В эту деревню, известную на весь мир своими индуистскими и джайнистскими храмами с эротическими сценами на древних стенах, меня никогда не тянуло. Тратить половину отпуска на архитектуру? Да, что я там не видел! Но однажды на глаза попался отчет девушки, которая рассказала о том, как взяла со своим другом на прокат байки и отправилась осматривать соседний поселок под названием Bamnora, приютившийся у подножья горы. Как там, ребята, колоритно! А еще оказалось, что совсем недалеко от Кхаджурахо расположены два заповедника и живописный водопад. И вот уже, мы несемся ночным поездом из Орчхи, чтобы погулять самостоятельно по индийской глубинке.
За полчаса до конечной станции в вагоне пристал с расспросами юноша:
— Кто, куда, откуда, зачем? А я вот гидом подрабатываю. Отвозил клиентов в Дели, сейчас домой еду. Меня встречать будут. Хотите, за каких-то 80 рупий вас до отеля довезем?
— Ну, что же, грех отказываться, поехали!
От железнодорожного вокзала Кхаджурахо (Khajuraho railway station) до туристического городка расстояние — 8 километров. Гостиницу «Hotel Surya Khajuraho» мы выбрали накануне, оформили бронь через сервис «Booking». Не рекомендую! Цена приемлемая: 30$ за две ночи, включая завтраки. Но! Во-первых, как оказалось, бесплатный Wi-Fi только на несколько часов первого дня. Потом – платите (кажется, 150 или 200 рупий в сутки, не помню точно). Во-вторых, гостиница расположена в 300 метрах от входа в Западную группу храмов (Western Group of Temples) на улице Джейн-Мандир роуд (Jain Mandir Road) и, прямо за ней, находится Центральный парк отдыха: с 9:00 утра до 17:00 часов музыка такая, что стекла в отеле дрожат!
В остальном, все хорошо. Персонал доброжелательный, еда в кафе нормальная. Договорились с администратором, что вечером закажем билет на сафари в национальный парк «Панна» (Panna National Park), позавтракали и купили на улице фрукты и легли спать. На экскурсию в Западную группу храмов выбрались лишь к полудню.
Экскурсия к храмам Кхаджурахо
Средневековые храмы, о которых слыхал, наверное, каждый школьник, построены во времена правления раджей династии Чандела в период с 950 по 1050 годы. Считается, что всего их было 84 штук, но до наших дней сохранилось лишь 23.
По территории деревни они разбросаны по трем группам: Западная, Восточная и Южная. Наиболее известные и хорошо сохранившиеся – Западная группа. В 1986 году её внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Название “Khahuraho” или “Kharjuravāhaka” произошло от санскритских слов “kharjura” – финиковые пальмы и “vāhaka” — несущий. Говорят, что раньше у входа стояло по две золотых пальмы.
Храмы построены в стиле «nagara»: здания сооружаются на каменной террасе, от которой тянутся в небо шикхары (shikhara) – шпиль округлой формы, сужающийся к верху и чуть наклоненный внутрь.
Первые храмы в Кхаджурахо строили из гранитных блоков, а сооружения Западной группы выполнены из желто-коричневого, розового и бледно-желтого песчаника, который доставлялся сюда из соседнего городка Панна.
Скульпторы, трудившиеся над отделкой наружных и внутренних стен храмов — настоящие трудоголики: столько тысяч детально вытесанных из камня фигурок с изображением богов и богинь, слонов, лошадей и непонятных созданий!
Конечно, каждый турист, приехавший в эту деревушку, в первую очередь бежит фотографировать эротические сцены. Ну, и я не удержался.
В отзыве о прогулке по дворцу Радж-Махал (
Тем не менее, в парке нам понравилось. Сначала, как и все, кто сюда приехал, детально обследовали каждый квадратный метр храмов, в поисках «клубнички». Затем, спокойно сидели на скамеечке, в тени деревьев, слушая крики скворцов майна и наблюдая за юркими пальмовыми белками (которых мы ошибочно называем «бурундуками»), водящимися здесь в изобилии, да стаей обезьян в отдалении и, конечно, за группами индийских туристов, которые приехали в Кхаджурахо явно издалека.
