Спустя 2 года с момента приобретения своей любительской зеркалки Nikon D5100 я купил к ней первый нештатный объектив: телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Качество изображения, в сравнении с КИТовым Nikon 18-55mm, шокировало, поэтому вскоре была найдена альтернатива и для широкого угла: я стал владельцем потрясающего корейского сверхширика Samyang 14mm f/2.8, который очень люблю и сейчас использую активно на полном кадре Nikon D610. С покупкой этих двух стёкол несколько месяцев КИТ Никон 18-55 лежал без дела в ящике стола, потому что я уже не мог им фотографировать, а альтернативу не давала приобрести всем фотолюбителям известная жаба. Но, поздно или рано, проклятое земноводное было повержено и я стал владельцем профессионального светосильного зума Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor.
На сайте есть множество примеров съемки на эту линзу с кропнутой зеркалкой Nikon D5100 body, а сегодня мне захотелось показать вам, как выглядят снимки, выдаваемые объективом Никон 17-55 f/2.8, если прикрутить его на камеры с многопиксельной матрицей типа Nikon D3200, Nikon D5600 или Nikon D7100, или их модификации.
* * *
Прежде, чем мы начнем обзор, хочу сделать маленькое отступление. Для организации съемок я договорился с Галиной, давней читательницей блога, владеющей тушкой Nikon D5200, съездить вместе в природный парк «Оленьи ручьи» в Нижнесергинском районе Свердловской области. Нам составил компанию фотограф Павел, владеющий любительской кропнутой беззеркалкой Sony Alpha A6000 KIT 16-50 (ILCE-6000L) – может, в будущем еще и примеры изображений с этой связки посмотрим.
Планировалось, что Nikon 17-55mm f/2.8 мы испытаем на фотокамере D5200, и также сравним с другими объективами: Samyang 14mm f/2.8, Sigma 10-20mm f/3.5 EX DC HSM Nikon и Sigma AF 18-200 mm F3.5-6.3 DC Macro OS HSM. Но все карты спутало такое понятие, как «ливневый снег», не позволившее нам спокойно менять стекла во время прогулки по зимнему лесу. Все знают, что метеорологи ненавидят фотографов, поэтому в ответственные съемочные дни они насылают на них проклятье – такую пургу, что уже в полусотне метров ты можешь свой объект даже не увидеть…
По этой причине извините, други мои, но сегодня не будет шикарных картинок с невероятной игрой света и теней. Погода весь день стояла такая, как на следующей фотке.
Не было возможности играть с освещением, будем выкручиваться, стараясь правильно построить фотокомпозицию и включая в кадр людей в ярких одеждах, контрастирующих с белым безмолвием вокруг. Как бы то ни было, уверен, что сегодняшний тест объектива даст вам представление о том, на что способен профессиональный зум.
* * *
Недостатки объектива Nikon 17-55mm f/2.8 и их анализ
В продаже модель Никон 17-55 находится с 2003 года. За это время выпущены десятки тысяч экземпляров, используемых на самых разных тушках. Если вы поищите отзывы владельцев или обсуждение этого объектива на форумах опытными фотографами, то можете встретить упоминание следующих основных его минусах:
- не пластичный, слишком жесткий и контрастный рисунок;
- нет стабилизатора;
- огромный вес (755 грамм);
- заметная дисторсия на широком угле;
- непомерно высокая цена.
Что же, после двух лет эксплуатации своего Nikon 17-55mm f/2.8 на фотокамере Nikon D5100, думаю, имею моральное право высказать мнение о данном объективе. И для начала отмечу, что после перехода с кропа на полный кадр Nikon D610, я сразу же купил в качестве штатного аналогичный полнокадровый зум Nikon 24-70 mm f/2.8 G ED AF-S Zoom-Nikkor, которому в недостатки приписывают те же особенности… На этом обзор можно было бы закончить, так как понятно, что минусы стекла Никон 17-55/2,8 с лихвой перевешиваются его плюсами, если говорить о той области применения, для которой я его использовал: репортажи и тревел-фотография.
Все объективы можно разделить на два больших семейства: с переменным и с фиксированным фокусным расстоянием. Фиксы обычно выдают заметно лучшее качество изображения, но, чтобы приблизить или отдалить картинку, приходится подходить или отходить от объекта съемки ножками. На самом деле, это – не такая уж и серьезная проблема. Важно другое: у нас при этом не меняется фокусное расстояние, а значит, всегда сохраняется один и тот же характер передачи перспективы в кадре. Зритель осознанно или неосознанно это замечает и быстро начинает скучать. Репортаж из 20 кадров, снятый на одном и том же фокусном расстоянии, даже шикарным универсальным фиксом для кропа Nikon 35mm f/1.8G, всегда будет выглядеть слабее, чем та же самая фотоистория, но рассказанная с применением и ширика, и телевика, и портретника и даже макрика.
Резкость, чёткость, разрешающая способность стекла Никон 17-55мм f/2.8 приближается к недостижимым высотам, оккупированным фиксами. Да, у него чуть не дотягивает по художественности картинка в сравнении с портретным фиксом Nikon 50mm f/1.8G. И все давние читатели знают, что при выезде на вечернюю съемку пейзажа у озера я предпочту фотографировать на Samyang 14mm f/2.8, нежели на репортажник 17-55. Но! В путешествии, на свадьбе, на детском утреннике, при прогулке по зимнему парку в условиях снегопада вы либо не сможете менять часто свои фиксы, как хотелось бы, либо будет просто лень, либо не хватит на это времени, и все интересные моменты будут упущены. А репортажник Nikon 17-55mm F/2.8 гарантированно выдаст четкое и достаточно приятное изображение в любой момент времени, в любых условиях съемки.
У модели Nikon 17-55mm f/2.8 есть одно ошеломляющее преимущество перед такими штатными объективами для КРОПа, как, например, Nikon 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor или Nikon 16-80mm f/2.8-4E ED VR AF-S DX Nikkor. Речь идет о светосиле f/2.8 на всем диапазоне фокусных расстояний. Как драматически влияет широко открытая диафрагма на выдержку и ИСО (критичный параметр для всех кропнутых зеркалок от простенькой Nikon D3200 до профессиональной Nikon D500), подробно анализируется в уроке фотографии «Зачем мне нужен светосильный объектив», ссылка на который размещена выше.
Повторяться не буду, приведу лишь один вывод: если на своем Nikon D7100 вы выставили, скажем, ИСО 1250 единиц (что для КРОПнутых зеркалок является пределом рабочего ISO) на f/2.8, то для получения той же выдержки на штатнике Никон 16-80 на длинном конце при f/4.0 придется выставить уже ISO 2500, а на Никон 16-85 f/3.5-5.6 при f/5.6 понадобится аж ISO 5000 единиц!
Следующая претензия к Никон 17-55 – большой вес. Да, 755 грамм – это вам не пушинка, это – плата за металлический всепогодный корпус и высококачественный материал стекла, их большой диаметр и относительное отверстие.
Опять же, все познается в сравнении. Если вместо одного большого и тяжелого репортажного зума вы решите купить набор фиксов, покрывающий те же фокусные расстояния, он займет весь объем вашего фоторюкзака или фотосумки, и весить будет еще больше. Давайте попробуем прикинуть, что у нас получится: ширик Nikon 14mm f/2.8 – 670 грамм, Nikon 24mm f/2.8 – 270 грамм, Nikon 35mm f/1.8G – 200 грамм, Nikon 40mm f/2.8 – 235 грамм и Nikon 50mm f/1.8G – 185 грамм. Общий вес – 1,56 килограмма!
Поэтому говорить о завышенной массе можно, но следует иметь ввиду все аспекты применения объектива в реальных условиях и сравнивать его с другими вариантами.
Далее хочу остановиться на таком «недостатке», как отсутствие стабилизатора. Я могу сравнить эту опцию с наличием полного привода у легковых автомобилей. Множество моих знакомых твердят, что без 4WD невозможно комфортно ездить зимой, парковаться в заснеженных дворах, и кататься по лесам по грязным дорогам осенью. Ну, купил я полноприводное авто… и за 2 года ни разу не было такой ситуации, где нельзя было бы проехать только на переднем приводе. А один раз забрался в грязь, путешествуя по Башкирии, да так, что пришлось полночи вытаскивать машину на твердую землю – потому что еще и покрышки нужны специальные, если собрался ездить по бездорожью.
Так и со стабилизатором: хорошо, если он есть, в некоторых случаях он может ощутимо помочь фотографу. Но у меня во владении уже 4 года ширик Самъянг 14мм f/2.8, репортажные зумы Nikon 17-55mm f/2.8 и Nikon 24-70mm f/2.8, у которых стаба нет… И я даже не замечаю отсутствия данной опции. Потому что, если сравнивать дорогой светосильный Никон 17-55 f/2.8 без стабилизатора, и дешевый, но тёмный Никон 18-300 f/3.5-5.6, то f/2.8 у профессиональной линзы – вот его стабилизатор! Еще раз перечитайте урок фотографии про преимущества светосильных объективов по ссылке выше, если интересует, почему я так говорю.
Тут нужно упомянуть, что стабилизатор нужен при съемках с рук неподвижных объектов в условиях слабой освещенности. Пейзажи на закате, рассвете и в ночное время профессиональные фотографы фотографируют со штатива, когда стаб требуется отключать во избежание микросмаза. При съемке спортивных соревнований или детей на утреннике нам приходится ставить выдержку значительно короче, чем та, при которой возможен смаз изображения из-за дрожащих рук…
Следующий недостаток героя нашего обзора – дисторсия на широком угле. Плохая новость для начинающих фотографов: геометрические искажения есть у всех объективов, когда мы снимаем на коротком фокусном расстоянии, да еще если во время съемки не следим за тем, чтобы ось линзы находилась параллельно земле.
Могу только отметить, что у Никон 17-55 дисторсия, на мой вкус, не такая «красивая», как, скажем, у корейского широкоугольного фикса Samyang 14mm f/2.8. Но я даже не смогу вам сейчас привести примеры. Внизу обзора вы найдете метки, нажмите тег «Nikon 17-55» и полистайте статьи, где фотографии сняты на это стекло – надеюсь, сможете составить свое мнение о данном параметре рассматриваемой сегодня модели.
Тем более, что степень искажений более важна при съемке архитектуры, в пейзажах её трудно оценить, и меня она вполне устраивает.
Фокусируется это стекло мгновенно. Во время наведения резкости передняя линза не вращается, поэтому его удобно использовать вместе с поляризационным фильтром. Образцы съемки с поляриком вы можете увидеть, например, в отчете о поездке на автомобиле в Казахстан, либо выбрав на главной странице блога тег «HOYA PRO1 Digital Circular».
Что касается технических особенностей Nikon 17-55mm f/2.8, то при фокусном расстоянии ФР=17 мм резкость в центре при f/2.8 близка к идеалу, при f/5.6-8.0 – идеальна. При ФР=28мм резкость в центральной части кадра чуть снижается, но это – в угоду высокой четкости по краям. При ФР=55мм – резкость центра чуть ниже, но все еще превосходна, по краям – тоже криминала никакого не замечается.
Хроматические аберрации присутствуют, и легко правятся при обработке файлов формата RAW в графическом редакторе. Максимума эти оптические искажения достигают при зажатии диафрагмы до f/16,0.
Линза продается с огромной блендой Nikon HB-31, защищающей от боковой засветки.
Конечно, если еще раз вспомнить о размере и весе связки «кропнутая тушка Nikon D5200 + профессиональный репортажный зум Nikon 17-55mm f/2.8», то они, по правде сказать, огромны… если сравнивать данную систему с современными компактными беззеркалками. Вот, Павел фотографирует зимний лес на свою камеру Sony Alpha A6000 kit 16-50 (ILCE-6000L).
Выглядит почти, как мыльница, но из-за такой же большой матрицы типа APC-S, выдает не менее качественную картинку… Правда, если на Сони А6000 накрутить светосильный зум вместо штатного Sony SEL-P1650 16-50 mm F/3.5-5.6 E OSS, то это преимущество потеряется. Жаль только, что у Сони нет такого объектива… У Фуджи аналог есть — Fujifilm XF 16-55mm f/2.8 R LM WR, весит чуть меньше (655 грамм) и стоит немного дешевле (73 тысячи рублей). Если интересует, обзор беззеркалок Sony Alpha A6000 и Fujifilm X-E2, сравнение их характеристики и наборов оптики, представлены в отдельном обзоре.
Не удивляйтесь, что некоторые пейзажи в сегодняшнем отзыве сняты на полностью открытой диафрагме f/2.8 – снег залепил видоискатель и замерз в окуляре, поэтому временами я ничего не видел, и не отражал, какие настройки стоят на камере Никон Д5200. Почитайте рассказ о прогулке по деревне Нижнеиргинское два года назад – там во второй половине есть советы, как предотвратить выход фотоаппарата из строя при съемке в мороз.
Давайте теперь посмотрим, как репотражный Nikon 17-55mm f/2.8 справляется со съемкой портретов.
Хотя… показал образцы портретных кадров на широком угле… Раззява! Все ведь знают, что снимки в этом жанре рекомендуется снимать на фокусных расстояниях 50 мм и выше.
А ещё я использую Никон 17-55 f/2.8 для нетрадиционных нужд: для фотоохоты. Вот скажите мне, только я один вижу на следующем снимке двух медведей, будто сошедших с картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу»?
Как же жалко, что на этом пленэре нам не повезло со светом! Представьте только, как выглядели бы эти сугробы, если бы солнышко осветило их вечером нежным персиковым светом!
Если вы дочитали до этого момента и все еще удержались от того, чтобы зайти на Яндекс-Маркет, чтобы проверить цену на сие чудо технологической мысли японских инженеров, то пора это сделать. Алчные торговцы просят за новый экземпляр Nikon 17-55 mm f/2.8G DX IF-ED Zoom-Nikkor AF-S аж 87’000 рублей. Госпадя, за жестяную консервную банку с грудой стекла! Может быть есть альтернативы?
Может быть, есть альтернативы? Конечно! Мы же живем в век развитого капитализма. Вы можете купить более дешевые аналоги, выпускаемые сторонними производителями: Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon F, Tamron SP AF 17-50mm f/2.8 XR Di II LD Aspherical (IF) Nikon F или ныне у нас не продаваемый Tokina AT-X 165 PRO DX Nikon F. Пока в руках эти стекла не подержу, ничего о них не могу сказать, хотя сам, в свое время, очень пристально глядел на Сигма 17-50/2,8. Поясню лишь, что покупая родное стекло я получаю гарантированное отсутствие проблем с фронтфокусом и бэкфокусом, высокую скорость фокусировки и предсказуемое качество изображения.
Что же, мы с вами разобрали основные недостатки объектива Никон 17-55, и увидели, что на каждый минус нужно задавать вопрос: «В сравнении с чем?»
Если вы сравниваете высокую цену Nikon 17-55mm f/2.8 с дешевым КИТовым зумом Nikon 18-140mm f/3.5-5.6, то посмотрите примеры снимков с него на Nikon D5300, и еще раз перечитайте урок фотографии «Зачем мне нужны светосильные объективы».
Если думаете, что фиксы дешевле, просуммируйте стоимость каждой линзы в наборе, который заменяет один Никон 17-55, и примите решение.
Считаете, что эта линза стоит дорого в сравнении со светосильными аналогами от сторонних производителей? Мг-гу… А вы пробовали на докстанции добиться того, чтобы у зума не было фронтфокуса на длинном конце и бэкфокуса на коротком?..
Что касается высокой цены… Еще раз: в сравнении с чем? На страницах блога я сто раз говорил, а опытные фотографы поддерживали: лучше купить дешевую тушку и к ней дорогой объектив, чем платить тройную цену за новинку, у которой матрица не отличается от более старой модели, и простенький КИТ к ней. Посмотрим, что у нас предлагается на сегодняшний день с матрицами 24 мегапикселя, как у Nikon D5200: 1) начальный уровень Nikon D3200, Nikon D3300 и Nikon D3400; 2) любительские Nikon D5300, Nikon D5500 и Nikon D5600; продвинутые Nikon D7100 и Nikon D7200; профессиональный Nikon D500 (сенсор 21,5 Мп).
У всех у них матрица по характеристикам ИСО, цветопередачи и динамическому диапазону практически не отличается. Разница – в основном, в том, что на более новую модель можно поставить опцию себестоимостью 100 рублей, и спросить за это с покупателя 10 тысяч рублей. И по соотношению качества картинки, удобства пользования и стоимости всех положит на лопатки Nikon D7000, который на вторичном рынке сегодня стоит 30 тысяч.
Комплект б/у камеры и подержанного стекла Никон 17-55 обойдется в 75 тысяч рубликов. Сравним стоимость с более новыми тушками, комплектуемыми КИТовым объективом Nikon 18-140:
- Nikon D7200 KIT 18-140mm – 86 т.руб.
- Nikon D5600 KIT 18-140 – 76 т.руб.
- Nikon D3400 KIT 18-140 – 52 т.руб.
Ну и… дорогой объектив? Да! Очень… Но с ним можно собрать очень качественную и функциональную систему, которая обойдется дешевле, чем стоит любительский КРОП Никон Д5600 со стеклом, уступающим по качеству тому, что мы сегодня рассматриваем.
На этом свой небольшой обзор профессионального зум-объектива Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor заканчиваю. Если вы читали статью со спором о том, что лучше купить: старый профи Nikon D300s или Nikon D7000, то знаете, что матрицы современных кропнутых зеркалок имеют схожие до смешения параметры, поэтому сегодняшний обзор можно считать и примерами фото с Nikon D5300, и с Nikon D7100, и Nikon D3300, и остальных моделей.
Если моя писанина вам понравилась, буду благодарен, если прямо сейчас в адресной строке браузера выделите ссылку на неё, скопируете и поделитесь в социальных сетях со своими друзьями. Всем будет польза: товарищам вашим, может, пригодиться информация, когда они будут решать вопрос, какой объектив выбрать на свой Nikon D7200 или Nikon D500, они скажут вам спасибо и к вашей карме прибавится лишний плюсик, а я подниму на одну ступеньку свой блог в ранжировании его поисковыми системами Яндекс и Гугл.
А если вы еще не подписались на извещения о выходе новых публикаций (ссылка ниже), то рекомендую срочно это сделать. Ведь на очереди в раздел «Фотодело» — статья о том, для чего я использую ширик и телевик, и как правильно фотографировать телеобъективом. Подписка позволит вам не пропустить чудесный момент, когда сей опус выйдет из-под моего пера клавиатуры. Удачных вам фотографий, други мои!
P.S. Отдельная благодарность Галине и Павлу за интересную компанию, и за то, что вытянули в этот чудесный зимний день на прогулку в Оленьи ручьи, обогрели горячим кофе, откормили и всячески развлекали! 😉 В комментариях ниже представлено несколько снимков, снятых в эту поездку на полный кадр Nikon D610 и Nikon 24-70mm f/2.8G, а также на беззеркалку Sony A6000 KIT 16-50.
Отличная получилась поездка! Спасибо! 🙂 Хорошие фотографии! Замечательный отчет! Спасибо за обзор объективов… лишней информация не бывает. 🙂
Спасибо, Павел, и тебе за компанию, и за комплименты. Позже еще попрошу у тебя некоторые снимки, чтобы показать читателям статьи, как выглядит объектив Nikon 17-55mm f/2.8 с тушкой Nikon D5200 в экстремальных условиях. Ну и, чтобы убедиться, что современные кропнутые камеры снимают почти одинаково. А твои фотки с Sony A6000 KIT 16-50 больше даже нравятся. Мастер! 🙂
Ну ты, конечно, сказанул: «Дешевый, но тёмный Никон 18-300 f/3.5-5.6»! Средняя цена сейчас — 69 890 руб., по данным Яндекс-Маркет, и никогда он дешёвым не был: больше 1000$ всегда была стоимость. Может, всё-таки имелся в виду Nikon18-55 f/3.5-5.6? Тогда конечно, б/у можно и за тысячу забрать, ведь киты, зачастую, дешевле отдельных тушек продают.
А вот насчёт «16-80 f/2,8-4» ещё надо сильно сравнивать, ведь диафрагма f/4 на ФР=80 — это очень небольшая ГРИП, плюс 3-4 стопа за счёт стаба для съёмки портретов с рук очень пригодятся. Ну и пейзажи тоже в сумерках лучше снимать, по-любому. Вот только, кто бы дал этот 16-80 на тест…
А вообще обзор понравился, ещё бы портретик при максимальном ФР и открытой диафрагме при «нормальном» свете, можно поясной или ростовой (но ни в коем случае не лицевой, конечно). Я бы со своим полтинником сравнил, я всё равно для приемлемого ГРИПа прикрываю диафрагму до f/4-5,6 на таких расстояниях.
Привет, Олег! Тут ты меня поймал на слове: я всегда был уверен, что Nikon 18-300 стоит недорого… 🙂 Такая цена просто шокировала, учитывая, что его в отзывах не особо хвалят (хотя версия для полного кадра Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S Nikkor, вроде, вопросов у владельцев не вызывает.
По поводу замечаний с диафрагмой f/4.0 — тут нужно мне было добавить, что вопросы выбора объектива, областей его применения, разных нюансы значительно более широкие и разнообразные, чем по выбору тушки. Вот мы с тобой в сравнительном обзоре «Никон Д5100, Никон Д5200 или Никон Д5300» спорили до смерти, нужны или нет 39 точек фокусировки… В сегодняшней статье я все кадры сделал на Nikon D5200, фокусируясь по центральной точке, задействуя функцию «блокировки фокусировки» и, где нужно, перекадрируя снимок.
Моя главная цель была в том, чтобы проверить, действительно ли матрица с мелким пикселем хуже, чем крупным. Я разницы в картинке между Nikon D5200 и Nikon D5100 по четкости и резкости не увидел… Получается, что всё, о чем писал раньше, о том, что на мелком пикселе нужен более качественный объектив, оказалось заблуждением? 🙁
Можно сказать, что мол Nikon 17-55mm f/2.8G — это топовый объектив, а вот на более дешевом будет другая история… Но я позже выложу снимки, что сделал Павел на Sony A6000 KIT 16-50, в которой почти 25 Мп матрица стоит — не хуже, а даже лучше снимки получились. 🙂
Если быть точным, то Nikon 17-55mm f/2.8G вполне разрешает матрицу 24 Мп, несмотря на его «солидный возраст». Ценник, конечно, тоже адский, но альтернативы для кропа пока тоже нет: Nikon 16-80mm f/2.8-4E ED VR, в силу своих оптических особенностей, сложно сравнивать, и ценник на него выставили, соответственно более щадящий.
Сигма с Тамроном, к сожалению, ПОКА не сделали реального конкурента, хотя Sigma AF 18-35mm f/1.8 DC HSM Art и новые фиксы от Сигмы и Тамрона впечатляют (сужу по доступным обзорам и своему Tamron 90mm f/2.8).
По набору фиксов — у Никона, конечно, не богато с небольшими фиксами для кропа. По сути, для перекрытия диапазона хватило бы фиксов на 18-20мм, 35мм (с ним всё нормально, кроповый f/1,8) и 50 (тоже аккуратненький ФФ 50мм f/1,8). В этом плане, зато у Олимпуса на системе 4/3 всё неплохо: можно спокойно распихать по маленьким кармашкам «пачку» мелких фиксов.
Олег, в обсуждении объективов для полного кадра Павел Черталев задавал вопрос, на который я не смог ответить: все утверждают, что если разрешающая способность объектива хуже, чем у матрицы, то это плохо. Я пытался понять, но так и не нашел логического обоснования. Может ты сможешь прояснить ответ на него?
А что тут размышлять: если объектив не разрешает матрицу, то есть мылит, то ты не сможешь получить изображение, на котором соседние пиксели ПОЛНОСТЬЮ отличаются по тону и цвету (речь идёт о «проявленном» изображении, конечно), а соответственно, смысл в высоком разрешении отпадает.
Я, когда только купил свой аппарат, специально разглядывал кадры с мелкими фрагментами и убедился, что соседние пиксели могут быть совершенно противоположными — белый и чёрный, красный и голубой, и был от этого в сильном восхищении, ведь на мыльницах, с матрицами даже среднего размера, такого не добьёшься. Кстати, это подтверждает, что мой китовый объектив Nikon 18-105 имеет неплохое разрешение — он достаточно свежий, и впервые китом стал поставляться с Nikon D90, но инженеры Никон заложили запас по разрешению, достаточный для матриц вплоть до 24Мпикс.
Это, кстати, является одной из причин, почему я до сих пор не заменил свой кит на что-то более дорогое — неродные зумы класса 17-55 обладают схожим разрешением, и выигрывают в пределах 20% лишь в центре кадра, и не на всех диафрагмах (при этом, у них хватает своих проблем), у Nikon 16-85 тоже выигрыш невелик (это понятно, ведь он старее), а фокусное 105мм оказалось очень востребованным для съёмки лицевых портретов. Никоны 16-80 и 17-55 пока просто не тяну по цене, да и имеющиеся фиксы во многих ситуациях дают более интересный результат.
Сейчас приложу схему, поясняющую то, что я не понимаю. В моем представлении, если есть идеальный по разрешению объектив, который может нарисовать наклонную линию так, чтобы не было видно «лесенки» на матрице 16 Мп от Nikon D5100, то на сенсоре Nikon D5200 с его 24 Мп, такая линза и подавно должна рисовть без «ступенек». Вот посмотри схему…
Рисунок 1. Объектив Nikkor 16-80/2.8-4E DX VR с хорошим разрешением, матрица — с низким, как у Никон Д5100. Видим большие зазубрины на линии.
Рисунок 2. Тот же объектив Никон 16-80/2,8-4, но на матрице Nikon D7200 с большим разрешением. Зубчики стали в 2 раза меньше, т.е. картинка более четкая.
Не понимаю логики, почему на мелкопиксельной матрице «объектив не разрешает» и резкость, по утверждению очень многих фотографов, теряется. Для меня выглядит логично: матрица в 16 Мп не может нарисовать четко картинку, в отличие от 24 Мп, хотя линза её экспонирует на плоскость сенсора чётко.
Ты опять ставишь всё с ног на голову: картинка с РЕЗКОГО объектива как раз будет со ступеньками, а вот мыльный размоет границы, и вместо лесенки ты ВИРТУАЛЬНО увидишь более гладкую линию.
Не, ты меня не понял. Резкий объектив даст «лестницу», в отличие от «тумана» нерезкого — согласен. Но почему все говорят, что резкий объектив даст мыло на мелкой матрице, я не пойму. По схеме, что я указал, нерезким должно быть изображение на сенсоре с крупным пикселем, так как «ступени» у неё выше.
И еще раз говорю: мы обсуждаем один и тот же объектив.
И второй вопрос: какая разница, что у Nikon D5200 разрашение выше, чем у Nikon D5100, если разрешение монитора в 72dpi или в 96dpi все равно меньше, чем у матрицы фотоаппарата?
Ладно, с мылом от резкого объектива я с тобой согласен. А что касается преимущества матрицы 24 Мп против 16 Мп, то их несколько:
1. При съёмке макро или мелких объектов вдалеке «нормальным» стеклом я могу сильнее кропить изображение в центре — на 20-30%, а это — очень немало.
2. Чувствительность 24 Мп матрицы не ниже, как заявляют некоторые, а даже несколько выше (совершенно другая разработка), поэтому на высоких ИСО я могу лучше давить шумы.
3. То же касается и при средних, и низких ИСО — программно я могу сделать картинку резче при уменьшении, программа для обработки учитывает больше пикселей.
Насчёт недостатка микросмаза я тоже согласен, но в Nikon D7200 с этим вроде успешно поборолись (хотя в Nikon D5200 зеркало полегче, и в совокупности с относительно тяжелыми объективами микросмаз будет значительно меньше), правда, в таких эктремальных условиях я не так уж и много снимаю. Тогда уж, надо брать ФФ с матрицей 6 Мп для репортажа, в идеале.
Но вообще Никон 17-55 2,8 с полтинником Никон 50мм f/1.8 не сравнить, он проиграет. Я и постарался в статье написать, что репортажный зум хорош тем, то выдаст резкую картинку в сложных условиях (по свету, по частоте смены сюжета), и этим он лучше, чем набор фиксов.
Но в сравнении с Nikon 50mm f/1.8G изображение с него, действительно, скучненькое, и для художественного портрета подходит меньше. Опять же, с оговоркой, что мастер снимет потрясающий портрет и на стекло от пивной бутылки. 🙂
Понимаешь, я немного плотнее занялся портретным жанром, и с СЕГОДНЯШНИХ позиций понял, что портрета без обработки практически не бывает. Конечно, съёмка на «портретник» упрощает задачу фотохудожника, но без Фотошопа всё равно не то, а из резкого, высокодетализированного кадра гораздо проще сделать мягкий портрет, чем наоборот.
Например, мой Tamron 90mm f/2.8 на диафрагмах до f/4 достаточно «мягкий», но при съёмке лицевого портрета приходится диафрагму прикрывать, и потом «дорабатывать напильником», если не хочешь, чтобы были резкими только глаза или кончик носа. 🙂
И, кстати, в цикле «передач» на Ютюбе о том, как мастера фотографии снимают шедевры на «что попало», я обратил внимание, что гламурная фотограферша была изначально с фотиком типа 5Д Марк-2 или Марк 3 и объективом 24-70 от Кэнон, то есть совсем не фиксом-портретником, а лица они тоже дорабатывают фотошопом.
Апис, еще немного — и ты согласишься со мной, что практически любое фото следует хоть немного обрабатывать, не только портреты. 🙂 Наверное, Тамрон 90мм f/2.8 софтит на приоткрытых, так как спроектирован, в основном, для макросъемки, где приходится зажимать диафрагму по максимуму.
А я с самого начала пользования зеркалкой не использовал ни одного кадра во внутрикамерном JPEG — и Лайтрум начал осваивать, ещё будучи владельцем продвинутой мыльницы с возможностью съёмки в RAW. И в первые полгода использования зеркалки весьма неплохо научился пользоваться коррекцией тонов в Лайтруме, стал разбираться в цвете. Так что, всегда говорил: «То, что выходит с камеры — это заготовка, более или менее готовая к употреблению, но практически никогда не готовая полностью. Ведь, элементарно, идеальный свет практически никогда не удаётся поймать (мы ведь снимаем не в студиях), и хотя моя камера достаточно неплохо сама угадывает цветовую температуру, коррекция других параметров всегда необходима. При съёмке в городе — ещё и правка геометрических искажений. Про остальные ситуации, типа лишних объектов в кадре или склейки HRD/панорам я вообще молчу, а ведь это — огромное поле для применения творческих задумок.»
А насчёт софта на открытых — так это не особенность Тамрон 90мм, это свойственно всем объективам (ну, может, кроме очень тёмных зумов): посмотри таблицы разрешения на Photozone.de, хотя бы для своего Nikon 17-55mm f/2.8 — максимальное разрешение на 17 мм у него наступает при диафрагме f/4, а на остальных ФР — только на f/5,6, причём это — по центру кадра, по краям разница ещё более значительная. Кстати, Tamron 90mm f/2.8 — это не только отличный макрик, но и универсальный длиннофокусник.
Сергей, вы прямо словно в снежном царстве побывали. А ты зря сетуешь, что не было солнца — фотографии хороши, прямо зима-зима. В этом плане мне особенно понравились фото 16, 17, 22 и 24. Портреты с птичками классные. Как это вам удалось пернатых приручить?
Спасибо, Валентина! В принципе, я зря жаловался: у природы нет плохой погоды. Кто-то из классиков говорил, что нет ничего страшнее, чем безразличие, что лучше любить или ненавидеть, но не оставаться безразличным. И в песне «Машины времени» говорится:
«…В сущности, буря — пустяк,
В буре лишь крепче руки,
И парус поможет, и киль.
Гораздо трудней не свихнуться со скуки
И выдержать полный штиль…»
Это я к тому, что погода была необычная, эмоциональная, «неравнодушная», и так даже интереснее, чем если бы просто солнышко светило… хоть мы сетовали на его отсутствие.
Именно в этом году что-то с птицами стало: мы и в природном парке «Бажовские места» гуляли, и поползни с синичками за нами долго вдоль тропинки летели и на пустую руку садились. И в «Оленьих ручьях» были в декабре — там тоже самое. В этот раз взял с собой корм для птиц — не захотели есть. Буду в следующий раз искать свежие, несоленые семечки.
Сергей! Ты же сам сказал: купил корм для попугаев… а они — не попугаи. Но удивили. С голодухи бы всё ели, наверное. Значит у них всё хорошо, не голодают. А нас очень порадовали!
Я рада, что наше знакомство перешло в статус реального. Рада, что поездка всё-таки состоялась. В любом случае, каждый что-то получил от этого. А тест объектива Nikon 17-55mm f/2.8 в трудных погодных условиях показал, что погода вторична… Ведь главное — понимание своей камеры, возможностей своего объектива. Спорить, что светосильные линзы имеют огромное преимущество перед китовыми глупо. Я пользовалась DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6G долгое время. Сейчас в пользовании Sigma 18-200 mm f/ 3.5-6.3 DC OS HSM. Может так казалось, но родной никоновский объектив мне нравился больше. Казалось резче, стабильнее фокусируется.
Сергей дал возможность в эту поездку попользоваться светосильным Nikon 70-200mm f/2.8G? Правильно? Я думаю, я не готова к таким размерам и весу. Нет особой необходимости, чтобы платить и цену. Но менее размерное (как Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor) хотелось бы.
Сергей красочно расписал погодные условия в поездке: «Снег залепил видоискатель и замерз в окуляре, поэтому временами я ничего не видел, и не отражал, какие настройки стоят на камере Никон Д5200.» Вот в таких условиях я пофотографировала полнокадровой камерой Сергея. Настройки Nikon D610 я не отражала совсем, показ фото после съёмки был отключен. Можно сказать «пощёлкала» вслепую. Но процент резких кадров вышел примерно 80%. То есть почти все! А опытным фотографом меня не назовёшь… чуть продвинутый любитель, скорее.
Имея абсолютно разные задачи в этой поездке, мы все получили свою порцию полезного для дальнейшего развития и обучения своих возможностей. Я подсмотрела у Сергея несколько приёмов сделать «живую», эмоциональную фотографию в путешествии. Общение с фотографами разного уровня, имеющими разное оборудование, очень развивает и нас, обладающими менее профессиональным набором. Увидеть, как это снималось и потом посмотреть готовые фотографии — для меня огромное удовольствие и опыт. Всегда какой-то шаг вперёд.
Сергей! Надеюсь, что наши маршруты ещё не раз пересекутся. Спасибо огромное за эту поездку! Всем «своих» любимых камер, объективов и «фотографического» света в путешествиях!
Галина, тоже благодарю за совместную поездку! Было приятно увидеться, пообщаться на разные фотографические и туристические темы. Учитывая, что мы года два с половиной собирались на совместный пленэр, трудно прогнозировать, что будет дальше. Но мне тоже понравилось сравнивать «как это снималось» и затем «что из этого получилось». 🙂 И, как я говорил в комментари твоих снимков в соцсетях, интересно было обнаружить, что у всех трех фотографов оказался разный взгляд на одни и те же сцены.
Сначала ты фотографировала на Nikon D610 + Nikon 70-200mm f/2.8 + телеконвертер Nikon TC-14E II, который «растянул фокусное» до 96-280 мм, поэтому снимать было неудобно. Только синичек… 🙂 Кстати, я сам на эту связку еще только дома пару пробных, технических кадров сделал, а ты уже её полностью протестировала. 🙂
Тоже желаю удовлетворения от тех фотоаппаратов и объективов, что есть на руках, а к ним — умения видеть кадр, делать классные снимки и получать удовольствие от общения с природой, от фотосъемки, от результатов!
Да, чудесный фотоотчет, засмотрелся и зачитался — не знаю, чего больше! Впечатлительно отличие фото со светосильным стеклом Nikon 17-55mm f/2.8 от штатного, о чем я тебя ранее спрашивал. Получил полный ответ и удовольствие. Мне нравится репортажная съемка, но такой объектив мне сейчас уже не по карману: давно на пенсии, а раньше мог, но времени не было. Диалектика… ничего не поделаешь.
Теперь получаю удовольствие от твоих, Сергей, репортажей, за что спасибо — красиво и понятно объясняешь. Чувствуется твоя нешуточная увлеченность делом. Очень понравились фото №3, 11, 14, 27, 30 (явно видно двух медведей на поваленном дереве), и №34 — это чудный репортажный кадр.
Здравствуй, Геннадий! Вчера не было времени опубликовать несколько фотографий Павла и Галины (сейчас попросил их подготовить несколько снимков к размещению в блоге) — так вот, он снимал на Сони А6000 с КИТовым стеклом Сони 16-50, и получил также великолепную резкость и четкость. Начинаю думать, что, может, и прав Павел Черталев, утверждающий, что у всех линз при одинаковой диафрагме рисунок одинаковый получается… 🙂 А дело больше — в обработке снимков.
По поводу того, что он не по карману — понятно, что он только для тех, кому денег некуда девать… Большинство фотолюбителей остановится, все же, на недорогом универсальном (пусть и темноватом) зуме + пару фиксов. Или возьмет альтернативу: Сигма 17-50 2.8 или Тамрон 17-50 2.8, как у тебя. И будет этого вполне достаточно.
Большое спасибо за комплименты к фотографиям. Тут я нечестно поступил с фото №20, так как «медведей» первым Павел увидел, а я уж потом их только снял. Нужно было автора идеи обозначить.
Кстати, о Тамроне: у меня есть Tamron SP 17-50mm F/2.8, которым я редко пользуюсь по причине шума, когда отрабатывает настройки. Не знаю, все ли они такие или только мой.
Геннадий, не знаю, как в Tamron SP 17-50mm F/2.8, но, по-моему, в Sigma AF 17-50mm f/2.8 EX DC OS HSM Nikon F стабилизатор «щелкает» в определенный момент. У тебя такой тип шума? Ну, снимать же это не мешает?
Спасибо, Серж, за этот шикарный репортаж. В первую очередь, меня поразило в нем то, как наши герои, преодолевая погодные условия, получили массу превосходных кадров. Удивительные фигурки из снега на 9-й фотографии в этом отчете, на 30-й, и чудное растение на 14-й фотографии, которое в публикации Павла на Фейсбуке я назвал «Так вот ты какой, северный одуванчик» 🙂 — это те кадры, которые в очередной раз доказывают, что Природа-Выдумщица может сотворить чудо даже из замерзшей воды — надо это чудо просто увидеть. 🙂
Пейзажи на 3-ей, 15-й и 17-й фотографии просто восхитительны: в них объединены и ощущения спящей под снегом природы, и масштабность изображенного на этих фото. Конечно, если бы погода не была такой коварной, можно было бы ожидать более «яркого» настроения на фото. Но и то, что я увидел в репортаже, очень душевно передает настроение зимней природы у вас. Это, что касается фото.
Что касается объектива, у меня сложились очень неоднозначные впечатления о нем, и пока что я не поменял своего мнения, что для любителя, пользующегося «любительской» системой DX, даже продвинутого, это — выброшенные деньги… Ну или, скажем так: траты, которые могли бы быть другими и более эффективными, на сегодняшний день.
Возможно, эту мысль проиллюстрировал в этом репортаже и ты, когда из 35 снимков выложил на открытой диафрагме порядка 7-10 (я не считал специально — можно сесть и еще раз пройтись по твоему отчету). То есть светосила в твоем случае была практически не востребованной, или фото с большой апертурой были сделаны не очень понятно зачем — как снимок №14, где фокусное ФР=19. То есть выдержки 1/60, а не 1/400 было бы достаточно с лихвой, а соответственно, любой объектив на этом фокусном справился бы с этим кадром, если прикрыть диафрагму и поднять чувствтительность, как ты сделал это в соседнем же кадре, где ISO — порядка 1000, при этом здесь, в блоге, они выглядят сопоставимо.
Однозначно, светосила была востребована в паре кадров, где за счет апертуры f/2.8 удалось получить красивое размытие заднего плана на портретах… Но, повторюсь, чуть изменив геометрию кадра, непохие портреты можно было бы получить на более длинных фокусных и чуть с меньшей апертурой. Могу это ответственно заявить, как владелец Nikon 18-200 3.5-5,6 и бывший владелец Nikon 24-85mm f/3,5-4,5. Вот без обработки в фоторедакторах, из внутрикамерного Jpeg, пример такого крупнолицевого портрета.
fotki.yandex.ru/next/users/viroday/album/447471/view/1248440?page=0
Поэтому, я бы не сбрасывал со счетов вариант дешевле: Никон 16-80 2.8-4, которого не было в производстве, когда ты покупал Никон 17-55, и в котором, чуть-чуть пожертвовав светосилой на длинном конце, добились более удобных, универсальных фокусных…
Но, учитывая экстремальные погодные условия, и то, что объектив Nikon 17-55mm f/2.8 с честью отработал эту сессию, могу заметить, что ввиду большей хрупкости конструкции, тот же Nikon 18-200 тут же превратился бы в водосточную трубу: телескопические фрагменты его корпуса абсолютно не защищены. То же касается и Nikon 24-85.
Вот, если подержать в руках Nikon 16-80mm f/2.8-4, то можно было бы составить более полное представление, но пока у меня это не получилось.
Спасибо, Олег, за добрые слова — всегда удивляюсь, как ты умеешь хвалить и создавать приятное настроение. 🙂 Скажу только, что удивлен номинациями «приз зрительских симпатий» у тебя и у Геннадия: на мой вкус, самое шикарное фото во всем репортаже — №2. Если бы сказали оставить только один снимок, то я выбрал бы этот кадр. Ну, может еще 8-й и 22-й… «Одуванчик», «птички» и остальные — есть неплохие кадры, но не такие, как этот заснеженный лес на втором снимке.
По выбору объективов спорить не буду: уже много раз говорил — если с выбором тушки всё более-менее ясно (её можно одну выбрать), то определить, какой купить объектив — просто невозможно. Имеются десятки комбинаций, ни одну из которых нельзя назвать правильной. Взять один качественный зум и снимать только им — можно, если устраивает качество. Купить Nikon 17-55mm f/2.8 — я уже писал в обзоре: несмотря на «скучный» рисунок, я име очень доволен и сейчас бы взял снова, а на полный кадр взял такой же аналог. Нет, остановиться на более длиннофокусной версии Nikon AF-S DX Nikkor 16-80mm f/2.8-4E ED VR — тоже вариант, против которого я сильно возражать не буду. Всё это — вопрос предпочтений, условий съемки и придирки к качеству картинки конкретного фотографа… точнее — личности. 🙂
По фейсбучной привычке поискал кнопку «Лайк» под комментарием, не нашел, поэтому мысленно лайкну с уточнением: недавно ты высказал мысль, противоположную той, которую пару лет назад высказывал в блоге.
Если я не ошибаюсь, история покупки твоей машины выглядела так: сначала тебя посетила мысль взять изделие местного автопрома, но кто-то из инстукторов сказал: «Ездить ты научишься за год, а потом будешь думать, что делать с этим такзиком». И ты взял классный внедорожник.
Думаю, с приобретением фототехники такое правило тоже имеет право на жизнь: по возможности, приобрести сразу такой комплект, как у тебя, фулфреймовый, до которого по цене можешь дотянуться. Причем, я вижу, что прослеживается в кругу моих знакомых некая закономерность: все мои фотографы-энтузиасты, по факту, купили себе комплекты, в которых соотношение цены боди и штатного объектива приблизительно — один к одному, один к полтора.
На сегодняшний день тебя это — Nikon D610 и Nikkor 24-70 2.8 (у нас они сопоставимы по цене). У меня, например , это — Nikon D5100 за $300 и тревелзум Nikkor 18-200 (покупал б/у за $220). Сейчас это был бы, например, Nikon d5500 и тот же Nikon 18-200 второй версии — $600 плюс $600, приблизительно.
Но это так, просто наблюдение, которое в других случаях может не иметь подтверждения. Во всяком случае, пока что постулат, что лучше взять дешевле тушку и тревелзум более высокого класса, никто из моих знакомых не реализовал, а все ДОСТРАИВАЮТ свой комплект оптикой, которая имеет нужные характеристики для КОНКРЕТНЫХ случаев и соответствует предпочтениям КОНКРЕТНОЙ ЛИЧНОСТИ, как ты пишешь. 🙂 Поэтому, тот комментарий, где ты советуешь ПОСТЕПЕННО повышать класс оптики (не найду его сходу, он где-то в соседней теме) несколько идет вразрез с тем, как это происходит у нас всех, включая тебя.
Ты же не взял Nikon 24-70 2.8 на Nikon D5100? В этом просто нет смысла, правда? Но? если в случае с автомобилем можно быстро научиться ездить, и тогда ты по полной используешь весь потенциал и потребительские свойства автомобиля с первых этапов, то в случае с фототехникой — креативным по сути арсеналом, возможность получать вменяемый конечный результат может так и не наступить у воспылавшего страстью к фотографии.
У меня есть масса примеров, когда люди брали себе Canon 5D Mark ll, Canon 5D Mark lll и получали кадры не лучше, чем на смартфон. 🙂 Поэтому, эта твоя публикация меня еще раз утвердила в мысли: выбор в одном классе фотодевайсов (класс DX у Nikon, например) оптики, которые ЗНАЧИТЕЛЬНО дороже боди, носит очень направленный и неуниверсальный характер, и больше отражает запросы конкретного фотохудожника, как ты, например, и вряд ли может служить универсальным ориентриром.
P.S. Мне все же интересно, собирается ли кто-то из присутствующих здесь покупать Nikkor 58mm f 1.4 — у нас стоимость этого фикса приближается к $2000. 🙂
Если да, поделитьсь, что вы им собираетесь делать. 🙂
Олег, не вижу противоречий в своих словах, лишь нужно дополнение. Считаю, что объективы топового уровня, как Nikon 17-55mm f/2.8 или Nikon 16-80mm f/2.8-4.0, относятся ко второму эшелону. Т.е. фотолюбитель должен задумываться о возможности их покупки только, когда он в состоянии сам, без подсказок со стороны, решить, что ему важнее: f/2.8 на 55 мм или f/4.0 на 80 мм.
Также не отхожу от своей формулы: наилучшая покупка для начинающих – дешевая тушка + дешевый КИТовый объектив типа Nikon 18-55, Nikon 18-105 или Nikon 18-140. Лучше брать подержанными и то, и другое.
И я не нарушал этот принцип при переходе на полный кадр. В своем обзоре я писал, что мечтал о Никон Д750, но приобрел Никон Д610, так как решил взять к нему более качественную линзу. На момент покупки комплект Nikon D750 + Tamron 24-70mm f/2.8 стоил столько же, что и Nikon D610 + Nikon 24-70mm f/2.8, и я выбрал более простую камеру, но с самым качественным зум-объективом для неё.
Репортажный зум Nikon 24-70mm f/2.8 я бы не стал покупать для КРОПа, даже для топовых Nikon D7200 или Nikon D500, но не потому, что он слишком дорогой, а потому, что теряется универсальность. Дело в том, что покупая Nikon 17-55mm f/2.8, я имею очень качественное, светосильное стекло, предлагающее мне возможности и широкого угла, и портрета. Пожертвовав немного светосилой, могу поставить на кропнутую зекалку Nikon 16-80mm f/2.8-4.0, получив небольшой теледиапазон на длинном конце, и, опять таки, ширик (надо смотреть инструкцию: подозреваю, что в Никон 16-80/2,8-4 на фокусном 55мм диафрагма может выставляться примерно f/3.2).
Если же я ставлю полнокадровый Никон 24-70/2,8 на КРОП, то на широком конце теряю возможности ширика. Вот причина, почему я бы его не купил для Никон Д7200.
Если бы я не перешел на полный кадр Nikon D610, сегодня мой комплект фототехники выглядел бы следующим образом:
Тушка Nikon D7000 body. Преимущества 7-й серии перед 5-й серией Апис описал в комментарии к статье с примерами фото на Nikon D3200 KIT 18-105 + макрик Nikon 105mm f/2.8 + Гелиос-44-2 2/58.
Универсальный зум Nikon 17-55mm f/2.8G.
Телевик Nikon 70-200mm f/2.8 или Nikon 70-200mm f/4.0 – в статье про светосильный объектив написал, что пока не определился, не зря ли я взял здоровый и тяжелый телеобъектив.
Широкоугольный Tokina AT-X 116 Pro DX II Nikon F – в последнее время страдаю из-за того, что на Samyang 14mm f/2.8 нет автофокуса, а ширик мне нужен для стрит-фото и репортажа. Ну, или Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor.
Конечно, на сэкономленные деньги еще бы и макрик взял, как у Аписа: Tamron SP 90mm f/2.8 Di Macro 1:1 VC USD (F017) Nikon F или даже Tamron SP AF 180mm f/3.5 Di LD (IF) 1:1 Macro… Ну и, художественные линзы, типа Сигма Арт или, хотя бы, полтинник от Никон. Но это – опции, основную оптику описал выше.
Серж, признаюсь в страшном. 🙂 Я люблю людей. 🙂 И люблю портреты, ибо это — застывшее мгновение жизни какого-то человека. Ушедшее мгновение. Которое удалось сберечь. 🙂 Поэтому мне больше всего понравились фото Павла и Галины — номера 26, 27, 28 и 29, и твое первое. Просто, в силу специфики обсужения, я акцентировал внимание именно на пейзажных работах.
Олег (я, кстати, твой тёзка, но для удобства пусть останусь Аписом), я согласен с эмпирическим соотношением цены тушки и «штатника», правда в первоначальном комплекте у меня объектив Nikon 18-105 был примерно в 2,5 раза дешевле, чем тушка Nikon D5200.
Самый дорогой объектив сейчас у меня примерно в 1,5 раза дороже тушки, но я его купил, по случаю, за полцены, хотя и облизывался на новый в магазине. Правда, совокупная стоимость парка объективов, на сегодня, раза в 3 выше body, но зумы перекрывают диапазон фокусных любого мыслимого тревела, да ещё плюс 3 фикса для съёмки портретов, из которых Tamron 90mm f/2.8 — один из лучших «непрофессиональных» макриков.
Хочу также отметить, что Сергей покупал Nikon 17-55mm f/2.8 тоже не новым: за вполне умеренную цену, соизмеримую со стоимостью его тушки в новом состоянии.
Добавлю фотографии, которые сняла Галина на мой полный кадр Nikon D610 и репортажный зум Nikon 24-70mm f/2.8 (также вставил в статью фото №2-1, снятое на эту тушку с телевиком Nikon 70-200mm f/2.8 и экстендером Nikon TC-14mm II).
Снимок 1. На подвесном мосту. Параметры съемки: f/4.5, 1/160, 125, +0.7, 70.
Снимок 2. Объектив Nikon 17-55mm f/2.8 чуть не погиб во время съемок… Ну, или автор этого обзора чуть шею не скрутил. f/4.5, 1/50, ISO 450, +0.7, 24mm.
Снимок 3. Во поле лиственница стояла… f/4.5, 1/160, 125, +0.7, 70.
Замечательно! Отличный поход, фото и повествование.
И еще, спасибо за ответ в другой теме про парк Вашей техники и их страну производства. Почему-то там я не смог ответить: под комментарием нет ссылочки «ответить», видать вложенность дерева ограничена.
Игорь, благодарю за отзыв. В руках была классная тушка Nikon D5200 и не менее чудесный объектив Nikon 17-55mm f/2.8, добавьте сюда компанию интересных людей и единомышленников, увлеченных фотографией и путешествиями по Уралу — вот и рецепт хорошего обзора и репортажа. 🙂
Действительно, древо комментариев ограничено 5-ю ступенями — когда они заканчиваются, нужно нажимать «Ответить» на один «сук» выше.
Я помню, Олег, что мы тезки, так как видел Ваши комментарии еще с 2014 года, так что мы — этакие старожилы блога. 🙂 Хотел даже, чтобы не было путаницы, взять какой-то ник типа Хельги — историчесие корни скандинавского варианта нашего имени, но решил, что тогда в комментариях будет путаница.
Признаюсь, я с опаской писал про наблюдение по стоимости тушка/штатный объектив, ибо нет однозначности в этом критериии, и ценовой фактор не является определяющим. На самом деле — можно только пытаться находить параллели…
Вот Сергей считает универсальным объектив Nikon 17-55 2.8, а должен сказать, что первая цифровая камера с APS-C матрицей у меня была Sony R1, и штатный объектив у него был Zeiss 14-71 с апертурой 2.8-4,8. И, если бы не слабые показатели электронной части этого аппарата (верхнее рабочее ISO 800 и медленный контрастный автофокус), то у меня и мысли не было бы переходить на другой фотоаппарат, так как на сегодняшний день именно в линейке Никон я не видел решения такой степени универсальности в плане штатных объективов.
То есть этим штатником можно было снять ВСЕ в условиях хорошей освещенности, когда не давала слабину электронная часть аппарата: от шикарных пезажей до портретов на длинных фокусных, и при достаточно большой апертуре они были с хорошим размытием заднего плана. Можете погуглить «фото Sony Cyber-shot DSC-R1», чтобы убедиться. При этом изачально стоимость всего комплекта начиналась от $900 — вместе с тушкой, а я его брал б/у за $300 в идеальном состоянии.
Поэтому по сегодняшний день в линейке Nikon я не вижу НИ ОДНОГО объектива, обладающего такой универсальностью, которую я видел у шататника Sony/Zeiss. С трудом можно таковым считать недавно вышедший Nikon 16-80 2.8-4.0. Думаю не ошибось, если назову это проделками маркетологов, ибо им глубоко все равно, гениальный ли вы фотограф, профессионал или начинающий любитель — им нужно давать прибыль компании.
Для этого очень выгодно выпускать объективы с каким-то «недо-«: недосветосилой, недозумом, не очень надежной конструкцией, так, чтобы получив что-то одно в идеале, пользователь шарахался из стороны в сторону — от фиксов до светосильных зумов, и по нарастающей, пытаясь найти девайс, который делает «шедевр» по одному нажатию кнопки спуск. 🙂 🙂 🙂
В связи с кризисом, я практически успокоился с расширением парка объективов. Вот штатник Nikon 18-105 бы заменить, и всё, но это — 65-80 т.р., при сомнительном выигрыше. Никон 16-85 — вообще не вариант (надо было бы его брать китом, но не предложили), и тушку бы обновить до Nikon D7100 (за 40 т.р. так и не решился, а теперь — ЖАБА).
Но это всё фигня по сравнению с отсутствием времени: вот нейтральный Vario-ND фильтр уже 2 месяца как лежит «не обновлённый», на диске не проявленными лежат кадры с сентябрьской поездки. Конечно, много в жизни происходит не менее приятного, но фото слегка отодвинулось. ;(
А про маркетологов это понятно, особенно Никоновские жадные, да и другие, на них глядя. А вообще, дело идёт к засилью беззеркалок: и Соня с Фуджиком (как и Панасоник с Оликом) — тому прекрасный пример: как сделают быстрый автофокус, а дело за малым — процесс помощнее, да программистов русских подключить, и китайцы завалят мир дешёвыми тушками с переходниками для объективов любых систем. Но это ещё не один год, побарахтаемся.
Я, в связи с кризисом, решился продать свой Кенон 700Д. Предложили вариант взять Никон Д610 и объектив Никон 24-120 f.4. Вот я и загорелся что-то. Но никому мой Canon 700D не нужен, а ведь новый ещё. 🙂
Игорь, кажется, Вы купили Canon EOS 700D меньше, чем полгода назад: помню Ваше сообщение о покупке… Если Вы уже взяли полный кадр Nikon D610 KIT 24-120, поздравлять не буду, так как такая стремительная смена техники — первый признак болезни фотографа, описанной в статье, на которую когда-то Олег давал ссылку. 🙂
Про болезнь в курсе… 🙂 На момент покупки финансы были только на Кенон 700Д, а тут, как-то бац и сложилось — и по финансам, и по вкусному предложению. Вот и закрылась мысль, а не поменять ли лошадей? Короче мысль такая есть, но пока лишь мысль.
Тоже соглашусь, Олег, что маркетологи придумывают все новые и новые хитрости, чтобы развести фотографа на приобретение новых девайсов. Ну, вздохнем, и постараемся найти в этом что-то хорошее: кабы компании не зарабатывали на новых моделях, они бы обанкротились и у нес не было бы возможности возиться со всеми этими Лайтрумами, Фотошопами и объективами. 🙂
Хочу показать еще примеры фотографий, снятые Павлом на Сони А6000 КИТ 16-50 во время нашего похода. К сожалению, формат блога не позволяет выложить все снимки, чтобы вы могли ознакомиться с разными точками зрения на одни и те же сцены. Поэтому сейчас – только бэкстэйдж и внешний вид объектива Nikon 17-55mm f/2.8 на тушке Nikon D5200.
Фото 1. Съемки на плэнере. Справа Галина с камерой Nikon D610 + Nikon 70-200mm f/2.8 + Nikon TC-14E II. Слева – автор блога с фотоаппаратом Никон Д5200 и объективом Никон 17-55/2,8. Параметры съемки: f/16, 1/30, 100, ФР=22.
Фотография 2. Избушка в лесу. Съемка на Sony Alpha A6000 Kit 16-50. Настройки: f/11, 1/60, 100, -1.0EV, 50mm.
Снимок 3. Камера Никон Д5200 и объектив Никон 17-55/2,8 в сложных погодных условиях. За спиной – мой новый фоторюкзак Lowepro Flipside 400 AW. Снято на Sony Alpha A6000 Kit 16-50. 11, 1/30, 100, -1, 50.
Изображение 4. Обзор Nikon D5200 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8. Фото получено на беззеркалку Sony Alpha A6000 Kit 16-50. Параметры: f/11, 1/100, 100, -1, 23.
Фото 5. Пример съемки на Sony A6000. 11, 100, 100, -1, 16.
6. Съемка пейзажа на Сони А6000 КИТ 16-50. 13, 30, 100, 16.
7. Сравнение фотографий с Nikon D5200 + Nikon 17-55mm f/2.8 и Sony A6000 KIT 16-50mm. 13, 1/30, 100, 16.
В комментариях на Фейсбуке Олег мне задавал следующие вопросы:
«Насколько катастрофичной ты видишь разницу в качестве картинки, полученной тобой и Павлом в эту фотосессию? Ну, кроме портретов, которые со светосильным зумом , конечно, получились с более красивым размытием заднего плана?»
«То есть, если учитывать то, что светосильным зумом можно сделать схожий по разделению планов портрет, если сделать его на более длинных фокусных, хоть и чуть с другой геометрией кадра, то если Павел Кравченко купит себе объектив Sony FE 24–70 мм F2.8 GM, то: во-первых, это будет 600 долларов за 18-105 f4 ротив 1300-1500 за 17-55 2.8… То есть дешевле в два раза. Во-торых, общий вес комплекта будет легче в два раза практически: килограмм или чуть больше — зеркалка плюс 17-55 и 600 грамм 18-105 f4 плюс Сони А6000. То есть легче.
И комплект Sony A6000 + 18-105 все равно будет компактнее, чем Nikon 17-55 плюс Nikon D5200 (точные цифры можно глянуть в спецификациях — я привожу по памяти их, приблизительно).
При этом все снимки из вашей сессии были сделаны НЕ на граничных значениях ISO, так что разница в f4 и f2.8 в предлагаемом мной комплекте легко могла быть Павлом скомпенсирована изменением ДРУГИХ параметров, влияющих на экспозицию, причем безболезненно.
Таким образом, во всех случаях остается преимущество именно такого комплекта, как у Павла, применительно к той сессии, которую вы сняли.»
P.S. На сайте есть отдельный обзор, где я сравниваю параметры беззеркалок Sony A6000 KIT 16-50 и Fujifilm X-E2 между собой, и привожу примеры снимков, полученных на обе камеры.
Во-первых, хочу сказать, что восхищен снимками Павла. Мне нравится и то, как технически они выполнены (и резкость, и то, что он спокойно снял портреты на длинной выдержке), и художественное исполнение. Понравился ракурс, который автор выбрал для съемки заснеженного домика.
Во-вторых, видно, что комплект Сони А6000 с КИТовым объективом ведет себя в прямых руках очень даже ничего. Спасибо за демонстрацию возможностей беззеркалки, Павел!
Олег, преимущество легкой и компактной беззеркальной камеры проявлялось во время этого пленэра уже в том, что его обладатель спокойно прятал её за пазухой, доставая только для того, чтобы сделать кадр. А мы с Галиной иногда вынуждены были пройти мимо интересного сюжета, так как лень было лезть в рюкзак за фотоаппаратом. 🙁 Вот – главное преимущество Sony A6000! 🙂
Павел Кравченко, женя у меня — самый строгий критик фотографий! 🙂 Сказала, что тоже очень понравились Ваши фотографии нестандартным стилем… что-то необычное, чего не ожидаешь, когда готовишься рассматривать зимние фотки. Так что, тут пока что 2 голоса против 1-го из Питера. 🙂
Сергей, дело не в количестве голосов. 🙂 Критические замечания Павла вполне справедливы: перешарп действительно имеется… А вот природа его появления??? Скорее всего, при двойном ресайзе вылез, но это — моя вина, недоглядел…
То, что касается виньетирования — дело вкуса. 🙂 Но, опять же, на небольших форматах виньетка становится очень заметной, что не входило в мои планы при обработке. Теперь подсчитаем голоса??? Имеем: 2 против 2. 🙂
Хотелось бы добавить свои пять копеек в данное обсуждение. 🙂 К сожалению, постоянно падающий снег не позволил мне в рамках данной поездки использовать всю имеющуюся линейку объективов, которую я таскал в сумке… Просто боялся, что снег попадет на матрицу… а объектива Sony 16-50/3.5-5.6 вполне хватало для съемки пейзажей и более крупных планов… 🙂
В настоящее время сравнивать зеркальные и беззеркальные камеры можно только в плане их компактности… Во все остальном они практически сравнялись. Можно, конечно, еще много спорить по этому поводу, но это так, а с каждой новой моделью беззеркалок границы становятся практически незаметными… Есть только один фактор, который пока дает плюс зеркалкам, а именно: возможность ручной фокусировки по матовому стеклу, чего беззеркалка никак не может предоставить… А электронный видоискатель не дает полной информации о резкости ПП и степени размытости ЗП. Не спасает даже пикинг…
Отсюда использование мануальных объективов становится крайне затруднительным, что я полностью ощутил при попытке съемок на Гелиос 44, Таир 3, Индустар 63, Samyang 300… (возможность использования автофокусных объективов от Никона даже не рассматривал… они физически не предназначены для ручной фокусировки, на мой взгляд). В дальнейшем подобные попытки я практически прекратил, да и смысла в этом не вижу… Все таки, автоматическая фокусировка дает больше возможностей и оперативности. 🙂
Павел, так а объектвив серии Sony 18-105mm f/4 G OSS PZ E (SELP18105G) у Вас был с собой? Несколько моих знакомых приобрели такой объектив, и просто в восторге, но мне все недосуг вникнуть в их снимки. Думал, может в этом репортаже получится увидеть фотки с этого объектива, но везде, похоже, китовый Sony 16-50.
У нас с Сергеем была дискуссия по поводу беззеркалок в комментариях, он приводил где-то здесь ссылку — так вот, мое убеждение: на сегодняшний день Sony A6000 — наиболее удачный аппарат среди беззеркалок по соотношению цены, функциональности и качества снимков. Косвенно это подтверждает статистика использования этих аппаратов на Flickr.
flickr.com/cameras/sony/
Народ голосует рублем, так сказать. 🙂
Нет… такого объектива у меня нет… И я не уверен, что он существует для байонета Е… Хотя… Может, просто в последнее время я мало интересуюсь новинками по причине отсутствия их приобретения. 🙂 В сумке с собой были Sony 55-210 и полтинник… 🙂
Вот!!! Вот вы и подтвердили мою мысль! На многих форумах обговаривается вариант связки 18-55 и 55-200 (ну у Сони это соответсвующие 16-50 и 55-210). Но! Это самый дешевый и самый неудачный вариант. В нем нет универсальности. Значительно удобнее использовать какой-то тревелзум, который «переходит» отметку 50 мм хотя бы на пару десятков миллиметров: 16-80, 16-85, 18-105, 18-140 18-200, так как очень часто бывает, когда нужно задействовать теледиапазон или наоборот широкоугольный, элементарно нет возможности крутить объективы. 🙂
У Sony это — «темный» тревелзум, который стоит как самолет: Sony E 18–200 мм f/3.5–6.3 OSS LE или вот такой с постоянной диафрагмой Sony E PZ 18-105mm f/4 G OSS.
Согласен, вариант неудачный, но только в плане универсальности. 🙂 А имея Sony 18-105/4 можно легко позабыть про оба китовых объектива… 🙂
В принципе, я так ратую за универсальность, а по факту, опять-таки, все зависит от задач и того, как светописец привык работать. Моя же дочь, когда у нас не было возможности взять тревелзум универсальный, благополучно снимала на Nikon 55-200, который был у нее ШТАТНЫМ. И оказалось, что у нее «любимый» рабочий диапазон 100-140 мм. Удивительно, правда?
Один раз она «пролетела» в этих фокусных, когда поехали в Одессу, и там надо было снять «дом с одной стеной» — вот там случился конфуз. А так, она благополучно снимала то, что ей было интересно на Никон 55-200. По ссылке — фото без обработки в Фотошопе.
fotki.yandex.ru/next/users/viroday/album/447471/view/1443354
Аха… Оказывается, Sony 18-105mm f/4 G OSS PZ E в природе существует… Даже расстроился, что его у меня нет и не будет… 🙁 Даже беглый взгляд на характеристики говорит о его возможностях…
Ты смотри… неожиданно. Я планировал второй камерой в семью именно Sony A6000, и думал приспособить под мануальную фокусировку несколько вариантов объективов — у меня лежит подаренный Nikkor 50mm f1.8 AF безмотороный, под «отвертку».
Но на самом Никоне использовать его крайне неудобно. Думал, что с «focus peaking» все будет так же прелестно, как вот в этом ролике.
Оказывается, не все так просто.
Поведение «focus peaking» именно так и будет для близко расположенного объекта. Но при больших расстояниях до объекта съемки все значительно усложняется.
Попытаюсь более грамотно уточнить свое заявление о пикинге: чем меньше ГРИП, тем точнее пикинг показывает зону резкости. При съемке близко расположенных объектов (как в ролике), ГРИП измеряется в несколько миллиметров. Отсюда и плавное перемещение пикинга по объекту во время фокусировки…
Чем дальше находится объект, том больше ГРИП, тем труднее фокусироваться по пикингу… Конечно, все зависит от фокусного расстояния и светосилы объектива, а также расстояния до объекта съемки.
Прошу прощения, если очень резко выскажусь, но Вы в корне не правы о ручной фокусировке на бекззеркалках! Я являлся владельцем Canon 50D, c его превосходным видоискателем, и не раздумывая перешёл на Sony A35 с электронным видоискателем (ЭВИ), как раз, из-за любви к мануальной оптике! ЭВИ больше и ярче, чем оптический видоискатель (ОВИ), поэтому фокус объектива и ГРИП видно гораздо лучше.
Focus Peaking тоже очень помогает, нужно только правильно его настроить и привыкнуть к работе. Я установил уровень «Пикинга» на минимум, и он мне подсвечивает только те контуры, которыее точно в фокусе. Для очень точной настройки фокуса есть увеличение «10x», с ним вы точно никогда не промажете.
По моему опыту, ОВИ намного хуже хорошего ЭВИ, как, например, в камерах Sony A77, Sony A99 и Sony A7. И, когда вы говорите про видоискатель, надо уточнять, что на «любительских» зеркалках видоискатель вообще не пригоден для ручной фокусировки из-за меньшего размера и плохого «матового стекла», которое на самом деле не матовое, а состоит из Линзы Френеля и полуматового стекла.
Прошу меня конечно извинить, но я всегда удивлялся способности рассуждать о качествах одного фотоаппарата на примерах работы с совершенно другим…
Сергей, приветствую. Хороший отчетик получился, читать и смотреть интересно. Есть красивые пейзажи, поползни классные, атмосферный снегопад, больше всего нравятся кадры с людьми — я люблю людей в кадре (без явного позирования), живее снимки смотрятся.
На мой взгляд, большая ошибка отчета в постобработке: фотографии все обработаны по-разному, и они не выглядят, как серия, которую сделали в один день: экспозиция гуляет, ББ скачет. Например, сравни снимки №11 и №13 (лучший вариант, на мой вкус). Большинство фотографий уходят в холод и недоэкспонированы.
Сергей, приучи себя в сложных условиях выставлять ББ вручную, желательно в Кельвинах (можно по серой карте, если нет — использовать лайввью для этого, или сделать несколько кадров и на экране оценить поправку). Правильный ББ очень сильно облегчает постобработку. В Лайтруме обрабатывая карточки, пользуйся кнопкой синхронизации фотографий, чтобы, как минимум, получить похожий цвет и свет в фотографиях одной серии. Последний снимок переведен в ЧБ неудачно, на мой взгляд: Сергей надо почитать — это целая наука красиво перевести в ЧБ.
Снимки на Сони А6000 хорошие, но обработка, на мой взгляд, превращает их просто в мусор: мегашарп, мегавиньетка и псевдо-HDR — это мой кошмар. Про кожу промолчу. Вот бы посмотреть снимки без этих «черезчур эффектов». Но, если автору и тебе, Сергей, такой стиль нравится, проигнорируйте мои придирки… Из всех снимков Sony A6000 больше всего понравился №6 — жаль, что линза заляпалась, и шарп превратил деревья в мозаику.
Завидую вам, ребята. Жаль, у нас в Питере нет такого комьюнити, чтобы взять вот так и выехать компаний на пленэр. Спасибо за отчет!
Привет, Паша! Спасибо за обратную связь. По поводу моих снимков принимаю всё, поскольку и сам вижу, что ББ гуляет. Только в зимних снимках так и не научился его делать одинаковым: синхронизация в Лайтруме не помогает, поскольку условия все равно разные — где-то тень, где-то открытый участок. Разницу вижу, но регулируя температуру и оттенок, добиться одинаковости не могу… Придется идти рано или поздно на курсы обработки снимков.
По поводу черно-белого варианта, ну не знаю… Я использовал один из пресетов Nik Collection, с небольшой регулировкой. И он мне нравится. Цветным не смотрелось фото, так как красная куртка Галины сильно отвлекала взгляд.
По поводу фотографий с Sony A6000 — соглашусь, что стиль обработки не обычный, и в чём-то бывает на грани фола. Но мне понравилось тем, что он выбивается из обычного ряда. Не считаю, что эти снимки — мусор. И, естественно, в данных условиях обсуждать скинтон смысла не имеет.
Думаю, что в Петербурге такой пленэр устроить еще проще: фотографов у вас ведь больше! 🙂
Сергей, все эти пресеты не учитывают контента — нужно самому переводить. На твоей ЧБ карточке рука получилась, как у зомби, и птица теряется на фоне Галины. Скинь мне NEF, я попробую её перевести в черно-белый вариант по своей методике.
Павел прислал свой вариант обработки фотографии с поползнем в черно-белом варианте.
Паша, мне нравится твоя обработка фотографии, но не могу сказать, что и моя «неудачная». На мой взгляд, оба снимка имеют право на существование. 🙂 Тем не менее, спасибо за отзыв еще раз. Я могу сопротивляться критике, но «мотать на ус», и со временем меняю свои подходы к фотоискусству. Например, в последние годы я не делаю снег зеленым, как это было раньше. 🙂
Сергей, мне кажется перевод в ЧБ нужен, главным образом, чтобы отвлечь глаз от цветовых пятен и сфокусировать смотрящего на главном. В твоей версии обработки, мне кажется, поползень серыми оттенками сливается с Галиной на заднем фоне, это мешает его увидеть. Ну и, контраста мне мало в твоем варианте. Я еще оставил шум, так как на ч/б фотках он мне нравится, это уже чисто вкусовщина.
Отсутствие солнца — не всегда плохо. Снегопад внес разнообразие, и снимки выглядят интереснее. Отчет и фотографии понравились. Мне самому нравится снимать в непростых погодных условиях: больше шансов снять что-то необычное, особенно в популярных местах, как например этот парк «Оленьи ручьи».
Спасибо, Миша! Если учесть замечания Павла по разности экспозиции и баланса белого, то можно сказать, что съемки на пленэре удались. 🙂 В следующий раз буду аккуратнее, надеюсь.