Экскурсия в храм Чатурбхудж Мандир получилось интересной и колоритной. Мы распрощались с нашим провожатым и решили еще прогуляться с фотоаппаратом по улочкам, пока солнце не взошло слишком высоко, а свет остается мягким. Давайте посмотрим, как выглядит типичный индийский город в штате Мадхья-Прадеш.
Конечно, визитная карточка Индии – коровы на улицах городов. Орчха здесь не исключение.
В комментариях к одной из частей с отчетом о путешествии в Индию, Миша Шмаков возмущался мнением, что на улицах городов царит антисанитария, и он лично видел, как с утра горожане наводят марафет. Теперь могу подтвердить: я тоже стал свидетелем мойки тротуаров в Орчхе.
В штате Мадхья-Прадеш, нам часто приходилось смотреть, как женщины собирают коровьи лепешки, чтобы их высушить и получить топливо (кизяк). Вот увидели, что работу эту приходится начинать с самого рассвета.
Лично для меня фотографирование незнакомцев в дальних странах тяжело психологически. Но я стараюсь с этим бороться. Все портреты, сделанные этим утром в Орчхе, получены следующим образом: смотрю в глаза человеку, делаю кивок на камеру, молча прося разрешения на съемку, и улыбаюсь. Отказали только один раз.
Многие горожане, завидев фотографа, сами предлагают увековечить свои образы. К слову, после того, как я снял кадры, всегда показываю своим фотомоделям что получилось, и благодарю за услугу.
Храм Чатурбхудж Мандир – доминанта города. Он еще не раз появится в сегодняшнем фоторепортаже. Притягивает внимание туристов.
В Индии — рай для фотолюбителей, увлекающихся архитектурной съемкой: все разноцветно, формы необычные. Было бы только умение замечать красоту эту.
За полтора месяца до нашего путешествия, коллега по увлечению самостоятельными поездками, Оксана Тукалевская, отправилась в Индию, и одной из точек ее маршрута так же стала Орчха. Мне очень понравилась фотка с двумя столбами на фоне храма Чатурбхудж Мандир. Я даже специально расспрашивал Оксану, с какого ракурса она снимала свой сюжет. Вот место нашел… но забыл использовать большое фокусное – эффект от изображений не такой, как рассчитывал.
Башни Sawan Bhadon (Twin Towers) – это кондиционеры Орчхи, служившие для охлаждения Tehkhana (подземный дом отдыха для раджи), служившего местным правителям летней резиденцией. Принцип действия – такой же, какой применялся в системах охлаждения воздуха в древней Персии. Путеводители утверждают, что нигде больше в Индии такие башни не строили.
Сейчас в Иран можно поехать на 12 дней, сделав «визу по прилёту». И недавно я нашел, наконец, треккинговый маршрут по горам – так что, возможно скоро в блоге появится описание бадгиров (так называются эти башни-охладители в Персии) из города Язд.
Находятся Sawan Bhadon (Twin Towers) рядом с храмом Ram Raja Mandir, историю которого я рассказал в предыдущем отчете. Название Sawan Bhadon – это два весенних месяца на языке хинди.
Смотрю на следующий снимок и ловлю себя на мысли: «А гороха-то свежего мы так и не попробовали за всю поездку по Раджастхану и Мадхья-Прадеш!»
Тут меня снова поймала группка местных жителей, желающих передать привет в Россию.
Побродив вокруг рынка, мы решили сходить к мосту через реку Бетва (Betwa river), с которого вчера снимали закат над кенотафами. По пути без встречи с коровами не обошлось.
Вот, уже дважды мы проехались по городам Индии. Везде бродят не только коровы, но и быки. Ни разу не видел признаков агрессии со стороны самцов. Как это возможно? В России я чувствовал бы себя не спокойно, находясь рядом со свободно гуляющим бугаем.
По пути к Бетве можно увидеть районную поликлинику Орчхи. Если перед путешествием в Индию вы купили нормальную медицинскую страховку, не беспокойтесь о здоровье: при любых проблемах спокойно обращайтесь к местным врачам.
Дотопали до храма Чатурбхудж Мандир. Садху поехал куда-то по своим делам.
Кенотафы и спокойная Бетва утром прекрасны тоже. Люди уже вышли на Kanchana Ghat (гхатами называются в Индии специальные каменные ступени на берегу реки для омовения) для утренней пуджи… ну, или белье постирать.
Было бы время, и я бы остался в Орчхе еще на одни сутки, пришел на эту точку пораньше, когда еще туман стелется над рекой. Перед путешествием, рассматривал снимки других фотографов с этого моста. Классные кадры с монахами получаются, или с женщинами в цветастых сари, бредущими собирать хворост в лесу, на другом берегу. Но программа тура по Индии ограничена. В этом городе сегодня мы еще сходим на экскурсию во дворец Радж Махал (Raja Mahal). Завтра весь день будем ездить по окрестностям на велосипедах, а ночью садимся в поезд с Джанси и отбываем в другую знаменитую индийскую деревню Кхаджурахо.
Утро закончили завтраком в ресторанчике с китайской кухней, и завалились спать, так как ранний подъем давал о себе знать. После обеда было посещение дворца Радж Махал, но об этой экскурсии расскажу в следующем отчете. А сейчас поделюсь отзывом о велопрогулке по окрестностям.
Аренда велосипедов в Орчхе и поездка по соседним деревням
Сам городок произвел очень приятное впечатление. Но еще интереснее посмотреть обычную, нелакированную (если это применимо к Орчхе) жизнь индийской глубинки. Салон по прокату велосипедов мы присмотрели в гостинице, находящейся на улице, ведущей к мосту (один или два перекрестка до берега Бетвы). Владелец велопроката ни в какую не соглашался дать велики без шлема.
— Мил человек, не смеши народ! Где ты видел в Индии велосипедистов в шлемах?
— Сэр, это — ваша безопасность и мое спокойствие.
— Но ведь вся Орчха засмеет!
— Зато головы целыми останутся.
— Что ж делать с тобой? Давай, будем мерить каски…
За прокат он просил 250 рупий за весь день, за 1 велосипед. Мы сделали встречное предложение: 300 рупий за 2 байка, при условии аренды в течение трех часов. Все равно на жаре не сможем весь день ездить.
Перво-наперво, направились к холму, где величественно возвышается храм Лакшми Нарайан Мандир (Lakshmi Narayan Temple). Чуть отъезжаешь от центра Орчхи, и весь туристический лоск смывается. Местные жители, будто белых видят впервые, и так же на каждом шагу умоляют сфотографироваться. Дети просят сувениры: хотя бы ручку (который раз пожалел, что из России не взял ничего специфического на подарки). На следующем видео, как мне кажется, хорошо передается атмосфера индийской глубинки.
Как подъехали к храму, сразу были встречены «оркестром» монахов, стучащим в ведра для подаяния. После Чатурбхудж Мандира и дворца Радж Махал, уже заходить туда не пожелали. С высоты увидели вдалеке какое-то одиноко стоящее старинное здание и решили узнать, что там. Сначала дорожка была асфальтированной, затем перешла в грунтовку, затем уперлась в какие-то огороды, огражденные колючей проволокой. Пришлось объезжать по «козьей тропе», какими-то высохшими садами, под любопытными взглядами крестьян. Эта часть прогулки — наверное, самое интересное приключение в Орчхе.
Не помню, как называется этот заброшенный храм. Там была табличка о том, что он является памятником культуры. Вход открытый. Ощущения невероятные, когда бродишь по пустым залам, наблюдаешь окрестности через пустые окна, гнезда стрижей под потолком. Даже, глупцы, спустились в темный подвал, где пахло сыростью, рискуя наступить на какую-нибудь змею или тарантула. Не знаю, почему я не стал там фотографировать… Наверное, расслабился и попал в нирвану.
От храма по полям проехались еще дальше, километров на десять – хотели добраться до берега Бетвы с видом на железнодорожный мост, что виден с крыши дворца Джахангир Махал (Jahangir Mahal). Но возникла проблема: воды с собой не взяли, а где купить не нашли. В деревнях, что мы проезжали, магазинов не было… На улице градусов 35 жары, пить хочется нещадно. Пришлось, чтобы избежать обезвоживания, возвратиться в Орчху. Только здесь нашлась заветная влага.
Решив вопрос с утолением жажды, едем к гхату Канчана (Kanchana Ghat) у кенотафов (помните, что их здесь называют “chhatris”). Здесь можно покататься по Бетве на катамаранах, но мы просто сидим на каменных ступенях и наблюдаем за жизнью местных жителей.
Ну, и за нами наблюдают и постоянно просят сфотографироваться. Тогда и вы для меня попозируйте, други мои!
С просьбами индийцев сфотографироваться, доходило до смешного. Сидит семья: трое подростков, жена с мужем и годовалый младенец. Поглядывают, наконец, решаются.
— Сэр, мадам, можно фото?
— Ну, давайте, – начинаем фотосессию: с каждым по отдельности, групповой снимок.
— А подержите, пожалуйста, нашего сыночка… будет, что вспомнить…
В основном, на гхате Kanchana Ghat происходит стирка и купание. Вода в Бетве намного чище, чем в Ганге в Варанаси. Мне даже самому захотелось окунуться, чтобы освежиться от дневной жары.
Таким вот образом проводили мы чудесные дни в Орчхе. Даже уезжать не хотелось. Дабы не вносить окончательную путаницу в повествование, расскажу о проблеме с тем, как дешево попасть ночью на железнодорожный вокзал Джханси (Jhansi Junction), расскажу в следующий раз. Оставайтесь на связи, тобишь, подписывайтесь на извещения о новых статьях в блоге, друзья!
Сергей, встретила двух знакомых: себя и индуса со шлангом. Я бы сказала, что мы у него жили.
Как уже в личном сообщении написал, Оксана, большое спасибо за красочное описание Орчхи! Мы довольны, что запланировали на этот город 2 дня. Может, Ваш отзыв был тому причиной.
Сергей, спасибо за очередное прекрасное повествование. Снимок №24 прямо зацепился за глаза. Такой объемный.
Прямо рассторили, Игорь! 🙁 Кадр №24, мне кажется — обычный снимок. Ну, использовал телеобъектив и размыл фон. На форумах опытных фотографов ругаются, если такой выложишь: для семейного альбома только и годится. Мне казалось, фотографии №1-4, 6, 13 — те кадры, за которые не стыдно. 😉
Так все кадры в этом отчете о прогулке по Орчхе просто отличные и по качеству, и по содержанию. Нам, кто не бывал в таких краях, это в диковинку и очень интересно.
Но вот 24-й снимок по содержанию не содержит в себе ничего необычного, но по качеству цепляется глаз. Люди на нем прямо объемненькие. И, да, телеобъектив постарался. 🙂
Интересный отчёт. Город, конечно, на любителя. Фото поликлиники Орчхи меня повергло в шок. Не дай бог туда попасть.
По поводу поликлиники в Орчхе – конечно, я снял её из-за шокирующего вида… Положа руку на сердце: в 300 км от областного центра, в городке на 8500 жителей, в России можно увидеть нечто подобное. Пускай там будет немного почище, но лечить будут зеленкой и компрессами.
А вообще, я вижу, как люди воспринимают Индию. Мы с Катей в эту страну влюбились, многие – не понимают, что там привлекает. Я вот что думаю. Представим, появилась возможность на машине времени попасть в прошлое, в Екатеринбург начала 18-го века. Что бы мы увидели? Грязь на дорогах, ямщиков в тулупах, от которых пахнет чесноком и самогоном, избы деревянные. Да, антисанитария и ужасает современного жителя. Но ведь безумно интересно же посмотреть на всё!
Так для меня и отдых в Индии – там 16-й век. Есть что-то, что шокирует «цивилизованного туриста», но много того, с чем интересно ознакомиться.
Однако, 16-й век в Индии разбавлен смартфонами.
По поводу 16-го века я говорю, конечно, утрированно. Просто имею ввиду, что в индийской атмосфере много аутентичного, связанного с традициями культуры и страны, чего в нашем мире уже нет. У нас победил Голливуд. И символами нашей цивилизации стали стандартные для всего Запада джинсы, кола и Макдоналдс, дорогие шмотки, тачки и блондинки с силиконовыми частями тела. 🙂
И большой разницы между Россией, Германией или США в ментальном плане уже нет. А в Индии пока еще сохраняется самобытность.
Я ни в коем случае не стал бы комментировать, но раз ты поделился ссылкой…
Какой там 16 век: стыдно писать — экономика Индии растет «бурными темпами», рупия ровна рублю, а еще в 2011 году на одну треть была дешевле. Конечно, свое «унылое г…» ближе заморского.
Простой пример: моя дача расположена в 160 км от Москвы (р-ый центр Ферзиково, Калужская обл., население примерно равно тому, что в Орчхе), года три назад пришлось обратиться за хирургической помощью в местную больницу — надо было швы наложить на предплечье. Нет шовного материала, есть в родильном, но это — «НЗ», противостолбнячная сыворотка уехала вместе со «скорой», когда машина вернется — одному богу известно.
Чего там, я работаю в здравоохранении, и знаю, что прячется за отремонтированными фасадами больниц и поликлиник.
Опять же «традиции» — мне «неумытая религия и культура» Индии ближе вновь обретенного показного православия России.
Но не это главное: у Индии есть будущее, а вот у России — большие сомнения.
Сумбурно, но пусть так.
Когда я говорю «16-й век», я имею ввиду отношения между людьми, менталитет, добродушие местных жителей. У них нет многих благ цивилизации, но они не выглядят такими несчастными, как мы.
С точки зрения экономики, медицины, и прочего — я в каждом отчете пишу: властям лучше бы запретить выезд за границу для россиян, тогда бы мы смотрели телевизор с «правильными программами» и не видели, насколько Россия сильно отстает от всего мира.
Вот вечно ты так, зацепил меня! Мне в ночь надо идти, отвечать уже некогда, но если не сейчас, то потом не соберусь.
Для начала — я не религиозный человек, но как и Стивен Хокинг считаю, что слишком много переменных в задаче, чтобы результат был случаен («Краткая история времени»).
Менталитет, характер народа, выковывается в опыте веков. Сказать, что индийцы пели и плясали, как стрекоза в басне, нельзя. Только насильственной исламизации они подверглись два раза, а чего стоило стране пережить колонизацию Ост-Индийской компании? В общем, не сладко.
Почему они остались такими как есть? Я думаю, религия. Индуизм — это не только религия, но и стройная философская система, и закон (так же, как и в иудаизме), обязательный для всех.
Ты пишешь, что они не подвержены искушению «западной цивилизации», к сожалению это не так. Особенно это чувствуется в крупных городах: Мумбаи, например. Вот и надо спешить увидеть, а то в следующий раз приедешь на «Бали». 🙂
Я не говорю, что индийцы не подвержены влиянию Запада. Я отмечаю, что сейчас они от западной культуры пострадали меньше, чем россияне. И еще в первой главе отзыва о поездке в Индию в 2017 году писал, что страна разительно отличается от 2015 года — разительные успехи Голливуда в уничтожении культуры.
И я говорил: «Никого не буду агитировать на путешествие в Индию. Но если вы подумываете, то лучше отправиться в страну сегодня, потому что завтра там будет больше Запада».
Еду в метро, напротив молодой парень читает «Моя жизнь» Ганди. Ура, ещё один обращенный в поклонники Индии!
Нас таких, любителей Индии, уже много! 🙂 Вот я думал, что надо в следующий раз сделать перерыв: поехать в отпуск в другую страну, хотя в Индостан тянет… Сегодня приехал из командировки, решил посмотреть фильм…
Документальный: «Потерянные миры Индии» (India’s Lost Worlds (National Geographic, 2015). Сюрприз! Одним из мест, куда я сначала хотел поехать, был Голубой город Джодхпур (Jodhpur) — там просто волшебная крепость Форт Мехрангарх (Mehrangarh Fort), зловеще возвышающаяся на горе над голубыми домами. Так вот, после путешествия в феврале 2017 года и посещения старинных городов в Дели, Джайпуре, Орчхе и Кхаджурахо, решил, что больше в Джодхпур уже не хочится — насмотрелся крепостей…
А в этом фильме видеооператор залез на стены Форта Мехрангарх и снимал соколов, парящих над городом (их там специально подкармливают). Оказывается, Джодхпур окружен очень живописными скальными образованиями! Судя по внешнему виду, на нех залезть просто (высота не больше 300 — 400 метров, и стены пологие). И все такие красно-коричневые… Стал смотреть отчеты других туристов, видео — нигде нет этих кадров окрестностей… Все туристы фотографируют стандартные виды: крепость, голубые улицы…
Совершенно точно скажу, что в разделе «Самостоятельные путешествия» у меня на сайте обязательно должен появиться отчет о восхождении на скалы в окрестностях города Джодхпур… 🙂 И это я еще проспал 2 серии из 3-х, в которых рассказывается о других регионах Индии. 😉
Сделал закладку, посмотрю.
Очень тебя понимаю: и весь мир хочется объехать, но и Индия тянет. Кажется, дилемма… на самом деле, Индия столь многолика и ландшафтами, и культурой, что каждое путешествие — открытие другого мира.
Сергей, привет. Посмотрел отчет о прогулке по Орчхе — понравился. Много отличных кадров. Некоторые я бы чуть по-другому сделал. Из основного по критике: как всегда, могу сказать, что где-то много деталей пихаешь в кадр, или оставляешь излишне пространство пустого. Ну и, кажется, что с контрастом чуть перебарщиваешь.
Прилепил архив с моими правками: https://yadi.sk/d/7JtLLGSv3K2yGK
Ну и прокомментирую.
1 — Перед коровой много пустоты — наверно, хотлел и знак в пихнуть, и столбики, уходящие вдаль с другой стороны; я бы подрезал.
2 — Тоже мужик вереди лишний, также подрезал бы, мужика со шлангем чуть осветлил.
3 — Классный кадр! Тройки так и перекликаются! Только пустоты лишнего есть — я бы чуть подрезал.
4 — Тоже шик. Мне сразу захотелось в ч/б и тени усилить — драматическая карточка получается.
5 — Я бы отрезал лишнее.
6 — Очень хорош.
7 и 8 — Очень похожие, я бы один оставил, ну или во втором кадре акцент сместил на какую-нибудь деталь.
9 — Кривая какая-то, я бы ровнял по надписи.
10 — В углу нижнем левом пустота режет глаз — я бы подрезал или что-нибудь дорисовал. 🙂
11 — Лицо бы подвытянуть, сильно в тень ушло у главного героя.
12 — Слева подрезал бы лишнее, контаст бы прибрал, чуть осветлил.
13 — Что-то я не оценил — нравится, что поймал каемку света на быке, но он уж сильно вдалеке, сразу его не заметил, а большая часть кадра — мусор.
15 — Мужик, смотрящий на плакат и коровы — что-то в этом есть, подрезал бы только.
16 — Странный кадр: пустоватый с кучей всего… Может ч/б?
17 — Пустоту в тени внизу я бы подрезал.
19 — Нравится кадр, но тоже покрамсал бы немного.
20 — Крутой кадр: 2 человека в горшках, дед и сын, который продолжает дело деда; я бы в ч/б загнал и подрезал.
21 — Ракурс не очень понравился: трактор бы поближе в деталях.
22 — Опять куча лишнего пустого в кадре, подрезал бы.
23 — Цвет что-то совсем в розовый ушел, и длинноват кадр показался; я бы чуть по-другому подрезал.
24 — Согласен: неплохой портрет в стиле «констатация бабы». Хорошо телевичеком сработал!
25 — Тоже чуть бы подрезал и красноту прибрал.
В целом, очень приятный отчет, дающий отличное представление, что увидит турист, приехав в это место! Спасибо, Сергей!
Привет, Паша! Спасибо большое и за отзыв, и за такой подробный анализ каждого снимка. Во многом принимаю твои замечания, с некоторыми не соглашусь. 🙂
Во-первых, твои варианты кадрирование, на мой вкус, убивают ощущение у зрителя, где он находится. Речь идет о снимках 1, 2, 3, 4, 5, 15, 19 и 21. То есть я снимал эти кадры широким планом, чтобы показать среду обитания объекта. А ты из них сделал более крупные планы, чтобы сделать акцент на деталях.
Не знаю, удастся ли мне объяснить, что я имею ввиду. Вот на снимке №5 у меня история про двух индусов, которые живут в небольшом провинциальном городишке и утром идут куда-то, видимо, в школу или в техникум отец сына сопровождает. А в твоем варианте — это портрет двух индусов… Правда, мне следовало отойти подальше, чтобы не снимать всё это на широком угле.
Фото №4 — история про мальчика, живущего в частном секторе. В твоей версии — просто портрет…
По поводу перевода в черно-белый вариант некоторых снимков — согласен. Но мне кажется, по опыту предыдущих отчетов, когда весь рассказ цветной, и попадается несколько кадров черно-белых, они вносят дисгармонию. Нужно, чтобы все снимки в фоторепортаже были в одной цветовой гамме: либо черно-белые, либо цветные, но тоже с одним оттенком. В отзыве о походе в горы Зюраткуль зимой мне не нравилось, что не удается одинаковый баланс белого выставить — контрастируют.
Мой кумир Дэвид Дачемин (David duChemin) из Индии привез только черно-белые снимки. Он говорит, что Индия — колоритная страна, но монохром позволяет уделить больше внимания композиции, показу сути вещей. Вот пример его фоторепортажа из Джодхпура: davidduchemin.com/2017/04/more-postcards-from-jodhpur/
С цветопередачей, я на фотках №23 и 25, действительно, намудрил. Твой вариант фото №22, где ты из г…на конфетку сделал больше нравится, хотя исходник там посредственный. 🙂
Еще раз спасибо за анализ фотографий! Полезно и мне, и тебе.
Сергей, я не согласен, что мое кадрирование (1,2,3,5,15,19,21) убивают ощущение места. Да, я отрезал немножко несущественных деталей, больше сконцентрировав внимание на главном: убрал ничего не значащие пустоты, заполнив полностью кадр.
На фото №2, например, я отрезал лишнего мужика: плюс-минус, который ничего не даёт этому фото и никак не повышает информативность карточки, а просто отвлекает от главного. На фото №5 — это уже сам ты надумал, что папа и сын идут в школу… Ни школы на фоне, ни ощущения того, что они идут, у меня нет: просто портрет 2х позирующих индусов на фоне симпатичного здания. Остальные детали ничего не значат, изучение их отвлекает от главного, и информативности не даёт. Например, машина и еще какой-то человек вдали.
Насчет вставки черно-белых кадров — тут я согласен: серия должна быть в одним стиле, но просто мне очень нравятся некоторые твои кадры именно в черно-белом исполнении. Может быть, тебе подумать об еще одной серии в ч/б? Например, такой: https://yadi.sk/d/JBM0u_bN3K2yKY 🙂
Паша, репортаж об Орчхе в черно-белом цвете мне понравился… Возможно, в будущем начну снимать, как David duChemin… 🙂
По поводу кадрирования остаюсь при своём мнении. Например, фото №2 по всем канонам, которые мне известны, левого мужика нужно было обрезать… Даже лучше не обрезать, а подождать, когда он уйдет с поля зрения. Но! Именно тот вариант, что я представил, считаю почти шедевром. 🙂 Потому что, когда в кадре только поливальщик, снимок получается статичным… аналог известного «писающего мальчика». А второй дяденька придает динамику фотографии. Вместо «натюрморта» я получил «экшн». Более того, пешеход упирается в стену — вроде неправильно… но если его перенести правее, момент умрет…
Я считаю, что это — довольно качественный снимок. А когда ты обрезаешь дядю в левой части, ты из моего кадра с историей делаешь снимок №24, который ты метко назвал «констатация бабы»…
Возможно, фото №5 следовало вообще удалить, так как он снят с ошибкой, которую я только недавно разбирал в уроке о том, как снимать на ширик: в нем нет переднего плана, люди — на среднем. Но если его кадрировать по твоему сценарию, то он из разряда «средненький» превращается в УГ… И я считаю, что в этом сюжете связаны воедино главные герои, храм и дворник с метлой (было бы лучше, если бы он сделал пару шагов ближе и стоял в лучшей позе).
photo-and-travels.ru/kak-snimat-na-shirokougolnyj-obektiv/
На фото №3, считаю, еще можно попробовать обрезать низкую сдвоенную железобетонную опору. Но так, как ты предлагаешь — снимок убивается… В моем варианте зритель может додумать историю: он может представить, что тётки дойдут до края здания и повернут направо, вдаль. Если мы кусок улицы слева убираем, получаем эффект, будто главные герои упрутся в препятствие. Как если бы здесь стоял бетонный куб…
Мальчик без ворот и демонстрации того, что там находится — мёртвый снимок: «констатация бабы».
Кадры №15 и №19 — в обрезанном виде мне тесно, я задыхаюсь… Там теряется аура индийской улицы…
Фото дядьки со шлангом — прекрасное. Оно живое. Не резать толсятка, упирающегося в стену! 🙂
Оксана, спасибо за Ваше мнение об этом толстом индусе! А то меня Павел к стенке прижал — начинаю уже думать, что у меня какое-то неправильное чувство прекрасного! 🙂
Мое ИМХО: нет правильного и неправильного. Есть «цепляет» или нет, если говорить о таких вещах, как искусство или сторителлинг.
Сколько я видела «неправильных» фото с зарезанными лицами, заваленным горизонтом (сознательно и то, и другое), которые впечатляют. Иначе получается вроде как правильно, а в итоге — безжизненно.
Сергей, мое мнение такое: мужик с поливалкой никак не взаимодействует со вторым персонажем — они не связаны вместе на одной карточке. О чем сюжет? Что один идет, а другой поливает? Мне этот мужик с краю мешает и никакого экшена не добавляет.
Точнее, он добавляет еще один сюжет. Если бы «поливальщик» хотя бы смотрел на второго персонажа… Но он не смотрит. Он просто поливает, а второй просто идет по своим делам. Насчет статичности писающего мальчика — вспомни, Сергей, мой снимок №21 с одиноким велосипедистом в туманной Финляндии. Ведь это тоже самое: человек едет на велосипеде, и никто рядом не идет и не прогуливается неподалеку. Я никак не могу сказать, что одиноко едущий велосипедист превращается в УГ.
Или одинокий человек моющий асфальт, или девочка, которая рисует картинку, или птичка, которая сидит на ветке… Каждый из них представляет свой отдельный сюжет, и если в кадр поместить их вместе, то он распадется на несколько сюжетов — и ты знаешь, что это плохо.
Я допускаю, совмещение их вместе только при условии, что они взаимодействуют друг другом и складываются в один сюжет. Иначе кадр превращается в обычный «снимок мамочки с мыльницей», которая фотографирует все, что видит.
Такое мое мнение по поводу этого поливальщика из Орчхи, и это то, почему я его подрезал. Это — моя логика. Конечно, все субъективно. И я вполне допускаю, что кто-то со мной не согласится, и кому-то больше понравится первоначальная версия снимка. Поэтому, если тебе так больше нравится, то, как говорится: «Its up to you!» 🙂
Оксана, а можете объяснить чем Вас цепляет наличие этого второго мужика? У меня стойкое ощущение, что он перевешивает карточку влево. И из этого кадра вполне можно сделать 2: мужчина поливает и мужчина с фруктами идет, и они не будут скучнее, чем если их оставить вместе. Не согласны? 🙂
P.S. Могу дать еще одну ассоциацию на на этот снимок из Орчхи: cверху над мужиком угадываются 3 черепа. Вопрос: человек под черепами одиноко моет асфальт… от чего? Может, он кровь смывает? Ребята, да это триллер просто!
Паша, твоя карточка с велосипедистом работает. И у меня есть множество похожих сюжетов, которые смотрятся неплохо. Но в данном случае поливальщик в Орчхе без толстяка превращается в УГ. Я не знаю, по какой причине эта общепринятая методика размещения главного объекта в кадре тут не срабатывает. Один дядька — скукота… Вдвоем с толстяком — супер.
Ладно, мы скатываемся в спор, который никто не хочет уступать и уже не слышит аргументы оппонента. Я услышал твоё мнение и мнение Миши. Спасибо Вам обоим за обратную связь. И я своё мнение высказал тоже. Нет смысла продолжать и пытаться убедить, что «это красиво», а «это некрасиво» — у каждого человека своё восприятие.
Павел и Сергей, вы можете спорить до бесконечности, на самом деле, эта часть просто лишняя. Стрит-фото были бы дополнительной гранью в рассказе о достопримечательностях Орчхи… А так — «что увидел, то и снял».
Сергей, твое желание «продать» себя сыграет с тобой когда-нибудь злую шутку.
