\n

11. Путешествия по Индии. В поездке из города Майсур в Хассан

Очередная часть рассказа туриста из Москвы о туре по Индии, где он был уже четыре раза. Сегодня смотрим фотографии и читаем отчет о достопримечательностях, встреченных по дороге в город Хассан штата Карнатака.


Автор: Михаил Шмаков (https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/)

***

Почти весь третий день нашего путешествия по штату Карнатака мы провели в дороге.  Программа от туристического агентства была лаконична: «21.02.2014 Переезд в Хассан (130 км/3 часа). После регистрации в отеле — экскурсия в Шраванабелагола. Посещение храмов. Ночь в отеле».

Но, как я уже говорил, нам повезло с гидом и водителем. Водитель оказался терпелив и услужлив, а Анудж, скорее всего, сам вел туристов по этому маршруту первый раз, а его происхождение (брамин) и природное любопытство не позволило проехать мимо важного религиозного центра вайшнавов – города Шрирангапатнам (Srirangapatnam), расположенного в 13 километрах от Майсура на одноименном острове реки Кавери.  Конечно, это — крюк в маршруте, но он компенсировался тем, что мы, не заезжая в Хассан, увидели первое из семи чудес Индии (по версии индийской газеты «Times of India»): статую Бахубали в городке Шраванабелагола (Shravanabelagola).

В Шрирангапатнам мы попали той же дорогой (NH275), что ехали из Бангалора в Майсур.  Накануне мы пересекли остров, не заметив города.  В этом нет ничего удивительного — он мал: всего 23 тысячи человек, а с автострады достопримечательностей не видно. Теперь же, переехав по мосту со стороны Майсура реку Кавери, мы сразу свернули с автострады и оказались среди развалин старого города, бывшего резиденцией узурпаторов Майсура — Хайдара Али и Типу Султана.

Фото 1. Отдых в Индии. Делийские ворота. Руины. Камера CanonEOS 6D, объектив Canon 17-40/4. Настройки при съемке: выдержка 1/80 секунды, диафрагма f/9.0, ISO 100, фокусное расстояние 24 мм.

Фото 1. Отдых в Индии. Делийские ворота. Руины. Камера CanonEOS 6D, объектив Canon 17-40/4. Настройки при съемке: выдержка 1/80 секунды, диафрагма f/9.0, ISO 100, фокусное расстояние 24 мм.

Фотография 2. Панорама руин. Отзывы об экскурсиях в Индии. 1/200, -1 EV, 9.0, 100, 67.

Фотография 2. Панорама руин. Отзывы об экскурсиях в Индии. 1/200, -1 EV, 9.0, 100, 67.

Шрирангапатнам называют городом дворцов и храмов. Отчасти, это верно: в городе множество храмов разных эпох, а дворец сохранился один – Летний дворец Типу Султана в парке Дария Дулат. Запечатленное на фотографии – это отреставрированные руины: тюрьмы, нескольких фортов и храмов, оружейной палаты Типу Султана и Делийских ворот. В городе проводится огромная работа по реставрации памятников архитектуры, но она еще далека от завершения.

Я люблю старые камни и с удовольствием побродил бы здесь не один час, но нас ждала главная святыня этого места – храм Шри Ранганатхасвами.

Фото 3.  Отзывы о поездке по Индии. Город Шрирангапатнам. Гапурам Шри Ранганатхасвами. 1/160, -1 EV, 13.0, 100, 31.

Фото 3.  Отзывы о поездке по Индии. Город Шрирангапатнам. Гапурам Шри Ранганатхасвами. 1/160, -1 EV, 13.0, 100, 31.

По легенде, все острова на реке Кавери принадлежат Шри Ранганатхасвами — одной из ипостасей бога Вишну. Обычно, Ранганатха изображается возлежащим на огромном змее Ананте-Шеше – Бесконечном Шеше, который в свою очередь олицетворяет вечное время. На трех из многочисленных островов реки расположены храмы, посвященные этой ипостаси Вишну, и являются тремя из 108 самых значимых для вайшнавов святынь (об одной из таких святынь, храме Падманабхасвами в Тривандруме, я рассказывал в статье про экскурсии в Керале).

Храм в Шрирангапатнам был построен в IX веке (для сравнения, Софийский собор в Киеве был построен в XI веке) и, судя по всему, много раз перестраивался и подвергался значительным разрушениям.  Об этом можно судить, хотя бы, по отсутствию традиционной башни (шикхары – горная вершина, символическое изображение мифической горы Меру) над храмом. Скорее всего, это был комплекс храмов, который теперь имеет единую крышу. Не углубляясь в детали философской символики архитектуры традиционного индуистского храма, поясню ее словами Ануджа: «Представьте сидящего на земле человека с вытянутыми вперед ногами: шикхара – это спина и голова сидящего». Одноцветные храмы — посвящены мужским богам, раскрашенные – женским. Традиционно башня и стены украшаются скульптурами и изощренной резьбой по камню, в годы исламского правления, естественно, их уничтожили.

Фотография 4. Экскурсия в Шрирангапатнам. Вход в храм. 1/50, -1 EV, 13.0, 100, 17

Фотография 4. Экскурсия в Шрирангапатнам. Вход в храм. 1/50, -1 EV, 13.0, 100, 17

Фото 5. Колоннада.  

Фото 5. Колоннада.  

Фотография 6. Древние колонны. 1/40, -1 EV, 13.0, 400, 17

Фотография 6. Древние колонны. 1/40, -1 EV, 13.0, 400, 17

Город и храм имеют огромное религиозное значение: сюда стекаются паломники- вайшнавы со всей Южной Индии не только для молитв, но и развеять прах умерших над водами Кавери.

Нам повезло, обычно, даже если пустят в храм, то фотографировать точно не разрешат, но мы были с Ануджем, единственное чего я постеснялся, так это использовать вспышку и фотографировать молящихся и священников. У меня был с собой штатив, но язык не повернулся спросить о возможности его применения, о чем теперь жалею.

Фото 7. Внутренний двор. Экскурсии в Индии. 1/40, 13.0, 100, 32

Фото 7. Внутренний двор. Экскурсии в Индии. 1/40, 13.0, 100, 32

Выйдя из храма, мы прогулялись по улицам городка, до места гибели Типу Султана в мае 1799 года во время решающего сражения 4-ой Англо-Майсурской войны. Монумент мне показался столь незначительным, что я не стал его фотографировать, а запечатлел остатки фортификационных сооружений древнего города. В окружении ухоженного газона с цветниками они давали только слабое представление о былой мощи и стратегическом значении для резиденции наместников сначала виджаянгарских царей, а потом и Вадияров.

Фотография 8. Отдых в Индии. Крепостная стена в городе Шрирангапатнам. 1/30, 14.0, 100, 32

Фотография 8. Отдых в Индии. Крепостная стена в городе Шрирангапатнам. 1/30, 14.0, 100, 32

Фотография 9. Путешествие по штату Карнатака. Ворота воды. 1/30, 14.0, 100, 40

Фотография 9. Путешествие по штату Карнатака. Ворота воды. 1/30, 14.0, 100, 40

Еще одна примета городка — огромная мечеть Джама Масджид (Jama Masjid). Она очень большая для такого маленького городка и очень красивая. Типу Султан построил ее в 1784 году, когда взошел на трон в Майсуре.

Фото10. Экскурсии в Индии. Мечеть Джама Масджид в городе Шрирангапатнам, штат Карнатака. 1/60, 14.0, 100, 40

Фото10. Экскурсии в Индии. Мечеть Джама Масджид в городе Шрирангапатнам, штат Карнатака. 1/60, 14.0, 100, 40

Расставшись с Шрирангапатнам, следующие полтора часа мы провели за разговорами и в созерцании сельских пейзажей.

Фотография 11. Бычья упряжка на дороге для Индии – обыденность, для нас – достопримечательность. 1/60, -1 EV, 14.0, 100, 40

Фотография 11. Бычья упряжка на дороге для Индии – обыденность, для нас – достопримечательность. 1/60, -1 EV, 14.0, 100, 40

Фотография 12. Туры в Индию. Рисовое поле.  1/80, -1EV, 10.0, 100, 40

Фотография 12. Туры в Индию. Рисовое поле.  1/80, -1EV, 10.0, 100, 40

Картины сельской жизни: упряжки белых волов, рисовые поля, крестьяне, занятые каждодневным трудом, пролетающие за окном автомобиля, и предстоящее посещение Шраванабелагола, города со знаменитой почти 18-ти метровой статуей джайнистского святого Баху Бали — Гоматешварой, определяли тему наших бесед. Как выяснилось, наш проводник Анудж родом из села, и он не понаслышке знаком с крестьянским бытом. Мне всегда казалось, что крестьяне — это самая обездоленная часть населения в мире: тяжелый физический труд, полная зависимость от капризов погоды, оптовиков, скупщиков урожая. Мнение нашего спутника внесло сомнение в мои умозаключения. Прежде всего, в Индии крестьяне собирают по два урожая — особенности климата, сезонность способствуют этому. Крестьянские семьи большие, а это — бесплатные рабочие руки. Плюс реформы, проведенные в стране после обретения Индией независимости. Конечно, надо учитывать, что это — достаточно субъективное мнение человека, родившегося в крестьянской среде, но все же — из касты священников.

Другая тема непосредственно касалась предстоящей встречи с шедевром одной из ветвей религиозной культуры Индии. Джайнизм, а Гоматешвара — реликвия именно этой религиозной традиции, для меня был просто отвлеченным понятие. Все мои знания о Джайнизме сводились к факту, что монахи — приверженцы учения, ходят голыми.

Фото 13. Тур по Индии. Бахубали. Голова. 125, 14.0, 100, 127

Фото 13. Тур по Индии. Бахубали. Голова. 125, 14.0, 100, 127

Но, как выяснилось, с некоторыми основными принципами я был уже знаком. Например, обет Ахимса (не причинять вред всему живому, полный отказ от насилия) лежал в основе доктрины Сатьяграха Махатмы Ганди. Другие же принципы полностью согласуются с некоторыми из христианских заповедей: быть искренним и благочестивым (Сатья), не красть (Астейя), не прелюбодействовать (Брахмачарья), не стяжать (Апариграха).

Не углубляясь в то, в чем сам не силен, отмечу самое существенное, на мой взгляд, в Джайнизме: все живое имеет душу, и нет высшего божества, которое все создает, всех спасает, или все разрушает, только своими усилиями каждая душа может достичь божественного просветления и стать сиддхом – полубогом.

Джайнизм – не секта, а древняя самостоятельная религия, опять же, на мой непросвещенный взгляд, в ней нет ничего противоречащего Индуизму. По индийским меркам, община джайнистов небольшая — всего 5-6 миллионов, но, по словам Ануджа — очень богатая и влиятельная. Как богов, джайны почитают тиртханкаров. Джайнисты представляют процесс очищения души и освобождение от круговорота жизней, как переправу через бурный поток.

Тиртханкар, дословно – строитель переправы, религиозный и духовный учитель, достигший дхармы, освободившийся от круговорота жизней, и имеющий право наставлять. Всего Джайнизм знает двадцать четыре тиртханкара, все они жили в дохристианскую эпоху, последний – в шестом веке до нашей эры, а первый — когда люди не умели писать и читать. Бахубали (или Гоматешвара) был одним из двухсот сыновей первого тиртханкара Бхагавана Ришабха. Вот изваяние ему, стоящее на высоком скалистом холме, и предстало нашему взору за несколько километров до города Шраванабелагола.

Фотография 14. Путешествия по Индии. Отзывы туристов. Вид холма с изваянием Гоматешвара в городе Шраванабелагола. 1/200, 14, 100, 70

Фотография 14. Путешествия по Индии. Отзывы туристов. Вид холма с изваянием Гоматешвара в городе Шраванабелагола. 1/200, 14, 100, 70

Небольшой городок Шраванабелагола (на языке каннада означает «белое озеро») расположен у подножья двух скалистых холмов – Чандрагири и Виндьягири с большим квадратным прудом посередине, наверное, это и есть белое озеро из названия.

Фото 15. Отзывы об отдыхе в Индии. Озеро у подножья холмов Чандрагири и Виндьягири в городе Шраванабелагола. 1/160, 7.1, 100, 40

Фото 15. Отзывы об отдыхе в Индии. Озеро у подножья холмов Чандрагири и Виндьягири в городе Шраванабелагола. 1/160, 7.1, 100, 40

На обоих холмах — джайнистские святыни. На Чандрагири — огромный храмовый комплекс VII– VIII веков нашей эры. По легенде, на этом холме стоял более древний храм, построенный императором Ашокой еще в третьем веке до н.э. в память о медитировавших здесь учителе (джина) Бхадрабаху Свами и его ученике — императоре Чандрагупта Маурья.

Фотография 16. Туры в Индию. Общий вид храма на Чандрагири. 1/200, 6.3, 100, 26

Фотография 16. Туры в Индию. Общий вид храма на Чандрагири. 1/200, 6.3, 100, 26

Фото 17. Отдых в Индии. Старик и русская туристка. 1/40, -1.0, 9.0, 100, 21

Фото 17. Отдых в Индии. Старик и русская туристка. 1/40, -1.0, 9.0, 100, 21

Рядом с храмом находится еще одна святыня Vвека нашей эры: пещера, где медитировал раджа Маньякхета.

Фотография 18. Путешествие в Индию. Пещера раджи Маньякхеты. 1/320, 5.9, 160, 26. Снято на мыльницу CanonPowershotS110

Фотография 18. Путешествие в Индию. Пещера раджи Маньякхеты. 1/320, 5.9, 160, 26. Снято на мыльницу Canon Powershot S110

Фото 18. Отдых в Индии. Внутри пещеры. 1/30, 2.0, 250, ФР=5.2. Снято на мыльницу Canon Powershot S110

Фото 18. Отдых в Индии. Внутри пещеры. 1/30, 2.0, 250, ФР=5.2. Снято на мыльницу Canon Powershot S110

На холме Виндьягири — статуя Бахубали. Виндьягири значительно выше Чандрагири, его высоту я указать не могу, но, чтобы добраться до статуи, надо преодолеть 740 ступеней, вырезанных в гранитном монолите скалы. Любопытный факт: металлические перила вдоль ступеней выполнены на одном из заводов Тата.

Фотография 19. Путешествие по Индии. Экскурсия в город Шраванабелагола. Ступени на вершину холма Виндьягири. 1/250, -1.0, 7.1, 100, 29. Камера CanonEOS 6D.

Фотография 19. Путешествие по Индии. Экскурсия в город Шраванабелагола. Ступени на вершину холма Виндьягири. 1/250, -1.0, 7.1, 100, 29. Камера CanonEOS 6D.

Статуя Бахубали была выполнена из монолитного камня в 993 году по приказу полководца и министра Чамундараей, им же был построен один из сохранившихся храмов на холме Чандрагири.

Теперь, по законам жанра, после долгой интриги, я должен все-таки поведать: отчего же статуя именно Бахубали, а не иного джина.

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату своему?» — Книга Бытия 4-9.

Это у нас, а у индийцев, решая тот же вопрос первородства, Бахубали сначала победил брата в пяти битвах за царство отца, затем отказался от наследства в пользу брата и сделался монахом. Упорством в медитации и аскезе он достиг дхармы и освободился от сансары. По преданию, Бахубали медитируя, оставался неподвижен несколько месяцев, за это время его ноги вросли в землю, растения обвили их, а птицы нашли себе дом в его волосах и бороде.

Фото 20. Легенды Индии. Статуя Бахубали - сына первого тиртханкара Бхагавана  Ришабха. 1/250, -1.0, 7.1, 100, 30

Фото 20. Легенды Индии. Статуя Бахубали — сына первого тиртханкара Бхагавана  Ришабха. 1/250, -1.0, 7.1, 100, 30

Об этой и других легендах, связанных с Джайнизмом, повествуют многочисленные надписи на обоих холмах и наскальные рельефы. Самые древние надписи выполнены на языке маратхи, другие же — на каннада и тамильском. Статуя окружена храмом и многочисленными святилищами джинов.

Фотография 21. Храм и святилища на холме Виндьягири в индийском городе Шраванабелагола. 1/125, -1.0, 7.1, 100, 17. Фотоаппарат CanonEOS 6D. Объектив Canon 17-40/4.

Фотография 21. Храм и святилища на холме Виндьягири в индийском городе Шраванабелагола. 1/125, -1.0, 7.1, 100, 17. Фотоаппарат CanonEOS 6D. Объектив Canon 17-40/4.

Фото 22. Туры в Индию. Святилище джина. 1/30, -1.0, f/7.1, ISO200, ФР=17 мм

Фото 22. Туры в Индию. Святилище джина. 1/30, -1.0, f/7.1, ISO200, ФР=17 мм

Фотография 23. Вид на храмовый комплекс холма Чандрагири. Туры по Индии. 1/160, 14.0, 100, 200. Камера Кэнон 6Д и телеобъектив Кэнон 70-200/4.

Фотография 23. Вид на храмовый комплекс холма Чандрагири. Туры по Индии. 1/160, 14.0, 100, 200. Камера Кэнон 6Д и телеобъектив Кэнон 70-200/4.

На этом месте мне придется прервать рассказ о нашем путешествии по индийскому штату Карнатака в феврале 2014 года – «муза дальних странствий» зовет опять в дорогу. Через месяц я обещаю вернуться к этой теме и рассказать о замечательных храмах двух городов (Белур и Халебид) в окрестностях Хассана, о водопаде Джог и 12 днях отдыха в Гокарне.

Otzyv ob jekskursijah v shtate Goa v Indii.
1. В первой главе цикла отчетов о путешествии по Индии наш рассказчик делится отзывом о знакомстве со страной, с описанием достопримечательностей штата Гоа.
Otchet ob jekskursijah v Kerale v Indii.
2. Во второй части Михаил оставил отзыв о штате Керала – еще одном курорте, известном среди российских туристов.
15. Nachalo otcheta v 3-h glavah o samostojatel'nom otdyhe na Goa v oktjabre. Otzyv o pljazhe Palolem. Progulki po okrestnostjam, fotografii zamechatel'noj prirody i razmyshlenija o preimushhestvah i nedostatkah poezdki v Indiju v nesezon.
15. Начало отчета в 3-х главах о самостоятельном отдыхе на Гоа в октябре. Отзыв о пляже Палолем. Прогулки по окрестностям, фотографии замечательной природы и размышления о преимуществах и недостатках поездки в Индию в несезон.
otzyv o poezdke na jekskursii v Deli.
4. Отзывы об экскурсии по столице Индии, куда Михаил с супругой отправился уже в четвёртый раз.
Otzyvy ob jekskursijah v gorode Dzhajpur v Indii.
5. Посмотрите фотографии впечатляющей индийской «Великой китайской стены» в рассказе об экскурсиях в городе Джайпур.
Otzyv ob jekskursii k vysokogornomu ozeru Tsomgo v indijskih Gimalajah na granice s Kitaem. Sjuda my priehali posle poezdki v dolinu Yumthang Valley. Ljubovalis' krasotami, fotografirovali jakov.
9. Отзыв об экскурсии к высокогорному озеру Тсомго в индийских Гималаях на границе с Китаем. Сюда мы приехали после поездки в долину Yumthang Valley. Любовались красотами, фотографировали яков.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 49

  1. Сергей Лахардов:

    Миша, пока нет времени написать подробный отзыв о твоем отчете, позже исправлюсь. Пока скажу кратко: фотографии в этом рассказе — одни из самых интересных в твоей серии повествований о поездках по Индии. Большое спасибо и от меня, и от всех тех туристов, кто планирует свой маршрут!

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Сергей, огромное спасибо, что выкроил время в своем плотном графике на мою писанину! Фотки — хорошие, а были бы ещё лучше, если бы не забывал проверять настройки камеры, и без особой надобности не цеплял бы фильтр. Ещё раз — спасибо!

      View Comment
      • Сергей:

        Миша, в этот раз очень нравятся репортажные снимки, как твои «быки». Также — пейзажи. И не одному мне: фото 16 «Храма на Чандрагири» попало в «Новые интересные» на Яндекс-Фото. По-настоящему, полюбил фотографию №23. 🙂 Мне нравится, когда телевик используется для пейзажной съемки.

        Пожелания на будущее: использовать не только общие и средние планы, но и крупные и сверхкрупные. Они добавят живости твоим отзывам о твоих турах по Индии.

        View Comment
  2. Галина:

    Все эти исторические подробности исходят от Михаила? Я поражена беспредельно… Насколько человек влюблён в эту страну! Я не комментировала эти статьи… Но с огромным удовольствием читаю и смотрю. Фотографии великолепны! Столько «точечных» подробностей…

    Сергей! Вы тоже отбываете в Индию на отдых?

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Галина, благодарю Вас душевно! Сказать, что я, прямо таки, влюблён, наверное, неправильно. Индия — страна с богатой культурой, изумительной природой и чудесным людьми. Здесь не бывает скучно. В Европе тоже много всего: и памятников архитектуры, и природных красот, да и культурно-религиозные традиции глубоки, но… Европа, на мой очень субъективный взгляд — пыльный, холодный музей.

      В Индии все не так: народ живёт в традициях и в религии. Даже здесь, на Гоа, где 95 процентов населения — католики, «пахнет индийским духом».

      View Comment
    • Сергей:

      Галина, я никогда не жаловал особо Историю, но Михаил так увлекательно описывает то, что происходило в Индии в давние времена, что каждый раз жду его новый отчет, как некоторые фанаты ожидают выхода новой серии фильма или книги. Когда я предложил в начале года Мише написать отчет о поездках в это место, не предполагал, что получится такой грандиозный путеводитель.

      Как уже говорил, рассказы Михаила побудили искать отчеты, смотреть фотографии других туристов, документальные фильмы… Теперь мы точно знаем с Катей, что следующее путешествие пройдет у нас по Индии. Только, ввиду моего предпочтения природы архитектурным достопримечательностям, больший акцент будет сделан на посещение национальных парков, коих, как оказалось, здесь огромное количество. Ну и, в целях экономии, будет больше «хардкора»: переезды на ночных поездах и на маршрутках, посещение удаленных, малопосещаемых туристами мест. Но пока не буду распространяться: не говори «гоп», пока не перепрыгнешь… 🙂

      View Comment
  3. Сергей:

    И хочу сказать, что в этот раз, рассматривая твои фотографии развалин, парков и замков, чувствуешь, ту индийскую жару, запахи, атмосферу. Хочется оказаться на этих фотках! 🙂

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Сергей, твои слова дорогого стоят, но и ко многому обязывают! Постараюсь оправдать и привезти хорошие фото из Индии.

      View Comment
  4. Александр:

    Михаил, приветствую. Я с самого начало смотрел Ваши отчеты о поездках в Индию. Вдохновляют на путешествия. Только я вот никак не могу понять, а почему Ваши снимки все желтые? Даже трава с желтым оттенком? Этот Ваша задумка или так получается? Сергей жаден на качество и ужимает снимки. Но не думаю, что от этого зависит баланс белого.

    View Comment
    • Сергей:

      Когда на Яндекс-Фото мне Михаил показывал фотографии с поездки самостоятельно в Стамбул, некоторые фото с морем получились холодными, синюшного оттенка. Я сообщил, что встретился с такой же проблемой, когда писал отчет об отдыхе на полуострове Краби в Таиланде. Тогда мне подсказали, что нужно немного поднять цветовую температуру, попробовал – снимки стали лучше выглядеть (но в рассказе по ссылке представлены не переделанные, синие фото).

      В общем, посоветовал Мише, он попробовал и результат тоже понравился. Только такое чувство, что Михаил стал добавлять теплоту и ко всем остальным снимкам, в том числе – по Индии, а это нужно делать по ситуации…

      View Comment
      • Александр:

        Дак уже давно пора работать в каналах, а не с температурой. Температура даст холодные оттенки, но в итоге все уйдет в синеву. А в каналах можно по отдельности убрать синий, желтый и так далее…

        View Comment
        • shmakov.misha2012:

          Александр, Вы меня вгоняете в краску! К стыду своему, я не знаю, что такое «каналы». И, если честно, то и париться не буду — сумел снять, значит хорошо, нет — в мусор.

          View Comment
          • Александр:

            Снять, как говорится — дело не хитрое. Хитрое дело — передать настроение и все краски, которые на самом деле присутствовали. Цифровой негатив, к сожалению — это, всего лишь, глина в руках скульптора. 🙂

            View Comment
        • Сергей:

          Саша, мне кажется, все же, в данном случае каналы особо не понадобились бы: просто «задрана» температура. Может быть, можно было затемнить синий слегка, чтобы небо проявить.

          Хотя, меня тоже нельзя назвать экспертом в обработке фотографий с отпуска. 🙂

          View Comment
        • AndreyShaD:

          Саша, над каналами в Фотошопе работаешь?

          View Comment
          • AndreyShaD:

            Вижу, что Саша не только меня игнорит с ответом! 😀

            View Comment
          • Александр:

            Нет, над каналами работаю в Лайтруем. Никто никого не игнорирует. Просто не приходят комментарии на почту.

            View Comment
          • AndreyShaD:

            Я вот решил почистить почту, и, как раз, сижу, разгребаю старые сообщения в комментариях, перехожу и отвечаю, если где-то не закончили общение! 😀

            View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Наверное, не надо было заниматься фотками в цейтноте. Или выложить к старым и сравнить, а уж потом отдавать для статьи. Урок мне: лучшее — враг хорошего!

        View Comment
        • Александр:

          Ну и, раз уж зашла такая пьянка, пожалуй, я добью Вас сегодня! 🙂 По мне, не хватает контраста. Это отчетливо видно на последнем кадре в данном отчете. Ну и все мыльное. Если бы не ЭКЗИФ, то ощущение, что это — не Canon EOS 6D, а второсортная мыльница. 🙂

          P.S. Только ради бога без обид.

          View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Какие могут быть обиды, помилуйте! Для того и нужен взгляд со стороны — объективности ради. Но я не могу сейчас ни возразить, ни согласиться: как сказал уже — в руках смарфон.

            View Comment
  5. shmakov.misha2012:

    Александр, спасибо! Вы не первый говорите про желтизну на фотографиях. Попробую объяснить: готовя статью, мне некогда было заниматься фотками. Я взял готовые из альбома, но не удержался, и в Лайтруме немного добавил тепла. Обычно я выкладываю в Яндекс-Фото для объективного взгляда, в этот раз не успел. Но если честно, то существенных изменений я не вижу, правда, статью могу видеть сейчас только в смартфоне.

    Александр, если не лень, посмотрите те же фотки у меня на Яндексе, они также желтят? Буду благодарен!

    View Comment
    • Александр:

      Михаил, последние фотки у Вас на Яндекс.Диске желтые. Причем, если тут в отчете это терпимо, то на последней (fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/412373/view/1943672) даже облака желтые. И небо тусклое.

      Пора уже превносить живости в фото. Я не говорю, что мои фотки крутые и живые. Они все «Г», но, во всяком случае, небо у меня голубое, облака белые, трава зеленая, а песок — ЖЕЛТЫЙ. 🙂 Стараемся придерживаться этого.

      А температуру вообще трогать нет смысла. Уведете в тепло — получите желтый, уведете в холод — получите синий. Я Сергею сейчас ответил про каналы цветовые. Может там есть решение?

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Александр, а Вы статью читали, или только фотки посмотрели? «Небо тусклое, трава жёлтая» — данные фотки — репортаж, время я не выбирал и погоду то же. Сегодня ездил в Старое Гоа, приехали в 09:00, казалось бы… А неба нет! Марево (93 процента влажности и плюс 30 за бортом), красного кирпича храм — белой пеленой на кадре окутан! Я не оправдываюсь, если кадр — плохой, он плохой.

        В фотографии я новичок, хоть и фотографирую давно. Естественно, за конструктивную критику Вам низкий поклон.

        View Comment
        • Александр:

          Каюсь, я не читал отчет про Майсур. Только фотографии смотрел. Но, опять же, влажность, солнце — не там, звезды не сходятся и бла-бла-бла. Проходим мы это до сих пор. А да, еще и свет ерунда. 🙂 Согласен.

          Но Ваш исходник очень даже не плохой. Если не сложно, пришлите мне RAW на почту blog-ing(собака)yandex.ru. Я больше, чем уверен, что тут не причем погода. 🙂

          View Comment
          • Александр:

            Эх, а какой RAW-то? Давайте 23 фотографию ЭТОЙ главы о поездке в Индию на отдых.

            View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Вы не только статью не читали, Вы и ответы игнорируете! Ещё раз: я нахожусь сейчас в Индии, вернусь позже. Напомните, и я Вам пришлю фото в формате RAW. Единственное, о чем я Вас прошу: не надо меня держать за дурака! Все, что я мог вытянуть — вытянул. Последние фотографии на Яндексе тоже готовились к статье, и так же «курочились». Фотоаппарат Canon EOS 6D — не мыльница, но и назвать его полноценной камерой у меня язык не повернулся.

            View Comment
          • Александр:

            Мда… Пожалуй, мне больше нечего сказать. Фотографию высылать не надо!

            View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Насчёт «глины» не соглашусь. На мой субъективный взгляд, именно «снять» дело хитрое, а все остальное — от лукавого! Но это не значит, что я противник «фотошопа». Напротив, но с головой в это не полезу. Я получаю удовольствие от съемки, от путешествий, от историй. Я не фотограф, в прямом смысле этого слова. Мне не стыдно за фотки последних двух лет — и это главное.

        View Comment
        • Александр:

          «… Я получаю удовольствие от съемки, от путешествий, от историй. Я не фотограф, в прямом смысле этого слова. Мне не стыдно за фотки последних двух лет — и это главное…» — это да, если не привязывать достаточно профессиональную технику у Вас в руках. 🙂 Это так, небольшой сарказм с моей стороны уже. 😉 Ну, так что, вышлете мне 23 фото из этого отчета на почту в формате RAW?

          View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Я не вижу в своих словах особого юмора. Простите, вот не помню, не Вы ли так же спорили со мной о рабочих высоких ISO у моей камеры? Разговор о съемке башни Бурдж-Хали́фа в Дубаи?

            View Comment
          • Сергей:

            Мне как раз, фотография №23 «Храм в Чандрагири» нравится. Хотя, может, контраст можно было поднять. Как Миша сможет прислать исходник, я тоже хотел бы попробовать. Но здесь еще вносит свое влияние марево, создаваемое горячим воздухом на таком расстоянии…

            View Comment
  6. shmakov.misha2012:

    Сергей, миллион извинений за излишнюю горячность! Мои извинения тебе, и особенно — Александру. Но и меня прошу понять: начинаю рассказ со слов «единственное, что помню — это тяжелое, сиренево-серое, небо, выжженная солнцем трава, пожухлая от жары зелень деревьев». И на тебе: «А что такое все жёлтое»?.. Пастернака не читал, но он империалистическая проститутка! 😀

    Я специально в этом году поехал в октябре, хотелось увидеть умытую муссонами Индию (правда, тут другая напасть — марево, и светящаяся сплошная облачность. Теперь уверен, что ноябрь — это оптимальное время года (оговорюсь, для Гоа и Карнатаки).

    Возвращаясь к фотографиям. Возможно, не стоило добавлять тепла, но 4 единицы для Лайтрума — ничто. Спорить не буду, вернусь — сравню те и эти. Фото в РАВ пришлю обязательно, очень буду рад лучшему варианту, от кого бы он ни исходил. За копирайт не держусь — моя глина, ваши руки. Единственное, что хотелось бы пожелать, так это авторства, а не чужих «пресетов», или как там это называется?

    View Comment
    • Сергей:

      Мне пеняли, что фотографии желтят два года (я использовал пресет для пейзажей, повышающий насыщенность желтого, зеленого и синего), и ничего — пережил критику… 🙂 Сейчас вот вижу, что был перебор с этими оттенками и хочется фото обработать заново. Так что, не вижу причин для разрастания скандала и уколов друг друга. 🙂

      Камера Canon EOS 6D, может и не профессиональная, но матрица у нее лучше, чем у Canon EOS 5D Mark II и Canon EOS 5D Mark III (по цветопередаче, динамическому диапазону и ISO) — это я отсылаю к своему любимому сайту сравнения параметров фотоаппаратов Dxomark.com. 🙂 Ну и, еще можно посмотреть блог Владимира Кезлинга, который тоже снимает на Кэнон 6Д. Сейчас, как раз, публикует отчеты о поездке по Шри-Ланке, где и климат, и природа похожи на те, что мы видим, путешествуя по Индии. (kezling.ru/travels/ceylon-10/). Видно, что ничего не желтит, поэтому дело — в обработке.

      В критике ничего страшного не вижу: принял и исправил или не согласился и оставил, как есть. Все советы не переслушаешь. 🙂

      View Comment
  7. shmakov.misha2012:

    Согласен со всеми твоими словами! Буду исправлять. А вот текст писать не вижу смысла. Как в пустоту.

    View Comment
  8. AndreyShaD:

    Путешествие по Индии просто замечательное получилось! Вот по поводу фоток — и вправду, немного тепловатые. Я обычно в Лайтруме настраиваю баланс белого, а только потом продолжаю обрабатывать. В Фотошоп даже и не лезу. А то тогда мне посты точно не написать! 🙂

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Спасибо, Андрей! Я также поступаю, но только в родном редакторе Canon. Лайтрум, как правило, использую для исправления искажений. Что получилось с фотками для этой главы про поездку в Хассан, буду разбираться уже дома, когда до компьютера доберусь.

      View Comment
      • Сергей Лахардов:

        Чего вы зациклились на этом балансе белого! 🙂 Вот фотографии из поездки в Индию, которые Михаил выкладывал не для отчета, а для себя: fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/album/415189/?&p=3. Там и этот снимок №23 с храмом Чандрагири, но с нормальным ББ. Ни в чем особо тут нечего разбираться. 🙂

        View Comment
  9. AndreyShaD:

    Вроде, вместе с Александром ездили в тур выходного дня на машине под Челябинск, а фоток у тебя не наблюдаю. С чем это связано?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Да, Андрей, готовлю отчет о поездке на машине к достопримечательностям Челябинской области (святилище Большие Аллаки и карьеры Курочкин Лог). Но не хватает времени, позже опубликую. Да и Саша пусть насладится минутой славы! 😉 😉 😉

      View Comment
  10. shmakov.misha2012:

    Посмотрел фотки отчета на компе. Признаю излишнюю желтизну, некоторых фоток.
    Спасибо, за конструктивную критику!
    № 23 (Вид на храмовый комплекс холма Чандрагири) : тут дело не в контрасте, фотка , просто не четкая — руки дрожали, наверное.

    View Comment
  11. Сергей Лахардов:

    Друзья, вот Михаил прислал RAW последней фотографии. Был бы благодарен, если бы прислали свой вариант обработки с комментариями, что делали.
    yadi.sk/d/A0RDhfkqk9Pum

    View Comment
  12. Сергей Лахардов:

    Если бы я готовил это фото (храм Чандрагири) к публикации, обработал бы вот так.
    Поездка по Индии.
    Не считаю, что моя версия чем-то лучше. Не такая желтая, так после таких придирок 100 раз на это обратишь внимание. 🙂

    View Comment
  13. Сергей Лахардов:

    Вот вариант фото №2238, который прислал Александр (photo-ya.com), владеющий камерой Canon EOS 5D Mark II. Его комментарий: «К сожалению, вариант тоже не претендует на звание «фото года». Изначально, я думал, что там обработка такая, что само сооружение мыльное. Ан-нет — кропнутый кадр, и фокусировка вся была на переднем плане. Вернее даже, не на переднем, а на камнях внизу площадки, откуда был сделан снимок. Жаль. Но, во всяком случае, не желтый. 🙂

    Фото. Поездка по Индии.

    View Comment
  14. Сергей Лахардов:

    Саша, мне твой вариант обработки снимка нравится больше всего. Хотя, то ли контраст на грани, то ли — синего цвета больше. И в живую, наверное, картинка выглядела ближе к тому, что получилось у Михаила и у меня… 🙂 Но нравится твоя обработка! Еще бы рассказал, что ты делал с фото?.. 😉

    View Comment
    • Александр:

      Синего да, признаю, что много. Дорога ушла в синеву из-за присутствия дымки. И я забыл, вернее, недосмотрел.

      Убрал желтый и добавил контраста и сочности. Ниже, в комментариях, Михаил сказал, что мой вариант мрачнее. Скорее всего, нужно было экспозицию немного увести в плюс, чтобы картинка стала светлее. Но, почему-то, я захотел данный снимок видеть именно так.

      P.S. Простите меня, друзья. В порывах спора и доказательств я забыл о главном: художник показывает картину ТАКУЮ, какую ее видит ОН. Это правило я забыл напрочь. Я ее видел в таких тонах, и яро пытался доказать, что много желтого.

      Я бы на снимках из пустыни убрал бы желтый. 🙂 Разумеется, оставил бы желтым только песок. 🙂

      View Comment
  15. shmakov.misha2012:

    Сергей и Александр, спасибо за потраченное время! Оба варианта хороши. Но фотка Сергея ближе к натуре, к тому, что я видел. У Александра мрачней, и цветы магнолии, скорее, желтые — зеленые. А на самом деле у них, скорее, кремовый белый, или слоновая кость. Но это — скорее, придирка. Я не делал №2238, пропустил, хотя она наиболее резкая, но вот мой вариант из альбома на Яндексе № 2237:
    Чандрагири.
    Для статьи — накосячил! Спору нет!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      В этом варианте, Миша, мне нравится твоя фотография тоже. В общем, вывод один: внимательно нужно относиться к ББ. Ну, для того и учимся.

      View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту