\n

Зима в деревне Нижнеиргинское Свердловской области

Текст статьи обновлён: 12.10.2016

Осенью я опубликовал отчет о поездке в старинные уральские сёла Нижнеиргинское и Шуртан, затерявшиеся между гор, в тайге Красноуфимского района Свердловской области. В тот раз мне не повезло с погодой (было пасмурно) и я решил, что, по возможности, съезжу сюда еще раз зимой, чтобы снять пейзаж в режимное время. И вот, на новогодние праздники мы с Катей снова отправились к родственникам в Красноуфимск. И опять не повезло с погодой – метеорологи грозились, что всю неделю небо будет затянуто мглой. Тем не менее, я решил снять, хотя бы, репортаж. Ведь есть же у меня на сайте отчет о прогулке по китайской деревне Ma’An из района Chengyang, что на Юго-востоке Поднебесной! Давайте сравним, как живет народ в уральской провинции. Также, в конце отчета, мы обсудим, какие настройки выставлять при съемке фотоаппаратом в зимнее время, чтобы фото не получались серыми, как пользоваться камерой в мороз, чтобы не повредить её. Все снимки получены на любительскую зеркалку Nikon D5100 с репортажным зум-объективом Nikon 17-55mm f/2.8G.


Вообще, на долгие новогодние каникулы у меня были грандиозные планы: хотел отправиться фотографировать в горы Башкирии, поснимать скалы в селе Чусовое и близ города Каменск-Уральский, заглянуть в природный парк «Оленьи ручьи». Всё испортила ненастная погода – не хочется снимать фото, если нет красивого света. Если же вы не маниакальный фотограф, а простой российский турист, рекомендую, пока еще есть время, съездить погулять в лес. Сейчас на природе – красотища!

Фото 1. Зимний пейзаж в нескольких километрах от природного парка "Оленьи ручьи". Камера Nikon D5100. Объектив AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED. Настройки при съемке: 1/250 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/7.1, 45 мм, ИСО 250.

Фото 1. Зимний пейзаж в нескольких километрах от природного парка «Оленьи ручьи». Камера Nikon D5100. Объектив AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED. Настройки при съемке: 1/250 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/7.1, 45 мм, ИСО 250.

Данное фото было снято, приблизительно, через пять километров после поворота в село Бажуково, где начинаются маршруты по национальному парку «Оленьи ручьи». Даже хмурое небо не портит, как мне кажется, потрясающий природный ландшафт! А представляете, как красиво сейчас в самом парке?

Как фотографировать в пасмурную погоду

Если на пути из Екатеринбурга в Красноуфимск было ненастно, но, хотя бы, снег не шёл, то на следующий день, когда я планировал подняться на гору в деревне Нижнеиргинское, все время, не переставая, продолжался снегопад. В английском языке есть меткое название тому апокалипсису, что творился на улице: «snow storm» — снежный шторм. Поначалу, я вообще хотел отложить съемку, но затем вспомнил, какие колоритные фотографии получились, когда год назад я ездил в на машине в командировку в Пермский край. Кроме того, в блоге вы можете увидеть несколько отчетов о съемке в туман, когда всё кругом серое, но снимки получаются довольно выразительными. Главное – поместить в кадр какой-нибудь яркий, цветной объект. Тогда монохромные зимние фотографии заиграют, обретут свою собственную жизнь. Давайте посмотрим, был ли я прав.

Село Нижнеиргинское расположено, приблизительно, в сорока километрах от райцентра. По дороге мне захотелось устроить фотоохоту на проезжающие автомобили.

Фотография 2. Как правильно фотографировать в ненастную погоду. Грузовик в зимнем поле. (1/160 сек, 0 Ev, A, f/7.1, 55 мм, 250)

Фотография 2. Как правильно фотографировать в ненастную погоду. Грузовик в зимнем поле. (1/160 сек, 0 Ev, A, f/7.1, 55 мм, 250)

Фото 3. Зеркалка Nikon D5100. Объектив Nikkor 17-55/2.8. На российских дорогах зимой. (1/800 сек, f/8, 45 мм, 640)

Фото 3. Зеркалка Nikon D5100. Объектив Nikkor 17-55/2.8. На российских дорогах зимой. (1/800 сек, f/8, 45 мм, 640)

Представьте, каково, наверное, было удивление водителей! Зима. Снегопад. Всё белым бело. Чистое поле. На обочине стоит дядька с фотоаппаратом Nikon D5100 body, огромным объективом с блендой Nikkor 17-55/2.8 и… с зонтиком (им я защищал камеру от снега), и фотографирует приближающиеся машины…

Пока снимал автомобили, заметил в стороне, у соседней деревни настоящий ледяной фонтан.

Фотография 4. Ледяной фонтан на Урале. (снято на телеобъектив Никкор 70-300 со следующими настройками: 1/2500 сек, f/4.8, 155 мм, 640)

Фотография 4. Ледяной фонтан на Урале. (снято на телеобъектив Никкор 70-300 со следующими настройками: 1/2500 сек, f/4.8, 155 мм, 640)

Есть у меня мечта: отправиться в один прекрасный день в Патагонию, в национальный парк Лос-Гласиарес, к леднику Перито-Морено. Когда я смотрю фотографии в отчетах самостоятельных путешественников, всегда удивляюсь, какой изумрудный лёд получается у них на фотографиях. А оказывается, и на Урале, в Свердловской области он — тоже зеленый…

В деревню Нижнеиргинское я приехал 6 января 2015 года. Задержись еще на один день, смог бы бесплатно попасть на праздничный концерт.

Фото 5. Зимой в деревне приглашаем на концерт

Фото 5. Зимой в деревне приглашаем на концерт

Если из-за кризиса у вас возникли финансовые проблемы, можете в селе Нижнеиргинское купить товары по сниженным ценам. По крайней мере, так гласит вывеска на деревенском магазине.

Фотография 6. Товары по сниженным ценам в селе Нижнеиргинское

Фотография 6. Товары по сниженным ценам в селе Нижнеиргинское

На самом деле, здесь есть и нормальные «торговые центры». Хотя, чем-то напоминают они мне «ларек» на границе Казахстана и России, который я снимал в летней командировке.

Фото 7. Деревенский магазин. Снято на камеру Nikon D5100 с репортажным зумом Nikkor 17-55/2.8

Фото 7. Деревенский магазин. Снято на камеру Nikon D5100 с репортажным зумом Nikkor 17-55/2.8

Далее прошёлся по улице вдоль горы, на которую мне предстояло забраться.

Примечание: чтобы во время съемки зимой снег не получался серым, требуется вводить небольшую экспокоррекцию в плюс. Все фотографии, что вы сейчас видите в отчете, обработаны мною заново в октябре 2016 года уже после публикации урока фотографии, в котором объясняется, почему при съемке на белом снегу, на белоснежном пляже или в темно-зеленом лесу нужна коррекция экспозиции. По ссылке вы можете перейти на страницу фотоурока, а сравнить, как выглядит снимок без экспокоррекции и с ней, можно ниже.

Фотография 8. Деревенская улица зимой. При съемке использованы следующие настройки: 1/640 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/5.6, 55 мм, 160.

Фотография 8. Деревенская улица зимой. При съемке использованы следующие настройки: 1/640 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/5.6, 55 мм, 160.

Фото 8-1. Почему снег зимой на снимках получается серым? Потому что автоматика камеры ошибается, нужна экспокоррекция. Пример фото с коррекцией экспозиции в плюс.

Фото 8-1. Почему снег зимой на снимках получается серым? Потому что автоматика камеры ошибается, нужна экспокоррекция. Пример фото с коррекцией экспозиции в плюс.

На фото скала не кажется такой уж и большой… Но взгляните на крайний дом справа, соотнесите масштабы, и вы поймете, что мне предстояло совершить почти подвиг. Как тому самому Мюнхаузену…

Вот отделение Почты России – такое же, как и в других сёлах нашей необъятной страны.

Фото 9. Современное отделение почты России в селе Нижнеиргинское. Снимок получился с серым оттенком. Как это предотвратить, читайте в конце отчета, где рассказывается, как правильно и безопасно фотографировать зимой. Цифровая зеркальная камера Никон Д5100 с зумом Никон 17-55/2,8

Фото 9. Современное отделение почты России в селе Нижнеиргинское. Снимок получился с серым оттенком. Как это предотвратить, читайте в конце отчета, где рассказывается, как правильно и безопасно фотографировать зимой. Цифровая зеркальная камера Никон Д5100 с зумом Никон 17-55/2,8

На «Голубой Стреле» развозят Почтальоны Печкины ваши открытки с поздравлениями с Новым годом.

Фотография 9-1. Зима в деревне Нижнеиргинское. Почтовый экспресс. Пример съемки на Nikon D5100 и объектив Nikon 17-55mm f/2.8.

Фотография 9-1. Зима в деревне Нижнеиргинское. Почтовый экспресс. Пример съемки на Nikon D5100 и объектив Nikon 17-55mm f/2.8.

У каждого второго дома к воротам прибита красная звезда – знак, что здесь живет ветеран, воевавший в Великую Отечественную Войну.

Фото 10. На многих домах в деревне Нижнеиргинское висит красная звезда.

Фото 10. На многих домах в деревне Нижнеиргинское висит красная звезда.

Фотография 11. Звезда. Село Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области

Фотография 11. Звезда. Село Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области

Подхожу к мосту через реку Иргина, давшей название уральской деревне.

