Вдохновленный красивыми пейзажами, что я сфотографировал во время утреннего пленэра на Слободском камне у деревни Коуровка, в конце ноября решил снова встать пораньше и ехать встречать рассвет с фотоаппаратом.
Поскольку заранее место для съемки пейзажа не было выбрано, решил отправиться к Нижне-Исетскому пруду в микрорайоне Химмаш Екатеринбурга. Здесь построили высотный жилой комплекс из четырех зданий, эффектно увенчанных красными куполами, светящимися в ночи.
Как и во время поездки в Коуровку, прибыл на место съемки до рассвета, на зорьке.
Как-то стало уже традицией, когда вместе с моим Nikon D5100 в темное время суток используется объектив Nikkor 17-55/2.8. Не везет ему: так еще и не попробовал им снимать в режимное время. И все фотки в этом блоге, снятые на данное стекло, получены либо в темноте, либо в ненастные дни.
Пользователь Shmakov.Misha2012 в Яндекс-Фотках размещает замечательные HDR фотографии, снятые в ночное время. Честно говоря, я бы не подумал, что это ХДРки. Так они похожи на обычную, но качественную фотографию! Мои ночные пейзажи пока что не радуют. Карточка выше снята на ISO 100, однако, все равно, шумновата и что-то с ней не то. То ли матрица в нашей камере не очень, то ли руки кривые у начинающего фотографа.
Светало…
На поверхности воды уже установился лёд. Мне показалось, что камыши на переднем плане загораживают картинку, и нужно подойти ближе к берегу. Кто же знал, что я уже стоял не на берегу?!! Я сделал 20 шагов… и провалился!.. Оказывается, снег припорошил лёд, что ввело меня в заблуждение.
К счастью, глубина оказалась небольшой, и я провалился только по колено. Только представьте: морозное утро, человек стоит на полметра в ледяной воде в 20-ти метрах от берега! С каждым шагом ледяная поверхность обламывается и снова обжигающая вода хватает вас за ноги… В одной руке фоторюкзак (я как раз снял его, чтобы сменить объектив), в другой – штатив, на шее – фотоаппарат.
Кое-как выбрался на сушу. Ноги скручивает. От холода закололо сердце. Теперь я могу представить, каково это – провалиться в ледяную воду полностью! Шансы выжить у человека не велики.
На берегу немного согрелся. Решил съемки продолжить.
Рассвет обещал быть знатным. Не хотелось пропускать такую красоту.
Эх, два раза не помирать! Проверил толщину льда и решил сделать автопортрет при помощи моего карбонового штатива Sirui T-2204X-G20X.
В статье «Зачем мне нужен штатив для фотоаппарата» я приводил примеры портретов, снятых нами самими со штатива. Не сегодняшний день, самая удачная серия автопортретов, где автор – легкий алюминиевый штатив Era ECSA-3512, представлена в 12-й части отчета о самостоятельной поездке за рулем арендованного автомобиля по Мексике.
Так, внесём ясность. Первые две фотографии сняты на Nikon D5100 + универсальный топовый зум для кропа Nikkor 17-55/2.8. Следующая тройка – пример фоток, снятых в паре с супершириком Samyang 14/2.8.
Попробовал снимать против солнца. ХДР у меня не получается, а без HDR получаем сильную засветку. Жаль… Мне нравится огненное пламя по вершинам камыша. Если бы солнце было не так засвечено, фотография была бы качественная.
Солнце всходило всё выше и живописно освещало туман над болотистыми берегами Нижне-Исетского пруда. Сменил объектив Самьянг 14/2,8 на телевик Nikon 70-300.
Карточка мне нравится. Но еще в отчете, как добраться в деревню Коуровка и поснимать завораживающие пейзажи, одна из читательниц моего блога дала совет к фотке, с примером пейзажа, снятого на телеобъектив.
Она предположила, что данное фото смотрелось бы лучше, если бы сверху, за деревом, было больше места (вид на лес на заднем плане).
Поэтому сейчас я решил исправить свой недочет: снял вертикальную панораму из 4-х горизонтальных кадров.
Особенность этой панорамы в том, что, поскольку у телеобъектива величина ГРИП очень мала, в каждом кадре пришлось фокусироваться на новой точке.
Правда ведь, такая панорама смотрится лучше, чем один горизонтальный кадр?
А вот пример еще одного инновационного для меня подхода к съемке пейзажей на Nikon D5100 – фотографирование с, так называемым, бреккетингом резкости. Снято два кадра со штатива Sirui T-2204X с головкой G20X. На первом резкость наводилась на передний план, на втором – фокусировка на заднем. Затем загружаем в программу 2 фотографии вместе и масками убираем нерезкие области. В результате у нас есть пейзаж, на котором в зоне резкости находятся и ближние и дальние объекты.
Тоже самое, но с тремя кадрами (передний, средний и дальний план).
Ну, и напоследок, сравнительный тест объективов на зеркалке Nikon D5100 при съемке натюрморта.
Не буду указывать, какая фотография снята на суперширик Samyang 14mm/2.8, а какая – на Nikkor 70-300… Что-то у меня постепенно появляется желание продать свои зумы и купить несколько фиксов… 🙂
Удачных фотографий, коллеги! И будьте осторожны на съемках пейзажей на зимних водоемах.
Что можно еще почитать интересного в блоге:
Впечатляющий отчёт! Немного не хватает данных EXIF. По-моему, их можно как-то впечатывать в Watermark.
ИМХО натюрморт №2 сделан на объектив Samyang 14mm/2.8.
Будьте впредь осторожны и удачных снимков!
Виктор, что-то не то с выводом EXIF, видимо, в браузере. Все фотографии вы можете посмотреть непосредственно на Яндекс.Фотках. На Яндексе на всех фотографиях из этой статьи все метаданные легко просматриваются.
Да в яндекс.фотках EXIF видно.
Первые два фото немного озадачили: такое впечатление что резкость наведена на передний план с камышами или ошибаюсь?
Так и есть: фокус на камышах. По идее, здесь нужно применять методику, опробованную на фотографиях ниже: бреккетинг резкости. Если сфокусироваться на зданиях и передний план будет нерезким, то тоже фотография будет смотреться не очень…
Виктор, здравствуйте! Приятно, что Вам понравился. Вам тоже хорошего света и великолепных снимков! Думаю, что уже пора писать отдельный пост про безопасность во время пейзажных съемок… 🙂
Как впечатать Watermark я не нашел. Но я рекомендую поставить в браузер виджет для просмотра EXIF. Например, для Google Chrome можно установить дополнение Exponator или Image Properties Context Menu. Почти во всех фотографиях EXIF сохранен. Его только нет, обычно в тех кадрах, что я экспортировал из фотоальбомов в Одноклассниках. И сейчас, видимо, сбились настройки при экспорте (нет данных по сегодняшним фоткам). Нужно проверить Лайтрум.
Натюрморт №1 сделан на Samyang 14 мм/2,8. Нижний – на телеобъектив Nikkor 70-300. 🙂
Ну или попробовать поместить передний план и здания в гиперфокальное пространство (имхо). По поводу HDR сказать ничего не могу, но вот наковырял в сети снимок похожего плана сделанный «одним махом»: 101tema(ТОЧКА)ru/gallery2/main.php/d/322833-1/Nikon_D5200_Nikkor_24-70-2_8_101tema_ru_Filberd_DSC_0403.jpg
Виктор, могу только прокомментировать, почему, на мой взгляд, у меня не получилось сделать качественную фотографию.
На степень размытия заднего плана влияют: значение диафрагмы, размер матрицы камеры, фокусное расстояние и соотношение расстояние между фотоаппаратом, передним и задним планом.
Мои кадры сняты на ФР=55 мм, f/10. Расстояние до точки фокусировки примерно 2-3 метра. Расстояние до заднего плана — думаю, что более 1 км.
Ваш пример снят на ФР=28 мм,f/8 и, как мне кажется, расстояние до точки фокусировки раза в 3 больше. Калькулятор ГРИП показывает, что при таких параметрах съемки (если фотограф наведется на резкость на точку в 13 метрах от камеры — гиперфокальное расстояние) будут резкими все объекты на расстоянии от 6,3м до бесконечности. Вполне может быть, что рейка на переднем плане находится на расстоянии 6 метров от камеры. И тогда это объясняет, почему кадр резкий по всему полю. Как Вы сказали, все объекты находятся внутри гиперфокального пространства.
Для моих условий расположить передний план внутри гиперфокального расстояния (ГР) невозможно. Так как но равно 17 метров. А до камышей — 2 метра. Конечно, я мог снять картинку на Samyang 14 мм и тогда в зоне резкости было бы все от 1 метра до бесконечности. Но здания выглядели бы маленькими столбиками. Мне же хотелось показать их монументальность. Это достигается только на больших ФР.
Вывод: в моем случае снять фотографию, где предметы резкие на переднем и заднем плане можно только с бреккетингом фокусировки.
Спасибо за Ваш пример!
«… хотелось показать их монументальность…» Может тогда слегка пожертвовать камышами? 🙂 Хотя, если по мне, то все Ваши фотки замечательные, а опыт (мать ошибок трудных) — вообще бесценен! Так держать и удачи в Ваших начинаниях!
Камышами жертвовать — категорически против! 😉 Благодарю Вас за поддержку! 🙂
Прочитал. Из статьи и комментариев понял, что, как ни крути (а задний план — почти всегда, далеко), надо складывать несколько фоток с разными точками фокусировки. Вопрос, что за программа и что такое маска? Уж прости, совсем дилетант! Результат впечатлят. А, как панораму из двух кадров и с разным фокусом, можно сделать?
Миша, извини, но уже нет времени на подробный ответ, занят. Вот подробный фотоурок на тему стекинга снимков в программе Photoshop.
https://www.takefoto.ru/articles/obrabotka_fotografiy/1320_steking_snimkov_s_breketingom_fokusirovki
Как панораму собирал, уже не помню… Столько времени прошло. Наверное, с помощью масок, как в предыдущем вопросе расписано.
Кстати, Миша, утверждение: «Всегда придется делать стекинг кадров, чтобы получить резким и передний, и задний план», — не верно. Тут действует понятие «Гиперфокальное расстояние». У моего широкоугольного объектива Samyang 14/2.8 оно при F/9.0 начинается, приблизительно, с полутора метров. Поэтому, при съемке больших объектов, где расстояние до них больше гиперфокального расстояния, и передний и задний планы окажутся резкими даже при съемке одним кадром.