В очередной части своего отзыва о поездке в Индию автор поделится фотографиями достопримечательностей, интересными историческими зарисовками, мыслями, посетившими его во время поездки в города Агра, где стоит символ бесконечной любви между двумя людьми – Тадж Махал.
Автор: Михаил Шмаков
Следующий, четвертый день нашего путешествия выдался пасмурным, иногда накрапывал дождь. Лишь в Тадж-Махале солнце выглянуло ненадолго, позволив сделать фотографии мавзолея на фоне голубого неба. Нам предстояло одолеть дорогу между Джайпуром и Агрой. По карте, если ехать по трассе NH 11, это – всего, 241 километр, но из-за реконструкции дороги и объездов, путь наш растянулся на долгие шесть часов, и один водитель знает, на сколько километров.
Но прежде, чем двинуться в путь, случился забавный курьез. Около машины меня отозвал в сторонку Аджай, лицо его украшала смущенная улыбка.
— Знаете, Михаил, мы это носим, как нижнее белье, — сказал он, указывая на белую футболку с короткими рукавами, которую я надел в тот день.
Тут надо сделать отступление. Наш багаж, который уже нашелся, все никак не мог догнать нас, а костюмный парк наш состоял из того, в чем мы прилетели и тех нескольких вещей, что купили в первый день. Можно было бы еще прибарахлиться, но зачем – багаж цел и вот-вот догонит нас. Выкручивались тем, что есть в наличии и стиркой, но вещи по такой погоде сохнуть не особо хотели: обе сорочки были влажные, вот я и надел футболку.
Сами «наши» индусы одевались согласно своим эстетическим пристрастиями и в зависимости от температуры в салоне автомобиля – они нас заморозили(!): оба были в шерстяных брюках, на ногах ботинки и носки, под рубашкой носили майки или футболки, а водитель был еще и в вязаном жилете.
Кстати, эта футболка заставила нашего доброго Аджая еще сильней подналечь на рычаги, приводящие в действие доставку нашего багажа. Он предложил нам, посетить в Агре представление местного театра.
— В «храм искусств», в футболке?! Ни за что! — ответил я.
Забегу вперед и скажу, чемоданы прибыли перед самым началом спектакля, а спектакль запомнился надолго. Это было танцевальное представление о любви императора Шаха Джихана и его супруги Мумтаз Махал. Находясь под свежим впечатлением истории этой четы, рассказанной Аджаем, держа еще свежий архитектурный образ Тадж-Махала в голове, сидя у сцены (в традиционном индийском танце огромное значение имеет мимика и жесты), видя каждый жест рук и каждое движение глаз, мы растворились в действии, стали его участниками.
Вернемся к дороге. Если представить треугольник с вершиной в Дели, то дорога между Джайпуром и Агрой – основание этой фигуры. Мы двигались с запада на восток, еще больше удаляясь от океана в сторону реки Ганг и Гималаев.
Километров через 50-70 изменился рельеф, превратившись в равнины, а окружающий пейзаж стал более провинциальным, если конечно, вообще применимо такое понятие в Индии. Автомастерские, расположенные вдоль дороги, заменили мастерские по резке камня. Изделия, а это, в основном, различные божества и мифические фигуры из местного эпоса, были выставлены вдоль обочины и ждали своего покупателя.
Все чаще, в потоке машин, стали появляться гужевые повозки на разной тяге: лошади, ишаки, верблюды.
А на подъезде к Агре, в прямой видимости Фатехпур Сикри, мы встретили караван верблюдов. Занимая почти всю ширину дороги, он неспешно двигался в сторону Агры. Погонщик — черноволосый, высокий, в традиционной, для севера Индии, одежде, шел впереди и, мне показалось, чему-то улыбался.
В юбилейной статье Блогу 2 года на фотографии №15 размещена великолепнейшая фотография Михаила с философским погонщиком и стадом верблюдов. Считаю, что это фото — одно из лучших у него! |
Я не очень люблю дергать водителей частыми просьбами остановиться пофотографировать, сам восемь лет «извозил» в Москве, но здесь устоять не мог, тем более, что с дороги открывался вид на мертвый город Фатехпур Сикри (Fatehpur Sikri).
Со строительством Фатехпур Сикри и переносом сюда столицы империи Великих Моголов из Агры (хотя, правильней будет сказать, что Фатехпур Сикри делил столичные функции) связана легенда о чудесном рождении наследника императора Акбара I.
Дожив до двадцати семи лет, находясь на пике личной славы (непрерывные победы над врагами и политические реформы укрепляли власть и расширяли владения Империи), Акбар мечтал только об одном — о наследнике. Царские жены были прекрасны, умны и красивы, но с рождением наследника не спешили.
Прослышав от приближенных, что недалеко от Агры, всего в километрах сорока, в деревушке Сикри живет суфийский проповедник Салим Чишти, Акбар отправляется к нему за благословением под видом простого паломника. Салим благословил и предсказал рождение сыновей и так же предсказал запустение новой столицы. Рождение наследника Джахангира в 1569 году, так обрадовало императора, что, забыв о предсказании, из желания быть ближе к святому проповеднику, Акбар I закладывает новую столицу. На холме рядом с деревушкой Сикри возводят дворец и обносят стеной, а после удачного похода на Гуджарат, к названию Сикри (по деревушке) добавляют слово Фатехпур – Город побед.
В течение 15-ти лет город строят лучшие архитекторы, украшают блестящие художники и резчики камня, воплощая в жизнь идеи разносторонне образованного и обладавшего художественным вкусом императора. В 1585 году по политическим мотивам столица переносится в Лакхнау, а с отъездом двора город приходит в упадок и постепенно его оставляют жители. Так сбылось и второе предсказания Салима Чишти.
В заброшенный город ведет пологая дорога, застеленная асфальтом. Мимо руин из красного песчаника, каких-то складов и казарм шестнадцатого века, через такие же древние арки ворот, мы поднимались вверх ко дворцу. Первый внутренний двор — с кустами и английским газоном в центре, по периметру окруженный дворцовыми покоями.
Это – Диван-и-Ам, приемная подданных. Здесь же вершился суд. Внимание привлекает огромный камень на газоне – лобное место, как пояснил Аджай, камень – плаха, а вместо топора нога слона.
Следующий двор – Даулат-Хана или Обитель Судьбы. Архитектурный комплекс, состоящий из множества строений, с доминирующим над ним пятиэтажным дворцом Панч-Махал. Пять этажей «ловца ветров», так его еще называют, расположены уступами друг над другом и поддерживаются множеством тонких резных колонн.
Справа от дворца — Диван-и-Хас, приемная знати — двухэтажное строение с отполированной прикосновениями множества рук колонной. Она расположена в центре павильона и это -единственная опора, удерживающая круглую платформу, на которой стоял трон императора. Как и с Железной колонной в Дели, так и с этой колонной связано поверье: если хватит длины рук для объятия, то будет тебе счастье и исполнение желаний.
Также стоит отдельного упоминания сокровищница императора. Здание с просторными помещениями, мощными стенами и тайниками в нишах этих стен. Кстати, крепостью, где по сюжету рассказа Конан Дойля «Знак четырех», богатый раджа прячет сундук с драгоценностями, является именно Фатехпур Сикри, а не Красный форт Агры, как принято считать.
В левой части внутреннего двора расположены личные покои императора – Хвабгах (Обитель или Комната Снов), ложе Акбара расположено на высокой платформе. По одной версии, комната наполнялась водой из соображений безопасности, а по другой, император Акбар был маленького роста, отсюда и стремление располагать ложе и трон на высоких постаментах. В комнатах, примыкающих к личным покоям, размещалась обширная библиотека, насчитывающая более 25 тысяч томов.
Рядом с личными покоями расположен павильон Ануп Талао, место водных процедур и релаксации, и так называемый «дворец турецкой султанши».
Пройдя через дворец Панч-Махал, мы попадаем в зенану (занана) — женскую половину дворца. Считается, что жены императора были разных вероисповеданий и национальностей, это и обусловило особенность отделки стен и резных панелей: здесь можно увидеть и звезду Давида, и орнамент, включающий в себя изображения животных и птиц.
Все постройки дворца выполнены из красного песчаника в привычной манере смешения могольского и раджпутского стилей: тонкие колоны, карнизы, купола, ажурные пилоны и балюстрады.
После переезда двора в новую столицу, дворец пришел в запустение и погибал. Во времена британского правления, английскими реставраторами была проделана грандиозная работа по восстановлению и сохранению этого памятника могольского могущества.
В каком бы сохранном виде не прибывал дворец, но дух забвения витал над ним. По ассоциации, в голове всплывал образ Дворца Екатерины II в московском Царицыно конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века. Правда, московский никогда не был достроен.
Возможно, такому настроению способствовала погода: влажный липкий воздух и низко весящее свинцовое небо. С другим настроением и в окружении совершенно другой ауры мы увидели Тадж-Махал.
До Агры — почти сорок километров, мы их проехали по старой императорской дороге, отмеченной редкими, сохранившимися со времен Акбара, верстовыми столбами.
Тадж-Махал одновременно являет собой символ любви и абсолютный архитектурный шедевр эпохи Великих Моголов.
После смерти во время четырнадцатых родов любимой жены Мумтаз-Махал, потомок Тамерлана, внук Акбара Великого, падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан повелел в память о ней возвести мавзолей на берегу Ямуны. Строительство самого мавзолея заняло почти десять лет: с 1632 по 1643 годы. Остальные же детали архитектурного комплекса, являющие собой вместе с мавзолеем, чудо симметрии (минареты, мечеть, гостевой дом и главные ворота), строились еще десять лет и закончены были в 1653 году.
Легенды гласят: падишах так был поглощен идеей строительства, что забросил все государственные дела, и это, в конечном счете, привело к отстранению его от власти сыном, Аурангзебом, и заточению в Красном форте Агры. Другая легенда повествует о том, что еще при жизни, Мумтаз-Махал была главной советчицей в государственных делах и хранительницей царской печати. Это — легенды, красивые, добавляющие дополнительный трагизм в историю этой удивительной супружеской преданности, служат вдохновением для художников, писателей и артистов.
На самом деле, еще в 1648 году, на пике своего могущества Шах-Джахан перенес свою столицу в Дели, а междоусобица и дворцовый переворот произошел из-за слухов о его болезни и смерти в 1658 году. Заточен он был в Красном форте Дели, по слухам, в сокровищнице. Скончался в 1666 году, был перевезен в Агру и захоронен в Тадж-Махале, рядом с Мумтаз.
Для строительства храма было привлечено двадцать тысяч мастеров и рабочих из разных регионов Индии, а редкие специалисты (каллиграфы, резчики камня, скульпторы, мастера инкрустации) приглашены из Персии, Бухары, Сирии и Белуджистана. География материалов, использованных для строительства и отделки, так же обширна: белый полупрозрачный мрамор из Макраны (северо-запад Раджастхана), яшма из Пенджаба, бирюза из Тибета, сапфиры с Шри Ланки, жад из Китая. Всего в отделке стен было использовано двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней. Признаюсь, разглядывая Тадж-Махал на фотографиях, был всегда уверен, что орнамент и цитаты из Корана, украшающие стены мавзолея – роспись краской или мозаика. Представьте мое удивление – это инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями по мрамору.
Потомки мастеров, выполнивших эту удивительную работу, до сих пор живут в Агре, и создают произведения искусства, строго храня и передавая по наследству секреты мастерства.
Раз уж зашла речь о признаниях, сделаю еще одно, личное. Пройдя на входе в Тадж-Махал раздражающий досмотр и рамки металлоискателей, сдав все вещи и вытащив все из карманов (вплоть до жвачки), терпеливо объяснив охраннику, что наличие телеобъектива в кофре, совершенно не указывает на меня, как на телеоператора, протолкнувшись через толпу туристов в арке главных ворот, я увидел прямо перед собой, это беломраморное чудо – ком подкатил к горлу, а глаза намокли.
Нам повезло с погодой. Правильно был выбран сентябрь для поездки: со стилобата, на котором возвышался мавзолей, открывался вид на полноводную Ямуну, повезло с погодой – периодически расчищалось небо и выглядывающее солнце придавало теплый желтоватый оттенок мрамору усыпальницы. Повезло увидеть Тадж-Махал в год двадцатипятилетнего юбилея нашего брака.
Таким же чудесным и счастливым оказалось и завершение первого дня в Агре. Как уже писал, наконец-то произошло наше воссоединение с блудным багажом. Радость не смогло омрачить и то, что замки одного из чемоданов оказались сломаны, а какая-то часть вещей, по мелочи, испарилась. Вечером, в местном театре Калакрити (KalakritiCultural & ConventionCenter) после чудесного ужина из блюд местной кухни (на протяжении всей поездки, выбирая блюда по совету Аджая, мы знакомились с настоящей индийской кухней), мы с замиранием сердца сопереживали героям танцевального спектакля.
Эти двое суток в Агре мы ночевали в отеле Pushp Villa 3*. Хороший, практически новый, с просторными (нам достался угловой, огромный, с какой-то ломаной конфигурацией стен) номерами отель. При выборе отеля из списка, в Москве, нас подкупил крутящийся ресторан с панорамными окнами и видом на Тадж–Махал. Рекламный трюк. Тадж, конечно видно, но до него полтора километра, а отель не особо высокий – всего пять этажей.
Второй день в Агре не порадовал погодой, начавшийся еще с вечера дождик, периодически припускался ливнем днем, после чего небо расчищалось от туч, и выглядывало солнце. В Красном форте Агры нас дважды накрыло потоком воды с неба. Первый раз мы пересидели стихию в машине, а второй заход потопа, пришлось пережидать под сводами казематов крепости.
Для тех, кто не был никогда в Индии, попробую передать свои ощущения от климата сентября: сидя в охлажденной кондиционером машине, и глядя за окно на низкое, пасмурное небо, невольно в голову приходили мысли об осени, но стоило только выбраться из автомобиля, ассоциации с московской погодой рушились: при температуре 33–35 градусов в тени, почти 100%-ая влажность, капли дождя не охлаждают, с неба льет поток горячей воды, а неожиданно выглянувшее солнце, прижигает неприкрытую шляпой лысину.
На окраине Агры, выше по течению Ямуны, в районе Сикандра, в огромном парке, расположен комплекс мавзолеев. Здесь покоится прах падишаха Империи Великих Моголов, самого почитаемого из мусульманских правителей Индии – Акбара Великого. Рядом, в этом же парке, находится «малый Тадж-Махал» — усыпальница Итимад-Уд-Даула, в которой захоронен Мирза Гийас-Бега — отец главной жены Джахангира, наследника Акбара Великого, он же — дед Мумтаз-Махал.
Строительство своей усыпальницы Акбар Великий (1542 – 1605) начал за пять лет до своей смерти, и он же выбрал место строительства, а его сын Джахангир закончил ее в 1613 году. Весь комплекс двух мемориалов и парка в 48 гектаров обнесен крепостной стеной с четырьмя воротами, но только одни настоящие: Ворота Великолепия. Они выполнены в виде мечети с четырьмя минаретами из белого мрамора. Сразу за ним открывается вид на широкую, мощеную красным песчаником дорогу, ведущую к мавзолею Акбара — великолепному пятиэтажному дворцу, украшенному башенками с зонтичными куполами. Верхний ярус мавзолея и купола выполнены в мраморе. В открытом дворе усыпальницы выставлен символический саркофаг падишаха, на самом деле гробница Акбара и его двух жен находится в катакомбах, куда ведет узкий коридор.
Мощеная дорога к мавзолею и стоящим по сторонам света воротам возвышается над почвой парка, служа естественным ограждениям для пасущихся здесь антилоп с витыми рожками.
Обезьянам же, преград не существует, как и многочисленным стаям зеленых попугайчиков, оккупировавших деревья парка и щели в кладке мавзолея и ворот.
На этом шестую часть отзыва о путешествии по Индии заканчиваю. В следующей главе покажу фотографии еще одной известной достопримечательности этой страны – Красного форта (Red Fort).
Какая, все-таки, монументальная архитектура в Индии! Чувствуешь себя, наверное, Гулливером в стране Великанов… Миша, мне очень понравились фотографии дождя! Прямо захотелось поехать в Индию, чтобы снять вот такие же кадры! 🙂
Мне больше нравятся фотографии Тадж-Махала, снятые издалека, со стен Красного Форта. Забегая вперед, анонсирую, что в следующей части Михаил покажет такие снимки. Снятые на телеобъектив, они показывают все могущество этого великолепнейшего сооружения…
Спасибо за комментарий, Сергей!
В Индии все через край: если дождь — то потоп, если жара — люди замертво падают!
Фотки: все более-менее приличные сняты на телеобъектив, открытая диафрагма, в этом случае, особо не портила.
Мне нравится снимать пейзажи на телевик, поскольку он сжимает перспективу и хорошо передает масштабы гор, скал и архитектурных сооружений. И, кроме того, телевик и CANON EF 70-200 mm f/4.0L USM у вас Кенонистов, и Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S Nikkor у Никон очень удачен по соотношению цена/качество. Вот и фотографии получаются интересные с них. 🙂
На самом деле их четыре у Canon (телеобъективы с диапазоном фокусных расстояний 70-200 мм) по цене от 92 тысяч до 24 тысяч рублей, и все — L- класса. Мне тоже нравится использовать его, хотя, на мой взгляд, оптимально «на каждый день» иметь ФР 100-300 мм (если есть стандартный репортажник 24-70) и к нему фикс 400 мм со встроенным экстендером. Но это — уже непозволительная роскошь для любителя.
Ну-у, смотря для каких целей «на каждый день» ты собираешься использовать телевик. В блоге я уже неоднократно упоминал, что свой Nikkor 70-300 я покупал, чтобы снимать птиц и диких животных в путешествиях. Такая необходимость жестко назрела после поездки на машине по Шри-Ланке, и в частности, после фотосафари в национальном парке Яла (Yala National Park), где я фотографировал на КИТ 18-55.
Однако, за 2 года владения телеобъективом скажу, что я почти не использую его. Вот в последнее путешествие за рулем по Таиланду мне бы большее, чем 300 мм фокусное расстояние пригодилось бы, от силы, пару раз… И то опыт показывает, что, например, ФР=400 мм может применяться для фотоохоты на мелкую «дичь» с небольшого расстояния. Если фотографировать издалека, появляются некрасивые искажения, связанные с наличием дымки в воздухе.
А для тех нужд для чего я по факту использую Никкор 70-300 (съемка, например, портрета на фоне огромной горы вдалеке, чтобы показать ее громаду), чаще достаточно фокусного расстояния в диапазоне 100-150 мм…
Мне неоднократно и катастрофически не хватало моих «200 мм фокусного расстояния». В Малайзии — птицы носороги очень пугливые, например. В Индии полно живности, в прошлом году, в Гокарне, я ноги отбил, гоняясь за дикими павлинами: не подпускают близко. Во Вьетнаме я с увлечением следил за кайтсерфингистами — очень далеко от берега.
А -а-а, ну я забыл добавить, что на фотоохоту нужно ехать специально. В следующей главе отчета о поездке по Таиланду буду показывать фотографии, где мы ехали через болота в национальном парке Сам Рой Йот и увидели рисовые поля, залитые водой с тысячами чибисов, цаплей и аистов. Они к себе не подпускали так, чтобы даже на 300 мм можно было сфотографировать. Вывод: нужно снимать птиц из засидки…
Хотя, в отпуске представляю: сидишь в засидке с женой, увлекательно птичек фоткаешь, а она от скуки умирает… 🙂
Мы жили в старом отеле с запущенным садом, павлины приходили(прилетали) два раза в день — утром и вечером, хочешь-не хочешь, а хватаешься за камеру…
Вот две фотографии самые удачные (сняты на полнокадровую зеркалку Canon EOS 6D и на телеобъектив Canon EF 70-200mm f/4L IS):
fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/411734/view/1584281?page=5
fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/411734/view/1558815?page=2
А вот еще пример использования телевика Canon EF 70-200mm f/4L IS:
fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/411734/view/1555741?page=0
Ух ты! Я уже и забыл про этот альбом у тебя… На первой фотографии, жаль, ветки кадр подпортили. Зато, «портрет» четкий, различимый получился. 🙂 На второй — красиво сидит птичка, как на иллюстрациях к сказке про Индию. 🙂
Ну и пчелы — мёдом что ли намазано?.. 🙂
А это ты из этого альбома собираешься брать фотки для отчета о поездке в Мумбай? На фотографиях уже виден прогресс. Отзыв об Индии еще интересней получится! 😉
Признаюсь, сразу видна разница, когда фотография снята на полнокадровую матрицу Кенон 6Д, а когда — на кроп Кэнон 500Д…
Пчелы, скорее всего, роились — у тестя была пасека, видел подобное.
Фотографии из этого альбома, но очень выборочно, и переделаю заново для статьи о поездке в Индию. В Гокарне мы жили 12 дней, можно отдельно о каждом дне написать: экскурсии на разные пляжи в режимное время. Ночная сессия со вспышкой процессии браминов, Махашиваратри… Помнишь видео? Его бы еще отредактировать, жаль не умею. Фотографии самобичевания технически выглядят не очень. Зато какие кадры!
Естественно, фотки с полнокадрового фотоаппарата выглядят лучше, а кто утверждает обратное — лукавит. Или ас фотошопа, это не ругательство. Те цветы, на которые ты давал ссылку на Фейсбуке — отличная работа в редакторе.
Миша, думаю, что и для Canon EOS 6D, и для Nikon D600 в техническом плане уже нет границ для съемки чудесного кадра. Может быть, если приобрести какие-то объективы, то чуть чуть результаты можно улучшить. Но теперь основной способ сделать скачок вперед — изучение Photoshop.
У меня двойственное отношение к Фотошопу: с одной стороны, хочется, чтобы фотка была «красивая», а с другой — я хотел бы научится запечатлеть натуральный цвет и свет. Одно не противоречит другому, главное — найти золотую середину.
Еще замечание. Буквально несколько минут назад смотрел фотосафари с А. Подрабинеком. Он фотографировал слона во фронт, на фоне неба, я думаю ты знаешь о какой фотографии идет речь (черно-белая, очень близко, видна каждая складка на коже). Первый кадр — не очень удачный, далековато: «Можно, конечно, кадрировать, но это — не спортивно»! — заметил Александр.
Миша, кстати, я вот на что обратил внимание: в Индии на улицах, и в твоих отчетах, и на фотографиях в отзывах других туристов, всегда присутствует большое, нет – просто огромное количество народу на улицах! Сначала хотел спросить твоего мнения, от чего так… Потом почитал в Википедии статью на предмет плотности населения в разных странах. Если сравнить Индию с теми местами, где я побывал, то вот какая картина получается: Индия – на 20 месте при 357 человек на 1 кв. километр, Филиппины –на 26-м при плотности 333 филиппинца, Шри-Ланка – на 27-й позиции с 328 ланкийцами, Германия – на 36-м с 230 ртами на 1 км, Китай – на 56-м месте с 139 жителями, Тайланд стоит рядом с КНР – 37-я позиция и 131 таец. Для справки, в России плотность населения 8,5 чел/км, в европейской части страны – 27 человек на 100 гектар (= 1 квадратный километр). 😉
Получается, что нам нужно бояться войны не с Китаем, у которого места, судя по всему, хватает, а население составляет 1,37 млрд. В сравнении с Индией (1,22 млрд.), китайцы еще могут довести количество народонаселения до 3,4 миллиарда человек…
По ощущениям, в Шри-Ланке нам не показалось, что так уж много людей вокруг… Возможность уединиться где-нибудь в поле или в джунглях была.
Народу в Индии, действительно, много. Но все не так однозначно. В штате Гоа, в Кольве и в Керале (на курорте Ковалам) днем улицы пустые (в Кольве всего одна улица 😀 ). С заката солнца и до 22:00, когда спадает жара, народу на центральной улице Кольвы и у моря прилично, но местные теряются среди туристов. Ковалам — это, скорее, курорт для индийцев (внутренний туризм в Индии очень развит, паломничество — это тоже туристическая поездка). Здесь набережная и пляжи заполняются индийцами, но очень локально: где выгрузился из автобуса народ, там и мочат ноги в море или глазеют на белых.
В Мумбаи днем все заняты и по улицам не болтаются. Исключение — набережная у арки «Ворота в Индию» (в Дели арка — «Ворота Индии»), ну и другие достопримечательности. Но это — не столпотворение, как вечером.
Гокарна, на самом деле, по Индийским меркам — деревня, с ее двадцати пяти тысячами жителей и населением, являющимся, в основном браминами, которые в свободное от службы время (в обычные дни) заняты своими делами. Но на узких улицах много туристов и паломников. Городской пляж пустой. Во время праздников отрезок пляжа у города забит битком и превращается в помойку. Еще четыре пляжа, находящиеся на разном удалении от города, по нашим меркам, безлюдны всегда.
Мы двенадцать дней жили в отеле (четыре коттеджа по четыре номера), практически, одни. Однажды на ночь заселились европейцы и некоторое количество индусов проездом останавливалось на день-два (такая свобода и позволяла мне в одних трусах и с камерой гоняться за павлинами).
Поля, джунгли, заповедники — тут и говорить не о чем.
Бояться ли нам индусов? Абсурд! У Индии есть территориальные проблемы в штатах, граничащих с Пакистаном и в Тибете. Они вооружаются, и не только у нас покупают современное оружие.