Фото 12. Мост через реку Иргина. Чтобы фотография не была серой, следует ввести коррекцию экспозиции +0,3...+0,7 EV. Нужно еще учиться правильно фотографировать зимой

Фото 12. Мост через реку Иргина. Чтобы фотография не была серой, следует ввести коррекцию экспозиции +0,3…+0,7 EV. Нужно учиться правильно фотографировать зимой

Вот как выглядит сельская улица на Урале.

Фотография 13. Деревенская улица зимой. Снято на камеру Nikon D5100 с репортажным зумом Nikkor 17-55mm 2.8G. Настройки при съемке: 1/60, 8.0, 16, 160.

Фотография 13. Деревенская улица зимой. Снято на камеру Nikon D5100 с репортажным зумом Nikkor 17-55mm 2.8G. Настройки при съемке: 1/60, 8.0, 16, 160.

Хорошо в деревне зимой!

Фото 14. Деревни Урала. Тайга зимой. Примеры фотографий на Никон Д5100 и репортажный объектив Никон 17-55. Параметры съемки: 1/125, 8.0, 44, 160.

Фото 14. Деревни Урала. Тайга зимой. Примеры фотографий на Никон Д5100 и репортажный объектив Никон 17-55. Параметры съемки: 1/125, 8.0, 44, 160.

Нужно было остаться до вечера, чтобы снять зимний пейзаж на селе: домики, снег, свет в окошке, дым из трубы, тайга на заднем плане…

Во всём Советском Союзе в городах и сёлах центральная улица носила имя вождя мирового пролетариата. Деревня Нижнеиргинское – не исключение.

Фотография 15. Улица имени Ленина в деревне Нижнеиргинское Красноуфимского района

Фотография 15. Улица имени Ленина в деревне Нижнеиргинское Красноуфимского района

В конце года я опубликовал новогоднее представление, рассказал, как снимал открытку с козочкой, сделанной из ламп накаливания. А вот на селе мелочиться не стали – выполнили козу, почти, в натуральный рост.

Фото 16. Новый год Козы. Съемка на Nikon D5100 и объектив Nikon 17-55mm f/2.8 зимой. Настройки: 1/60, 8.0, 50, 160.

Фото 16. Новый год Козы. Съемка на Nikon D5100 и объектив Nikon 17-55mm f/2.8 зимой. Настройки: 1/60, 8.0, 50, 160.

Снега навалило — мама дорогая! Как же без лыж мне подняться на гору? Ведь идти придется по хребту, приблизительно, пятьсот метров.

Фотография 17. Снег на селе. Если бы ввел коррекцию экспозиции в плюс, мог бы назвать снимок "Белое безмолвие".

Фотография 17. Снег на селе. Если бы ввел коррекцию экспозиции в плюс, мог бы назвать снимок «Белое безмолвие».

Вы обратили внимание, наверное, уже, что я не фотографировал местных жителей. Это – явный недостаток моего фоторепортажа. Все фотки сняты на универсальный объектив Nikkor 17-55/2.8, поскольку у него – большущая бленда, защищающая переднюю линзу от непрекращающегося снега. Был бы телевик (он лежал в моем фоторюкзаке, но бленды нет), можно было бы незаметно поснимать и селян. А так… Только друзей местных жителей отважился фотографировать.

Фото 18. Друзья человека. Зарисовки в деревне Нижнеиргинское (1/40 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/8, 55 мм, 160)

Фото 18. Друзья человека. Зарисовки в деревне Нижнеиргинское (1/40 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/8, 55 мм, 160)

Года три назад, в засуху, в Нижнеиргинском случилась беда — сгорело 7 домов. Сейчас место пожара выглядит жутко – как Хатынь…

Фото 19. Пожарище в уральском селе Нижнеиргинское. Репортаж на Никон Д5100 и объектив Никон 17-55/2,8

Фото 19. Пожарище в уральском селе Нижнеиргинское. Репортаж на Никон Д5100 и объектив Никон 17-55/2,8

Во время снегопада колоритно выглядит лес, ощетинившийся на горах вокруг деревни.

Фотография 20. Один из приемов композиции - натуральная "рамка" фотографии. Учимся фотографировать правильно

Фотография 20. Один из приемов композиции — натуральная «рамка» фотографии. Учимся фотографировать правильно

Фото 21. Зимний лес на Урале

Фото 21. Зимний лес на Урале

Если селяне на меня особо внимания не обращали (насколько возможно не удивляться фотографу с зеркалкой и зонтиком, лазающему по сугробам вокруг заброшенных домов), то Canis lupus familiaris особо не жаловали.

Фотография 22. Недобрый местный житель. Село Нижнеиргинское в Свердловской области

Фотография 22. Недобрый местный житель. Село Нижнеиргинское в Свердловской области

Следующий кадр, как раз, доказывает, что человек в яркой одежде или бобик, контрастирующий с окружающим зимним пейзажем, сразу привлекают к себе внимание, делают кадр не скучным.

Фото 23. Есть у меня в рассказе про поход выходного дня к порогу Ревун кадр с названием "За секунду до..." ;)

Фото 23. Есть у меня в рассказе про поход выходного дня к порогу Ревун кадр с названием «За секунду до…» 😉

Судя по EXIF снимков, подъем на гору занял у меня минут сорок. Несмотря на отсутствие лыж, в снег проваливался, всего лишь, по колено – кто-то совсем недавно съездил на вершину на снегоходе, и идти было, относительно, легко. Всё хочу написать отчет о том, как года два назад со своей зеркалкой Nikon D5100 KIT 18-55 VR я отправился снимать необычный пейзаж зимой на Изоплитском щебеночном карьере. Тогда мне пришлось «катиться», как Мересьеву, по снегу около километра в 25-тиградусный мороз, так как глубина снежного покрова была по грудь.

Фотография 24. Вид с горы на околицу деревни Нижнеиргинское. Зима (настройки камеры Nikon D5100: 1/100 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/8, 52 мм, 160; объектив Nikon 17-55mm f/2.8G)

Фотография 24. Вид с горы на околицу деревни Нижнеиргинское. Зима (настройки камеры Nikon D5100: 1/100 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/8, 52 мм, 160; объектив Nikon 17-55mm f/2.8G)

Фото 25. Уральская деревня зимой с высоты птичьего полета. Параметры съемки: 1/100 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/8, 26 мм, 160

Фото 25. Уральская деревня зимой с высоты птичьего полета. Параметры съемки: 1/100 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/8, 26 мм, 160

Хотя я и устал от марш-броска по снежной целине, но был доволен собой. Поставил цель снять пейзажную фотографию уральской деревни зимой – выполнил.

26. Вдалеке - озеро, на фоне которого я снимал стадо домашних козочек осенью. Урок фотографии "Какие настройки использовать при съемке зимой и как не повредить фотоаппарат".

26. Вдалеке — озеро, на фоне которого я снимал стадо домашних козочек осенью. Урок фотографии «Какие настройки использовать при съемке зимой и как не повредить фотоаппарат».

Спуск обратно в село оказался легче – снег почти прекратился, да и по своим следам идти проще.

27. Деревня в тайге. Зимний вечер. Фотоурок по съемке зимних фотографий. Камера Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor.

27. Деревня в тайге. Зимний вечер. Фотоурок по съемке зимних фотографий. Камера Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor.

Фотография 28. Беларус на Урале. Камера Nikon D5100 с репортажным светосильным объективом Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Фотография 28. Беларус на Урале. Камера Nikon D5100 с репортажным светосильным объективом Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Если бы синоптики пообещали ясную погоду, я мог бы, наверное, съездить в Пермский край в музей деревянного зодчества Хохловка, похожий на тот, что мы видели в деревне Нижняя Синячиха. Сфотографировал бы старинные деревянные избы, ветряную мельницу. Но, с другой стороны, в селе Нижнеиргинское такого добра тоже хватает.

Фото 29. Без света в оконце. Зима в деревне Нижнеиргинское. Фотоаппарат Никон Д5100, объектив Никон 17-55.

Фото 29. Без света в оконце. Зима в деревне Нижнеиргинское. Фотоаппарат Никон Д5100, объектив Никон 17-55.

Фотография 30. Текстуры. Зимний фоторепортаж

Фотография 30. Текстуры. Зимний фоторепортаж

Всё не верится, что я покорил эту громадину без лыж, зимой.

Фотография 31. Пример съемки зимнего пейзажа на камеру Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8.

Фотография 31. Пример съемки зимнего пейзажа на камеру Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8.

Позвонила жена: «Баня будет готова через час…» — значит, пора возвращаться домой.

Фото 32. Урок фотографии о том, как фотографировать на зеркалку Никон Д5100 в мороз.

Фото 32. Урок фотографии о том, как фотографировать на зеркалку Никон Д5100 в мороз.

Снимок 33. Эх, нужно было снять крупным планом окно в этом доме. Колоритные ставни! Зимняя фотосъемка на зеркальную камеру Nikon D5100.

Снимок 33. Эх, нужно было снять крупным планом окно в этом доме. Колоритные ставни! Зимняя фотосъемка на зеркальную камеру Nikon D5100.

Вот еще одна звездочка. Знакомый говорит, что она может означать не только то, что хозяин служил на фронте в Великую Отечественную, но, может, кто-то принимал участие в боях еще в Гражданскую. Хотя, вспоминая рассказ Гайдара «Тимур и его команда», думаю, первая версия реалистичнее.

34. Красные звезды - признак того, что хозяин служил на фронте? Параметры съемки: 1/160, 4.0, 55, 250

34. Красные звезды — признак того, что хозяин служил на фронте? Параметры съемки: 1/160, 4.0, 55, 250

Кстати, на другой горе стоит памятник в честь отмены крепостного права в России в 1861 году. Жаль, не добрался до него – начинало смеркаться.

