Очередная часть рассказа туриста из Москвы о туре по Индии, где он был уже четыре раза. Сегодня смотрим фотографии и читаем отчет о достопримечательностях, встреченных по дороге в город Хассан штата Карнатака.
Автор: Михаил Шмаков (https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/)
***
Почти весь третий день нашего путешествия по штату Карнатака мы провели в дороге. Программа от туристического агентства была лаконична: «21.02.2014 Переезд в Хассан (130 км/3 часа). После регистрации в отеле — экскурсия в Шраванабелагола. Посещение храмов. Ночь в отеле».
Но, как я уже говорил, нам повезло с гидом и водителем. Водитель оказался терпелив и услужлив, а Анудж, скорее всего, сам вел туристов по этому маршруту первый раз, а его происхождение (брамин) и природное любопытство не позволило проехать мимо важного религиозного центра вайшнавов – города Шрирангапатнам (Srirangapatnam), расположенного в 13 километрах от Майсура на одноименном острове реки Кавери. Конечно, это — крюк в маршруте, но он компенсировался тем, что мы, не заезжая в Хассан, увидели первое из семи чудес Индии (по версии индийской газеты «Times of India»): статую Бахубали в городке Шраванабелагола (Shravanabelagola).
В Шрирангапатнам мы попали той же дорогой (NH275), что ехали из Бангалора в Майсур. Накануне мы пересекли остров, не заметив города. В этом нет ничего удивительного — он мал: всего 23 тысячи человек, а с автострады достопримечательностей не видно. Теперь же, переехав по мосту со стороны Майсура реку Кавери, мы сразу свернули с автострады и оказались среди развалин старого города, бывшего резиденцией узурпаторов Майсура — Хайдара Али и Типу Султана.
Шрирангапатнам называют городом дворцов и храмов. Отчасти, это верно: в городе множество храмов разных эпох, а дворец сохранился один – Летний дворец Типу Султана в парке Дария Дулат (Dariya Daulat Palace, Summer Palace). Запечатленное на фотографии – это отреставрированные руины: тюрьмы, нескольких фортов и храмов, оружейной палаты Типу Султана и Делийских ворот. В городе проводится огромная работа по реставрации памятников архитектуры, но она еще далека от завершения.
Я люблю старые камни и с удовольствием побродил бы здесь не один час, но нас ждала главная святыня этого места – храм Шри Ранганатхасвами.
По легенде, все острова на реке Кавери принадлежат Шри Ранганатхасвами — одной из ипостасей бога Вишну. Обычно, Ранганатха изображается возлежащим на огромном змее Ананте-Шеше – Бесконечном Шеше, который в свою очередь олицетворяет вечное время. На трех из многочисленных островов реки расположены храмы, посвященные этой ипостаси Вишну, и являются тремя из 108 самых значимых для вайшнавов святынь (об одной из таких святынь, храме Падманабхасвами в Тривандруме, я рассказывал в статье про экскурсии в Керале).
Храм в Шрирангапатнам был построен в IX веке (для сравнения, Софийский собор в Киеве был построен в XI веке) и, судя по всему, много раз перестраивался и подвергался значительным разрушениям. Скорее всего, это был комплекс храмов, который теперь имеет единую крышу. Не углубляясь в детали философской символики архитектуры традиционного индуистского храма, поясню ее словами Ануджа: «Представьте сидящего на земле человека с вытянутыми вперед ногами: шикхара – это спина и голова сидящего». Одноцветные храмы — посвящены мужским богам, раскрашенные – женским. Традиционно башня и стены украшаются скульптурами и изощренной резьбой по камню, в годы исламского правления, естественно, их уничтожили.
Город и храм имеют огромное религиозное значение: сюда стекаются паломники- вайшнавы со всей Южной Индии не только для молитв, но и развеять прах умерших над водами Кавери.
Нам повезло, обычно, даже если пустят в храм, то фотографировать точно не разрешат, но мы были с Ануджем, единственное чего я постеснялся, так это использовать вспышку и фотографировать молящихся и священников. У меня был с собой штатив, но язык не повернулся спросить о возможности его применения, о чем теперь жалею.
Выйдя из храма, мы прогулялись по улицам городка, до места гибели Типу Султана в мае 1799 года во время решающего сражения 4-ой Англо-Майсурской войны. Монумент мне показался столь незначительным, что я не стал его фотографировать, а запечатлел остатки фортификационных сооружений древнего города. В окружении ухоженного газона с цветниками они давали только слабое представление о былой мощи и стратегическом значении для резиденции наместников сначала виджаянгарских царей, а потом и Вадияров.
Еще одна примета городка — огромная мечеть Джама Масджид (Jama Masjid). Она очень большая для такого маленького городка и очень красивая. Типу Султан построил ее в 1784 году, когда взошел на трон в Майсуре.
Расставшись с Шрирангапатнам, следующие полтора часа мы провели за разговорами и в созерцании сельских пейзажей.
Картины сельской жизни: упряжки белых волов, рисовые поля, крестьяне, занятые каждодневным трудом, пролетающие за окном автомобиля, и предстоящее посещение Шраванабелагола, города со знаменитой почти 18-ти метровой статуей джайнистского святого Баху Бали — Гоматешварой, определяли тему наших бесед. Как выяснилось, наш проводник Анудж родом из села, и он не понаслышке знаком с крестьянским бытом. Мне всегда казалось, что крестьяне — это самая обездоленная часть населения в мире: тяжелый физический труд, полная зависимость от капризов погоды, оптовиков, скупщиков урожая. Мнение нашего спутника внесло сомнение в мои умозаключения. Прежде всего, в Индии крестьяне собирают по два урожая — особенности климата, сезонность способствуют этому. Крестьянские семьи большие, а это — бесплатные рабочие руки. Плюс реформы, проведенные в стране после обретения Индией независимости. Конечно, надо учитывать, что это — достаточно субъективное мнение человека, родившегося в крестьянской среде, но все же — из касты священников.
Другая тема непосредственно касалась предстоящей встречи с шедевром одной из ветвей религиозной культуры Индии. Джайнизм, а Гоматешвара — реликвия именно этой религиозной традиции, для меня был просто отвлеченным понятие. Все мои знания о Джайнизме сводились к факту, что монахи — приверженцы учения, ходят голыми.
Но, как выяснилось, с некоторыми основными принципами я был уже знаком. Например, обет Ахимса (не причинять вред всему живому, полный отказ от насилия) лежал в основе доктрины Сатьяграха Махатмы Ганди. Другие же принципы полностью согласуются с некоторыми из христианских заповедей: быть искренним и благочестивым (Сатья), не красть (Астейя), не прелюбодействовать (Брахмачарья), не стяжать (Апариграха).
Не углубляясь в то, в чем сам не силен, отмечу самое существенное, на мой взгляд, в Джайнизме: все живое имеет душу, и нет высшего божества, которое все создает, всех спасает, или все разрушает, только своими усилиями каждая душа может достичь божественного просветления и стать сиддхом – полубогом.
Джайнизм – не секта, а древняя самостоятельная религия, опять же, на мой непросвещенный взгляд, в ней нет ничего противоречащего Индуизму. По индийским меркам, община джайнистов небольшая — всего 5-6 миллионов, но, по словам Ануджа — очень богатая и влиятельная. Как богов, джайны почитают тиртханкаров. Джайнисты представляют процесс очищения души и освобождение от круговорота жизней, как переправу через бурный поток.
Тиртханкар, дословно – строитель переправы, религиозный и духовный учитель, достигший дхармы, освободившийся от круговорота жизней, и имеющий право наставлять. Всего Джайнизм знает двадцать четыре тиртханкара, все они жили в дохристианскую эпоху, последний – в шестом веке до нашей эры, а первый — когда люди не умели писать и читать. Бахубали (или Гоматешвара) был одним из двухсот сыновей первого тиртханкара Бхагавана Ришабха. Вот изваяние ему, стоящее на высоком скалистом холме, и предстало нашему взору за несколько километров до города Шраванабелагола.
