Последней по счету (но не по эффектности) достопримечательностью, посещенной во время нашего третьего автомобильного путешествия по Турции, стала смотровая площадка над пропастью у развалин замка Гюлек. Сегодня расскажу, как доехать к ней и какие интересные места можно посетить поблизости. Уверен, что информация особенно пригодится тем туристам, кто планирует ехать машине из Алании в Каппадокию или на Восток Турции.
Содержание отчета
- Отзыв и советы, как добраться.
- Интересные места, что можно увидеть поблизости.
- В окрестностях Анкары можно посетить еще один «Язык Тролля».
- Заключение к отчету.
1. Отзыв об экскурсии. Советы как доехать
Вообще «Язык Тролля» находится на горе, нависающей над платной трассой O-21 «Анкара — Тарсус». Скорее всего, мы ее видели в 2016 году, когда ехали из Гёреме (столица Каппадокии) в Анталию через Кызкалеси. Жаль, что тогда не знали о существовании этого прекрасного места! Ну что же, «всё тайное рано или поздно становится явным», и небольшая эта скала — не исключение.
Как видно, расстояние от Мерсина (Mersin) и от курорта Кызкалеси (Kızkalesi), в котором мы отдыхали последние дни отдыха, совсем небольшое: 94 км от главного города провинции и 151 км от пляжа, соседствующего с двумя крепостями. Соответственно, вы легко можете отскочить в поездку выходного дня к Гюлек, если окажетесь в этих местах, или сделать остановку по пути в Каппадокию.
Мы же добирались к руинам крепости окольным путем из городка Чамлыяйла (Çamlıyayla), затерявшегося в Горной Киликии. Там мы смотрели турецкое «Ласточкино гнездо» (башню Янгын Гёзетлеме (Yangın Gözetleme Kulesi)) на горе Баштепе (Baştepe), о чем я поведал в предыдущей части отзыва.
Расстояние небольшое (52 км), дорога асфальтированная. При этом быстро доехать не получится, так как все время приходится петлять по серпантину. Мы выехали из Чамлыяйла около 14:00 — соответственно, около 15:30 подъехали… Нет, не к крепости, а к воротам частного поместья. Всё закрыто, дальше пути нет (навигатор показывает, что до смотровой площадки осталось метров триста-пятьсот еще). На заборе табличка, сообщающая по-турецки: «Частная собственность. Проход запрещен!».
Постояли, помялись… «Мы же русские, нам закон не писан. Нужно искать дырку в заборе…» – обсуждали с Катей варианты действий. – «С другой стороны, не хотелось бы получить из ружья заряд соли в мягкое место…» Несмотря на увещевания обоих навигаторов (Google.Карты и Maps.me), что другой дороги нет, возвращаемся к малоприметной развилке, где робот нас увел вправо, а самодельный указатель предлагал свернуть влево.
Этот кадр – фото из сервиса Google.Просмотр улиц.
На окраине деревни (хотя, похоже, это дачный поселок без постоянных жителей) асфальт заканчивается, и следующие 3,5 км приходится тащиться по грунтовке. Впрочем, она неплохого качества, даже для нашей легковушки Citroen C-Elysee проблемы не представляла. Единственное, не совсем понятно, где сворачивать в сторону замка Гюлек. Мы двигались вслед за впереди идущей машиной (как оказалось, «Язык Тролля» – очень популярное у турецких путешественников место). Для ориентира, как увидите справа в поле какое-то строение (сарай, похоже), так и поворачиваете вправо.
Машину оставили у ворот крепости. Когда парковались, там виднелось несколько туристов. Когда же подошли поближе, их и след простыл. «Языка Тролля» не видать. Где искать – непонятно.
Примечание. На всем протяжении повествования о нашем путешествии по интересным местам провинции Мерсин я писал, что эта смотровая площадка нависает над Киликийскими воротами. Но сейчас, при подготовке статьи, понимаю, что это было ошибочное утверждение.
Во всех русскоязычных, англоязычных и турецкоязычных источниках дается следующее описание из Большой советской энциклопедии: «Ворота, Кюлек-Богазы (тур. Kulek Bogazı), горный проход через Тавр (между хребтами Болкар и Аладаглар) на Юге Турции. Соединяет Анатолийское плоскогорье с приморской низменностью Чукурова. Образован узким сквозным каньоном реки Чакыт, по которому проложена железная дорога; автомагистраль из Малой Азии в Сирию и Месопотамию проходит западнее, по ущельям рек Тарсус и Чакыт и через перевал Киликийские ворота». Текст сопровождается фотографией скал, обрамляющих автомагистраль, которые мы видим на снимке выше.
В замешательство вводит и то, что в Гугл-Картах трасса O-21 имеет отметку «Gulekbogazı». Это ошибка! Нужно обратить внимание на вот эту фразу из Википедии: «…Однако к югу автомагистраль идёт через перевал Гюлек (1275 метров) по ущелью Кюлек и отклоняется от железной дороги к западу примерно на 15 км…» Ниже я приведу физическую карту региона – там видно, что Киликийские ворота – это ущелье, которое сейчас турки называют каньоном Чакыт. И подпись к моему снимку нужно ставить такую: «Вид, открывающийся со стен замка Гюлек на ущелье Кюлек».
Осмотревшись, на юго-востоке отхода увидели мачты сотовой связи. Меж деревьев в этом направлении виднеется наша цель.
Как оказалось, на съемку собралась очередь из туристов. Ждать шанса снять запоминающееся селфи пришлось минут тридцать. Но ожидание того, безусловно, стоило!
Просматриваю фотографии других туристов и понимаю, что мы выбрали немного не тот ракурс: фотограф отошел слишком далеко вправо. Нужно было зайти левее, тогда бы получился «ужасный снимок», как вот этот в посте на Яндекс-Дзен.
Замок Гюлек – это древнее укрепление, известное еще со времен Византийской империи и Арабского владычества. Те руины, что наблюдают туристы сейчас, построены в основном в XII-XIII веках армянами (по-армянски цитадель называлась Kuklak, по-арабски — Kawlāk). В 1830-х, во время войны между Османским Египтом и Османской Империей Ибрагим-Паша построил здесь более современные укрепления.
Координаты GPS для навигатора:
Язык Тролля: 37.270183, 34.791763.
Развилка, где нужно ослушаться требования навигатора и повернуть налево: 37.26220, 34.78660.
* * *
В заключение хочу сказать пару слов про безопасность. Замок Гюлек стоит на высоте 1530 метров над уровнем моря. Дорога к нему хоть и грунтовая, но несложная. Съемки на «Языке Тролля», если у вас голова на плечах не набита опилками, неопасные.
Но я опасное место умудрился найти и чуть не свернул себе шею. Всё случилось, когда мы вернулись к воротам крепости.
Видите впереди наш Citroen C-Elysee белого цвета, а за ним две другие машины? Пока мы развлекались с котенком, спрятавшимся под стеной, они уехали. Я захотел получить эффектный снимок нашего авто, чтобы была соответствующая иллюстрация в отчете.
Чтобы получить этот ракурс, я решил залезть на крепостную стену. На снимке №10 вы видите на углу ее здоровенную глыбу. Когда на этот блок встал, оказалось, что он не закреплен – чудом не свалился на камни с высоты метров четырех. Так что совет: проверяйте, есть ли у вас в голове опилки перед поездкой на экскурсию…
Вот видеотчет на русском языке о поездке к интересующей нас достопримечательности.
2. Какие еще интересные достопримечательности посмотреть поблизости
На этот вопрос дают ответ предыдущие 6 частей отзыва об отдыхе в Турции осенью 2020 и глава №7 серии отчетов за 2016 год (в ней рассказывается о поездке из Каппадокии в Анталию через Кызкалеси).
До экскурсии на «Язык Тролля» мы посетили турецкое «Ласточкино гнездо» (каланча Янгын Гёзетлеме) на горе Баштепе, искали Арку в каньоне Сасон (Mut Sason Kanyonu) и бродили по ущелью за акведуком античного города Ольба (Оlba Antik Kenti). По пути к ним заскочили к провалам Рай и Ад (Cennet ve Cehennem Obrukları, Дженнет и Дженнем).
Все эти достопримечательности в моем рейтинге оцениваю в 10 из 10 баллов. В главе №7 за 2016 год я показал барельефы Адам Каялар (Adam Kayalar), вырубленные римлянами в стене каньона Чертовой речки почти 2000 лет назад – одно из самых интересных культурно-исторических мест в Турции!
Там же показал карты возможных походов по горному массиву Аладаглар (Aladağlar), через который мы с Катей проехали в первое путешествие, и упомянул о двух каньонах рядом с Гюлек Калеси. О них хочу поговорить сейчас еще раз подробнее.
2.1. Виадук Варда (Varda Köprüsü)
В первой четверти XXI века мы только и слышим в новостях «Турецкий поток», «Северный поток» и тому подобные определения. Газопроводы – предмет больших политических игр, заинтересованность и незаинтересованность в том, чтобы они появились, проявляют многие страны. В начале XX века такие же столкновения интересов империалистов происходили вокруг железной дороги в Османской империи.
Кайзеровская Германия готовилась к большой войне. Для доставки грузов на Ближний Восток было запланировано строительство Багдадской железной дороги, соединяющей Берлин с Персидским заливом: Берлин – Вена – Стамбул – Багдад – Басра – Кувейт. В 1899 году после переговоров Вильгельма II и султана Абдул-Хамида II глава Deutsche Bank Георг фон Сименс подписал соглашение о строительстве участка от Коньи через Багдад до Персидского залива. Вот статья на эту тему в Википедии, вот – на сайте Форбс.
Самый сложный участок Багдадской железной дороги проходил через Таврский хребет между городами Конья и Адана: на расстоянии 12 км пришлось проложить 22 тоннеля. В 1903 году был основан рабочий поселок Белемедик (Belemedik), куда съехались тысячи инженеров и рабочих всех национальностей (руководили стройкой немцы, работали в основном армяне). Может быть интересно почитать статью о российских военнопленных Первой мировой войны – их турки, в том числе, отправляли на строительство этой дороги.
Железнодорожное полотно нужно было перебросить через глубокий каньон ручья под названием Гиаур (Giaour Dere), расположенный между деревней Хаджыкыры (Hacıkırı) и городом Караисалы (Karaisalı). Старый цемент для постройки виадука доставляли морем в Мерсин, а оттуда в гору — на верблюжьих караванах.
Виадук Варда начали строить в 1905 году, в 1907 закончили основные работы, а в 1912 состоялась приемка. Поезда пустили в 1916 году.
Местные жители называют это сооружение «Alman Köprüsü» или «Koca Köprü» (Немецкий или Большой мост).
Длина виадука Варда – 172 метра, высота – 98 метров. Для сравнения, Макаровский мост в Екатеринбурге длиной 254 метра и высотой 15 метров современные строители не могут отремонтировать уже лет пять… Оцените немецкое и русское инженерное мастерство.
Как туристическая достопримечательность Варда стал известен в 2012 году, когда вышел 23-й фильм о приключениях Джеймса Бонда «007: Координаты Скайфолл» (см. ролик ниже).
В большинстве фотоотчетов о посещении знаменитого моста туристы подъезжают к нему с северной стороны. Вот координаты GPS этой точки: 37.24413 34.97654. В этом случае, если вы едете от замка Гюлек, придется делать крюк, и расстояние составит 74 км.
Если же подъехать с южной стороны каньона, дистанция сократится до 44 км. Судя по снимкам со спутника, к западу от виадука проходит грунтовая дорога – можно перейти к северной опоре (там вид более живописный). Координаты GPS площадки у южной точки: 37.24247 34.97642.
Можно ли добраться к виадуку Варда на общественном транспорте? В Интернете находил отзывы: от железнодорожного вокзала Аданы (Adana Garı) в Хаджыкыры (Hacıkırı) можно сесть на поезд. Он отправляется ежедневно в 7:10 и 17:20 часов, обратно идет в 21:30. Автор писал, что с платформы нужно пройти минут 15 по ходу поезда, но на карте я вижу, что станция находится в 1,2 км к северу от сооружения. То есть нужно возвратиться немного обратно.
2.2. Каньон Капыкая (Kapıkaya kanyonu)
Ручей, протекающий под виадуком Варда, впадает в реку Чакыт, прорезавшей в районе деревни Капыкая высокую гору, образовав живописнейший каньон. Местные власти обустроили тропу для пеших прогулок. Теперь это — замечательная достопримечательность, которую нельзя пропустить, путешествуя из Анталии в Каппадокию через Кызкалеси. Посмотрите шикарное видео от Романа Ирбиса о походе по ущелью с детьми (видеоотчет этого автора о прогулке по каньону Сасон мы видели в главе №5 отзыва о путешествии по интересным местам провинции Мерсин в 2020 году).
Высота стен ущелья в самом глубоком месте – 200 метров. Длина пешеходного маршрута – 7,25 км.
Координаты GPS площадки у входа в каньон Капыкая: 37.23367 35.01477. Расстояние от крепости Гюлек и «Языка Тролля» – 47 км (в пути 1 час 15 минут).
2.3. Каньон Чакыт (Belemedik — Çakıt Vadisi) – один из самых красивых и страшных в Турции для проездки на автомобиле
Чтобы понять, что из себя представляет эта достопримечательность, и почему, описывая ее, немногочисленные смельчаки, прошедшие по ущелью, используют такое определение, вы должны прочитать отчет Кирилла и Анны Яночкиных.
Киликийские ворота – это горный проход, разделяющий внутренние районы Анатолии и низменность Чукурова. Известен он с древнейших времен как самый удобный путь из Малой Азии в Сирию. Представляет собой ущелье реки Чакыт глубиной до 1800 метров, длиной около 70 км, шириной от 0,1 до 1,2 км (кое-где 10-20 метров). Склоны гор крутые, до 20-350.
Вот и непонятно было, крепость Гюлек и «Язык Тролля» нависают над Воротами (как указано на Google.Картах) или нет? Если посмотреть физическую карту, то становится ясно, что Киликийские ворота – это и есть каньон Чакыт.
Если вы посмотрели отчет Кирилла и Анны (они проехали на микроавтобусе Hyundai H1 с тремя детьми в компании), вы видели, что дорога часто имеет сильный уклон и «сыпухи». Поэтому на гражданском автомобиле можно ехать только с юга на север (от деревни Кушчулар (Kuşçular Köyü) до Белемедик (Belemedik)). Опытные путешественники пишут, что с севера на юг могут проехать лишь джипы с полным приводом и блокировкой, но я смотрел видеоотчеты, где даже такие авто не могли поняться. Правда, в предыдущей главе отзыва (№6, 2020) показал видео, где туристы добрались до арки в скале, двигаясь именно с севера, из поселка Белемедик.
На видео ниже можно посмотреть, как выглядит дорога в ущелье по состоянию на июль 2021.
В Интернете пишут, что дорога в каньоне Чакыт была построена для обслуживания стройки тоннелей Багдадской железной дороги и что южная часть выходит около виадука Варда.
Если вы хотите проехать по этой дороге, советую посмотреть часть №7 отзыва за 2016 год – там приведено видео, снятое смельчаком (всего 15 км, из них 5 км – подъезд к ущелью).
Вот как выглядит маршрут по каньону Чакыт (Киликийские ворота) на картах Open Street Map при просмотре через сервис Nakarte.me.
Черная пунктирная линия – ветка Багдадской железной дороги (она идет внутри скалы), коричневый пунктир – грунтовка вдоль стены.
Прошерстив форумы, я составил схему маршрута с указанием основных точек:
- Начало маршрута по ущелью: 37.291835, 34.954076.
- «Сыпуха» и очень крутой спуск: 37.291895, 34.945922.
- Конец крутого спуска – назад уже не подняться: 37.294046, 34.937511.
- Выход железной дороги наружу: 37.296914, 34.933627.
- Тоннель: 37.302700, 34.926911.
- Путь пролегает под круто нависающей скалой: 37.302598, 34.925537.
- Руины здания. За ним дорога потихоньку спускается в долину и выходит к поселку Белемедик: 37.303840, 34.923349.
Понятно, что не каждый решится ехать по каньону Чакыт на машине. Но ведь можно этот маршрут пройти пешком (15 км не так уж и много) или проехать на велосипеде.
Мне кажется, описанная дорога – идеальное место в Турции для велопоходов. Вот свежее видео от отчаянных ребят.
Вот как описывают велосипедисты проезд по этому ущелью: «После городка Позанты (Pozantı) идет втягивание в каньон Киликийские ворота вдоль железной дороги. Сложный участок (непосредственно каньон) начинается около поселка Белемедик. Сперва — около километра глинистой дороги, разрытой тяжелой строительной техникой. В случае дождя глина активно налипает на покрышки, тащить велосипед можно метров 15, потом надо чиститься. Далее дорога постепенно превращается в каменистую горную, а на выходе из каньона — резкий подъем (до 15%), местами по сыпучему каменистому покрытию. Еще чуть дальше — до вершины — грунтовка со множеством крупных камней».
В другом отчете (см. день 19) велосипедист рассказывает, как они ехали тоже из поселка Белемедик в сторону Кушчулар (Kuşçular Köyü; то есть против рекомендуемого «автомобильного маршрута) и на развилке свернули влево, чтобы попасть в каньон Капыкая (я не вижу тропы на картах, но она, оказывается, существует). Почему-то виадук Варда автор называет просто «фотогеничный мост».
И еще один совсем свежий отзыв с фотографиями о велопоходе по Киликийским воротам (на самом деле о большой поездке на велосипедах из Каппадокии в Мерсин), организованном екатеринбургским велоклубом «Multi-team». В нем подробно описывается такая же поездка с севера на весной 2019.
В заключение приведу схему расположения всех трех достопримечательностей («Язык Тролля», канон Капыкая и ущелье Чакыт).
На этой карте фиолетовая линия – Киликийские ворота, синяя – каньон Капыкая, оранжевая – ущелье ручья под виадуком
На турецком форуме можно найти фотографии, как выглядели Киликийские ворота во времена строительства виадука Варда.
На другом сайте можно посмотреть как выглядел виадук Варда во время строительства.
20. Вид арки виадука Варда в 1912 году.
3. Другой «Язык Тролля» – каменная терраса каньона Сырчалы
Пока готовил отчет, нашел информацию еще об одной смотровой площадке, которую тоже можно назвать «Языком Тролля». Это Каменная терраса (Taş Teras) каньона Сырчалы (Sırçalı Kanyonu) в причерноморской провинции Карабюк (Karabük).
Находится она в 250 км от столицы Турции Анкары. Точных координат я не нашел. В Google.Картах отмечены 2 смотровые площадки с таким названием:
- Площадка 1: 41.28770, 32.77831.
- Площадка 2: 41.29350, 32.78073.
В отзывах турецких путешественников читал, что проход к этому «Языку Тролля» огорожен забором (власти боятся несчастных случаев) – приходится перелазить.
4. Заключение к отзыву
На этом, друзья, заканчиваю не только главу с отчетом о поездке к замку Гюлек, но и всю серию рассказов о третьем автомобильном путешествии. Вы видите, достопримечательности, что мы уже посетили, прекрасны. И понятно, что интересных мест в этом районе найдется еще не на один отпуск. Поэтому не прощаюсь…
А вам желаю интересных путешествий и прекрасных дорог. Удачи!
P.S. Все статьи с рассказами о путешествиях по этой стране можно почитать по тегу «Турция».
Кстати, вот как выглядит оригинальный Язык Тролля (Trolltunga) в Норвегии, по имени которого я и дал название смотровой площадки.
Дополнение от 27 июня 2021
В комментариях к отзыву гостья сайта поделилась коротким рассказом о том, как повторила наш маршрут путешествия по Турции и посетила, в том числе, Язык Тролля.
Всегда приятно узнать, что место, которое нам так понравилось, не оставило равнодушным и других туристов. И мне захотелось дополнить свой отчет еще одной достопримечательностью, о которой узнал совсем недавно. Речь идет о замке Анаварза (Anavarza Kalesi), до которого ехать на машине от Гюлек всего 2 часа (152 км).
Как видно, фортификационное укрепление расположено на скалистом холме высотой 200 метров, возвышающимся над окрестной равниной. В отличие от многих разрекламированных руин, в этом месте туристов почти нет, можно снять шикарные кадры в «турецкой глуши».
Координаты GPS: 37.25101, 35.89729.
В личку во «Вконтакте» написала одна из читательниц сайта. Приведу здесь её краткий отзыв.
«Здравствуйте, Сергей. Путешествовали по Турции на машине с 17 по 31 мая 2021 года. Готовилась к поездке по Вашим отзывам. Спасибо большое за описание красивых мест. Это было незабываемо!
По Ваши меткам нашли бухту Делик Дениз, барельефы Адам Каялар, Ласточкино гнездо, Язык Тролля. Так же мы были в Каппадокии, Памуккале, Эфесе и в Чиралы последние 3 дня.
Проехали Турции 3000 км за 14 дней. Брали в прокат в Анталии «Рено Дастер» (дизель, внедорожник). Все достопримечательности находили с первого раза по Вашим рассказам и меткам.
На «Ласточкино гнездо» забрались на «Дастере» без проблем, хотя там и легковушка проедет — дорога нормальная. Пару развилок, правда, проехали наугад, по интуиции. Служителя на башне, кстати, не было — она пустая стояла. А на Языке Тролля дежурил профессиональный фотограф — он нам за 20 лир снял замечательные портреты «над пропастью».
Когда спускались по лестнице к барельефам Адам Каялар, матерились немного: не ожидали, что такой крутой уклон будет (натерпелись страху).
СПАСИБО за рассказы!!!
Елена».