Возьмите любой сайт, посвященный вопросам фотографии, и вы увидите, что большую часть его занимает обсуждение технических аспектов. Темы, связанные с тем, как научиться красиво фотографировать, раскрываются, как правило, не так подробно. И мой блог — не исключение: посмотрите хотя бы внизу страницы список самых комментируемых статей. Сегодня попробую немного компенсировать этот недостаток: предлагаю вашему вниманию 52 упражнения для фотолюбителей, желающих научиться красиво фотографировать.
Содержание урока:
- Каким образом нужно развивать в себе навыки видеть красивый кадр.
- Список заданий для практических занятий.
- Примеры выполнения упражнений мастером стрит-фотографии Александром Петросяном.
Как повысить свое мастерство фотографа
В нескольких фотоуроках раздела «Фотодело» мы уже это обсуждали. Нет другого способа научиться снимать красиво, кроме как следовать следующему алгоритму обучения:
- Купить любой учебник по фотоделу и внимательно его прочитать.
- Взять фотоаппарат и инструкцию, не выпуская его из рук, проштудировать талмуд, сразу на практике проверяя, как работает та или иная настройка.
- Пойти на улицу и фотографировать как можно больше.
- Проанализировать слабые и сильные стороны получившихся снимков.
- Снять новые кадры, учитывая выявленные ошибки.
- Смотреть как много больше фотографий и картин мастеров. Пытаться понять, почему их фотоработы цепляют. Снимать так же.
Список из 13 вопросов, которые мы должны себе задавать, анализируя свои или чужие фото, размещен в обзоре беззеркалки Sony A6000 с примерами изображений, снятых разными объективами. Это — подсказки по пунктам №4 и №5, описанного выше алгоритма самообучения. А сегодня мы будем раскрывать тему «Что фотографировать, чтобы научиться снимать профессионально». Не секрет, что мы иногда попадаем в такую ситуацию, когда вроде бы и хотелось бы потренироваться делать красивые фото, да нет идеи, что снимать.
Упражнения по фотографии для новичков
Прежде, чем мы начнем знакомиться с заданиями, хочу рассказать, чем сняты фото, представленные в сегодняшнем фотоуроке. Их мне прислал давний читатель сайта Павел Черталев из Санкт-Петербурга, давно ставший мне другом. В разделе «Фотодело» можно увидеть примеры снимков на его бывшую полнокадровую камеру Nikon D800 с разнообразной оптикой и на кропнутую профессиональную беззеркалку Fujifilm X-T2 с топовыми объективами, на которую он перешел около года назад.
В промежутках между владением этими профессиональными фотокамерами, он купил древнюю подержанную зеркалку Nikon D40, выпущенную на рынок в ноябре 2006 года, то есть 12 лет назад. Надеюсь, после просмотра сегодняшнего урока ни у кого уже не останется сомнений, что учиться фотографировать, как профессионал можно не только дорогой фотокамерой, но и стареньким, очень дешевым комплектом. На сегодняшний день средняя цена на «Avito» модели Nikon D40 составляет 4-5 тыс. рублей (67-83 USD).
Все примеры снимков получены без вспышки на объектив с фиксированным фокусным расстоянием Nikon 35mm f/1.8G.
Все фотографии в данном фотоуроке сняты в формате RAW, обработаны в редакторе «Capture NX 2», подверглись корректировке в «Photoshop» и уменьшены в размер сайта (1400 px по длинной стороне) плагином «C3C Image Size», о котором я рассказывал в статье о том, как я обрабатываю свои снимки.
Серию фотоснимков, которую мы увидим, Павел назвал «IKEA Beauty», но я бы в контексте сегодняшнего урока, посвященного заданиям для тренировки навыка фотографирования, назвал бы ее «Параллельные ряды. Ритмика в фотографии».
Отмечу, что упражнения, представленные ниже, придумал не я — собирал их на англоязычных фотографических сайтах. Не удивлюсь, если для некоторым из вас они окажутся знакомыми. Надеюсь, они помогут кому-то научиться фотографировать красиво.
Рассчитан сборник упражнений на выполнение практических занятий в течение года: по одной неделе на одно задание. Хотя, конечно, никто не мешает пройти «ускоренный курс».
Все упражнения разделены на три категории:
- Фотоистория. Как говорят профи: «Хороший фотограф может снять красивое фото чего-нибудь. Великий фотограф может снять фотографию, которая рассказывает историю!» Упражнения этой рубрики заставляют фотолюбителя не просто искать что-то красивое, но и стараться найти способ рассказать чью-то историю.
- Оттачиваем техническое мастерство. Умение настраивать камеру, правильно обрабатывать снимки позволяет снять ограничения на творчество фотолюбителя.
- Художественное самовыражение. Развив в себе навыки фотографировать и освоив камеру, в отличие от первых двух категорий, задания этого раздела можно понимать не дословно, фигурально. Здесь большой простор для творчества. Нужно выразить свое «я» собственным способом.
Снимки Павла идут не в тему с текстом (в смысле, они — лишь пример выполнения одного упражнения: «ритмы»). Я их размещаю, чтобы не было скучно читать голый текст.
* * *
Упражнение 1.
Рассказываем историю.
Правило третей.
Правило третей (или «золотое сечение») – это одно из первых правил композиции, с которым знакомится большинство фотографов. Но не всегда они понимают, зачем оно им нужно. Правило третей отлично подходит для рассказа фотоистории в кадре. Расскажите историю, используя правило третей.
Задание 2.
Технический урок.
Снимаем в камерном JPEG.
Фотографируем, получая хорошие фотографии прямо из камеры. Не используем «Lightroom» или «Photoshop». Снимаем шикарную фотографию, и она должна получиться качественной без какой-либо обработки во внешнем редакторе.
Упражнение 3.
Художественный урок.
Земля.
Наше вдохновение на этот раз — земля. Это может быть пейзаж или фотография с изображением, каким-то образом, земли.
Задание 4.
Фотоистория.
Зеркала.
Расскажите историю, используя зеркало или отражение.
Упражнение 5.
Тренируем технические навыки.
10 кадров.
Нужно сфотографировать один и тот же объект десятью разными способами. Каждый снимок должен быть снят под разным углом с разной дистанции или фокусного расстояния.
Задание 6.
Художественные упражнения.
Сладости.
Покажите на фотографии конфет, пирожных и других сладких продуктов так, чтобы их очень хотелось скушать.
Упражнение 7.
Фотоистория.
Забытое.
Нужно рассказать в кадре историю чего-либо забытого.
Упражнение 8.
Техническая тренировка.
Один снимок.
Нужно представить, что у нас в камере осталось место только лишь для одной фотографии. И поэтому в этом упражнении мы можем снять один лишь кадр. Нельзя удалять испорченные, нельзя делать вторую фотографию. Самое главное – внимательно осмотреть сцену, подумать и снять шедевр с одного кадра.
Задание 9.
Художественное упражнение.
Натюрморт.
Тренируемся фотографировать натюрморт из нескольких предметов.
Упражнение 10.
Фотоистория.
Работаем с перспективой.
Перспектива – это взаимодействие между объектами сцены. Если мы хотим показать перспективу, один из способов — использовать широкоугольный или длиннофокусный объектив.
Упражнение 11.
Развитие технических навыков.
Раздельное тонирование.
Раздельное тонирование – это такой способ обработки фотографии в редакторе, когда тени и светлые участки тонируются разным цветом. Тени окрашиваются в один цвет, а светлые участки – в другой. Раздельное тонирование часто используется вместе с тональной перспективой, для того, чтобы придать сцене требуемый вид и чувства.
Упражнение 12.
Художественное.
Оранжевое настроение.
На этой неделе фотографируем либо что-то оранжевого цвета, либо апельсин (поскольку он оранжевый) или оба.
Упражнение 13.
Фотоистория.
«Золотой час» фотографии.
«Золотой час» — это время перед закатом или после восхода, когда солнце освещает землю приятным мягким золотистым цветом. Нужно найти способ использовать «золотой час» для того, чтобы рассказать историю.
Задание 14.
Техническая тренировка.
Съемка с проводкой.
Съемка с проводкой (панорамирование) используется для передачи движения при съемке движущихся объектов. При проводке мы должны использовать длинную выдержку, при одновременном ведении объектива за объектом съемки.
Упражнение 15.
Художественные навыки.
Твердое.
На этой неделе нужно сфотографировать что-то твердое.
Задание 16.
Фотоистория.
Ведущие линии.
Ведущие линии – это очень важный элемент композиции для каждого фотографа, который хочет стать мастером. Используем ведущие линии, для того, чтобы рассказать историю.
Упражнение 17.
Техническая тренировка.
Пятно притяжения.
Использование виньетки или яркого пятна для того, чтобы притянуть взгляд зрителя. Сюжеты, где яркое пятно обращает на себя внимание.
Упражнение 18.
Художественное.
Лиловый цвет.
В этот раз фотографируем все, что связано с лиловым цветом.
Задание 19.
Фотоистория.
Задний дворик.
Пытаемся рассказать фотоисторию о нашем окружении. Это может быть взгляд на нашу ежедневную жизнь.
Задание 20.
Техническая тренировка.
Небеса.
На этой тренировке будем фотографировать небо. Нужно тренироваться в Фотошопе заменить небо, если оно получилось неинтересным на другое изображение небосвода.
Упражнение 21.
Художественные навыки.
Мягкий.
Раньше мы фотографировали что-то твердое, сейчас – мягкое. Можно интерпретировать как хочется.
Задание 22.
Фотоистория.
Геометрические фигуры.
Фотографируем все, что представляет треугольники, квадраты и окружности. Все они являются строгими композиционными элементами на изображении. Нужно найти способ использовать геометрические формы для нашей фотоистории.
Упражнение 23.
Технические навыки. f/8.0
Портрет.
Снимаем портрет, используя диафрагму f/8. Поскольку у нас диафрагма поджатая, нужно иметь в виду, что нужно изолировать объект каким-то другим способом, чем размывая задний фон.
Задание 24.
Художественное.
Зеленый цвет.
Зеленый – это цвет природы, цвет жизни и надежды.
Упражнение 25.
Фотоистория.
История игрушки.
Нужно рассказать историю игрушек или об игрушках.
Упражнение 26.
Технические навыки.
Рисование светом.
Ставим фотоаппарат на штатив ночью, открываем затвор на 30 секунд и рисуем наш объект фонариком. Можно использовать фотовспышки, диодные фонари и даже лазерные указки.
Упражнение 27.
Художественные навыки.
Коммуникация.
Мы живем в 21 веке, когда технологии коммуникации очень сильно влияют на нашу жизнь. В этом упражнении нужно показать наличие коммуникации или отсутствие коммуникации между людьми.
Задание 28.
Фотоистория.
Портрет как пейзаж.
Снимаем портрет на фоне пейзажа, то есть мы должны видеть окружение нашего субъекта.
Упражнение 29.
Техническое.
Капли воды.
Фотографируем капли воды. Это смесь освещения, макросъемки и терпения. Существует много способов насладиться съемкой.
Упражнение 30.
Художественные навыки.
Семья.
Фотографируем семейный портрет. Для того чтобы усложнить задание, фотографируем семейный портрет без людей в кадре.
Упражнение 31.
Фотоистория.
Рамка.
Еще один классический инструмент композиции – помещение объекта в рамку. Используем эту технику для того, чтобы рассказать нашу историю.
Задание 32.
Техническая тренировка.
HDR.
HDR – это техника, при которой комбинируется несколько снимков, снятых с разной экспозицией. В результате мы получаем один снимок с широким динамическим диапазоном.
Задание 33.
Художественные навыки.
«Высокий ключ».
Фотографируем портрет в стиле «Высокий ключ».
Упражнение 34.
Фотоистория.
Незнакомец.
Рассказать историю незнакомца. Пробуем использовать окружение для того, чтобы показать зрителю его историю.
Упражнение 35.
Тренируем технические навыки.
Сшиваем панораму.
Фотографируем несколько вертикальных снимков и в «Photoshop» или другом редакторе сшиваем из них панораму.
Упражнение 36.
Художественные навыки.
«Низкий ключ».
«Низкий ключ» – это противоположность «высокого ключа». Фотографируем снимки, где большая часть тонального диапазона лежит в левой части гистограммы.
Упражнение 37.
Фотоистория.
Баланс.
Баланс – это композиционный прием, при котором каждая часть сцены уравновешена весом. Достичь баланса можно цветом, тоном или расположением объектов.
Упражнение 38.
Тренируем технические навыки.
50 мм.
Фотографируем целую неделю, используя только фокусное расстояние 50 мм. Можно снимать либо фиксом, либо, закрепив молярным скотчем наш зум-объектив на фокусном расстоянии 50мм.
Упражнение 39.
Художественный урок.
Вода.
Всю неделю фотографируем все, что связано с водой.
Задание 40.
Фотоистория.
Цветной черно-белый снимок.
Нужно рассказать историю цветной сцены. Нельзя показывать в кадре цветы. И нужно фотографировать в черно-белом режиме.
Упражнение 41.
Техническая тренировка.
Левитация.
Левитация – это такой трюк, который частично делается с помощью фотоаппарата, а частично с помощью фотошопа. Пытаемся сделать в этот раз левитацию.
Задание 42.
Художественная тренировка.
Музыка.
В течение недели фотографируем музыку или музыкантов, используем широкоугольный объектив.
Упражнение 43.
Фотоистория.
Движение.
Передать движение в кадре на застывшем снимке – это сложная задача для каждого фотографа. Используем движения на этой неделе, чтобы рассказать фотоисторию.
Упражнение 44.
Техническая тренировка.
Магический ND-фильтр.
Используем ND-фильтр вместе с длинной выдержкой в 30 секунд или дольше для фотосъемки. Пробуем фотографировать водопады или даже улицы для того, чтобы снять загадочный снимок.
Упражнение 45.
Художественная съемка.
Холод.
Нужно показать фотоисторию, в которой чувствуется холод, исходящий из кадра.
Упражнение 46.
Фотоистория.
Передний план пейзажа.
Многие истории вращаются вокруг портретов, но пейзажи тоже могут рассказывать историю. Расскажите историю пейзажа, используя передний план как объект и задний план как сцену.
Упражнение 47.
Техническая тренировка.
Фигурное боке.
Прочитайте, как сделать сердечки, звездочки в боке и создайте интересный снимок в течение недели.
Задание 48.
Художественная тренировка.
Bodyscape.
Нужно снять пейзажи из человеческих тел. См. примеры Карла Уорнера.
Упражнение 49.
Фотоистория.
«Голубой час».
«Голубой час» — это один час после заката и один час перед восходом, когда на небе доминирует голубой или фиолетовый оттенок. Используйте его, чтобы рассказать фотоисторию на этой неделе.
Задание 50.
Техническая тренировка.
Полное редактирование.
Возьмите снимок, который сняли в первом упражнении и отредактируйте его в Фотошопе.
Задание 51.
Художественные навыки.
Страх.
Найдите путь показать страх таким образом, чтобы зритель мог его почувствовать.
Упражнение 52.
Фотоистория.
Ваша фотоистория.
Расскажите вашу фотоисторию.
38. Фотография. Обучение начинающих фотолюбителей. Задния для совершенствования мастерства. 1/40, 1.8, 400, 35.
* * *
Прежде чем приступать к выполнению перечисленных выше упражнений, советую ознакомиться с работами фотографов-мастеров стрит-съемки Дмитрия Зверева (в Facebook – DimaZverev) и Александра Петросяна (в Фейсбук – YanPetros). В их фоторепортажах вы увидите образцы снимков, которые могли бы получиться при выполнении заданий. Причем, для придания эмоций, цепляющих зрителя, оба профессионала пользуются, в том числе, схемами, которые в сегодняшнем фотоуроке мы перечислили, и которые следует усиленно тренировать:
- Контекст в снимках.
- Взаимодействие объектов на фотографиях.
- «Копирование» фона.
- Шок – человек на фоне.
Что имеется ввиду под контекстом, и почему он так сильно влияет на восприятие снимка? Представьте следующий сюжет: мужчина с довольным лицом выходит из квартиры, прикрывая за собой дверь. Есть улыбка, задумчивое, мечтательное лицо – эмоции, снимок не оставляет равнодушным. Теперь – тот же сюжет, но в полуоткрытой двери за мужиком видна девушка в полупрозрачном пеньюаре, смотрящая ему вслед… Согласитесь, что сразу в голове возникает недвусмысленный мультик о том, что происходило до того, как фотограф снял эту сцену! Мы понимаем, почему дядька вышел довольным… Еще больший шик – в проеме двери видны только лишь женские вещи, разбросанные на полу, а на щеке донжуана красуется след помады… Вот это и есть контекст. И Александр Петросян, и Дмитрий Зверев активно им пользуются.
Взаимодействие в кадре – у таких профи в портфолио есть очень много снимков, где объекты переднего и заднего плана как-то взаимосвязаны друг с другом. Они не существуют по-отдельности.
«Копирование фона». Не знаю, как выразиться правильно. Речь идет о сюжетах, где что-то на заднем плане напоминает объект на переднем. Например, стоит дядька с пышной шевелюрой, а сзади – огромная собака с такой же роскошной гривой…
«Шок» или «абсурд» на заднем плане. Скажем, две бабульки-дворничихи убирают утром улицу на фоне огромного рекламного плаката, где изображена девушка-фотомодель в бикини, рекламирующая бюстгальтеры. Или у того же Александра Петросяна есть снимок, где впереди – смешной снеговик, сзади – бабули-уборщицы…
Вот подборка лучших снимков Александра Петросяна в блоге путешественника Сергея Доли.
Можно ли научиться красиво фотографировать, если у фотографа нет таланта? Уже много раз говорил, что победить в международных соревнованиях, наверное, не получится, но очень-очень существенно повысить уровень своих работ, если целенаправленно выполнять задания, анализировать ошибки и стараться их исправить, стать уважаемым человеком вполне можно.
Кстати, посмотрите, как Александр Петросян снимет свои стрит-фотографии на улице. Ничего экстраординарного, по-моему, он не делает.
Видео. Советы фотографам, как выполнять упражнения для совершенствования своего мастерства на примере работы Александра Петросяна.
Еще одно видео с рассказом, как был снят шикарный снимок вечернего города. Александр Петросян на практике показывает, как бывает неудобно, если у фотоаппарата нет откидного экрана.
Видео. История одного кадра. Пособие по выполнению упражнений для самообучения фотолюбителей.
* * *
Что же, надеюсь, потратил ваше время не зря. Теперь есть чем заняться, и вы знаете, как за год натренировать в себе профессионального фотографа, умеющего рассказать в кадре фотоисторию, знающего свою фототехнику, владеющего редакторами для обработки снимков и способного применить свои навыки для создания шедевров. Может, я ненароком и сам займусь самообразованием после этого урока.
Сергей, привет. Прочитал статью с удовольствием, и спасибо, что опубликовал мои снимки. Но после прочтения меня посещают какие-то смешанные чувства. С одной стороны, меня восхитила подборка фотозаданий — не знаю, где ты их раздобыл, но мне ничего подобного не попадалось на просторах Интернета. Очень занятные, хоть фотоконкурс объявляй.
Но некоторые задания звучат излишне абстрактно, на мой взгляд, и прямо очень захотелось увидеть примеры фотографий к упражнению (например: как передать цвет черно-белым снимком). В этом свете я не могу сказать, что моя фотосерия выглядит уместно к такой статье. Интересно, что скажут читатели.
Здравствуй, Паша. Благодарю еще раз за то, что согласился дать свои фотографии для этого урока. Согласен, что снимки несколько диссонируют с содержанием. Было бы лучше, если бы к каждому упражнению я приложил пример его выполнения. Но, во-первых, пришлось бы ждать 52 недели, пока я отсниму иллюстрации. Во-вторых, это было бы похоже, как в учебнике даётся задача и сразу же – ответ.
Твои фотографии – пример выполнения задания: снять сюжеты, где присутствуют параллели или ритм. Вот ты пошел и отснял 37 снимков на заданную тему. И по всем практическим упражнениям нужно сделать также: отснять минимум 100 кадров по каждому. Если использовать «рамку кадрирования» (о ней есть отдельный фотоурок, ссылка внизу статьи), можно и тысячу сюжетов сделать.
Думаю, что в том виде, как фотоурок получился, его нужно читать 2 раза: один раз – вникать в суть упражнения, второй – смотреть твои снимки (отдельно от текста).
Также считаю, что упражнения для фотографов, перечисленные в тексте, следует рассматривать, как набросок. Если ты не понимаешь, то или иное задание, придумай аналогичное: не знаешь, как дать почувствовать зрителю цвет на черно-белом снимке, замени на ч/б портрет.
К сожалению, я не смог найти, где у меня ссылка, но где-то встречал девушку-фотографа, которая выполняла на курсах более жёстки задания: сфотографировать чувства (благодарность, радость, сомнение, скуку), не показывая лица людей в кадре. Вот там – мастерство!
Полный бред, к сожалению.
Семён, большое спасибо, что нашли время написать свой отзыв об этом фотоуроке.
Конечно, меня назвать специалистом в области критики, но мне кажется, что Ваша реплика слабоватая. Вот что имею ввиду. Бывает два типа критики: деструктивная и конструктивная. Если Вы хотели своим замечанием оскорбить, то не достигли этого. Мы блогеры – люди толстокожие, чтобы нас пронять, нужно действовать профессионально. Могу посоветовать Вам прямо сейчас найти и заказать книгу «Искусство словесной атаки», которую написал Карстен Бредемайер. Он приводит много приёмов, как отправить соперника вербально в нокдаун. Единственная проблема – он тоже говорит, что для развития мастерства нужно выполнять практические упражнения…
Если же Вы хотели сообщить о недостатках урока, то советую в Интернете поискать, как правильно критиковать. Если действовать неправильно, то Вы не добьетсесь своей цели. Один из вариантов следующий:
1. Похвала.
2. Представление своего опыта, факты «против».
3. Предложения, как улучшить результат.
Допустим, у Вас подъезде не моет уборщица долгое время. Вы звоните в ЖЭК и говорите: «Эй, негодяи! Вы что там совсем тупые? У нас подъезд две недели не убирают». Человек Вас выслушает, положит трубку и продолжит заниматься своими делами дальше. А если вы скажете: «Уважаемая, Лиза Петровна, мне нравится, что наш ЖЭК успевает сделать все важные дела: и забор починить, и электрические лампы над подъездами, вовремя лёд дворники отдолбали. Вот только проблема – уборщица забыла помыть подъезд. Согласно правил ЖЭК пункт 3, раздел 2, она должна убираться 2 раза в неделю. Предлагаю следующее: за последние 2 недели производим перерасчет квартплаты в сторону уменьшения, с понедельника начинается уборка по графику.» Не факт, что Вам начнут убирать вовремя, но шансы выше, чем в первом случае.
Если вернуться к нашему уроку с упражнениями для фотографов, Ваша конструктивная критика могла звучать следующим образом. Как пример: «Сергей, впечатляет затраченное время и набор приёмов для тренировки фотолюбителей. Может я и не эксперт в обучении, но, на мой взгляд, практиковаться красиво снимать – бред. Да, мы знаем, что в других областях практические занятия – неотъемлемая часть обучения. Актеры проигрывают короткие сценки. Музыканты сутками играют «до, ре, ми…» Ораторы делают упражнения на развитие речи (например, ставится на стол предмет, задание – в течение 20 минут, не делая паузу, говорить о нем историю). Менеджеры по продажам делают упражнения, как отвечать на возражения клиентов. Врачи тренируются делать операции на манекенах. Шахматисты разбирают этюды. Футболисты смотрят записи с игрой команды-конкурента и составляют план, как противодействовать ей, также сутками тренируются в поле. Парикмахеры стригут пенсионеров бесплатно, чтобы потренироваться.
Но, что касается фотографов, то всё это для них бесполезно. Нет никакого смысла тренироваться, делать практические занятия. Доказательства – диссертация такого-то ученого (ФИО), опубликованная в таком-то научном журнале (ссылка). Он безоговорочно доказывает, что фотографы рождаются профессионалами. Им не нужно практиковаться, они всё умеют от рождения».
Спасибо.
Как всегда, всё очень дотошно и подробно. Задания, думаю, вполне подходящие для развития многих навыков. Я не со всеми сталкивался, когда знакомился с подобными уроками.
Заявленная тема: «Что фотографировать, чтобы научиться снимать профессионально», мне кажется, очень обширна. Допустим, кто-то снимает фото на документы — он профессионал, а многое из того, что приведено в «упражнениях» ему, в принципе, и не нужно. Можно привести ещё кучу примеров узкого профессионализма.
Анализ своих и чужих снимков, по-моему, самое сложное. При разглядывании чьих-то снимков (скажем, очень хороших) можно встретиться с утверждениями, типа: а у меня такая же фотография. Многие не видят деталей или контекста, то есть не понимают, чем отличаются похожие снимки.
Спасибо, Михаил, за обратную связь. Согласен, что не всем подойдут именно эти упражнения. Но тренироваться начинающим все-таки придется. Начинающему фотографу, снимающему фото на документы, нужно экспериментировать с расстановкой света и мощностью источников, например.
И, надеюсь, за советы не побьют: кому эти практические занятия без надобности, тот прочитает и дальше своими делами займется.
Анализ фотографий, считаю, очень действенный способ научиться фотографировать. Важно не просто, разглядывая картинки, говорить себе «нравится» или «не нравится», а спрашивать «почему». Ну, в начале статьи есть ссылка на 13 вопросов для самоанализа, и они включают еще вопросы «как снять лучше».
Из своего опыта скажу, что анализировать свои снимки гораздо труднее, чем чужие, так как свои кажутся, поначалу, безупречными. Не зря, наверное, авторы Библии вложили в уста Христа его незабвенное: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь… Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». 🙂
Тренироваться фотографировать, думаю, надо не только начинающим фотографам, иначе, как в спорте, результаты начнут деградировать.
Пример с фото на документы я привел потому, что кого-то устраивает небольшой набор технических навыков, а кто-то пытается совершенствоваться, изучая и отрабатывая новые приемы съемки, и т.д.
Кстати, в последние годы часто на съемки беру один объектив. Тот же полтинник, как в упражнении №38. И пытаюсь снимать им всё подряд.
На своем опыте также постиг правильность слов Александра Петросяна, что надо попробовать снять фото, даже если условия неподходящие, чем потом жалеть. За дословность не ручаюсь.
Миша, согласен, что съемка фиксом — один из видов тренировки, полезный для развития навыков творческого видения.
Также соглашусь с А. Петросяном — на практике, в путешествиях, часто бывало, что еду на машине и вижу интересный кадр, но не снимаю: «Ай, лень останавливаться. На обратном пути сфотографирую.» Но потом уже и свет не тот, и объекты не так расположены.
Короче, главное правило: видишь кадр — снимай.
По поводу того, что делать упражнения по фотографии нет смысла, мне вспомнился один комментарий от Павла Черталёва к моему отчету о поездке в природный парк Оленьи ручьи, написанный три с половиной года назад. Павел показал снимки, снятые в отпуске в Финляндии, и мы разбирали тогда их недостатки.
Прошло время, таких ошибок он теперь не допускает, почти. Всё это — считаю, результат тренировок. Другое дело, что мы, фотолюбители, редко практикуемся целенаправленно: вышел из дому с заданием фотографировать «абстрактные фигуры, путем выделенения объектов телеобъективом» и снимаешь 100 фотографий. Чаще мы просто на прогулке снимаем то и это… Но, если есть конкретная задача «абстракции», ты сконцентрирован только на них, вдохновения приходит больше и результат лучше.
Сергей, спасибо за твой блог, из которого кто захочет может много полезного взять. Кто не хочет, тот просто не поймет предмет разговора, как Семен, и ограничится коротким «бред». Не стоит уделять таким «товарищам» много времени.
Я ценю твои усилия поделиться своим знанием о фотографии с другими фотолюбителями. Так держать, успеха тебе в путешествиях и новых рассказов!
Добрый вечер, Геннадий! Рад видеть тебя снова на страницах блога — значит, делаю вывод, что не всегда есть что комментировать, но читаешь периодически. Приятно это осозновать. Спасибо и за это, и за твою поддержку.
Все мои статьи в блоге, в том числе эта с переченем упражнений для самостоятельного обучения фотографии, бесплатные. То есть это — подарки. В отличие от физических, виртуальные подарки можно принимать, можно отказаться. Так что я на Семёна зла не держу: не понравилось моё предложение — что же, всем невозможно угодить. Может быть где-то есть более эффективный способ повысить свои навыки фотографирования и он когда-нибудь поделится ими со мною и с другими гостями сайта.
Еще раз спасибо за поддержку и пожелания. Постараюсь не разочаровывать.
Мне почему-то кажется, что это — задания не для начинающих, а для продвинутых фотографов. Начинающие фотолюбители, обычно, стараются снимать открыточные виды, что-то красивое, от чего должно захватывать дух. А продвинутые уже начинают искать необычное в обычных, на первый взгляд, вещах. Вот тут-то и могут пригодится подобные упражнения.
Я согласен с Павлом, что если бы к каждому упражнению прилагались примеры фотографий, было бы вообще супер. Но, фотографии Павла лично мне понравились. Практическое упражнение на тему «Как снять поход в магазин, чтобы было интересно смотреть» выполнено на отлично.
Понравились ролики Александра Петросяна. Я, все-таки, стесняюсь снимать незнакомых людей. Стараюсь делать это незаметно. Хотя, было несколько раз, когда меня замечали и были не против съемки, даже позировали. Может, действительно, не бояться делать это открыто и просто смотреть на реакцию? Если уж категорически против, то просто не фотографировать.
P.S. Мне кажется, в конце статей не хватает блока социальных кнопок. Многие бы с удовольствием делились подобными материалами в социальных сетях. Нажать кнопку просто, а так приходится входить в свой аккаунт, копировать ссылку, вставлять ссылку. Часто просто лень. А ведь подобных качественных статей в Интернете не так много.
Евгений, на Youtube можно нойти длинные (по часу и дольше) интервью Александра Петросяна в программе «Школа злословия» и «Разведопрос» (ведущий — Гоблин). Он там говорит, что в каждой передаче его спрашивают, не приходилось ли получать по морде за такой наглый стиль съемки. Ответ — ни разу. Петросян либо не останавливается и уходит, либо у него приготовлен образ «под дурачка» — отшутился и дальше пошел. Есть еще видео, где он в Нью-Йорке негов на улице в упор снимает…
Я тоже так не могу и стесняюсь. Но однажды (в первую поездку в Индию, в Варанаси) я стал снимать, как Петросян: без спросу. Получились одни из интереснейших снимков в моей карьере, хоть снимал не на ширик, а на более длинное фокусное (объектив Nikon 24-70mm f/2.8). Поэтому могу нам пожелать больше смелости в погоне за интересными кадрами.
Спасибо за напоминанание про кнопки соцсетей. Надо все-таки браться за сайт и допиливать функциональность.
Спасибо, Сергей, за набор упражнений для тренировки видения фотографии! Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи. Удачи!
Здравствуйте, Сергей! Спасибо на добром слове. Надеюсь, что такие тренировки кому-то помогут поднять свой уровень в фотографии. Не зря тогда старался. Вам тоже удачи и в фотографии, и в жизни.
Сергей, добрый вечер! Это, видимо, какая-то, своего рода, классическая подборка уроков, которую дают ученикам фотографы. Я подобрал ее на «Лайфхакере» — там ее авторство приписывалось американскому фотографу Дейлу Фоши (Dale Foshe). Чуть перефразированные те же 52 задания, по неделе на каждое.
Соглашусь с мнением выше: местами очень не хватает комментария, что же именно хотел увидеть в качестве результата автор методики? Я из-за этого даже подзабил на выполнение заданий. Потом, правда, пришла мысль, что творчество оно потому так и называется, что каждый видит свое, и просто надо сделать так, как думаешь сам.
Вот, Вселенная шлет сигнал в виде этого поста, что пора уже перестать катать вату и начать делать! 🙂
Здравствуйте, Андрей. Да, эти (и подобные) упражнения даются в разном виде под разными соусами: встречал в виде таблицы к календарю — выполняешь и зачеркиваешь крестиками. Видел — в качестве заданий на форумах: фотографы выкладывают свои варианты выполнения — так, наверное, наиболее интересно ими заниматься.
Понравилась Ваша мысль о сигнале Вселенной! Вот «встать и приступить к практике» — самое трудное в наборе этих заданий. 🙂
Хочу поделиться упражнением из серии «Задания для фотолюбителей», которое предложил фотограф Валентин Христич: берем камеру, выходим на улицу, устанавливаем на телефоне таймер, например, на 2 минуты. Теперь мы должны каждые 2 минуты переходить на другую локацию и успеть снять хотя бы пару шикарных снимков.
В этом видео Валентин проводит мастер-класс по выполнению задания. На мой взгляд, получается отлично. И такие упражнения обязательно стоит выполнять.
P.S. Вообще, советую зайти на канал и просмотреть видеоуроки — там что ни упражнение, то шедевр для развития навыков фотографа!
Здравствуйте, Сергей. Нашёл довольно интересное видео Валентина Христича, с моей точки зрения, об уроке съемки в рамке. Я думаю, Вам и форумчанам будет интересно посмотреть — тем более, что там описана не только техника урока, но и коммуникация с окружающими, которые могут мешать процессу.
Вячеслав, по видео выше, что я разместил в мае, Вы видите, что я — тоже поклонник Валентина Христича. Да, он профессионально коммуницирует с незнакомыми людьми. И эта его затея выполнять периодически разные задания для развития навыков фотографии — отличная затея. У меня такая же была, только знаю, что не найду я время на всё это… Или силы воли. А у него и канал правильно называется: «Вставай и снимай!»
Вообще, у него был как-то видеоурок о том, как начать разговор с незнакомыми людьми и попросить разрешение на съемку. Там, по-моему, 5 советов. После просмотра я поинтересовался темой: ведь знакомиться нужно не только фотографам, но и в других жизненных ситуациях. На Youtube нашел множество рекомендаций на эту тему. И в результате вышел на канал бизнес-тренера Радислава Гандапаса.
Найти его можно по запросу «Как двинуться с мертвой точки,начать действовать и достичь успеха!» Про меня… 🙂 Главный посыл: нужно начинать с тем, что у тебя уже есть. Применительно к фотографии — многие люди думают: «Вот куплю зеркалку и тогда начну учиться снимать. Или нет, сначала нужно приобрести дорогой объектив».
Радислав же говорит, что вы состаритесь, пока накопите на дорогую камеру. Изучать основы фотокомпозиции можно уже с тем, что у вас имеется. Выполнять упражения «Естественная рамка для изображения» можно с простой мыльницей, смартфоном или даже с картонной «рамкой кадрирования», о которой я в отдельном фотоуроке говорил.
Вот так Валентин Христич может научить не только фотографировать незнакомцев, но и добиться успеха в жизни. 🙂