\n

Два объектива (ширик и телевик) для съемки одинакового пейзажа

Сегодня мы с вами сравним, как объективы с различными фокусными расстояниями, установленные на кропнутой камере Nikon D5100, снимают пейзаж с одной и той же точки. Но давайте по порядку.


Вчера мы с женой ездили в Нижний Тагил, чтобы пофотографировать боевые машины на выставке вооружений в Russia Arms Expo 2013. Посещение так разрекламированного мероприятия обернулось для нас разочарованием. Отчасти мы виноваты: поздно приехали и не стали брать билет, позволяющий подниматься на трибуну для просмотра демонстрационных маневров бронетехники. Но и организаторы, я считаю, смошенничали немного, т.к. после обеда все современные танки выехали на полигон. А значит, билет во второй половине дня должен быть дешевле.

Ну да ладно. В конце рассказа о посещении Russia Arms Expo я упомянул, что по пути из Екатеринбурга в Нижний Тагил была замечена пара интересных мест для съемки пейзажа. Сейчас у нас бушует золотая осень, и чтобы не откладывать дело в долгий ящик, я решил сегодня совершить еще один подвиг: встать в 6 утра и отправиться на съемки рассвета.

Пейзажи, что мне так понравились по дороге на выставку – участок автострады, на котором дорога прорублена сквозь гору и живописные скалы свисают над асфальтом. Второй пейзаж – отрезок дороги, на котором она волнами спускается с высокой горы. И так, как вдоль дороги стоит густой лес, были опасения, что на рассвете солнце не пробьется сквозь листву деревьев и сделать удачные снимки не получится.

Поэтому утреннюю фотосъемку было решено начать на озере Лебяжье, что на окраине нашего города. Рано утром, борясь с остатками сна, я запихнул в рюкзак свою зеркальную камеру Nikon D5100, широкоугольный объектив Samyang 14/2.8 и телеобъектив Nikkor 70-300, и отправился на озеро.

Приехал минут за сорок до рассвета. Попробовал выбрать место для съемки… В этом месте нужно дать, пожалуй, самый важный совет для фотографов, которые собираются снять свой самый лучший пейзаж: выбирайте место для съемки пейзажных фотографий накануне. Многие известные фотографы приходят на одну  ту же точку много раз прежде, чем дождутся хорошего освещения.

А если вы собрались фотографировать, как я: «Авось, найду подходящую корягу для красивого пейзажа…» — вы рискуете попасть впросак… В качестве оправдания, могу сказать, что планируя съемку пейзажа, я хотя бы просматриваю сайт Suncalc, чтобы узнать в каком режиме всходит или заходит солнце и с какой точки оно будет освещать сцену.

Знать где и в каком месте взойдет солнце – это хорошо для пейзажиста. Завтра солнце точно взойдет! Но как узнать будет ли ХОРОШИЙ рассвет?.. Я не умею предсказывать, будет ли небо полыхать розовым… И сегодня восход был невнятный, бледный…

Кроме того, берег озера Лебяжье сильно заболочен. Камыши не дают вам подойти к кромке воды… Ну,.. вы, наверное, догадались, что сегодня я не могу похвастать шикарным пейзажем, снятым на рассвете на Nikon D5100 и Samyang 14 мм/2,8… 🙂

Фото 1. Утренний пейзаж на озере Лебяжье. Все заросло камышами и нет возможности подойти к кромке воды. Снято на широкоугольный объектив Samyang 14/2.8 и фотоаппарат Nikon D5100

Фото 1. Утренний пейзаж на озере Лебяжье. Все заросло камышами и нет возможности подойти к кромке воды. Снято на широкоугольный объектив Samyang 14/2.8 и фотоаппарат Nikon D5100

Попробовал снять с более высокой точки – тоже ничего впечатляющего.

Фотография 2. Зеркалка Nikon D5100 и широкоугольный объектив Samyang 14/2.8. Эх, нет подходящего сюжета, зато знаете как азартно крякают утки в этих камышах!!!