В первой части отзыва о поездке по Индии, я писал, что историки так и не разгадали, как оказалось, что в пуританской стране построены храмы с такими откровенными сценами. И почему эротика соседствует с изображениями богов?
После экскурсии прогулялись по прилегающим к археологическому комплексу улочкам. Вот здесь уже интересно! Чувствуется Индия.
Атмосфера в этом небольшом индийском городке мне понравилась еще больше, чем в Орчхе. Чувствуется провинция, хоть туристов здесь и очень много.
По пути обратно в гостиницу услышал стук барабанов. Оказалось, что дорога перекрыта для транспорта, а навстречу движется какая-то праздничная прецессия. Я остановился на тротуаре, чтобы снять портреты.
Но, ничего не получилось… Тут мужчина из последней шеренги остановился и предложил снять групповое фото.
Все-таки, как много в Индии живет благожелательных, приятных людей!
Как добраться в Кхаджурахо
Несмотря на то, что деревня эта совсем не большая по меркам Индии (всего 20’000 населения), здесь есть свой аэропорт, куда совершают регулярные рейсы лоукостеры из Дели, Агры, Варанаси и Мумбаи.
Мы с Катей приехали в Кхаджурахо на поезде из Орчхи, в которую, в свою очередь, попали из Джайпура, сделав остановку для фотоохоты в Бхаратпуре. Железнодорожная станция «Khajuraho railway station» здесь открыта в 2008 году. Расположена она на линии «Дели – Ченнай – Бангалор – Тривандрум». Прямые поезда есть из Дели (вокзал Hazrat Nizamuddin railway station (station code NZM)), Агры и Варанаси.
Из столицы состав отправляется в 20:10 ежедневно, пребывает на станцию Кхаджурахо следующим утром в 6:35. Недавно продлили ветку “Удайпур – Гвалиор” (экспресс №19665/19666 “Udaipur City — Khajuraho Express”), поэтому, в Кхаджурахо стало легко добираться из Раджастхана через Джханси и Агру.
На автобусах в Кхаджурахо можно доехать из Сатны и Джханси. Но опытные туристы предупреждают, что поездка будет утомительной, так как остановки делают за каждым поворотом.
В Джханси нужно на рикше доехать с вокзала до автостанции (расстояние 5 км). После 17:00 часов добраться в Кхаджурахо на автобусе не реально.
Ну, и отмечу, что в предыдущей главе отзыва об экскурсиях в Орчхе, я приводил расчеты, согласно которым, из этой деревни в Кхаджурахо проще и дешевле добраться на такси, чем на поезде, если вы едете ночью: проезд в Джханси обошелся в 800 рупий.
Стоимость билетов для входа на территорию Western Group Temples – 500 рупий с человека. Время работы: с 8:00 до 18:00. Также, как и в Орчхе, здесь проводится светомузыкальное шоу (Sound and Light Show) – цена 400 рупий.
Какие еще достопримечательности можно посмотреть недалеко от Кхаджурахо
Во-первых, водопад Raneh Falls и национальный парк Panna National Park, об экскурсиях в которые я расскажу в последующих частях отзыва.
Во-вторых, уже при подготовке этой статьи я нашел еще несколько интересных мест, которые тоже хотел бы увидеть.
Водопад Pandav Falls – находится рядом с заповедником Панна. Симпатичный. По форме напоминает амфитеатр.
Rajgarh Palace – 150-тилетний дворец, расположенный в 30-ти км от Кхаджурахо. Нужно уточнять: вроде, сейчас его передали частной компании, и та устроила здесь отель. По фотографиям – такой же симпатичный, как в Орчхе.
Ajaygarh Fort – крепость, находится в 80-ти километрах от Кхаджурахо. Судя по фотографиям в Сети, невосстановленная. Прямо локти кусаю! Уверен, что экскурсия туда могла получиться еще более захватывающая, чем по древним храмам Орчхи.
Kalinjar Fort – еще один форт, расположенный подальше: 100 км. Тоже не очень сильно отреставрированный, а потому в 100 раз более интересный, подозреваю, чем, например, в Джайпуре или в Дели.
