Последние две главы отчета посвящены детальному описанию средневекового города Орчха. Мы узнали, как до него добраться, увидели основные достопримечательности, любовались закатом над кенотафами, созерцающими свое отражение в спокойных водах реки Бетва. Мы забрались на крышу древнего храма Чатурбхудж Мандир и, вместе с обезьянами и грифом, встречали рассвет над джунглями и дворцом Радж-Махал. На арендованных велосипедах исследовали окрестные деревеньки и заброшенный храм, в котором оказалось не менее интересно. Сегодня предлагаю наведаться с экскурсией еще в одно чудесное место в Орчхе: крепостной комплекс.
После велопрогулки и завтрака нас с Катей сморила усталость, поэтому завалились в отель досматривать сны, прерванные пленэром в храме Чатурбхудж Мандир. На улицу выбрались лишь в полдень, когда солнце уже вовсю поджаривало торговцев сувенирами и туристов, приехавших полюбоваться достопримечательностями Орчхи.
Пообедали в уже ставшем родным ресторанчике с китайской кухней, что напротив «автовокзала», и направили свои стопы во дворец. Не знаю, как правильно назвать это место. Мне казалось, что здесь одно строение, но в «Википедии» его называют Orchha Fort complex. Когда проходишь сквозь старинные, обитые железными шипами ворота, оказываешься в прямоугольном дворике, образованном на стыке трех дворцов: Радж-Махал (Raja Mahal), Шиш-Махал (Sheesh Mahal) и Джахангир-Махал (Jahangir Mahal). Все вместе, да еще сад внизу с какими-то строениями, и называется крепостным комплексом.
Радж-Махал, или Царский дворец, начал строить раджа Rudra Pratap Singh еще в 1531 году, но не закончил. Затем, его сын продолжил дело отца – возвел основную часть, но тоже не завершил стройку. И лишь третий раджа, самый выдающийся из династии Бундела, оставил в долгоиграющем строительном проекте точку.
Архитектура дворца Радж-Махал типичная для Великих Моголов: решетчатые декоративные окна, арки и колонны.
Признаюсь, впечатления от дворца оказались тусклее, чем ожидал. В отзывах туристов читал о восторгах, которые испытываешь, гуляя по лабиринтам лестниц и переходов, выглядывая через окна на окрестности и слушая птиц.
Но нам не повезло: в пятой части отзыва я писал, что половину вагона в поезде из Бхаратпура в Джханси занимали гости, едущие на свадьбу в Орчху. И сейчас здесь полным ходом шли приготовления: расставляли стулья, разнорабочие тащили на крышу огромные аудио колонки, толпы туристов…
В некоторых покоях можно увидеть старинные фрески на потолках и стенах.
Последние несколько кадров сняты уже в Джахангир-Махале. Он производит сильнейшее впечатление, как многие туристы говорят: тут ты находишься в сказке, или в компьютерной игре про принца Персии.
В любом путеводителе прочитаете, что дворец Джахангир-Махал построил в 1605 году раджа Бир Сингх Део только для того, чтобы подмаслить падишаха Великих Моголов с длинным именем Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир, который останавливался здесь всего на одну ночь.
Со стен дворца открывается чудесный вид на реку Бетва, на кенотафы вдали, на парк у подножья, по которому мы с Катей позже и прогулялись.
Естественно, как и в большинстве туристических мест в Индии, во дворце Джахангир-Махал, вам не дадут спокойно гулять местные: «А сфотографироваться на память?»
Распутывая клубок из лабиринтов, лестниц и коридоров, поднялись в Радж-Махал. Отсюда можно любоваться городом, храмами Чатурбхудж Мандир, Рам Раджа Мандир и Лакшми Нарайан Мандир.
Пока туристы бродят по стенам замка, подготовка к свадьбе идет своим чередом.
В центре комплекса, как я сказал в начале отзыва, находится прямоугольный двор. Слева – дворец Шиш-Махал, в былые годы служащий спальней для раджи Удайт Сингха. Сейчас здесь организован довольно дорогой для Орчхи отель: «Sheesh Mahal Hotel».
Сам крепостной комплекс располагается на острове, образованном реками Бетва и Джамни (Jamni river). Попадают в него по старинному кирпичному мосту.
На изображении выше виден «автовокзал» перед храмом Чатурбхудж Мандир. Левее автобуса – два строения с балконами. Одно из них – тот самый ресторан с китайской и итальянской кухней, в которой мы питались. Отмечаю особо, так как в первый вечер не смогли найти нормальное кафе и ужинали в совершенно ужасного вида ресторанчике, расположенном на первом этаже нашего гест-хауса «Шри-Махант».
Со стен дворца наметили себе план будущей прогулки на велосипедах по окрестностям города. Во-первых, съездим, посмотрим на храм Лакшми Нарайан Мандир (Lakshmi Narayan Mandir), виднеющийся на горе вдали за городом.
Во-вторых, в нескольких километрах дальше – живописная Бетва, огромный железнодорожный мост и вкрапления небольших храмов, затерявшихся среди джунглей.
Напоследок попался еще один зал с красивыми фресками на стенах и потолке. В таком неотреставрированном виде выглядят очень колоритно.
Цена входных билетов – 250 рупий с человека, плюс 25 рупий, кажется, за фотографирование. В своих записях в блокноте в этот день я записал: «Дворец в Орчхе – ерунда». Но это я погорячился: думаю, если придти сюда так же, на рассвете, когда мы лазали по храму Чатурбхудж Мандир, или поселиться в отеле «Шиш-Махал» (2000-5000 рупий за ночь) и также подняться в одиночестве на крышу, то будете в восторге! Нам помешала свадьба и неудачное время посещения.
Световое шоу во дворце Радж-Махал
Когда покупали билеты, увидели объявление, что во дворце каждый вечер проводится светомузыкальное представление (Sound-and-Light Show).
На английском языке: в 19:30 в период с марта по ноябрь, и в 18:30 с декабря по февраль. Стоимость 250 рупий. Мы решили, что здесь устраивают такой же концерт с актерами в исторических костюмах и с национальными танцами, как в Гуйлине в Китае (Impression Sanjie Liu Show) или театральное представление Сиам Нирамит (Siam Niramit) в Бангкоке.
Пришли вечером. Дяденька даже билет не выдал, прикарманив лично себе наших 500 рупий.
Светомузыкальное представление оказалось радиоспектаклем, во время которого красиво подсвечиваются арки дворца. Сюжет – славное прошлое Орчхи, война с врагами, любовь принцессы и тому подобное, плюс – музыкальное сопровождение.
Меня не впечатлило, едва досидел до конца, Катя же слушала, раскрыв рот. Не знаю, рекомендовать не буду.
Как мы из Орчхи добирались в Кхаджурахо
Следующая точка по маршруту нашего самостоятельного путешествия по Индии – деревня Кхаджурахо с ее храмами камасутры, водопадом Ранех-Фолс и национальным парком Панна. И чтобы до нее доехать, нужно сесть в 2:25 на поезд №12448 «Uttar Pradesh Sampark Kranti Express Slip» (прибываем в Khajuraho Junction в 6:35, если не опоздаем). И тут засада: как ночью попасть в Джханси? Только на такси. Администратор гестхауса озвучил сумму в 800 рупий, без торга.
Мы решили сходить на вокзал и поторговаться с местными таксистами. Дешевле 600 рупий не опускаются, и как-то не уверен я, что они не передумают и не откажутся ночью везти… Возвращаемся в отель, соглашаемся на их предложение.
Расстояние между городами Орчха и Кхаджурахо – 173 км, которое, по утверждению сервиса «Гугл-Карты», можно преодолеть на машине за 4 часа. Хозяин нашего гест-хауса «Shri Mahant Guest House Orchha» предложил отвезти в Кхаджурахо за 2600 рупий, а билет на поезд нам обошелся в 1500 рупий, то есть, с учетом такси до Джханси, суммарно в 2300 рупий. Но, при этом, у нас оказалась бессонная ночь. Вывод: если собираетесь в поездку в Индию и по плану у вас есть экскурсия и в Орчху, и в Кхаджурахо, удобнее добираться в эти города на автомобиле.
* * *
Вместо послесловия
Город Орчха – жемчужина в нашем маршруте путешествии по Индии. Мы очень и очень довольны, что отвели на него целых два полных дня. Думаю, мне бы не наскучило здесь и трое, и четверо суток. Тогда бы мы съездили в велопоход по национальному парку Orchha Wildlife Sanctuary, полазили на рассвете по крыше дворца Джахангир-Махал, съездили к тому дальнему железнодорожному мосту, что виден на фото №25, поснимали Орчху на рассвете с холма у храма Лакшми Нарайан Мандир, посетили бы в 65 км живописный холм с джайнистскими храмами Sonagiri Jain Hill Temples. И просто здесь клево!
При подготовке этого отчета я нашел в Сети проект реконструкции дворцов и храмов в Орчхе. Планируется всё отреставрировать, трущобы снести бульдозером, засадить газонами, облагородить набережную и проложить асфальтированные дорожки. То есть, хотят начисто убить средневековый дух этого чудесного места, как это случилось с храмами в Кхаджурахо. Поэтому повторяю еще раз: если раздумываете о поездке в Индию, не тяните, вы можете ее не застать такой аутентичной через каких-нибудь 3-4 года.
В следующей главе будем разыскивать эротические сценки на стенах средневековых храмов в Кхаджурахо. До встречи на страницах блога, друзья!
Дворец Радж-Махал похож на крепость. Мне кажется, в этих лабиринтах можно заблудиться.Световое шоу меня тоже не впечатлило, фигня какая-то, пардон.
В том-то и развлечение: чтобы потеряться в узких коридорчиках этого старинного замка. 🙂 Завидую тем туристам, кто умудрился попасть во дворец Радж-Махал на рассвете.
Сергей, докладываю. Никто и ничего в Орчхе, похоже, реставрировать не собирается: тишь да гладь, да Божья благодать, в чем, собственно, и заключается средневековое очарование этого городка.
Мы ездили два дня подряд в Орчху из Джанси: 30-45 минут позора на тук-туке в одну сторону, в зависимости от загруженности дорог. Цена проезда — 500 рупий туда и обратно, водитель нас ждал.
Я остался совершенно покорен этим городком — городская провинциальная красота просто зашкаливает! Посмотрели оба дворца, кенотафы, полазили по Чатурбхудж Мандиру, просто пошлялись по улочкам вокруг Рама Мандира.
Около храма Рамы — небольшой рынок для паломников, продавались вкуснейшая гуава и бананы, там же покушали (что-то типа картофельных оладушек-запеканок с овощами) и напились масала-чая за 200 рупий на троих.
Маленькое, но очень важное открытие: в гостинице «Шиш-Махал» страждущих пускают в туалет, откуда можно попасть на террасу с совершенно очаровательным видом на Джахангир Мандир!
Орчха — действительно, жемчужина в путешествии по Индии, согласен на 100%. Ещё раз благодарю за Ваш отчет, много полезной информации почерпнул.
Ой-ёй-ёй, как время летит, Роналд! Только вопросы задавали по организации поездки по Индии, а уже отчитываетесь об экскурсии. Большое спасибо за новости! Рад, что Орчху пока что не стали реставрировать, что можно еще подышать здесь «воздухом старины».
Странно, что не стали жить в Орчхе, а остановились в Джханси. Видимо, оттуда еще куда-то по окрестнотсям ездили?
Удалось ли Вам погулять по парку Кеоладео в Бхаратпуре? Были ли птицы? Понравилось ли? И вообще, вы из дому пишите свой отзыв или из Индии?
Наше путешествие по Индии продолжалось с 18 декабря 2018 по 9 января 2019, уже вернулись. 🙂 В Джханси остановились из-за более выгодного соотношения цены/качества гостиниц, логистики перемещения по железной дороге. Хотели часть времени посвятить осмотру форта Джханси (Rani MahalI, Maha Lakshmi Temple и все такое).
Ну и казалось, что там — 14 км проехать до Орчхи! Оказалось, 14 км можно на тук-туке ехать 45 минут!
Но решение оказалось правильным: наш поезд из Агры в Джханси опоздал на 7 часов! Мы попали в свою гостиницу в 4 часа ночи, и поездка по холодку в Орчху нас бы убила. В результате, мы часть следующего дня проспали и ездили в Орчху два раза, а осмотр Джханси пролетел.
В парке Кеоладео Гхана (Keoladeo National Park) побывали, очень впечатлил. Разнообразие птиц потрясло! Налюбовались. Правда, «тех самых» стерхов не увидели, но наблюдали множество других видов. Из животных, наткнулись на совершенно непуганых косулей, оленей среднего размера и, конечно же, множество особей крупного рогатого скота.
Даже без видимого биологического разнообразия, только из-за уникальных пейзажей затопленного болота и тишины, уже стоило бы посетить парк.
Индийские прокатные велосипеды — ужас! Очень тяжелые, абсолютно непривычная (неудобная нам) конструкция руля, шоссейные покрышки для езды по пересеченной местности. Хотя, интересная подножка порадовала.
Зато размялись по полной! Провели там времени больше планируемого, чуть-чуть потерялись, да и просто катались и любовались на просторы воды с редкими островками суши и луга.
Очень приятно узнать, что в Кеоладео понравилось! Как-то ревностно, по-родственному, я отношусь к этому заповеднику. 🙂 Если в Индию еще доведется поехать, обязательно посетим Бхаратпур.
Опоздание поездов в Индии — обычное дело. При таком огромном их количестве на малой территории — неизбежное зло.