Продолжим рассказ о самостоятельном путешествии в Индию двух туристов из Москвы. Экскурсионно-познавательная часть включала поездку в самый крупный и богатый город страны – Мумбаи, где наши герои прогулялись по местам, обозначенным в романе «Шантарам». Также они съездили на остров Элефанта, где осмотрели пещерный храмовый комплекс. В новой главе отчета узнаем о поездке в Болливуд и храм Мумба Деви.
***
Автор: Шмаков Михаил
https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/
***
Рассказ об этой экскурсии в Болливуд можно уложить в одну строчку и проиллюстрировать одной фотографией, вот этой:
Но, все по порядку. Почему экскурсия именно в Болливуд – не могу сказать определенно. Я не поклонник индийских фильмов, как и вообще, не фанат кино. Возможно, мне хотелось доставить жене удовольствие — я в своей самоуверенности наивно считал, что такая экскурсия ей понравится (ведь она пересмотрела столько индийских фильмов в юности). Возможно, от невежества — мне представлялось кино, как некий концентрат индийской культуры: тут и эпос, и музыка, и танец, и драма, и изобразительное искусство, во всех его видах, от фотографии до декораций. Возможно, попробую отшутиться сентенцией, произнесенной В.И. Лениным в беседе с А.В. Луначарским: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!»
Решение на выбор между студией «Фильм Сити» (Film City) и пещерами Канхери в пользу первой, родилось из-за удаленности пещер (42 километра от центра до природного заповедника имени Санджая Ганди в северном пригороде Мумбаи) и фразы в одном из отчетов: «Лесной массив богат редкими видами растений и дикими животными, разгуливающими свободно и даже представляющими опасность (например, в лице ягуаров) для туристов одиночек».
Как бы то ни было, утром 7 октября 2015 мы сели в такси и отправились на окраину города в Болливуд. Таксист, как и свойственно любому представителю этой профессии во всем мире, оказался разговорчивым. Спросив откуда мы, сказал, что сам он из Варанаси и пригласил приезжать в гости: «Брат встретит». Показал фотки своих семерых детей – четверо из них, девочки! Перешел на внешнюю и внутреннюю политику. Похвалил Путина, а я в ответ – Ганди, на что он расстроился. Его ответ, на мое «Чего так?» лежал, в общем-то, на поверхности, и сводился к банальному: «Понаехали тут»! А еще, конечно, к религии.
Почувствовав его симпатию, предложил срезать путь по мосту Бандра-Ворли (Bandra–Worli Sea Link).
— О’кей, но платите вы!
Хороший парень! Он нарушил правила дорожного движения, остановившись на мосту, что бы я мог фотографировать.
Вот и все, дальше, собственно, рассказывать и нечего. Тяжелый трафик по пыльной, застроенной с двух сторон лавками и автомастерскими дороге, замусоренной окраине северней аэропорта.
Наверное, от усталости и жары, в голове всплыло антиутопическое описание кварталов-пролов вдоль Ленинградского шоссе в «Москве 2041» Войновича. Уверен, высуни я голову в окно автомобиля, услышал бы блеянье коз и хрюканье поросят с балконов домов.
Непрезентабельные ворота индийской «Фабрики Грез» с призывом «Десять раз подумай, прежде чем лезть без приглашения или разрешения на работу» озадачили. Ждешь, все-таки, чего-то более помпезного, вроде сталинского ампира трехметровой с ложными арками стены Мосфильма.
В будке экскурсионного бюро нас окончательно вернули с небес на землю: для посещения студии «Фильм Сити» иностранцами необходимо специальное разрешение (Special Security Visa), заказывать ее надо заранее. Тут, в общем, винить некого. Вместо того, чтобы читать перепечатанные друг у друга отзывы блогеров, надо было внимательно изучить официальный сайт студии (http://www.filmcitymumbai.org).
Добавлю только: индивидуальная экскурсия для иностранцев стоит 50$. И не все экскурсии, перечисленные на сайте, есть в действительности, а наши попытки «решить вопрос на месте» с помощью наличных долларов успеха не имели.
Мы потеряли полдня, проехали 35 километров, и все зря. Глядя сейчас на карту Мумбаи, вижу, что мы находились меньше, чем в десяти километрах от главной тропы, ведущей к пещерам Канхери (Kanheri caves), и честно – лучше встреча с ягуаром в джунглях, чем с упертым менеджером в будке экскурсионного бюро «Фильм Сити».
