Однажды мне на глаза попался фотоурок о том, как снимать необычные абстрактные картины, разбавляя растительное масло в воде. И вот, коротая морозный зимний день дома, я решил попробовать сфотографировать нечто подобное. Сегодня покажу, что у меня получилось. Обсудим, какие шаги можно было выполнить по-другому, чтобы получить лучший результат.
Содержание
- Фотостудия для съемки абстрактного натюрморта дома.
- Почему нужно обеспечить вертикальное положение объектива.
- Какие настройки фотоаппарата я использовал.
- Что можно было сделать, чтобы улучшить снимки.
- Какие еще идеи предлагаются для съемки пузырей.
1. Моя студия для съемки масляных пузырей
Чтобы осуществить задуманное, я взял КРОПнутую тушку Sony A6000. Поскольку у меня нет макрообъектива (ох, он бы сейчас пригодился), матрица APS-C позволит получить более резкую картинку при вырезке фрагмента изображения из кадра – мы реализовали, по факту, эффект цифрового увеличения.
Чтобы снимать пузыри масла в воде, нужен прозрачный контейнер. Пролистывая фотоуроки, находил советы, что лучше бы для этих целей использовать небольшой аквариум: чем больше площадь поверхности, тем легче скомпоновать кадр. Ну, может, если меня увлечет макросъемка абстрактных натюрмортов, то я его и куплю. Пока же в дело пущена стеклянная кастрюля для запекания продуктов в духовке.
Первый кадр попробовал снимать на КИТовый объектив Sony 16-50mm f/3.5-5.6 с рук. Результат не очень понравился – из-за большого диафрагменного числа этой тёмной линзы при f/5.6 фон размывается слабо.
Как мы знаем, фон размоется сильнее, если используется большее фокусное расстояние. Решено сменить КИТовый Sony 16-50mm f/3.5-5.6 на более длиннофокусный и светосильный (что еще лучше размоет задний план) зум Nikon 24-70mm f/2.8, которым я обычно снимаю на свой полнокадровый Nikon D610.
В разделе «Фотодело» я уже показывал примеры съемки на Sony A6000 с оптикой от Nikon, прикрепленной через переходник Viltrox NF-NEX. Вот и сейчас он понадобился.
Во избежание подвижек камеры, что при малой ГРИП привело бы к смазу, ставлю фотоаппарат на штатив. У меня — карбоновый Sirui T-2204X с головой G-20KX, который я использую для своих зеркалок. Конечно, для легких беззеркальных камер, Sony Alpha можно применять менее громоздкие модели триподов (и более дешевые из алюминия).
Чтобы пузыри получились цветными, красочными, в качестве фона нужно использовать какой-либо яркий предмет и освещать его лампой или вспышками. Чаще всего, это – ткани или бумага. Я решил поступить по-другому: положил под кастрюлю с водой ноутбук, на экран которого устанавливал разные фотографии. Студия моя выглядела вот таким образом.
Вот два видеоурока на английском языке, где можно также посмотреть устройство фотостудии для съемки абстракций из масляных шариков и примеры фотографий.
2. Почему камеру следовало закрепить вертикально
Светосильный зум Nikon 24-70mm f/2.8G я открыл на максимум, чтобы размыть фон, но возникает другая проблема: из-за того, что штатив стоит сбоку, объектив находится под углом, часть картинки может выйти из ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) и будет нерезкой. Пришлось камеру поднять повыше. Но теперь размытие тоже не такое сильное, как хотелось бы.
На этом снимке вы видите кадр, как есть, из камеры. Для «натюрморта» приходилось вырезать часть изображения из центра, то есть использовать цифровое увеличение, неизбежно портящее картинку. Об этом знают все фотолюбители, кто снимал на обычную цифровую мыльницу, у которой имеется режим «Оптическое увеличение» (с помощью линз в объективе) и цифровое (КРОПом из центра кадра).
Дорогой читатель, если вдруг Вы — новичок в фотографии, возможно, Вам пригодятся фотоуроки по ссылкам ниже.
3. Настройки для съемки натюрморта с масляными пузырями
В кастрюлю с водой я вылил около полстакана-стакан подсолнечного масла. Съемка происходила по следующему сценарию:
- Перемешиваем субстанцию столовой ложкой – образуются огромные пузыри. Фотографировать их не получается, так как в кастрюле – водоворот. Нужна очень короткая выдержка, а значит, высокое ISO.
- Если подождать, пока движение жидкости замедлится, пузыри почти исчезают (как на снимках №2 и №4).
- Поэтому, пришлось идти на компромисс: снимать с довольно большим ИСО в тот момент, когда пузыри еще продолжают перемещаться (хоть и не так быстро, как сразу после взбалтывания ложкой).
Если бы я снимал на зеркалку Nikon D610 или Nikon D5100, я бы поставил камеру в режим «A» + «Auto ISO» (приоритет диафрагмы и автоматическая установка светочувствительности). Беззеркалка Sony A6000 почему-то, при съемке с приоритетом диафрагмы задать максимальную выдержку в “Авто ИСО” нельзя. Приходится фотографировать в режиме «M».
Тут логика настроек следующая:
- Диафрагма – открыть на максимум для размытия фона и укорочения выдержки, снижения ISO.
- Выдержка – минимально короткая для съемки без смаза при данной скорости вращения потоков воды (1/60-1/80 сек., опытным путем).
- ISO – автоматически; так, чтобы обеспечить заданную выдержку при выбранной диафрагме.
- Коррекция экспозиции – я всегда снимаю с уводом гистограммы вправо (ETTR), что позволят получить более качественную картинку при постобработке.
Определенно, мне не нравится, что придется использовать цифровое увеличение. Ситуацию пытаюсь исправить, установив вместо Nikon 24-70mm f/2.8G телеобъектив Nikon 70-200mm f/2.8G. По паспорту у него МДФ=1,4 метра. (минимальная дистанция фокусировки). У карбонового штатива высота – 1,43 метра. Тем не менее, удается сфокусироваться на поверхности воды.
Теперь пузыри занимают гораздо большую часть кадра, значит КРОПить придется не так сильно, и картинка должна быть лучше.
Ну и, вот пример съемки с этой связкой. Из-за меньшей степени цифрового увеличения четкость изображения гораздо выше.
При подготовке к съемке я прочитал следующий совет: «Если хотите получить пузыри меньшего размера, капните немного жидкого мыла». Ну, я и «капнул…» Полстакана. На этом фотоэксперимент пришлось прекратить, так как на поверхности воды установился слой малопроницаемой для света пены.
Как видно на снимке №3, я потратил весь запас подсолнечного масла. А оливковое использовать для натюрморта – слишком дорого выйдет. Придется подводить итоги и оставить опыты на потом. А так хотелось попробовать капнуть в воду с большими пузырями немного чернил!
4. Как можно было улучшить фотографии
Во-первых, в идеале такой натюрморт нужно снимать на макрообъектив. Тогда бы мы смогли уменьшить дистанцию – уменьшить ГРИП, лучше размыть фон, уменьшить цифровое увеличение.
Во-вторых, закрепить штатив так, чтобы объектив находился строго вертикально. Тогда по краям изображения была бы нормальная резкость.
В-третьих, налить воду в кастрюлю по максимуму: дальше расстояние от фоновой картинки — лучше размытие.
В-четвертых, наверное, вместо ноутбука следовало попробовать цветную ткань и светить на нее внешней вспышкой. Можно было бы использовать большую мощность – лучшее освещение и меньшее ISO (меньше шумов, короче выдержка).
Посмотрите, какие прекрасные работы получились у участников фотоконкурса по съемке натюрмортов с масляными пузырями.
Вы можете скачать «Журнал о фотографии PhotoCASA». Выпуск 3 (47) (май-июнь 2018). Там есть статья «Макрокосмос», где фотограф Анжелика Тараненко рассказывает, как снимала свои шедевры, и как их обрабатывал в «Photoshop»: помимо базовой обработки, инструменты «Dodge&Burn», состаривание плагином «Analog Efex Pro» из набора «Google Nik Collection», заливка слоем с синим цветом.
5. Какие еще идеи для съемки пузырей масла могут быть
Почитайте статью (на английском) или хотя бы посмотрите иллюстрации, как фотограф налил в тарелку молоко и добавил средство для мытья посуды и краску. Вышло нереально красивое видео.
А на этом видео – результат смешивания красок, молока, мёда и средства для мытья посуды.
Еще один фотоурок (на английском) – съемка на зералку Nikon D5600 макрообъективом Tamron 90mm f/2.8 пузырей внутри бутылки с моющей жидкостью.
Вот видео к нему.
На этом свой рассказ о фотоэксперименте заканчиваю. Буду благодарен, если поделитесь ссылкой на него в социальных сетях. Спасибо, братцы!
P.S. Может кто силен в физике и подскажет, как можно получить более крупные пузыри? Например, если заменить подсолнечное масло на машинное, у него окажется выше/ниже степень натяжения стенок, и они получатся крупнее/мельче?
Дополнение от 20.05.2021
Летом 2020, в разгар пандемии COVID-19, я решил купить себе макрообъектив. Выбор остановил на советском фиксе Вега-11У f/2.8 от фотоувеличителя, который взял на барахолке за 1000 рублей.
Этот снимок получен на беззеркалку Фуджи Х-Т10, но вообще я написал обзор великолепного дешевого макрика, где привел примеры снимков и на беззеркальный фотоаппарат Sony A6000. В статье дается огромное количество теоретических и практических советов начинающим макрушникам. Советую обязательно с ней ознакомиться (прочитать можно здесь).
Понимаю: сидя дома, хочется совершенствоваться в любимом деле. Ты фантазёр, Сергей! Классный эксперимент!
А я вот всегда ловлю себя на том, что мало у меня энтузиазма дома такими вещами заниматься… только в поездках я могу забыться и фотографировать до самозабвения. Если есть что.
По ссылке сходила, посмотрела фотографии, которые участвовали в конкурсе. Почему-то переводится, что связка «нефть + вода». 🙂 Или это просто издержки перевода?
Привет, Галина! Да, не удаётся сейчас снимать: и работа, и главный редактор, и разные семейные дела. Честно говоря, довольно сильно удручает: чувствую, что теряю навык видеть кадр — значит не могу публиковать качественный контент на сайте. Беда! 🙁
Эксперимент сегодняшний считаю неудавшимся: фотографировал микрокосмос, а получились стеклянные капельки. 🙂 Ну, не попробуешь — не узнаешь.
Нет, не нефть. Речь идет именно о съемке каплей растительного масла на поверхности воды. Просто слово «oil» можно переводить и как «нефть», и как «масло».
Благодарю за комплимент и поддержку.
Получаются красивые абстрактные картины. Прикольно.
Спасибо, Валентина. Когда у фотографа нет возможности выехать поснимать на природу или побродить по улицам для стрит-фото, тогда и масляные пузыри можно фотографировать.
Думаю, если бы был макрообъектив, можно было бы лучший результат получить. Но и с тем, что вышло, получил удовольствие уже от самого процесса съемки. Когда фотографирую, как пишет Галина выше, забываюсь «до самозабвения». 🙂
Добрый день. В Сони А6000 есть два автоматических режима: «Intelligent Auto» и «Superior Auto Modes». Не могли бы подсказать, в чем отличие этих режимов, в каком случае лучше использовать тот или иной?
Спасибо…
Здравствуйте, Александр. Я никогда не снимаю в автоматическом режиме, поэтому могу отвечать только, как теоретик, прочитавший инструкцию.
В камерах Sony A6000, A6400 и других моделях имеется 4 вида автоматической съемки:
1) Сцены (SCN) на верхнем диске управления. Фотограф может подсказать автоматике, какой сюжет он снимает (портрет, закат, пейзаж, съемка вечером с рук и т.п.) — тогда фотоаппарат сможет точнее выбрать требуемые настройки.
2) Программное авто (режим «P»). Например, Вы устанавливаете значение светочувствительности ИСО, а камера подбирает диафрагму и выдержку, чтобы получить правильную экспозицию.
3) Интеллект. авто (Intelligent Auto) — камера пытается сама понять, что за сцену Вы пытаетесь снять (ночной пейзаж, закат и тому подобное из пункта №1) и, соответственно, выбрать правильные настройки диафрагмы, выдержки, ISO, баланса белого и т.п.
4) Супер авторежим (superior auto) — то же, что и интеллектуальное авто плюс попытка улучшить кадры при съемке в сложных условиях. Здесь для камеры три варианта:
4.1. Съемка обычных сцен. Происходит то же, что и в п. 3.
4.2. Съемка в условиях слабого освещения. Здесь может ухудшиться качество изображения из-за использования высокого ИСО и возникновения цифрового шума. Фотоаппарат быстро снимает до 6-ти кадров, из них собирает одно изображение с минимальными шумами.
4.3. Съемка против яркого объекта (например, на портрет на фоне неба, окна, в ущелье). Чтобы не получилось так, что лицо тёмное, а фон нормальный (или человек нормальный, а небо белое), фотокамера составляет HDR-фотографию. Снимается 3 кадра с экспозицией по самому темному объекту, среднему и самому светлому. Из них собирается композиционное изображение, где и передний план нормально выглядит, и задний.
Выводы:
1) Режим «Интеллект.авто» (зеленый фотоаппарат) лучше выбирать для съемки обычных сюжетов, в том числе, подвижных.
2) Склеивание одного изображения из нескольких кадров занимает время, поэтому «Супер авторежим» (жёлтый фотик) применяется при съемке неподвижных объектов.
3) Режим «Сцены» позволяет получить более качественные снимки, чем «Интеллектуальное авто» (№3), поскольку фотолюбитель подсказывает автоматике, какой конкретно сюжет в каких условиях он снимает.
4) Если потратить денёк на то, чтобы почитать книгу по фотографии, а потом снимать в режиме «приоритет диафрагмы + автоматическое ИСО), можно получить еще более качественные снимки.
Вопрос не совсем про фото… Скорее, про видео. Но может сможете проконсультировать…
Камера Sony A6000, записываю на видео в формате 60i 17M(FH). Карта памяти Transcend SDHC 16GB (Class 10) (FAT32).
Раньше видео на компьютере воспроизводилось нормально, но сейчас каждый ролик (1-2 минуты) подтормаживает. Есть паузы при воспроизведении.
Не пойму, с чем это может быть связано. Может с картой памяти. Возможно, нужна более быстрая (хотя раньше все было нормально). Может нет смысла снимать в 60i 17M(FH) или переформатировать карту из FAT32->NTFS?
Какие мысли на этот счет? Буду признателен за любую информацию.
Спасибо.