\n

1. Споттинг в аэропорту Кольцово. Как я ездил снимать самолёты на Nikon D5100

Текст статьи обновлён: 16.04.2020

На прошедшей неделе мой телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 имел возможность поработать по своему прямому назначению: принял участие в фотоохоте. Да не простой – в охоте на металлических птиц. Дело в том, что 16 и 17 июня 2014 года в аэропорту «Кольцово» при поддержке пресс-службы порта и авиакомпании «Уральские авиалинии» состоялся очередной официальный споттинг. Давайте расскажу всё по порядку.


Как и многие горожане, я пару раз выезжал на смотровую площадку перед взлётной полосой аэропорта, расположенную между посёлком и городом Арамиль. Большие металлические птицы садятся у вас прямо над головой. Дух захватывает от восторга! Правда, фотографии получаются однотипные – только брюхо воздушной машины. Поэтому, когда однажды в зале вылета аэровокзала «Кольцово» вывесили фотографии с предыдущего споттинга, я сразу же решил, что не упущу возможности поснимать самолёты, если такая представится. Так у меня появилась настоящая фотографическая мечта… И в июне 2014 ей суждено было сбыться…

Что такое споттинг?

Всё просто: термин происходит от английского «spot», означающего «распознать», «заметить». Увлечение, состоит в наблюдении за самолетами, их распознавании, ведении журнала учёта, ну и фотографировании. Настоящие споттеры отслеживают бортовой номер воздушного судна, следят за историей его полетов, в каких авиакомпаниях оно использовалось и т.п. Если вы почитаете форумы любителей наблюдать за самолетами, поймете, что есть люди, которые знают когда, какой и куда лайнер прилетит. Они вам скажут, когда какой-нибудь АН-225 «Мрия» отправится с грузом в аэропорт города Кукуево.

Вообще, данное увлечение зародилось во времена Великой Отечественной. Сидел себе подпольщик в кустах на опушке леса и наблюдал за фашистским аэродромом. Отмечал сколько истребителей у противника и куда вылетают бомбардировщики. Если его замечали немецкие солдаты, сразу включали сирену, орали: «Partizanen! Partizanen!» и бросались в погоню.

В наши дни фотографировать самолеты стало не так опасно. Но все же, правовой статус данного занятия четко не определен. Когда служба авиационной безопасности замечает человека с фотоаппаратом у взлетного поля, охранники начинают нервничать. Наверное, в генах у них что-то есть от тех, кто орал «Партизанен». Кстати, неофициальный споттинг профессионалы называют «подзаборинг».

Споттинг в Кольцово 17 июня 2014

На сайте аэропорта «Кольцово» пресс-служба выложила уведомление, что 16-го июня вечером состоится мастер-класс по споттингу, который проводит уважаемый в своих кругах профессионал — Марина Лысцова (работает внештатным фотографом ИТАР-ТАСС, ник в ЖЖ  — Fotografersha). А с 21:30 будут проводиться съемки самолетов. На другой день вторая часть официального споттинга запланирована на период с 6:00 до 12:00.

Почитал репортажи в интернете и понял, что конкурс на право участия в данном мероприятии – не проще, чем при поступлении в МГУ им. Ломоносова. Быстренько заполнил заявку, указал паспортные данные и поклялся, что напишу большой обзор в блоге. И вот, через три дня – в почтовом ящике лежит уведомление, о том, что утром, 17 июня 2014, меня ждут на первом этаже международного терминала «B» в аэропорту «Кольцово» для участия в официальном споттинге.

На стоянку приехал в 5:30. Оставил машину и поспешил к месту сбора. Поначалу было не много фотографов, на за 10 минут до «часа Х», собралась довольно внушительная группа – около 40 человек: ребята из Москвы, Челябинска, Тюмени, Екатеринбурга и других городов. Среди фотографов были профессионалы с объективами типа Nikon 600mm f/4G ED VR AF-S стоимостью в полмиллиона рублей, так и любители с зеркалками Nikon D3100 KIT 18-55. У меня с собой был уже всем известный фоторюкзак Ainogirl A-2163 с всеми тремя линзами: репортажник Nikon 17-55mm f/2,8, телевик Nikon 70-300 и широкоугольник Samyang 14mm f/2.8. Камера, конечно, Nikon D5100. Несмотря на то, что фотоохота на самолеты подразумевает необходимость использования телеобъектива, мне пригодились все стёкла.

К слову, споттинг в Кольцово стал для меня первым случаем, когда я участвовал в настоящем репортаже. Поэтому заранее почистил карту памяти (у меня 32 Гб) и попросил у друга второй аккумулятор. В результате, за 6 часов снял более 1200 фотографий (дополнительное питание для фотоаппарата взял не зря). Из них, плача и ругаясь, выбрал только 124 штуки. И затем, для написания статьи – 60 фоток. Представляете, какой это подвиг?!! Обычно, что попало на карту памяти зеркалки, должно остаться на жестком диске навечно… 😉

Итак, мы прослушали инструкции, одели светоотражающие жилеты и шагнули в запретную зону.

Фотография 1. Споттинг в Кольцово. Идем за запретку. Камера Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8

Фотография 1. Споттинг в Кольцово. Идем за запретку. Камера Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8

Свой первый самолет я снял еще из окна автобуса.

Фото 2. Мой первый самолет снят через стекло. Фотоаппарат Никон Д5100 с репортажным зумом Никон 17-55/2,8

Фото 2. Мой первый самолет снят через стекло. Фотоаппарат Никон Д5100 с репортажным зумом Никон 17-55/2,8

Приехали к точке у взлётной полосы, откуда можно наблюдать за самолетами, отправляющимися в небеса. Все фотографы высыпали нетерпеливо наружу и застрочили затворами.

Фото 4. На споттинге желательно иметь телеобъектив

Фото 3. На споттинге желательно иметь телеобъектив

Вокруг барражировала машина САБ (служба авиационной безопасности). Как нас сразу предупредили: «Мы работаем группой. Уйдет или уведут одного – сворачивается вся команда».

Фото 4. "Большой брат" следит за тобой. Служба безопасности на споттинге в Кольцово

Фото 4. «Большой брат» следит за тобой. Служба безопасности на споттинге в Кольцово

Раннее утро. Самолеты готовы к приему пассажиров.

Фото 5. Аэропорт "Кольцово" в Екатеринбурге. Жду пассажиров. Камера Nikon D5100

Фото 5. Аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге. Жду пассажиров. Камера Nikon D5100

Стоит на приколе «Иркут».

Фотография 6. Иркут на приколе. Репортаж со споттинга

Фотография 6. Иркут на приколе. Репортаж со споттинга

Первый двинувшийся с места борт вызвал шквал щелчков фотоаппаратов всех мастей.

Фото 7. Кольцово. Самолет авиакомпании "Россия". Первая жертва фотографов

Фото 7. Кольцово. Самолет авиакомпании «Россия». Первая жертва фотографов

Ну и, конечно, особые эмоции испытываешь при съемке своего первого в жизни взлетающего самолета.

Фотография 8. Первый в жизни взлетающий самолет. Снято на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

Фотография 8. Первый в жизни взлетающий самолет. Снято на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

Фото 9. Уральские авиалинии. Споттинг в Кольцово

Фото 9. Уральские авиалинии. Споттинг в Кольцово

Боялся, что будет смаз, ведь лайнеры имеют очень большую скорость. Как видно, качество фотографии вполне приличное.

Использовались следующие настройки зеркальной камеры Nikon D5100 body с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 для первого кадра на споттинге: режим съемки «Приоритет диафрагмы», ФР=280, ISO 320, апертура f/5.6 и выдержка – 1/640 секунды. На втором снимке, чтобы самолет уместился в кадр, снизил фокусное – автоматически увеличилось отверстие диафрагмы: f=4.8, В=1/1000 секунды.

В перерывах между отправлением рейсов споттеры снимают окружающие достопримечательности, коих не так-то много на поле.

Фотография 10. Что снять на взлетном поле в аэропорту Кольцово?

Фотография 10. Что снять на взлетном поле в аэропорту Кольцово?

Вот что, наверное, у них получается.

Фото 11. Официальный споттинг в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Вот что у него, наверное, получилось...

Фото 11. Официальный споттинг в аэропорту Кольцово в Екатеринбурге. Вот что у него, наверное, получилось…

Каждый борт, выруливающий к месту начала разгона, фотографы провожают голодным взглядом.

Фото 12. Ждем взлета самолета.

Фото 12. Ждем взлета самолета.

Вот он – «кузнечик» авиакомпании S7.

Фотография 13. Кузнечик. Зеркальная камера Nikon D5100

Фотография 13. Кузнечик. Зеркальная камера Nikon D5100

Как знает каждый профессиональный, и даже начинающий фотограф, картинка на поворотном экране фотоаппарата и на мониторе компьютера сильно отличается. Я боялся, что первые кадры могут оказаться нерезкими из-за малой ГРИП на открытой диафрагме. Поэтому, для съемки фото с зеленым самолетиком, зажал апертуру: f/8, ISO 320, выдержка 1/640 секунды.

Зеленая птичка упорхнула в небо. Ждем «Трансаэро».

15. Следующий самолет - борт "Трансаэро". Официальный споттинг в аэропорту Кольцово

14. Следующий самолет — борт «Трансаэро». Официальный споттинг в аэропорту Кольцово

На споттинге мы познакомились с профессиональным фотографом из Екатеринбурга Вячеславом Верхотурцевым. Пока мы снимали, он дал несколько рекомендаций и ценных советов. Например, как снимать самолет с проводкой? Вячеслав рекомендует переводить камеру в режим «Приоритет выдержки», а время экспозиции ставить немного меньше, чем фокусное расстояние. Например, если на объективе ФР = 120 мм, то выдержка должна быть около 1/100 секунды. Если она будет длиннее – трудно снять резкий кадр. Я попробовал разные настройки на своем телевике. Вот получился неплохой кадр при таких параметрах: диафрагма F=11, выдержка 1/80 секунды, ФР=70 мм, ИСО 100.

Фотография 15. Пример съемки взлетающего самолета "с проводкой" на зеркалку Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

Фотография 15. Пример съемки взлетающего самолета «с проводкой» на зеркалку Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300

А кто-то уже улетел в синие дали.

Фото 16. Улетел в синие дали. Официальный споттинг в Кольцово

Фото 16. Улетел в синие дали. Официальный споттинг в Кольцово

Мы же погрузились в автобус и поехали ко второй смотровой площадке. Здесь удобнее фотографировать посадку воздушных судов.

Фото 17. Какой объектив взять с собой на споттинг? Реально, как и при съемке любого репортажа, понадобятся стекла с разными фокусными расстояниями. Камера Nikon D5100 и широкоугольный объектив Samayng 14mm f/2.8. На новую точку

Фото 17. Какой объектив взять с собой на споттинг? Реально, как и при съемке любого репортажа, понадобятся стекла с разными фокусными расстояниями. Камера Nikon D5100 и широкоугольный объектив Samayng 14mm f/2.8. На новую точку

Фотграфия 18. Официальный споттинг в Кольцово. Любительский зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 и ширик Samyang 14/2.8

Фотграфия 18. Официальный споттинг в Кольцово. Любительский зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 и ширик Samyang 14/2.8

Не сказал в начале, что споттинг – это не только съемка авиалайнеров, но и поездов, подводных лодок и автомобильной техники. Вот мы и снимали всё движущееся.

Фото 19. Споттеры и охрана аэропорта Кольцово в Екатеринбурге

Фото 19. Споттеры и охрана аэропорта Кольцово в Екатеринбурге

Фотография 20. На взлетной полосе аэропорта

Фотография 20. На взлетной полосе аэропорта

Фото 21. Учимся фотографировать самолеты на взлете

Фото 21. Учимся фотографировать самолеты на взлете

Много фотографий в данном отчете – страница будет медленно грузиться. Поэтому давайте продолжу отчет о споттинге в Кольцово в июне 2014 в следующей части.

Otzyv o poseshhenii vystavki vooruzhenij v Nizhnem Tagile. Tam mne dovelos' fotografirovat' boevye istrebiteli i vertolety, a takzhe tanki i bronetransportery.
Отзыв о посещении выставки вооружений в Нижнем Тагиле. Там мне довелось фотографировать боевые истребители и вертолеты, а также танки и бронетранспортеры.
Dlja s#emok samoletov, konechno, luchshe ispol'zovat' ob#ektivy s bol'shim fokusnym rasstojaniem. Obzor teleob#ektiva Nikon 70-200/4 G i primery foto na polnom kadre Nikon D610.
Для съемок самолетов, конечно, лучше использовать объективы с большим фокусным расстоянием. Обзор телеобъектива Nikon 70-200/4 G и примеры фото на полном кадре Nikon D610.
Dlja uspeshnoj s#emki s provodkoj nuzhno pravil'no nastroit' avtofokus vashej zerkalki. Fotourok s ob#jasneniem, kak rabotajut rezhimy fokusirovki sovremennyh kamer.
Для успешной съемки с проводкой нужно правильно настроить автофокус вашей зеркалки. Фотоурок с объяснением, как работают режимы фокусировки современных камер.
Chtoby kachestvenno snjat' samolety na spottinge, nuzhno ponimat', kak nastraivat' zerkalku v razlichnyh uslovijah s#emki. Besplatnyj urok fotografii dlja novichkov.
Чтобы качественно снять самолеты на споттинге, нужно понимать, как настраивать зеркалку в различных условиях съемки. Бесплатный урок фотографии для новичков.
Samolety mozhno sfotografirovat' takzhe v muzee voennoj tehniki «Boevaja slava Urala» v gorode Verhnjaja Pyshma. Fotootchet i rasskaz, kak tuda dobrat'sja
Самолеты можно сфотографировать также в музее военной техники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма. Фотоотчет и рассказ, как туда добраться.
Obrazcy fotografij, snjatyh na kropnutuju zerkalku Nikon D5100 i teleob#ektiv Nikon 70-300. Razlichnye sjuzhety.
Образцы фотографий, снятых на кропнутую зеркалку Nikon D5100 и телеобъектив Nikon 70-300. Различные сюжеты.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required