Но, так я думаю сейчас, а в тот момент мы так были расстроены, что решили не рисковать ехать наобум, а вернуться в Колабу и закончить последний день экскурсией в храм Мумба Деви.
Обратный путь ничем особо не запомнился, новый таксист всю дорогу жевал какую-то дрянь: смесь бетеля, гашеной извести и семян катеху. А его машина все норовила припарковаться в чужой багажник на светофорах, заставляя нас хвататься за сидение и поручни. В общем, скучно… Эти подробности можно было бы и пропустить, но стоя на очередном светофоре, я прямо по курсу заметил любопытное здание – особняк «Антилия». Специально ехать смотреть его, наверно нет смысла (хотя, если существует возможность экскурсии с осмотром интерьеров – одна «ледяная комната» чего стоит, почему бы и нет?), но раз уж рядом оказались…
Прошу прощения, за снимок плохого качества, фотографировал сквозь лобовое стекло. Если среди читателей есть любители архитектуры вроде меня, предлагаю обратить внимание на этот небоскреб. Кроме любопытной архитектуры здания (например, при 173 метрах высоты у него только 27 этажей), это — еще и самый большой частный особняк в мире: 37 000 квадратных метров. Владеет им бизнесмен Мукеш Амбани, возможно, самый богатый человек в Индии. Спроектировали здание чикагские архитекторы.
Это — еще одна сторона Индии, о которой почему-то всегда забывают, считая страну нищей. Огромное расслоение населения – да, но отнюдь страна небедная.
Экскурсия в храм Мумба Деви
В этой экскурсии интересен не только храм, возможно, давший имя мегаполису, но и путь к нему. Маршрут пролег по улицам исторического острова Бомбей к несуществующему теперь причалу Бори Бандер (Bori Bunder), рядом с которым, с северной стороны форта, и был построен храм. В районе этого же причала от одноименной станции 16 апреля 1853 года отправился в первый рейс поезд, положивший начало железнодорожному движению в Индии.
В завершающий мумбайскую эпопею поход мы отправились в начале четвертого, надеясь, что близость вечера облегчит духоту улицы. Наш путь пролег по улице Махатма Ганди, мимо Азад Мейден (Azad Maidan), этакого симбиоза Гайд-Парка и крикетного поля. На месте народного вече бойко торговал стихийный рынок, играло сразу несколько команд, а зрители комфортно расположились на траве газона.
Не задерживаясь, идем дальше – до площади, одну из сторон которой, ограничивает «Great Punjab Hotel». Здание теперь слабо напоминает о былом процветании и, кажется, ждет сноса. В прошлые времена отель и его ресторан (открыт в 1959 году) были очень популярны среди киноактеров и политиков.
Справившись с переходом сложной дорожной развязки, огибая отель справа, по улице Кальбадеви (Kalbadevi Rd.), вступаем в район торговцев тканями и готовой одежды. Вот где настоящий Бомбей!
Улица сдавлена с двух сторон домами, забита людьми и тачками грузчиков, между которыми, беспрерывно сигналя, пытаются протиснуться автомобили. Вдруг, среди всего этого нагромождения — яркое пятно солнца: кришнаитский храм.
Часы на его фасаде показывают пять минут шестого – идем уже час. Еще один поворот, теперь на улицу Шейк Мемон (Sheikh Memon St.). Дошли.
О храме Мумба Деви (Mumba Devi Temple) я ничего оригинального рассказать не могу. Жители архипелага (в основном, рыбаки и добытчики соли) издревле почитали богиню-мать Деви или Шакти в образе Мумба Деви. Думаю, вполне уместно здесь вспомнить левый барельеф триптиха с острова Элефанта, где Шива изображен в образе полумужчины-полуженщины, упрощая: женская половина Шивы – богиня Шакти.
По местному преданию, Деви обрела имя Мумба, победив демона Мумбарака (Mumbaraka), терроризировавшего всю округу; вариант, поверженный демон сам просил взять его имя.
Нынешний храм был построен во второй половине XVIII века на месте прежнего, датируемого 1675 годом. Главная достопримечательность храма — статуя богини из черного камня, украшенная серебряной короной и золотыми ожерельями. Напротив богини, в стеклянной витрине — бронзовый тигр, «транспорт» Мумба Деви.
