\n

Поездка выходного дня на авто по Юго-Востоку Пермского края. Старинные сёла и церкви

Текст статьи обновлён: 12.12.2018

В начале ноября сего года на Урале выдалась дождливая и снежная погода. Но если ты запланировал путешествие, не стоит от него отказываться. Отчет о поездке на автомобиле по старинным селам Юго-Востока Пермского края будет интересен любителям истории, краеведам.


«Три счастливых дня было у меня…» — пела в своей знаменитой песне Алла Пугачева. В этом году я очень ждал ноябрьские праздники, чтобы проехаться куда-нибудь на машине, посмотреть интересные места – осчастливить себя тоже на 3 дня. Однако, планы существенно скорректировала небесная канцелярия: третьего ноября весь день, с утра до вечера – дожди, четвертого – мокрый снег. Не очень-то погуляешь по лесу или поползаешь по горам. Прямо скажем, не туристическая погода.

Кроме путешествия у меня стояла задача отснять материалы для двух фотоуроков раздела «Фотодело»: 1) я недавно купил себе фонарик помощнее (High Power Cree XML-16) – хотел поснимать заброшенные машины в темноте; 2. и сделать сравнение картинки с объективов — под фуллфрейм Nikon 24-70mm f/2.8G и под КРОП Nikon 17-55mm f/2.8G, которая получается, если их установить на полный кадр Nikon D610.

Поэтому дома сидеть не хотел, а отправился все же по резервному маршруту: по старинным деревням Юго-Востока Пермского края. Здесь планировал отснять несколько репортажей, но мерзкая погода внесла свои коррективы: ни одна из целей достигнута не была, так как из-за дождей и мокрого снега не везде хотелось даже выходить из машины, съемки велись под зонтом, чтобы капли воды не попадали на переднюю линзу объектива. А они все равно портили фотографии. В результате поездка состоялась, понравилась, но сегодняшний отчет правильнее назвать, наверное: «Туристическая поездка с осмотром церквей Пермского края».

Фото 1. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Веслянка Кунгурского района Пермского края. Отчет о поездке выходного дня по Юго-Востоку региона на машине. Снято на Nikon D610 c зумом Nikon 17-55mm f/2.8G. Настройка: В=1/100 сек, поправка экспозиции -1,33 EV, f/8.0, ISO 720, ФР=32мм.

Фото 1. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Веслянка Кунгурского района Пермского края. Отчет о поездке выходного дня по Юго-Востоку региона на машине. Снято на Nikon D610 c зумом Nikon 17-55mm f/2.8G. Настройка: В=1/100 сек, поправка экспозиции -1,33 EV, f/8.0, ISO 720, ФР=32мм.

Главной достопримечательностью, что я хотел посетить в эту поездку, была заброшенная церковь в селе Веслянка, основанная на 72 года раньше, чем наш Екатеринбург: в 1651 году. Хотелось побродить по улицам, прочувствовать старину, представить, как 367 лет назад нашит пращуры отправились на восток Российской Империи за лучшей жизнью…

Хотя, что это я: с 1547 по 1721 год наше государство называлось Российским царством, империи во времена первых поселенцев Веслянки еще не существовало (через 4 года случился церковный раскол и появились старообрядцы). Села по маршруту настолько старые и настолько неустроенные, что во время поездки из головы не выходили слова из песни «Безнадёга точка ru».

Фото 2. Улица в деревне Веслянка. Отчет о поездке на авто по Юго-Востоку Пермского края. Снято на Nikon D610 + Nikon 17-55mm f/2.8G. Настройки: 1/100, +0.33, 8.0, 1000, 32.

Фото 2. Улица в деревне Веслянка. Отчет о поездке на авто по Юго-Востоку Пермского края. Снято на Nikon D610 + Nikon 17-55mm f/2.8G. Настройки: 1/100, +0.33, 8.0, 1000, 32.

Из-за того, что в малых сёлах не везде есть заправки и они так выглядят, что кормить в них своего «железного коня» как-то не хочется, мне не удалось попасть на виадуки около деревни Большой Сарс и поселка Бартым в Октябрьском районе Пермского края. Навигатор сообщал, что до цели еще ехать 129 км, а в баке топлива у меня — на 220 км. Мог не вернуться обратно на «большую землю». Да и световой день в начале ноября уже очень короткий: трудно успеть все посетить засветло.

Фото 3. Карта со схемой проезда к водопаду Плакун, в сёла Троельга, Бым, к Белогорскому монастырю, к селам Калинино, Ленск, к деревне Веслянка, селу Ашап, и к Ординской пещере у села Орда в Пермском крае.  Фиолетовый пунктир - дорога к виадукам в Большом Сарсе и Бартыме.

Фото 3. Карта со схемой проезда к водопаду Плакун, в сёла Троельга, Бым, к Белогорскому монастырю, к селам Калинино, Ленск, к деревне Веслянка, селу Ашап, и к Ординской пещере у села Орда в Пермском крае.  Фиолетовый пунктир — дорога к виадукам в Большом Сарсе и Бартыме.

Отчет о путешествии

В полдень в субботу выехали из Екатеринбурга в город Красноуфимск, где я оставил семью у родственников, а сам, пообедав, проследовал к первой достопримечательности на маршруте – к водопаду Плакун в окрестностях деревни Сасыково.

Мы с женой посещали эту природную достопримечательность Пермского края в январе – тогда, закованный льдом, он выглядел уж очень симпатично. Хотелось посмотреть, что представляет собой Ильинский источник (другое название водопада Плакун) в конце осени.

Водопад Плакун в Сасыково

Если в навигаторе набрать фразу «водопад Плакун», он поведет вас, скорее всего, «лесами и полями» — лучше недоверять бездушной шайтан-машине и сообщить ей, что будете добираться через поселок Суксун в деревню Сасыково. Вот — координаты GPS, где нужно оставить автомобиль: 57.192753, 57.464708. А вот — место на берегу реки Сылва, с которого открывается вид на Ильинский источник: 57.191080, 57.472185.

Фотография 4. Так выглядит водопад Плакун в начале ноября. Снято на Nikon D610 + Nikon 70-200mm f/2.8G со штатива Sirui T-2204X. Настройки: 1.6 сек., 8.0, 100, 82.

Фотография 4. Так выглядит водопад Плакун в начале ноября. Снято на Nikon D610 + Nikon 70-200mm f/2.8G со штатива Sirui T-2204X. Настройки: 1.6 сек., 8.0, 100, 82.

В Сасыково приехал, когда уже начали сгущаться сумерки. Деревня вся какая-то сонная – видно, из-за мелко накрапывающего дождя.

Подошел к Сылве – река, как и вся окрестная природа, готовится к зиме. На удивление, у Ильинского источника были люди, несмотря на поздний час. Я решил подождать, пока они уйдут, да и планы у меня – съемка водопада в темноте, с освещением его моим новым фонарем.

Уже только когда обработал фото №5 выше, заметил, что на берегу сидит рыбак. А вы обратили на него внимание?

Чтобы дойти к водопаду, нужно перебраться через речку Сылва на другой берег по длиннющему подвесному мосту. Решил его сфотографировать, но нужен человек в кадре (как говорят профессиональные пейзажисты: «Требуется добавить «human element»). Что делать? Поставил фотоаппарат на штатив Sirui T-2204X, установил задержку спуска затвора 20 секунд и сделал несколько дублей, бегая, как угорелый, от камеры наверх и обратно.

Фотография 5. Подвесной мост через реку Сылва в деревне Сасыково. По нему нужно перебраться на правый берег, чтобы дойти до Ильинского источника. Камера Nikon D610, объектив Samyang 14mm f/2.8. Настройки: ¼, 10.0, 800, 14.

Фотография 5. Подвесной мост через реку Сылва в деревне Сасыково. По нему нужно перебраться на правый берег, чтобы дойти до Ильинского источника. Камера Nikon D610, объектив Samyang 14mm f/2.8. Настройки: ¼, 10.0, 800, 14.

