Отчет о поездке выходного дня в карьер Старая линза состоит из двух частей. В первой мы посмотрели карту проезда в поселок Шабровский на машине и на автобусе, увидели фотографии водопадов, стекающих со ступенчатых стен, и знаменитой ржавой пилы, ставшей визитной карточкой этой достопримечательности. А сейчас, в продолжении, покажу результаты фотоохоты на лягушек, случившейся неожиданно, когда мы уже планировали возвращаться в Екатеринбург.
Содержание отчета
- Рассказ про съемку лягушек на дне карьера.
- Почему Старую линзу затопило.
- Анализ, как можно было улучшить снимки из этого ПВД.
- Какое оборудование требуется для профессиональной фотосъемки лягушек.
- Как подкрадываться к земноводным ближе.
1. Фотоохота на лягушек в Старой линзе
Площадь карьера относительно небольшая, тем не менее, на его территории расположено несколько интересных мест: у лестницы, по которой спускаются туристы на дно – небольшой водопадик и пила, которой рабочие в свое время выпиливали блоки талька. И, если пойти налево по узкоколейке, упрешься в стену, где потоки воды летом не очень заметны, а вот в зимний период там свисает многометровая ледяная завеса. Справа – домик, где живут сторожа и небольшое озерцо с прозрачной водой.
Самый большой водопад в Старой линзе располагается по диагонали, справа от места спуска (от «пилы»). Рядом с ним покоится, уткнувшись стрелой в болотный мох, древний экскаватор. К нему-то мы и направились, когда неожиданно я увидел вот это чудесное создание.
Конечно, я не мог пройти мимо и устроил ей фотосессию. На тушке Nikon D5100 был накручен светосильный зум Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. При открытой диафрагме f/2.8 глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) очень мала — пришлось поджать ее до f/4.0, чтобы большая часть земноводного вошла в зону резкости.
По весне в Старой линзе собирается много талой воды – раздолье для лягушек, у которых сейчас как раз сезон размножения.
В Свердловской области водится 9 видов земноводных: 3 — тритоны, 6 — из отряда бесхвостых, к которым относится жаба обыкновенная (Bufo bufo), лягушка озерная (Pelophylax ridibundus), лягушка остромордая (Rana arvalis), лягушка сибирская (Rana amurensis), лягушка травяная (Rana temporaria) и чесночница обыкновенная (Pelobates fuscus). Сколько ни смотрел описаний отличий между этими видами, изображения в энциклопедиях, уж простите, определить, к какому виду относится эта царевна, не смогу.
Обычно лягушки ведут себя осторожно, и сфотографировать их не так-то просто. Сейчас же, то ли из-за сезона размножения, то ли из-за скученности в этой неглубокой луже на дне Старой линзы, на нас они внимания обращали мало.
Вот уж, сейчас понятно, что значит выражение «пруд пруди»! Среди всего этого разнообразия, мое внимание привлек персонаж, про которого можно сказать: «В семье не без урода».
По началу, я подумал, что это – лягушка-альбинос. Однако, присмотревшись внимательно, становится понятно, что это не так, поскольку глаза у лягушки черные, а не красные.
Можно было подумать, что данный экземпляр принес из домашнего аквариума кто-то из туристов, посещавших Старую Линзу. Ну, не похоже. В домашних условиях содержат белую шпорцевую лягушку (Xenopus laevis), но выглядит она совершенно иначе: как будто распухшая или вымоченная в рассоле.
Удивительно, как этому земноводному удается выживать среди своих темных сородичей. Мне кажется, если в карьер заглянет цапля или утка, то белая кожа лягушки сделает ее первым претендентом на обед пернатой обжоры.
Озерцо совсем не большое, на такое количество лягушек не рассчитано. Посмотрите – его чуть ли не доверху заполнили икрой. Как вылупятся головастики, их, наверное, можно будет руками зачерпывать. Нужно будет наведать Старую Линзу летом и посмотреть, какая судьба ждет этих моих новых знакомых.
Хотя, если подсчитать рассказы опытных фотографов о том, как красиво снимать лягушек, они обращают внимание, что главная проблема – слишком много деталей на фоне, которые отвлекают взгляд зрителя. Вот и здесь, в Старой линзе, мне было трудно выбрать такой ракурс, чтобы не мешал камыш на заднем или на переднем плане.
Чтобы почувствовать обстановку в карьере, посмотрите видео. Я снимал его на зум Nikon 17-50mm f/2.8G с рук.
На этом экскурсия в карьер Старая линза закончилась. На поверхность мы выбрались в десятом часу вечера и поспешили домой, так как следующим утром договорились с друзьями о еще одном путешествии выходного дня. Мы планировали съездить в Челябинскую область и забраться на скалы Аракульский Шихан, что в окрестностях города Вишнёвогорск. Отчет о той поездке вы не увидите, так как оказалось, что найти тропу среди весеннего леса, кишащего энцефалитными клещами, непросто. Мы приехали в поселок Силач, оставили машину не там, где следовало, побродили 2.5 часа по лесу, видели вдалеке над чащей каменную гряду, но подойти так и не смогли. Придется ехать туда еще раз.
2. Карьер Старая линза затоплен
Дополнение от 16.09.2018
Мне очень нравились экскурсии в это уникальное место, расположенное в черте Екатеринбурга (поселок Шабры входит в состав Чкаловского района нашего города). С момента написания отчета мы бывали с друзьями здесь много раз и летом, и осенью, и зимой. В каждый приезд не переставали удивляться, какую красоту создали вместе человек и природа.
К сожалению, в январе 2017 года, когда на Урале стояли морозы, трубопроводы, откачивающие воду со дна Старой Линзы, заморозило и карьер стало затапливать. Сейчас это — еще одно озеро с изумрудной водой, каких в наших краях множество. Ничто не говорит, что мы здесь фотографировали «пилу» и водопады.
В комментариях к первой главе отчета можно посмотреть фотографии с рассказом о поездке на Старую линзу зимой. Мне все равно там нравится, но не сравнить ощущения с теми, когда можно было спуститься на дно и побродить среди ржавых артефактов.
3. Ошибки, допущенные при фотографировании лягушек в Старой линзе
Поскольку в моем блоге делается упор на освещение вопросов фотографии, хочу сделать небольшой разбор полетов с пояснениями, почему они не все резкие и как их можно было бы улучшить.
Изображение нерезкое на следующих кадрах: №1, 6 и 8. Считаю, что на первом снимке причина размытия – промазал автофокус. Как предотвратить эту неприятность? В фотоаппарате Nikon D5100 в системе автоматической фокусировки всего 9 точек, из которых самая чувствительная (крестовая) всего одна. Расположена она по центру.
При съемке камерами с такой слабой системой АФ желательно наводиться на резкость только по этой центральной точке. Если использовать крайние – фотоаппарат может ошибиться. Кроме Nikon D5100 модули АФ с 9-ю точками стоят в моделях 3XXX серии: Nikon D3100, Nikon D3200, Nikon D3400 и Nikon D3500. Поэтому данный совет, как получить резкий снимок, относится и к ним.
Если же вы снимаете на любительскую зеркалку более высокого класса (например, на Nikon D5300 или Nikon D7200), в вашем распоряжении будет больше точек фокусировки. Но главное – выбрать правильный режим АФ:
2) Как фокусироваться беззеркалками Sony Alpha на примере модели Sony ILCE 6000.. |
В зависимости от модели фотоаппарата и выбранной диафрагмы, число доступных крестовых точек меняется. Пример схемы расположения точек АФ в камерах с 39 и 51 точками в фотоаппаратах Nikon, приведен в сравнительном обзоре Nikon D850 и Nikon D750. |
Снимок № 6 и №8 получился нерезким из-за слишком длинной выдержки. Если мы фотографируем с рук (не со штатива) неподвижный объект, максимальная выдержка, при которой не произойдет смаза, рассчитывается по формуле:
Вmax=1/ФР, где ФР – фокусное расстояние объектива в момент съемки.
Такая калькуляция справедлива для фотоаппаратов с небольшим количеством пикселей, как в Nikon D5100.
Для многопиксельных матриц (типа Nikon D7100 или Nikon D7500 с их 24 Мп) лучше выдержку укоротить вдвое:
Вmax=1/(2*ФР).
На снимке №6 выдержка – 1/30секунды при фокусном расстоянии телеобъектива Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 в 220 мм. То есть, в данном случае, даже если лягушка позирует, выдержка должна быть не длиннее 1/250 секунды (округлил расчётное значение 1/220 до стандартного) при съемке на Nikon D5100 и не длиннее 1/400 секунды – при съемке на Nikon D7100.
Учтите, что описанная формула расчета выдержки применяется для съемки неподвижных объектов с рук. При фотоохоте мы снимаем живых существ, а они постоянно находятся в движении. И даже, если лягушка сидит на месте, она дышит – при слишком долгом времени экспозиции горло получится размытым. В отчете о сафари в национальном парке «Яла» на Шри-Ланке, представлена таблица выдержек, в зависимости от того, каких животных мы фотографируем.
В общем, чтобы обеспечить резкие снимки на фотоохоте с камеры Nikon D5100, следовало использовать следующие настройки:
- Приоритет диафрагмы «А».
- Задать в меню параметры «Auto ISO»: минимальная светочувствительность ISO 100, максимальная – ISO 1600, выдержка – 1/320 секунды.
Здесь есть нюанс: в карьер Старая линза мы приехали, считай, в сумерках, света не хватало. Поэтому камера выставила бы слишком высокое ИСО, а это привело бы к ухудшению картинки из-за цифровых шумов. Например, на фото №6 у нас параметры съемки: В=1/30 секунды, f/5.3, ISO 800, ФР=220 мм. Телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G не светосильный, открыть диафрагму больше нельзя, да и невозможно это из-за малой ГРИП – здесь, наоборот, желательно поджать апертуру с f/5.3 до f/11.0, чтобы и ноги лягушки получились резкими. Но! При f/5.3 для обеспечения выдержки 1/250 секунды придется поднять ИСО с 800 до 6400 единиц (см. таблицу в уроке о том, зачем мне нужен светосильный объектив.) Если же выбрать в настройках f/11, то светочувствительность возрастет до 102’400 единиц, что за гранью добра и зла.
Что же делать? «C’est La Vie!» — как говорят французы. Нужно фотографировать земноводных не в карьере Старая Линза, куда вечером не попадает солнечный свет и стоит полумрак, а где-нибудь в водоеме над землей с лучшим освещением.
4. Как снимать профессионально фотографии лягушек
Допустим, вы захотели получить качественные снимки земноводных. Что еще можно предпринять для этого, кроме правильной настройки автофокуса, выдержки или ИСО?
Объектив. Можно фотографировать на телевик, типа моего Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, но предпочтительнее приобрести макрорбъектив, типа Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor. У него выше разрешающая способность и гораздо меньше минимальная дистанция фокусировки (МДФ): 0.3 вместо 1.5 метра.
Штатив. Профессионалы при съемке телеобъективом предпочитают ставить его на штатив и задействовать функцию предварительного подъема зеркала (чтобы уменьшить смаз от хлопка).
Поляризационный фильтр. Мы видим, что влажная кожа лягушек сильно бликует. Если бы я навинтил на объектив полярик, лягушки бы получились более матовыми. Правда, нужно учесть, что поляризационный фильтр работает лишь когда источник света находится перпендикулярно оси объектива, и, чем угол падения света острее, тем удаление бликов слабее. Кроме того, полярик съедает примерно 1-1.5 стопа экспозиции, что приводит к необходимости еще больше поднимать ИСО.
Вот видео с демонстрацией действия полярика при съемке воды.
Внешние вспышки. Не уверен, что можно получить качественное фото лягушек с импульсным светом в карьере Старая линза или в каком-либо другом водоеме, поскольку могу возникнуть отражения на воде. Но при макросъемке на суше очень часто без импульсного света не обойтись. При этом, нужно вспышку заключить в софтбокс, чтобы смягчить освещение.
По ссылке на обзор макрообъектива Laowa 15mm f/4 Macro Lens, где рассказывается о съемке лягушек на широкоугольный объектив, можно еще увидеть, как фотографируют рептилий, освещая их внешней вспышкой и небольшим софтбоксом. Вот видео с демонстрацией использования внешней вспышки при макросъемке.
Пульт дистанционного управления. В большинстве обзоров от фотографов, снимающих земноводных профессионально, они в один голос заявляют, что проводной пульт ДУ – обязательный аксессуар, так как он тоже позволяет избежать вибраций объектива.
Дополнение от 08.11.2020
Хочу добавить еще видео, где фотограф рассказывает о своем опыте съемки земноводных с использованием внешнего освещения. В первой части демонстрируется самодельный рассеиватель из листа бумаги, закрепленный над вспышкой, устанавливаемой в горячий башмак камеры.
Преимущества такого решения:
- самодельный рассеиватель стоит копейки;
- он легкий;
- снимки выглядят профессионально;
- не требуется помощник, который будет держать конструкцию.
Слабые стороны:
- можно фотографировать лягушек лишь на очень коротких дистанциях;
- ограничения в построении фотокомпозиции;
- при фотосъемке во влажных условиях бумажный рассеиватель будет намокать и провисать;
- ограничения в творчестве: свет падает только сверху.
Во второй части видео демонстрируется применение переносного софт-бокса. Он дает большую свободу по построению композиции и схемы освещения.
5. Как подкрадываться к лягушкам
Чтобы успешно фотографировать лягушек и жаб, нужно понимать, как устроено их зрение. Не буду вдаваться в детали биологии, но эти животные, когда сами сидят, видят только движущиеся предметы. То есть, если вы замрете на месте и подождете некоторое время, вы станете для этих земноводных невидимыми. Когда лягушка начинает двигаться сама, она может заметить неподвижный объект, но все равно удается это ей с большим трудом.
Короче говоря, как и при любом другом виде фотоохоты, при выслеживании зеленых красавиц, главное — это терпение и нерасторопность фотографа.
По ссылке можно скачать детальное руководство (на английском языке) по съемке лягушек, жаб и прочих земноводных — здесь.
* * *
На этом заканчиваю свой рассказ о походе выходного дня и фотоурок. Сегодня мы узнали, что в карьере Старая линза можно было увидеть не только водопады, заброшенную горнодобывающую технику, но и поближе познакомиться с миром земноводных Урала. Мы разобрали, почему при съемке любительским фотоаппаратом Nikon D5100 могут получаться нерезкие фотографии и как настраивать выдержку в зависимости от того, какое фокусное расстояние объектива установлено в момент съемки. Для тех фотографов, кто хотел бы фотографировать не как турист, а как профессионал, надеюсь, будет полезна наводящая информация по выбору дополнительного оборудования.
Удачи, братцы, и в походах выходного дня, и в деле достижения высот в фотографическом искусстве. Буду благодарен безмерно, если поделитесь ссылкой на эту статью в социальных сетях.
В карьере Вам попались совершенно непуганные лягушки. Даже на короткий Nikon 17-55mm f/2.8 получились неплохие кадры. В наших краях я таких храбрых не встречал. 🙂 У нас, похоже, вся живность опасается человека.
Помню, лет пять назад, пытался поснимать чаек на пустом пляже (об этом даже есть небольшая статья на моем блоге «Пляж «Любимовка». Охота на чаек»: travel-hystory.com/ohota-na-chaek.html). Исползал полпляжа на животе с объективом Nikon 18-105mm f/3.5-5.6, и, фактически, получилось сделать только один более менее достойный снимок: «Дневной дозор».
Посмотрел Ваших чаек, Евгений — написал в комментариях, очень понравились. У меня в блоге есть статья «Про фотоохоту» — там приведена фотография №4, которую снимал на Nikon D5100 KIT 18-55mm f/3.5-5.6G. Действовал, как Вы: лег на живот и подползал с расстояния 20 метров. Подпустили где-то на 1 метр или меньше.
Что касается боязни животных человека в России и их совершенной небоязни в других странах, мы это подробно обсуждали в комментариях к отчету о фотоохоте на птиц в национальном парке «Кеоладео» в Индии. Там описывается и тот прием, что мы с Вами использовали, и вообще съемка с подхода, не прячась от птицы. В этом году я мечтал слетать на майские праздники в Дагестан на мастер-класс от Валерия Мосейкина, полевого биолога и фотографа. Жаль, не получилось.
Карибские чайки посмелее будут: почти вплотную подпустили. Черноморские — не такие: ближе 3-4 метров подкрасться не удавалось, улетали.