Продолжаю публиковать репортаж об участии в официальном споттинге, организованном пресс-службой аэропорта «Кольцово» в Екатеринбурге. В предыдущей, первой статье, я рассказал о том, как появилась традиция наблюдать за самолетами, с какими проблемами может столкнуться фотограф. Показал первые снимки, снятые на любительскую зеркалку Nikon D5100 с разными объективами: телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, репортажный зум Nikon 17-55mm f/2.8 и широкоугольный фикс Samyang 14mm f/2.8. Во второй главе я продолжу публиковать фото, но буду сопровождать их советами более опытных фотографов о том, как получить красивые и интересные изображения авиационной техники, которые я прочитал, к сожалению, слишком поздно, по возвращению домой. Может быть, для вас они пригодятся.
То, насколько интересно будет зрителям смотреть наши фотографии со споттинга, зависит от успешного применения художественного и технического подхода к фотосъемке.
Как снять интересный фоторепортаж о споттинге
С художественной точки зрения споттинг – это классический фоторепортаж. Поэтому серия фотографий должна давать зрителю ответы на вопросы «Что? Где? Когда? И почему?». Мы должны рассказать фотоисторию, у которой есть своя завязка, представление главных героев, развитие сюжета и окончание, финальный кадр. Здесь применяют демонстрацию движения, эмоции, взаимодействие объектов, конфликт интересов. При съемке репортажей используют разноплановые снимки: общий, средний, крупный и сверхкрупный виды. Вот, почему нельзя однозначно ответить на вопрос, какой объектив нужен для споттинга – все перечисленные, вплоть до макро.
Фотограф должен стараться вложить контекст в свои снимки. На споттинге активно применяется такой прием, как панорамирование, или съемка с проводкой: фотограф выбирает длинную выдержку и, в момент нажатия кнопки спуска, ведет камеру за объектом. Учтите, что вращать нужно именно свое тело, а не фотокамеру. Длины выдержки зависят от скорости самолета и расстояния от него до фотографа, могут варьироваться в диапазоне от 1/20 до 1/160 секунды.
Снимать лучше в режиме мультисъемки со следящим фокусом, чтобы получить хороший кадр. Фотографы, занимающиеся споттингом профессионально, рекомендуют перед съемкой потренироваться делать панорамирование на автомобилях, велосипедистах, летящих птицах и других подвижных объектах. Так вы лучше почувствуете, как влияет диафрагма и выдержка на степень размытия фона и субъекта съемки.
Внимательно следите за облаками и, по возможности, включайте их в кадр, так как снимки самолета на фоне чистого неба скучны.
При съемке вертолетов и винтокрылых самолетов главная задача фотографа – снять авиатехнику так, чтобы не «заморозить» лопасти винтов, иначе зрители не будут чувствовать движение в кадре и им будет скучно. Для этого используются выдержки длиннее 1/125 сек.
Если вы фотографируете реактивные самолеты и истребители, у которых нет винтов, передать движения сложнее. Наверное, единственный выход – использовать съемку с проводкой, включая в кадр облака, которые при этом эффектно размоются.
Вообще, облака много значат на споттинге. Если их на небе много, выигрышно смотрятся сюжеты «маленький самолетик среди туч», а если мало, нужно постараться снять кадр с большим фокусным расстоянием, с тучей на заднем плане (не забываем, что телеобъектив сжимает перспективу). Все лучше!
На споттинге, как и в любом фоторепортаже, следует стараться искать необычные ракурсы, выслеживать интересные детали, текстуры, которые можно будет снять, например, крупным планом с использованием макрообъектива.
Стоящие на земле самолеты можно снимать с нижнего ракурса, присев на колено или даже лежа. Тогда в кадре будет больше самого авиалайнера и бездонного синего неба.
Хороший способ тренироваться в поиске ракурсов при съемке самолетов и вертолетов, в построении композиции – поход в музей авиационной техники. Фотографам из Екатеринбурга повезло: в Верхней Пышме у нас находится потрясающая коллекция самолетов времен Великой Отечественной Войны и современных, а так же боевых и гражданских вертолетов. Снимай – не хочу. Споттинг – это не только съемка самолетов. Мы должны показать зрителю окружающую среду. Здесь придется отложить свой сверхтелеобъектив и использовать зум со средним фокусным расстоянием, или даже ширик. Горы, небоскребы и, как уже отметили выше, облака могут стать хорошим фоном и дадут зрителю ответ на вопрос, где происходит событие, изображенное в кадре. Начинающие фотографы отправляются на споттинг в ясную погоду и радуются, что светит солнце, так как снимать в этих условиях легче. Но не отказывайтесь от фотографирования самолетов в снегопад, дождь или в темноте – можно получить впечатляющие фотографии. Отражение сигнальных огней в лужах или цветные рефлексы от рекламы на фюзеляже авиалайнера добавляют живости снимку. Говоря о композиции, фотографы, увлекающиеся споттингом, советуют «дать самолету место в кадре», то есть, не нужно стараться снять самолет с максимальным приближением, чтобы в кадре прямо ноздри летчика были видны, но не было видно окружающего ландшафта.
Если вы фотографируете на авиашоу, старайтесь снимать цветные хвосты отходящих газов – они улучшают композицию и помогают показать движение на снимке. Впрочем, на многих фотографиях со споттинга в Кольцово из сегодняшнего фоторепортажа видно, что даже у обычных гражданских лайнеров под турбинами заметно движение горячего воздуха, что улучшает восприятие снимка и показывает динамику. Я старался выбирать такой ракурс, чтобы движущиеся от турбин газы были лучше видны на фоне зеленого леса вдали.
Технические аспекты при съемке на споттинге
Первый вопрос фотографа – какой объектив выбрать. Мы уже обсудили, что профессиональные фотографы задействую весь диапазон фокусных расстояний. Вы видели, что более-менее успешно я справлялся моим телеобъективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6. Могу порекомендовать более качественный, удобный, но и дорогой вариант: Nikon 80-400mm f/4.5-5.6 (у конкурента это – Canon 100-400mm f/4.5-5.6). Особых скоростей снимать не пришлось, поэтому тушка типа Nikon D5100 вполне устраивала. Хотя понятно, что при съемке фоторепортажа преимущество будет у камеры с более продвинутой системой фокусировки, емким буфером и высокой скоростью непрерывной съемки (я снимал только один раз с проводкой и не знал, что нужно включать серийную съемку, иначе бы был недоволен производительностью моей тушки Никон Д5100).
По поводу выбора телеобъектива есть один аспект: с точки зрения приближения картинки фокусного расстояния, 300 и уж тем более 400 мм вполне достаточно, но с позиций «игры перспективой» хотелось бы, конечно, иметь 600 или 800 мм…
Под игрой перспективой я понимаю способность показать масштабы главного объекта при помощи телевика. Подробно я касался этого вопроса в фотоуроке по ссылке выше «Зачем мне широкоугольная и длиннофокусная оптика». Телеобъектив нужен, чтобы отойти подальше и снять на максимальном фокусном, тем самым очень сильно сжав перспективу.
Вот пример с видео, снятого на споттинге в Австралии в Мельбурне. К сожалению, автор не написал, на какую тушку и на какой объектив снимал, но думаю, что фокусное у него не меньше 600 мм.
Мне очень нравится смотреть взлет крупнейшего в мире пассажирского самолета Airbus A380 на 12:50 минуте – отчетливо видно влияние телевика на перспективу.
Еще очень красиво заходит на посадку военно-транспортный самолёт средней и большой дальности Локхид C-130 Геркулес (Lockheed C-130 Hercules) на 6:40 минуте. Интересно, с какой выдержкой снято это видео, раз пропеллеры вращаются в «замедленной съемке».
На споттинге в основном используется режим следящей фокусировки AF-C у Nikon (AI Servo AF в камерах Canon EOS). Для укрупненного расчета минимальной выдержки, при которой пропеллер сделает полный оборот, споттеры используют следующую формулу: В=(RPM/60)*n, где “RPM” – частота вращения винта, “n” – количество лопастей в нём.
Если заранее посмотреть в Интернете характеристики того или иного самолета и узнать скорость вращения вала двигателя, будет проще на споттинге! Например, представим, что двигатель вращается со скоростью 3000 RPM (оборота в минуту) и у винта 2 лопасти. Тогда выдержка равна: В=(3000/60)*2=100. То есть, фотографируем воздушное судно на 1/100 сек и получаем полный круг пропеллеров на снимке.
На споттинге придется задуматься о режиме замера экспозиции, так как часто мы фотографируем темный самолет на фоне яркого неба. Скорее всего, эффективнее использовать центровзвешенный или точечный замеры экспозиции.
Возьмите на споттинг коврик, чтобы можно было лечь, если у вашей камеры нет откидного дисплея – можно найти очень интересные ракурсы, снимая неподвижные самолеты.
В заключение обсудим общие рекомендации по подготовке к споттингу. Если есть возможность, приезжайте заранее и осмотрите локацию, продумав возможные сюжеты. Изучайте отчеты других фотографов, снимающих в этом же аэропорту, изучите профильные форумы и ознакомьтесь с характеристиками самолетов, которые придется снимать.
Фотографируйте в формате RAW, возьмите на съемку запасные карты памяти и батареи. Не забудьте паспорт.
Нужно отметить, что в этом репортаже у меня очень не хватает средних и крупных планов, которые помогаю обогатить рассказ. Часто нужно фотографировать детали, необязательно, чтобы весь самолет вошел в кадр. Вот, я вырезал при обработке два кадра из целой фотографии (снимок №6 и №13) – выглядят более интересно. Но, если бы изначально задумал снять такой вид, использовал бы большее фокусное расстояние объектива, а значит снимок выглядел бы по-другому из-за сжатой перспективы.
Также, кусаю локти из-за того, что на всех снимках — необоснованно высокая светочувствительность: запросто можно было оставлять ISO 100 единиц, и выдержки бы хватало для тех сюжетов, что я фотографировал. Прямо хочется поехать и переснять весь репортаж заново.
P.S. Фотографии обработаны заново и текст в этой главе репортаже о съемках в аэропорту переписан 8 октября 2017.
* * *
В следующей главе посмотрим, какие виды можно снять во время споттинга на крыше отеля «Анжело», что расположен в Кольцово.
Сергей, замечательное фотоприключение! У меня есть неплохой кадр самого большого Боинга из окна аэропорта во Франкфурте.
А еще фотки из ботанического сада Франкфурта подготовил. Где их разместить. чтобы послушать твои замечания?
Спасибо, Геннадий! Если хочешь выставить фотки на всеобщее обозрение, предлагаю тебе написать статью (в Word формате) и прислать вместе с фотографиями в формате JPEG, 1024px (плотность 72px/дюйм) по длинной стороне на мою почту. Я размещу. Если хочешь просто, поделиться, тогда выкладывай на один из фотосайтов (например, Яндекс.Фото) и присылай мне на почту ссылку.
Блин, все никак на споттинг не попаду. 🙂 Классные снимки через стекло, правда, блики проглядываются. Они меня порой просто в ярость приводят. 🙂 Насчет поворотного экрана! Не знаю, кому как. У меня была зеркалка с поворотным экраном, редко пользовался. Сейчас Canon EOS 5D — так на шару с учетом кадрирования фото снимаю. Ни разу пока не промахивался! 🙂
P.S. 14 сентября в Асбесте состоится Ралли. Собираешься? 😉
Александр, спасибо! Мне тоже нравятся данные снимки. Может быть, потому что сняты на мой любимый ширик Samyang 14/2.8… 🙂 А блики — его слабая сторона: выпирающая линза не дает возможности прикрутить полярик… Хотя, данные фотки снимал спонтанно, на управление поляризационным фильтром и так, и так времени не было бы… Здесь 15 секунд, пока на автобусе меняли место дислокации для споттинга…
Обсуждать наличие поворотного экрана, как спорить, что лучше Canon EOS 5D или Nikon D700. 😉 Каждый при своем мнении окажется… 🙂
Не уверен, что смогу в этот раз выбраться на репортаж. Дела семейные…
Да, согласен, дискуссия не будет иметь основания 🙂
А мы собрались, уже получили подтверждение на аккредитацию! Надеюсь на отличные фоточки, там трасса — огонь! С трамплином 🙂
О, так еще и регистрация нужна? 🙁 Ну давай, посмотрю с интересом фоторепортаж! Даже завидно!
Ну не совсем регистрация. В принципе, вход свободный, но я стараюсь на съемку получить аккредитацию, чтобы поснимать с выгодных позиций 🙂