Если посмотреть на карту Индии, видим, что Кхаджурахо находится на линии по пути из Дели в Варанаси. Поэтому, думаю, эта деревня может быть включена в маршрут вашего путешествия. Например, такой: Дели, Агра, Бхаратпур, Орчха, Кхаджурахо, Варанаси. К тем туристам, кто решит посмотреть форты Ajaygarh Fort и Kalinjar Fort, особая просьба отписаться к комментариях и рассказать о впечатлениях от экскурсии.
Прогулка на велосипеде по окрестностям Кхаджурахо. История про маленького индийского Ломоносова
Первый день мы провели, отдыхая в отеле, прогуливаясь по Западной группе храмов, поужинали в чудесном кафе с китайской кухней. Вообще, в Кхаджурахо нет проблем купить дешевые фрукты (виноград, груши, яблоки, арбузы) и покушать. Чувствуется, что место это заточено под туристов. Тем не менее, в ресторане в первый вечер я учил индийского повара готовить русскую жареную картошку…
Через служащего отеля заказали джип-сафари в заповеднике «Панна» (Panna Tiger Reserve). На ближайшее утро билетов уже не было. Договорились на послезавтра: в 5:30 заедет джип и отвезет ко входу в парк (расстояние 24 км). Ну, значит, второй день в индийской глубинке у нас свободен для изучения окрестностей. За 100 рупий берем каждому по старинному, видавшему еще, наверное, английских колонизаторов, велосипеду, и направляемся на юго-восток, в сторону живописного озерца Narora Sagar (Khajurtalab), рядом с которым располагается Восточная группа храмов.
Здесь нас приветствует чумазый мальчишка:
— Намасте!
— Намасте! Ты откуда?
— Я из Каджурао (так местные жители произносят «Кхаджурахо»).
— А я — с планеты Марс.
— Знаю… а если серьезно, вы из какой страны?
— Мы с России.
— Очень к-а-р-а-ш-о.
— Ммм! Ты хорошо говоришь по-русски?
— Да, я и на других языках говорю.
— Подскажи, а как доехать на велосипеде вон к тем горам?
— Вы хотите туда съездить? Это недалеко, я могу показать вам дорогу. Только давайте, я сяду к Вам на раму, а то у меня колеса спустили.
— Да нет, мы хотим одни покататься. И ты тяжелый.
— Неправда, я легкий! И я обещаю, что не буду у вас клянчить деньги. Мне просто хочется попрактиковаться в языке.
Мы все равно не хотим тащить его с собой и уезжаем. Мальчуган садится на свой велосипед и мчит домой в надежде подкачать шины и успеть поехать с нами.
Собственно, вот видео с историей про это небольшое знакомство (все видеоролики в этом рассказе сняты на смартфон Asus Zenfone 6).
Такая экскурсия по окрестностям оказалась в 199 раз интереснее, чем по «прилизанным храмам». Вот как выглядит деревенский храм Vamana Temple.
Крутишь педали, нагоняешь пешеходов, которые все с тобой здороваются, наблюдаешь деревенскую жизнь. Где-то буйволы пытаются охладиться в озерце, где-то крестьяне копошатся в поле. Идиллия!
В отличие от окрестностей Орчхи, поля здесь стоят зеленые, колосятся пшеницей. Нас догнал мальчик и, под скрип несмазанной цепи, рассказывает, что в районе Кхаджурахо живут, в основном, представители касты земледельцев. Поэтому, мол, сельское хозяйство здесь развито лучше, чем в Орчхе. Сам он, кто бы сомневался — из касты жрецов, только семья бедная. В школу ходит с удовольствием. Учит языки, чтобы обеспечить себе лучшее будущее.
Мне вообще эта поездка в окрестные деревни очень напомнила Россию. Почти все так же, как у нас, разве что моторикши не часто в наших краях встречаются.
Доехали до моста через речку Khudar River, на берегах которой собственно и стоит Кхаджурахо. Тут купалась местная детвора, но, как увидели иностранцев — будто ветром сдуло.
Наконец, добрались до деревушки, что стоит в низине между двумя скалистыми хребтами Dantla hill и Lavanya hill. Наш провожатый предложил оставить велосипеды во дворе храма. Но чужую собственность без присмотра оставлять не хочется. Катя говорит:
— Нет. Велосипеды потащим наверх.
— Но, мадам, там крутая тропа, велики в пропасть сорвутся.
— Все равно, я, может, хочу сделать селфи на холме и с велосипедом.
— Ну… как знаете.
В сопровождении любопытной детворы карабкаемся на вершину. Детишки подсмеиваются над женой: «Мадам-нет». Что ни скажешь, от всего отказывается. Помочь тащить велосипеды? – Нет. Оставите в храмы? – Нет.
Фух! Добрались наверх на вершину холма Lavanya hill. Красота какая! Вот, зачем следовало ехать в Кхаджурахо.
На следующем видео можно прочувствовать атмосферу того чудесного дня.
Предлагаю сделать фото на память. Все выстраиваются и позируют со слишком уж серьезными лицами.
— Ну, ребята, что это такое? Надо веселее. На счет три все кричим «Сиськи»! Раз, два, три!..
Мальчишки еще долго обсуждают мой способ получать позитивные портреты. На предыдущем видео даже слышно, как на 1:18 минуте они хором снова декламируют: «Сиськи»!
Съемка велась не с самой вершины. Она находится в нескольких метрах в стороне, за деревом. Когда мы попытались туда пройти, мальчик строгим голосом сообщил, что место священное и иностранцам туда нельзя.
Для справки. Территория археологического комплекса Кхаджурахо с востока ограничивается холмами Dantla и Lavanya. Самый высокий — Dantla Hill, возвышающийся на 390 метров. На его вершине находится небольшой храм, посвященный Шиве. Считается, что это святилище установлено на входе в храмовый комплекс деревни.
Хребет Dantla Hill перерезает река Khudar, напротив – холм Lavanya Hill. Его высота – 244 метра. Здесь также есть небольшой храм богини Дурга в инкарнации Mahishasurmardini (подробности – уж совсем продвинутым любителям индийского эпоса).
Эти храмы, посвященные Дурга и Шиве, символизируют гармонию мужского (Пуруша – существо, из тела которого, по индийским преданиям, была создана наша Вселенная) и женского (Пракрити) начал, соединенных рекой, текущей между холмами.
Название Dantla Hill означает «изношенный зуб старика». Если посмотреть на фотографии выше, наверное, похоже.
На карте розовым цветом обозначен маршрут нашей велопрогулки. Синим цветом – улица от гостиницы до Западной группы храмов. Зелёным – тропа на склоне холма, по которой мы тащили велосипеды на себе. Обратите внимание на деревню Bamnora – в момент экскурсии у меня не было с собой отзыва девушки, что тута съездила. Сейчас жалею – очень красиво там. Собственно, на вершину холма Дантла мы тоже зря не полезли…
Храмы восточной группы у меня в фотоотчете фигурируют: Vaman Temple и Javari Temple.
Пока наслаждались видами, открывающимися с вершины холма Lavanya hill, наш гид переводит просьбу детей с хинди:
— Дети спрашивают, не можете ли вы купить им шоколадку? Я есть не буду, я не хочу.
— Хорошо, давайте угостим.
Спускаемся в деревню, где уже пролетела весть о белых пришельцах. У единственного магазинчика (представляет собой грязный шалаш) столпилось полсотни детей, взрослых, стариков.
Мальчик спрашивает, сколько стоят конфеты. За банку – 200 рупий, или 2 рупии за штуку. Мой ответ:
— Что-то дорого. Думаю, хватит 50 штук.
— Ну, тогда он их будет пересчитывать.
— Да без проблем, подождем.
Лавочник медленно считает конфеты, пожираемый нетерпеливыми взглядами собравшихся. Я передаю деньги мальчишке, тот получает конфеты и, сразу же, старшие подростки вырывают кулёк из рук.
— Эй, так не пойдет. Надо делиться. Ну-ка давай сладости сюда.
Нехотя конфеты передают мне. Тянется лес грязных ладошек. Раскладываю по одной… На четвертой старуха не выдерживает и хватает весь мешок. На нее нападают все собравшиеся. Куча мала! Пыль коромыслом! Улицу пересекает канализационная канава. Половину детей опрокинули прямо в нее. В пылу схватки кто-то пытался вырвать еще и кошелек из моих рук…
Настроение испорчено. Садимся на велосипеды и едем обратно в Кхаджурахо. Малыш догоняет и выражает сожаление за такое поведение соотечественников. Вообще, он оказался очень приятным человеком: вежливый, любознательный, благожелательный.
В темном помещении младший полуторагодовалый братик, сестра что-то шьет на швейной машинке. Приходит еще и старший брат. Достает общую тетрадку, где много фотографий с туристами, просит написать пожелание русскими буквами на русском языке. Вот мои строки? «Дорогой Шанкар! Желаю тебе вырасти хорошим человеком. Спасибо за интересную экскурсию!»
Мальчик приглашает еще прогуляться в школу, показать, где он учится. Но мы уже собираемся в отель — вечером еще по плану съездить к водопаду Ранех (Raneh Falls) в национальном парке Ken Gharial Sanctuary.
— Ну, тогда я вас провожу.
Доезжаем до окраины его района. Мальчик останавливается и спрашивает смущенно, не могу ли я купить ему книгу. Заходим в небольшую лавку, где есть одна полка с канцелярией и печатными изданиями. Просит дать одну. Толстая. Разворачиваю – учебник 3-го класса по арифметике на хинди…
— Сколько стоит?
Мальчик, глядя исподлобья, с таким видом, что мол, ему стыдно, так как говорил, что денег у нас просить не будет:
— 200 рупий, Cэр.
Конечно, платим. Первый раз за два путешествия по Индии у нас просят не деньги, не сувениры, а учебник.
Прощается, не глядя в глаза, так как боится заплакать. Мы как-то сдружились за этот день… И Шанкар понимает, что сейчас мы поедем к себе в шикарный отель, а он – домой, в трущобы.
Своими смуглыми ручками аккуратно заворачивает драгоценный подарок в полиэтиленовый пакет, закрепляет защелкой на багажнике и, не оборачиваясь, медленно уезжает домой… Так, до сих пор, у меня и стоит перед глазами картина: грязная улица Кхаджурахо, горячее индийское солнце и медленно отдаляющийся черный велосипед с яркой белой книгой на багажнике, и на нём — нестриженный, в черной, видавшей виды и слегка большеватой, видимо доставшейся от старшего брата, рубахе… маленький индийский Ломоносов.
Может этот мальчик Шанкар и правда вырастет и станет учёным… И будет рассказывать, что всегда помнит встречу с русскими, которые подарили ему учебник математики… Ребята, а ведь здорово?!!
Сергей, ну и «сиськи» они помнить будут! 🙂
На это, Галина, и надесь: что эта наша встреча окажется, вдруг, для него судьбоносной… Очень жалею, что почему-то не сфотографировал его. В полях он как-то отнекивался, в гостях у него дома было темно… Расставание было таким трогательным, что у меня самого комок к горлу подкатил и о камере я не вспомнил. Может и правда, когда-нибудь станет знаменитым индийским ученым.
«Сиськи» — безотказный способ получить групповой портрет с улыбающимися участниками. 🙂
Спасибо, Серж! Как всегда, шикарные фото. По фейсбучной привычке решил полайкать, но понял, что увлекся. Рассказ читается на одном дыхании! Особенно трогает часть про маленького индийского Ломоносова.
Ну, и способ получения позитивных снимков — абсолютно авангардный! Раньше это был простой, незамысловатый «сыр»… Но технологии не стоят на месте. 🙂 🙂 🙂
Спасибо большое, Олег, за твой тёплый отзыв! Меня самого эта встреча растрогала и надолго запомнилась…
В таком месте, как Каджурахо, заставлять кричать «сыр» вместо «сиськи» было бы кощунством. Там воздух эротикой пропитан. 🙂
Привет, Сергей!
«В первой части отзыва о поездке по Индии, я писал, что историки так и не разгадали, как оказалось, что в пуританской стране построены храмы с такими откровенными сценами. И почему эротика соседствует с изображениями богов?»
Ты действительно так считаешь? Т. е., ученые не знают, почему половина Индии поклоняется эрегированному пенису (лингам)? Никогда не слышали, что в Южной Индии во времена доколониального вторжения индийские женщины ходили с обнажённой грудью? И прибывают в уверенности, что девадаси просто танцевали в храмах?
Миша, тебе нужно зарегистрироваться на Википедии и внести правки в этот пункт. Вот я перерыл весь Интернет при подготовке этой статьи и не смог найти ни одного внятного объяснения, почему в Кхаджухаро столько много этих совокупляющихся пар, и почему их не так много в других частях Индии. Сейчас ты упомянул поклонение лингаму, почитал — вроде всё логично.
И все равно вопрос остаётся открытым. Начиная с X века Индия была под контролем мусульман. Они даже сейчас не жалеют памятники мирового культурного наследия и варварски их уничтожают. Хотя статуи Буды в Афганистане или древние колонны в Пальмире куда более безобидны, чем скульптурная композиция «мужчина с кобылой» на стене одного из храмов в Кхаджурахо. Почему их не разрушили?
Про то, что женщины ходили топлесс, пока не пришли европейцы, естественно, мало кто знает. И про девадаси до твоего сообщения ни разу в жизни я не слышал. Ну, надеюсь с каждым новым путешествием по Индии буду узнавать что-то новое.
Отмечу, что тётенек с такими же аппетитными формами можно увидеть на фресках скалы Сигирия в Шри-Ланке (фото №10).
photo-and-travels.ru/jekskursija-sigiriya/
Сергей, прежде всего, я бы не зацепился, не напиши ты: «Ученые не знают». Следующее: вполне могу поверить, что ученые гадают о деталях (почему такое изобилие, об авторах и времени постройки, ну и т.д.), но никак о сути и значении. Ну и добавлю: называть барельефы Каджурахо «эротическими картинками» — то же, что называть йогу физкультурой, библейскую историю об Иакове — сказкой о приумножении скота, а индийцев представлять по герою сериала «Теория большого взрыва» Раджешу Кутраппали. Я слишком мало видел, никогда пристально не изучал, но успел обратить внимание, что такие изображения очень часто встречаются в декоре сохранившихся храмов первого тысячелетия — сужу по Карнатаке.
Теперь о вандализме. Нельзя ставить мусульман и игиловцев на одну доску: ислам на рубеже 8-13 веков переживал, так называемую Эпоху Возрождения, а в «просвещенной» Европе в то же время подданные гадили (в прямом смысле) на лестницах дворцов своих правителей. Да, мусульманам, как и иудеям, религия строго запрещает «творить кумиров» (христианская религия вкладывает в эту заповедь иной смысл).
Мусульмане-завоеватели в Индии разрушали, но, насколько я понял, в основном, на первоначальном этапе. Скажем так: первые мусульманские правители рушили и насаждали, а последующие — искали и находили определенный консенсус с индуизмом. На примере истории Раджастхана это легко проследить.
Вот, кто действительно не оставлял камня на камне и на земле, и в головах, так это христиане — все побережье от Гоа до Кералы просто зачищено, как римлянами, только что солью не посыпали, и Гоа — практически, католический штат.
Теперь о пуританах. Думаю, я не одинок во мнении, что настоящий разврат, или эротизм, или сладострастие, прячутся именно в складках пуританских одежд. 🙂
Интересующимся историей, культурой и искусством Индии (и владеющим английским языком) могу посоветовать почитать большую статью автора Shilpi Saini из университета Jawaharlal Nehru University (JNU). Называется она «The Representation of Women in the Erotic Sculptures of Khajuraho» (представление женщины в эротических скульптурах Кхаджурахо».
Интересная прогулка по окрестностям Каджурахо получилась. История с мальчиком Шанкаром очень трогательна. Надеюсь, всё у него будет хорошо.
Привлёк внимание на фотографиях и на видео другой парнишка: белоголовый. Похоже, он альбинос? Индиец?
Спасибо за отзыв, Валентина! Тоже думаю о том, какое будущее ждет его. Но, в Индии проиживает 1,2 млрд. человек — когда отправляешься туда, нельзя принимать близко к сердцу все встречи.
Белый мальчик — альбинос. Ему нельзя на солнце находиться, кожа вся в солнечных ожогах. На плечах у него — клетчатый платок. На видео видно, что он им закрывается. Прибежал посмотреть на такое чудо, как иностранные туристы.
