В первой части отчета об экскурсии о самостоятельном путешествии по Таиланду на машине мы обсудили план поездки, разобрали, как составить маршрут и посмотрели фотографии достопримечательностей. Также, я рассказал, что планировалось отправиться в Северный Тайланд, поскольку природа и достопримечательности в этой части страны очень похожи на невероятно понравившуюся нам Шри-Ланку. Сегодня мы узнаем, как из Бангкока попасть в исторический парк «Сукхотай» и стоит ли туда ехать.
Как добраться в Sukhothai Historical Park
Весной 2013 года мы с супругой проехали 1200 километров за рулем арендованного автомобиля по левосторонним дорогам Шри-Ланки. Замечательная страна с огромным количеством природных, архитектурных и исторических памятников! Одной из самых интересных экскурсий стало посещение древней столицы острова Цейлон – города Полоннарува (Polonnaruwa). Мы с Катей бродили по древним руинам, разбросанным среди джунглей, вдыхали запах тропических трав, глазели на обезьян и любовались величественными буддийскими ступами… Незабываемые впечатления!
Поэтому, когда мне на глаза попался отчет самостоятельных путешественников об экскурсии в древнюю столицу Таиланда – город Сукхотай, сомнений не было: нам обязательно нужно попасть в эту колыбель тайской цивилизации!
Изучение отзывов и путеводителей показало, что в Sukhothai Historical Park можно добраться на самолете (летают один раз в день из Бангкока), на поезде (в г. Пхитсанулок останавливаются поезда, следующие из столицы страны в Чиангмай) или на автобусе (в Сукхотай есть маршруты из всех основных городов Таиланда).
Мне кажется, что проще всего сесть на поезд, следующий из Бангкока в столицу Северного Таиланда Чианг-Май (Chiang Mai). Он делает остановку в городе Пхитсанулок (Phitsanulok). Отсюда отправляются автобусы в Новый Сукхотай (New Sukhothai). Время в пути – около 1 часа, отправление – каждые 30 минут. Вообще, в Новый Сукхотай ходят прямые междугородние автобусы из всех больших городов. Автовокзал расположен в 3-х километрах западнее центра.
Есть возможность прилететь в аэропорт Sukhothai airport из Бангкока или из Чианг-Мая.
Непосредственно исторический парк Old Sukhothai Historical Park расположен, примерно, в 12-ти километрах от Нового Сукхотая. Между городами часто ходят сонгтео (одна из разновидностей тук-тука). А в самом парке, как отмечалось, лучше взять напрокат велосипед.
Время работы парка: с 6:00 до 18:00. Цена билета 100 бат плюс 10 бат за проезд на велосипеде. Координаты GPS: 17.018912° N, 99.703760° E.
Когда мы составляли план самостоятельной поездки по Тайланду, выяснилось, что с середины февраля по середину апреля в северных провинциях страны стоит невыносимый смог – крестьяне Лаоса, Бирмы и Сиама жгут прошлогоднюю траву на полях. Маршрут путешествия пришлось изменить: теперь мы собирались на арендованном автомобиле проехать из Бангкока в провинцию Краби (Krabi) по восточному побережью и вернуться обратно вдоль западной границы Таиланда. Как же быть с экскурсией в Исторический парк Сукхотай?
Наш рейс из Москвы отправлялся в 19:45, а прибывал в аэропорт Суварнабхуми в 8:30 утром следующего дня. То есть, планировалось, что мы будем лететь всю ночь, выспаться не удастся. В Шри-Ланке мы уже имели негативный опыт, когда после бессонной ночи мне пришлось сесть за руль и четыре часа ехать по левосторонним дорогам. Не хотелось бы его повторять снова! Кроме того, отзывы самостоятельных путешественников об экскурсии в Сукхотай говорили о том, что на участке от Бангкока до данной исторической достопримечательности смотреть особо нечего.
В общем, вариант «доехать до Old Sukhothai» на автомобиле отпал. Трястись 450 километров на автобусе после 9-ти часового полета тоже не хотелось. Остается – поездка на тайском поезде. Туристы, побывавшие в Сукхотае, утверждают, что вагоны поездов в Таиланде – не хуже, чем в России. Железнодорожные билеты – недорогие. Единственный минус: практически, в 90% случаев бывают задержки отправления и опоздания на два, три, четыре и более часов.
Тем не менее, мне казалось, что вариант поспать в плацкартном вагоне будет приятнее, чем трястись в автобусе.
Как забронировать билет на поезд в Таиланде через Интернет
Перед путешествием по Китаю самостоятельно в ноябре 2011 года мы с супругой пытались заранее купить билет на китайский поезд, так как боялись, что не будет мест по прибытию на станцию. Но в тот раз не прошла оплата банковской картой, а про систему PayPal мы еще не знали толком. Пришлось ехать «на авось».
В Тайланде, опять же, по отзывам других самостоятельных путешественников, тоже возможны проблемы с покупкой железнодорожных билетов, если приобретаете вы их в день отъезда. Пришлось изучать советы, как забронировать билеты на проезд внутри Таиланда заранее, через сеть Интернет. Вот как я резервировал проездные документы для нашего путешествия:
- Зашел на сайт thailandtrainticket.com и посмотрел расписание движения поездов из Бангкока в город Пхитсанулок (Phitsanulok). Выбрал поезд №4, отправляющийся из столицы в 12:45 дня. Мы надеялись, что 4 часа будет достаточно, чтобы добраться на метро от аэропорта Суварнабхуми к железнодорожному вокзалу Хуа Лампонг (Hua Lamphong Station, Bangkok Railway Station).
При покупке билетов на поезд внутри Таиланда через Интернет нужно иметь ввиду, что они разделяются на классы.
- Плацкарт (Second Class). Вагоны бывают с кондиционером (a/c) или с вентилятором (fan). И еще, второй класс может быть сидячим: SEAT Class!!!
- First Class – как наше купе, только с двумя полками в отсеке.
- Room First Class – в купе имеется всего одна полка.
- Third Class – сидячие вагоны с дерматиновыми или деревянными сидушками.
Также, обратите внимание, что, по отзывам туристов, лучше покупать билеты в вагон с вентилятором, ибо там, где кондиционер – очень и очень холодно! И, если вас угораздило добираться до парка Sukhothai Historical Park в кондиционируемом вагоне, то лучше выбрать место на нижней полке (на верхнем ярусе намного холодней).
- Оформил заказ. Пришло предварительное подтверждение бронирования, в котором извещалось, что в ближайшее время оператор проверит наличие мест и пришлет счет на оплату, который следует оплатить как можно скорее – места без оплаты не бронируются.
- Ни на следующий день, ни через день, ни через три никто и ничего мне не прислал. Тогда я позвонил по телефону в офис в Бангкоке и тётенька, проверив номер моей брони, клятвенно пообещала через пару часов выслать счет на оплату.
- Железнодорожные билеты в Таиланде выпускаются в бумажном виде. Вы оплачиваете стоимость проезда и агентство их печатает. Если заберете в офисе – комиссия за доставку нулевая, но фирма может отправить курьера по указанному вами адресу в Бангкоке либо доставить на вокзал Хуа Лампонг (Hua Lamphong Station) и тогда комиссия составит 300 бат.
Мы выбрали последний вариант: получение железнодорожных билетов для проезда из Бангкока в Пхитсанулок за час до отправления у стойки «Информация» на железнодорожном вокзале.
Как нам удалось доехать до исторического парк Old Sukhothai Historical Park
В предыдущей части отчета мы уже узнали, что идеальный план путешествия по Таиланду дикарем был нарушен коварным сноубордистом, вопрошавшим, готовы ли мы с Катей к невероятным приключениям: рейс Аэрофлота из Москвы в Бангкок задержали на 4 часа, наш плацкартный вагон поезда №4 по маршруту Хуа Лампонг – Пхитсанулок ушел без двух российских туристов на борту…
Сначала мы жутко расстроились: не хотелось пропускать экскурсию в Сукхотай, да и в Phitsanulok у нас был забронирован хостел – единственная бронь гостиницы по нашему маршруту путешествия самостоятельно по Таиланду! Хоть и не ахти какие деньги (20 долларов за ночь), а не хотелось дополнительных трат. Да и очень стремились посмотреть Historical Park Sukhothai – родственника древней столицы Шри-Ланки Полоннарува (Polonnaruwa)!
Конечно, можно было переночевать в Бангкоке и утром съездить в другой исторический парк, расположенный недалеко от столицы: Аюттайя (Ayutthaya Historical Park). Но, судя по отзывам путешественников, масштабы строений там не столь впечатляющи, как в городе Сукхотай, а едут туда туристы со всего Таиланда – не удастся побродить по тропинкам в тишине. Поэтому мы решили узнать у нашего агентства по продаже ж.д.билетов, можно ли забрать билеты обратно из Пхитсанулока в Бангкок. Если да – тогда поедем в Сукхотай на автобусе. Но для этого сначала нужно позвонить.
Сотовая связь, мобильный интернет и навигация при путешествии по Таиланду
Во время нашего первого опыта аренды машины за границей (в путешествии по Мексике за рулем) мы ориентировались на месте, пользуясь бумажным атласом дорог. Не очень удобно, скажу я вам. В поездку по Шри-Ланке на арендованном автомобиле мы попросили у друзей навигатор и пользовались картами от Навител. Прочитав отзывы туристов, обладающих опытом вождения в Таиланде, мы узнали, что для навигации можно использовать приложения для операционной системы Андроид: Sygic или OsmAnd, а также — Google Maps для смартфонов, поэтому навигатор брать не стали.
Оставлю свой отзыв по данным программам:
- Бесплатное приложение OsmAnd почему-то большую часть названий показывало на тайском языке. Даже Бангкок найти в нем невозможно – «иероглифы». Поэтому в поездке по Таиланду самостоятельно оно оказалось полностью бесполезным.
- Приложение Sygic (как, кстати, и OsmAnd) может работать без подключения к Интернет, но, в тоже время, пробует поймать спутники. Тестовый период 6 дней, затем «обрезает» функционал и просит оплату. Но мы все равно иногда им пользовались, поскольку и в таком урезанном виде навигация работает. Все бы ничего, но уж очень долго ищутся спутники! Программа Sygic доводила своим зависанием до белого каления и поэтому мы включали ее, всего лишь, несколько раз.
- Приложение Гугл-Карты требует подключения к мобильному интернету. Оно тоже – не идеал навигации, но это было наше основное средство ориентирования при путешествии по Таиланду самостоятельно. Основная претензия к Google Maps – очень часто зависает, когда вы подъезжаете к перекрестку и приходит в себя лишь тогда, когда вы свернули не туда.
Как уже отмечено, для навигации потребуется мобильная связь. Прямо в аэропорту, в зале прилета, расположены стойки компании Dtac, где можно купить туристическую SIM-карту. Вот тарифы, предлагаемые гостям страны:
- 7 дней скоростного интернета с лимитом 1,5Gb и 100 батами для звонков стоят 299 бат;
- 10 дней скоростного интернета с тем же ограничением 1,5 Гб и 100 bath на счете стоят 449 бат;
- 15 дней с 4-мя гигабайтами и 100 батами обойдутся в 599 бат;
- 30 дней с 9 Гб лимитом и 65 бат на счете стоят 849 бат.
- 30 дней с 12 Gb мобильной связи 3G и 160 бат на счету обойдутся в 1049 бат.
Мы купили симку с тарифом за 849 бат. За 16 дней путешествия по Таиланду самостоятельно «выкачали» чуть более 4 Гб, в Россию звонили по Скайпу. Также, в аэропорту раздавались бесплатные симки с 16 бат на счете (мы взяли пару штук). При цене звонка в Россию 4 бат (если используем IP-телефонию) можно 4 минуты разговаривать с родственниками.
Как можно добраться в Сукхотай на автобусе
Появилась местная связь, можно звонить в бюро по бронированию железнодорожных билетов.
— Тётя, меня зовут Сергей Лахардов. Мы бронировали билет на поезд №4, но он уже ушел, а мы еще стоим в аэропорту Суварнабхуми. Можно ли забрать на железнодорожном вокзале билеты обратно из Phitsanulok в Bangkok?
— Можно. А через сколько вы туда подъедете? – сотрудница агентства говорит по-английски, но понимаю я ее с трудом: больше интуицией, чем по словам.
— Ну, а сколько времени нужно, чтобы добраться до ж.д. вокзала Хуа Лампонг? Думаю, полтора часа…
— Тогда наш курьер будет вас ждать в 15 часов у стойки информации, — об этом тоже я, скорее, догадался, чем разобрал.
— Добро! До встречи.