Фотографировать в самом храме нельзя. Покинув его, мы до темноты бродили по Мумбаи без определенной цели. Это был последний вечер в полюбившемся городе, и нам не хотелось с ним расставаться. Вот лишь две фотографии (на прощание) из множества, оставшихся на память о том вечере.
На этом отчет о повторной поездке в Мумбаи заканчиваю. Это удивительный город, мы в него влюбились! Почитайте мой отзыв об экскурсиях по городу и в 2014 году, где размещено много фотографий с походов по местам, описанным в знаменитом романе Грегори Дэвида Робертса. А если это произведение не читали – обязательно сделайте это!
***
В следующей части мы увидим фотоотчет Михаила Шмакова о самостоятельном отдыхе на Южном Гоа (пляж Палолем). Советую подписаться на обновления блога по форме подписки внизу, если не хотите пропустить новые главы отчета. До встречи на страницах сайта!
Спасибо, Сергей, порадовал! Мысли мои, как и я сам, сейчас в другом месте, но в Мумбаи вернусь при первой возможности.
Не знаю почему, Миша, но я к твоим отчетам стал особые чувства испытывать: смесь ностальгии и меланхолии… Что-то такое Индия с мозгами сделала, что всё внутри перевернула. И очень сильно тянет туда снова. Только теперь начинаю понимать, чувствовать, по какой причине ты туда 5 раз съездил… Не знаю, какое будущее нас ждет с учетом того, что творится в экономике, но буду копить деньги, чтобы в Индии еще побывать!
Благодарю тебя за твои отчеты, за потраченное время, за фотографии, передающие атмосферу этой древней страны! Удачного тебе отдыха! Смотри не променяй Мумбаи на Куала-Лумпур… 😉
Нет, Малайзия — не Индия! Не променяю! Дело — именно в «воздухе» и в людях. Очень советую тебе съездить на отдых в Карнатаку для следующего раза. Заповедники посетить плюс недельку провести в Гокарне. Может соберусь, да и допишу последнюю часть отчета об отдыхе в этом регионе. Только фотки надо переделать по образцу, что для отчета про Гоа сделал.
Спасибо тебе!
Спасибо за рассказ. Несмотря на неудачу с экскурсией в Болливуд день оказался интересным. Фото отлично передают дух Индии, образ жизни. Судя по фотографиям, мост весьма значителен.
Мост символичный: машины едут как из потустороннего мира. Туман загадочности придает.
Я оба раза порылся снять его ночью, но с берега хороший вид со стороны района Бандра — далеко. В такой ситуации всегда останавливает вопрос, каким образом возвращаться?
Спасибо, Михаил! Длинна моста — 5.6 км. Перед отъездом наткнулся на возмущенный рассказ жителя Мумбаи о том, как изуродовала стройка моста залив. А теперь индийцы отзываются о нем с гордостью.
Сергей, Михаил, спасибо за вашу работу.
Фото №5 очень трогательное — рассматривал его долго, прямо пробило… Какая тяжелая судьба у этого ребенка, свернувшегося клубочком на грязной жесткой повозке посреди пыльной и многолюдной улицы. Даже под голову ничего положить. Вот она оборотная, темная сторона Индии.
Еще фото №7 «Грузчики в Мумбаи» понравилось — довольно динамичное стрит-фото. Текст тоже импонирует. Жаль, что не удалось вам не заглянуть за кулисы индийского кинопроизводства.
Я с Пашей согласен. Тоже эти два снимка зацепили. Будто в них — весь Мумбаи и показан. По исполнению напомнило стиль Сергей Максимишина. Я уже давал ссылки на интервью с ним. Сейчас хочу показать подборку работ: pavel-kosenko.livejournal.com/527024.html.
Сергей, очень круто. Впечатлило. Современный Картье Брессон. Смотришь на эти кадры и понимаешь, какое это высокое искусство — сделать правильный кадр в нужный момент.
Павел, все профессиональные фотографы советуют почаще смотреть фото, снятые талантливыми людьми. Вот, думаю, Сергей Максимишин — один из тех профи, чьими работами стоит вдохновляться. 🙂 По тегу внизу статьи можно увидеть снимки множества других гуру.