Фотография 2. Зеркалка Nikon D5100 и широкоугольный объектив Samyang 14/2.8. Эх, нет подходящего сюжета, зато знаете как азартно крякают утки в этих камышах!!!

К примеру, вот какой рассвет мне удалось снять в то утро, когда я фотографировал камни на берегу озера на Самъянг 14 мм.

Фото. Пейзаж, снятый на Самъянг 14/2,8 и зеркалку Никон Д5100. Когда удается снять вот такой рассвет, я говорю, что встал ни свет, ни заря, не напрасно...

Фото. Пейзаж, снятый на Самъянг 14/2,8 и зеркалку Никон Д5100. Когда удается снять вот такой рассвет, я говорю, что встал ни свет, ни заря, не напрасно…

Иными словами, нет света – нет фотографии. Хотя… Я не жалею, что поднялся в такую рань напрасно. Атмосфера на озере-болоте очень приятная: крякают в камышах утки, чирикают щеглы и синицы на соседних деревьях.

После невнятного рассвета прошелся с разведкой по округе. Рядом река. Тоже вся заболочена и поросла тростником. Зато заприметил одно место со скоплением чаек разных видов и уток. В дальнейшем, если дойдет до фотоохоты, можно будет начинать с озера Лебяжье.

Солнце понемногу взбиралось на небосвод. Направляюсь к первой точке на трассе, где дорога рассекает вершину горы.

Сравнение картинки с ширика и телевика. Широкоугольный объектив Samyang 14/2.8 не может передать всю мощь отвесных скал над дорогой.

Сравнение картинки с ширика и телевика. Широкоугольный объектив Samyang 14/2.8 не может передать всю мощь отвесных скал над дорогой.

Фотографирую на ширик Samyang 14 мм/2,8. Здесь меня тоже встретили несколько трудностей. Во-первых, как назло, солнце оказалось прямо за спиной, а это – не самый лучший свет для пейзажа. Во-вторых, трудность представляет очень широкий динамический диапазон сцены, так как свет в «ущелье» не проникает, а вершины деревьев на скалах ярко освещены. И, в-третьих, широкоугольник не передает всю мощь скал, нависших над дорогой, потому что он имеет свойство уменьшать объекты в кадре.

Когда добрался до второй точки, мне пришла идея провести испытания, демонстрирующие, как разные объективы передают пространство, если съемка ведется с одной и той же точки.

Тест: широкоугольный объектив Samyang 14 мм/2,8 vs. телеобъектив Nikkor 70-300 на кропе Nikon D5100 при съемке пейзажа

Все мы знаем, что широкоугольники «растягивают» пространство, а телевики, наоборот, «сжимают» расстояния. Давайте убедимся в этом. Сначала устанавливаем на кропнутую зеркалку Nikon D5100 лучший, по соотношению цены и качества, ширик Samyang 14/2.8.

Фото. Широкоугольный объектив Samyang 14 mm/2.8 "растягивает" пространство при съемке пейзажа. Снимок на Nikon D5100

Фото. Широкоугольный объектив Samyang 14 mm/2.8 «растягивает» пространство при съемке пейзажа. Снимок на Nikon D5100

Камера Nikon D5100. Объектив: Samyang AE 14mm f/2.8 ED AS IF UMC. Выдержка: 1/160 сек. Диафрагма: f/8. Фокусное расстояние: 14 мм. ISO: 500. Режим съёмки: приоритет диафрагмы. Вспышка: не сработала. Время съёмки: 29 сентября 2013, 10:16.

Холмистость дороги почти не видна. Только, если очень-очень, присмотреться, вдали можно увидеть намек на некоторую волнистость автобана. Запомните, как далеко располагается километровый столбик.

Теперь заменим широкоугольник на телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S и попробуем снять пейзаж на минимальном для данного объектива фокусном расстоянии 70 мм.

Фотография. Телеобъектив Nikkor 70-300 гораздо лучше передает холмистость местности при съемке пейзажа с той же точки, чем широкоугольный объектив Samyang 14/2.8

Фотография. Телеобъектив Nikkor 70-300 гораздо лучше передает холмистость местности при съемке пейзажа с той же точки, чем широкоугольный объектив Samyang 14/2.8

Камера Nikon D5100. Объектив: AF-S VR Zoom-Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED. Выдержка: 1/400 сек. Диафрагма: f/8. Фокусное расстояние: 70 мм. ISO: 640. Режим съёмки: приоритет диафрагмы. Вспышка: не сработала. Время съёмки: 29 сентября 2013, 10:32.

Уже лучше. Хорошо передается красота этого места. Дистанция, как бы, сжалось. Верстовые столбы приблизились.

Давайте увеличим фокусное расстояние до 102 мм.

Фото. Мне нравится этот пейзаж, снятый на Nikon D5100 и телеобъектив Nikkor 70-300

Фото. Мне нравится этот пейзаж, снятый на Nikon D5100 и телеобъектив Nikkor 70-300

Мне кажется, гора на заднем плане заметно приблизилась. И стали ближе «колена» изгибов дороги. Ну, а если еще увеличить фокусное расстояние на Nikkor 70-300 до 200 мм, чтобы по максиму вместить в кадры детали пейзажа?..

Фотография. Как фотографировать на телеобъектив. Слишком большое фокусное расстояние для съемки пейзажа

Фотография. Как фотографировать на телеобъектив. Слишком большое фокусное расстояние для съемки пейзажа

Что-то уже перебор. Произошло слишком сильное сжатие пространства и пейзаж смотрится не так гармонично. На мой вкус, из представленных четырех примеров пейзажных фотографий, снятых на Никон Д5100 с объективом Самьянг 14 мм/2,8 и Никкор 70-300, самый выигрышный снимок – полученный на 102 мм фокусного расстояния.

После окончания тестирования ширика и зума на кропе я еще походил по окрестному лесу и даже устроил фотоохоту: сфотографировал то ли куропатку, то ли самку тетерева. Но об этом я расскажу в другой раз.

Важное замечание.  Знаю, что мои читатели люди благоразумные, но не могу не предупредить об опасности, если вы решите повторить кадры, показанные в этом отчете. Находиться в точке съемки холмистой дороги смертельно опасно. За спиной фотографа находится еще одна ложбина, в которой скрываются подъезжающие автомобили. Если прибавить газку при подъеме на эту горку и потом спускаться вниз, как на фотографиях, вы испытываете чувство, похожее на катание на американских горках. Может поэтому машины здесь летят со скоростью 120-140 км/ч и выше… Если такая машина выскочит из-под горки (расстояние до точки съемки 100 м), шансов выжить нету…

Если уж захотите здесь снимать, то поезжайте с напарником, который будет предупреждать о машинах, появившихся в 1 км на гребне предыдущей горы…

В дополнение к этому обзору рекомендую почитать следующие статьи:

Pervye proby ob#ektiva Samyang 14/2.8 na KROPe Nikon D5100 pri pejzazhnom osveshhenii na ozere Shartash. Obsuzhdenija shirika.
Первые пробы объектива Samyang 14/2.8 на КРОПе Nikon D5100 при пейзажном освещении на озере Шарташ. Обсуждения ширика.
V obzore teleob#ektiva Nikkor 70-200/4G tozhe mozhno posmotret', kak szhimaetsja prostranstvo na bol'shih fokusnyh. Primery snimkov na polnyj kadr Nikon D610.
В обзоре телеобъектива Nikkor 70-200/4G тоже можно посмотреть, как сжимается пространство на больших фокусных. Примеры снимков на полный кадр Nikon D610.
V uslovijah plohogo osveshhenija ochen' trudno snjat' kachestvennoe foto. Zachem nuzhen tripod fotografu opisyvaetsja v otdel'noj stat'e
В условиях плохого освещения очень трудно снять качественное фото. Зачем нужен трипод фотографу описывается в отдельной статье.
Kak nauchit'sja delat' krasivye fotografii opisyvaetsja v otdel'nom foto uroke dlja nachinajushhih fotoljubitelej. Vyderzhka, ISO i diafragma – vzaimosvjaz'
Как научиться делать красивые фотографии описывается в отдельном фото уроке для начинающих фотолюбителей. Выдержка, ИСО и диафрагма – взаимосвязь.
Zamechatel'nye pejzazhi, snjatye na televik i shirokougol'nyj ob#ektiv v rezhimnoe vremja u derevni Kourovka Sverdlovskoj oblasti.
Замечательные пейзажи, снятые на телевик и широкоугольный объектив в режимное время у деревни Коуровка Свердловской области.
Pejzazhnye fotki, snjatye raznymi linzami na beregu Nizhne-Isetskogo pruda odnim osennim utrom.
Пейзажные фотки, снятые разными линзами на берегу Нижне-Исетского пруда одним осенним утром.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 8

  1. Даниил:

    Отличный урок по использованию фокусных расстояний. Поначалу сам не понимал, в чем разница ФР. Кстати, твой урок — шпаргалка для определения по фотографии, какой вид объектива использовался: ширик, стандарт, телевик.

    View Comment
  2. Сергей Лахардов:

    Даниил, спасибо за комментарий! По-моему, в отзыве о телеобъективе Nikkor 70-300 с примерами фоток я уже писал, что фотографии, снятые на фокусных расстояниях, отличных от стандартных 18-55 мм, сразу выделяются. И мне кажется, что примеры фоток в этой статье как раз подтверждают этот постулат… Для чистоты эксперимента, конечно, нужно было еще на 35 мм кадр снять… 🙂

    Ну и в той же статье с примерами фотографий на Nikkor 70-300 я уже приводил кадры, где видно, что телевик сжимает расстояние…

    View Comment
  3. Ренат:

    Спасибо за урок. Отличная статья. Мне, как начинающему фотографу, давно было интересно узнать разницу между шириком и телевиком. Стоял перед выбором: телевик или ширик. Вчера, все таки, заказал телеобъектив Canon 70-200 f4. Благодарю.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ренат, извините, что поздно отвечаю Вам. На блоге раньше была проблема с тем, что не публиковались комментарии. Оказалось, что дело в настройках админки. Сейчас я этот «баг» исправил, но полезло много СПАМа. К сожалению, и Ваше сообщение было к нему приравнено…

      Благодарю и Вас за информацию. Широкоугольный и длиннофокусный объектив не могут друг друга заменить. Они дополняют один другого. Поэтому, скоро закажете еще и ширик! 😉 Я в объективах Canon не очень разбираюсь, но есть знакомый фотограф, владеющий такой же моделью Canon EF 70-200mm f/4 USM L на кропнутой тушке. Утверждает, что это — лучшее предложение по соотношению цены и качества изображения. Так что, поздравляю с покупкой и желаю удачных кадров побольше!!!

      View Comment
  4. Сергей:

    Почитайте, как выглядит камыш! А то всё камыши да камыши… На фотографиях, снятых на Samyang 14/2.8 на рассвете у болота — обычный рогоз! А то молодежь вводите в заблуждение…

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Сергей! Я уже давно говорил, что начав вести блог, в котором даю советы фотографам, и сам многому учусь. Спасибо за Ваш комментарий. Почитал энциклопедию, посмотрел фотографии — Вы правы! Это — рогоз, а камыш — то, что я обычно называл тростником… 🙂 В свое оправдание могу сказать, что не только я заблуждался — многие люди путают эти растения…

      View Comment
  5. Наталья:

    Здравствуйте! Благодарю за такое оригинальное сравнение! Как раз, собираюсь брать широкоугольный объектив на КРОП. Очень понравился Ваш блог. 🙂 Успехов!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Наталья! И Вас благодарю за отзыв, за Ваше доброе слово! Удачного выбора и красивых пейзажей, снятых на Ваш новый ширик! 🙂

      View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту