В начале ноября 2013-го, накануне выхода в продажу новой модификации зеркальной камеры Nikon D5300, предназначенной для начинающих фотолюбителей, я написал большой обзор и сравнение характеристик с предшествующими моделями. Изначально моей целью было написать разъяснения для новичков, что означает тот или иной параметр зеркалки, как он влияет на качество снимков, действительно ли он так важен, как говорят маркетологи. Когда же я стал дотошно разбираться в чём отличие между Nikon D5300 от Никон Д5200, Д5100, Д3100, Д3200 и Д7000, то пришёл к выводу, что новый фотоаппарат хорош, конечно, но не стоит тех денег, что просит за него производитель. В обзоре были приведены примеры фоток, снятых на самую младшую, «устаревшую» модель зеркалки Nikon D3100 (специально взял в кавычки это ложное определение) с качественным и недорогим объективом – фиксом Nikkor 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. Было очевидно, что главное – купить хорошее стекло и тогда камера, даже выпущенная 4 года назад, сможет отлично себя показать. С тех пор утекло много воды и появилось большое количество реальных владельцев Никон Д5300. Сегодня мы с вами имеем шанс посмотреть примеры фотографий, снятых на эту новую модель зеркалки Nikon D5300 KIT 18-140 VR и решить, был ли я прав…
Большое отступление для тех, кто вообще не знает что такое зеркальный фотоаппарат и чем он отличается от «мыльницы»
Когда вы приходите в магазин и видите огромный выбор беззеркалок, зеркальных камер и компактов («мыльниц»), сравниваете цены на них, то сразу возникает желание сэкономить. И тут встает вопрос: «Что лучше – купить продвинутую мыльницу или зеркалку начального уровня? В чем между ними принципиальное отличие?»
Профессиональные фотографы говорят следующее. Продвинутые мыльницы могут иметь возможность регулировать параметры съемки в широком диапазоне. Компакты могут уметь фокусироваться по точкам, снимать в разных режимах: портрет, пейзаж, приоритет выдержки или диафрагмы, регулировать баланс белого и время автоспуска. Различия между мыльницей и зеркалкой можно разбить на две группы: «технические» и «требования маркетологов».
К «требованиям маркетологов» профессионалы относят:
- Намного большие размеры матрицы у зеркального фотоаппарата (не в количестве пикселей – это всё ерунда, а в миллиметрах). Поэтому на снимках у зеркалок присутствует значительно меньше шумов и есть возможность красиво размывать фон на портрете (боке).
- Зеркальные фотоаппараты позволяют менять объективы. Поэтому для съемки своей сестры вы можете поставить на свой Nikon D5300 портретник Nikkor 50/1.8G, а для фотоохоты – накрутить телевик Nikkor 70-300, для кадра «Во поле берёзонька стояла» использовать широкоугольный Samyang 14/2.8 и т.п.
- Возможность регулировать большое количество параметров съемки, причем, с помощью кнопочек, размещенных на корпусе зеркального фотоаппарата. В мыльнице приходится лезть в джунгли многоуровнего меню.
- Для производства зеркалок используют более качественные электронные компоненты и стекла для объективов.
Данные параметры относят к категории «маркетологи настояли» потому что нет физических преград, чтобы сделать мыльницу с большой матрицей (скажем с кроп-фактором КФ=1,5, как у начальных зеркалок, а не КФ=5.6, как это делают сейчас) и возможностью использовать объективы от Nikon D5300. Просто тогда процент покупателей дорогущей зеркальной камеры значительно снизится. Ведь большинство фотолюбителей покупают зеркалку со штатным КИТовым объективом и всю жизнь используют только его.
«Технические различия» — вызваны особенностями конструкции зеркалок.
- Благодаря наличию зеркала вы наблюдаете в видоискателе именно ту картинку, что видит объектив. Нет запаздываний, а картинка – более четкая, чем на экране мыльницы.
- В компактных фотоаппаратах используется более простая система автофокуса, поэтому она работает медленнее, чем у зеркалки. В зеркальной камере применяются более быстрые датчики фокусировки. Допустим, вы снимаете конькобежцев. Там, где мыльница или беззеркалка покажут мыло (нерезкие кадры), зеркалка успеет сфокусироваться и сделать хорошую фотографию.
В чем отличие разных модификаций Nikon D5300, продающихся в магазинах
Еще одно разъяснение для совсем начинающих фотолюбителей, касается отличий в маркировке разных модификаций одной и той же модели зеркалок. Если в поисковике ввести запрос «Сколько стоит любительская камера начального уровня Nikon D5300», то увидим, что фотографам предлагается большое количество вариантов: Nikon D5300 body, Никон Д5300 КИТ 18-55, Nikon D5300 KIT 18-105 VR или, чаще всего – Nikon D5300 KIT 18-140 VR. Все фотоаппараты продаются по разной цене. В чём отличие? Какой из них лучше?
Ответ состоит в том, что преимущество имеет тот комплект, у которого качественнее объектив. Дело в том, что любая зеркальная камера (будь то Никон, Canon, Sony или Pentax) может продаваться без объектива (только корпус) и тогда она имеет обозначение Nikon D5300 body (это слово в переводе с английского значит «корпус», профессиональные фотографа называют ее «тушка») и стоит дешевле.
Но ведь новичок побоится покупать фотоаппарат без объектива! Поэтому маркетологи придумали уловку. Они продают набор: корпус + дешевый объектив. А в переводе на английский язык набор означает «kit». Вот почему на витрине фотомагазина вы видите ценник с обозначением Nikon D5300 KIT.
Зачем же профессионалы покупают фотоаппарат без линзы? А затем, что они хорошо представляют какое конкретно стекло им нужно для решения конкретных задач. И они не хотят платить за штатный, KIT-объектив, который все равно выбросят.
Почему в разных интернет-магазинах цена на зеркалку Никон Д5300 КИТ отличается в широких пределах? Потому что в наборе могут идти разные стекла. Честные продавцы пишут обычно Nikon D5300 KIT 18-140 VR, KIT 18-105 VR или KIT 18-55 VR. И в обозначении данных комплектов еще не все буковки проставлены. Буквы и цифры после слова КИТ расскажут вам о том, каким объективом будет укомплектована ваша первая зеркалка: Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR, Nikkor 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR DX AF-S или Никкор 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX.
Давайте разберем подробно, что значит каждый символ в обозначении и какая разница между данными линзами.
Китовый объектив Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX
Минимальное фокусное расстояние – 18 мм, максимальное – 55 мм. При этом на коротком конце (ФР=18 мм) можно открыть диафрагму до f/3.5, а на длинном – только до f/5.6. Что такое диафрагма, выдержка и ИСО, как они влияют на качество фотографии и, вообще, какие настройки выставлять на фотоаппарате Canon, Sony или Nikon, я постарался объяснить в отдельном фотоуроке. А в статье с советами, какие режимы съемки использовать на концерте рассказал, почему объектив Nikkor 17-55/2.8 лучше справляется, чем штатник Никкор 18-55.
G – нет возможности изменять значение апертуры вручную, кольцом на объективе (в современных фотокамерах данная функция и не нужна).
AF-S – модель объектива использует для автоматической фокусировки встроенный ультразвуковой мотор, чтобы он вращал линзы при наводке фотоаппарата на резкость. В профессиональных зеркальных камерах, типа Nikon D800, например, мотор уже встроен в тушку и профессионалы говорят, что она оснащена «отверткой». В некоторых стеклах, как, например, в Nikkor 85/1.8D своего привода нет, а значит наводиться на резкость с камерами без «отвертки» придется руками, вращая кольцо фокусировки на объективе. У Nikon D5300 и родственников D3xxx, D5xxx отвертки нет.
VR – линза имеет встроенный стабилизатор изображения, позволяющий снизить влияние микросмаза при относительно длинных выдержках. Данная функция удобна при съемке в сумерках с рук и в других случаях, когда нет хорошего освещения. Нужно понимать, что стабилизатор помогает лишь в очень небольшом диапазоне. А когда вы снимаете в условиях очень слабой освещенности – без штатива не обойтись. Для чего профессиональные фотографы используют штатив читайте в соответствующем фото уроке. Ну и формулу для определения минимальной выдержки, при которой можно снять резкую фотографию с рук, читайте в означенном ранее уроке фотографии для новичков «Про настройки камер Nikon, Canon и Sony».
DX – объектив предназначен для использования только на кропнутых камерах. На полноформатных зеркалках будет в центре кадра круг, а по краям – черная зона.
KIT-объектив Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX
Видим, что он отличается от предыдущего штатника диапазоном фокусных расстояний: от 18 до 105 миллиметров, а значит, может приблизить изображение почти в 2 раза крупнее, чем 18-55. Также, от используемого фокусного расстояния зависит степень размытия на фотографии (еще от диафрагмы, расстояния до объекта и от него – до фона), т.е. боке. Поэтому, данный объектив будет фотографировать портреты, например, чуть лучше, чем первый вариант штатного стекла на Nikon D5300.
ED – для уменьшения искажений (хроматических аббераций) в конструкции используется стекло из специального состава Extra-Low Dispersion. На сайте Nikon можно прочитать технические характеристики всех перечисленных объективов. Мы увидим, что у 18-55 ED-стёкла не применяются, у 18-105 используется всего лишь 1 штука, у нового КИТового Nikkor 18-140 тоже стоит 1 элемент из низкодисперсионного стекла. Ради интереса посмотрел еще данные по тем линзам, что лежат в моем фоторюкзаке Ainogirl A-2163 : Никкор 70-300 имеет 2 линзы из материала с низкой дисперсией и Nikkor 17-55/2.8 оснащен серьезнее: 3 ED и 3 асферических элемента.
Примеры фотографий, снятых на штатник Никкор 18-105 и камеру Nikon D5200 приводил в своем обзоре телевика 70-300 Апис Красноярский. Если вы хотите почитать, откуда пошло наименование объективов «Nikon Nikkor», история бренд приведена в комментариях к этой статье.
Образцы фотографий, полученных на камеру Nikon D5300 KIT 18-140 VR
Фотки для публикации мне предоставил фотолюбитель Михаил из Москвы. Его ник на фотографических форумах Ктототам. Он не профессионал, так же как и я, в течение последних 2-х лет снимает для удовольствия. И его предыдущей камерой был Nikon D5100.
Получается, как мы сейчас увидим, у него очень даже неплохо. Как и любой фотолюбитель, только недавно ставший обладателем новой зеркалки, он провел испытания на пчелках, шмелях, кошках и воробьях.
Начинаем обзор кадрами с насекомыми.
По-моему, очень красивая картинка получается! Макрофотографии нравятся. Вот пример съемки цветов.
Когда я увидел данные образцы фото, сразу пришла мысль, что, возможно, я был не прав, когда в отговаривал новичков покупать новинку…
Вот пример фото с пейзажем в дневное время, снятый на Nikon D5300 KIT 18-140 VR.
Далее, посмотрим, как зеркалка Никон Д5300 КИТ 18-140 ВР справляется с ночными пейзажами.
Одни из самых красивых фотографий природы получаются при съемке пейзажей на закате и на рассвете. Образец снимка, снятого в закатное время выглядит так.
Вернемся к просмотру фото на садово-огородную тему. Посмотрите еще раз, как китовый объектив Nikkor 18-140 VR красиво нарисовал боке.
Ну и попробуем Никкор КИТ 18-140 ВР в условиях фотоохоты.
Как говорится, без комментариев. В статье с обзором характеристики фотоаппарата Nikon D5300 я писал, что это отличная камера, но цена на нее завышена. Сегодня же, увидев фото с него, мне захотелось стать обладателем подобного агрегата.
Конечно же, посмотрев примеры фотографий, снятых на данную камеру, хочется сразу же выставить что-нибудь в ответ, снятое на мою зеркалку Nikon D5100. Но выбрать достойных конкурентов не так-то и легко. Как мы видим, Михаил активно снимает пейзажи в режимное время, когда свет не жесткий и снимки получаются самые выигрышные. Я ленивый, поэтому в режимное время снимал мало. Пожалуй, я могу только противопоставить фотки из деревни Коуровка и те снимки рассвета, что снял одним осенним прохладным утром на микрорайоне Химмаш. Правда, соревнование не будет справедливым, так как на Никон Д5100 стояли более качественные объективы: фикс Samayng 14/2.8, родные Nikkor 70-300 и 17-55/2,8.
Мог бы еще показать картинки из будущего отчета о поездке самостоятельно в Таиланд.
Но делать этого не стану, так как тогда мне нечего будет показывать в своих рассказах… 😉 Добавлю только, что вы можете посмотреть образцы картинок с Никон Д5100 и телевиком Никкор 70-300 в обзоре этого объектива. Там много похожих сюжетов: шмели, воробьи и кошки.
Отзыв владельца камеры Nikon D5300 KIT 18-140 VR
Давайте возьмем небольшое интервью у Михаила. Ведь, интересно не только посмотреть примеры фотографий, снятых и на довольно новую модель фотоаппарата, и линзы.
— Михаил, на своем сайте я выразил мнение, что зеркальная камера Nikon D5100 – это лучшее предложение на рынке для новичков, исходя из соотношения цена/качество снимков. Поэтому, первый вопрос, который меня интересует: что побудило Вас перейти на новую модель?
— По поводу посыла я не очень уверен, т.к. вменяемому человеку ясно, что и Никон Д5100 снимает не хуже. И, как вы сказали, по соотношению стоимость и качество — это объективно лучший выбор на данный момент. Фотоаппарат Nikon D5300 стоит дорого, но при этом он новее, есть преимущество и по 24Mpx матрице. Плюс наличие вайфая, которым я пользуюсь регулярно, чтобы скинуть фото на телефон. Уверен, что и GPS многим окажется полезным. Никаких иллюзий я по поводу качества картинки не питал. Хотел лучший автофокус, ну и аппарат новее.
– Матрица Вашей зеркалки имеет больше пикселей. Возникали у Вас проблемы с тем, что файлы с фотографиями (особенно в формате NEF) много весят при обработке на компьютере? Каковы параметры Вашего ПК? Пришлось ли или придется в будущем докупать память?
— Никаких проблем не возникает. Сейчас слишком мощные процессоры для таких мелочей. Память стоит копейки. У меня ноутбук Asus G750 на i7 с 16 Гб оперативки.
— Были ли проблемы с микросмазом из-за того, что очень мелкие пиксели?
— Бывает. Делая несколько технических снимков в одинаковых условиях, один или два из 5-ти выделяются резкостью.
— Требуется ли на практике увеличенная скорость непрерывной съемки? На сколько фоток хватает буфера памяти фотоаппарата при съемке в RAW?
— Не снимал сериями еще. Эта информация, думаю, и официальная есть.
— Кстати, обычно в каком формате фотографируете: в RAW или RAW+JPEG или JPEG только?
— Я снимаю только NEF (так у Nikon обозначается формат RAW). Если нужен Жпег для телефона, все равно, сам обрабатываю в аппарате.
— В каких режимах чаще снимаете? Например, я чаще использую «Приоритет диафрагмы».
— Я также, чаще всего, ставлю «А» или «М».
— В технических характеристиках новой зеркалки Nikon D5300 значится, что максимальная светочувствительность у нее 12800 против 6400 на моей. Ощутили разницу по ISO на практике?
— Не снимал пока на таких ИСО.
— Почему большинство Ваших фотографий снято на диафрагме f/5,6? Спрашиваю, потому что, обычно, пейзажи фотографирую на f/8 – f/11, а портреты, например, для размытия фона снимаю на f/2.8-3.5. У Вас же апертура одна и та же используется.
— В связи с дифракционным пределом. После f/5.6 объектив начинает мылить. Проверено лично мной после слов профессионального фотографа.
— Удобно или нет, что в новой модели больше точек фокусировки: 39 против 11 на старой Nikon D5100?
— Лично мне – да.
— Вспышкой встроенной тоже не пользуетесь?
— Также не приходится использовать штатную, как и Вам.
— Ваше мнение про поворотный экран? Нужен он? Лучше чем у Никон Д5100?
— Да он такой же, как и у предыдущих моделей. Конечно, с экраном удобнее.
— Производитель заявляет, что у новинки более емкий аккумулятор. Вам его хватает?
— Было пару раз, когда не хватило. Лучше, конечно, иметь еще один источник питания.
— Планируете ли еще другие объективы приобретать на свой Nikon D5300? Какие марки и почему?
— Думаю, в дальнейшем, придется еще купить Nikkor 55-300 или 70-300. Люблю живность. Фокусного расстояния 140 мм на моем Nikkor KIT 18-140 для этого мало.
— Пользуетесь ли штативом?
— Пользовался на природе пару раз. Пока я в процессе ознакомления с этим агрегатом.
— Применяете ли вы при съемке какие-либо фильтры?
— У меня есть только UV-фильтр.
— Какой совет можете дать тем начинающим фотолюбителям, кто еще только раздумьях покупать ли новую зеркалку Nikon D5300?
— Ну, на этот вопрос мне часто приходится отвечать. Если деньги есть и их не жалко на фотографию, то лучше выбрать модель новее. Она ничем не хуже D5100 и Nikon D5200. Плюс имеет свои фишки, довольно полезные. Но если бюджет ограничен и вопрос стоит взять Nikon D5300 KIT 18-55 или же Никон Д5100 с объективом Nikkor 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR DX AF-S или каким-то другим набором, который качественно лучше, чем 18-55, то я однозначно за 5100.
Такой вот рассказ про новую зеркалку Nikon D5300 KIT 18-140 VR у нас сегодня получился. Я впервые выступил в качестве журналиста, а Михаил – в роли звездного фотографа для журнала, хоть и не National Geographic, но для будущего портала самостоятельных путешественников и начинающих фотолюбителей. Надеемся на вашу, друзья, поддержку: голоса в Google+ (см. кнопки соцсетей ниже), репосты «В контакте и прочие». Ваши интересные комментарии ждем тоже!
Думаю, вас могут заинтересовать и такие статьи на этом сайте:
Дополнение к обзору Nikon D5300 от 18.08.2018
С момента публикации статьи прошло уже 4 года. За это время на сайте появилось большое количество фотоуроков, которые помогу владельцам Никон Д5300 получить более эффектные фотографии. Давайте я опубликую список вопросов от начинающих фотолюбителей и ссылки на статьи, где даются подробные ответы на них. Авось, пригодится информация.
Какой объектив купить для Nikon D5300
КИТовый ъектив Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 – это относительно недорогой универсальный инструмент, дающий возможность своему владельцу познакомиться с основами фотографии, влиянием фокусного расстояния на технические и художественные аспекты творчества.
При этом у него есть свои плюсы и минусы, и он способен выдавать изображение, удовлетворяющее 80% фотолюбителей. Остальные 20% фотографов, кто захочет сменить штатную оптику на что-то другое, стоят перед выбором:
- Зум или фикс?
- Нормальный зум или тревел-зум?
- Широкоугольный объектив, нормальный, телеобъектив или макрообъектив?
- Темный и дешевый или светосильный и дорогой?
Прежде всего, отмечу, что матрица Nikon D5300 с разрешением 24 Мп по своим характеристикам практически не отличается от моделей: Nikon D3200, D3300, D3400, D5200, D5500, D5600, D7100, D7200, D7500 и D500, а так же Sony A6000, A6300 и A6500. Соответственно, если вы ищите ответ на вопрос о том, какую оптику выбрать для своей камеры, не обязательно искать примеры именно с Д5300: можно смотреть, на что снимают фотографы, владеющие любой из перечисленных выше зеркалок и беззеркалок.
Чем отличается зум от фикса, какие преимущества и недостатки есть у этих типов оптики, рассказывается в статье с примерами фото на беззеркалку Sony A6000. Там же даны советы, на чем фокусироваться при съемке группового портрета, пейзажа или натюрморта. И самое важное – во второй части фотоурока приведен перечень вопросов, которые нужно задавать, анализируя свои и чужие снимки, чтобы снять лучше.
Лично я и для КРОПнутой зеркалки Nikon D5100, и для полного кадра Nikon D610 выбрал стратегию комплектации парка оптики светосильными зумами. Соответственно, считаю, что для Nikon D5300 оптимальным зумом в среднем диапазоне фокусных расстояний является Nikon 17-55mm f/2.8 либо его более дешевые аналоги: Thamron 17-50mm f/2.8, Sigma 17-50mm f/2.8 или Tokina 16-50mm f/2.8. Преимущество светосильной оптики – возможность снимать при более низком ИСО, чем, если у нас стоит темный объектив.
Например, мы фотографируем на Никон Д5300 КИТ 18-140/3.5-5.6 в пасмурный вечер ребенка на велосипеде. При данных условиях освещения на диафрагме f/5.6 для обеспечения выдержки 1/500 сек., нам пришлось выставить ИСО 4000 ед. В этой же ситуации при использовании светосильного зума Сигма 17-50/2.8, мы сможем выставить f/2.8, и светочувствительность снизится до 1000 единиц, от чего качество изображения заметно повысится (меньше цифровых шумов – больше детализация).
Урок фотографии для новичков о том, какие преимущества дает светосильная оптика, приведен в отдельной статье.
Примеры фотографий на связку Nikon D5200 + Nikon 17-55 mm f/2.8, снятых во время туристического похода, размещен в отдельной статье.
Объективы делятся не только на светосильные и темные, но и по типу фокусного расстояния: ширики, нормальные, телевики. Широкоугольная линза позволит больше захватить в кадр, телеобъектив – приблизить изображение. Но самое главное – телевик и ширик позволяет изменять перспективу (см. отдельный урок), что является мощным художественным приемом.
Штатный объектив Nikon D5300 KIT 18-140mm f/3.5-5.6 можно отнести к тревел-зумам: в одном оптическом приборе присутствуют фокусные расстояния широкого диапазона. Им удобно фотографировать в путешествии: не снимая линзу с тушки, получаем фотки и интерьера в старинном замке, и какаду на ветке в национальном парке, и портрет жены с размытым фотом. Недостатки: не очень резкий и слабая светосила (возрастает цифровой шум).
На сайте можно посмотреть примеры съемки на два таких тревел-зума. Во-первых, обзор с фотографиями на Nikon D5200 + Sigma 18-200mm f/3.5-6.3, снятый во время похода выходного дня на скалы Аракульский шихан. Во-вторых, в комментарии к обзору беззеркалки Sony A6000 есть образцы фото на Tamron 18-200mm f/3.5-5.6, который можно так же установить на Nikon D5300.
На коротком конце тревел-зум и простые зумы имеют фокусное расстояние 16-18 мм, то есть являются шириками. Чтобы снять хорошо фотографию на широкоугольный объектив, нужно знать правила построения композиции с таким типом оптики.
В разделе «Фотодело» также есть обзор самой простой любительской зеркалки Nikon D3200, которая от Nikon D5300, в общих чертах, отличается лишь ухудшенной системой автофокуса, а матрица у нее такая же. Так вот, в той статье можно увидеть, на что способна камера, если на нее поставить качественный фикс: примеры фотографии на макрообъектив Nikon 105mm f/2.8 и советский Гелиос – 44-2 2/58.
Какую вспышку выбрать для фотоаппарата Nikon D5300
Любительские зеркалки приобретают для съемки в путешествии, для фотографирования домашних праздников, натюрмортов, предметки и любимых детей. Какую бы модель фотоаппарат мы ни выбрали (даже профессиональный полнокадровый Nikon D5), в помещении качественные фото получить трудно, так как не хватает света, приходится повышать ИСО – лезут цифровые шумы.
Решение проблемы – купить для вашего Никон Д5300 внешнюю вспышку. Родные модели типа Nikon SB-700 качественные, но дорогие. На рынке присутствует огромное количество китайских аналогов, которые можно приобрести, потратив гораздо более скромный бюджет.
Примеры фото на любительскую КРОПнутую зеркалку Nikon D5100 и на полнокадровую Nikon D610 с комплектом из двух внешних вспышек Yongnuo YN-685N и радиосинхронизаторов Yongnuo YN-622N-TX. В статье рассказывается, как выбирать вспышку, в чем отличие от студийных моноблоков, какие модификаторы света приобрести, как поставить освещение при съемке портретов и интерьеров или фуд-фотографии. Также обсуждается, когда выгодно покупать для вспышки батарейки, а когда аккумуляторы, как продлить их срок службы и почему лучше взять «умное» зарядное устройство.
Какой штатив для фотоаппарата выбрать для Nikon D5300
По ссылке в конце интервью можно прочесть фотоуроки с описанием, зачем вообще нужно это устройство. Без трипода не обойтись при съемке многих сюжетов: натюрморты, ночной пейзаж, фуд-фотография, предметная съемка для интернет-магазинов, панорамы и HDR. Еще одна статья на эту тему – обзор карбонового штатива Sirui T-2204X. Данный трипод дешевым не назовешь, я сомневаюсь, что вы купите его для Nikon D5300, но в статье подробно описано, чем отличаются разные модификации триног Sirui и штативных головок. Можно выбрать более демократичный по цене вариант из алюминия.
Как снимать видео на Nikon D5300
Фотоаппарат прекрасно справляется не только с фотосъемкой, но и с записью видеороликов. Если вы ведете свой канал на YouTube, делаете обзоры товаров для интернет-магазина, записываете мастер-классы и т.п., и хотите на Никон Д5300 получить профессиональное видео, придется изучить:
- Как настраивать зеркалку для видеосъемки, какую выдержку ставить, чтобы изображение было плавным.
- Как сделать так, чтобы в фильме не было слышно звука фокусировки объектива.
- Как вообще фокусироваться при видеосъемке.
- Какие аксессуары приобрести для домашней видеостудии.
- Как обрабатывать видео перед публикацией в Интернет.
Обо всем об этом в общих чертах мы рассуждаем в уроке для новичков по профессиональной видеосъемке.
Вот пример того, на что способна зеркалка D5300 в съемке видео. Ролик снят на объективы: Nikkor 35mm 1.8G и Nikkor 18-55mm Kit. Стабилизация изображения осуществляется ручным стедикамом Zhiyun Crane 2.
Почему фотографии на Nikon D5300 получаются нечеткими
Как показывает опыт, самая частая причина нерезких снимков – смаз изображений из-за длинной выдержки. Способы настройки времени экспозиции, ИСО и диафрагмы с реальными примерами на снимках пейзажей, портретов, свадеб, спорта и других сюжетов описаны в фотоуроке, ссылка на который дана в конце интервью с владельцем Никон Д5300.
Вторая причина нерезких фотографий – неправильная настройка режима фокусировки. Самый главный фотоурок по автофокусу – здесь. Также рекомендую прочитать статью «Еще раз изучаем принципы настройки фокусировки в беззеркалках Sony A6500» — отличия от Nikon D5300 небольшие есть, но дается логика выбора зоны АФ, покадрового и следящего АФ.
Как привезти из отпуска интересные фотографии
Когда мы едем на отдых в чужие земли, по сути, мы отправляемся снимать фоторепортаж. В специализированном уроке рассматривается, как построить повествование из серии снимков, чтобы зрителям было интересно их рассматривать. В комментариях – список сюжетов, которые обязательно должны быть в вашем фотоальбоме по возвращению с пляжного отдыха.
Заключение к обзору Никон Д5300
Сегодня вы посмотрели, какие прекрасные фотографии можно сделать на Nikon D5300 KIT 18-140mm f/3.5-5.6, узнали, на что нужно ориентироваться при выборе объектива на замену штатному, как научиться настраивать автофокус и как снимать профессиональное видео. Буду благодарен, друзья, если поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях. Удачных вам фотографий.
Добрый день Сергей! это опять я.. к Вам за консультацией. Я фотографировала, и потом фотик перестал снимать, на экране пишет — Спусковая кнопка затвора заблокирована,перезарядите батарею. Хотя батарея не до конца разряжена.. Это так и должно быть? Спасибо! 😯
Кристина, у меня таких ситуаций не было. Ну, если пишет перезарядить батарею, а она заряжена, что можно сделать: 1) выключить камеру, вытащить батарею, вставить обратно. 2) Не помогло — перезарядить батарею. 3) Читать инструкцию.4) Нести в сервис.
Сожалею, что не могу помочь советом. Я же не мастер.
Здравствуйте, Сергей! Почитав кое-что весьма полезное для начинающих фотографов в Вашем блоге, осмелюсь описать свои мытарства с автофокусом, не знаю только, сюда я их размещаю… Это же я разместил на ЯФ fotki.yandex.ru/next/users/niko-ryazan/album/181538/view/807642 …
В 2014 году я приобрёл камеру Nikon d7100 с объективом AF-S dx Nikkor 18-140mm и через 3 дня эксплуатации выявилась некорректная работа автофокуса, результат — недостаточно резкие снимки. Консультанты магазина «Интеллект фото» довольно долго исследовали агрегат и сказали, что всё в порядке, этот объектив на большее не способен… Ими было сказано мне столько умных вещей, что я ушёл из магазина, как кот Базилио, околпаченный лисой Алисой в процессе дележа пяти сольдо на двоих…
Немного передохнув, я отправился в авторизованный центр Nikon Екатеринбурга и попросил по гарантии разобраться с автофокусом. Через три дня я получил заключение, что всё с камерой в порядке и ничего делать не нужно. Но небольшая нерезкость при работе автофокуса не давала мне покоя, и я в интернете нашёл довольно несложное описание тонкой настройки АФ, соорудил простейшее приспособление в виде наклонённой под углом 45 градусов линейки, опирающейся на картонную коробку с контрастным текстом.
Сфокусировав камеру при полном отверстии диафрагмы на перпендикулярную оси объектива грань коробки, я сделал снимок коробки и линейки, грань которой была на отметке (в данном случае) 170 мм. После просмотра снимка на мониторе выявился фронтфокус, т.е. резкими оказались миллиметровые деления не в плоскости грани коробки, а ближе к камере. После введения значения тонкой настройки +9 резкость снимков кардинально улучшилась. Вышеописанное заставляет задуматься о добросовестности и квалификации дилеров Nikon Екатеринбурга. Может быть, мой опыт в какой-то мере пригодится начинающим цифровым фотографам, сожалею, что описал я свои манипуляции не очень складно.
Николай, я уже отмечал, что блог постепенно превращается в такое, совместное творение: мое и моих читателе. Поэтому спасибо Вам, что внесли и свою толику! Все понятно у Вас расписано. И, чтобы не тратить время на походы в сервис, каждый может проверить свой объектив согласно несложному алгоритму, Вами описанному.
Для начинающих фотографов нужно отметить, что процедура подстройки фокуса внутри камеры доступна не на всех моделях: на фотоаппаратах серии 7ххх и на полнокадровых зеркалках.
Если попадется объектив с фронт- или бекфокусом на зеркальной камере младшего уровня (Nikon D3300, например, или Nikon D5300), то выход один — нести в сервис.
Батарею зарядила, вроде нормально все… Спасибо все равно за ответ! 😉
Добрый день! У меня к Вам еще один вопрос… На моих фото при 100% увеличении видно пиксели. Как настроить качество пикселей… Возможно это? Спасибо. 😉
😆 😆 😆 Кристина, я попиксельно свои фотки не рассматривал ни разу (хотя, некоторые читатели скачивают фотографии с сайта и рассматривают их при максимальном увеличении, были прецеденты)… Не знаю, чем Вам помочь… 🙂
Для работы, забраковали… 🙂 А так-то я по пикселям фото не разбираю… 😆 😆 😆
Кристина, пойдем от обратного: какой размер фотоснимка в мегабайтах, который Вы пытаетесь рассматривать под микроскопом? 🙂 🙂 🙂 Дело в том, что уже несколько моих знакомых попались на удочку передачи снимков по WiFi: программа трансфера снимков их автоматически понижает в разрешении, если не выставить настройку…
На вашем фотоаппарате снимок в Nef должен весить 🙂 20-25 Мб, а в Jpeg в максимальном — порядка 10-15 Мегабайт. Если у Вас меньше в Jpeg — надо смотреть настройки фотоаппарата.
На компе NEF не хочет открываться…
Файлы в формате RAW не все программы могут обрабатывать. Обычно используют эти: Adobe Photoshop, Lightroom, View NX и Capture NX или ACDSee. И с Nikon D3200 фотки могут открыть не очень старые версии перечисленных программ.
Из бесплатных можно попробовать RawTherapee.
Как ни странно, у меня открывал сначала эти фото, а потом, почему-то, перестал… Может, после того, как диск пыталась установить.
Здравствуйте! Спасибо за статью, очень содержательно. Хотела спросить, объектив 18-140 VR продается отдельно или же уже входит в стоимость, когда покупаешь nikon D5300 KIT?
Соня, обычно КИТовые наборы этого фотоаппарата включают в себя три варианта комплектации: Nikon D5300 Body плюс один из объективов:
— Nikkor 18-55
— Nikkor 18-105
— Nikkor 18-140
Когда такие объективы входят в набор, то их стоимость в несколько раз ниже, чем если их покупать отдельно, что, собственно, делает покупку таких объективов ОТДЕЛЬНО практически бессмысленной…
Соня, Вам уже Олег ответил. Добавлю только, что мой блог постоянно посещает Галина, и у нее — Nikon D5200 KIT 18-140. А раньше был объектив Nikkor 18-200 с камерой Nikon D3100. Она недовольна КИТом 18-140, говорит, что хочет поменять. Вот ее отзыв.
Не знаю, с чем связано низкое качество. Но уже после написания этой статьи я встречал и другие отзывы с разочарованием от мыла этого объектива. Мол, резкий только на f/5.6. Вы обратили внимание, что в этой статье Михаил, автор фотографий, снимает только на такой диафрагме?
Все это к тому, что советую поискать и другие отзывы настоящих владельцев данного объектива Nikkor 18-140.
Сейчас хотел проверить цены на Nikon D5100. Во многих магазинах отсутствует. Похоже, распродают остатки и эра этой замечательной зеркалки заканчивается. В некоторых магазинах еще можно взять Nikon D5100 KIT 18-55 VR за 23000 рублей. А следующая модель с упоминаемым объективом KIT 18-140 VR стоит уже 37000 рублей — я говорю о Никон Д5200 КИТ 18-140 ВР.
Если бы я хотел потратить именно 37 тысяч, я бы взял Никон Д5100 КИТ 18-55, плюс портретник Nikkor 50/1.8G за 10 тысяч (или Никкор 50/1,4 за 18500 рублей)… Эх, жалко… жалко старичка… 🙂
И снова здравствуйте, Сергей! 🙂 Почти 8 месяце не заходил к Вам в гости! 🙂 Ощущение такое (зайдя на страничку), будто со старыми приятелями встретился. 🙂 И сразу хочется, как и раньше, вставить свои «5 копеек».
Очень много вопросов, касающихся объективов с большим разбросом по фокусным расстояниям. Мне кажется, что гонка за универсальностью должна быть в пределах разумного. Уже давно доказано, что за универсальность объективов надо платить и не только деньгами. В первую очередь — качеством картинки. Я уже не вспомню, но у какого-то специалиста по оптике читал, что при кратности зума больше, чем 3-4 (кратность определяем, разделив большее число фокусного на меньшее 🙂 ), производитель не в состоянии обеспечить очень высокое качество изображения на выходе.
А максимальное качество достигается при полном отсутствии кратности, то есть — на фиксе. Мне кажется, что объективы типа Nikkor 18-140 подходят только двум категориям любителей. Первая — те, кому камера для фиксации «я здесь был» и заморачиваться с постобработкой, а тем более с попиксельной резкостью они не будут. Вторая — те, кто купив камеру, становятся адептами нашего дела. 🙂 Для них такой объектив — возможность понять, какие стекла и в каком диапазоне будут покупаться в дальнейшем. Или я не прав?
Виктор, всегда рад вниманию добрых людей! Приятно, что не забываете. 🙂 Как всегда, Ваши рассуждения — в точку! Думаю, пора уже делать раздел с избранными вопросами и ответами (FAQ), так как главный ответ при такой просьбе дать технический совет: «Я не знаю, увлечет Вас фотография или нет. Если не увлечет, а Вы купите дорогой объектив — потеря денег. Если увлечет, а Вы купите дорогой — опять средства выброшены напрасно». 🙂 Для того, чтобы не ломать голову над таким вопросом и придумали КИТовые объективы.
Ваш вариант ответа лаконичнее и, все равно, по существу. 🙂 Наверное, можно еще короче: «Берите любой объектив, а там разберетесь. Если пойдете по этой дороге дальше, будете китовый использовать как «ширик». Уж при фокусном 20-24 мм и диафрагме f/7…f/8 любой никоновский штатник не плох».
День добрый, хорошему Фотолюбителю! Очень много неплохих снимков на Вашем сайте, обзоры интересно читать. Все супер! Есть ли мыло слева на Никон 18-140 в Вашем экземпляре?
Здравствуйте, Юрий! Благодарю Вас за комплименты! Приятно слышать, что нравятся работы.
По поводу Вашего вопроса, на снимках, представленных в данном обзоре, я особо не замечаю. Но примеры фотографий здесь представлены другим фотографом, и с тех пор, как написана статья, много воды утекло. Михаил, владелец Nikon D5300 KIT 18-140 VR, давно уже перешел на Nikon D7100 и объектив тоже поменял.
Если у Вас есть сомнения по поводу Вашего экземпляра, проверить легко: распечатывается специальная мира (однотипный рисунок орнаментом, наберите в Интернете фразу «как проверить резкость объектива перед покупкой»), вешается на стену и строго под прямым углом фотографируется. Сразу будет видно, если есть неравномерность четкости по полю кадра. Вместо миры можно использовать простую газету с текстом.
Сергей, добрый вечер. 🙂 Давненько не вставлял свои 5 копеек. 🙂 Но это не значит, что я отсутствовал. 🙂 Когда появляются новые комментарии, ко мне в почту приходит ссылка. Вот и сегодня… 🙂 А открывается по ссылке обсуждение с самого начала. Но я с удовольствием перечитал наше общение в 2014 году. 🙂
Собственно, из-за этого и пишу. Обнаружил в Вашем старом комментарии ошибочку. Спешу поправить. Это касается определения Вами физического размера пикселя. Когда Вы сравнивали матрицы в 16Мп, 24Мп и 36Мп, Вы делили или умножали на 1,5. А это — не совсем верно. Кроп в К=1,5 означает разницу между матрицами по диагонали. По площади же, разница — более, чем в 2,3 раза. Вывод: 24 Mpx на полном кадре равен, приблизительно, чуть более 10 Мп (при одинаковом размере пикселя) на кропе. Следовательно, физический размер пикселя на Вашей камере больше, чем на моей Nikon D5100.
Здравствуйте, Виктор! Рад снова с Вами пообщаться! 🙂 Да, Вы правы, и я ошибся. Площадь матрицы КРОПнутой зеркалки Nikon — Sk=23,6*15,6= 368,16 мм.кв. Площадь полнокадрового сенсора Sп=36*24=864 мм.кв. Отсюда размеры пикселя у Nikon D5100 — R=368.16/16 Мп=23,01; у Nikon D5300 — 368.16/24=15.34 и у Nikon D610 — 864/24=36… Не знаю, как называется эта величина. 🙂
Хм… Если посчитать размер пикселя у камеры Никон Д800, которую ругают за микросмазы, получим R=864/36=24… Даже больше, чем у Никон Д5100! Во дела!
Во-во, Сергей, и я об этом. 🙂 Этим и объясняется отсутствие шума на полном кадре при более высоких ISO. Но убейте, не пойму откуда жалобы на возможные смазы? 🙂
Теперь уж я совсем не понимаю… 🙂 На форумах сам лично читал много отзывов тех фотографов, кто перешел с КРОПа на Никон Д800, и даже с полного кадра Никон Д700, утверждавших, что имеют огромный опыт съемки, а теперь приходится продавать этот новый фотоаппарат, так как смаз в 60% случаев и выше…
Но, например, Екатерина Ступникова из Воронежа, чью детскую фотосессию на Nikon D3100 и фикс Nikkor 50/1.8G я показывал, перешла на Nikon D800 и я специально спрашивал про микросмаз — нет у нее проблем. Другой пример — Павел Черталев дал мне снимки для обзора этой зеркалки, и у него нет этой беды. Неужели такое количество косоруких фотографов? 🙂
Объективы Nikon Nikkor
Те родные объективы Никон, что мне приходилось пользоваться, у меня маркируются, как «Никкор». Решил тут поинтересоваться, что означает данное название, и нашел в английской Википедии статью на эту тему. Может, кому-то будет интересно.
Nikkor – бренд для объективов, производимых компанией Nikon Corporation, включая те, что имеют байонет Nikon F-Mount. Старшая торговая марка – Nikko, именно из неё развился Nikon Nikkor.
Торговое наименование Nikkor появилось на свет в 1932 году, как адаптированное к западным рынкам японское слово Nikkō (日光). Оно, в свою очередь, является аббревиатурой изначального названия компании: Nippon Kōgaku (Japan Optics; японская оптика; 日本光学工業株式会社). Также, «Nikko» в японском языке значит «солнечный свет», и еще это – название небольшого городка в Японии.
В 1933 году компания Никон выпустила первый объектив с торговой маркой «Aero-Nikkor», предназначенный для аэрофотосъемки.
Поначалу марка Nikon Nikkor предназначалась только для оптики высшего класса, но в последние годы почти каждый объектив имеет в обозначении это слово.
Самые выдающиеся линзы, брендированные словом Nikkor, включают:
Если обсуждать Nikon Nikkor в настоящее время, то наибольшее развитие получила линейка объективов для любительских и профессиональных фотоаппаратов. Они спроектированы для FX камер с байонетом Nikon F-mount (если для КРОПа, то обозначаются DX).
Уважаемый, Сергей, считаю, что не совсем корректно ставить в один ряд фотокамеры Никон Д5300 с Никон Д5200, Никон Д3200 и т.д. Я, как будущий обладатель данной модели, знаю, зачем беру Nikon D5300, переплачивая деньги, а именно: D5300 имеет 14-тибитный RAW — это более гибкая обработка файла, более мощный процессор Expeed 4 (это возможность работы на более высоких ISO).
А теперь про пиксели: матрица 24 Мп — это широкая возможность кадрирования! Количество пикселей очень важно, особенно для фотоохоты, и не только…
Надеюсь, мой комментарий дополнит Вашу статью и поможет с выбором…
Антон, на выходные я не дома, не могу Вам ответить подробно по поводу разницы между Никон Д5200 и Д5300. Завтра вечером напишу свое мнение.
Можете пока уточнить свою позицию? С каким объективом собираетесь брать Nikon D5300? В статье «Стоило ли покупать полный кадр» в самом конце приведены одинаковые кадры с КРОПнутой камеры Nikon D5100 с 12 bit и с полного кадра Nikon D610 с 14 bit сжатие без по потерь. Вопрос: сколько фото Вы угадали, что они получены на D5100?
И еще, собираетесь ли Вы печатать на бумаге фотографии с фотоохоты?
Если честно, то я практически перестал снимать на Nikon D610 в RAW 14 бит, так как для моих съёмок разница несущественна. Возможно, для того, чтобы тянуть тени из тёмной ночи это и необходимо, но для большинства моих задач этого за глаза.
Да, в 12 бит и в обычном сжатии RAW на флешку 32 Гб входит около 1000 снимков, а в 14 бит и в наилучшем качестве, в лучшем случае, 600 кадров. Nikon D5300 и Nikon D5200 обе имеют 14-тибитный RAW, и между ними разница настолько несущественна, что имеет ли смысл покупать Д5300, если можно купить Д5200 на вторичке за цену больше чем в 2 раза ниже.
Возможно, Nikon D5300 в каких-то моментах чуть быстрее, но по ИСО точно не вырвался вперед настолько, чтобы это было заметно на глаз. А Nikon D3200 — камера совсем начального уровня. Другое дело, что все они с КИТовыми объективами выдают плохую картинку. На это можно не обращать внимания, но до того момента, пока на снимешь любой из этих камер с нормальным объективом.
Сам проводил эксперимент с Nikon D3100 и с объективом Nikon 18-105: мне казалось, что жуть какая-то, но я достал Nikon 24-70, и всё сразу встало на свои места — и резкость появилась, и контраст, и прочее.
Так что вывод один: если брать Nikon D5200 на вторичке, то там же нужно искать Nikon 24-120 f4 и КИТовый Nikon 18-55 f/3.5-5.6 для широкого угла. Этот вариант — из разряда дешево, сердито и картинка с Nikon 24-120 куда лучше, чем все картинки неполнокадровых объективов Nikon, кроме, наверное, только Nikon 17-55mm f2.8.
Никон 24-120 — это очень хороший объектив за его цену. Он, конечно, уступает Никон 24-70/2,8, но я часто снимаю с камеры 24-70 и ставлю 24-120 на банкетах, например, когда большой зал только для того, чтобы был больше теледиапазон. Можно, конечно, взять Sigma AF 18-35mm f/1.8 и Sigma 50-100mm f/1.8. Если есть деньги, то лучший вариант из возможных для кропа.
Анатолий, поскольку Антон не ответил на мои вопросы о том, какой объектив он собирается покупать с тушкой, то и не стал расписывать в подробностях. С Вами согласен на все 100% по поводу выбора между Nikon D5200 и Nikon D5300. Считаю, что более новую модель можно брать, если обзавелся очень качественной оптикой под все случаи жизни. Да и то, лучше, в таком случае, купить камеру 7000-й серии более ранней модели б/у, чем новый Nikon D5300.
Главная фишка в объективах: если взять даже навороченный Nikon D500 с тёмным Nikon 18-105mm f/3.5-5.6, он из-за цифровых шумов, во многих случаях будет давать картинку хуже, чем Nikon D5200 + Nikon 17-55mm f/2.8G.
Единственное, на КРОПе у меня фокусные 24 мм были практически не востребованы, поэтому и Nikon 24-120mm f/4 я бы для себя не рассматривал. Но Антон же пишет «знаю, зачем беру Nikon D5300, переплачивая деньги» — наверное, это касается и оптики.
Согласен по поводу 7000-й серии. А с оптикой у Nikon DX всё не очень гуд. Поэтому и нет альтернативы зумам SIGMA ART. Другой вопрос — это переход на ФФ в дальнейшем, и иметь парк дорогой оптики FX может быть нецелесообразным, а КИТовая оптика совсем не разрешает эти 24 Мп на КРОПе.
Отличный фотоаппарат: золотая середина для продвинутого любителя! Фотографии очень вкусные получились, особенно закат зацепил.
Выше я и Анатолий Князьков несколько поспорили с этим утверждением. 🙂 Считаю, что для продвинутого фотолюбителя золотая середина — кропнутая камера Nikon 7000-й серии или Canon 70D и аналоги. Для тех фотографов, кто не планирует часто снимать, более выгодным приобретением является Nikon D5200. А рассматриваемая модель Nikon D5300 — лишь маркетинговый ход компании, мало отличается от D5200.
Хотя, если проблемы в финансах нет, и будущий владелец знает точно за что хочет переплатить, то почему бы и нет!