Когда сыну исполнилось 8 месяцев, мы решили снять фотосессию у окна на черном фоне. Вообще, мне хотелось повторить портрет «Замороженная» (Frozen) фотографа Райана Пендлтона (Ryan Pendleton), но не особо получилось, так как я не могу понять его процесс постобработки. Но речь сейчас не об этом. Главной проблемой стало отсутствие у меня черного фона. Для портрета я использовал листы черного ватмана, приобретенные еще для съемки стеклянной бутылки в статье о замене резинок на объективе Nikon, но они слишком малы — неудобно так фотографировать. Поэтому решил: «Пора обзавестись темной тканью, хватит мучиться!» Сегодня будем смотреть опыты со съемкой овощей, ягод и прочих вегетативных моделей в моей старой, новой мини-студии.
Камера использовалась Nikon D610, объектив – зум Nikon 70-200mm f/2.8G. Фон – черный ватман, прикрепленный прищепками к сушилке для одежды.
В прошлые выходные я зашел в магазин тканей и купил 3 метра черного габардина (240 руб./метр, отрез шириной 1.5 м). И вот вечером в понедельник, когда семья уже спала, я провел испытания (не было времени убираться в комнате, извините уж за творческий беспорядок в студии). Тренироваться я решил на… капусте.
Итак, слева ставим софтбокс, модель устанавливаем на подставке, подбираем настройки вспышек и фотографируем.
Видим, что текстура капустного кочана проявляется интересно, но правая часть проваливается в тень. Надо бы подставить отражатель.
Капуста у меня лежит на колечке изоленты, поставленной на табуретку. Места мало, чтобы двигать рефлектор ближе или дальше. Фото, как это выглядело.
Те гости, кто читает мой блог давно, знают, что никакого софтбокса у меня нет – только два белых зонта на просвет и серебристый на отражение. Почему же я говорю, что снимал эти овощи с софтбоксом? Все просто: я собрал его самостоятельно для этой съемки.
Давайте покажу, как я сделал себе этот модификатор света.
- Берем два стула и ставим на кровать.
- Снизу укладываем рефлектор «5 в 1» (белый, черный, серебристый, золотой и полупрозрачный). Его мы видели в обзоре алюминиевого штатива Sirui R-004.
- Боковые стенки покрываем ватманом и черным чехлом от рефлектора.
- Сверху накладываем белую полку от кухонного шкафа.
- Внутрь помещаем две вспышки Yongnuo YN-685N (просто мне вторую некуда девать было).
Получается такая вот система креативного освещения.
В результате всех манипуляций получаю вот такую схему освещения.
При срабатывании вспышек мы должны получить мягкий, обволакивающий передне-боковой свет, подчеркивающий текстуру.
Да, забыл сказать, что переднюю панель «софтбокса» закрыл полупрозрачной насадкой из моего рефлектора «5 в 1» (фрост-рама).
Камера Nikon D5100 стоит на штативе Sirui T-2204X с головкой G-20KX (фотографировал я с рук, а сейчас трипод понадобился просто, чтобы продемонстрировать фотоаппарат). В «горячий башмак» зеркалки установлен контроллер Yongnuo YN-622N-TX. Фон – черный габардин, висит на палке из-под занавески в ванной. Отражатель – белый лист бумаги формата А4.
Вот, к слову, получилась демонстрация возможностей вспышек улучшить изображение при съемке на любительскую зеркалку в комнате: без импульсного света ISO составляет 2800-5000, с ним – 100-200 единиц. Как высокая светочувствительность портит изображение, известно каждому фотографу.
Хорошо, вернемся к нашим баранам, то бишь, к капусте. Отсняв с пару десятков кадров (кто бы мог подумать, что на снимок простой композиции придется потратить столько времени), получаю желаемое.
Точнее, снимок выше – результат обработки в «Lightroom» и «Photoshop». А обрабатывал свою фуд-фотографию я по следующему алгоритму:
- Базовая обработка в «Лайтруме» (естественно, всегда фотографирую в формате NEF). По вкусу, двигаю ползунки регулировки яркости теней и светов, точки белого и чёрного, пока не получу то, что нравится.
- Цветокоррекция в «Photoshop» с использованием самодельного пресета на основе плагинов «Google Nik Collection» (раньше они были бесплатны, но сейчас принадлежат «DXO», и придется заплатить). Подробнее о нем и моем «рецепте» — в уроке «600 шагов с беззеркалкой Sony A600 KIT 16-50mm f/3.5-5.6» по ссылке ниже.
- Ресайз с поднятием резкости при помощи плагина C3C Image Size.
Мне захотелось «пошалить»: в Лайтруме тонировал света и тени, двигая слайдеры в соответствующей панели.
Еще вариант обработки – переводим в черно-белое изображение с помощью плагина «Silver Efex Pro» из того же набора «Google Nik Collection». Перепробовав разные пресеты, остановился на «009 LowKey 1». Во вкладке справа опытным путем подобрал настройки.
Почему нельзя просто нельзя выбрать пресет B&W в «Лайтруме»? Как видно на скриншоте выше, в «Silver Efex Pro» можно более тонко регулировать настройки светов и теней, и средних тонов.
Фотография 30. То ли капуста, то ли мозг. Съемка в студии со вспышками на зеркалку Nikon D5100. Фотоурок для новичков.
Тем же путем с той же постановкой схемы освещения (один софтбокс, черный фон) я снял все фрукты и овощи, что нашел на кухне.
Да, этот натюрморт мне напомнил наш с супругой отпуск в 2011 году. Тогда мы купили как раз этот фотоаппарат Nikon D5100 и через неделю улетели путешествовать по Китаю. Одно из красивейших мест на Земле – карстовые холмы вокруг городка Яншо.
Мы взяли в прокат велосипеды и катались по полям, лесам, и горам. В одной из деревень увидели дерево с огромными плодами помело. Это вам не в супермаркете на них любоваться!
А это уже — привет из солнечного Азербайджана.
Пару слов про настройки вспышек. Ниже будет ссылка на обзор Yongnuo YN-685N, где очень детально рассматривается, как настроить импульсный свет и почему он мало влияет на яркость фона. Сейчас отмечу, что с искусственным освещением снимают всегда в режиме «M» (в большинстве других ситуациях я фотографирую в приоритете диафрагмы «А» + «Auto ISO»). Функция «Авто ИСО» отключается, так как автоматика в камере не понимает, что у нас есть дополнительная подсветка. Яркость освещения объекта достигается, по большей части, настройками мощности пыха или поднятием/опусканием ISO.
Фотографии овощей, фруктов и ягод, что вы видели – сильно отретушированы. Продукты у нас в торговых сетях продают не первой свежести – много царапин, пятен и других повреждений. Пришлось активно пользоваться лечащей кистью (см. все тот же фотоурок «600 шагов с Сони А6000» по ссылке выше, где обсуждается этот инструмент «Фотошоп»).
Хочу напомнить, что в статье об основах предметной съемки приведен опросный лист. Один из пунктов – совет в контракте сразу прописать, что клиент должен подготовить товар к фотографированию (протереть пыль, начистить блестящие поверхности, достать из упаковки и т.п.). Если этого не сделать, будете все проклинать, обрабатывая изображения для каталога Интернет-магазина в «Photoshop». Следующий кадр – пример такой катастрофы.
Видите, нужно трещины убрать, и со сломанными пупырышками непонятно что делать? Представьте, вам пришлось бы снимать этот огурец для буклета магазина или ресторана!
Здесь та же история с качеством продукта для фуд-фотографии.
Конечно, идея создания подобного мастер-класса по фуд-фотографии не моя. Я видел фотоурок на канале интернет-магазина «Adorama» от фотографа Марка Уоллеса (Mark Wallace), и решил потренироваться, попробовать снять такое же.
Вот видео оригинального фотоурока (на английском языке).
Больше всего мне понравилось, как получились у меня грецкие орехи. Хотя, и тут не обошлось без косяков: чашка старая, протереть перед съемкой я ее забыл – выглядит неопрятно. Да и, в черноту почти провалилась.
На первый взгляд, кажется, что вышло довольно профессионально. Не спешите хвалить! Вот видео урок от мастера предметной фотографии Эдуарда Крафта. Вот, как нужно было ставить свет для этого натюрморта с грецкими орехами.
Видим, что пока мне такую схему поставить нереально. Фотограф использует большое количество «флагов» для локальной подсветки/затемнения. Нужно покупать стойки и гибкие держатели с прищепками, если хочется снять нечто подобное.
Напоследок – еще один эксперимент. Насыпаем макароны на белый лист, накинутый на спинку стула. Снизу светим вспышками Yongnuo YN-685N.
Простая схема позволяет получить такие вот «солнечные макароны».
На этом свой небольшой отчет о фотоуроке заканчиваю. Буду благодарен, други мои, если поделитесь ссылкой на него в социальных сетях. Спасибо!
P.S. Если вы еще не подписались на извещения об обновлениях в блоге, советую это сделать прямо сейчас. У меня в планах – написать обзор модельного ряда вспышек «Godox». Будем разбираться, чем они отличаются друг от друга, в чем превосходство над импульсным светом «Yongnuo». Подготовить статью мне помогает Сергей Цезарь, фотограф из Петропавловска-Камчатского. Он прислал мне свои примеры съемки портретов на Nikon D7000 (матрица в этой тушке такая же, как в Nikon D5100, но управление — профессиональное) и на полный кадр Nikon D850, и рассказал о плюсах и минусах модели Godox TT685N в сравнении с родной вспышкой Nikon SB-910. Будьте на связи!
Отличная статья, спасибо!
Благодарю за отзыв, Даниил! Для себя понял, что съемка со вспышками даёт возможность фотолюбителю лучше понять, как действует свет на качество фотографии. Вот, потихоньку погружаюсь в данный вопрос.
Вот видишь: если где-то не выходит, ищите другой выход. Какой же ты молодец! Экспериментируешь, нам рассказываешь. Портреты чудесные! Капуста на 9-м снимке очень нравится! Перец — вроде, с резкостью промазал. Хурма — великолепно!
Спасибо, Галина! Ну да, приходится дома экспериментировать. Но вот мы немного подрастем, и тогда… 🙂
Перец, если посмотреть на блик, вроде, резкий. Возможно, с обработкой что-то перемудрил.
А вообще, скажу, что натюрморты остаются очень трудным жанром для меня: трудно выстраивать композицию. Надо тренироваться дальше.
Мне тоже понравилась капуста на 9-м снимке, а вот тонированная не зашла. Перец вроде резкий, во всяком случае, передний план с бликом — точно в резкости. Но мой фаворит — орехи. Еще бы чашку подсветить, как рассказывает Эдуарт Крафт в своем уроке, вообще была бы супер картинка.
Спасибо, Евгений, за отзыв. Знаю, что фотография с орехами — не идеал (как и другие), но все равно решил публиковать такие фотки, чтобы обсуждать ошибки. Чтобы в будущем можно было отследить прогресс.
Вместе со вспышками и зонтами я заказывал специальные держатели для флагов в Китае. Но посылка не дошла: потерялась на пути из распределительного центра в Екатеринбурге в наше почтовое отделение. А новые я так и не купил. Сейчас нашел такие же в нашем городе — надо выбрать время, чтобы съездить и купить. Или на АлиЭкспресс вместе со стойками. Тогда буду пробовать «фотографировать,как Эдуард Крафт». 🙂
Интересные эксперименты. Портреты хорошо смотрятся. Макароны очень загадочными получились. У капусты фактура тоже интересно смотрится.
Спасибо, Миша, за комплименты. Тянет иногда хоть что-нибудь пофотографировать. Раз нет возможности далеко на природу выезжать или в город, стараюсь развеяться хотя бы дома. Всё на пользу — авось, в будущем шедевры буду снимать.
Сергей, как обычно, очень интересно, тоже в планах есть идеи что сфотографировать.
По «Godox» тоже очень интересно почитать. Сам владею связкой Godox TT350s и синхронизатором Godox X1T-S TTL. Все пока устраивает, но, как обычно, бывает, хочется еще одну вспышку! 🙂 Могу тоже свои пять копеек вставить, уверен, что они одинаковы, что для Sony, для Canon, для Nikon и т.д.
Жду рассказ о Godox TT685.
Александр, это будет рассказ не только о конкретной модели Godox TT685, а обзор модельного ряда компании «Godox» и сравнение с «Yongnuo».
Думаю, на второй вспышке не остановитесь: поскольку я сейчас хочу приобрести третью. 🙂 Для контрового света. Кроме того, жена уже дала санкцию на изготовление разборного стенда для фона — надоело дома с обоями фотографировать, хочется менять задний план. Но я пока держусь, так как много места займет при хранении.
Неправильно выразился: я понял, что о всем модельном ряде рассказ, но интересует как раз Godox TT685.
Место в квартире — ключевой вопрос! 🙂
Отличные фото! Подскажите, надо ли выключать основной свет в комнате при подобной съемке?
Елена, благодарю за комплимент. Простому фотолюбителю всегда приятно получать лестные отзывы о его работах.
Короткий ответ: нет, свет в помещении, где снимают со вспышкой, выключать не требуется, так как она его перебивает. Подробные пояснения ниже.
Возьмем два снимка: №8 (снят без вспышки при освещении комнаты люстрой с настройками: В=1/30, f/5.6, ISO 500, 14 мм) и №16 (снято со вспышкой при В=1/200, f/8.0, ISO 100, 55 мм).
Так вот, если на снимке №16 выключить вспышку, то при выбранной выдержке 1/200 секунды и диафрагме f/8.0, потребуется поднять ISO до 1250 единиц (как это рассчитывается, объясняется в базовом уроке по настройкам фотоаппаратов – ISO, выдержка и диафрагма). Один стоп экспозиции по ИСО означает увеличение светочувствительности в 2 раза: 100, 200, 400, 800, 1600 и т.д. (то есть в этом ряду я показал 5 стопов экспозиции).
Отсюда вывод: фотография №16 освещена на 4,56 EV (стопа) экспозиции сильнее, чем №8. Или, другими словами, мощность светового потока от вспышки Yongnuo YN-685N в данном примере в 12.5 раз выше, чем у люстры на потолке.
Прикольная капуста: форма — как у белокочанной, а структура листьев — как у пекинской. Необычный натюрморт с солнечными макаронами очень понравился.
Валентина, мне кажется, этот сорт называется «Савойская капуста». Взял её, потому что решил, что структура листьев будет интереснее смотреться при съемке в студии. Сейчас думаю, нужно было брать обычную белокачанную — роднее зрителю и необычнее эффект: привычный объект в другом свете. 🙂
Спасибо за отзыв! Я старался. 🙂