По указателям приходим на посадку к поездам Suvarnabhumi Airport City Line (SA City Line). Вообще, в 4-й главе о первой самостоятельной поездке в Таиланд в 2010 году я подробно рассказал, как добраться из аэропорта Суварнабхуми в центр Бангкока. Как мы помним, самый быстрый и дешевый способ – воспользоваться линией наземного метро Suvarnabhumi Airport City Line (SA City Line), стоимость проезда в которой составляет от 15 до 45 бат (в зависимости от того, на какой остановке вы будете выходить).
Есть еще две линии аэроэкспресса: Suvarnabhumi Airport Express-Makkasan (Makkasan Express Line) и Suvarnabhumi Airport Express – Phaya Thai (Phaya Thai Express Line), но, во-первых, они не работали и, во-вторых, цена проезда по ним – 150 бат.
Добраться до железнодорожного вокзала из аэропорта в Бангкоке очень просто: доезжаем на SA City Line до станции Маккасан (Makkasan Station) и пересаживаемся на ветку подземного метро МРТ (Mass Rapid Transit (MRT)). Выходим на конечной остановке Hua Lamphong Station.
На вокзале оказалось две стойки «Информация»: одна на входе, другая – в зале ожидания. Добрались до вокзала мы, где-то, за 1 час 15 минут (с собой большой чемодан и сумка), курьер уже ждал.
Получили билеты, заплатили за доставку 300 бат и поехали на Северный автовокзал Мо Чит (MoChit Bus Terminal). До него можно доехать по линии надземного метро BTS – остановка Mo Chit, либо по подземке, как сделали мы, поскольку от железнодорожного вокзала тогда не нужно делать пересадок. Вышли на станции Chatuchak Park (метро MRT) и на такси за 60 бат доехали до самого автовокзала.
Здесь купили билеты до города Пхитсанулок (отправление через 1,5 часа), сходили в кафешку внутри здания автовокзала и, наконец-то, плотно перекусили. Порадовались тому, как в Таиланде дешево: порция очень вкусного риса с мясом стоит 40 бат с человека.
Затем зашли в отделение банка и обменяли 1000 евро по курсу 36,59 бат. Дождались автобуса, погрузились, поехали.
Дорога – как везде в Таиланде, отличная! Только смотреть нечего – стемнело. До города Пхитсанулок ехали приблизительно 6,5 часов с одной пересадкой «на туалет» и «на подкрепиться».
На автовокзал Phitsanulok Bus Terminal приехали в первом часу ночи. Здесь полно объявлений об аренде комнат посуточно: можно было и не бронировать хостел, видимо.
За 100 бат добрались до нашего отеля P1 House. Комната чистая, персонал и сама гостиница приятные.
Расходы за 1-й день путешествия, баты (курс 2 RUR/1Bath)
- 849,0 – мобильная связь и интернет, навигация;
- 30*2=60,0 – Сити Лайн из аэропорта;
- 30*2=60,0 – подземное метро МРТ;
- 300,0 – курьеру за доставку железнодорожных билетов;
- 2*2=4,0 – туалет;
- 23*2=46,0 – пара бутылок питьевой воды;
- 60,0 – такси от станции метро Чатучак Парк (Chatuchak Park) до Северного автовокзала Мо Чит (Mo Chit Bust Terminal);
- 40*2=80,0 – обед;
- 10,0 – бутылка воды;
- 8*2=16,0 – две булочки;
- 225*2=450,0 – цена билета на автобус из Бангкока в Пхитсанулок;
- 100,0 – проезд на такси до хостела P1 House;
Рассказ об экскурсии в Sukhothai Historical Park
Утром оставили вещи на хранение в хостеле, попросили девчонок вызвать нам такси, которое еще за 100 бат довезло до автовокзала. Отсюда раз в полчаса ходят маршрутки, которые могут довезти вас либо до автостанции в New Sukhothai, откуда придется на тук-туке добраться до парка. Второй вариант – вы говорите, что нужен Old Sukhothai и вас доставят на маршрутке прямо ко входу в исторический парк.
Здесь сразу подбежала тётенька с предложением взять в прокат велосипеды, но мы хотели сначала позавтракать. В 30-ти метрах стояла бабуля и готовила не очень санитарный, но безумно вкусный салат и рис с мясом.
Как и многие другие путешественники, я немного робею, когда нужно сфотографировать местных жителей. Хотя, сложного ничего нет: смотришь в глаза человеку, улыбаешься, киваешь на фотоаппарат и на него. Обычно никогда не отказывают. Бабушка – не исключение, хоть и вид у нее серьезный.
Вернулись к конторе по аренде велосипедов. Получили велик, карту парка и замок для пристегивания транспортного средства на стоянках, чтобы не угнали… Залог никакой не давали, только в журнал записали фамилию и информацию откуда приехал.
Что могу сказать? С первых минут, как ты оказываешься в историческом парке Сукхотай, ты понимаешь, что все эти мучения, трудности, петля в 1000 км из Бангкока были не зря! Место очень и очень восхитительное! Обязательно стоит его посетить.
Мы катались целый день. Территория парка – просто огромная, пешком ее точно не обойти…
Исторический парк Сукхотай (The Old Sukhothai Historical Park) с зелеными газонами, спокойными прудиками и живописными пальмами в стародавние времена был столицей могущественной империи, история которой началась в 1238 году. На основной территории парка, окруженной рвом с водой, расположен 21 храм с 200 пагодами.
История средневекового государства Сукхотай
Город Сукхотай (Sukhothai) стал первым объединенным королевством Сиама. До 1238 года нашей эры на территории современного Таиланда существовало несколько обособленных государств, подконтрольных кхмерской империи Ангкор. Со временем могущество кхмеров ослабло и два тайских генерала объединились, чтобы изгнать своих господ с центральных равнин и основать новое королевство Сукхотай, что в переводе с языка пали (язык буддистского канона) означает Рассвет Счастья. Один из генералов, Интрадит (Intradit) стал первым правителем нового государства.
Королевство процветало в течение 200 лет, во время которых его столица Старый Сукхотай являлась важным политическим и религиозным центром. За всё это время сменилось восемь королей, самым известным из которых стал Пхо Кун Рамакхамхэнг Великий (Ramkhamhaeng (1278–1299)) – младший сын Интрадита. При нем на территории Таиланда государственной религией стал буддизм Тхерава́да, заменивший кхмерский индуизм. И при данном правителе был разработан первый тайский алфавит. Т.е., для тайцев король Рамакхамхэнг – это их «Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси» и «Мефодий» в одном лице…
Сукхотай стал угасать в 14-м веке, поскольку возросла мощь царства Аюттха́я. К концу 13-го века он превратился в вассала Ayutthaya, а в 1438-м полностью потерял свою независимость.
Что можно увидеть в историческом парке «Старый Сукхотай»
Сегодня средневековая столица лежит в живописных руинах и известна туристам всего мира, как Исторический парк Старый Сукхотай (Old Sukhothai Historical Park). Многочисленные его храмы демонстрируют уникальный стиль, влияние на который оказала архитектура государства кхемров (Камбоджа) и Шри-Ланки.
Парк Старый Сукхотай занимает территорию в 70 квадратных километров. Он делится на 5 зон, за вход на каждую из которых нужно платить отдельно (с нас дополнительно потребовали купить билет в Западную часть, но мы туда не поехали, поскольку уже было поздно). Самая красивая – центральная, в старые времена она представляла собой территорию королевской семьи.
В четырех других зонах (Северная, Восточная, Западная и Южная) – меньше народу, намного спокойнее, чем в центральной. Все они имеют очень большую территорию, поэтому желательно взять напрокат велосипед, чтобы успеть всё осмотреть. Северная часть интереснее (и ближе) к Восточной, которая расположена рядом с Новым Сукхотаем. Западная зона – самая отдаленная, расположена на холмах. В Южной – смотреть особо нечего.
Перечень основных достопримечательностей на карте парка:
- Главный храм Сукхотая — Wat Mahathat (Ват Махатхат);
- Памятник королю Ramkhamhaeng;
- Бывший кхемрский храм Wat Phra Phai Luang (Ват Пхра Пхай Луанг);
- Огромный Будда в Wat Sri Chum (Ват Шри Чум);
- Ступа со слонами Wat Chang Lom (Ват Чанг Лом);
- Храм на холме Wat Saphan Hin (Ват Шафан Хин)
Центральная часть, огороженная по периметру рвом с водой, включает 21 храм, разбросанный между прудами с цветущими лотосами, каналами, деревьями и другой зеленью. Ее территория – около 3-х квадратных километров. В 13-м веке в городе, конечно, было намного больше посетителей, чем сейчас. Жилые дома и другие мирские, не относящиеся к религии, строения, строились из дерева и на сегодняшний день не сохранились.
Самое потрясающее здание Центральной зоны это – безусловно, храм Wat Mahathat, являющийся духовным центром города и королевства. Газон через дорогу – место, где стоял дворец короля. Королевский храм был заложен при первом короле, а в 1345, при царе Lö Thai, построена самая большая центральная чеди (ступа). Каждый новый правитель старался достроить еще какое-нибудь здание. А в 16-м веке город опустел.
В наши дни монастырь Ват Махатхат окружен красивыми прудиками с лотосами. Комплекс храма включает 10 вихарн (по-нашему, аналоги келий для монахов), один бот (ubosot – самая священная часть храма в Таиланде, в которой размещается, например, статуя Будды), восемь мандап (mandapa – в индийской архитектуре зал с колонами для публичных ритуалов), одна большая чеди (ступа) и 200 маленьких чеди.
Центральную чеди построили в 1345 году, чтобы хранить в ней два следа Будды, принесенные из Шри-Ланки монахом Сисатта. Форма ступы в виде почки лотоса стала визитной карточкой архитектурного стиля Сукхотая (после, во многих других городах королевства Сукхотай строили храмы таким же образом). Чеди окружена восемью маленькими шпилями, установлена на квадратной платформе и украшена барельефами 111-ти монахов, сложивших руки в молитве.
В каждой из сохранившихся ступ хранится прах дворянина. Одно из самых впечатляющих строений храма Wat Mahathat – руины вихарн с колоннами, ведущими взгляд к Святому Будде, сидящему спиной к ним.
Примерно, в полукилометре к северу от городских стен, в Северной Зоне, расположен храм Ват Пхра Пхай Луанг. Это – один из самых древних монастырей в историческом парке Сукхотай, он был построен еще до основания королевства в 1238 году. Храм Wat Phra Phai Luang строили еще кхмеры и в его архитектуре смешаны элементы индуизма и буддизма. Считается, что во времена кхмерского правления монастырь Ват Пхра Пхай Луанг был таким же центром, как Ват Махатхат в период тайского государства.
В старые времена здесь было три пранга (prang – храм в виде башни-«кукурузы»), но в наши дни сохранилась только одна. Барельефы на ней показывают фигуры из индуизма и буддизма (некоторые из них хранятся в Национальном музее Рамы (Ramkhamhaeng National Museum). Когда кхмерский храм превратился в буддийский Ват, к востоку от него построили пранги (вихарна, чеди с сидящим Буддой, возлежащий Будда, мандап с четырьмя большими стоящими Буддами).
Если еще проехать на велосипеде 500 метров на Запад — увидим храм Wat Sri Chum (Ват Шри Чум), знаменитый благодаря огромной статуе Будды – самой крупной в историческом парке Сукхотай. Скульптуру построили из кирпича и оштукатурили. Ее ширина – 11 метров, высота – 15 метров. Огромной правой ладонью он опирается на свое колено.
Оказывается, в стороне от традиционного мандапа есть проход для подъема на крышу, где открывается потрясающий вид на гигантскую скульптуру.
Главная достопримечательность Восточной зоны – храм Wat Chang Lom (Ват Чанг Лом), название которого можно было бы перевести, как «Монастырь, окруженный слонами». Он расположен за отелем Thai Village Hotel у дороги, ведущей в Новый Сукхотай. Как видно из названия, отличительная особенность храма – ступа, украшенная статуями слонов (такой стиль характерен для Шри-Ланки).
Западная зона затерялась в лесистых холмах. Одна из достопримечательностей – храм на холме в 5-ти километрах на Запад от основного входа. Он называется Ват Шафан Хин (Wat Saphan Hin или Храм Каменного Моста) поскольку к нему ведет длинная (200 метров) дорожка из каменных плит. На вершине стоит Будда, открывается красивый вид на окрестности. Правда, Старый Сукхотай расположен слишком далеко, чтобы рассмотреть что-то невооруженным взглядом.
Если вы хотите узнать больше подробностей об истории королевства Сукхотай, очень рекомендую почитать книгу, выпущенную Институтом Востоковедения Академии Наук СССР. Автор — Э.О. Березин. Название: «История Таиланда. Краткий очерк». Я читал ее просто взахлеб! Можно узнать, какие народы и где жили до основания первого объединенного государства, почему при короле Ramkhamhaeng процветало, а после его смерти быстро пришло в упадок. И много другой информации: от каменного века до 70-х годов прошлого века.
Ну и, раз заговорили про историю, советую ознакомиться с невероятно интересной статьей о том, как развивалось человечество с того момента, как сошло с деревьев на землю, до наших дней.
Фестивали и праздники в Sukhothai Historical Park
Исторический парк Сукхотай – это самое лучшее место в Таиланде, для празднования Лойкратхонг (Loy Krathong). Так называется праздник света, отмечаемый на 9-ю ночь полной луны 12-го лунного месяца (октябрь или ноябрь). Во время праздника на поверхность прудов запускают крохотные плоты, изготовленные из банановых листьев, украшенные цветами и горящими свечами. Руины освещены красивой подсветкой. В храме Wat Mahathat устраивают ночное светомузыкальное представление, а в Wat Trapang Ngoen зажигают фейерверки. Кроме того, организуется большое количество парадов и концертов в городе. В этот период гостиницы лучше бронировать заранее.
Приблизительно, в 16:00 мы вернулись обратно, чтобы сдать велосипеды. В этот момент подошел междугородний автобус, и тётенька из проката сказала, что он довезет нас в Phitsanulok. Менее, чем через час мы уже были снова на автостанции Пхитсанулок…
На этом заканчиваю вторую главу рассказа о путешествии по Таиланду самостоятельно. В следующей части отзыва расскажу, как мы добрались обратно в Бангкок (к несчастью, во время бронирования я ошибся и заказал билеты в сидячий вагон с кондиционером), о наших первых километрах за рулем арендованного автомобиля.
Привет, Сергей! Еще пара таких статей и я, пожалуй, изменю любимой Индии. Поразили фигуры Будды, видел статуи во Вьетнаме, на Шри Ланке, но эти — совершенно замечательные! Не поленился, залез в интернет: Будда в просветлении!
Оповещений о том, что опубликован новый отчет как не было, так и нет…
Доброе утро, Миша! Рад, что тебе понравился отчет, хотя фотки и не без недостатков. Тебе, как я заметил, больше нравятся исторические места, а в нашей поездке Sukhothai Historical Park — единственная такая достопримечательность. Дальше будут, в основном, только природные достопримечательности Таиланда. Поэтому, измена Индии тебе не грозит. 🙂
Знаю, что лента обновлений Feedburner пока не работает. С переходом на новую тему, которая удобна тем, что масштабирует размер фотографий пропорционально ширине экрана пользователя, остались нерешенные проблемки: нет поиска Google по сайту и вот RSS лента пока не работает. Буду ковыряться в шаблоне сайта… Прошу извинения за неудобство!
Мне раньше казалось. что изображения Будды в Шри-Ланке, в Китае и в Таиланде выглядят одинаково: канонически. Теперь посмотрел фотоотчет о поездке на экскурсию в исторический парк Полоннарува в Шри-Ланке — ты прав, он там по-другому изображается.
К слову, ты просил показать EXIF фотографии №9 «Король Сукхотая Пхо Кун Рамакхамхэнг Великий». В настройках графического редактора, вероятно, не там галочку поставил — затирает параметры съемки. Непосредственно данный снимок снят на зеркальную камеру Nikon D610 body с телеобъективом Nikkor 70-300. Параметры съемки: фокусное расстояние 100 мм, диафрагма f/9, ISO 100 единиц, выдержка 1/200 секунды. Фокусировался по статуе.
Празднику Лойкратхонг (Loi Krathong) в Индии соответствует фестиваль Дива́ли (известный, также, под названием Дипавали, Diwali) — огненная гроздь. Символизирует победу света над тьмой, добра над злом. Жаль, что в этом году не попаду на него, так как он приходится на 11 ноября в этом году.
В прошлом году я специально брал отпуск ближе к концу февраля, что бы попасть на праздник Шивы (Махашиваратри). Впечатление на всю жизнь! Ты никогда не думал попасть на праздник в другой стране?
Однажды я прилетел в Узбекистан в день, когда праздновался Новруз — очень понравилось! В Шри-Ланке, когда были в горах, в одной деревне меня и Катю приглашали на свадьбу, но мы отказались — неудобно было, как-то, без подарка. Сейчас жалею — так как для них это было настоящее событие: белый человек в деревне.
Есть и обратная сторона медали: в праздники в Китае, в Таиланде и, думаю, в Индии — чрезвычайно много народу во всех достопримечательностях. Поэтому, например, планируя поездку в Китай или Тайланд, мы специально смотрели, чтобы не попасть в период общенациональных выходных.
Когда мы в 2010 году приехали в Краби (Krabi) в Таиланде, там тоже отмечали Лойкратхонг. Очень красиво! Мне понравилось даже не само торжество вечером, а подготовка к нему: в отеле девочки на ресепшен целый день плели эти корзинки, украшали цветами, настроение в воздухе витало, как у нас перед Новым годом! 🙂
Вот в такие моменты скопление народа не раздражает, главное — не затоптали бы! Пусть я стоял, как цапля на шатком прилавке, пусть фотки не очень, но зрелище запомнилось на всю жизнь!
Кстати, решение окончательно созрело в Малайзии, после посещения пещер Бату. Рассказ о личном участии нашего гида (гражданин Казахстана) в жутковатом (прокалывания себя железными крюками, например) празднике тамилов Тайпусам (Thaipusam) стал той последней каплей.
К слову, мне кажется, ты лучше справился с верхним светом в пещере: у тебя виден поток света. Может, из-за более длиной выдержки?
В общем, я не против принять участие в национальном празднике. Желательно только, чтобы заранее подготовиться и знать что означает тот или иной обычай. А не так, как я: сначала съездил в отпуск, а потом читаю о том, что я увидел в Таиланде. 🙂
Ты имеешь ввиду фотографии одного из залов пещеры Khao Luang Cave в предыдущей главе отчета? Это — HDR фотография. Опубликовал пока только ее, так как она — самая легкая: всего из трех кадров. Самые впечатляющие снимки пока не готовы. Нужно оформлять ХДР, но не так просто. Было много посетителей. Чтобы снять 3 кадра с разной экспозицией, пришлось фотографировать десятки кадров. Теперь нужно убрать людей на трех кадрах и совместить их в HDR.
Будут фотки очень красивой пещеры с золотым Буддой — Khao Luang Cave и с беседкой в Phraya Nakhon Cave.
Фотографии HDR я начал делать после Малайзии: башни Петронас. А вот пещеры, кажется, даже не пробовал. Не хочется возвращаться и переделывать… Если уж совсем заняться будет нечем.
А писал я про фотку в твоем альбоме №17 в первой части отчета о поездке по Таиланду на машине.
Да, это — зал в пещере Khao Luang Cave. Фотография собрана в виде HDR из трех кадров. Сегодня отремонтировал RSS рассылку, вот и пришли извещения о новых отчетах. 🙂
Мой тебе респект и уважуха! А говорил, не получается с HDR!
Миша, спасибо! Все равно, не умею я HDR пока обрабатывать. Например, в данном отчете фото №19 с прудом и видом на храмовый комплекс Wat Mahathat (Ват Махатхат) — я тоже снял три кадра, но нормальная ХДР так и не получилось. Фото, представленное в отзыве — обработанный средний кадр с EV=0…
Сергей, я много раз высказывался на тему HDR, мое мнение ты знаешь, возможно, в основе его лежит мое недостаточное владение этой техникой.
Как средство я его приемлю, возможен — и как художественный прием. Но вот это намеренное придание драматизма простому пейзажу, путем выпячивания деталей, рельефной чернотой туч .. , не знаю. Некоторые фотки (например Олега — Аписа) мне нравятся, но по большей части — равнодушен.
Дневные HDR пробовал делать много раз -мне не нравится. Да и ветру ,например, не скажешь: -Замри!
Вообще я сторонник минимальной редактуры, если бы я хотел бы рисовать, взял бы мольберт и краски.
Но это только мое мнение, никому не навязываю, и уж точно — не осуждаю!
Бегло просмотрел третью часть, фотки — класс! Прекрасные бытовые зарисовки, отличный репортаж. Сейчас буду читать.
Миша, ну ХДР у меня тоже не получается, но видел много примеров (твои башни Petronas Towers, к примеру), где такая техника необходима. Вот еще пример — эти же пещеры с дыркой в потолке. Ну не получится никак снять фотографию, чтобы и стены хорошо были проработаны, и небо видно… Надо нам (точнее, мне) учиться еще… 🙂
Спасибо за комплименты по 3-й части отчета! 🙂
Так я и говорю: HDR-фотография, как средство — да!
О-о-о! Пришло оповещение, и сразу о трех статьях!