Небольшой городок Шраванабелагола (на языке каннада означает «белое озеро») расположен у подножья двух скалистых холмов – Чандрагири и Виндьягири с большим квадратным прудом посередине, наверное, это и есть белое озеро из названия.
На обоих холмах — джайнистские святыни. На Чандрагири — огромный храмовый комплекс VII– VIII веков нашей эры. По легенде, на этом холме стоял более древний храм, построенный императором Ашокой еще в третьем веке до н.э. в память о медитировавших здесь учителе (джина) Бхадрабаху Свами и его ученике — императоре Чандрагупта Маурья.
Рядом с храмом находится еще одна святыня V века нашей эры: пещера, где медитировал раджа Маньякхета.
На холме Виндьягири — статуя Бахубали. Виндьягири значительно выше Чандрагири, его высоту я указать не могу, но, чтобы добраться до статуи, надо преодолеть 740 ступеней, вырезанных в гранитном монолите скалы. Любопытный факт: металлические перила вдоль ступеней выполнены на одном из заводов Тата.
Статуя Бахубали была выполнена из монолитного камня в 993 году по приказу полководца и министра Чамундараей, им же был построен один из сохранившихся храмов на холме Чандрагири.
Теперь, по законам жанра, после долгой интриги, я должен все-таки поведать: отчего же статуя именно Бахубали, а не иного джина.
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату своему?» — Книга Бытия 4-9.
Это у нас, а у индийцев, решая тот же вопрос первородства, Бахубали сначала победил брата в пяти битвах за царство отца, затем отказался от наследства в пользу брата и сделался монахом. Упорством в медитации и аскезе он достиг дхармы и освободился от сансары. По преданию, Бахубали медитируя, оставался неподвижен несколько месяцев, за это время его ноги вросли в землю, растения обвили их, а птицы нашли себе дом в его волосах и бороде.
Об этой и других легендах, связанных с Джайнизмом, повествуют многочисленные надписи на обоих холмах и наскальные рельефы. Самые древние надписи выполнены на языке маратхи, другие же — на каннада и тамильском. Статуя окружена храмом и многочисленными святилищами джинов.
На этом месте мне придется прервать рассказ о нашем путешествии по индийскому штату Карнатака в феврале 2014 года – «муза дальних странствий» зовет опять в дорогу. Через месяц я обещаю вернуться к этой теме и рассказать о замечательных храмах двух городов (Белур и Халебид) в окрестностях Хассана, о водопаде Джог и 12 днях отдыха в Гокарне.
P.S. Штат Карнатака славится очень красивой и необычной природой и множеством крепостей, храмов и других культурно-исторических достопримечательностей. Здесь есть множество маршрутов для пеших походов. В комментариях к отзыву я разместил краткое описание мест, которые можно посмотреть в этом регионе, отравляясь на отдых в Индию.
Миша, пока нет времени написать подробный отзыв о твоем отчете, позже исправлюсь. Пока скажу кратко: фотографии в этом рассказе — одни из самых интересных в твоей серии повествований о поездках по Индии. Большое спасибо и от меня, и от всех тех туристов, кто планирует свой маршрут!
Сергей, огромное спасибо, что выкроил время в своем плотном графике на мою писанину! Фотки — хорошие, а были бы ещё лучше, если бы не забывал проверять настройки камеры, и без особой надобности не цеплял бы фильтр. Ещё раз — спасибо!
Миша, в этот раз очень нравятся репортажные снимки, как твои «быки». Также — пейзажи. И не одному мне: фото 16 «Храма на Чандрагири» попало в «Новые интересные» на Яндекс-Фото. По-настоящему, полюбил фотографию №23. 🙂 Мне нравится, когда телевик используется для пейзажной съемки.
Пожелания на будущее: использовать не только общие и средние планы, но и крупные и сверхкрупные. Они добавят живости твоим отзывам о твоих турах по Индии.
Все эти исторические подробности исходят от Михаила? Я поражена беспредельно… Насколько человек влюблён в эту страну! Я не комментировала эти статьи… Но с огромным удовольствием читаю и смотрю. Фотографии великолепны! Столько «точечных» подробностей…
Сергей! Вы тоже отбываете в Индию на отдых?
Галина, благодарю Вас душевно! Сказать, что я, прямо таки, влюблён, наверное, неправильно. Индия — страна с богатой культурой, изумительной природой и чудесным людьми. Здесь не бывает скучно. В Европе тоже много всего: и памятников архитектуры, и природных красот, да и культурно-религиозные традиции глубоки, но… Европа, на мой очень субъективный взгляд — пыльный, холодный музей.
В Индии все не так: народ живёт в традициях и в религии. Даже здесь, на Гоа, где 95 процентов населения — католики, «пахнет индийским духом».
Галина, я никогда не жаловал особо Историю, но Михаил так увлекательно описывает то, что происходило в Индии в давние времена, что каждый раз жду его новый отчет, как некоторые фанаты ожидают выхода новой серии фильма или книги. Когда я предложил в начале года Мише написать отчет о поездках в это место, не предполагал, что получится такой грандиозный путеводитель.
Как уже говорил, рассказы Михаила побудили искать отчеты, смотреть фотографии других туристов, документальные фильмы… Теперь мы точно знаем с Катей, что следующее путешествие пройдет у нас по Индии. Только, ввиду моего предпочтения природы архитектурным достопримечательностям, больший акцент будет сделан на посещение национальных парков, коих, как оказалось, здесь огромное количество. Ну и, в целях экономии, будет больше «хардкора»: переезды на ночных поездах и на маршрутках, посещение удаленных, малопосещаемых туристами мест. Но пока не буду распространяться: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь… 🙂
И хочу сказать, что в этот раз, рассматривая твои фотографии развалин, парков и замков, чувствуешь, ту индийскую жару, запахи, атмосферу. Хочется оказаться на этих фотках! 🙂
Сергей, твои слова дорогого стоят, но и ко многому обязывают! Постараюсь оправдать и привезти хорошие фото из Индии.
Михаил, приветствую. Я с самого начало смотрел Ваши отчеты о поездках в Индию. Вдохновляют на путешествия. Только я вот никак не могу понять, а почему Ваши снимки все желтые? Даже трава с желтым оттенком? Этот Ваша задумка или так получается? Сергей жаден на качество и ужимает снимки. Но не думаю, что от этого зависит баланс белого.
Когда на Яндекс-Фото мне Михаил показывал фотографии с поездки самостоятельно в Стамбул, некоторые фото с морем получились холодными, синюшного оттенка. Я сообщил, что встретился с такой же проблемой, когда писал отчет об отдыхе на полуострове Краби в Таиланде. Тогда мне подсказали, что нужно немного поднять цветовую температуру, попробовал – снимки стали лучше выглядеть (но в рассказе по ссылке представлены не переделанные, синие фото).
В общем, посоветовал Мише, он попробовал и результат тоже понравился. Только такое чувство, что Михаил стал добавлять теплоту и ко всем остальным снимкам, в том числе – по Индии, а это нужно делать по ситуации…
Дак уже давно пора работать в каналах, а не с температурой. Температура даст холодные оттенки, но в итоге все уйдет в синеву. А в каналах можно по отдельности убрать синий, желтый и так далее…
Александр, Вы меня вгоняете в краску! К стыду своему, я не знаю, что такое «каналы». И, если честно, то и париться не буду — сумел снять, значит хорошо, нет — в мусор.
Снять, как говорится — дело не хитрое. Хитрое дело — передать настроение и все краски, которые на самом деле присутствовали. Цифровой негатив, к сожалению — это, всего лишь, глина в руках скульптора. 🙂
Саша, мне кажется, все же, в данном случае каналы особо не понадобились бы: просто «задрана» температура. Может быть, можно было затемнить синий слегка, чтобы небо проявить.
Хотя, меня тоже нельзя назвать экспертом в обработке фотографий с отпуска. 🙂
Я не объясню сейчас. Это нужно наглядно показывать.
Саша, над каналами в Фотошопе работаешь?
Вижу, что Саша не только меня игнорит с ответом! 😀
Нет, над каналами работаю в Лайтруем. Никто никого не игнорирует. Просто не приходят комментарии на почту.
Я вот решил почистить почту, и, как раз, сижу, разгребаю старые сообщения в комментариях, перехожу и отвечаю, если где-то не закончили общение! 😀
Наверное, не надо было заниматься фотками в цейтноте. Или выложить к старым и сравнить, а уж потом отдавать для статьи. Урок мне: лучшее — враг хорошего!
Ну и, раз уж зашла такая пьянка, пожалуй, я добью Вас сегодня! 🙂 По мне, не хватает контраста. Это отчетливо видно на последнем кадре в данном отчете. Ну и все мыльное. Если бы не ЭКЗИФ, то ощущение, что это — не Canon EOS 6D, а второсортная мыльница. 🙂
P.S. Только ради бога без обид.
Какие могут быть обиды, помилуйте! Для того и нужен взгляд со стороны — объективности ради. Но я не могу сейчас ни возразить, ни согласиться: как сказал уже — в руках смарфон.
Александр, спасибо! Вы не первый говорите про желтизну на фотографиях. Попробую объяснить: готовя статью, мне некогда было заниматься фотками. Я взял готовые из альбома, но не удержался, и в Лайтруме немного добавил тепла. Обычно я выкладываю в Яндекс-Фото для объективного взгляда, в этот раз не успел. Но если честно, то существенных изменений я не вижу, правда, статью могу видеть сейчас только в смартфоне.
Александр, если не лень, посмотрите те же фотки у меня на Яндексе, они также желтят? Буду благодарен!
Михаил, последние фотки у Вас на Яндекс.Диске желтые. Причем, если тут в отчете это терпимо, то на последней (fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/412373/view/1943672) даже облака желтые. И небо тусклое.
Пора уже превносить живости в фото. Я не говорю, что мои фотки крутые и живые. Они все «Г», но, во всяком случае, небо у меня голубое, облака белые, трава зеленая, а песок — ЖЕЛТЫЙ. 🙂 Стараемся придерживаться этого.
А температуру вообще трогать нет смысла. Уведете в тепло — получите желтый, уведете в холод — получите синий. Я Сергею сейчас ответил про каналы цветовые. Может там есть решение?
Александр, а Вы статью читали, или только фотки посмотрели? «Небо тусклое, трава жёлтая» — данные фотки — репортаж, время я не выбирал и погоду то же. Сегодня ездил в Старое Гоа, приехали в 09:00, казалось бы… А неба нет! Марево (93 процента влажности и плюс 30 за бортом), красного кирпича храм — белой пеленой на кадре окутан! Я не оправдываюсь, если кадр — плохой, он плохой.
В фотографии я новичок, хоть и фотографирую давно. Естественно, за конструктивную критику Вам низкий поклон.
Каюсь, я не читал отчет про Майсур. Только фотографии смотрел. Но, опять же, влажность, солнце — не там, звезды не сходятся и бла-бла-бла. Проходим мы это до сих пор. А да, еще и свет ерунда. 🙂 Согласен.
Но Ваш исходник очень даже не плохой. Если не сложно, пришлите мне RAW на почту blog-ing(собака)yandex.ru. Я больше, чем уверен, что тут не причем погода. 🙂
Эх, а какой RAW-то? Давайте 23 фотографию ЭТОЙ главы о поездке в Индию на отдых.
Вы не только статью не читали, Вы и ответы игнорируете! Ещё раз: я нахожусь сейчас в Индии, вернусь позже. Напомните, и я Вам пришлю фото в формате RAW. Единственное, о чем я Вас прошу: не надо меня держать за дурака! Все, что я мог вытянуть — вытянул. Последние фотографии на Яндексе тоже готовились к статье, и так же «курочились». Фотоаппарат Canon EOS 6D — не мыльница, но и назвать его полноценной камерой у меня язык не повернулся.
