Подписчики блога знают, что пару недель назад у меня появился новый служебный фотоаппарат для съемок в командировках: беззеркалка Сони А6000 КИТ 16-50/3,5-5,6. Вот уже два дня по вечерам я выходил на улицу, чтобы опробовать камеру в деле, понять логику настроек (после зеркальных Nikon D5100 и Nikon D610 приходится привыкать заново) и отснять материал для новых фотоуроков. Но… банальность: чтобы снять красивые фото, нужна не новенькая фотокамера, а прямые руки, её держащие, и внимательные глаза, смотрящие в её электронный видоискатель. Поскольку я уже довольно давно ничего особо не фотографировал, то перестал «видеть кадр». После нескольких часов прогулки по школьному стадиону, по парку у озера Шарташ, возвращался к машине с невеселыми мыслями: «Ничего не вижу. Что здесь фотографировать? Эти кусты и сосны? Ничего в них интересного нет. Потратил два вечера, а иллюстраций к статье о настройках Sony A6000 для съемки динамичных сюжетов так и не получил…» И тут я вспомнил об одном упражнении для развития навыков видения, о котором узнал, просматривая уроки на Youtube. Решил его выполнить – на удивление, сразу же поднялось настроение и желание фотографировать. Сегодня делюсь им с читателями сайта – авось, и вам оно сгодится.
1. Тренируемся снимать интересные кадры на Сони А6000
Перед началом упражнения я сформулировал для себя следующие правила его выполнения:
- Прохожу 20 шагов, осматриваюсь и пытаюсь сделать самый интересный кадр, какой только возможно. Продолжать движение разрешено только после того, как что-то снял.
- В количестве снимков с одной локации себя не ограничивал – даже профессионалы «нарабатывают кадры»: то есть снимают по многу вариантов с разных ракурсов, с разными настройками, чтобы потом выбрать лучший. Где-то я рассказывал, как читал книгу одного из победителей в жанре тревел-фотографии – для съемки портрета «Бабушка выбирает семечки из тыквы» он отснял 85 кадров!!!
- Время на съемку одной фотографии тоже не лимитирую.
- Если для удачного ракурса нужно отойти в сторону – разрешено.
Вот такие простые правила. Уже позже, посмотрев дома получившиеся снимки, я вычислил, что останавливался 30 раз, поэтому и назвал урок «600 шагов, необходимых, чтобы научиться фотографировать на Sony A6000». Конечно, их придется сделать намного больше.
Жаль только, что такая прекрасная идея пришла мне в голову, когда я возвращался из парка к машине и проходил по безлюдной частной застройке. Если бы тренировка в фотографии случилась где-нибудь в центре города, возможностей для интересных снимков было бы больше. С другой стороны, такая ситуация идеально подходит для случая, когда «чего тут снимать, всё вокруг банальное…»
Конечно, шедевров в этот вечер я не сфотографировал. Но пару кадров получились неплохо. Я доволен. Главное, что во время выполнения упражнения мозг фотографа настраивается на поиск интересных композиций. Если выполнять его почаще, то в ситуации, когда будут происходить действительно увлекательные события перед объективом Sony A6000, мы снимем более профессиональные снимки.
Итак, пойдемте! Я стоял на окраине парка у начала частного сектора. Первым объектом стала ржавая петля на воротах покосившегося деревянного забора.
Когда я прошел следующие 20 шагов, оказался всё у той же изгороди. Оставалось снять лишь цветущую яблоню.
В уроке фотографии по настройке выдержки, диафрагмы и ISO при съемке разных сюжетов мы обсуждали, что для предотвращения смаза при фотографировании с рук (не со штатива) камерами с большим количеством пикселей (как у Сони А6000, Сони А6300 и Сони А6500) нужно пользоваться формулой расчета времени экспозиции В=1/(2*ФР). Здесь ФР – фокусное расстояние объектива в момент съемки.
Видимо, после съемок предыдущих сюжетов я забыл укоротить выдержку и всё упражнение отснял на 1/50 секунды, хотя при ФР=50 мм стоило выставлять 1/100 секунды. Данный снимок получился нерезким либо по этой причине, либо из-за того, что дул ветер и ветви дерева качались. Полагаю, все же нерезкость возникла из-за дуновения, поскольку все последующие снимки резкие (в КИТовом объективе Сони 16-50 стоит неплохой стабилизатор и выдержку можно несколько удлинить; аббревиатура OSS в обозначении расшифровывается, как Optical SteadyShot).
Вернемся к фотографии. На данной локации я отснял только один этот кадр. Обычно такие снимки я сразу выбраковываю, но сегодня мне нужно его оставить, чтобы не прерывать упражнение. Изредка такое случается и в практической жизни: например, в 2015 году мы с женой, путешествуя за рулем на арендованной машине по Таиланду, приехали в национальный парк Эраван (Erawan National Park). Бродя под сенью тропического леса, я натолкнулся на небольшого варана. Попытался его снять, но от неожиданности не проверил настройки и сфотографировал со слишком длинной выдержкой – кадр получился смазанным. Мне очень хотелось показать снимок читателям, и я отредактировал изображение в «Photoshop», оставил его в повествовании.
Как его спасти? Загружаем в графический редактор «Lightroom» и делаем предварительную обработку, как описано в статье «Почему я не фотографирую в формате JPEG, а только в RAW». Далее экспортируем в формате TIFF и открываем в «Photoshop». Заходим в меню «File» => «Sharpen» (Резкость) => «Shake Reduction» (Снижение дрожания).
Поигрались немножко с настройками – получили не идеал, но нечто более качественное, чем было изначально. Скрепя сердцем такой кадр уже можно оставить для иллюстрации фотоурока.
Прогуливаемся дальше. Через 20 шагов останавливаюсь и делаю графичный снимок старого столба.
Следующий кадр – снова ничего экстраординарного не увидел. Сфотографировал просто ёлочку.
