\n

3. Фото с лодочной прогулки по реке Ганг. История Варанаси

Продолжаю публиковать фотоотчет о самостоятельной экскурсии в город света. Во второй части рассказал, где можно поселиться в Варанаси, показал снимки, полученные на берегу священной реки Ганга, попытался передать ощущения, что пронизывают твое тело и душу, когда ты находишься на территории гхата Маникарника, где уже много веков сжигают тела покойников. Сегодня будем смотреть фотографии, снятые на восходе солнца во время лодочной экскурсии.


Фото 1. Утренняя экскурсия на лодке по Гангу начинается за полчаса до восхода солнца. Еще совсем темно в Варанаси. Камера Nikon D610, объектив 24-70/2,8. При съемке использованы настройки: выдержка 1/250, диафрагма f/2.8, ISO 6400, фокусное расстоняние 40 мм.

Фото 1. Утренняя экскурсия на лодке по Гангу начинается за полчаса до восхода солнца. Еще совсем темно в Варанаси. Камера Nikon D610, объектив 24-70/2,8. При съемке использованы настройки: выдержка 1/250, диафрагма f/2.8, ISO 6400, фокусное расстоняние 40 мм.

Рассвет в ноябре в Бенаресе насутпает рано, нам пришлось подняться в 5 часов утра. В 5:30 у ворот гэстхауса нас уже ждал лодочник. По пути на берег он увлеченно рассказывал про обряд утреней пуджи, о том, что нам обязательно нужно будет спустить на воду корзинку с цветами и горящей свечой, чтобы очистить карму.

Фотография 2. Рассвет над священной рекой Ганг. Отзывы туристов о самостоятельной поездке в Индию. 1/125, 2.8, 6400, 70.

Фотография 2. Рассвет над священной рекой Ганг. Отзывы туристов о самостоятельной поездке в Индию. 1/125, 2.8, 6400, 70.

Как пришли на берег, подошел его сынишка (паренек лет 6-ти или 7-ми) с корзиной, наполненной «плотиками со свечами».

— Сэр, вот, можете приобрести цветы.

— Нет, спасибо. Мы не хотим, – ответили и мы с женой, и тётенька из Испании, что тоже купила экскурсию в нашем гэстхаусе.

Фото 3. Дворцы на берегу Ганга в Варанаси. Тур в Индию самостоятельно. 1/100, 2.8, 2500, 70.

Фото 3. Дворцы на берегу Ганга в Варанаси. Тур в Индию самостоятельно. 1/100, 2.8, 2500, 70.

Видели бы вы, какое разочарование нарисовалось на лице мальчика и его отца!.. Мне кажется, я никогда не забуду выражение того индийского ребенка… Он вышел на берег, сел на грязную каменную ступень и печально наблюдал, как отец готовит лодку к отплытию. Тут я подумал, что парень, ведь, не просил милостыню: он, может весь день вчера делал эти корзинки, встал сегодня в 5 утра, чтобы ЗАРАБОТАТЬ эти несчастные 20-30 рупий.

— Ладно, парень! Давай мне своих плотиков на 50 рупий.

Ребенок радостно подхватился и передал нам три «плота». Еще и тётенька из Барселоны, что тоже купила экскурсию в нашем гэстхаусе, решила последовать примеру. В общем, в то утро я сделал счастливыми двуг человек: мальчика из Варанаси и его отца.

Фотография 4. Поездка в Варанаси. 1/60, 2.8, 2500, 36.

Фотография 4. Поездка в Варанаси. 1/60, 2.8, 2500, 36.

Фото 5. Продавцы сувениров в Бенаресе. 1/60, 2.8, 2500, 24.

Фото 5. Продавцы сувениров в Бенаресе. 1/60, 2.8, 2500, 24.

Больше особенно рассказывать нечего, нужно смотреть фотографии. Экскурсия портярсающа! Уже, хотя бы ради одного этого рассвета над Гангом, и стоило ехать в Бенарес – ровесник Вавилона и Луксора. Давайте расскажу, что мне удалось узнать о непростой судьбе этого священного для индусов, буддистов и джайнистов города.

Фотография 6. Дасашвамед гхат. На нем каждый вечер проводят церемонию огненой пуджи (Ганга Маха Аарти, Ganga Maha Aarti)

Фотография 6. Дасашвамед гхат. На нем каждый вечер проводят церемонию огненой пуджи (Ганга Маха Аарти, Ganga Maha Aarti)

История Варанаси

Город Варанаси (или Каши) – один из самых древних, известных и священных центров паломничества индуистов. Он располагается между двух небольших речушек, впадаюших в Ганг: в северной части это – Варана, и Аси (или Асси) – с южной стороны. Предполагается, что современное название города произошло от двух этих слов.

Фото 7. Каждый день в Варанаси приезжают десятки тысяч паломников со всей Индии. Их цель – утреннее ритуальное омовение в священных водах реки Ганга. 1/200, 2.8, 3200, 40.

Фото 7. Каждый день в Варанаси приезжают десятки тысяч паломников со всей Индии. Их цель – утреннее ритуальное омовение в священных водах реки Ганга. 1/200, 2.8, 3200, 40.

Первое свое имя Каши получено либо от основателя, либо от династии, управлявшей городом, либо от царства, с которым он был связан. Хотя, есть другая теория, согласно которой поселение так назвали из-за травы Куса (Kusa) растущей на равнине, где образовался город.

Фото 8. Первый ежик в тумане. 1/125, 2.8, 1600, 24.

Фото 8. Первый ежик в тумане. 1/125, 2.8, 1600, 24.

Фотография 9. Второй ёж в тумане над Гангой. 1/200, 2.8, 2500, 24.

Фотография 9. Второй ёж в тумане над Гангой. 1/200, 2.8, 2500, 24.

Варанаси был священным местом с незапамятных времен. Упоминания о нем можно встретить в Ведах, в Пуранах, в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата, а также во многих джайнистских и буддийских текстах.

Фото 10. Чтобы очистить карму, индуисты спускают на воду «плотики со свечой». 1/200, 2.8, 2500, 24.

Фото 10. Чтобы очистить карму, индуисты спускают на воду «плотики со свечой». 1/200, 2.8, 2500, 24.

Фотография 11. И плывут тысячи таких свечей по Ганге каждое утро. 1/640, 2.8, 2500, 44.

Фотография 11. И плывут тысячи таких свечей по Ганге каждое утро. 1/640, 2.8, 2500, 44.

Еще одно, менее известное название города – Авимукта. В переводе с санскрита оно значит «место, где всегда присутсвует Шива». Во времена владычества Бритаской империи, как и многие места в Индии, город переименовали в Бенарес – святой город индусов.

На протяжении всего своего существования (3000 лет или страше) Варанаси был свидетелем множества событий и движений в индуизме, в индийской цивилизации. Начиная с 1000-го года до нашей эры, город прошел через несколько стадий влияния ведической культуры, видел трансфорамцию традиций Вед в долине Ганга, принимал проповедников учений Будды и блуждающих странников джайнизма и адживики, строительство, расширение и освящение многочисленных храмов благородными покровителями, многочисленные религиозные войны, приведшие к осквернению его богов и разрушению храмов. И, наконец, он превратился в наши времена в важнейший паломнический центр для всех индуистов.

Фото 12. Храм у Маникарника гхата с погребальными кострами. 1/800, 8.0, 2500, 27.

Фото 12. Храм у Маникарника гхата с погребальными кострами. 1/800, 8.0, 2500, 27.

Древний Варанаси располагался к северной части того города, что мы сейчас наблюдаем. Во время раскопок здесь нашли остатки старинных стен, гончарных изделий и других артефактов, датируемых 800-ми годами до нашей эры, что позволило предположить, что на данной территории тогда уже существовали поселения. А то, что в соседних городах археологи нашли еще более древние предметы, позволяет говорить, что Бенарес старше лет на пятьсот, как минимум. Индуисты же верят, что Каши основал сам бог Шива 5000 лет назад.

Фотография 13. На реке. Отзывы туристов об экскурсии в Варанаси самостоятельно. 1/800, 3.2, 2500, 62.

Фотография 13. На реке. Отзывы туристов об экскурсии в Варанаси самостоятельно. 1/800, 3.2, 2500, 62.

Фото 14. Древние стены города Каши. 1/500, 3.2, 2500, 24.

Фото 14. Древние стены города Каши. 1/500, 3.2, 2500, 24.

Согласно древним летописям, царство Каши (Kasi) соперничало с соседним королевством Косала (Kosala). Потом правитель Косалы аннексировал Каши и сделал его столицей объединенного царства. В свою очередь, эта территория была завоевана империей Магадхи и оставалась ее частью в течение длительного времени. В древние времена Каши являлся знаменитым образовательным центром не только для индуистов, но и для приверженцев буддизма и джайнизма. В ашрамах студенты изучали Веды, Упанишады и другие труды по философии и религии.

Фотография 16. Паломники совершают утреннюю пуджу на реке Ганга в Варанаси. 1/320, 3.2, 800, 56.

Фотография 16. Паломники совершают утреннюю пуджу на реке Ганга в Варанаси. 1/320, 3.2, 800, 56.

Будда Шакьямуни хорошо осознавал религиозное значение Варанаси, который уже в то время считался священным, и часто его посещал. А в 10-ти километрах от центра Каши, в  пригороде Сарнатх, он осуществил «поворот колеса Дхармы»: прочел первую проповедь пяти первым последователям, в которой разъяснил учение о «четырех благородных истинах».

Фото 16. Река с водой, река с людьми… 1/160, 7.1, 1250, 24.

Фото 16. Река с водой, река с людьми… 1/160, 7.1, 1250, 24.

Фотографя 17. Бог Шива и его жена Парвати, если не ошибаюсь. Розовые цистерны – накопители воды, как сказал наш лодочник. 1/250, 7.1, 1250, 70.

Фотографя 17. Бог Шива и его жена Парвати, если не ошибаюсь. Розовые цистерны – накопители воды, как сказал наш лодочник. 1/250, 7.1, 1250, 70.

В джайнизме Варанаси тоже признается священным городом, потому что двое из его тиртханкар (люди, достигшие просветления), родились и выросли в Каши.

Фото 18. Вода в Ганге, по уверению верующих, лечит от всех болезней. И неважно, что в 100 метрах сжигают покойников, а остатки сбрасывают в реку… Фотоаппарат Nikon D610, объектив Nikon 70-300. Настройки камеры: 1/125, 5.3, 1250, 200.

Фото 18. Вода в Ганге, по уверению верующих, лечит от всех болезней. И неважно, что в 100 метрах сжигают покойников, а остатки сбрасывают в реку… Фотоаппарат Nikon D610, объектив Nikon 70-300. Настройки камеры: 1/125, 5.3, 1250, 200.

Также в городе жили другие известные индусам личности, такие как Панини – автор грамматики санкритского языка; Шанкарачарья – реформатор школы индуизма и создатель философской системы адвайта-веданты; Рамануджа и Мадхва – знаменитые гуру вайшнавской школы шри-сампрадая; Басава из Карнатаки – философ и социальный реформатор, основавший вирашиваизм; легендарный Горакшанатх — снователь традиции натхов, ордена канпхатов или даршани, а также нового направления в тантре, в котором используются шабар-мантры, и хатха-йоги.

Фото 19. Скворцы Майна на лодке в Варанаси. Тур в Индию самостоятельно. 1/500, 4.8, 1250, 140.

Фото 19. Скворцы Майна на лодке в Варанаси. Тур в Индию самостоятельно. 1/500, 4.8, 1250, 140.

Буддисты верят, что Иисус посещал Варанаси во время его странствий, и жил здесь некотрое время, пока не попал в немилость к местным священникам и не скрылся в Тибете.

Фотография 20. Паломники. Гхат в Бенаресе. 1/250, 5.0, 1250, 180.

Фотография 20. Паломники. Гхат в Бенаресе. 1/250, 5.0, 1250, 180.

Изначально Каши был центром шиваизма, вероятно, еще до появления ведийской религии в долине Ганга. В Древней Индии шиваизм проповедовали адживики (блуждающие странники), пашупатисты и многие другие древние религиозные течения дравидского происхождения. От предгорий Гималаев до равнин в долинах рек Ганга, Нармада и Махананда бога Шиву почитали в различных формах и под разными именами. Шива так сильно был связан с горами и рекой Ганг, что его стали воспринимать, как обитателя гор и мужа богини Ганги (gangapathi). Поэтому не удивительно, что Варанаси стал самым святым местом на Земле для всех шиваистов, и затем, с последовательной интеграцией в ведизм – самым святым городом для всех индуистов.

Фото 21. Во все времена Варанаси был священным городом для адептов разных религий. 1/400, 4.5, 1250, 70.

Фото 21. Во все времена Варанаси был священным городом для адептов разных религий. 1/400, 4.5, 1250, 70.

Несмотря на преобладание шиваизма и храмов Шивы, другие религии и секты продолжали процветать в Варанаси. Китайский путешественник Сюаньцзан, посетивший Индию в VII веке, встретил здесь большое количество буддийских монахов школы Хинаяна, он видел сотни индуистких храмов, тысячи священников и аскетов, побритых и с дредами, измазанных золой, практикующих аскетизм и покаяние, чтобы прервать цикл перерождений. Кроме всего прочего, Сюаньцзан описывал 30-тиметровую статую Шивы.

Фотография 22. Купание и стирка на гхатах в Варанаси. Отзыв о самостоятельном туре в Индию. 1/400, 4.5, 1250, 70.

Фотография 22. Купание и стирка на гхатах в Варанаси. Отзыв о самостоятельном туре в Индию. 1/400, 4.5, 1250, 70.

В 1094 году нашей эры Бенарес стал столицей царства Гахадвалов (Gahadavalas) и продолжал благоденствовать. Царь Govindachandra из этой династии жертвовал огромные суммы на поддержание индуистских храмов и поощрял изучение вед. Один из его министров Lakshmidhara составил Krtya­kalpa­taru – энциклопедический справочник для потомков о 150-ти храмах города.

Однако затем, во времена исламского вторжения, фортуна отвернулась от Варанаси. Начиная с XII века нашей эры, в течение 500 лет судьба города определялась отношением исламских правителей, управляющих из Дели или из Агры. Исповедующий различные религии, в которых поклонение идолам было обычным делом, и где Буддизм и Индуизм мирно сосуществовали, Бенарес стал красной тряпкой для мусульман, которые стремились разрушить до основания все «языческие постройки».

23. В святой воде. Гхаты в Каши. 1/200, 5.3, 1250, 200.

23. В святой воде. Гхаты в Каши. 1/200, 5.3, 1250, 200.

Проблемы Варанаси начались в 1194 году с разграбления и мародерства города войсками Кутб ад-Дин Айбака (первый правитель Северо-Западной Индии, основавший Делийский Султанат). Он разрушил почти тысячу храмов, и построил на их месте несколько мечетей. Из разоренных святилищ 1400 верблюдов вывезли золото, серебро и драгоценные камни. Разграбление уничтожило экономику города, разрушило храмы, но не сломило религиозный дух его жителей. Множество храмов было отстроено заново, и город вернулся к своей обычной жизни.

В 1351 году на трон в Дели взошел султан Фируз-шах Туглак, которым восхищались его совеременники. Считающийся религиозным фанатиком, провозгласивший себя заместителем Халифа Египта и удерживающий 20’000 рабов, Фируз-шах доказывал свою приверженность исламу, преследуя индуистов и разрушая их святыни. В 1376 году он приказал уничтожить индуистские храмы в Варанаси и построить на их месте мечети.

В 1496 году еще один правитель Делийского Султаната Сикандар-шах Лоди обратил свое внимание на Варанаси, приказал снова все храмы разрушить и построить мечети, а сам город переименовать в Мухаммадабад.

Первые правители Могольской Империи также продолжили разрушать индуистские святыни. И только падишах Акбар показал новый пример, проводя политику толерантности. Он позволил индуистам строить свои храмы и молиться своим богам. При его правлении построили храмы Вишвешвары (Visvesvara  temple) и Биндху Мадхава.

Но потом падишах Аурангзеб (при нем Могольская империя достигла пика своего могущества) повернул политику веротерпимости вспять: снова поставили цель доминирования фундаментального ислама на всем субконтиненте. В 1659 году по его приказу разрушили храм Криттивашевара, а также многие другие, и построили на их месте мечети.

Ну, как сказано ранее, исламские правители смогли разрушить храмы, но они были не в силах сломить индуистский дух: Варанаси продолжал оставаться центром различных религиозных учений даже во времена гонений. Посреди всего хаоса поэт и философ Тулсидас, фанатично почитавший Раму, составил свою эпическую поэму Рамачаритаманас на языке хинди. А Narayan  Bhatt,  мигрировавший в Варанаси из Махарааштры, организовал восстановление храма Вишвешвары.

24. Женщины в сари. Индия. 1/500, 4.5, 1250, 70.

24. Женщины в сари. Индия. 1/500, 4.5, 1250, 70.

После смерти Аурангзеба, Варанаси отошел во владения махараджи Balwant  Singh. Поскольку могущество Империи Моголов ослабло, восстановилось влияние индийских царей в разных частях страны. В Бенаресе снова расцвела религиозная деятельность, поддерживаемая князьями Раджпутов и Маратхи.

Британцы, захватившие большую часть Индии в конце XVIII века, хотели обратить ее в христианство. Они поддерживали активную деятельность миссионеров, но не оказывали им явного покровительства. Их главной целью было продвижение своих деловых интересов и удержание правителей под контролем. Англичане поставили религию на службу своих интересов, но не превыше всего. Восстание сипаев в 1857 году (Первая война Индии за независимость) предотвратило глубокое вмешательство Британии в духовную жизнь индусов.

25. На утреннюю пуджу приходят всей семьей, от мала до велика. 1/500, 4.92, 1250, 170.

25. На утреннюю пуджу приходят всей семьей, от мала до велика. 1/500, 4.92, 1250, 170.

В начале XIX века христианские миссионеры проделали большую работу, построив в Варанаси и вокруг него большое количество церквей, школ и больниц, в надежде на рост числа адептов. Несмотря на это, Варанаси оставался важнейшим центром индуизма и индуистских учений. Название было англинизировано в Бенарес, но для всех религиозных людей он оставался Варанаси в течение всего Британского владычества.

В 1947 году городу официально возратили имя Варанаси. Санскритский колледж Бенареса, основанный в 1791 году, помог возродить санкритское образование в стране и затем стал основой для открытия в 1906 году Индуистского университета Бенареса.

Фото 26. Счастливая семья. 1/400, 4.5, 1250, 75.

Фото 26. Счастливая семья. 1/400, 4.5, 1250, 75.

Фото 27. У вас в жизни проблемы? Все что нужно, чтобы на них не зацикливаться – окунуться в священные воды Ганга в Варанаси. 1/250, 5.0, 1250, 170.

Фото 27. У вас в жизни проблемы? Все что нужно, чтобы на них не зацикливаться – окунуться в священные воды Ганга в Варанаси. 1/250, 5.0, 1250, 170.

Город Варанаси продолжает восхищать мир своим разнообразием и богатством культурного наследия. Знаменитый индийский профессор Пандуранг Ваман Кане (Pandurang Vaman Kane) сказал про этот священный город: «Трудной найти еще хоть одно место на Земле, которое может похвастать большей древностью, непрерывностью развития и почитаемостью, чем Бенарес. Бенарес оставался священным городом, как минимум, 30 веков. Нет города в Индии, который пробуждал бы религиозные эмоции индусов больше, чем Каши».

Слова этого ученого самым точным образом описывают суть Каши. Как ни один другой, кроме может Матхура (место рождения бога Шивы), город за более чем 3000-летнюю историю, сохранил свою самобытность независимо от того, кто им управлял, какие события происходили на его улицах и какие религии пытались на него влиять.

Вместо заключения к отзыву об экскурсии в Варанаси

Несмотря на свою бурную и насыщенную светлыми и темными событиями историю, Варанаси не смог сохранить свои старинные здания. Все дворцы и форты, что мы видим на гхатах вдоль Ганга, являются относительным новоделом: построены в 1700-1750 годах нашей эры, после падаения влияния Империи Великих Моголов. Все более ранние постройки разрушены средневековыми исламскими варварами.

28. Наш лодочник. Отзыв об экскурсии в Варанаси. Фотоаппарат Nikon D610. Сверхширокоугольный объектив Samyang 14/2.8. Параметры съемки: 1/320, 8.0, 1250, 14.

28. Наш лодочник. Отзыв об экскурсии в Варанаси. Фотоаппарат Nikon D610. Сверхширокоугольный объектив Samyang 14/2.8. Параметры съемки: 1/320, 8.0, 1250, 14.

Посмотрите видео, снятое тем утром на реке Ганг, чтобы прочувствовать атмосферу этого замечательного места.

В следующей части напишу обзор гэстхауса Singh Guest House, покажу фотографии номеров и ближайших улочек к нему. Также расскажу, какие опаски у меня были перед поездкой в Индию, и почему они не оправдались. Оставайтесь на связи.

Nachalo serii otchetov Mihaila Shmakova, kotoryj tozhe ochen' ljubit Indiju, o poezdkah po jetoj zamechatel'noj strane. V pervoj chasti – otzyv ob otdyhe na znamenitom u rossijan kurorte Goa.
1. Начало серии отчетов Михаила Шмакова, который тоже очень любит Индию, о поездках по этой замечательной стране. В первой части – отзыв об отдыхе на знаменитом у россиян курорте Гоа.
Pervaja chast' otcheta ob otdyhe v drugom izvestnom indijskom shtate – Kerala. Mnogo fotografij hramov, istoricheskie zarisovki i spravochnye dannye.
2. Первая часть отчета об отдыхе в другом известном индийском штате – Керала. Много фотографий храмов, исторические зарисовки и справочные данные.
Otzyv o poezdke po Zolotomu treugol'niku Indii nachinaetsja s opisanija jekskursij v stolice. Mozhno posmotret' foto znamenityh dostoprimechatel'nostej jetogo megapolisa.
4. Отзыв о поездке по Золотому треугольнику Индии начинается с описания экскурсий в столице. Можно посмотреть фото знаменитых достопримечательностей этого мегаполиса.
Otzyvy ob jekskursijah v gorode Dzhajpur v Indii.
5. Фотографии с экскурсии в город Джайпур. Здесь можно увидеть гигантскую крепость, напоминающую Великую Китайскую Стену.
Nachalo moego otcheta o samostojatel'nom ture v Indii. Karta marshruta puteshestvija, sovety, kak kupit' bilety na poezd i mnogoe drugoe.
1. Начало моего отчета о самостоятельном туре в Индии. Карта маршрута путешествия, советы, как купить билеты на поезд и многое другое.
1. Mihail rasskazal, kak on s zhenoj s#ezdili v shtata Karnataka, v stolicu - drevnij gorod Bangalor.
9. Михаил рассказал, как он с женой съездили в штата Карнатака, в столицу — древний город Бангалор.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментария 34

  1. shmakov.misha2012:

    Здравствуй, Сергей! Раз уж ты поспешил порадовать двумя частями отчета сразу, то и комментарий мой, в полной мере, относится к обеим. Сразу скажу, что фотки очень понравились. И, прежде всего — содержанием, или сюжетами (прости, я с суток, шестеренки в голове совсем не хотят вертеться, слова подбираются с трудом).

    Основываясь на твоих коротких сообщениях из Варанаси («Мы попали в шестнадцатый век, здесь жизнь замерла в средневековье…»), ожидал увидеть фотографии с плывущими по реке трупами, вперемешку с экскрементами, погребальные костры крупным планом с шевелящимися от огня покойниками в них, набережную и улицы города с реками мочи и нищими, ковыряющимися в горах мусора. Уверен, что все это ты видел. Спасибо, что не пошел по проторенному пути!

    Увиденное нами на твоих фото (а я показал отчет жене) мало отличается от того, что мы уже видели в Индии. Некоторые фотографии напомнили Гокарну: омовения на берегу священного пруда Коти-Тирта. А какие-то сюжеты сходны с тем, что можно увидеть в Дели или в Мумбаи: вечерний трафик, например, на улицах этих городов (от разноголосых би-бип защемило сердце). Ну, а мусор, вообще — общее место для любого индийского города. Больше скажу: набережная Варанаси и воды в Ганге поразили чистотой. В воде у «Ворот в Индию» мусора никак не меньше, а это — Колаба, туристический и исторический центр города, который совсем не «индийский».

    Прочитав отчет, моя жена, тоном не терпящим возражения, сказала: «Следующая поездка в Индию – Варанаси»!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Миша, спасибо большое! Ждал твою рецензию… 🙂 В предыдущей части в комментарии я рассказал Сергею, какую книгу по искусству видения кадра читал перед поездкой в Индию. Может, она помогла…

      Трупов, плывущих по реке не было. Снимать погребальные костры крупным планом неэтично, считаю. Моча, мусор и нищие были, но ты к ним привыкаешь и уже на 2-й день не замечаешь. В первой части отчета я писал, что улица Мейн Базар в Дели — это маленький Варанаси. 🙂 Шум, гам и бедлам на улицах, почти, такие же… 🙂 Хотя в Бенаресе будет пожестче…

      В предыдущей главе давал ссылку на отчет Татьяны. Очень и очень рекомендую почитать его. Ей удивительно точно удалось передать чувства, которые испытываешь, бродя по этому городу.

      Мы с женой обсуждали сегодня: и ее и меня тянет в Варанаси. Возможно, еще раз съездим, если доведется побывать в Индии.

      View Comment
  2. Галина:

    Рассвет реально розовый? Как-то однотонно. Сильный туман бывает по утрам? Я подсознательно ждала увидеть больше красок в индийском рассвете… 🙄

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Нет, восход солнца был серый… Туман над рекой. Но мне захотелось вот так разукрасить. Может, ярко слишком получилось… А вообще, чтобы снять красивый рассвет или закат, нужно в определенное место (хоть в Индии, хоть в России) на много дней приезжать, а не на такие ралли, как у нас в этом году были. 🙂

      View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Галина, здравствуйте! У Сергея есть любопытная статья: «Как предугадать красивый закат или рассвет». Если на Гоа в это время была плотная облачность и марево (влажность — 89-98%), то что говорить о континенте.

      Просто, как справка. Погода в Варанаси с 07 по 11 декабря: пасмурно, влажность 88%, а сезон дождей закончился, формально, в сентябре. Но «розывый» (скорее, сиреневый) рассвет смутил и меня, хотя сам сфотографировал абсолютно желтый закат в Мумбаи. Такой желтый, что никто не поверил и пришлось удалить эти снимки.

      View Comment
      • Галина:

        Здравствуйте, Михаил! Упомянутая Вами статья — это теперь реальное учебное пособие всех фотографов, читающих блог Сергея! 😛 😉 Я уверена в этом. Эх, туманно у нас с рассветами и закатами последнее время… Напряжёнка.

        Сегодня снимали Таймлапс на Метеогорке в Екатеринбурге… Дождались специально закатного часа… А солнышко побыстрому закатилось за облака… И «обломс» с закатом… Приходится вот так, как Сергей, приукрашивать нашу жизнь. 😛 Ничего… Всё будет хорошо!

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Сейчас такая погода (неблагосклонная к фотографам) у нас будет до Нового года… Хоть бы на праздники повезло… 🙂

          View Comment
        • shmakov.misha2012:

          Галина, я не фотограф, за таймлапсом пришлось лезть в Википедию (выяснилось, что Сергей о такой технике мне уже рассказывал). Приукрашивать в фотографии (или гипербола в литературе, например) — законный прием для художника. Но тут очень важно хорошее чувство стиля и меры.

          View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Мне на зеркальной камере жалко затвор… Хочется попробовать таймлапс, но для него, наверное, беззеркалку лучше использовать.

          View Comment
  3. Сергей Лахардов:

    Ну, вот вариант более натуральной обработки снимка «Рассвет на реке Ганга в Варанаси». Мне кажется, лучше было бы оставить фиолетовый, только приглушить яркость… 🙂

    Рассвет на Ганге в Варанаси. Отзывы турстов о поездке в Индию.

    View Comment
    • Галина:

      Ну чем тебе натурально-туманно-серое не устраивает? И тут хочется сказать по Станиславскому: «Не верю»… 😛

      View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Лучше, но я вижу, например в сепии, или стиле старой фотографии (ретро,антиквар). Размытость, нерезкость — дополнительный аргумент.

      View Comment
      • Сергей Лахардов:

        Ладно, соглашусь, что я не могу этот снимок качественно обработать… 😐 Но согласитесь, что момент шикарный подсмотрен! 🙂

        View Comment
        • shmakov.misha2012:

          Что есть, то есть. Будь мне лет на двадцать меньше, сказал бы: «Стихи декламирует, как молодой Пушкин на скамейке лицейского парка». Сейчас скажу, что молится!

          View Comment
    • Александр:

      Не смог я пройти мимо, в общем. Скажу так: в посте фотка — ну просто глаз вырви. Листаю, листаю и бац… Как из темноты резко вышел в свет. В комментариях — тоже мрак, фиолетовый рассвет. 🙂

      Это, конечно, я про результаты обработки. Не видел я оригинал и вообще не видел, как там на самом деле, но могу предположить, что рассвет над рекой Ганг мог быть, тупо, красным. И даже, если на самом деле — нет, то я бы сделал его красным. Но, блин, розовый… Сильно рвет глаз! 🙂

      View Comment
      • Сергей Лахардов:

        Да, я уже получил от Галины и Михаила в хвост и в гриву за это фото! 🙂 Спасибо за отзыв, Саша! 🙂 Рассвет в Варанаси не был ни серым, ни красным… Я его вообще не видел, я был в нирване… 🙂

        View Comment
        • Александр:

          Ну, в 5 утра я бы тоже был бы в нирване. 🙂

          View Comment
          • Сергей Лахардов:

            Саша, ты читал 3 моих отчета по Индии сегодня 57 минут 30 секунд. Ну, не читал, почти — фотографии больше рассматривал. 😉 Тем не менее — рекорд! Записываю в мои достижения — удалось задержать читателя, чье мнение для меня тоже важно, почти на 1 час на сайте… А не просто полистать… 😉

            View Comment
          • Александр:

            Мы с коллегой обсуждали жизнь вдоль священной реки и у нас кроме, как *пик-пик-пик*, никаких эмоций не было. Особенно, где можно купить продукты, увидеть, как корова жрет, ср***т и сс***т. Колорит просто.

            А еще, оторопели от моментов, где тетка, в чем была, в том и нырнула в воду. Ужас! Еще — грязь в воде, бутылки плавают, она на этом фоне выглядит, как «свинья в грязи». И довольная. Ой, да простите меня боги священной Ганги! 🙂

            View Comment
          • Сергей Лахардов:

            Во 2-й части отзыва после фото №17 есть ссылка на отчет «Варанаси — город мёртвых». Там можно увидеть, что не только коровы в Ганг в туалет ходят… Трупы сжигают не до золы, а только ждут, чтобы череп треснул и вышла душа. Остатки — в воду!.. Беременных, монахов садху и детей до 13-ти лет — их просто в воду бросают… Короче, ту ссылку лучше не смотри… 😉

            Я все думал, откуда такие огромные рыбины в Ганге плещутся… А им ведь корму там хватает сполна…

            View Comment
          • Александр:

            И не буду смотреть! 🙂 Так правильно: рыбы в Ганге мясом питаются.

            View Comment
  4. Александр:

    Привет, Сергей. Наверное, уже можно поздравить тебя с приездом из Индии, раз начал активно публиковать отчеты. 🙂 Река, скорее всего, лечебная для местных. 🙂 Я бы в ней помер сразу же! 🙂 🙂 🙂

    View Comment
    • Сергей:

      Да, Саша, мы вернулись! Забыл рассказать, что когда мы отправились на вечернюю прогулку в Варанаси, в лодке сидела семья индусов: бабушка с дедушкой, дочь с зятем и их дети. Так вот, бабуля сразу же кинулась зачерпывать и лить на себя воду из священной Ганги… И обрызгала мне руку!.. 🙂 Я потом чуть не до крови в душе отмывался… 🙂

      View Comment
      • Александр:

        Да, вообще! Я чистюля такой, что Варанаси бы смотрел с воздуха. 🙂

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Ну, все мы разные, к жизни относимся по-своему… Вот, ниже в комментарии Миша с Первоуральска сообщил, что учитель йоги ездит в Индию и добровольно совершает омовения в Ганге… И, главное — жив еще! 🙂

          View Comment
          • Александр:

            Видимо, надо уж очень сильно верить в святость этой реки… 🙂

            View Comment
  5. Миша:

    Разглядывая фотографии, как бы окунулся в утреннюю жизнь Варанаси. Подумалось также: сколько труда вложено в эти лестницы и постройки на берегу Ганга?

    Кстати, из Екатеринбурга Юрий Бутор часто посещает Индию. Он тоже, как и местные, вроде бы, без последствий для себя совершает омовения в Ганге. Я бы, наверно, не рискнул.

    View Comment
    • Сергей:

      Поскольку Юрий Бутор преподает йогу, не удивительно, что он ездит в Индию. Ведь там — родина этого учения. Лично я считаю себя атеистом, и, вообще, человеком, слабо поддающимся влияниям различных официальных и неофициальных философских практик. Но после путешествия по Индии, хотя мы не заходили в храмы, не общались с садху, вместе с женой чувствуем, что нечто изменилось внутри: проще стали на жизнь смотреть, на проблемы…

      Во многих странах, глядя на величественные религиозные сооружения, я думаю о том, сколько труда, сил, интеллектуальных и финансовых инвестиций вложено в эти «идолы». И насколько человеческая цивилизация могла бы развиваться эффективнее, если бы тратила ресурсы, например, на науку, вместо «опиума для народа»…

      Я тоже читал отчеты некоторых туристов из России, кто рискнул окунуться в Ганг в Варанаси. Что сказать — эффект плацебо действует… Индусы ведь верят, что Ганга — небесная река, спустившаяся на Землю и несущая свои воды через несколько миров… Что в ней — святая вода, не могущая нанести вред человеку… Правда ученые утверждают, что количество бактерий в воде здесь в 120 раз выше нормы…

      Много необъяснимых вещей в мире творится. Например, когда я рассказывал о восхождении к Поклонному кресту в городе Карабаш Челябинской области, отмечал, что раньше думал: если поливать человека серной кислотой, он умрет. Ан нет! Уже 100 лет медеплавильный завод устраивает газовую камеру жителям города, а те выживают…

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Сергей, я не соглашусь с твоими словами: «Насколько человеческая цивилизация могла бы развиваться эффективнее, если бы тратила ресурсы, например, на науку, вместо «опиума для народа»…

        Все, что мы называем сейчас общими понятиями «западная цивилизация» или «западная культура», стало возможно, исключительно, благодаря христианству. Не буду уж «повторять зады», но наука многие века развивалась только в стенах монастыря или храма.

        Простой пример: купол церкви. Упрощая, можно сказать, архитектура развивалась решая проблему, как эффективнее и надежнее сделать перекрытие храма. Отсюда все эти шатры, купола, архитравы и фронтоны.

        View Comment
        • Сергей:

          Миша, мне тут вступать в спор бессмысленно, так как каждой из сторон не доказать свою правоту. Это — как кто-то будет говорить, что ему в Варанаси понравилось, а кто-то — что там ужасно! Так и с религией… Я только могу усугубить свою позицию и попасть под действие закона о защите чувств верующих, если начну рассуждать, сколько жизней погублено за всю историю человечества, потому что кто-то считал кого-то богом, а кто-то — самозванцем, кто-то крестился тремя пальцами, а кто-то — двумя…

          Кроме того, я использую сослагательное наклонение («если бы»), а история, как известно, этого не любит…

          View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Не думаю, что твои комментарии попадают под действие таких законов. Ты же не призываешь, не оскорбляешь, не причиняешь умышленную порчу, и не совершаешь публичных действий. За личные убеждения не наказывают. Это — твое конституционное право: верить или не верить. Если было бы иначе, то любого историка можно было бы доить, как корову. Но, зная твою щепетильность — оставим.

            Вцеплюсь, как клещ, в другую фразу: «Являются относительным новоделом: построены в 1700-1750 годах нашей эры…» В Москве, не считая храмов и Кремля, после войны с Наполеоном сохранилось, едва ли, не с десяток построек. Вернее, так: пожар уничтожил 70% строений Москвы, остальное было утрачено позже. А дата основания города, в котором ты имеешь счастье жить — 1723 год. Я не ошибаюсь (естественно, дату подсмотрел)?

            Так что, и Москва — относительный новодел! И в Москва-реке я купаться бы не стал — пострашней Ганга. Кстати, а ты бросил монетку в Ганг?

            View Comment
      • Миша:

        Взгляды на религию и религиозные сооружения у нас, похоже, одинаковы. В Карабаше тоже бывал. Картина там, конечно, впечатляющая.

        View Comment
  6. Сергей Лахардов:

    Ну, когда я смотрел на эти почерневшие от времени стены, слышал о древней истории Варанаси, то представлял, что они построены 3000 лет назад. И удивился, что это не так… 🙂

    Монетку не бросал в Ганг, так как раздражают все эти замочки на мостах, ленточки на деревьях, венки вдоль дорог и мелочь в воде… 🙂 Суждено будет вернуться, и без примет прилечу. 🙂

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Фу, какой ты не романтичный! Но соглашусь, что замочки — беда и вандализм! Карлов мост в Праге тому пример: в какой-то момент рухнула часть ограждения моста. Теперь коммунальщики их спиливают пару раз за год.

      О древности. Я уже рассказывал об отношении индийцев к «священным руинам»: святость места — да, а сколько лет храму на этом месте — не так уж важно. Во многом заслуга англичан, что хоть что-то сохранилось (город Фатехпур-Сикри — пример тому).

      View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту