Михаил Шмаков съездил в Индию четыре раза, но все путешествия были организованы туристическим агентством. Прочитав мои истории о путешествиях дикарями по разным странам, пообщавшись с другими путешественниками, он решил в пятый раз поехать отдыхать самостоятельно. Мы уже увидели с вами его фотографии, снятые во время прогулок по улицам Мумбаи – снова по маршруту, описанному в романе «Шантарам». Сегодня посмотрим, какие интересные места можно посетить на острове Элефанта. Ну и, услышим поучительную и немного комичную историю, связанную с обменом валюты в Индии…
***
Автор: Шмаков Михаил
https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/
***
Следующее утро началось с фотосессии. Обе палубы крошечного парома, направляющегося к острову Элефанта, были полны местными туристами. День только начался, мы были еще свежи и расслабленны после сна, желание чуть ли не всех пассажиров судна сфотографироваться с нами, приняли стоически и с долей здорового юмора. Где-то в недрах индийского сегмента популярных ныне соцсетей теперь красуются наши групповые портреты, с подписями типа: «I and my Russian friends in Mumbai. 06 October2015».
Дорога до острова Элефанта займет примерно час, и, пока вы вместе с нами будете разглядывать водные просторы с верхней палубы парома, я коротко расскажу историю острова. Остров Гхарапури (Gharapuri — место пещер), а именно таково его местное название, расположен с юга устья реки Улхас (Ulhas). От набережной Аполлона с монументом «Ворота в Индию», его отделяет десять километров и, как я уже сказал, час пути, значительную часть которого, занимает маневрирование между кораблями у причалов.
Древняя история острова и история создания пещерного храма достоверно не известна. Археологи указывают, что устье реки Улхас было населено еще в каменном веке. Как тут не вспомнить библейское: «А из Эдема выходила река для орошения рая, и потом делилась на четыре — Тигр, Евфрат, Инд и Ганг». 🙂
С III века до нашей эры по VI век нашей эры побережье и острова входили в империю династии Магадха, а в последующем, до 1343, пока не перешли под власть гуджаратских султанов, управлялись индусскими царями династии Силхара. Историки предполагают на острове город в составе древнего государства. Храмовый комплекс в пещерах создавался в период с V по VIII веков (при раскопках здесь обнаружили монету, датируемую IV веком). Надписи, повествующие о строителях и возведении храма, не сохранились. Виноваты ли в этом португальцы или вода и время теперь не узнать. Однако легенда называет в числе строителей храма братьев Пандавов и преданного Шиве сторукого Банасуру (если Банасуру аккомпанировал танцующему Шиве, отбивая такт на барабане всей сотней свих рук, то почему не помочь этими руками строителям в деле прославления Шивы?).
Сомнительная честь иностранных первооткрывателей пещерного храма принадлежит португальцам, которые по мирному договору с последним полновластным гуджаратским султаном Бахадур-шахом в 1534 году отторгли в свою пользу устье реки Улхас и острова в нем.
Примерно в это же время колонизаторы открыли для себя древний город и индуистский пещерный храмовый комплекс на острове Гхарапури. Предание гласит: первое, что увидели португальцы, прибыв на остров – это гигантскую, в три раза выше натуральной величины, статую слона, высеченную из цельного куска базальта. Скульптура так поразила умы незваных гостей, что они попытались ее похитить, но уронили в море, а остров стали именовать «Элефанта». А чтобы храм с его барельефами не смущал умы, и не мешал обращать аборигенов в истинную веру, устроили стрельбу из ружей по уникальным изваяниям, пощадив только шестиметровое изображение тримурти Шивы.
Современный остров Элефанта — это пещерный храмовый комплекс, три деревни, 1200 жителей, два индуистских храма, водохранилище, три смотровые площадки и два артиллерийских орудия на горе, высотой, примерно, 150 метров, служившие при англичанах артиллерийскими огневыми точками (Cannon point). Большая часть острова (водохранилище и дамба, в том числе) — частная собственность.
За всеми этими рассказами, мы не заметили, как доплыли. По длинному причалу к подножью холма, на котором располагаются пещеры, можно пройтись пешком, а можно прокатиться на детской железной дороге в поезде с открытыми вагончиками и смешным паровозиком. На мой взгляд, железная дорога — наследие англичан и их военной базы на острове.
От подножья холма к пещерам Элефанта (Elephanta Caves) ведет лестница с выложенными из камня ступенями (утверждают, что их — ровно 1000 штук), оккупированная по обе стороны продавцами сувениров. Но прежде, чем двинуться по ней, надо заплатить деревенский сбор 5 рупий с человека и, раз уж я заговорил о билетах, перечислю все, которые пришлось купить за эту экскурсию:
- билеты на паром – 160 рупий за один, в оба конца;
- 10 рупий с каждого туриста за верхнюю палубу – маленький бизнес паромщика и его мальчиков;
- указанный выше деревенский сбор в 5 рупий с человека;
- непосредственно билеты в пещерный храм – 250 рупий за один.
Итого стоимость экскурсии в пещеры Элефанта: 850 рупий за двоих.
Подъем в гору, что само по себе уже серьезное испытание на жаре, здесь осложнялся постоянной угрозой нападения со стороны обезьян. Скажу вам, это — не мирные воришки с Лангкави или попрошайки с Дамбуллы. Они — настоящие «бандерлоги» (к слову, Редьярд Киплинг — уроженец Бомбея), норовящие выхватить из ваших рук все, что вы там держите! Многие из них — закаленные бойцы со злобным оскалом желтых зубов и носящие шкуру с отметинами от палки местного жителя, как носит лычки ефрейтор.
