Свежее утро. Солнце уже взошло, но еще не жалит, еще только ласкает своими лучиками листву гранатовых деревьев, высаженных вокруг кафе в нашей гостинице. За столами сидят постояльцы и, слегка звякая столовыми приборами, уплетая турецкий завтрак, обсуждают какие-то свои, незначительные, отпускные дела. Пока мы с Катей налегаем на яичницу и сыр, Мирослав бегает по площадке, пытаясь поймать рыжего котёнка. А эта огненная бестия с зелёными глазами вскарабкалась на пальму. Сын в восторге от прыткости пушистика. Идиллию разрушает сигнал моего телефона, извещающего, что пришло какое-то сообщение. Открываю: «Фотограф, пришли фото.» – просит меня пожарный, вчера, фактически спасший нашей семье жизни. День назад мы отправились в пеший поход по Ликийской тропе к маяку на мысе Гелидония, а на обратном пути дорогу преградил лесной пожар, заперев нас в ловушке: дорога на полуострове одна, и заканчивается она тупиком.
Тут же перед глазами возникают картины вчерашней ночи. Треск горящих деревьев, иссушенных южным солнцем, и запах дыма. Искры в воздухе, как зловещие мотыльки. Тревожно блеющие где-то в темноте овцы. Причитания женщин и тревожные взгляды мужчин. Силуэты пожарников, поливающих из брандспойтов лесную подстилку. С грохотом и чадом дизтоплива снующих туда-сюда пожарных машин. Крики из темноты: «Hadi daha hızlı! Dikkat! Kahretsin, yeterince su yok! Arabalar başka nerede? Kontrolü kaybediyoruz!» (Давай быстрее! Осторожно! Чёрт, воды не хватает! Где еще машины? Мы теряем контроль!). И над всем этим – восторженные возгласы моего сына, который в свои год и три месяца впервые видел такую движуху с техникой и фейерверками…
Содержание отчета:
- Чем примечателен мыс Гелидония.
- Отзыв о нашем походе с маленьким ребёнком на руках.
- История маяка.
- Как добраться на общественном транспорте.
- Что еще посмотреть в окрестностях поселка Караёз.
- Краткий путеводитель по Ликийской тропе.
- Про лесной пожар.
Примечание 12.02.2022
В отдельной статье можно посмотреть подробный путеводитель по отдыху в поселке Адрасан. Рассказывается, как добраться, где поселиться и какие интересные места можно посетить в окрестностях. Обзор можно прочитать здесь.
1. Чем примечателен мыс Гелидония?
Мыс Гелидония (Gelidonya Burnu) расположен на самом юге Ликийского полуострова, он разделяет заливы Анталийский и Финике. Турки называют его также Ташлык Бурну (Taşlık Burnu), а в античные времена древние греки дали ему название Chelidonia (позже — Kilidonia).
Во времена классической Греции и эллинизма его назвали «Гелидония» (в переводе на русский – «ласточкин»), а группу островов по соседству – «Chelidonia nessoi» («ласточкины острова»; сейчас турки зовут их «Beşadalar Adasi»). В период господства Византийской империи использовалось другое название – Promontorium Sacrum (от латинского «Holy Promontory», Святой мыс), а острова – «Chelidoniae Insulae».
На весь мир мыс Гелидония прогремел в 1960 году, когда в проливе между островами был найден корабль, затонувший здесь на глубине 27 метров приблизительно в 1200 году до н.э. (3200 лет тому назад). Археологи нашли гончарные и медные изделия, слитки олова и торговые весы.
Началось все с того, что в середине 1950-х в турецкий городок Бодрум приехал журналист из Нью-Йорка Питер Трокмортон (Peter Throckmorton). Он известен тем, что освещал алжирскую войну со стороны повстанцев.
Однажды он познакомился с капитаном Кемалем из Мандалинджы (Mandalinci), владеющим лодкой по добыче морских губок. Тот сообщил, что знает множество мест с затонувшими кораблями и в следующем году собирается взрывать их динамитом. Американец убедил рыбака воздержаться от своего намерения и в 1958 году вернулся в Турцию под флагом клуба исследователей. Вместе с кинорежиссером Стэн Уотерман (Stan Waterman) они посетили несколько подводных археологических мест. Больше всего времени друзья по увлечению исследовали пролив у мыса Гелидония, где в последний день и обнаружили свою находку.
Мистер Трокмортон убедил Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета спонсировать подводные раскопки. В 1960 году команда ученых прибыла на место и раскопала этот корабль. В то время это было самое старое известное науке место кораблекрушения. Более подробно и увлекательно о тех событиях можно прочитать, например, в книге доктора исторических наук А. В. Окорокова «Сокровища на дне».
С находки корабля у Гелидонии началось развитие морской археологии. В 1962 году археологи нашли корабль викингов в Роскилле (Roskilde, Дания), в 1965 – шведский военный корабль Ваза (Vasa). В 1982 году у мыса Улубурун (Uluburun) нашли еще более древний торговый корабль (вот описание на русском языке – 3400 лет). И только в апреле 2019 объявлено о находке, которая датируется предположительно 3500-3600 лет тому назад.
Сейчас артефакты, найденные на Гелидонском и Улубурунском кораблях, находятся в Музее подводной археологии в Бодруме. Вот видео на английском языке, показывающее, что там хранится.
Ну ладно, это место меня интересовало в первую очередь не своей историей, а возможностью походить пешком по сосновому лесу, вдыхая соленый морской воздух и любуясь одиноким маяком. Через этот мыс проходит участок пешеходного маршрута Восточная Ликийская тропа, славящегося потрясающей красотой природы.
На карте розовым цветом показан самый красивый отрезок пути, который лучше бы пройти пешком, а не ехать, как мы, на автомобиле. Голубым – расстояние, пройденное по узкой тропинке на своих двоих. Синяя линия – судя по Гугл-картам, на вершину хребта ведет грунтовая дорога, с высоты открываются потрясающие виды на окрестности. Вот как эта точка выглядит в сервисе «Просмотр улиц» в Гугл-картах».
2. Отзыв о походе
– Расстояние от Чиралы до пункта назначения – 58 км. Время в пути – 1 час 50 минут, — буднично сообщил навигатор.
– Как такое может быть? – возмутился я. – Полсотни километров? Когда я смотрел дорогу дома, было ближе и точно не так долго!
Посмотрел предполагаемый маршрут – шайтан-машина ведет не по второстепенной дороге через поселок Адрасан, а по «федеральной трассе» D400 «Анталия — Мармарис».
– Ну что же, ехать по качественному, широкому шоссе, наверное, легче. И серпантин проще, и скорость выше. Да и сын как раз успеет выспаться. Поедем данным путем.
Как оказалось, навигатор не ошибался: путь до городка Кумлуджа (Kumluca) довольно извилистый – не погоняешь. Еще и ремонтные работы на одном из участков.
* * *
Заезжаем в Кумлуджe, «помидорную столицу» Турции. Здесь на круговом перекрестке сворачиваем налево к морю. Затем еще раз налево, и едем вдоль теплиц деревни Мавикент (Mavikent).
В какой-то момент дорога выходит к морю. Ах! Уже здесь можно оставить машину и идти пешком! За каждым поворотом (а они здесь, кажется, каждые 300 метров) виды открываются один красивее другого.
В первой главе своего отзыва я писал, что этот участок пути между поселками Мавикент и Караёз (Karaöz) – один из красивейших, что я вообще видел. Справа у вас отливает голубой лазурью море, слева – хвойные склоны гор. Едете вы по серпантину. Временами открывается пейзаж с хребтом, прорезающим мыс Гелидония. Чем ближе к Караёзу, тем интереснее становится. Появляются живописные бухточки – вот где нужно останавливаться на отдых!.. Но мы, к сожалению, не можем делать остановки даже для фотосъемки – в машине спит ребёнок.
Последние 6 км сразу за деревней Караёз асфальт заканчивается и начинается грунтовка. Здесь точно нужно идти пеком, не потому что трудно проехать на авто (весь последний километр – «стиральная доска»), а потому что в этих краях перед глазами открывается то, что служит праздником души: хвойный лес, сквозь прогалины просматривается море и… запахи!
Наконец доезжаем до конечной точки. Планируя маршрут, я боялся, что можем пропустить место, где тропа от дороги уходит в гору – нормально всё, установлен информационный щит, указано расстояние 2 км. Ну и желтый указатель «Ликийская тропа» всем туристам известен.
На парковке – 3 автомобиля. Обратите внимание, как правильно парковаться в горах: «Fiat» стоит на дальней стороне дороги — если сверху полетят камни, наверное, уцелеть шансов у него больше. Нашу машину я оставил у склона, и потом волновался за неё в походе: по пути к парковке встречались небольшие осыпи…
Надеваем удобную обувь, перекусываем, не забываем взять с собой воду. Перед полетом в Турцию мы арендовали переноску Х специально, чтобы пойти с ребенком в поход на маяк. Пришло время опробовать приспособление.
Мирослав устроил скандал: какая еще переноска: «Я хочу либо пешком, либо на руках у папы!» Мда… тащили «кенгурятник» за тридевять земель зря.
На всякий случай покажу видео, где демонстрируется грунтовая дорога от посёлка Караёз и начало пешей части маршрута к маяку (на 47-й секунде).
Да, и по поводу «стиральной доски» — вот еще один видеоотчет, показывающий качество грунтовки.
Тропа хорошо натоптана, почти до самого маяка идет с не очень большим уклоном вверх. Прогулка – одно удовольствие.
Лишь одна вещь напрягала в этом походе: из Чиралы мы выехали после обеда, в дороге были почти 2 часа – вечер уже. В Турции темнеет рано, поэтому нужно спешить, чтобы не пришлось возвращаться через лес в темноте. А в таких местах нужно идти расслаблено, наслаждаться походом.
Приблизительно в середине маршрута путников встречает старое поваленное дерево. Его я видел в отчетах туристов, написанных еще лет 5 назад (имейте в виду этот ориентир).
Если подняться к коряге, открывается вид на места, мимо которых мы недавно проехали на автомобиле.
Отдохнули – продолжаем поход. И не говорите, что с маленьким ребенком трудно идти по Ликийской тропе: он сам может шагать… метров 50…
Смотрю сейчас свои фотографии – всё выглядит однообразно. Кажется, что скучно там. Да нет же! Когда идешь по такому сказочному лесу, заливаемому теплым светом предзакатного солнышка, душа поет!
В какой-то момент вы выходите на перевал. Здесь — еще передышка, и далее штурм последних 200-300 метров. Тропа теперь каменистая, уходит вверх довольно круто. Деревья низкие и скрюченные: видимо в зимнее время Гелидонию оккупируют лютые ветра. Да и сейчас, в конце сентября, когда у моря — жара в 30°, на мысе довольно прохладно. Сильный ветер – пришлось даже сыну одеть рубашку (и то было холодно).
Пыхтя и делая частые остановки, медленно продвигаемся к цели. Вспоминаем, как трудно было всю ночь подниматься на священную гору Пик Адама на Шри-Ланке. В Турции, конечно, не так тяжело. Впрочем, если вы придете сюда летом, условия восхождения будут не такие комфортные, как во время нашей прогулки.
Маяк появляется из-за кустов неожиданно. И он прекрасен!
3. История маяка
Ты идешь в лесу по камням и вдруг оказываешься в совершенно безлюдном месте. Взору открывается бескрайнее море и необитаемые острова. Чувства переполняют!
Около домика установлена беседка и щит с информацией о том, что пролив этот между островами и мысом известен с давних времен, и что он был опасен для кораблей из-за встречных подводных течений. Что маяк начали строить в 1934 году, а заработал он в 1936-м. До 1990 огонь получали, сжигая керосин. Вспышка света дается каждые 3 секунды. С 1944 года обслуживает его семья по фамилии Демир.
Мне захотелось разузнать больше информации, и я нашел интервью на турецком языке с Мустафой Демиром (Mustafa Demir), который сейчас обслуживает сооружение. Вот мой свободный перевод по системе «Гугл-переводчик – английский — русский язык» (фото матери и его бабушки смотри по ссылке выше).
Правильное название маяка – Ташлыкбурну Фенери (Taşlık Burnu Feneri). Он расположен на высоте 227 метров над уровнем моря в 3-х км от материка. Попасть к нему можно или по морю, или по тропе. В течение 72 лет он обслуживается тремя поколениями семьи Демир.
Дед Мустафы Али Демир прожил со своей семьей на мысе 28 лет. До ближайшего поселка в то время было 10 км. Затем работать стал его сын Хасан. Он с женой и 5-ю детьми находились здесь до 1998 года. Внук Мустафа (40 лет) переехал жить на материк, маяк управляется дистанционно.
Вот что говорит смотритель: «Строительство сооружения началось в 1934 и закончилось в 1936. Первый маяк проработал до 1944 года, а тот, что вы видите сейчас — это новый.
Мой дедушка жил здесь в очень трудных условиях. Ближайшая деревня — в 10 км. Здесь нет ни воды, ни дорог, ни электричества. Жизнь в горах тяжела.
Дед трудился здесь о 1972 года, а потом эстафету перенял мой папа. Когда он ушел на пенсию, я только демобилизовался из армии. И затем я тоже стал работать на маяке.
Не знаю, что будет дальше. Захочет ли мой сын заниматься обслуживанием маяка. Мой дед возил грузы на мыс с помощью мулов. Потом появилась дорога до определенного места – уже можно было использовать технику, хотя мускульная сила лошадей и ослов тоже задействовалась».
Если вы посмотрели статью по ссылке и далее, там показаны внутренние помещения домика у маяка. Мустафа вспоминает о своем детстве: козы, дети, купание в море.
«Я помню все, как будто это было вчера. Каждый раз, когда я сюда прихожу, вспоминаю мою семью. Тарелки, вилки, подушки, одеяла, что были у нас на кухне, они все еще здесь…
Сейчас я работаю в городе Финике. Мы управляем маяком по спутниковой связи. На мысе я появляюсь раз в месяц. Когда использовался керосин, нужно было приходить каждый день. Сейчас проще.»
Далее показана фотография Зекие Демир (Zekiye Demir), 70-летней бабушки Мустафы. Она появилась на Гелидонии в 19 лет, когда вышла замуж за Али Демира, и прожила здесь 40 лет. Описывая трудные условия жизни, она говорит: «Наше время прошло. Мы таскали воду на трех осликах. Еду и напитки мы доставляли морем.
Потом маяк стал работать на керосине – можно было использовать топливо и в хозяйстве. Мы чистили фонарь и следили, чтобы пламя никогда не гасло (время от времени это случалось во время бурь). Иногда мне было скучно… Теперь этого ничего нет».
На маяке бабушка Мустафы вырастила пятерых детей. В школу их отправили в Финике. Сейчас она мало ходит из-за болей в коленях…
Керосин заменили баллонами с газом, когда начал работать Мустафа. После 2000 года освещение осуществляется от солнечных батарей.
Кстати, беседку, у которой висит плакат, построили в 2004 году американцы, приезжавшие наблюдать солнечное затмение.
* * *
Архипелаг, что виден с мыса, по-турецки называются Беш Адалар (Beş Adalar, 5 островов). В античные времена Стефан Византийский упоминал только два. Информация о них есть и в трудах ряда других историков (хотя они говорят о 2-х или 3-х). Названия островов следующие:
- Атеш (Ateş);
- Девесыташи (Devecitaşı);
- Меше (Meşe);
- Топук Таши (Topuk Taşı).
В английской Википедии говорится, что на этих скалах встречаются средиземноморские тюлени (тюлени-монахи). Но я, сколько ни искал, достоверных подтверждений этому не нашел.
Самый крупный остров мини-архипелага — Devecitaşı Island (во времена Византии — Melanippeia, Uzunada). Видите на нем какие-то круги? Любители эзотерики назовут его «Местом силы» и помчатся паломники со всего света.
Когда находишься в таком месте, в голову лезут всякие философские мысли о бытии, о том, как хороша жизнь, о счастье…
Как видите по снимкам, на Гелидонию мы попали в правильное, с точки зрения фотографии время: в «золотой час». До машины дошли быстро (за полчаса). В ночи с ребенком спускаться не пришлось (правда, специально для этого похода я привез из России фонарик). Но впереди нас ждало еще одно событие, из-за которого этот вечер на Ликийской тропе мы запомним надолго… Расскажу о нём позже, а пока посмотрите видео, снятое с высоты птичьего полёта.
4. Как добраться на автобусе
Перерыл весь Интернет, не могу найти точной информации, как доехать в поселок Караёз на общественном транспорте. Находил упоминание, что из города Финике (Finike) можно сесть на долмуш (маршрутка в Турции) до поселка Мавикент (Mavikent), а уже от него искать такси или попутку (расстояние — 12 км).
Давайте будем исходить из того, что самый простой и быстрый способ попасть в Караёз – это доехать до города Кумлуджа: он находится на трассе D400, сюда едут автобусы, следующие из Анталии через Кемер в Финике, Демре или Каш, Калкан, вдоль побережья. Чертовщина творится: в поисковиках билетов типа «Rome2rio» говорится, что есть несколько рейсов в день. Однако расписание, детали маршрутов найти у меня не получается. Единственное, пишут, что «множество автобусов курсируют между этими городами, делая частые остановки в нужном месте».
Если на мыс Гелидония вы добираетесь из Анталии, нужно приехать на автовокзал. Как это сделать на трамвае, описано в комментариях к обзору «Достопримечательности столицы Турецкой Ривьеры». Как попасть на вокзал из аэропорта, описано в 10-й главе отчета о поездке по Турции весной 2016 года.
Дополнение от 21.11.2020. На официальном сайте Culture Routes Society дано описание транспорта на разных участках тропы. Там написано, что в поселок Караёз (видимо, через Мавикент) несколько раз в день ходит долмуш с автовокзала Кумлуджи. Также там говорится, что из Анталии отходят, как междугородние автобусы (с центрального автовокзала, ездят по расписанию, билеты можно купить через интернет), так и пригородные автобусы (курсируют летом каждые полчаса днем и всего пара маршрутов вечером).
Последнее упоминание туриста о том, что он уехал на долмуше из Караёза в Кумлуджу, я читал в ноябре 2020. В комментариях к отзыву на «Форуме Винского» один из участников сообщает, что ходит он всего три раза в день. По его же словам, в Мавикенте конечная маршруток находится у мечети, и курсируют они часто.
5. Что посмотреть в окрестностях поселка Караёз
Предположим, вы решили провести в этом районе Турции больше времени. Какие интересные достопримечательности можно посетить? В городе Кумлуджа я ничего интересного не нашел: продуктовый рынок и культурный центр – вот подробный отзыв.
Сервис «Гугл-карты» утверждает, что в Кумлудже есть зоопарк (Kumluca Cistern Hill Zoo). В Интернете можно найти фотографии, но нет ни одного ролика в Ютубе, из чего делаю вывод, что сейчас он, скорее всего, не существует.
Относительно недалеко от Кумлуджи расположены руины-развалины античных городов: Родиаполис (Rhodiapolis), Лимира (Limyra) и Ариканда (Arykanda) – вот отчет о посещении туристами всех трёх. В сети можно посмотреть видео, на мой взгляд, посещения стоит последнее.
Ни одного отчета в русскоговорящей блогосфере о поездках сюда я не нашел. Но есть отзывы на TripAdvisor. Похоже, здесь даже интересней, чем в античном Термессосе около Анталии (в первой главе я писал, что этот город самый интересный в Турции). Что нравится людям, побывавшим в Ариканде? Тишина и отсутствие пакетников.
Расстояние от поселка Караёз – 58 км. Ехать по трассе из Кумлуджи в Финике, далее свернуть на автостраду D635 (по ней мы добирались в Памуккале летом 2016).
Ладно, вернемся к поселку Караёз. Учитывая, как мне понравились бухточки по дороге сюда, думаю, здесь можно провести хотя бы одну ночь. Онлайн-агрегаторы говорят, что в деревне есть как минимум 3 гэстхауса:
- Ezgi Apart;
- Geledonya Evleri Karaoz;
- Karaoz Pansiyon.
В некоторых отчетах туристы указывают, что из Караёза в Кумлуджу долмуш отправляется в 7:20, 13:30 и 18:?..
Зачем останавливаться в Караёз по пути к маяку Гелидония? Чтобы покупаться в живописных бухтах. Одна из них называется Папаз (Papaz Koyu, координаты GPS 36.278978, 30.389525).
Посмотрите видео, снятое с квадрокоптера. На первых минутах можно увидеть, как шикарно возвышаются горы над поселком, открывающиеся взору путешественника, едущего по участку дороги, обозначенному зеленым цветом на карте выше): они нависают над грунтовкой (линия фиолетового цвета) – 1:04 мин.
На 1:24 мин показано расположение Пиратской бухты (Корсан, Korsan koyu) и побережья.
На 1:45 – участки дороги «Мавикент – Караёз» и «Караёз – Адрасан».
На 1:58 – горы вокруг села Dağ Manzarası.
На 2:22 – бухты Papaz Koyu 2 и Papaz Koyu 1.
Бухты Папаз на меня произвели неизгладимое впечатление. Мы не поехали в Адрасан, так как считали, что там слишком туристическое место. Здесь же туристов было не много, а вода лазурная, как в рекламных буклетах.
Вот еще одно видео, где можно оценить красоты бухты Папаз. Если бы я путешествовал вдоль побережья из Анталии в Кемер и далее на запад в Демре, Каш, Мармарис, то обязательно устроил бы в Караёз остановку: и к маяку неспешно можно сходить, и искупаться в таком красивом месте.
Планируя поход на мыс Гелидония, я очень хотел посетить Пиратскую бухту (Корсан кою, Korsan Koyu, GPS: 36.254681, 30.406188). В отчетах туристов -прекрасные фотографии и восторженные отзывы.
К сожалению, из-за того, что ребенок спал, я не стал останавливаться, когда мы проезжали это место по дороге к маяку. Сейчас я не уверен, что там действительно так хорошо, как описывают. У поворота на Корсан кою разбит палаточный лагерь. Мы даже видели какой-то ларек с продуктами. Возможно, сейчас здесь также грязно, как в Райской бухте (Аладжасу-кою, Alaçasu Koyu) около руин Фаселиса (смотри рассказ о поездке в первой части отчета).
На карте вы видите остров Сулуада (Suluada). Оказывается, в поселке Адрасан можно купить экскурсию – вас доставят туда на яхте. Ослепительно красивое море, изрезанный скалами и пещерами берег. Прочитав отзывы и посмотрев видеоотчеты, мне тоже захотелось там побывать.
Вот фотоотчет о поездке на эти «турецкие Мальдивы».
Обратили внимание, что на берегу нигде нет укрытия от солнца? В первой главе своего отзыва я показал зонт, который мы возили с собой по всей Турции – и вам пригодится. Ну и воды берите с собой достаточное количество на экскурсию.
6. Краткий путеводитель по Ликийской тропе
В Турции имеется 14 маршрутов для трекинга. Самые известные из них – Ликийская тропа, тропа Святого Павла (по-английски — St Paul Trail, по-турецки — Aziz Paul Yolu) и тропы в Каппадокии (подробные карты с расположением достопримечательностей этого региона даны в главе №3 отчета о путешествии на машине весной 2016). Прежде чем продолжить, давайте разберемся с терминами.
В современный русский язык уже прочно вошли англицизмы: хайкинг, трекинг и бэкпекинг. Смысл этих слов связан с пешими путешествиями, но слегка отличается от русского «поход».
Дело в том, что в цивилизованных странах нельзя поставить палатки где попало (только в строго отведенных местах). Кроме того, там не в любом лесу можно ходить, а где можно, там чаще всего имеется оборудованные, маркированные тропы.
О существовании трекинговых маршрутов я впервые узнал из передачи на канале «Travel + Adventure»: там ребята шли пешком вдоль побережья Англии по Юго-Западной Береговой тропе (South West Coast Path). Я не знал, что на туманном Альбионе есть такие красоты!.. На протяжении 1014 км!
Еще один известный европейский треккинговый маршрут – Путь Святого Иакова (El Camino de Santiago).
Так вот, хайкинг (hiking) – это когда турист идет налегке с небольшим рюкзаком по маркированному маршруту, а ночует в палаточном городке или в гостинице.
Трекинг (trekking) – серьезный поход в полной выкладке по обустроенному маршруту, когда с собой приходится тащить палатку, спальные мешки и продукты. Ночевать все равно можно лишь на разрешенных стоянках.
Бэкпекинг (backpacking) – это свободное путешествие, часто вдали от официальных коммерческих троп.
Так что же такое Ликийская тропа? Это пешеходный маршрут для трекинга длиной около 540 км. Официальное начало находится в поселке Оваджык (Ovacık) рядом с курортом Фетхие (Fethiye) и Олюдениз (Ölüdeniz) на западе. Конечная точка – скалы Гейикбайыры (Geyikbayiri) недалеко от Анталии.
По-английски этот маршрут называют Lycian Way, по-турецки – Likya Yolu. Он проходит через руины античных городов Ликии, через сельские поселения, курортные городки. Передвигаться приходится и козьими тропами, и по грунтовым дорогам, и даже по древнеримским магистралям. Если вы решили пройти весь маршрут с запада на восток или обратно, вы посетите 25 исторических достопримечательностей. Дистанция в 540 км смельчаками преодолевается за 29 дней.
Ликийский путь считается одним из лучших маршрутов для длительных походов на большие дистанции. Здесь чередуются природные достопримечательности, возможность побыть в одиночестве, культурный и пляжный отдых. На некоторых участках нет ни души, мурашки по спине бегут, когда встречаешь развалины ликийского города или когда попадаешь в деревню, которая затерялась не только в горах, но и, кажется, во времени. По пути встречается несколько туристических мест, где придется покупать билеты.
Рассказывая о Ликийской тропе, невозможно не упомянуть о британке Кейт Клоу (Kate Clow). Движимая желанием сохранить исторические достопримечательности Турции, она исследовала маршрут и в 1990-х годах при содействии добровольцев нанесла разметку на всем его протяжении. И она является автором наиболее полного и подробного путеводителя по Ликийскому пути.
Чтобы получить представление о трекинге здесь, можете прочитать путеводитель на сайте Risk и посмотреть фильм.
И еще — познавательная лекция от путешественника Валерия Шанина. Слушатели задают много практических вопросов.
6.1. Участки Ликийской тропы
Мало у кого есть возможность взять отпуск на месяц и силы, чтобы в течение 29 дней бродить по турецким горам. Поэтому туристы вынуждены выбирать самые интересные отрезки.
Условно Ликийский путь делят на три участка: Западный (от Олюдениза до Демре), Центральный (до Финике) и Восточный (от маяка Гелидонии до скал Гейикбайыры).
Сразу скажу, что Центральная Ликийка считается неинтересной: там трудно ходить из-за колючек и мало достопримечательностей, поэтому этот участок обычно проезжают на автобусе. Рядом с Демре находится античный город Миры Ликийские, гробница Николая Угодника и город Учаыз (Uçağız), с которого можно отправиться на яхте к затонувшему античному городу Кекова (см. часть №1 отзыва о поездке в Турцию в 2019 году).
Вдоль Западной Ликийской тропы расположено множество интересных городков, пляжей и развалин. Я туда обязательно планирую в будущем проехаться на авто (смотри карту, описание и видео в первой части отзыва об отдыхе в Турции с ребенком в сентябре 2019).
Тропа Святого Павла – альтернатива Ликийскому пути. Длина этого трекингового маршрута – 500 км (он рассчитан на 27 дней пешего похода). Начинается он в античном городе Перге в 10 км восточнее Анталии и заканчивается у северо-восточных берегов озера Эгридир.
Ответвления Тропы Святого Павла начинаются в поселке Бешконак (Beşkonak) у начала каньона Кёпрюлю. Соединяются с главной ниткой – возле руин римского города Адада (Adada Antik Kenti).
Дважды проехавшись в окрестностях Анталии на машине, мы посмотрели основные достопримечательности Восточной Ликийской тропы (пляж Чиралы, античные города Олимпос и Фаселис, ущелье реки Агва с мостом Кесме, деревня Гёдельме с 2500-летним платаном, Райская бухта (Alaçasu Koyu), маяк на мысе Гелидония). И также мы мельком глянули интересные места на тропе Святого Павла (античные города Перге и Аспендос, мост Олук в каньоне Кёпрюлю, каньон Тазы, деревня Алтынкая (у развалин Сельге)).
Если вы спросите меня, какой маршрут из этих двух выбрать, ответить будет нелегко. Ликийка хороша тем, что вы идете вдоль моря – можно покупаться время от времени. Ниже мы увидим рейтинг самых интересных участков Восточной Ликийской тропы (там действительно умопомрачительно красиво). Но! Если вы посмотрите главы №8 и №9 в отчете о путешествии весной 2016, №1 (и последующие: №5 и т.д.) за 2019, вы узнаете, что, например, ландшафт около руин античного Сельге (Selge Antik Kenti) я расцениваю как один из красивейших в Турции. В каньонах Кёпрюлю и Тазы просто нереальная красота!..
Учтите, что, по редким отзывам туристов, тропа Святого Павла размечена хуже, идти по ней труднее, и места на неё более дикие.
Дополнение от 06.09.2020
Мы опять подумываем об отдыхе в Турции. Продумывая маршрут, я разрываюсь между желаниями походить и поездить в районе Западной Ликийской тропы, базируясь в Олюденизе, и путешествием от восточного берега Средиземного моря (в провинции Мерсин очень много интересных мест).
Если мы решим полететь в Олюдениз, тогда я обязательно хочу посетить озеро Бафа (Bafa Gölü). В первой части своего отзыва об отдыхе в Чиралы и Сиде с маленьким ребенком осенью 2019 года я показал видео горы Латмос, сложенной из огромных булыжников.
Так вот, я стал разыскивать информацию о тропах, советы туристам, карты. И выяснил, что озеро Бафа, хребет Бешпармак (современной название Латмоса) расположены на еще одном знаменитом треккинговом маршруте Турции: на Карийской тропе (по-турецки Karia Yolu, по-английски: Carian Trail). Общая ее длина – 800 км (состоит из 4-х участков).
Я не буду сейчас подробно останавливаться – почитайте на сайте Medium детальный путеводитель. Потрясающие фотографии, схема, как добраться и где начинать поход, цены, навигация и снаряжение.
А из следующего видео можно получить приблизительное представление, что вас ждет во время трекинга в окрестностях озера Бафа.
* * *.
Посмотрите видео с отзывом о походе по Восточному Ликийскому пути.
Описание всех участков на английском языке — на сайте Wikivoyage, а также общая информация в «Википедии» на русском.
6.2. Маршруты западной Ликийской тропы
Западная часть пути менее популярна среди коммерческих туров, поэтому по ней меньше информации. В первой главе с отзывом об отдыхе у Турции с ребенком осенью 2019 я привел 3 маршрута и показал несколько видео с демонстрацией красот. В той статье у меня не было возможности разместить карты со схемами походов. Давайте сделаю это сейчас.
Первый маршрут западной Ликийской тропы начинается на окраине города Фетхие (Fethiye). Мы идем вдоль Бирюзового побережья Турции к развалинам монастыря Афкуле (Afkule Manastırı). Далее – к бухте Гемилер (Gemiler). Последний – заброшенная греческая деревня Каякёй (Kayaköy). Греки покинули это поселение во времена трагической Малоазийской катастрофы.
Второй вариант похода: бухта Кабак (Kabak Koyu) – бухта Дженнет (Cennet Köyü) – Калабантия (Kalabantia) – Алынджа (Alinca) – Кабак. Вот видеоотче бабушки-туристки, которая частично идет по этому пути. От видов дух захватывает.
А в следующем видеоотчете представлено слайд-шоу из снимков туристов, посетивших Алынджу.
Ну и для тех путешественников, кто только хочет попробовать свои силы, предлагаю самый короткий маршрут Западного Ликийского пути: из деревни Фаралья (Faralya, находится в 15 км к югу от Олюдениза и в 30 км — от Фетхие) в Долину бабочек (Kelebekler Vadisi). Насколько там прекрасные места можно оценить из следующего видео.
Если вы собираетесь в путешествие, учтите, что эти схемы я рисовал приблизительно, воспользовавшись сервисом «Wikiloc». На форумах, где было описание этих трех маршрутов, имелись только названия точек (без координат и карт).
В общих чертах, рекомендации по организации путешествия следующие:
- Пеший поход от Фетхие до Калкана (Kalkan). На этом отрезке рекомендуется посетить акведук Патары под названием Деликкемер (Delikkemer Aqueduct).
- От Калкана (Kalkan) до городка Каш (Kaş) можно доехать на автобусе. По пути посетить пляж Капуташ (Kaputaş Plajı).
- От Каша до Демре (Demre) пройти пешком.
- Далее до Финике (Finike) ехать на общественном транспорте. В окрестностях его расположены античные города Лимира (Limyra Antik Kenti) и Ариканда (Arykanda Antik Kenti).
- Затем ехать в Мавикент. От него до Караёз добираться на попутках.
Как уже сказано, участок от бухты Кабак (Kabak Koyu) до пляжа Патара (Patara Plajı) – самая живописная часть Западной Ликийки. Вот один из отчетов на форуме Винского о походе по этому маршруту.
6.3. Восточная Ликийская тропа
Как я уже сказал ранее, побережье от Анталии до маяка Гелидония изучено и описано туристами лучше. Информации для подготовки похода по этому участку трекинга больше. Да и сам лично на машине я уже съездил посмотреть самые известные достопримечательности.
Здесь я хочу сослаться на подробнейший путеводитель в 4-х частях спортсмена-походника Павла Руденко. Обязательно зайдите на его сайт и посмотрите шикарнейшие фотоотчеты о каждом из описанных участков.
Описываются преимущества и недостатки Восточной Ликийской тропы, обсуждается, когда самое благоприятное время для похода (с 5 апреля по 5 мая или с 1 октября по 5 ноября; хотя основатель Кейт Клоу говорит о сезоне с февраля по июнь и с августа по ноябрь).
Обсуждаются вопросы наличия воды по маршруту, можно ли купить еду во время похода. Какие участки Ликийки выбрать для своего путешествия.
Считаю ее очень важной, поскольку автор составил свой рейтинг самых красивых и интересных достопримечательностей на маршруте. Те места, где мне удалось побывать, я тоже считаю необычайными. Отсюда считаю, что оценкам Павла можно доверять.
Забыл сказать, что в первой главе описывается фактический маршрут Павла, который он прошел за 14 дней: старт в поселке Гёйнюк (точка Б), подъем в деревню Гёдельме, восхождение на плато Чукур-Яйла (Çukuryayla или Çukur Yayla) — он его называет «седловиной у вершины горы Тахталы». Далее спуск в Улупынар и отдых на пляже Чиралы. Затем поход в бухту Адрасан и к маяку на мысе Гелидония. Из поселка Мавикент на автобусе доехали в Текирова, а оттуда пешком через Фаселис дошли почти до Чамьюва. Ну и затем — на маршрутке в Анталию.
На схеме зеленым цветом обозначена дорога по ущелью реки Агва в поселок Гёдельме (Gedelme). В первой главе я показал фотографии моста Кесме (Kesme Boğazı), расположенного в этом месте. В следующей – буду рассказывать подробно о нашей экскурсии.
Линии желтого цвета – те участки тропы, которые Павел оценил на высший балл. Давайте их перечислим.
A) Скалы Гейикбайыры, расположенные в 25 км от Анталии. Здесь находится крупнейший в Турции центр скалолазания.
Рейтинг 10 из 10
B – C1) Каньон Гёйнюк (Göynük Kanyonu). Вход туда платный. Летом туристы одевают спасательные жилеты и идут по реке вброд. Видео можно посмотреть в комментариях к рассказу о прогулке по каньону Кёпрюлю.
Рейтинг — 10 из 10.
С – С1 – D – E) Восхождение на гору Тахталы (непосредственно на вершину он не стал подниматься). Здесь самое потрясающее место, куда я мечтаю попасть, когда подрастет сын – плато Чукур-Яйла. На видео «Полная информация по Ликийской тропе» выше, на 32:50 можете посмотреть, как оно выглядит: россыпи камней и ливанские кедры. Фантастика!
А в комментариях к рассказу о восхождении на гору с флагом Чалыш-Тепе, что на окраине Кемера, есть видеоотчет о походе на Чукур-Яйла с детьми. На 5:25-7:50 минуте – волшебство!
Рейтинг 11 из 10 (мне кажется, Чукур-Яйла – все 15 баллов).
F – G) Спуск из Улупынара в Чиралы. 10 из 10.
G) Бухта с качелями севернее Чирали. Во второй главе я показал снимки с перевала скалы Карабурун на севере пляжа – действительно 10 из 10.
I – J – K) Поход из бухты Адрасан на мыс Гелидония и далее в поселок Караёз. Рейтинг интересности 9 из 10.
M – N – O) Прогулка из Текирова в Фаселис и далее до Райской бухты (Alaçasu Koyu). В предыдущей, третьей главе я показал видео и убежден, что там чудесно. Оценка 11 из 10.
От себя добавлю, что ущелье реки Агва в районе моста Кесме – 10 из 10. Подъем на гору Чалыш из Кемера – 7 из 10.
Рассказывается, как добраться к началу маршрута из Анталии (к моей 10-й части отзывов об отдыхе в Турции в 2016 более подробно это обсуждается, включая схему маршрута). Как обстоят дела с газовыми баллонами и розжигом костров. Обсуждаются ночевки в палатках. Самое главное – детальные карты Ликийской тропы. На Яндекс.Диск сброшены документы в высоком разрешении:
- Участки Восточной Ликийки «Гёйнюк – Кумлуджа» в масштабе 1:75000.
- Западная Ликийка от Фетхие до Калкана тоже в масштабе 1:75000.
- Весь путь с указанием перепадов высот.
- Советские карты Восточной Ликийской тропы.
Насколько опасно ходить по горам Турции в походы (змеи, скорпионы, клещи, волки и собаки, а также люди). Как обеспечить связь. Какое снаряжение брать в отпуск. Расчет расходов.
7. Пожар на мысе Гелидония
Налюбовавшись видами у маяка, мы быстрым шагом поспешили обратно к машине. Солнце зашло – не хотелось топтать скорпионов в темноте. Кроме того, на одном из серпантинов нам встретился очень крутой спуск с ухабами – сейчас его нужно будет проезжать на подъем, и я не знаю, смогу ли я это сделать без проблем.
Ну, с божьей помощью все получилось, неспешно едем в Караёз. С одного из пригорков открывается вид на бухту, и у которой приютился поселок – где-то вдалеке в лесу валит дым. Мы подумали: кто-то покрышки жжет.
В паре километров, не доезжая до асфальта, дорогу перекрыл пожар… Пламя до неба. Возгласы людей. Блеяние овец откуда-то из темноты. Треск горящей сухой древесины.
Мы в панике: если он разойдется (а в памяти — катастрофа этого лета в США), куда деваться? Придется бросаться в море с ребёнком… На грунтовых дорогах не действует страховка – как расплачиваться за сожженную машину?
Хорошо еще, что, когда мы подъехали, на тушение пожара уже прибыла одна машина – было не так жутко. Поначалу стихия напирала, и казалось, что у людей нет шансов победить огонь: кругом — столько сухих веток, иголок…
Спустя какое-то время подоспела подмога – около 10 грузовиков. Нехотя Гефест, бог огня, стал отводить свои войска…
Сначала жена и ребенок сидели в машине, а когда стало ясно, что опасность миновала, я решил, что Мирослав должен своими глазами видеть это – взял на руки и мы наблюдали за тушением пожара вместе.
И это были самые яркие эмоции малыша за всё время нашего отдыха в Турции.
Из огненного плена нас освободили лишь за полночь. В темноте я свернул не туда, и в Чиралы мы возвращались не через Мавикент и Кумлуджу по нормальной трассе, а по второстепенной дороге (см. белую линию на карте на рисунке №4) через поселок Адрасан.
Ух, надолго я запомню то ночное приключение: 35 километров бесконечных подъемов, спусков, серпантинов под средиземноморскими звездами. Ездить в черной ночи — то еще удовольствие! На трассу D400 выбрались буквально в полукилометре от поворота на наш поселок Чиралы…
Зато крепко спали. И на утро другим отдыхающим рассказывали, какие прекрасные виды открываются на прогулке по Гелидонии и какие фотографии можно снять, если в лесу вас застанет пожар.
P.S. Если мой отчет вам пригодился, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на него в социальных сетях. Спасибо, друзья! Удачного отдыха в Турции. В следующей главе покажу мост Кесме в ущелье реки Агва – одно из красивейших мест, расположенных совсем недалеко от Кемера, куда можно дойти даже пешком (но лучше на машине или на такси).
Дополнение от 31 января 2021. Совсем недавно Юрий Дудь опубликовал интервью с Антоном Птушкиным. В том числе, в фильме показан поход ребят по Западной части Ликийки.
Очень красивый маршрут! Шикарные фотографии, от которых исходит тепло.
Сергей, Вы собрали столько интересного материала, что хочется собраться в путь! Классная работа! А ещё добавлю, что снимки с пожаром — просто огонь!
Спасибо, Наталья! Для тех отдыхающих, кто любит походы на природе, Турция — идеальное место (если ехать в сезон, когда не жарко): много природных и исторических достопримечательностей, доброжелательные люди, вкусная еда, относительно безопасно, добираться из европейской части России не очень далеко. Отчёт писал для себя: хочется побывать в тех местах, о которых я рассказал — поэтому, наверное, и «хочется в путь».
Отличный у Вас каламбур со словами пожар/огонь получился!
Серж, спасибо за рассказ, он получился очень зажигательным. Огненным, я бы сказал. 🙂
Как всегда, масса информации, которую одним прочтением не осилить — есть повод возвращаться к этому отчету раз за разом. Как всегда, шикарные фото.
Я пропустил, где написано, какой камерой ты снимал, но будучи уже 6 лет читателем твоего блога, просто осталось ощущение, что и «патриархов» твоего блога Nikon D5100 и Nikon D610, как и новую камеру в твоём хозяйстве Sony A6000, ты «красишь» по-другому. Значит, это какой-то Фуджик — если я правильно помню, ты говорил, что когда-тот брал его на тестирование, но модель уже не помню.
Соответственно, разные фото «проявлены» по-разному. Вот снимок №9 по цвету мне понравилось больше. Я попытался на планшете убрать «рыжевизну» шикарного снимка маяка, из-за которой небо и море казалось грязным, но сразу исчезло «волшебство». Думаю, когда-нибудь ты еще вернешься к этим снимкам и по-другому «покрасишь» их, так как они просто шикарны.
https://yadi.sk/d/kAM4HRfgH04c-g
Ждем новых отчетов и новых впечатлений. 🙂
Благодарю, Олег, за отзыв.
Да, моя неспособность выбрать правильный баланс белого стала уже притчей во языцех. Те снимки, где маяк снят на закате — при обработке добавил теплоты, получил грязное небо… Твой вариант обработки нравится больше, и он, пожалуй, ближе к тому, что я видел в момент съемки.
В отпуск я ездил с беззеркалкой Fujifilm X-T10 с двумя зумами: Fujinon 16-55mm f/2.8 и Fujinon 55-200mm f/3.5-4.8.
И как оно, из обычного туриста с фотиком в миг переделаться в фоторепортера уровня WordPress фото?
Или пожар не такой страшный был, поэтому была возможность делать фоточки, находясь в центре событий?
Сергей, с репортёрами уровня «World Press Photo» меня роднит только то, что я оказался в таком атмосферном месте. 🙂
Профессионалы снимали бы репортаж на 16 мм и короче. В обзоре фикса Samyang 12mm f/2 я приводил анализ фокусных расстояний, используемых в репортажной съемке: ЭФР 14 мм — в подавляющем количестве снимков.
Профи снял бы больше крупных и сверхкрупных планов. И пожарных за работой интереснее можно было бы показать, если снимать на ширик. И у зрителей, наблюдавших за тушением пожара — на лице такая гамма чувств!
И я уже не говорю о том, что не применял шаблоны композиции, позволяющие лучше передать контекст события.
Свой репортаж я снимал в три стадии:
1) Поначалу, когда присутствовала только одна машина, было жутко — я даже не глушил машину, лихорадочно соображал, куда нам деваться, если огонь пойдет на нас.
2) Потом, когда увидел, что пока катастрофы нет — оставил жену и ребенка в авто, а сам пошел снимать. Но было как-то не по себе: орут животные, пожарники подбегают и что-то по-турецки орут (непонятно, то ли прогоняют, то ли что-то нужно им — пока тот, что на скриншоте не сказал: «Make photo, make photo»).
Периодически возвращался к автомобилю, посмотреть, как там семья.
3) На третьем этапе уже взял сына на руки и ходил с ним. Но пламя стало меньше — снимки не такие эффектные.
Последняя фотка с пожара — прямо, как стоп-кадр из фильма. Я завис, разглядывая детали. Очень эпично получилось. Она реально может спокойно выставляться на конкурс, хотя, думаю, в этом году все фотоконкурсы и так забиты фотками пожарищ со всей планеты.
А по поводу того, каким фокусным правильно снимать репортажи, а каким нет, можно так сказать: снимать надо тем, что есть, потому что именно в тот момент — это лучшее, что есть. 🙂
Удивительно, что не гнали нафиг с фотиком, а наоборот просили фотать. Оказался в нужном месте в нужное время еще и с фотоаппаратом. 🙂
Еще раз спасибо, Сергей. Очень приятно! Когда я послал эти снимки другу, он в ответ написал: «Эти кадры — лучшие в твоей истории фотографии!» И я с ним соглашусь.
Но, как человек, который ведёт блог о фотоделе уже почти 7 лет, я вижу, что мог бы снять этот репортаж о пожаре на Ликийской тропе гораздо эффектнее. Вот, как можно было улучшить мой фоторассказ:
1) Фотографировать в режиме серийной съемки, а не покадровой. Большинство получившихся снимков неидеальны из-за поз людей, их расположения. Чуть-чуть сместились бы, и кадр вышел бы лучше. Например, на коллаже на изображении справа внизу голова человека на заднем плане находится точно напротив фары машины — мне это не нравится.
2) Снимать не только общие и средние планы, но и крупные тоже. Лица женщин, вглядывающихся в темноту и кусающих губы от волнения. Шеврон пожарника с надписью «Пожарная служба Анталии». Руки в саже, сжимающие шланг. И тому подобное.
3) В статье с описанием шаблонов композиции приведены примеры, как сделать многослойную композицию, показать несколько историй в одном кадре. Вот, если бы на моём месте в Турции оказался Сергей Максимишин или Александр Петросян, они бы наверняка сняли что-то типа такого: на переднем плане пожарный, орущий в рацию, что нужна еще вода, на заднем — группа людей на фоне огня из снимка №27. Я об этом даже не вспомнил во время съемки — не достаёт практических занятий, чтобы такие сюжеты строить автоматически.
Еще раз спасибо за комплименты. Всё равно приятно!
Сергей, спасибо за статью и фото с видео. Интересное место этот маяк на мысе Гелидония — смотрел и сравнивал с нашими местами. Многое вызывает отклик в мне. У нас только экология ужасная стала: угольная пыль везде и клещ стал энцефалитный (случаев много фиксируется и сезон его увеличился). Уже не рискую походить по лесу. Только одеваться и применять всякие средства. А было чистейшее место. Эх! Сорри за ностальгию, экологию природу жаль. Это наш дом.
Хотел уточнить: сморю фото, параметры прикидываю. Там в одних снимках стоят значения ИСО довольно большие, на фото шумов не видно — обрабатывали фотографии? Много обработки было? И ISO у Вас стоит Авто? Скорее всего, снимали в режиме диафрагмы? «ИСО Авто», и отсюда автоматика так поднимала светочувствительность на прикрытую диафрагму. Пытаюсь понимать фотографию таким образом и прикидывать, как и что выставлять у себя.
По своему посту раньше писал, что не хочу смотреть другие фото — это я, в корне, ошибался. И писал по настроению, скорее всего, иначе такой бред не напишешь. Хотя сейчас не особо и просматриваю фотографии, если честно. Вот Ваш блог смотрю и отдыхаю. Живой очень.
У нас тоже маяков хватает, и даже очень много — вспоминаю, по верхушкам сопок их ставили часто. Они все в таком виде, что не особо пофотографируешь — нет там красивого ничего. За ними не следят так пристально, хотя они точно рабочие — это понятно, на случай всякого разного. И леса не такие чистые, плюс-минус холодно, только два месяца тепла летом, когда купаться можно. Это общее мнение, ерунда купаться можно в разы большее время.
Добрый день, Евгений. Благодарю за отзыв.
Если сравнивать самостоятельный отдых в Турции и в Приморье, то везде есть и плюсы, и минусы.
На снимке №28 в рассказе о поездке в Находку я размещал карту со схемой расположения достопримечательностей — бессчётное их количество. И туристов, наверняка, на Дальнем Востоке поменьше, чем в провинции Анталья: 39 млн. против пары тысяч. 🙂 Места более дикие, нетронутые. Это для меня огромное преимущество.
С другой стороны, в отличие от похода по Ликийской тропе, маршруты, наверняка, в Приморье не маркированные — путешествовать без навыков ориентирования, выживания в лесу (коих у меня нету) попросту опасно. Да и зверья у берегов Тихого океана больше — сожрет медведь и не подавится. 🙂 Ну и, немаловажный момент — пьяное быдло в России в лесу быстрее встретишь, чем в Турции.
Да, в походе я снимал в режиме «Приоритет диафрагмы» + «Авто ИСО». Пересмотрел снимки еще раз, не понял, где «автоматика так поднимала ISO на прикрытую диафрагму». При таких настройках фотограф задает диафрагменное число и желаемую выдержку, нижний и верхний пороги ИСО, автомат подгоняет светочувствительность так, чтобы обеспечить нормальную экспозицию. Если под сенью сосен сумеречно, а я установил f/9 и В=1/200, естественно, что ISO поднялось до 600 единиц (см. изображение №9).
А если правильная экспозиция не обеспечивается даже тогда, когда автомат поднял ИСО до верхнего порога, тогда он удлиняет выдержку. Такое случилось, например, на снимке №26: при ISO 3600, из-за того, что было темно, выдержка составила 1/10 секунды. Что тут сделаешь? Да, я мог выставить верхний порог ISO 6400 (как сделал это позже – снимки №28, 29), но для камеры Fuji X-T10 это много, видно, что начинает мылить.
Или Вы хотите, что для фото №27, если бы не использовали «Приоритет диафрагмы» + «Авто ИСО», могли бы получить правильную экспозицию при других настройках, отличных от 1/50, 2.8, 3200, -0.67, 38?
Евгений, лучше этот вопрос обсудить в статье из раздела «Фотодело», чем в «Самостоятельные путешествия по Турции». Вот в комментариях к уроку о съемке портрета я обсуждал ровно то же: не понимаю, почему фотографы считают, что камера задирает ИСО, а человек нет.
Что касается обработки, то она у меня типовая в последние год-два: подробно описывается в конце обзора тревел-зума для путешествий Sony 16-105mm f/4. Шум давил на снимках с ISO 3200-6400 с помощью плагина «Dfine 2».
Просто пробую понимать фотографию и работу фотокамер. У меня, в принципе, все понятно: матрица маленькая и свет очень нужен, но если делать фото для Интернета не на продажу, то вообще ISO 3200 вполне нормально тянется, почти в ноль шум. У меня свои критерии оценки фотографии для себя. Интересно, хватит ли мне моего варианта очень — надеюсь, что да.
Покупать ФФ с кучей объективов — это громадные деньги, даже за б/у. Так прикинул, выходит занятие фотографией вплотную можно сравнить по увлечению автомобилями. В плане финансовом на расходы. Наверно, на Западе не заморачиваются такими вопросами. В моем случае — да.
Вам побольше выездов, прогулок. Удачи.
Да, за ссылку на Находку спасибо — еще раз просмотрю с огромным удовольствием. Каждый раз проезжаю по основной трассе, сморю на море бухту, горы по той стороне, и не приедается панорама, более того.
Евгений, приветствую Вас в клубе фотолюбителей-читателей блога Сергея. В свое время, когда моя дочь училась фотографировать, я нашел этот блог, и по результату переписки Сергея с моей дочкой, он написал урок для начинающих фотографов.
Вот там мой любимый фрагмент и про книгу Лидии Дыко, в том числе. Думаю, надо начать с него.
Удачи, и да пребудет с Вами светосила! 🙂
Сергей, приветствую! Спасибо за увлекательный и познавательный рассказ.
Нашел ошибку в этом предложении по поводу затонувшего корабля: «…которая датируется предположительно 3500-3600 лет до н.э.». Здесь вместо «до н.э.» должно быть «назад».
Благодарю, Игорь. Опечатку исправил.
Попробовал поискать более подробную информацию в англоязычном Интернете по этому кораблю — похоже, турецкие СМИ поспешили назвать его самым старым в мире ради хайпа и маркетинга. Около греческого острова Докос (Dokos) в Эгейском море обнаружены остатки судна, затонувшего 2700-2200 до нашей эры или 4720-4220 лет тому назад (нашёл его тот же американец Питер Трокмортон в 1975 году).
Сергей, красивые виды с Ликийской тропы, да и сама она интересная. Впечатлили протяжённости 540 км, 500 км. В прошлый раз, когда ты упомянул этот километраж, я подумала, что, наверное, описка, а оказалось, действительно, есть такие длинные пешие маршруты.
Да, Валентина, длина маршрутов впечатляет. Не думаю, что в реальности много людей, кто проходит пешком все 540 км — просто выбирают самые интересные для себя участки. Кому-то хочется идти вдоль моря и купаться, кому-то — посетить развалины древних городов, кому-то — побродить по горам. Ликийка удобна тем, что можно совместить все три вида отдыха в одном.
Я, когда читал про пожар во вступительной статье о поездке в Турцию, не ощутил всего ужаса происходящего. А сейчас представил себя на вашем месте — жутко.
Я как-то сам участвовал в тушении лесного пожара. Недалеко от Севастополя есть заповедник мыс Айя, там — красивейшие дикие пляжи, похожие на пляжи бухты Папаз. В тех местах снимался фильм «Дикари» с Гошей Куценко, Маратом Башаровым и другими известными актерами.
В институтскую бытность, после сдачи летней сессии, я с друзьями обычно на несколько дней отправлялся с палатками на Инжир (так называется один из пляжей в заповеднике). И в один из дней на склоне загорелся лес. Машиной туда подъехать невозможно, там — только горные тропы. Пришлось отдыхающим тушить пожар своими силами, растянувшись цепью до моря и передавая по цепочке емкости с водой.
Соглашусь с предыдущими комментаторами, статья получилась «огонь». Читается, как художественное произведение: на одном дыхании. Последняя фотография с пожара — самая интересная, прямо затягивает. Жалко, что маленького размера, все время тыкаю мышкой, чтобы рассмотреть поподробнее. 🙂
Я тоже однажды участвовал в тушении пожара, но не лесного: горел большой 20-квартирный барак. Зрелище жуткое, не для слабонервных — особенно, когда начал взрываться шифер на крыше… Поэтому думаю, что в Вашей ситуации было страшнее, чем в нашей: у нас уже присутствовали пожарные — спокойнее.
Посмотрел пляж Инжир в заповеднике на мысу Айя — тоже красотища! Мне кажется, там совершенно шикарно прогуляться в несезон — наверняка, вообще нет людей. Люблю такие места.
Спасибо за комплимент «художественному произведению» — хватило запала лишь на первые два абзаца, но я старался. 🙂 Последнее изображение с коллажом со снимками с пожара — специально их уменьшил, так как 2 из них нерезкие из-за длинной выдержки. В большом размере не очень приятно смотреть, но и выкинуть их я не мог, так как они помогают показать атмосферу, царящую в тот вечер на мысе Гелидония.
В несезон на «Инжир» не так легко добраться. Летом туда ходят рейсовые катера и небольшие ялики, а зимой — только пешком. Если измерить расстояние от набережной Балаклавы до «Инжира», по прямой выходит около 4.5 км, а по горным тропам получится, наверное, раза в два больше, и это только в одну сторону. Не самая легкая прогулка.
Приятно видеть, что моя информация пригодилась и Ваши дополнения полезны.
Павел, у Вас великий отчет. Для меня он — образец того, как нужно оформлять рассказы о путешествиях, если цель их не хвастать, а принести пользу другим людям. Ни одного такого полезного отчета по Ликийской тропе мне не встречались.
И, конечно, преклоняю голову перед Вашими фотографиями. Одни они только, мне кажется, запросто могут мотивировать встать с дивана и пойти в горы. 🙂 Может только благодаря Вашим рассказам и мечтаю в очередной раз попасть в Турцию и подняться на Чукур-Яйла.
Спасибо за Ваш труд. Удачных путешествий!