В первой части обзора мы с вами провели сравнение фото, снятых на компакт Sony Cyber-shot DSC-HX50 и зеркальную камеру для новичков Nikon D5100 KIT 18-55 VR, полученных пасмурным зимним днем в природном парке «Бажовские места». На мой вкус, ультразум показал в условиях удовлетворительной освещенности сцен и объектов съемки неплохие результаты. Что же будет, если мы будем фотографировать ночью? Давайте от озера Тальков камень переместимся в Екатеринбург и поглядим на примеры ночных фоток.
Днем, во время прогулки к скалам в Бажовских местах, я установил на мыльнице режим баланса белого «Облака» и забыл его сменить, когда начал снимать первые фотографии в городе, поэтому снимки вышли слишком тёплые по цветовой температуре.
После нескольких пробных кадров я заметил ошибку с ББ и переключился в режим Auto WB (автоматический баланс белого). Фотографии стали более натуральными в цветах.
Вот пример фотографии, снятой на зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 при максимальном фокусном расстоянии ФР=55 мм.
Примеры фоток с этой же точки съемки, но полученные на тушку Никон Д5100 и телеобъектив Никкор 70-300 можно увидеть в бесплатном уроке фотографии для начинающих фотолюбителей по настройкам цифровых зеркальных фотоаппаратов Canon, Sony и Nikon.
Переходим к съемке уличных фонарей. Для меня это – один из сложных моментов, так как с балансом белого на таких фотографиях всегда творится что-то неладное.
Удобство для фотографа при съемке на зеркалку состоит в возможности снимать в формате цифрового негатива RAW. При обработке снимков баланс белого исправить легче.
Вот пример фотографий небоскреба «Высоцкий», снятых ночью на мыльницу Sony DSC HX50 и зеркальный фотоаппарат Nikon D5100.
Далее у нас – сравнение снимков водонапорной башни 18-го века, стоящей у Плотинки. Сто лет уже живу в Екатеринбурге, а и не знал, что это за здание, до момента написания данного отзыва.
Ну и идем снимать главную улицу Екатеринбурга – проспект Ленина. Раз уже мы ударились в историю, то нужно отметить, что в старину она называлась Большая Першпективная, а с 1845 по 1919 – Главный проспект.
Мне, признаться, нравится вот эта фотография, снятая на мыльницу Sony Cybershot DSC HX50.
Как видно, телеобъектив сжимает пространство: между трамваем и ратушей – расстояние около полукилометра, а кажется, что они совсем рядом. Особенно выигрышно смотрятся снимки, снятые на телевик, если в кадре есть ритмичный рисунок.
Ну и еще один снимок с трамваем, пока зрителя не стало мутить от одного и того же сюжета.
Думаю, теперь вы наглядно убедились, что когда вы вернулись из отпуска и спешите поделиться с друзьями красивыми фотографиями, в первую очередь, вы должны отсортировать снимки и удалить похожие кадры. Иначе, вы рискуете услышать храп зрителей, когда еще будете в середине фотоальбома.
В Екатеринбурге полным ходом строится Ледяной городок. Скоро открытие.
Еще один пример ночных фотографий, снятых на мыльницу и зеркалку – старый ресторанчик, затерявшийся во дворах современных небоскребов.
Закончить обзор с примерами фотографий, снятых на цифровые фотоаппараты Sony Cyber-shot DSC HX50 и Nikon D5100 KIT 18-55 хочется не заключением о качестве снимков (каждый решает для себя сам, каков приемлемый уровень качества ему нужен). Мне вспомнился один их комментариев (кажется, к статье с обзорами характеристик зеркалки Nikon D5300), где я говорил, что чтобы научиться красиво фотографировать, совсем не обязательно покупать профессиональный фотоаппарат. Изучать правила композиции, учиться работать со светом можно, снимая и мыльницей, и даже смартфоном. И мне кажется, что фотографии из сегодняшнего обзора это подтверждают… А вы как думаете?
Дополнение от 16 июля 2016. Как улучшить качество фотографий с ультразума Sony Cyber-shot DSC-HX50
Недавно пришлось консультировать одного знакомого на тему выбора хорошего фотоаппарата для служебного пользования. Человек не хочет покупать зеркальную камеру или беззеркалку, хочет качественный компакт. Я посоветовал тогда взять Fujifilm X-30: довольно крупная матрица (2/3″, кроп-фактор 3.93), позволяющая получить изображение с меньшими шумами, чем Sony Cyber-shot DSC-HX50, хороший светосильный объектив (F2 — F2.8) и возможность съемки в формате RAW, что даёт большие возможности для профессиональной обработки снимков в специальных графических редакторах.
Фотоаппарат будет часто использоваться для съемки официальных корпоративных мероприятий (во время различных заседаний, выступлений на форумах, в общем – при плохом свете в помещениях). При слабом освещении невозможно получить качественное фото без использования внешней вспышки, поэтому я предложил в дополнение взять и данный источник света. Для компакта Fujifilm X-30 можно купить 3 модели внешних вспышек: Fujifilm X-30: EF-X20 (ведущее число 20 при ISO100), EF-20 (ведущее число 20 при ISO100) и EF-42. Из данного выбора я посоветовал взять самую мощную модель: фотовспышку Fujifilm EF-42 TTL Flash с ведущим числом 42.
Пока окончательного решения не принято, если покупка состоится, возможно, сделаю обзор. Но тут я вспомнил, что компактный цифровой фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-HX50 также оснащается «горячим башмаком» для подключения внешних аксессуаров. И, если фотограф задумывается о том, как улучшить качество фотографий (после того, как он научился правильно настраивать параметры съемки), то один из выходов – приобретение внешней вспышки. Решил поискать, какие устройства можно подключить к данному ультразуму и вот, что выяснил.
«Горячий башмак» цифровой камеры Sony Cyber-shot DSC-HX50 позволяет подключить внешнюю вспышку, электронный видоискатель или стереомикрофон. К сожалению, компания Сони использует нестандартную конструкцию разъема, поэтому внешние вспышки сторонних производителей использовать не получится. Подходят только родные источники света Sony HVL-F20M (цена 10’000 руб.) или Sony HVL-F60M (30 тысяч рублей, в 3 раза мощнее). Вспышки от зеркалок Sony Alpha подойдут, если купить специальный адаптер ценой около 100 долларов. Электронный видоискатель FDA-EV1MK для мыльницы Sony Cyber-shot DSC-HX50 стоит 26’000 рублей.
Данная модель ультразума имеет возможность подключения по WiFi к персональному компьютеру, планшету или смартфону. Для этого нужно скачать специальное приложение на Google Play или на App Store.
Конечно, для получения качественных фотографий нужно приобрести штатив. Можно взять высокий с телескопическими ножками – будет удобно выбирать ракурс для съемки пейзажей и фотографий в других жанрах. Если лень таскать, то, хотя бы, купить маленький компактный или штатив-«паук» с гибкими ножками, который легко закрепить на ветке дерева или другой подходящей опоре. Один этот аксессуар способен в 10 раз улучшить качество фотографий неподвижных объектов, снятых при плохом освещении: фотки в комнате, ночной пейзаж.
P.S. На замену модели DSC-HX50 вышла более свежая версия Sony Cyber-shot DSC-HX60. Думаю, все перечисленные аксессуары можно использовать и с другими мыльницами Сони, например — с Sony Cyber-shot DSC-HX400. Хотя, советую проверить данный факт дополнительно.
Что касается правильных настроек, ниже дана ссылка на урок фотографии по выбору параметров съемки различных камер. Мыльницы – не исключение: в большинстве сюжетов, чтобы получить резкое фото, нужно обеспечить минимальную выдержку, а для этого правильно подбирать ISO и диафрагму.
Поскольку ультразумы Sony Cyber-shot DSC-HX60 оснащаются матрицей с чрезмерно большим количеством пикселей, придется использовать формулу Вmin=1/(2*ФР), где Вmax – максимальная длительность выдержки для съемки с рук неподвижного объекта, позволяющая предотвратить микросмаз, ФР – фокусное расстояние объектива в момент съемки.
Например, мы фотографируем вазу, стоящую на столе. Если объектив полностью убран (минимальное фокусное), наше ФР=4,3 мм, значит Вmax=1/(2*4.3)~1/9 секунды. Если же он выдвинут на максимальное увеличение (ФР=129 мм), максимальное время экспозиции должно быть Вмакс=1/(2*129)~1/260 секунды, т.е. в 14 раз короче. В помещениях часто не хватает света, поэтому для достижения выдержки 1/260 секунды придется слишком сильно поднимать ИСО, а это приведет к ухудшению качества картинки (появится цифровой шум).
Для съемки неподвижных объектов мы можем использовать штатив: задаем минимальное ISO 100 единиц, спускаем затвор в режиме «автоспуск через 5 секунд» и получаем качественное изображение, несмотря на то, что время экспозиции получилось большим. Подвижные объекты придется фотографировать либо с потерей качества (из-за высокого ИСО), либо – приобретя внешний источник освещения. Это может быть необязательно вспышка, можно купить студийное освещение. Хотя, не думаю, что вы будете это делать, владея, всего лишь, недорогой мыльницей Sony Cyber-shot DSC-HX60.
Подробно про настройки цифрового фотоаппарата и о том, как научиться фотографировать художественно правильно читайте в уроке про настройки камер для новичков ниже.
И мы так думаем! 🙂 🙂 🙂
Катя, твоя реплика означает, что моя попытка тонко напроситься на комплимент удалась? И если ее расшифровать, то получилось бы: «О, какие великолепные, сногсшибательные примеры фотографий представлены в данном фотообзоре! Как талантлив автор!» 😉
Краткость — сестра таланта. 🙂 Вот видишь, как я талантливо зашифровала фразу: «О, какие великолепные, сногсшибательные примеры фотографий представлены в данном фотообзоре! Как талантлив автор!» 🙂 🙂 🙂
А ты — талантливый дешифратор! 🙂
И не только… 🙂
Катя, сдается мне ты немного освободилась?.. И готова до окончания старого года закончить статью с примерами фотографий, снятых на Nikon D3100 и советские объективы. А то негоже идти в Новый год с долгами… 😉 Спасибо!
Деликатно говоря, некорректно сравнивать технические параметры заведомо разных аппаратов. Поставьте в сравнение беззеркальные APS-C системники и зеркалки того-же формата. Со сравнимыми объективами.
Вы получите технически одинаковые фото.
Как вы пишете: «изучать правила композиции, учиться работать со светом можно, снимая и мыльницей, и даже смартфоном». Да только это мало общего имеет с техническим качеством фотокарточек.
Владимир, отчасти Вы правы, но обычному обывателю, да и «не технарю» наглядно показаны возможности каждого фотоаппарата. К примеру, для меня — «визуала», из обзора понятно, что в более темных и сложных условиях зеркальная камера Nikon D5100 выдает лучшие результаты, в т.ч. имеет больше возможностей для постобработки…
Я не сильна в технических обзорах, коими пестрят многие специализированные форумы, мне лично приятнее видеть… 🙂 Это — как музыка: я не знаю, как играть на инструментах, петь… Но я слышу фальшивые ноты… Так и на фотографии: я просто ВИЖУ. 🙂 Этим и отличается, и привлекает данный сайт: очень много визуальной информации.
Катя, мыльницу я уже отдал хозяйке, поэтому не проверить уже… Возможно, ночные фотки следовало снимать с экспокоррекцией +0,5…+1,0 EV, тогда бы они лучше смотрелись. Может, у компакта экспозамер хуже работает… И кроме того, фотографии с зеркалки обработаны в Лайтруме, где я мог спокойно регулировать яркость тонов и полутонов, а на мыльнице Sony DSC-HX50 этого уже сделать нельзя было…
Как я уже автору ответил 🙂 системные дорогие беззеркалки выдадут такой-же технически результат. Мне кажется, упор следует делать на бОльшие возможности именно творчества, предоставляемые более сложным и совершенным оборудованием.
Владимир, благодарю за Ваш отклик. Технические параметры мыльницы здесь, конечно же, приведены для справки. И сравнивать их с зеркальным фотоаппаратом бесполезно, ибо зеркалка выиграет.
Статья написана, в первую очередь, для тех, кто только собирается купить свой первый цифровой фотоаппарат. На различных форумах (например, путешественников) постоянно появляются темы с обсуждением, какую камеру купить: легкую, небольшую мыльницу с ультразумом, чтобы было легче носить в путешествиях или дешевую зеркалку. Мне кажется, что таким людям данный обзор поможет принять решение, устраивает ли их техническое качество фоток с компктной камеры, в сравнении с тем, что можно получить на зеркальном фотоаппарате.
Ну и, тем фотографам у кого сейчас есть камера, будет легче понять, стоит ли переходить с мыльницы на зеркалку. Ведь видно же, что фотографии можно успешно учиться и используя компакт. Я имею ввиду овладение такими вопросами, как композиция, зависимость экспозиции от выдержки, ISO и диафрагмы, и т.п. А уже затем купить более профессиональный фотоаппарат.
Бесспорно — художественная сторона съёмки во многом не зависит от техники, оставляя в стороне явные недостатки мыльниц, накладываемые самой конструкцией.
Но есть области, где мыльница пасует по определению: сложные пейзажи, портреты, спортивная съёмка. Здесь технически сложно или просто невозможно добиться хорошего результата.
Да, Вы правы: каждый должен сам понять, хочет ли он развиваться с претензией на художественность. Или же ему достаточно фото в стиле «Я и лошадь. Лошадь слева.» 🙂
🙂 Многие уроки фотографии для новичков на сайте написаны мною из лени… 🙂 Просто, часто подходят люди и спрашивают: «А какую зеркальную камеру купить Nikon D5300 или D5200»? Раньше приходилось вдаваться в долгие объяснения, а сейчас я просто говорю: «Посмотрите статью со сравнением характеристик и сам поймете»… 😉
После сегодняшнего дня, когда ко мне подойдет человек с вопросом: «Хочу купить новый фотоаппарат, но денег мало… Может мне продвинутую мыльницу купить? Все равно, я не буду покупать объективы и буду фотографировать в автоматическом режиме», — я с лёгкой душой порекомендую ему читать данный отзыв… 🙂
Зеркалка Nikon D3300 c китовым стеклом. 🙂 ИМХО — самый дешёвых входной билет в начАла художественного фото. 🙂
Владимир, в Интернете полно слов подобных Вашим. А снимков со сравнением — мало. Кому нужны цифры? Нужны фото! Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Странно, вроде что-то Вам написал, а оно пропало. 🙂 Ну не важно, мы друг друга поняли.
Владимир, во 2-й части рассказа о споттинге в аэропорту Кольцово я показал, как была снята симпатичная фотография с отражением вертолёта в луже… И показал пример, как снимают владельцы зеркалок, у которых есть поворотный экран, и у которых нет…
Напоминаю, что обладатели Nikon D5300, D5200 и D5100 садятся на корточки и фотографируют с положения «от земли». А владельцы Никон Д3300, Д3200 и Д3100 изгаляются примерно так…
Поэтому утверждение, что любительская зеркалка Nikon D3300 — первый шаг на пути к высокому фотоискусству, по-моему, несколько спорное… 😉
У многих дорогих ФФ камер нет поворотного экрана.
Владимир, я уже где-то писал, что раздосадован этим фактом. Себестоимость данной возможности (поворотный экран) — копейки… Не хочет фотограф использовать — не нужно… Но зачем отбивать охоту у таких фанатов, как я?
На сегодняшний день, именно из-за наличия поворотного экрана, у меня единственная альтернатива перехода на ФФ — Nikon D750… 🙂
Сергей , я так думаю, с вашей мужской точки зрения, для девушек предпочтительнее тушку без поворотного экрана брать… 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂
Конечно, Катя, можно будет чаще девушку — фотографа в интересной позе увидеть… 😉
Сергей, а может есть в этом что-то — поваляться в грязи ради красивого снимка? 🙂 Возможно, потом еще больше будешь им гордиться.
🙂 Конечно, сам ты им будешь гордиться, если ради данной фотографии пришлось пойти на какие-то жертвы… Но у стороннего зрителя может быть такое отношение, как у меня к фильмам, в конце которых пишут: «Основано на реальных событиях». Мне вот всё равно — была ли история, рассказанная в кино или нет, главное — чтобы сюжет был интересный. И если режиссер снял фильм, которое смотреть невозможно, то такое пояснение его не оправдывает… 🙂
Кстати, когда я фотографировал кадры для данной статьи в природном парке «Бажовские места», один раз пришлось материться… 🙂 Я хотел сфотографировать следы какого-то зверя, пересекающие речку. На лёд заходить не хотелось, так боялся, что он может провалиться. Сел на берегу на корточки, откинул экран на зеркалке Nikon D5100 и снял кадр с низкого положения. А вот, чтобы сфотографировать такой же кадр на мыльницу Sony Cyber-shot DSC HX50, пришлось сделать несколько дублей: мне не хотелось ложиться в снег, как фотографы на фото выше, а не видя картинку на мониторе, пришлось делать несколько дублей… Фотку, правда, я так и не опубликовал, так как результат меня, все равно, не устроил…
Возможно, если бы у меня была зеркалка Nikon D3300 KIT 18-55 VR, я бы через WIFI передавал картинку на смартфон и кадрировал снимок, как мне нужно… 🙂
Красивые кадры, Сергей! На ночных примерах фотографий разница в детализации не так заметна, но очевидно, что беззеркалка недоэкспонирует. Уверен, что ты прав, говоря, что «экспокоррекция в плюс» улучшит ситуацию.
Упс, Павел! Я, наверное, что-то пропустил в статье — здесь на тест брали, насколько я понял, продвинутую компактную камеру с полудюймовой матрицей… К беззеркалке такая камера относится примерно, как морская свинка к морю… 🙂
Вообще, жаль, что у фирм-производителей в отношении беззеркалок сложился устойчивый, но длинный термин «Mirrorless Interchangeable-Lens Camera (MILC), хотя он сразу подчеркивает две конструктивные особенности. Я не обнаружил в статье признаков возможности заменить объектив в тестируемом экземпляре, может невнимательно читал…
С другой стороны, в очередной раз убедился, что в отношении Сергея справедлива поговорка «не имей Амати, а умей играти»… 🙂 Несмотря на вопиющую разницу в технических параметрах зеркалки и тестируемого компакта, снимки , конечно, отличаются по качеству, но нет такой пропасти, которая бы сделала невозможной существование покупателей компактов, как класса.
И я уже приводил ссылку на работы штатного фотографа National Geo Джима Ричардсона: instagram.com/jimrichardsonng , который процентов 30 фотографий выкладывает с iPhone. И поверьте… 🙂
Но в принципе, я согласен, что тот, кто купил Porsche Cayenne (читай — фулфреймовую зеркалку 🙂 ), он уже Ладу Калину (читай — компакт ультазум 🙂 ), как и Kia Sportage (читай — беззеркалку 🙂 ) тоже уже будет воспринимать скептически, ибо технически этап повышения качества пройден, деньги за это качество уплачены 🙂 и, фактически, для владельца Porsche уже в принципе не интересно обсуждать технически менее совершенные аппараты. Ибо дальше должны быть рассказы о грандиозных поездках (снятых фотографиях 🙂 ). Так что, вполне закономерная лестница эволюции владения фототехникой… 🙂
Олег, если в своих рассуждениях о Каенах и Ладе Калине ты имеешь ввиду меня, то могу точно сказать, что ты абсолютно прав — эволюция определенно есть. И, поездив на Мерсе S класса, человек никогда не сядет больше на Калину.
Например, мой первый серьезный фотоаппарат Fujifilm x20 я рассматривал, прежде всего, по цветопередаче, диапазону зума и возможностям автофокуса. Мне и в голову не приходило, что размер матрицы имеет настолько серьезное значение. Первоначально, мои снимки этим аппаратом казались шедеврами, а сейчас я смотрю на них и не понимаю, как я мог купить фотоаппарат за 24 тысячи рублей с такой низкой детализацией и такими шумами. 🙂
Но могу сказать, что я недавно, изрядно устав таская с собой сумку с фототехникой весом несколько килограммов, задумывался о беззеркалках. И может быть сейчас я бы, пожалуй, купил компакт камеру для путешествий. Но она точно имела бы матрицу не меньше, чем Sony rx-100 (КРОП-фактор 2.7). А еще лучше — Samsung NX-300 или Fujifilm x PRO 1 (кроп-фактор 1.5) со сменной оптикой.
А может, и не купил бы, так как поездив на Мерсе дома, кататься на Дэу Матисе в отпуске уже не хочется. И, боюсь, меня будет преследовать страх, что если возьмешь с собой технику попроще, то обязательно упустишь возможность привести высококачественный материал. 🙂
Павел, ты опять путаешь понятия. Я сначала выпал в шок от твоего заявления, что есть беззеркалка Sony Cyber-shot DSC-RX100 с КРОП-факторм 2,7. Всегда был уверен, что у беззеркальных камер матрица по размерам такая же, как и у кропнутых зеркалок или у полнокадровых фотоаппаратов.
Сейчас посмотрел характеристики Sony Cyber-shot DSC-RX100 — у данного цифрового фотоаппарата объектив не сменный. А, как отметил Олег выше, беззеркалкой называется фотокамера, которая по своим характеристикам и возможностям сопоставима с зеркалкой. И главное — тоже позволяет использовать сменные объективы.
Например, фотоаппарат Fujifilm FinePix X100 с таким кроп-фактором 1,5 в Википедии называют «беззеркальный цифровой фотоаппарат», хотя из-за несъемного объектива, мне кажется, его нужно отнести к «продвинутым мыльницам»… 🙂 Смягчу выражение — к «компактным цифровым фотоаппаратам верхнего ценового и технического уровня»… 😉
Еще два замечания по поводу твоего комментария… Во-первых, дома езжу на довольно дорогом автомобиле, а в отпуске в Шри-Ланке две недели водил Nissan Almera — не фонтан, конечно, но не критично… 🙂 Главное — восхитительные эмоции от природы, людей, их культуры, их волшебной страны! Во-вторых, как видишь, большинство вопросов на сайте задают с тем, чтобы я посоветовал выбрать фотоаппарат или объектив к нему… Но гости сайта не обращают внимания, что я «больной на голову» по поводу качества фотографий. И в отпуске, в той же Шри-Ланке, забирался на гору Пик Адама, чуть не умер от усталости, но тащил с собой камеру и штатив… 🙂 Помирать — так с музыкой!.. Т.е. с хорошими сниками… 😉
Ну, вот тут интересен сам подход. Всегда есть шанс разбить камеру в поездке, есть возможность потерять ее вместе с багажом где-то в транзитных зонах аэропорта, например. И тут я просто теоретически допускаю — возможно, кому-то компромисс по функционалу той же SONY Alpha A5000, A6000 будет не очень критичным. При этом в поездку берется аппарат с возможностью делать шикарные снимки, с моей точки зрения, и преимуществами именно для поездки:
1. Дублирующая камера значительно дешевле
2. Выдвижной объектив КИТовый и сами размеры фотоаппарата настолько компактны, что позволяют в любой ситуации просто быстро положить его в карман куртки и продолжать движение, сделав снимок, не обремененным камерой на шее или лихорадочным копанием в рюкзаке
3. Скорострельность камеры с гибридным фокусом будет однозначно выше, что позволит в случае «репортажности» съемок, получить серию кадров, в которой можно более свободно выбирать наиболее удачный, не упустить какой-то важный момент.
4. Электронный привод трансфокатора объектива и метод фокусировки в режиме ВИДЕО позволяет, опять таки, снимать более качественное видео в жанре «репортаж».
Последний пункт мною прочувствован, так сказать, «на своей шкуре». 🙂 🙂
Вот и вопрос: именно в путешествиях, возможно, беззеркалка Sony с кроп-фактором не более 1.5 (а , насколько я помню, они в беззеркалки маленькие матрицы не ставят) — лучший выбор, как вторая камера «для путешествий».
Очень хотелось бы , конечно, если у Сергея будет возможность у кого-то взять на тест беззеркалку Sony A6000 или, на худой конец, Sony nex 6, чтобы родилась статья «Зеркалка VS беззеркалка», так как этот обзор «Компакт vs зеркалка», с моей точки зрения, очень, очень, очень 🙂 полезная статья для тех, кто колеблется в выборе аппарата.
Сергей, никаких понятий я не подменяю. Беззеркалка — есть беззеркалка. Это — фотоаппарат, который не использует зеркальную схему для проецирования изображения на видоискатель и это ни капельки не говорит о том, можно у камеры менять объективы или нет.
А значит, все мыльницы автоматически могут именоваться беззеркалками. 🙂 Вообще, я думаю термин «мыльница» появился тогда, когда появились первые карманные камеры размером с коробочку под мыло. 🙂 Так что, понятие мыльница для меня всего лишь означает компактность.
Есть другое понятие системная камера — это как раз означает, что имеется возможность смены объективов.
Например Fujifilm x100s — это не системная беззеркальная камера с фикс объективом 35mm. И она достаточно компактна, чтобы её называть мыльницей. Она очень хороша, и по качеству выдает карточки не хуже зеркалок Canon или Nikon.
Вообще, я на выборе беззеркальной камеры, тоже собаку съел: смотрел миллион обзоров, сравнений и карточек. И точно скажу, что, например, сильные стороны у Fujifilm — это цветопередача и эргономика, они просто великолепны. Единственное — цены кусаются. Был в свое время такой фотоаппарат Fujifilm FinePix S5 Pro. Он по цветопередаче и динамическому диапазону до сих пор считается эталоном и все еще пользуется популярностью, несмотря на то, что уже очень устарел. Он, кстати, использует байонетное крепление Nikon F. Говорят, что с ним по ДД пока может сравниться только камера Nikon d800.
Примером системной камеры является Sony Nex 6 или Fujifilm X-Pro1. И раз уж ты Сергей затронул цену беззеркалок, могу точно сказать — сейчас, если поставить напротив 2 камеры зеркальную и беззеркальную, которые выдают сопоставимое качество картинки, то ценник на беззеркалку будет гораздо выше в 1.5 — 2 раза. И сейчас — это главная проблема беззеркалок.
Ладно, Павел, мне и технику-то особо не интересно обсуждать, а уж технические термины «что есть такое — беззеркалка» и подавно! 🙂 Я всегда думал, что беззеркалки — это камеры со сменным объективом, с КРОП-фактором 1,5 и с отсутствием зеркала… 🙂
Кстати, задался вопросом, а какие еще компакты с КРОП-фактором 1,5 представлены на рынке. И ничего, кроме Fujifilm FinePix X100 не нашел… Может кто-то знает еще модели фотоаппаратов с матрицей Кф=1,5?
На сегодняшний день на Яндекс-Маркет цена камеры Fujifilm FinePix X100 составляет 38’400 рублей… Мне кажется, покупать такой фотоаппарат за такую стоимость – несколько опрометчивое решение… 😉
Нет проблем. Смотрите ссылки на мои таблички внизу шапки:
forum.ru-board.com/topic.cgi?forum=36&bm=1&topic=2226&start=3660#lt
Или у меня здесь:
yadi.sk/d/VQpA9Pk4NH8Fk
Таблички «сравнение …», которые я веду уже много лет. Они не полные. Информация все время меняется. Но тем не менее…
Там не все компакты с кропфактором 1.5. Их больше. Но я включал в таблицу те, которые легко купить (большое количество предложений). Отмечу, что ВСЕ они — фиксы!
—-
Можно, вообще говоря, заметить следующее по поводу диапазона зума:
матрица 1/2,3 — зум до 60.
1/1,7 (2/3) — зум до 26.
1 — до 16.
4/3 — до 5.
APS-C — 1 (фиксы).
Shuld, спасибо за информацию! Надеюсь, она пригодится тем фотолюбителям, кто, все же, решит приобрести мыльницу вместо зеркалки.
Я вижу, перед покупкой зеркального фотоаппарата, Вы основательно изучили вопрос с тем, что лучше: мыльница или беззеркалка, или зеркальная камера… 🙂
Нет , ну я, вообще, провел параллели с покупкой автомобилей, так как на каком-то этапе проследил, что это — два независимых процесса: возможность технического апгрейда с последующим получением технически более совершенных снимков и художественная ценность.
Но! Даже мои знакомые, которые снимают портреты себя любимых и начальников в офисе с помощью полнокадровых камер Canon 5D mark III в авторежиме 🙂 (есть у меня и такие 🙂 ), в принципе, не приемлют разговоров о возможности покупки фотоаппаратов в других классах. Так как, помимо статусности камеры типа пятака,Nikon D800 и D750, отсутствие технических компромиссов в качестве изображения и то, что человек по деньгам смог дотянуться до нее, автоматически делает бессмысленным в ТЕХНИЧЕСКОМ плане дискуссию о других, более компромиссных аппаратах… Ну, как-то так… 🙂
В интернете встречал следующую мысль:
— На российских форумах люди чересчур амбициозны. Зачастую не столько обсуждают фото и способы их получения, сколько «меряются …». То есть, очень предвзяты и совсем необъективны.
— Рекомендуют для получения советов по-существу пользоваться англоязычными форумами.
Shuld, по поводу вежливости общения, я не изучал вопрос, как дела обстоят на зарубежных сайтах, а у нас в России — да, встречается достаточно негатива… Но это — срез нашего общества. Никуда не денешься…
Олег, к слову, если я иногда и поглядываю на тех людей, что снимают ерунду на полупрофессиональные камеры типа Nikon D810, с некоторым снисхождением, то, все таки, не осуждаю их. Если достаток человека позволяет взять ему такой фотоаппарат — почему нет… Так и машины некоторые покупают сразу Ауди, чтобы учиться ездить…
А по поводу беззеркалок типа Sony Alpha A6000 Kit, я глубоко не вникал… Но ты и другие фотографы меня почти убедили, что фотографии с них получатся одинаковые, как на зеркальные аналоги… Раньше я добавлял, что фокус медленнее, но сейчас, опять же, ты убедил, что это не так…
Поэтому для меня при решении вопроса «что взять: беззеркалку или зеркалку» определяющим стала бы цена камеры и объективов к ней.
Конечно, будет возможность сделать тест беззеркальной камеры Sony Alpha A6000 Kit — обязательно опробую ее. А то, что с прямыми руками на беззеркалку можно снимать шедевры, доказывают работы фотографа из Красноярска Игоря Криволуцкого, снятые на Sony Alpha NEX-5.
Забыл рассказать: на сайт однажды заходил посетитель по поисковой фразе «как настроить зеркальный фотоаппарат Nikom D4S»… 🙂 🙂 🙂 Сначала я посмеялся, а потом подумал, что может отпрыск какого-нибудь богатого папы-фотографа взял камеру поиграться…
Ну, вот тут у нас с тобой одинаковая позиция, ибо, если достаток позволяет выделить на хобби такое количество денег, что можно свободно вести речь о покупке топового продукта в техническом плане — это превосходно! То, что это не будет гарантией интересных снимков — думаю, тоже не обсуждается. 🙂 Но, ты прав: всегда хочется за меньшие деньги получить больше бонусов, хотя вроде бы это по законам логики невозможно…
Но на самом деле — это возможно не в линейках одной и той же фирмы, а между разными классами аппаратов, может быть, различных фирм… Поэтому так будоражит мысль народа проблема выбора! 🙂 Поэтому, если на тест тебе попадется Sony Alpha A6000, было бы интересно познакомиться с твоими выводами при сравнении этих разных КЛАССОВ. Хотя, например, Владимир, если я правильно помню, отписывался, что это некорректно… А я, как владелец NIKON D3200 и D5100, утверждаю, что изменения в качестве получаемого изображения при равных условиях (объективы, условия съемки) в этих линейках настолько малозначимое, что для продвинутого любителя имеет смысл обсуждать только опции функционала.
Вот что лично меня привлекает в беззеркалках SONY — это шикарный, хотя пока и малочисленный, парк объективов, в том числе, и по лицензии Carl Zeiss… Хотя цена на них кусается, но мой прошлый опыт работы с объективом этой фирмы оставил только восторженные впечатления… Не говоря уже про специфические переходники: насколько я помню, рабочий отрезок у беззеркалок Sony — 18 мм, что позволяет через переходник привинтить ЛЮБОЙ мануальный объектив!!! И он будет фокусироваться на бесконечность, в отличие от камер Кенон и Никон… Так что функционал, связанный с возможностью замены объектива тут вепчатляет… И т.д…
Всё намного хуже и печальнее: petapixel.com/2014/10/02/zeiss-otus-85mm-f1-4-vs-two-year-old-pocket-camera/
То есть , таки «все» 🙂 🙂 🙂 , или в статье описан частный случай, который на все линейки сложно проецировать? 🙂
🙂 🙂 🙂 Владимир, у него правильное окончание статьи: «На сегодняшний день, качество цифровых фотоаппаратов и объективов к ним — не является лимитирующим фактором для ваших фотографий!»
Лично я бы, рассматривал бы примеры из чуть более обширного списка. 🙂 Хотя бы: ru.pixelpeeper.com/lenses-mirrorless/sony/
Фотоаппараты, которые меньше, чем зеркалка, но лучше, чем мыльница.
Продвинутые компакты:
Pentax MX-1
Sony DSC-RX100 (первую версию, она дешевле 20 т. р. )
Panasonic DMC-LX7
Canon G16
Nikon P7800
Fujifilm X20
Olympus Stylus 1
——
Беззеркалки:
Panasonic DMC-GF5/6
Nikon 1 J3 Kit 10-30mm
Olympus Pen E-PM2 Kit 14-42
Sony Alpha NEX-3N
Sony Alpha A3000
——
Я бы выделил из них Olympus Pen E-PM2 Kit 14-42. Пока еще, его можно купить в районе 14-15 т. р.
market.yandex.ru/model.xml?modelid=8459279&hid=91148&track=tabs
Вот тесты (не мои). Сравнительный обзор Sony NEX-6, Olympus E-PM2, Fujifilm X-E1, Canon EOS M, а также Sigma SD1 Merrill
photoswift.livejournal.com/28548.html
Тест Olympus E-PM2
d-konstantinov.livejournal.com/666541.html
fototips.ru/camera-test/olympus-pen-e-pl5/
Я лично знаком с фотографами Reuters, известными, с титулами и прочим, которые зеркалку в руки берут раз в месяц. Остальное время — яблочный тапок.
Олег, хоть раз бы перевел на русский язык, что такое «амати»… 🙂 А то — это твоя любимая поговорка, а что значит толком не понимаю… 🙂
Ну, как-то так 🙂 :
muz-urok.ru/amati.htm
Только в приведенной пословице это слово не берется в кавычки, хотя, должно было бы.
Понятно, Олег. В точку! 🙂
Собственно, да. Не техника нас ограничивает, совершенно нет. 🙂 Но, если сравнивать сравнимое (впихивать невпихуемое? ), то есть, зеркалки и беззеркалки c кроп-фактором 1,5 — то зеркалка выходит проще, дешевле и, как ни странно, удобнее. 🙂
Спорный вывод, ибо отсутствие механической части управления зеркалом, пентапризмы — уже проще и надежнее… Беззеркалки с кроп-фактором 1.5 у нас НОВЫЕ продаются с КИТовым объективом 16-50 по цене от $300, а попробуйте купить хоть один зум на Никон с фокусным от 16 — кажется есть одна модель, она одна стоит долларов 500… 🙂 А про удобство я, как владелец двух не очень громоздких зеркалок Nikon и в прошлом — двух беззеркалок Sony, могу сказать, что более удобного решения, чем беззеркалка я еще не видел! И это — в практической эксплуатации, а не во время разглядывания на стенде… 🙂
Попробуйте беззеркалкой снять закат? 🙂 Механическая простота компенсируется бОльшей сложностью и дороговизной электронных компонентов. Я думаю, не стоит сравнивать качество самого-пресамого ЭВИ с человеческим глазом? А в зеркалках вы визируете по реальному изображению, не по картинке на мониторчике. Обе системы имеют свои плюсы и минусы, но не техническая сторона есть суть творчества.
Владимир, ну вот в комментарии выше, в 16:07 я дал ссылку на работы Игоря Криволуцкого, где у него большинство фотографий — закаты и рассветы. И снимает их он на беззеркалку Sony NEX5. Не пойму, что в них не так?
Солнца в кадре нет. 🙂 Очень рискованно снимать беззеркалкой закат — на раз-два-три можно повредить матрицу. Но это так, частности конструкции.
Я больше скажу, если внимательно прочитать инструкцию по эксплуатации к зеркальной камере Nikon D5100, то на 10-й странице в разделе «Меры безопасности», можно узнать следующее:
1) Нельзя делать так, чтобы лучи солнца попадали в кадр, так как это может стать причиной пожара.
2) Взгляд через видоискатель на солнце или другой яркий объект может стать причиной необратимого ухудшения зрения!
Поэтому я никогда не фотографирую пейзажи с солнцем в кадре через видоискатель, всегда — в Live View.
Серж, с языка снял… Съемки Солнца — очень специфичный вид съемок, которые технически не совсем просто организовать, и надо помнить о тех же фазовых датчиках, которые запросто могут выйти из строя при попытке снимать даже со специальным задником (видел где-то такую методу, но сходу ссылку не найду). А съемки ЗАКАТА, когда уже нет повреждающего фактора в солнечном излучении, то есть даже глазом вы можете смотреть на светило, можно делать хоть зеркалкой, хоть беззеркалкой — одинаково беспроблемно…
Неубедительно… Есть у меня снимки заката беззеркалкой, проблем никаких… Как это относится к предыдущим аргументам про то, что зеркалки «проще, дешевле и удобнее», мне не совсем понятно. Аргумент про человеческий глаз должен убедить в том, что навестись на резкость по зеркалу проще, чем по монитору, хотя площадь оценки изображения в случае с аппаратами с видоискателями -одинаковая? Ну, как бы, тоже сложная мысль, но не аргумент… 🙂 Ибо не было бы режима LV в зеркалках, если бы было все так трагично… А вот мысль про то, что не техническая сторона является сутью творчества — очень правильная и, с моей точки зрения, основополагающая, ибо многие пытаются одним подменить другое. 🙂
Олег, что за модель Вы имеете ввиду, когда говорите, что «беззеркалки с кроп-фактором 1.5 у нас НОВЫЕ продаются с КИТовым объективом 16-50 по цене от $300?»
Речь идет про серию Sony Alpha A5000, официальная гарантия. Может, в «серых» поставках всё еще веселее, но я не смотрел… Сейчас это связано с «перекурсицей»… Я уже рассказывал, как купил за $360 новый цифровой фотоаппарат Nikon D5100 с китовым объективом Nikkor 18-55 VR…
Интересно, сколько сейчас новый D5100 стоит? На самом деле, я шел с твердой уверенностью купить Sony Alpha A6000, ибо у моих знакомых много беззеркалок Nex 6, Nex 5r, 5t, а шеститысячная — это доведенный до ума Sony Nex 6… 🙂 Но, как уже писал, увидел Nikon D5100 за такие деньги и не выдержала душа! 🙂 Вон, завсегдатай этого форума Александр в своем блоге отрапортовал (я его блог люблю почитать, очень живое там общение образовалось 🙂 , как своевременно он потратил средства на приобретение техники, и как потом она подорожала…
Знакомых я тут упомянул не в смысле, что это — является определяющим 🙂 , а в том плане, что у меня была возможность «живьем» пощупать эти камеры и посмотреть снимки с них в исполнении обычных любителей, не искушенных желанием зафотошопить каждый пиксель полученного изображения. 🙂
Олег, беззеркалка Sony Alpha a5000 + 16-50 kit сейчас стоит сейчас, примерно, как Nikon D5100 kit (в районе 20000 рублей). Это, само по себе, для меня удивительный факт, учитывая, что это — беззеркальная камера.
Но старая, слегка улучшенная матрица от Sony Nex-5 и все lтот же древний, медленный контрастный автофокус делает, пока, её мало-привлекательной. Ближайший аналог из этой серии, который может потягаться с Nikon d5100 — это беззеркальный цифровой фотоаппарат Sony Alpha A6000 кит. Но его цена сейчас в 2 раза выше Nikon d5100 kit. Так что, пока еще достойной беззеркальной замены за те же деньги я не вижу. Надо ждать прогресса.
Судя по ИСО в диапазоне 100-3200 единиц и скорости съемки 3.5 кадра в секунду, беззеркальная камера SONY Alpha A5000 kit 16-50 (ILCE-5000L) может считаться аналогом зеркалки Nikon D3100. Ибо у Никон Д5100 матрица снимает при ISO 100-6400 и скорость съемки — 4 кадра в секунду… 🙂
Ну, я, собственно, отвечал Владимиру про кроп-фактор 1.5… Если Вы выше посмотрите, то увидите, что речь была именно об этом. А так, у меня была такая камера. Продал по причинам, не зависящим от ее технических нюансов. 🙂 Повторюсь еще раз! У каждого аргументация выбора своя. Я не чувствовал разницы в скорости фокусировки с Nikon, ибо:
1) Спортивные соревнования я не снимаю, и следящим фокусом для съемки фото (а не видео) я не пользуюсь. Достаточно того, что эта беззекралка шикарно в движении снимает резвящихся детей. Мне достаточно.
2) Ввиду более удачной электроники, скорость контрастного автофокуса у беззеркалок Сони (по ощущениям меня, как бывшего владельца) сопоставима с фазовым автофокусом Nikon и дискомфорта у меня не вызывала. Хотя, если сделать тест и четко засечь время, наверное, там есть разлет. Я его не ощущаю, как помеху ДЛЯ МОЕГО варианта работы с фотоаппаратом.
У нас сейчас стоимость зеркалки Nikon D5100 на 30 процентов выше, чем беззеркалки Sony A5000, поэтому не вижу однозначных аргументов в пользу приобретения, например, Никон Д5100, а не Сони А5000…
При этом, по своему функционалу фотоаппарат Sony Alpha A6000 значительно интереснее любой зеркалки с кроп-фактором 1.5 (я писал уже по пунктам — чем она лучше), поэтому тем, кто не собирается переходить на полный кадр и еще на успел завести парк объективов под соответствующую камеру, даже при большей стоимости, такое приобретение «с нуля» будет более предпочтительным.
Серж, откуда дровишки-то? 🙂 В смысле информация? 🙂 Я, насколько помню меню камеры (могу ошибаться, так как ставил обычно принудительно диапазон 100-800 и про регулировку ISO забывал), там есть установка светочувствительности ISO 16’000 единиц!!! Что можно снимать с таким ISO — для меня загадка, но тем не менее… 🙂
Дальше, Nikon D3100 — 14 Mpx, Sony A5000 — 20 Mpx. И самый убийственный аргумент (шучу 🙂 ) — в Sony A5000 — поворотный дисплей! 🙂 Хоть, по степеням свободы не сравнить с Nikon D5100, но главное преимущество — съемку из нижних положений без опрокидывания себя в грязь 🙂 отрабатывает честно. 🙂
Павел, что каcается цены — это маркетинговая уловка! 🙂 Бытует расхожая байка, что Nikon D750 — это Никон Д7100, к которому только прилепили фулфреймовую матрицу и приписали к ценнику лишнюю тысячу долларов. 🙂 Так и здесь — дело не в том, что надо ждать прогресса чего-либо, а в том, что производители, создавая и вкладываясь в разработку нового класса продуктов, хотят на маркетинговых ходах получить больше прибыли, чтобы оправдать свои риски…
Сколько существуют цифровые фотоаппараты? А сколько класс беззеркалок со сменными объективами выпускаются серийно? Поэтому, если есть у каждого аргументы выбора и сопоставимые денежные затраты, то, соответственно, каждый выберет именно тот класс и ту линейку, в которой сойдутся для него все эти факторы вместе в наиболее удачной комбинации, и, повторюсь, не может такого быть, чтобы они у всех совпали. 🙂 Так как Вы, например, видите большую стоимость, а я — удобство пользования в МОЕЙ ситуации и я готов поставить это во главу угла…
Мне пришлось покрутить беззеркалку Sony Nex 6 с зумом 18-200 и Nikon с зумом 18-200… При сопоставимом качестве получаемых снимков, однажды «прочувствовав» на уровне эксплуатации разницу, второй «походной» камерой будешь видеть только беззеркалку со сменными объективами… Насколько я помню, у Вашего Фуджика объектив был не сменным и не 18-200 (могу ошибаться). Но, думаю, Вы уловили мою мысль: важную роль тут играют именно ощущения в процессе эксплуатации. 🙂
Олег, мистика какая-то! Когда я захотел сравнить параметры беззеркалки SONY Alpha A5000 kit 16-50, открыл Яндекс-Маркет, где в технических характеристиках модели указано: диапазон ИСО 100-3200, расширяемый диапазон ISO 6400, 12800 единиц.
Сейчас же, просмотрел кучу сайтов, скачал руководство по эксплуатации с официального сайта, нигде этих данных нет. Точнее, пишут, что ИСО 100-16000… Так что, прошу прощение за то, что написал непроверенную информацию!
К слову, разрешение матрицы 20 Mpx — это, в моем понимании, минус для цифрового фотоаппарата, а не плюс… 😉 Но из-за поворотного экрана, думаю, стоит купить! Мое слабое место… 😉
Я бы сказал, что 24 мп на кропнутой матрице — скользкий вариант из-за шума на высоких ISO и проблемы микросмаза… А так 20 мегапикселей — это, с моей точки зрения, некий водораздел, так как ни в качестве картинки, ни в шуме матрицы я криминала в реальных снимках не заметил, как, в принципе, и в снимках с более продвинутой беззеркалке Sony Alpha A6000 с той же пресловутой 24-Мрx матрицей… 🙂
ru.pixelpeeper.com/cameras/?camera=1875&p=2
У вас просто великолепные статьи! Всё написано очень понятно и интересно. Сам был обладателем подобной мыльницы (Sony Cybershot DSC-HX300) и могу точно сказать, что снимки получались весьма красивыми. К сожалению (или к счастью?) пришлось с ней распрощаться, т.к. абсолютно не устраивала съемка в помещении. Даже со вспышкой — всё было очень шумно, а также переэкспонированно/недоэкспонированно. Поэтому недавно приобрёл себе зеркалку Nikon D7000. И что я могу сказать? Даже с китовым объективом в помещении удалось сделать нормальные фотографии.
Собственно… К чему я клоню? Мне было бы интересно увидеть сравнение мыльницы и зеркалки в помещении. Думаю, что из этого получилась бы неплохая статья… 😉
Игорь, большое спасибо за Ваши тёплые слова в адрес моего творчества! Очень приятно, что Вам нравится моя писанина… Суперзум на пробу я брал у своей знакомой, которая родом из Свердловской области и фотик обычно лежит у мамы… Короче, как в той поговорке: фотоаппарат для теста мне дала «Мишкиной бабы свекрови внучка…» Поэтому второй раз получить камеру не получится…
Да, уверен, что результат предсказуем… У зеркалки большая матрица с лучшим динамическим диапазоном и глубиной цвета, с меньшими шумами… Естественно, она лучше снимает!
В помещении снять портрет качественно можно либо при естественном свете от окна (мне такой вариант больше нравится), либо — с внешней фотовспышкой, которой у меня нет.
Вот по этим причинам не ждите от меня заявленных сравнительных испытаний! 🙂
Удачных Вам кадров, коллега! 🙂
В комментариях к теме «Что выбрать зеркальную камеру, мыльницу или беззеркалку» я приводил ссылки на свои сравнения компакта и зеркалки.
Спасибо, Сергей! Полезный материал для фотографов или тех, кто только хочет начать заниматься фотографией. Редкий для интернета. Буду теперь давать эти ссылки в нужный момент.
Shuld, и Вам спасибо за отзывы и за полезную информацию по характеристикам компактов, за сравнения. Думаю, новичкам Ваши данные будут полезны!
Спасибо автору, очень интересные обзоры. Сам купил зеркалку Nikon 5200. Только объектив, кроме китового, взял Sigma 18-250 со стабом, поскольку KIT 18-55 без стабилизатора — со стабилизатором не взял, поддался общей панике в декабре, хотя 2 километра до магазина и цена — всего на 5 рублей (не тысяч) выше.
Поскольку много езжу по тайге и горам, нужен зум. Под нужды светосильных объективов думаю переделать Юпитер 21М и Гелиос 44м-6 или светосильный объектив (подержанный) купить, как у Вас. Буду учиться на Ваших примерах!
Алексей, поздравляю Вас с приобретением! Не смотря на то, что я всех агитирую на покупку Nikon D5100, я не спорю, что Никон Д5200 — тоже прекрасная камера, хороший инструмент для новичка для обучения искусству фотографии!
В блоге у меня Вы, наверное, видели уже статьи и с примерами фотографий, снятых на советские объективы Гелиос, и на универсальный тревел-зум Sigma 18-250. Для съемки в горах требуется и широкий угол (фокусное 18 мм) и длинный фокус (250 мм), чтобы показать масштабность горных пейзажей. Сам бы я, теперь, купил 2 линзы: ширик и длиннофокусник. Но прекрасно понимаю, что на треккинге, кроме фотоаппарата и тяжелых объективов, нужно еще тащить очень много всякой всячины. Поэтому — одобряю! С Сигмой 18-250 Вы точно для себя определитесь, что Вам нужно. И универсальность — хорошее дело: в горах и портреты с боке, каких-нибудь, яков можно снимать, и пейзажи можно…
Спасибо за высокую оценку моих статей, но все же, по ним я не рекомендовал бы учиться. Лучше, когда примером служат профессиональные и талантливые фотографии. Поэтому мой блог следует воспринимать, как подсказку: «А вот такие методы еще сущестуют… А вот это еще нужно понять…» Но учиться — по хорошим учебникам нужно.