В первой части обзора мы с вами провели сравнение фото, снятых на компакт Sony Cyber-shot DSC-HX50 и зеркальную камеру для новичков Nikon D5100 KIT 18-55 VR, полученных пасмурным зимним днем в природном парке «Бажовские места». На мой вкус, ультразум показал в условиях удовлетворительной освещенности сцен и объектов съемки неплохие результаты. Что же будет, если мы будем фотографировать ночью? Давайте от озера Тальков камень переместимся в Екатеринбург и поглядим на примеры ночных фоток.
Днем, во время прогулки к скалам в Бажовских местах, я установил на мыльнице режим баланса белого «Облака» и забыл его сменить, когда начал снимать первые фотографии в городе, поэтому снимки вышли слишком тёплые по цветовой температуре.
После нескольких пробных кадров я заметил ошибку с ББ и переключился в режим Auto WB (автоматический баланс белого). Фотографии стали более натуральными в цветах.
Вот пример фотографии, снятой на зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 при максимальном фокусном расстоянии ФР=55 мм.
Примеры фоток с этой же точки съемки, но полученные на тушку Никон Д5100 и телеобъектив Никкор 70-300 можно увидеть в бесплатном уроке фотографии для начинающих фотолюбителей по настройкам цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon, Sony и Nikon.
Переходим к съемке уличных фонарей. Для меня это – один из сложных моментов, так как с балансом белого на таких фотографиях всегда творится что-то неладное.
Удобство для фотографа при съемке на зеркалку состоит в возможности снимать в формате цифрового негатива RAW. При обработке снимков баланс белого исправить легче.
Вот пример фотографий небоскреба «Высоцкий», снятых ночью на мыльницу Sony DSC HX50 и зеркальный фотоаппарат Nikon D5100.
Далее у нас – сравнение снимков водонапорной башни 18-го века, стоящей у Плотинки. Сто лет уже живу в Екатеринбурге, а и не знал, что это за здание, до момента написания данного отзыва.
Ну и идем снимать главную улицу Екатеринбурга – проспект Ленина. Раз уже мы ударились в историю, то нужно отметить, что в старину она называлась Большая Першпективная, а с 1845 по 1919 – Главный проспект.
Мне, признаться, нравится вот эта фотография, снятая на мыльницу Sony Cybershot DSC HX50.
Как видно, телеобъектив сжимает пространство: между трамваем и ратушей – расстояние около полукилометра, а кажется, что они совсем рядом. Особенно выигрышно смотрятся снимки, снятые на телевик, если в кадре есть ритмичный рисунок.
Ну и еще один снимок с трамваем, пока зрителя не стало мутить от одного и того же сюжета.
Думаю, теперь вы наглядно убедились, что когда вы вернулись из отпуска и спешите поделиться с друзьями красивыми фотографиями, в первую очередь, вы должны отсортировать снимки и удалить похожие кадры. Иначе, вы рискуете услышать храп зрителей, когда еще будете в середине фотоальбома.
В Екатеринбурге полным ходом строится Ледяной городок. Скоро открытие.
Еще один пример ночных фотографий, снятых на мыльницу и зеркалку – старый ресторанчик, затерявшийся во дворах современных небоскребов.
Закончить обзор с примерами фотографий, снятых на цифровые фотоаппараты Sony Cyber-shot DSC HX50 и Nikon D5100 KIT 18-55 хочется не заключением о качестве снимков (каждый решает для себя сам, каков приемлемый уровень качества ему нужен). Мне вспомнился один их комментариев (кажется, к статье с обзорами характеристик зеркалки Nikon D5300), где я говорил, что чтобы научиться красиво фотографировать, совсем не обязательно покупать профессиональный фотоаппарат. Изучать правила композиции, учиться работать со светом можно, снимая и мыльницей, и даже смартфоном. И мне кажется, что фотографии из сегодняшнего обзора это подтверждают… А вы как думаете?
Дополнение от 16 июля 2016. Как улучшить качество фотографий с ультразума Sony Cyber-shot DSC-HX50
Недавно пришлось консультировать одного знакомого на тему выбора хорошего фотоаппарата для служебного пользования. Человек не хочет покупать зеркальную камеру или беззеркалку, хочет качественный компакт. Я посоветовал тогда взять Fujifilm X-30: довольно крупная матрица (2/3″, кроп-фактор 3.93), позволяющая получить изображение с меньшими шумами, чем Sony Cyber-shot DSC-HX50, хороший светосильный объектив (F2 — F2.8) и возможность съемки в формате RAW, что даёт большие возможности для профессиональной обработки снимков в специальных графических редакторах.
Фотоаппарат будет часто использоваться для съемки официальных корпоративных мероприятий (во время различных заседаний, выступлений на форумах, в общем – при плохом свете в помещениях). При слабом освещении невозможно получить качественное фото без использования внешней вспышки, поэтому я предложил в дополнение взять и данный источник света. Для компакта Fujifilm X-30 можно купить 3 модели внешних вспышек: Fujifilm X-30: EF-X20 (ведущее число 20 при ISO100), EF-20 (ведущее число 20 при ISO100) и EF-42. Из данного выбора я посоветовал взять самую мощную модель: фотовспышку Fujifilm EF-42 TTL Flash с ведущим числом 42.
Пока окончательного решения не принято, если покупка состоится, возможно, сделаю обзор. Но тут я вспомнил, что компактный цифровой фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-HX50 также оснащается «горячим башмаком» для подключения внешних аксессуаров. И, если фотограф задумывается о том, как улучшить качество фотографий (после того, как он научился правильно настраивать параметры съемки), то один из выходов – приобретение внешней вспышки. Решил поискать, какие устройства можно подключить к данному ультразуму и вот, что выяснил.
«Горячий башмак» цифровой камеры Sony Cyber-shot DSC-HX50 позволяет подключить внешнюю вспышку, электронный видоискатель или стереомикрофон. К сожалению, компания Сони использует нестандартную конструкцию разъема, поэтому внешние вспышки сторонних производителей использовать не получится. Подходят только родные источники света Sony HVL-F20M (цена 10’000 руб.) или Sony HVL-F60M (30 тысяч рублей, в 3 раза мощнее). Вспышки от зеркалок Sony Alpha подойдут, если купить специальный адаптер ценой около 100 долларов. Электронный видоискатель FDA-EV1MK для мыльницы Sony Cyber-shot DSC-HX50 стоит 26’000 рублей.
Данная модель ультразума имеет возможность подключения по WiFi к персональному компьютеру, планшету или смартфону. Для этого нужно скачать специальное приложение на Google Play или на App Store.
Конечно, для получения качественных фотографий нужно приобрести штатив. Можно взять высокий с телескопическими ножками – будет удобно выбирать ракурс для съемки пейзажей и фотографий в других жанрах. Если лень таскать, то, хотя бы, купить маленький компактный или штатив-«паук» с гибкими ножками, который легко закрепить на ветке дерева или другой подходящей опоре. Один этот аксессуар способен в 10 раз улучшить качество фотографий неподвижных объектов, снятых при плохом освещении: фотки в комнате, ночной пейзаж.
P.S. На замену модели DSC-HX50 вышла более свежая версия Sony Cyber-shot DSC-HX60. Думаю, все перечисленные аксессуары можно использовать и с другими мыльницами Сони, например — с Sony Cyber-shot DSC-HX400. Хотя, советую проверить данный факт дополнительно.
Что касается правильных настроек, ниже дана ссылка на урок фотографии по выбору параметров съемки различных камер. Мыльницы – не исключение: в большинстве сюжетов, чтобы получить резкое фото, нужно обеспечить минимальную выдержку, а для этого правильно подбирать ISO и диафрагму.
Поскольку ультразумы Sony Cyber-shot DSC-HX60 оснащаются матрицей с чрезмерно большим количеством пикселей, придется использовать формулу Вmin=1/(2*ФР), где Вmax – максимальная длительность выдержки для съемки с рук неподвижного объекта, позволяющая предотвратить микросмаз, ФР – фокусное расстояние объектива в момент съемки.
Например, мы фотографируем вазу, стоящую на столе. Если объектив полностью убран (минимальное фокусное), наше ФР=4,3 мм, значит Вmax=1/(2*4.3)~1/9 секунды. Если же он выдвинут на максимальное увеличение (ФР=129 мм), максимальное время экспозиции должно быть Вмакс=1/(2*129)~1/260 секунды, т.е. в 14 раз короче. В помещениях часто не хватает света, поэтому для достижения выдержки 1/260 секунды придется слишком сильно поднимать ИСО, а это приведет к ухудшению качества картинки (появится цифровой шум).
Для съемки неподвижных объектов мы можем использовать штатив: задаем минимальное ISO 100 единиц, спускаем затвор в режиме «автоспуск через 5 секунд» и получаем качественное изображение, несмотря на то, что время экспозиции получилось большим. Подвижные объекты придется фотографировать либо с потерей качества (из-за высокого ИСО), либо – приобретя внешний источник освещения. Это может быть необязательно вспышка, можно купить студийное освещение. Хотя, не думаю, что вы будете это делать, владея, всего лишь, недорогой мыльницей Sony Cyber-shot DSC-HX60.
Подробно про настройки цифрового фотоаппарата и о том, как научиться фотографировать художественно правильно читайте в уроке про настройки камер для новичков ниже.
Добрый день. Очень рад, что нашел этот сайт и читаю взахлеб. Спасибо за очень полезную информацию.
Есть такой вопрос по теме: у меня компакт Nikon p7700, старенький товарищ, снимки в RAW + масса настроек аналогичны любительским базовым зеркалкам. Но, так как объектив несменный, я уперся в невозможность поставить хорошее стекло. Хочется в итоге сьемки получать что-то более художественное, в том числе, в темное время суток (или с недостатком света).
В основном хочется снимать больше природы (лес, закаты, рассветы, туманы…), что-то с максимальным настроением. И портреты близких. Мой Nikon p7700, как мне кажется, не вытягивает такие задачи (хотя, читая Ваши статьи, уже не уверен в этом, может руки не так стоят).
Предлагают за символическую стоимость Никон Д90 с КИТовым Никон 18-105/3,5-5,6. К этому я еще бы планировал докупить что-нибудь качественное с зумом. Конечно, посмотрел бы на аппараты типа Никон Д7100 или вообще Никон Зет 50, но не уверен, что результат в итоге оправдает цену.
Как считаете, стоит менять и пробовать Nikon D90? Насколько эта техника расширит возможности реализовать меня как фотографа, хотя бы на обычном любительском уровне с долей энтузиазма?
Спасибо.
Здравствуйте, Андрей. Большое спасибо за комплименты! Всегда приятно получить такую положительную обратную связь.
Хочу Вас огорчить: Вы попали в такой период у меня, когда я считаю, что камера не имеет значения до очень высокого уровня фотографа, поэтому я бы сказал, что нечего менять Ваш Nikon Coolpix P7700 на что-то другое. Это отличная камера, с помощью которой можно учиться ставить свет, например, при съемке натюрмортов и портретов, предметки для интернет-каталога. И пейзажи, уверен, на ней получатся неплохие. В Вашем фотоаппарате есть горячий башмак — значит можно купить радиосинхронизатор Yongnuo YN-622N-TX и пару-тройку вспышек к нему Yongnuo YN-685N, и получить отличный комплект для съемки близких дома.
Вот первая часть обзора компакта Fuji X30, аналога Вашей Nikon Coolpix P7700. На фото №27-30 показаны примеры, когда я на него установил внешнюю вспышку и снял портреты с отражением света от потолка. Уверен, что результат в разы лучше, чем на Вашей камере без вспышки. И это я еще не умел правильно ставить свет, не купил зонты и софтбоксы…
Но, конечно, Вы правы в том, что зеркалка, благодаря возможности прикрутить сменный объектив, благодрая более продвинутой матрице, даст лучший результат, чем Nikon Coolpix P7700. Сервис DxOMark показывает значительное превосходство сенсора Nikon D90 в динамическом и тональном диапазоне, в рабочем ИСО (191 vs 977 единиц). У меня в разделе «Фотодело» можно посмотреть две статьи с большим количеством примеров на эту фотокамеру.
Первая — «Как узнать, когда будет красивый закат». Владелица использует разные объективы.
Вторая — «Стоит ли покупать новую камеру». Там фотки и на Nikon D90, и на Nikon D50, у которого аналогичная матрица.
Если речь не идет о серьезных съемках видео, считаю, что никаких преимуществ в Nikon Z50 нету. Конечно, на Nikon D90 снимать можно, но Nikon D7100 — это, практически, вершина камеростроения на сегодняшний день. 🙂 Впрочем, как уже говорили, большая часть заслуги в качестве фотографии лежит на фотографе. Вот обзор широкоугольного зума Tokina 11-16mm f/2.8, где есть пейзажи на D7100, а есть на Canon EOS 350D, зеркалу 2005 года выпуска…
В общем, итоги:
1) Уверен, что Вы не все выжали из своего Nikon Coolpix P7700. Что можно учиться строить композицию и работать со светом и с этой камерой.
2) Зеркалка Nikon D90 даст прирост в качестве изображения благодаря лучшей матрице и сменной оптике. Конечно, Вас будет сверлить червячок, что стоит купить камеру поновее.
3) Более новая модель Nikon D7100 гораздо приятнее благодаря более совершенному сенсору и значительно лучшей системе фокусировки. Практически, это идеал по соотношению цена/качество по состоянию на 2021 год для серьезных съемок (если не говорить о покупке полного кадра, ответ о целесообразности покупки которого такой же, как по поводу P7700).
Как-то так. Удачного выбора!
Спасибо за ответ. К сожалению, по ссылке на обзор Fuji X30 не открываются фото.
Иллюстрации к старым статьям загружены на Яндекс.Диск. Если Вы открываете их с компьютера, расположенного, например, в Украине, где этот сервис заблокирован, придется использовать VPN-сервис.
Сейчас проверил — у меня открываются фотографии.
Добавлю, что, если Вы посмотрите раздел «Фотодело», то в нём статьи с фотографиями на камеры Nikon D40, D50, D300s, D80 дают представление о том, что можно снимать простому фотолюбителю на Nikon D90 с разной оптикой (матрицы сопоставимы по качеству).
А если искать примеры фото на Nikon D5100, D5200, D5300, D5600, Sony A6000, Sony A6500, Fujifilm X-T10 и X-T2, то это — аналоги снимков с D7100 (сенсоры также сопоставимы по качеству картинки).