Продолжу рассказ о том, какие достопримечательности в Пекине и его окрестностях мы с женой смогли посмотреть во время самостоятельного путешествия по Китаю. В первый день сходили на экскурсию в Летний дворец Императора и прогулялись по пешеходной улице Ванфуцзин. На следующее утро было запланировано встать пораньше и съездить посмотреть своими глазами одно из величайших сооружений, когда-либо построенных человеком: Великую Китайскую Стену – точнее, участок под названием Мутяньюй, расположенный в 95-ти километрах от столицы. Далее план нашего отдыха включал перелет в город Гуйлинь и переезд в поселок Яншо, окруженный знаменитыми на весь мир живописными холмами.
Содержание
- Отзыв о поездке самостоятельно на участок Мутяньюй.
- Общая информация о Великой Китайской Стене (история, карта расположения участков и названия).
- Описание участка Бадалин.
- Описание участка Симатай.
- Дикая китайская стена Huanghuacheng Great Wall.
- Как обманывают туристов, собирающихся на экскурсию дикарем.
1. Отчет о самостоятельной поездке на участок Великой Китайской Стены под названием Мутяньюй (Great Wall of Mutianyu, 慕田峪)
Мы планировали выехать на участок стены Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) пораньше. Но не учли, что в Китае время опережает уральское на 2 часа (т.е. московское – на четыре часа) и придется встать раньше обычного. И гуляя по парку Ихэюань у Летнего императорского дворца устали, как две китайские дворняги. Поэтому проснулись поздно (около полудня), позавтракали и поехали искать междугородний автовокзал.
Из первой части отчета с описанием процедуры планирования самостоятельной поездки по Китаю мы уже знаем, что всего существует четыре площадки для осмотра самой известной китайской достопримечательности: Мутяньюй, Бадалин, Симатай и Цзиньшаньлин (Jinshanling). И хотя китайские мудрецы утверждают, что если хороший рассказ повторить три раза, то даже у собаки появится отвращение, уточню еще раз, как добраться до участка Mutianyu Great Wall (慕田峪长城).
- Спускаемся в метрополитен, садимся в поезд и едем до остановки Dongzhimen (东直门) на линии №2 или №13. Кстати, проверяйте перед поездкой написание названий иероглифами в Википедии.
- Выходим на улицу по указателям к междугороднему автовокзалу (Long-Distance Bus Station, 东直门长途汽车站).
- Садимся в автобус №916 или №936 и едем к ВКС.
Такая информация была у меня с собой в папке с распечатками, фото которой я показывал в первой части отзыва. Информация была взята с форума самостоятельных путешественников Винского. Но оказалось, что эти советы были не полными и мы попали в курьезную ситуацию.
Итак, мы приехали на станцию Dongzhimen (东直门), поднялись на открытый воздух, поплутали и нашли автовокзал (Long Distance Bus Station, 东直门长途汽车站). Кто бы мог подумать, что междугородняя автостанция находится в огромном торговом центре! Автобусы заезжают в громадную арку под зданием.
Нашли стоянку нашего маршрута №916, отправляющегося в сторону Mutianyu Great Wall. Показали распечатку с названием, написанным иероглифами, кондукторше. Та утвердительно кивнула, выдала билетик за 24 юаня на двоих и мы заняли свои места в салоне. При посадке, на всякий случай, показали листок с китайским названием еще и водителю, который тоже подтвердил, что мы на верном пути.
Как я читал в отчетах самостоятельных туристов, существует два типа автобуса 916-го маршрута: один простой, второй – экспресс. Для быстрого маршрута к цифре добавляется иероглиф: 916快. По второй версии, один автобус идет к стене, другой – нет. Если промахнетесь, придется выбираться на такси.
У меня в блокноте записано, что поездка из Пекина к Великой китайской стене заняла 1 час 20 минут. Хоть убейте, не помню: непосредственно до стены или до промежуточной остановки…
Вскоре водитель закрыл двери и мы поехали вперед, к приключениям. На удивление, в Пекине особых пробок замечено не было. Покружили немного по городу и выехали на трассу. Стали чередоваться поля и промышленные объекты. Не скажу, что пейзаж поражал своими красотами, но наблюдать за окружающим в окошке было интересно. Чего не скажешь, о наших китайских попутчиках: почти все пассажиры маршрута №916 «Пекин – Мутяньюй» посапывали и смотрели свои азиатские сны… А может они изображали из себя зомби из фильма ужасов?..
Пока мы развлекались, фотографируя себя и пассажиров, автобус проехал по лугам, лесам, деревням, городам и остановился где-то в чистом поле. Открылась дверь и в салон вошел он – хитроватого вида мужичонка, мистер Ли Бяо. Увидел двух бледнолицых, прокурлыкал что-то на мандаринском наречии и сделал знак, чтобы мы выходили вслед за ним.
Тут нужно сделать такое отступление. Перед подготовкой к путешествию по Китаю я прочитал в отчетах путешественников о такой невинной разводке самостоятельных туристов в Яншо. Водители договариваются с владельцами гостиниц и останавливаются не доезжая до центра деревни. Заходят китайские «помогалы» и предлагают выходить: мол, приехали, товарищ! Вы выходите и попадаете в лапы дельцов. Автобус уехал. Деваться некуда. Вы соглашаетесь заселиться в их отель. Так вот, мы с женой решили, что сейчас мистер Бяо пытается провернуть с нами такой же трюк…
Китаец повторил свое приглашение и прокурлыкал еще раз. Мы синхронно закачали отрицательно головой. Он удивился:
— Вы чего, лаоваи (так китайцы называют иностранцев)? Вам нужна Great Wall?
— Да.
— Ну, так приехали. Айда за мной!
— Не-а. Нас на мякине не проведешь! Наслышаны. Водила, поехали!
Тут подключается кондуктор:
— Вы чего, родненькие, барагозите? Ваша остановка. Выходите.
— Эх, тётя, и ты с этим бандюганом заодно. Да мы на тебя начальнику пожалуемся!
Тут уже подключаются пассажиры и водитель:
— Да, что же с этими лаоваями делать! Хоть бы раз без задержек домой с работы приехать. Вечно они упрямятся!
Короче, когда нас уже всем автобусом собрались вытолкать на улицу, мы сдались.
— Ладно, добрые китайские люди. Если вы обманули – Конфуций вам судья! – и вышли из автобуса за нашим добровольным провожатым.
Транспорт уехал. Мы огляделись: стоим на остановке в чистом поле. Метрах в 50-ти – группа старинных, ржавых микроавтобусов. Наш гид предлагает довезти до Китайской стены на новеньком, чистом микроавтобусе за 30 юаней с человека.
— Да побойся бога, мистер Бяо! Грабеж средь бела дня!
— Ребяты, мы китайцы иностранных туристов не обманываем! – достает помятый путеводитель на английском языке: — Вот посмотрите. Раздел «Как добраться из Пекина до участка Мутяньюй (Mutianyu Great Wall)». Едете на автобусе №916快 до города Хуайжоу (Huairou). То есть вот до этой остановки. Затем пересаживаетесь на такси и за 25 юаней доезжаете до ВКС еще километров сорок. Так обратите внимание, путеводитель был издан 5 лет назад. В Китае инфляция. Не знали что ли? Сегодня проезд на такси стоит 30 RMB за одно бледнолицее физическое лицо. Конечно, вы можете поехать во-о-н на той ржавой развалюхе за 20 юаней…
— Убедил. Твоя взяла! Поехали…
Дорога проходит сквозь живописные деревеньки. Крестьяне сушат зерно прямо на асфальте. На подъезде к началу маршрута появляются красивейшие горы. От красоты пейзажей хочется смачно материться на русском, а еще лучше – на китайском языке!.. Невероятное зрелище! Вот бы побродить там по склонам гор!
Приехали к месту, откуда начинается экскурсия на Великую китайскую стену. Договорились с водилой, что он подождет, пока мы спустимся. А чтобы не забыть, как выглядит наша машина, сфотографировали его на память.
Ведь все китайские таксисты выглядят на одно лицо! Шутка!
Прошли сквозь ряды палаток с сувенирами к кассам. Заплатили за билеты 125+130 RMB. Сейчас не помню, но, наверное, это за подъем по канатной дороге и спуск на тобоггане (см. Википедию).
На дворе стоял уже вечер. Солнце спустилось близко к горизонту – наступил «золотой час» для съемки пейзажей. А от красот, по прежнему, захватывает душу! Очень, очень приятное место!
Поднимались мы по канатке. Их там две. Первую вы видите прямо по курсу. Вторая линия – видна правее. Наверное, правильнее подниматься на гору по второй канатной дороге, пройтись по гребню стены и спуститься вниз на тобоггане.
Тобоган – транспортное средство, родственное бобслею. Видите извивающуюся металлическую дорожку на фото выше? Это жёлоб из нержавейки. Сверху вы садитесь в небольшую тележку (сани), держитесь за рукоятку (тормозной рычаг) и с ветерком спускаетесь вниз. Адреналину не меряно!
Иногда в сети Интернет можно встретить отчеты с фотографиями с ВКС, где люди буквально толпятся плечом к плечу. Мы же гуляли, почти в полном одиночестве. Может человек десять китайских студентов ходили где-то в стороне.
Мои фотографии, снятые на Nikon D5100 KIT 18-55 спустя неделю после покупки, не передают всю мощь горной гряды и человеческого духа, соорудившее такое колоссальное сооружение.
Мне бы очень хотелось еще побродить по этому замечательному месту, подняться на вершину ближайшей горы, дойти до не отреставрированного участка. Но аттракцион работает с 7:30 до 18:00. При этом тобогган закрывается раньше (на 1 час или на 30 минут – не помню). А ведь именно возможность прокатиться на санях по металлическому жёлобу привлекла меня в эту деревню.
— Сели? На старт! Внимание! Поехали!..
Ветер в ушах, виражи, дяденьки на поворотах, предупреждающие о необходимости сбросить скорость. Красота!
В самом конце вас ждут два китайских старых вояки, предлагающие запечатлеть этот замечательный вечер на цифровой фотографии. Пока вы еще не пришли в себя, они кричат:
— Эй, лаовай! Давай фотку на память о самостоятельной поездке к Великой Китайской Стене!
— Ну, давайте, черти!
Сзади студент на английском языке предупреждает:
— Мистер, имейте ввиду, что они с вас запросят деньги за фото.
— Сколько?
— 10 юаней…
-Ладно, гулять, так гулять! Согласны! 🙂 Э-э-а-а-а-а! Банзай!!!
Друзья заказали мне сувениры: «Привези нам не аленький цветочек, но магнитик с главным символом Китая!» Поэтому на выходе пытался торговаться с продавцами магнитов. Заряжали 60 юаней за штуку. Но всё тот же англоговорящий студент посоветовал: «Не более 50 RMB за три штуки – красная цена!» Хвала тебе великий и могучий английский язык! 🙂 Согласились представители социалистической торговли на предложенные условия сделки.
Вернулись в Пекин уже в темноте. Наш мистер Линь Бяо довез до остановки в городе Хуайжоу (Huairou), куда через 20 минут подъехал наш уже знакомый номер 916…
Прибыв на автовокзал (Long-Distance Bus Station 东直门长途汽车站), решили испытать мою новую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 на предмет съемки пейзажа в ночных условиях. Снимал с моста недалеко от автовокзала. Со штатива. Стабилизатор на объективе забыл отключить, а мост вибрировал, так что не все фотки получились идеально. Но все же не плохо для фотографа с опытом съемок на зеркалку, практически, 2 дня.
Ужинали в кафе в соседнем доме с нашим 161 Hostel. В большом зале все места были заняты. Поэтому прошли в небольшую комнатку, где сидели только мы и еще компания из трех человек. Меню – на китайских иероглифах. Как сделать заказ? Очень просто! Прошелся вместе с официантом по залу, посмотрел в тарелки посетителей и тыкал пальцем: «Мне тоже самое!» 🙂
Принесли такое блюдо.
Ни за что не догадаетесь, что я ел в Пекине в тот вечер! Справа – свинина в медовом сиропе и шоколаде. Слева – картофельное пюре со смородиновым вареньем… 🙂
Пока ели, каждые 10 минут в двери высовывалась улыбающаяся китайская физиономия и наблюдала за двумя лаоваями из далекой России. В рассказе про сплав на плотах по реке Юлонг (Yulong River) расскажу, как мы выяснили, что китайцы-то не догадываются из какой конкретно страны мы приехали…
Самым сложным оказалось объяснить, что мне нужен к чаю еще и сахар. Пришлось изобразить чудеса пантомимы, пока с 5-го раза официантка поняла, что мне нужно. Принесла кусок кристалла сахара размером 3х3 сантиметра. И его пришлось откалывать ножом. Ну не любят простые китайцы сахар песок.
Легли спать пораньше. Ведь ранним утром нам предстояло поехать в аэропорт, чтобы вылететь в город Гуйлинь (Guilin), где мы планировали купить самостоятельно билеты на поезд до Шэньчжэня и затем уехать на автобусе в деревню Яншо (Yangshuo).
Расходы за день, юань:
- Метро 4+4=8
- Завтрак 40
- Ужин 133
- Автобус до китайской стены 24 + 23 =47
- Такси 60+60=120
- Магнитики 50
- Билеты на канатную дорогу и тобогган 120+125=245
********************************************************************************
Дополнение от 13 апреля 2019
Когда я вставил на сайт подробное описание, как доехать до Мутяньюй, мне захотелось сделать его максимально полезным для путешественников. Поэтому попросил читателей этого отчета сделать для меня иллюстрации, чтобы другим туристам было легче ориентироваться (увидите просьбу ниже). И вот, вчера, мне прислали фотографии (см. иллюстрации ниже от Андрея). Выражаю ему огромнейшую благодарность и от себя, и от будущих гостей блога!
«Сергей, здравствуйте! Меня зовут Андрей, я из города Москва. Сегодня я со своей семьей воспользовался Вашим отчетом о том, как добраться до Великой китайской стены в Мутяньюй. Хотел Вас поблагодарить за ценные советы и правильный маршрут.
Все что, Вы написали про «разводил», точь-точь повторилось с нами. А именно: за четыре остановки до «Huairou Beidajie» (怀柔北大街) в салон зашел китаец и начал предлагать выйти, т.к. это — именно то место, где нам нужно выходить. Вспомнив Ваш совет, я его послал разводить кого-нибудь другого. И он это благополучно проделал с группой испанцев (около 7-ми человек), и вывел их из автобуса.
Когда мы вышли на нужной остановке, к нам пристала милая китайская старушенция (ее фото в розовой кофточке прилагаю), которая предлагала поехать на такси: сначала за 70, потом за 50 и, наконец, за 40 юаней. Я отказался от столь «заманчивого» предложения, т.к. решил полностью проделать весь маршрут, не прибегая к помощи посторонних.
Минут 25 мы ждали автобус H23. На 17-ой остановке вышли. Там уже заблудиться сложно: такой виадук единственный на всем пути.
Обратный путь от Великой китайской стены Мутяньюй в Пекин мы проделали точно таким же образом.
Еще раз спасибо за ценные советы.
P.S. Я выполнил Вашу просьбу и сфотографировал все, что Вы просили для статьи. Еще добавил «старушенцию» и указатель в метро Пекина, который направляет на автовокзал (Bus Transfer Hall)».
********************************************************************************
Дополнение от 16.02.2019.
Мне захотелось разобраться, как все-таки правильно доехать до участка Мутяньюй. И вот, что я могу сказать на сегодня.
Туристов поджидают разводилы в двух местах: на выходе из метро (см. рассказ ниже про фальшивого кондуктора) и в поездке на автобусе №916快, как это произошло с нами. Факт в том, что напрямую из Пекина до этого участка мы бы не добрались, нужна пересадка.
Итак, расписываю по шагам, как нужно действовать.
1. Приезжаем рано утром в Dongzhimen Public Transport Hub (东直门交通枢纽), который состоит из 3-х блоков: автовокзал, станция метро и станция аэроэкспресса из аэропорта. Нам нужен автовокзал, который располагается на первом этаже огромного торгового центра, и называется официально: Bus Transfer Hall. Доехать сюда на метро можно по веткам №1 и №13 (выход С).
Сам автовокзал «Bus Transfer Hall» состоит из двух платформ: северной и южной. Нужный нам автобусный экспресс №916快 находится в северной части, заблудиться не получится – кругом указатели.
Не перепутайте экспресс 916快 и просто 916-й маршрут (он будет идти очень долго, останавливаясь у каждого столба). Цена проезда 12 юаней.
2. Из Пекина едем в город Хуайжоу, где выходим на остановке Huairou Beidajie (怀柔北大街). Внутри салона автобуса есть схема маршрута. Всего он включает 20 остановок, указанная Huai Rou Bei Da Jie – 15-я (пятнадцатая). Расстояние – 62 км, в пути – 1 час.
Расписание движения автобуса 916快 Express: 5:50 – 19:50 (из Dongzhimen Transport Hub в Huairou); 04:50 – 18:50 (из Huairou в Dongzhimen Transport Hub).
Автобус 916快 отправляется из Пекина очень часто, ждать не придется. Он делает несколько остановок в столице, затем доезжает без проволочек в район Хуайжоу, и там уже останавливается часто.
За несколько остановок до нужной нам Huairou Beidajie (怀柔北大街) в салон заходит китаец в униформе и на прекрасном английском сообщает, что все иностранцы, кто едет на Великую Китайскую Стену, должны выходить за ним. Это неправда! Запишите координаты GPS остановки (40.336180, 116.634111) или слушайте объявления диктора (по-китайски и по-английски; на табло – только иероглифы).
Остановка Huai Rou Bei Da jie (怀柔北大街) расположена напротив большого правительственного здания (Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs, 民政局).
3. Теперь, чтобы доехать до Mutianyu Great Wall, у вас есть две опции.
Первая – сесть на автобус H23, который ходит из Yujiayuan (于家园) в Tiekuangyu (铁矿峪) с заездом в Huairou Beidajie (怀柔北大街). Остановка находится прямо напротив той, на которой вы вышли из экспресса 916快. Более того, чтобы попасть назад в Пекин, нужно будет садиться на ней же. Чтобы было легче запомнить, за ней – огромное здание China Mobile.
Проезд на маршруте H23 стоит 3 юаня. Платите кондуктору. Автобус – зеленый, табличка на нем – синяя.
Всего на линии H23 имеется 41 остановка, нам выходить на 17-й (семнадцатой): кольцо Мутяньюй (Mutianyu Roundabout, Mutianyu Huandao, 慕田峪环岛)). Можно показать водителю надпись на китайских иероглифах: «我要去慕田峪长城» (Я хочу добраться до Mutianyu Great Wall). Для ориентира: над этим кольцом висит огромный виадук (мост). Координаты GPS остановки: 40.414942, 116.546445.
Если бы на остановке Huairou Beidajie (怀柔北大街) мы сели в автобус H36, то выходить нужно бы было на Xinying Lukou (辛营路口) – от нее до входа 100 метров.
Я так понимаю, что от касс до места, где начинается подъем на Стену, расстояние составляет 2,5 км. Вы можете пройти пешком (мы так делали во время последней поездки в Китай в 2017 году в Урумчи), либо купить билет на шаттл-бас (Mutianyu Ferry Shuttle Bus) и проехаться 5 минут. Цена – 10 юаней в одну сторону, 15 – туда и обратно.
4. Вторая опция – добраться из Huairou Beidajie (怀柔北大街) до Mutianyu Great Wall на такси (18 км). Учтите, как выйдете из автобуса 916快, вас облепят бомбилы. У них цена – 70 RMB. Легальные таксисты стоят напротив правительственного здания (Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs, 民政局) и работают по счетчику. Они не выходят за клиентами (возможно, проблемы с мафией). Проезд у них – около 42 RMB.
Если в момент, когда вы приехали, нормальных таксистов нет, выйдите на улицу и подождите немного.
Многие туристы говорят, что автобусы H23 ходят нечасто, поэтому проще уже от Huairou Beidajie (怀柔北大街) добираться именно на такси.
Внимание! На участке Мутяньюй работают два разных оператора: 1) фуникулер вверх и вниз (кабинки канатной дороги); 2) седельная канатная дорога вверх и вниз (либо тобогган вниз). Они продают разные билеты, но через одно окошко в кассе, что может внести путаницу.
Когда вы вышли из шаттла, до нижней станции фуникулера все еще нужно пройти 600 метров. На нём можно подняться к башне №14 (см. карту выше). А седельная дорога поднимет вас к башне №6.
Таким образом у туристов есть следующие варианты:
- Фуникулер к 14-й башне – 100 RMB вверх, 120 RMB вниз.
- Седельная дорога + тобогган от 6-й башни – 100 юань вверх, 120 юань – вниз.
- Фуникулер к 14-й башне + тобогган вниз: 100+100=200 RMB.
- Подниматься и спускаться пешком. Бесплатно.
Посмотрите видео, чтобы представлять, что такое спуск с китайской стены на тобоггане.
Цены на билеты
Взрослые туристы – 45 RMB (25 юаней – по студенческому).
Дети ростом от 1,2 до 1,4 метра – 25 юаней. Те, кто меньше 120 см – бесплатно.
Время работы
С апреля по октябрь – с 8:00 до 17:00, с ноября по март – с 8:30 до 16:30.
Советы перед экскурсией
- Длина участка Mutianyu из 23 башен — 3000 метров.
- Время на посещение – около 2 часов.
- Лучшее время – весна и осень. Зимой лучше поехать на Badaling Great Wall.
- Зимой берите тёплую одежду, перчатки и шапку.
- Вода и еда на Стене очень дорогие. Возьмите с собой перекус из Пекина.
- Самый главный совет: нечего делать в этой туристической ловушке. Поезжайте лучше на дикий участок Huanghuacheng Great Wall – см. ниже описание, как добраться.
Вот видео, где можно посмотреть, как стена выглядит зимой.
Ребята, у меня к вам просьба! Я хочу улучшить этот отчет, снабдив его иллюстрациями. Кто поедет на Мутяньюй, сфотографируйте, пожалуйста, и пришлите мне иллюстрации:
- Указатели на платформе для маршрута 916快.
- Схему остановок этого экспресса, что висит в салоне.
- Вид на здание Beijing Huai Rou Department of Civil Affairs (民政局) на остановке прибытия в Хуайжоу.
- Вид на здание и остановку China Mobile в Хуайжоу, когда нужно будет ехать обратно в Пекин.
- Виадук на кольце Mutianyu Roundabout, где нужно выходить, когда приехали на Стену.
- Таблички на остановках с номерами 916快 и H23.
В разделе меню сверху «Об авторе» есть мой e-mail. Пришлите эти фото – я сделаю коллаж, который поможет другим туристам ориентироваться. Спасибо заранее.
P.S. Поскольку иллюстрации к инструкции «Как доехать до Мутяньюй» мне уже прислали, буду благодарен, если кто-то предоставит подобные подробные фото к пояснению, как попасть на другие участки стены.
********************************************************************************
2. Общая информация о Великой Китайской Стене (长城)
Каждый из нас видел её фотографии… но есть только один способ по-настоящему понять Великую Китайскую Стену – подняться на ее стены и увидеть своими глазами, как она змеёй извивается от пустыни Гоби на Западе и до безмолвных гор на Востоке, будто хребет огромного дракона. Строительство сети фортификационных укреплений сменяющими друг друга династиями заняло около двух тысячелетий, на многие века оно определяло и защищало внешние границы китайской цивилизации.
На китайском языке Великая Стена называется “Wan Li Chang Cheng” (万里长城), что буквально означает «Длинная стена в десять тысяч ли» (1 ли равнялся примерно 500 метров). На самом деле, это – не настоящая цифра протяженности сооружения, но в древние времена означало что-то бесконечно длинное.
И, хотя Великая Китайская Стена, бесспорно, является самым длинным из когда-либо возведенных человеком сооружений, её точная длина до сих пор является предметом споров, поскольку она представляет собой не один непрерывный вал, как описывалось в ранних летописях на Западе. Наоборот, его точное определение – мозаика разных участков, построенных в течение многих веков, паутина стен и сторожевых башен, возведенных (и пришедших в упадок) сменяющими друг друга династиями за всю историю Китая. Но одна вещь совершенно очевидна: Великая Стена – символ упорства и трудолюбия китайской цивилизации. На нашей планете существует не так много культурных достопримечательностей, которые бы так мощно символизировали весь размах истории нации.
С другой стороны, большое количество современных китайских интеллектуалов указывает на то, что Великая Китайская Стена – символ того, что с Китаем что-то не так: что он слишком консервативен, сфокусирован на давно прошедших славных днях, что лучше смотреть вперед, а не назад. А некоторые считают, что Стена – символ длительной китайской традиции стараться огородиться от иностранных культур и влияний, вместо того, чтобы адсорбировать и принять лучшее.
2.1. Насколько древняя Великая Китайская Стена?
Строительство укрепительных стен огромной протяженности заняло долгие века в истории Китая. Стены часто окружали весь город, чтобы защитить его от мародерства кочевников. Одно из первых упоминаний относится к династии Шан (1600-1050 годы до нашей эры), когда был насыпан высокий земляной вал, окружающий территорию в три квадратных километра вокруг столицы царства.
Чтобы увидеть примеры более «современной» (но все еще древней) сохранившейся городской стены, можно съездить в Нанкин (Nanjing) или в Сиань (Xi’an). Самые ранние участки Великой Китайской Стены датируются 5-м веком до нашей эры в период так называемых Воюющих Царств, когда соперничающие государства строили фортификационные укрепления, чтобы защитить свои границы и орошаемые земли от нападения соседей (или от кочевников с Севера).
На этом раннем этапе «Стена» представляла собой разрастающуюся мозаику укреплений, используемых для защиты раздельных конкурирующих друг с другом территорий. Великой Китайской Стены как концепта не существовало до 3-го века до нашей эры, когда легендарный Цинь Шихуанди (Qin Shi Huang) в 221 году (до рождества Христова) объединил все земли и объявил себя Первым Императором Китая. В 215 году он поставил колоссальную задачу по возведению Великой Стены версии 1.0, чтобы защитить Китай от кочевников-варваров, вторгающихся с Севера.
Тяжелейшие работы выполнялись 300-500 тысячами рабочих (в основном, это были солдаты, заключенные и крестьяне, превратившиеся в рабов). Хотя правление династии Цинь было недолгим (свергнута через несколько лет после смерти основателя), его влияние на историю Китая осталось навсегда.
Печально известный своей жестокостью и беспощадностью Первый Император оставил Китаю еще одну привлекательную для туристов достопримечательность: Терракотовую Армию – громадную подземную могилу, заполненную 8000 статуями солдат (вместе с лошадьми и колесницами), чтобы они защищали его в загробной жизни. На самом деле, его проект Великой Стены вместе с другими крупными начинаниями, требующими множества рабочих рук, причинивший так много страданий, широко распространенных по всей стране, что было несколько (неудачных) попыток покушения на жизнь Цинь Шихуанди.
2.2. Великая Китайская Стена 2.0: обновление династией Мин
Быстро перемотаем пленку вперед до 15-го и 16-го веков. Наиболее впечатляющие «современные» участки Великой Китайской Стены были построены во времена династии Мин (1388-1644 нашей эры). Императоры Мин не только укрепляют части стены… мы говорим о более чем 100 летних усилиях, чтобы полностью восстановить и укрепить стены с использованием современного кирпича и строительных растворов.
Те красивые кирпичные стены недалеко от Пекина, сфотографировать сейчас которые приезжают туристы со всего мира, были построены во времена династии Мин. В большинстве своем, они представляют собой укрепления высотой 7 метров и почти такой же ширины, чтобы 10 солдат или 5 колесниц могли двигаться «плечом к плечу».
В случае опасности, со сторожевых башен, расположенных на расстоянии 300-500 метров друг от друга, подавали при помощи дыма, пороха или флагов сигналы, чтобы сообщить в Пекин о передвижении войск неприятеля.
Рисунок 2. Карта со схемой расположения участков Великой Китайской Стены в окрестностях Пекина. Именно сюда приезжают туристы прямо из аэропорта или из центра города.
2.3. Длинная и дорогая ошибка?
Несмотря на сотни лет строительства и бессчетно число загубленных жизней (ее еще иногда называют самой большой в мире братской могилой), Великая Китайская Стена никогда на самом деле не выполняла эффективно свои функции, как предположительно неприступная линия обороны. Историки рассматривают ее, как ошибку оборонной системы не потому, что существовало множество просчетов в конструкции. Проблема была в человеческом факторе: интриги политиков, коррупция, трусость – вот, что было слабым звеном на всем протяжении истории Стены.
Во время шестидесятилетнего вторжения в Китай монголы преодолели Великую Китайскую Стену и осадили столицу Яньцзин (сейчас это – Пекин) в 1215 году. Монголы постоянно находили способы проникнуть через укрепление или обойти его, часто – подкупая чиновников или стражников. Говорят, что Чингисхан сказал однажды: «Прочность стены зависит от мужества тех, кто её защищает». В 1279 году монголы окончательно завоевали и стали первой (но не последней) некитайской группой, управляющей всем Китаем.
Даже впечатляющие Стены династии Мин не были достаточно прочны, чтобы предотвратить завоевание Китая в 17-м веке повторно. В 1644 году (некитайская) маньчжурская армия с Севера промаршировала к стратегическому Шаньхайгуаньскому проходу (в переводе на русский «Первый проход под небесами»). Поскольку к тому времени династия Мин почти была свергнута внутренними мятежниками, генерал, отвечающий за охрану этого участка Великой Китайской Стены, решил заключить союз с маньчжурами, и позволил им спокойно пройти.
Маньчжуры помогли подавить восстание и сами взяли контроль над Империей, провозгласив династию Цин, правившую страной последующие 2,5 века.
Кроме веками потребляемых крови, пота и слез, стена оставила после себя некоторые положительные моменты. Во времена династии Хань (206 год до нашей эры – 220 год после Рождества Христова) Великая Стена развивалась быстрее, чем в любое другое время в истории, благодаря развитию Великого Шелкового Пути, который соединял Китай с Римской Империей и Персией. Вместе с торговцами, путешествующими вдоль ее подножия со своими караванами верблюдов, в Китай проникали новые культуры и идеи – например, буддизм.
Какая гримаса истории: первостепенной задачей Великой Китайской Стены было защитить страну от вторжения иностранцев… Но в наши дни именно она привлекает миллионы туристов со всего мира в Китай… Может, это и было стратегическое планирование китайских императоров, потративших неимоверные усилия на строительство…
2.4. Какова длина Великой Китайской Стены?
Ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. Еще раз: Великая Китайская Стена – это не одна длинная линия, а сеть коротких укреплений, построенных в разные века. Поэтому нелегко получить правильный ответ.
К сожалению, до наших дней не сохранились исторические записи, какой была точная длина «оригинальных» стен династии Цинь, впервые возведенных больше 2000 лет назад. Большая часть древних сооружений подверглась эрозии за века своего существования (в то время не использовали кирпичи — почти до династии Мин). В наши дни осталось всего несколько участков тех древнейших стен. Подавляющая часть земляных и каменных участков стены потерялась в отдаленных горах и пустынях Китая.
Кроме того, что сложно получить авторитетный ответ о том, какова длина Великой Китайской Стены, так еще историки до сих пор находят новые участки. Например, в октябре 2002 был найден 80-ти километровый отрезок на Севере Китая. Всего несколькими месяцами позже нашли еще стену возрастом больше 2000 лет.
В общем, ответ зависит от того, как вы решите ее измерять (и какие участки составляют Великую Китайскую Стену). Если просто замерить расстояние между самыми дальними точками, получим примерно 6700 километров. Но если считать текущую длину сооружения, получится примерно 6270-7240 километров. Некоторые «счетоводы» рассчитывают «общую длину» всех участков, построенных за все время существования Китая. Тогда озвучивается цифра в 50 тысяч километров (что-то как-то невероятно выглядит). В Книге рекордов Гинеса внесена одна непрерывная линия длиной 3460 км, исключая 3530 км ответвлений.
В апреле 2009 года Китайское государственное управление по культурному наследию путем инфракрасных измерений и GPS технологий произвело замеры, длившиеся 2 года. Официально длина Великой Китайской Стены составляет 8’851,1 километров.
3. Как доехать до участка стены Бадалин (обновление от 08.01.14)
Думаю, мой отчет будет не полным, если не добавить информацию, как добраться к другим участкам Великой Китайской Стены недалеко от Пекина: Бадалин (Badaling Great Wall, 八达岭长城) и Симатай (Simatai Great Wall, 司马台长城). Нет времени публиковать все сразу. Начну с информации, которую я нашел по участку Бадалин.
До Badaling Great Wall можно доехать на поезде, на автобусе, ну и (не наш метод для самостоятельного путешествия) – взять экскурсию в гостинице или заказать такси.
3.1. Как добраться по железной дороге
От северного железнодорожного вокзала Пекина (Beijing North Railway Station, 北京北站) ходит прямой поезд, непосредственно, до станции Badaling Railway Station (八达岭), от которой до самой стены придется пройти пешком около 20 минут.
Туда и обратно ходит 12 электричек в сутки. Их расписание можно посмотреть на упомянутом мной полезном сайте для самостоятельных туристов: https://www.travelchinaguide.com/china-trains/index.htm. Цена билета до города Бадалин – 6 юаней с человека. Время в пути – 1 час 10 минут.
До самого Северного ж.д. вокзала в Пекине (Beijing North Railway Station, 北京北站) можно доехать на метро: линии № 2, 4 ,13 (выходить на станции Xizhimen (西直门) к выходу «A»). По указателям вы дойдете до «подземного входа в ж.д. вокзал», но не входите в него, так как зал ожидания и кассы для пригородных поездов находятся на первом этаже. Наверх можно подняться по эскалатору. Здесь вы сразу увидите кассы. Билет из Пекина к участку стены Бадалин можно купить в окошке №5 и №6.
Как мы покупали билеты на китайский поезд и как их читать, вы можете прочитать в следующей части отчета. В целом, ничего сложного: 1) на упомянутом выше сайте смотрите расписание поездов; 2) делаете распечатки в иероглифах названий начальной и конечной станции (Beijing, 北京 и Badaling, 八达岭) и отдаете кассиру. Кассы есть на первом этаже и в подвале. Билеты до Бадалин продаются на первом. Показываете кассиру названия остановок, дату поездки и покупаете свой ж.д. билет.
Нужно учесть, что в туристические сезоны билеты быстро разбирают, поэтому желательно покупать их немного заранее, хотя бы за 1 день. Зал ожидания пригородных поездов находится тоже на 1-м этаже.
На северном железнодорожном вокзале Пекина 11 посадочных платформ. Садимся в ту, что указана в билете. Маршрут электрички включает 5 остановок, нам выходить на четвертой: Beijing (北京) – Qinghuayuan (清华园) – Nankou (南口) – Badaling (八达岭)- Yanqing (延庆).
По пути из Пекина в Бадалин вы увидите прекрасные виды долины Гуань (Guan Valley Scenic Area), проедете через участок Великой Китайской стены, называемый Juyongguan Great Wall и проедете по столетней железной дороге Beijing-Zhangjiakou railway, спроектированной знаменитым китайским инженером господином Zhan Tianyou (1861 – 1919).
Как приехали на станцию Badaling Train Station, выходим на восток, затем – на северо-восток и идем пешком около 800 метров (15 минут). Здесь находятся кассы для покупки билетов для посещений Великой Китайской Стены в Бадалине. Официального транспорта между стеной и железнодорожной станции нет, но таксисты имеются.
3.2. Как доехать до участка Великой Китайской Стены Бадалин на автобусе
Вместо поездки на электричке, можно из Пекина до участка Badaling Great Wall (八达岭长城) добраться на автобусах, на которые садятся у башни Deshengmen Arrow Tower. Ближайшая к ней остановка метро — Jishuitan Station (линия 2, выход A), расположенная в 450 метрах. В таблице ниже представлены варианты маршрута для разных автобусов.
Номер маршрута | Путь | Место отправления от башни Deshengmen Arrow Tower | Место прибытия | Время работы | Цена билета | Время в пути |
877 | Deshengmen ⇌ Badaling | к северу | Передний холм Бадалин | 06:00-12:00 (Апр.1-Окт.31)
06:00-12:30 (Ноя.1-Мар.31) |
CNY12/чел.;
CNY 4.8 по магнитной карте |
Около 1 часа |
10:30-17:00 (Апр.1-Окт.31)
11:00-16:30 (Ноя.1-Мар.31) |
||||||
919 | Deshengmen ⇌ Madianqiao South… ⇌ Badaling… ⇌ Tiyuchang Xiaoqu | к востоку | Задний холм Badaling | 06:00-19:00 | CNY12/человек;
CNY 4.8 по магнитной карте |
Около 1.5 часов |
05:00-18:30 | ||||||
880 | Deshengmen ⇌ Madianqiao South… ⇌ Badaling…⇌ Huaqiao Farm | к западу | 07:00-19:30 04:30-17:00 | CNY12, CNY4.8 по карте | Около 1.5 часов |
Некоторые практические советы для самостоятельных путешественников, собирающихся съездить на участок Великой Китайской Стены Бадалин.
- Автобус №877 является экспрессом (идет без остановки). Он прибывает недалеко от подъемника и Bear Garden у «переднего холма» Бадалин. Идти пешком от остановки до касс – около 10 минут.
- Автобус 919 и 880 останавливается возле станции канатной дороги на «задней горе». До касс идти тоже около 10 минут.
- Добраться пешком от «заднего» к «переднему» холмам можно за полчаса.
- На участке Deshengmen Gate area ошивается много частников. Они будут предлагать довезти до Стены Бадалин. Некоторые, даже будут пытаться обмануть, положив под стекло знаки «877», «919» и «880». Думайте сами: ехать с ними не так безопасно, как на официальном транспорте. Настоящие автобусы останавливаются около башни Deshengmen Arrow Tower и цена проезда составляет только 12 юаней (4,8 RMB если платить по магнитной карте).
- Официальный автобус можно распознать по длинной очереди (иногда их две). И никто не будет пытаться вас затащить в автобус, в отличие от частников, которые будут бегать за вами, как таксисты в Сочи. Официальные автобусы имеют зелено-белую окраску и всегда оборудованы считывателем для магнитной карты. Пассажир сам выбирает платить наличкой или картой.
3.3. Как добраться до участка Бадалин от аэропорта Пекина
- Садимся в аэроэкспресс и едем до станции Dongzhimen, где пересаживаемся на метро (линия 2) и едем до Jishuitan Station (выход A). Отсюда идем пешком до башни Deshengmen Arrow Tower, где садимся в описанные выше автобусы No. 877, 919 or 880.
- На аэроэкспрессе добираемся до станции Dongzhime, пересаживаемся на линию №2 в метро и едем до Северного железнодорожного вокзала Пекина (Xizhimen Station), где покупаем билет на электричку.
- Садимся в бесплатный автобус Airport Shuttle Bus (линия 4) и выходим на Madianqiao Station. Там останавливаются 919 и 880 автобус на остановке Madianqiao South Station.
Примечание. В комментариях к этому отчету одна из туристок рассказала, как попасть бесплатно на территорию комплекса «The Great Wall of Badaling».
4. Как добраться до участка Симатай Великой Китайской Стены
Насколько я понимаю, в 2010 году данный отрезок стены Simatai Great Wall (司马台长城) был закрыт на реконструкцию. И на экскурсии стали пускать только с января 2014 года. Но реконструкция, пока что, не закончена, поэтому вход туристов на стену ограничен: нужно забронировать билеты, как минимум, за сутки и действительны они будут не более 10 суток. Правда, это касается только тех посетителей, кто хочет посмотреть только саму Великую Китайскую Стену. Если же, вы купите комбинированный билет на экскурсию к участку Симатай и по музею китайской культуры под открытым небом Beijing Wtown (Gubei Water Town), что располагается у подножья стены, тогда, похоже, предварительной регистрации не нужно.
Те туристы, что не собираются посещать городок Beijing Wtown (водный город), должны собираться у входа города-музея Gubei Water Town Entrance и ждать, пока гид не проведет их к входу №2 Пасхальной Башни (Easter Tower). Расстояние между двумя точками – около 2,5 км, т.е. идти где-то 30 минут. Вроде, ездит шаттл, на котором можно добраться быстрее до Великой Китайской Стены Симатай. Подъем до Башни №10 занимает около 2,5 часов.
Если вам будет трудно совершить восхождение пешком, можно поднятья по канатной дороге. Нижняя станция канатки находится у Башни №2. Когда поднимитесь наверх, еще понадобится минут 15-20, чтобы дойти до 8-й Башни и затем подняться до 10-й. Спуск вниз занимает около часа.
Нужно захватить с собой удобную обувь. В целях безопасности, туристам, приехавшим на экскурсию в Simatai Great Wall, запрещается после 10-й Башни ходить на участок Jinshanling, так как там, якобы, требуется скалолазное снаряжение.
Резервирование билета для экскурсии только на Великую Китайскую Стену происходит только на китайский телефон, на специальном сайте, у которого только китайский интерфейс, поэтому данных не даю – если хотите доехать самостоятельно, очевидно, придется покупать комбинированный билет с правом посещения Gubei Water Town Entrance и cамой Стены Симатай.
Чтобы доехать до Simatai Great Wall нужно сесть на уже известном нам автобусном вокзале Beijing Dongzhimen Long Distance Bus Station на автобус №980, едущий в деревню Miyun County (Мию́нь). На нем можно добраться до остановки Западный Мост (Miyun West Bridge Station, Miyun Xi Daqiao, 密云汽车站) и пересесть на автобусный маршрут Bus Line Mi №38 или №51 или на любую маршрутку с табличкой (“Miyun-Simatai”), которые довезут до Simatai Village Station. Отсюда нужно дойти до музея под открытым небом Gubei Water Town и найти, где останавливается шатл-бас. Ну, или взять такси, чтобы добраться до «речного города».
Стоимость комбинированного билета Великая Китайская Стена плюс Водный город (Simatai Great Wall и Gubei Water Town) составляет 110 RMB для взрослых (40 – для детей). Цена проезда по канатной дороге – 120 туда и обратно, 80 – поездка в одну сторону. Шатл-бас – 10 юаней. Часы работы: с 9:00 до 18:00 летом и с 9:00 до 17:00 зимой.
Еще отмечу, что, если хочется посмотреть не отреставрированную ВКС, тогда лучше добираться до Shixiagan Great Wall, Jiankou Great Wall, Jinshanling Great Wall, Gubeikou Great Wall, Huanghuacheng Great Wall или Simatai Great Wall.
1) Отзыв, как добрались до Мутяньюй через Хуайжоу (Huairou) на автобусах H23, H24, 936, 867. |
3) Уточнение по расписанию автобусов до участка Бадалин. Стоит ли ехать на Мутяньюй на полдня. |
Дополнение от 09.02.2019
5. Как доехать из Пекина до участка Huanghuacheng Great Wall
Недавно попался на глаз отчет англоязычных туристов о поездке выходного дня в это место. Эх, люблю я такие заброшенные места, нетуристические, без галдящих толп, поэтому и решил добавить свой путеводитель с описанием, как добраться на автобусе. Авось, кому из читателей пригодится. Посмотрите видео, чтобы понять, как здесь здорово и стоит ли ехать из Пекина на Великую китайскую стену!
Итак, участок Huanghuacheng Great Wall находится в той же стороне, что и посещённый нами Mutianyu Great Wall, поэтому и схема проезда похожая.
Расстояние от Пекина – 68 км напрямую, к северу от столицы, в районе Huairou. Чтобы попасть сюда, можно купить путёвку в турагентстве, но это не наш метод – едем самостоятельно.
На Стену можно добраться двумя способами: прямым автобусом (с начала апреля по октябрь) и с пересадкой в Хуайжоу (Huairou).
Вариант №1. Прямой маршрут
- Автобус отправляется только по субботам и воскресеньям, а также во время государственных праздников. Как было сказано, ходит он с апреля по октябрь.
- Отправление из Пекина – с уже знакомой нам станции «Dongzhimen station». Прибытие – непосредственно в Huanghuacheng. Всего 1 рейс в день, отправление в 8:30 (по расписанию, по факту может быть раньше или позже).
- Стоимость билета — 35RMB в один конец.
Расписываю по шагам, как ехать этим маршрутом.
- На метро выходим на станции Dongzhimen (东直门) — линии 2 или 13.
- Идем по указателям на «Bus Transfer Hall» (в районе выхода B).
- Находим платформу, с которой отправляется автобус №418. Прямой автобус до стены имеет другую табличку, но стоит здесь же.
- На нем написано, что идет он до «Huanghuacheng Water Great Wall» (黄花城 или 黄花城水长城). Платить нужно наличными кондуктору. Абонентская карта «Beijing transit card» (Yikatong) не принимается.
- Автобус довозит туристов прямо до официального входа.
- Обратно в Пекин он едет в 16:00. Не опаздывайте.
Вариант №2. Добираемся через город Huairou (автобусы №916 и H21)
Этот маршрут осуществляется на общественном транспорте, поэтому принимаются к оплате карточки «Beijing transit card» (Yikatong).
Время в пути – 2-2,5 часа в одну сторону.
- В Пекине также приезжаем на станцию Dongzhimen (东直门) — линии 2 или 13.
- Также идем по указателям до «Bus Transfer Hall» (снаружи у выхода B).
- Находим платформу экспресса 916 Express (916快) в Хуайжоу (Huairou, 怀柔). Платим за проезд 12 RMB кондуктору либо наличкой, либо картой. Первый рейс отправляется из Пекина в 5:50 утра.
- На экспрессе 916 Express едем до конечной станции Huairou Bus Terminal (怀柔汽车站) – координаты GPS: 40.316735, 116.645311. В пути – 1-1,5 часа, в зависимости от пробок.
- Проходим 300 метров на запад по улице Fuquian и поворачиваем на север по улице Kaifang Road (开放路). Здесь находится остановка маршрута H21 – GPS-координаты: 40.317669, 116.644960. Нам нужна западная сторона улицы.
- На автобусе H21 едем до конечной остановки в Xishuiyu (西水峪) – GPS: 40.407194, 116.315306. Первый рейс отправляется в 5:35, последний – в 18:20. Время в пути – от 40 минут до 1 часа, в зависимости от пробок. Оплата проезда – 9 RMB.
- Дальше у меня заминка: в отзывах туристы пишут, что отсюда до Стены – 300 метров, идти по указателям. Но, если ввести в Гугл-карты координаты, пишет, что расстояние составит 3,8 км.
- Последний автобус H21 возвращается обратно в Huairou из Xishuiyu в 19:05. Последний экспресс 916 Express в Пекин из Huairou в 18:50. Поэтому от стены Huanghuacheng нужно выдвигаться где-то в 17:00, самое позднее.
Насколько я понимаю, здесь есть отреставрированный участок, куда нужно покупать билеты, и есть дикие места, куда можно пройти бесплатно. Если вы захотите платную экскурсию, вот стоимость билетов и часы работы:
- Высокий сезон (1 апреля – 31 октября): 8:00 — 17:00. На выходные – до 18:00.
- Низкий сезон (1 ноября – 31 марта): 8:00 — 16.30.
- Цена: 45 RMB.
6. Внимание! Обман туристов
В отзывах можно найти информацию не только о той разводке, что произошла с нами. Вот, что еще пишут. У станции Dongzhimen вас встречает приятная тётенька, в форме, с бэйджем, отлично говорит по-английски. Говорит, что нужно ехать не на 916-м автобусе, а на №980 до Miyun (где-то рядом с Mutianyu). Берет у вас деньги, передает водителю (выглядит всё официально). Затем вам говорят выходить где-то за городом на непонятной остановке. А потом предлагают такси за бешенные деньги к другому участку Китайской стены, куда ты не собирался ехать.
В общем, если попадетесь, и деньги лишние потратите, и время пару часов. Будьте внимательны. Вроде бы, у официальных тёток на автостанции кроме бейджа, должен быть идентификационный номер (у фальшивых – только бэйдж).
Если вы собрались доехать на Великую Китайскую Стену самостоятельно, почитайте в комментариях к этому обзору отзывы других туристов.
Кстати, а вы чего не хотите нажать кнопочки социальных сетей ниже? Зря я что ли старался? Мозоли на подушечках пальцев от клавиатуры натёр… 😉
Вы можете продолжить чтение отчета о самостоятельной поездке по Китаю в 2011 году (всего 7 частей), либо ознакомиться со другими статьями на эту тему. В следующей главе рассказано, как купить билеты на китайский поезд и как добраться на пароходе, на автобусе или на такси из города Гуйлинь в поселок Яншо (Yangshuo), где мы четыре дня сплавлялись на плоту по реке Ли, катались на велосипедах и мопеде по полям между живописнейших карстовых холмов. На самом деле, если времени на отдых у вас мало, я бы советовал отказаться от поездки на Великую Китайскую Стену и лучше отправиться в Яншо, в Чжанцзяцзе или в Хуашань.
Для тех туристов, кому может показаться трудно ездить на экскурсии в Пекине и окрестностях самостоятельно, могу посоветовать просмотреть варианты от компании Sputnik8.
Добрый день, Сергей! Все хорошо. 🙂 Съездил я на Великую Китайскую Стену! Вести с полей: выходим из метро по указателю «Bus Transfer Hall», выход прямиком на платформу, поворачиваем налево и видим рамки коридоров с указателями на них автобусов. Я пошел в 916. Экспресса я не нашел, и его там уже, по ходу, нет. Никуда идти билеты покупать не надо: прямиком в коридор на платформу.
Показал кондуктору надпись №916 «экспресс» (иероглифами). Сказала: «Нет», — но повела дальше на автобус №980. Вот он, я так понял — экспресс на Китайскую Стену. Объяснила, что ехать надо 4 или 5 остановок — 15 юаней билет, а потом — на такси. Ехать час. Но страна чужая, языка не знаю — я не рискнул. Пошел назад, чем очень огорчил кондукторшу.
Маршруты №916 подходят один за одним. Зашел в автобус, показал водителю название конечной остановки и бросил монетки в кассу (стеклянную коробочку) — 12 или 13 юаней, не помню, Можно расплачиваться их картами транспортными (подносишь ее на входе и выходе). Добирались 2 часа (только 1 час ехали по городу — пробки). Поехал в субботу, в 8 утра. Все рвутся из города.
Доехал до конечной «Автовокзал», остановились перед шлагбаумом и меня попросили. Рядом стояли китайцы на обратную посадку. Сразу начали одолевать помогалы, всех послал и пошел на противоположную сторону в кафе. Поел отличных пельменей за 7 юаней (9 штук) — вкуснятина, и пошел искать обещанный автобус №936. Сразу скажу, что я его не нашел. Видел, как он проезжал в другую сторону. Нашел центральную улицу с остановками, где он написан в расписании. После общения с местными, оказалось, он останавливается не на всех остановках, и на которой я остановился, он не останавливается.
Одним словом — проблемы. Поездка на такси до стены у всех начинается с 80 юаней. Так что, когда будут заходить в автобус и предлагать 30 RMB с носа, надо идти и не задумываться. Вдоль дороги едет маленькие автобусы, на ходу что-то кричат, приостанавливаясь. С ними тоже можно ехать, показав куда. На таком я ехал назад, и мы собирали по пути людей. Этого я еще не знал и договорился с государственным таксистом за 40 RMB.
До Стены ехали 10-15 км. Билет купил на канатку и тобогган: 160 RMB и 40 или 45 pа шатл. Есть еще билеты на канатную дорогу в кабинках, но я об этом пока не знал (это — левая часть стены, и дорога к фуникулеру дальше идет). Я до нее дошел, но пришлось вернуться на полпути назад, так как на мою был поворот раньше. Все познается стадным методом: куда толпа туристов, туда и ты. Людей много и все куда-то целеустремленно идут, ну и ты за ними.
Назад пошел на парковку искать своего таксиста, который пообещал меня дождаться. По пути постоянно подходят таксисты — их там полно. Моего не оказалось, но за мной шел один настырный помогай, с которым, в итоге, я уехал на минибасе за 10 юаней до города. Город, кстати, называется Хуайжоу (если Гугл не врет). Высадили нас на улице в городе на остановке (меня и парочку китайцев). Я им сразу начал тыкать бумажку с местом назначения, они показали на остановку, а на нем — расписание с номером нужного мне маршрута в Пекин.
Через пару минут подошел автобус, и я с заправским видом, закинув в банку 12 юаней, поехал домой. Назад мы доехали за 1 час 20 минут. На Mutianyu (慕田峪) я провел часа 2, примерно. В принципе, достаточно. Сначала думал подняться по другой канатке, но походив по правой части стены, решил что мне хватит. Оказалось — ну очень тяжело, даже мне — спортивному человеку: жара, солнце, пот градом.
Итого, имея часов 6 в Пекине и желание, думаю, можно уложиться. Как-то так… Извините, что написал много. 🙂
Константин, большое спасибо за такой содержательный отзыв об Вашей экскурсии! Недавно одна из гостьей сайта оставила отзыв о своем первом путешествии в Китай самостоятельно. Проехала полстраны на поездах и автобусах. Она сказала, что поездка очень понравилась, поскольку каждый день приходилось решать квесты.
Вот Вы тоже решали головоломку, как добраться до Мутяньюй. Своим примером показали, что язык
не только до Киева, но идо Великой Китайской Стены доведет! 🙂 Ну или не язык, а жесты… 🙂Интересно, много ли было народу? Надеюсь, не так, как на фотографиях с Бадалина: толпа, как в метро в Москве в час пик?…
Нет, туристов на Мутяньюй было, конечно, побольше, чем у Вас на фото, но не много. Толкаться не приходилось.
Хороший отчет. Про ВКС потом как-нибудь еще почитаю. Хотя и раньше что-то читал про эту стену, но со временем в памяти остается все меньше подробностей.
Спасибо за отзыв, Миша! Как бы то ни было, Китайская Стена — одно из чудес мира, сотворенное людьми. Потому и едет на неё смотреть такое количество туристов.
Сергей, в октябре были на участке стены Мутяньюй. На экспрессе 916快 мы доехали до автобусной станции города Хуайжоу, показав вот такой текст в распечатке: «Huairou Bus Station (怀柔汽车站)». Да, были остановки до автобусной станции, но мы никому не говорили, что нам на стену, а только, что нам надо до автобусной станции, и поэтому к нам не вязались ни кондуктор, ни таксисты.
Через дорогу от автобусной станции есть остановка городских автобусов H23, H24, 936, 867, которые идут до стены (в них кондуктору можно уже показать распечатку и спросить, где выйти). На автобусной станции встречает много таксистов, но, когда они поняли, что мы знаем откуда и на чем можно уехать до Китайской Стены, и расценки упали.
Татьяна, я начинаю понимать, почему людям нравится путешествовать по Китаю — ты всё время решаешь квесты. 🙂 Константин в комментариях выше рассказал, что на экспресс 916快 его не посадили, у Вас — проблем не было. Каждый следующий турист, собирающийся на Мутяньюй, не может предугадать, что его ожидает на пути к Великой Китайской Стене. 🙂
Спасибо, что отписались! Уверен, что за вести с полей Вам будут благодарны тысячи гостей этого сайта. А я уже благодарен! 🙂
Татьяна попросила исправить сообщение, так как не уверена, что ездила на экспрессе к Великой Китайской Стене. Думаю, лучше оставить текст, чтобы другие туристы подтвердили или опровергли эту информацию про экспресс до Мутяньюй (Great Wall of Mutianyu, 慕田峪).
«Сергей, что-то я не совсем уверена, что это был экспресс 916快… наверное, просто автобус №916. Мы особо не заморачивались, т.к. он уже стоял, и нас торопили садиться…
Вы уберите из текcта, пожалуйста, приставку «экспресс».»
Сергей, спасибо Вам за такой замечательный отчет. Получила огромное удовольствие!
Мы с мужем собираемся поехать через неделю на этот участок стены Мутяньюй. Скажите, пожалуйста, возможно ли подняться на вершину этого участка Великой Китайской Стены пешком,без фуникулёра?Сколько это займёт времени? А потом оттуда можно спуститься на «санках» или же только пешком?
Если добраться пешком до 6-й башни на Мутяньюй, затем — до 20-й и вернуться до шестой назад, спуститься на тобоггане, сколько, приблизительно, потребуется времени? Спасибо за ответ!
Здравствуйте, Елена! Благодарю и Вас за комплименты! Подняться пешком на Мутяньюй, думаю, можно — рядом с верхней станцией тобоггана мы видели бетонные ступеньки, если бы не успели уехать, пришлось бы по ним спускаться. Поэтому и подняться тоже возможность есть. Единственное, я не помню уже, покупали ли мы билеты на тобогган сразу внизу или на Стене перед спуском.
Время подъема зависит, конечно же, от Вашей физической формы. Как для моей кондиции, приблизительно 40-60 минут заняло бы восхождение до 6-й башни. На фотографии №6 самый красивый отрезок участка Mutianyu — видимо тот, где надпись иероглифами. Если идти неспеша, гулять, наверное, 1 час в одну сторону займет.
Посмотрел сейчас погоду в городе Хуайжоу (Huairou), до которого нужно добираться: на ближайшие 10 дней днем +8 градусов, ночью — минус 8… На Китайской стене будет ветрено. Обязательно потеплее одевайтесь. Наверное, на ступеньках будет снег или лёд. Будьте осторожнее!
Удачного путешествия. Буду благодарен, если по возвращению расскажете, каково это — покорять Мутяньюй в январе! 😉
Вот я писатель! У меня же самого на схеме участка Mutianyu Great Wall показаны две тропы от обычных и групповых касс для пешего восхождения на стену. 🙂
Спасибо большое за ответ и за советы! Хорошо, по приезду домой постараюсь кратко описать впечатления, связанные с покорением Великой стены в декабре. 🙂
Покорение Великой Стены прошло на УРА! Хоть это было в декабре, погода побаловала нас солнечным и тёплым днём! По моим ощущениям, температура воздуха была от +5 до +10. Было даже жарковато, так как физкультура хорошенько разогревала кровь. 🙂
В общем, не стоит верить общим прогнозам, и бояться ездить на Мутяньюй зимой. Всем известно, что у природы нет плохой погоды. А если уж выпал такой шанс — нужно ехать! Красота, высота и просто непередаваемые эмоции!
Елена, спасибо, что отписались и поделились впечатлением от экскурсии! Так и веет позитивом от Вашего рассказа. 🙂 Но, вообще, Вам и повезло. Когда мы во второй раз поехали отдыхать в Китай, на рисовых террасах два дня стоял туман или лил проливной дождь — ничего не было видно. Так что, нужен в путешествии элемент везения.
Согласна: нам действительно повезло с поездкой на Великую Китайскую Стену! Ведь утром на Мутяньюй был туман, а ближе к обеду солнце вышло, но смог так и остался… Голубое небо — это, видимо, не из китайской зимы. 🙂
Главное — это то, что было тепло, и не было никаких осадков! Вам спасибо за вдохновение,к оторое подарил Ваш рассказ про поездку на стену из Пекина! Удачи в покорении новых вершин!
Сергей, добрый вечер! С удовольствием прочитала Ваш отчет. Сама люблю путешествовать, но так и не могу найти времени, чтобы что-то куда-то выкладывать.
Совсем скоро еду в Пекин на месяц. Не совсем отдых, но надеюсь будет достаточно времени на осмотр достопримечательностей. Можно несколько вопросов?
1. Я правильно поняла, что чтобы посетить участок стены Мутяньюй, лучше выезжать пораньше (поездка на целый день), в обед ехать бесполезно? Сколько, примерно, времени надо провести там, чтобы вдоволь нагуляться, не бегом, и, спустившись на тобоггане, незатемно вернуться в Пекин?
2. Бадалин. В части отчета «Как доехать до участка стены Бадалин (обновление от 08.01.14)» есть таблица с маршрутами. Интересует автобус №877. Не совсем понятно расписание:
«06:00-12:00 (Апр.1-Окт.31)
06:00-12:30 (Ноя.1-Мар.31)» — это из Пекина в Бадалин? Т.е. последний автобус отходит из Пекина в 12:00?
***
«10:30-17:00 (Апр.1-Окт.31)
11:00-16:30 (Ноя.1-Мар.31)» — а это обратно с Бадалина в Пекин?
Заранее спасибо!
Здравствуйте, счастливица! Нам так не жить… четыре недели в Пекине. 🙂 Елена, мы выехали в Мутяньюй где-то около 13-ти часов и успели назад до наступления темноты (на стене, в городе уже, конечно, стемнело). Наверное, в этом свой плюс — было не очень много туристов. Но, конечно, чтобы не было гонки, нужно бы выехать пораньше.
Сколько времени проведете на Мутяньюй, зависит и от Вашей физической подготовки. На фото №6 мы дошли до «отростка», что вправо уходит. Уж не помню, не меньше часа с фотографированием получилось туда и обратно. А дойти до самой дальней точки? Если наслаждаться, то чистого времени не меньше, чем 2 часа непосредственно на стене нужно планировать.
По поводу расписания автобуса №877 до участка Бадалин — Вы правильно поняли. Туристы советуют, чтобы сократить время на покупку билетов на автобусы, на любой станции метро купить проездной Yikatong card — аналог Octopus в Гонконге и «Тройки» в Москве. Обойдется: 20 RMB депозит + за проезд (в Пекине 3-4 юаня одна поездка). Со станции Jushuitan station выходить нужно к «Exit A», повернуть на Восток, пропустить станцию «DeshengmenXI» и перейти 2 дороги до башни «Deshengmen Arrow Tower».
В Бадалине наверх можно подняться по маленькому фуникулеру (‘Pulley Car’): цена билета 60 RMB подъем и спуск. А билеты на стену, вроде, 60 юаней стоят.
Интересной Вам экскурсии! Завидую-ю-ю… Там, наверное. уже во всю сады будут цвести…
Да! 🙂 Говорят, это — самое красивое время года в Пекине! 🙂 И да, у меня будет транспортная смарт-карта Пекина с депозитом 20 RMB. Думаю, это то, о чем Вы написали.
За все время у меня, к сожалению, будет всего 3 полных свободных дня, и то не подряд… Зато остальные дни я буду свободна с полудня. Поэтому и интересуюсь полуднями. 🙂 А что-то самое интересное, что невозможно уложить в полдня, хочу оставить на целые дни. Возможно, какие-то недалекие поездки из Пекина. Или типа — Сиань самолетом… Нет идей? Возможно, еще нереализованных? Китай -огромный… Есть поле для деятельности. 🙂
Была (и есть) мечта поехать в Чжанцзяцзе, но не получается по времени: не хочу «бегом». Минимум 3 дня надо на все, что хотела бы там увидеть, а лучше 5-7 дней, чтобы заодно просто отдохнуть, насладиться природой и чистым воздухом.
Спасибо!
Елена, мест, куда бы можно было улететь на один день из Пекина, не смогу посоветовать. Везде получится спешка. Но вообще, чтобы получить представление об интересных местах в Китае, о которых не так много российских туристов слышало, советую почитать всё, что ниже вот этого комментария к отзыву о поездке в Фэнхуан.
Вообще, если решитесь в один из дней куда-то лететь, как Вы упомянули про Сиань, можно еще в Шанхай слетать: в 6:40 отправление, в 9:00 прибытие, в 10:00 уже гуляете по набережной Вайтань и любуетесь «Жемчужиной Востока».
Расскажу о способе бесплатно попасть на стену в Бадалине, не покупая билет. Вчера опробовала. Доехав на поезде от станции, которая возле метро Huoying Station (Beijing), можно идти на площадь, где расположены кассы, вход, и т.д. Со стены спускаются и уходят куча-куча людей — если поспрашивать у нескольких из них билеты, которые уже использованы, то обязательно найдется кто-то, кому они уже не нужны.
Берем билеты и идем не к главному входу, что справа от нас, а просто прямо. Там будет спуск для тех, кто уже идет со стены, поднимаемся минуту — там будет стоять человек, который следит, чтобы туристы не входили через это место. Но если вы покажете билеты, то пропустят, так как вы имеете право походить по стене, спуститься, к примеру, чтобы срочно купить воды, т.д., и пойти назад. Даже если билет использован, то по нему запросто пускают на стену.
Всем удачи в путешествиях!
Здравствуйте, Яна! Насмешили! 🙂 Наш «советский человек» везде найдет халяву… 🙂 А мой блог уже превращается в пособие для туристов, как в Китае и в других странах пройти бесплатно к той или иной достопримечательности.
Так, в статье про аренду велосипедов и катание по окрестностям городка Яншо в 2011 году я рассказывал, как без билетов забрались на Лунный холм. А во время второго путешествия в Китай не платили за вход на территорию города-музея Фенхуан.
Один из гостей сайта подробно расписал, как бесплатно попал на территорию комплекса с известковыми террасами «Памуккале» в Турции, куда билет стоит дороже всего.
Спасибо за Ваш рассказ, Яна! Интересно, Вы китайский язык знаете или спрашивали использованные билеты на английском у бледнолицых туристов, или у китайцев жестами? Как вообще, понравилось на участке Бадалин, стоит туда ехать на экскурсию?
P.S. Эх, жалко, что никто из туристов не отписывается, кто побывал на участке Симатай (司马台, the Great Wall at Simatai). Всегда кажется, что хорошо там, где нас нет… Интересно было бы услышать отзыв и об экскурсии в то место.
Китайского не знаю, сначала думали спрашивать у людей европейской внешности на английском, но так как китайцев было намного больше, то просто спрашивали сначала: «Can you speak English?» И, если ответ был положительным, то уже ближе к делу вели разговор.
Где-то с третьего-четвертого обращения нашлись китайцы, которые отдали свои билеты. Вообще на Бадалине понравилось: интересные ощущения, красиво вокруг, но из минусов — жара и толпы туристов, об этот везде написано, в принципе. 🙂
Пришел вопрос в личку по поводу того, как доехать до участка Бадалин на автобусе:
«Добрый день, Сергей! В конце декабря едем с подругой в Азию, и у нас будет 16-тичасовая пересадка в Пекине. Хотим воспользоваться шансом и съездить на участок ВКС Бадалин. Из вашей статьи узнал о шатле из аэропорта до «Madianqiao Station», но не могу найти нигде информацию про эту станцию и где она находится. Не могли бы вы уточнить, как ее искать?
Василий»
Мой ответ:
«Вот официальный сайт аэропорта «Пекина» (Beijing Capital Airport) на английском языке. В разделе «Как добраться из аэропорта в центр Пекина» дан перечень остановок, в том числе и шаттла по маршруту №4 Gongzhufen Line : Beijing Capital International Airport → Gongzhufen):
Airport (Terminal 3 → Terminal 2 → Terminal 1) → Sanyuanqiao West → Xibahe → Anzhen Bridge → Madian Bridge → Beitaipingzhuang → Jimen Bridge → Beijing Friendship Hotel → Zizhu Bridge → Hangtian Bridge → Gongzhufen (Xinxing Hotel)
— Остановка в Терминале №3 находится на 1-м этаже (exit 9);
— Terminal 2 — на 1-м этаже (exit 11);
— Terminal 1 — на 1-м этаже (exit 7).
Время в пути от аэропорта до конечной остановки «Xinxing Hotel» — 80 минут.
Цена билета: 20-30 юань.
Время работы шаттла: 6:50-24:00 (интервал 30 минут).
В описании маршрута выше остановка «Madianqiao Station» обозначена, как «Madian Bridge». По-китайски, слово «qiao» значит «мост» («bridge» по-английски), поэтому небольшая путаница возникла.
Рекомендую поискать в Сети карту маршрутов шаттлов (запрос в Гугл «Beijing Airport shuttle bus route map») — там сразу станет понятно, где выходить на «Madian Bridge», чтобы пересесть на автобусы №919 и №880, едущие к участку «Badaling» Великой Китайской Стены.
P.S. Находил отчеты туристов, где рассказывается, что сейчас, накануне 2019 года, уже и заброшенные участки стены типа Jiankou Great Wall, Jinshanling Great Wall отреставрированы. Жалко… 🙁
День добрый, Сергей! Прочитал ваш пост про ВКС… Был восхищен подробным описанием всего.
Но… Возник нестандартный, ну или редко задаваемый вопрос: а что на ней (и по пути к ней) с туалетами? Спасибо! 😉
Андрей, если речь идет о туалетах по дороге из Пекина на ВКС, то, наверное, они есть только на автовокзале. Если очень сильно прижмёт, придется проситься в какое-нибудь близлежащее кафе.
На участке «Мутяньюй» туалеты расположены: на парковке, у касс, у северного входа, около смотровых башен №4, 8 (некоторые пишут, что у №6) и 14.
На участке «Бадалин» — так понимаю, туалеты есть внизу около билетных касс. Наверху расположены два туалета. Точное расположение не могу сказать. Вроде как – около башни №4 и между башнями №7 и №8.
Информации по Huanghuacheng Great Wall? Но, так понимаю, его недавно, к огромному сожалению, тоже реконструировали. Если посмотреть схему участка по запросу «Huanghuacheng Great Wall tourist map», внизу такие заведения есть в нескольких местах. Наверху что-то не видно.
На участке Симатай туалеты расположены около верхней станции канатной дороги (башня E8 – восточный участок) и около башни E3 (станция тарзанки).
Спасибо большое!