В четырех предыдущих главах мы узнали, как два туриста из Москвы отправились в Мумбаи самостоятельно и изучали тамошние достопримечательности: места, описанные в романе Шантарам, пещеры острова Элефанта и Болливуд. Также мы вдоволь нагулялись по пустынным пляжам Южного Гоа, которые в середине октября выглядят совершенно дикими. Сегодня предлагаю вместе с автором отчета отправиться на осмотр достопримечательностей Goa Velha.
***
Автор отчета: Шмаков Михаил. https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/
***
Поездка на поезде в Гоа-Велья. Отзыв о самостоятельной экскурсии на Гоа
Известно, что любая коллекция стремится к своему завершению, коллекция впечатлений и примечательных мест — не исключение, но также известно, что коллекция, почти никогда не бывает полной.
Нам для большей полноты гоанского комплекта впечатлений не хватало пляжей северней Панаджи, самого Панаджи и бывшей столицы Португальской Индии – Старого Гоа.
Когда я сказал, что поездку в Старый Гоа я откладывал из лени – это половина правды, вторая – страх, боязнь неизвестности, нового опыта. Дело в том, что мы решили добраться до бывшей столицы на поезде. Не буду повторять рассказы, описывающие ужасы (вагоны набиты битком, спят на полу, грязно, дырка в полу вместо туалета и т.д.) индийской железной дороги, которыми полон Интернет. У каждого из нас свой опыт, у меня – вспоминания о переполненных озлобленными дачниками электричках Подмосковья, да о московском метро в час пик. Неимоверная давка, отсутствие воздуха, хамство, дышащие в лицо перегаром – вот то, что до сих пор объединяет эти два вида транспорта на родине. Поездка на поезде в чужой стране пугала другим – не проехать станцию, как и на чем вернуться обратно, не обчистили бы карманы…
Так или иначе – решились. В один из предвечеров идем в сторону городка Чауди (Chaudi) на станцию Канакона (Canacona) узнать расписание и купить билеты.
Оговорюсь, мы достаточно часто ходили в Чауди с чисто утилитарными целями: пополнить запас дистиллятов (в Палолеме, Чауди и по дороге между ними какое-то невероятное количество «алкошопов»; в Колве я помню только один), купить фруктов, в это время в Палолеме продавали фрукты только в одном месте с машины (ларьки еще только строились), в супермаркет — за сыром, хлебом и йогуртами.
Сделанные в эти походы «зарисовки» на камеру уличных сцен для меня самые интересные и самые сложные за всё путешествие по Индии. Сложные, потому что индийцы, особенно женщины, не склонны позировать, укрывают лица платком, отворачиваются; приходилось прибегать к хитрости – я прятался за спину жены, настраивал камеру и в нужный момент командовал – отходи!
Интересные потому что некоторые кадры, даже при неглубоком знании индийских реалий, могут рассказать целую историю пытливому наблюдателю; например, историю об упомянутой выше «пугливости» индийских женщин, но это — тема уже другой статьи и задача для настоящих журналистов.
Другая история, уже более оптимистичная и многообещающая — электрики, подключающие зарытый в землю кабель к подстанции. Пройдет какое-то время и на Гоа не придется сидеть в темноте после ливня.
Но не будем отвлекаться от главной темы. Найти станцию Канакона совсем не сложно: надо просто идти от Палолема в сторону Чауди, никуда не сворачивая, пока дорога не приведет к железнодорожному мосту над ней. Пройдя под ним, надо свернуть направо и пройти еще метров пятьсот (может меньше) вдоль высокой, заросшей кустарником насыпи железнодорожного полотна. Нормальным шагом от нашего отеля «Palolem Inn» до станции – 35…40 минут, специально засекали, чтобы рассчитать время подъема.
Нужный нам поезд, делающий остановку в Гоа-Велья (Goa Velha, португальское – Старый Гоа), через Канакону следует всего один раз в день. Начало своему пути он берет, чуть ли не в Каньякумари, а конечная станция, если не вру, в Дели (подробные записи стали нечитабельны от пота – размокли в кармане). По расписанию, на станцию Канакона поезд приходит в 06:33, время в пути — 2 часа. Нужная нам остановка – Кармали, она шестая по счету, поезд останавливается на всех. Стоимость проезда – 25 рупий на человека в одну сторону.
В нашем случае, 16 октября 2015 года, поезд в Канакону опоздал минут на десять, а в Кармали прибыл на десять минут раньше, хотя приличное время простоял на станции Мадгаон (Madgaon), а именно так называется железнодорожная станция в Маргао.
Наверное, я никого не удивлю признанием, что самым запоминающимся и необычным опытом в экскурсии в Старое Гоа оказалось поездка на поезде.
Прежде всего, стандартный по размеру вагон имел непривычный вид из-за дополнительных дверей в центре, а окна были забраны толстой решеткой. На потолке — стройные ряды огромных, постоянно работающих вентиляторов. Двери и окна раскрыты нараспашку, по вагону гуляет ветер. Состав битком набит людьми, на лавочках втиснулось по четыре-пять человек, и эти счастливцы спят, а остальные вынуждены стоять, или сидеть на полу, в проходах и тамбурах. Беременным женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам никто место не уступает. Названия станций не объявляют.
Пока мы ждали наш поезд, в Канаконе остановился следующий в обратную сторону, на юг, состав, его ярко освещенные вагоны были абсолютно пусты. Честно говоря, я рассчитывал на такую же пустоту вагонов и в сторону Старого Гоа, но как говорится – в тесноте, да не в обиде, тем более, что в Маргао, через час пути, почти все пассажиры сошли. Этим поезд мне напомнил утреннюю электричку «Тула – Москва», битком набитую трудовыми резервами Подмосковья, и на станции Царицыно извергающую всю эту массу полусонного рабочего люда в метро.
Неожиданно дарованная в Маргао свобода передвижения по вагону позволила расчехлить камеру. Дальнейший путь я провел в тамбуре, увлеченно фоткая открывающиеся за распахнутыми настежь дверями состава виды Гоа, изредка возвращаясь в салон поезда проведать жену.
Виденное, впрочем, не было откровением. Просто утренний мягкий свет и туман позволяли взглянуть другими глазами на привычные, но быстро сменяющие друг друга пейзажи. Да и сама задача сфотографировать движущиеся картинки оказалась увлекательной, требующей определенной сноровки, а порой и цепкости – очень не хотелось вывалиться на ходу из поезда.
Особенно взбудоражил нервы адреналином проезд по мосту через широко разлившуюся реку Зуари (Zuari River — все названия и переводы географических мест даны по карте Google). Металлический грохот поезда, отраженный и усиленный металлическими фермами моста, открытая дверь и пропасть за краем порога – заставили крепче цепляться за поручень.
От станции Кармали до Гоа-Велья, не смотря на настойчивое желание таксистов нас довезти, решили прогуляться пешком, размяться после поездки – не самое мудрое наше решение. По дороге, то поднимающейся в гору, то спускающейся под неё, смотреть нечего. Тротуаров вдоль проселочных дорог не изобрели, приходилось идти с оглядкой и глотать пыль проезжающих мимо машин. Было что-то около девяти утра, но солнце пекло немилосердно.
Экскурсия в храмы Старого Гоа. Отчет и фотографии
Истории колонизации Индии и Гоа португальцами я уже касался в своих предыдущих статьях, посвященных Индии. Чтобы ни повторяться, коротко перечислю только основные вехи в истории бывшей столицы Португальской Индии.
Поселение на острове между реками Мандови и Зуари (от континента остров отделен каналом Кумбарджуа, полным крокодилов) под именем Говепури было известно с древних времен. Подлинный рассвет города начался в 1310 году, когда махараджи династии Кадамба перенесли сюда столицу княжества из Чандрапура. С этого момента город-порт на реке Зуари (точное место указать не могу) — важнейший центр торговли всего региона от Аравийского полуострова до Бенгалии. Двумя годами позже с севера началась экспансия мусульман и Гоа на несколько веков становится ареной борьбы сначала между мусульманскими и индийскими династиями, а потом (после утраты власти над Гоа Виджаянагарскими царями в 1470 году) династических интриг князей распавшегося в 1490 году Бахманидского султаната. Примерно в это же время султан Биджапура Юсуф Адил-Шах (именно султаны Биджапура стали хозяевами территории от Карнатаки до Махараштры после распада Бахманидского султаната) для поддержания и развития морской торговли решает строить новую столицу и порт на левом берегу реки Мандови, в девяти километрах от нынешней столицы современного Гоа – Панаджи. Главная причина переноса столицы – заиление реки Зуари, что осложняло судоходство, а другая причина – многочисленные войны превратили постройки Говепури в руины.
Следующий этап истории Старого Гоа начался с появлением у берегов Индии в мае 1498 года флота Португальцев. В 1510 году португальская армада под командованием Альфонсо Д’Альбукерке (Alfonso d’Albuquerque) становится на якорь у берегов Гоа и захватывает столицу. С этого момента начинается история Старого Гоа как столицы Португальской Индии.
Нынешний свой архитектурный вид город стал приобретать в середине XVI века, когда на Гоа стали прибывать монашеские ордена и их проповедники. Так в 1542 году Франциск Ксаверий основал здесь первую иезуитскую миссию. Вслед за проповедниками на Гоа в 1560 году пришла и Святая инквизиция, прежнее терпимое отношение португальцев к индуизму меняется на политику полного искоренения, индуистские храмы подвергаются разрушению, а на их месте строятся католические соборы. В XVII – XVIII веках из-за частых эпидемий малярии и холеры население Старого Гоа постепенно переселилось в Панаджи, который позднее и стал столицей Гоа.
Болезни — не тема для шуток, но все же, думаю, если бы португальцы потребляли бы не ром (ром, как известно, помогает моряку сохранять равновесие на палубе в шторм) и портвейн, а джин и тоник, как это делали британцы в Индии и Африке, то столица Гоа и сейчас находилась бы в Гоа-Велья.
(Основной ингредиент тоника – хинин, обладает жаропонижающим и обезболивающим свойством и выраженным действием против малярийных плазмодий.)
Основные достопримечательности города расположены вдоль центральной улицы с незамысловатым названием Старое Гоа. На отрезке дороги длиной 400 (мерил по карте) метров от площади Ганди до следующего перекрестка, по обеим ее сторонам, расположено четыре католических собора и археологический музей в стенах бывшего монастыря.
Мы попали к храмам самым коротким путем, но вошли, если так можно сказать, в город-музей с черного хода – навигатор привел нас к турникету ограды базилики Милосердого Иисуса с тыла.
Базилика — самая почитаемая и самая знаменитая церковь Гоа. Здесь покоятся мощи Св. Франциска Ксавьера (что тоже правильно, на баска. Frantzisko Xabierkoa), и здесь же расположена экспозиция музея, посвященная миссионерскому подвигу святого в Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. Правда, этот музей скорее ориентирован на школьников местных католических школ, чем на взрослых. Первый камень в фундамент храма был заложен 24 ноября 1594 года, а освящен — 15 мая 1605 года. Мощи Св. Франциска Ксавьера были привезены на Гоа 11 декабря 1553 года и долго хранились в церкви колледжа Св. Павла, которым он когда-то руководил (теперь это — руины, вернее, стена фасада с фронтоном, расположенные недалеко от площади Ганди), а в 1624 году они были перенесены в базилику.
Через дорогу от базилики Доброго (Милосердного) Иисуса, в парке с огромным газоном и фонтаном в центре широкой аллеи, расположены Кафедральный собор Святой Екатерины, коротко именуемый — собор Се, монастырь и храм Св. Франциска Ассизского, ныне — археологический музей. Надо отметить, что большинство церквей в Старом Гоа не действуют, базилика и кафедральный собор в том числе, но предприимчивые индийцы продают свечи и другие атрибуты церковной службы туристам, не считая такой обман большим грехом.
Кафедральный собор, если верить путеводителям, считается самой большой церковью Индии и всей Азии. Первое здание церкви было построено из глины, соломы и камней в 1510 году. Строительство собора в нынешнем виде было начато в 1562 году, а алтарь был священ в 1619 году.
Монастырь и храм Св. Франциска Ассизского соединяет с кафедральным собором дворец архиепископа. Монастырь и церковь (почти ровесники кафедрального собора), начавшиеся с часовни и нескольких келий в 1529 году, приобрели к 1602 году нынешний вид. С 1964 года в стенах монастыря располагается археологический музей.
Прогуливаясь от одного храма к другому, я поймал себя на мысли, что никак не могу привыкнуть к виду христианских крестов под сенью пальм и солнца тропиков. Знаю, что колыбель христианства — Азия, но подсознательно соотношу Церковь с Севером.
Пройдя мимо монастыря и храма Св. Франциска Ассизского, мы спустились по узкой дорожке мимо выставленных для обзора надгробных плит первых поселенцев, к часовне Св. Екатерины. Неприметная снаружи, она имеет огромное историческое значение: на этом месте стояла часовня, заложенная сразу после завоевания Гоа Альфонсо Д’Альбукеркой 25 ноября 1510 года.
Наша экскурсия продолжалась уже пару часов, мы устали, взмокли и проголодались. Напротив базилики Милосердного Иисуса, на пересечении улицы Старое Гоа и безымянной улочки, огибающей весь комплекс храмов, рядом со стоянкой такси обнаружилось кафе. Прохладу мы там не обрели, но голод утолили. Кафе – приемлемого вида «фастфуд», две кухни: вегетарианская и «мясоедская».
Следующая цель — руины храма и монастыря Св. Августина. Мимо стоянки такси, по узкой асфальтированной дороге поднимаемся в горку, на фоне серо-голубого неба виднеется силуэт колокольни из красного камня. Когда-то — самый большой храм на Гоа, с четырьмя 46 метровыми колокольнями, с 12 алтарями, по числу апостолов Христа, и, что любопытно, столько же братьев-августинцев основали монастырь.
В 1572 году, сразу по прибытии на гоанскую землю, 12 братьев, странствующего и нищенствующего ордена Августинцев, заложили монастырь, а через какое-то время рядом с монастырем, на месте старой, построенной в 1512 году церкви, была заложена ими новая и освященная в 1602 году, церковь. Церковь и монастырь около двухсот лет служи прихожанам Гоа, но в результате буржуазной революции в 1820-1823 годов, когда Португалия встала на путь секуляризации (огосударвстления) церковного имущества и земель и, в силу закона от 1834 года, ликвидирующего религиозные ордена, в 1835 году церковь и монастырь Св. Августина стали бесхозными. В результате семи лет запустения рухнул свод церкви (некоторые источники указывают, что без пожара не обошлось), а еще почти через 90 лет (в 1931 году) обрушались и стены. Сейчас руины — объект изысканий археологов и кладоискателей, которые регулярно сюда наведываются в поисках легендарных сокровищ нищенствующих августинцев.
Позволю себе пояснить – «нищенствующих» в том смысле, что братья не должны были иметь личного имущества. Святому Августину приписывают слова: «Сегодня я скажу — это моя Библия, а завтра уже прикажу – подай мне мою Библию». За дословность цитаты не поручусь, но смысл точен! Правда, жил Блаженный Августин за семь веков до объединения нескольких монахов-отшельников в орден.
Не доходя до руин, слева от дороги, ведущей на холм, расположена церковь Святого Иоанна и монастырь госпитальеров, иначе — Мальтийских рыцарей или Иоаннитов.
Монастырь и храм были построены в 1685 году, а в середине прошлого века полностью перестроены. Сейчас в монастыре располагается богоугодное заведение для душевно больных (чисто автоматически толкнув калитку, я оказался в маленьком и ухоженном садике, лицом к лицу с обитателями этого христианского приюта).
С другой стороны дороги — церковь и монастырь Святой Моники, построенные в 1627 году. В 1636 году они пережили пожар, и заново были отстроены через год. По преданию, после пожара и реконструкции, глаза деревянной статуи Иисуса открылись, а из тернового венка на голове закапала кровь. Сейчас в церкви проводится реставрация, поэтому мы смогли разглядеть только строительные леса и отдельные детали декора, не укрытые пленкой. В пристройке церкви расположен музей Христианского искусства с не очень богатой, но достаточно любопытной экспозицией христианских реликвий, многие из которых изготовлены были на гоанской земле.
От монастыря Св. Моники мы поднялись по дороге еще чуть выше и заглянули в безлюдный дворик часовни Св. Антония. Часовня оказалась на замке, наш исследовательский энтузиазм угас, а силы исчерпаны.
От Святого холма (так еще называют холм с руинами церкви Св. Августина) мимо стоянки такси и базилики Милосердного Иисуса направляемся к железнодорожной станции Кармали. Тут у билетных касс выяснилось, что поезд, следующий через Кармали, и останавливающийся в Канаконе, тоже всего один (хотя, можно было догадаться об этом и в Канаконе), а мы на него опоздали. Делать нечего — берем такси.
Подводя итог, замечу: экскурсию в Старое Гоа лучше совместить с визитом в Панаджи. Главный аргумент — разнообразить впечатления, осмотр десятка католических храмов в одном месте и за один раз — утомителен. Другой мотив – возможно, из Панаджи ходит больше поездов. А если говорить совсем начистоту, если экскурсия не для галочки – мол, были в Старом Гоа, то туристам с дальних пляжей, как мы из Палолема, достаточно экскурсии в Маргао, например. Мы несколько раз проезжали на машине через Маргао, и я успел заметить (а плотный трафик в центре города позволил это) множество интересных архитектурных объектов. Это и старинные виллы португальцев, и множество католических храмов, которые соседствуют с индуистскими, а главное – это живой город.
* * *
Заканчиваю очередную главу с отчетом двух туристов из Москвы о самостоятельном туре в Южное Гоа в несезон. Мы сегодня посмотрели фотографии Гоа-Велья (Goa Velha) и узнали, что не так страшно ездить на индийских поездах, как малюется в некоторых отзывах. В следующий раз прогуляемся по пляжу Агонда, сходим к мосту через реку Талпона и покатаемся на лодочке, наблюдая за представителями пернатого мира Индии.
Миша, мне опять нравится твой рассказ об отдыхе в Индии в стиле «один мой день». Прошлая часть с дикими пляжами Южного Гоа вообще поразила! Но и сегодня просто прогулялся с тобой по индийским улицам — как сам там побывал.
На фото 2 русская девчонка на мопеде едет? 🙂 Не одни вы с женой отдыхали в Индии в несезон.
Читая твои рассказы, хоть немного выучу историю Южной Азии. 🙂
Привет, Сергей! Порадовал автора, спасибо! Русская туристка на фото №2? Вряд ли. Первый раз русскую речь услышали спустя неделю, как приехали. Вот к моменту отъезда земляков прибавилось.
Вообще, Палолем и окружающие пляжи я бы назвал «молодежными». Им, 20…30-тилетним проще в таких скромных бытовых условиях отдыхать, они мобильнее и более коммуникабельны.
Ребята, очередной хороший отчет. Я представлял себе Гоа совершенно другим.
Очень хорошие фотографии, но что с цветами? Морковные лица, радиоактивная зелень. Особенно режет глаз на фотках с 1-5. На мой вкус, перебор. Если не учитывать обработку, очень понравились фото №1, 3 и 4. На пятой задержался взгляд на черенке от мотыги за спиной рабочего — неудачно она там… Фото номер 7 интересное, но жаль, что фокус не на барышне. Фотография №8 «В вагоне индийского поезда» — несмотря на качество, очень крутой снимок: порадовали система кондиционирования и уставшие лица людей. Спасибо за вашу работу.
P.S.
На фото №1 сказано, что объектив 24-70, но фокусное 192 mm — странновато.
Паша, забегая вперед, скажу, что Миша прислал мне сразу все фото и все части отчета одним разом. Печатаю по частям, так как много времени уходит на редактирование текста и подготовку фотографий к печати (ресайз, резкость). Всё это к тому, что будет еще одна глава с отзывом о самостоятельных экскурсиях в Гоа и там будет та же беда с балансом белого. Чтобы ты еще раз не обратил на это внимание, а то введешь мне автора в панику! 😉 Думаю, пока Михаил не купит новый монитор и будет обрабатывать на ноутбуке, говорить о цветопередаче бесполезно.
Миша, если ты не добавлял цветовой температуры, но цвета кислотные, значит камера изначально ошибается в цветопередаче. Думаю, связано с настройкой автоматики: что-то похожее, как я объяснял, почему при съемке на снегу или фотографировании темно-зеленого леса приходится вводить экспокоррекцию в плюс и в минус соответственно. Наверное, на Гоа много красноватых оттенков в почве и поэтому автоматика камеры ошибается и «подкручивает» моркови.
Мне фотографии №1, 3 и 4 тоже понравились: они из серии «остановись, мгновенье», с настроением. Вообще, несмотря на наличие у меня определенных претензий к композиции снимков из этой серии отчетов (самостоятельно по Мумбаи и Гоа), на мой взгляд, у Михаила заметный прогресс в фотоделе.
Сергей, склонен согласится с твоим мнением относительно ошибки автоматики (храмы в реальности — белы до рези в глазах, солнце съедало все цвета, а на фотках они с розовым оттенком). Но это не делает замечания Павла менее конструктивными. Буду учитывать в будущем. Монитор — не думаю, что он решит все мои проблемы с обработкой! Очень вам обоим благодарен за конструктив!
Ребята, но ведь на насыщенность цветов влияет не только баланс белого. Выкрути Vibration, Saturation, Black + Wite, Contrast и цвета начинают жечь. Остались у вас RAW файлы с этой съемки? Вот бы взглянуть на них без обработки. Я всегда считал Canon EOS 6D одной из лучших камер по точности цветопередачи. Хотя, конечно, может быть, цвет почвы на Гоа создал такой морковной тон на лицах. Но зеленый… Ну не бывает он таким! Неужели камера могла так передать зелень? Думаю, тут просто подвел любимый LR-пресет, не рассчитанный на такой яркий свет и пестрый контрастный исходник. А вообще это — субъективная оценка. Если Мише нравится, то лучше смело выкинуть мою критику из головы и продолжать наслаждаться фото.
Меня, кстати, в последнее время раздражает действие поляризационного фильтра: убирает он блики, но и цвет становится непонятно какой. Вот сейчас опубликовал отчет об экскурсии в музей под открытым небом «Хохловка». Там многие фото сняты с поляриком: и резкость упала (хотя, это — мне кажется, не в резкости проблема, а в каких-то оптических искажениях), и цвет странный… Замечал и по другим своим снимкам, что не могу с ним совладать.
Сергей, прямо озвучил мою мысль про полярик: он, как сильный пресет в LR, довольно сильно меняет цвета. Как-то неестественно. Падение резкости не замечал, но фото с поляризационным фильтром точно выделяются некой неестественностью в цветах.
Павел, я с удовольствием пришлю исходники фоток и, наверное, это лучше сделать через Сергея (такой у нас опыт уже был). «Думаю, тут просто подвел любимый LR пресет» — я не пользуюсь никакими пресестами в LR. Для одной из статей я в LR добавил насыщенности некоторым цветам, критику учел и больше этим не балуюсь. RAW-ы я обрабатываю в родном редакторе Canon, так привык. В Лайтруме исправляю искажения и кадрирую — здесь это удобнее, если хочется сохранить пропорции.
Фильтры — для телевика у меня их никогда не было (другая резьба), в этой поездке фильтр использовал только в походе на дамбу. Еще одно замечание (вчера я не сравнивал): для статьи я специально фотки не переделывал — просто времени не было (они до сих пор лежат на Яндекс-Диске — могу дать ссылку). А в оригинальном варианте фото по Гоа выложены в альбоме на Яндекс-Фото. Вот ссылки на три (Сергей, может ты их оставишь, не вижу смысла переделывать, пока не пойму причину).
fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/493579/view/1995943?page=0
fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/493579/view/1995942?page=0
fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/493579/view/1995955?page=0
Я их здесь вижу другими — отличными от варианта в блоге, я не знаю как так получилось. Возможно, Яндекс приглушает тона, но как тогда с теми, что на диске? Не понимаю! Вы видите разницу? Или у меня бзик?
Нравятся ли мне фотки? Сложно сказать. Та, что с землекопами — просто иллюстрация, сделаная на пределе (надо было выше ИСО ставить), а остальные — нравятся , но я ими не совсем доволен: чего-то не хватает? Таланта?
Оригиналы нескольких фото с Палолема в формате RAW отослал Сергею. Еще раз благодарю за критику, рад Вашей заинтересованности и неравнодушию!
Миша, без сомнения карточки на Yandex гораздо лучше. Зеленый — вполне нормальный, такой какой должен быть, а морковность лиц не режет глаз и согласуется с тоном освещения. Я не верю, что Яндекс приглушил цвета — я много раз загружал фотки и такого эффекта ни разу не видел. Так что, на мой вкус, фотки с Яндекса лучше. Все таки, хороший цвет выдает Canon EOS 6D. И с талантом все в порядке. 🙂
У меня к Canon 6D одна претензия: 11 точек фокусировки — мало! Был грех, думал — пылесос, но, скорее всего, моя неаккуратность в первый год пользования. Еще бы к камере один «светлый» объектив — и цены ей нет! Заходил в фотомагазин в зоне беспошлинной торговли в Малайзии, стекла — дешевле чем у нас, но жизнь там оказалась дорогой (вернее, мы обнищали за эти два года в три раза), не купил — жаба задушила!
В подтверждение теории про то, что в рассказе про отпуск в Гоа автоматика ошиблась с балансом белого можно привести мой отчет об отдыхе на острове Пода в провинции Краби в Таиланде. Я там тоже ничего не делал с цветовой температурой, но от синего воротит. Сейчас зайди в Лайтрум, сдвинь чуть-чуть ползунок, и все оттенки приходят в норму. Нет времени просто уже переделывать.
Павел, спасибо за комментарий!
Фото №1 — конечно, телевик Canon 70-200mm f/4L, опечатка в подписи к фотке, не углядел. Обработка — я, бывает, грешу с красками и температурой, в этот раз практически ничего не добавлял, но и не пытался изменить оттенки. Возможно, я не прав. Критика зацепила — попробую переделать (для себя). Огромное спасибо!
Снимок №8 сделан на мобильник. Естественно, я и не пытался ее редактировать, только выровнял. Фото №7 — Вы абсолютно правы, но без штатива (при заданных настройках камеры) технически не имел возможности построить композицию правильно.
Прошу прощение за нестройность речи – сутки в дороге, только ввалился в дом после отдыха в Малайзии.
Миша, не надо бросаться переделывать себя. Я тоже — не Golden Source в мире фотокритики. Посмотри еще раз на карточки. Тебе-то самому эти фото нравятся? Но снимок №8, действительно, классный — тот самый случай, когда сюжет важнее качества. На фотографии №7 кольнул черенок мотыги, как бы торчащий из определенного места. Хотя, может это как раз добавляет изюминку: трудяги пашут, кто-то их нещадно эксплуатирует. 🙂
Вот Миша предложил новую редакцию обработки.
yadi.sk/d/tbNchHm4pxWeb
Я попробовал обработать РАВы, что он прислал. У меня вообще атомный цвет получается. 🙂 Так что я только критиковать могу, а сам — ни на что не способен…
Мой вариант.
Вариант Михаила.
У Миши, на мой вкус, гораздо лучше. Причем, если пересмотреть, то исходное фото, что размещено в статье про Гоа выше, смотрится лучше, чем его новая версия обработки. А вот — способ обработки Павла.
А мне это фото от Миши больше нравится, чем в статье.
Ребята, посмотрел РАВы — на них лица совершенно не того цвета, что после постобработки. По-моему, вы сильно исказили реальность.
Остается одно: выкладывать РАВы в отчеты! 🙂 Павел, посмотри пожалуйста у меня в альбоме. На мой взгляд, большая разница с блогом. Здесь же, что мой первый, что второй вариант — особой разницы нет. Только, конечно, в кадрировании.
Павел, так на Яндексе ровно те карточки, что и в блоге! Я их тупо скопировал и отослал, не было времени делать специально для статьи. У меня голова кругом! Спасибо за потраченное время — для меня это очень важно!
Сергей и Михаил, вот моя версия этих фото с Гоа и она гораздо ближе к истине, на мой взгляд.
yadi.sk/d/3B8exWtFpy7DV
Похоже, разгадал в чем секрет: это я испортил фотографии Михаила. Мне невероятно понравились снимки, как Паша обработал. На твоем диске Гугл и на Яндекс-Диске они классно смотрятся. Но для публикации на сайте я загружаю фото в Фотошоп, чтобы сделать ресайз и повысить резкость «по Косенко». Как только в Photoshop загрузил — сразу цвет поменялся. В худшую сторону.
Сейчас я выложил для сравнения третий кадр от Павла и он намного хуже, чем в его оригинальной обработке. 🙁 Эх, как жить-то дальше!
Сергей, я не вижу особой проблемы. То, что я не фотограф — читатель и так знает. Этот отчет родился из комментария Галины Шефер к статье «Краткий отчет туристки из Санкт-Петербурга о поездке в Индию»: «И тем интереснее почитать, потому что — не про Гоа». Меня эти слова задели: отдых на Гоа превратился в стереотип, вроде антисанитарии в Индии. Получилось ли мне показать Гоа другим? Думаю, да, и это — главное!
От твоих отчетов про поездки в Индию выиграли, по крайней мере, 2 человека: я и Катя. 🙂 Ты нас влюбил в эту страну. А фотографии с самостоятельного путешествия на Гоа многократно усилили этот эффект. Как я говорил уже: теперь одно желание — поехать туда и побывать обязательно на твоем месте. 🙂 Еще раз большое, нечеловечески огромное тебе, Миша, спасибо!
P.S. Вроде я выкладывал снимки Павла с Никон Д800 с разными объективами и он не пытался лупить меня штативом. Отсюда вывод: цветопередачу в Фотошопе я гублю, похоже, только от камер Кэнон. С Nikon этот графический редактор больше дружит… или я дружу… 🙂
Павел, Ваш вариант наиболее предпочтительный — в художественном смысле. Но… в Индии и солнце ярче, и краски сочнее, тем более, сразу после сезона дождей. Но повторюсь, объективно — Ваши фото лучше!
Миша, неужели глазами кожа индийских девочек была морковная? В исходнике она именно коричневая — по моему, разница очевидна:
drive.google.com/file/d/0B5u5IzDMNl2pQXpfYXctZXp2cDA/view?usp=sharing
Мой вариант, мне кажется, тоже достаточно яркий.
Павел, оттенок кожи — да, в Вашей редакции естественней, но общий вид — впечатление, что на улице пасмурно, или точнее — подмосковное лето. Фотки сделаны в районе 15-ти часов, при ярком тропическом свете солнца Гоа. Ну, я не знаю… Возможно, меня подводит монитор моего ноутбука, но пока ничего с этим сделать не могу.
Тогда дело в мониторе. Сергей, что ты думаешь? Моя версия обработки правда напоминает серое «подмосковное лето»?
Мне очень нравится твой вариант (до того, как я загнал его в Фотошоп). По поводу того, какое там было лето мне фиолетово: на страницах блога миллион раз спорили как и насколько сильно можно обрабатывать фотки. Моё мнение я высказывал: хоть там были лазурные цвета, если твои «серые» мне, как зрителю, нравятся, значит ты угадал с обработкой. 🙂
Но и обработка Миши мне тоже нравится. Неоднократно я уже об этом говорил. Вот сейчас смотрю заново снимки в этом отчете о Гоа, не скажу, что так уж морковные лица — есть слегка красноватые (уже выяснили — моя вина), но это — лучше, чем раньше я «желтил» и «зеленил», используя пресет.
Павел, я так чувствую — Сергей прошёлся редакторской рукой по комментариям: не могу найти ссылки на три фотки, а та, что осталась не открывается, поэтому буду говорить о выложенном варианте.
— Ничего не осталось от загорелых ног европейки на мотоцикле — серые как у индуски.
— Белая легковушка — на РАВ-е почти сплошной блик, здесь — серая.
— Зелень, если у меня (в новом варианте, а он близок к тем что на Яндекс-Фото) имеет оттенок морской волны, то в Вашем, скорее, молодой зелени елок.
Т.е, а чем лучше?
Для себя вижу один вариант, подчеркиваю — для себя: как можно сильнее кадрировать, оставляя только главную героиню в кадре.
Миша, вот ссылка: yadi.sk/d/3B8exWtFpy7DV
На самом деле, видно, что то, что выложил Сергей, отличается от моей версии — он сам сказал. Про серую машину — у меня на экране она вполне белая. Просто на твоей обработке она как бы светится — очень ярко, как немного переэкспанированная. На моей лучше видны детали: например, ручка двери и линия молдинга на двери. А зелень смотри по ссылке, а не на картинке, выложенной Сергеем.
Вы стали обсуждать «виртуальную реальность»: неизвестно, какие настройки на ноутбуке у Михаила, у меня и у Павла. 🙂 Одно дело, мы все стояли бы втроем у одного экрана и смотрели на фото. У меня монитор DELL U2412M, настройки «мультимедиа». Точно такая же модель на работе и тоже «мультимедиа». Фотографии дома и в офисе — две большие разницы.
Павел, по ссылке открывается бог знает что. Ладно, я немного устал от этого спора, да и глаз у меня болит. Выше я уже писал, что объективно Ваш вариант лучше (подразумеваю те три фотки в Гугле), но не ближе к реальности, что я видел и чувствовал (жар солнца, буйство зелени после дождей). А буквально через пару недель вся эта зелень стала бурой от красной пыли — земля там, действительно, красного цвета.
Мне наш диалог много дал: без критики глаз замыливается, и делаешь фотки почти по шаблону, тут сторонний взгляд очень важен. Спасибо!
Тут ты абсолютно прав. Раньше, я свои фотки пересматривал на Самунге (ноутбуке) дочери — там азиатская настройка цветов. Если видел перебор с красками, шел и переделывал. Теперь приходится довольствоваться убогими мониторами моих подопечных на работе. Но этот обмен мнениями считаю очень важным для себя. Фотки из отдыха в Куала-Лумпуре буду делать с оглядкой на критику. Посмотрим.
Снова окунулся в мир Индии. Глядя на первые фото, подумал, что автор экспериментирует по ходу дела. Про обработку уже много написали, но сами снимки интересные. Много познавательной информации. Спасибо.
Михаил, спасибо за лестные слова! Про обработку фоток, действительно, много писали — я тоже учусь, и очень далек еще от совершенства. А информация — ее много не бывает, жаль, что формат блога и талант не позволяют поделиться всем, что узнал. Но буду рад, при необходимости, ответить на любые вопросы о путешествии на Гоа самостоятельно.