На сайте большая часть материалов посвящена съемкам на качественную профессиональную и дорогую оптику. Но по тем или иным причинам фотографы покупают и дешевые объективы, у которых есть множество недостатков, но есть и плюсы (их же покупают). Вот для таких фотолюбителей я и решил опубликовать сегодняшний обзор.
Объектив для съемок Sigma AF 18-200mm F3.5-6.3 II DC OS HSM и фотоаппарат Nikon D5200 мне предоставила Галина Исаева, с которой мы уже показывались в блоге вместе, когда фотографировали на Nikon 17-55 f/2.8. Сейчас снова хочу сказать большое спасибо ей, за доверие и за помощь.
Поскольку Сигма 18-200 относится к тревел-зумам, то и тестировать ее решено было в походных условиях. Ранним субботним утром садимся в машину и мчим в поселок Аракуль, на севере Челябинской области, откуда начинается туристическая тропа на вершину горы Аракульский шихан — отличная достопримечательность для организации похода выходного дня.
Проверим, смог ли бы я продвигать свой блог, удерживая интерес читателя хорошими снимками, если бы завтра продал свой полный кадр Nikon D610 и все объективы, и перешел на рассматриваемый в этом тексте комплект Nikon D5200 + зум-объектив Sigma 18-200.
Линза Сигма 18-200 относится к тревел-зумам, то есть к объективам, сочетающим в себе функции нескольких стекол: ширик, портретник, телеобъектив, иногда – макрик. Как видим, у такого зум-объектива есть огромный плюс: в концепции «все в одном». Вам не нужно тащить с собой в путешествие огромный и тяжелый фоторюкзак, набитый под завязку оптикой. Вместо этого берете небольшую сумочку и спокойно себе фотографируете на экскурсиях, не тратя, к слову, время на смену объективов с разными фокусными расстояниями.
Недостатки у тревел-зумов тоже имеются: как правило, резкость объектива «скачет», в зависимости от фокусного расстояния в момент съемки, имеются достаточно сильные хроматические аберрации и дисторсия, не очень быстро и точно работает система автофокуса.
Долгое время на вопрос новичков, какой объектив купить, в качестве штатного, я советовал брать подержанный китовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 VR. Он очень дешевый и помогает такому малоопытному фотографу понять, какое фокусное расстояние ему больше подходит: кто-то снимает на телевик, кто-то любит ширик, кому-то нравится картинка с натуральными пропорциями, выдаваемая полтинником (ФР=50 мм), а кто-то обожает широкоугольную оптику.
Покупать сразу три типа объективов накладно, да и не имеет смысла для новичка, который еще не понимает, как правильно ими пользоваться. Так вот, Nikon 18-55 — очень дешевый (но не слишком универсальный) способ ответить на вопрос, какой объектив мне нужен следующим. Тревел-зумы, как Nikon 18-105, Nikon 18-140, Nikon 18-300, Sigma 18-250, Tamron 18-270 и рассматриваемый сегодня в обзоре Сигма 18-200, стоят несколько дороже, но и возможностей предоставляют не в пример больше. Во-первых, данное фокусное расстояние позволяет размывать задний план на фотографии, тем самым выделяя главный объект в кадре.
Конечно, я бы не стал рекомендовать универсальный зум-объектив Sigma 18-200 для фотоохоты, так как он темный: диафрагма на максимальном фокусном расстоянии открывается лишь до f/6.3, что очень мало. Вам придется сильно поднимать ИСО в случае плохой освещенности сцены. Но, с другой стороны, универсал тем и хорош, что он всегда при тебе, что фотографу не нужно тратить время на смену оптики.
Представьте: вы идете по весеннему лесу, наслаждаетесь пением птиц. И тут видите вдалеке огромную ворону. Присмотрелись: мама мия, это же глухарь! Да только раз в жизни бывает такая встреча! И на то, чтобы сменить ширик на телеобъектив времени нет совершенно: птица даст не более 20 секунд шансов на съемку. А Сигма 18-200, будучи уже накрученной на камеру, фотографа выручит.
Проходит 10 минут, сюжет поменялся: вы решили фотографировать пейзаж на широком угле. Пожалуйста! Щелкнул пару кадров, не меняя линзы, и едешь дальше.
Как получать резкое изображение на тревел-зум? На резкость фотографии влияет много факторов (например, хроматические аберрации, разрешение матрицы, точность фокусировки, ИСО в момент съемки), но самый главный бич для новичков – недостаточная выдержка при съемке неподвижных объектов с рук и при фотографировании движущихся целей.
Рекомендую почитать в разделе «Фотодело», урок фотографии для начинающих фотолюбителей про настройки выдержки, ISO и диафрагмы при съемке различных сюжетов. Основное правило, позволяющее избежать микросмаза: при фотографировании с рук стоящего человека или пейзажа, время экспозиции для фотоаппаратов с многопиксельной матрицей Nikon D5200, рассчитывается по формуле В=1/(2*ФР), где В – выдержка, ФР – фокусное расстояние в момент съемки. Камера Никон Д5200 имеет преимущество перед моей предыдущей кропнутой зеркалкой Nikon D5100: в настройках «Auto ISO» есть возможность выбрать режим, при котором автоматика будет сама выставлять значение светочувствительности так, чтобы выдержка получилась в соответствии с вышеуказанной формулой четкого снимка.
Как получить размытый фон на снимке
Размытый задний план называется «боке». Степень нечеткости определяется тем, насколько широко открыта диафрагма в момент съемки, как близко Вы стоите к главному объекту, и как далеко от него располагается задний план. В уроке про съемку котят данному аспекту уделяется больше внимания.
От чего зависит боке, рассказывается в отдельном уроке. Там же дана ссылка на симулятор размытия фона разными объективами при различных диафрагмах.
Кстати, в сегодняшнем тесте представлены снимки, полученные на любительскую зеркалку Nikon D5200 с матрицей 24 Мп. На страницах блога я неоднократно приводил графики с параметрами камер Никон, из которых видно, что по динамическому диапазону, цветопередаче и рабочему ИСО, революционных отличий между этой моделью и Nikon D3200, Nikon D3300, Nikon D3400, Nikon D5300, Nikon D5600, Nikon D7100, Nikon D7200, не существует. В новинке Nikon D7500 установлен сенсор от D500, но параметры у нее тоже сходны, поэтому можете считать, что сейчас смотрите примеры с этих камер.
К слову о недостатках героя нашего обзора. Вернемся к фотографии глухаря. Параметры съемки: 1/640, -1.33, f/9.0, 1800, 200mm. Снят этот кадр следующим образом: мы ехали на автомобиле, увидели птицу, переходившую дорогу. Я остановился, в спешке не проверил настройки, опустил стекло и успел сделать три кадра, прежде чем бородач сбежал в лесную чащу.
Первая ошибка здесь — слишком сильная экспокоррекция: «-1,33 EV» — настройка осталась от предыдущего сюжета, хватило бы 0EV» или +0.3EV (см. урок фотографии про увод гистаграммы вправо). Второй недочет – слишком зажата диафрагма: вместо f/9.0 можно было выставить f/6.3. Такое раскрытие диафрагмы позволило бы снизить ISO с 1800 до, приблизительно, 1000 единиц, почти в 2 раза!
И минус тревел-зума Сигма 18-200 состоит в том, что на больших фокусных расстояниях отверстие составляет f/6.3. К примеру, его аналог Nikon D18-200 3.5-5.6, при f/5.6 пропустит больше света, а значит, позволит понизить ИСО чуть ниже.
Если же вернуться к разделу «Как получить резкое фото», следует учесть, что снимая на зум, нужно избегать крайних фокусных расстояний и значений диафрагмы. То есть, на ФР=18мм и ФР=200мм, объектив Сигма 18-200 выдает не такую четкую картинку, как на ФР=25мм и ФР=180мм. А на длинном конце диафрагма f/6.3 будет менее резкой, чем на f/7.1, так же, как и на коротком f/3.5 хуже, чем f/4.0.
Предыдущее изображение снято на самом широкоугольном положении объектива. Я люблю горы фотографировать на таком большом фокусном расстоянии, какое только возможно, чтобы лучше передать масштабы скального массива.
Надеюсь, вы заметили в середине скалы на снимке выше, отважного человека-паука? Если нет, не страшно: переведем на зум в положении «Телеобъектив» и рассмотрим детали.
Все гости сайта, кто читает мой блог давно, знают, что я дико боюсь высоты. Но для тестирования объектива и зеркалки я готов совершить невозможное: забраться на вершину Чемберлен, самое высокое место на скалах Аракульский Шихан.
В этих горах я побывал уже в четвертый раз, и не перестаю восхищаться величием уральской природы. Какие могучие силы все это сотворили!
Хочу отметить, что я сделал несколько кадров на закате, и все они оказались нечеткими. Одна из причин – дул сильный ветер, отчего двигались и ветви деревьев, и тростник. Но главная ошибка состоит в том, что при съемке я забыл отключить стабилизатор изображения в объективе. В подавляющем большинстве случаев это приводит к нечеткости!
На этом обзор с примерами фотографий на связку тревел-зума и любительской зеркалки заканчиваю. Вы видите, что я не рассматривал, сколько стекол у этой линзы внутри, и какие у неё графики разрешающей способности. Мне хотелось посмотреть, как она ведет себя не в лабораторных, а в реальных, полевых условиях. Прежде, чем делать выводы, предлагаю прочитать два отчета о походах выходного дня на эти же скалы.
Выводы. Тревел-зум Sigma 18-200 выдает не очень резкую (не на всех фокусных и не при всех диафрагмах) картинку и не очень быстро фокусируется. Я, как человек, вкусивший качество топовой оптики Nikon 24-70mm f/2.8 и Nikon 70-200mm f/2.8, безусловно, не смог бы смириться с таким изображением. Тем не менее, качество картинки вполне приемлемо. Ответ на вопрос, поставленный в начале теста: смог бы ли я удержать аудиторию блога, если бы фотографировал на Nikon D5200 + Sigma 18-200, утвердительный.
Не вижу смысла покупать универсальный зум новым, так как подавляющее число начинающих фотолюбителей распродает такие стекла через год-полтора использования, практически в новом виде. Можно получить хорошую экономию, приобретя его на вторичном рынке.
Даже, если вам будут говорить, что зеркалка с тревел-зумом снимает как мыльница – это неправда. Посмотрите на фото с глухарем: на ИСО 1800 любой компакт выдает такой ужасный шум, что вы и птицу не сможете рассмотреть. Кроме того, объектив с реальным фокусным расстоянием больше 150 мм на мыльницах встречается очень редко, и цена на такие системы начинает приближаться к стоимости зеркальных камер.
Для кого же выпускают объективы с универсальным фокусным расстоянием? Как я говорил в начале обзора: такая линза — отличный инструмент для новичков, чтобы понять, какое фокусное расстояние он предпочитает использовать, и позже купить более качественный, но и дорогой объектив.
Во-вторых, не каждый фотограф может себе позволить взять вместо одного объектива Сигма 18-200, хотя бы 2 более качественных. Посчитайте, ради интереса, сколько стоит набор из Sigma 17-50mm f/2.8 и Nikon 70-300mm. И не любой фотолюбитель желает все это таскать в фотосумке, находясь в путешествии, например, с двумя маленькими детьми.
В заключении совет: если вы решили взять тревел-зум, покупайте сразу внешнюю вспышку (см. обсуждение в обзоре Nikon D5300) – она поможет побороть «темному» вашего зума. Удачных вам фотографий, друзья!
Сергей, хотелось бы отметить, что объектив с такими характеристиками, безусловно, хорош в качестве универсального тревел-зума для камер любительского уровня. А если учесть его цену, то недостатки выглядят не такими страшными. Но и серьезные минусы тоже есть: без штатива в ночное время ничего путного не снимешь, как ни задирай ISO. Даже внешняя вспышка будет не слишком эффективна — на широком конце она не охватит всю сцену, а на узком просто не достанет. Ну, и про динамичные сцены типа дискотек и концертов тоже, увы, можно забыть.
Согласен, Роман. Большинство объективов — компромисс: либо по цене, либо по качеству, либо по размерам, по широте возможных сюжетов… Всё же, вспышка — большое дело. Мой друг Михаил купил Nikon D5100 KIT 18-55 VR в один день (и даже в один час) со мною. Через месяц взял Sigma AF 18-250mm f/3.5-6.3 DC OS HSM Macro Nikon F (ссылку на сравнительный обзор которого я дал в конце статьи) — от полученных фоток я был в восторге, хотя владелец жаловался, что объектив тёмный. Потом он купил внешнюю вспышку — результат очень хорош. Пусть не на всех фокусных Nikon Speedlight SB-800 пригодится, но на основном репортажном диапазоне — самое то.
Сергей, у меня у самого две Сигмы: Sigma 10-20 и Sigma 70-300 со стабилизатором. Была ещё Sigma 50-200, отдал вместе со старым фотоаппаратом. Поэтому к ним отношение очень хорошее.
И вспышка внешняя есть, даже помощнее Nikon SB-800: Nissin Di866 Mark II. Во многих случаях она выручает, но, в основном, это портретные диапазоны, т.е. 35-70 мм. Хотя как-то снимал детей в боулинге, помогала и на больших фокусных. При более коротких ФР ей не хватает ширины света, а на слишком длинных — мощности. Ну, и остаются ситуации, когда использовать вспышку нельзя: те же концерты, театры, музеи (кстати, отдельная тема — съемка предметов через стекло).
Пейзажи мне очень понравились, и овечки такие прикольные. Никогда не видела глухарей, разве что, на картинке. Надо же, через дорогу переходил. Видимо, на той дороге машины очень редко ездят, раз глухари там гуляют.
Валентина, я в статье написал, что глухаря можно увидеть один раз в жизни… Тут вспомнил, что когда купил телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, ходил в лес его испытывать на фотоохоте и встретил тетёрку. Так что бывает всякое… 🙂
Вчера мы ходили еще в один поход: на скалы в районе села Слобода — поляны, накрытые белоснежным ковром подснежников, хор из тысяч птичьих голосов… Увидели сначала бурундука, потом — лису. Про стаи диких уток и вспоминать не буду. В общем, если задаться целью, наверное, и в наших краях можно интересную фотоохоту устроить. Хотя глухарь — мне кажется, редкость…
О, какая у меня камера хорошая и объектив прикольный! 🙂 Какие фотографии Аракульского шихана классные! Всё правильно, Сергей, написал. Да, Sigma 18-200mm темноват, да «мылит» на дальнем конце. Но я уже люблю этот формат. Именно из-за универсальности, из-за удобства. Для моих целей хватает. Ну что делать… не «по карману» светосильный 18-200.
Я уже где-то писала. У меня был родной Nikon 18-200mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR II DX Zoom-Nikkor. Моё мнение: он был резче, но, скорее всего, удачный экземпляр был. И брала я его на вторичном рынке за полцены.
Как-то меня попросили снимать юбилей в кафе. А до этого я в этом же кафе снимала уже. И у меня вышел ужас-ужасный без вспышки. А на юбилее я пользовалась всего-то вспышкой Nikon SB-400, и получила отличные фотографии!
Сергей! Хочу увидеть даже не лису и бурундука… хочу увидеть ковёр подснежников??? Есть подозрение, что наснимал ты анемоны…
Галина, на самом деле сделать резкий зум с большим диапазоном фокусных расстояний — очень сложная технически задача. А при её решении мы получим, опять же, ценник, делающий такой объектив недоступным для любителей. Поэтому большинство недорогих темных зумов грешат нерезкостью. По своему опыту, могу сказать, что Сигмы всё же довольно качественные, и с них вполне можно получать удачные кадры. Хотя, на мой взгляд, для коммерческой съемки тревел-зум всё же не самый удачный выбор.
Роман, для меня вполне понятны и технические моменты, и преимущество светосильных объективов. Но снимаю тем, что есть… Кстати, очень часто мои фотографии людей в моих поездках я использую в фотокнигах. Делаю для внуков, для друзей. Совсем небольшой процент — по заказам. Но результат устраивает всех. Ведь там нет нужды в больших разрешениях…
Галина, на самом деле это здорово, что Вам удаётся ещё и зарабатывать фотографией. Я пока стараюсь оставаться от этого в стороне и снимаю то, что интересно. А в технику вкладываю деньги от основной работы.
А у меня нет основной работы. 🙂 Я уже 10 лет на пенсии… Путешествую по Уралу, в основном, снимаю тоже в своё удовольствие… А фотокниги — побочное «хобби» от фотографии. Вернее, даже не так: сначала я изучила Фотошоп, потом начала делать фотокниги из чужих фотографий, а потом у меня появилась первая камера Nikon D3100. Стала изучать фотодело… и увлеклась ещё больше, потому что фотографий стало больше и они стали качественней, чем мне давали чужие.
Эх, если доживу до пенсии, надеюсь, тоже получится поездить в своё удовольствие. У меня мама увлеклась фотографией в 65 лет, хоть и на любительском уровне. Предлагал купить ей зеркалку — не хочет.
Галина, еще раз спасибо за предоставленные объектив и камеру! Во вчерашний поход выходного дня камеру уже не стал брать: расстроился не очень хорошими результатами тестирования Sigma AF 10-20mm f/3.5 EX DC HSM…
А что с Сигмой 10-20? Ну да, мыльновата, но в общем-то очень хороша за свои деньги.
Хотел написать еще один обзор с примерами фото на Nikon D5200 + Sigma AF 10-20mm f/3.5, выезжал далеко за город. Возможно, устал после поездки: приехал домой, посмотрел на компьютере RAW и расстроился. Показалось, что все фотографии нерезкие, не говоря уже о том, что во время съемок не мог нормально «увидеть кадр под ширик» и сюжеты вышли неинтересными. Поэтому и расстроился.
Сейчас пересмотрел — процент брака большой, но и выбрать для обзора снимки можно. Не сравнить качество картинки, конечно, с моим фиксом Samayng 14mm f/2.8, но, в целом, не так страшно, как показалось с первого взгляда. Подумаю… возможно, съезжу на второй пленер, чтобы больше статистики набрать.
Вот и я примерно по этой же причине отложил уже на 90% написанный обзор своей Сигма 10-20 F4-5.6 DC EX: отснял для сравнения кадры тремя разными камерами и не понял — то ли я криворукий, то ли лыжи не едут. Очень интересно было бы сравнить результаты с моим объективом.
Вполне понимаю тебя… после твоей техники у тебя и критерии другие.
У меня была связка Nikon D5200 + Sigma 18-250 1:3.5-6.3 HSM OS. Касательно преимуществ: очень удобно в путешествиях, не надо постоянно менять объектив (да и не на что), плюс стабилизатор здорово облегчает жизнь. Суперзум очень удобно использовать, когда нет штатива или напарника: поставил задержку на 20 секунд с 3 дублями на камень, сам залез на какую-нибудь скалу по-быстрому и снимки есть (инфракрасный пульт только метров на 20 достает).
Однако у Сигмы 18-250 одна серьезная проблема: на длинных фокусных из-за F6,3 он постоянно промахивался в пасмурные дни или в темноте, хобот ездил туда-сюда. Кроме того, объектив ужасно боится жесткого дневного света зимой: снимок уходит в страшные фиолетовые цвета с фиолетовыми же ореолами, бленда никак не помогает. Снимать можно только в RAW.
Во включенном состоянии объектив живет своей жизнью: постоянно срабатывает стабилизатор, внутри что-то жужжит.
В остальном очень удобный тревел-зум для путешествий. Еще более комфортный он будет на Nikon D7100, Nikon D7200 и Nikon D500, поскольку они умеют снимать на «темном» конце.
Алексей, спасибо за уточнение и отзыв по Sigma 18-250 1:3.5-6.3 HSM OS. Для начинающих фотолюбителей уточню, почему камеры Nikon D7100, Nikon D7200, Nikon D500 и Nikon D7500 удобнее использовать с темными зумами: на сайте Nikon в разделе «Технические характеристики» можно прочитать, что в зеркалках начального уровня типа Nikon D5200 или Nikon D5300 электронный дальномер работает только с объективами, у которых светосила составляет f/5.6 и больше (т.е. f/2.8, f/1.8, f/1.4 и f/1.2). На КРОПах верхнего уровня типа Nikon D7200 работает одна центральная точка при f/8.0…
Поскольку на длинном конце у тревел-зумов Sigma 18-250 1:3.5-6.3 HSM OS и Sigma AF 18-200mm F3.5-6.3 II DC OS HSM максимальная диафрагма составляет f/6.3, возникает проблема с точностью и скоростью работы автофокуса.
Сергей, если можно вопрос: обратил внимание, что ваших снимках (особенно отчетливо на близких фото №7 и №8) идут хроматические аберрации (что особенно хорошо видно по фиолетовым ореолом возле веток берез на заднем плане), а вдали резкость теряется и лес на заднем плане превращается в кашу, хотя диафрагма прикрыта до f/8-9. На моих — такая же беда. Хотя, хоть на Tamron 10-24, хоть на супер-дешевом Nikkor 70-300G на закрытой диафрагме с Nikon D7100 такой проблемы нет. У меня закрадываются подозрения, что в данном случае виноват антимуарный фильтр на Nikon D5200 (такая же каша была на китовом Nikon 18-55).
Поскольку у меня объектив украли, не могли бы вы проверить: если диафрагму прикрыть до f11 резкость повысится, хроматические аберрации пропадут? Или же дело в самом объективе? Заранее благодарю!
Алексей, камеры у меня уже нет на руках, поэтому попрошу Галину позже снять такой тестовый снимок. Аберрации не заметил при обработке — нужно было убрать их в Лайтруме, дело ведь плёвое.
Спасибо! В LR они убираются плохо (вблизи все отлично, издали ореол остается), в чем и дело. У отца камера Nikon D5200 — думаю или поменять ему камеру или объектив подарить. А в Lightroom он лазить не будет.
Хороший тест. Подробно и понятно. И поездка интересная.
С глухарями у нас на самом деле не густо. Тетеревов, рябчиков гораздо чаще можно встретить.
Спасибо, Миша, за добрые слова. Снято может и не очень качественно: не при режимном свете. Но поездка выходного дня удалась на славу! 🙂
Шикарный обзор, очень понравились фото! Спасибо Галине, которая предоставила свою фототехнику, чтобы мы, простые увлеченные фотолюбители, смогли насладиться красотами Среднего Урала, а заодно и получить квант фотоинформации, которая пригодится, как начинающим, так и опытным фотографам.
Очень нравится, Серж, как ты обрабатываешь фото: получается очень воздушная картинка. Как владелец Nikon 18-200, могу сказать, что я увидел бы разницу только при попарном сравнении со снимками с Sigma 18-200, а в фомате блога, когда фото уменьшается до размера 1400px по длинной стороне, и то вряд ли…
Спасибо за этот прекрасный обзор!
Олег, спасибо за комплименты! Тут уж, «воздушная картинка» получилось, по-видимому, не из-за моего умения, а из-за «рисунка объектива»… Я обрабатывал эти снимки так же, как и в предыдущих статьях (по крайней мере, опубликованных последние месяца четыре).
Поправка о Nikon D5100: в нём используются точно такие же настройки Auto ISO, как в Nikon D5200. Можно выставить выдержку не длиннее 1/640, например, ISO не выше чего-то там, и так бегать.
Вот прямо сейчас лежат под руками Никон Д5100 и Никон Д5300.
В Никон Д5300 можно выбрать формулу выставления выдержки в Авто ИСО в зависимости от фокусного расстояния объектива. Удобно снимать репортажи на зумы: когда ФР=70 мм, выдержка 1/140 сек., когда 30 мм — 1/60 сек.
На Никон Д5100 выдержку можно устанавливать только вручную в Авто ИСО.
А что Вы скажете про объектив SIGMA 18-200mm 1:3.5-6.3 DC OS HSM MACRO | C (Contemporary) и Никон Д5200?
Ничего не скажу. 🙂 Насколько понимаю, модель SIGMA 18-200mm 1:3.5-6.3 DC OS HSM MACRO | C (Contemporary) немного свежее по году выпуска, но думаю, что особой разницы в картинке вряд ли увидите.
Сам я не любитель тёмных гиперзумов. Сейчас цены на оптику (особенно для зеркальных камер) сильно упали в цене — можно подумать о более специализированных вариантах. Если нужен телевик, то взять качественный телеобъектив, если макро — то нормальный макрик. А основной объектив, на мой вкус — светосильный Nikon 17-55mm f/2,8 или полусветосильный Nikon 16-80mm f/2.8-4E ED VR AF-S DX Nikkor.
Ну и нужно поинить об ограничении в работе системы автофокуса на длинном конце объектива SIGMA 18-200mm 1:3.5-6.3 DC OS HSM MACRO | C (Contemporary) с камерой Nikon D5200. Обсуждали этот момент выше в комментариях.
Всё понравилось, кроме детских портретов, показались мыльноватыми…
Страдаю болезнью новичков-фотолюбителей: не могу взять и удалить неудачные кадры. Главный признак профессионализма — безжалостное отношение к своим ошибкам.