Пришел к водопаду, осмотрелся, сделал несколько пристрелочных кадров и стал ждать темноты под шум ниспадающих с 7-миметровой высоты ледяных струй.

Если бы кто-то из жителей Сасыково в тот чёрный вечер вышел на берег Сылвы, наверное бы, удивился: ночь, дождь, у подножья Плакуна какой-то мужик ходит кругами и зачем-то колдует по сторонам фонарем. Это я пытаюсь получить снимок водопада с нестандартного ракурса и при необычном освещении.

Фотография 6. Водопад Плакун в окрестностях деревни Сасыково. Съемка на зеркалку Nikon D610 и широкоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8 со штативом Sirui T-2204X с головкой Sirui G20KX.

Фотография 6. Водопад Плакун в окрестностях деревни Сасыково. Съемка на зеркалку Nikon D610 и широкоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8 со штативом Sirui T-2204X с головкой Sirui G20KX.

Данный снимок – панорама из двух горизонтальных фотографий. По-другому водопад не умещался в кадре. Снимал я его следующим образом:

  1. Камера — в режиме «M». Диафрагма f/8 для большой глубины резко-изображаемого пространства (ГРИП).
  2. Пульт ДУ куда-то запропастился, поэтому спуск затвора – «автоматический с задержкой 2 секунды».

Пока затвор оставался открытым, я старался равномерно осветить сцену: 20 сек слева, 10 сек справа для подсветки теней. Дублей пришлось делать очень много, так как в темноте совсем не видно, как ты кадрировался – привет беззеркалкам, у которых в электронном видоискателе отображается светлая картинка даже ночью.

Я давно не выезжал на съемки, поэтому пленэр у водопада Плакун — как бальзам на душу: обо всем на Свете забываешь, только ходишь вокруг и выискиваешь правильный ракурс, другого ничего не существует. Эх, в Сасыково — настоящий рай для фотографа!

Вернулся к машине – её оставил около стареньких тракторов и комбайнов, которые фотографировал еще в январе. Сейчас у меня была задача снять их тоже, освещая фонариком, но используя цветные пленки для подсветки окон, фар, других узлов. Затем несколько кадров были бы собраны в один, и получился бы цветной снимок техники с горящими окнами и фарами.

Фото 7. Старый трактор в деревне Сасыково. Как я ездил смотреть водопад Плакун в Пермском крае. 30 сек., +1.0, 8.0, 24.

Фото 7. Старый трактор в деревне Сасыково. Как я ездил смотреть водопад Плакун в Пермском крае. 30 сек., +1.0, 8.0, 24.

Однако, как только подошел к окраине деревни, разбудил всех собак. Они так неистово лаяли, что из соседнего дома в окна стали выглядывать хозяева. Решил не искушать судьбу: невесть что подумает человек, когда увидит в осенней черноте под дождем мужика, пляшущего с фонарем у его техники. Да и о ночлеге нужно подумать.

Еду в город Кунгур, где, не без труда, нахожу квартиру посуточно за 1000 рублей. Неужели на ноябрьские праздники столько туристов приехало посмотреть Кунгурскую ледяную пещеру, что совсем нет мест у арендодателей?

Село Троельга и храм в честь Вознесения Господня

Утро следующего дня встретило снова дождем. Что же, настоящего туриста это не остановит: завариваю в термосе чай погорячее и ранёхонько, в 8:30, отправляюсь продолжать свои приключения. Еду в сторону Белогорского монастыря, по дороге, проходящей через сёла Троельга, Ерши, Бым, Калинино и Белая гора — еще в отзыве об экскурсии в Белогорье зимой писал, что здесь асфальт получше качеством и не придется трястись по грейдеру, если ехать по дороге, которая находится ближе к Екатеринбургу.

Первая остановка – на окраине Троельга. Здесь красуется храм, в честь Вознесения Господня, построенный в 1848 году.

Фотография 8. Вид на Вознесенскую церковь в селе Троельга. Отзывы о поездке выходного дня по Пермскому краю на машине. 1/100, 6.3, 1250, 105.

Фотография 8. Вид на Вознесенскую церковь в селе Троельга. Отзывы о поездке выходного дня по Пермскому краю на машине. 1/100, 6.3, 1250, 105.

Поселение возникло в XVIII веке. Первое упоминание о нем – 1782 год. В 1832 году, если верить сайту Троельжанского сельского поселения, деревня превращается в село. Тут какое-то белое пятно в истории Троельги: дело в том, что село отличается от деревни тем, что в нем есть церковь. А храм здесь построен только в 1848 году, то есть через 16 лет. Предположу, что до его возведения в Троельге могла стоять деревянная церковь.

Название села Троельга произошло, по-видимому, от реки Тор-Елга, где «елга» — по-татарски значит река, а «тор» — название знатного тюркского рода. Здесь можно вспомнить многострадальную речушку Сак-элга, протекающую близ медеплавильного завода города Карабаш Челябинской области.

Pervoe avtomobilnoe puteshestvie po Severu Permskogo Kraia Karta marshruta Sovety turistam Otzyv o pokhode na skaly Kamennyi gorod na Novogodnie prazdniki.
1. Первое автомобильное путешествие по Северу Пермского Края. Карта маршрута. Советы туристам. Отзыв о походе на скалы Каменный город на Новогодние праздники.
Samye znamenitye skaly v Permskom krae Usvenskie stolby Kak dobratsia zimoi Podrobnyi fotootchet o pokhode.
2. Самые знаменитые скалы в Пермском крае – Усьвенские столбы. Как добраться зимой. Подробный фотоотчет о походе.
Na Severnom Urale v okrestnostiakh Krasnovisherska nakhodiatsia prekrasnye kamni Poliudov i Vetlan Skhema proezda kak dobratsia.
3. На Северном Урале в окрестностях Красновишерска находятся прекрасные камни Полюдов и Ветлан. Схема проезда, как добраться.
4 Muzei pod otkrytym nebom byvshaia koloniia ITK-36 dlia politicheskikh zakliuchennykh Fotografii s ekskursiei.
4. Музей под открытым небом, бывшая колония ИТК-36 для политических заключенных. Фотографии с экскурсией.

Село Бым и церковь Александра Невского

Следующая остановка – село Бым. Мне хотелось сюда попасть, так как, когда я писал статью с историей Белогорского монастыря, указал, что в 1890 году на Бымовский завод приехал миссионер Стефан Лукин, в компании с церковным старостой и народным учителем Юго-Кнауфовского завода он пошел на Белую гору. Поднимались всю ночь (от Быма до Белогорья – 12 км).

Фотография 9. Вид на церковь Александра Невского в селе Бым. Отчет о поездке выходного дня по Пермскому краю на авто. Посещаем исторические места. Снято на Nikon D610 + Nikon 24-70mm f/2.8 с настройками:1/30, 8.0, 250, 62.

Фотография 9. Вид на церковь Александра Невского в селе Бым. Отчет о поездке выходного дня по Пермскому краю на авто. Посещаем исторические места. Снято на Nikon D610 + Nikon 24-70mm f/2.8 с настройками:1/30, 8.0, 250, 62.

Я стоял на холме, пытаясь зонтом укрыть объектив от порывистого ветра и хлопьев мокрого снега, и чувствовал себя этаким Прокудиным-Горским XXI века. Когда в последний раз фотографировали пейзаж этого села?

О, раз вспомнил Сергея Михайловича, посмотрите портрет крестьянки из села Суксун, снятый, по-видимому, в 1907 году.

Сейчас трудно поверить, но Бым – это завод. Построил его Акинфий Никитич Демидов в период с 1734 по 1736 годы. Название произошло от реки Бим – впадающей в реку Ирень. Землю заводчик выкупил у татар. Официальное название было – Бымовский завод.

В село Бым превратился в 1871 году, когда возвели деревянную Александро-Невскую церковь. Каменный храм строился с 1856 по 1861 годы.

Фотография 10. Село Бым в Пермском крае. Отчет о путешествии на авто. 1/30, 8.0, 250, 35.

Фотография 10. Село Бым в Пермском крае. Отчет о путешествии на авто. 1/30, 8.0, 250, 35.

Во время Пугачевского восстания завод был захвачен повстанцами (24 декабря 1773 года), восстановлен 1 марта 1774. Во второй половине XIX века залежи руды истощаются и в 1899 году Бымовский завод закрыли. Рабочие не уехали на другие предприятия, а постепенно превратились в крестьян — произошло их «окрестьянивание».

Nekotorye dereviannye tserkvi udalos spasti Oni razmeshcheny v muzee dereviannogo zodchestva KHokhlovka k severu ot Permi Otzyv ob ekskursii.
5. Некоторые деревянные церкви удалось спасти. Они размещены в музее деревянного зодчества «Хохловка» к северу от Перми. Отзыв об экскурсии.
Karta marshruta i podrobnoe opisanie puteshestviia po dostoprimechatelnostiam CHeliabinskoi oblasti na 2 dnia Gory Ledianoi fontan i losi v parke Ziuratkul.
Карта маршрута и подробное описание путешествия по достопримечательностям Челябинской области на 2 дня. Горы, Ледяной фонтан и лоси в парке «Зюраткуль».

Село Калинино

Это поселение основано в 1731 году – оброчные крепостные крестьяне Гаврила и Петр Осокины арендуют у татар землю вдоль реки Юг и начинают строить медеплавильный завод (Юговский, Осокинский). Пущен в эксплуатацию Юго-Осокинский завод в 1733 году.

Оброчные крестьяне – те, кто пользуется землей помещика и за это платит ему оброк (деньги), то есть такая форма хозяйствования похожа на аренду территории. Были в Российской Империи еще барщинные крестьяне – они за право пользования землей должны были несколько дней в неделю работать и на полях барина, и платить подати натурой (отдавали сено, зерно, дрова, птицу и т.п.).

Братья Осокины приехали на Урал из Казанской губернии.

Фотография 11. Вид на заводской пруд и плотину в селе Калинино. Краеведческая поездка по интересным местам Пермского края на авто. 1/100, +0.33, 6.3, 500, 50.

Фотография 11. Вид на заводской пруд и плотину в селе Калинино. Краеведческая поездка по интересным местам Пермского края на авто. 1/100, +0.33, 6.3, 500, 50.

Это село намного крупнее и интереснее, чем Троельга и Бым. Здесь сохранились старинные здания, открыт туристический маршрут «Калинино — гора истории». На берегу пруда установлен арт-объект «Медистый песчаник» и установлена карта расположения достопримечательностей села.

Фото 12. Карта расположения интересных исторических объектов в селе Калинино Пермского края. Поездка на авто на выходные. 1/100, 3.2, 110, 52.

Фото 12. Карта расположения интересных исторических объектов в селе Калинино Пермского края. Поездка на авто на выходные. 1/100, 3.2, 110, 52.

Думаю, в Калинино стоит наведаться отдельно, чтобы снять там полноценный фоторепортаж. Только советую заранее подготовиться: прочитать в Сети всю доступную информацию об истории села – так экскурсия получится значительно интереснее.

Очень советую найти и прочитать книгу «В каждой деревне чё-то, да разно. Из кунгурской семейной традиции (XX век)», изданную в 2007 году авторским коллективом из Пермского края. В ней очень увлекательно описывается история заселения русскими Южного Прикамья (в отличие от Северного, оно заселялось намного позже). В книге можно найти историю почти всех сёл, что я посетил в этой поездке, рассказы о взаимоотношении русских и татар, населявших землю в районе Кунгура.

Мне было интересно узнать, откуда появились русские в этих деревнях. Если пересказывать кратко, в Сылвенско-Иренском поречье в 30-40 годах XVII века сначала появились земли, принадлежащие монастырям: Соликамскому, Вознесенскому и Пыскорскому Спасо-Преображенскому.

Далее к освоению земель подключается государство со своей, как сейчас бы сказали, «государственной программой»: «Кунгурская селитьба». В 1648-1651 годах на территориях к северу от Кунгура (там уже давно хозяйничали купцы Строгановы, Елисеевы, Суворовцевы, а также Соликамский и Паскырский монастыри) объявляют «охоту за головами» беглых крестьян. Тех, кого поймали, расселяли в новом уезде: 645 семей (1878 мужеского полу). Новые жители Кунгурщины, в основном, были выходцами из российского Северо-Запада: Кайгородский, Сольвычегодский, Чердынский и Соликамский уезды, а также Вятка, Вологда и другие районы.

Аборигенам не нравится, что на их землях русские что-то копают, поэтому башкиры периодически набегают и отрубают головы всем, кого поймают. Край пустеет на некоторое время. Но Русское Царство постоянно ведет войны на Западе – нужно оружие. На Восток направляют войска, строят деревянные крепости, охраняющие заводы. Постепенно жизнь налаживается. Позже – Пугачевское восстание: заводы сжигают, крестьяне, в основном, участвуют на стороне повстанцев, хотя есть и другие примеры.

Ладно, не буду всю книгу пересказывать, сами почитаете. Возвращаюсь к карте достопримечательностей села: в Калинино все как в России – хотели, как лучше, а получилось, как всегда… Схема расположения объектов есть, а названий их нет. Сами догадывайтесь. Ну, точка №1 – арт-объект «Медистый песчаник». Его установили в 2014 году за 200 тысяч рублей после победы на районном конкурсе социальных культурных объектов. Почитать об этом можно на сайте газеты «Искра» Кунгура.

Фотография 12. Арт-объект «Медистый песчаник» в селе Калинино. Интересные места в Пермском крае. Поездка выходного дня. 1/80, 2.8, 140, 26.

Фотография 12. Арт-объект «Медистый песчаник» в селе Калинино. Интересные места в Пермском крае. Поездка выходного дня. 1/80, 2.8, 140, 26.

Фотография 14. История Юго-Осокинского медеплавильного завода. Табличка на арт-объекте «Медистый песчаник». 1/160, -0.67, 2.8, 250, 70.

Фотография 14. История Юго-Осокинского медеплавильного завода. Табличка на арт-объекте «Медистый песчаник». 1/160, -0.67, 2.8, 250, 70.

В 1801 году Осокины продали завод московскому купцу первой гильдии Андрею Андреевичу Кнауфу (настоящее имя Ганс Петер Андреас Кнауф), и он стал называться Юго-Кнауфовским. Кроме медеплавильного производства в разные годы здесь работала фаянсовая фабрика, спичечное и кирпичное производство.

В 1952 году село Юго-Осокино переименовали в Калинино, в честь М. И. Калинина.

Фото 15. Пруд в селе Калинино. Краеведческая поездка выходного дня по Пермскому краю. 1/80, +0.67, 2.8, 110, 40.

Фото 15. Пруд в селе Калинино. Краеведческая поездка выходного дня по Пермскому краю. 1/80, +0.67, 2.8, 110, 40.

Я попытался прогуляться в сторону «сельского парка», как обозначено на схеме. В самом центре можно увидеть такой вот универмаг.

Фото 16. Универмаг в селе Калинино. Поездка в Белогорский монастырь из Кунгура. Рядом с ним красное здание – отдел полиции села Калинино. 1/60, -1.33, 8.0, 250, 27.

Фото 16. Универмаг в селе Калинино. Поездка в Белогорский монастырь из Кунгура. Рядом с ним красное здание – отдел полиции села Калинино. 1/60, -1.33, 8.0, 250, 27.

Фотография 17. Универмаг и отдел полиции в селе Калинино. Как я путешествовал по Юго-Востоку Пермского края на автомобиле. 1/50, -0.67, 8.0, 160, 24.

Фотография 17. Универмаг и отдел полиции в селе Калинино. Как я путешествовал по Юго-Востоку Пермского края на автомобиле. 1/50, -0.67, 8.0, 160, 24.

Еще одно старинное здание из крашеного кирпича примечательно тем, что, как гласит информационная табличка на заборе, с его крыльца в 1917 году объявили об установлении в Юго-Осокино Советской власти.

Фотография 18. Дом, с которого в Юго-Осокино началась Советская власть. Путешествие по Пермскому краю на авто. 1/50, -0.33, 8.0, 200, 24.

Фотография 18. Дом, с которого в Юго-Осокино началась Советская власть. Путешествие по Пермскому краю на авто. 1/50, -0.33, 8.0, 200, 24.

Если вернуться к плотине, увидим такой вот деревянный небоскреб.

Фото 19. Заброшенное деревянное здание в селе Калинино. Отчет о поездке выходного дня по Пермскому краю на автомобиле. 1/50, -1.0, 8.0, 125, 24.

Фото 19. Заброшенное деревянное здание в селе Калинино. Отчет о поездке выходного дня по Пермскому краю на автомобиле. 1/50, -1.0, 8.0, 125, 24.

На пригорке – монумент в честь сельчан, погибших в Великой Отечественной.

Фото 20. Монумент в селе Калинино. Поездка по Южному Прикамью. 1/160, -1.0, 8.0, 720, 70.

Фото 20. Монумент в селе Калинино. Поездка по Южному Прикамью. 1/160, -1.0, 8.0, 720, 70.

Как оказалось, в Калинино есть и краеведческий музей (расположен в здании музыкальной школы). Советую почитать репортаж на сайте «Ураловед» об экскурсии сюда – очень интересно.

Фотография 21. Здание краеведческого музея в селе Калинино. Куда поехать на выходные из Перми. 1/50, -1.0, 9.0, 250, 24.

Фотография 21. Здание краеведческого музея в селе Калинино. Куда поехать на выходные из Перми. 1/50, -1.0, 9.0, 250, 24.

Наверное, чтобы попасть сюда, нужно заранее созваниваться с директором. Мне оставалось прогуляться по улице дальше.

Фото 22. Здание рядом с краеведческим музеем в селе Калинино Кунгурского района. 1/60, -0.33, 9.0, 500, 27.

Фото 22. Здание рядом с краеведческим музеем в селе Калинино Кунгурского района. 1/60, -0.33, 9.0, 500, 27.

Здесь в парке стоит симпатичное белое здание – сельский клуб. Раньше это была Свято-Троицкая церковь.

Фотография 23. Клуб в Калинино. Поездка по старинным сёлам Пермского края на выходные. 1/60, -0.33, 9.0, 720, 31.

Фотография 23. Клуб в Калинино. Поездка по старинным сёлам Пермского края на выходные. 1/60, -0.33, 9.0, 720, 31.

Недалеко от клуба расположилась церковь Казанской иконы Божией Матери. Ее в 1990 годах открыли, переделав старинный купеческий особняк, надстроив купол и звонницу.

Фото 24. Вид на Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Калинино. Описание маршрута поездки выходного дня на машине по интересным местам Пермского края. 1/160, -1.0, 9.0, 900, 70.

Фото 24. Вид на Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Калинино. Описание маршрута поездки выходного дня на машине по интересным местам Пермского края. 1/160, -1.0, 9.0, 900, 70.

Вообще, в селе много эффектных домов, не характерных, например, для Екатеринбурга.  Ну, или у нас такие тоже были раньше, наверное, но сейчас все уже сожжены при попустительстве властей, в памяти не остались.

Фотография 25. Старинная деревянная архитектура в селе Калинино Кунгурского района Пермского края. 1/60, -1.0, 9.0, 320, 27.

Фотография 25. Старинная деревянная архитектура в селе Калинино Кунгурского района Пермского края. 1/60, -1.0, 9.0, 320, 27.

Белогорский монастырь

Прогулявшись по Калинино, направляюсь к следующей точке на маршруте – к Белогорскому Свято-Николаевскому мужскому монастырю. Здесь я уже в третий раз, но впервые застал звонаря в звоннице. Промозглым осенним утром было приятно услышать разноголосый звон.

Необычно, что густой звук льется не сверху, с колокольни, а практически, с одного уровня со слушателями. Очень сильное эмоциональное воздействие. Если собрались в Белогорье, постарайтесь приехать именно к моменту, когда здесь будут звонить.

Фото 26. Звонарь на звоннице в Белогорском монастыре. Отзыв об экскурсии. 1/100, 9.0, 400, 45.

Фото 26. Звонарь на звоннице в Белогорском монастыре. Отзыв об экскурсии. 1/100, 9.0, 400, 45.

Если на равнине лил дождь, то на Белой горе, как и положено по ее названию, мела пурга, иногда, практически скрывая во мгле белые стены Крестовоздвиженского Собора.

Фото 27. Братский корпус и Крестовоздвиженский собор в Белогорском монастыре. 1/60, +1.0, 9.0, 280, 29.

Фото 27. Братский корпус и Крестовоздвиженский собор в Белогорском монастыре. 1/60, +1.0, 9.0, 280, 29.

В отдельной главе отчета о путешествии по Пермскому краю прошлой зимой я приводил подробную историю этого храма (объяснял, кстати, чем храм отличается от церкви, часовни или лавры). Поэтому, повторяться не буду.

Совет тем, кто поедет в Белогорье: лучше выбирать самый морозный день – всё вокруг покрывается ледяным инеем и вид просто чудесный! Ну и одевайтесь теплее — Белая гора открыта всем ветрам круглый год, поэтому там жуткий холод.

Фотография 28. Крестовоздвиженский собор в Белогорском Свято-Николаевском монастыре. 1/50, 8.0, 200, 24.

Фотография 28. Крестовоздвиженский собор в Белогорском Свято-Николаевском монастыре. 1/50, 8.0, 200, 24.

Фото 29. Вид на беседку перед спуском в часовню–купель во имя иконы Божией Матери «О Взыскании Погибших» в Белогорском Монастыре. 1/60, 8.0, 160, 32.

Фото 29. Вид на беседку перед спуском в часовню–купель во имя иконы Божией Матери «О Взыскании Погибших» в Белогорском Монастыре. 1/60, 8.0, 160, 32.

Село Ленск и церковь Рождества Иоанна Предтечи

Село Ленск основано в 1647 году – сюда сослали тех же беглых крестьян, о которых я упоминал выше. Изначально оно называлось Степаново городище. В 1675 году построили церковь, и поселение стали называть село Предтеченское (как храм).

В ноябре 1922 года Предтеченское переименовали в Ленск в память о Ленском расстреле, когда правительственные войска страстотерпца Николая II расстреляли 500 рабочих, протестовавших против нечеловеческих условий труда на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенного в районе города Бодайбо в Иркутской области.

Фотография 30. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ленске. Интересные локации для съемки пейзажей в Пермском крае. 1/15, +0.67, 10.0, 100, 200.

Фотография 30. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ленске. Интересные локации для съемки пейзажей в Пермском крае. 1/15, +0.67, 10.0, 100, 200.

Деревянную Иоанно-Предтеченскую церковь в Степаново построили в 1780 году. В 1826 году открыли современную кирпичную. Если присмотреться — на заднем плане виднеется заброшенная Благовещенская церковь с «черной головой» — это храм в селе Веслянка.

Деревня Веслянка и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Единственное, что мне удалось найти — это то, что основатели села Веслянка были, по-видимому, крестьянами с реки Весляна, правого притока Камы (протекает по территории Республики Коми и Пермского края).  В источниках упоминается с 1651 года. В 1694 году именуется, как село Тихановское, так как здесь построили деревянную Тихановскую церковь.

В 1759 году вместо нее возвели двухэтажный новый деревянный храм, который сгорел в 1932 году от пожара, возникшего при отмечании комсомольцами какого-то там мероприятия. Кирпичный храм строили с 1822 по 1823 годы. Называется он церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Фото 31. Вид на церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Веслянка. Отзывы о путешествии по Уралу на автомобиле. Снято на Nikon D610 + Nikon 17-55mm f/2.8G. Настройки: 1/20, +0.67, 8.0, 100, 55.

Фото 31. Вид на церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Веслянка. Отзывы о путешествии по Уралу на автомобиле. Снято на Nikon D610 + Nikon 17-55mm f/2.8G. Настройки: 1/20, +0.67, 8.0, 100, 55.

Деревня стоит на реке Ирень. Полуразрушенная церковь предает всему ландшафту какой-то уж очень угрюмый вид.

Фото 32. Река Ирень. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Веслянка Кунгурского района. Отчет о поездке выходного дня по интересным местам Пермского края. 1/200, -0.67, 9.0, 2200, 50.

Фото 32. Река Ирень. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Веслянка Кунгурского района. Отчет о поездке выходного дня по интересным местам Пермского края. 1/200, -0.67, 9.0, 2200, 50.

Интересно, что до 50-х годов прошлого века из Веслянки в Ленск можно было попасть, только переправившись на лодке или на пароме. Мост построили только, когда в Кунгурском районе нашли нефть в 60-х годах прошлого века. В 2014 году во время весеннего половодья, мост повредился, и у жителей деревни возникли серьезные транспортные проблемы.

Ну, худа без добра не бывает. Теперь здесь красуется добротное инженерное сооружение, о возведении которого трубили во всех местных новостях.

Фотография 33. Мост через реку Ирень. Вид на церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Веслянка. 1/50, -0.67, 9.0, 640, 17.

Фотография 33. Мост через реку Ирень. Вид на церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в деревне Веслянка. 1/50, -0.67, 9.0, 640, 17.

Фото 34. Остатки какого-то сооружения на реке Ирень в окрестностях деревни Веслянка. Отчет о поездке на машине по селам и церквям Пермского края. 1/50, 9.0, 500, 17.

Фото 34. Остатки какого-то сооружения на реке Ирень в окрестностях деревни Веслянка. Отчет о поездке на машине по селам и церквям Пермского края. 1/50, 9.0, 500, 17.

Opisanie marshrutov vtoroi masshtabnoi poezdki po interesnym mestam Permskogo kraia zimoi Karta vsekh znachimykh dostoprimechatelnostei regiona chto mne izvestny.
1. Описание маршрутов второй масштабной поездки по интересным местам Пермского края зимой. Карта всех значимых достопримечательностей региона, что мне известны.
Kak voskhititelno vygliadit vodopad Plakun zimoi Otchet opisanie kak doekhat Istoriia Ilinskogo istochnika.
2. Как восхитительно выглядит водопад Плакун зимой. Отчет, описание как доехать. История Ильинского источника.
Skhema raspolozheniia postroek v Belogorskom monastyre Obzor istoriia sozdaniia i razvitie Pochemu ego nazyvaiut Uralskim Afonom.
3. Схема расположения построек в Белогорском монастыре. Обзор, история создания и развитие. Почему его называют Уральским Афоном.
Otzyv o poseshchenii Kungurskoi ledianoi peshchery Istoriia otkrytiia Sovety po fotografirovaniiu pod zemlei.
4. Отзыв о посещении Кунгурской ледяной пещеры. История открытия. Советы по фотографированию под землей.

Переезжаем в Ординский район. Село Ашап и церковь Троицы Живоначальной

Очередная точка на маршруте – село Ашап, расположенное уже не в Кунгурском, а в Ординском районе Пермского края.

Точная дата основания села неизвестна. Русские здесь поселились с 1741 года, когда Акинфий Никитич Демидов заложил медеплавильный и железоделательный завод (открыт 30 октября 1744 года). Но еще до прихода русских на реке Большой Ашап стояло 5 дворов татар-тептярей, пришедших со стороны Башкирии.

Происхождение слова «ашап» – возможно, от коми-пермяцкого «ошаб», где «ош» — медведь, «аб» — вода. Другая версия: по-татарски «ашать» — значит «есть», «сытый», поэтому плодородные земли вдоль реки назвали таким словом.

Фотография 35. Село Ашап. Заводской пруд. Церковь Троицы Живоначальной. 1/13, +0.33, 8.0, 100, 17.

Фотография 35. Село Ашап. Заводской пруд. Церковь Троицы Живоначальной. 1/13, +0.33, 8.0, 100, 17.

На сайте «Поколения Пермского края» можно найти метрические книги Свят-Троицкой церкви Ашапского горного завода за 1863 год, «Ревистские сказки Ашапского завода» (учетные книги налогоплательщиков).  Интересно посмотреть, как писали и как оформляли документацию наши предки.

Фото 36. Страницы из метрической книги Свято-Троицкой церкви Ашапского горного завода.

Фото 36. Страницы из метрической книги Свято-Троицкой церкви Ашапского горного завода.

Не знаю, как можно читать такой почерк. Вот автор сайта 1670.ru перепечатывает тексты современным шрифтом – см. данные «Переписи русского населения Кунгурского уезда 1679 года» по селу Веслянка.

Фото 37. Данные переписи русского населения в селе Веслянка в 1679 году. Обратите внимание: Макарка, сын Дулесова, и Васка Данилов ушли Сибирь покорять.

Фото 37. Данные переписи русского населения в селе Веслянка в 1679 году. Обратите внимание: Макарка, сын Дулесова, и Васка Данилов ушли Сибирь покорять.

Как вам имена? «У него дети: Пашка, да Петрушка семи лет. Да у него ж племянник Кирюшка Карпов сын Печеницын…»

Если вы интересуетесь краеведением, советую полистать этот сайт.  Он посвящен истории Аятской слободы Верхотурского уезда и образованным из нее Аятской, Северо-Коневской и Черемисской волостей Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Кроме метрик и ревизских сказок есть копии разных официальных документов, например, в адрес царя. Как вам такое: «Государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца, воеводе Льву Тимофеевичю, Григорью Ивановичю Томило Нефедьев челом бьет…»

На берегу заводского пруда стоят вот такие непонятные колонны с тросом. Не уж-то это канатная дорога?

Фото 38. Вил на заводской пруд и церковь Троицы Живоначальной в селе Большой Ашап. Отчет о поездке на авто по Пермскому краю. 1/20, +0.33, 8.0, 100, 17.

Фото 38. Вил на заводской пруд и церковь Троицы Живоначальной в селе Большой Ашап. Отчет о поездке на авто по Пермскому краю. 1/20, +0.33, 8.0, 100, 17.

С обратной стороны плотины я увидел небольшой прудик и каскад для сброса воды. Спустился посмотреть.

Фотография 39. Прудик в селе Ашап. Поездка по Пермскому краю на авто в начале ноября. 1/15, +0.33, 8.0, 100, 17.

Фотография 39. Прудик в селе Ашап. Поездка по Пермскому краю на авто в начале ноября. 1/15, +0.33, 8.0, 100, 17.

Фото 40. Плотина заводского пруда в селе Большой Ашап. Отчеты туристов о путешествии по старинным селам Пермского края. 1/5, 13.0, 100, 17.

Фото 40. Плотина заводского пруда в селе Большой Ашап. Отчеты туристов о путешествии по старинным селам Пермского края. 1/5, 13.0, 100, 17.

Если подняться наверх, водосброс выглядит вот так.

Фото 41. Водосброс на плотине городского пруда в селе Большой Ашап Ординского района Пермского края. 1/8, 9.0, 50, 17.

Фото 41. Водосброс на плотине городского пруда в селе Большой Ашап Ординского района Пермского края. 1/8, 9.0, 50, 17.

Фотография 42. Сброс воды на плотине в селе Ашап. Отчет о путешествии по Пермскому краю на авто. 1/6, -0.33, 9.0, 100, 17.

Фотография 42. Сброс воды на плотине в селе Ашап. Отчет о путешествии по Пермскому краю на авто. 1/6, -0.33, 9.0, 100, 17.

Фотография 43. «Адъ» на плотине пруда в селе Ашап. 1/8, 6.3, 250, 17.

Фотография 43. «Адъ» на плотине пруда в селе Ашап. 1/8, 6.3, 250, 17.

Если немного поколдовать в «Photoshop», можно снять вот такой абстрактный рисунок.

Фото 44. Низвержение в «гиену огненную». Прогулка по селу Ашап в Пермском крае.

Фото 44. Низвержение в «гиену огненную». Прогулка по селу Ашап в Пермском крае.

Завод в Ашапе строили 4 года. Плотина имела длину 160 метров. На ней установили 8 водяных колес. Ниже, там, где расположился каскадный сброс, построили 3 заводских корпуса, лесопилку и кирпичный цех. Деревянную церковь, по-видимому, заложили с начала строительства завода. Каменную версию Свято-Троицкой церкви возвели в период с 1825 по 1829 годы.

Село Орда,  церковь Илии Пророка и Ординская пещера

По плану, после Ашапа мне следовало ехать в поселки Большой Сарс и Бартым, чтобы увидеть виадук, но, как я отметил выше, не хватало топлива, да и день близился к концу. Решил выезжать на трассу «Пермь – Екатеринбург», там должны быть заправки. А экскурсию на виадук я отложил на следующий раз.

Чтобы не возвращаться, поехал через село Орда. Дорога приходит через большой холм, с которого поселение видно, как на ладони. Местный храм поражает воображение своими размерами – в первый момент кажется, что он возвышается над соседними домиками, как собор Святого Петра в Ватикане.

Оставляю машину и по крутому склону лезу наверх, чтобы выбрать лучше ракурс. Очертания церкви скрывает метель.

Фото 45. Церковь Илии Пророка в селе Орда. Отчет о поездке по интересным местам Пермского края. 1/3, +1.33, 14.0, 100, 200.

Фото 45. Церковь Илии Пророка в селе Орда. Отчет о поездке по интересным местам Пермского края. 1/3, +1.33, 14.0, 100, 200.

Пока фотографирую да размышляю над тем, что не плохо бы приехать сюда в режимное время, из села к моему холму направляется парочка любопытствующих субъектов.

Фото 46. Прохожие на окраине села Орда. Поездка по Пермскому краю на авто. 1/125, +1.33, 2.8, 320, 200.

Фото 46. Прохожие на окраине села Орда. Поездка по Пермскому краю на авто. 1/125, +1.33, 2.8, 320, 200.

— А что Вы тут снимаете? Кино какое-то? – спрашивает меня добродушный мужик, в то время как хаски облизывает руки.

— Нет, фотографирую. Замечательные у вас виды здесь.

— Да. Что есть, то есть, — отвечает мне селянин не без гордости, — а Вы откуда будете? По говору слышу, что не ординский? Да и знаю я тут всех. Смотрю, кто-то ползает по горе, дай, думаю, проверю.

— Да, не местный я, из Екатеринбурга. Проезжал мимо, решил не проезжать мимо, — признаюсь я, — У вас заправка здесь есть?

— А то как же! Вон там за плотиной стоит «Лукойл». А вы в пещере нашей побывали? Она тут, рядом. Там вид с Казаковской горы открывается очень красивый! Обязательно нужно сфотографировать.

Про Ординскую пещеру я рассказывал в отчете о походе в Ледяную пещеру в Кунгуре. Она является самой длинной подводной галереей в Российской Федерации, второй в Евразии и 21-й в мире. Длина ходов — 4,6 км.

Первое упоминание Ординской в официальной литературе – статья «Пещеры гипсового карста» в сборнике научных трудов «Пещеры», опубликованных профессором Пермского государственного университета Георгием Андреевичем Максимовичем в 1969 году. Там он называл ее Казаковской пещерой – видимо это название, которое дали коренные жители Орды.

В 1992 году спелеолог из Перми Андрей Самовольников инициировал ее изучение.

Посмотрите нереально красивые фотографии Ординской пещеры в блоге Мастерок.

А вот – репортаж о съемке документального фильма в Ординской пещере спелеологами из Японии.

 

Ввел в навигатор координаты и приехал к пещере. Сверху построена турбаза.  Вышел охранник, вопросительным взглядом спрашивая:

 — Чё надо?

— Здесь, братец, Ординская пещера находится?

— Да

— А посмотреть можно?

— Никто Вас туда не пустит.

— Так я не нырять собираюсь. Сфотографировать пейзажи хочу. Мне сказали, здесь очень красиво.

— Это можно. – разрешает мне служивый человек и провожает меня к лестнице на Казаковской горе.

Фото 47. Лестница, по которой спелеологи спускаются в Ординскую пещеру. Вид на пруд на реке Кунгур. Отчет о поездке в село Орда в Пермском крае. 1/25, +1.33, 8.0, 320, 17.

Фото 47. Лестница, по которой спелеологи спускаются в Ординскую пещеру. Вид на пруд на реке Кунгур. Отчет о поездке в село Орда в Пермском крае. 1/25, +1.33, 8.0, 320, 17.

Фото 48. Вид на село Орда и Первый пруд на реке Кунгур со смотровой площадки на Казаковской горе, где находится спуск в Ординскую пещеру. 1/8, +1.33, 8.0, 100, 26.

Фото 48. Вид на село Орда и Первый пруд на реке Кунгур со смотровой площадки на Казаковской горе, где находится спуск в Ординскую пещеру. 1/8, +1.33, 8.0, 100, 26.

На этом активная часть путешествия закончилась. К вечеру, без приключений, возвращаюсь в Красноуфимск, откуда, переночевав, уехали с семьей в Екатеринбург.

Заключение к отчету

Несмотря на то, что погода вроде была не подходящая для фотосъемок, лично мне фотографии нравятся. Само путешествие, пока я находился в дороге, казалось «не очень» — все потому, что я люблю больше походить по природе.

Но сейчас свою поездку вспоминаю с теплотой. При подготовке этого текста прочел огромное количество исторических документов касательно посещенных сел и церквей. Лучше стал понимать историю Урала, появилось представление, как проходило заселение русскими исконных татарских и башкирских земель. В общем, я рад, что отправился в эту поездку.

Во вступлении к отчету я говорил о словах «Безнадёга точка ру» из песни. Хочу отметить, что сами жители этих старинных сел, похоже, о таком не думают. Вот какое оптимистичное воззвание написано на воротах дома в деревне Веслянка: «Слава Руси!»

Фото 49. Слава Руси. Привет из заснеженной Веслянки. Заключение к отчету о поездке на авто по Пермскому краю. 1/60, -0.33, 8.0, 500, 19.

Фото 49. Слава Руси. Привет из заснеженной Веслянки. Заключение к отчету о поездке на авто по Пермскому краю. 1/60, -0.33, 8.0, 500, 19.

1) Те туристы, кто живет в Башкирии могут вместо Ильинского источника посетить Абзановский водопад и Аскинскую ледяную пещеру.

2) Огромный ледяной водопад можно увидеть в окрестностях знаменитого старинного села Кын-завод на реке Чусовая.

V okrestnostiakh poselka Ust-Koiva Gornozavodskogo raiona Permskogo kraia mozhno uvidet zimoi khrustalnyi vodopad na Melnichnom ruche i skalu TSarskie vorota.
5. В окрестностях поселка Усть-Койва Горнозаводского района Пермского края можно увидеть зимой хрустальный водопад на Мельничном ручье и скалу Царские ворота.
Na granitse Sverdlovskoi oblasti i Permskogo kraia raspolozhena gora Kolpaki Do nee legko doekhat i podniatsia mozhno dazhe s detmi.
6. На границе Свердловской области и Пермского края расположена гора Колпаки. До нее легко доехать и подняться можно даже с детьми.
Rasskaz o pervoi poezdke na Beluiu goru oseniu Togda Krestovozdvizhenskii sobor priatalsia v gustom tumane
Рассказ о первой поездке на Белую гору осенью. Тогда Крестовоздвиженский собор прятался в густом тумане.
Po doroge v Kamennyi gorod i k Usvinskim stolbam esli puteshestvuete zimoi sovetuiu ostanovitsia na smotrovoi ploshchadke Belye kamni.
По дороге в Каменный город и к Усьвинским столбам, если путешествуете зимой, советую остановиться на смотровой площадке Белые камни.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 693 подписчикам сайта!

* indicates required



комментария 23

  1. Nick:

    > Поставил фотоаппарат на штатив Sirui T-2204X, установил задержку спуска затвора 20 секунд и сделал несколько дублей, бегая, как угорелый, от камеры наверх и обратно.

    Советую просто установить режим интервальной съемки (в вашем Никоне он должен быть) и спокойно пройти/встать/ где нужно, а затем дома выбрать лучшие кадры и удалить ненужные.Так получается гораздо эффективнее.

    • Сергей:

      Спасибо за совет. В принципе, я и делал нечто подобное: в настройках спуска задавал 3 кадра. Хотя в Nikon D610 можно задать 9 кадров с автоспуска. Или, как Вы советуете, перейти в режим интервальной съемки и отснять столько, сколько нужно. Учту на будущее.

      • Nick Obukhov:

        Я как-то упустил, что с автоспуском можно снимать несколько кадров, но все равно с автоспуском трудно угадать время/место. Только этим летом я осознал преимущества интервальной съемки — раньше думал, что она нужна только для таймлэпсов, а т.к. их не снимаю, то вроде и не нужна. Но летом фоткал какой-то пейзаж в тумане и увидел идущего человека, который оживил картинку, но он ушел из кадра — не бегать же за ним и просить пару раз пройти в нужном месте. И подумал: «А зачем мне незнакомый посторонний человек, если я сам могу сделать все, что нужно?»

        Поставил интервальную съемку и прошел пару раз там, где надо. А дома удалил 90% кадров из этой серии. Потом в Инстаграме увидел несколько фоток, где люди путешествуют в одиночку и снимают кадры с человеком в 100-200 метрах от камеры и пишут, что это селфи. Раньше думал, что они пользуются каким-то радиопультом, потом в примечании прочитал, что используют интервальную съемку.

        Если интересно, то вот пример подобного снимка.

        Into the Mist / 0233_0514

        Примечание от С. Лахардова: кликнув на фото, можно перейти в аккаунт Flickr.

        • Сергей:

          Николай, отличная идея! Согласен, что с автоспуском будет снимать сложнее, чем в режиме интервальной съемки. И Ваш кадр — прекрасное тому доказательство. Спасибо еще раз за подсказку.

          P.S. Посмотрел Ваши фотографии — мне уже в который раз стыдно, что мой блог читают такие мощные фотографы… И я тут со своими «поделками» выступаю. 🙂

          Ну, когда я готовил к публикации этот рассказ о церквях Пермского края, думал о том, что он пригодится для вот таких профи. Не Вам, так ребятам из Перми или Кунгура.

          • Nick Obukhov:

            Спасибо, конечно, но я вовсе не профи, а такой же любитель, как и Вы. Всё учусь, некоторые вещи узнал из Вашего блога, например: когда пару лет назад собрался менять камеру, то много информации почерпнул здесь.

            Посты о Ваших поездках тоже стимулируют, про некоторые фотографии думается: «Хороший снимок… Блин, а почему я подобный кадр пропускаю…»

            Спасибо за блог!

  2. Валентина:

    Сергей, интересное путешествие, не смотря на погоду. Да и фотографии колоритные. Очень понравилось фото водопада Плакун в ночное время, красиво получилось.
    Читая текст, не совсем поняла про татар и башкир. Я считала, что Кунгурский уезд — это исконно башкирские земли, а ты по большей части говоришь о татарах. Или татары там были ещё до башкир?

    • Сергей:

      Спасибо, Валентина! Фото водопада Плакун тоже не на 100% то, что я планировал: хотел освещать водопад насадками разного цвета, чтобы получить фон один, воду — другую… Но из-за дождя много кадров испорчено каплями, попавшими на линзу. Остался только вот этот фотоснимок, где все освещено одним фонарём.

      По поводу происхождения татар на Кунгурских землях — тут придется целую книгу написать. Как я понял, изначально жили в этих местах башкиры (начиная с IX века), во времена Золотой Орды входили в состав улуса Джучи. Затем часть земель отошла Казанскому ханству, часть — в Ногайскую орду. В середине XVI века башкиры вошли в состав Русского царства на определенных условиях.

      В 1597 царь отдал уральские земли Строгановым — после этого начались постоянные «тёрки» башкир с русским. Когда читаешь историю сёл Кунгурского района, по которым я прокатился, о башкирах только упоминания одного типа: набежали, поотрубали головы всем, кто не спрятался, деревню (завод, город) сожгли. С татарами жили мирно — их поселения были рассредоточены, перемешаны с русскими. Даже совместно отмечали праздники.

      Но тут нужно учесть, что Кунгурский уезд не совпадает по границам с современным Кунгурским районом Пермского края — несколько раз существенно перекраивалась территория. Во-вторых, в XVII веке татарами звали не только татар, но и, скорей всего, манси, марийцев и т.д. И называли-то их остяками, а не татарами.

      Вот еще взгляд на кунгурских татар в блоге Амира Махмудова — подробная история.
      amir-mahmudov.livejournal.com/228201.html

      • Андрей:

        «… о башкирах только упоминания одного типа: набежали, поотрубали головы всем, кто не спрятался, деревню (завод, город) сожгли. С татарами жили мирно — их поселения были рассредоточены, перемешаны с русскими. Даже совместно отмечали праздники.»

        Как говорят татары: «Башкиры — это дикие татары.» 🙂

        • Сергей:

          Боюсь, как бы безобидную статью с рассказом об интересных местах Пермского края, куда можно сгонять на выходные на авто, наш доблестный Роскомнадзор не стал рассматривать, как разжигающую межнациональную рознь.

          Судя по тем описаниям, что мне встречались, башкиры — это наши российские индейцы, а татары — вполне, мирные граждане Российского царства, а затем и Империи. Может быть, это связано с тем, что Иван Грозный взял Казань в 1552 году — за 100 лет до того, как русские поселенцы пришли на берега Сылвы? К тому времени они уже смирились…

  3. Сергей Цезарь:

    Спасибо за увлекательное путешествие! Читал с огромным удовольствием. Пейзажи и погода очень хорошо дополняют друг друга и передают настроение, витающее в тех местах.

    Как Вам голова штативная? У меня штатив по конструкции — один в один, только от китайцев, и весит чуть побольше. Всё в нем меня устраивает, кроме головы. Площадка не очень хорошо держит камеру в вертикальном положении с накрученной батарейной ручкой и с объективом Sigma 24-70mm f/2.8: съезжает вниз. Думаю купить китайскую голову Kingjoy KH-6730 — аналог Манфротто, на ней, вроде, удобнее фиксировать зажимы, и есть быстросъемная площадка.

    И спасибо за наводку на мысль об интервальной съемке! 🙂 Столько лет фотографирую — чего-то не хватало ума использовать не серию с таймером, а запускать интервальную. 🙂

    • Сергей:

      Благодарю, Сергей, за комплименты! В очередной раз убедился, что плохая погода — не повод отказываться от походов и от фотосъемок.

      Голова Sirui G-20KX сначала попалась бракованная: откручивалась от ног, чем несказанно бесила. В апреле 2014 мы с друзьями поехали фотографировать тоже заброшенную церковь в селе Смолинское в Свердловской области и скалы Исетский каньон. Боженька решил наказать голову и… сбросил её со скалы.

      Я погоревал немного и снял такую же с алюминиевого трипода Sirui R-2204 — успешно пользуюсь ею до сих пор, радуюсь. Думаю, для тяжелых объективов нужна головка с диаметром шара 50 мм, а не 36 мм, как в — тогда будет идеал по «цепкости». Но тут у меня — компромисс по размерам и весу: с этим штативом я проехал по всем странам, где побывал, в чемодане не повозишь и в горы тяжело подниматься. Вообще, подумываю купить для ситуаций, когда на съемки еду с машиной, отдельно голову Sirui K-40X — но денег жалко.

      Вот обзор моего Sirui T-2204X, всего модельного ряда компании и таблица с данными о характеристиках голов этого производителя (для жителей Свердловской области отмечу, что иллюстрации сняты в природном парке Бажовские места на озере Тальков камень).

      Для съемки в положении вертикально крепкая голова не очень поможет — начинает проворачиваться штативная площадка относительно тушки. Очень-очень советую купить угловой кронштейн L-plate — я уже не представляю, как без него жил до этого: помогает даже при горизонтальном положении камеры, а при вертикальном — is a must! Вот обзор — обязательно приобретите!

      Да, Николаю еще раз спасибо за совет по интервальной съемке — сейчас смотрю фотографии продвинутых фотографов и понимаю теперь, что они сняты с помощью этого метода.

  4. Миша:

    Отличная поездка, несмотря на погоду, и фотографии интересные получились. Я всё никак с подсветкой поснимать не соберусь, а желание есть.

    «Деревянный небоскрёб»- скорее всего, барак, построенный в 30-е или 40-е годы. Мост — наверное, свидетельство о приоритетах современной России. Тут, конечно, и Чубайса с нанотехнологиями помянуть можно.

    Татарская версия происхождения топонима «Ашап» не выдерживает никакой критики, не знаю источника, но перевод абсолютно не верный, да и слова «ашать» в татарском языке не существует. Например, «есть» (в смысле «кушать») на татарском пишется «ашарга».

    Текст интересный, но я только за два раза осилил. Может, конечно, это только я так медленно перевариваю.

    П.С. Есть опечатки, думаю, надо поправить имя Демидова.

    • Сергей:

      Пока искал ответ, Миша, нашел документ на сайте Ординской библиотеки. Автор Новиков В.Н., название: «География, история, экономика Ординского района (версия 15.06.2005)». Кто будет изучать историю Ординского района — рекомендую к прочтению. Огромное количество фактов от создания завода. Есть такие данные, как, например: кто из жителей Ашапа принимал участие в Цусимском бою или кто видел Ленина своими глазами.

      Не буду скрывать, что много информации брал из открытых источников, а там сейчас, как известно, бездонное болото, в котором первоисточник не найти. Все же в татарско-русском словаре Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова от 2007 указано, что «ашап тору» значит «корми́ться, пита́ться, прока́рмливаться/прокорми́ться, пропита́ться разг.; прохарчи́ться прост.; есть.

      Вообще, в то ли в ревизских сказках, то ли в метриках церкви 17-го века видел название «Ашабский завод» (через «б») — может изначально был Ашаб.

      Имя Акинфия Демидова неправильно читал — сейчас исправлю.

      Фонарик я купил самый мощный из всех, что когд-либо видел: два аккумулятора по 800 мАч — до специального фотографического за несколько сот долларов ему далеко. Но на большее денег жалко.

      Спасибо за отзыв, Миша. То, что не осилил текст — для меня не удивительно: с твоими познаниями истории Урала мои потуги — детский лепет. Ну, может и от моего текста будет польза: кто-то заинтересуется краеведением и пойдет «копать» в архива, откроет свою малую родину с другой стороны.

      • Миша:

        Спасибо, Сергей, за дополнительную информацию. Ты преувеличиваешь мои возможности в познании Урала — просто, в отчете много информации, поэтому я не торопился всё прочитать и просмотреть.

        Ну, выражение «ашап тору» — это не то же самое, что «ашать», но, тем не менее, коми-пермяцкая версия, мне кажется, более жизненной, хотя и она может оказаться далёкой от реальности. Тут ещё такое дело, что «ашап тору» — это как-бы одно слово, и нельзя вычленить просто «ашап».

        Я уже полез в дебри, потому как цель отчета: не разбор какого-то топонима. Ещё раз, спасибо за интересный отчет!

  5. Наталия:

    «Унылая пора очей очарование»… Фраза гениального поэта так подходит к Вашей фотосерии о поездке по деревням Пермского края! Хотя присутствует монохромность, Вам удалось передать НАСТРОЕНИЕ увядающей природы…

    БЛАГОДАРЮ ВАС за возможность путешествовать по по интересным местам родного края, с интересам жду следующих репортажей…

    • Сергей:

      Спасибо, Наталия, за отзыв, за великие строчки Пушкина. Как оказалось, у соседей в Пермском крае есть много интересных мест, созданных не только природой, но и человеком. Вот и покатался к ним.

      Вообще, я люблю дождь. Хотя такая погода доставила некоторые неудобства для съемки, путешествовать мне понравилось даже в ненастье.

      В последнее время не часто выезжаем в новые места (или отправляемся в походы к тем достопримечательностям, что уже описаны в блоге), поэтому нет новых рассказов. Но, если будет что-то интересное, обязательно напишу.

      Удачных путешествий!

  6. Алексей:

    Спасибо за отличные фотографии! Жаль, но в ближайшие годы вряд ли смогу до Ваших мест доехать, так как родился ребенок.

    Касательно съемки, могу поделиться своим опытом: ставлю в режим автоспуска на 9 кадров, одновременно ставлю время ожидания пульта ML-3 на 2 минуты и, дойдя до нужной дистанции, делаю сэлфи, нажимая кнопку пульта (чтобы успеть дойти и пульт сработал, можно сделать задержку в 20 сек. и время между кадрами увеличить).

    На практике быстрее наметить место, где стоять или ходить, прикинуть рост, чтобы фотография не была обрезанной, чем сгружать или просматривать 100 кадров, потом удалять (у меня компьютеру больше 10 лет, и есть только USB-2, что сильно мешает работе).

    • Сергей:

      Могу только поздравить с рождением ребёнка и пожелать здоровья и, чтобы вырос Человеком с большой буквы! Сейчас, конечно, и приоритеты в выборе маршрутов путешествия будут другими, и сами поездки станут другими по существу.

      Думаю, многое зависит от компьютера, от желания фотографа сортировать снимки, от расстояния от камеры до пульта. В моем снимке дистанция — метров 5. Разве инфракрасный пульт ДУ добьет? На снимке Николая — явно, значительно дальше.

      • Алексей:

        Сердечное спасибо, Сергей! Постарается!

        Зимой или в сухой комнате пульт ДУ срабатывает с 10 метров, примерно. Иногда, даже больше. Если в туман или влажно — да, больше 5 метров никак. Максимально у меня выходило: 5 метров — одна комната + 4 метра коридор + 2 метра другая (в прямой видимости, с новой батарейкой).

        На природе использую съемку с задержкой спуска затвора. Еще время может задать задержку зеркала в настройках. Ну и, задержка по срабатыванию самого пульта. Отбежать успеваешь, как правило.

        Компьютер-то, в последнее время, не всегда успеваю включать, хотя там у меня основная работа.

        Касательно скорости: 100 м у меня весьма посредственно — 12,6 с. За 22-25 секунд всяко разно успею, плюс даже 3-5 метра (1-2 сек +) гандикапа во влажном воздухе и не надо штатив оббегать, что очень важно.

  7. Инна:

    Сергей, спасибо за путешествие, ночной водопад на фото просто полу-реальный. В целом одноэтажная глубинка холодит душу, особенно осенью. А пластиковые окна в бревенчатой стене и не красиво и думаю не функционально.

    • Сергей:

      Благодраю и Вас, Инна, за отзыв, за комплименты.

      Опытные фотографы говорят, что сделать отличный снимок — значит найти необычный ракурс, использовать нестандартные объективы, схему освещения и т.п. Искать что-то, что будет отличать фотографию от других. Вот, водопад Плакун с освещением от ручного фонаря, наверное, нечасто фотографируют — поэтому и такие впечатления от него.

      Полагаю, что в современной деревне пока еще не стоит вопрос «красиво или некрасиво». Более актуально: «тепло и недорого». Конечно, деревянная изба с деревянными (финскими) стеклопакетами смотрелась бы гармоничней. Но где крестьянам взять средства? Обходятся малыми средствами.

      Возможно, погода не добавила оптимизма моему фоторепортажу? Стоял бы ясный день, восприятие зрителей было бы другим…

  8. Валерий:

    Здравствуйте, Сергей! Будет ли статья про использование кроп-объектива Nikon 17-55mm f/2.8G на полном кадре? Очень интересно было бы почитать и посмотреть примеры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 693 подписчикам сайта!

* indicates required