Мда… Пожалуй, мне больше нечего сказать. Фотографию высылать не надо!
Насчёт «глины» не соглашусь. На мой субъективный взгляд, именно «снять» дело хитрое, а все остальное — от лукавого! Но это не значит, что я противник «фотошопа». Напротив, но с головой в это не полезу. Я получаю удовольствие от съемки, от путешествий, от историй. Я не фотограф, в прямом смысле этого слова. Мне не стыдно за фотки последних двух лет — и это главное.
«… Я получаю удовольствие от съемки, от путешествий, от историй. Я не фотограф, в прямом смысле этого слова. Мне не стыдно за фотки последних двух лет — и это главное…» — это да, если не привязывать достаточно профессиональную технику у Вас в руках. 🙂 Это так, небольшой сарказм с моей стороны уже. 😉 Ну, так что, вышлете мне 23 фото из этого отчета на почту в формате RAW?
Я не вижу в своих словах особого юмора. Простите, вот не помню, не Вы ли так же спорили со мной о рабочих высоких ISO у моей камеры? Разговор о съемке башни Бурдж-Хали́фа в Дубаи?
Мне как раз, фотография №23 «Храм в Чандрагири» нравится. Хотя, может, контраст можно было поднять. Как Миша сможет прислать исходник, я тоже хотел бы попробовать. Но здесь еще вносит свое влияние марево, создаваемое горячим воздухом на таком расстоянии…
Сергей, миллион извинений за излишнюю горячность! Мои извинения тебе, и особенно — Александру. Но и меня прошу понять: начинаю рассказ со слов «единственное, что помню — это тяжелое, сиренево-серое, небо, выжженная солнцем трава, пожухлая от жары зелень деревьев». И на тебе: «А что такое все жёлтое»?.. Пастернака не читал, но он империалистическая проститутка! 😀
Я специально в этом году поехал в октябре, хотелось увидеть умытую муссонами Индию (правда, тут другая напасть — марево, и светящаяся сплошная облачность. Теперь уверен, что ноябрь — это оптимальное время года (оговорюсь, для Гоа и Карнатаки).
Возвращаясь к фотографиям. Возможно, не стоило добавлять тепла, но 4 единицы для Лайтрума — ничто. Спорить не буду, вернусь — сравню те и эти. Фото в РАВ пришлю обязательно, очень буду рад лучшему варианту, от кого бы он ни исходил. За копирайт не держусь — моя глина, ваши руки. Единственное, что хотелось бы пожелать, так это авторства, а не чужих «пресетов», или как там это называется?
Мне пеняли, что фотографии желтят два года (я использовал пресет для пейзажей, повышающий насыщенность желтого, зеленого и синего), и ничего — пережил критику… 🙂 Сейчас вот вижу, что был перебор с этими оттенками и хочется фото обработать заново. Так что, не вижу причин для разрастания скандала и уколов друг друга. 🙂
Камера Canon EOS 6D, может и не профессиональная, но матрица у нее лучше, чем у Canon EOS 5D Mark II и Canon EOS 5D Mark III (по цветопередаче, динамическому диапазону и ISO) — это я отсылаю к своему любимому сайту сравнения параметров фотоаппаратов Dxomark.com. 🙂 Ну и, еще можно посмотреть блог Владимира Кезлинга, который тоже снимает на Кэнон 6Д. Сейчас, как раз, публикует отчеты о поездке по Шри-Ланке, где и климат, и природа похожи на те, что мы видим, путешествуя по Индии. (kezling.ru/travels/ceylon-10/). Видно, что ничего не желтит, поэтому дело — в обработке.
В критике ничего страшного не вижу: принял и исправил или не согласился и оставил, как есть. Все советы не переслушаешь. 🙂
Согласен со всеми твоими словами! Буду исправлять. А вот текст писать не вижу смысла. Как в пустоту.
Путешествие по Индии просто замечательное получилось! Вот по поводу фоток — и вправду, немного тепловатые. Я обычно в Лайтруме настраиваю баланс белого, а только потом продолжаю обрабатывать. В Фотошоп даже и не лезу. А то тогда мне посты точно не написать! 🙂
Спасибо, Андрей! Я также поступаю, но только в родном редакторе Canon. Лайтрум, как правило, использую для исправления искажений. Что получилось с фотками для этой главы про поездку в Хассан, буду разбираться уже дома, когда до компьютера доберусь.
Чего вы зациклились на этом балансе белого! 🙂 Вот фотографии из поездки в Индию, которые Михаил выкладывал не для отчета, а для себя: fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/album/415189/?&p=3. Там и этот снимок №23 с храмом Чандрагири, но с нормальным ББ. Ни в чем особо тут нечего разбираться. 🙂
Вроде, вместе с Александром ездили в тур выходного дня на машине под Челябинск, а фоток у тебя не наблюдаю. С чем это связано?
Да, Андрей, готовлю отчет о поездке на машине к достопримечательностям Челябинской области (святилище Большие Аллаки и карьеры Курочкин Лог). Но не хватает времени, позже опубликую. Да и Саша пусть насладится минутой славы! 😉 😉 😉
Посмотрел фотки отчета на компе. Признаю излишнюю желтизну, некоторых фоток.
Спасибо, за конструктивную критику!
№ 23 (Вид на храмовый комплекс холма Чандрагири) : тут дело не в контрасте, фотка , просто не четкая — руки дрожали, наверное.
Друзья, вот Михаил прислал RAW последней фотографии. Был бы благодарен, если бы прислали свой вариант обработки с комментариями, что делали.
yadi.sk/d/A0RDhfkqk9Pum
Если бы я готовил это фото (храм Чандрагири) к публикации, обработал бы вот так.
Не считаю, что моя версия чем-то лучше. Не такая желтая, так после таких придирок 100 раз на это обратишь внимание. 🙂
Вот вариант фото №2238, который прислал Александр (photo-ya.com), владеющий камерой Canon EOS 5D Mark II. Его комментарий: «К сожалению, вариант тоже не претендует на звание «фото года». Изначально, я думал, что там обработка такая, что само сооружение мыльное. Ан-нет — кропнутый кадр, и фокусировка вся была на переднем плане. Вернее даже, не на переднем, а на камнях внизу площадки, откуда был сделан снимок. Жаль. Но, во всяком случае, не желтый. 🙂
Саша, мне твой вариант обработки снимка нравится больше всего. Хотя, то ли контраст на грани, то ли — синего цвета больше. И в живую, наверное, картинка выглядела ближе к тому, что получилось у Михаила и у меня… 🙂 Но нравится твоя обработка! Еще бы рассказал, что ты делал с фото?.. 😉
Синего да, признаю, что много. Дорога ушла в синеву из-за присутствия дымки. И я забыл, вернее, недосмотрел.
Убрал желтый и добавил контраста и сочности. Ниже, в комментариях, Михаил сказал, что мой вариант мрачнее. Скорее всего, нужно было экспозицию немного увести в плюс, чтобы картинка стала светлее. Но, почему-то, я захотел данный снимок видеть именно так.
P.S. Простите меня, друзья. В порывах спора и доказательств я забыл о главном: художник показывает картину ТАКУЮ, какую ее видит ОН. Это правило я забыл напрочь. Я ее видел в таких тонах, и яро пытался доказать, что много желтого.
Я бы на снимках из пустыни убрал бы желтый. 🙂 Разумеется, оставил бы желтым только песок. 🙂
Сергей и Александр, спасибо за потраченное время! Оба варианта хороши. Но фотка Сергея ближе к натуре, к тому, что я видел. У Александра мрачней, и цветы магнолии, скорее, желтые — зеленые. А на самом деле у них, скорее, кремовый белый, или слоновая кость. Но это, скорее, придирка.
Для статьи — накосячил! Спору нет!
В этом варианте, Миша, мне нравится твоя фотография тоже. В общем, вывод один: внимательно нужно относиться к ББ. Ну, для того и учимся.