамка из людей на переднем плане помогает скрыть загруженный задний план. Действительно работает. Вот я снимал борьбу кореш, позади спортсменов – разношерстная толпа, среди которой наши главные герои теряются. А с обрамлением из зрителей на переднем плане взгляд легче концентрируется на главном.
Еще вариант.
Шаблон композиции №7. Спортсмены на фоне неба. По-моему, просматривая у профессионалов репортажи Сабантуя, я увидел, что хорошо бы снимать толкание гирь на чистом голубом заднем плане.
Здесь также используется правило третей (тело спортсмена и гиря – в разных углах сетки) и диагонали (тело, рука и груз создают диагональ слева направо вверх).
Кстати, такое направление движения, например, автомобиля или велосипедиста создает ощущение, что двигаться им очень трудно. Также контекст в тему — кадр с гирей.
Шаблон фотокомпозиции №8. Передний план занимает очень много места (обычно на нем размещают контекстные детали). Снимаем торговца? Показываем его товар. Фотографируем любителя аквариумных рыбок – большую часть площади кадра занимают его подопечные.
Сначала у меня тоже возникли трудности с поиском подобных сюжетов. Затем я увидел двух кукол, и дело сдвинулось с мертвой точки.
После этого я придумал, как показать торговцев расписными блюдами и заварочными чайниками.
На втором плане у него еще рамка из флагов и направляющие линии, использующиеся для акцента на главном герое. Только большую ГРИП не помешало бы, чтобы мужчина был резким.
Следующий кадр на эту тему – с Шурале (дух леса у башкир). Единственное, мне кажется, что здесь не хватает еще штуки 3 скульптуры, чтобы также образовать ряд направляющих. Почему мне нужно еще три объекта (или один) а не два? Потому что в фотокомпозиции существует правило нечетности (если у нас четное количество объектов в кадре — это хуже).
Шаблон №9. Отражения главного героя в различных предметах, которые также могут образовывать рамку. Не снял, хотя можно было поискать в окнах и стенках самоваров.
Заготовка № 10. Гильотина. В своей статье Этьен Боссо приводит замечательные образцы. У меня же ничего путного не вышло. Вот одна фотография — ну это что-то среднее между требуемым приемом и съемкой лишь рук (правило №5).
Хотя, возможно дело в отсутствии контекста. У входа на территорию Сабантуя зрителям выдавали билетики — к вечеру на главной сцене организовали лотерею, ведущий доставал из мешка билеты и объявлял выигрышный номер. Призы были довольно серьезные (оплаченное проживание на турбазе, поход в ресторан, ваучер на приобретение участка недвижимости и т.п.). Если бы вы, читатель, знали о факте розыгрыша, наверное, этот кадр воспринимался бы по другому.
Попробовал я применить еще один прием, описанный в статье о шаблонах композиции: симметричная картинка (вызывает ощущение статики) но с динамичным объектом в центре, повернутым в сторону, разбивающим своими жестами статичность симметрии.
На этом фото субъект неподвижен, но то, что его поза динамичная, она разбивает статику.
На следующем кадре главный объект изображён в профиль, и смотрит на читателя, но его динамика и позы зрителей, на мой взгляд, все равно придают живости снимку.
В статье про построение фотоистории мы говорили, что очень сильное воздействие оказывает изображение, где несколько объектов взаимодействуют друг с другом. Вот примеры.
Снимок интересен за счет диагонали в кадре и эмоций на лице мальчика.
Кстати, фотоснимки выше – не только пример использования правил третей и диагоналей, но и 1/10, когда большую часть плоскости кадра занимает небо.
Вот пример симметричной композиции, где динамичные объекты расположены по центру, но не на переднем, а на заднем плане, не смогли спасти ситуацию. Фотография очень тяжелая, неподвижная, какая-то железобетонная.
6. Заключение к статье
Сегодня я более плотно познакомился с влиянием контекста на эмоциональность фотографического изображения. В очередной раз напомнил себе, что его следует включать в любой репортаж, который мы фотографируем, от свадьбы до фотоотчета о поездке в отпуск.
Для получения более качественного результата следует выучить и активно применять композиционные шаблоны. При этом в своей статье фотограф Этьен Боссо справедливо обращает внимание, что мы можем быстро зациклиться на определенном наборе заготовок, что сделает наши фотографии снова неинтересными. Выход? Постоянно тренироваться, анализировать снимки других мастеров и придумывать что-то свое.
Наиболее сильный результат получится, если мы в одном кадре применяем не один, а сразу несколько шаблонов, и сдабриваем все это контекстом. Если бы мне нужно было оставить лишь один кадр для иллюстрации репортажа о празднике Сабантуй, пожалуй, я бы выбрал следующий.
Здесь у нас шаблон «Большой передний план», животное создает направляющую линию и придает динамики. Баран и столб с флажками – контекст Сабантуя, так эти субъекты имеются на любом подобном празднике. С другой стороны, этот кадр можно считать браком, поскольку коляска и женщина, выглядывающая из-за нашей парочки, создают месиво в кадре.
Удачных фотографий друзья! Буду рад, если вы в комментариях выскажете свое мнение о моих изысканиях секретов интересных снимков. Ну и за то, что поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях отдельно специальное мерси!
P.S. Осталась картинка, которую не могу отнести ни к одному описанному шаблону. Тем не менее, на мой взгляд, она не распадается на части, хотя в кадре присутствуют всего лишь два (четное число) объекта. Как думаете, почему?
Послесловие
Когда уже этот текст статьи был свёрстан для публикации, мне попалась на глаза статья на английском языке «Teaching about Photography: Photographs and Contexts» (Учение о фотографии: снимки и контексты). Опубликована она в 1986 году в журнале «Art Education» (Художественное образование). Тема меня очень увлекла – автор рассказывает и показывает примеры трёх типов контекста: внутренний (internal), подлинный (original) и внешний (external).
К описанию каждого приводятся три фотоснимка в качестве примера. Ссылка на статью.
Внутренний контекст – это тот, который очевиден зрителю, исходя из наличия тех объектов, что представлены на снимке.
Вот снимок «Колёса смерти» («Wheels of Death») фотографа Уильяма Симана (William Seaman), получившего Пулитцеровскую премию за выдающуюся фотографию в 1959 году.
На переднем плане мы видим перевёрнутую машинку, лежащую на перекрестке, и покрывало, скрывающее маленькое тельце. Полицейский стоит рядом с ним и пишет протокол, с места происшествия уходит медик. На всё это смотрят дети, прохожие и водители проезжающих мимо машин. Второе название «Too Late — the Doctor Walked Away» (Слишком поздно – доктор ушел).
Это фото о ребёнке, которого сбил автомобиль – таково впечатление зрителя, и оно верное. Но для многих других снимков не всё так очевидно.
Оригинальный контекст – чтобы его понять, нужно знать больше того, что представлено на фотографии. Нужно иметь представление о самом фотографе, о его мировоззрении, о ситуации в обществе и в мире, когда он фотографировал кадр.
Вот фотоснимок «Ужас войны» (The Terror of War) фотокорреспондента «Associated Press» Ника Ута (Nick Ut), который в 1973 году за него тоже получил Пулитцеровскую премию, и который стал одной из причин прекращения участия американцев в войне во Вьетнаме.
Это пример, когда фотоснимок нуждается в пояснении контекста. Мы видим кричащих детей, нагую девочку и солдат, бегущих от дыма по направлению к зрителю. Ситуация страшная. Но еще страшнее она становится, если знать про войну во Вьетнаме, про напалм. Про историю того события, что изображено в кадре: 8 июня 1972 года самолёт южновьетнамских воздушных сил сбросил напалмовую бомбу на деревню Trảng Bàng, занятую силами северных вьетнамцев.
Летчик ВВС Республики Вьетнам принял группу гражданских за вражеских солдат и атаковал. В результате взрыва погибли двое двоюродных братьев Ким Фук (так звали эту обнаженную девочку) и двое других жителей деревни. Сама она получила ожоги третьей степени (спина, руки и ноги обуглились) после того, как горящий напалм прилип к одежде и она была охвачена огнем.
Этот снимок стал одним из самых запоминающихся о войне во Вьетнаме. В интервью много лет спустя героиня вспоминала, что в тот момент она кричала: «Нон куа, нон куа!» («Слишком горячо, слишком горячо!»). Редакторы «New York Times» поначалу не решались публиковать фотографию из-за обнаженной натуры, но в итоге одобрили ее. На следующий день на первой странице «Нью-Йорк Таймс» была размещена обрезанная версия с удаленными пресс-фотографами справа…
После того, как автор сделал фотографию, он доставил детей в госпиталь в Сайгоне. Врачи осмотрели Ким Фук и сказали, что ожоги настолько сильные, что она не выживет. После 14-тимесячного пребывания в больнице и 17-ти хирургических операций, включая пересадку кожи, она смогла вернуться домой. Ряд ранних операций был выполнен финским пластическим хирургом Аарне Ринтала. Только после лечения в известной специальной клинике в Людвигсхафене, Западная Германия, в 1982 году, девочка снова смогла нормально двигаться.
Согласитесь, зная историю снимка, мы гораздо больше вовлекаемся эмоционально? Когда я смотрю видео, где Ник Ут рассказывает о том дне, наворачиваются слёзы (здесь). Оно на английском языке, но все равное советую и вам с ним ознакомиться — многое понятно без слов.
Кстати, вот вам пример, как внутренний контент преобразуется в оригинальный. Я нашел книгу «Press Photography Award 1942–1998: From Joe Rosenthal and Horst Faas to…», в которой рассказана история снимка «Колеса смерти». Фотограф Уильям Симан 16 мая 1958 года увидел, как 9-тилетний Ральф Леонард Фоссум (Ralf Leonard Fossum) пытается стащить свою машинку с тротуара на проезжую часть, по которой неслось очень много автомобилей. Автор отчитал ребёнка, и тот вернулся обратно на обочину. Однако через минуту мальчик снова сошел с тротуара, и его сбил мусоровоз. Всего в тот день в автомобильных авариях погибло 13 человек, из которых 5 жертв – в одной…
Внешний контекст касается того, где и как представлена конкретная фотография, как поняли её зрители и какое место она занимает в истории искусства.
Вот снимок французского фотографа Робера Дуано (Robert Doisneau), на котором мужчина и женщина пьют вино в парижском кафе. Автор снимка любил посещать ресторанчики, однажды увидел эту парочку и попросил разрешения их сфотографировать. Они согласились, и фотоснимок появился в одном из выпусков еженедельника «Le Point» в статье про заведения общепита столицы Франции.
Через какое-то время, без разрешения Робера Дуано, фото появилось в небольшой брошюре, посвященной вреду алкоголя, опубликованной обществом трезвенников.
Затем фотоснимок снова опубликовали без согласия автора во французской желтой газетёнке с заголовком «Проституция на Елисейских полях». Мужчина, изображенный на снимке подал в суд и получил возмещение морального вреда.
С тех пор фото появлялось еще как минимум в двух контекстах: в постоянной коллекции Музея современного искусства и в «100 снимков из коллекции Музея современного искусства» от Сваровски (1973, стр. 64).
Совершенно очевидно, что эти пять презентаций одной и той же фотографии радикально меняют её восприятие в зависимости от обстоятельств.
***
Да, об авторе статьи – это Терри Барретт (Terry Barret), американский искусствовед и почетный профессор Университета штата Огайо. Его многочисленные книги, главы по антологии и статьи о современном искусстве, искусствоведении, эстетике и их преподавании оказали значительное влияние на эту область.
Я нашел его замечательнейшую книгу «Criticizing Photographs. An Introduction to Understanding Images» (Критика фотографий. Введение в понимание изображений). Это учебник по художественной критике фотоснимков, описывающий четыре важных шага: описание, интерпретация, оценка и теоретизирование. Думаю, для тех, кто хочет глубже окунуться в теорию, незаменимая вещь! Постараюсь купить на «Amazon» бумажную версию и изучить.
P.S. Вот, кстати, как выглядит исходная фотография (фоторепортёр справа не обрезан) в истории про «напалмовую девочку».
Видео на английском языке с рассказом об этом снимке.
View Comments (33)
Сергей, здорово. Практически научный анализ! Главная проблема - это выработать в себе умение использовать все эти техники безсознательно на интуитивном уровне. Потому как, пока ты обдумываешь какую бы технику применить, сюжет успевает рассыпаться, так как задуманные основные его участники уже покинули сцену. :) И в этом может помочь только тренировка!
Спасибо, Паша. Ты же знаешь, я люблю покопаться в деталях, сделать анализ - математический склад ума.
Мой личный опыт показывает, что съемка на интуитивном уровне - не проблема... после определенного количества тренировок. В настоящее время я использую большинство правил композиции (s-линия, правило третей, направляющие линии и т.п.) бессознательно: я не вспоминаю о них, когда гляжу в видоискатель. С шаблонами - уверен, то же самое будет. Надо лишь тренироваться.
Ну и, для меня лично, настоящая проблема - увидеть сверхкрупные планы. Я слепой в этом смысле. Отснял еще материал для двух статей (обзор Fuji 16-55/2.8 и Fujinon XF 55-200mm F3.5-4.8, хотел на телевик снять абстракции в архитектуре (когда захватывешь лишь кусок крыши или стены). Не смог, ибо не вижу. :(
Читала статью по порядку. И посмотрела видео на Ютубе, где Ник Ут рассказывает про тот день, про девочку, обгоревшую от напалма.
Смотрела с субтитрами, с переводом на русский, и там он сказал (написано), что девочка умерла через минуту после того, как он её сфотографировал. Вся обревелась, а потом стала читать статью дальше, и, оказывается, её вылечили, и она жива до сих пор.
В общем, основную тему статьи я сегодня так и не усвоила, изучу попозже...
Любовь, Вы не совсем правильно перевели слова Ника Ута. Вот, что он рассказывает в первой части видео:
- Я думаю, эта фотография изменила мою жизнь, её тоже и изменила войну.
Я увидел четыре бомбы, которые упали прямо на пагоду. Взрыв! И через пару минут другой самолёт, А1 «Скайрейдер», он летел очень низко и сбросил ещё четыре бомбы. Они падали медленно. Я знал: «Напалм». Я снял фото.
Выбежали два человека, держащие тела детей на руках. И много людей несли их мёртвых детей. И одна пожилая женщина, бабушка Ким Фук, она кричала: «Помогите! Помогите!» Она держала на руках мальчика – он умер сразу после того, как я их сфотографировал.
Через видоискатель моей камеры я увидел девочку с поднятой рукой, выбегающую из дыма. Я подумал: «Почему на ней нет одежды?» Я подбежал и сфотографировал её. И я увидел её руку, спину, тело, так сильно обгорелые. Я понимал, что она умрёт через несколько минут.
Я закричал: «Почему здесь нет никого?» Она держала рукой свою кожу. Я знал, что она умрет. Вот почему я захотел отвезти её в больницу. В тот день я не думал о моей работе. Я знал, что снял хорошую фотографию. Я посадил её в мой микроавтобус и поехал. До больницы мы ехали минут сорок, и я каждую минуту смотрел на девочку.
Я видел много раз действие напалма, но никогда не снимал такого фото, как это. Когда я проявил снимок, я сказал: «Да, это та фотография!» Я помнил моего старшего брата, фотографа «Associated Press» - перед смертью он сказал своей жене и мне: «Каждый раз, когда я фотографирую, я надеюсь, что однажды фото остановит войну». И когда я отвез Ким в больницу, я сказал моему брату: «Думаю, сегодня я снял фотографию для тебя.
Мы показали фото, но все редакторы в офисе сказали: «Мы не можем его напечатать, потому что она голая». Только один человек, директор по фотографии, посмотрел и произнёс: «Не трогай ничего. Напиши название. Действуй. Я не хочу ничего ретушировать»…
Конечно, после таких рассказов не думаешь о фотокомпозиции. Проникновенное видео.
Сергей, спасибо. Хорошо всё-таки знать английский. Я не знаю, поэтому на Ютубе включаю субтитры с переводом на русский. А там онлайн-переводчик такого напереводит, иной раз вообще непонятно о чём речь.
Почитала статью Этьена Боссо по ссылке. Сайт интересный. И наткнулась вот на эту публикацию: "10 мифов о правиле третей. Вот как на самом деле нужно строить композицию в кадре".
Как Вы её прокомментируете?
Любовь, я считаю, что такие статьи пишут, чтобы вызвать хайп и поднять посещаемость сайта. Все хвалят что-то? Это уже приелось читателю. Найди аргументы за что это поругать.
Предположим, что автор написал бы статью не про правило третей, а про объектив фикс 35 мм под КРОПнутые камеры. И он бы говорил:
- Миф первый - у такого объектива приятная картинка. Ха! Вот список еще из 10 линз, у которых изображение даже лучше.
- Миф второй - на такую оптику снимают профессионалы. Посмотрите работы вот этих 20-ти фотографов из ТОП-10 списка мировых светил, ни у кого нет такой линзы.
- Третье - с его помощью можно вместить в кадр больше, чем на полтинник...
Моё личное мнение: фикс 35 мм - один нескольких десятков инструментов, позволяющих получить качественное изображение. Спорить с тем, что есть другие хорошие объективы и что некоторые профи снимают без него, глупо. Но и говорить, что эта линза полная ерунда, и не заслуживает внимания - тоже не разумно.
Правило третей - одно из десятков условий получения качественных кадров. Достаточно вбить в "Гугл" поисковую фразу "величайшие фотографы XX века", а затем в поиске по картинкам посмотреть их фотографии, чтобы убедиться, что и они применяли данное правило, и часто игнорировали его.
Говорить, что от него всё зависит - неверно. Говорить, что оно бесполезное - тоже неправда.
"Правило третей — одно из десятков условий получения качественных кадров". Я согласна с этим полностью. И с остальными шаблонами тоже.
А "оппонентская" статья меня удивила (мягко сказать). Каждое высказывание, каждый кадр только недоумение вызывает и протест. И выглядит всё очень негармонично. Правильно Вы сказали - "хайп".
Интересная тема, Сергей. О многих шаблонах узнала впервые. Но, наверное, шаблонов существует ещё больше.
Понравилось фото №25 с чайниками - интересно получилось. А к фото под №30 мне захотелось поставить название "Коррида по-башкирски". Как будто баран хочет забодать людей на заднем плане.
Спасибо, Валентина. Да, шаблонов композиции намного больше: в начале статьи я даже дал ссылку на "20 правил", но и это не предел. Я рассматриваю сегодняшний фотоурок, как введение к большой работе по самообучению. Скоро в отпуск - надеюсь, удастся привести более интересные кадры, чем обычно.
Советую всем очень внимательно изучить те 12 репортажей из "Огонька", ссылки на которые я привел в тексте. Именно нужно анализировать, почему то или иное изображение работает.
Хорошее название к кадру с бараном. :)
Всем привет.
Скажу так - у меня зрение плохое, многие элементы (обычно фон), вижу уже на мониторе. Например, целый замок за лошадьми. Хотя для меня он был всего лишь пятном.
Но прежде чем сфоткать, я их чувствую? наверное, просто навожу и понимаю, нужно снять вот так и именно отсюда.
Надо бы развиваться, раздумывать, продумывать, но пока из всех навыков, которые автоматом прокачал - с 1-2 раза уже правильно кадрировать без завалов, и в "Лайтруме" меньше потом крутить вертеть.
Пример.
https://photocentra.ru/images/main74/742515_main.jpg
Добрый день, Алан. Раз Вы изначально видите кадр правильно, могу только позавидовать. У меня, когда долго не снимаю, пропадает видение - поэтому, обычно, фотки в отпуске получаются лучшими, начиная с третьего дня: тогда уже "пристрелялся" и начинаешь видеть.
С другой стороны, бывает, что сфоткал - почувствовал что-то эдакое, далеко в горах, а домой приехал - смотришь на мониторе и не втыкаешь "что хотел показать аффтар"? :) И что с этой фотографией дальше делать, вспоминать что хотел или удалить в мусорку?
Тут не поспоришь. Особенно тяжело снимать пейзажи: стоишь в горах, захлёбываешься от восторга, что видишь такую красоту. Дома разбираешь снимки - одна печаль: фотографии и на 10% не передают то, что ты видел лично.
Если говорить коротко о том, чем отличаются работы профи от любительских, то здесь применимо понятие "лаконизм". В отличие от любителя, профи умеет отсечь от образа всё лишнее, а нам, фотолюбителям, свойственна "жадность": побольше включить в кадр элементов, которые вовсе не имеют отношения к воплощению замысла.
В результате, если присмотреться к любительским снимкам, то их можно сразу же разбить на два и даже три отдельных сюжета, просто с использованием ножниц. Поэтому, работа над фотоснимком должна начинаться не с "прихорашивания" тонов и цветов, а с беспощадного кадрирования. Нам всем нужно чаще смотреть работы профессионалов, посещать художественные и фотовыставки, учиться лаконизму, с которым и приходит мастерство воплощения замысла...
Согласен, Олег, с обеими пунктами. Добавлю, что все фотографы, чьими работами я восхищаюсь, говорят не только о необходимости посещения картинных галерей и фотовыставок, но вообще о формировании художественного вкуса. Они настоятельно советуют (точнее, говорят, что альтернативы нет) слушать и разбираться в классической музыке, читать качественную литературу, посещать балет и т.п.
Если вдуматься, оно и понятно почему. Например, когда я писал статью о том, как создать фотоисторию, говорил о композиции фоторепортажа, а она аналогична композиции литературного произведения: завязка, представление героев, развитие действия, кульминация, заключение. Эти же этапы есть и в повести Николая Семёновича Лескова "Железная воля", и в "Спящей красавице" Чайковского. Когда мы читаем или слушаем качественную книгу или музыку, мы вольно или невольно осознаем эту структуру и затем нам легче строить её в своих фотографиях.
Добавлю лишь одну техническую деталь. Исследованиями установлено, что угол обзора в картинах известных пейзажистов и перспектива соответствуют углу зрения объектива с фокусным расстоянием 20 мм на полном кадре. Любопытно, однако... :)
Хм... на сайте неоднократно у меня спрашивали совета по широкоугольным объективам, и я писал, что мечтаю о покупке Nikon 14-24mm f/2.8G из-за его универсальности, а главное - из-за того, что мне не хватает 18 и 21 мм. Наверное, это значит, что я по вижу мир также, как известные пейзажисты. :)
В своё время, мне в руки попала книга академика Б.В.Раушенбаха о перспективе в изобразительном искусстве. Думаю, она будет интересна уважаемым коллегам по фотоцеху.
Примечание. Ссылки удалил (политика сайта).
Фото №18 особенно оранул, что над рамкой написано "С праздником": как бы название картины, когда дядя денежки считает, абсолютно другой контекст как будто.
О, оказывается, фраза на рушнике "бәйрәм белән" переводится на русский язык, как "С праздником"! Пришлось мне сейчас в словаре посмотреть. Конечно, тогда совершенно другой, усиленный контекст получается на этом снимке.
Спасибо, Роберт, что обратили внимание.
Согласен с Павлом Черталевым. Получилась целая научная работа о том, как снимать репортаж. Очень понравились схемы шаблонов, нарисованные от руки - утащил к себе в папку "Фото шпаргалки".
Если сравнивать этот репортаж с фотографиями предыдущей статьи, то кадры получились гораздо разнообразнее, и, в целом, репортаж смотрится интереснее. И мне больше нравится цветопередача снимков, то ли потому что сняты на Фуджи, то ли обработка другая (а скорее, и то и другое вместе, судя по тому, что написано в пункте 4).
Спасибо за обратную связь, Евгений. В сопроводительном письме в рассылке к этому уроку я тоже написал, что выполнил "практически научную работу". Однако такие действия должен совершать каждый, кто хочет научиться фотографировать: 1) анализ своих и чужих фотографий; 2) практическое занятие; 3) разбор результатов.
После публикации этого урока я пролистал еще раз «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки» Майкла Фримана. Последний раз я читал ее очень давно и все позабыл. Сейчас с удовлетворением обнаружил, что в конце книги он приводит свой список шаблонов композиции, и он лишь ненамного шире моего.
Кстати, рисунки с композиционными заготовками №5 и №6 я нарисовал, испытывая свой графический планшет XP-PEN Deco 02. В следующей статье будет обзор сего девайса. По крайней мере, рисовать удобно. :)
Когда проявлял фотографии с Фуджи Х-Т10, понял, почему Павел Черталёв жаловался на скинтон Никон Д800 и перешел с него на Фуджифильм Х-Т2. Мне тоже нравятся снимки, больше, чем с Сони А6000 (возможно, дело еще и в том, что объектив Фуджинон 16-55/2,8 получше качеством, чем КИТовый Сони 16-50/3,5-5,6). Хотя еще один фактор есть: у меня больное место в постобработке фото - баланс белого, а в данной статье они обработаны с профилем Chrome, сглаживающим эту проблему.
Короткая реплика по поводу цветопередачи Никон - многие никонисты продолжают жаловаться на скин-тоны, тщетно сражаясь с "Adobe Camera RAW" и "Adobe Photoshop Lightroom".
Коллеги! Ну не дадут адобовские редакторы нужные цвета для Nikon! Хоть, убейся! Используйте фирменный Capture NX-D для современных камер, для старых - Capture NX2. Всё дело в профилях, которые Nikon не открывает для сторонних разработчиков. Да, "Фотошоп" и "Лайтрум" удобнее, но настоящий никоновский цвет даст только фирменный никоновский софт...
Давно мне советуют использовать Capture NX-D. Две причины, почему не делаю этого: 1) тупо инерционность - в "Lightroom" все понятное, родное, не хочется разбираться с другим редактором; 2) на диске "C" компьютера осталось всего 8 Гб, чистка не помогает, другие программы поэтому не хочу устанавливать.
В общем, в моём случае проще камеру поменять, чем редактор RAW. Да и то, под Fujifilm нужно ставить "Capture One Pro FUJIFILM" для обработки RAF.
Ну да... проще камеру поменять, если еще учесть, что программа Capture NX-D - бесплатна, а новая камера, - не очень... :)
Про графический планшет почитаю с удовольствием. Сам подумываю о покупке, но пока не решил, нужно ли мне подобное устройство.
Попробовал снять репортаж с празднования 8 марта на работе. Четыре дня читал статьи, зубрил правила - казалось, что они отпечатались у меня в голове намертво. Это и впрям очень сложно попытаться соответствовать шаблонам.
Мало что получилось, надо пробовать еще и еще.
Каждый день я хожу на обед мимо музыкальной школы - из открытых окон всегда слышится "трынь-брынь". То есть ученики часами, днями, месяцами и годами тренируются. У Павла Черталёва дочка занимается танцами - три раза в неделю по три, если не ошибаюсь часа.
Если бы я занимался три раза в неделю хотя бы по одному часу, хотя бы месяца три подряд, то уверен, что мои фотографии получались бы на порядок интереснее. То, что Вы четыре дня изучали правила, это замечательно. Но это - лишь один из шагов на пути к тому, чтобы поднять свой уровень. У меня лично несколько стадий восприятия материала: сначала в теории что-то узнаю, потом печатаю статьи в блоге (при составлении материала пишешь конспект - помогает запомнить). Самый большой эффект дают практические занятия.
Поэтому остается только пожелать не останавливаться на достигнутом, продолжать тренироваться.
В конце статьи с примерами фото на Sony A6000 приведены 13 вопросов, которые следует задать себе, когда пытаешься анализировать свои и чужие снимки. Может пригодятся...
Сергей, мои дочки занимаются 5 дней в неделю по 3 часа, плюс иногда - дополнительные занятия. :) Если бы мы с тобой столько фотоделом занимались, то были бы, наверное, в топах MyWed и заткнули за пояс Зверева и Петросяна! :)
Вот-вот! Хотя, если бы я 5 дней по 3 часа фотографировал, наверное, меня бы уже воротило от фотографии и от блога. :)
Времени не зватает! Стараюсь каждый день фотографировать хотя бы по полчаса, но все время в цейтноте. Поэтому и получается одно и тоже: семья и окрестности.
Нашёл интервью Петросяна у Гоблина. Слушаю.
Ходил сегодня на фотовылазку. Мрачно у нас, грязно, настроения нет, жена ворчит. Но преодолел себя. Петросян говорит, что тренироваться надо и читать, а Гоблин говорит, что, в основном, ерунду всякую пишут.
Согласен с ним. Вот Ваш блог мне помогает. До этого много чего перечитал - бестолку. Хотя может не воспринимал тогда, как надо.
Спасибо, Егор. Думаю, вы просто попали на мою статью под настроение - потому и зажгла.
На русском языке, действительно, качественной литературы очень мало. Думаю, у нас конкуренция ниже - легче продать ширпотреб. На английском языке найти шедевр легче, чем на русском. Я уже писал где-то, что скупил половину "Амазона". :)
У Александра Петросяна мало бэкстеджа в Сети выложено. Могу посоветовать глянуть ролики в плейлисте Анны Масловой "Фотокухня". Она не объясняет, почему сняла так или так. Но мне нравится смотреть и анализировать: почему она выбрала такой ракурс, почему модель поставила сюда, а не туда?
Хотя, уже обсуждали: хватит смотреть и читать, надо побольше фотографировать, следуя заветам Александра Петросяна и Димы Зверева. :)