Ну, на самом деле, исходный кадр выглядел по-другому, поскольку эта сцена имеет очень широкий динамический диапазон: перепад яркостей светлого неба и тёмного дерева. К счастью, матрица Sony A6000 смогла его уместить: по гистограмме видно, что график не касается правого края (нет клиппинга в светах). Есть небольшой клиппинг в тенях (касается левого края), но это я что-то намудрил при обработке в Lightroom – исходный файл ARW нормальный получился.
Раз клиппинга в светах нет, значит информация в светлых тонах сохранена и небо можно «вытянуть» путем обработки. Что я сделал? Во-первых, создал яркостную маску (Luminosity Mask). Как она делается мы обсуждали в деталях в фотоуроке для новичков-фотографов «Теория цвета в фотографии». Затем наложил слой «Levels» (Уровни) и затемнил фотографию по маске – это значит, что затемнение кадра произошло только в тех местах, где маска окрашена белым (небо), а где черным (дерево и низ кадра) уменьшение экспозиции не подействовало.
До написания урока по теории цвета я пытался проделать такую операцию, создавая маску вручную кисточкой в Lightroom, но вы не сможете аккуратно всё прорисовать и потратите кучу времени, вместо двух кликов мышкой в «Photoshop» для создания «Luminosity Mask».
Следующий шаг – накладываем слой с фильтром «Polarisation» (Поляризация), имитирующим действие настоящего полярика (затемняет голубой цвет, добавляет насыщенности зеленому) из набора плагинов Nik Collection, о котором я рассказывал всё в том же фотоуроке «Почему не стоит снимать в JPEG, а только в RAW».
Вообще, эта фотография наглядно демонстрирует, почему в формате внутрикамерного JPEG практически никогда невозможно снять такое же качественное изображение, как в формате ARW (так в камерах Sony называется RAW). Как нужно фотографировать подобный сюжет с широким динамическим диапазоном в JPEG? Мы выставляем настройки выдержки и ISO так, чтобы при заданной диафрагме получить нормально экспонированный кадр. Мы следим, чтобы гистограмма не касалась правого и левого края графика (чтобы не было клиппинга). В данной сцене динамический диапазон очень широкий, поэтому, если мы снимем кадр, в котором гистограмма почти касается правого края, мы получим синее небо, но чёрную елку.
Для того, чтобы такого не происходило (при съемке в формате внутрикамерного JPEG) мы должны настроить функцию расширения динамического диапазона (в камерах Sony она называется DRO (Dynamic Range Optimization). Как она работает? Когда небо стало синим, процессор осветляет темные участки изображения (тени). Но, когда мы после съемки делаем черное светлым, у нас появляются цифровые шумы, из-за которых падает детализация картинки и резкость.
Тот метод обработки с помощью масок яркости, что я показал выше, в отличие от функции DRO подразумевает изначально правильную экспозицию по теням и светам. Поэтому у нас не происходит повышения цифрового шума на дереве. А при затемнении изначально светлой картинки (неба) шумы и так не образуются.
Примечание: не путайте функцию DRO (Dynamic Range Optimization) с технологией HDR (High Dinamic Range), когда камера делает несколько снимков (недосвеченый, нормальный и пересвеченный) и «сшивает» их в один.
Вот видео на английском языке, где наглядно демонстрируется действие DRO (Dynamic Range Optimization) на камерах Sony A6000, а также Sony A3000, Sony A5100, Sony A7R, Sony A7s, Sony A7 и Sony A7II.
Ладно, если всё, что я сказал выше, для вас – китайская грамота, предлагаю сначала ознакомиться с базовыми фотоуроками, которые я написал для начинающих фотолюбителей.
Прохожу следующие 20 шагов и оказываюсь у гаража с граффити.
К этой фотографии подходит поговорка: «Хорошая мысля приходит опосля». Справа от гаража стоит сарай, на воротах которого белой краской выведено: «Машины не ставить»! Если бы я взял её в кадр, получился бы более эмоциональный кадр. Ну, а если бы повезло, и у ворот стоял автомобиль – вышла бы фотоистория.
Следующие 20 шагов. К этому времени нужный настрой на фотографию уже включился: идешь и вертишь по сторонам головой, отмечая интересные композиции. Вот – классный контраст красного на синем.
Продолжаем тренировку. Очередной участок пути разнообразия не принес: всё тот же забор.
Моё внимание привлекла жестяная банка. Жаль, я не знал, что впереди ждет более интересный сюжет – тогда бы сосредоточился на крупном плане.
Продолжаем урок. На радость, деревянное ограждение сменилось кованным, но снял все равно довольно пресным снимок.
На следующей точке мне не оставалось ничего, кроме как показать улицу, по которой я все это время шел.
Фотография 14. Фотографируем городской пейзаж на фотоаппарат Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6. Настройки: 1/50, +0.3, 5.6, 500, 50.
Рассматривая снимок сейчас, скажу, что лучше было показать крупным планом фактурный засов на сером гараже слева. Тем не менее, он является хорошим поводом рассказать еще об одном интересном инструменте «Photoshop», который часто используется фотографами.
Дело в том, что на исходном снимке в кадр попал прохожий с детской коляской. Я его увидел только дома. Когда мы фотографируем в людных местах, для удаления людей можно использовать другой прием: снимаем несколько кадров через интервал и убираем помехи маскированием вручную или автоматически в «Фотошопе». Но сегодня у меня в распоряжении только одно фото.
Что делать? Выделяем участок с помощью инструмента «Selection». Затем заходим в меню «Edit» (Редактирование) и выбираем «Fill…» (Заполнить). В выскочившем диалоговом окне в пункте «Contents» нужно выбрать «Content-Aware» (С учетом содержимого). Программа анализирует соседние области и пытается заполнить выделенный участок таким же содержимым, как рядом с ним.
