\n

Как мы ходили фотографировать салют в Екатеринбурге 9 мая 2014

В Екатеринбурге праздничный салют устраивают, обычно, на День города (случается в конце августа) и по случаю священного Дня Победы. Мы несколько раз ходили смотреть запуск фейерверка с набережной у кинотеатра «Космос». Там залпы огня смотрятся наиболее эффектно, так как светящиеся шары летают прямо над головой у зрителей. Только вот зеркальной камеры с собой я ни разу не брал – была мыльница, и без штатива. В этом году я решил, что салют на 9 мая 2014 года – хороший повод, чтобы попробовать научиться фотографировать его своей зеркалкой. Прочитал советы, какие настройки выставить на камере и отправился на Макаровский мост, поскольку мне казалось, что там – самая удачная точка для съемки: красивый фон с небоскребом «Высоцкий» и довольно далеко от места запуска – должны вместиться в кадр праздничные огни.


С собой взял всю фототехнику, помещающуюся в фоторюкзак Ainogirl A2163: зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 body, широкоугольный объектив Samyang 14/2.8, репортажный зум Nikkor 17-55/2.8 и, на всякий случай, телевик Никкор 70-300 (им воспользоваться не пришлось). Естественно, в темное время суток невозможно снять качественную фотографию без штатива. Поэтому главным помощником при съемке салюта стал мой карбоновый трипод SiruiT-2204X с головкой G20X.

Как оказалось, чтобы снять качественное фото с фейерверками, нужно не только правильно выставить настройки камеры, но и учесть нюансы композиции…

Это было только введение. Как только обработаю фотографии, напишу критическую статью с уроком фотографии «Как снимать салют» и фоторепортажем, каким он был 9 мая 2014 в Екатеринбурге…

Теоретические основы: как фотографировать салют

Если мы хотим снять салют, как профессиональные фотографы, мы должны четко понимать влияние экспозиции на качество изображения. В статье про настройки для камер Nikon, Canon и Sony мы подробно обсуждали, как выдержка, светочувствительность и величина апертуры изменяют количество света попадающего на матрицу фотоаппарата. Съемку фейерверков можно отнести к категории «ночной городской пейзаж». Поэтому, теоретически, нам требуется установить на зеркалке следующий режим: ISO– как можно, ниже, чтобы избежать шумов; диафрагма – в диапазоне f/8-f/13, чтобы обеспечить достаточную глубину резко изображаемого пространства (ГРИП); выдержка – достаточная для проработки деталей нашего ночного пейзажа.

Величина времени экспозиции нас не волнует с точки зрения предотвращения смаза, так как, такие фотографии снимают исключительно со штатива или какой-либо твердой и устойчивой поверхности.

Также отмечу, что невозможно получить качественные фото салюта, как показаны ниже, при фотографировании в формате JPEG. Дело в том, что для ночной фотографии характерен очень широкий диапазон освещенности в кадре. Земля – тёмная, небо – светлее, а салют – просто засвечивает матрицу. Неизбежно получается потеря деталей «в тенях» и «в светах», т.е. темные объекты становятся просто «черными дырами», а светлые – «белыми пятнами».  Если же мы снимаем в формате RAW (у Nikon он называется NEF), то затем в редакторе, довольно легко, мы по раздельности затемняем яркие участки и осветляем тёмные.

Что касается времени выдержки, то перед фотосессией я читал советы профессионалов снимать фейерверк в диапазоне 3-5 секунд. Ниже вы увидите, что не всегда такое время экспозиции позволяет получить красивое фото огней. Интересные кадры получаются, если увеличить его до 10-15 секунд.

Что же, давайте расскажу про мой опыт съемки салюта и покажу, что у меня получилось.

Как я снимал салют в Екатеринбурге

Когда в новостях сообщили, что запуск праздничного фейерверка состоится 9 мая 2014 года в 22 часа 30 минут, сразу же решил испытать свой Nikon D5100 body в данном жанре. Вместе с женой решили приехать к месту съемки пораньше, чтобы выбрать удобную позицию для фотографирования. Честно скажу, что изначально была идея договориться с охранниками и забраться для фотосъемки на строящуюся 50-тиэтажную башню «Исеть» на берегу городского пруда. Но они наотрез отказались пускать. Пришлось искать другое место дислокации.

Мы знаем, что для предотвращения дисторсии при съемке на коротких фокусных расстояниях, требуется обеспечить строго горизонтальное положение объектива. Поэтому было решено осуществить съемку с «Макаровского моста». Выбрали точку, разложили свой карбоновый штатив SiruiT-2204X–G 20X, проверили, что входит в кадр и стали ждать. До первого залпа оставалось еще минут сорок.

Слева, на берегу городского пруда, находятся постройки старого мукомольного завода. Несколько недель назад одно из зданий взорвали. Теперь горожанам открывается такая вот картина.

Фото 1. Старый мукомольный завод в Екатеринбурге. В ожидании салюта

Фото 1. Старый мукомольный завод в Екатеринбурге. В ожидании салюта

Народ всё прибывал. Стало тесновато. Но не так, как было на съемках лазерного шоу в Гонконге – мой штатив никто не толкал, проблем для съемки не было. За 5 минут до «момента Икс» решил «пристрелять» камеру. Выбрал настройки, навел резкость и отключил автоматическую фокусировку на объективе (чтобы он «не рыскал» во время полета огней). Выбрал в меню режим спуска затвора «с задержкой 2 секунды».

Изначально планировал снимать шириком Samyang 14/2.8, чтоб гарантированно в кадр вошло всё, что мне будет нужно. Однако первый кадр показал, что и на 17 мм фокусного расстояния остается достаточно места в небе для огней фейерверка. Поэтому решил оставить на камере Никкор 17-55/2.8, чтобы можно было приблизить изображение в случае необходимости.

На моем репортажном зуме Nikkor 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom нет стабилизатора изображения. Если же на вашей линзе он есть – обязательно отключите при съемке с трипода.

Фотография 2. Пристрелка перед съемкой салюта поможет правильно скомпоновать кадр. Камера Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8

Фотография 2. Пристрелка перед съемкой салюта поможет правильно скомпоновать кадр. Камера Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8

В новостях передавали, что залпы будут длиться ровно 13 минут 45 секунд. И я боялся, что, как у сапера, будет только одна попытка. Нужно, чтобы фотографии получились с первого дубля. Фактически, салют длился около 25 минут и я сделал более 100 фото. Есть из чего выбрать.

Прогремели первые выстрелы. Оказалось, что нажимать автоспуск затвора с задержкой 2 секунды неудобно, так как трудно поймать удачный момент. И время экспозиции 3-5 секунд недостаточно, чтобы получить эффектный кадр.

Фото 3. Как научиться правильно фотографировать. Первый кадр. Настройки: В=2,5 секунды, f/9, ISO 250, ФР=17 мм.

Фото 3. Как научиться правильно фотографировать. Первый кадр. Настройки: В=2,5 секунды, f/9, ISO 250, ФР=17 мм.

Забыл сказать, что снимал в приоритете диафрагмы (режим «А»), поэтому время экспозиции регулировал путем изменения вручную светочувствительности (ИСО).

Если сделать выдержку еще короче, тоже ничего хорошего не получается.

Фотография 4. Учимся фотографировать салют на зеркалку Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8. Использованы следующие настройки: В=1,0 секунды, f/9, ISO640, ФР=17 мм. Салют в Екатеринбурге

Фотография 4. Учимся фотографировать салют на зеркалку Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8. Использованы следующие настройки: В=1,0 секунды, f/9, ISO640, ФР=17 мм. Салют в Екатеринбурге

Картинка показалась мне слишком мелкой на фокусном расстоянии 17 миллиметров. Хотя, огни красиво отражаются на поверхности воды. Если увеличим фокусное до 24 мм, как мне кажется, получится более выразительный пейзаж.

Фото 5. Салют в Екатеринбурге 9 мая 2014. Камера Никон Д5100. Светосильный объектив Никкор 17-55/2,8

Фото 5. Салют в Екатеринбурге 9 мая 2014. Камера Никон Д5100. Светосильный объектив Никкор 17-55/2,8

Заодно, давайте посмотрим, как снимает зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 на разных  выдержках и значениях ISO.

Фотография 6. Учимся фотографировать салют. Буду приводить настройки в таком порядке: 3 секундs, f/16, ФР=24, ИСО 800.

Фотография 6. Учимся фотографировать салют. Буду приводить настройки в таком порядке: 3 секундs, f/16, ФР=24, ИСО 800.

Фото 7. Урок фотографии по съемке фейерверка. Настройки камеры Никон Д5100: 6 секунд, ISO 800

Фото 7. Урок фотографии по съемке фейерверка. Настройки камеры Никон Д5100: 6 секунд, ISO 800

Фотография 8. Параметры для съемки фейерверка. 13 секунд, светочувствительность 200

Фотография 8. Параметры для съемки фейерверка. 13 секунд, светочувствительность 200

Мне не нравилось, что отражения фейерверка на глади воды не входят в кадр. Попробовал вернуть широкий угол на объективе Nikkor 17-55/2.8.

Фото 9. Учимся красиво фотографировать. Салют на 9 мая 2014 года на широком угле объектива Nikkor 17-55/2.8

Фото 9. Учимся красиво фотографировать. Салют на 9 мая 2014 года на широком угле объектива Nikkor 17-55/2.8

В таком положении в кадр входит все, что нужно. Но мелко… Мне нравится снимать большие здания, скалы и горы на большом фокусном расстоянии, которое помогает лучше передать масштабность.

Вот пример фотографии, снятой на 38-ми миллиметрах и выдержке 4 секунды. Как видим, почти нет дисторсии. И легче представить, как далеко разлетались огни салюта, когда мы их можем сравнить с размерами 52-х этажного здания бизнес-центра «Высоцкий».

Снимок 10. На длинном фокусном расстоянии зума Nikkor 17-55/2.8 картинка смотрится по -другому

Снимок 10. На длинном фокусном расстоянии зума Nikkor 17-55/2.8 картинка смотрится по -другому

На мой вкус, самая удачная фотография за вечер – вот эта.

Фото 11. Урок фотографии для начинающих фотолюбителей "Как фотографировать салют". Огненный дождь в Екатеринбурге

Фото 11. Урок фотографии для начинающих фотолюбителей «Как фотографировать салют». Огненный дождь в Екатеринбурге

Хочу сказать пару слов о композиции и кадрировании. Мне все же хотелось, чтобы отражения огней попадали в кадр. Возможно, нужно было спуститься ниже к воде. Но тогда пришлось бы задирать объектив в небо, и появились бы геометрические искажения. Наверное, идеальный вариант – съемка с крыши высотного здания. Тогда и верх, и низ кадра был бы более уравновешен.

А еще – вот пример, когда кадрирование «в квадрат» выглядит выигрышнее, чем фото с традиционным соотношением сторон.

Фото 12. Какие настройки использовать при съемке салюта на зеркалку или беззеркалку. Пример горизонтального кадрирования

Фото 12. Какие настройки использовать при съемке салюта на зеркалку или беззеркалку. Пример горизонтального кадрирования

Фотография 13. Самоучитель фотографа. Вертикальный кадр смотрится лучше

Фотография 13. Самоучитель фотографа. Вертикальный кадр смотрится лучше

Фото 14. Цифровая фотосъемка салюта. А квадратный - еще лучше

Фото 14. Цифровая фотосъемка салюта. А квадратный — еще лучше

Следующая фотка мне тоже очень нравится, хотя фейерверк и не вошел полностью в кадр.

15. Хотя, огни фейерверка не вошли в кадр, смотрится он, на мой взгляд, неплохо. Камера Никон Д5100, светосильный репортажный обеъктив Никкор 17-55/2,8

15. Хотя, огни фейерверка не вошли в кадр, смотрится он, на мой взгляд, неплохо. Камера Никон Д5100, светосильный репортажный обеъктив Никкор 17-55/2,8

Ближе к концу представления залпы стали звучать почти непрерывно. На видео на 40-й секунде, приблизительно, можно увидеть, как все происходило на самом деле.

Фото 16. Учимся фотографировать фейерверки. Вот такой цветок расцвел 9 мая 2014 в небе Екатеринбурга

Фото 16. Учимся фотографировать фейерверки. Вот такой цветок расцвел 9 мая 2014 в небе Екатеринбурга

Ну что же, если вы искали  отзывы о фотоаппарате Nikon D5100 и фото с него в ночное время, то вы зашли на правильный сайт. Надеюсь, что удовлетворил ваше любопытство. Понятно, что советы, перечисленные в сегодняшнем уроке фотографии, полностью подходят и для Никон Д5200, Д5300, и для зеркальных камер Canon EOS 600D или Кэнон EOS 1200D, Sony и других. Даже на мыльницу можно снять более качественные фотографии, если использовать штатив.

Давайте посоветую вам еще статьи на моем сайте, которые могут помочь научиться снимать лучшие картинки новичкам:

Kakie nastrojki zerkal'noj kamery Nikon, Canon i drugih proizvoditelej ispol'zovat' v razlichnyh situacijah. Urok fotografii dlja novichkov.
Какие настройки зеркальной камеры Nikon, Canon и других производителей использовать в различных ситуациях. Урок фотографии для новичков.
Urok fotografii s ob#jasneniem, zachem nuzhen shtativ professional'nomu fotografu. Primery situacij, kogda bez tripoda fotoljubitel' ne obojdetsja.
Урок фотографии с объяснением, зачем нужен штатив профессиональному фотографу. Примеры ситуаций, когда без трипода фотолюбитель не обойдется.
Fotourok po ispravleniju distorsii i udaleniju nenuzhnyh ob#ektov iz kadra v programme Photoshop. Kak snjat' dostoprimechatel'nost' bez turistov.
Фотоурок по исправлению дисторсии и удалению ненужных объектов из кадра в программе Photoshop. Как снять достопримечательность без туристов.
Pochemu nuzhno otkljuchat' avtomaticheskoe ISO na zerkalke. Primer snimka, snjatogo na Nikon D5100 pri ISO 6400.
Почему нужно отключать автоматическое ИСО на зеркалке. Пример снимка, снятого на Nikon D5100 при ISO 6400.
Vse fotografii v segodnjashnej stat'e snjaty s tripoda SiruiT-2204X s golovkoj G20X. Mozhete prochitat' obzor i otzyv o nem.
Все фотографии в сегодняшней статье сняты с трипода SiruiT-2204X с головкой G20X. Можете прочитать обзор и отзыв о нем.
Kak razmyt' vodu, fotografiruja vodopady v dnevnoe vremja, ispol'zuja poljarizacionnyj fil'tr. Samostojatel'naja jekskursija v nacional'nyj park Jeravan.
14. Как размыть воду, фотографируя водопады в дневное время, используя поляризационный фильтр. Самостоятельная экскурсия в национальный парк Эраван.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 18

  1. Константин:

    Очень красиво, Сергей. Такая ностальгия по Екатеринбургу! Какой он красивый стал, вечерний! А в праздник 9 мая — ещё и душевнее!!! Спасибо за фотографии, очень хорошие. Теперь обязательно надо приехать и погулять по вечернему городу, а то всё за городом встречаемся с друзьями, когда приезжаю в гости!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Спасибо, Константин! Конечно, город преображается, становится интересней… Прогуляться вечерком можно. Правда думаю, что на природе или на даче с друзьями встретиться душевней получится. Все таки, мегаполис — бетонные коробки, хоть и красиво подсвеченные… 🙂

      View Comment
  2. Roman:

    Сергей, красиво получилось! Вашу бы статью днём раньше. 🙂 Первый раз в жизни решил попробовать салют сфотографировать. Как говорится, первый блин небольшим комочком вышел. 🙂

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Роман, спасибо! Мне у вас тоже фотографии нравятся!.. Дым придает особый шарм… Ракурс более выигрышный, так как снято с высоты. Зарево на заднем плане… Там, где мы стояли — уже полная темнота была, а на Ваших фотках — закат еще…

      View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ой, только сейчас заметил, что это салют не в Екатеринбурге… 🙂

      View Comment
  3. shmakov.misha2012:

    Привет! Я вернулся из отпуска. Бегло прочитал и посмотрел фото. Фотографии салюта я уже оценил на Яндекс-Фото. Но вот на что я обратил внимание: с «шириком» меньше искажений. Дисторсия — не проблема, так как в «Лайтруме» можно подправить. Фейерверки не фотографировал — интересная тема, хочется попробовать.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, Михаил, добро пожаловать на Родину! 🙂 Честно говоря, не люблю я править искажения ни в Лайтруме, ни в Photoshop. Лучше бы сразу снимать правильно… 🙂 Меньше работы будет… Как уже в статье обозначил, если удается объектив установить строго параллельно земле, то дисторсия не очень большая, даже на 14 миллиметрах… Сейчас в Москве, наверное, ближайший салют только на день города будет, 6 сентября 2014? У вас удобно: залез на Воробьевы горы – и весь город, как на ладони, ракурс хороший с высоты. И далеко достаточно — можно снимать на телеобъектив…

      Я хочу еще поснимать портреты при свечах. Почти год назад уже купил набор свечей, да всё никак не дойдут руки. То не стриженные с женой, а хочется более-менее прилично выглядеть… 🙂 То ремонт – в квартире бедлам! 🙂

      View Comment
  4. shmakov.misha2012:

    Отличные фотки!
    Конечно, он — профи и камера полнокадровая, и стекла хорошие, а главное — опыт, правильно выбранное место и режимы съемки (хотелось бы посмотреть EXIF). И, конечно, обработка. Твои фотографии салюта не хуже, просто другие, если сесть и «пошопить» вдумчиво — ничем не уступят. Я без лести. Если «выставляться», то редактирование и обработка — обязательны и необходимы. Но это — вторая «профессия» и времени будет отнимать уйму.

    View Comment
  5. shmakov.misha2012:

    Да я тоже не люблю: одно правишь, другое портишь, и еще что-то теряется. Вон, я лебедей подправил — а справа лебединая попа торчит, придется чистить. А салют классный, особенно, когда «шапка» над башней, и отражение. Можно широкоугольные подрезать до «покрупней».

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Честно говоря, всё познается в сравнении. Мы стояли на мосту. За спиной – продолжается пруд. И за ним – высотка. Набери в Яндекс поисковую фразу «Фотограф Алексей Питаленко. Праздничный салют 9 мая в Екатеринбурге. День победы». Можно посмотреть примеры фото почти с этого же направления съемки. Только, судя по всему, у него камера – полнокадровая и фотографировал он с высотного здания. Поскольку точка съемки – дальше, можно снимать на более длинном фокусном расстоянии. По-моему, у него намного лучше получилось.

      View Comment
  6. Сергей Лахардов:

    Мне кажется, что он не пользовался Photoshop, так как выложил на форумы уже через пару часов после салюта. Просто хорошо владеет методами обработки в Lightroom. Небо светлое, думаю, потому что выложил только те фотографии салюта, что сфотографировал в начале представления. И, наверное, осветлил его во время обработки. Я тоже мог добавить «Fill Light» к фотографиям из первой части, где небо и так посветлее, но решил, что тёмное смотрится лучше.

    View Comment
  7. shmakov.misha2012:

    Естественно, я обобщал. Конечно опыт. Если я сейчас попаду в Куала-Лумпур, мне не придется выбирать место, объектив. Не факт, что я сделаю лучше профи, но уж точно, что затрачу меньше времени. Еще — попробуй сделать HDR, ночные, со штатива, должны получиться хорошо. Если будет пропадать какой-то из цветов, складывай не из трех , а из двух фоток, т.е. варьируй. Конечно, HDR (на мой взгляд ) — «плоское» изображение, но эффектнее.

    Время на фотошоп — я так понимаю, там можно сохранять рецепты, так что для специалиста пару часов достаточно. Но это не умоляет достоинств фоток.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Миша, на страницах этого сайта не раз уже рассказывал, как пытался снять HDR… И ночную фото-ХДР показывал в статье про новогодних дедов морозов… Не дружу я пока с этой техникой… Не получаются нормальные фотографии… И,значит, есть еще направления для развития… 🙂

      View Comment
      • Апис Красноярский:

        Пришли мне заготовки для HDR, лучше в RAW, я своим способом попробую. Заодно, гляну что не так. Практически все HDR, что я выставлял, очень удачные и вызывают положительные отзывы, если не сказать восхищённые. Правда подходят для этого далеко не все исходники. Я как-то почувствовал, как и что и делать, пока численно не могу выразить. Общие рекомендации по съёмке дал в своей статье, дальше — чистое творчество. Кстати, ни одной серии для ХДР со штатива ещё не снял 😉

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Я давно уже хотел отослать тебе оригиналы фотографий в формате RAW. Интересно было бы посмотреть твои варианты HDR. На выходных отберу несколько вариантов и вышлю.

          View Comment
  8. Александр:

    Я решил, что мне нужен телевик и место с крыши дома напротив для съемки салюта. На ширик ничего не вышло! Хотя, этот вечер 9 мая был моим первым опытом фотографирования салютов. 🙂 И, пока что, последний. Не понравились, какие фотографии вышли. 🙂

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Я уже писал, что предлагал охраннику «материальную помощь», чтобы он пропустил на башню «Исеть», но был послан снимать подальше… 🙂 На длинном фокусе мне тоже больше понравились кадры с салютом. Думаю, попробовать в следующем году снимать с «Метеогорки», хотя подозреваю, что там не протолкнуться будет (малый пятачок)…

      View Comment
      • Александр:

        На Исеть можно попасть, но это — не через охранника. Там нужен другой человек, более могущественный… А так, напротив за мостом стоит жилой комплекс, не помню, как называется, вот оттуда… Телевик 200-400 мм и фотографии салюта получатся просто крутые! 🙂

        View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту