\n

Рассказ об организации постановочной фотосессии на улице

Текст статьи обновлён: 27.07.2019

Давний читатель сайта Роман Федченко из города Иваново предложил опубликовать его рассказ о том, как зародилась идея постановочной фотосессии для участия в фотоконкурсе, и как она была реализована. Статья получилась необычной: автор не обсуждает технические нюансы, не сравнивает между собой тушки и объективы. Вместо этого он рассказывает, с какими трудностями пришлось столкнуться при съемке, даёт советы другим фотолюбителям, кто решит реализовать нечто подобное. Давайте посмотрим, что у него получилось.


Многие фотографы-любители свои первые съемки проводят именно на улице. Причин этому много: студия – удовольствие недешевое, снимать в ней умеет далеко не каждый, да и не все идеи можно реализовать в ней (у нас в городе, например, нет фотостудии, в которую можно загнать автомобиль). Стоящий над душой человек с секундомером тоже не располагает к творчеству. «Чего тут организовывать-то? Вышел на улицу и снимай!» — скажут мне некоторые начинающие фотографы. И будут неправы. Съемка на улице требует не меньшей, а порой и гораздо большей организации, чем в студийных условиях. Варианты, когда одна девочка берет в парк фотоаппарат, а другая надевает красивое платье и начинает обнимать в парке берёзки, как Штирлиц, мы рассматривать не будем – постановочного там ничего нет.

Я хочу поделиться с другими новичками своим опытом организации такой съёмки и рассказать, как мы снимали одну романтическую историю. От самого начала, то есть от возникновения идеи и до момента реализации. Чтобы не было скучно, я буду всё объяснять на реальных примерах. И да, слайды тоже будут.

Ну что ж, начнём. Как-то вечером я листал ленту во «ВКонтакте» и набрёл на объявление о фотоконкурсе. Обычно я как-то не рвусь в них участвовать, но в этом меня зацепила формулировка задания. Пожалуй, я приведу его почти полностью, оно небольшое.

Фотоконкурс «Чеховское чаепитие на фоне шекспировских страстей». Фотографии должны отражать тему конкурса — конфликт мирной человеческой жизни и бурной жизни вокруг. Должны быть зрелищными и театральными. Это могут быть и натюрморты, но тогда в конфликте должны быть сами вещи. Могут быть постановочными или подсмотренными в жизни. Чашка чая или кофе на снимке обязательны!

Сначала придумался один кадр: девушка со стаканчиком кофе, замечтавшись, стоит на пешеходном переходе, а сзади гневается владелец крутого авто, которому она мешает проехать. Идеей я поделился со своим приятелем, мы стали её обсуждать. Затем я вспомнил Олега Зотова, который на мастер-классах говорит: «Даже если вам надо снять один кадр, снимайте историю! Хотя бы для себя и модели». Постепенно конкурс отошел на второй план, и было решено снять небольшую постановочную фотоисторию о встрече двух совершенно разных людей. Теперь у нас было главное – идея съёмки. И мы начали думать, как же нам её реализовать.

Процесс организации постановочной съёмки можно условно разбить на несколько частей. Основных этапов будет четыре: участники, локация, реквизит и техника.

Разумеется, начинать надо с участников. Самый главный в этом процессе, между прочим, вовсе не фотограф, а организатор. Он должен совместить во времени и пространстве всех участников проекта, подобрать место съёмки и всё, что для неё необходимо: декорации, реквизит, костюмы, специалистов… В общем, та ещё работёнка.

В нашем случае организацией занялись мы сами вдвоём с приятелем. И начали с моделей. По сюжету нам была необходима романтичная, красивая девушка и симпатичный парень. Их первая встреча происходит на дороге, они вступают в конфликт. Красавица обижается на резкие выпады в её адрес, а тот, увидев, что она плачет, понимает, что перегнул палку и пытается исправить ситуацию. И вот они уже вместе пьют кофе и смотрят друг на друга влюблёнными глазами.

Смотреть на влюблённо на другого человека может либо хороший актёр, либо реально любящий человек. Многие это не учитывают, из-за чего так называемые «лав стори» часто смотрятся как минимум притянутыми за уши, а иногда откровенно смешными. Поэтому я первым делом стал перебирать в голове знакомых. Мне повезло, среди моих знакомых есть очень симпатичная пара – Сергей и Таисия. Помимо того, что они красивы, молоды, влюблены друг в друга, они ещё и артисты балета нашего музыкального театра.

Когда я получил их предварительное согласие на съёмку, мы перешли к следующему этапу: поиску места для съёмки. А на фото ниже вы можете полюбоваться этой прекрасной парой в образе героев спектакля «Страсти в стиле танго».

Фото 1. Кадр из спектакля «Страсти в стиле танго». Настройки: выдержка 1/800, F/2.8, ISO 360, -0.7EV, ФР=116 мм, Снято на тушку Nikon D7100 с объективом Tokina AT-X 828 AF Pro 80-200 F/2,8.

Фото 1. Кадр из спектакля «Страсти в стиле танго». Настройки: выдержка 1/800, F/2.8, ISO 360, -0.7EV, ФР=116 мм, Снято на тушку Nikon D7100 с объективом Tokina AT-X 828 AF Pro 80-200 F/2,8.

Помимо моделей, в съёмке обычно принимают участие и люди, помогающие создавать образ: визажисты, костюмеры, флористы, парикмахеры. Работа визажиста нам не требовалась, но, если в вашем случае образ будет требовать его участия, этот момент нужно обсуждать отдельно и договариваться, поедет ли специалист с вами и будет работать на месте или же модели сначала посетят его, а потом уже в образе прибудут на съёмку.

Часть вторая – поиск места для фотосъёмки. Нам нужно было решить весьма незаурядную задачу: найти такую дорогу, чтобы на ней был переход с «зеброй», вокруг был более-менее приличный внешний вид, чтобы на этой улице было очень слабое движение, и чтобы туда не наведались сотрудники ГИБДД – платить штраф за создание помех дорожному движению в мои планы не входило.

На самом деле, все локации – результат долгих и кропотливых поисков, и каждый уважающий себя фотограф все «свои» места съемок держит в секрете и особо ни с кем не делится. Сейчас вероятность найти рядом с крупным городом или в нём самом красивое и незаезженное другими фотографами место крайне мала.

Поиски мы начали с Гугл-карт. На них есть возможность увидеть не только карту местности, но еще и совместить её со снимком со спутника, а также просмотреть панорамы, если они в этом месте когда-нибудь снимались. Разумеется, выбирать место съёмки исключительно по Гугл-картам нельзя, но времени они экономят очень много, ведь объезд всех локаций займёт намного больше времени.

Мы искали, искали, время уже поджимало, а подходящая «зебра» ну никак не находилась. Отсмотрев и забраковав несколько мест, уже было решили рисовать «зебру» в «Фотошопе». И вот в последний вечер перед съёмкой решили проехать ещё по нескольким точкам. И тут удача улыбнулась – в одном из них нашлась вполне приличная «зебра», буквально через 30 метров асфальт кончался, то есть интенсивное движение нам не грозило, виды вокруг тоже были вполне презентабельными. Да, с одной стороны дороги пешеходный переход был весьма заезжен – первоначально я не обратил на это внимания. Как выяснилось впоследствии, очень даже зря. Но об этом немного позже. Вот так это место выглядело на фото с телефона.

Фото 2. Внешний вид выбранного нами места съёмки. Снято на мобильный телефон.

Фото 2. Внешний вид выбранного нами места съёмки. Снято на мобильный телефон.

Параллельно с поисками места для съёмки мы занимались третьей частью — поиском реквизита. Если вы снимаете историю, не ленитесь и обязательно напишите примерную раскадровку. Это поможет вам во время фотосессии ничего не забыть, а до фотосъёмки — определить порядок отдельных кадров, составить список необходимого реквизита и продумать образы моделей.

Для чего нужно заранее продумывать порядок? Если в процессе съёмки часть реквизита расходуется, например, съедается торт, то сначала нужно снять кадр с задуванием на нём свечек, а потом уже снимать сам процесс поедания. Или, скажем, модель во время фотосъёмки заходит в одежде в реку — платье при этом намокнет и доснять «сухие» кадры будет уже невозможно.

Когда вы пишете раскадровку, не забывайте, что соседние кадры должны быть взаимосвязаны. Если вы снимаете историю про девушку, странно будет увидеть в последнем снимке истребитель, улетающий в закат. Вообще, хорошая тренировка для написания раскадровок – взять отрывок какого-нибудь фильма, небольшой, минут 10-15, выбрать из него ключевые, по вашему мнению, кадры, и расписать их. Если после их просмотра складывается история – значит, раскадровка вам удалась.

Разумеется, нам был нужен автомобиль. Желательно с достаточно хищной «мордой» для придания нашему герою в кадре дополнительной брутальности и агрессивности. Вариант с арендой отпадал сразу – ну нет у нас в городе даже каршеринга, не говоря уж о более-менее люксовых машинах, которые можно арендовать. Ну, и аренда люксового авто – затратная вещь. Поэтому машину искали по знакомым и друзьям. Вариантов было достаточно, но более всего приглянулся очень брутальный мерседесовский внедорожник как раз-таки кофейного цвета.

По условиям конкурса в кадре обязательно должен быть кофе. А как показать, что это именно он, не снимая напиток крупным планом? Правильно, надо найти стаканчик с надписью «Кофе» и желательно без каких-либо брендов. И тут тоже помогли друзья. Стаканы мне настолько понравились, что я купил сразу целую упаковку в 100 штук, оптом они стоят около 3 рублей за единицу.

Цветок, который дарит девушке наш осознавший свою неправоту герой. Его мы купили по пути на съёмку, просто заехав в первый попавшийся по пути цветочный магазин.

Кофе. Да, в стаканчики мы наливали настоящий напиток из термоса, сваренный мной дома перед выездом. Во-первых, всё должно быть натурально, во-вторых, модели меньше мёрзнут с горячим, ну и хороший кофе — это просто вкусно!

В этом списке также должны быть и костюмы для моделей. Но поскольку жёстких требований не было, а время поджимало, решили, что наши ребята сами подберут себе костюмы из того, что есть в их гардеробе.

Накануне дня съёмок я посмотрел в Интернете прогноз погоды и понял, что если нам и удастся снять что-то приличное, то это будет непросто – обещали дожди. Переносить съёмку было уже нельзя, поэтому я предупредил ребят, чтобы они захватили зонтики и тёплую одежду.

Теперь о последней, но не менее важной части – о технике. Сначала у меня была мысль взять с собой внешнюю вспышку, но прочитав прогноз погоды, я от этой мысли отказался. Ну, а к своей неизменной тушке Nikon D7100 прихватил два объектива: Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N для общих и Tokina AT-X 535 Pro SD 50-135 F/2.8 для крупных планов. Штатив и зонт тащить смысла не было – в конце-концов, камера брызгозащищенная, да и под кофту её можно сунуть. Вообще, при съёмке в солнечный день на природе очень не помешает отражатель – им всегда можно подсветить тени, если света не хватает. Если в съёмке задействованы автомобили или другие предметы с большими поверхностями, могущими отражать свет (а это, в том числе, и вода в реках и озерах), подумайте заранее, не испортят ли эти отражения вам кадр. Возможно, стоит использовать поляризационный фильтр для отсечения «лишних» и придания снимку большей контрастности.

Очень важная задача организатора съёмки – связать воедино всех участников. У него должны быть все данные для оперативной связи: номера телефонов, пароли, явки и т.д. Нужно заранее продумывать транспорт: кто за кем заезжает, если едете на авто, или где встречаются все участники, если каждый добирается своим ходом. Если костюмы не позволяют передвигаться в них до места съёмки (например, в костюме Евы не очень комфортно ездить в общественном транспорте), то вам также надо продумать, где ваши модели будут переодеваться.

Очень внимательно относитесь во время фотосъёмки ко всем участникам — никто не должен мёрзнуть или перегреваться, подвергаться какому-либо риску для здоровья (если только вы не снимаете работу каскадёров). Следите за всем происходящим вокруг, как бы вы ни были увлечены процессом. Организатор должен быть начеку всегда и подсказать или помочь забывшему что-то участнику что и как он должен делать, а также сглаживать возможные конфликты при съёмке.

Теперь о самом процессе фотосъёмки. Не ждите, что модели сразу же поймут ваш гениальный замысел и будут делать всё сами, а фотограф будет нажимать на кнопку спуска, как Анка-пулемётчица на спусковой крючок при виде белых. Показывайте, объясняйте, советуйтесь, экспериментируйте, пробуйте, одним словом, творите.

Как человек, поработавший на съёмках с профессиональными актёрами, могу по секрету сказать, что даже они не всегда сразу понимают, что от них требуется, не говоря уж о людях, к актёрской профессии отношения не имеющих. Когда вы выставили сцену и объяснили каждому участнику его задачу, прорепетировали всё действие, не ленитесь сделать несколько дублей.

Если кадр статичный, я обычно снимаю несколько вариантов, слегка меняя положение камеры относительно сцены, и ракурс. Во-первых, на маленьком экранчике камеры далеко не всегда можно увидеть технический брак — смаз или промах с фокусировкой. Представляете, как будет обидно, если у вас один-единственный идеально выстроенный по композиции и свету кадр, но вы промахнулись, и камера сфокусировалась не совсем там, где вы планировали? Во-вторых, на большом экране кадры смотрятся совсем по-другому, и лучше всегда иметь несколько вариантов снимка, чтобы выбрать лучший из них или даже склеить итоговый из нескольких.

Планируя фотосессию на улице, особенно в солнечный день, обязательно подумайте над тем, где в планируемое вами время съёмки будет находиться солнце и какой от него будет свет, куда будут падать тени. Лучше всего съездить на место съёмки накануне, чтобы увидеть всю картину своими глазами. Заодно и посмотрите, потребуется ли вам дополнительный свет, отражатель или поляризационный фильтр.

И вот настало утро съёмочного дня, и мы все выдвинулись на место съёмки. Помимо меня и приятеля, с нами поехали наши модели и хозяин мерседеса. Моросил небольшой дождик, но нам это было даже на руку – образ с зонтиком получался более романтичным, да и капли дождя на лакированном капоте машины смотрелись отлично. Пока модели осваивались, мы быстро подготовили реквизит и технику. Вдалеке за мерсом выставили знак аварийной остановки (мы же помним про безопасность, не так ли?).

Я уже говорил, что не обратил внимания на заляпанную землей вторую половину «зебры». Так вот, где-то дальше по этой дороге находится некая промышленная площадка, куда время от времени ездили грузовики, которые и натаскали грязи с грунтовки. Впрочем, нам они не мешали, мы им тоже.

Я, конечно, в курсе, что «коктейльное» платье достаточно лёгкое, но не думал, что настолько. А оно у нашей героини было ещё и с открытой спиной. На улице, помимо дождя, дул ветер, даже мне в кофте было прохладно, хотя я нормально переношу низкие температуры. Поэтому снимали кусками где-то минут по пять, а затем модели отправлялись греться в мерседес. А я в это время бегло отсматривал отснятое и готовил следующую сцену, заглядывая в раскадровку.

Надо отдать должное моделям, они очень стойко вынесли все тяготы съёмки. Уложились мы примерно в сорок минут, затем быстро собрали вещи и разбежались по домам и на работу — всё-таки был будний день.

Вечером я скопировал отснятый материал с карт памяти на домашний компьютер и занялся отбором кадров. Сфотографировано было 130 кадров, в полную версию истории я отобрал 8 из них, а требования конкурса ограничили меня до 4-х.

Отбор кадров — это отдельная грустная история. Каждый фотограф сталкивался с желанием выложить как можно больше снимков с удачной съёмки. Но в жизни нет ничего безразмерного, поэтому приходится ограничивать себя. Мои принципы отбора фотографий просты – фото должно нравиться мне больше, чем другие, не должно содержать явного брака (по крайней мере, такого, который нельзя исправить) и не должно повторяться с другими кадрами этой же съёмки. В данном случае отбор вообще диктовался раскадровкой.

Для примера я приведу написанную мной раскадровку и покажу, какие кадры я выбрал.

  1. Девушка под зонтом, со стаканчиком кофе, крупный план. Делает глоток, смакуя вкус и аромат кофе.
Фото 3. Первый кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/125, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=55 мм. Камера Nikon D7100 и объектив Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8.

Фото 3. Первый кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/125, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=55 мм. Камера Nikon D7100 и объектив Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8.

  1. Девушка на переходе, ростовой кадр, на заднем плане виден знак.
Фото 4. Второй кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/200, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм. Зум Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8.

Фото 4. Второй кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/200, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм. Зум Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8.

  1. Девушка на переходе, за ней тормозит машина, из открытого окна что-то кричит мужчина-водитель.
Фото 5. Третий кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/400, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=17 мм. Фотоаппарат Никон Д7100 и зум Тамрон 17-50/2.8 A16N.

Фото 5. Третий кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/400, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=17 мм. Фотоаппарат Никон Д7100 и зум Тамрон 17-50/2.8 A16N.

  1. Девушка роняет стаканчик с кофе, отворачивается и плачет.
Фото 6. Четвертый кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/250, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N

Фото 6. Четвертый кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/250, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N

  1. Девушка поворачивается, мужчина извиняется и протягивает ей розу.
Фото 7. Пятый кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/160, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N.

Фото 7. Пятый кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/160, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N.

  1. Девушка и мужчина вместе стоят под зонтом и пьют кофе.
Фото 8. Шестой кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/125, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=68 мм, объектив Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8

Фото 8. Шестой кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/125, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=68 мм, объектив Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8

  1. Тот же кадр, но с другого ракурса – девушка и мужчина смотрят друг на друга, задним планом выступает машина.
Фото 9. Седьмой кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/160, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8.

Фото 9. Седьмой кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/160, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8.

  1. Завершающий кадр – на капоте машины стоит стаканчик кофе и лежит роза.
Фото 10. Восьмой, заключительный кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/200, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N.

Фото 10. Восьмой, заключительный кадр раскадровки. Настройки: выдержка 1/200, F/2.8, ISO 100, +0.7EV, ФР=50 мм, объектив Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N.

В итоге у нас получилась вот такая фотоистория. Хотел бы отметить, что не претендую на всеобъемлющий охват всех вопросов и проблем, возникающих при подготовке к такой фотосессии. Уверен, профессионалам будет, что поправить и добавить. А я надеюсь, что эта статья поможет подготовить съёмку на улице таким же любителям, как и я.

Заключение к статье от Сергея Лахардова

От всей души благодарю Романа за то, что поделился своей историей. Мне лично не приходилось снимать такую вот запланированную сессию, всё происходило спонтанно. Поэтому и было интересно почитать повествование о том, как созревал план съемки, о том, какие трудности нужно было решать. На будущее, думаю, и мне пригодятся его рекомендации.

Думаю, что к получившиеся фотографии у некоторых из гостей сайта вызовут справедливую критику. Буду благодарен, если выскажете ее максимально корректно: расскажете, что понравилось, что не понравилось и как следовало поступить, чтобы вышел лучший результат. Заранее спасибо.

P.S. Поскольку мы затронули тему планирования и организации фотосессии, хочу разместить здесь видео с рассказом другого гостя сайта Сергея Цезаря с Камчатки. Он публиковал в моем обзоре модельного ряда «Godox» отзыв о своей вспышке Godox TT685n и сравнивал её с Nikon SB-910. Так вот, недавно он открыл канал на Youtube, где очень интересно рассказывает о подготовке к своим съемкам. Рекомендую подписаться.

Вот, например, видеоролик о съемке «Дикой охоты» с внешними вспышками на улице.

 

Fotosessii s devushkami sniatye na starenkii manulnyi fiks Vivitar 135mm f 2 8 i liubitelskuiu zerkalnuiu kameru Nikon D5600 Interviu s avtorom snimkom fotoliubitelem s Madagaskara.
Фотосессии с девушками, снятые на старенький манульный фикс Vivitar 135mm f/2.8 и любительскую зеркальную камеру Nikon D5600. Интервью с автором снимком – фотолюбителем с Мадагаскара.
Obzor luchshego dlia KROPnutykh zerkalok Nikon i Canon shirokougolnogo zuma Tokina 11-16mm f 2 8 Primery peizazhnykh fotografii Kakie alternativy sushchestvuiut Foto na Nikon D7100.
Обзор лучшего для КРОПнутых зеркалок Nikon и Canon широкоугольного зума Tokina 11-16mm f/2.8. Примеры пейзажных фотографий. Какие альтернативы существуют. Фото на Nikon D7100.
Esli by na ulitse svetilo solntse prishlos by primeniat vspyshku chtoby podsvetit teni na litse Kak ee nastroit kak vybrat aksessuary rassmatrivaetsia v obzore Yongnuo YN-685N
Если бы на улице светило солнце, пришлось бы применять вспышку, чтобы подсветить тени на лице. Как её настроить, как выбрать аксессуары, рассматривается в обзоре Yongnuo YN-685N.
Obzor modelnogo riada vspyshek Godox Rassuzhdeniia pochemu istochniki sveta etogo proizvoditelia predpochtitelnee chem Yongnuo Demonstratsiia deistviia zakona obratnykh kvadratov
Обзор модельного ряда вспышек Godox. Рассуждения, почему источники света этого производителя предпочтительнее, чем Yongnuo. Демонстрация действия закона обратных квадратов.
Rasskaz pro fotookhotu na ptits s vneshnei vspyshkoi Kak nastroit moshchnost impulsa chtoby ne perebivat estestvennoe osveshchenie Kak vybrat tsvetnye geli chtoby sbalansirovat tsvetovuiu temperaturu.
Рассказ про фотоохоту на птиц с внешней вспышкой. Как настроить мощность импульса, чтобы не перебивать естественное освещение. Как выбрать цветные гели, чтобы сбалансировать цветовую температуру.
Fotourok o tom kak nauchitsia snimat fotoistorii Eto vazhneishaia statia dlia bolshinstva situatsii sieemka v otpuske na svadbe na kreshchenii na korporative obzory tovarov i t p
Фотоурок о том, как научиться снимать фотоистории. Это важнейшая статья для большинства ситуаций – съемка в отпуске, на свадьбе, на крещении, на корпоративе, обзоры товаров и т.п.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 693 подписчикам сайта!

* indicates required



комментария 23

  1. Сергей:

    Здорово, что свой труд фотограф оставил не только для себя в своей памяти, а ещё и поделился своими мыслями с миром.

    В реализации этой съёмки мне не понравилась выбранная локация. Как-то совершенно не лепятся наряды героев к сельской местности. Вашу идею в таких нарядах и с такой классной машиной отлично можно было бы отснять на парковке торгового центра. Кофе и девушка в вечернем платье там бы более гармонично смотрелись.

    • Роман:

      Сергей, Вы правы, наряды не очень соответствуют месту. Мы изначально и думали снимать на парковке, но потом от этой идеи пришлось отказаться, т.к. на подходящем паркинге в удобное всем нам время слишком многолюдно, и мы бы мешали другим.

  2. Любовь:

    Автор проделал большую работу, огромное ему уважение. Модели — очень приятная пара, интересные костюмы.

    А теперь хочу сказать, на чём сразу зацепился взгляд.

    Зонт. На мой взгляд, полностью чёрный большой зонт смотрится неженственно. Тем более, в кадре — лето, зелень, а не осенняя промозглая погода, и девушка стоит в лёгком ярком платье.

    Далее. Подписи под фотографиями не очень соответствуют содержанию. К примеру, если сначала прочитать только подписи, то сложится одна картина, если посмотреть только фото — то это совсем другая история. Например: девушка роняет стакан и плачет. Но она совсем не плачет. Мне кажется, она кокетничает. И стакан, если верить прочитанному, что она его уронила, то в следующем кадре она снова с ним, и, первая мысль — подняла и снова пьёт. У мужчины выражение лица тоже не соответствует ситуации, слишком суровое.

    Ещё у меня замечание к содержимому стаканов. На последнем фото на капоте лежит роза и стоит стаканчик. Пустой. Выпитый? Мне кажется, в тех ракурсах, где видно «нутро» стаканчиков, должно быть видно кофе. Иначе получается, что всё выпито, и стаканы они держат пустые. Тогда в другую руку просится недоеденная булочка.

    Ну и, как уже писали выше, несоответствие местности и образа героев. Казалось бы, что такую гламурную даму могло привести в эту глушь, где только заросли некошеной лебеды, да полуразрушенный свинарник неподалёку, зебра и та давно стёртая… А вот поди ж ты, словила ведь свой «Мерседес» в этом месте и в это же время! Хотя… чем это не шекспировская тема? 🙂

    Это я описала свои первые впечатления, которые сложились сразу же после первого просмотра. И я повторяю: это всего лишь моё видение, конечно, я могу и заблуждаться.

    Желаю автору победы на конкурсе.

    P.S. Нашла ещё одну работу на этот фотоконкурс, тоже понравилась.

    • Роман:

      С замечаниями соглашусь, всё справедливо. Я же не профи, а любитель, поэтому и не всё получилось, как было задумано. Зато есть, над чем поработать в будущих съёмках.

      Главное — мне не хотелось долго мучить моделей под дождём и холодным ветром, они через день уезжали в отпуск, и я не мог рисковать срывом их отдыха из-за простуды на съёмке. Понятно, что если бы это была коммерческая съёмка, то внимания деталям я бы уделил гораздо больше, подключил бы визажиста, костюмера и т.д.

      • Сергей:

        Самая главная ошибка фотографов — это разделение съёмки на коммерческую и «ну я тут схалтурю, потому что бесплатно ведь».

        • Роман:

          А самая главная ошибка критиков — оценивать «халтура/не халтура», не зная всех обстоятельств. Я фотографирую для себя и на коммерческую съемку соглашаюсь крайне редко, ибо фотография — это для меня хобби, а не способ заработка.

          Не нравится — пройдите мимо, Вас никто не заставляет читать мои заметки, тем более, если Вы — профессионал, Вам они ни к чему.

          • Сергей:

            Роман, крайне удивлен такой неадекватной реакцией взрослого человека на конструктивную критику! Ваши фотографии не идеальны. Хотите восторгов — показывайте их жене, маме или друзьям, которые не разбираются в фотоделе. Они будут в восторге, наставят Вам тысячу лайков в Инстаграмме. Но здесь у меня в блоге очень много фотографов, кто разбирается в этом деле, и Вы не могли ожидать такой же реакции, как от родственников.

            И замечания Сергея, Любви и Чебе крайне корректные и по делу. Я бы на Вашем месте им был безмерно благодарен за то, что дали развёрнутые ответы о том, как Вам в следующий раз улучшить свои фотоистории. Вы могли выложить свой рассказ куда-нибудь на форум фотографов — в лучшем случае получили бы краткое «Лажа», в худшем — люди посмотрели и молча ушли, не дав Вам понять, что шедевра у Вас не получилось. И так и продолжали бы жить «в темноте».

            После такой реакции, конечно, нет никакого желания обсуждать Ваши фотографии.

          • Сергей:

            Все фотосессии, о которых я рассказываю у себя на YouTube-канале — это чистое творчество. Я за них ни копейки не получил. И для меня фотография — это хобби, именно поэтому я вылез на Ютуб, что бы показать и рассказать миру о том, как организовываю и провожу свои съёмки. Что бы фотографы с меньшим опытом увидели, на что нужно обращать внимание до съёмки.

            Где грань между любителем и профессионалом? Наличие полного кадра? Наличие топовых стёкол?

            6 лет я фотографировал на Nikon D7000 с простыми никоновскими стеклами, и половину срока мечтал о полном кадре. Наконец купил 30 декабря 2018 года себе полный кадр, но стекла остались старые. С той даты я стал профессионалом?

            Я понимаю Ваше негодование, для Вас каждая ваша работа — это как ребёнок, в которого Вы вложили душу. А мы тут, злые дядьки, сидим на диванах и разматываем Ваше творчество по полной.

            Вам дают конструктивную критику не для того, что бы принизить, а что бы Вы стали лучше и в следующий раз, уже не спеша и более продумано, подошли к своей творческой съёмке (так как в тексте очень часто Вы пишете о том, что время сильно пожимало и нужно было все решать очень быстро).

            Профессионалы не сидят на форумах, потому что им тупо некогда на них сидеть из-за постоянных съемок. Вы по себе знаете, сколько времени уходит на подготовку и организацию всего лишь одной серьезной съёмки.

            Меня тоже раньше раздражала критика диванных фотографов. «Тут бы я по другому сделал, там так». И я думал: «Ага, ща погоди, пересниму все по бырой и опять загружу для дальнейшего обсоса». А потом, уже не помню где, прочитал умную мысль: «Если Вы чувствуете, что в фотографии уперлись в потолок и достигли идеала, залейте свои лучшие фотографии на сайт/сообщество большого скопления фотографов и попросите их оценить — они быстро вас спустят с небес на землю. Но если хотите реальной критики, прислушивайтесь к словам лишь тех людей, кого вы действительно считаете авторитетом для себя».

            С тех пор я следую этому совету, и когда меня кто-то разносит с дивана, я испытываю безразличие слона. 🙂

            Советую и Вам прислушиваться только с критике тех людей, кого Вы действительно считаете авторитетом, а остальным просто говорить спасибо, за уделённое время.

            Желаю Вам дальнейших успехов в творчестве.

            И, кстати, так по итогу в конкурсе Ваша работа победила? Где результаты посмотреть можно?

  3. Чебе:

    Во, хорошая фотосессия, но не отличная, а потому можно развернуться диванному критику!

    Итак приступим. Во первых, как говорится, снимаю шляпу. Это нам теперь легко глядеть в большой экран, сидя дома на диване с кофейком, в стеклянном, кстати, стаканчике, а вы в поле под дождем на ветру для нас старались. Спасибо.

    Во вторых, я вам завидую, идея хороша, и для её воплощения вы нашли отличных моделей.

    В третьих, Вы написали статью и вынесли на всеобщее обсуждение — это весьма не просто, я так не могу — времени, да и особого желания отвечать диванным критикам нет. Респект.

    Теперь по делу.

    Реквизит и инструменты

    1. Чего очень сильно не хватает, прям вот очень, так это светлого, тоненького зонтика, подобающего хрустально-хрупкому образу Вашей модели. Зачем Вы заранее отобрали брутальный черный зонт у Вашего героя? Это не её, это его зонт, вот пусть он им и спасает девушку от перипетий погоды в конце истории. А девушке надо зонтик на тоненькой трубке и с длинной ручкой, она версатильнее. Хотите черный — воля Ваша, Вам с чернотой потом управляться.

    Я держу под рукой четыре зонтика. Маленький оранжевый — создавать яркое пятно, иногда удобно. И три больших. Светлосерый с легким голубым оттенком. Черный. И мой любимый для дождливой погоды – большой из разноцветных полосок – сразу создает настроение. Иногда ещё вручаю белый, который отражатель для вспышки.

    2. Подсветка — отражатель, или световая панель, если есть (ниже опишу зачем).

    3. Распылитель воды — даже брызгалка для глажки подойдет.

    4. Термос в кадре.

    5. Машина. Да она у вас есть, но толком не использована, а это очень мощный инструмент.

    6. Оптика — учитывая использованные фокусные около 50 мм (кроме одного фото №5, где 17 мм), можно было все снять полтинничком. Магическую силу телевика Вы, увы, не использовали (ниже объяснюсь почему).

    По кадрам

    Фото 3.
    Замечательный кадр, но… Черный зонт, кроме красивого контраста желтому платью, он дает здесь густую тень и усложняет работу со светом. Была бы ещё модель пергидрольной блондинкой, тогда темный фон был бы оправдан. А так одни сложности. Плюс в историю не вписывается.

    Да и зачем нужен зонт, где у Вас дождь? Все вокруг мокрое, а зонт почти сухой. Дайте воды — вот тут-то и нужна брызгалка. Капли воды по краю зонтика будут искриться, и кадр сразу выиграет.

    Теперь руки модели, это всегда тяжело оценить во время съемки, но давайте представим, что есть возможность переснять то же самое — для начала, разверните правую руку со стаканчиком, она очень напряжена, и выставлена вперед. Зачем? У людей постарше рука в такой позе превратится в жилистую лапу хищной птицы (и модель потом этой самой лапой фотографу глаза выцарапает за загубленный кадр 🙂 ). А достаточно поддерживать стаканчик снизу, заодно демонстрируя маникюр, и вся рука уйдет ниже и ближе к груди, откроется лицо модели. У нас же герой кадра девушка, а не стаканчик.

    Левая рука с зонтиком тоже напряжена, но тут уж что поделать, Вы ей вручили чугунный мост, пусть хотя бы положит его на плечо. Упс! Короткая ручка мешает. Слишком близко к волосам… М-да… никак.

    Вы сняли хорошо для ситуации, в которой оказались или которую сами создали. На будущее отдайте этот зонтик кавалеру. Это его.

    Фото 4.

    Похоже, что часть моего комментария к фото №3 Вы и сами почувствовали, и постарались изменить. Открыли лицо модели. Спасибо. Стаканчик при этом не обиделся, он все еще в кадре и держит кофейную идею. Но зонт ушел в сторону, утащил своим черным весом весь кадр направо, там и горизонт и столб ещё подыгрывают. Да ещё и поломал перспективу – ощущается прям тяжесть, с какой зонтище перетягивает кадр вправо, аж модели спину тянет бедненькой. Надо было его чуток назад, за спину, да и не убирать лицо в тень от зонта (вот бы ручку подлиннее или зонт светлый, легче было бы). Но это только часть проблемы, а тут еще нужно подсвечивать под зонт, у вас получился свет снизу. Пол-лица срезало тенью. Где там наш кавалер, пусть отражатель или панель световую держит, раз зонт упустил.

    Фото 5.
    Его надо было не шириком, а телевиком снимать. Издалека. Как раз хозяин этой площадки Сергей отлично описывал магию сжатия пространства телевиком в своей статье про Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Ширик тут был бы оправдан, если снимать от земли, почти лежа. Для создания перспективы и удлинения длины ног моделям. Непонятно зачем Вы его использовали.

    Про сцену. Тут почти авария? А как понять? Извините, не верю. У «Мерса», конечно, отличные тормоза, но давайте его немного «занесет» в его правую сторону (в левый угол кадра), по-киношному, чтоб он не плоско к нам стоял, а чуток бочком. Это сработает на перспективу, колеса повернем влево – в сторону модели, для драматизма. И использовать оптику машины – там же масса света. И модель подсветим сзади, и капли на зонтике, их телевичок покажет, а ширик нет. Даже Nikon 50mm f/1.8 отработает лучше.

    Тамрон 17-50/2.8 не умеет дать «искру в кадре» на источниках света аж до диафрагмы f/8, зато вот Токина Ваша имеет более богатую картинку. Уже с f/4-4.5 источники света искрятся. Тот же кадр с ФР 150 мм и дыркой f/5 – авто, злобно сверкая, будет прямо «наезжать» на модель. Тогда и добрый молодец «вывалится» из двери в центр кадра, но останется чуток в нерезкости, мы же не хотим его совсем страшным делать, он нам ещё нужен для романтики.

    Фото 6.
    Мне кадр очень нравится, но Вас подводит любовь к открытой диафрагме. Объективу Тамрон 17-50 на f/2.8 откровенно тяжело. Им снимать на открытой — лотерея. Фокус убегает через кадр на третий. Не мучайте Вы его, зажмите на f/4. Поверьте, будет резко, где нужно. Боке у него все равно скучное, незачем его показывать. Вот потому копеечный полтинник Никон 50 1.8 тут бы выиграл. И прорисовал бы лицо и волосы модели. Да и рисунок у него лучше.

    Фото 7.
    А как стаканчик опять появился, он же упал? Шаманство! 🙂 По технике – все та же дырка f/2.8. Которую Тамрон не может. Все те же капли. Ну и столбик за спиной у кавалера.

    Фото 8.
    Кто принес второй стакан? Похоже кто-то и тут колдует. И да, или ноги режем до «по-колени» или не скрываем обувь. Фокус у девушки на локте — это так задумано? Скорее всего, нет.

    Фото 9.
    Кадрирование непонятно, может лучше было чуть ниже локтей? Ну и можно со светом в машине поэкспериментировать. Обратите внимание, что Токина с f/2.8 управляется лучше, чем Тамрон.

    Фото 10.
    Это реклама «Мерса»? Если да, дайте звезду резко и больше. Если нет, зачем она вообще? Маленькой хватит напомнить о модели авто. Много резких колючек и стакан. Где наша брызгалка, нам нужны капли на розе? Хотя, тут все равно вся красота цветка ушла в муть. Идея понятна, но кадр, извините, не вышел. От слова вообще.

    Вам очень повезло с погодой, ровный мягкий свет. Можно делать что хочешь. Место спорное, но если режиссеру так хочется, а модели согласны, то почему бы и нет.

    И еще раз — вы молодцы, не ошибается тот, кто ничего не делает.

  4. Чебе:

    А тут есть ограничения на размер комментария? Написал много буков и не вижу.

  5. Сергей:

    Любовь, Чебе и Сергей, искренне сожалею, что Вы потратили столько много времени на написание своих отзывов и получили такой плевок в ответ. Мне очень стыдно…

    И я благодарю Вас от себя лично, поскольку, читая Ваши комментарии, наматывал на ус многое и для себя. У меня были замечания к работам Романа, но так глубоко я не копал. И не многие детали не обратил внимания.

    То, что Вы сказали, очень ценно. На прошлой неделе я тоже проводил фотосессию — на работе попросили отснять фотографии ребят из микробиологической лаборатории. Потратили полдня, снимали фотоисторию. «Заказчики» по результатам были в восторге от фоток. Но я-то вижу… 🙂

    Невозможно стать сразу профессионалом. Невозможно развиваться, как фотограф, без честной обратной связи. Вы дали её правдиво и максимально корректно.

    Еще раз приношу извинения, и желаю удачи в фотоделе!

    P.S. Ограничений на длину комментария нет. Просто по какой-то причине робот в корзину некоторые отсылает — я потом их восстанавливаю.

    • Чебе:

      Сергей, ну уж прям плевок. Да по меркам соцсетей вообще все ласково и предельно корректно! 🙂

      Едем дальше.

      Я за Вашим сайтом наблюдаю уже несколько лет. Мне кажется, Вы пытаетесь заполнить некий вакуум, возникший после исчезновения фотосайтов образца начала 2000-х, когда масса энтузиастов открыли для себя новый способ общаться.

      Энтузиасты нынче или ушли в профи, или спрятались в закрытых группах. На халяву учить уже никто никого не хочет.

      Ну, и что делать чайникам? Платить за курсы? Ээээ, хороших курсов «за три дня» я не видел. Просто попытка нарубить капусты. А идти в колледж на курс фотографии могут только лишь не все.

      А у Вас тут можно и поучиться, и поделиться.

      Потому продолжим.

  6. Любовь:

    Сергей, ну что Вы, не стоит так резко! Прочитала ответ Романа — видно, что он расстроился, но обидного ничего там не увидела. Я его понимаю: сил-то и правда потрачено немало.

    Роман, Вам знаете что хочу сказать. Хотелось бы увидеть эту же историю, но сделанную заново. С учётом всех тех объяснений (не хочу говорить — замечаний), которые Вам рассказал Чебе. Он так здорово всё рассказал, что у меня у самой руки прям зачесались проделать такую же фотосессию, по его подсказкам! Но у меня техники такой нет, и возможностей. И не обижайтесь ни на что и ни на кого, пока не станете настоящим профи. Ведь ученики в школе не обижаются на учителей, что те их учат.

    Мне бы очень хотелось, чтобы Вы прочитали внимательно всё тут написанное, подготовились, пока ребята в отпуске, а потом сняли бы их ещё раз, с учётом тех советов, которые Вам дали. Давайте?

    Раскадровку оставьте эту же. Получается, Вам снять надо будет всего 8 таких же кадров, но поставить и оформить их уже по-новому. И потом все вместе сравним их тут, и снова обсудим.

    Как Вам такая идея?

    • Роман:

      Уважаемые господа, повторюсь: за действительно конструктивную критику я всем благодарен и обязательно учту ваши замечания в будущем. Но слово «халтура» конструктивной критикой я не считаю, именно на него и был мой ответ.

      Идея переснять, конечно, хорошая, но, боюсь, не смогу: всё же фотография — это моё хобби, и я не всегда могу уделять ему столько времени, сколько мне бы хотелось.

  7. Игорь:

    Н-да. Мне бы так комментировали «по полочкам» за бесплатно! 🙂

    • Сергей:

      Игорь, без труда… не влезть на дерево. Чтобы получить такой обстоятельный анализ своей работы Роман проделал очень много работы: и фотосессию организовал (из его рассказа видно, что всё проходило не просто, пришлось учесть множество нюансов), и несколько дней потратил на написание отчета. Так что это не бесплатно.

  8. Сергей:

    Ладно, будем считать все высказались и теперь можно продолжить.

    Мне понравилась идея с раскадровкой. Собственно, я тоже эту методику применяю, и не только в фотосессии, но и, например, в предметной съемке. Позволяет не забыть сделать важный кадр.

    В последней фотосессии в лаборатории я не просто записал кадры, а схематично их зарисовал. Единственное, сам придумать сюжеты я не смог (в этом большой респект Роману), а просматривал примеры в Интернете, выбрал те сюжеты, что мне понравились и постарался их повторить.

    Хотя, один к одному не вышло. Во-первых, не хватило мастерства. Во-вторых, количество участников у меня не всегда совпадало с тем, что было на образцах. Например, если в оригинале было 6 человек, а у меня — 5, то групповой портрет просто так не скопировать, нужно менять расстановку и позы участников, чтобы сохранить приятную композицию.

  9. Валентина:

    Очень интересно. Даже не задумывалась, что постановочная фотосессия — такой трудоёмкий процесс. Но очень творческий. Надеюсь, модель не простудилась позируя в открытом платье в холодную погоду.

    Видео тоже понравилось. Захватывающий процесс — постановочная фотосессия на улице.

    • Сергей:

      Пока сам не пройдёшь путь от придумывания сюжета до воплощения его в фотосессии, не поймешь, что это, в общем-то, нелёгкое дело.

  10. Наталья Мандрыгина:

    Здравствуйте! После прочтения статьи очень хотелось написать свое впечатление от фотосессии Романа. В оставленных комментариях сказано все верно и про плюсы и про минусы.

    И все таки я не могу удержаться, чтобы не похвалить Романа за идею и ее озвучивание. Оно же приятно «разбирать» чужой труд по полочкам, и уже с готовой работы представлять, а как бы сделала сама?

    Отмечу, что модели просто замечательные! Качество фотографий тоже нравится своей мягкостью и цветовой гаммой. Идею Роман придумал хорошую. Вот ложечкой (мааааленькой) дегтя явилось некоторая нереальность (несоответствие ) сюжета к бытовой действительности.

    Добавлю, что бы я просто добавила, чтобы «связать» сюжет. У меня тоже возник вопрос: где девушка в поле взяла стаканчик с кофе? Мне не хватило на заднем плане, например, автозаправки… И как такая красотка оказалась грустная на трассе? Может она накануне поссорилась с кем-то и вышла из автомобиля, хлопнув дверью?..

    Но, если не придираться и не выдумывать от себя (советы-то всегда легче давать, чем делать труд), то жду не дождусь результатов фотоконкурса.

    Сергей, надеюсь, Вы будете держать нас в курсе событий? И знаете, Роман, в советах по фэн-шуй «как привлечь покупателя и быстрее продать квартиру», прочитала один интересный совет: наведите в квартире порядок и чистоту, но… поставьте целенаправленно некоторые предметы мебели или интерьера слегка негармонично, чтобы пришедший покупатель, оценивая и примеряя квартиру (комнату), уже бы захотел мысленно что-то исправить под себя. Так и Ваша статья дала много личных полезных размышлений. Желаю победы!

    • Сергей:

      Интересную идею подсказали, Наталья: сфотографировать один кадр на заправке/парковке. Это я не Роману говорю, а себе на будущее: не всегда можно фотографировать там, где хочется. Но в фильмах активно применяют такой приём: показали на заставке Эйфелеву Башню, остальное сняли в Баку, а у зрителя создаётся ощущение, что действие происходит в Париже.

      Не могу сказать о судьбе работы Романа в конкурсе. Если он прокомментирует, тоже буду рад.

  11. Игорь:

    Очень крутое описание процесса подготовки к съемкам. И, к сожалению, реализация не дотягивает по качеству до того, как все это описано.

    Как человек далекий от профессионального фото, любой сюжет оцениваю по принципу «верю или не верю». В данном случае, не верю от начала и до конца.

    Кстати, касаемо деталей. Данная Love story выглядит несколько пикантно, учитывая обручальное кольцо у девушки. Но, возможно, так и было задумано? 😉

    • Сергей:

      Не знаю, как другие фотолюбители, но я, когда пишу статьи о том, как научиться фотографировать, лучше усваиваю материал, чем когда просто прочитал какой-то фотоурок. Или даже, если просто опробовал на практике без последующего анализа.

      Так и с ситуацией Романа: да, у него не всё получилось, что задумал. Но то, что он написал о своём опыте, дало ему хороший импульс в саморазвитии. Еще и дельные комментарии с анализом слабых сторон помогли.

      P.S. Удивительно, как я невнимательно рассматриваю фотографии. Половину из того, что заметили читатели, я не видел. Естественно, и на обручальное кольцо фотомодели не обращал внимания. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 693 подписчикам сайта!

* indicates required