Вообще, эта функция более удобна для других ситуаций: например, мы сняли портрет человека, но оставили над головой мало места. Тогда увеличиваем холст, выделяем эту прозрачную область и используем «Content-Aware». Или, например, мы повернули изображение, чтобы выровнять горизонт – по краям образовались белые полосы. Их легко убрать с помощью данной команды.
Вот урок на английском языке, где демонстрируются примеры удаления предметов с помощью команды «Fill» => «Content Aware».
В случае с прохожим операция прошла не очень успешно (так как окружение не однородно), и мне пришлось доработать некачественные участки с помощью инструментов локального редактирования «Spot Healing Brush» и Штамп (Clone Stamp Tool). Обязательно изучите работу этих функций – они нужны очень часто. Например, с помощью «Spot Healing Brush» можно убирать родинки, прыщики с лица фотомодели, провода на небе, мусор на пейзажных снимках и т.п.
Возвращаясь к снимку, скажу, что мужчина с коляской сильно оживил бы этот пейзаж, только нужно было дождаться, когда он подойдет ближе к фотографу.
После съемки городского пейзажа удалось испытать Sony A6000 на фотоохоте: в кадр попал жизнерадостный то ли пингвиненок, то ли цыпленок.
Если интересно, в комментарии к рассказу о поездке на сафари в национальный парк Яла (Yala National Park) можете почитать, какие выдержки следует применять при съемке птиц и зверей на фотоохоте.
За съемкой птиц последовала архитектурная абстракция.
Дальше по маршруту тренировочной прогулки был снова лес – ничего не оставалось как повторно снять ёлку.
Наконец, вышел к автобусной остановке. Здесь уже сюжетов побольше. Вот моё упражнение в стрит-фотографии.
Мне этот кадр понравился. Если бы нужно было оставить лишь один снимок, выбрал бы его. Если бы девушки на остановке не было, можно было подойти ближе и снять три фигуры между тремя контрастно окрашенными автобусами.
Продолжаем тренировку. Пока одни люди смотрят дома по телевизору чемпионат мира по футболу, другие, фотографы, бродят у них под окнами, пытаясь найти интересные ракурсы.
Далее на пути одинокого человека с камерой появляется спортивного вида «Mitsubishi Lancer X». Отлично! Посмотрим, как можно снять автомобиль на Sony A6000!
Пожалуй, мешают восприятию снимка две фигуры вдалеке, фиолетовая машина, а также столб и сосна, торчащие из ветрового стекла. Задействуя описанные выше инструменты «Fill…» и «Spot Healing Brush», попытаемся их удалить (и второй столб впереди тоже).
Следующий кадр считаю ошибочным: следовало снять крупным планом красную надпись, хорошо выделяющуюся на зеленом фоне.
Через следующие 20 шагов оказываюсь у дворовой баскетбольной площадки. Жаль, что щит не покрашен в какой-нибудь яркий цвет и не выделяется на фоне серой бетонной стены многоэтажки. Вышло бы неплохо…
Помню, преподаватель в институте называл наши панельные многоэтажки «крольчатники». Вот одна из таких «клеток для содержания кроликов» на Урале.
Далее по курсу не нашлось ничего, кроме придорожного камня, с начертанным на нём кабалистическим знаком.
Еще через 20 шагов на пути появляется киоск – тут уж я крупный план не забыл сфотографировать.
Далее идут два средненьких кадра – ничего, кроме деревьев и цветочков в поле зрения не попало.
Зато на очередном этапе нашего фотоурока – подарок: ярко-красная рамка из оборудования пожарного щита на стоянке автомобилей сильно оживляет снимок.
Проходим через площадку отдыха. Бутылку, признаюсь, я поднял с земли сам. Вот поставил её только неправильно: следовало разместить ее на левой части скамьи, чтобы более уравновесить композицию. И мусора (окурки, пробки) здесь было целый вагон — убира с помощью того же инструмента «Spot Healing Brush».
Далее мой путь пролегал снова через такое место, где ничего путного я не увидел. И тогда было решено испытать, можно ли фотографировать беззеркалкой Sony A6000 с проводкой.
Настройки здесь следующие: серийная съемка (средняя скорость), режим ручного управления «М» (в отличие от зеркалок Nikon, в беззеркалках Sony A6000 функция «Авто ИСО» выполнена криво, если снимаешь в режиме приоритета диафрагмы «А» — 90% всех моих снимков; но в режиме «M» функция «Auto ISO» работает также, как и на зеркальных камерах – см. пояснение). Режим фокусировки: «Следящая», «по 1 точке» (пробовал и «Зонную» — тоже работает).
Главная проблема при съемке с проводкой – вести объектив за автомобилем не слишком быстро, не слишком медленно, чтобы фон размылся, а сам он оставался четким.
Снимал сериями. Всего было сфотографировано 16 машин. Жестких проблем с фокусом не было ни в одной серии. Лишь много некачественных фотографий именно из-за несинхронизированной скорости проводки объектива.
Во второй части отзыва о съемке самолетов (споттинг) в аэропорту «Кольцово» в Екатеринбурге я приводил формулу для расчета выдержки, позволяющей запечатлеть вращение пропеллера или винтов вертолёта так, чтобы они успели описать полный круг. Видимо, времени экспозиции 1/50 секунды при съемке данного автомобиля при его скорости оказалось достаточно: видим, что диски колес также успели сделать оборот.
Сейчас думаю, что можно было снять крыпным планом верхнее кольцо со столбом и «буквой Г»…
Когда вышел к стоянке, где оставил свой автомобиль, на небе уже полыхал закат.
Ну, как полыхал… Тут я немного «раскрасил» небо с помощью метода, который описан в упомянутом выше уроке «Теория цвета для фотографов».
Считаю удачей, что в месте последней точки съемки оказалась лужа. Следующий кадр сделан практически с плоскости поверхности воды – тот помог откидной экран Сони А6000 (без него пришлось бы плюхаться на живот).
Такой вот обычный/необычный фотоурок у меня получился. Пройдя расстояние в 600 шагов, я протестировал новый фотоаппарат (с точки зрения качества картинки он показал себя неплохо) на съемках натюрморта, пейзажа, архитектуры и автомобилей. «Заточил» мозг на поиск композиционных решений.
Рассматривая процесс обработки снимка с засвеченным небом на кадре с ёлкой, вы могли увидеть, что поверх слоев «Levels» и «Polarization» наложен еще один. Дело в том, что последние пару месяцев я обрабатываю фотографии, чуть по-другому, нежели расписывал в уроке «Почему нет смысла снимать в JPEG»:
- Обработка файлов ARW в редакторе Lightroom (всё, как описывал ранее) и экспортирую в формате TIFF.
- Если требуется, добавляю Levels с масками яркости Luminosity Mask в Photoshop.
- Ретушь (удаление пятен, пыли, царапин, трещин, людей).
- Наложение пресета (в Nik Collection они называются «Рецепты»/Recipes), который создал вручную. Он включает в себя три фильтра: Brilliance/Warmth (повышение насыщенности – аналог Vibrance в Лайтруме), Tonal Contrast и Pro Contrast. Величину процентов по каждому показателю смотрите на снимке ниже. Этот пресет у меня назван «Saturation Tonal Dymamic»
- Когда я применяю этот плагин, картинка получается «вырви глаз», поэтому уменьшаю прозрачность слоя до 20%.
- Уменьшаю размер фото под печать в блоге (до 1400 px по длинной стороне для горизонтальных кадров и 1000 px – для вертикальных) с помощью плагина «C3C Image Size».
- Сохраняю фотки в формате JPEG с качеством 10 из 12-ти (Maximum), при котором еще не появляются артефакты, но вес файла меньше, чем при 12-ти.
Снимок «Мицубиси Лансер» с людьми в кадре сделан без пресета «Saturation Tonal Dymamic», без них – с этим пресетом.
2. Как учиться фотографировать шедевры на Sony A6000
Спасибо, что посмотрели мои снимки, полученные во время короткой прогулки по вечерней улице. Считаю, что есть пару неплохих фото, но я не профессиональный фотограф, только учусь. Предлагаю вам посмотреть фотоурок от супер-профи Валентина Христича на его видеоканале «Вставай и снимай» в Youtube. Именно этот видеоурок я вспомнил, когда решил фотографировать через каждые 20 шагов. Только условия у него чуть другие:
- Включаем таймер на смартфоне, скажем, на 2 минуты. Меняем локацию. Снимаем кадр по истечении заданного времени.
- Чтобы усложнить задачу, он фотографирует не на зум-объектив, а на фикс 35 мм. Камера у него – Canon 1Ds Mark III, хотя в данном случае это ничего не значит.
Свой урок автор назвал «Самое жесткое упражнение для фотографа». С таким названием я не согласен! Обязательно зайдите на его канал – там полно упражнений, которые мне лично выполнить гораздо труднее: он спокойно подходит к незнакомым людям и просит снять их портрет. Когда я впервые наткнулся на его видео, завис на несколько часов.
Вот, например, тренировка для фотолюбителя: взять стойку с софтбоксом и пойти к станции метро, где предлагать прохожим декламировать стихи с выражением, снимая чувственные портреты…
Не могу удержаться, чтобы не показать еще один мастер-класс по съемке портретов незнакомых людей на улице.
Ну ладно, так я могу долго не останавливаться. Зайдете на его канал, сами увидите. Дам еще только одну ссылочку на комментарий к статье о том, как я устроил фотостудию с внешними вспышками Yongnuo YN-685N – там суть упражнения состояла в том, чтобы снимать водителей с их автомобилями, используя софтбокс.
За сим статью свою заканчиваю. Если не подписались на извещения о новых статьях в блоге, советую сделать это прямо сейчас. Впереди у нас урок по настройкам системы автофокуса беззеркалок Sony A6000, Sony A6300 и Sony A6500. Также будет обзор с примерами снимков, снятых на через переходник на объективы Nikon 70-200mm f/2.8 и Samyang 14mm f/2.8. Ну, и может что еще интересного придумаю.
P.S. Ах, да! В моем фотоотчете пропущены две локации. В одном месте было уж совсем нечего снимать, в другом – постеснялся фотографировать мужчину на спортивной площадке. В наказание за это обещаю перед лицом читателей… J что, как придет из Китая переходник для горячего башмака «Nikon – Sony», устрою такую же съемку на Sony A6000 + ресивер Yongnuo YN-622N-TX + вспышка Yongnuo YN-685N с прохожими, декламирующими стихи. Хотите посмотреть, что получится?
Очень интересный фоторассказ получился. Спасибо, Серж! 🙂 Как всегда, очень удачна форма, когда ты соединяешь:
1) Рассказ об обстоятельствах, когда был сделан снимок (а тут целый фотоквест, по сути).
2) Сам снимок.
3) Рассказ об обработке снимка.
Таким образом ты сразу расширяешь целевую аудиторию читателей блога в трех направлениях. Вот мне было, в том числе, интересно и подсмотреть медодику работы со снимком, и узнать о таком инструменте в «Фотошопе», как инструмент по компенсации движения в кадре.
Об инструменете «Fill» мне уши прожужжал один из участников написания этой программы, который есть у меня в друзьях на ФБ, при том, что этот инструмент, по сути, уникален. Хотя, его аналоги есть во многих программах редакции (в частности, мы обсуждали, что сопоставимый алгоритм есть и в программе «Pixelmator», которая существенно дешевле «Фотошопа», но совместима с ним по слоям и форматам.
Должен заметить, что пресыщенность технически качественными снимками, которые скоро можно будет сделать зажигалками и брелками от ключей, а не только смартфонами, привела к тому, что я в каждом снимке ищу сначала ИСТОРИЮ, а уже потом смотрю, как получилась веточка в правом верхнем углу кадра и не мылит ли объектив на фокусном ХХ. 🙂
Поэтому снимок №19 я сохранил себе на память. Он не только технически совершенен, но и рассказывает историю про девушку на остановке. Шикрано рассказывает. Браво, Серж!
Очень понравились также снимки №26, 34 и 38 — в них изобразительность сочетается с сюжетом. 🙂 Так держать!
И еще раз остановлюсь на фразе «в беззеркалках Sony A6000 функция «Авто ИСО» выполнена криво». И еще раз напомню, если какие-то навыки выработаны у юзера менее дружественными к этому самому юзеру аппарату — так, что простое и логичное универсальное решение кажется кривым, это еще не факт, что оно таки есть на самом деле. 🙂
Повторюсь, изящное и простое решение работы «AUTO ISO» в камерах Sony настолько изящное, что после невменяемых настроек серии Nikon 5100-5300 (я тестировал эти настройки на этих камерах, возможно в последующих моделях все изменили) сходу влюбляешься в логику работы автоматики у Sony аппарата.
Еще раз. При съемке быстродвижущихся объектов фотограф ОДНОЗНАЧНО переходит для предотвращения смаза либо в режим «М», либо в режим «S», чтобы явно контролировать выдержку. В режиме же «А», когда идет речь о съемке статичных или слабодвижущихся объектов, когда принципиально всего лишь предотвратить смаз согласно формуле ВР=1/(1.5 ФР), при том, что даже коэффициент 1.5 избыточен, с учетом шикарного стаба в объективах Sony (во всяком случае тех, с которыми я работал). Так вот, эта установка включается АВТОМАТИЧЕСКИ и позволяет не ломать голову фотографу там, где нужно просто окунуться в процесс создания композиции.
То есть это удобно и комфортно, и такие же настройки есть только в камере класса Nikon D610, плюс они позволяют явно задавать сам коэффициент коррекции выдержки, что тоже избыточно, но тоже комфортно.
Олег, я не пишу после каждого предложения фразу «по-моему мнению», поскольку и так понятно, что это мои мысли. К работе «Авто ИСО» на Сони А6000 у меня особо претензий нет, поскольку в режиме «М» она превращается в то, что я имею на Nikon D5100 в режиме «А» + Auto ISO.
Своими фотоаппаратами Nikon D5100 и Nikon D610 я 95% времени снимаю в режиме «А» + Авто ИСО и 5% в режиме «М», никогда не используюсь «S» и «P». Режимом «P» не пользуюсь поскольку никогда не знаешь, что выберет автомат. В режиме «S» мы не контролируем диафрагму (в уроке по настройкам выдержки, ИСО и диафрагмы на фото №11 и №12 приведены примеры ситуаций, когда это может сыграть злую шутку).
В камере Nikon D5100 в режиме «Авто ИСО» мы выбираем минимальное и максимальное ИСО, желаемую выдержку. Это очень удобно. В камерах Nikon D5200 и Nikon D610 можно не только задать желаемую выдержку, но и коэффициент, для формулы В=1/ФР, В=1/(2ФР), В=1(3ФР). Это повышает удобство пользования зумами на порядок: когда значение выдержки фиксированное, как в Д5100, тебе бывает лень или нет времени менять формулу и ты снимаешь с заведомо завышенным ISO (оно завышено потому что ты фотографируешь, скажем с выдержкой 1/200, когда достаточно 1/30 секунды, и в Д610 камера снизит выдержку автоматически).
Но я не всегда пользуюсь формулой В=1/(2ФР). Если я иду фотографировать стрижей на лету, я хочу поставить В=1/4000 секунды. И я хочу снимать в режиме «А», чтобы полностью контролировать ГРИП. Даже в этом примере я снимал машину с проводкой на выдержке 1/50 секунды при ФР=16 мм — т.е. В=1/(3.12*ФР). И камера Sony A6000 в режиме «А» не даст мне такого комфорта в съемке, как Nikon D5100 (в смысле, я в начале сказал — она позволит это сделать в «М»).
Поэтому: твое мнение услышано, но я с ним не соглашаюсь. Если бы я хотел, чтобы фотоаппарат Сони А6000 решал за меня, какую выдержку, диафрагму и ISO ставить, я бы снимал в режиме «Автомат» или «Сцены». Но я предпочитаю фотографировать в полуавтоматическом режиме «А» + Auto ISO, который в камерах Никон Д5100 позволяет фотографу самому выбрать выдержку, диафрагму и подбирает оптимальное ИСО. И в этом управление беззеркалками Сони сливает Никону и даже Fujifilm X-T10 (на момент тестирования её функция Авто ИСО работала, как в Д5100, нельзя было выставить формулу в зависимости от ФР)…
Ну, мы неоднократно возвращались к RTFM, и мы сейчас нырнем во флуд, который можно разобрать только построчно.
Фраза «Режимом «P» не пользуюсь, поскольку никогда не знаешь, что выберет автомат.» — в очередной раз говорит о навыках, выработанных корявыми девайсами. Для Nikon 5ХХХ — эта фраза справедлива на 100 процентов. 🙂 В режиме же «P» у Sony Alpha все кристально четко и понятно! Если хочешь, это — совмещенный режим А+S — надо просто научиться им пользоваться. Если я контролирую в этом режиме диафрагму, игнорируя то, что поставит автоматика в выдержке (собственно, как и работает автоматика на пятой серии Никон плюс трешхолд, который ООООЧЕНЬ корявый), то я моментально могу, если мне нужно, перейти в режим S И ВИДЕТЬ при этом цифры диафрагмы.
В общем, сначала манул, навык работы с функцией, а потом — оценочные суждения. У меня они есть, так как есть навык и в пятой серии Никон и в Sony Alpha. 🙂
Хотя, может это и есть та тонкая грань, из-за чего кто-то выбирает Nikon, кто-то Фуджи, кто-то Сони. Зная пятую серию вдоль и поперек, логика управления Sony мне ближе, и я там — как рыба в воде. 🙂
Олег, в течение 5-ти лет я веду этот блог. Вроде никогда меня не упрекали в необъективности. А если упрекали, и это было справедливо, то я соглашался. И все это время я писал о фотоаппаратах то, что о них думаю. Если мое мнение менялось, я в этом признавался. Так, когда-то я запорол пейзажные снимки из-за того, что не выключил АВТО ИСО при съемке со штатива на Nikon D5100 KIT 18-55mm f/3.5-5.6, и решил, что это — бесполезная функция. Года три я её вообще не включал, а ты все время твердил, что она хорошая, нужно только разобраться. Когда, наконец, я ее освоил, то теперь уж и жить без нее не могу. 🙂 Если окажется, что в Сони А6000 она работает лучше, я тоже в этом признаюсь.
А на сегодняшний день, я лишь могу повторить свои слова: «Беззеркалка Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 имеет преимущество перед другими камерами с кроп-фактором Кф=1,5 своими малыми размерами. Ничего критически положительного, из-за чего я бы горячо ее советовал купить, в ней нет. Ничего критически отрицательного, из-за чего я бы отговаривал ее брать, тоже нет.
Плата за компактность — неудобство в управлении из-за того, что недостаточно кнопок и колесиков на малом корпусе. Досадные минусы: отсутсвие отдельного колеса поправки экспозиции, тупой режим «АВТО ИСО» при съемке в приоритете диафрагмы и невозможность снимать на автоспуске с брекетингом экспозиции без пульта ДУ, очень неудобный режим просмотра фотографий.
Бонус за эти неприятности — возможность положить Sony A6000 в рабочую сумку, и она там не мешает.
Неоспоримый плюс Sony A6000 перед любой зеркалкой — вывод гистограммы в видоискатель еще до спуска затвора (уменьшается количество брака и времени на «пристреливание», чтобы подобрать правильную экспозицию).
Тупой минус Sony A6000 — отсутсвие крышки для горячего башмака. Я заказал его на «Алиэкспрессе» за 1 доллар. Но теперь мне нужно поехать на говнопочту «России», отстоять в очереди час за посылкой. Прикол почты в том, что они не сообщают, в какое отделение (из двух) она пришла. Приходится съездить в один конец города, получить там отказ и ехать в другой конец. И все это из-за того, что фирма «Сони» зажилила 10 центов на крышечку для разъема подключения вспышки.
Спасибо, Олег, на добром слове! Точнее, ты их столько произнес, что уж чересчур! 🙂 Приятно, если какие-то знания, которыми я поделился, понадобятся и другим фотолюбителям. Значит, не зря старался.
Понравилось твое определение «фотоквест» — вот как нужно было статью назвать.
А что значит «друг, который писал программу Fill»? Этот инструмент встроен в «Photoshop» по умолчанию… Он программировал блок для «Фотошопа»?
То, что начал искать историю в снимках, означает, что перешел на новый уровень фотографирования. В этот раз у нас совпадение: я тоже отметил снимки 26, 34 и 38. Жаль, на 38-м лужа была далеко от машин — располагалась бы она поближе, интереснее кадр можно было снять.
Желаю и тебе удачных кадров!
Спасибо! Мне далеко до снимков такого мастера, как ТЫ, поэтому это все равно — просто хобби. Фотофиксация повседневной обыденности с четким пониманием нулевой художественной ценности. 🙂 Но это — часть моей жизни, как ни странно, поэтому, спасибо за блог, который эту часть улучшает!
Да. Фейсбук-френд писал программный код (или часть — я не вникал в нюансы) для этого инструмента.
Сергей! Хочется поздравить с приобретением Соньки А6000! 🙂 Удачных кадров и поменьше Сонькиных каприз! 🙂
Привет, Павел! Спасибо за поздравление. Камера служебная. Но, кто знает, может спустя какое-то время влюблюсь в «Sony» и поменяю Nikon D610 на полный кадр от «тётки». 😉
Сергей, я никогда не делил камеры на служебные и личные… если они в моих руках! 🙂
Павел, а скажите, какой пробег у Вашей камеры? У меня, навскидку, тысячи четыре снимков всего лишь с прошлого года, когда мне ее подарили. Просто интересно, с какими капризами Вы стокнулись — ну, кроме колеса режимов, о котором уже мы читали.
Кстати, как ремонт? Все получилось? Просто у меня она — без сучка, без задоринки пока что с таким пробегом, а у Вас — уже обкатанный аппарат. Интересно, чего ожидать в дальнейшем?
Олег, я не знаю, как посмотреть пробег на Sony A6000. Активно(!!!) использую камеру с декабря 2014 года. С ремонтом ничего не получилось: вернее сказать, и смех и грех… Фотоаппарат 3 недели пролежал в сервисе «Фотокамера.ру», ничего не сделали, но сказали, что не нашли никакого дефекта, за все время никак не проявился…
Забрал, теперь привыкаю снимать так. Вот тут как раз съездил на Ильменский фестиваль. Вроде, справился… Если бы не это колесико, то за все время эксплуатации Sony A6000 никаких проблем вообще не было. Разве что, не хватает тачскрина да наглазник постоянно теряется. Теперь без него хожу.
Приобрел кольца автофокусные, но пока «порадовать» нечем. Кстати, тут у вас шел разговор о пульт ДУ для Sony A6000 — я его приобрел на «Ebay» в 2015 году: с интервалометром, лучше чем пользоваться соньковской прогой для таймлапсов. Хотя, последняя сама видяшки клеит…
Павел, в результате у тебя тоже этот дефект не проявляется или ты забрал камеру и мучился на съемках Ильменского фестиваля?
Вопрос про пульт ДУ и про программу для таймлапсов: я их никогда не снимал, но в моем представлении интересно, когда фотографируют в течение длительного периода времени (скажем, всю ночь или весь день). Думаю, в пульте дистанционного управления нельзя выставить в настройках и чтобы фотоаппарат сам снимал с заданным интервалом (наверное, человек должен как-то управлять). А в фирменной программе Sony для таймлапсов это можно сделать?
Проявляется… с первой минуты, как я взял ее в руки в мастерской. Показал приемщику, но тот сделал вид, что ничего такого не видит. Прикольно конечно! 🙂 Но кажется, я понял, в чем причина такого отношения: в мае была акция бесплатной диагностики — видать, их жаба задавила.
Так что, если вдруг будут проблемы с Сони А6000, то в «Фотокамера.ру» я бы не стал рекомендовать идти. Буду искать другой сервис.
Да, прога устанавливается прямо в фотоаппарат и имеет достаточно настроек. В инструкции к Соньке А6000 есть раздел по этим программам и ссылка на сайт указана. Но я взял все таки пульт дистанционного управления с интервалометром. Мне так удобней.
Для своей Sony A6000 я купил пульт ДУ, который модель которого называется "SHOOT RM-VPR1". У него есть свой небольшой ЖК-дисплей, возможность снимать таймлапсы.
Вот приведу выдержку из описания на сайте продавца:
Пульт дистанционного управления "SHOOT RM-VPR1" совместим со следующими моделями камер Сони:
Примечание от Лахардова С.П.: в этом комментарии Павел дал ссылку на карточку товара на Ebay, но они постоянно меняются, поэтому я заменил ее описанием пульта.
И еще: камерой Сони А6000 можно управлять и с планшета, и со смартфона. Есть в этом небольшой плюс, но минус в том, что у А6000 нет тачскрина и выбора зоны резкости по монитору. А следовательно: и программа для неё урезанная, что лишает смысла ее использования.
Сочувствую, Павел! Когда с камерой что-то не то — это, как с машиной: ноет, пока не починишь. В этом центре я чистил матрицу на Nikon D610 и ремонтировал джойстик управления Nikon D5200 у Галины — всё нормально прошло…
Когда я говорил о необходимости докупать для Sony A6000 пульт управления, имел ввиду типа такого. Если серьезно заниматься съемкой пейзажа, натюрмортов, любых других жанров, где требуется фотографировать со штатива, то с ним очень удобно.
Олег, я за три дня отснял 1181 кадр — уже почти 25% твоего опыта съемки на Sony A6000 имею… 🙂 Так что, еще пару выходных с фотоаппаратом в руках — и буду умничать перед тобой!
На субботу договорились с Павлом и Галиной поехать поснимать чемпионат по мотокроссу. Жаль, переходник для стёкол Nikon с байонета «F» на «Sony E» обещают только в понедельник привезти. Ну и даже так, на КИТовом объективе погоняю эту Sony A6000 в хвост и в гриву! Потом напишу либо хвалебный обзор либо разгромную статью, как на передовице газеты «Правда» во времена Никиты Сергеевича. 🙂
Ой, что-то мне подсказывает, что намаешься ты с этим переходником для никоновских стёкол под Sony E. Все объективы с электронной фокусировкой имеют очень малый ход фокусировочного кольца: навести на резкость очень затруднительно. ИМХО, конечно, но мой личный опыт меня не удовлетворил. 🙂
Тогда уж лучше использовать мануальную оптику от старых зеркалок. Диапазон хода кольца достаточно велик, что обеспечивает более точную фокусировку.
Уже в понедельник получу переходник «Viltrox NF-NEX» — остается только убедиться в твоих словах, Павел, на практике. 🙂 У меня ширик Samyang 14mm f/2.8 ручной, там длинных ход фокусировки — проблем не будет. Ну, а телевик Nikon 70-200mm f/2.8 доставит неудобства.
Вообще, я постоянно не планировал снимать на Сони А6000 + объективы Никон — взял больше для того, чтобы других гостей проинформировать, каково оно. 🙂
Интересный урок получился и по съёмке, и по обработке. Ближе к зиме, думаю, надо будет и мне поработать в плане обработки фотографий, а то что-то я это дело совсем запустил, хотя и раньше не был большим спецом.
На 33-м фото я, пожалуй, кроме перестановки бутылки, ещё бы скамейки немного по диагонали раздвинул.
Уроки Валентина Христича не видел, но обязательно гляну.
Спасибо, Миша, за отзыв! Да, по поводу расположения скамеек на кадре с бутылкой — согласен, впечатление усилислось бы диагональным расположением.
Обработка фотографий — и моё не сильное место. Учиться этому можно гораздо дольше, чем собственно фотографировать.
Уроки Валентина Христича — можно сказать, только ради их популяризации я и опубликовал рассказ об этом своем упражнении. 🙂 Недаром у него видеоканал называется «Вставай и снимай!»
Привет, Сергей. Спасибо за такую подробную демонстрацию выполнения фотозадания, с интересом все просмотрел. Действительно, сложное упражнение, и твой отчет — прямое этому доказательство.
На мой взгляд, результат, прости, не очень. Не могу сказать, что что-то из твоих кадров мне очень понравилось — есть несколько геометрически привлекающих глаз, но не более. Фотографии, которые ты пытался спасти Фотошопом, на мой, взгляд того не стоят.
Из позитивного: этим своим отчетом ты меня вдохновил в ближайшее время провернуть что-нибудь подобное — наверно, этого ты и добивался от своих читателей! 🙂 Конечно же, я ожидаю результата примерно, как у тебя. 🙂
Посмотрел еще раз видеоуроки Валентина Христича — какое, все таки, крутое умение завести разговор с людьми и разбавить серию стрит фотографий портретами незнакомых людей! Но замечу, что у Саши Петросяна или Димы Зверева практически нет кадров с позирующими людьми. 🙂
Спасибо за твою работу!
Паша, спорить не буду: супер-кадров в этом отчете нет. Смотрю на эти картинки и не могу ответить себе честно: смог бы здесь Дима Зверев, стоя рядом со мной, снять шедевры или просто прошел бы мимо? Хочется сказать, что не смог бы… На практике — наверное, его фотки были бы все равно лучше. 🙂
Сравнивать Петросяна, Зверева и Христича не вижу смысла: они фотографируют в разных жанрах. Это — все равно, что сравнивать, что лучше: пейзаж или портрет. У Валентина шикарно получаются позирующие люди, у Александра или Димы — более свободные сюжеты.
А с видением кадра у меня есть проблемы, подтверждаю. В прошлые выходные мы с Павлом Кравченко и Галиной Исаевой ездили снимать репортаж на праздник «Сабантуй». С вечера я просмотрел с десяток фотоотчетов, снятых профессионалами, наметил список сюжетов, примерные ракурсы, запомнил образцы. По факту же, почти ничего из задуманного не отснял, так как кадра не видел… и стеснялся снимать незнакомых людей даже на общественном мероприятии.
Вроде, скоро придет переходник для вспышки с Никон на Сони А6000. Буду тренировать себя, как пообещал, съемкой незнакомцев на улице. 🙂
Судя по переписке с тобой в личке на ФБ, у переходника даже для вспышки могут быть интересные глюки. Представил сразу процесс съемки незнакомцев со вспышкой на улице и задумался: не переходишь ли ты сходу в отряд «папарацци» вместо «стрит-фото», и не погонятся ли портретируемые за тобой, чтобы узнать чувствительность твоего ISO. 🙂
Привет, Олег. Я купил переходник для вспышки «Pixel TF-334 Flash Hot Shoe Adapter», который преобразовывает сигнал от горячих башмаков Sony для вспышек Canon, Nikon, Yongnuo и Godox. В описании заявлено, что он подходит для следующих моделей: Sony A7, A7R, A7S II, A99, A6000, A6300, DSC-RX10 и NEX6.
Пока очень занят (всю прошлую неделю был в командировке), поэтому тестировать полноценно не удалось. Только снял пару кадров дома. Возникли следующие проблемы:
• Не работает TTL. Об этом и в описании адаптера Pixel TF-334 написано, не увидел при заказе. За цену 12 USD другого и не ждешь.
• Не работает управление настройками вспышки Yongnuo YN-685N от радиосинхронизатора Yongnuo YN-622N-TX. Можно только менять параметры вспышки на ней самой, не с трансмиттера – не очень удобно.
• Когда фотографируешь в темном помещении в режиме «М», камера не знает, что надета вспышка, поэтому со слишком низким ИСО и выдержкой, рассчитанными с учетом светового импульса, в видоискателе очень темно. Ты мне показывал, что с Nissin i40 такой проблемы нет: камера Sony A6000 понимает, что появился импульсный свет и на экране все освещено нормально. Так что, это – проблема переходника «Pixel TF-334 Flash Hot Shoe Adapter».
Если ты смотрел видео с упражнениями от Валентина Христича, он нигде не выступает папарацци. Фишка состоит в его умении расположить к себе людей и получить разрешение на съемку. Кроме тех видеоуроков, что я тут опубликовал, мне понравился еще один: он подготовил фотостудию с гримером, ассистентами по свету, мастером по костюмам и пошел к метро, чтобы уговорить прохожую девушку сходить к нему на фотосессию. Потратил несколько часов – естественно, девушки боятся странного незнакомца, который зовет куда-то сниматься… Но в результате нашел «золушку», которую потом отснял в шикарном платье королевы.
Я к тому, что мне лично не хватает смелости снимать незнакомцев. И нужно тренироваться бороться со своей стеснительностью. Думаю, у меня получится, поскольку я также боюсь высоты, постоянно пытаюсь побороть эту фобию. В разделе «Походы выходного дня» есть отчет о прогулке к скале Чертово городище – прошлой осенью я, наконец, забрался на отвесную стену и даже снял видео. Поборол…
То же будет и со съемкой на Sony A6000 со вспышкой незнакомцев. Только, ввиду того, что автоматика не работает, предварительно нужно потренироваться дома, чтобы я мог выставлять правильные настройки вспышки, просто глядя, насколько темная или светлая сцена.
Сергей, спасибо за статью. Попробую. Как раз в поисках, чего бы поснимать. С идеями… Они куда-то испаряются при выходе на улицу.
Подскажите. На высоких ИСО выше 1000 был ли шум? Что-то не понял толком. У меня на Panasonic fz1000 2 — шум лезет от ISO 800. Хотя правится, но все таки. Да, матрица — дюйм.
Евгений, много времени прошло, я уже не помню, давил ли здесь шумы или нет. Обычно, если фотографирую на КРОПнутые камеры, то шумы мне не нравятся на ISO 1600 и выше. Тогда могу при обработке применить плагин «Dfine 2» из набора «Google Nik Collection». На меньшей светочувствительности практически никогда на них не обращаю внимания.
Что касается того, что нет идей чего фотографировать — в разделе «Фотодело» есть фотоурок «Задания для саморазвития фотографа». Там их 52 штуки — мне кажется, может пригодиться.
Очень нравится материал. Огромное спасибо за полезную информацию.
Эх, Олег, обычно на такие комментарии я отвечал: «Пожалуйста. Рад, что мои измышления на тему фотографии пригодились».
Но, как много воды с тех пор утекло. Горько осозновать, что мои статьи пригодились и для того, чтобы снимать преступления одного народа против другого…
Удачи в фотографии. Желаю, чтобы моя статья понадобилась только для съёмки таких сюжетов, за которые не будет стыдно.