Сергей, меня зацепило. Какой слог… На строках: «Своими смуглыми ручками аккуратно заворачивает драгоценный подарок в полиэтиленовый пакет, закрепляет защелкой на багажнике и, не оборачиваясь, медленно уезжает домой…» — прямо ком к горлу…
Картинки тоже понравились. Нравится, как ты деликатно их обработал: цвет очень приятный, аккуратный. Я бы что-то проредил из похожих, но в целом, все отлично. Спасибо! Прочитал рассказ про Кхаджурахо с удовольствием.
Спасибо, Паша, тебе именно за этот отзыв. Изо всех сил старался передать те эмоции, что чувствовал, расставаясь с этим мальчиком из Кхаджурахо. Хотелось, чтобы у читателя возникла картинка перед глазами.
Фоторепортаж, в целом, мне и самому нравится. Но можно было сделать лучше. Во-первых, нет фото главного героя. Во-вторых, у меня с собой был шикарный объектив Nikon 70-200mm f/2.8G – можно было наснимать крупнолицевых портретов и этих мальчиков, и колоритных старух и стариков внизу, в деревне. Они одеты были в национальные одежды, можно было бы сделать интересные снимки.
Один из моих кумиров-фотографов David DuChemin рассказывает, что в путешествия с собой берет переносной принтер. Разговаривает с незнакомцами, устанавливает контакт, затем делает снимок и сразу же его дарит портретируемому. Всё, он твой! 🙂 Соглашается позировать сколько нужно…
Конечно, с собой в отпуск принтер я брать не буду. Но попросить снять портреты у Шанкара дома можно было. Представляешь: лачуга, полумрак, сестра склонилась над древней швейной машинкой…
Да-а-а… Меня и фотографом уже нельзя назвать: последний раз камеру в руки брал в Индии… Прошло 4 месяца… В общем, бесполезно уже обсуждать художественную ценность моих снимков.
Вопрос: на фото №18 «Групповой портрет в Кхаджурахо» у второго мужчины слева (в красном шарфе) из головы торчал столб. При обработке я его заштамповал. На снимке №22 тень козы впереди слева не вошла в кадр, обрезалась. Я её подрисовал в Photoshop. Этих манипуляций на фотках не видно? Можно дальше продолжать корректирование в том же духе?
Сергей, со столбом все круто, я ничего не увидел. С козами ты сделал тоже, что я довольно часто делаю со своими картинками: зачастую, при коррекции дисторсии или завале горизонта я увеличиваю фотку и доштамповываю то, что хотелось бы в кадре.
На мой взгляд, ты все сделал здорово. И пока не сказал, я ничего не заподозрил — фотка смотрится очень гармонично, в духе рассказа. Вот ты сказал, я пригляделся, и видно, что штампиком не очень четко сработал: как будто на линзе была капелька воды и она пришлась на правое ухо тени козы. Тени, как правило, имеют более резкие очертания и, если очень приглядеться, можно понять. Но пока ты не сказал, я ничего не увидел.
Еще, слева на земле, там, где её доштамповывал, заметна линия из вертикальных веточек: какая-то она системная. Я бы её «разштампил». И опять добавлю: я этого не заметил, пока ты не сказал. Молодцом!
Сергей, а почему не вскинул камеру и не сфотал мальца, когда он уезжал? Хотя бы со спины… 🙁 Очень-очень хочется этого снимка, пусть он будет даже самый-самый корявый и не резкий.
Паша, ситуация сродни той, что обсуждается в сообществе профессиональных фотожурналистов: вот, допустим, произошло землетрясение и людей придавило развалинами. Что должен делать профи: спасать пострадавших или фотографировать?..
Не мог я в тот момент снимать — сам чуть не расплакался. 🙂
Понимаю, Сергей. 🙂 Видимо, не видать тебе Пулитцеровской премии за снимок года: ты людей побежишь спасать. А может поставить камеру на штатив с таймлапсом, а потом бежать на помощь? Правда, есть риск получить в Интернете кучу фоток фотографа, устанавливающего фотоаппарат на трипод на фоне развалин землетрясения…
В твоём случае в Кхаджурахо я бы, наверно, попросил жену снять меня на смартфон с уезжающим на заднем плане мальчиком. 🙂
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, стоимость входа в храмы Кхаджурахо?
Добрый день, Ирина. Билеты для иностранцев стоили 500 рупий. Сейчас вроде 700 рупий.