Но все эти трудности подъема меркнут перед зрелищем величия человеческого духа и титанического трудолюбия. Храм, на создание которого потребовалось несколько столетий, поражает воображение.
Весь храмовый комплекс, посвященный богу Шиве, в доступном для осмотра ныне виде – это семь пещер. Три пещеры на северном склоне холма представляют единый ансамбль и заслуживают подробного рассказа.
Главный зал – это большая пещера, примерно, площадью в 43 квадратных метра, а по ощущению – много больше. Потолок высотой примерно шесть метров поддерживают 20 колон в шесть рядов. Справа от центрального входа — алтарь с Шивалингамом (в индуизме Лингам — основной не антропоморфный символ Шивы), три входа, которого, охраняют стражники – дварапалы.
По центру на стене расположен барельеф-триптих, посвященный Шиве. Центральная часть триптиха — тримурти Шивы. Изваяние, высотой 5.44 метра, представляет Шиву, как всевышнее божество, отвечающее за создание, сохранение и разрушение вселенной.
Уточню, такая интерпретация изображения не единственная, но все они восходят к Шива-Панчамукха – Пятиликому Шиве, изображению, олицетворяющему пять аспектов Шивы или пяти главных элементов мироздания.
Правый барельеф триптиха (если стоять лицом к изображению) – иллюстрация легенды о том, как Шива принял воды Ганги из потустороннего мира в свои спутанные волосы.
Левый барельеф – Шива в образе полумужчины-полуженщины. В иконографии – Ардханаришвара (двуполый владыка). Иллюстрация легенды о том, как Шива наглядно разъяснил Брахме, что для создания потомства нужны как мужчина, так и женщина.
Кроме центрального, северного входа в пещеру, есть восточный и западный порталы. Все три проема с каждой стороны имеют нефы, украшенные барельефами, живописующими о деяниях Шивы. Но, к сожалению, они подверглись значительным разрушениям и едва читаемы на стенах.
Пространство за западным входом заставлено строительными лесами и затоплено дождевой водой. Пещеры по центральной стене и неф справа загорожены проволочной сеткой, мы пробрались туда по лесам, но разглядеть что-то было невозможно.
Восточный вход ведет во внутренний двор между центральным залом и восточной пещерой ансамбля.
Я почти уверен, что внутренний двор имел и самостоятельный вход через пространство между скалами, которое теперь наполовину засыпано обвалом. С этого места я и фотографировал, но, возможно — это мои домыслы.
Посреди двора — большая круглая площадка, высеченная из базальта (такие, отполированные ногами танцовщиц (дэвадаси) мы видели в храмах Карнатаки). Хотя, вероятно это место предназначено для любимого бычка Шивы – Нанди, что более естественно.
За колоннами восточного зала открылся еще один алтарь с Шивалингамом. Стены, как и в предыдущем, украшали стражники, а по бокам зала — два нефа с такими же плохо читаемыми барельефами. В правом, на потолке обнаружилась роспись, указывая на то, что одними барельефами убранство храмов не ограничивалось.
От северного входа главного зала к восточным пещерам ведет ухоженная, вымощенная камнем, широкая дорога по склону холма.
Четыре грота восточного склона интересны только в сочетании с главным пещерным ансамблем, и представляют собой небольшие храмы и кельи монахов с почти полностью утраченными барельефами. Некоторые из них реставрировались — это заметно по колоннам, и новодельным лингамам, но, по сути, восстанавливать здесь нечего. В путеводителях указывают на буддийское происхождение двух подземелий, а так же на наличие кирпичной ступы в одном из них, но нам она на глаза не попалась (возможно, что говоря о буддийском происхождении, имеют в виду основания лингамов, выполненные в форме лотоса?).
Самая последняя, четвертая, подверглась наибольшему разрушению, а может древние строители только приступили к созданию здесь храма, теперь трудно сказать. Пещера не горизонтальная, а уходит вниз и почти полностью скрыта песком и отложениями грунта, намытого водой. Наверное, единственный раз за все путешествие я пожалел, что нас не сопровождал гид. Чутье подсказывало, что имеются другие каверны и наскальные изображения, но их нельзя увидеть в силу недоступности, а расспросить некого.
Осмотр окончен, но неукротимое любопытство не позволяет расстаться с островом. Решаем подняться на вершину холма, пунктирная линия с кружками (Cannon 1, Cannon 2 и Bombay Skyline viewpoint) на карте мобильного приложения, однозначно указывала на тропу и наличие смотровых площадок на ней.
Крутой подъем к вершине по остаткам ступеней и валунам, начинается много правее билетных касс, рядом с конторой по развитию туризма (MTDS) и рестораном «Santosh Restaurant».
Первая площадка – «Bombay Skyline viewpoint», кроме ларька с напитками под тентом, абсолютно ничем не примечательна. Густые заросли склона холма не позволяют разглядеть окрестности. Покупаем воду и двигаемся дальше.
Не доходя пару десятков шагов до первой пушки, на крутом повороте под руинами казармы нас поджидала хорошо организованная засада: обезьяны! Прохода нет – чудовища отрезали путь вперед и назад, свисают с веток. Они скалят клыки, тянут пальцы с длинными ногтями в нашу сторону и кричат. Пришлось вооружиться палкой — трухлявый сук, но его вид заставил держаться обезьян на расстоянии.
Площадка второго орудия выше и окружающее пространство свободней от деревьев. Хорошо видно дамбу, деревню у подножья холма, а будь воздух прозрачнее, то и континентальный берег Мумбаи с портом имени Джавахарлала Неру был бы как на ладони.
Обратный путь к парому и возвращение в город ничем особо не примечательны, правда, можно упомянуть иностранца, который очень хотел сфоткаться с коровой, но боялся к ней подойти. Как я не бился, а за рог он ее не взял.
Вечерняя прогулка по Мумбаи
От усталости и переполненности впечатлениями мы молчали весь обратный путь. Смотреть было не на что, изредка попадалась навстречу лодка или паром, подобный нашему. Мы плыли навстречу заходящему солнцу, легкий ветерок освежал, качка убаюкивала, а время тянулось нескончаемо.
Берег встретил толпой праздных индийцев у парапета набережной.
Кроме зевак, молодых индийцев, пришедших на променад, много гостей из разных штатов – они выделяются подчеркнуто национальной одеждой мужчин и парадными сари женщин. Население Индии много путешествует, в силу разных причин (трудовая миграция, паломничество, туризм…), да и численность его огромна, но сейчас, на фоне редких иностранцев, это особенно бросалось в глаза.
Хотя часы показывали только начало четвертого, но в воздухе уже чувствовался вечер: свет стал мягким, слегка размыв детали пейзажа. Мы устали, но не сидеть же в отеле перед телевизором? Можно сходить в кино — чем не «культурная» программа? Рядом с отелем, в доме похожем на башню III Коммунистического Интернационала, располагался кинотеатр «Эрос» (Eros), афиша его обещала просмотр широко рекламируемой драмы «Talvar», повествующей об убийстве четырнадцатилетней девочки, но как-то глупо в такой хороший вечер сидеть в помещении. Выбираем прогулку по городу, а заодно — найти обменный пункт и поменять деньги.
Вот и пришло время поведать забавную (теперь я уже так могу сказать) историю, рожденную ленью в Резервном Банке Мумбаи.
Рупии, что купили в аэропорту, естественно, мы не потратили, но нам предстояло прожить в Мумбаи еще больше суток. Что важней — за эти два дня мы в полной мере осознали: до высокого туристического сезона еще очень далеко. Какие сюрпризы нас ждут в Палолеме – неизвестно. Прикинув в уме предполагаемые траты (отель, питание и, возможно, экскурсии, такси завтра в аэропорт и в Палолеме и т.д.), решаем менять 1000 долларов США.
Перекусив в «Pizza Express Colaba», знакомым маршрутом: мимо фонтана Веллингтона, Музея принца Уэльского (как не заглянуть, и не полюбоваться отреставрированным куполом?), по улице Махатмы Ганди отправляемся на поиски обменного пункта.
Задача, как и предвидели, оказалась непростая: все встречаемые нами вывески банков таили под собой помещения с банкоматами. Пройдя еще пару кварталов, обращаемся за помощью к охраннику, скучающему у входа в магазин.
— Нет ничего проще, в этом здании, пятый этаж, лифт останавливается между этажами. Жмите шестой.
— Спасибо, ОК!
Здание постройки первой половины прошлого века. О край истертых ногами мраморных ступеней лестничного марша, казалось, можно обрезаться. Допотопный лифт с раздвижной решеткой вместо дверей. Пока поднимаемся, замечаем, что на некоторых этажах – ремонт: где-то работает перфоратор и стучит молоток, пахнет известкой, штабелями на поддонах уложены мешки с цементом. Что ж, ничего страшного, я как-то посещал филиал крупного московского банка, одну из стен здания, в котором он располагался, в этот момент рушил экскаватор.
Дзыньк — приехали, спускаемся на пролет ниже, толкаем правую дверь, заходим. Большой, абсолютно пустой зал, дальнюю стену занимают металлические шкафчики для одежды сотрудников, из мебели — стол и стул, их оккупировал охранник.
(Дальнейшие диалоги — на «моем» английском с жестикуляцией, которую использую в разговорах с глухонемыми подопечными на работе, и редкие вкрапления непечатаемых фразеологизмов)
— Хай! Как ваши дела? Валюту поменять, здесь?
— Привет! Мои дела хорошо! Здесь, — указывает на людей за стеклом.
Подходим. За стеклянной перегородкой в потолок двое ухоженных пожилых мужчин и девушка, за их спинами стоит открытый металлический кейс, битком набитый валютой – единственная деталь, указывающая на обменный пункт. Внешне мужчины – парсы, не могу утверждать, но достаточно светлая кожа, разрез глаз, специфические, белые, плоские шапочки у мужчин…
После обмена приветствиями, выражаем свое желание обменять доллары на индийские рупии. Услышав сумму, замечают, что это займет какое-то время.
— Сколько?
— Недолго, — легкое покачивание головой из стороны в сторону.
— О’кей.
Несколько слов, пока ждем. На зороастрийцев и их храм в районе центрального вокзала нам указывала гид в прошлое путешествие (это совсем недалеко от этого места), а в этом году мы, иногда по нескольку раз в день, проходили мимо другого храма огнепоклонников рядом с Gross Maidan Garden. Маленькая, всего около 60 тысяч человек, но могущественная диаспора парсов в Мумбаи, владеет, чуть ли не половиной земли города.
Вернемся в обменный пункт. Помещение не кондиционировано, открыта балконная дверь, пот по спине течет ручьем. Меня привлекает вид, открывающийся с пятого этажа на вечерний город, включаю камеру и иду к проему. Охранник окликает – опасно, балкон может обвалиться. Пробую, не выходя на опасную площадку, высунуться подальше и сфотографировать.
В закатном свете даже трущобного ныне вида здание «Watson’s Hotel» смотрится выигрышно. Если пофантазировать дальше, то очень символичная ситуация: я любуюсь на отель, в который не пустили предпринимателя, внука парсийского священника Джамсетджи Нуссерванджи Тату («Вход только для белых» — см. предыдущий отчет об экскурсиях в Мумбаи, рассказ о «Тадж-Махал Паласе»), из окна обменного пункта, где деньги мне меняют парсы.
Но хватит лирики. Время идет, а рупий нет! Прошло уже минут двадцать, как наши доллары были спрятаны в металлический кейс. За стеклом осталась только девушка. Последний мужчина несколько минут назад закрыл чемоданчик и скрылся с ним за дверью.
Стоим, переминаемся с ноги на ногу. Время от времени, дверь из внутренних помещений в зал открывается, выходит кто-то из служащих, забирает мотоциклетный шлем из шкафчика у стены, прощается с охранником и уходит.
Ситуация!.. Проходит еще минут десять, и охранник достает из недр стола, за которым сидел, свой шлем.
— ???
— Вот те на, сливаются, гады! — мелькнуло в голове.
Окликаю девицу: – Где деньги, мисс?
На шум является один из старичков и просит еще «чуть-чуть» подождать. Какой там!
— Верните деньги!
Тут, как по волшебству, снова открывается дверь и появляется второй мужчина с огромной пачкой денег в руках. Вид у него такой, будто он только что обежал всех торговцев квартала и собрал у них выручку за день.
Веселое оживление, вздохи облегчения и радостные улыбки с нашей стороны стекла, а с той – невозмутимое спокойствие и деловитость.
Сейчас я могу сказать, у кого мы меняли деньги, на перфорированной ленте банковского чека стоит логотип «Pheroze Framroze». Поиск в Интернете дал следующее: фирма – финансовый брокер, ведущая по операциям с валютой в Индии, с филиалами по всей стране, год основания — 1947. Вполне объяснимый успех фирмы, если учесть, что тысячу долларов мы поменяли по курсу 65 к 1; сервисный сбор — 91 рупия. Итого: 64’909 рупий.
Пересчитываем, укладываем в рюкзачок за моей спиной, прощаемся и пешком спускаемся вниз. Все, на сегодня хватит приключений, отправляемся через крикетное поле университета в отель.
* * Фотография 33. Отдыхающие на поле игроки. Прогулки по Мумбаи. Отзыв о поездке в Индию. (24-70, 1/20, -1eV, f9, 30 mm, ISO 320)*
На этом заканчиваю очередную главу из увлекательного рассказа о поездке Михаила в Индию самостоятельно. В следующий раз вы узнаете, как наши путешественники не очень удачно съездили на экскурсию в сердце индийского кинематографа – студию Болливуд и о посещении храма Мумба Деви.
Буду очень Вам благодарен, дорогой читатель, если вы поделитесь своим отзывом о повествовании Михаила, а также дадите ссылочку на этот отчет своим друзьям в социальных сетях. Если вы еще не подписались на обновления блога и хотите получать извещения о новых статьях (а еще у нас планируется отчет о самостоятельном отдыхе в Гоа в несезон), советую сделать это сейчас – форма подписки внизу.
Спасибо за внимание! Встретимся в следующей главе отчета.
Миша, как всегда, твой рассказ очень понравился. Хорошо сочетаются фотографии с текстом: прямо вместе с вами сплавал на остров Элефанта и побывал в пещерах, походил по Мумбаи. Вероятно, поскольку ты сейчас самостоятельно летал отдыхать в Индию, у меня бессознательно отношение изменилось к рассказу в лучшую сторону, так как мы с тобой сейчас одной крови. 🙂
Спасибо за интересные пояснения по тем барельефам в пещере. Сам бы я, конечно, навряд ли, стал искать кто и где изображен. А так послушать умного человека было интересно и полезно. 🙂 Очень жду того момента, когда найдется читатель, как и ты, повернутый на истории и культуре Индии, и вы тут начнете обсуждать индийскую поэзию и особенности театральной школы 16-го века. 😉
Я уже рассказывал, что во время экскурсий по городу Гангток в Гималаях у нас была похожая ситуация с обменом валюты: дядька взял доллары и надолго скрылся куда-то — чувства испытывали те же, что и вы… 🙂
А в Шри-Ланке другая история была. Мы путешествовали за рулем по острову. В одном из городов подъехали к банку, Катя осталась в машине, а я пошел менять валюту. Подаю 100 долларов. Тетка начинает ее проверять на подлинность: мнёт, нюхает, светит лампой. Зовет соседку… Все повторяется, качают головой. Зовут начальника. Я начинаю нервничать, что меня сейчас закроют в каталажку Шри-Ланки за подделку валюты… Потом, все же, обменяли… 🙂 Теперь всегда на отдыхе, перед тем, как передать доллары, я их фотографирую. Хотя бы уверен, что во время всей этой операции не подменяют купюры.
Деньги — самая скользкая тема в путешествии, не только по Индии: что брать, сколько брать, где менять, как хранить? И ни на один вопрос нет универсального ответа. Как пример: хотели в Палолеме на Гоа оплатить отель карточкой — не прошла, поскольку в эти дни что-то не ладилось с российским аналогом — SWIFT у Сбербанка.
Согласен, Миша. С карточками еще такая беда может быть: когда ты вдруг пытаешься снять наличные или расплатиться ею на другом конце Земли, алгоритмы безопасности банка решают ее заблокировать, от греха подальше. Поэтому мы всегда на отдых ездим, взяв с собой несколько карт — чтобы не оказаться без денег вдали от дома.
В последнее путешествие по Индии, в городе Гангтоке все обменники были закрыты, хотел снять наличные с карты. Зашли в отделение банка (тоже закрытое, но в «прихожей» стоит банкомат). Как-то посмотрел я на него недоверчиво, и решил не рисковать — не совать карточку. 🙂 Ждали, пока появится сотрудник обменного пункта. 🙂
Сергей, спасибо! Приятно видеть себя напечатанным! 😀 А серьезно: все огрехи работы над фотографиями в блоге — как на ладони. Надо покупать монитор, или новые глаза. 😀
После покупки монитора для себя, начинаю думать, что это устройство также необходимо фотографу, как хороший объектив. 🙂 На некоторых фотографиях (например, №29-31, 33), мне кажется, стоило пройти маской или наложить градиентный фильтр, и добавить к ним экспозицию в плюс. Земля была бы чуть светлее. Хотя, может ты так уже сделал?
На фото №32 ты детей сам выстраивал? Или они сами сгруппировались для фотосъемки? Вот, прямо представляю: галдеж, смех, вокруг белый дядька с фотоаппаратом бегает: «Так, ты, чёрненький, сюда стань. А ты — отойди…» 🙂 Охота уже на твоем месте побывать. 🙂
Кстати, посмотрел отчеты других туристов об экскурсии на остров Элефанта. Везде пишут, как я бы рассказывал: «Вот, пещера. Какой-то мужик танцует. Вот колонны, что-то держат». 🙂 Твой рассказ про Elephanta Island намного интереснее читать! Спасибо!
Я пытался использовать градиент, но то ли опыта мало, то ли руки кривые — низ сделал светлее, наверное мало, а вот с небом — оно и так чудного цвета, становилось желтым. Эти две фотки сделаны против солнца, его не видно — ушло за дома, но дело это не меняет. Олег (Апис) мне советовал попробовать ХДР, но дело в том, что хоть и фотографировал в режиме «А», шаг не был выставлен (три одинаковые). Я же пришел деньги менять, а не фотографировать. Для рассказа про город (любой) считаю необходимым панорамные фотки — да где взять. В Мумбаи полно небоскребов, но я не слышал, что где-то можно подняться на смотровую площадку.
Мальчишки сами построились. Шли толпой, увидели белого, возбудились (в хорошем смысле), ну я им рукой: так — в кучку, пацаны, птичка вылетит! Язык же не знаю. Кадра три сделал (3х3), из них одна фотография — с наименьшими смазами. Надо было дырку больше вполовину делать.
Остров Элефанта — обычно (я просмотрел, наверное, с десяток отчетов) используют план пещеры из книжки-путеводителя. Я тоже мог бы, но рассказывать тогда надо о каждом барельефе, а они действительно практически не читаемые, ты видел их в альбоме на «Яндекс-Фото». Вдобавок путеводитель по Elephanta Island на английском и все размеры там — в футах. Народ переводит «с потолка»: у них высота пещеры меньше главного барельефа. Что не знаю – не пишу, не хочу добавлять ерунды в Интернет.
Легенды, связанные с барельефами, очень интересны (основные сюжеты часто повторяются на изображениях в храмах). Я их постарался пересказать одной строчкой – получилось как-то иронично. Хочу оговориться, что я небольшой специалист в индуистской иконографии, тем более, что каждый сюжет имеет по несколько историй (местные жители в Варанаси, например, историю о принятии Ганги в кудри Шивы, думаю, рассказывают иначе). Приходится часто лезть в справочники – фоток полно таких. Один Халебид чего стоит, там весь храм покрыт изображениями.
Мне кажется, один размытый мальчик на фотографии — наоборот, добавил динамики в фотографии. Очень хороший кадр получился, не статичный.
Пусть будет так! Поеду ещё раз в отпуск в Индию — складной отражатель возьму! 😀
Мне тоже очень понравился рассказ про Мумбаи и фотографии. Узнал много интересного. Фото №25 — не понял, у какого монумента? По поводу обработки фото — мне кажется, надо руководствоваться принципом разумной достаточности. Чтобы доводить до идеала, нужно время и навыки. Хорошо обработанный снимок, конечно, лучше смотрится. Но «стоит ли овчинка выделки», если фото не идет в печать?
Михаил, благодарю Вас за комментарий. Монумент — это арка «Ворота в Индию». Прошу прощения за неточность в подписи к фотографии. Действительно, на этой площади Аполлона есть еще конная статуя народного героя маратхов Чхатрапати Шиваджи (местный Иван Сусанин).
Я — любитель, и фотография — занятие для души. Идет фотография в печать или нет — неважно: делаю для себя, поэтому вопрос «стоит ли овчинка выделки», даже не поднимаю для себя.
По поводу текста ничего не скажу, да и в фото — не эксперт. Некоторые снимки понравились, но есть несколько фото, где открытие диафрагмы улучшило бы картинку. Почему всё на f/9.0 снято? Если бы присели при съемке кадров с коровой и сидящими мальчишками, вышло бы правильнее (не могу другого слова подобрать). Камера у Вас хорошая, да и стекла неплохие, но на многих фото нет нужной резкости (может, обработка или сжатие так повлияло). По цвету нечего сказать, мне нравятся более контрастные, насыщенные картинки.
Кстати, Миша, вот тебе пример того, что если один и тот же человек снимки смотрит, у него «глаз замыливается». В этот раз я и не обратил внимания, что все фото сняты на зажатой диафрагме. Спасибо, Максим!
Про то, что детей, животных, цветы нужно снимать с «уровня их глаз» я тоже согласен с Максимом.
Максим, благодарю Вас за комментарий. По поводу настроек камеры и техники съемки не буду спорить — где-то надо было присесть, а где-то — дырку открыть, а еще — уговорить индийца позировать.
Резкость, я так думаю, от того, что фокусировался не по одной точке, а по тем, какие сработают, а на других фото — от длинной выдержки. Но надо конкретно по фотографиям обсуждать.
Позвольте вопрос: а что значит «по поводу текста ничего не скажу»? Нечитабельно, растянуто, скучно, в конце концов? Вот Вы прочитали, вопросы какие-нибудь возникли? Текст оставил Вас равнодушным?
Сергей и Михаил, мне понравилось! Приятный легкий текст — его не много (как у Сергея бывает), поэтому отчет не утомляет. Много карточек хороших. Очень понравилась фото №1 «Вид на Ворота в Индию». Рассматривал долго, она — как трехмерная. На фотографии №3 «Остров Мясника» нет границы между морем и небом — очень круто. Снимок №5 «Паровоз на острове Элефанта» просто понравился. На фото №8 «Алтарь с Шивалингамом в главной пещере Элефанты» очень красивая геометрия.
На снимках №9-№11 впечатление портят тени людей, если это люди конечно. На №12 было бы лучше, если бы кто-то рассматривал скульптуры, а так люди сидят, смотрят в сторону, им как бы все равно, что тут такая красота. Портит впечатление.
Фотографии №26 понравилась, №28 -хорошая карточка, но с цветами что-то не то: небо и зелень странного цвета. На некоторых снимках перебор с контрастом, на мой вкус. Но не критично. Вообще, в целом, очень позитивное впечатление от Вашего отчета по прогулке в пещеры Элефанта.
Насчет диафрагмы F/9.0 — Михаил, похоже, не очень доверяет своей линзе. Видимо, f9 дает наибольшую техническую резкость. 🙂 Но я, честно говоря, последнее время сам более скептически стал относится к открытой апертуре. Надоедать стал уже этот размытый фон. Резкие детали на заднем плане мне больше нравятся, но фон должен быть выбран точно: красивая геометрия, симметрия, может быть, повторяющиеся элементы, яркие краски. Размытый фон нужен для сокрытия его недостатков. Привлечение внимания к главному объекту путем размытия, конечно, работает. Но красиво подобранный задний план делает карточку гораздо более яркой.
Я стал последнее время большим поклонником Николая Злобина: mywed.ru/photo/4997708/. Даже, по случаю, прикупил стекло Nikkor 14mm f2.8 — подвернулся очень выгодный вариант. И это — несмотря на наличие фишая. Вот хожу сейчас, тренируюсь, ищу красивые широкие планы, геометрические виды.
Итого — спасибо вам, ребята, за ваш труд!
Павел, большое спасибо за отзыв! Я сейчас на работе, не хочется отвечать на ходу. Ваш комментарий заслуживает подробного ответа. Завтра отвечу, хорошо?
Павел, на примерах фото от Николая Злобина задний план выступает активным игроком, он и должен быть в фокусе. Некоторые фотографиях Миши в Мумбаи, считаю, выиграли бы, если бы внимание было акцентировано на главном объекте. Но по этому поводу у нас с ним случился спор не на жизнь, а на смерть: он меня критиковал за открытую диафрагму в фоторепортаже про жизнь велорикши в Варанаси. Считает, что это — не репортаж, а городской пейзаж, поэтому отверстие и нужно зажимать до пейзажных значений.
Сергей, мне твои фотки с велорикшами очень нравятся — такое полное погружение в жанр стрит-фото. Мне, как раз, кажется, что на тех фото у тебя — чистый жанр стрит фотографии. Практически на всех фото с рикшами главное в кадре — люди. Если так, то это — уже не городской пейзаж. И я с трудом могу себе представить стрит-фото со штативом на диафрагме f/9, с выдержкой в несколько секунд.
Насчет зажимать или не зажимать диафрагму во время репортажа в городских условиях, мое мнение такое: в уличной фотографии все происходит быстро. Чаще всего, ловишь момент, за какую-то секунду, и часто нет времени думать, какую диафрагму поставить. Поэтому:
1. Всегда нужно быть быть готовым к тому, что выдержки достаточно. Смаз почти всегда летит в корзину, время экспозиции зависит от освещения и, возможно, придется приоткрыть диафрагму, чтобы не задирать ИСО.
2. Если есть возможность, лучше поджимать диафрагму, чтобы чаще попадать в ГРИП.
3. Если хочется выделить главный объект в кадре, то самый простой и быстрый способ — это открыть диафрагму, размывая передний и задний планы. Но нужно быть готовым, что возможен промах по фокусу и лучше стрельнуть несколько кадров префокусируясь.
Паша, я еще добавлю, что не знаю, как у Canon EOS 6D, но у Nikon D610 и у Nikon D800 работа всех точек фокусировки будет нормальной на диафрагмах до f/8.0. Вот здесь обсуждали точность фокусировки Nikon D610 при закрытых диафрагмах..
Правда, это не имеет особого значения, если фотограф фокусируется по центральной. 🙂
Фото №8 мне нравится еще своим натуральным светом! На 12-м снимке, на мой вкус, не нужно скульптуры рассматривать. Тут было бы лучше, если бы жена стояла ближе к центру, с другой стороны от ступенек, но также спиной к индийцу.
Кстати, Павел, мне звонили из компании Никон, сказали, что не могут найти твои контакты. Хотят поблагодарить за то, что помогаешь им выполнить план продаж по объективам! 😉 Поздравляю с приобретением! Тоже жду сногшибательных пейзажей. 🙂
Сергей, я не против, если ты поделишься моими контактами с компанией Никон. Вдруг они хотят отблагодарить меня материально. 🙂 А если серьезно, то это приятно, что моей скромной персоной заинтересовался сам Nikon.
Павел, еще раз спасибо! Мне самому нравится только фотография острова Мясника. Правда, не хватило навыков передать четче дымку от воды (пар? испарение?).
На снимках №9-11 — моя тень. Свет — со спины, отойти в сторону боялся (в Стамбуле, вот также фотографировал с пола, чуть камеру в воду не столкнули, хорошо ногой держал ремень). В Турции я еще хлеще отличился: снимал, поставив камеру набок и сам попал в кадр — не подумал о ширине угла.
Фото №12? Я хотел вообще без людей, но как без них… Снимок №28 — для альбома в Яндекс я немного с градиентом поработал. Мне кажется, там она естественней смотрится, а тут поленился, да и не очень у меня это получается.
Диафрагма f/9 — принимаю критику (это относится и к словам Максима, и Сергея, в том числе). Исправлюсь. Попробую во время путешествия в Куала-Лумпур сделать пейзаж со стекингом по фокусу: башни Петронас — сниму заготовки с разными точками фокусировки и склею в один снимок. А вот программу надо будет качать, потом учится работать.
Миша, программа для сшивки стекинга по фокусу может понадобиться при обработке макроснимков: там фотографы по 100-150 кадров вместе склеивают. Чтобы пейзаж получился резким по всему полю кадра (когда ГРИП не хватает), достаточно 3-х снимков: фокус на переднем, среднем и дальнем плане. Такие фотки можно обработать в уже имеющемся у тебя Photoshop при помощи масок.
В обсуждении статьи с примером пейзажа в технике «стекинг по фокусу» я давал тебе ссылку на урок обработки.
Павел, Вы — хитрец! Хочу очень Ваши работы, снятые на Никон 14 увидеть. 🙂
Максим, не уверен, что я где-то схитрил. 🙂 Насчет работ на Nikon 14 mm — Вам придется подождать, так как он появился у меня только дня 3 назад. Так что, пока есть только технические кадры. А попытки снимать на широком угле с геометрией и выбором фона я предпринимал уже, но пока не очень успешно. Например тут: plus.google.com/photos/118139542653004520473/albums/6244243472268224881
Просто меня очень зацепило это направление. Снимок с размытием на открытой апертуре технически очень прост. А вот съемка на широком угле — это нетривиальная сложная задача, и я понял, что этот крепкий орешек мне пока не по зубам. Но я очень хочу его разкусить. 🙂
Сергей, привет! В свете исполнения твоей просьбы о продолжении публикации отзыва об отдыхе в Индии, перечитываю и пересматриваю уже опубликованное. Ужас! Прости, мои фотки — конечно, дрянь, а все же нарушением цветопередачи я не страдаю. Только один пример: фото №28 «Музей принца Уэльского» в Мумбаи — я присылал тебе фотку с серой травой, но никак не синей, специально посмотрел сейчас на Яндекс-Диске.
Возвращаясь к отчету об экскурсии в Хассан: я готов вечером прислать переделанные и готовые фотки к окончанию статьи, размер помню (1200px по длинной стороне), а вес? Напомни. Фотки пришлю с письмом-просьбой.
Здравствуй, Миша! Я уж сейчас не могу вспомнить, разобрались ли мы, в чём было дело. Возможно, при подготовке к публикации отчета я что-то нахимичил. Тоже меня извини, пожалуйста.
Фотографии нужны в размере 1400px по длинной стороне для горизонтальных кадров и 1000px для вертикальных. Вес 1 фотографии желательно не выше 400-600 кБ. Я сохраняю фотографии в формате Jpeg со 120 dpi и качеством 80% в Photoshop.
В последнее время, как я тебе писал, очень скучаю по Индии. Отзыв об экскурсии в Хассан буду ждать с особой теплотой. Спасибо тебе, Миша!
Прежде всего: пришло оповещение о комментарии, ура! Сообщения о новых отчетах я получаю регулярно — холивар-то не состоялся, все предельно корректны! 🙂 (я говорю о последней статье про выбор между Nikon D300s и Nikon D7000).
Рано благодарить. Пока не разберемся с фотками, я не приступлю к отчету (из опыта: текст не читают, а вот фотки смотрят с пристрастием, свои кривые руки я не исправлю, но добиться, что бы они не резали глаз желтизной, могу).
Не получается у меня показать тебе полную статистику посещений твоих отчетов по Индии. Могу только повторить: у тебя очень необычный, красивый стиль изложения и твои отчеты читают по-долгу.
К фотографиям особый интерес у постоянных читателей блога, но они не собираются отдыхать в Индию. А вот те, кто приходит на сайт, ища отзывы в Гугле и Яндексе, очень внимательно изучают твои рассказы. Понятно, что фотографии — отличное дополнение к повествованию, и чем они будут качественнее, тем лучше.
В отчете про поездку в Хассан я не смогу удержать планку. Прошел еще год, новые впечатления стерли подробности (те, что еще помнил) той экскурсии. Как уже говорил: краткие исторические справки — все, на что я сейчас способен.
Размышляя. Думал съездить на остров Калимантан (будущей весной) и написать всеобъемлющую серию отчетов об отдыхе в Малайзии. Наверное, зря оттягиваю — отдых на Лангкави уже забывается.
Кстати, слушал тут знаменитую блогершу (так ее позиционируют на «Бизнес FM», я-то о ней не слышал), пишущую статьи на тему туризма и путешествий. С ее слов, сейчас большой спрос на статьи о кулинарном туризме.
Так вот, Джорджтаун признан столицей кулинарного искусства Малайзии, туристы сюда едут ради еды в многочисленных уличных, я даже не знаю, как их назвать, пусть будет — кафе. Сами пробовали: вкусно, разнообразно, дешево. В одном месте можно попробовать все национальные кухни азиатского региона (китайскую, индийскую, малайскую, ближневосточную…).
Что-то мне кажется, что фразы типа «в настоящее время кулинарный туризм в тренде» — разводка от компаний, пропагандирующих свои услуги. Неужели есть такие люди, кто ставит своей целью приехать и пожрать, вместо того, чтобы посетить интересные места, а в перерывах — вкусно покушать. 🙂
Не знаю, Миша. Когда я смотрю на свои фотографии, снятые во время отдыха в Сочи в 2006 году, могу детально вспомнить, что чувствовал и что происходило в тот день. 🙂 Ты же в Лангкави недавно совсем был. Начнешь отбирать снимки, все вспомнишь.
На минуточку (любимое выражение Анатолия Борисовича Чубайса): первый раз в Малайзии мы были в феврале 2013 года, а если и помню, то только потому, что все время сравнивал Пенанг (или Пинанг, Penang) с Лангкави. Небо и земля!
Еда. Тут ты не совсем прав. Прежде всего, люди все разные и интересы, движущие ими, разнообразны. С другой стороны, я, конечно, не гурман, но очень скучаю по пражским колбаскам и пиву, креветкам под сладким соусом с ростками сои, рисом и соевым сыром с Пенанга, по сизлеру с бараниной из Раджастхана… О фруктах – вообще молчу! В Москве из-за санкций нормальный сыр сейчас не купить (за разумные деньги).
Единственный вопрос (со стороны) не о фотках, был о еде в Палолеме. По моим наблюдениям, если народ едет не «all inclusive», то больше других волнуется вопросом: «А где поесть?» Многие страшатся непривычной кухни, санитарии, стоимости, условностей местного сервиса, и т.д. Как правило, это незнание и страх нового опыта заканчивается переплатой за неказистую еду в ресторане отеля, что есть еще не худший вариант. Помню свою оторопь от вида шейка на Гоа в первую поездку.
Так что, если уж не «кулинарный туризм», то, в любом случае, тема животрепещущая.
Ну, тут соглашусь. Мне отдых в Таиланде нравится. А многие туристы туда боятся ехать именно из-за санитарных условий и острой кухни.
Сергей, надо срочно исправить! В отчет закралась ошибка, меняющая понятие на противоположное, перечитывал — резануло по глазам! Между фото №7 и фото №8 — «Справа от центрального входа — алтарь с Шивалингамом (в индуизме Лингам — основной антропоморфный символ Шивы), три входа, которого, охраняют стражники – дварапалы.» Надо использовать выражение «не антропоморфный», частица «не» потерялась!
Миллион извинений перед читателями! Как-нибудь надо все статьи перечитать свежим взглядом.
Посмотрел на фото отеля «Taj Mahal Palace» — следующий раз, как поеду в Мумбаи, в нем поселюсь, пару дней можно себе позволить! Цена 15 тысяч за ночь — правда, это будет номер в соседнем, высотном здании.
P.S. К утреннему сообщению: я только 26-27 октября 2016 вернусь с отдыха, если акула не съест. 🙂
Не успел оставить комментарий: сайт «Tripadvisor» предлагает отдохнуть в Мумбаи в отеле «The Taj Mahal Palace» за 12’800!
Нашел проблему! Я только сейчас поискал в интернете, что такое «антропоморфный»… 🙂 Исправил…
Ты уже бывал в дорогих отелях во время отдыха в Дубаи, тебе виднее. Мне бы жить в гостинице Taj Mahal Palace было бы некомфортно. Вон, один из читателей рассказывал, как ходил пить кофе в отель Emirates Palace Hotel в Абу-Даби: чашка чаю стоит 653 рубля. Сколько же там отдать нужно чаевыми швейцару, портье, который вырвет у тебя чемоданы и занесет в номер, горничной…
На сегодняшний день, самый дорогой номер, в котором мне приходилось жить — 172 доллара: мы сняли его в гостинице в последний день отдыха в Мексике, в Канкуне (кстати, по сегодняшнему курсу — 11’180 рублей). С одной стороны всё классно, с другой — неуютно… 🙂
Не дразни своим Бали… 🙂 Я теперь по отпуску в Индии мечтаю. 🙂
Вот вы, какие читатели — руки опускаются! 🙂 Но, в общем, ты прав: надо меньше специальных терминов, не научная же статья.
Да, есть определенный дискомфорт: это — как в ресторане: руки не знаешь, куда деть. Просто, мы не избалованы сервисом.
Когда ты писал про «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, я писал, что не все читатели так увлечены Индией и знают, кто такой Никитин. Оптимальный вариант: ставить в скобках: «Прим. автора: русский путешественник, попавший на полуостров Индостан в 15-м веке». 🙂 Недавно я читал какую-то заметку в путеводителе и там видел такие примечания — удобно.
Мы не сервисом не избалованы, мы бюджетом на отдых ограничены. 🙂
Бюджет… будь он неладен!
Сергей, ты уж прости меня, есть понятия или события, подробностей и сути которых можно и не знать, но названия им — необходимо. Поясню: Теория большого взрыва — я с физикой не очень дружу, но, что эта теория описывает предполагаемое зарождение вселенной — знаю.
Я не хочу сказать, что фигура Афанасия Никитина столь значительна, но мы живем в «золотой век» телевидения, и фильм с Олегом Стриженовым в главной роли видели в советском детстве почти все. Ты, конечно, много моложе меня, а кино — не шедевр… что искупает твою вину! 🙂 Но поставить после имени Афанасия Никитина: «Примечание: русский путешественник, попавший в Индию в 15-м веке», — у меня рука не поднимется!