Миша, не совсем понял, что ты имеешь ввиду под «продать себя». И, наверное, тут мы уперлись в различия стилистических вкусов конкретного индивидума. Как одному нравится рок, и он считает поп-музыку никчемностью, так и здесь… Я считаю, что эти храмы и кенотафы из предыдущих глав отчета — пресные картинки, снятые, вроде по канонам фотографии, но особо не цепляющие. И можно было оставить как раз лишь эту главу, чтобы показать настоящую Индию.
Вот же дурак, не комментировал, дернуло за язык.
Сергей, фотожурналистика существует в рамках определенных правил, они применимы (одинаковы) ко всем художественным произведениям. Эти фото, и рассказ о утренней прогулке по городу, могли бы быть органической частью, предысторией (в моей задумке, хоть и банально), главного — рассказа (фоторассказа, если тебе так нравится) о осмотре кенотафов Орчхи. Если ты выкладывал эти фото по отдельности, можно спорить о композиции, свете, ракурсе, каждого — каждое и есть произведение.
Здесь же они — составная часть целого, а произведения нет. И текст их не связывает. Скукота: вот — корова, вот — ларек, вот — три друга. Ты не одинок в ошибке — все, ну почти все, блоги грешат этим. Сами фотографии, разглядывая их по-отдельности — целый рассказ, большинство цепляет, не оставляет равнодушным. И это нормально (мы разные, с разным жизненным опытом), что фотки вызывают разные эмоции, и разные ассоциации.
«Продать» в смысле: одна неделя — одна статья.
Прости за сумбур, лень думать, да и ради чего?
Ну… в плане того, что мои тексты далеки от совершенства в плане структуры, стилистики и художественности, нисколько не спорю. И много раз говорил: читаю твои отчеты — восхищаюсь! Даже не знаю, в чём основная причина: твой писательский талант или то, что ты на каждую статью, на вычитку, на полировку тратил в десятки раз больше времени.
То, что у меня выходит одна статья в неделю — одна из причин ведения блога: когда я заканчиваю писать отчет, то обычно чувствую себя морально выжатым. В такие моменты думаю: «И зачем мне всё ЭТО нужно? Зачем я столько времени трачу на блог? Какая кому от этого польза? Один вред мне, поскольку мог бы заняться чем-то полезным…» Потом проходит время и у меня начинается писательский зуд: аж трясет! Иногда я встаю и пишу ночью, так как не могу заснуть, пока не «выскажусь». 🙂
Поэтому тут ничего обещать не буду: буду публиковать статьи, как только смогу. И очень жалею, что нет возможности тратить на их написание больше времени. Из-за вот этого путешествия по Индии образовалась пробка: ждут своего часа отчеты о путешествиях по Уралу, отснятые еще в сентябре прошлого года…
Ты опять ничего не понял. Ты сочинения в школе писал? Завязка, развитие события, кульминация, эпилог — это все применимо и в репортаже. Я писал статью, как одно целое. Правда, только ты и я могли оценить это, для других, из-за растянутости во времени публикации и раздробленности частей — муть и несуразица (а отвратительное качество фотографий только усугубляло положение; не знаю, что меня удерживает от требования удалить эти отзывы о поездках в Индию).
Я отвлекся. Задача — рассказ об Орчхе. Ты хочешь акцентировать внимание на быт индийской глубинки — отлично. Вот и надо было обыграть: сцена — улицы города, актеры — жители, задник — храмы (кенотафы). Я не был там с вами, я не могу продумать фабулу, но что-то с вами происходило, какие-то личные переживания, анекдотический случай, ты о чем-то мечтал, в чем-то разочаровался?..
Вот ты смотрел документальный фильм об Индии — это поток кадров, или, все же, рассказ?
Репортаж о пожаре. Фотки огня и обожженных людей мало скажут о событии, а вот трогательный нюанс: ребенок забрал из огня самое ценное — друга, котенка — заставит прослезится самого черствого человека.
Павел не был в Индии, но фото и рассказ должны вызвать чувство сопереживания, т.е воззвать к общему опыту. Рыдающая старуха — горе, свадьба — счастье, и т.д.
P.S. Наверно, так много грязи и помоек в индийских репортажах, что это нам очень близко? 🙂
Ты не один раз уже обращал моё внимание на этот факт, Миша. И еще раз повторю: ты требуешь от меня практически невозможного… Чтобы научиться хорошо фотографировать, нужно прочитать теорию и затем много тренироваться, а также снимать, ориентируясь на правила фотографии. Со временем уровень снимков поднимется. Это видно и по моим фотоиллюстрациям к путешествиям (сравни отчет о поездке в Китай в 2011 году и в Индию в 2017), и по твоим, и по художественному росту многих читателей блога, за чьим творчеством я слежу с 2013 года, когда его открыл.
А вот написать качественный текст, прочитав лишь правила и потренировавшись, не получается. Причина в том, что кроме соблюдения законов развития сюжета, огромное, жизненное значение имеет культурный уровень автора: он должен быть всесторонне развитым в художественном отношении. Чтобы мне начать интересные тексты, нужно читать, хотя бы, 10 книг в месяц, ходить на выставки картин, на концерты классической музыки, тесно общаться с творческими людьми. Тогда, через какое-то время ситуация могла бы выправиться. Но мы же знаем…
Сергей, я дежурю, поэтому отвечу коротко. Я не о тексте, у тебя получился скучный поток бытовых фоток. Каждая, если её смотреть по отдельности, интересна, а когда вместе — скукота. Тебе и мне интересно, мы были в Индии, а для любого другого — набор фоток.
Отсюда и спор о «кадрировании». Павлу ничего они не говорят, кроме того, что он видел — просто мужик со шлангом, просто корова и был… Надо было соединить два рассказа в один. Лучше объяснить сейчас не могу — работаю.
Мне отчет и фото понравились. Тут уже много написали о том, как надо было скадрировать и прочее. Мнения могут быть разные.
Кстати, когда я снимаю что-либо у себя в городе, бывают случаи, когда просят запечатлеть себя незнакомые прохожие.
А вы медицинскую страховку брали перед поездкой? И сколько она стоит? Поликлиника, конечно, выглядит очень непривычно, но и у нас с медициной проблем хватает.
Спасибо, Михаил, за отзыв и поддержку! 🙂 Меня незнакомцы в России просили сфотографировать только во время съемки репортажей на каких-нибудь праздничных мероприятиях, так как, подозреваю, были уверены, что я работаю от организаторов…
Без страховки за границу чревато ездить: даже в бедных странах один день в госпитале может обойтись в сотни долларов, а банальный аппендицит — в десятки тысяч. Поэтому всегда оформляем полис: обычно с покрытием 50’000 долларов США на одного человека. Для разных стран стоимость его отличается: в Китае, например, где-то 2300 рублей с человека, в Индии в этом году — 1350 рублей с одного туриста. Самая дорогая страховка была при путешествии по Мексике. Думаю, косвенно цена её говорит о степени опасности в той или иной стране.
Не думаю, что в случае проблем, отправили бы лечиться в ту поликлинику в Орчхе: всего в 12 км находится областной город Джханси — наверняка, там есть современные больницы. Многое зависит не от страховой компании, а от страхового брокера-оператора, с которым она работает. В случае наступления страхового случая, турист звонит не в Россию, а этому международному оператору.
Может кому-то интересно про стоимость медицинских услуг в Индии. Дочка (10 лет) с кишечной инфекцией пролежала более суток в индийской больнице «Royal Hospital Margao, Goa» + рядышком лежала на другой койке сопровождающая мама.
Ставили капельницы, брали анализы всех жидкостей, делали ультрасонографию. Лежали в отделенном ширмочками закутке на 2 койки. Выписали какие-то лекарства. Все покрыла страховка, я только оставил данные страховой компании. По приезде домой скинул на е-мэйл все документы страховому брокеру. Потом узнал, что больница выставила счет на 140 долларов.
Страховка же обошлась в 145 евро, двое взрослых + 1 ребенок, на 3 недели, действительна на весь мир, кроме США и Канады.
Сергей, добрый день! «Читаю буквы и смотрю картинки» 🙂 о вашей поездке по Орчхе. Почерпнул для себя много полезного и просто полюбовался фотографиями.
Возник сугубо практический вопрос: как называется ресторан с китайской кухней, где вы с Катей несколько раз завтракали-обедали? Как его найти?
Рональд, не могу вспомнить ни название, ни точного места расположения. Находится оно в районе автостанции, с видом на дворец, на дороге к мосту через Бетву. Ориентировочно вот по этим координатам: GPS 25.348784, 78.641085.
Там на этом участке улицы Тикамгарх-Джханси роуд от поворота к нашему гэстхаусу «Shri Mahant Guest House Orchha» до моста — всего 2 кафе было, найдете.
Спасибо, что поделились информацией по стоимости услуг больницы в Индии. Недорого. Читал отчеты, что по страховке в Паттайе в Таиланде столько платили за простой прием доктора с наложением бинтов и выписыванием парацетамола.
Обязательно отпишитесь о впечатлениях по возвращении из Орчих. Очень интересует не стали ли там делать реконструкцию. Будет очень жаль — убьют весь шарм, как в Кхаджурахо. Да и по другим точкам маршрута тоже интересно послушать. Миша Шмаков, написавший столько текстов в разделе «Индия. Гостевые отчеты», уже в 7-й раз отдыхает в Индии: Дели, Варанаси и Керала.
Мне всегда интересны люди, полюбившие Индию. 🙂
Спасибо, информации достаточно. Найдем. По возвращении из Индии отпишусь о впечатлениях от Орчхи.
Рональд, здравствуйте! Вы отчаянные родители! Я думал, после больницы в Индии с ребёнком, ни ногой бы туда больше! 🙂
Кафе находится на улице, что ведет к мосту через реку Бетва от гестхауса. Я в поездке, не могу на смартфоне найти его по карте. Попробую вечером на компьютере глянуть.