Весь день мело. К вечеру в Нижнеиргинское приехала снегоуборочная техника.

Фото 36. Уборка снега. Параметры камеры: 1/250 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/4, 55 мм, 250

Фото 35. Уборка снега. Параметры камеры: 1/250 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/4, 55 мм, 250

Вот такой фоторепортаж о прогулке по уральской деревне у меня получился. И, кажется, несмотря на ненастную погоду и снегопад, он вышел довольно интересным.

Фото 36. Зима... Как фотографировать в холодное время. Настройки при съемке: 1/60 сек, f/8, 17 мм, 250

Фото 36. Зима… Как фотографировать в холодное время. Настройки при съемке: 1/60 сек, f/8, 17 мм, 250

Внизу статьи вы увидите ссылки на другие статьи с фотографиями, снятыми в подобных, не совсем подходящих для съемки пейзажа условиях. Например, рассказ о поездке в Пермский край прошлой зимой. Стоял мороз, иней на деревьях. Фотки колоритные получились.

Фотография 38. Из поездки зимой в Пермский край. Настройки зеркалки Nikon D5100: AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED? 1/200 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/9, 52 мм, 400. Машина не моя, директора... :(

Фотография 37. Из поездки зимой в Пермский край. Настройки зеркалки Nikon D5100: AF-S DX Zoom-Nikkor 17-55mm f/2.8G IF-ED? 1/200 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/9, 52 мм, 400. Машина не моя, директора… 🙁

Фото 39. Автопортрет "Зимой в тайге". Автор фото - штатив Sirui T-2204X. Снято также в ту поездку в Пермский край

Фото 38. Автопортрет «Зимой в тайге». Автор фото — штатив Sirui T-2204X. Снято также в ту поездку в Пермский край

Если говорить про красивые деревни Урала, хочу отметить село Коуровка, рассказ о съемке осенних пейзажей на рассвете, в которой есть на сайте. Вот как деревня выглядит зимой.

Фотография 40. В деревне Коуровка зимой. Снято на смартфон.

Фотография 39. В деревне Коуровка зимой. Снято на смартфон.

Вот ссылки на статьи, в которых рассказывается о поездках в деревни Урала и не только.

poezdka na mashine v Permskij kraj.
Рассказ о том, как я поехал на машине в Пермский край прошлой зимой. Все деревья стояли под толстым слоем инея. Было очень красиво.
zimnij pejzazh v rezhimnoe vremja.
Фотографии снежных коров сняты на Nikon D5100 KIT 18-55 VR в мороз в режимное время. Можно своими глазами убедиться, что пейзаж, сфотографированный в режимное время смотрится гораздо лучше.
derevnja Nizhneirginskoe
Рассказ о поездке в деревню Нижнеиргинское осенью. Посмотрите, как выглядит золотая осень на Урале. Также представлены снимки Белогорского монастыря в плотном тумане.
derevnja Ma'an v Chengyang v Kitae
Отчет о прогулке по деревне Ma’an в горах юго-восточного Китая. Посмотрите, как живут простые китайские селяне: выращивают рис, рапс и чай.
derevnja Kourovka
Фото деревни Коуровка – еще одного очень красивого места в окрестностях Екатеринбурга. На съемку я приехал еще засветло, снимал с рассветом.
pohod vyhodnogo dnja v derevnju muzej Nizhnjaja Sinjachiha
В деревне Нижняя Синячиха, которая является музеем-заповедником деревянного зодчества под открытым небом можно увидеть большое количество деревянных строений 18-19-го веков.

Советы профессионалов, как фотографировать зеркальными камерами Nikon и Canon зимой

В заключение хочу поделиться информацией, раздобытой на просторах вселенной Интернет по поводу того, как снимать в холодное время года.

Во-первых, когда мы снимаем нашей зеркальной камерой Nikon D5100 или Canon EOS 600D в зимний день, рекомендуется ввести коррекцию экспозиции +0,3…+0,7 EV. Фотоаппарат не понимает, что мы фотографируем снег (кстати, камере также не различает цвета). Если не пользоваться экспокоррекцией, зеркалка сделает снег серой массой.

Во-вторых, еще в обзоре модели Nikon D5300 и сравнении ее с любительской зеркальной камерой Nikon D5100, я писал, что у меня еще не случалось такого, чтобы закончился заряд аккумулятора во время съемок, даже на морозе. Но нужно отметить, что при съемке зимой я достаю батарею из камеры и держу ее во внутреннем кармане куртки, а вставляю обратно только в момент съемки. Зимой аккумулятор зеркалки служит меньше, получится сделать на 30-50% меньше снимков, чем в теплое время года.

В-третьих, нужно беречь наш зеркальный фотоаппарат Nikon D3200 или Canon EOS 1200D от запотевания. Если зайти с холодной камерой с улицы в помещение, его объектив и все части корпуса мгновенно запотеют. Всегда, перед тем, как зайти в здание, нужно камеру положить в сумку, объективы в чехол и не трогать их 2 часа. Еще читал мнение, что нужно вообще завернуть сумку с камерой в полиэтиленовый пакет перед заходом в дом, но не могу придумать логического обоснования этому, ведь конденсат, по-моему, скапливается на поверхности фотосумки…

В-четвертых, для съемки зимой хорошо бы приобрести специальные фотографические перчатки. У них «откидываются» кончики пальцев, что удобно для управления параметрами нашей камеры Canon EOS 700D и Nikon D7100, не снимая перчаток.

В-пятых, если мы фотографируем людей на морозе на нашу зеркалку Никон D5200 или Кэнон 650Д, портреты могут получиться с алыми щёками и красными носами. Чтобы убрать красноту с лица, во время редактирования файла RAW профессионалы рекомендуют убрать насыщенность красного (примерно -10…-15) и оранжевого (-5…-10). Всё, нос должен приобрести нормальный цвет.

В-шестых, обратите внимание, как красиво смотрятся фотографии со снегопадом, снятые на большом фокусном расстоянии – от 70 миллиметров (а лучше – от 200 мм). Если установить диафрагму на телеобъективе f/4.5-f/6.3 и установить как можно более короткую выдержку, хлопья снега будут казаться  на снимке просто огромными. Необычный эффект!

В-седьмых, если говорить о съемке пейзажей зимой, то солнце, конечно, в это время ходит низко над горизонтом и режимное время длится дольше, чем летом. Все же, фотографии, снятые в «золотой час» получаются лучше.

В-восьмых, как написано выше, для укрытия камеры от снега я использовал зонт и это, если честно, не очень помогло: объектив моего Nikon D5100, когда я достал фотоаппарат из рюкзака через 2 часа, был весь покрыт каплями воды. Лучше для съемок зимой приобрести специальную защиту для камеры от снега.

В-девятых, если, как у меня, фотокамера, все же, намокла, обмотайте ее полотенцем и оставьте в покое на какое-то время. Не рекомендуется ее вытирать – можно «загнать» капли воды на электронную плату и сжечь что-нибудь.

И, в-десятых, сам фотограф при съемке зимой должен одеваться тепло. Перед подъемом на гору в селе Нижнеиргинское я заехал в магазин «Охотник» и купил специальные туристические бахилы (попросту, резиновые сапоги с войлочным носком и специальными завязками для предотвращения попадания снега внутрь). То ли, снег все равно попал в сапог, то ли нога потела, но к вечеру ноги были мокрыми. Лучше купить специальную туристическую одежду и обувь из мембранных материалов.

kakie nastrojki zerkalki ispol'zovat'.
Какие настройки камеры ставить при съемке ночью, вечером и днем, портретов и пейзажей, можно прочитать в отдельном уроке фотографии.
zimnij pejzazh v rezhimnoe vremja.
Как правильно снимать видеорепортаж на зеркальный фотоаппарат, какие планы нужно показывать обсуждалось подробно в одном из комментариев к статье со сравнением параметров зеркалок Nikon.
derevnja v gorah Bashkirii.
Снимки в снегопад по настроению похожи на фотографии, снятые в тумане. Посмотрите отчет о походе в горы Башкирии, там есть фотосессия с веселой лошадью.
tumannoe utro na Urale.
Еще одна серия – рассказ про одно туманное утро на Урале. Фотографии сняты на зеркальную камеру Nikon D5100, когда еще у меня был только китовый объектив Nikkor 18-55.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 106

  1. shmakov.misha2012:

    Привет, Сергей! Уже не помню, когда фоткал зимой днем! Если не считать охоту на дятла из окна квартиры, то, наверное, лет так 7-10 назад мыльницей… А в 80-90-ых пленочной камерой Зенит, но тогда покупали специальную пленку, светочувствительность которой измерялась в ДИН-ах, если не ошибаюсь.

    Заинтриговал. Настолько привык доверять «уму» камеры, что не задумывался о коррекции экспозиции зимой, любопытно. Захотелось попробовать, даже рискуя нахватать пятен на матрицу от конденсата.

    • Сергей Лахардов:

      Здравствуй, Миша! Я читаю много блогов более опытных фотографов, чем я. Они фотографируют в мороз и в горах, и в Арктике и в других холодных местах. Насколько я понимаю, если выйти из квартиры и не доставать камеру некоторое время из рюкзака (пока температура не выровняется), а перед тем, как зайти обратно — спрятать камеру в сумку (а лучше, в полиэтиленовый пакет), то ничего страшного не должно случиться… Ну, это — моя теория… 🙂

      • shmakov.misha2012:

        Возможно… Только опыт индийской поездки в феврале прошлого года доказывает обратное. Как выяснилось, зеркалка Canon EOS 6D — не Марк 2 или другой какой Марк: возвращаясь с уличного пекла в автомобиль с кондиционером я укладывал камеру в сумку, что не спасло от пятен на матрице.

        В ноябре чистка стоила 2 штуки рублей, сколько сейчас стоит — не берусь сказать, а самостоятельно чистить не буду, неоправданный риск.
        * * *
        Глядя на твой репортаж, в голове крутятся грустные мысли о русской деревне. Упадок и запустение на фоне чудес ландшафта. Звезды на воротах говорят лишь о том, что со времен Тимура и его команды (а может, и со времен Тимур-хана) жизнь обходит стороной деревню…

        • Сергей Лахардов:

          К сожалению, Миша, урбанизация — общемировая тенденция. Города, с их благами цивилизации, впитывают сельское население по всей планете…

          По поводу пыли на матрице — конечно, и в Индии, и на сафари в Африке — от пыли никуда не деться, по словам многих фотографов… И конденсат, конечно, может образоваться, даже если в пакет фотоаппарата укутывать… Только ведь зуд фотографический не победить… 🙂

          • shmakov.misha2012:

            Не об урбанизации речь. У «офиса» Почты России только почтовой кареты не хватает.

            Это были именно пятна от конденсата, пылинка была всего одна. Кстати, об отпуске в Индии и других странах Азии — если, все же, я решусь на Таиланд, нет смысла ждать нового паспорта, что посоветуешь? Беря в расчет две недели и «обязательный» пляж, и возможность самостоятельных экскурсий.

          • Сергей Лахардов:

            Миша, я тебе выслал готовый маршрут, описание курортов и брошюру с национальными парками Таиланда. Выбирай — не хочу! Что еще можно посоветовать? 😉 Ок. Советую курорты или Краби, или Хуа Хин…

          • shmakov.misha2012:

            Прочитал сейчас твою статью «Самостоятельный отдых на полуострове Краби (Krabi) в Тайланде», она почему-то без возможности комментировать. Если поеду, распечатаю ее себе в дорогу вместо путеводителя. Спасибо!

          • Сергей Лахардов:

            Пожалуйста, Миша! 🙂 При планировании маршрута проанализируй, возможно, купить билет или путевку с прямым перелетом на Пхукет будет проще и дешевле. А там — совсем рядом с Krabi, на автобусе или на пароме…

        • Антон:

          Вы не находите, что ситуации диаметрально противоположные? Одно дело входить с холодной камерой в теплое помещение, и совершенно другое — с теплой камерой в холодное? Почему может появиться конденсат? Грубо говоря, потому что теплый воздух может содержать больше влаги, чем холодный и при остывании «лишняя» влага выпадает в виде конденсата. Поэтому «трюк с заворачиванием» при вносе горячей камеры в холодное помещение не сработает (теплый воздух + лишняя влага УЖЕ находятся внутри камеры).

          • Сергей Лахардов:

            Думаю, нужно пообщаться с теми фотографами, кто постоянно фотографирует на морозе. Задам им такие вопросы и потом отпишусь. 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Ой, Антон, запутали… 🙂 Мы же и входим с холодной камерой в тёплое помещение… Все правильно. Влага из окружающего воздуха могла осесть на корпусе фотоаппарата, а так — сконденсируется на пленке пакета…

          • Антон:

            Да это был риторический вопрос… 🙂 А по существу — Вы выполняете какую-то постобработку фотографий? Можете поделиться секретами и написать пост об этом? 😉

          • Антон:

            Почему-то не могу отвечать на Ваши комментарии, поэтому отвечаю на свой. Я имел ввиду, что если теплый фотоаппарат заносить в холодное помещение, то «заворачивание» его не спасет от конденсата.

          • Сергей Лахардов:

            Антон, абсолютно все фотографии в блоге прошли обработку. Процентов 90 из них — по методике, которую описывает Сергей Доля: sergeydolya.livejournal.com/58796.html

            Вот, кстати, он написал обновленную версию: sergeydolya.livejournal.com/509444.html

            Я пока не могу написать лучше него! 😉

          • Антон:

            Спасибо большое за информацию по обработке фотографий!

      • shmakov.misha2012:

        Привет, Сергей! Наконец-то, сегодня воспользовался советом специалистов, на который ты ссылаешься в статье: «…рекомендуется ввести коррекцию экспозиции +0,3…+0,7 EV». Правда, в голове отложились значения EV +3 и +5 единиц… Не знаю откуда взялось: в голову не пришло перечитать статью. Цифры смутили, выставлял единицу. Кое где — 1,3EV. Многовато, но терпимо…

        У нас, почти, март. Да и света совсем мало, сложно судить о результате. В EXiF указано: компенсация экспозиции 0 eV. Не обращай внимание — врет Лайтрум.

        Художественной ценность — ноль. fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/album/461778/
        Ссылка на альбом: 25 штук, почти, одинаковые, все потом удалю.

        • Сергей Лахардов:

          Миша, к большинству снимков есть замечания по композиции, но ты и сам это отметил… 🙂 Но!!! Глядя на твои снимки, хочется выбросить свой фотоаппарат Nikon D5100 на помойку! 🙂 Очень уж большой, как мне кажется, динамический диапазон (или что там еще) у твоего Canon EOS 6D…

          Поводу того, почему на зимних фотографиях снег получается серым, есть объяснение, связанное с тем, как устроена система замера экспозиции в современных цифровых фотоаппаратах. Она настроена с учетом того, что среднестатистические объекты имеют яркость, аналогичную предмету с цветом 18% серого. В большинстве случаев работает правильно.

          Но, когда освещенность сцены отличается от пресловутых 18% серого, случаются ошибки. Зимой, когда в кадре много снега — именно тот, нестандартный случай…

          Понимаю, что сумбурно всё описал. Вот статья, почему на фото снег серый: freefotohelp.ru/articles/snow.html

          • shmakov.misha2012:

            Какая там композиция… Я фоткаю эту конюшню (конный двор и сцена для хора) с подросткового возраста, уже тошнит…

            Камера, конечно, хорошая, но еще раз убедился (даже, с учетом «таланта » и умения автора) — бюджетный вариант во всех смыслах.

            Спасибо за статью! Надо было ее сначала прочитать, а уж потом выходить на пленэр. В выходные должно подморозить, может, свежий снежок выпадет — схожу.

            Какая-то «коза» свистнула мою фотку Бурдж Халифа (обнаружил по приросту просмотров) для статьи в «живом журнале». Фотка-то — фиговая: на высоких ISO. Та, что в пальмах. Хорошо еще, хоть, в конце статьи перечислен в авторах, да и фотка «кликается».

          • shmakov.misha2012:

            Прочитал пару-тройку статей, присланных тобой… Они заставили по-новому взглянуть на весь свой фотографический опыт. Свои первые кадры новенькой камерой Canon EOS 500D на отдыхе в Тунисе пять лет назад я делал в ручном режиме, и никак не мог понять, почему у меня такой «пересвет» белых домов на темном фоне.

            Вроде, все выставляю правильно, а вот — поди ты… Я фоткал, используя опыт пленочной зеркалки. Так и перешел в «авто» режим на два года, и только в Индии стал учится заново. Стыдно, конечно, признаваться в своем невежестве.

          • Сергей Лахардов:

            По поводу бюджетной фотокамеры, могу раскрыть секрет — сейчас в начальной стадии проработки у меня статья с примерами снимков, снятых на зеркальный фотоаппарат, который сняли с производства 9 лет назад. И фотки настолько потрясающие!!! У меня в блоге нет ни одного снимка такого художественного качества… Думаю, через месяц где-то опубликую. Сейчас работаем с автором фотографий, чтобы интереснее статья получилась.

            Все знания по искусству фотографии, которые мы получаем, читая книги и фотоуроки, все равно, чтобы закрепились, нужно неоднократно тренировать на практике. Так что, в любом случае, выезд в деревню тебе гарантирован! 🙂

            По поводу воровства авторских материалов в Интернет — раз случается такое, значит стал ты популярной медийной фигурой, Миша! 🙂 Если на мой блог ставят ссылку и указывают, что я — автор, то я не имею особых претензий.

            Когда же таких данных нет, я пишу владельцу сайта письмо с предложением указать мои данные или удалить материал. Обычно в 90% действует. Если же нет — два варианта:

            1) Сайт находится на отдельном домене, как мой, например. Пишу в хостинговую компанию с объяснением: так и так, такой-то сайт взял материал у меня. Вот ссылка на оригинал статьи. Пока приходилось два раза таким заниматься. В течение суток хостер блокировал страницу нарушителя авторского права. Если бы этого не случилось, я пожаловался бы в Роскомнадзор и на 100% уверен, что хостеру влетело бы.

            2) Сайт находится, как в твоем случае, в живом журнале. Тоже бы написал письмо. Не подействовало — есть возможность жаловаться в техподдержку ЖЖ: livejournal.com/abuse/policy-russian-translation.bml#copyright

          • Сергей Лахардов:

            Стыдно, когда мы читаем толковый урок фотографии, но говорим: «А, ерунда это! Буду снимать, как раньше!» А если мы совершенствуем свои навыки — это не стыдно, а почетно. И от возраста не зависит!

          • shmakov.misha2012:

            Естественно, употребляя термин «бюджетная камера», я не имел в виду, что будь у меня «Марк», мои фотки автоматом станут шедеврами. Просто, некоторые функции урезаны, например, выдержка более 30 секунд, или количество точек фокусировки, долго можно еще перечислять.

            Помнишь я писал про отсутствие фильтра, уже не помню, как он точно называется, а штука необходимая: бесят меня эти «пилы» вместо прямой линии.

            Настоящий художник и фотками с мыльницы заставит восхищаться. Жду анонсированную статью. Любопытно посмотреть. А что за камера?
            * * *
            По поводу использования фотки — не парюсь: я совсем не честолюбив. Жаль , что выбор пал на нее. Хотя, свет да и композиция там лучше, вот только шум…
            * * *
            С путешествием пока в подвешенном состоянии: паспорт должен быть готов 23. На крайний случай, исполню мечту — скатаюсь в Стамбул дней на пять. Надо, все же, решить проблему принадлежности Босфора и Дарданелл. 🙂 Шуткую в духе Жириновского.

          • Сергей Лахардов:

            Миша, моя зеркалка Nikon D5100 по классу стоит ниже твоей камеры, но у неё максимальное время выдержки точно намного больше: конкретно не помню, но не меньше 40 минут… Уверен, что в твоей полнокадровой камере Canon EOS 6D тоже есть возможность снимать с длинной выдержкой. Единственное, нормальное управление данным параметром ограничено 30 секундами. Если нужно дольше – переходим в режим «S» (приоритет выдержки) или «M» (ручное управление) и крутим колёсико до 30 секунд, затем камера перейдет в состояние «Bulb». Теперь, длинное время экспозиции выдается при помощи пульта. У меня простой, инфракрасный пульт ДУ (фотка есть в статье с рекомендациями подарков фотографу): один раз нажал кнопку – затвор фотоаппарата открылся, второй раз – закрылся. Думаю к Кэнон нужно покупать проводной пульт…

            Правда, я не знаю, где такие длинные выдержки могут понадобиться, ведь с ростом времени экспозиции разогревается матрица и повышаются шумы на фотографии. Но на практике, например, в отчете о поездке в Мексику, есть фотография, снятая ночью во время шторма в Карибском море. Там В=69 секунд, снималась она в полной темноте, при свете луны. А, может пригодиться фотографировать с таким выдержками, когда мы выезжаем куда-то в деревню, фотографируем ночью домик в лесу и звездное небо (с треками)…

            ***
            По поводу отпуска в Турции – тоже моя мечта: и в Стамбуле не меньше трех дней нужно планировать на экскурсии, и я бы взял напрокат машину. В Турции огромное количество достопримечательностей, куда хотелось бы заехать. Ограничение – весной и поздней осенью там пасмурная, снежная или дождливая погода. А отпуск у меня, обычно, на этот период выпадает. Поэтому пока всё откладывается… И еще, в этой стране самая высокая цена на бензин в Европе…

            В Турции – и национальные парки, и древние города; безумно красивые горы, особенно, в юго-восточной части, куда наши туристы обычно не добираются. Мне бы хотелось полюбоваться горой Арарат с турецкой стороны. Красота! Залезть до рассвета на гору Немрут-Даг (Nemrut Dağ) и снять при свете луны таинственные скульптуры с оторванными головами — посмотри фотки в интернет (жаль, зимой там снега по грудь в горах).

            Не говорю уже про такие раскрученные места, как Каппадокия (Kapadokya). Где-то был у меня отчет, как семья с мужем, женой и дочкой забронировали отель, высеченный в скале, и встречали там новогодние праздники. Представляешь, как здорово!!! Как я понимаю рядом с Каппадокией находятся такие места, как национальный парк Гёреме (Göreme Millî Parkı ve Kapadokyanın Kayalık Bölümleri). Короче, вот отчет о самостоятельной поездке на машине: forum.awd.ru/viewtopic.php?f=593&t=129048

            Еще хотелось бы посмотреть крепость Баязет (Doğubayazıt), сходить в поход в национальный парк Кепрюлю и множество других мест…

          • shmakov.misha2012:

            Ты, как всегда, оказался прав. На моем аппарате буква «B», наверное, сокращенное от «Bulb». Придется покупать пульт. К камерам Canon есть всякие, придется только уточнять, будет ли работать с моей моделью, а то получится, как с экстендером: в описании на «Маркете» указано, что автофокус синхронизируется, а на деле — нет. Лежит теперь мертвым грузом: только в окна заглядывать без автофокуса.

            Зачем такая выдержка? Хочется небо с «треками». На дубайских фотографиях полно было звезд, да они как пыль, пришлось зачистить небо от них.
            * * *
            Да, ты — поэт! Так расписал Турцию, что хочется все бросить и бежать покупать билеты на самолет. У меня планы не такие грандиозные: побродить по городу, спуститься в знаменитые цистерны, естественно — Голубая мечеть, Святая София… Поплавать по Босфору.

            Погода, что же делать, если я так облажался с паспортом. У меня — еще двадцать дней в июне, остаток отпуска за 2014 год, и отпуск в октябре — но это уж точно Индия.

          • Сергей Лахардов:

            У меня знакомый в прошлом году ездил в Таиланд, сейчас — вернулся из Индии… Да, что там — всего лишь, с Гоа. Сказал: «Тай — хорошее место, но не знаю, поеду ли еще… А Индию — сто процентов съезжу еще неоднократно! Зацепило…» 🙂

          • shmakov.misha2012:

            Да чего далеко ходить: четыре раза был, и еще поеду! Послушай, как Индия звучит…

            (видео удалено автором с Youtube).

          • Сергей Лахардов:

            Представляю, Миша, как приятно, наверное, сидеть в какой-нибудь далекой индийской деревне и слушать такую музыку!.. 🙂

        • shmakov.misha2012:

          Когда я слышу ситар, то сразу на ум приходит Керала… Мы прилетели туда ночью, заселились в отель, 16 часов дороги (перелет, пересадка в аэропорту Абу-Даби, ожидание рейса …), валимся с ног… А за окном — шум прибоя и звуки ситара. Думал — не засну. Уснул, но даже сквозь сон, слышал музыку. Полное умиротворение…

    • Сергей Лахардов:

      Миша, а говоришь, что я — поэт? Вот твои строчки прочитал — и перед глазами картинка…

      Живые
      волны эфира
      струятся
      по тоненьким нервам,
      и разливаются
      морем нектара
      в притихшей
      на донышке тела
      душе.

      Радость
      познания мира –
      путь
      созидающих терний.
      Там на воде –
      звуки ситара,
      в лодке плывущей
      в густом
      камыше.

      😉

      • shmakov.misha2012:

        Удивил! Чудесные стихи. Обещай — следующая поездка в Индию.
        Собираюсь на работу.

        • Сергей Лахардов:

          Так, я попал в неловкую ситуацию — не думал, что ты примешь стихи за мои. Автор строк — некий Мастер Оз. Взяты отсюда: sunhome.ru/people/%CC%E0%F1%F2%E5%F0%CE%E7

          Извини за то, что ввел в заблуждение…

          В Индию я пока еще не созрел ехать… Все же, там есть и плюсы, и минусы… Нужно морально подготовиться…

          • shmakov.misha2012:

            Сергей, я загуглил стихи. Cобирался на работу, не было времени расписываться… Здесь плохой интернет. Вернусь — распишусь про Индию всеми красками, может соблазню.

          • Сергей Лахардов:

            Ты бы, Миша, лучше отчет написал. Хотя бы, небольшой: на 3 или 4 части… И тебе приятно — когда пишешь, всё путешествие встает перед глазами. И другим интересно! По крайней мере, мне… 🙂

          • shmakov.misha2012:

            Сергей, предложение интересное, только отчет о чем? Последняя поездка по Корнатаке плюс МУМБАИ, или про все четыре поездки?

            Да и из первых трех сложно выбрать фотки, слабые. Как ты себе представляешь?

      • Сергей Лахардов:

        Миша, у тебя полно отличных фотографий из Индии. Но, как ты говорил про мои снимки из поездки в Таиланд и Китай, интересно было бы узнать, что стоит за каждым снимком. Поэтому — любая тема была бы интересной. И объем зависит от твоего желания и готовности писать такой отчет.

        Мне бы был интересен обзор всех поездок с отбором лучшего и объяснения, почему ты 4 раза ездил в Индию? Почему многие страну ругают, говорят, что там грязно и толпы народов, но тебя туда манит, как магнитом? Отзывы по основным достопримечательностям, справочная информация и т.п.

        Конечно, мой блог не так популярен, как, скажем, форум Винского, где на твой отчет могли быть десятки отзывов. А с обратной связью писать много интереснее… И есть риск, что ты потратишь время, но комментариев не будет — сам видишь мои отчеты о поездках… 🙂

        • shmakov.misha2012:

          Привет, Сергей! Общение на твоей страничке вполне комфортно, здесь собрались единомышленники (что может заменить радость дружеского обмена мнениями?). Я не стремлюсь к популярности, а главное — не готов к более широкому общению, морально выгораю на работе. Сегодня, например, я (плюс медсестра на посту) остался в ночь один на один со 120 проживающими на трех этажах.

          Теперь по сути вопроса. Наверное, так и сделаю, попытаюсь ответить на твой вопрос «почему меня манит в Индию как магнитом». Если не поеду никуда в отпуск, напишу до конца февраля или начну серию.
          Возможно, я получу паспорт и поеду на Гоа, в центр, так называемое, Старое Гоа. Тогда начну с этого и добавлю первую поездку на Гоа, а дальше — посмотрим.

          Если у тебя есть и другие мысли, может что-то конкретное зацепило в моих фотках, какой-то город или храм — напиши.

          • Сергей Лахардов:

            Ну, ты много мест интересных посетил… Мне нравятся фотки, например, из альбома «Агра, Красный форт.2012». Было бы интересно узнать историю этой крепости, рассказ про неё прочитать.

  2. Галина:

    А мы отдыхали в деревне Ильтяково в Шадринском районе в каникулы. Устроили развлекаловку с мыльными пузырями в мороз -28 градусов. При более тёплой погоде вышли удивительные абстракции с пузырями. Класс! А один пузырь прожил целую ночь и я отснимала, как он замерзал.

    Накатались на лыжах по пойме реки, на снегоходах немного (сосед дал порезвиться), на коньках на реке. И наснимала очаровательные закаты и рассветы! Терпеть не могу вставать рано, а там вскакивала и бежала фотографировать… Обожаю зиму в деревне! В охотку и снег погрести, и в лесу заснеженном полазить по сугробам.

    И даже с новым объективом начинаю смиряться, хоть ещё есть к нему претензии. В Нижнесергинском районе суровее 6 января… У нас метелей не было.

    И как одинаково мыслят фотографы!.. Улыбнуло. Также снимала узоры в нежилых домах на окнах, заброшенные магазинчики, занесённые снегом… Спасибо за репортаж, атмосферные снимки!

    • Сергей Лахардов:

      Галина, спасибо за отзыв! Очень динамично и увлеченно описали свои каникулы! Видно, что понравилось! 🙂 И заинтриговали фотографиями мыльных пузырей… 🙂 Хотелось бы увидеть…

      По поводу того, что фотографы мыслят одинаково — я однажды читал книгу по технологии переговоров. Там, в английском языке, вводят термин (не помню, как называется), означающий, что люди, которые увлечены одним делом, начинают мыслить, действовать одинаково… Вот, жизнь подтверждает! 🙂

      • Галина:

        ok.ru/galina.isaeva/pphotos/666577209073
        Такие фотографии я размещаю только там. А вот — рассветы и закаты.
        ok.ru/galina.isaeva/album/509630900721
        Интересно ваше мнение.

        • Сергей Лахардов:

          Галина, посмотрел фотографии! Понравились Ваши рассветы! Вот о таких снимках я мечтал, когда готовился к новогодним каникулам! 🙂 Только, кажется мне, будто без штатива снимали. Это так?

          • Галина:

            Да, без штатива. Я его вообще забыла в эту поездку взять. Как-то трипод у меня на втором плане. Надо привыкать к нему. А я — торопыга, возиться не хочется. Но понимаю,что теряю в резкости фотографии. Исправлюсь.

  3. Сергей Лахардов:

    Галина, конечно со штативом фотографии получились бы получше! Ну, в следующий раз… 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Посмотрел снимки Галины. Мне очень понравилось окошко с инеем, которое она сняла в деревне Ильтяково. Вот попросил фотку для блога.

      Окно в деревне Ильтяково Шадринского района.

      Снято на зеркалку Nikon D5200 KIT 18-140 VR. Настройки фотоаппарата, использованные при съемке: 1/80 сек, 0.67 eV, приоритет диафрагмы, f/8, 90 мм, 1600.

      Мне очень нравится снимок. Но есть замечания: 1) хотелось бы, чтобы полностью вошли в кадр наличники; 2) Мне кажется, что горизонт завален.

      Галина, спасибо большое за предоставленную возможность разместить эту красоту у меня в блоге! 🙂

      • Галина:

        Сергей! Спасибо за «красоту». Насчёт замечаний… Что наличник не весь — каюсь, ляп — да ещё какой! Поеду — снова обязательно переснимаю. А вот горизонт… Окно криво в стене, внутренняя рама неровно в окне. Как ни равняла, не получилось симметрии. Но я точно повторю ещё этот кадр. Я сняла, несколько, машинально, а потом уже дома поняла, какая красота в цвете, и вообще… Вообщем-то, и снимала узор. И только потом дошло, что окно с наличником — лучше даже в чём-то.

        • Сергей Лахардов:

          Мне кажется, здесь — сочетание и узоров, и наличников делают фото интересным.

          • Евгений:

            Да, интересный и очень тонкий узор и на стекле и на наличнике. На верхнем и правом среднем стеклах рисунок похож на зимний лес… Хорошо передана и оставшаяся расцветка наличника и структура дерева. Удачный кадр! Конечно, лучше бы взять весь наличник, но и то, что есть, классно… Интересно, сколько лет этому наличнику, жив ли мастер, вырезавший его… Такой тонкой резьбы я еще не видел.

          • Сергей Лахардов:

            Да уж… Творчество может жить намного дольше своего создателя… Вот работал человек, душу вкладывал, хотел, чтобы люди радовались красоте.

  4. Сергей Лахардов:

    Миша, кстати, по поводу того, что наши деревни медленно развиваются… А точнее — деградируют… На ум приходит один репортаж в новостях, который я видел в Беларуси еще в 90-х годах. Там один старичок — немец, который в Великую Отечественную воевал на наших полях, организовал доставку гуманитарного груза. И он привез вещи, одежду, продукты в ту деревню, где стояла его часть. Запомнился такой момент: он вышел на окраину деревни, осмотрелся вокруг и, с грустью, сказал: «Последний раз я здесь был 50 лет назад… Что изменилось за это время? Только лишь, сняли солому с крыш и положили шифер. Больше ничего»…

    • shmakov.misha2012:

      Хочу заметить, что такое положение только в России и Белоруссии, хотя в последней не был лет 25, говорят — преобразилась… (прим. Сергей Лахардов — вырезал политически окрашенную фразу)…

      Впервые я на это обратил внимание (на убогость быта) в 1989 году, когда ехал на поезде в Прибалтику. Россия и Белоруссия отметились за окном вагона кособокими домами и промозглой погодой, был февраль. Ночь пути — Литва: зеленая травка, симпатичные коттеджики на две семьи, общая ухоженность пленэра, изобилие в магазинах, и дикая озлобленность на «русских». (Прибалтику фоткал Зенитом).

      Сентябрь 90 -ого, я еду в Житомир и дальше в сторону Винницы. В Москве голод, очереди перекрывают основные трассы, а Украина встречает солнцем, виноградниками, дворами, залитыми асфальтом, железными воротами — достаток, одним словом.

      Как ты знаешь, я проехал на автомобиле половину Индии, сотни деревень. Роскошью они не отмечены. Встречается и нищета, и грязь на улицах, но такого упадка как у нас, нет. Не увидишь…

      Наверное, дело в людях. Может, прав ВВП когда сказал, что после смерти Ганди и поговорить не с кем! Вот вместо Ленина нам бы Ганди… Ты видел одноименный фильм? Очень советую.

      • Сергей Лахардов:

        🙂 Я тебе больше скажу: едешь на машине, например, из Екатеринбурга в Саратов. Пересекаешь по пути Свердловскую и Челябинскую области, Оренбургскую и Саратовскую области. Дорога и окрестные деревни выглядят так: Свердловск и Челяба — 3 года после атомной войны, асфальт разбит, дома разрушены, коровники пустые, на лугу пасутся три буренки (кожа да кости), пастухи пьяные…

        Проезжаешь под знаком «Добро пожаловать в Башкортостан» — добротные, богатые деревни, огромные стада сытых коров и лошадей, сотни гусей у каждого дома…

        Дальше знак: «Счастливого пути из Башкирии — здравствуй Оренбургская губерния!..» Ну ты понимаешь: сразу за знаком дыры в асфальте, дома в сёлах, чуть не с соломой на крышах, все как на Урале… 🙂

      • Сергей Лахардов:

        Если говорить про репортаж о деревне Нижнеиргинское, то нужно брать во внимание, что меня, как фотографа, в первую очередь привлекали такие вот полуразрушенные строения… Есть там и нормальные, зажиточные дома… Хотя, общий тренд, конечно, налицо…

        Думаю, если говорить про Индию или Башкортостан, то многое определяет еще религия, а значит — процент молодежи на селе… Нет молодых людей — откуда будет прогресс?

        • shmakov.misha2012:

          Отвлечемся от внутренней политики… Мне фотки понравились. Фотография №37 — очень хорошо, но я бы закрасил опору ЛЭП и выровнял бы по хатам. Это — единственное замечание.

          Что бы судить все остальное, я должен сам сделать зимние фото. Может, поеду снимать завтра, если снега не будет, дойду до Кузьминок.

          • Сергей Лахардов:

            Как цветокоррекция, так нужен оригинальный цвет… Как ЛЭП закрасить, так нет проблем! 😉 Вертикаль я ровнял по домику слева… Что ты имеешь ввиду «выровнял по хатам»? Повернуть камеру в сторону, к сожалению, я не мог — хлам всякий мешает…

          • Сергей Лахардов:

            У тебя вокруг — Золотое кольцо. Столько фоток для репортажа можно снять… Я уже дважды из Москвы на электричке в Тулу, в усадьбу Льва Толстого гонял… Там, в Ясной поляне, и дома старинные, и дубы… Нравится очень то место…

          • shmakov.misha2012:

            Примерно так! Это — графическом редакторе от Canon. И Лайтрум дал, примерно, такую же картинку, чуть еще вправо: fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/385870/view/1729128

            Золотое кольцо. Зимой я — не ездок, и не фотограф. Мерзну. Зиму не люблю.

            В Тулу мне по пути на дачу, не доезжая Серпухова ухожу вдоль Оки на Калугу. В ноябре поехал за зимней резиной, трассу (Симферопольское шоссе) полностью реконструируют. Крым наш: срыли газон между встречными полосами. Расширяют. Пять часов в пробках!..

          • shmakov.misha2012:

            Вот вариант выравнивания горизонта в Лайтруме: fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/385870/view/1729128

  5. Сергей Лахардов:

    Согласен, Миша! Твой вариант фотографии лучше… Это — последний кадр в отчете, рука дрогнула… 🙂

    • shmakov.misha2012:

      Сложный рельеф…

      Мои планы на съемку рухнули — Москву заваливает снегом. Мало того, обнаружил, что оставил переходник от зарядного устройства фотика в Дубае, придется возвращаться. 🙂

      Попробую завтра. Твоя заслуга.

      • Сергей Лахардов:

        Ну, повезло еще, что обнаружил отсутствие зарядки дома. Я уже рассказывал, как однажды поехал снимать невероятный закат (было огромное солнце, облака, лучи золотом освещали тучи снизу, от горизонта — сказка!!!), достал штатив, установил камеру и… Аккумулятор, оказывается, не зарядил… 🙂

        Та же история была в горах Башкирии. Вот выше есть ссылка на фотографии с турбазы Малиновка около Белорецка. И там вечерние фотографии невыразительны…

        А дело было так: мы весь день шастали по горам, устали, по возвращению в деревню, положил батарею на зарядку. Вечером — тоже красивый закат с золотым светом над горами… Отошел от базы отдыха на километр, разложил штатив… 🙁 Аккумулятор то в Малиновке остался… «Золотой час», сам знаешь, длится 15 минут. Пока сбегал за батареей, солнце ушло… 🙁

        Ну, теперь, перед тем, как выйти из дому и поехать куда-нибудь в деревню, три раза проверяю, стоит ли в фотоаппарате карта памяти и батарейка… 🙂

  6. Евгений:

    Замечательный отчет! Живые фотографии, напоминающие мне и нашу деревню, деревню средней полосы. У нас такие же леса в снегу, так же снегом завалены сельские домики.

    Сергей, хочу обратить Ваше внимание и на рукодельную красоту. Например, в Вашем снимке №7 Вы обратили внимание на сельский магазин, а вот посмотрели бы на наличники белого двухэтажного дома, который стоит за ним… Они же из сказки! Думаю, что такие же, сказочные, можно найти и на других домах деревни. Это искусство, которое уходит от нас… В нашей, Ивановской области, в деревнях много таких, но новые постройки уже редко украшаются таким чудом. Очевидно, всех нас подгоняет быстро бегущее время.

    Меня также впечатлили текстуры, с детства очень теплое отношение к застаревшему, потрескавшемуся от солнца и ветров дереву, к его многочисленным и бесконечным извилинам. У Вас они очень хорошо переданы…

    И, наконец, о топоре на воротах дома в деревне. Вы, возможно, при внимательном осмотре всех домов могли бы увидеть и багор, и ведро, и лопату и прочие инструменты, которые используются при тушении пожара. Это — распределение обязанностей при пожаре в деревне: кто с чем прибегает на пожар… Но, подозреваю, что Вы знали об этом… 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Евгений, хочу сердечно поблагодарить Вас за комментарий! Он заставил меня пересмотреть критически мой репортаж… Данный отчет, один из немногих, где большинство фотографий мне нравились…

      Но, прочитал Ваш отзыв и почувствовал в Ваших словах столько… какой-то поэтики… любви к деревне… Я тоже очень люблю деревенскую жизнь, мое детство и большая часть юности прошли на селе.

      Но снимал я эти фотографии, честно скажу, без любви… А как хирург, вправляющий кости после открытого перелома: никаких эмоций, главное, чтобы всё срослось… Т.е., для меня все эти дома, деревья и покосившиеся заборы были всего лишь «экспонатами в музее под открытым небом». Глядя на деревню я не думал о том, как показать ее красоту, а лишь о том, как правильно расположить объекты в кадре, чтобы получилась «правильная композиция»….

      Думаю, нужно будет съездить и в третий раз, по весне, чтобы показать не только деревню, но и моё, как художника, к ней отношение… 🙂 И, всё таки, хотелось бы снять фотографии при хорошем, мягком свете. Тогда текстуры дерева проявляются краше.

      Спасибо за замечание про топор… На самом деле, я этого не знал…

  7. Даниил:

    Ну, с окончанием праздничных дней, каникул, так-сказать, что-ли! 🙂 Фото, и вправду, оживают от живого яркого пятна на фоне белой пустыни! Яркое сразу становится центром кадра — больше зацепиться не за что ведь.

    Только лицо на предпоследних кадрах не красновато-ли чересчур? Как будто с «бодуна»! 🙂 А если серьезно, то мне больше понравился 37-ой кадр, где видно как зима превращает плоские темно-коричневые доски в белый и объемный узор… 🙂 Зима, вообще, хорошо рисует узоры на стеклах, да изменяет размеры и формы знакомых нам предметов.

    А насчет обматывания пакеты — все верно, т.к. влага не на морозе оседает на предметах, а наоборот из-за разницы температуры комнаты и фотоаппарата (например) конденсируется из окружающего теплого воздуха на холодной поверхности. Отсюда и надо в пакет заворачивать. Странно, что у Canon EOS 7D влага аж на матрице остается… Жуть! На Никонах такого не получалось, ну может везло просто.

    • Сергей Лахардов:

      Привет, Даниил! Да, праздники закончились, сейчас с новыми силами к свершениям! 🙂 Спасибо за фотографию №37, она мне тоже очень нравится! Камеру я не мог повернуть, но вот думаю, может, нужно было панораму снять, чтобы справа больше речку показать?

      Фото №39 снята в сильный мороз, лицо было красным, а совет убавить насыщенность красного и оранжевого при обработке, тогда мне еще не попадался на глаза. Плюс моя фирменная цветокоррекция «вырви глаз»… 🙂 Это, все еще, отголоски прошлогоднего фотографического опыта… 🙂

      По поводу пакетов у меня неясность в следующем: зачем заворачивать в них фотосумку, если, по идее, конденсат должен выпасть на внешней стороне сумки, а не на фотоаппарате?

      Мне очень понравилось окно с наличниками и ледяными узорами на стеклах, которые сняла Галина в деревне Ильтяково. Я попрошу у нее оригинал и размещу здесь, в статье.

      • Даниил:

        Да чтобы сумка не промокла видимо, а за ней и техника. Видимо для особо щепетильных. Да, очень красивые узоры, а меня угораздило на праздниках на общественном транспорте прокатиться, там тоже шедевральные рисунки наблюдал, да еще и в золотой час в окно, ляпота!

        • Сергей Лахардов:

          Прокатился, Даниил, с фотоаппаратом? Иначе, не считается, ибо отличный свет и кадр бывает, обычно, когда камеры с собой нету… 🙂

          • Даниил:

            Так и есть, без фотика конечно. Мне было немного не до того — вызволял свою машину с 2-мя пробитыми колесами на трассе близ города.

          • Сергей Лахардов:

            Ну, Даниил, нашёл себе занятие для новогодних праздников! Надеюсь, хоть не во время поездки на Аракульский шихан?

          • Даниил:

            Угадал, когда ехал уже домой, попал в яму с камнем, 2 колеса лопнули. Вот тут я и повеселился. Надеюсь фотки того стоили.

          • Сергей Лахардов:

            Ну, Даниил, сочувствую… Искусство, конечно, требует жертв, но не таких же дорогих! Я так понимаю, что кроме колес, все обошлось? Ну и слава Богу! Остальное — наживное…

          • Даниил:

            Спасибо, Серега, за поддержку. Да, здоровье и машина в общем не пострадали, очень весело провели время, но никому не желаю 😀

      • Евгений:

        По поводу конденсата. Чем больше разница температур, тем больше конденсата. Он образуется и внутри фотосумки и, даже, внутри аппарата, т.к это влага из имеющегося там, в каждом объеме, воздуха. Пакет увеличивает прослойку между внутренностью сумки и наружным воздухом, уменьшая разницу температур, т.к. внутри его появляется еще один слой воздуха. Разница температур этого воздуха в пакете и воздуха в сумке уже меньше, чем разница наружного воздуха и воздуха внутри сумки. Соответственно конденсата меньше. Чем больше слоев, тем меньше возможность образования конденсата.

        Ну, и, очевидно, приходилось слышать совет: зимой после доставки какой-то домашней электроники не следует ее распаковывать, а тем более включать, не менее 30 минут. При быстрой распаковке теплый домашний воздух попадет на холодные поверхности техники и из него выделится вода (конденсат)… Ну, а далее по обстоятельствам: окисление токопроводящих дорожек или, при включении, замыкание и…

        Кстати, я бы в пакет положил еще сухую газету, она бы вобрала в себя излишнюю влагу. Или пакетик с сухим селикагелем (такой обычно кладут в упаковку электроники, а у меня есть и сумке с Никоном).

        Что-то длинновато получилось и в стороне от основной темы… Прошу извинить.

        • Сергей Лахардов:

          Наоборот, Евгений, спасибо за подробные объяснения! Дело в том, что фотографируя зимой в прошлые годы, я всегда, входя домой, фотосумку укутывал в пакет.

          А в этом году, возвращаясь со съемок на морозе, фоторюкзак осталял так, без полиэтиленовой защиты… Просто ждал 2 часа, не трогал ни фотоаппарат, ни объективы. (флешку предварительно, еще на улице доставал, чтобы можно было сразу начать копировать фотки на компьютер).

          Теперь, думаю, буду закутывать рюкзак для фотоаппарата в целлофановый пакет после съемок на морозе, от греха подальше… 🙂

          Пакетики с силикагелем я заказал вместе с покупкой фоторюкзака.

  8. Сергей Лахардов:

    Интересный момент: я никогда не делал различий между понятием «село» и «деревня», думал — они тождественны. Почитал в Википедии — пишут, что до революции селом назывался населенный пункт, в котором была церковь. Деревня — это поселение с небольшим количеством домов и отсутствием церквей. Поселок — небольшое поселение, возникшее, обычно, недалеко от города. Станица — военное казачье поселение, способное выставить эскадрон (сотню) всадников. Хутор — чаще, пара домов на отшибе, которые по мере роста превращаются в деревню.

  9. AndreyShaD:

    Хотел бы поправить: на фото — не деревня Коуровка, а село Слобода. А Вы снимаете со скалы Слободской камень. Село Коуровка находится рядом. Вдалеке виднеется храм Св. Георгия Победоносца и ведущий к нему навесной мост. Люблю летом по этому мосту на велосипеде кататься! 🙂

    Моя родная деревня Кузино. На фотографии, как раз, поворот виднеется в мой родной поселок.

    • Сергей Лахардов:

      Спасибо за замечание. Там, по моим ощущениям, все деревни срослись в одну — не поймешь, где заканчивается Коуровка и начинается Слобода… 🙂 В приятном месте расположена Ваша деревня… В Коуровке я уже был и осенью. и зимой… Нравится… И один из моих читателей (Даниил) уже неоднократно ездил туда снимать ночное небо… Притягивает красота… 🙂

  10. Марина:

    Уважаемый автор! Вы ведь проезжали — там же табличка: «Нижние Серги». Нет никакого села Нижнеиргинское в Свердловской области. И тайги нет в данной широте. Это — юг Свердловской области. Тайга есть на севере области недалеко от городов Серов и Североуральск, к примеру. Вы еще Екатеринбург Свердловском назовите…

    • Сергей Лахардов:

      Марина, спасибо за Ваши замечания! На сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ указано, что Свердловская область находится «в зонах средней и южной тайги, а также смешанных лесов». (mnr.gov.ru/maps/?region=66). Конкретно про то, какой тип леса в Красноуфимском районе я не нашел данных.

      Согласно определению Большой Советской Энциклопедии: «Тайга — это хвойные леса северного умеренного пояса, составленные бореальными видами ели, пихты, лиственницы, сосны (в том числе кедровой) с небольшой примесью лиственных пород…» Мне показалось, что на фото №14, 21, 24 — как раз и видим то, что называется таким определением.

      Но настаивать не буду, так как не уверен теперь в своей правоте… 🙂 Скажите тогда, пожалуйста, как называется лес, изображенный на перечисленных выше фотографиях, с научной точки зрения.

      Нижние Серги — это районный центр в Свердловской области, расположен в 100 километрах от Екатеринбурга. Мы проезжали мимо него по дороге в Красноуфимск. Фотография №1 снята в тех местах, а именно: километров через 5 после поворота на село Бажуково, где находится вход в природный парк «Оленьи ручьи». Село Нижнеиргинское — в 43-х километрах от Красноуфимска, на границе с Пермским краем. Вы можете набрать название в Google и убедиться в его существовании.

      Кстати, в Википедии пишут, что Нижнеиргинское расположено на окраине небольшой лесной рощи посреди приуральской лесостепи. Но те ёлки, не очень-то похожи на рощу. Также, как я уже писал в статье, рядом с селом проходит граница естественного произрастания дуба, там — государственный ландшафтный заказник «Нижнеиргинская дубрава».

    • Сергей Лахардов:

      Марина, поискал более точную информацию в Интернете. На сайте Института экологии растений и животных УрО РАН (г. Екатеринбург) есть диссертация Т.С. Ослиной. В ней рассказывается об изучении бабочек белянок. Есть упоминание о том, что она ловила белянок около села Нижнеиргинское (Свердловская обл.), которое располагается на территории Красноуфимской лесостепи, которая, в свою очередь, окружена подзоной южной тайги. То есть, называть лес в окрестностях этой деревни тайгой – совершенно правомерно. 😉

  11. Марина:

    Кроме того, дороги Свердловской области — одни из лучших в России. Это — признание многих автопутешественников, которые действительно проехали от Москвы до Владивостока.

    • Сергей Лахардов:

      Могу похвастать, что за последние 15 лет я посетил больше 100 городов России, Украины, Беларуси, Казахстана, Азербайджана и Узбекистана (правда, в основном, прибывал в командировку, и на самолетах). Если еще добавить, что проехал за рулем 3200 км по Мексике, 1200 км по Шри-Ланке и 2500 км по Таиланду, несколько тысяч километров по Швейцарии, Франции и Германии, то окажется, что я — почти эксперт по дорогам. 🙂 Скажу так: в России бывают и лучше… Для примера, можно посмотреть трассу Екатеринбуг — Челябинск и сравнить качество на нашей стороне, а на их. Но и ругать особо не буду наши Свердловские. Лет 10 назад все было ужаснее. Если сравнивать качество дорог, культуру вождения, скажем, с Таиландом или с Мексикой, то нам еще очень долго нужно учиться строить автотрассы. 😉

  12. Светлана:

    Значок «Топор» на доме означает, что в случае пожара из этого дома люди бегут помогать тушить не с пустыми руками, а с топором. Есть ещё значки «Багор», «Лопата», «Ведро».

    • Сергей Лахардов:

      Спасибо, Светлана! Мне уже раньше Евгений объяснил, что я — городской житель не смыслю ничего в противопожарной охране деревни… 🙂 Очень правильное решение заранее назначить ответственных за тот или иной шаг, поскольку во время пожара (не дай Бог!!!), поддаешься панике и трудно вспомнить, какие вещи и кто должен принести.

      • Светлана:

        Проглядела пояснение от Евгения… Там на горе ещё установлен колокол, в который при пожаре бьют, так меня всегда интересовало, как назначают того, кто должен очень быстро наверх добежать и тревогу поднять.

        • Сергей Лахардов:

          Наверное, самый молодой житель деревни эту функцию на себя берет. 🙂

          • Евгений:

            Кто первый в деревне увидит пожар и кто ближе к колоколу (иногда, это — подвешенный кусок рельсы)… Важно время начала оповещения.

  13. Светлана:

    Сергей, у меня к Вам практический вопрос. Я на этот пост набрела, когда искала фотографии Н.Иргинска (Красносоколье, Пантино — это рядом деревни), потому что у меня дедушка и бабушка оттуда. Дед написал, в своё время, амбарную книгу воспоминаний, я их сейчас привожу в читабельный вид. Хотела проиллюстрировать фотографиями. А то у меня только старые, черно-белые. Так вот вопрос: можно ли воспользоваться Вашими? Как оформлять ссылку на авторство?
    Спасибо.

    • Сергей Лахардов:

      Светлана, если Вы планируете опубликовать книгу у себя на сайте или еще где-то в Интернете, то прошу в начале или в конце статьи написать, что фотографии взяты из рассказа «Зима в деревне Нижнеиргинское» и поставить ссылку на неё. Вот, например, как я указывал источник старинных фотографий в отчете о восхождении к Поклонному кресту в городе Карабаш Челябинской области.

      Если Вы планируете издать бумажную книгу, то, во-первых, авторские права на некоторые снимки из этой статьи и из рассказа о поездке в село Нижнеиргинское у меня выкупило книжное издательство (книга будет издана в конце декабря этого года, наверное) и мне нужно будет почитать внимательней условия договора. Во-вторых, все равно, прошу указывать адрес ссылки моего блога (но этот вопрос нужно будет обсуждать отдельно).

      • Светлана:

        На бумажную книгу я не замахиваюсь. Может быть — распечатки для семейного использования, не больше. В планах выкладывать кусками в ЖЖ, сейчас как раз до рассказа про Нижнеиргинское дошла. Спасибо за ответ обстоятельный. Я правильно поняла, что, если я использую Ваши фотографии в посте, то делаю ссылку и Вы на меня не в обиде?

        А о чём книга, для которой издательство права выкупило?

        • Сергей:

          Светлана, по поводу ссылки — все правильно. Это даже Гуглу и Яндексу понравится и они не будут накладывать санкции за копипаст… 🙂 Что касается книги издательства, то она будет об интересных местах Среднего Урала. Не буду пока рассказывать, как выйдет — напишу отдельный обзор с пояснениями.

          • Светлана:

            Значит, учусь делать ссылки и жду выхода книги. 🙂

  14. Виктор.:

    Почитал, посмотрел — будто сам побывал в селе Нижнеиргинское!.. 🙂 Спасибо!

    • Сергей Лахардов:

      И Вам, спасибо, Виктор! 🙂 На выходных буду публиковать обзор книги «Свердловская область. Максимальное приближение», в которую вошли снимки из этого отчета. Только сегодня получил на руки свои «авторские экземпляры».

      • shmakov.misha2012:

        Могу ли рассчитывать на экземпляр с автографом автора?

        • Сергей:

          Миша, для тебя зарезервировал. 🙂 Только я — один из 60-ти фотографов, чьи работы использованы в издании. Авторы — сотрудники издательства «Азимут».

  15. Галина:

    Вот тихушник! Ждём обзор. Кстати, действительно, интересно про эту книгу. А поздравления, из-за врождённой вредности, будут только после обзора. 😆

    • Сергей:

      Галина, я не тихушник. Бывает в кинопроизводстве, когда у писателя кинокомпания выкупит права на экранизацию, а фильм годами не снимает. Так и здесь боялся, что раструблю всем, а авторы книги решат, что не станут реализовать полученное право публикации фотографий…



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required
Доставка цветов
на любой случай жизни. Доставка точно в назначенное время
sanata-flowers.ru